Александр Невский готовил антимонгольское восстание? Монголо-татарское иго на руси.

Середина XIII века… Над Русью опустился мрак чужеземного господства. Монголо-татарские ханы ставили в русских городах своих наместников, которые следили за взиманием дани, павшей непосильным бременем на население. Летописец печально записал, что «князья Русские были в воле татарской».

Новгородский князь Александр Невский получил ханский «ярлык» на великое княжение в 1252 году. При этом под влиянием определённой литературы сложился стереотип, будто он проводил политику, дружественную монголам, направленную на «примирение» с ними. Однако в русских источниках отношение к монголо-татарам было более чем однозначным. Борьба с нашествием изображалась в летописях как праведное дело, освящённое православной верой. Жителям города Козельск, стоявшим на смерть против орд Батыя, летописец приписал фразу: «И славу сего света приняв, небесного венца Христа бога примем». Борьба с захватчиками понималась как христианский подвиг. Неужели Александр Невский считал иначе?

Многие летописные эпизоды проникнуты явными антимонгольскими настроениями, которые передавались очень выразительно и эмоционально. В качестве примера зачастую приводят историю об убийстве молодого князя Всеволода Юрьевича, добровольно вышедшего со многими дарами из осажденного Владимира к Батыю, или фрагмент о разорении монголо-татарами Успенского собора во Владимире, где заживо сгорели епископ и княгини с детьми.

В южнорусских летописях негативная оценка монголо-татар была напрямую связана с той позицией, которую занимал князь Даниил Галицкий , вынашивавший планы прямого военного сопротивления захватчикам. В летописных списках невозможно найти фрагмента, где о монголо-татарах говорилось хотя бы в спокойных тонах. Антиордынская направленность древнерусского летописания выражалась, прежде всего, в ярких картинах монголо-татарских погромов, а также в далеко нелестных эпитетах, которыми награждались завоеватели и их ханы.

В Новгородской I летописи упоминания о монголо-татарах достаточно многочисленны. Сам рассказ о нашествии написан очень выразительно, причём автор не скрывал своей ненависти к захватчикам, которые назывались «погаными иноплеменниками», «безбожными и погаными», «окаянными», «кровопролитцами христианской крови». Подобные характеристики довольно определённо свидетельствовали об антимонгольских настроениях новгородцев.

Исследователи справедливо отмечают, что нигде в русской литературе того времени негативная оценка монголо-татарского ига не отображена с такой силой, как в проповедях Серапиона Владимирского. Будучи настоятелем Киево-Печерского монастыря, он лишь к концу своей жизни попал в Северо-восточную Русь. В четырех из пяти известных проповедей Серапиона народ призывается к покаянию, к очищению от грехов, которые дадут освобождение от безбожных захватчиков. В отдельных эпизодах проповедник описал тягостные для Руси последствия иноземного владычества, которое он объяснял Божьим гневом.

Серапион рассматривал господство монголо-татар как великое зло, которое рано или поздно должно закончиться – если русские люди избавятся от грехов, то и «гнев Божий престанет, …мы же в радости поживем в земли нашей». Говоря о нашествии, Серапион описывал картину страшного разорения, когда «кровь и отцов, и братьев как вода землю напоила». Через все его проповеди сквозит боль за Русскую землю и утраченное ею былое величие, желание как можно скорее приблизить . Очевидно, что непримиримость к монголо-татарам была всеобщей.

Положительной или нейтральной характеристики ига нельзя встретить ни в одном памятнике той поры. Иго воспринималось очень эмоционально, в ярких красках описывались монголо-татарские зверства, жестокости и грабежи. Народ не желал «примирения» с захватчиками. Отчасти о его настроениях могут свидетельствовать некоторые топонимы, например, Трепарево на реке Ворсмице. По Хлебниковскому летописцу, здесь было место битвы между русскими и монголо-татарами, которым задали «трёпку». Татары обратились в бегство, но по легенде были настигнуты там, где стоит теперь деревня Душилово. По мнению краеведов, близость селений Баскачи, Трепарево и Душилово допускает возможность такого предания.

Исследователи уже отмечали, что большое количество топонимов, отражавших сопротивление монголо-татарам, наблюдается в Северо-восточной Руси. М.Н. Тюнина пишет, что

Именно из Ростова не раз начиналась волна вечевых выступлений против татар. Первый раз по решению веча ростовцы восстали и изгнали сборщиков дани в 1262 году. Летопись говорит, что подобные восстания проходили в 1289, 1294, 1307, 1320, 1382, 1408 годах, и «эпицентром» их был Ростов. Татары жестоко расправлялись с выступавшими против них.

Мог ли князь Александр Невский мыслить иначе, нежели его народ, стремившийся к скорейшему освобождению от ига!? Если даже на мгновение представить это, то вряд ли он остался бы в народной памяти любимым героем и был бы канонизирован Русской Православной Церковью. Так что, думается, ответ очевиден.

Однако Александр Невский стремился действовать, исходя из реального положения дел. А оно было таковым, что пережившая нашествие Русь оказалась слишком слаба, чтобы противостоять монголо-татарам на поле битвы. Брат Александра Невского Андрей вместе с князем Даниилом Галицким готовил вооружённое выступление против монголо-татар, предлагая присоединиться к своему союзу и Александру. Даниил Галицкий легкомысленно надеялся на успех и считал, что у Руси достаточно сил, чтобы сбросить иго. Но в 1252 году полки владимирских и галицко-волынских князей были полностью разбиты.

Поэтому Александр Невский, ставший великим князем Владимирским, избрал иную тактику. С одной стороны, он выражал покорность монголо-татарам, с другой – стремился всячески укрепить Русь и сделать её зависимость от Орды наименьшей. Он был поистине великим дипломатом, ведшим политику мнимого мира и сотрудничества, чтобы предотвратить новое нашествие на русские земли . Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Вскоре ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар.

Но и о военном сопротивлении, мысль о котором как бы отступила на второй план, на Руси не забывали. В конце концов, вооружённое завоевание можно было сломить только с оружием в руках. Как относился ко всему этому Александр Невский?

В русских городах неоднократно вспыхивали восстания против монголо-татар. В 1255 году одно из таких восстаний произошло в Новгороде, где население воспротивилось попытке обложить город данью. В 1257 году жители Ярославля выступили против захватчиков.

В годы правления Александра Невского на Руси была введена система «баскачества», что привело к широким народным волнениям. Новая система сбора дани заключалась в том, что монголо-татары предприняли перепись населения – «запись в число». В города посылались «бесермены» (мусульманские купцы), которым сбор дани отдавался на откуп. Размер дани был очень велик: одна только «царева дань», то есть дань в пользу хана, которую сначала собирали натурой, а потом деньгами, составляла 1300 кг серебра в год. Постоянная дань дополнялась «запросами» – единовременными поборами в пользу хана. Кроме того, в ханскую казну шли отчисления от торговых пошлин, налоги для «кормления» ханских чиновников и т.д. Всего было около десятка видов даней в пользу монголо-татар.

Русские города сопротивлялись проведению переписи, и только с помощью силы монголам удалось осуществить задуманное. Однако насилие и злоупотребления ордынских откупщиков вызвали целую волну восстаний, первое из которых началось в 1259 году в Новгороде. В 1262 году жители Ростова, Владимира, Суздаля и Ярославля собрали вече и постановили изгнать ханских «бесерменов» из своих городов. В том же году восстание против монголо-татар вспыхнуло во Владимире, Переславле-Залесском и Устюге, затем снова в Ростове.

Считается, что народные выступления носили стихийный характер. Однако их повсеместность позволяет предположить, что действия восставших координировались из некоего общего центра. Возможно, существовало и общее руководство этими восстаниями: логично предположить, что по городам рассылались гонцы, которые должны были обеспечить одновременность. Кроме того, на подобные мысли наводит и география народных выступлений, которые происходили таким образом, чтобы не только нанести максимальный урон захватчикам, но и отрезать им путь к отступлению.

Из всех русских летописей только устюжские называют имя вдохновителя антимонгольских восстаний. Вот одно из интереснейших летописных сообщений:

И прииде на Устюг грамота от Великого Князя Олександра Ярославовича, что татар побивати.

Великий Князь Александр Ярославович в 1262 году был только один – это князь Александр Невский. Монголам же князь обещал, по всей видимости, «найти и наказать виновных», но, разумеется, никого не находили и не наказывали. По всем городам были перебиты «бесермены», а сами монголо-татары перестали ездить на Русь, передав сбор дани русским князьям.

Однако в Орде, видимо, подозревали Александра Невского и его окружение в подготовке восстаний: невозможно было не заметить их одновременности. А главное – восстание произошло и в родовой вотчине князя, в Переяславле. Это логически объясняет его внезапную смерть после поездки в ханскую ставку в следующем году. Предполагается, что он был отравлен, и умер 14 ноября 1263 года в Городце.

Русское государство оказалось многим обязано мудрости великого князя Александра Ярославовича Невского. Благодаря его скрытой борьбе с монголо-татарами , удалось сохранить политический и общественный строй. На Руси никогда не было монгольской администрации, она не оторвалась от европейских ценностей, а со временем народ смог окончательно сбросить с себя бремя ненавистного ига и обрести свободу.

Всеволод Меркулов,
кандидат исторических наук

«Св. Александр был при жизни одним из основоположников России. Своей жизнью он как бы благословляет путь праведного ей служения. Видения, бывшие у его гроба, совпадают с годами бедствий. В годы испытаний Св. Александр всегда был предстателем и защитником Руси. И теперь, в годы новых бедствий, он не оставляет России, как не прекращаются и моления к нему о предстательстве и защите…»

Приложение второе

Генеалогические таблицы

Годы княжения:

Князь Игорь - 912–945 гг.

Княгиня Ольга - 945–964 гг.

Великие князья киевские:

Святослав - 964–972 гг.

Владимир Первый - 980-1015 гг.

Ярослав Мудрый - 1019–1054 гг.

Всеволод Ярославич - 1078–1093 гг.

Владимир Второй Мономах - 1113–1125 гг.

Князь Суздальский Юрий Долгорукий - 1125–1157 гг.

Великие князья владимирские:

Всеволод Большое Гнездо - 1176–1212 гг.

Ярослав Всеволодович - 1238–1246 гг.

Александр Ярославич Невский - 1252–1263 гг.

Годы жизни:

Александр Ярославич Невский - 1221–1263 гг.

Князья московские:

Даниил Александрович - 1261–1303 гг.

Иван Данилович Калита - 1304–1340 гг.

Иван Иванович - 1326–1359 гг.

Дмитрий Иванович Донской - 1350–1389 гг.

Сыновья великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича (князья и наместники)

1. Федор Ярославин - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1233 год.

2. Александр Ярославин Невский - князь-наместник в Новгороде с 1228 по 1236 год, князь киевский и Новгородский с 1236 по 1252 год, великий князь владимирский с 1252 по 1263 год.

3. Андрей Ярославин - великий князь владимирский с 1250 по 1252 год, князь-наместник Суздальского удела с 1256 по 1264 год.

4. Ярослав (Афанасий) Ярославин - князь тверской с 1247 по 1271 год, князь новгородский с 1255 по 1266–1270 год, великий князь владимирский с 1263 по 1271 год.

5. Василий Ярославин - князь костромской с 1272 по 1276 год.

6. Константин Ярославин - князь-наместник Галича Костромского удела с 1246 по 1255 год.

Сыновья великого князя владимирского Александра Ярославича Невского (князья и наместники)

1. Василий Александрович - князь-наместник в Новгороде в 1252–1257 годах, князь-наместник Переяславского удела в 1259–1271 годах.

2. Дмитрий Александрович - князь Переяславский в 1253–1294 годах, князь-наместник в Новгороде в 1259–1263 годах, великий князь владимирский в 1276–1281 и 1283–1294 годах.

3. Андрей Александрович - князь городецкий в 1276–1304 годах, великий князь владимирский в 1281–1283 и 1294–1304 годах.

4. Даниил Александрович - князь-наместник Московского удела в 1276–1282 годах, князь московский в 1283–1304 годах.

Приложение третье

Хроника событии на Руси в годы жизни Александра Ярославича Невского

1223 год, 31 мая - битва на реке Калка русских князей и их союзников-половцами с монгольским войском.

1224 год - захват города-крепости Юрьев немецкими рыцарями-крестоносцами.

1234 год - поход новгородского ополчения на Дерпт (бывший Юрьев).

1236 год - начало самостоятельного княжения Александра Ярославича в вольном городе Новгороде.

1237 год - объединение по благословению Римского Папы Григория IX тевтонского ордена и ордена меченосцев.

1237–1238 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Северо-Восточную Русь. Героическая оборона русских городов, битва на реке Сити.

1239–1240 годы - нашествие монголо-татарских полчищ под водительством хана Батыя на Южную Русь. Разорение Киева.

1240 год, август - сентябрь - вторжение немецкого рыцарства Ливонского ордена на земли Пскова и Новгорода.

1241 год - освобождение новгородцами крепости Копорье от немецких рыцарей-крестоносцев.

1242 год, 5 апреля - Ледовое побоище русского войска с рыцарским войском ливонского ордена.

1245 год - походы новгородского князя Александра Невского на Литву и поражение литовцев в битве у озера Жизца.

1249 год - поездка князя Александра Невского и его брата Андрея Ярославича в столицу Монгольской империи город Каракорум.

1252 год, 23 июля - нашествие монголо-татарского войска под водительством Неврюя («Неврюева рать») на Владимиро-Суздальскую Русь. Битва близ Переяславля.

1253 год - отражение набега ливонских рыцарей на Псков; набег литовцев на русские земли и их поражение у Торопца.

1256 год - поход русского войска под водительством Александра Невского в Финляндию против шведских крестоносцев.

1257–1259 годы - перепись населения Северо-Восточной Руси монгольскими численниками. Выступление против Золотой Орды великого князя владимирского Андрея Ярославича. Волнения в Новгороде из-за дани Сараю.

1261 год - рождение Даниила Александровича, родоначальника московских князей.

1262 год - походы союзных литовских и новгородских войск в земли ливонского ордена.

1262 год - восстание населения Северо-Восточной Руси против «бессерменов» - монгольских сборщиков дани и ростовщиков.

1263 год - последняя поездка Александра Невского в Золотую Орду.

1263 год, 14 ноября - кончина святого и благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

В 1262 г. вспыхнуло восстание против татар во Владимире, Ростове, Суздале, Переяславле и Ярославле, вызванное тяжелым угнетением от татарских откупщиков дани. Полки татарские уже готовы были двинуться на русскую землю. Тогда Александр поспешил в Орду к хану (4-й раз), чтобы отмолить людей от беды. Он прожил там всю зиму и не только успел отвратить татарский погром, но и выхлопотал у хана освобождение русской земли от повинности выставлять для татар военные отряды.
Заодно Александр обратился к Сартаку, сыну Батыя, управлявшему тогда Ордой, с жалобой на Андрея Ярославича, что тот не по старшинству получил великокняжеский стол и не сполна платил хану выход. Вследствие этой жалобы Александр получил ярлык на великое княжение, а против Андрея были двинуты татарские полчища под начальством Неврюя. Узнав о татарском нашествии, А. воскликнул: "Доколе нам между собой ссориться и наводить татар; лучше бежать в чужую землю, чем дружиться с татарами и служить им!". Татары настигли его под Переяславлем, разбили и заставили искать спасения в Новгороде, откуда он удалился в Швецию.

В 1262 г. Александр Невский посылал Ярослава Ярославича на помощь Новгороду против немцев.

В 1262 г. Василько Романович волынский одержал победу у города Невеля над Миндовговой литвой, много зла причинявшей своими набегами и владениям пинских князей. По этому случаю Георгий Владимирович, князь пинский († в 1290 или 1292 г.), сын Владимира Глебовича пинского, приезжал к Васильку "с питьем" и пировал с ним.

Димитрий Александрович, сын А. Невского, князь переяславский, потом великий князь владимирский (1250-1294). В 1259 г. Димитрий посажен был отцом на княжение в Новгороде, откуда в 1262 г. совершил поход на Юрьев и возвратился "со многим товаром". Но как только скончался А. Невский, новгородцы изгнали его, "зане... еще мал бяше".

Монголо-татарское иго – период ордынского владычества на Руси с 1240 по 1480 год.

Александр Невский

Ещё в XII-XIII веках народы западной Европы (немцы, шведы) вторглись в Прибалтику, с целью насадить там свою веру и установить феодальное рабство над проживающими там племенами. Русские князья, собирающие дань с этих племён, вступились за свои владения. Ещё в 1234 году новгородский князь Ярослав Всеволодович разбил их на реке Эльбе. А в 1237 году, крестоносцы потерпели поражение от Даниил Галицкого. Однако немцам удалось утвердится в Прибалтике, а шведам в Финляндии.

  • 15 июля 1240 года – Невская битва. Узнав о приближении шведов к Руси, новгородский князь Александр Невский собрал дружину и внезапно победоносно разбил шведский лагерь на Неве.
  • 5 апреля 1241 года – Ледовое побоище. Немецкие рыцари построились «свиньёй» и шли по Чудскому озеру. Александр Невский выставил вперёд ополчение из простых мужиков. По бокам располагались конницы вооружённые копьями и крюками, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей. А в тылу стояли мощные полки. Битва была успешно выиграна.

Ордынское владычество

  • Владимирская земля: После Юрия Всеволодовича во главу княжества встал его брат Ярослав. В 1243 году он получил от Батыя добро на княжение.
  • Черниговское княжество: не желавший покорится врагу князь Михаил Всеволодович был убит. Ему на смену пришёл покорный Даниил Галицкий.

Власть над Русью Золотая Орда осуществляла через русских князей. Суть манголо-татарского ига заключалась в том, что баскаки (их посланники) собирали дань с каждого двора, часто беспредельничали. Дань брали чем угодно урожаем, шкурами, не редко и людьми.

Восстания против Орды

  • В 1257 году пошёл слух о том, что ордынце хотят провести перепись населения в Новгороде. Этому пытались безуспешно противостоять простые люди, однако восстание было подавлено. В этом сыграло не малую роль боярство.
  • В 1254 году владимирский князь Даниил избавил от ордынского владычества почти всю Владимиро-Суздальскую землю, однако спустя пять лет всё вернулось на круги своя.
  • В 1262 году жители Ростова, Владимира, Ярославля и Устюга Великого выгнали из города баскаков. Не обошлось без жертв.
  • В 1263 году умер Александр Невский. Начались новые усобицы между его сыновьями: переяславским князем Дмитрием и Городецким князем Андреем. Андрей использовал татарские отряды, чтоб утвердится на суздальском престоле.
  • В 1289 году куряне разгромили хана слободу местного баскака, а ярославцы не пустили в город ханского посла.
  • В 1293 году князь Андрей используя вражеские войска опустошил несколько русских городов. После этого наш народ ещё сильнее стал противостоять Орде.

Экономика

Война с монголо-татарами сильно отразилась на хозяйстве Руси. Однако уже во время ордынского владычества наш народ стал успешно поднимать Русь с колен. Строились новые избы, восстанавливались города и сёла. Появлялись и новые деревни на чистых полях. Засеявались новые поля, использовали такие методы как подсека (при которой вырубается лес, а остатки деревьев сжигают, и пепел используют, как удобрение) и перелог (при котором определённый участок земли засевают раз в несколько лет). Росла численность скота, посевные площади. Процветало бортничество, охота, рыбная ловля. Ремесло тоже не стояло на месте. Возрождались кузницы, производящие оружие и доспехи. Становилось больше литейщиков, колокольщиков, гончаров, каменщиков, плотников. Русь стала отливать пушки, чеканить серебряные монеты. Города сохраняли торговые функции, торговцам приходилось закупать товары в более отдалённых волостях. Появилось немало монастырей.

Сословия общества

Во время монголо-татарского ига, великие князья включили себе в собственность немало сёл. Иван Калита имел 50 деревень, а Василий Тёмный уже 125. На Руси в то время преобладала вотчина и феодальная собственность, переходившая им по наследству. Крестьяне имели, как правило, от пяти до пятнадцати десятин. Более богатые крестьяне брали себе в наём бедных (подворников, захребетников). Крестьяне работавшие на феодалов работали на барщине, уплачивали оброк. С XV века прикреплённый к барской земле крестьянин имел право перейти к другому владельцу. Холопы, как и прежде, не имели ничего. Они в то время делились на три категории: «дворня» (прислужники по дому), «страдники» (работавшие на полях), «приказные люди» (ключники, посольские) и военные холопы, ходившие с барином в поход. Некоторые холопы служили по договору, другим могли дать немного земли, были те, кто передавались по наследству. Крестьяне не редко совершали побеги и саботажи, феодалы усиленно боролись с этим. Основную массу городских ремесленников составляли мелкие торговцы. Более успешные имели большой достаток, жили в хоромах. Были те кто сводили концы с концами, порой даже опускались до холопов. Ремесленники старались объединяться в корпорации, жили на одной улице, равно как и купцы. Ремесленников порой селили за чертой города, так пошло название посадские люди. Не редко громили боярские владения из-за жесткого налогообложения. Купцы занимались строительством церквей.

Русские княжества

В результате ордынского владычества отдельные княжества стали по одиночке интенсивно развиваться. В XIV-XV веках Смоленское, Полоцкое и Туруво-Пинское княжества вошли в состав Великого княжества Литовского. Юго-Восточная Русь, находившаяся некогда во владениях Даниила Галицкого, были также разделены между Литвой и Польшей. А Северная Русь сохраняла зависимость от Золотой Орды, там выделялись такие могущественные центры, как Москва, Тверь, Суздаль, Нижний Новгород, Рязань. Золотоордынский хан назначил столицу – Владимир-на-Клязьме. На Западе приоритетом обладали Великий Новгород и Псков. Княжества поддерживали отношения, с целью взаимопомощи в поисках беглых крестьян. Однако усобицы и споры были в порядке вещей. Княжества состояли из городов. Во главе каждого города стояли наместники и волостели, боярская дума. Князья вели борьбу за первенство на Руси. Самым могущественным в то время являлось Тверское княжество. Его правитель Михаил Ярославович получил добро от хана на владимирский престол в 1304 году. Однако на арену борьбы выдвинулась Москва. После смерти Александра Невского она перешла в руки его сына Даниила. При нём она стала одним из самых слабых княжеств на Руси. Однако позже подчинила себе Коломну (1300), Можайск (1303). В это время встал на московский трон сын Даниила Юрий. Он вёл борьбу с Михаилом Ярославичем за владимирский престол. Добившись согласия хана, он пошёл на Тверь, но потерпел поражение. Попутно к тверскому князю попала жена Юрия, сестра хана, которая позже умерла. Кзязь был вызван в Орду, обвинён в её отравлении и после суда казнён. Позже Юрий утратил доверие хана и также был вызван в Орду, где был убит сыном Михаила Ярославовича Дмитрием. Хан Узбек был возмущён самосудом и убил Дмитрия. В конце концов владимирским князем стал брат Дмитрия Александр, а Московским брат Юрия Иван Калита.

Правление Ивана Калиты (1325 – 1340)

В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды. Из-за того, что баскак отнял лошадь у попа. Иван Калита проявил активное участие в его подавлении. За что получил от хана право самостоятельно собирать дань. А в 1332 году получил ярлык на владимирское княжение. В годы своего правления присоединял к своему княжеству, не жалел подарков для хана. Благодаря этому монголо-татарское иго стало более терпимым, баскаки больше не обирали народ в этих краях. Также Калита добился, чтоб ярлык на московское княжение передавался по наследству.

(1340 – 1359)

Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Семён Гордый (1340 – 1353) и Иван II Красный (1353 – 1959). Они сильно укрепили роль княжеской власти в Москве. По-прежнему мирно ездили в Орду. Однако Московское княжество терпело набеги шведских и литовских войск.

Правление Дмитрия Донского (1359 – 1989)

Дмитрий Иванович вступил на трон в возрасте девяти лет. Неоднократно ему приходилось отбивать набеги литовцев (1368, 70, 22). Однако их набеги закончились неудачно, из-за возведённой в Москве белокаменной крепости. Попытки Рязани подчинить себе Москву закончились неудачей. В это время в Орде начались усобицы. За четверть века сменилось более двух десятков ханов. Виделись первые корешки её распада. Воспользовавшись этим русские княжества начали борьбу протии монгольского ига. В 1365 году рязанцы и нижегородцы разбили орды местных баскаков. Однако вскоре всё вернулось на круги своя. В конце семидесятых годов четырнадцатого века Дмитрий Донской прекратил посылать в Орду дань. Тогда хан Мамай послал на Новгород 1,5 тысячный отряд, который был полностью перебит. Однако второй отряд разгромил Нижний Новгород. Тогда в 1377 году московские войска двинулись по Волге и взяли несколько ордынских городов. Торговый путь на волге оказалась под контролем Москвы. 11 августа 1378 года состоялась битва на реке Вожи. Победа была на нашей стороне, ордынцы с позором бежали. Но Мамай не сдавался, за два года он собрал новые силы для похода на Русь. На этот раз он сосредоточил свои силы на Дон. В конце концов, 8 сентября 1380 года на Куликовом поле состоялась битва. Наши дружины, собранные с многих русских земель, с трудом разгромили врагов. Но потери были внушительны с обеих сторон. В 1382 году новый Ордынский хан Тохтамыш, воспользовавшись слабостью Москвы, сжёг город и Русь была вынуждена продолжить выплату дани. Но победа в Куликовской битве давала людям веру, что зависимость от Орды не будет вечной. Умирая, князь завещал престол своему сыну Василию (1389 – 1425).

В 1262 г. одновременно в нескольких городах Северо-Восточной Руси полыхнуло народное восстание против чужеземного владычества.

Вот как рассказывает об этом летописец. «В лето 1262 избавил Бог людей Ростовской земли от лютого томления басурманского и вложил ярость в сердца христианам, не могли дольше терпеть насилия поганых. И созвонили вече, и выгнали басурман из Ростова, из Владимира, из Суздаля и из Ярославля. Ибо те басурмане откупали дань у татар и оттого творили людям великую пагубу. Люди христианские попадали в рабство в резах (т. е. за неуплату процентов от суммы долга. - Н. Б.). И басурмане уводили многие души христианские в разные земли.

В то же лето убили Зосиму, преступника. То был монах образом, но сосуд сатаны, пьяница и сквернослов. Он отрекся от Христа и стал басурманином, вступив в прелесть ложного пророка Магомета. В то лето приехал на Русь злой басурманин Титян от царя татарского именем Кутлубей. По его наущению окаянный Зосима творил христианам великую досаду, ругался над крестом и святыми церквами.

Когда же люди по городам распалились гневом на своих врагов и восстали на басурман, изгнали их из города, а других убили, тогда и Зосиму, этого скверного беззаконника, законопреступника и еретика, убили в городе Ярославле. Тело его стало пищей псам и воронам, и ноги его, быстрые на все злое, псы влачили по городу, всем людям на удивление»

Какова была роль князя Александра в этих событиях? На этот вопрос можно ответить лишь предположительно. По-видимому, следует принять мнение некоторых историков о том, что выступление было направлено против чиновников Великого хана. В Монголии в это время была в полном разгаре война между новым правителем империи ханом Хубилаем и его братом Ариг-Бугой. Занятый борьбой с мятежником, а также дальнейшим покорением Китая, Хубилай мало внимания уделял далекому «улусу Джучи».

Правитель этого улуса хан Берке именно в эти годы был крайне заинтересован в том, чтобы избавиться от чиновников, присланных из Монголии. В связи с подготовкой к войне против Хулагу он нуждался в деньгах и не хотел ни с кем делиться русской данью. Однако хану удобнее было избавиться от имперских чиновников не прямо, личным повелением, а с помощью русских. При таком повороте событий он всегда мог отправдаться перед Великим ханом, свалив всю вину за мятеж на русских князей. Вероятно, Берке дал понять князю Александру, что не будет гневаться на изгнание из русских земель доверенных лиц Великого хана.

В источниках есть сведения, что Александр и другие русские князья участвовали в подготовке мятежа. Однако большинство летописцев изображают восстание как случившийся по воле Божьей внезапный взрыв народного негодования. Но уже то, что выступление произошло одновременно в нескольких городах, заставляет задуматься. Примечательно и то, что, по свидетельству летописца, «бесермен» выгнали из городов, но, по-видимому, сохранили им жизнь, предав казни лишь таких русских изменников, как бывший монах Зосима. Такая умеренность разъяренной толпы по части расправы с «бесерменами» возможна была лишь в том случае, если власти держали под контролем весь ход событий.

Участие русских князей в восстании 1262 г. - не более чем гипотеза. Однако и при таком понимании событий поездка Александра Невского в Орду в 1262–1263 гг. имела огромное значение и для всей Руси, и для него самого. На этот раз, как и предполагал Невский, хан потребовал прислать русских воинов для участия в походе на Иран. Об этом важном обстоятельстве кратко сообщает автор «Жития Александра Невского». «Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды»

Князь стремился любой ценой уберечь русских воинов от принудительной мобилизации. Желая задобрить хана богатыми дарами и одновременно показать, что русским и так хватает забот по охране, западных границ «улуса», Александр осенью 1262 г. отправил свои полки под началом сына Дмитрия в поход на «Западные страны». Направление этого похода было вполне обычное - в Ливонию, на Дерпт (Юрьев)…

Источники не сохранили сведений о том, как прошла встреча Александра с ханом Берке осенью 1262 г., о чем они говорили в золоченой юрте повелителя «всех, кто живет за войлочными стенами»…князь сумел-таки добиться своего. Хан отказался от идеи провести набор русских воинов в свою армию, готовившуюся выступить против Хулагу.

Борисов Н. С. Русские полководцы XIII–XVI веков.

«Тайны России»