Аллен даллес.

"Если Даллес по какому-нибудь недоразумению попадёт в рай, он и там станет устраивать заговоры и начнёт отстреливать ангелов", – писал Илья Эренбург. Говорят, шеф ЦРУ очень любил цитировать эти слова.


Он заболел "большой игрой" ещё в юности, прочтя роман Киплинга "Ким". Однако выбрал карьеру дипломата в надежде стать третьим госсекретарём США в своей семье, вслед за дедом и дядей. Но этой цели суждено было достичь не ему, а его родному брату – Джону Фостеру Даллесу. Аллен оказался не готов медлен

но, годами взбираться по служебной лестнице.

Он ушёл в крупную нью-йоркскую юридическую фирму "Салливан и Кромвель". Но частенько выполнял правительственные поручения за рубежом. Ему пришлось даже встречаться с Муссолини и новоизбранным германским канцлером Адольфом Гитлером.

На людей со связя

ми в деловых и политических кругах всегда большой спрос. А уж во время войны – тем более. И с началом Второй мировой Аллен Даллес был привлечён к работе в американской разведке, которая тогда именовалась Управлением стратегических служб.

Даллес числился дипломатом, но все заинтересованные лица пр

екрасно знали, что он глава американской разведки в Европе. Правда, это нисколько не помешало Аллену добиваться успехов. Его самое ценное приобретение – сотрудник германского МИД Фриц Кольбе, который сам приехал в Берн предлагать свои услуги. Британский резидент отмахнулся, подумал: провокация. А Да

ллес поверил и уже к весне 1944 года получил от Кольбе свыше тысячи секретных документов. В том числе и данные о разработках германских учёных атомного и ракетного оружия.

Но больше всего Даллес "прославился" операцией "Санрайз Кроссворд" – так именовались переговоры с немцами о сепаратном мире в

есной 1945 года.

Война кончилась, Даллес вернулся к мирной жизни юриста. Но однажды министр обороны Джеймс Форрестол попросил его проанализировать работу недавно созданного ЦРУ. Аллен разнёс деятельность спецслужбы в пух и прах.

За слова надо отвечать. И Даллеса позвали работать в ЦРУ, пр

едложив пост заместителя директора. А ещё два года спустя, в феврале 1953 года, он возглавил американскую разведслужбу.

За время его руководства ЦРУ превратилось в мощнейшую организацию, проводившую тайные операции по всему миру. И только провал вторжения на Кубу в апреле 1961 года поставил крест

на карьере Аллена. Последние месяцы своей работы в ЦРУ он занимался в основном строительством новой штаб-квартиры управления в Лэнгли.

В нашей стране со времён Эренбурга Даллеса склонны демонизировать. Очень часто в "патриотической" прессе поминается так называемая "Инструкция 2001", якобы в

ыпущенная Даллесом в декабре 1945 г. Мол, именно тогда Даллес разработал план развала Советского Союза с помощью "секса, наркотиков, рок-н-ролла" и т.п.

Но в 1945 г. роль Даллеса в УСС не позволяла ему выпускать подобные инструкции, да и само УСС подобными проектами просто не могло заниматься. Эт

о была не слишком-то серьёзная организация, занимавшаяся только сбором информации.

Планы преобразования разведки обсуждались уже в то время, и Даллес, конечно же, принимал участие в их разработке. Именно ему принадлежит идея, что надо активно вмешиваться во внутренние дела других стран, применять

диверсии, политические убийства и даже поддерживать государственные перевороты. Однако в реформированную службу Даллеса не пригласили.

Нет никаких доказательств, что и в бытность руководителем ЦРУ Даллес выпускал подобную директиву. Об этом нет ни слова ни в рассекреченных документах спецслужб,

ни даже в исследованиях по истории американской разведки.

Да и не в характере Аллена было строить долговременные, рассчитанные на десятилетия планы. Генерал-майор Кеннет Стронг, руководивший американской армейской разведкой в Западной Европе во время Второй мировой, называл Даллеса "наиболее выд

ающимся американским профессиональным разведчиком своего времени, хотя и более склонным к оперативному сбору и анализу информации, чем к долговременным разведывательным проектам".

И всё же в российской истории Даллес сыграл судьбоносную роль.

В 1917 году он работал в американском представи

тельстве в Берне. Аллен дежурил, когда в дипломатическую миссию позвонил с просьбой о встрече мужчина, представившийся Владимиром Ильичём Лениным.

Зачем звонил Ленин, уже никогда, наверно, не выяснится. Быть может, хотел махнуть через Атлантику. Но Даллес принял его за психически неуравновешенног

Книга "Асы шпионажа" составлена Алленом Даллесом - супершпионом, легендарным шефом ЦРУ, автором многих бестселлеров, в том числе "ЦРУ против КГБ. Искусство шпионажа". В книге повествуется о 39 ярчайших эпизодах из богатой истории мирового шпионажа. Каждый эпизод снабжен личными комментариями Аллена Даллеса.

Авторы этой книги - создатели мощной разведывательной системы Запада, направленной против СССР. Аллен Даллес во время Второй мировой войны был руководителем резидентуры Управления стратегических служб США, а затем занимал пост директора ЦРУ (с 1953 по 1961 г.). Он известен как автор знаменитой "доктрины Даллеса", где был разработан план разрушения СССР с помощью внешней и внутренней агентуры, а также идеологических диверсий.

Книга одного из основателей и первого руководителя Центрального разведывательного управления США Аллена Даллеса входит в серию "Секретные миссии". Автор, признанный специалист в области теории и практики разведывательной деятельности, дает краткий очерк истории секретной службы вообще и американской в частности. Значительное внимание уделяет деятельности советской внешней разведки.
Для широкого круга читателей.

Авторы этой книги - виднейшие западные политики: Уинстон Черчилль - премьер-министр Великобритании в годы Второй мировой войны и после нее, часто вел переговоры со Сталиным, бывал в СССР; Аллен Даллес - крупнейший американский дипломат, разведчик, возглавлял ЦРУ в послевоенные годы, во многом определял политику США, когда в СССР правил Никита Хрущев; Генри Киссинджер, "патриарх американской дипломатии", был Государственным секретарем...

Уникальная книга, написанная Алленом Даллесом - американским суперагентом, легендарным шефом ЦРУ. Автор раскрывает малоизвестные факты тайных операций американской разведки на территории Европы.
Рассказывает о швейцарской, французской, итальянской разведслужбах, методах информационной и психологической войны.

Авторы этой книги - видные мировые политики второй половины XX века. Аллен Даллес был директором ЦРУ США в 1953-1961 гг.; Дэвид Рокфеллер-старший - один из основателей Бильдербергского клуба, известный американский банкир, внук нефтяного магната и первого в истории миллиардера Джона Рокфеллера; Энвер Ходжа - известный балканский политик, руководитель Албании в 1941-1985 гг.

Профессиональный разведчик и директор ЦРУ на протяжении десятилетия, Аллен Даллес рассказывает о глобальном противостоянии его ведомства с Комитетом госбезопасности СССР, во время которого отрабатывались приемы разведки и шпионажа, известные с древнейших времен. Смерть: Вашингтон (округ Колумбия) , США Место погребения: Балтимор , Мэриленд , США Супруга: Марта Кловер Тодд (с 1920) Образование: Принстонский университет (1914)

Биография

Семья

Аллен Уэлш Даллес родился 7 апреля 1893 года в городке Уотертаун, штат Нью-Йорк, в семье, многие представители которой занимали важные посты в американской дипломатической службе. Дед по отцовской линии был миссионером, долгое время провел в Индии. Его дед по материнской линии генерал Джон Уотсон Фостер - участник гражданской войны, был Государственным секретарём при президенте Бенджамине Гаррисоне , позднее был послом США в Мексике , России и Испании . Муж его тёти, Роберт Лансинг , был Государственным секретарём в администрации Вудро Вильсона . Старший брат Аллена Уэлша, Джон Фостер Даллес , впоследствии был назначен Государственным секретарём при президенте Дуайте Эйзенхауэре . Мать выросла в Европе, отец получил европейское образование.

Детство

По воспоминаниям Даллеса он рос в атмосфере семейных споров по поводу происходящих в мире событий. В 1901 году , когда Аллену было 8 лет, под влиянием споров между его дедом и Лансингом об англо-бурской войне , изложил собственные мысли на этот счет на бумаге. Он в решительной форме выступил на стороне «обиженных». Записки ребёнка были замечены взрослыми и изданы в виде брошюры, которая стала «бестселлером» в районе Вашингтона .

Карьера

«План Даллеса»

Начиная с 1990-х годов в российских СМИ иногда упоминается так называемый «План Даллеса » - текст на русском языке, излагающий общие принципы подчинения СССР через идеологическое развращение населения, весьма откровенный по формулировкам. По одной версии, этот доклад был произнесён Даллесом в Конгрессе США в 1945 г., по другой - это отрывок из его книги, опубликованной то ли в 1945 , то ли в 1953 году. Текст «Плана» восходит к отрывку из романа Анатолия Иванова «Вечный зов » в редакции 1981 года (в романе его произносит один из отрицательных героев - бывший белогвардеец на службе у нацистов ). В виде, цитируемом сторонниками его подлинности, «План Даллеса» на русском языке нигде не был опубликован в документалистике, а английский оригинал этого текста никогда не был представлен не только общественности, но и экспертам .

Иногда «Планом Даллеса» называют меморандум 20/1 СНБ США от 18 августа , представляющий из себя подготовленный по запросу министра обороны Джеймса Форрестола аналитический документ о долгосрочных целях политики США в отношении СССР .

Киновоплощения

  • Герберт Тиде «Дело У-2» («Die U-2-Affäre») (ФРГ, 1970)
  • Отто Буссе «Освобождение » (СССР, 1972)
  • Вячеслав Шалевич «Семнадцать мгновений весны » (СССР, 1973)
  • Йозеф Ветровец «Жизнь и смерть Фердинанда Люса » (СССР, 1976)
  • Лев Эйрес «Francis Gary Powers: The True Story of the U-2 Spy Incident» (США, 1976)
  • Джордж Хемлин «Кеннеди» («Kennedy») (США, 1983)
  • Николай Засухин «Мы обвиняем » (СССР, 1985)
  • Терренс Лабрус «День первый» («Day One») (США, 1989)
  • Станислав Бичиско «Ветер с востока » (1993)
  • Майк Кеннеди «Dark Skies» (США, 1996-1997)
  • Джек Беттс «Комиссия» («The Commission») (США, 2003)
  • Седрик Смит «Компания» («The Company») (США, 2007)
  • Тим Эхерн The Real American - Joe McCarthy (США, 2011)
  • Аллен Рояль «Кеннеди» («The Kennedys») (США, 2011)
  • Петер Макробби «Шпионский мост » (США, 2015)

Напишите отзыв о статье "Даллес, Аллен"

Примечания

Ссылки и литература

  • Юлиус Мадер . Гангстеры Аллена Даллеса. М: Воениздат, 1960. Пер. с нем.
  • на проекте
  • Herman Finer . Dulles over Suez, the Theory and Practice of his Diplomacy (Аллен Даллес по вопросу Суэцкого канала: теория и практика его дипломатии). Heinemann: Лондон , 1964; Quadrangle Books: Чикаго , 1964.

Отрывок, характеризующий Даллес, Аллен

– A vos places! [По местам!] – вдруг закричал голос.
Между пленными и конвойными произошло радостное смятение и ожидание чего то счастливого и торжественного. Со всех сторон послышались крики команды, и с левой стороны, рысью объезжая пленных, показались кавалеристы, хорошо одетые, на хороших лошадях. На всех лицах было выражение напряженности, которая бывает у людей при близости высших властей. Пленные сбились в кучу, их столкнули с дороги; конвойные построились.
– L"Empereur! L"Empereur! Le marechal! Le duc! [Император! Император! Маршал! Герцог!] – и только что проехали сытые конвойные, как прогремела карета цугом, на серых лошадях. Пьер мельком увидал спокойное, красивое, толстое и белое лицо человека в треугольной шляпе. Это был один из маршалов. Взгляд маршала обратился на крупную, заметную фигуру Пьера, и в том выражении, с которым маршал этот нахмурился и отвернул лицо, Пьеру показалось сострадание и желание скрыть его.
Генерал, который вел депо, с красным испуганным лицом, погоняя свою худую лошадь, скакал за каретой. Несколько офицеров сошлось вместе, солдаты окружили их. У всех были взволнованно напряженные лица.
– Qu"est ce qu"il a dit? Qu"est ce qu"il a dit?.. [Что он сказал? Что? Что?..] – слышал Пьер.
Во время проезда маршала пленные сбились в кучу, и Пьер увидал Каратаева, которого он не видал еще в нынешнее утро. Каратаев в своей шинельке сидел, прислонившись к березе. В лице его, кроме выражения вчерашнего радостного умиления при рассказе о безвинном страдании купца, светилось еще выражение тихой торжественности.
Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».
[Долгом поставляю донести вашему величеству о состоянии корпусов, осмотренных мною на марше в последние три дня. Они почти в совершенном разброде. Только четвертая часть солдат остается при знаменах, прочие идут сами по себе разными направлениями, стараясь сыскать пропитание и избавиться от службы. Все думают только о Смоленске, где надеются отдохнуть. В последние дни много солдат побросали патроны и ружья. Какие бы ни были ваши дальнейшие намерения, но польза службы вашего величества требует собрать корпуса в Смоленске и отделить от них спешенных кавалеристов, безоружных, лишние обозы и часть артиллерии, ибо она теперь не в соразмерности с числом войск. Необходимо продовольствие и несколько дней покоя; солдаты изнурены голодом и усталостью; в последние дни многие умерли на дороге и на биваках. Такое бедственное положение беспрестанно усиливается и заставляет опасаться, что, если не будут приняты быстрые меры для предотвращения зла, мы скоро не будем иметь войска в своей власти в случае сражения. 9 ноября, в 30 верстах от Смоленка.]
Ввалившись в Смоленск, представлявшийся им обетованной землей, французы убивали друг друга за провиант, ограбили свои же магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше.
Все шли, сами не зная, куда и зачем они идут. Еще менее других знал это гений Наполеона, так как никто ему не приказывал. Но все таки он и его окружающие соблюдали свои давнишние привычки: писались приказы, письма, рапорты, ordre du jour [распорядок дня]; называли друг друга:
«Sire, Mon Cousin, Prince d"Ekmuhl, roi de Naples» [Ваше величество, брат мой, принц Экмюльский, король Неаполитанский.] и т.д. Но приказы и рапорты были только на бумаге, ничто по ним не исполнялось, потому что не могло исполняться, и, несмотря на именование друг друга величествами, высочествами и двоюродными братьями, все они чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходилось расплачиваться. И, несмотря на то, что они притворялись, будто заботятся об армии, они думали только каждый о себе и о том, как бы поскорее уйти и спастись.

«План Даллеса» (Доктрина Даллеса) — один из самых известных в России мифов о теории заговора и враждебном информационном влиянии США на СССР, в последствии и на Россию. Несмотря на полное отсутствие хоть каких-то доказательств существования данного «плана» и ряд фактов подтверждающих его вымышленность, этот текст многими до сих пор считается правдивым. Как и любой другой миф из теорий заговора «План Даллеса» является хорошо организованным .

Эта статья расскажет возникновения «Плана Даллеса», его связь с реальностью и использованных пропагандистских методиках в составлении самого «плана», а так же его дальнейшей популяризации.

Данная статья является не более чем разбором вопроса и анализом информации из открытых источников. «План Даллеса», «Доктрина Алена Даллеса» и любые другие документы или тексты с подобным названием, а так же сходные по смыслу являются ФАЛЬШИВКОЙ направленной на создание негативного отношения к США в целом с использованием распространенного пропагандистского и демагогического приема — поиска виноватых. Личное мнение автора, как к самому вопросу, так и к указанным в статье личностям не используется.

«План Даллеса» в статье митрополита Иоанна, 1993 год

Первым упоминанием текста, который в итоге превратился в тот самый план, в российских СМИ является публикация статьи «Битва за Россию» митрополита Иоанна в газете «Советская Россия» 20 февраля 1993 года, в 1995 изданной в сборнике «Одоление смуты» .

Иван Матвеевич Снычёв, 9.10.1927 - 2.11.1995. Епископ Русской Православной Церкви, с 20 июля 1990 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, постоянный член Священного Синода, магистр богословия, публицист, автор ряда книг. В прессе известен как ярый традиционалист, монархист и националист, а так же антисионист и сторонник российского изоляционизма.

В первых строках этого собрания сочинений, книги «Одоление смуты» имеется такая фраза: «Когда это стремление к чистоте и святости овладевает целым народом, он становится носителем и хранителем идеи столь высокой, столь сильной, что это неизбежно сказывается на всем мироустройстве. Такова судьба русского народа. В этом положении народ и его государство неизбежно подвергаются испытаниям самым тяжким, нападкам самым безжалостным и коварным. Такова судьба России «. Цитирование этой фразы важно для указания на демагогический аспект всей статьи — приведение объекта (человека, общества, народа) к «избранности», отчуждения его от окружающих и выставления этих окружающих некими враждебно настроенными, противниками. В этой фразе прямо говориться — судьба России и ее народа бороться с коварными нападками тех, кто не согласен с избранностью данного народа. По сути, в этой короткой фразе сразу собраны три демагогических приема: подмена тезисов, порочный круг, ложная альтернатива и даже, возможно, аргумент к личности (неких врагов несогласных с позицией автора, которая якобы отражает мнение всего народа). В дальнейшем, в тексте разбираемой статьи мы можем постоянно видеть подобные высказывания и те же демагогические приемы.

Отрывку, посвященному высказываниям Даллеса предшествует обширный «экскурс в историю» утверждающий исключительную роль России и конкретно Православной Церкви в борьбе с неким мировым злом и заговором: «В 1054 году христианский мир испытал страшное потрясение: от вселенской полноты Православной Церкви отпал католический Запад, прельстившись суетой и обманчивой славой мирского величия. Русь сохранила верность Православию, презрев политические выгоды и соблазны ради подвижнических трудов и даров церковной благодати. С этого момента берет свое начало не прекращающаяся по сию пору война против России «. Стоит отметить, что крещение Руси состоялось около 990 года, так что к 1054 году, спустя всего 64 года от официального принятия Руси христианства. Очень опрометчиво с исторической точки зрения заявлять о том, что за столь короткий срок весь народ Руси являл собой единую религиозную силу. Кроме того, в 1024 и 1071 годах происходили крестьянские восстания в Суздале и Ростове, предводительствовали в которых волхвы. В контексте данной статьи неуместно разбирать эти исторические факты, но то, что восстаниями руководили языческие жрецы, вероятно, свидетельствует о неполном единстве веры. Так же Иоанн цитирует, хотя и не утверждает их подлинности, «Протоколы сионских мудрецов » . Конкретно Алена Даллеса митрополит Иоанн цитирует в статье «Битва за Россию» и приводит такие слова, якобы сказанные в 1945 году, видимо уже после завершения Второй Мировой Войны:

«Посеяв в России хаос, — сказал в 1945 году американский генерал Аллен Даллес, руководитель политической разведки США в Европе, ставший впоследствии директором ЦРУ, — мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например мы, постепенно вытравим их социальную сущность. Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубине народных масс. Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: все это мы будем ловко и незаметно культивировать… И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества».

Итак, вот ряд вещей, которые дискредитируют данный текст и заставляют серьезно усомниться в его подлинности:

«Посеяв в России хаос » — в 1945 году существовал лишь СССР и его коммунистическое правительство с коим у капиталистических США были известные конфронтации. Сомнительно что в подобных высказываниях агента ЦРУ упоминалась бы именно Россия являвшаяся частью СССР, чем сам СССР. Хотя, в США времен Холодной войны одинаково популярно было как выражение «Soviet Russia», так и «Soviet Union», поэтому далеко не факт что эта фраза действительно имеет значение.

«Генерал Аллен Даллес » — Ален Даллес не был генералом, ровно, как и вообще не служил в вооруженных силах. С одной стороны священник мог и не знать о звании цитируемого им человека. Но если используются чьи-то цитаты, то верно предположить что цитирующий сам читал, то о чем он говорит, а значит должен быть хотя бы поверхностно знаком с биографией автора. Особенно когда делаются столь серьезные заявления. Но, очевидно, это не так.

«Подменим их ценности на фальшивые » — Холодная война была войной идеологической, войной ценностей. Что в этом ключе может являться «фальшивыми ценностями»? Распространенным мотивом Западной пропаганды во время Холодной войны был именно упор на «лучшую (западную) жизнь» и капиталистические ценности. Ни о каких «фальшивых» не могло быть и речи, ибо, фактически это были ценности Западного мира. По сути, тут используется перефразированная фраза из «Протоколов сионских мудрецов» цитированных Иоанном ранее, цель этой фразы уровнять в глазах читателей ЦРУ США со «Злом» и иудейско-масонского заговора — «Наш пароль — сила и лицемерие, — провозглашают анонимные авторы документа. — Насилие должно быть принципом, хитрость и лицемерие — правилом…»

«Культ секса » — США в 1945 году были обществом весьма консервативным и вопросы, касающиеся секса рассматривались совсем иначе. Кроме того, будущий директор ЦРУ не мог не знать о распространенности в СССР идеи равенства полов, в частности о некоторых ее радикальных примерах, таких как общество «Долой стыд!» Выглядит сомнительным то, что в подобных социальных реалиях тема секса могла бы быть эффективным пропагандистским механизмом.

«И наркоманию » — в 1945 году вопросы наркомании не стояли так жестко. Несмотря на некоторый контроль над оборотом некоторых наркотиков (героин, кокаин, морфин), они часто применялись в медицине. В частности амфетамины широко использовались как стимуляторы в армиях разных стран во время Второй Мировой Войны и далее, вплоть до конвенции ООН о психотропных веществах от 1971 года .

«Национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу » — здесь же автор, возможно, противоречит сам себе: в начале цитаты говорится о России, а не о СССР, так что не совсем понятно, что подразумевается по самим определением «русского народа» и тем, кому должна прививаться ненависть к этому народу.

Из всех приведенных нестыковок видно, что данная «цитата» не является прямой цитатой будущего директора Центрального Разведывательного Управления США к 19945 году уже ровно тридцать лет занимавшегося вопросами внешней разведки и являвшегося, несомненно, профессионалом своего дела. Крайне маловероятно, что он смог бы допустит столь грубые ошибки в своих высказываниях. Максимум эта цитата может быть рассмотрена как перефразированная и подогнанная под нужный Иоанну смысл. Но, в виду того, что не имеется ни одного источника, где бы фигурировали похожие слова Даллеса, то вероятнее всего, это вымысел самого митрополита. Цель этого вымысла вполне понятна из приведенных ранее цитат — демагогия и создание образа «врага».

Итак, чем же Ален Даллес так приглянулся Иоанну, кто он такой и почему именно его митрополит использовал в своей агрессивной пропаганде?

Ален Даллес и его план. Причем тут Даллес?

Аллен Уэлш Даллес (Allen Welsh Dulles). 7.04.1893 – 29.01.1969, США. Дипломат и разведчик всю жизнь работавший в различных структурах внешней разведки США, один из главных фигурантов операции «Санрайз», директор ЦРУ с 1953 года по 1961, автор ряда книг о разведке и пропаганде. Будучи директором ЦРУ, командовал известнейшей операцией «Золото», целью которой была прокладка телефонного кабеля под Берлинской стеной в 1955 году для секретного подключения к штабу советских войск в Восточном Берлине. Операция с самого начала контролировалась разведкой СССР и, несмотря на то, что тоннель был «обнаружен» лишь через год после его строительства, скорее всего все это время по нему шла дезинформация. Самыми успешными операциями во время директорства Даллеса считаются свержение иранского пример-министра Мосаддыка в 1953 году и свержение президента Гватемалы Арбенса в 1954 году. Кроме того, Ален Даллес был членном комиссии по расследованию убийства американского президента Кеннеди в 1963 году.

Стал известен в Советском Союзе только в 1973 году, через четыре года после своей смерти. Известность получил благодаря одному из самых популярных в СССР телесериалу «Семнадцать мгновений весны». В фильме его сыграл Вячеслав Шалевич. Нужно отдать должное режиссеру картины, Татьяне Лиозновой — актер в фильме поразительно похож на свой реальный прототип.

В фильме обыгрывается реальная ситуация операции «Санрайз» целью которой являлся капитуляция германской группировки в Северной Италии в 1945 году. Ален Даллес действительно принимал в ней активное участие, работая с 1943 года в Швейцарском Берне, где возглавлял европейский центр Управления стратегических служб США (прообраз будущего ЦРУ). Несмотря на то, что тайные переговоры между США и Германией действительно имели место быть, сама операция «Санрайз» касалась именно итальянской группировки войск.

Г. фон Шульце-Геверниц (слева) и А. Даллес

Но в фильме речь идет о совсем другой теме — переговорах о сепаратном мире между Германией и Западом. Несмотря на то, что разведки Союзников так и не сообщили о том, что высказывали Германской стороне какие либо условия сепаратного мира, подобные переговоры действительно не раз инициировались германской стороной, особенно активно в 1944 году. Разведка союзников настаивает на том, что единственным условием мира с Германией была лишь ее безоговорочная капитуляция . В некотором роде подтверждением этому может служить тот факт, что большинство немецких генералов продолжало сражаться до последнего, ведь безоговорочная капитуляция фактически означала бы конец германского государства. Хотя смысл же сепаратного мира для Запада достаточно понятен — от того сколько еще продлиться война и насколько ослабленным будет после нее СССР завесила вся будущая политика в Европе и влияние большевиков в ней. На данный момент в России бытует мнение, что Даллес был сторонником идеи сепаратного мира с Германией, так как был уверен, что Третья Мировая Война будет именно между США и СССР, от чего радел за как можно большее ослабление большевиков, хотя этому и нет прямых подтверждений или опровержений .

В связи с этой историей и в частности с ее освещением в культовых «Семнадцати мгновениях», личность Даллеса в СССР стала не только известной, но приобрела еще и крайне негативный характер. Он был олицетворением того самого подлого американского шпиона цель которого причинить как можно больший вред советскому народу даже ценой такого немыслимого поступка как договор с фашистами. Кроме того, Даллес действительно был профессионалом во внешней разведке, и именно он организовал ЦРУ в том ключе, каком оно существует и сейчас. Итак, скорее всего кандидатура Алена Даллеса была «выбрана» в виду сложившемуся о нем мифе как о «договорщике с фашистами», а так же как о влиятельной фигуре в разведке США. Скорее всего, здесь использован типичный пропагандистский прием — апелляция к авторитету, только несколько в ином ключе, от обратного. Но ведь даже очевидно агрессивная к аудитории информация звучит весомее от некого известного деятеля. Кандидатура бывшего (на момент цитирования) директора ЦРУ подходит идеально.

Плана Даллеса, истоки возникновения

Сейчас уже сложно найти первую публикацию того самого плана, версия которого была наиболее популярна в российских СМИ. В своем разборе «Плана Даллеса» российский журналист Марк Дейч приводит первое упоминание данного текста в журнале «Молодая гвардия» (№ 7, июль 1993 года) за авторством публициста Бориса Олейника, что на пять месяцев позже публикации статьи митрополита Иоана . Этот текст несколько отличается по форме от изданного в «Советской России», но суть имеет ровно ту же самую, как и некоторые конкретные фразы:

“Окончится война, всё как-то утрясется, устроится. И мы бросим всё, что имеем, - всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей. Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания.Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и прославлять так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства, - словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство. Национализм и вражда народов, прежде всего вражда и ненависть к русскому народу - всё это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы духовной нравственности. Мы будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов.

Аллен Даллес, 1945 г.”

Д анный текст уже выглядит более целостным и правдоподобных, хотя не лишен тех же ошибок что и сказанное Иоанном. Дополнительно тут можно отметить лишь упоминание «космополитизма». Во-первых, в «плане» говориться о воспитании национализма, и в то же время и превращении в космополитов. Хотя космополитизм представляет собой идеологию мирового гражданства. Так что это выходит прямым противоречием самому себе. Кроме того, в мировой культуре космополитизм не означает ничего «плохого» и борьба с «безродными космополитами» в СССР была инициирована Сталиным в 1948 году, как инициатива укрепления российского национализма. Так что в 1945 году Даллес не мог говорить о насаждении космополитизма в СССР, во всяком случае, в одном ключе с «циниками» и «пошляками».

Но более интересно в этом тексте то, что, оказывается, первоисточники этих мыслей храниться уже давно на страницах русской литературы. В частности, подобные слова есть даже у Достоевского в «Бесах»:

«Не надо образования, довольно науки! И без науки хватит материалу на тысячу лет, но надо устроиться послушанию. В мире одного только недостает: послушания. Жажда образования есть уже жажда аристократическая. Чуть-чуть семейство или любовь, вот уже и желание собственности. Мы уморим желание: мы пустим пьянство, сплетни, донос; мы пустим неслыханный разврат; мы всякого гения потушим в младенчестве (…) Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, - вот чего надо! » (10)

«Славяне любят попеть за рюмкой водки. Напомните им, как отлично они варили самогон во время гражданской войны. (…) Вооружим любителей острого словца анекдотами, высмеивающими их настоящее и будущее. (…) Отравляйте душу молодёжи неверием в смысл жизни, пробуждайте интерес к сексуальным проблемам, заманивайте такими приманками свободного мира, как модные танцы, красивые тряпки, специального характера пластинки, стихи, песни (…). Поссорьте молодых со старшим поколением »

Затем, точное совпадение сразу нескольких фраз встречается в романе Анатолия Иванова «Вечный зов» опубликованного в издательстве «Молодая гвардия» в 1981 году:

«О будущем ты не задумывался. Окончится война - всё как-то утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, чем располагаем: всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей! Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности поверить! Как, спрашиваешь? Как?! (…) - Мы найдём своих единомышленников: своих союзников и помощников в самой России! - срываясь, выкрикнул Лахновский. » (12)

Если первая публикация данной версии текста «Плана Даллеса» принадлежит именно Олейнику и опубликована именно в журнале «Молодая гвардия», то, возникает интересное совпадение — часть громких слов плана соответствует тексту «Вечного зова» Иванова, изданного в «Молодой гвардии» и он же, Анатолий Степанович Иванов, с 1974 года являлся главным редактором этого журнала и идейным руководителем «патриотического движения писателей» внутри издательства . То есть, фактически, Олейник пишет свой «план» используя слова Иванова, и публикует его в журнале Иванова.

Итак, НИКАКИХ ИСТОЧНИКОВ на «план Даллеса» кроме вышеупомянутых нет. Так же нет никаких англоязычных упоминаний этого текста, хотя оригинал, без сомнения, должен быть именно на английском языке, ведь «якобы автор» этих слов американец. Даже слова митрополита Иоана с цитатами антисемитского текста подтверждено фальшивого документа «Протоколов сионских мудрецов» более подходит под определение цитаты и правдивости — несмотря на признанную фальшивость этих документов, «Протоколы» все же можно относить к некому виду исторического артефакта, ведь они буквально существовали и издавались под видом официального документа. Любые же упоминания «плана Даллеса» сводятся к литературному творчеству достаточно определенных авторов — Бориса Олейника и Анатолия Иванова. Анализ текста плана фактически не выдерживает критики, ибо не только пестрит техническими ошибками, но и просто является копированием фраз литературных героев.

Идеологический и пропагандистский смыл данного текста не вызывает сомнений и преследует сразу же несколько целей:

  • Культивация идей Холодной войны и темы внешней, глобальной угрозы.
  • «Сплочение» вокруг гипертрофированной внешней угрозы.
  • Перенос внимания и перекладывания ответственности на внешнюю угрозу.
  • Развитие идей изоляционизма и национализма.
  • Для распространителей данного материала, так же необходимо отметить, вероятно, присутствующее, желание спекулировать на «больной» и в тоже время популярной теме, ради повышения собственного авторитета.

Популярность плана Даллеса в российских СМИ

В свое время тема плана Даллеса была крайне популярна в российских СМИ. Различные варианты этого текста цитировалась не только множеством различных как мелких, так и крупных изданий, телевидению, в частности в передаче «Момент истины» с Андреем Карауловым, практически во всех передачах канала РЕН-ТВ посвященных разнообразным теориям заговора. Так же тему развивали и ведущими медийными, и политическими деятелями. В частности, выступление Михаила Задорнова, имеющего в конце девяностых годов изрядную популярность, внесло существенный вклад в популяризацию этой темы. К слову, Задорнов дословно цитировал именно текст митрополита Иоана, а не Олейника . Так же тему активно культивировали другие известные политические деятели — Владимир Жириновский, Юрий Лужков, а так же Никита Михалков.

В частности существование некого «плана по развалу СССР и России» является краеугольным камнем в теории заговора касающегося «Россия против всех». Причем идеология конкретной группы людей, как и той или иной теории не важна — здесь и православные ортодоксы, сторонники иудейско-масонского заговора, «Золотой Миллиард», всевозможные «новые» истории и хронологии, и даже сторонники внеземного вмешательства в жизнь планеты. Политические воззрения приверженцев данной теории заговора так же весьма распространены — националисты (Автор данной статьи не берется приводить примеров приверженцев этих политических взглядов цитировавших «план», дабы случайно никого не оскорбить и не попасть в конфликтную ситуацию), монархисты (Михалков), национал-либералы (Жириновский) и даже, казалось бы, либералы (Куравлев).

На данный момент наиболее распространенным ответом всех верящих в план Даллеса является: «Даже если плана нет, он работает!», а так же ссылки на реально существующий документ директивы Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 1948 года.

На первый аргумент ответ дать достаточно сложно не вступая в пустую демагогию и идеологические споры. Поэтому автор статьи оставит это практически без комментариев. Кроме одного момента — любой феномен можно признать очевидным по факту его происшествия, апелляция к очевидному. Апелляция к очевидному, такой же типичный демагогический прием, как и ряд тех, что продемонстрированы выше — оглянитесь вкруг, ведь все так и есть!

Имеется так же документ, который сторонники данной теории называют «Доктриной Даллеса». Документ с кодовым именем NSC 20/1 18 Августа, 1948 или же директивы Совета Национальной Безопасности США 20/1 от 1948, или же » года действительно существует и является официально подтвержденным рассекреченным документом и опубликованным в книге Containment: Documents on American Policy and Strategy, 1945-1950; Thomas H. Etzold and John Lewis Gaddis, eds. Эта доктрина действительно описывает планы действий разведки США в отношении коммунистических стран. Анализ этого документа требует отдельной статьи, поэтому здесь приводиться не будет.

3. Митрополит Иоанн (Снычев). «Одоление смуты». Слово к русскому народу. [электронный ресурс] - www.golden-ship.ru/knigi/8/ioann-snichev_OS.htm#q6

4. Caroline Brooke. Moscow: A Cultural History / Oxford University Press, 2006. P. 77

5. Richard Stites. Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution / Oxford University Press, 1991. P. 133

6. Nicolas Rasmussen. America’s First Amphetamine Epidemic 1929–1971 // Am J Public Health. - 2008. - Т. 98, № 6. - С. 974-985. - www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2377281/

7. Даллес, Аллен. Тайная капитуляция. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. ISBN 5-9524-1410-9

8. Сергей Сумбаев. «Это честные и скромные люди …» [электронный ресурс] / Красная звезда. - 15.04.2000 svr.gov.ru/smi/2000/trud20000415.htm

9. Марк Дейч. Зловещий “план Даллеса” [электронный ресурс] / Московский комсомолец – 20.01.2005 –www.mk.ru/editions/daily/article/2005/01/20/200843-zloveschiy-plan-dallesa.html

10. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в пятнадцати томах. - Л.: Наука, 1990. - Т. 7. Бесы. - С. 388-397 –ru.wikisource.org/wiki/Бесы_(Достоевский)/Часть_2/Глава_8

11. Юрий Дольд. У чёрных рыцарей. / Ю. Дольд – Киев – 1994 – Часть 2, Обманутая и одинокая – lib.ru/RUSS_DETEKTIW/MIHAJLIK/black.txt_with-big-pictures.html

12. Анатолий Иванов. Вечный зов, части 4-5. - М.: Молодая гвардия, 1981. - С. 513. - 884 с.

13. Иванов, Анатолий Степанович. Новосибирская книга памяти. [электронный ресурс] – http://sibmemorial.ru/node/884

14. Неофициальная запись с Youtube канала. – https://youtu.be/fsYR6IQGj9g?t=22s

План Даллеса. Текст и его анализ. обновлено: Сентябрь 22, 2018 автором: Роман Болдырев


Аллен Даллес (1893-1969), работал в Центральном Разведывательном Управлении США (ЦРУ) с момента его создания в 1947 году. В 1942-1945 гг. руководил политразведкой в Европе. Директор ЦРУ в 1953-1961 годах. Один из организаторов разведывательной и шпионско-диверсионной деятельности против СССР и других соцстран, идеолог «холодной войны».

План Аллена Даллеса.
«Окончится война, все как-то утрясется и устроится. И мы бросим все, что имеем, - все золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей!
Человеческий мозг, сознание людей способны к изменению. Посеяв хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России.

Эпизод, за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. Из литературы и искусства, например, мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением… исследованием, что ли, тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых художников, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства- словом, всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху.
Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветёт махровым цветом.

И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или даже понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества. Будем вырывать духовные корни, опошлять и уничтожать основы народной нравственности. Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением. Будем браться за людей с детских, юношеских лет, главную ставку всегда будем делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них циников, пошляков, космополитов.
Вот так мы это и сделаем.»

(с) А. Даллес. «Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР»