Алеппо: северная столица Сирии. Сирия


Алеппо (по-арабски Халеб) – второй по величине город Сирии и столица «серой» (Аш-Шахба) провинции.
«Серой» не только по названию, но и серой в отсутствии зелени.
В центре города возвышается холм, на котором, по преданию останавливался Авраам по пути в Египет.
Также легенда рассказывает, что здесь жил Ибрагим – пророк Авраама, и была у него серая (шахба) корова, он доил корову и раздавал молоко бедным людям. Каждый вечер эти люди спрашивали:
«Халеб Ибрахим аль-бакр аш-шахба?» - «Доил ли Ибрагим серую корову?».
Отсюда и пошло название города: Халеб (Хале баш-Шахба) .
Сейчас на холме возвышается Цитадель, которая является символом Алеппо.
Кроме арабов в Алеппо проживают большая армянская колония: армяне переселились в северные районы после резни в Турции в 1915-16 гг., Алеппо даже получил прозвище «Мать эмиграции»).
Алеппо древнейший город, первые упоминания о нем относятся к началу III в. до н.э.Позже город был завоеван хеттами, а в VIII в. до н.э. перешел под власть Вавилона.
Расцвет Алеппо пришелся на IV – I вв. до н.э. В это время Алеппо был заново отстроен и получил греческое имя Беройя. Тогда сложилась греческая планировка города, появился акрополь, торговая площадь – агора и храмы.
В римский и византийский периоды планировка города почти не менялась.
В 637 году город захватили арабы. Алеппо был крупным центром сначала провинции Омейядов, а затем Аббасидского халифата.
С XI в. город стал главным центром на знаменитом Великом шелковом пути, соединяющем Восток с Западом.
Крестоносцам ни разу не удалось захватить Алеппо, но в 1401 году не устоял перед нашествием войск Тамерлана.
В 1516 г. Алеппо вошел в состав государства Османов. Но даже это не сказалось на экономическом и интеллектуальном уровне города. Аллепо долгое время оставался крупнейшим городом Сирии. После окончания I мировой войны Сирия перешла от турецкого владычества к французскому мандату.

Цитадель.
Открыта
Лето 9.00 -18.00
Зима 9.00 – 16.00
Рамадан 9.00 -15.00
Выходной – вторник


Цитадель. Алеппо. Сирия.

Когда-то на месте цитадели находился греческий акрополь, византийская церковь, мусульманская мечеть. Цитадель ни раз страдала от землетрясений и осад.
Нынешний облик крепость обрела в конце XII – начале XIII в. при сыне Салах ад-Дина Малике Захире Гази, который приказал вырыть ров и покрыть склоны холма каменной облицовкой.
Крепость окружает 30-ти метровый ров. Вход в цитадель охраняют две башни. Премостная башня высотой 20 метров построена в 1542 году и защищает мост, опирающийся на 8 арок и образующий лестницу, под которой проходил акведук, снабжавший крепость водой. Мост ведет к привратной башне, в которой находится единственный вход в цитадель.
Крепость представляет собой грандиозное великолепно укрепленное сооружение. Через всю цитадель проходит узкая улочка, вдоль которой находились постройки (от них мало что осталось), подземные помещения византийского периода использовали для хранения воды, также под землей располагалась тюрьма.


Цитадель. Алеппо. Сирия.

В цитадели было две мечети: малая мечеть или мечеть Ибрагима, построенная в 1167 году. Мечеть стоит на месте церкви, а так – на месте камня, где, по легенде, любил отдыхать Ибрагим. Большая мечеть 1214 года постройки была разрушена пожаром в 1240 году, от первоначального здания сохранились каменный михраб и несколько помещений.


Цитадель. Алеппо. Сирия.


Цитадель. Алеппо. Сирия.

Сохранился тронный зал мамлюкских правителей (XV-XVI вв.). Зал устроен в верхнем ярусе воротной башни.


Вид на город из Цитадели. Алеппо. Сирия.

От Цитадели ведет оживленная улица Джами аль-Омауи.


На ней находится Хан аль-Вазир – самый крупный и известный караван-сарай Алеппо, построенный в 1682 году.


Хан аль-Вазир(слева) и мечеть Джами аль-Фусток (1349 г.) (справа). Алеппо. Сирия.


В конце улицы находится главная мечеть города – мечеть Джами аль-Омауи (Омейядов) . Мечеть была построена на месте собора Святой Елены в 715 году по образцу дамасской мечети Омейядов . Здание часто страдало от пожаров и разрушений, современное здание относится к 1169 году.


Мечеть Джами аль-Омауи.


Мечеть Джами аль-Омауи.

Недалеко от мечети Джами аль-Омауи находится мечеть-медресе Халявия – это был старейший кафедральный собор Алеппо , воздвигнутый в VI в. в честь Елены – матери византийского императора Константина.

Алеппо знаменит своими крытыми рынками, которые охватывают мечеть Джами аль-Омауи с трех сторон и протянулись в общей сложности на 9 км. Рынки стали складываться в XVI в. и включают в себя лавки, мастерские, хамамы, мечети.




Занесенная в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО цитадель Алеппо, пожалуй, самая живописная средневековая крепость Ближнего Востока. Это внушительное сооружение возвышается над городом на холме высотой 50 м, причем часть руин датируют 1000 г. до н.э. Говорят, именно здесь Авраам доил своих коров. Город окружает ров шириной 22 м, а единственный вход расположен во внешней башне с южной стороны. Внутри находятся дворец XII в., построенный сыном Салах-ад-дина, и две мечети. Особенно прекрасна Большая мечеть с отдельным минаретом XII в., украшенным ажурной резьбой по камню.

Старый город вокруг цитадели - потрясающий лабиринт узких искривленных улочек и потайных двориков. Базар -самый большой крытый рынок на Ближнем Востоке. Кажется, что каменные арки тянутся вдаль на долгие километры, а на разнообразных прилавках продается все, что только можно себе представить.

Алеппо известен лучшими образцами исламской архитектуры в Сирии, город называют второй столицей страны. Это один из интереснейших городов на Ближнем Востоке.

Лучшее время для посещения

С марта по май или с сентября по октябрь.

Не пропустите

  • Археологический музей Алеппо.
  • Баб Антакия - старые западные ворота базара.
  • Собор маронитов.
  • Армянская церковь.
  • Церковь Св. Симеона - в 60 км от Алеппо, построена в 473 г. в честь Симеона Столпника, который провел 37 лет на вершине колонны, стремясь приблизиться к Господу.
  • Это одна из старейших церквей мира.

Следует знать

Несмотря на то что население Алеппо на 70% составляют арабы (мусульмане-шииты) и курды (сунниты), здесь проживает самая большая на Ближнем Востоке после Бейрута община христиан. После образования государства Израиль социально-политическая атмосфера «этнической чистки» привела к тому, что еврейская община численностью 10 тыс. человек была вынуждена эмигрировать, в основном в США и Израиль.

С начала февраля 2016 года наиболее обсуждаемой в мировых СМИ темой, связанной с гражданской войной в Сирии, стала судьба города Алеппо.

ООН 9 февраля официально предупредила об угрозе голода для 300 тысяч жителей Алеппо, одного из крупнейших сирийских городов, бои за который не прекращаются пятый год. При этом представители стран Запада обвинили в надвигающейся гуманитарной катастрофе войска президента Башара Асада и группировку ВКС России, которые своими действиями якобы создают опасность для гражданского населения и срывают мирные переговоры.

Боевые действия в Алеппо и его пригородах идут с 2012 года. За это время население города, составлявшее до начала конфликта 2,5 миллиона человек, сократилось почти в 10 раз. Однако до последнего времени лидеры западных и ближневосточных стран не выражали столь серьезной озабоченности судьбой мирных жителей.

В чем же причина столь разительной перемены?

Россия начинает, Асад выигрывает?

С 2012 до конца 2015 года сражение за Алеппо развивалось не в пользу сил, верных президенту Асаду. Контроль над данным регионом медленно, но верно переходил к различным группировкам боевиков, которые на Западе называют «умеренной оппозицией».

Главной причиной этого было то, что военизированные группировки могли беспрепятственно получать подкрепление и боеприпасы с территории соседней Турции, граница с которой в течение последних лет не контролируется правительственными силами Сирии.

Ситуация стала меняться после начала операции ВКС России. Удары российских бомбардировщиков серьезно ослабили потенциал антиправительственных отрядов и позволили армии Башара Асада начать масштабное наступление в районе Алеппо.

В начале февраля 2016 года армия Асада и ее союзники захватили ряд стратегически важных пунктов в районе Алеппо и перерезали пути снабжения боевиков. После того, как под контроль армии Асада перешла последняя магистраль, соединявшая Алеппо с турецко-сирийской границей, западные лидеры и заговорили о надвигающейся «гуманитарной катастрофе».

По их мнению, Башар Асад в этих условиях может блокировать поставки в город гуманитарной помощи, что приведет к гибели мирного населения.

На самом же деле блокирование дорог отрезает возможности для снабжения боевиков, что делает перспективу полного их разгрома в районе Алеппо и перехода города под контроль Башара Асада более чем реальной.

Город-сказка, город-мечта...

На фоне этой ситуации в Мюнхене было достигнуто соглашение о прекращении огня в Сирии.

Комментируя высказывания госсекретаря Джона Керри о ситуации вокруг Алеппо, глава МИД России Сергей Лавров сказал: «Насчет Алеппо. Джон сказал, что его тревожат, как он выразился, последние агрессивные действия правительства. Ну, если освобождение города, который заняли незаконные вооруженные формирования, можно квалифицировать как агрессию, наверное. Но наступать на тех, кто завоевал твою землю, необходимо, тем более, что это делали, прежде всего, «Джебхат ан-Нусра», а также до сих пор западные пригороды Алеппо контролируются вместе с «Джебхат ан-Нусрой», «Джейш аль-Исламом» и «Ахрар Ашшамом» (деятельность которых запрещена на территории РФ).

Город Алеппо — это одна из ключевых точек, которая может определить исход конфликта в Сирии.

До войны Алеппо являлся самой крупной городской агломерацией в Сирийской Республике и главным промышленным центром, где было трудоустроено более 50 процентов промышленных рабочих страны. Помимо этого, регион Алеппо является чрезвычайно благоприятным для ведения сельского хозяйства.

Огромные доходы в казну Сирии Алеппо приносил и как туристический центр. Ведь этот город является одним из самых древних постоянно населенных городов мира. На сегодняшний день доказано, что постоянное поселение на данном месте существовало за 2500 лет до нашей эры, а некоторые исследователи полагают, что его история еще как минимум на 3000 лет древнее.

Сирия, Алеппо. 2009 г. Фото: www.globallookpress.com

В Алеппо до начала гражданской войны существовала одна из самых крупнейших христианских общин на Ближнем Востоке, включавшая в себя армян, греков-мелькитов и сирийских христиан. В городе проживало свыше 250 тысяч приверженцев христианской веры, которые с началом войны вынуждены были бежать или стали жертвами террора со стороны радикальных исламских группировок.

Сирия, Алеппо. Фото: Reuters

Из рук в руки: от Македонского до Тамерлана

С древности Алеппо имел стратегическое значение, так как располагался на Великом шёлковом пути, проходившем через Среднюю Азию и Месопотамию.

По этой причине город пережил бессчетное число завоеваний, многократно переходя из рук в руки.

В 333 году до нашей эры Алеппо был взят войсками Александра Македонского . Уже в те времена этот город имел огромное значение как торговый центр и пункт, позволявший тому, кто его контролирует, владеть всей Северной Сирией. Около 300 лет город находился под властью Селевкидов, затем перешел под контроль Римской, а после Византийской империи.

В период поздней античности город, носивший в ту пору название Верия, являлся третьим по величине в Римской империи.

В 637 году город был захвачен арабами под предводительством Халид ибн Валида , получив новое название — Халеб. Начиная с X века город становится ареной практически непрерывных войн и сражений. В 962 году его захватили византийцы, ведшие борьбу с Арабским халифатом. В 1098 и 1124 годах город пережил две осады крестоносцев, но так и не был взят, а позднее был захвачен султаном Саладином , сделавшим его владением династии Айюбидов.

Добрались до Алеппо и монгольские завоеватели — в 1260 году он был взят войсками внука Чингисхана Хулагу в союзе с франкскими рыцарями князя Антиохии Боэмунда VI и его тестем, правителем Армении Хетумом .

Примерно в этот период взятие Алеппо начинает сопровождаться массовой резней его населения по религиозному признаку — так, монголы и их христианские союзники не щадили мусульман, а арабы, возвращая себе контроль над ним, заливали его древние улицы кровью христиан.

Иногда, впрочем, завоеватели не церемонились и с единоверцами. Знаменитый полководец Тамерлан в 1400 году при взятии города не только не щадил жителей, но и приказал выстроить из их черепов башню.

Четыре века османского владычества и 70 лет независимости

Во времена Османской империи Алеппо, захваченный турками ровно 500 лет назад, в 1516 году, стал одним из крупнейших городов государства, уступая только Стамбулу и Каиру.

400 лет османского владычества завершились после Первой Мировой войны, поражение в которой привело Османскую империю к полному распаду.

1915 г. турецкие военные. Фото: www.globallookpress.com

Осенью 1918 года во время одного из завершающих наступлений войны войска Антанты и союзные им отряды арабских повстанцев нанесли поражение армии Османской империи в Палестине, вошли в Сирию и 26 октября овладели Алеппо.

Территория современных Ливана и Сирии попали под контроль Франции.

Первая мировая война серьезно повлияла на состав населения Алеппо. Сюда, спасаясь от турецкого геноцида, из других регионов Османской империи бежали армяне, а также представители других народов, исповедующие христианство.

В 1926 году была введена конституция Сирии, подтверждавшая мандат Франции и предусматривающая выборного президента и однопалатный парламент. Спустя десять лет было заключено соглашение о предоставлении Сирии независимости, однако оно не было ратифицировано вплоть до начала Второй мировой войны.

Территория Сирии была полем сражения и во время Второй мировой войны. После поражения Франции Сирию контролировал «режим Виши», с войсками которого летом 1941 года вели бои части «Свободной Франции» генерала де Голля .

27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. Весной 1946 года, то есть 70 лет тому назад, после эвакуации войск Франции Сирия наконец получила полную независимость. Город Алеппо наряду с Дамаском стал центром нового старого государства, его жемчужиной и промышленным сердцем.

Имперская мечта, или как Россия наступила на горло господину Эрдогану

Несмотря на не самую простую историю современной независимой Сирии, Алеппо успешно развивался как торговый, промышленный и туристический центр.

С началом гражданской войны в Сирии противники Башара Асада сосредоточились на захвате Алеппо, поскольку контроль над ним позволял не только ослабить влияние центральной власти как в политическом, так и экономическом плане, но и создать перспективы для отделения части сирийских территорий в том случае, если полный захват Сирии по каким-то причинам станет невозможным.

Особо активную роль в событиях вокруг Алеппо играет Турция. Если представители стран Запада в рамках так называемой «арабской весны» главной задачей видели свержение Башара Асада, то Турция преследует еще более амбициозные цели.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган «покусился на святое», затеяв в свой стране демонтаж светского государства, созданного Мустафой Кемалем Ататюрком . Амбициозные планы политика предполагают своеобразную «реставрацию» Османской империи. Речь идет не о прямом изменении границ, а распространении своего влияния на территории, ранее подконтрольные Османской империи.

В рамках этого плана Турция активно вмешивается в гражданскую войну в Сирии, на севере страны, в частности, в Алеппо.

Переход Алеппо, одного из центров бывшей империи, под власть протурецких сил для Эрдогана являлся важнейшим моментом в реализации избранной стратегии.

Стратегии, которая стала терпеть крах с появлением в Сирии , чьи удары кардинально изменили положение дел.

Хрупкий мир или большая война?

Выдержать подобное разочарование турецкому лидеру оказалось не под силу. Отсюда и провокационная атака на российский бомбардировщик Су-24, и требования ухода России из Сирии, и уже прямые угрозы начала вооруженного вторжения под видом создания «зоны безопасности».

Соратник Эрдогана и один из главных идеологов неосманизма, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в последние дни отбросил все дипломатические приличия, рассуждая о сирийском городе как о собственной территории.

«Мы вернем наш исторический долг. Когда-то наши братья из Алеппо защищали наши города — Шанлыурфа, Газиантеп, Кахраманмараш, теперь мы защитим героический Алеппо. За спиной его защитников вся Турция», — заявил Давутоглу, выступая на заседании парламентской фракции возглавляемой им правящей Партии справедливости и развития.

Совершенно очевидно, что судьба мирного населения Алеппо для политиков, втянутых в сирийский кризис, несмотря на все громкие заявления, имеет второстепенное значение.

Борьба за Алеппо может решить исход всего противостояния, а, при худшем развитии событий, превратить региональный кризис в глобальный.

Договоренности о прекращении огня, достигнутые в Мюнхене, дают слабую надежду на то, что в перспективе в Алеппо и во всей остальной Сирии воцарится мир.

Однако исторический опыт, увы, подтверждает — кровь здесь может литься еще долгие, долгие годы.

Население Сирии насчитывает около 22 миллионов человек. Большинство населения сосредоточено вдоль берегов Евфрата и на побережье Средиземного моря. Общая плотность населения - 103 чел./км². В Сирии гарантируется бесплатное образование с 6 до 11 лет и носит обязательный характер. 12 лет школьного обучения состоят из 6 лет начальной школы, трех лет общеобразовательной и ещё трех лет специальной подготовки, необходимой для поступления в университет. Грамотность среди сирийцев старше 15 лет составляет 86 % у мужчин и 73,6 % у женщин. Средняя продолжительность жизни - 70 лет.

Этнический состав

Сирийские арабы (в том числе ок. 400 тысяч палестинских беженцев) составляют около 90 % населения страны.

Крупнейшее национальное меньшинство - курды, составляют 9 % населения Сирии. Большинство курдов проживает на севере страны, многие по-прежнему пользуются курдским языком. Также курдские общины есть во всех крупных городах.

Второе по численности национальное меньшинство - армяне, составляют 2-3 % населения страны. 75 % сирийских армян проживают в Алеппо, 15 % - в Дамаске .

В Сирии проживают также черкесы, являющиеся потомками мусульман-переселенцев с Кавказа, и туркмены, занимающиеся преимущественно полукочевым скотоводством и земледелием. Половина черкесов, до разрушения административного центра израильтянами, проживала в провинции Эль-Кунейтра, многие из которых в дальнейшем переехали в Дамаск.

Религия

90 % населения Сирии - мусульмане, 10 % - христиане. Из мусульман 87 % - сунниты, остальные 13 % - алавиты и исмаилиты, а также шииты, число которых с 2003 постоянно возрастает из-за потока беженцев из Ирака . Среди христиан половину составляют сирийские православные, 18 % - католики (главным образом члены Сирийской католической и Мелькитской католической церквей).

Присутствуют значительные общины Армянской апостольской и Русской православной церквей.

Крупнейшие города

Города Сирии
Название Население Мухафаза
Русское Арабское Перепись 1981 Перепись 2006
10. Дума دوما 51.337 114.761 Риф Дамаск
3. Хомс حمص 346.871 798.781 Хомс
2. Дамаск دمشق 1.112.214 1.580.909 Дамаск
7. Ракка الرقة 87.138 182.394 Ракка
1. Халеб (Алеппо) حلب 985.413 1.626.218 Халеб (Алеппо)
8. Эль-Баб الباب 30.008 137.565 Халеб (Алеппо)
6. Дейр-эз-Зор دير الزور 92.091 252.588 Дейр-эз-Зор
5.

«Ближневосточные цивилизации всегда привлекали внимание европейских путешественников и исследователей красотой руин своих древних городов. Из всех стран региона именно Сирия может похвастаться изобилием памятников античности. Пальмира, Эбла (ныне Телль-Мардих), Дамаск, Алеппо (Халеб) – это лишь малый список древнейших городов на территории данной страны. До сих пор ученые со всего мира ведут научные споры на тему древнейшего городского центра Сирии. Это право оспаривают два соперника: Халеб и Дамаск.»

Большинство исследователей считают Алеппо (европейское название города) самым древним городом страны. Многие ученые утверждают, что первое поселение здесь было основано еще в VI тысячелетии до нашей эры. Город находился на пересечении важных торговых путей, связывающих Ближний Восток с Европой и Индией . Величие и богатство Алеппо делало его лакомым кусочком для его соседей. Не раз город переходил из рук в руки. На протяжении всей истории своего существования Халеб захватывался хеттами, ассирийцами, греками, римлянами, арабами и турками. На сегодняшний день - это один из крупнейших по численности населения городов Сирии, расположенный на северо-западе страны и заселенный преимущественно арабами.

Об истинном значении названия и первых жителях имеются довольно скудные сведения. Считается, что первое поселение было основано в 5000 году до нашей эры. Это подтверждают, обнаруженные на территории древнего города различные орудия труда. В некоторых записях соседних народов Халеб упоминается, как Халпе и Халибон . Истинное значение топонима до сих пор является загадкой для ученых. Некоторые из них утверждают, что название города имеет семитское происхождение и означает, или «железо», или «медь». Считается, что именно здесь первые металлурги научились добывать и обрабатывать эти металлы. Однако имеются и иные версии. Согласно другой гипотезе, поселившиеся во II тысячелетии до нашей эры в Сирии амореи, именовали город «Халаба», что с их языка переводится как «белый». В пользу данного предположения следует отметить, что почва в Халебе светлых оттенков, а также город с древности являлся основным центром региона по добыче мрамора. Еще одна версия основана на мифе, согласно которому Авраам угощал путешественников молоком своей рыжей коровы и поэтому топоним Халеб означает «дающий (преподносящий) молоко». О первых поселенцах города известно еще меньше. Этнический состав населения на протяжении всего периода существования Алеппо не раз менялся. Считается, что первые жители Халеба имели семитское происхождение. Затем на территории Сирии поселились указанные выше амореи, которые также являлись семитами. Дальнейшее завоевание страны хеттами, ассирийцами, греками и римлянами значительно повлияли на национальный состав населения. После арабского завоевания Сирии и перенесения столицы Омейядов в Дамаск, этнический баланс страны больше не изменялся. В городе есть небольшая армянская диаспора, сирийские православные христиане и католики, а также сравнительно мизерное количество сирийских иудеев.

Халеб, еще с древних времен славился как важный торговый центр, через который проходили караванные пути. Этот древний ближневосточный город, благодаря своему выгодному географическому расположению и богатству природных ископаемых, не мог не привлекать взоры соседних народов и не раз переходил из рук в руки. О нем сообщается в ранних хеттских анатолийских записях. Также город упомянут в древнем списке Мари – города, расположенного неподалеку от реки Ефрат на северо-востоке Сирии. Во второй половине II тысячелетии до нашей эры Халеб оказался в составе государства хеттов и довольно продолжительное время считался стратегически важным центром Хеттской державы на юге, а также местом пересечения караванных путей идущих преимущественно из Египта и обратно. Однако после нашествия, так называемых «народов моря», Хеттское государство пало. На некоторое время возрастает влияние другого древнего сирийского города – Дамаска , который подчиняет соседние территории своей власти. Однако, уже в IX веке до нашей эры вся Сирия оказывается в составе могущественной Ассирийской державы , в составе которой продержалась вплоть до VII века до нашей эры, когда столица ассирийцев Ниневия в 612 году до нашей эры была захвачена войсками Нововавилонского царства и Мидии, а подвластные ее территории поделены между союзниками. Первым досталась Сирия. Однако, в VI веке до нашей эры на горизонте объявился новый конкурент в лице резко возвысившейся державы Ахеменидов . Первый царь персов Кир II, основавший свое государство на месте Мидии, стремился к захвату соседних земель. В 539 году до нашей эры Вавилон пал под ударами персидской армии. Все ее прежние колонии перешли растущей Персидской империи. Следующими хозяевами Сирии стали македоняне. В 331 году до нашей эры Александр Македонский разгромил войска Дария III в битве при Гавгамелах. Некогда могущественная Ахеменидская держава пала. Все ее владения оказались в составе новой империи. После смерти великого полководца все завоеванные им территории были разделены между его соратниками. Халеб, как и вся Сирия вошла в состав державы Селевкидов. При первых царях Алеппо перестраивается и получает новое имя – Береа. Роль Халеба, как важного торгового центра вновь возрастает. Однако в это же время все более значимую роль приобретает его очередной конкурент в лице Пальмиры . Почти 3 столетия Сирия находилась в составе Селевкидов. В 64 году до нашей эры почти вся территория данной страны была захвачена римскими легионами Помпея. После полного подчинения Пальмиры в III веке, Халеб становится главным центром торговли на Ближнем Востоке, отобрав этот титул у давней соперницы. Свою значимость город сохранил и в составе Византийской империи . В 637 году Сирия пала под ударами новых завоевателей – арабов. Значимость страны подтверждается тем фактом, что один из ее центральных городов, а именно Дамаск, в 661 году стал столицей арабской династии Омейядов, продержавшейся у власти вплоть до 750 года. Халеб же продолжал оставаться значимым центром торговли. В 944 году правитель Хамадана, Саиф Аль-Дауль, воспользовавшись слабостью Аббасидов, захватил Алеппо. В этот период были построены крепостные стены и ворота. При нем город сохраняет статус одного из важнейших пунктов движения караванных путей. Однако, в 962 году, византийскому владыке Никифору Фоке удалось возвратить Халеб в состав империи. Начиная с конца XI века, на Ближний Восток осуществляют свой первый поход крестоносцы, движимые призывом папы римского. Второй крестовый поход не мог не затронуть Алеппо. Крестоносцы не смогли взять приступом крепость и вынуждены были отступить. Однако захват соседних территорий нанес удар по торговле Халеба. Еще до начала третьего крестового похода город был занят войском Салахаддина Айюбида, который превратил Алеппо в один из основных стратегических пунктов мусульман. При его преемниках ситуация не изменилась. При Айюбидах Халеб лишь потерял свой статус центра торговли. Теперь главным местом пересечения стала Антиохия, располагавшаяся южнее Пальмиры. Ситуация не изменилась, ни при монголах, ни при эмире Тимуре. Лишь после смерти последнего, Алеппо вернул себе титул торгового центра Ближнего Востока. В 1517 году Сирия вошла в состав Османской империи . Халеб, в период существования данного государства считался третьим после Стамбула и Каира крупным городом. Алеппо в составе Османской империи не раз переживал взлеты и падения. В 1832 году наместник османского султана в Египте Мухаммед Али захватывает Сирию и соседние территории и в течение 8 лет удерживает их под своей властью. С этого периода роль Халеба, как центра торговли на Ближнем Востоке, а также как стратегического пункта заметно уменьшается. Все это связано с возвышением старого конкурента Алеппо – Дамаска, а также с открытием в 1869 году знаменитого Суэцкого канала. Ситуация изменилась после первой мировой войны. В 1920 году Сирия была захвачена французской армией. В 1922 году Франция получила мандат на управление данной территорией. Во время французской эпохи управления страной Халеб вновь возрождается как центр торговли. В 1946 году Сирия добивается от Франции полной независимости и впервые за свою историю вступает в эпоху самостоятельного развития, продолжающегося уже 70 лет.

Несмотря на скудность сведений о Алеппо, сохранились некоторые письменные источники. Персидский исследователь XI века Насир Хосров , например, описал торговую жизнь города, а также пошлины, взимаемые с ввозимых иностранных товаров. В Халебе в разные эпохи жили и творили разные деятели науки и искусства: поэты Аль-Мутанабби и Абу Аль-Фирас, философы Аль-Фараби и Яхья ибн Хабаш Сухраварди, языковеды Ибн Калав и Иегуда Аль-Харизи. В Алеппо в свое время в 1447 году был казнен азербайджанский поэт Насими и здесь же он находятся его останки, захороненные на фамильном кладбище. Впоследствии данное место превращается в святилище и на данный момент является объектом паломничества. Стоит отметить и Бахаддина ибн Шаддада – религиозного деятеля и историка, автора «Жизни Салахаддина », а также описавшего в своих научных трудах Халеб, где долгое время был советником сына Салахаддина, Малика Аль-Захира. Нельзя не упомянуть и великого географа и путешественника Якута Ар-Руми Аль-Хамави, автора «Му"джама ал-булдана» («Словаря стран»), сына византийских греков, который большую часть своего творения написал в Халебе и Мосуле. Его труд включает в себя описание городов и стран Кавказа, Средней Азии, Ближнего Востока и Северной Африки.

Алеппо известен не только деятелями науки и искусства, но и великолепными архитектурными сооружениями. Дата постройки некоторых из них уходят в глубины мировой истории. В первую очередь следует упомянуть крепость Алеппо. Данная постройка располагается над Халебом, на 50-метровом холме. Многие ученые считают, что она была построена еще до нашей эры хеттами. Считается, что внутри находился храм хеттских божеств. При греках цитадель также служила, как религиозное святилище и лишь при арабах она стала использоваться в оборонительных целях с середины X века, когда ее обустроил Саиф Аль-Дауль. Султан Малик Аль-Захир, сын Салахаддина, практически полностью перестроил весь внутренний комплекс крепости. Старый город окружен широким 22-метровым рвом. В историческую часть Халеба можно лишь с юга, через мост, ведущий к внешней башне (Баб-Антакья или Антиохийские ворота). Внутри комплекса взору туриста открываются великолепные сооружения, относящиеся к различным архитектурным стилям. Особое внимание приезжих привлекает дворец Малика Аль-Захира (XII век) и расположенные поблизости 2 мечети. Огромный интерес вызывает Большая мечеть Омейядов аль-Джами аль-Кабир (или Великая мечеть Алеппо), построенная в 715 году и несколько раз восстанавливаемая разными мусульманскими руководителями города. Еще одной древнейшей мечетью Халеба является Джами ат-Тута (мечеть тутового дерева), сооруженная халифом Омаром в период ранних арабских завоеваний, которая тоже не раз реставрировалась. Мечеть Джами Кыкан (или Воронья мечеть), построенная в XIII веке представляет не меньший интерес у туристов. Во внешней стене сооружения имеется камень с хеттскими иероглифами. Именно благодаря этой надписи современные лингвисты сумели разгадать тайну хеттского письма. В Старом городе находится довольно большое количество мечетей и минаретов, сооруженных в разные исторические эпохи. Так, например, мечеть Аль-Руми построена при мамлюках в XIV веке. Мечети Аль-Бахрамия, Аль-Адилия, Аль-Саффахия были сооружены XV-XVI века во времена Османской империи. Наряду с мусульманскими религиозными учреждениями в Халебе имеются и великое множество (43 церкви) христианские сооружения. Армянская церковь Сорока Мучеников в христианском квартале Джейда, построена в XV веке и не раз реставрировалась. У сирийских католиков свое святилище – церковь святой Илии. Еще одной православной церковью, которая, к сожалению, плохо сохранилась, является церковь Святого Симеона Столпника. Среди не менее значительных архитектурных построек Халеба стоит отметить мавзолей Хейр Бей, национальную библиотеку и музей Алеппо, часовню Баб Аль-Фарадж и многие другие сооружения. В Старой части города имеется множество средневековых построек и кварталов, где наряду с мусульманами вполне мирно проживают и местные христиане. Некоторые из исторических сооружений входят в список мирового достояния ЮНЕСКО.

Халеб , пожалуй, является единственным городом в мире, в котором в хорошем состоянии сохранились постройки разных исторических эпох и различных архитектурных стилей. Алеппо – смесь восточной и западной школ искусства, которые замечательно дополняют друг друга. Для описания всей красоты города слов недостаточно. Именно поэтому в Халеб ежегодно приезжает множество туристов со всего мира. Старая часть Алеппо весьма хорошо сочетается с современными многоэтажными домами новой части. Благодаря хорошей сохранности архитектурных сооружений город даже сумел опередить своего старого конкурента в лице Дамаска – нынешнюю столицу Сирии.