Александр маринеско. Подготовил сергей глезеров

Документальный фильм рассказывает о судьбе капитана-подводника Александра Маринеско, самого легендарного и загадочного героя российского подводного флота. Вот уже 60 лет вокруг его персоны ломают копья историки, политики, моряки. Авторы публикаций пытаются раскрыть тайну "атаки века", но с именем капитана Маринеско до сих пор связано множество загадок. Более того, по отношению к его персоне историки флота и подводники давно разделились на две партии: "маринесковцев" и "антимаринесковцев". Последние иронично называют Александра Маринеско "Илья Муромец подводного флота" и считают его штрафником и хулиганом, которому лишь по случайности удалось устроить самую крупную катастрофу на флоте.

30 января 1945 года подводная лодка С-13 под командованием Маринеско (в "штрафном" походе) отправила на дно немецкий суперлайнер "Вильгельм Густлофф", а 10 февраля транспортное судно "Генерал фон Штойбен". На обоих кораблях находилось свыше 8 тысяч человек. Таких единовременных потерь гитлеровская Германия не знала за всю мировую войну. Считается, что самая крупная морская катастрофа - это гибель "Титаника", когда утонуло 1513 человек. В результате атаки Маринеско погибло 7700 человек.

Есть легенда, что именно на "Густлоффе" немцы вывозили в Германию знаменитую "Янтарную комнату". По крайней мере, поиск комнаты в районе катастрофы судна в Балтийском море водолазы ведут до сих пор.

За эти атаки Александр Маринеско стал в Великую Отечественную последним подводником, получившим звание "Герой Советского Союза". Но сама история атаки С-13 и гибели "Густлоффа" замалчивалась и советской, и германской сторонами очень долго. Затем советская сторона упирала на то, что было затоплено военное судно с военными на борту. Немцы же утверждали, что большинство жертв - не менее 6 тысяч человек - беженцы из Кенигсберга. И то, и другое - правда. Как правда и то, что капитан Маринеско после войны и до самой смерти не будет считать себя героем и никогда не назовет январский поход С-13 подвигом. В частных письмах он называет это следованием воинскому долгу и уставу.

В 1945 году Маринеско отправили в отставку, и на флот он больше не вернулся...

Сейчас в живых осталось два участника знаменитого похода. Один из них, Алексей Астахов, всегда крайне неохотно шел на контакты с журналистами. Группе удалось поговорить с ветераном-подводником, и он помог разобраться с легендами, окружающими имя Маринеско.

Фюрер смертельно ненавидел советских военных, не случайно ни с кем в плену не обращались столь жестоко, как с ними. Но лишь один офицер Советского ВМФ удостоился чести быть объявленным им врагом рейха и своим личным врагом... И было за что.

Гитлер надеялся затянуть войну со странами антинацистской коалиции на неопределенно долгий срок, в течение которого, согласно чаяниям фюрера, неизбежно должен был произойти развал этого не слишком органичного блока, что позволяло Германии заключить мир с англосаксами и французами на Западе и продолжить войну на Востоке против СССР.


В январе 1945 года советские войска, развивая мощное наступление вглубь фашистского рейха, осадили Данциг - древний польский город Гданьск. В этой старинной цитадели, превращенной нацистами в оплот своего господства в Привислинском крае и на Балтике, помимо мощной войсковой группировки оказался отрезанным цвет гитлеровской чиновной элиты - всевозможные фюреры, ляйтеры, комиссары, руководившие разграблением и онемечиванием славянских земель.

А еще здесь базировалась 2-я учебная дивизия подводных лодок Рейхсмарине. В январе 1945 года в ее стенах готовились положить жизнь на алтарь преданности фюреру и фатерлянду 3700 «белокурых бестий». Они мечтали увековечить свое имя подвигами, наподобие тех, что совершили их предшественники, выходцы из этой же альма матер Гюнтер Прин (в 1940 году он отправил на дно самый мощный английский линкор «Ройял Оук», а всего уничтожил 28 кораблей противника) и Отто Кречмер (побил абсолютный рекорд результативности, потопив 44 торговых судна и 1 эсминец). Переправленные в Киль и Фленсбург уже сформированные экипажи должны были занять места в отсеках 123 спущенных на воду новейших субмарин серии XXI, оснащенных шнорхелем - устройством для подзарядки аккумуляторных батарей в подводном положении, что резко увеличивало автономность и скрытность плавания.

Подводники гросс-адмирала Карла Деница были последней надеждой Гитлера. Им предстояло реализовать план тотальной подводной войны.

Внезапно выпустив на морские коммуникации между Старым и Новым Светом (взамен уничтоженных англо-американской противолодочной обороной в ходе Битвы за Атлантику) три с лишним десятка свежих «волчьих стай» субмарин, каждая из которых имела боезапас в 20 торпед и автономность плавания до 16 000 миль, фюрер рассчитывал блокировать Англию, нарушить снабжение высадившихся в Европе войск и выиграть время, необходимое для развала антигитлеровской коалиции. Если учесть блестящие технические данные лодок серии «XXI» и серьезность боевой выучки немецких корсаров морских глубин, этот замысел представлял серьезную угрозу для жизни тысяч союзников.

Вопрос об эвакуации Данцигской школы подплава, на выпускников которой в первую очередь возлагал эту судьбоносную миссию Гитлер, специально обсуждался на одном из январских совещаний в его бункере.

С 1942 года школа размещалась на стоявшем в порту Данцига огромном пассажирском лайнере «Вильгельм Густлов», первоначально построенном для круизных рейсов нацистской элиты из рейха на Канары, а с началом Второй мировой войны переоборудованном сначала под госпитальное судно, а затем в плавучую казарму для любимцев Гитлера.

Кораблем гордилась вся Германия. Не случайно ему присвоили имя видного деятеля НСДАП, пользовавшегося особым доверием вождя и создававшего в Швейцарии из местных немцев штурмовые отряды наподобие СА.

В 1936 году Густлова застрелил антифашист-югослав. Фюрер специально приезжал в 1938 году в Гамбург на торжества по случаю спуска корабля, названного в честь соратника. Он сам выбрал имя туристскому лайнеру, который должен был олицетворять мощь и совершенство «тысячелетнего рейха», и в часовой «пламенной» речи выразил переполнявший его неподдельный восторг шедевром «арийского» кораблестроения, созданным по его предначертаниям.

Восторгаться, надо признать, было чем. Почти двухсотметровой длины 9-палубный гигант, в высоту - с 15-этажный дом, разделенный переборками на бесчисленное множество отсеков, кроме сотен комфортабельных кают имевший рестораны, зимний сад, плавательный бассейн, гимнастический зал. Водоизмещение 25 тысяч тонн! Немного исполинов, равных «Густлову», бороздит океанские просторы и сегодня.

И вот этот суперлайнер, имея на борту около 100 экипажей подводников, свыше 4 000 дополнительно принятых на борт высокопоставленных чиновников, генералов и офицеров СС и вермахта (всего более 8 000 пассажиров), со всеми мерами предосторожности в полдень 30 января 1945 года оторвался от причальной стенки и вышел в море...

В этот же день в 20 часов 10 минут крейсировавшая в Данцигском заливе в ожидании целей для торпедной атаки советская подлодка «С-13», которой командовал капитан 3 ранга Александр Маринеско, всплыла для подзарядки аккумуляторных батарей.

Она принадлежала к семейству подводных кораблей серии «С IX-бис», строившихся накануне Великой Отечественной войны, и по своим характеристикам значительно уступала гитлеровским субмаринам серии «XXI», специально созданным для действий в Мировом океане. «Эска» имела водоизмещение 870 тонн, дальность плавания 10 000 миль, автономность 30 суток, глубину погружения до 100 метров. Ее вооружение составляли 6 торпедных аппаратов (4 носовых и 2 кормовых), 100-миллиметровое орудие и 45-миллиметровый полуавтомат. Но шнорхеля советские конструкторы не изобрели, и это создавало в «автономке» немалые трудности.

Вот уже 17 дней длился поход. Площадь, отведенная для крейсирования, была огромной: от острова Борнхольм до маяка Брюстерорт 150 миль - ширина района, и до горла Данцигского залива в глубину 40 миль. Попробуй, осмотри его быстро, а главное, внимательно... Как назло, весь поход не утихал шторм.

С большим трудом боцману удавалось удержать лодку в равновесии минуту-две, пока командир торопливо приникал к перископу. А ночью шла крайне опасная на болтанке подзарядка аккумуляторных батарей.

Так - сутки за сутками. Монотонно, нудно. Бортовой журнал «эски» скупо свидетельствовал: «17 января. Из сводки Совинформбюро узнали о начавшемся наступлении войск 1-го Белорусского фронта южнее Варшавы. Экипаж обрадовался... Шторм около 9 баллов. Ночью несколько моряков выпали из коек. Утром погрузились, потом легли на грунт. Хотя глубина 50 метров, лодку здорово качает...

18 января. Всплыли в 00. 40. Шторм продолжается. Огромной волной чуть не смыло за борт мичмана Торопова. Удержал его старший матрос Юров... Из радиосообщения узнали об освобождении нашими войсками Варшавы...

20 января. Ввиду плохой погоды всплываем под перископ редко. Транспортов не обнаружено... Слышны взрывы глубинных бомб...»

Опытному подводнику эти взрывы говорили о многом. Командир корабля знал, что в отведенный ему для поиска район командование других подлодок не направляло. Значит, отдаленные разрывы «глубинок» вовсе не признак того, что фашисты «гоняют» по Балтике кого-то из его боевых друзей, преследуют обнаруженную субмарину. Нет, ведется профилактическое бомбометание. Коли так, вскоре пойдет крупная дичь - корабли большого водоизмещения в сопровождении эсминцев и торпедоловов, может быть, крейсер...

Готовьтесь, друзья! - ободрял моряков командир. - Чует мое сердце, вот-вот пойдет конвой. Будет горячее дело!

Но сутки сменяются сутками, а серьезной цели все нет...

«26-27 января. Сильно качает, порой кладет лодку на борт под 45 градусов. Шторм свыше 8 баллов. Мороз. Антенна, леерные стойки, палуба покрываются сплошным льдом. Шахта подачи воздуха к дизелям при погружении пропускает воду до тех пор, пока лед на ее крышке не оттает. Из оперативной сводки узнали о выходе наших войск на побережье Данцигской бухты», - пишет в бортовом журнале радист.

Море стихло. А в душах подводников - не штиль, нет, бушует буря. Больше полумесяца в море, а врага еще и на горизонте не видели, не выпустили ни одной из 12 торпед! Люди заждались дела!

И шифровка из штаба флота подогревает азарт: «Командирам подводных лодок в море. В связи с начавшимся наступлением наших войск ожидается бегство фашистов из Кенигсберга и Данцига. Атаковать прежде всего крупные боевые корабли и транспорты противника...» Но где он, этот противник?

Штурман Николай Редкобородов безвылазно «колдует» в своей выгородке над картой, то и дело щелкая секундомером и движком счетной линейки. Его работа - рассчитывать такие курсы, которые позволяли бы в короткий срок полностью осмотреть весь район. Нелегкое это дело - нужно учесть все попадающиеся на пути мели, банки, затонувшие суда. Нужно помнить все ошибки, возникающие от неточного удержания рулевыми заданного курса, от потери скорости при всплытиях.

«С-13» повезло на штурмана. Капитан-лейтенант Редкобородов - лучший специалист в бригаде «эсок», в 1943-м виртуозно провел подлодку Юрия Руссина «М-90» по Финскому заливу, нашпигованному минными заграждениями и противолодочными сетями. Но какой бы опыт ни был за плечами, мало ли в неспокойном море помех, держащих в постоянном напряжении?!

Нелегко пришлось и инженеру-механику лодки Якову Коваленко. Для него это был первый поход в качестве самостоятельного командира боевой части (предыдущего командира БЧ Георгия Дубровского отправили учиться в академию). Из предыдущих плаваний с Дубровским молодой офицер понял главное: надо строго контролировать несение вахты электриками, от них зависит движение лодки под водой с помощью электромоторов. Но и трюмных не забыть - не допустили бы ошибки, особенно на стадиях погружения и всплытия. В руках матросов - жизнь корабля...

Но труднее всех командиру лодки. Он отвечает за успех похода, за боевой результат. Беспокоят его балтийские глубины, что напичканы на разных уровнях минами - донными и якорными. Как маневрировать, если придется уклоняться от глубинных бомб вражеских сторожевиков, не задеть мимоходом минреп?

А тут еще одолевают грустные думы о собственном житии. Ведь в поход-то Александра Ивановича отправили смывать кровью допущенный грех. В ночь под Новый, 1945 год «кап три» загулял «маленько» в финском городе Турку. Зашел с товарищем в ресторанчик, выпил стаканчик… В общем, вернулся в базу на двое суток позже положенного.

Исчезновение советского офицера в иностранном порту, да еще любовная связь с гражданкой другого государства по тем временам было делом подсудным, в штрафной батальон ссылали и не за такое. Грозил трибунал и Маринеско. Спасла его только репутация классного профессионала подводной войны (в октябре 1944 года в Данцигской бухте его «эска» потопила вражеский транспорт водоизмещением 5000 тонн, причем расстреляв все торпеды, он отважился всплыть и уничтожить противника огнем носового орудия), да поддержка всего экипажа, души не чаявшего в командире и грудью вставшего на его защиту. Командование решило не выносить сор из избы и пока шло разбирательство, втихую отправило лодку с проштрафившимся офицером в поход. Но вскоре эта тишина отозвалась звонким резонансом...

Вечером 30 января, получив очередную радиограмму штаба флота, где говорилось о начинающейся эвакуации гитлеровцев, Александр Иванович принял отчаянно смелое решение: идти прямиком к Данцигской гавани и караулить врага на выходе из нее.

После 40-минутного стремительного броска к цели всплыли для подзарядки электропитания. Штормовая зимняя Балтика встретила огромными валами, тяжело переваливавшимися через узкий корпус лодки и сыпавшими мириады колючих брызг, снежными зарядами, налетавшими внезапно и плотно - не зги не видать. И вот когда эту обжигающую холодом круговерть на мгновение разорвало, вахтенный сигнальщик Анатолий Виноградов взволнованно закричал:

Огни! Прямо по носу!

Светлячки, мигавшие вдали, не могли принадлежать береговым маякам - далеко, к тому же по военному времени их не зажигали. Значит, цель! И тогда прозвучало:

Боевая тревога!

Надсадно завыли ревуны. «С-13» выходила в «атаку века».

Стоя на мостике под порывами взбесившегося ветра, Маринеско лихорадочно обдумывал план действий. Ясно, что за огнями, обнаруженными сигнальщиком, - не меньше чем одно судно. Только что это - крупный боевой корабль, транспорт или какая-нибудь мелюзга, на которую и торпеды тратить жалко? Пока не сблизишься - не определишь. Но если действовать по правилам, сначала погрузившись, в подводном положении лодка вдвое потеряет скорость. А если идет не сухогруз-тихоход, а стремительный лайнер? Не догнать... К тому же с перископной глубины в такой шторм ничего не увидишь, да и боцман не удержит лодку при торпедном залпе - вон как бросает на волне! Значит, остается одно: догонять и атаковать в надводном положении...

Поднявшийся из самых низов общества (отец был румынским матросом, а мать - украинской крестьянкой), выросший на одесской окраине в семье с очень скромным достатком и пробивший себе дорогу в штурманы дальнего плавания торгового флота недюжинной волей и огромным трудолюбием, Маринеско не боялся ответственных решений.

Только постоянный настрой на максимум позволил ему стать непревзойденным среди балтийских моряков асом подводной войны, после того, как в 1939 году он стал командиром подлодки-«малютки», а спустя 4 года получил в командование «эску».

Штурман, ночной прицел! - приказал Маринеско. - Стреляем из надводного, носовыми! Идем под дизелями! Развить полную скорость!

Вскоре гидроакустик доложил, что, судя по шуму винтов, пока еще невидимая цель водоизмещением тянет на крейсер.

«А что, если атаковать со стороны берега? - возникла шальная мысль у командира лодки. - Не ждут же они нападения оттуда, от своих! Наверняка не ждут! Там береговая авиация, батареи фортов... Верят, что тыл прикрыт! Оттуда и бить!»

Александр Иванович отдавал себе отчет, на какой риск он идет, решившись пересечь курс вражеского конвоя и выбрать позицию для атаки со стороны береговой линии. Если обнаружат - ни отвернуть, ни погрузиться (глубины не позволят). Верная гибель...

Чашу сомнений окончательно перевесил доклад вызванного на мостик опытнейшего рулевого-сигнальщика старшины 1-й статьи Александра Волкова, обладавшего редчайшей способностью ночью видеть как днем. Приглядевшись в бинокль к мигавшим в снежном мареве огонькам, он уверенно доложил:

Впереди миноносец! За ним - лайнер!

На мгновение снег вдруг перестал падать, и Маринеско, с замирающим сердцем убедившись, что они настигли огромный теплоход, воскликнул, имея в виду тоннаж цели:

Тысяч на двадцать, не меньше!

Теперь - прочь сомнения! Их терпение вознаграждено. Еще немного, и торпедный залп...

Вдруг пеленг лайнера начал меняться. Над миноносцем, что шел перед теплоходом, вспыхнула красная звездочка ракеты. «Неужели обнаружили? Миноносец сигналит, что ложится в атаку?» - стрельнуло в мозгу.

Срочное погружение! Боцман, ныряй на 20 метров! - приказал командир «С-13».

Лодка заскользила вниз, под тяжело дышащие громады волн. Последние резкие раскачивания с борта на борт, и вот уже только мелкая дрожащая качка напоминает о бушующем наверху шторме... Забортные шумы усилились, даже через сталь прочного корпуса отчетливо слышен похожий на паровозное громыхание гул огромных корабельных винтов.

Лайнер проходит, кажется, прямо над головой. Так и хочется пригнуться. Но раз глубинки не полетели - значит, противник их не обнаружил...
Всплытие! Лодка, набирая ход, снова приподнялась над волнами. На форсаже, развив невозможные для «эски» 18 узлов и рискуя сорвать дизели, настигал Маринеско уходящую цель. Это было отчаянное, почти обреченное усилие - вероятность счастливого исхода не составляла и сотой доли процента. Если немцы их обнаружат, да еще потерявшими ход - разнесут в щепу моментально. Но он верил в свою звезду...

Час, второй беспримерной погони. И вот уже можно крикнуть в переговорную трубу:

Старпом, рассчитайте число торпед в залпе!

Едва прозвучала эта команда, как вдруг по рубке лодки затанцевал сигнальный прожектор с лайнера, выписывая точки и тире. Противник запрашивал у него позывные! А надо выиграть еще несколько минут, чтобы успеть изготовиться!

Отстучите ему что-нибудь! Что угодно! - велел Маринеско.

Сигнальщик Иван Антипов невозмутимо просигналил врагу короткое соленое словцо, и... О, чудо! Немец успокоился! Оказалось, гитлеровцы приняли шедшую борт в борт советскую лодку за свой торпедолов, назначенный в конвой. Психологически объяснимо. Раз кто-то отвечает, не пытается скрыться, - значит, свой! Дерзость, но какая расчетливая...

В 23. 08 Маринеско наконец скомандовал:

Аппараты, пли!

Три стремительных полоски от форштевня «эски» рванулись к высоченному борту лайнера. До его погружения в пучину оставалось не больше 15 минут...

Александр Иванович и его товарищи все это время, даже не опасаясь приближавшихся вражеских кораблей охранения и не прячась в морских глубинах, с мостика жадно наблюдали за агонией «Густлова». Невооруженным глазом было видно, как по накренившейся палубе в сполохах пожара ворочалась темная масса - экипаж и пассажиры в панике спешили к бортам, чтобы выброситься в ледяную Балтику... Возмездие жестокое, но справедливое: морская бездна поглощала и своих корсаров, несостоявшихся принов и кречмеров...

Корабли конвоя спасли лишь 988 гитлеровцев, среди них подводников оказалось меньше, чем на один экипаж. Переживший купание в балтийской воде помощник капитана лайнера Гейнц Шен спустя много лет написал в своей книге «Гибель «Вильгельма Густлова»: «Это, несомненно, была самая большая катастрофа в истории мореплавания, по сравнению с которой даже гибель «Титаника», столкнувшегося в 1912 году с айсбергом, - ничто».

После потопления теплохода-гиганта Маринеско 4 часа уходил от преследования вражеских эсминцев, то забираясь прямо на место его гибели, где еще барахтались тонущие и опасно было глушить водную толщу глубинными бомбами, то совершая хитроумные маневры. В конце концов он подплыл близко к немецкому берегу и положил лодку на грунт.

Через 10 дней, действуя столь же дерзко и продуманно, Александр Иванович потопил еще и германский вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен» водоизмещением 15 000 тонн, на борту которого перебрасывалось из Курляндского котла 3600 солдат и офицеров вермахта.

Маринеско тогда еще не знал, что Гитлер оказал ему редкую честь, объявив его - командира лодки, потопившей «Вильгельм Густлов» - врагом рейха и своим личным врагом. Еще бы, ведь бы на балтийском дне оказался похоронен морской план, дававший шанс на отсрочку краха «тысячелетней» арийской империи.

В Германии был объявлен трехдневный траур, все члены НСДАП и прочие функционеры надели траурные повязки. В истории рейха нечто подобное случилось лишь однажды - после гибели 6-й армии Паулюса в Сталинграде.

5 мая 1990 года Президент СССР М. С. Горбачев подписал Указ о присвоении звания Героя Советского Союза посмертно капитану 3 ранга Маринеско. Как же случилось, что его заслуги оказались оценены по достоинству спустя почти полвека?

По возвращении в базу командира «С-13» в самом деле представили к званию Героя. Но бдительные кадровики схватились за голову: «Позвольте, это тот самый Маринеско?..». Завистники и недоброжелатели, которых у людей такого склада, как Александр Иванович - самостоятельных, смелых, идущих наперекор обстоятельствам - всегда с избытком, начали распространять про него сплетни, что он зазнался, пьет запоем и т. д.

В сентябре того же победного года личного врага фюрера приказом наркома ВМФ «за упущения в личном поведении» разжаловали до старшего лейтенанта, списали с лодки и отправили с понижением в Таллинский оборонительный район, командиром маленького тральщика. Через несколько месяцев он был уволен из Вооруженных Сил.

Став гражданским, Маринеско вскоре мотал срок на Колыме по абсурдному обвинению в якобы совершенном им хищении социалистической собственности. Подорвав здоровье в изнурительных морских походах и на колымской каторге, по освобождении Александр Иванович страшно бедствовал.

Советское государство платило герою-подводнику мизерную пенсию, а свой век он доживал в питерской коммуналке. В 1963 году Маринеско скончался. Ему было чуть больше 50 лет...

Долго и тяжело сражавшийся за доброе имя боевого товарища Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов пророчески писал: «История знает немало случаев, когда геройские подвиги, совершенные на поле боя, долгое время остаются в тени, и только потомки оценивают их по заслугам. Бывает и так, что в годы войны крупным событиям не придается должного значения, донесения о них подвергаются сомнениям и оцениваются людьми значительно позже. Такая судьба постигла балтийского подводника А.И. Маринеско».



По следу лайнера

"Право на борт!" — скомандовал Маринеско. Вскоре он увидел ещё огни, принадлежавшие лайнеру и сторожевому кораблю. По быстроте их перемещения советский подводник решил, что имеет дело с фашистским конвоем, состоящим из лёгкого крейсера типа "Нюрнберг" и сторожевых кораблей, которые ведут на запад крупное судно. Маринеско пересёк курс конвоя, развернулся и последовал за ним полным ходом уже со стороны берега. Он решил, что с этой стороны немцы его атаку не заметят. В 23 часа 08 минут "С-13", прорвавшись через охранение, дала залп из четырёх носовых торпедных аппаратов по самому крупному кораблю. Им был 9-палубный красавец круизный теплоход "Вильгельм Густлофф". Война заканчивалась, торпед можно было не жалеть. Жить теплоходу оставалось недолго...

Три советские торпеды со скоростью курьерского поезда рванулись к немецкому лайнеру, дававшему в штормовом море около 20 узлов (37 км/час). Четвёртая торпеда из аппарата не вышла, её пришлось с великим трудом засасывать обратно, но три стальные сигары попали в огромный теплоход идеально: в нос, среднюю и кормовую части. "Густлофф" был поражён насмерть...

"В нормальном режиме" фашистский лайнер был рассчитан на размещение 1800 пассажиров и членов экипажа. По нынешним немецким данным, в ту злополучную ночь на нём находилось более 10 000 человек — 173 члена экипажа, 162 раненых солдата, до 1300 офицеров, унтер-офицеров и рядовых 2-й учебной дивизии подводных сил, в том числе — 373 женщины. Остальные — беженцы. И вот после залпа "С-13" стальной любимец фюрера, который присутствовал при его спуске на воду за 10 лет до трагедии, затонул, по немецким данным, за 45 минут...

Из всех находившихся на борту лайнера, по нынешним данным, немцам удалось спасти 1239 человек. Они были доставлены на крейсер. Им оказался не лёгкий "Нюрнберг", а тяжёлый "Адмирал Хиппер". Из этих данных следует, что "реальных подводников" изначально было 927, а не 3700 человек, причём, сколько из них погибло — не сообщается. Но так как общие потери в личном составе фашистского подплава были огромны — к тому времени английским и американским флотами было потоплено более 700 "унтерзееботов", с которыми ушли на дно морское более 30 000 подводников, — то каждый погибший на "Густлоффе" подготовленный подводник был для "кригсмарине" дорог. Тем более, что их ждали подводные лодки не только хорошо известных флотам антигитлеровской коалиции VII и IX серий, но и новейших, XXI и XXIII серий, бороться с которыми, по мнению фашистских адмиралов, флотам коалиции было бы трудно. Поэтому советский писатель Александр Крон, написавший о Маринеско повесть "Капитан дальнего плавания", потопление "Вильгельма Густлоффа" назвал "атакой века".

Потопление лайнера, названного в честь погибшего лидера швейцарских фашистов, соратника Гитлера, в Советском Союзе до Крона особо не афишировалось. В Западной Европе, особенно — в Германии, о нём вспоминают от момента его гибели до сих пор. И вот в 1970-е годы, с лёгкой руки писателя, хорошо знавшего Александра Маринеско, это событие в СССР стали всё больше выделять из списка боевых побед советских подводников. Ведь вместе с "Густлоффом" якобы погибла большая часть из бывших на его борту 3700 унтер-офицеров и командиров школы подводного плавания в Гдыне (Готенхафене). Советский кап-три одним ударом оставил подводный флот фашистской Германии без пополнения!

В советской печати писали, что, узнав о потоплении "Густлоффа", Гитлер дал указание расстрелять начальника охранения конвоя, объявил Маринеско "личным врагом" и назначил за его голову вознаграждение в 1 миллион рейхсмарок. В Германии якобы был объявлен трёхдневный траур, как после Сталинграда. Немецкие архивы такие действия Гитлера не подтверждают, но делают упор на то, что вместе с лайнером погибли тысячи "гражданских" лиц. Ну, а у нас потопление "Густлоффа" и сегодня кое-кто по-прежнему называет "атакой века". Но была ли она таковой? Была ли она событием, по результатам ни до, ни после него в течение века не достигнутым, повлиявшим на ход дальнейшего развития истории или военной техники? Таким, как, скажем, полёт братьев Райт в 1903 году, потопление Отто Веддигеном трёх английских крейсеров в 1914-м, атомная бомбардировка Японии в 1945-м или запуск искусственного спутника Земли в 1957-м? Рассмотрим события более подробно.

Капитан Маринеско: от "М-96" до "С-13"

Из 1,1 млн. тоннажа потопленных советскими подводниками в Великую Отечественную войну вражеских кораблей около 50 тысяч тонн отправил на дно капитан 3 ранга Александр Иванович Маринеско. То, что это был настоящий "морской волк", можно сказать без всякого преувеличения. В 16 лет, окончив школу юнг, он уже ходил на судах торгового флота. Затем окончил Одесское мореходное училище и в 1933 году стал штурманом дальнего плавания, помощником капитана парохода "Красный флот" Черноморского пароходства. В 1935 году окончил специальные курсы комсостава и начал службу в Военно-Морском Флоте помощником капитана подводной лодки "Щ-306". После учёбы на Высших специальных курсах комсостава подводного плавания в 1937 году старший лейтенант Маринеско принял подлодку "М-96" Балтийского флота.

Лодки класса "М", "Малютки", были кораблями прибрежного действия, водоизмещением всего 258 тонн. Они имели экипаж 18-22 человека, были вооружены одним 45-миллиметровым орудием и имели всего 2 торпедных аппарата, которые заряжались в базе. Запасных торпед для перезарядки ими аппаратов после стрельбы эти подлодки не имели. Командиром "Малютки" Маринеско был толковым, и в 1940 году Нарком ВМФ за отличное выполнение торпедных стрельб наградил его золотыми именными часами. После начала Великой Отечественной войны, в 1942 году, "М-96", преодолев 20 немецких минных заграждений, потопила транспорт в 7 тысяч тонн, за что капитан-лейтенант Маринеско был награждён орденом Ленина. Весной 1943 года он принял лодку "С-13".

Символ советско-немецкой дружбы

Лодки типа "С" были самыми совершенными советскими средними подводными лодками. Интересна история их создания. В 1926 году руководство военно-морского флота Германии предложило руководству Советского ВМФ приобрести чертежи самой удачной средней субмарины кайзеровского ВМФ типа UB-III, спроектированной в 1918 году. Наши флотские инженеры сочли немецкий проект устаревшим и решили развернуть крупносерийное производство подлодок типа "Щ". Основой для "Щук" стала английская субмарина L-55, построенная по менее удачному, чем немецкая, проекту. Она была потоплена в Финском заливе в Гражданскую войну и затем поднята. А немцы развернули работы по модернизации своих "Троек". В 1932 году советским кораблестроителям удалось ознакомиться со строившейся немцами для Испании подводной лодкой Е-1, которая была развитием UB-III. Теперь проект очень заинтересовал руководство РККФ, и фирме "Дешимаг" предложили изготовить рабочие чертежи подводных кораблей под советское вооружение. В 1934 году в СССР заложили 3 корпуса, и уже в конце 1935-го два из них спустили на воду. Испытания лодок прошли столь успешно, что советская сторона отказалась от дальнейшего сотрудничества с "Дешимаг" и запустила "советско-немецкий проект" в крупную серию под литерой "С" — "средняя".

В Великую Отечественную войну с немецким флотом сражалось 30 таких субмарин. При подводном водоизмещении 1090 тонн они были вооружены одной 45-ти и одной 100-миллиметровой пушками, шестью торпедными аппаратами с боезапасом 12 торпед (то есть могли перезарядить аппараты и сделать ещё один залп). Имея экипаж 44 человека, надводную скорость до 40, а подводную — до 18 км/час, "эски" могли, не заходя в базу до 30 суток, нести службу даже в океане. Но и немцы не остались в накладе! Советская "эска" 9-й серии стала основой немецких "стальных акул" 7-й, самой массовой и грозной серии подводного флота гитлеровской Германии. Причём предельную глубину погружения своих "эсок" немцы увеличили в два раза, а всего их построили... 704 единицы!

"Тринадцатая" выходит в море

19 апреля 1943 года "С-13" под командованием Александра Маринеско, пройдя противолодочные заграждения, в азартной атаке потопила артиллерийским огнём вооружённый транспорт в 5 тысяч тонн, за что её командир получил орден Красного Знамени. Как видим, был Маринеско офицером находчивым и решительным. Судя по некоторым воспоминаниям о нём, и на суше тоже. Мог и рюмку пропустить, и со шведкой в гостинице на трое суток закрыться. Ведь было ему тогда чуть больше тридцати, а каждый выход в море мог стать последним...

Весной 1943 года немцы, чтобы оградить своё судоходство на Балтике от советских подводных лодок, перегородили Финский залив от полуострова Порккалаудд до острова Найссаар двухрядными противолодочными сетями из стального троса толщиной 18 мм. По обе стороны сетей, начиная от самого дна, поставили ещё и минные заграждения из 8,5 тысячи мин. Для прослушивания глубин установили шумопеленгаторные станции, а для обстрела акватории, в случае появления советских подлодок в надводном положении, — береговые батареи. Да ещё на воде несли дежурство около 120 кораблей противолодочных сил. Советская авиация воспрепятствовать установлению фашистами противолодочных рубежей не смогла. Балтийский флот — и его подводные лодки в первую очередь — на год с лишним был наглухо заперт в Кронштадте и Ленинграде.

Вынужденный отдых

Конечно, моряки-балтийцы не спали беспробудным сном. Те, которые не ушли воевать на сушу, ремонтировали корабли, повреждённые вражескими бомбами и снарядами, как могли, готовились к боям и походам. Учитывая то, что Ленинград продолжал оставаться в блокаде и значительная часть гражданского ремонтного персонала была или в эвакуации, или погибла, ремонт не мог проводиться быстро. Да и повреждения у кораблей были весьма значительными. Но Балтфлот жил. Его надводные корабли, от эсминцев и выше, участвовали в контрбатарейной борьбе, не давая немецким артиллеристам безнаказанно обстреливать Ленинград. Но вот основной боевой работой, отработкой навыков кораблевождения и боя, заниматься балтийцам было тяжело — акватория была слишком малой и мелкой. Да и многие командиры кораблей сменили места службы. Как отмечал в своём дневнике переведенный на Балтику с Чёрного моря вице-адмирал Лев Владимирский, "...корабли расставлены по Неве и Невкам. После эвакуации Ханко в сорок первом корабли не плавали, за исключением одиночных переходов Кронштадт-Ленинград и перемены мест на Неве".

Особенно тяжело восстанавливать боевую выучку было подводникам. Ведь глубины акватории не превышали 20-30 метров, а высота "эски" от киля до края рубки - около 9 метров. Как погружаться, не рискуя удариться о дно? Конечно, Маринеско делал многое, чтобы поддерживать боеготовность своего корабли, но вынужденный отрыв от боевой работы всегда накладывает негативный отпечаток и на действия личного состава, и на работу техники. Может быть, именно поэтому при атаке "Густлоффа" у "С-13" не "стартовала" четвёртая торпеда? А ведь, наполовину выйдя из торпедного аппарата, она могла стать гибельной для лодки и экипажа...

Немцы воспользовались таким состоянием Балтфлота. Хотя окончательно блокада Ленинграда была прорвана летом 1944 года, немецкий историк Ф. Руге в своей книге "Военно-морской флот Третьего рейха" отмечает, что и в ноябре 1944 года, при эвакуации немецких частей из Курляндии, немецкие корабли береговой обороны без единой потери провели по Балтийскому морю 704 судна грузоподъёмностью 1,6 млн. тонн. В декабре немцы провели 575 судов (1,1 млн. тонн), потеряв только один траулер. В последние шесть месяцев войны в Балтийском море немцы не видели ни одного советского эсминца или более крупного корабля, "...хотя для них имелись привлекательные цели - тихоходные германские конвои со слабым охранением".

Оценку Руге подтверждает и совсекретный приказ Наркома ВМФ СССР Н.Г. Кузнецова № 00260 от 20.12.1944 года "О проверке боевой деятельности Краснознамённого Балтийского флота". Итак: "...мною неоднократно отмечались крупные недостатки и пассивность в выполнении флотом своих боевых задач... запоздалое и несвоевременное развёртывание резерва подводных лодок в Балтийском море и их плавбаз в портах Финляндии... флотом не была выполнена поставленная ему задача блокировать полуостров (Сворбе. — Авт.), не допустив подвоза резервов и эвакуации войск противника. В результате через Ирбенский пролив не только происходило систематическое питание (противником) своих войск, но и беспрепятственно вывезено с полуострова две дивизии".

И это даже несмотря на то, что ещё 3 июня 1943 года, в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 31 мая 1943 года № 761-189, Нарком ВМФ Кузнецов своим приказом № 0408 приказал установить с 1 июня 1943 года выдачу денежных наград личному составу подводной лодки, торпедного катера, катера-охотника и самолёта за потопление кораблей противника! И выплаты полагались немалые! За линкор: командиру корабля - 25 000 руб.; среднему и высшему комсоставу - 5 000 руб. каждому; младшему комсоставу - 1000 руб. каждому; краснофлотцам - 500 рублей каждому. За крейсер: соответственно по 20 000, 3000, 1000, 500 рублей. За миноносец или подводную лодку: 10 000, 2500, 600, 300 рублей. За транспортное судно (водоизмещение не указано): 3000, 1000, 200, 200 рублей. За сторожевой корабль или тральщик: 2000,500, 200, 100 рублей. За баржу, буксир или вооружённую шхуну: 1000, 300, 100, 50 рублей.

Как видим, оснований для решительных действий у советских подводников на заключительном этапе войны было предостаточно.

"С-13" уходит в историю

Главный поход в боевой биографии Александра Маринеско начался 11 января 1945 года. Он засёк "конвой", выходивший из Данцигской бухты, через 19 дней нахождения его в море, в 21 час 10 минут 30 января. Почему для атаки Маринеско, несмотря на то, что денежное вознаграждение ему в случае успеха было бы гораздо меньше, выбрал транспорт, а не "Хиппер"? По некоторым источникам, вражеский крейсер вырвался вперёд, и торпеды С-13 его уже не могли достать...

И всё же Маринеско погнался за немцами, хоть и пришлось ему делать это "в позиционном положении", при котором над водой остаётся только рубка. Штормило, летели брызги, от рубки расходился пенный бурун. Лодку могло затянуть под воду, смыв командира с ходового мостика. В таком положении в течение более двух часов "С-13", чтобы занять позицию для атаки, шла менее чем в километре от немцев. Но темнота зимней ночи и дерзость командира нашей подлодки бдительность немецких наблюдателей притупили...

Слово о противнике

Старший корабль конвоя, бронированный красавец тяжёлый крейсер "Адмирал Хиппер" водоизмещением 13 900 тонн, был самым мощным немецким кораблём на Балтике, мощнее любого из крейсеров Балтийского флота. Снаряд каждого из 8-ми орудий его главного калибра весил более 100 килограммов. Кроме того, у "Хиппера" было ещё 18 пушек калибром в два раза меньше, да ещё более 30-ти зенитных автоматов и...12 торпедных аппаратов. В общем, знай капитан тяжёлого крейсера, кто это пенит бурун недалеко от конвоя, он бы утопил "С-13" в мгновение ока. А кроме "Хиппера", были в конвое ещё и миноносцы, и тральщик, и катера...

"Вильгельм Густлофф", самый крупный охраняемый транспорт, был 9-палубным круизным теплоходом водоизмещением 25 484 тонны, спущенным на воду в середине 1930 годов. Он предназначался для круизных рейсов "лучших представителей немецкого народа", а потому имел бассейн, гимнастический и танцевальный залы, рестораны, кафе, зимний сад, церковь и даже... личную каюту Гитлера. Всю войну теплоход простоял в Гдыне, где использовался как плавучая база для подводных лодок. И вот почти в полночь 30 января 1945 года его курс пересёкся с курсом советской субмарины "С-13". Над "Вильгельмом Густлоффом" последовательно поднялись три высоких фонтана ледяной балтийской воды. Только теперь немцы поняли, кто поднимал бурун совсем рядом…

Кто был на "Густлоффе"?

Контр-адмирал Ю.С. Руссин, в звании капитан-лейтенанта в 1945-м служивший старшим помощником советской подлодки "Л-21", вспоминал в своих мемуарах: "15 февраля вечером, после того как Маринеско доложил командованию бригады об итогах похода, мы собрались в его тесной каюте... А.И. Маринеско, улыбаясь, сказал: "Кого мы утопили, мы не знаем, но знаем то, что отправили на дно фашистское судно большого водоизмещения...".

Кого утопил Маринеско 20 февраля 1945 года первой сообщила шведская газета "Афтонбладет". Согласно ей, на борту потопленного лайнера находилось от девяти до десяти тысяч человек, в том числе 22 гауляйтера польских земель и земель Восточной Пруссии; 3700 унтер-офицеров и 100 командиров-подводников, окончивших спецкурсы для управления подводными лодками, предназначенными для полной блокады Англии; вспомогательный батальон войск СС в количестве 300 человек; чиновники, генералы и высший офицерский состав, подчинённый непосредственно Гиммлеру. Спаслось 988 человек. Как видим, данные шведской газеты сильно отличаются от современных.

После дерзкой атаки корабли охранения преследовали "С-13" в течение двух суток, сбросив на неё около 240 глубинных бомб. Но "С-13" выстояла, и 9 февраля, опять же на выходах из Данцигской бухты, в 22.15 Маринеско потопил пароход "Генерал Штойбен" водоизмещением 14 660 тонн. В 1945-м наша пресса утверждала, что на пароходе находилось более 3000 солдат и офицеров, эвакуировавшихся на оборону Берлина. Ныне немцы утверждают, что на пароходе находилось 3000 тяжелораненых, а спасли только 300 человек.

После потопления "Штойбена", при следовании на базу, лодка Маринеско подверглась подводной атаке немецкой субмарины, гонявшейся под водой за "С-13" в течение шести часов и выпустившей по ней 8 торпед. Уже при подходе к базе Маринеско провёл "С-13" более трех миль подо льдом. На базу "С-13" вернулась 15 февраля, более чем через месяц героической боевой работы в штормовой зимней Балтике. Но Героем Советского Союза Александр Иванович Маринеско в 1945-м не стал...

Скорее всего, потому, что те же шведские газеты устроили страшный шум. Ведь на "Густлоффе" были и гражданские лица, а на "Штойбене" — тяжелораненые. Наверняка и геббельсовская пропаганда этим воспользовалась. Согласитесь, присваивать капитану 3 ранга Маринеско Героя тогда, в феврале, "в верхах" вполне могло показаться как-то неловко. Вот если бы он всё это сделал попозже, как, к примеру, капитан 3 ранга В. Коновалов...

17 апреля 1945 года (всего за две недели до капитуляции Германии!) Владимир Коновалов, командуя подлодкой "Л-3", перехватил конвой из восьми судов. По советским утверждениям, у них на борту были подкрепления для немецких группировок в Кенигсберге, Данциге и Готенхафене. По английским данным, корабли эвакуировали беженцев с полуострова Хель. Коновалов потопил пароход "Гойя" водоизмещением всего 5 230 тонн, но на борту его находилось 6 385 человек (как гроздьями виноградными обвешан был). Спасли только 165 человек, все они оказались военными. Но никто бы не поручился, что из 6 220 погибших не было половины гражданских. Зато через два дня, 19 апреля, Коновалов потопил тяжёлую плавучую батарею "Роберт Мюллер". Её водоизмещение было всего около 1000 тонн, но, пусть бы там было 6 000 гражданских, это был боевой корабль, и капитан 3 ранга Коновалов стал Героем Советского Союза. Поэтому можно предположить, что потопи Маринеско после "Густлоффа" вертящийся поблизости миноносец, Звезда Героя ему была бы обеспечена. А уж если бы он отправил на дно "Хиппера", даже не трогая "Густлоффа", то не исключаю, что эту Звезду вручал бы ему в Кремле сам товарищ Сталин и лично прислал бы для экипажа "С-13" пару ящиков грузинского коньяку. Как присылал "другу Черчиллю", несмотря на то, что английские "Ланкастеры" перед самым носом наступающих советских войск дотла сожгли, в общем-то, "гражданский" Дрезден...

В общем, Маринеско и ещё 6 членов экипажа получили ордена Красного Знамени, вся команда — ордена Красной Звезды и Отечественной войны. "С-13" тоже стала Краснознамённой.

Так была ли "атака века"?

Для советских подводников - была однозначно. Большего, чем "Вильгельм Густлофф" по водоизмещению, корабля, большей суммы водоизмещения всех потопленных в одном походе кораблей ни российские, ни советские подводники за весь XX век не потопили. Ну, а теперь попробуем оценить влияние результата той атаки на ход дальнейших событий Второй мировой. Примем во внимание, что экипаж немецкой лодки XXIII серии должен был состоять из 44-х человек, а лодки XXI серии - из 57-ми. Если считать, что вместе с "Густлоффом" погибли все 927 "реальных" подводников из 1300, относившихся ко 2-й учебной дивизии подводных сил, то выходит, что подводный флот Германии разом лишился... 30 экипажей. Изменили бы 30 экипажей ход войны на море в 1945 году, когда Атлантика кишела кораблями противолодочной обороны, а сверху ни одна немецкая лодка не могла не попасть в зоркий глаз радиолокаторов патрульных самолётов "Либерейтор"? Вряд ли...

Так что по влиянию на развитие хода Второй мировой войны на море "атакой века" потопление Александром Маринеско "Вильгельма Густлоффа" не было.

Нельзя назвать его таковым и по тоннажу потопленного в одной атаке корабля, ибо самым крупным кораблём, потопленным подлодкой в одном бою, был японский авианосец "Синано" водоизмещением около 70 000 тонн, потопленный 6-ю торпедами командиром американской подлодки "Арчерфиш" коммандером (соответствует нашему капитану 2 ранга) Джозефом Инрайтом.

Так надо ли было уже через много лет после войны присваивать Маринеско посмертно звание Героя Советского Союза? Был ли он таковым? Безусловно - был!

Давайте мысленно поставим себя на мостик подводной лодки "С-13", несущейся в темноте нашпигованного минами штормового зимнего Балтийского моря. Готовящими атаку под дулами орудий "Хиппера" и других кораблей охранения. "Посидим" под водой под грохот глубинных бомб, даже просто побудем месяц "в командировке" взаперти на холодной железной посудине под названием "подводная лодка". По-моему, если даже мысленно мы всё это переживём без мороза по коже, мы уже достойны медали "За отвагу"...

100 лет назад, 2 (15) января 1913 г. в Одессе родился Александр Иванович Маринеско (Маринеску).
Знаменитый подводник, чье имя связано с "атакой века". Командир Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «Атаке века». Герой Советского Союза. Для одних он - герой, для других - детоубийца...
Кем же был на самом деле Александр Иванович Маринеско?

Подробно о Маринеско и об "атаке века" я уже писал здесь:


Здесь же скажу вот о чем...


Да, в СССР из пропагандистских соображений создали "культ Маринеско": ему поставлены памятники в Калининграде, Кронштадте и Одессе, в его честь названы улицы, морское училище, Маринеско были посвящены художественные фильмы «О возвращении забыть» (1985) и «Первый после Бога» (2005)...

В то же время Маринеско обвиняли в массовом убийстве мирных граждан, в том числе маленьких детей, которые эвакуировались на потопленном им корабле...

Была ли "атака века" подвигом или преступлением?
Подробно об этом известном эпизоде войны я уже писал (см. ссылки выше)., так что выводы делайте сами.

Сейчас мне хочется сказать о другом. Когда я читал о Маринеско, то мне кажется я понял его характер - он ведь никогда не хотел быть военным, а мечтал исключительно о службе в торговом флоте. Но в ноябре 1933 года был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ Щ-306 («Пикша») Балтийского флота, в марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова, он служил помощником командира на Л-1, затем командиром ПЛ М-96, экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта...
Вроде бы все замечательно, но были в его биографии и неприятные моменты: в октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе ПЛ азартных карточных игр, а в предновогоднюю ночь с 1944 на 1945 на двое суток покинул корабль, экипаж которого за это время «отличился» выяснением отношений с местным населением.

Маринеско с товарищем был отпущен в город (Турку, нейтральная Финляндия). В пустом гостиничном ресторане они со славянской широтой попросили накрыть стол на шестерых. Как вспоминал он сам: "Мы в меру выпили, закусили, стали потихоньку петь украинские песни". Маринеско очаровал молодую красивую хозяйку гостиницы - шведку и у нее остался.

Под утро постучала горничная, сообщила, что внизу ждет жених хозяйки с цветами. "Прогони", - сказал он. - "Ты же на мне не женишься?" - " Не женюсь, - сказал Маринеско, - но все равно прогони ".
Вскоре в дверь снова постучали, теперь уже офицер с лодки: "Беда, на базе переполох, вас ищут. Уже финским властям заявили...". "Прогони", - сказала она. "Как так - не могу". - "Я ради тебя жениха прогнала. Какие ж вы победители, с бабой переспать боитесь".
И командир сказал офицеру: "Ты меня не видел".
Вернулся вечером.

Прошел слух, что его завербовала вражеская разведка. Маринеско должен был предстать перед военным трибуналом.
Идти в море с другим командиром экипаж отказался.
Командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но дал возможность искупить вину в боевом походе.

Александр Евстафьевич Орел , комдив (впоследствии - адмирал, командующий Балтийским флотом):
- Я разрешил им выйти в море, пусть там искупает вину. Мне говорили: "Как же ты такого архаровца отпустил?". А я ему верил, он из похода пустой не возвращался.

Вот в этом походе Маринеско и пустил ко дну два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен»...

Советские историки пафосно писали:
В жестокий шторм подводная лодка С-13 под командованием А. Маринеско потопила чудо-корабль Вильгельм Густлов, на борту которого из Кенигсберга уходил цвет фашистского подводного флота: 3 700 офицеров, экипажи для 70-80 подводных лодок, высокопоставленные чиновники, генералы и высшее командование, а также вспомогательный женский батальон (надзирательницы в лагерях, эсэсовки) — 400 человек. Подвиг моряков-подводников был назван «атакой века». В Германии объявили трёхдневный траур. Командира конвоя расстреляли по личному приказу Гитлера. Капитан Маринеско был объявлен его личным врагом.

Однако позже в статье «Легенда о Маринеско» данную легенду опровергли:
Это — не просто ложь. Это — ложь преступная. Потому что атакой века потопление Густлова можно считать лишь с одной стороны — никогда столь малочисленное подразделение не уничтожало за один раз такого количества людей. Даже в знаменитой бомбардировке Дрездена (25 000 погибших) участвовало несколько тысяч летчиков… Не считая женщин и мужчин, в ледяной воде погибло 3000 детей. Гитлер воспринял сообщение о трагедии удивительно равнодушно. Ни в какие списки врагов Маринеско не попадал. Траур не объявлялся, да и не мог объявляться — о гибели теплохода официально сообщено не было. И капитан Петерсон, и командир сил охранения дожили до 9 мая 1945 года… А Маринеско вскоре после войны сняли с лодки за пьянство.

Да. было и такое. 14 сентября 1945 года вышел приказ № 01979 наркома ВМФ Н. Г. Кузнецова, где говорилось:
«За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота».
В 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию.

С 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года Маринеско был командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Маринеско А. И. уволен в запас.

После войны в 1946—1949 годах Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949 году — заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови.
В 1949 году был осужден на три года лишения свободы по обвинению в разбазаривании социалистической собственности, наказание отбывал в 1949—1951 годах в Ванино.
Говорят, что разбазаривание заключалось в том, что он раздал "государственный уголь" семьям погибших краснофлотцев, чтобы им было чем согреться в суровую послевоенную зиму...

С 1948 года Маринеско работал в институте переливания крови замом директора. Директор-хапуга строил дачу, хотел избавиться от принципиального зама. С согласия директора Александр Иванович развез по домам низкооплачиваемых работников валявшиеся во дворе списанные торфобрикеты. Директор - Викентий Кухарчик - сам же и позвонил в ОБХСС.
Первый состав суда распался. Прокурор, фронтовик, видя липу, от обвинения отказался, оба народных заседателя заявили особое мнение. Лишь судья Прасковья Васильевна Вархоева не сдалась.
Маринеско приговорили к 3 годам лишения свободы.
На такой срок далеко не отправляют. Но Маринеско загнали на Колыму. Запихнули в один вагон с недавними полицаями.

Из рассказа Маринеско писателю Крону: "Раздача пищи в их руках... Чую - не доедем. Стал присматриваться к людям - не все же гады. Вижу: в основном болото, оно всегда на стороне сильного! На счастье оказалось рядом несколько моряков. Сговорились... При очередной раздаче пищи началась драка. Сознаюсь вам: я бил ногами по ребрам и был счастлив". Явился начальник поезда, разобрался, "власть" передали морякам.

Этим письмам более полувека. Александр Иванович писал их Валентине Ивановне Громовой, второй жене.

"Здравствуй, милая, дорогая Валюшка!
Город Ванино - большая деревня, нет водопровода, нет канализации.
Сильная снежная пурга замела наш дом до крыши, и чтобы выйти, нам пришлось вылезать в отверстие в потолке (для печки-времянки) и очистить снег от двери.
Я надежды не теряю и твердо уверен, что буду еще с тобой счастливо доживать свой век (лет до 80-90), уже сейчас начал подготовку, в эту получку 50 рублей отдал портному, которому заказал пошить "москвичку" - полупальто из шинели, а всего за работу надо заплатить 200 рублей.
С тем любящий тебя безмерно, твой слуга и муж. 4/1-1951 год"

Это подцензурные письма.

А это реальная жизнь. У Маринеско украли книгу - подарок жены. Узнав об этом, хозяин камеры, "пахан", сказал: "Через минуту книга будет у тебя". Но оказалось, что молодой вор уже разрезал книгу на карты. По приказу "пахана" четверо урок убили парня: раскачали и - об пол.
По-своему, по-звериному, его "берегли" в камере. В чем притяжение личности даже для урок? Ведь о подвигах Маринеско они не знали.

Александр Иванович нашел способ переписываться не через лагерный почтовый ящик.
"Здравствуй, дорогая Валюша! К нам для проверки заглянуло начальство и, узнав, что я пишу письма не через п/я 261/191, забрало все твои письма, которые я хранил, и наказало меня, сняв с бригадиров и переведя в грузчики.
До свидания, счастье мое невидимое! 29/1-1951 год"

Мать Маринеско - старушка Татьяна Михайловна, устроилась на работу, чтобы помогать сыну. Она написала письмо Сталину.

"Дорогой и любимый наш Иосиф Виссарионович!
Пишет Вам исстрадавшаяся в муках мать героя войны Александра Маринеско.
Над моим сыном нависла - ложь!
Родной наш Иосиф Виссарионович! Я становлюсь перед Вами на колени, я умоляю Вас - помогите... Утешьте сердце матери. Станьте отцом моему сыну.
Мы знаем, что Вы самый справедливый человек на земле".

Зреет тревога: "Милая Валюша! Пишу третье письмо, но ответа от себя все нет и нет. Наверное, тебе уже надоело ждать меня".
Она ответила из какой-то северной Затейки, где работала в геолого-разведочной экспедиции. Звала к себе.

"Не было предела моей радости. Но есть ли в Затейке суда, где я мог бы устроиться старшиной судна? И возьмут ли меня?
Сейчас у меня есть хорошая "москвичка", но остального ничего нет, ехать прямо к тебе в Затейку даже и не совсем прилично, значит, нужно заехать в Ленинград за документами и прочей мелочью - хотя бы за бритвой. Если бы ты знала, как мне хочется быть с тобой! Я не хочу задерживаться даже на мгновенье. Но сейчас стало значительно труднее зарабатывать зачеты. Сегодня получил мамино письмо... Собирается выслать посылку мне. О моих чувствах писать не стану, ибо во всем виноват я. Напиши ей, что когда я освобожусь и немного мы накопим денег, то обязательно приедем к ней в Одессу..."

"Я НАЧИНАЮ ТЕРЯТЬ ВЕРУ В СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ"

10 октября 1951 года он был освобожден досрочно. Просидел почти два года. К этому времени уже посадили за хищения директора института.
В 1951—1953 годах работал грузчиком, топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 года — руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон»,где заслужил немало благодарностей, его портрет висел на Доске почета.

Вплоть до 1960 года, пока Александр Крон не выступил в газете, никто вокруг не знал о военных заслугах Александра Ивановича. Хозяйка квартиры увидела однажды орден Ленина, поинтересовалась. "Была война, - ответил коротко, - многие получали".

В конце пятидесятых, прожив вместе 15 лет, Александр Иванович расстался с Валентиной. Остались в добрых отношениях.
Пенсию он получал небольшую, поэтому заработок был ограничен. Да еще алименты дочери. Заводские руководители пошли навстречу, разрешили зарабатывать сверх потолка. Нагрянула ревизия, по суду (опять суд!) Маринеско стал возвращать излишки. Когда смертельно заболел - два рака, горла и пищевода, излишки стали вычитать из пенсии.

Около двухсот офицеров, среди них - 20 адмиралов и генералов, 6 Героев Советского Союза, 45 командиров и комиссаров подводных лодок обратились в ЦК КПСС:
"Учитывая исключительные заслуги А.И. Маринеско перед нашей Родиной, убедительно просим и ходатайствуем о назначении Маринеско персональной пенсии. Нельзя признать справедливым, что столь заслуженный командир-подводник оказался в пенсионном обеспечении в неизмеримо худшем положении, чем офицеры, не участвовавшие в войне".

В просьбе отказали.

Маринеско написал Крону: "Последнее время - на 51-м году жизни я начинаю терять веру в Советскую власть".

Была и отрада в конце жизни. Появился свой маленький угол. Женщина, которая разделила последние муки.
Валентина Александровна Филимонова :
- Мы у знакомых встретились. Брюки в заплатах, пиджак на локтях в заплатах. Единственная была рубашка, воротничок у рубашки отваливался, только что на галстуке держался. Чист, очень опрятен, но уже так беден. Пошел меня провожать и у меня остался. У него какая-то сила притяжения была, как гипноз, это чувствовали и дети, и взрослые. У него походка была необыкновенная: голова немного приподнята - гордо так, величественно вышагивал. Особенно когда выходили на набережную, на Неву - он сливался с гранитом. В получку приносил 25 рублей, в аванс - чуть больше. И я, чтобы маме показать, что в доме действительно мужчина появился, стала свои деньги к его подкладывать и маме отдавала.
Через год мы поехали с ним на встречу ветеранов-подводников, ничего не поняла: называют Сашину фамилию и такой гром оваций, не дают дальше говорить. Я только тогда, через год, узнала, КТО он.

Только-то и было у них жизни - год. Два остальных Александр Иванович мучительно, смертельно болел.

М. Вайнштейн , бывший дивизионный механик, друг:
- Маринеско лежал в очень плохой больнице. Для госпиталя у него не хватало стажа. Мы, ветераны, пошли к командующему Ленинградской военно-морской базой Байкову. Адмирал был взбешен: "В нашем госпитале черт знает кто лечится, а для Маринеско нет места?". Тут же распорядился, дал свою машину.

Валентина Александровна:
- Именно тогда, а не позднее, как многие пишут, по дороге из больницы в госпиталь мы увидели корабли на рейде, и Саша единственный раз заплакал: "Больше я их никогда не увижу".

Последним Маринеско видел Михаил Вайнштейн:
- Настроение у него было невеселое: "Все, это конец". Подошло время обедать, а жена мнется. Он говорит: "Ничего, пусть смотрит, ему можно. Она разбинтовала живот, и я увидел трубку, которая шла из желудка. Валентина Александровна вставила воронку и стала наливать что-то жидкое. Мы с ним по рюмке коньяка выпили, было уже все равно - врачи разрешили. Он сказал: "Только чокаться не будем" - и вылили коньяк в воронку. Горло было черное, видимо, облучали. А второй раз я пришел, уже и в горле была трубка. Она быстро засорялась, Саша задыхался, и Валентина Александровна каждые 20-30 минут ее прочищала. Теперь, когда смерть была рядом, у него, как всегда в самые трудные минуты в войну, взыграл бойцовский дух. Видимо, когда я вошел, то растерялся, говорить он уже не мог, взял лист бумаги и написал: "Миша, у тебя испуганные глаза. Брось. Вот теперь я верю в жизнь. Мне поставят искусственный пищевод".

25 ноября 1963 года Александр Иванович скончался. В возрасте 50 лет.
Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.

Деньги, которые ему переплатили на заводе, не успели все вычесть из маленькой пенсии. И мертвый остался в долгу у Советской власти.

Судьба, словно проверяя его, подвергала двойным испытаниям. Два увольнения из флота (первое - из-за "анкеты"). Два суда. Два рака с двумя трубками.
И шапка по кругу тоже была брошена дважды - на памятник и при жизни. 4 октября 1963 года писатель Сергей Смирнов в телепередаче сказал, что легендарный подводник живет практически в нищете.
Со всех концов страны в Ленинград хлынули деньги, в том числе от студентов, пенсионеров - часто по три, пять рублей.
Валентина Александровна смогла теперь уволиться с работы, для нее поставили в палате кровать рядом.
Умер, а переводы все шли...

После смерти Маринеско его имя изъяли из обращения.

Судостроители обратились к Главкому ВМФ адмиралу Горшкову с просьбой присвоить одному из кораблей имя Александра Маринеско. Адмирал поставил резолюцию на коллективном письме - "Недостоин".
Сергей Георгиевич Горшков обе свои Золотые звезды Героя получил спустя много лет после войны - в подарок. Именно с его участием раздувалась эпопея Малой земли с полковником Брежневым. Он командовал флотом 30 лет.
- Маринеско? Ему просто повезло с этим потоплением, - ответил с раздражением. - Да и в 1945 году это уже роли не играло, конец войны...

Значит, тем, кто через три месяца штурмовал Берлин, совсем никакой цены нет.
Он же, Сергей Георгиевич, отказался поддержать ходатайство о персональной пенсии матери Маринеско. Татьяна Михайловна пережила сына на 12 лет. Жила в Одессе в коммунальной квартире, на девятом десятке лет за дровами и водой ходила во двор и пенсию получала - 21 рубль.
Сама виновата, мать, сама виновата: не того сына родила...

Звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско присвоено посмертно 5 мая 1990 года.

Думаю, что Маринеско изначально не рвался в военные моряки, и чувствовал себя не в своей тарелке, слишком строгой для него была служба в ВМФ. Да, он храбро, хотя и не всегда успешно воевал: из шести боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, три были безуспешными, но он первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету два потопленных транспорта водоизмещением в 42 557 брутто-регистровых тонн.
Считалось, что это крупнейшее судно, потопленное в результате атаки подводной лодки, но на самом деле подводники других стран топили и значительно более крупные корабли, в том числе и боевые, например, американская подводная лодка «Арчерфиш» уничтожила японский авианосец «Синано» водоизмещением 71 890 брт, а немецкая лодка U-47 14 октября 1939 потопила английский линкор «Royal Oak» водоизмещением 29 150 брт прямо в гавани Скапа-Флоу).

По современным данным, с «Густлоффом» погибло 406 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил, 90 членов собственного экипажа, 250 женщин-военнослужащих немецкого флота и 4600 беженцев и раненых. Из числа немецких подводников погибло 16 офицеров (в том числе 8 медицинской службы), остальные малообученные курсанты, нуждавшиеся ещё, как минимум, в полугодичном курсе подготовки.
Среди погибших - почти 3 тыс. детей.
Существуют и иные оценки численности жертв, вплоть до 9343 человек.

Вопреки утверждениям ряда военных и историков, трёхдневный траур по потопленному теплоходу в Германии не объявлялся (за всю войну он объявлялся только по уничтоженной в Сталинграде 6-й армии вермахта) и Гитлер не объявлял Маринеско своим личным врагом. Гитлера, судя по всему, не очень-то волновала гибель курсантов и детей, плывших на «Густлоффе»...

Как бы то ни было, но «Вильгельм Густлофф» был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими подводниками, и вторым по числу жертв.

Знал ли Маринеско, что на корабле были дети?
Наверняка нет. Он и "Штойбена" идентифицировал ошибочно, как "Эмдена". Зимняя ночь, непогода, суровое Балтийское море... в таких условиях он выполнил боевую задачу, не ведая, что творит. Это просто война, увы.

Маринеско вовсе не был бронзовым памятником самому себе при жизни. Живой человек, со своими достоинствами и недостатками. Судя по всему, Маринеско был добрым разгильдяем, увлекался азартными играми, выпивкой, женщинами... Видимо, он был азартным, увлекающимся человеком, способным и на подвиги, и на безрассудство, и на добрые дела. Не думаю, чтобы моряк был людоедом, мечтавшим о крови немецких детишек. Возможно, Александр Иванович так и не узнал вообще о погибших детях.

Годы спустя после войны состоялась встреча торпедиста советской подлодки и одного из спасшихся с торпедированного корабля:
Помощнику казначея на «Вильгельме Густлоффе» было на день катастрофы всего восемнадцать лет. Ему, собравшему и изучившему практически все материалы, связанные с гибелью лайнера, было выражено не слишком много благодарности. Встреча-мемориал открывалась его докладом «Гибель Вильгельма Густлоффа - глазами русских»; по ходу доклада он дал понять, что для своих разысканий неоднократно посещал Советский Союз и даже встречался с боцманом подлодки C-13, более того, поддерживает дружеские связи с тем самым Владимиром Курочкиным, который по приказу командира отправил в цель три торпеды; есть даже фотография, запечатлевшая его рукопожатие с этим пожилым человеком, который, как позднее сдержанно заметил Хайнц Шён, «тоже потерял боевых товарищей».
После доклада его избегали. Многие слушатели сочли его русофилом. Для них война никогда не кончалась. Для них русские оставались Иванами, а три торпеды - орудием убийства. А для Владимира Курочкина безымянный потопленный корабль был до отказа забит фашистами, напавшими на его родину и оставлявшими за собою при отступлении выжженную землю.
Лишь из рассказа Хайнца Шёна он узнал, что после торпедной атаки погибли более четырех тысяч детей, которые утонули, замерзли или были увлечены водоворотом от пошедшего на дно судна. Эти дети еще долгое время снились боцману в ночных кошмарах.

Между тем лётчик ВВС США Поль Тиббетс понимал, что после атомной бомбардировки погибнут и случайные мирные жители, но до конца своих дней считал себя солдатом, исполнившим свой долг, и содействовавшим скорейшему окончанию войны...

Что уж тогда предъявлять претензии Маринеско?
Не нам его судить.
А какой мерой взвешены жизнь и дела Александра Маринеско - про то только Богу судить...

Вечная память.

Возвеличивая Маринеско и его "подвиг" мы в первую очередь демонстрируем незнание истории, пренебрежение к фактам и вопиющее попирание общечеловеческих ценностей. Мы в очередной раз доказываем "свету", что квасной патриотизм, замешанный на мнимых победах, нам милее, чем истинные герои войны, подлинные подвиги которых, быть может, менее впечатляют. Нам, чтобы ощущать себя полноценными, почему-то всегда нужны "левши, которые блоху подкуют". Может быть для того, чтобы за их громкой славой было бы легче спрятать от общества нелицеприятные факты многочисленных поражений или цифры мизерных боевых успехов, обусловленные порочной военной организацией, слабой подготовкой и отсталым техническим оснащением. Ведь давно пора бы понять, что подвиг наших моряков не в том, что они топили судов столько же или больше, чем англичане, а в том, что несмотря на массу неблагоприятных факторов и обстоятельств они честно выполняли свой долг перед Родиной и наносили врагу ущерб настолько, насколько это было для них возможно .

В предстоящее воскресенье исполнится ровно 60 лет со дня события, которое сих пор будоражит воображение. Речь идет о знаменитой «атаке века» - потоплении 30 января 1945 года советской подводной лодкой «С-13» под командованием Александра Маринеско немецкого лайнера «Вильгельм Густлоф». Особенно разгорелись страсти в последнее время, после того как в Германии вышла повесть «Траектория краба». Ее автор Гюнтер Грасс открывает неизвестные страницы бегства восточных немцев на запад, а в центре событий - катастрофа «Густлофа».
О легендарной «атаке века», о тайнах и загадках этой истории мы беседуем с военным исследователем председателем петербургского центра международного сотрудничества «Примирение» Юрием Лебедевым.
В последние годы он много занимался этим вопросом, работал с отечественными и иностранными источниками, беседовал с подводниками, участвовавшими в «атаке века», ездил в Германию, чтобы узнать аргументы той стороны.

Юрий Михайлович, почему сегодня личность Героя Советского Союза Александра Маринеско вновь, как на заре перестройки, оказалась в центре общественного внимания?

Маринеско - знаковая фигура, человек-легенда. В годы хрущевской оттепели, а потом и перестройки он стал восприниматься как непризнанный властями народный герой, пострадавший за правду, как жертва сталинского режима. И это было справедливо. Мы не имели бы сегодняшнего Маринеско, если бы не усилия писателей Александра Крона и Сергея Смирнова. Однако, как это часто бывает, вместо реального человека была сотворена легенда, которая ныне прочно живет и с которой очень многие не хотят расставаться.

Новую волну интереса к гибели «Густлофа» вызвало уточнение и переосмысление неизвестных прежде страниц Великой Отечественной войны, и это особенно важно сегодня, в год 60-летнего юбилея Великой Победы. Как оказалось, вокруг «атаки века» за многие годы было нагромождено столько мифов и откровенных фальсификаций, что до правды приходится порой докапываться с огромным трудом.

Вы не раз подчеркивали, что выступаете защитником Александра Маринеско. Так от чего и от кого требуется сегодня защищать личность легендарного подводника?

Я считаю, что Маринеско действительно сегодня нуждается в защите. И прежде всего от сформировавшегося в немецком обществе утверждения, будто Маринеско потопил «корабль беженцев». И хотя книга Грасса не поддерживает это обвинение, в ней тем не менее Маринеско показан запрограммированным на разрушение «терминатором». А ведь нам глубоко небезразлично, как в Европе воспринимают человека, которого в России считают гордостью нации.

- Что же случилось в Балтийском море той ночью в самом конце января победного сорок пятого?

В те дни Красная Армия стремительно продвигалась на запад в направлении Кенигсберга и Данцига. Сотни тысяч немцев, боясь расплаты за злодеяния нацистов, стали беженцами и двигались к портовому городу Гдыня, немцы называли его Готенхафен. Он стал для многих людей последней надеждой: здесь стояли не только большие военные корабли, но и крупные лайнеры - каждый мог взять на борт тысячи беженцев. Одним из них и был «Вильгельм Густлоф», который казался немцам непотопляемым.

Построенный в 1937 году великолепный круизный лайнер с кинотеатром и плавательным бассейном был гордостью Третьего рейха, он призван был продемонстрировать всему миру достижения нацистской Германии. Гитлер участвовал в спуске судна, на котором была даже его личная каюта. Для гитлеровской организации культурного досуга «Сила через радость» лайнер в течение полутора лет доставлял отдыхающих в Норвегию и Швецию, а с началом второй мировой войны стал плавказармой курсантов 2-й учебной дивизии подводного плавания.

Несмотря на немалое количество беженцев на «Густлофе», когда этот корабль вышел в свой последний рейс из Готенхафена, он не имел официального статуса «корабль беженцев». Это подтверждает тот же Грасс: «У причала стояло не госпитальное судно Красного Креста, не транспортный корабль, битком набитый беженцами, а подчиненный военно-морскому флоту вооруженный лайнер, на который чего только не погрузили».

Что же, на ваш взгляд, послужило отправной точкой для возникновения многочисленных легенд вокруг «атаки века»?

Я считаю, что такой отправной точкой стал наградной лист на Александра Маринеско, где за основу было взято сообщение шведской газеты «Афтонбладет». В нем говорилось, что на борту «Густлофа» в момент потопления находились 8000 человек, из них 3700 обученных специалистов-подводников. Утверждается, что спасти удалось только 998 человек (кого именно - не указывается). На этот наградной лист и на сообщение из шведской газеты опирались все авторы, пишущие о Маринеско. На основе непроверенного сообщения они сделали вывод о 3700 погибших подводниках, которых было бы достаточно для укомплектования 70 подводных лодок.

Важно еще и другое: в сообщении шведской газеты указывается 4000 погибших женщин и детей.

- Каким же данным можно доверять?

Мне довелось побывать в германском городке Мельтенорт под Килем у монумента погибшим подводникам в первой и второй мировых войнах. Здесь на бронзовых досках увековечены имена 28 751 немецкого подводника. Есть и мемориальная доска, посвященная «Густлофу», в которой перечислены 390 фамилий военнослужащих 2-й учебной дивизии подводного плавания.

Те же самые 390 фамилий приводятся и в книгах Гейнца Шена - одного из тех «пассажирских помощников», которые занимались подсчетом беженцев на «Густлофе». В основе этого списка лежит донесение командующего германскими подводными силами от 12 апреля 1945 года о пропавших без вести 30 января при гибели «Густлофа». Согласно документу, из 390 погибших было только восемь офицеров, из них только один по званию теоретически мог быть командиром подлодки, а остальные по своему званию не могли еще занимать эту должность.

- Так сколько же всего пассажиров было на борту «Густлофа» в момент его гибели?

В том, сколько человек находилось на «Густлофе», данные немецких источников разнятся. В отношении военных подводников и вспомогательного персонала немецких ВМС цифра почти не меняется - она в пределах полутора тысяч человек. А вот сколько было беженцев, сказать сложно. Как минимум их было около 9000. Однако известно абсолютно точно, скольких удалось спасти. Несмотря на то что в спасательной операции участвовали девять кораблей, выжить в катастрофе удалось тысяче с небольшим человек, из них половина (528 человек) - личный состав немецких подводников. Таким образом, уцелело 50% подводников и только 5% беженцев.

- Почему обе стороны скрывали истинную картину произошедшего?

Гибель «Густлофа» недаром называют «укрытой трагедией». В советское время всегда говорилось, что на судне находился цвет германского подводного флота и местная нацистская верхушка с семьями, но никогда не упоминалось о погибших беженцах, а послевоенные немцы, выросшие с чувством покаяния за преступления нацистов, замалчивали эту историю, поскольку опасались обвинений в реваншизме.

- Как, по-вашему, сегодня можно квалифицировать событие, случившееся 30 января 1945 года?

На основе того, что нам известно сейчас, надо говорить о том, что это одна из самых трагических страниц войны, где переплелись блестящее мастерство экипажа подводной лодки С-13 под командованием Александра Маринеско и гибель огромного числа мирных немецких граждан, ставших заложниками войны. Это блестящая боевая операция, проведенная в сложнейших условиях, результатом которой оказался трагический финал. Сегодня нам надо понять: значение «атаки века» не в том, сколько именно немецких подводников были уничтожены, а в другом - был уничтожен казавшийся непотопляемым символ нацизма, корабль-мечта, пропагандирующий Третий рейх. А гражданские люди, находившиеся на корабле, стали заложниками агонизирующей немецкой военной машины... Даже самая справедливая война бесчеловечна, ведь от нее в первую очередь страдает мирное население. По законам войны, Маринеско топил военный корабль, и нет его вины в том, что при этом погибли мирные немцы - женщины и дети, совершенно безоружные перед войной.

Подготовил Сергей ГЛЕЗЕРОВ.


Комментарии

Самое читаемое

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.