Алишер навои биография на узбекском языке. § Именем поэта названа одна из ведущих к горам улиц Алма-Аты, тогда столицы Казахстана

Уже более пяти веков гениальные творения Навои, воспевая идеи гуманизма, мира, высокие человеческие чувства, прочно занимают достойное место в сокровищнице мировой литературы. Неповторимый поэтический мир гениального поэта и мыслителя - это синтез общечеловеческих идей, думы и чаяния о счастье, поэтому не удивительно, что его произведения до сих пор волнуют умы и сердца наших современников. Они стали источником духовной силы, служат нравственным уроком подрастающим поколениям.

Навои, Алишер Навои Низамаддин Мир Алишер (9.2.1441, г. Герат, ‒ 3.1.1501, там же), узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился в семье тимуридского чиновника Гиясаддина Кичкине, дом которого был центром общения людей искусства, в том числе поэтов. Уже к 15 годам Н. стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатских тюрки и фарси). Учился в Герате, Мешхеде и Самарканде. В 1469 стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в медресе. В 1472 был назначен визирем и получил титул эмира. Н. оказывал помощь учёным, художникам, музыкантам, поэтам, каллиграфам, руководил строительством медресе, больницы, мостов.

Убеждённый гуманист, борец против средневекового деспотизма и произвола, Н. обличал злоупотребления вельмож, корыстолюбие взяточников, выступал защитником народа перед султаном и решал дела в пользу несправедливо обиженных. Прогрессивные позиции Н. вызвали недовольство при дворе. В 1487 Н. был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудили Н. оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488, конец жизни провёл в усиленной творческой работе.

Литературное наследие Н. велико и многогранно: около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Средней Азии 15 в. Н. творчески использовал многовековой художественный опыт литературы народов Средней Азии и Ближнего Востока. «Сокровищница мыслей» ‒ свод стихов, собранных и расположенных самим поэтом в 1498‒99 хронографически по четырём сборникам-диванам, соответственно четырём ступеням возраста поэта: «Диковины детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости». В это собрание входят стихи разных лирических жанров, особенно многочисленны газели (более 2600), излюбленный жанр Н., отличавшиеся удивительной цельностью. Поэт оставил также «Диван Фани» ‒ сборник стихов на фарси. Вершина творчества Н. ‒ знаменитая «Пятерица», тема которой была подсказана Джами: «Смятение праведных» (1483), «Лейли и Меджнун» (1484), «Фархад и Ширин» (написана 1484), «Семь планет» (1484), «Искандарова стена» (1485). По устойчивой восточной традиции «Пятерица» Н. явилась «ответом» (назира) на «Пятерицы» Низами Гянджеви и индо-иранского поэта Амира Хосрова Дехлеви, писавшего на фарси. Обратившись к сюжетам их сочинений, восприняв и некоторые формальные особенности, Н. дал совершенно иное идейно-художественное толкование тематики и сюжетных ситуаций, новую трактовку образов и событий. «Смятение праведных», первая поэма цикла, состоит из 64 глав и носит философско-публицистический характер, освещая наиболее существенные вопросы тогдашней действительности; в поэме резко обличаются феодальные усобицы и жестокость вельмож, произвол беков, лицемерие и ханжество мусульманских шейхов и законоведов, утверждаются идеалы справедливости. Поэма излагает основные черты мировоззрения Н., его этические и эстетические взгляды. «Лейли и Меджнун» ‒ поэтическая разработка популярного древнеарабского предания о трагической любви юного Кайса к красавице Лейли. Гуманистический пафос, эмоциональная напряжённость конфликта, сила художественного воздействия на читателя были причиной огромного влияния поэмы на многие восточные литературы и узбекский фольклор. «Фархад и Ширин» ‒ героико-романтическая поэма о любви богатыря Фархада к армянской красавице Ширин, на которую претендует иранский шах Хосров. Поэма отличается от предшествующих произведений, разрабатывавших этот сюжет, тем, что её центральным образом становится не шах Хосров, а Фархад, борец за правду и справедливость, героические поступки которого противопоставлены трусости шаха. Образ Фархада стал нарицательным, воплощая социально-эстетический идеал народа. Н. использовал приёмы фольклорной поэтики, традиции народного героического эпоса. «Семь планет», четвёртая поэма цикла, состоит из семи сказочных новелл, объединённых общей рамкой. Поэма содержит иносказательные намёки, критикующие реальное окружение Н., правителей ‒ Тимуридов, самого Султан-Хусейна, его придворных и др. «Искандарова стена» ‒ заключительная поэма цикла, её герой ‒ идеальный справедливый правитель, высоконравственный мудрец Искандар.

Книга «Пятерица смятенных» (1492) посвящена Джами. Для изучения истории узбекской и персидско-таджикской литературы, их взаимосвязей имели значение антология «Собрание утончённых» (1491‒92) ‒ краткие характеристики писателей эпохи Н., «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов», содержащие сведения о легендарных и исторических деятелях Средней Азии и Ирана, о зороастрийской и коранической мифологии. Важные вопросы теории литературы, особенно стихосложения, освещены в трактате «Весы размеров». В конце жизни Н. написал аллегорическую поэму «Язык птиц» (1499) и философско-дидактическое сочинение «Возлюбленный сердец» (1500) ‒ о наилучшем устройстве человеческого общества. Известное влияние на книгу Н. оказали сочинения Юсуфа Баласагуни и «Гулистан» Саади. Основная идея книги ‒ осуждение «жестоких, невежественных и развратных царей», стремление установить прочную централизованную власть справедливого правителя во главе благоденствующей страны. Это было мечтой всей жизни поэта. Трагически осознавая невозможность осуществления своих политических идеалов, он тем не менее верил в конечную победу светлого начала. Отсюда оптимизм и жизнеутверждающая сила его творений.

В литературе того времени было мнение, что язык тюрки груб для поэзии; Н. в трактате «Спор двух языков» (1499) теоретически обосновал культурное и художественное значение староузбекского языка, называемого тюрки. Н. оказал воздействие на развитие не только узбекской литературы, но и на развитие уйгурской, туркменской, азербайджанской, турецкой, татарской и др. тюркоязычных литератур. Мировоззрение и творчество Н. не лишено идейных противоречий, социальных иллюзий. Но пафос творчества Н. в его гуманизме и демократических устремлениях, в утверждении достоинства человека, его права на счастье. Творчество Н. имело большое значение для развития в восточных литературах прогрессивно-романтического творческого метода.

Яркая фигура Н., художественная сила его поэзии вызвали большой интерес востоковедов. Возникла особая область научных изысканий ‒ навоиведение. Известны работы русских и советских учёных: В. В. Бартольда, Е. Э. Бертельса, А. Шарафутдинова, Айбека, В. Захидова, И. Султанова, А. Н. Болдырева, А. А. Семёнова, А. Ю. Якубовского, Х. Сулеймана, А. Хаитметова, А. Абдугафурова, П. Шамсиева и др. Большая работа проводится в Узбекской ССР по подготовке научных и популярных изданий Н. Его поэмы переведены на многие языки. Рукописи Н. хранятся в крупнейших библиотеках мира.

Соч.: Асарлар, т. 1‒15, Тошкент, 1963‒1968; в рус. пер. ‒ Стихотворения и поэмы, М., 1965; Соч., т. 1‒10, Таш., 1968‒70.

Лит.: Бертельс Е. Э., Навои. Опыт творческой биографии, М. ‒ Л., 1948; его же, Избр. труды. Навои и Джами, М., 1965; Болдырев А. Н., Персидские переводы «Маджалис ан-Нафаис» Навои, «Учёные записки ЛГУ», 1952, сер. 128, в. 3; Захидов В., Мир идей и образов Алишера Навои, Таш., 1961; Хайитметов А., Творческий метод Навои, Таш., 1965; Абдугафуров А., Навоий сатираси, кит. 1‒2, Тошкент, 1966‒72; Султон И., Навоийнинг калб дафтари, Тошкент, 1969; Свидина Е. Д., Алишер Навои. Биобиблиография (1917‒1966), Таш., 1968.


ПОСЛАНИЯ АЛИШЕРА НАВОИ ПОТОМКАМ

же более пяти веков гениальные творения Навои, воспевая идеи гуманизма, мира, высокие человеческие чувства, прочно занимают достойное место в сокровищнице мировой литературы. Неповторимый поэтический мир гениального поэта и мыслителя - это синтез общечеловеческих идей, думы и чаяния о счастье, поэтому не удивительно, что его произведения до сих пор волнуют умы и сердца наших современников. Они стали источником духовной силы, служат нравственным уроком подрастающим поколениям.

Известный ученый-навоивед академик АН Узбекистана Азиз Каюмов, много лет посвятивший изучению рукописей поэта, сказал, что свитки, которые когда-то держал в руках сам Навои, давно стали неотъемлемой частью его жизни. И до сих пор он с волнением рассказывает об удивительно глубоких мыслях поэта, передает его заветы молодому поколению.

Навои находился на государственной службе и сочинял обычно по ночам. Как он пишет, ночь для него была лучшим временем суток. Утром поэтические строки уже переписывали каллиграфы. Настоящее счастье, что рукописи всех 32 произведений Алишера Навои дошли до нас в полном объеме. Причем рукописи, переписанные при жизни поэта в XV веке лучшими дворцовыми каллиграфами той эпохи, которые он держал в руках, делая пометки. Среди них главное произведение - «Хамса» («Пятерица»), состоящее из пяти поэм: «Смятение праведных», «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь странников» и «Искандерова стена» - 51260 стихотворных строк. Две прижизненные рукописи четырех диванов «Сокровищница мыслей», собрание стихотворений и другие произведения, которые стали основой для издания двадцатитомного собрания сочинений поэта на узбекском языке. Они хранятся в Институте востоковедения имени Беруни АН Узбекистана в Ташкенте, - рассказывает академик.

Чем же притягательны сегодня произведения Алишера Навои?

По мнению ученых, Навои прежде всего величайший поэт-лирик, воспевающий чувства людей и главное - любовь. Очищающую, облагораживающую, поднимающую человека на высшую ступень интеллекта и культуры. Поэт пишет о чувствах, которые рождаются душевной красотой. В его произведениях нет противопоставления земной и божественной любви. Они составляют единое целое, утверждает он. В поэме «Смятение праведных» Навои пишет: «Божественная любовь подобна солнцу, которое восходит на Востоке. А земная человеческая любовь подобна утреннему рассвету, который порождает восход солнца».

В трех поэмах - «Фархад и Ширин», «Лейли и Меджнун» и «Семь странников» - Навои показал, как всесильна любовь. К примеру, герой «Семи странников» Бахром, полюбивший свою невольницу Дилором, задает себе вопрос: что ему дороже - власть или девушка? А понял, что такое любовь, только
потеряв ее.

Даже самый богатый человек, талантливый ученый или преуспевающий чиновник не может быть счастлив без любви, утверждает поэт. О безответной любви, страданиях Навои знал не понаслышке. Он сам остался на всю жизнь верен однажды пронзившему его сердце чувству. По совету своего учителя Джами душевные переживания, а также возвышенный образ возлюбленной он отобразил в поэме «Фархад и Ширин».

Ширин пишет Фархаду:

О, если бы судьба, чье ремесло -
Творить насилье, сеять в мире зло,

Моей горячей тронута мольбой
Не разлучила бы меня с тобой!

Была бы я и спутница и друг,
Всегда бы услаждала твой досуг;

Как солнце озаряла бы твой день,
Была бы ночью при тебе, как тень.

Вонзилась бы тебе в ступню игла, -
Ресницами б своими извлекла…

Письмо Фархада к Ширин:

Любовь, ты снова душу мне разлуки молнией сожгла,
Ты превратила тело в прах и пепел к небу подняла.

Но искры этого огня ты звездами не называй,
Они, вставая до небес, спалили ангелов дотла…

Поклоны у твоих дверей кладет, как прежде, Навои,
Хотя ты с улицы своей уже не раз гнала.

В конце 1499 года Алишер Навои создает поэму «Язык птиц». Какие только страдания не перенес ее герой, но остался верен своему чувству. В конце произведения поэт признается, что любил не меньше, и обещает написать поэму о своей любви. «Тот, кто ее прочтет внимательно, поймет, что мои слова чистая правда», - пишет он. Через год поэта не стало.

Много грусти, переживаний, связанных с собственной судьбой, в газелях Навои. Тем не менее он возвеличивает любовь, утверждая, что без нее нет счастья. «Каждый человек, если он осчастливлен тем, что может любить, должен дорожить этим», - пишет поэт. В этих лирических строках каждый находит то, что понятно и близко только ему.

Еще один урок, преподанный великим поэтом - любовь к Родине. Навои очень любил родной город Герат, много сделал для его благоустройства и посвятил вдохновенных строк. В одном из обращений к соотечественникам поэт пишет: «Ни на минуту ты не покидай свою Родину и не подвергай себя испытанию горечи разлуки с ней».

лишер Навои завещает любить свою страну, посвятить себя ее благоустройству и процветанию. Поэт учит нас тому, что нужно жить в мире и дружбе, дорожить ими: «Люди мира, знайте, вражда - плохое дело. Живите в мире друг с другом, нет лучшего удела».

Он осуждал завоевательские войны. Стремление к господству над всем миром называл «страхом безумия». Эта идея прослеживается в поэме «Искандерова стена», которая и сегодня может служить предостережением тем, кто претендует на мировое господство. Ее главный герой стремился завоевать все страны суши, острова, океан и даже его дно. Перед смертью он понимает бессмысленность своих устремлений и пишет матери: «Дурные мысли овладели мною. Я стремился завоевать весь мир и думал, что это мое предназначение в жизни. Все это было неправильно. Стремления одержали верх над разумом, и я совершил эти безумные поступки. Был бы прахом у ног твоих и считал бы это царством над всем миром!»

Теме материнства поэт посвятил немало прекрасных строк. Он сравнивает силу материнской любви с морем, которому подвластно превратить каплю дождя, упавшую в раковину, в жемчужину.

Еще одна из заповедей Алишера Навои, обращенная к потомкам, - гуманизм и человеколюбие: «Ты обрадуй меня, осуществив мое желание. А мое желание заключается в том, чтобы ты достиг своего желания». Все творчество поэта, его жизнь направлены на то, чтобы счастливы были окружающие его люди, которых он призывает заботиться не только о собственном благе. «Если ты обеспечен полностью и в таком прекрасном состоянии тысячу лет проведешь всю свою жизнь, это не стоит одного мгновенья, которое ты отдал для достижения цели другого человека». Его назидание не только удивляет глубиной мысли, но и заставляет задуматься.

Академик Каюмов прочел за свою жизнь большое количество лекций о великом поэте. На один из часто задаваемых вопросов: «А не идеализируете ли вы Навои?», - он отвечает словами своего учителя Евгения Эдуардовича Бертельса: «Навои был таким человеком, которого нельзя не идеализировать!»

«Ты спрашиваешь, кто самый лучший человек? Я тебе отвечу, и ты отвергни все сомненья. Самым лучшим человеком является тот, кто наибольшую пользу приносит народу», - одно из сорока высказываний пророка Мухаммеда, переведенных Навои на родной язык и переложенных в поэтической форме. Все свое состояние он, второе лицо в стране, уже в середине жизни отдал в пользу государства и людей. Себе оставил ровно столько, «сколько достаточно одному человеку на одежду и питание».

Мы еще не познали и тысячной доли творческого наследия Алишера Навои, - убежден Азиз Пулатович Каюмов. - Для этого нужно провести некоторую работу. Чтобы молодежь могла глубже изучать творчество Навои, нужно переиздать словарь в четырех томах к его произведениям. Было бы замечательно создать центр литературного источниковедения или источниковедения узбекской литературы. До нас дошло много рукописей, издано несколько каталогов, и нужно составлять критические тексты, сличать списки, указав разночтения, чтобы иметь подлинный текст Навои. Необходимо широко распространять произведения Навои. Пропагандировать его творчество во всем мире.

В 1991 году, когда в Республике Узбекистан широко отмечалось 550-летие Алишера Навои, шли дискуссии о том, каким быть новому памятнику, достойному памяти гениального поэта и мыслителя. Идею тогда поддержал Ислам Абдуганиевич Каримов, возглавлявший правительственную комиссию по празднованию юбилея. Именно он предложил на месте возведения монумента разбить Национальный парк и присвоить ему имя великого предка узбекского народа. Очень символично, что парк, носящий имя Алишера Навои, был заложен в первый год независимости Узбекистана. Сегодня это место - одно из самых любимых в нашей стране. Здесь проходят самые главные праздники, цветы к монументу приходят возложить почтенные старцы, молодежь и гости столицы. По инициативе Президента страны выпущено полное собрание произведений великого поэта в 20 томах.

«Не могут люди вечно быть живыми, но счастлив тот, чье помнить будут имя», - писал Навои. И сегодня спустя пять веков новое поколение независимого Узбекистана на его произведениях учится духовности и нравственности. А ученые всего мира продолжают расшифровывать литературное и философское наследие великого поэта. Им предстоит разгадать еще немало тайн, сокрытых в поэтических текстах, наставлениях.

… Каких только эпитетов Алишер Навои не удостаивался за минувшие столетия! Но Азиз Пулатович Каюмов убежден, что нет высшего эпитета, чем само имя поэта.


Алишер Навои
АФОРИЗМЫ

Кто изучил науки, а к делу их не применил, словно тот, кто арык прорыл, а поле не засеял, или засеял, да урожаем не воспользовался.

Когда корысть звучит в словах, не верь
Ни лести женщины, ни проискам мужчины.

Хочешь цвести весной - стань землей. Я был землей. Я ветер.

Всякий, у кого в мире нет друга,
Он — раковина, но безцарственной жемчужины.
Ничего не осуществит одинокий человек.
Разве может человеком считаться одинокий человек?

Чем жив кто дружбы не познал святой?
Подобен он жемчужине пустой.

Правдивость речи хороша и гладкость,
Но как прекрасна слов правдивых краткость.

Развязность языка сама себя корит,
Рождает сотни бед, несчастий и обид.

Словами можно смерть предотвратить,
Словами можно мертвых оживить.

Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и после смерти будет бессмертным.

Книга — учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит она тебе откровения мудрости. Это собеседник, имеющий мозг, покрытый кожей, о тайных вещах вещающий молча.

Милее книги в мире друга нет.

Кто настоящий человек, у того возлюбленным также должен быть настоящий человек.

Пройти мир и остаться несовершенным — это то же, что выйти из бани невымытым.

За малый грех не попрекай жестоко и смертный суд не выноси до срока.

Я столько видел горя от друзей
И столько бед и мук омыл слезами,
Что в смертный час уж лучше умереть,
Чем уцелеть и снова жить с друзьями.

Нельзя хлопнуть в ладоши одной рукой.

Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков.

(Посещено: в целом 4 243 раз, сегодня 3 раз)

Наиболее достоверным источником биографии Алишера Навои считается работа историка Гиясиддина Хондамира, «Книги благородных качеств». Согласно данным этой книги, Навои начал посещать школу в 4-летнем возрасте, он проявлял огромные способности, любознательность, исключительную одаренность. В 15 летнем возрасте (1456 году) Алишер стал известен как поэт под псевдонимом Навои (что в переводе означает «мелодичный»).

Родоначальник узбекского литературного языка Навои, свои стихи на фарси подписывал псевдонимом Фани (бренный). В это время языком поэзии считался фарси, а тюркский, т.е. староузбекский, необоснованно был лишен литературных правомочий.

Несмотря на это, тем не менее, на этом языке были созданы величайшие произведения - газели Лутфи, Атаи, касыды Саккаки, масневи Амири, Хаджанди и др. Одним из поэтических кредо Навои является утверждение староузбекского литературного языка.

Низамаддин Алишер Навои (Навои литературный псевдоним поэта, по- узбекски означает “напевный”, “мелодичный”) родился 9 февраля 1441 года в Герате. Происходивший из знатного рода, отец Навои был близок к придворным делам, и ему не были чужды литературные интересы.

В семье Алишера высоко ценили литературу. Дядя его, Абу Саид писал стихи под псевдонимом Кабули. Брат Абу Саида, Махаммад Али был хорошим музыкантом, известным каллиграфом и поэтом (псевдоним Гариби), вот в такой атмосфере любви и поклонения поэзии рос мальчик.

В школьные годы, сильно увлекшись поэмой Фаридаддина Аттора “Логика птиц”, Навои решает стать дервишем, чему воспрепятствовали родители. Как бы ни запрещали мальчику читать поэму Аттора, но было бесполезно - он знал ее наизусть, и читал по памяти.

И на склоне лет Навои, уже прославившийся поэт, возвращается к поэме Аттора и создает по ее мотивам поэму “Язык птиц”.

Навои всегда стремился помочь нуждающимся. Стремился создать все условия для творчества ученым и поэтам. При этом поэт творил и сам. Он создает изумительные лирические произведения, ряд литературоведческих работ, трактаты по лингвистике. Вершиной взлета его гения явилась “Хамса” (“Пятерица”), которую он создает под влиянием своего наставника - Джами.

О влиянии Джами на поэта повествуется в книге “Пятерица смятенных”, которую Навои посвятил памяти своего учителя. “Хамса”, в которой Навои осуждал разврат и грабежи, вызывает недовольство беков, Хусейн Байкара отправляет его в ссылку Астрабад.

Враги постоянно плетут вокруг Алишер интриги, доносят Султану о мнимых заговорах, стремясь склонить его к расправе над Алишером. 3 января 1501 года весь Герат был разбужен вестью о смерти Навои, весь народ Герат вышел провожать поэта в последний путь.

Вот как писал З.Бабур о Навои в своей книге “Бабурнамэ” “Алишербек был человек бесподобный. С тех пор как на тюркском языке слагают стихи, никто другой не слагал их так много и так хорошо... Без сына, без дочери, без жены и без семьи прошел он прекрасно (свой путь) в мире одиноко и налегке”.

“Хамса” (“Пятерица”) Алишера Навои

Основной поэтический труд Навои - “Хамса” (“Пятерица”). Жанр “Хамса” возник в XII веке, основоположником его явился великий азербайджанский поэт Низами Гянджави (1141-1209). Он объединил в единое произведение пять поэм, пять самостоятельных художественных единиц: “Сокровищница тайн”, “Хосров и Ширин”, “Лейли и Меджнун”, “Семь планет”, “Искандар-наме”. Они различны по событийному содержанию, но объединены идейным содержанием, единым пафосом.

Низами заложил основы традиции создание “Хамса”: первая поэма - морально-дидактическая, вторая, третья и четвертая - любовно- романтическая, а пятая - условная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Последователями Низами были Амир Хосров Дехлеви и Джами.

Под непосредственным влиянием Джами создает свою “Хамсу” А.Навои. Поэт выразил в ней свой жизненный и творческий опыт художника, мыслителя, политика. В отличие от предшественников он старался приблизить читателя к реальному восприятию мира, привить ему “земной вкус”.

Изучая мастерство предшественников, Навои стремился приблизить свое творение к жизни и ее запросам: “Преданья эти - плод седых веков
О них писали Низами, Хосров.
Основой взяв, я перестроил их:
Я жизни больше влил в героев их”.

Два с небольшим года (с 1483 по 1485) понадобилось ему, чтобы сотворить это литературное чудо. Рукопись “Хамсы” Навои дошли до нас, есть даже прижизненные экземпляры в Институте востоковедения АН в г.Ташкенте.

“Смятение праведных”

Первая поэма “Хамсы” А.Навои состоит из вступления (9 частей), 20-ти глав-бесед (мулокат), эпилога. Поэт затрагивает проблемы морали, религии, философии, общественной жизни. Каждая из глав иллюстрируется притчей.

“Смятение праведных” - философская поэма, пафос ее в прославлении идеи добра и законности, справедливости, свободы, любви, дружбы, верности, искренности.

В современной художественной форме, через систему ярких, конкретных и живых образов Навои вскрывает язвы и пороки современного ему общества. Критикуя самодурство правителей и лицемерия служителей культа, алчность и жадность богатых, лживость и криводушие их приближенных, он одновременно со всем этим дает представление об идеальном человеке.

В поэме Навои дает живую, наглядную картину эпохи и современников. Обращаясь к читателю, Навои призывает их к служению людям, народу:
“Высоким званьем Человек достоин зваться тот,
Кто о народе никогда не ослаблял забот”.

Целые главы поэмы посвящены вопросам просвещения, милосердия и т.д. Каждое теоретическое высказывание иллюстрируется притчей, чем достигает огромное воздействие на восприятие читателя. Притчи о Хотаме Тайском, о птице турач, об имаме Фари Рази, о халифе Айюбе, о завещании Искандера, первая часть согласно традиции начинается с восхваления могущества Аллаха.

Навои, описывая красоту мира, приходит к следующему выводу:
“В твоей казне нет числа богатству,
Но из всех богатств высшее - человек”.

А значит, все блага мира существуют для человека. Человеку предназначено самое лучшее из всех драгоценностей.

За вступлением следуют главы-смятение, их три: о красоте земли, Вселенной, совершенстве человека. Назначение личности видит поэт в разумном пользовании всем сущим. Величайшее бедствие, недопустимое зло по мысли Навои, - тирания, деспотизм, насилие, лицемерие. Жестокое осуждение вызывает у Навои моральное разложение высших слоев общества. Вся поэма проникнута гуманной идеей справедливости, как залога процветания страны и народа.

“Фархад и Ширин”

Вторая поэма “Пятерицы” - “Фархад и Ширин” представляет собой вдохновенный гимн труду, чистой, самостоятельной любви, человеколюбию и верности. В процессе работы над поэмой Навои существенно изменяет традиционные сюжетные линии повествования. Главным героем поэмы является Фархад - человек, наделенный замечательным трудолюбием, мужеством и самоотверженностью. Сын китайского правителя Фархад становится впоследствии умелым строителем, замечательным мастером созидателем. Фархад воплощает в себе те прекрасные качества, о которых столь восторженно и убежденно писал поэт в “Смятение праведных”.

Воодушевленный большим и светлым чувством к прекрасной Ширин, Фархад совершает героические подвиги во имя соединения со своей возлюбленной. На пути его силы зла воздвигают бесчисленные препятствия, но и они не могут сломить Фархада. Однако герой все же гибнет, обманутой ложным известием о браке Ширин. Узнав о гибели Фархада умирает и Ширин.

Гуманист, просветитель, патриот А.Навои в своем мировоззрении шагнул далеко вперед в сравнении со своим временем. В “Фархад и Ширин” Навои утверждает идеи интернационализма, и это особенно ценно, потому что эпоха поэта - время господства феодальной идеологии. Любимые герои Навои - представители различных народов. Фархад - сын чинского хакана, Ширин - армянская царевна, Шапур - сын Йемена. Все они наделены самыми прекрасными качествами души человеческой. И если образы Фархада и Ширин призваны в поэме воспеть величайшую любовь, “сильную единством души”, то образы Фархада и Ширин служат раскрытию величия не менее прекрасного чувства - дружбы.

Навои предстает в поэме о Фархаде и Ширин мастером психологически тонкого, логически завершенного характера. И примером тому могут служить не только положительные герои поэмы, но и отрицательные образы. Хосров Парвиз и его ближайшие сподвижники, и помощники навечно заклеймены вдохновенным пером поэта, превратившего их в символ коварства, зла, насилия. В лице Хосрова Навои развенчал не только деспотизм, но и политику сторонников войны. Мысли Навои о том, что война не может быть средством разрешения спорных вопросов, что война - “злодейство злодеев”, величайшее бедствие для народа, в последнее время звучат более чем современно.

“Лейли и Меджнун”

Третья часть “Хамсы” Навои “Лейли и Меджнун” посвящена, как и вторая, теме любви. Она создана по мотивам популярного на востоке сказания о Меджнуне и Лейли.

Известная всему Востоку история любви Кайса и Лейли под пером Навои превращается в гимн великому чувству любви, в страстный призыв к человечности, добру и справедливости, в протест против традиционного отношения к женщине, исключающего всякую свободу личности.

Кайс был единственным и долгожданным сыном предводителя племени. Душа Кайса, от природы чуткая, была уже при рождении отмечена “звездой любви”. Встреча с Лейли в школе, явилась как бы закономерным итогом, предопределенным Кайсу судьбой. Любовь, вспыхнувшая у них тотчас была навсегда. Юноша был бессилен перед силой любви.

О великой силе любви истинной и глубокой говорит и письмо Кайса к Лейли. Маджнун ясно осознает безвыходность своего положения в современном ему обществе и порой со свойственной ему кротостью несколько уходит от ответственности, объясняя все своим “безумием”. Образ его создается А.Навои в истинно романтической манере, с использованием гиперболы и гротеска. Любовь Кайса не знает ни границ, ни пределов - она выходит за рамки традиций и устоев. Поэтому не всем доступно понимание величия Кайса, поэтому многие стремятся вернуть Маджнуна в “общий поток”. Кайс, ушедший так далеко по “тропе любви”, уже не может жить как все “разумно”. Любовь возвысила дух Кайса над мелочами жизни, над суетой сует. подчинив себе все ничтожные людские страсти. Он герой “одной, но пламенной страсти”, душа романтическая, натура на редкость обаятельная.

С необыкновенной силой художественного воздействия написаны Алишером Навои сцены встреч героев: в степи, после свадебного пира и в финале поэмы. Первая сцена - несомненно шедевр навоийской интимной лирики, пафос ее выражен в строках:
“Влюбленный должен чистым быть всегда:
Любовь желанью грязному чужда”

Финальная встреча влюбленных и их вечного воссоединения, придает поэме особенное свойство художественного явления, которое принято называть “оптимистической трагедией”. Любовь торжествует, не сломленная людской косностью, более того, Навои показывает, что в сознании людей происходят изменения понятий под ее воздействием.

“Семь планет”

Четвертая часть “Пятерицы” Навои называется “Семь планет”, что означает семь планет и семь странников одновременно. Символическая цифра семь вынесена в название согласно традиции, а семь планет - вечных странников в миросоздании - также соответствуют традиционным представлениям о планетах - покровителях людей, их судеб, характеров. При создании был использован широко распространенный в литературах и устном творчестве многих народов прием “обрамления”, то есть применения вставных рассказов. Главный герой поэмы - иранский шах Бахрам Гур (Vв.) влюблен в красавицу Диларам, искусную певицу и музыкантшу.

Как и в двух предыдущих поэмах, в “Семь планет” Навои говорит о любви. Но если любовь Фархада и Кайса возвышает их, призывает к протесту против зла, то любовь Бахрама несколько иного характера, ибо несет страдания окружающим и гибель любимой.

Поэма построена как повествование о Бахроме и Диларам, в которое вплетены семь вставных рассказов. Бахрам стремится подчинить Диларам своему произволу, но, встречая неожиданный отпор со стороны гордой красавицы, наказывает ее - бросает связанной в пустыню. Вскоре он раскаивается в своей жестокости и дает приказ разыскать ее. Но поиски не дают никакого результата, и Бахрам от отчаяния впадает в глубокую тоску.

Для развлечения больного шаха строят семь дворцов семи разных цветов, соответствующих аллегорическим цветам семи планет. По вечерам к нему приводят случайных странников, и они в течение семи дней рассказывают ему увлекательные легенды. Эти искусно вставленные в основное повествование сказания отличаются большим мастерством и занимают в поэме Навои главное место, поскольку они несут в себе мотивы прославления высоких моральных качеств человека.

Навои убедительно передал эволюции характера Бахрама от деспотичного до способного к самопожертвованию. В этой части поэмы перед нами Бахрам предстает совершенно в ином качестве. Поистине любовь, облагородив душу его, совершила чудо. Письмо Бахрама к Диларам в Хорезм - свидетельствует о перерождении характера героя: “Красавице писал он кровью слез, Всего себя он в жертву ей принес...”

Финал произведения - дань традиционному сюжету. Навои отказался от какой бы то ни было мистики и разумно объясняет кончину Бахрама. Не знавший предела своим чувствам и желаниям, шах устраивает грандиозную охоту, во время которой было пролито столь много невинной крови, что земная тварь обратилась в болото, поглотившее все и вся:
“Творили люди на охоте смерть.
Но сами обрели в болоте смерть”.

Навои и в этой части “Хамсы” не устает взывать к человечности, вновь и вновь напоминает, что есть предел всякой человеческой жизни, что назначение человека творить добро, любить и любовью своей приносить радость людям. Сам поэт, как подтверждает заключение к поэме, всего себя и даже свой досуг посвятил служению народу.

“Стена Искандера”

Пятая, завершающая поэма “Хамса” Навои - социально-философское произведение. В ней повествуется легендарная биография А.Македонского, прозванного на Востоке Искандером. Походы, облик и личность его произвели на жителей Востока большое впечатление и было окружено многочисленными преданиями и легендами. Навои обращается к образу Искандера уже в первой части “Хамсы”, в “Смятении праведных”, где передает популярную на Востоке притчу о ладони завоевателя. Суть притчи заключалось в напоминании о бренности жизни, и тщетности богатства власти, а в итоге - призыв к этой кардинальной идее всей “Пятерицы”.

Поэма написана в форме диалога Искандера с Арасту (Аристотелем), последний по преданию был соучеником, а затем наставником и советником шаха. Навои, посредством образа Искандера решает вопросы социального и философского плана. Среди них выделяются два, наиболее ярко выраженных в поэме: - проблема власти и проблема смысла жизни человека.

Тема власти, ее проявления и предназначения, так или иначе была затронута в “Хамсе”. Власть и любовь, трагедия несовместимость их - одна из основных в “Семи планетах”. В пятой поэме Навои исследует влияние власти на личность Искандера, на эволюцию его характера. Поэт подчеркивает деградирующее влияние власти на личность. Некогда юный Искандер стремился к знаниям, имел значительные успехи в освоении наук, подававший большие надежды, впоследствии весь свой талант, находчивость и ум посвящает кровопролитным войнам. Искандер подчинив многие земли Запада и Востока, посетил много стран. В Магрибе (Север Африки), чтобы защитить народ от нападения диких племен яджуджей, возводит стену, которая является символом мощной феодальной власти, спасающий народ от бед и оберегающий покой и мир в государстве.

На смертном одре прозревает Искандер, как некогда Бахрам Гур от скверны власти, осознает бренность богатства и власти, бесценность добра и духовных сокровищ.

В письме к матери, он предстает искренне раскаявшимся, что посвятил свою жизнь химерам власти и богатства, вместо того, чтобы жить с матерью и просит ее философски отнестись к смерти.

Навои вновь говорит о ничтожестве власти и богатстве, а раз так, то жить надо по законам добра и справедливости. Он подчеркивает, что нужно после себя оставить доброе имя, ибо великое и истинное предназначение человека. Смысл жизни - в деянии добра и правды на благо людей.

Таким образом, в последней поэме “Хамса”, как и во всех предыдущих, высказана основная гуманистическая идея, и служению ей подчинено все в “Пятерице”.

Навои страстно желает донести до широкого круга читателей идеалы добра и правды, а потому труд своей он посвящает родному народу:
“Мой труд! Начни в родной стране свой путь,
Народу моему желанным будь,
Чтобы могла сердца людей зажечь
Моя правдовзыскующая речь”

Лирические и прозаические произведения Алишера Навои

Навои начал писать рано. Первоначально он собрал свои стихи в два дивана (собрание стихотворений): “Удивительные начала” и “Редкостные завершения”. И только к концу жизни, все стихи, вышедшие в два дивана, а также позже написанные, он собрал в единый сборник “Сокровищницы мыслей”, которая состоит из 4 диванов.

Каждый из них назван в соответствии с периодом написания вошедших в сборник стихотворений:
1. “Чудеса детства”.
2. “Редкости юности”.
3. “Диковины среднего возраст”.
4. “Полезные советы старости”.

В сборниках Навои представлены все жанры лирической поэзии Востока: газели, рубаи, туюги, касыды, кытъа, мухаммасы и т.д.

Навои сумел органично сочетать традиционное с тем новым, что он не мог не внести от себя: сюжетность, образы, содержание, смелые и изысканные метафоры. Некоторые газели Навои отличаются определенной сюжетностью, т.е. связанностью бейтов, последовательностью развиваемой мысли, композиционной завершенностью. В них, помимо традиционной любовной тематики, получили отражение темы дружбы, пейзажные зарисовки, философские раздумья о поэзии, обществе, человеке и его назначении.

Лирика А.Навои - своеобразный свод нравственности. Поэт воспевает простоту и скромность, стремление к знаниям и духовному совершенству, постоянную заботу о народе и внимание к его нуждам. Лирическое наследие поэта оказало сильное влияние на последующее развитие тюркоязычной поэзии.

Лирика - жанр, который Навои развивал всю свою сознательную жизнь - дала возможность поэту практически доказать достоинства и поэтические правомочия родного языка, развить до классического совершенства литературный староузбекский язык.

Прозаические произведения, работы по филологии, истории и экономике Навои не ограничился развитием лирического стихотворного жанра, долгие годы господствовавшего в литературе Востока, он работал и в жанре прозы, особое внимание уделяя научной.

Наибольшую известность получили его трактаты и монографии: “Суждения о двух языках”, “Собрание утонченных”, “Возлюбленный сердец”. Трактат “Суждение о двух языках” в истории тюркоязычной культуры не имеет себе равных по значению и роли в ее развитии. В трактате Навои не только ограничился практическим доказательством поэтических достоинств родного языка, а сделал большее - обосновал это теоретически. Сравнивая два языка (тюркский и персидский), он доказывает превосходство тюркского языка, как в лексическом, так и в морфологическом аспектах.

В “Собрание утонченных” Навои рассказывает о поэтах, с которыми он так или иначе сталкивался в своей жизни. Отзывы о них очень лаконичны, точны, объективны.

“Возлюбленный сердец” - последняя книга, где в лаконичной форме нашел отражение богатейший духовный мир поэта, раздумья об обществе, взгляды на жизнь, людей.

Перу Навои помимо “Хамсы” принадлежит поэма “Язык птиц” - последняя из созданных им поэм, дань юношескому увлечению поэмой Аттара “Логика птиц”.

“Язык птиц” - произведение о нравственном самосовершенствовании личности. Это философско-символическая поэма, повествующая о судьбе птичьей стаи, возглавляемой Удодом, которая в поисках царя птиц Симурга преодолевает различные трудности и испытания. Небольшие главы поэмы состоят из теоретических высказываний и притч-иллюстраций. Здесь Навои вновь поднимает проблемы назначения человека и смысла его жизни.

В личности А.Навои сочетались гениальный поэт и выдающийся политический деятель. Редкое единство Музы и Политики, видимо, и определило особенности творчества великого просветителя и мыслителя.

В творениях Навои потрясает удивительное, столь не свойственное для литературы эпохи средневековья, реалистическое изображение характеров, логическая последовательность и глубокий психологизм образов. В обширном творческом наследии нашли свое место все существующие в литературе того времени жанры, как малые, так и крупные.

Утверждая наиболее прогрессивные идеи времени, А.Навои выдвинулся в ряд выдающихся умов эпохи и вывел узбекскую литературу на мировую арену. Он по праву считается родоначальником узбекской классической литературы.

Персидская литература

Алишер Навои

Биография

Алишер Навои (узб. Alisher Navoiy) (Низамаддин Мир Алишер) (9 февраля 1441, Герат - 3 января 1501, там же) - выдающийся поэт Востока, философ суфийского направления, государственный деятель тимуридского Хорасана. Под псевдонимом Фани (бренный) писал на языке фарси, однако главные произведения создал под псевдонимом Навои (мелодичный) на литературном чагатайском (старотурецком) языке, на развитие которого оказал заметное влияние. Его творчество дало мощный стимул эволюции литературы на тюркских языках, в особенности чагатайской и воспринявшей её традиции узбекской.

Низамаддин Мир Алишер родился в семье Гиясаддина Кичкине, чиновника в государстве Тимуридов, чей дом посещали видные деятели философской мысли и искусства того времени. Дядя Мир Алишера - Абу Саид - был поэтом; второй дядя - Мухаммад Али - был известен как музыкант и каллиграф. С юных лет Алишер воспитывался вместе с детьми тимуридских семей; он особенно дружил с султаном Хусейном, впоследствии главой Хорасанского государства, тоже поэтом, покровителем искусств.

Навои учился в Герате (вместе с будущим правителем Хорасана Хусейном Байкарой, дружеские отношения с которым сохранил на всю жизнь), Мешхеде и Самарканде. Среди учителей Навои был Джами - в дальнейшем друг и единомышленник поэта. Как поэт проявил себя уже в 15 лет, причём писал в равной степени хорошо на тюркском и фарси).

В 1469 году назначен на должность хранителя печати при правителе Хорасана Хусейне Байкара, с которым его связывали дружеские отношения. В 1472 году получил чин визиря и титул эмира. В 1476 году он подал в отставку, однако остался приближенным султана, который доверял ему важные дела в Герате и, - в период охлаждения их отношений, - в Астрабаде.

Навои оказывал протекцию и поддерживал материально учёных, мыслителей, художников, музыкантов, поэтов и каллиграфов. При нём в Герате формируется кружок учёных и творческих людей, в который, в числе прочих, входили он сам, Джами, султан, писавший стихи под псевдонимом Хусайни, историки Мирхонд, Хондамир, Васифи, Давлятшах Самарканди, художник Бехзад, архитектор Каваш-эдин. По инициативе Навои и под его руководством в Герате велось строительство: на берегу канала Инджил возведены медресе, ханака, библиотека, больница.

Как мыслитель Алишер Навои входил в дервишский суфийский орден Накшбанди. Следуя этике суфия, Навои соблюдал безбрачие и не имел гарема.

Творческое наследие Алишера Навои огромно и многогранно: оно включает в себя около 30 крупных произведений - диванов (сборников стихов), поэм (дастанов), философских и научных трактатов. Используя многовековые культурные традиции мусульманских народов Средней Азии и Ближнего Востока, Алишер Навои создаёт вполне оригинальные произведения.

Низамаддин Мир Алишер (псевдоним – Алишер Навои) – известный поэт Востока, философ, государственный деятель. Родился 9 февраля 1441 года. Псевдоним Навои, что означает – мелодичный, принес необычную славу поэту. Именно под этим псевдонимом он создал важные произведения на старотурецком языке. Однако поэт писал еще и на языке фарси и подписывался под совершенно иным псевдонимом – Фани, что означает – бренный.

Низамаддин Мир Алишер вырос в семье чиновника в государстве Тимуридов. Его дяди – Абу Саид, который был поэтом, и Мухаммад Али – популярный музыкант, заботились о нем. С малых лет Алишер был окружен искусством. Он был в прекрасных отношениях с султаном Хусейном, который также был воздыхателем искусства.

Джами – это не просто учитель поэта, но и его единомышленник. Талант поэта раскрылся уже в пятнадцатилетнем возрасте. Свои первые шедевры он писал на тюркском и фарси. Алишера связывала тесная дружба с Хорасаном Хусейном Байкара, и уже в 1469 году он был назначен на должность хранителя печати при нем. В 1472 году был удостоен титула эмира и чина визиря.

Для Навои искусство было не просто увлечением, он всегда материально поддерживал всех ученых, мыслителей, музыкантов, поэтом и каллиграфов. Он создал кружок, куда входили ученые и творческие люди, в том числе он сам и Джами, писавший под псевдонимом Хусайни.

Алишер Навои – прекрасный мыслитель, входивший в дервишский суфийский орден Накшбанди. Согласно правилам этого ордена, поэт придерживался безбрачия и не имел гарема. Творчество Алишера Навои разнообразно. В него вошли 30 произведений – диванов (сборников стихов), поэм, трактатов.

Умер Навои на своей родине в 1501 году.

Существует множество легенд о знаменитом на весь мир поэте, имя которого Алишер Навои. Биография его полна различных мифов, но мы постараемся развеять их и внести определенную ясность в его историю жизни.

Родина великого поэта

Родился Навои в древнем городе Герате (соврем. Афганистан) в 1441 году, при рождении его нарекли именем Низамиддин Мир Алишер. Историки все еще не пришли к точному мнению относительно его национальной принадлежности: одни считают его барласом или чагатаем, другие - узбеком или уйгуром. Однако точно можно сказать, что по происхождению он принадлежит к тюркским народам. Об этом свидетельствуют, помимо стихов его близкого друга Абдурахмана Джами (в которых говорится "хоть был я персом, а он тюрком, мы были лучшими друзьями"), его личные труды, где он писал, что его родной народ - это тюркский. Во времена СССР Алишер Навои трактовался именно как узбекский поэт и мыслитель.

Семья поэта

Семья поэта была весьма обеспеченной, его отец был известным чиновником при дворе Тимуридов, а его родной дядя - поэтом. По этой причине с самого детства Алишер Навои (биография которого тесно связана с государственным управлением) писал стихотворения на самые разные темы. С 1466 по 1469 годы молодой поэт жил и учился в Самарканде, преподавал некоторое время в медресе и всячески поддерживал каждого начинающего поэта или ученого.

Алишер Навои: биография

Великий деятель относился к суфийскому ордену верующих (накшбандии), которые отказывались от мирской жизни (фани - бренность бытия) и поэтому никогда не заводили семьи. Как и любой член священного ордена, Алишер Навои (стихи которого также описывают это обстоятельство, например, "Лисун ут-тайир") считал, что существует только одна любовь - к Аллаху, поэтому он не интересовался женщинами и женитьбой.

Великий поэт рос и воспитывался в одном дворе с детьми Тимуридских кланов. С Хусейном Байкарой (позже ставшим правителем Хорасанского государства) Навои имел самые близкие дружественные отношения, которые длились всю его жизнь. И причиной тому, что Алишер Навои (биография его круто изменилась вследствие этого решения) вернулся из Самарканда в родной Герат, послужила именно коронация его друга Хусейна. В 1469 году, по возвращении поэта, правитель Хусейн Байкара назначил его главным Хранителем печати Хорасанского государства.

Всю свою жизнь Алишер Навои, стихи которого актуальны и в наши дни, служил государству, писал многогранные поэтические произведения, а также оказывал материальную помощь всем поэтам, писателям, художникам и музыкантам. В истории Средней Азии он запомнился как главный инициатор строительства многочисленных медресе, больниц и даже библиотеки.

Произведения Алишера Навои

Большинство своих трудов великий поэт и мыслитель писал на чагатайском языке, взяв себе псевдоним Алишер Навои (на узбекском языке это означает "мелодичный, напевный"). Свое первое стихотворение он написал в 15 лет. Поэт оказал огромное влияние на развитие литературного языка, внес неоценимый вклад в улучшение структуры чагатайского говора, а позже и узбекского языка.

Культурное наследие поэта содержит более 3000 произведений в различных жанровых композициях. Пожалуй, одним из самых знаменитых произведений поэта является "Пятерица", в которой содержится 5 дастанов. "Лейли и Маджнун", "Фархад и Ширин", "Смятение праведных" - это наиболее читаемые поэмы Алишера Навои.

Алишер Навои: стихи на русском

Многие произведения поэта, написанные на фарси и чагатайском языке, были переведены на русский язык. Одно из самых известных стихотворений - "Двух резвых своих газелей.." - перевел советский поэт Несмотря на то что Алишер Навои отрицал любовь и другие чувства к женщинам, он все же писал очень чувственные стихотворения. Среди них - "В ту ночь моей печали вздох весь мир бы мог свести на нет...", "Всегда кричит моя душа, едва ее обидят злом...", "Как от вздохов безнадежных дым струится, посмотрите!.." и другие.

Помимо лирических стихотворений, поэт создавал и исторические трактаты, в которых описывал жизнь легендарных деятелей культуры. К примеру, "Пятерица смиренных" была посвящена его учителю и соратнику Абдурахману Джами.

В конце своей творческой деятельности Алишер Навои написал две философские поэмы, описывающие его представления об идеальном устройстве государства. Одна поэма - "Язык птиц", или, как ее называют, "Парламент птиц: Семург" - является вершиной его творчества, этот аллегорический трактат высмеивает всех невежественных правителей, которые не знают принципы устройства государства. Все произведения Алишера Навои полны смысла и посвящены самым разным темам, начиная от любви до политики и усовершенствования социальной жизни обычных крестьян.

Политическая деятельность

Можно отметить, что Алишер Навои имел либеральные взгляды на многие вещи. К примеру, он всегда выступал против средневековых деспотических законов, открыто осуждал чиновников, которые брали взятки, а также старался защитить интересы малоимущего класса. В 1472 году Навои получил титул эмира (став визирем государства), он использовал свои полномочия для улучшения жизни бедных людей. Несмотря на дружбу с правителем и другими знатными чиновниками, Алишер Навои все же был сослан правителем Хорасанского государства Байкарой в другую область за свои откровенные выступления против казнокрадов и взяточников. В Астрабаде он продолжил свои планы по улучшению социально-общественной жизни народа.

Алишер Навои внес огромный вклад не только в развитие государственного устройства, он оказал значительное влияние на улучшение узбекского языка. Его произведения известны во многих восточных странах (Узбекистан, Иран, Турция и др. страны Средней Азии). Великий поэт скончался у себя на родине, в Герате, в 1501 году.

Введение

Биография Алишера Навои, этого талантливейшего поэта и выдающегося мыслителя своей эпохи, издавна привлекала внимание многих историков-востоковедов и литературоведов. Ее исследованию посвящены целые труды, а на Родине поэта даже была создана школа навоиведения. Но актуальность изучения данной темы с течением времени не уменьшается, поскольку, наверное, стоило бы посвятить тома анализу каждого произведения этого автора, чья поэтика чрезвычайно интересна и разнообразна по приемам, а взгляды – необычайно прогрессивны для представителя средневековой восточной цивилизации.

Родившись в Герате, одном из главных культурных центров тогдашнего Востока, и с детства впитав в себя красоту и изысканность литературного языка фарси, Алишер очень рано осознал свою миссию – стать родоначальником узбекской литературы. В своей книге «Спор двух языков» он писал, что тюркам следовало бы держаться своего родного языка: «Если же у них есть способность писать на обоих языках, нужно преимущественно писать на родном языке…» И хотя это отнюдь не было принято в его обществе, Навои хватило смелости и ума стать достойным примером для поэтов своего народа.

Кроме того, Навои считал: «Кто посвятит свою жизнь служению науке, того имя и после смерти останется бессмертным». И то, что память о Навои как о прекрасном многогранном ученом и незаурядном государственном деятеле прошла сквозь века, обессмертив его имя, на мой взгляд, очень красноречиво свидетельствует о правдивости сказанных слов.

Но, поскольку творческое наследие Алишера Навои очень богато и представляет собой огромный исторически-литературоведческий интерес, мне хотелось бы прежде всего в своей работе показать его пестроту и разнообразие, остановившись более подробно на самых выдающихся достижениях этой неординарной и воистину яркой личности, внесшей значительный вклад в культурную и общественно-политическую жизнь своего времени.

Чудеса детства и редкость юности

Тот, кому было суждено под поэтическим именем Навои стать родоначальником узбекской литературы, выдающимся мыслителем и государственным деятелем, Низамиддин Мир Алишер родился в Герате 9 февраля 1441 г.

Мальчик происходил из тюркской феодальной знати. Его отец Гиясуддин Кичкине в царствование Шаруха, вероятно, был близок ко двору падишаха и владел большими землями. Мать была дочерью одного из кабульских эмиров – Шейха Абусанда Чанга.

Маленький Алишер жил в довольстве. Родители решили дать живому и любознательному ребенку хорошее образование. Чуть ли не с четырехлетнего возраста Алишер посещал одну из лучших гератских школ. Историк Хондамир с похвалой отзывается о его учебе.

Повлияла на высокое культурное развитие мальчика и семья. Так, один его дядя, Абу-Саид, писал стихи под прозвищем Кабули, второй, Мухаммад Али, был хорошим музыкантом, славился искусством в каллиграфии и писал стихи под псевдонимом Гариби. Двоюродный брат Алишера, Сеид-ака Хайдар, носил поэтическое прозвище Сабухи.

Обучаясь в школе, Алишер увлекался чтением стихов, особенно восхищаясь строками «Гулистана» и «Бустана» Саади, а также поэмой Фаридуддина Аттара «Разговор птиц». Да и свои стихи он начал писать рано, лет в семь-восемь. Таким образом, уже в детском возрасте сложились литературные вкусы и интересы будущего великого поэта.

Среди школьных товарищей Алишера был будущий правитель Герата, Хусейн Байкара. Дети были очень дружны. Но вскоре внешние обстоятельства разлучили их. Когда в 1447 г. умер Шахрух и в стране разгорелась междоусобная борьба за власть, Гиясуддин Кичкине решил оставить родной край и с группой знатных земляков переселиться в Ирак.

Юные годы Алишера прошли вдали от Герата. Но добровольное изгнание длилось недолго. В 50-х годах во владениях Тимуридов восстановился некоторый порядок. Абулкасим Бабур завладел Хорасаном со столицей Гератом, а в Самарканде воцарился Абу-Саид.

Семья Алишера возвратилась в Герат, и его отец занимал при Бабуре ряд должностей. Одно время он был правителем хорасанского города Себзевара.

Когда Алишеру исполнилось пятнадцать лет, он поступил на службу к Абулкасиму Бабуру.

Правитель Хорасана, любивший поэзию, поощрял стихотворные опыты одаренного юноши. Алишер проявлял большие способности к изучению языков и в то время уже так свободно владел персидским и арабским, как и родным тюркским. Он писал стихи на двух языках, подписывая персидские именем Фани («Бренный»), а тюркские – именем Навои («Мелодичный»).

Тогда уже некоторые поэты (Лутфи, Саккаки) писали на тюркском языке – вопреки установившемуся в аристократических кругах мнению, что на грубом народном языке нельзя выражать тончайшие мысли и чувства.

Молодой Алишер как-то показал свои стихи престарелому Лутфи, который считался самым изысканным тюркским поэтом. Лутфи пришел в восторг от газелей юноши и воскликнул: «Я охотно променял бы на эту газель десять-двенадцать тысяч моих стихов на двух языках и считал бы сделку весьма удачной».

Такого же лестного мнения был о таланте Алишера и известный поэт Шейх Камаль.

В свите Бабура состоял и давний знакомец Алишера Хусейн Байкара. Этот честолюбец мечтал о власти, о завоеваниях, о троне. Когда в 1457 г. Абулкасим Бабур умер и снова возникла борьба за престол, Хусейн Байкара с головой окунулся в эту борьбу. Он отправился на поиски воинственных друзей-беков и союзников.

Алишер же тем временем жил в Мешхеде, изучая науки (математику, законодательство, астрономию) и поэзию. Его дни протекали медленно, тяжело и одиноко. В одном из посланий к Сайиду Хасану, поддерживающему его в этот трудный период, Навои пишет, что ему негде было жить, нечем питаться, некому преподносить свои стихи. Но именно в эти нерадостные дни произошла первая встреча с Абдуррахманом Джами, ставшего его верным другом и наставником в творчестве.

В сложившейся ситуации Навои довелось уехать в Самарканд, знаменитый своими учеными, медресе, обсерваторией. Два года поэт учился в медресе ученого-законоведа и арабиста Фазуллаха Абуллайса. Тамошний правитель Ахмад Хаждибек, писавший под псевдонимом Вафаи, приблизил к себе поэта. Другие литературные деятели той эпохи – Шайхим Сухейли, Мирзабек, Алои Шаши, Юсуфшах Сафои – быстро сдружились с ним.

Об одаренности и признанности Навои уже на тот момент известным поэтом свидетельствует следующий факт: в 1464-1465 гг. поклонники его творчества готовят первый сборник его стихов (диван).

Именно в Самарканде материальное положение Навои значительно улучшилось, и, что гораздо важнее, Алишер впервые стал вникать в государственные дела, обретать опыт управления державой.

Думаю, что своеобразным портретом молодого Навои может стать стихотворный отрывок, написанный о нем Айбеком:

Он защитник людей от зла,

И улыбка его светла,

Сила юности, чувств родник

Не иссякнет в нем ни на миг.

Он умеет беречь казну,

Чтоб счастливой сделать страну.

Дать ей воду, науке кров

И больницы для бедняков.

Много дел у него, забот,

В мыслях только одно – народ…

Диковины среднего возраста

В 1469 г. Хусейну Байкаре все-таки удалось занять гератский престол. По его просьбе Навои разрешается вернуться. В праздничный апрельский день он преподнес султану свою касыду «Новолуние», в которой искренне поздравил его с восшествием на престол. В благодарность Навои получает должность хранителя печати. С этого времени по-настоящему начинается его активная общественно-политическая и культурная деятельность.

Ранний период службы Навои при дворе отличался тем, что правитель наделял его большими полномочиями. Мечтой же самого Алишера была поэзия, поэтому вскоре он подал в отставку. Однако в феврале 1472 г. ему был присвоен титул эмира и он был назначен главным визирем. Он постоянно ездит по стране, исполняя свои обязанности. В «Дарственной записи» он писал: «По мере возможностей я старался сломить меч угнетения и исцелить целебной мазью раны угнетенных».

Большое значение Навои придавал строительству культурно-просветительных учреждений. В районе Мусалла в Герате на средства Навои были построены большое красивое медресе «Ихласия», дом для чтецов Корана «Дарал-хуффаз», дом для ученых, приезжих и дервишей «Халасия», дом для лекарей «Дараш-шифа», соборная мечеть. Был проведен и канал. В Хорасане было около трехсот общественно полезных и учебных построений, созданных благодаря эмиру. Среди них много историко-архитектурных памятников, рабатов, мечетей, сардоба (крытых водохранилищ), бассейнов.

Заботой Навои были окружены ученые, поэты, музыканты, каллиграфы, живописцы.

Но, заботясь о других, Алишер не забывал и собственного призвания, писал свои стихи каждую свободную минуту, нередко – по ночам.

Приблизительно между 1472 и 1476 гг. он, по настоянию Хусейна, составил свой собственный первый диван «Редкости начала», а примерно в 1480 г. – второй диван «Редкие концы».

Лирические творения Навои, сборники его газелей прославили имя их создателя во многих странах Востока. Но поэт мечтал о том, чтобы написать для своего народа и на языке своего народа нечто большее, вроде «Шах-намэ» персидского поэта Фирдоуси.

И на сороковом году жизни, в расцвете духовных и физических сил, Навои принялся за свой основной поэтический труд – «Хамсу» («Пятерицу»).

Ради высокого замысла в 1476 г. Алишер освободился от должности визиря. Но придворная клика ненавидела его. Навои же, в свою очередь, не мог скрыть своего презрения к низкопоклонничеству и коварству, царившим среди приближенных султана.

Огромную поддержку в этот период ему оказал Джами. Во многом благодаря ему Навои всего за два года (1483-1485) написал все пять поэм своей «Хамсы»: дидактическую поэму, состоящую из философских афоризмов и притч, «Смятение праведных», эпопею труда и творчества «Фархад и Ширин», роман любви и жертвенного подвига «Лейли и Меджнун», авантюрно-философскую повесть «Семь планет» и историко-политический роман «Вал Искандера».

Следует подчеркнуть, что основной чертой положительных героев Навои является подлинный гуманизм. Они относятся враждебно ко всякому насилию над человеческой личностью. Так, один из главных героев произведений Навои, Фархад – настоящий гуманист, защитник обиженных и угнетенных. Он не способен обидеть муху, и если кому-нибудь приходится переживать печали, Фархад огорчается больше, чем сам пострадавший. «Если нечаянно в ногу нищего попал репей, – он готов был вытащить его своими ресницами».

Но гуманизм в понимании Навои – это не мягкотелая сентиментальность, не безрассудная доброта чувствительной натуры. Навои ценит и прославляет сознательную целеустремленную человечность. Фархад активно борется со злом, и когда деспот Хосров нападает на Армению, герой, «неспособный обидеть и муху», вынимает из ножен меч для решительной борьбы с захватчиками.

Творчество Навои проникнуто жгучей ненавистью к тиранам и поработителям народа. В «Смятении праведных» поэт без всяких аллегорий гневно разоблачает тиранию правителей:

Кто к наслаждениям избрал насилья путь,

Тот проклят и презрен навеки в мире будь!

Проклятья, ненависть в народе тот найдет,

В ком угнетателя себе народ найдет.

В суровое время феодальных междоусобиц, приносивших неисчислимые бедствия народу, поэт мечтал о таком обществе, устои которого зиждились бы на прочном мире и дружбе. Алишеру казалось, что покой в стране может быть установлен только при помощи сильной централизованной власти монарха, могущего создать крепкую державу.

В данных исторических условиях это было ярчайшей прогрессивной идеей, и не только для Средней Азии.

Да и вообще надо подчеркнуть, что поэт уделял много времени проблеме защиты Родины.

Он по личному опыту знал, что уговорами, словами, проповедью нельзя «сломить меч насилия». Врага можно победить только силой в открытой борьбе. Нет другого способа защиты Отечества от разорения, от нападения чужеземцев, которые «готовы слизать, как саранча, всю зелень и всю землю в дальних краях». Патриотизм с точки зрения Навои – естественное для человека чувство. Оно не имеет ничего общего с национальной ограниченностью.

Навои меньше всего свойственны мысли о расовом различии, о превосходстве людей той или иной национальности. В «Хамсе» мы находим представителей многих стран и народов: Фархад – сын китайского народа, его друг Шапур – иранец, Ширин – армянка, Меджнун – араб.

В произведениях родоначальника узбекской литературы фигурируют негры, туркмены, грузины, арабы. Навои прежде всего оценивает душевные качества, и для него не играют никакой роли ни национальные, ни общественные различия.

Последние советы старости

Аналогии иногда приводят к неверным выводам, и поэтому опасно сравнивать время Навои с эпохой Возрождения на Западе. Но если считать главным и наиболее характерным для Ренессанса стремление к освобождению человеческой личности от крепких пут теологии и религиозного фанатизма, то нечто подобное мы находим в чаяниях и стремлениях культурных деятелей Герата XV века.

Совершенно естественно, что именно ближе к старости, с приобретением ценнейшего жизненного опыта, окончательно выкристаллизовались взгляды Навои как мыслителя, заиграл множеством ослепительных граней алмаз его одаренности.

В своих религиозно-философских высказываниях Навои противоречив. Он посвящает Мухаммеду – «любимцу» мусульманского бога и четверым первым халифам восторженные оды, но как передовой человек своего времени, как мыслитель, он свободен от религиозной нетерпимости своей среды, в нем нет и следа фанатизма. Для него бог не то могущественное существо, которое находится над миром, в каком-то воображаемом пространстве. В понимании Алишера бог есть мир, он воплощен, растворен во всех мировых вещах и явлениях. Все изменения, происходящие вокруг нас, объясняются действием божественной красоты, отражающейся в бесконечном ряде зеркал. Этим размышления Навои схожи с суфийской философией.

Кроме того, Навои утверждает, что нет тела без души, так же как нет души без тела. Согласованность духа и материи происходит при посредстве человеческого мозга. Источником всех знаний, по его мнению, являются наши органы чувств, а весь добытый ими материал перерабатывается разумом.

Крылатым стало изречение Навои: «Пройти мир и остаться несовершенным – это то же, что выйти из бани невымытым».

Сам Навои постоянно совершенствовался, стараясь любые приобретенные знания переработать творчески, и поэтому остался в памяти современников и потомков не только великим поэтом и выдающимся государственным деятелем, но и историком, лингвистом, художником, музыкантом, каллиграфом.

Такое многообразие дарований Алишера Навои отмечали и его современники. В восторженных отзывах, оставленных нам Джами, Бабуром, Мирхондом, Хондемиром, Сам-Мирзой и Даулет-шахом, неизменно подчеркивается богатство интересов Навои. Так, сам-Мирза писал о нем: «Этот великий человек, этот добродетельный ученый не потерял бесполезно ни одной минуты свей жизни, которую он всецело посвятил изучению наук и добрым делам, а также содействию прогрессу науки и, наконец, составлению литературных трудов, которые до конца мира останутся нерушимыми памятниками его славы!»

Кроме «нерушимых памятников славы», Навои создал и научные произведения. К самым известным из них относят: «Спор двух языков», «Собрание утонченных» (литературоведческая работа), «Весы размеров» (по теории аруза), «Муфрадат» (по теории жанра муамма). Кроме этого, он написал трактаты на историческую тематику «История иранских царей» и «История пророков и мудрецов». Его художественные письма вошли в сборник «Муншаат». К мемуаристике этого выдающегося автора причисляют жизнеописание Джами – «Пятерица смятенных», «Жизнеописание Сайид Хасан Ардашера», «Жизнеописание Пахлаван Мухаммада». Самым последним произведением Навои считается «Махбуб ал-кулуб», написанный в 1500 г. В нем выражены окончательно сформулированные, наивысшие взгляды Навои на общество и политику.

Но, подведя итоги разнообразной деятельности Алишера Навои, стоит все же вернуться к описанию его жизненного пути, чтобы увидеть, каково было его завершение.

Как было сказано выше, Алишер давно уже не принимал непосредственного участия в государственных делах. Но как неустанный защитник народа от насилия и своеволия беков и чиновников, казался слишком опасным его врагам.

Под влиянием дворцовой знати Хусейн резко изменил свое отношение к прежнему другу. В 1487 г. Навои получил строгий приказ отправиться в отдаленную провинцию, в Астрабад, правителем этого края. Это было почетной, но жестокой ссылкой.

В Астрабаде Навои проявил кипучую деятельность. Он заботился о школах и больницах, о бедняках, о благоустройстве города и провинции…

И вновь, в изгнании, писал прекрасные стихи. Это были скорбные газели, в которых изливались чувства поэта, бессильного изменить ход событий и обреченного видеть вокруг себя несправедливость и злобу. Он писал и гневные, обличительные стихи, в которых призывал султана отказаться от недостойной жизни и обратить свои взоры на страдания и нужды народа.

В Астрабаде Навои собрал многие тысячи строк своих газелей в большой сборник, названный им «Чар-диван» («Четыре сборника»).

Но, тоскуя по родному Герату, поэт решился на дерзость и самовольно вернулся в столицу. Султан позволил ему остаться. Алишер получил титул «приближенного его величества», но почти не принимал участия в политике.

Много тяжелых переживаний выпало на долю Навои в этот последний период его жизни. В 1492 г. умер, оплакиваемый поэтом, его большой друг и учитель – Джами.

В эти годы Хусейн уже не чувствовал себя прочно на троне. Его сыновья жаждали расширения своих владений. Старший сын султана, Бадиузземан, поднял восстание. Тогда Хусейн вспомнил о старом друге Навои. Алишер во имя мира и народного спокойствия выступил посредником между падишахом и мятежным царевичем.

Но даже мудрость Алишера была бессильна предотвратить междоусобную войну. Поэт называл свою Родину «цитаделью безумия», «темницей мучений». Он скорбел о том, что цветущий Хорасан и трудолюбивый его народ словно «покрылись черной краской», что «султан срывает кровлю со своей страны, как с курятника».

Во время одного из походов, когда Хусейн Байкара был далеко от столицы, его сын Бадиузземан подступил к Герату и осадил его. Султан возложил оборону на наместника Валибека и Алишера.

Последнему на тот момент было уже около шестидесяти лет. Постоянная борьба с врагами и упорный созидательный труд подорвали его здоровье. Все же в опасную для Родины минуту этот согбенный, обычно опиравшийся на палку старец с юношеским рвением заботился об укреплении городских стен и валов. В итоге ему удалось после сорокадневной осады примирить отца и сына.

Это, наверное, было последним добрым поступком Навои.

В декабре 1500 г. он почувствовал себя совсем дурно. Врачевание искусных лекарей не помогло, и 3 января 1501 г. он умер.

По рассказам современников, всеобщее горе охватило Герат. От султана до ремесленника, все скорбели о великом поэте, мыслителе и государственном деятеле. По цветистому выражению летописца, «от криков, поднявшихся к небу, его синева закрылась облаками и на землю потоком полились слезы».

Народ оплакивал одного из лучших сыновей своих. А он жил. Жил и продолжает жить в своих бессмертных творениях…

Выводы

Алишер Навои был первым выдающимся представителем узбекской литературы, открывшим читателю красочный, необычайно образный мир своего народа. Этот мир был запечатлен в немалом наследии поэта и мыслителя – почти 30 поэтических сборниках, крупных поэмах, прозе, научных трактатах.

Известный литературовед и лингвист В.М. Жирмунский писал: «Навои, подобно своим западным современникам типа Леонардо да Винчи, выступает перед нами как всесторонне развитая и цельная личность, объединяющая в своем универсализме науку и искусство, философскую теорию и общественную практику». И еще более очевидной становится ценность его достижений в свете исторических событий эпохи, в которую ему довелось жить. Ведь это было время чрезвычайных и необычных противоречий!

Так, за десять лет до рождения Алишера Навои в Европе было сожжено на костре благородную француженку Жанну д’ Арк. Алишер был ребенком, когда убили выдающегося ученого Улугбека, «приближающего звезды к глазам своим». В этом же веке Менгли Гирей дотла сжег Киев. Тогда же мечтал о своих картинах, воспевающих женскую красоту и мужество, несравненный Джорджоне… В этом веке Москва, наконец, освободилась из-под татаро-монгольского ига, турецкое войско султана Мехмета штурмом взяло Царьград, Колумб открыл Америку, а Васко да Гама оплыл вокруг Африки…

То был век страшный и дикий.

То был век прекрасный и великий.

Век крови, насилия и костров, на которых пылали самые выдающиеся умы, самые честные сердца, самые прозорливые души. Век науки, искусства и открытий, которым суждено было стать великими.

И я считаю, что поэзия Алишера Навои – это тоже одно из величайших мировых открытий XV века, достойное внимания каждого. Ведь этому поэту удалось, наверное, главное: оставить по себе не только памятники, но – память.

Список использованных источников и литературы

1. Айбек. Гули и Навои. (Из народных легенд). – Ташкент, 1971.

2. Бертельс Е.Э. Навои: опыт творческой биографии. – М. -Л., 1948.

3. История узбекской литературы. В 2-х томах. Т. 1. (С древнейших времен до XVI в.) – Ташкент, 1987.

4. Навои А. Избранные произведения. / Под ред. Дейча А., Пеньковского Л. – Л.: Советский писатель, 1948.

5. Навои А. Стихотворения и поэмы. – Л.: Советский писатель, 1983.