Чередование гласных е -и в корне слова





«Кто «командует» корнями? Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте с таким заголовком? Оказывается, у разных корней бывают разные командиры. Проверяемые гласные в корне Непроверяемые гласные в корне Чередование гласных в корне ДОмовитый - дом СИреневыйРАстение








Спишите текст, заменяя (где возможно) глаголы другими, сходными по значению, с чередующимися гласными в корне. Мы устроились на отдых у реки. Быстро поднялись на берегу палатки, з…ря угасла. Последние лучи солнца чуть трогали верш…ны деревьев. По оврагам ра…ходился туман. Мы стали искать сучья и бросать их в костёр. Один за другим вспыхивали сучья. а и С распоЛОЖились КАСались расСТИЛался соБИРать заГОрались







10 Объясните правописание корней. Серый зайка удирает, Сердце в пятках замирает. Расстилаясь по тропинке, Мимо ёлки и осинки Он блистательно бежит, Выбирает виражи. Обжигает ветер ушки! Скок – поскок – Беглец в избушке. Запирай, зайчиха, дверь! Нам не страшен жуткий зверь! Н. Тимофеенко. Объясните знаки препинания.








Домашнее задание. Параграф – повторить, 113. Упражнение 653.

Урок по теме "Буквы е–и в корнях с чередованием"

Цели урока:

Познакомить с правописанием букв е-и в корнях с чередованием.

Развивать умение правильно писать буквы е-и в корнях с чередованием.

Воспитывать интерес к произведениям УНТ.

Оборудование: таблица, раздаточный материал.

Ход урока

    Орг. момент.

    Сообщение темы и цели урока.

Послушайте начало грамматического рассказа о Незнайке и постарайтесь сформулировать тему урока и его цели.

Поручили Незнайке как-то написать плакат.

Начал он было писать «соб…», да задумался. Думал он долго, да так ничего и не придумал. И тут вспомнил о справочном бюро.

-Скажите, пожалуйста, как написать « собирайте» или « соберайте»?

-Сейчас Вам ответит Суффикс-консультант…

Что ответил Суффикс-консультант Незнайке, мы должны выяснить сами.

Догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (О чередовании гласных е-и в корне).

Правильно, сегодня мы познакомимся с корнями, в которых чередуются гласные е-и. На уроке мы научимся находить эти корни. Наша главная задача – научиться правильно писать гласную в корнях с чередованием. А помогут нам в этом произведения устного народного творчества.

3.Знакомство с н/м.

На доске записаны пословицы:

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Лето собирает, а зима поедает.

Запишите пословицы, объясните их смысл.

Выпишите из пословиц однокоренные глаголы:

Соберешь - собираешь

Какие гласные чередуются в корне?

Запишите ещё пары глаголов:

Удерёт – удирает

Замереть – замирает

Запереть – запирает

Стереть – стирает

Выделите в этих словах корни.

Внимательно посмотрите и скажите, что стоит после корней, в которых пишется гласная и? Попробуйте сформулировать правило.

Давайте проверим, как объясняется правило в учебнике.

Чтение правила в учебнике на странице

От чего зависит выбор гласных е - и в корне?

Есть ли в слове после корня суффикс –а-?

4. Работа с таблицей «Буквы е- и в корнях с чередованием».

На партах у Вас лежит таблица «Буквы е- и в корнях с чередованием». Внимательно рассмотрите ее и выпишите примеры с теми корнями, которые нами еще не рассматривались сегодня на уроке.

Прочитайте, что Вы выписали?

Перестелить - перестилает

Выжегший - прожигает

Блестеть - блистает

Вычет - вычитание

Назовите корни, в которых чередуются гласные е - и.

Корни с чередованием е - и запомнили. Теперь посмотрим, сможете ли Вы найти слова с этими корнями в загадках.

5. Тренировочные упражнения.

Выборочное списывание.

Выпишите из загадок только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е - и.

1. Постелю рогожку, посею горошку, положу калач, никому не взять. (Небо, звезды, месяц). 2.Белый Тихон с неба спихан, где пробегает- ковром устилает. (Снег). 3.Заря-заряница, красная девица, врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла, месяц видел, а солнце скрало. (Роса). 4.Расстилается по двору белое сукно: конь его топчет, один ходит, другой водит, черные птицы на него садятся. (Письмо). 5.Чего в коробейку не спрятать и не запереть? (Свет.) 6.Черна,мала крошка, соберут немножко, в воде поварят, кто съест-похвалит. (Каша).7. Маленький черпачок, красненький колпачок, три раза в день берется и опять на место кладется. (Ложка).8. Временем рассеваю, временем собираю, сам сыт бываю и других кормлю. (пахарь).9.Низок. да колюч, сладок, да пахуч. Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь.(Крыжовник).

Объяснительный диктант

1. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 2. Ешь горькое, доберешься и до сладкого. 3.Кого слова не берут, с того шкуру дерут.4. Снега надует – хлеба прибудет; вода разольется – сена наберется. 5. Скупой запирает крепко, а потчует редко.6. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает. 7. Ржавое железо не блестит.

6.Подведение итогов урока.

Чему учились на уроке? С каким правилом познакомились?

Вернемся к нашему грамматическому рассказу. Что же ответил суффикс консультант Незнайке?

Если после корня –а-,

В корне будет И всегда.

Вот пример запоминай:

«Ноги вытер? Вытирай!»

Сейчас посмотрим, как вы это правило усвоили.

7. Проверочная работа.

1 вариант

1. За все б_рется, да все не удается. 2. Золотой молоток и железные ворота отп_рает.3. Богатый ума купит; убогий и свой бы продал, да не б_рут. 4. Одной рукой соб_рай, другой раздавай! 5. Рукою погоняет, а другою слезы ут_рает.

2 вариант

Вставьте пропущенные буквы в пословицы.

1. Не все то золото, что бл…стит. 2. По капле и море соб…рается. 3. За всякое дело б…рись умело. 4. не боги горшки об…гают. 5. Как пост…ешь, так и поспишь.

П.113, упр. 653 (по вариантам)

Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией В.В.Бабайцевой, листы учета знаний, проектор, сигнальные карточки, раздаточный печатный материал, таблица «Буквы Е-И в корнях с чередующимися гласными».

Вид работы Оценка

1. Цифровой диктант

2. Работа с упр. на карточке

3. Выборочный диктант

4. Творческа работа

Ход урока

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Интерактивная доска

Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, - ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.

(Расул Гамзатов)

  • Прочитать текст.
  • (Как надо жизнь прожить.)
  • Какой это тип речи? (рассуждение).

Учитель объявляет учащимся о том, что на уроке будут листы учета знаний, в которые они будут ставить себе баллы за выполненные задания, а в конце урока - подведение итогов.

Задание 1.

Буквенный диктант

Вставьте в слова пропущенные буквы. Поставьте в тетрадь цифру 1, если в слове пишется О; 2 - пишется А. Например: коса-1, касаться- 2.

Самопроверка по и/а доске:

Ответ: 1 1 1 2 2 2 1 2

0 ош. - 3 б

1 ош. - 2 б

2, 3 ош. - 1 б

> 3 ош. - 0

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Создание проблемной ситуации .

Разбирать-разберу

Отпирать-отпереть

Задирать-задеру

Вытирать-вытереть

Замирать-замереть

(Слова однокоренные)

(Буквы е-и в корнях с чередованием).

(Узнать, от чего зависит написание гласных Е-И.)

Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И-Е.

(Ребята находят зависимость написания букв Е-И от наличия или отсутствия суффикса А).

В случае затруднения:
Выделите суффиксы. Существует ли какая-то закономерность при написании гласных Е или И в данных словах?

Обратите внимание на таблицу, на ней изображены все корни, в которых происходит чередование И-Е.

Посмотрим сценку . «Суффикс-консультант»

1-й ученик: Поручили Незнайке написать объявление. Начал он было писать, да задумался: как правильно - собирайте или соберайте

Незнайка. 2-й ученик

3-й ученик: И и Е

Если после корня - А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги выте р? Выти рай!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Выполняем упражнение 928.

  • Читаем задание.
  • Что такое видовая пара.

К упр. 928:

(ты ч. сделаешь) соберешься - (ты ч. делаешь) собираешься

(ч. сделать) выжечь - (ч. делать) выжигать

(ч. сделать) запереть - (ч. делать) запирать

(он ч. делает) расстилается - (он ч. сделает) расстелется

(ч. делать) блестеть - (ч. сделать) блистать

(ты ч. сделаешь) удерешь - (ты ч. делаешь) удираешь

(ч. сделать) умереть - (ч. делать) умирать

(ч. делать) протирать - (ч. сделать) протереть

2.Выполняем упражнение на зеленой карточке.

Соб…раешь - соб…реешь

Прод…раешь - прод…решь

Зам…рает - зам…р

Зап…рает - зап…р

Прот…рал - прот…реть

Бл…стать - бл…стеть

Выж…гал - выж…г

Расст…лать - расст…лить

? (нужно знать правило) .

Физкультминутка.

Игра «Хлопок». Учитель называет слоава с чередующимися Е и И в корне. Слово с И - хлопок.

Слова для игры: набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.

3.Выборочный диктант (раздаточный материал).

Е -И, обозначьте орфограмму.

Проверка: доска

0 ош. - 3 б

1, 2 ош. - 2 б

3, 4, 5 ош. - 1 б

> 5 ош. - 0

Занесение результатов в оценочный лист.

Гимнастика для глаз

4.Творческое з адание (раздаточный материал).

Например:

1.


2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и предавать совет, просьбу.

?

Примерный образец:

4. Убирай локти со стола.

Поставим оценку за задание:

  • 5-6 предложений - 3 балла
  • 3-4 предложения - 2 балла
  • 1-2 предложения - 1 балл

Оценка

11-12 баллов 5

9-10 баллов 4

6-8 баллов 3

Меньше 6 баллов 2

Рефлексия

Е-И ?

Что было трудно.

Что было интересно.

Домашнее задание (написано на закрытой доске).

1. Выучить правило.

Б: упр. 930.

В: упр. 929 (1).

Спасибо за урок!

Просмотр содержимого документа
«Урок Буквы е-и в корнях с чередованием »

Буквы е-и в корнях с чередованием

Цели урока: Формирование орфографических умений и навыка по правописанию букв Е–И в корнях с чередованием.

Задачи

Образовательные

    Показать основное отличие безударных гласных от гласных в корнях с чередованием.

    Помочь сформулировать правило, связав его с условием выбора гласной корня.

    Научить применять правило на практике.

Воспитательные: Воспитание интереса к предмету.

Развивающие

Оборудование: учебник русского языка 5-й класс под редакцией В.В.Бабайцевой, листы учета знаний, проектор, сигнальные карточки, раздаточный печатный материал, таблица «Буквы Е–И в корнях с чередующимися гласными».

Вид работы

Оценка

1. Цифровой диктант

2. Работа с упр. на карточке

3. Выборочный диктант

4. Творческа работа

Ход урока

Приветственное слово учителя и подготовка тетрадей к работе.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Интерактивная доска

Работа с текстом.

У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей выр…стить. А ещё надо добрую песню сл…жить. И это далко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: сл…гал песню или р…стил ребенка, – ко всему нужно прил…жить усилия, всему отдать свою душу.

(Расул Гамзатов)

    Определить его основную мысль, что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить.)

    Какой это тип речи? (рассуждение).

    На какие правила пропущены гласные в словах (чередующиеся гласные в корнях слов)?

    Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще? Демонстрация таблицы.

    Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание (1 человек работает с доской и обозначает орфограмму, остальные записывают слова в тетрадь).

Учитель объявляет учащимся о том, что на уроке будут листы учета знаний, в которые они будут ставить себе баллы за выполненные задания, а в конце урока – подведение итогов.

Задание 1.

Буквенный диктант на закрепление правила о чередующихся гласных в корнях слов КАС-КОС, ЛАГ-ЛОЖ, РАСТ-РАЩ-РОС.

Вставьте в слова пропущенные буквы. Поставьте в тетрадь цифру 1, если в слове пишется О; 2 – пишется А. Например: коса-1, касаться- 2.

Прикосновение, положение, росток, касание, предлагать, выращенный, приросла, возрастной.

Самопроверка по и/а доске:

Ответ: 1 1 1 2 2 2 1 2

0 ош. – 3 б

1 ош. – 2 б

2, 3 ош. – 1 б

3 ош. – 0

Занесение результатов в оценочный лист.

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Создание проблемной ситуации . У доски работает ученик, который выполняет необходимые действия со словами.

Прочитайте записанные на доске слова парами:

Разбирать

Отпирать

отпереть

Задирать

Вытирать

вытереть

Замирать

замереть

Выделите корни. Одинаковые корни или разные? (Слова однокоренные)

Подчеркните гласные в них. Что заметили? Как называется такое явление? Гласные чередуются, чередование.

Сформулируйте тему урока, о чем мы сегодня будем говорить. (Буквы е–и в корнях с чередованием).

Ребята записывают тему урока в тетрадь.

Запишите вопрос, на который бы вы хотели получить ответ в ходе сегодняшнего нашего урока? (Узнать, от чего зависит написание гласных Е–И.)

Попытаемся сами узнать от чего зависит написание чередующихся гласных И–Е.

Посмотрите внимательно на пары этих слов, какую закономерность здесь можно увидеть?

(Ребята находят зависимость написания букв Е–И от наличия или отсутствия суффикса А).

Сверим вывод с правилом в учебнике на с. 139.

Обратите внимание на таблицу, на ней изображены все корни, в которых происходит чередование И–Е.

Посмотрим сценку . «Суффикс-консультант» (*Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).

1-й ученик: Поручили Незнайке написать объявление. Начал он было писать, да задумался: как правильно – собирайте или соберайте ? Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

Незнайка. 2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?

3-й ученик: В таких корнях, где чередуются И и Е , все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:

Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги выте р? Выти рай!

Стихотворение написано на доске. Хоровое проговаривание.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Выполняем упражнение 928. Наша задача: научиться обозначать орфограмму.

    Читаем задание.

    Что такое видовая пара.

К упр. 928:

(ты ч. сделаешь) соберешься – (ты ч. делаешь) собираешься

(ч. сделать) выжечь – (ч. делать) выжигать

(ч. сделать) запереть – (ч. делать) запирать

(он ч. делает) расстилается – (он ч. сделает) расстелется

(ч. делать) блестеть – (ч. сделать) блистать

(ты ч. сделаешь) удерешь – (ты ч. делаешь) удираешь

(ч. сделать) умереть – (ч. делать) умирать

(ч. делать) протирать – (ч. сделать) протереть

2.Выполняем упражнение на зеленой карточке.

Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограмму.

Соб…раешь – соб…реешь

Прод…раешь – прод…решь

Зам…рает – зам…р

Зап…рает – зап…р

Прот…рал – прот…реть

Бл…стать – бл…стеть

Выж…гал – выж…г

Расст…лать – расст…лить

Взаимопроверка: слова написаны на доске

Занесем результаты в оценочный лист.

? можно ли пользоваться проверочным словом при объяснении слов с чередованием (нужно знать правило) .

Обратить внимание на тему урока и главный вопрос урока. Что мы узнали?

3.Выборочный диктант (раздаточный материал).

Выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных Е И, обозначьте орфограмму.

1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.

Проверка: доска

Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.

0 ош. – 3 б

1, 2 ош. – 2 б

3, 4, 5 ош. – 1 б

5 ош. – 0

Занесение результатов в оценочный лист.

Гимнастика для глаз

Работа с сигнальными ракетами

Задание: поднять ракетку, в зависимости от того, какая буква пишется в слове.

Избиратель, замереть, прилагательное, растереть, разрастить, отрасль, задирать, отпирать, расположить.

Самолёт набирает высоту. Дорога стелется во ржи. Зимой жизнь в лесу замирает.

4.Творческое з адание (раздаточный материал).

Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием в корне, составьте памятку с советами.

Например:

1. Вымыв руки пред едой, вытирай их тщательно.

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятка:

1) Используй короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и предавать совет, просьбу.

? какое местоимение соответствует 2 л. ед. ч. (ты)

Набор глаголов с чередующимися корнями:

собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растареть).

Примерный образец:

1. Вымыв руки пред едой, вытирай их тщательно.

2. Постели салфетку на колени.

3. Не задирай ноги и не болтай ими.

4. Убирай локти со стола.

5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

6. Не втирай в скатерть пролитый суп.

7. После еды убери за собой посуду.

8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.

Поставим оценку за задание:

    5–6 предложений – 3 балла

    3–4 предложения – 2 балла

    1–2 предложения – 1 балл

Подведем итоги, обратимся к оценочным листам.

Оценка

11–12 баллов

9–10 баллов

6–8 баллов

Меньше 6 баллов

Рефлексия

Вспомним, какое правило изучали.

Какова была учебная задача? Справились ли с ней?

Какой же суффикс командует корнями с чередующимися Е–И ?

Что было трудно.

Что было интересно.

Домашнее задание (написано на закрытой доске).

1. Выучить правило.

2. А: Напишите сочинение-миниатюру «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении опорные слова с чередующимися гласными в корне: прилагать, разбирать, вытирать, расстилать и т.д. Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.

Б: упр. 930.

В: упр. 929 (1).