Александр александрович зиновьев. Александр Зиновьев: биография

Александр Александрович Зиновьев - советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ; писатель.

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями. В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории (МИФЛИ). С 16 лет был убежденным антисталинистом, участвовал в небольшой студенческой террористической группе, целью которой было убийство Сталина. Группу так и не разоблачили, однако о его выступлениях, критикующих советский режим, в частности, коллективизацию, донесли коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), за что он был подвергнут психиатрической экспертизе и в конечном итоге исключён из комсомола и из МИФЛИ. Одновременно, друзья написали на него другой донос, и Зиновьев был арестован. При переводе с Лубянки в другое место сбежал, был объявлен во всесоюзный розыск, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом сумев избежать преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал специальность летчика-истребителя. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.

В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (впоследствии издана в 2002 году Институтом философии) и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.

Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой логики в МГУ за отказ уволить двух преподавателей, связанных с диссидентами (Юрий Гастев и Виктор Финн), а затем и лишён профессуры. После этого постепенно у него начались проблемы с публикацией научных работ, и он стал писать публицистические произведения и пересылать их на Запад. Статьи публиковались в Польше и Чехословакии. Тогда же он много выступал с публичными лекциями на различные темы, а его статьи распространялись в «самиздате».

В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд. 6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ.

С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета. До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. При этом Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. А в поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.

В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве.

В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако Зиновьев жёстко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Гюнтер Грасс. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло Зиновьева к возвращению в Россию. В июне 1999 года возвратился в Москву, мотивируя это тем, что невозможно «находиться в лагере тех, кто уничтожает мой народ и мою страну».

В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.

Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев, на этом месте был установлен валун. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Зино́вьев (29 октября 1922 года, Костромская губерния - 10 мая 2006 года, Москва) - советский и российский учёный-логик, социолог и социальный философ; писатель.
В последние годы жизни в СССР и в эмиграции А. Зиновьев считался «известным советским диссидентом». Сам Зиновьев утверждал: "Я диссидентом никогда не был... Меня упорно зачисляли в диссиденты".

"Я... родился в 1922 году, вырос на идеалах коммунизма. Я не был никогда апологетом того общественного устройства, какое складывалось в России после 1917 года. Но я рос в нем, усваивал его лучшие идеалы, делал из себя человека, которого можно назвать идеальным или психологическим коммунистом. Идеальным коммунистом мы считали тогда человека, живущего и трудящегося во имя интересов коллектива и всей страны, готового жертвовать ради своего народа всем личным, довольствующегося малым, не стремившегося к собственности и карьере и т. д. Я и сейчас придерживаюсь этих принципов. Для меня, например, до сих пор нет ничего ненавистнее собственности, хотя и живу на Западе. ("Завтра", 1993, № 2)

Александр Зиновьев родился в деревне Пахтино Чухломского уезда Костромской губернии РСФСР (ныне Чухломский район Костромской области) шестым ребёнком маляра Александра Яковлевича и крестьянки Аполлинарии Васильевны. В поисках лучшей жизни семья Зиновьевых переселилась в Москву. В деревенской, и позже - столичной школе Александр выделялся большими способностями.

В 1939 году с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. О его тайных выступлениях, критикующих советский режим («…не как антикоммунист, я таковым никогда не был и не являюсь, - а как „настоящий“ (романтический) коммунист, считавший сталинизм изменой идеалам настоящего коммунизма»), донесли, за что он был исключён из МИФЛИ, затем арестован и подвергнут психиатрической экспертизе. Перед повторным арестом он подался в бега, жил по подправленным документам, и в 1940 году пошёл добровольцем в Красную Армию, таким образом сумев избежать преследований.

Служил в кавалерии. Участвовал в Великой Отечественной войне с 1941 года в составе танкового полка. Однако к началу войны его полк не успел получить танки и поэтому воевал фактически как стрелковая часть. В конце 1941 года Зиновьев попал в авиационную школу, где осваивал истребительную специальность. Школу окончить не успел, так как в 1942 году был возвращен в танковые войска. Однако затем возобновил обучение в авиационной школе, откуда был выпущен в 1944 году как лётчик-штурмовик. Продолжил воевать в различных штурмовых полках на самолёте Ил-2, прошёл Польшу, Германию, был в Чехословакии, Венгрии, Австрии. Последние боевые вылеты совершил в ходе Пражской операции по уничтожению крупной группировки немецких войск генерал-фельдмаршала Шёрнера. Имел 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. Завершил войну в 1945 году в Берлине в звании капитана.
В 1946 году Александр Зиновьев поступил на философский факультет МГУ, в 1951 году получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Зиновьев - один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; туда также входили Б. А. Грушин, М. К. Мамардашвили и Г. П. Щедровицкий; позднее - Московский методологический кружок). В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Метод восхождения от абстрактного к конкретному». В 1955 году стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, где проработал до 1976 года. В 1960 году защитил докторскую диссертацию на тему логики книги «Капитал» Карла Маркса (впоследствии издана в 2002 году Институтом философии) и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ.

Написал множество научных книг и статей, получил мировую известность: все его крупные произведения были вскоре переведены на иностранные языки. Выдвигался в члены-корреспонденты Академии наук СССР и на Государственную премию СССР. Часто приглашался на заграничные конференции, но ни на одной не побывал.
Зиновьев был снят с должности заведующего кафедрой, очевидно, за отказ уволить двух преподавателей, а затем и лишён профессуры. После этого он стал писать «ненаучные» произведения, и пересылать их на Запад.
В 1976 году из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Книга в иронической и юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. За несоответствие идеологическим нормам книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и изгнали с работы. Органы правопорядка, по его словам, предложили ему выбор между тюремным заключением и выездом из страны, и он выбрал выезд.
6 августа 1978 года А. Зиновьев с семьей был выслан из СССР в ФРГ.
По прибытии в Мюнхен, Зиновьев был принят президентом Мюнхенского университета Н. Лобковицем, Зиновьеву была предоставлена работа профессора кафедры логики Мюнхенского университета.
С 1978 по июнь 1999 года Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом.
В 1999 году он попал в шорт-лист номинантов на Нобелевскую премию в области литературы, однако Зиновьев жестко критиковал тогда бомбардировки Сербии; премию получил Грасс, Гюнтер. Вдова Зиновьева Ольга отмечала, что происходящее в Югославии подтолкнуло Зиновьева к возвращению в Россию.
В 1990 году был восстановлен в советском гражданстве. В июне 1999 года возвратился в Москву.
До периода перестройки Зиновьев был одним из самых ярких критиков советской системы. Зиновьев отрицательно относился к распространению прозападных либеральных ценностей. В поздних изданных трудах крайне негативно оценивал разрушение советской системы.
В 1999 году выдвигался в Госдуму по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован, так как вернулся в Россию незадолго до этого.
Зиновьев скончался 10 мая 2006 года от опухоли мозга. Согласно завещанию, был кремирован, пепел был развеян с вертолёта над районом Чухломы, где родился и вырос Зиновьев. В память о заслугах перед российской культурой на Новодевичьем кладбище в Москве была сооружена символическая могила-кенотаф и памятник Зиновьеву.

А. А. Зиновьев был трижды женат. От первого брака у Зиновьева остался сын Валерий (р. 1944), от второго - дочь Тамара (р. 1954), от третьего брака две дочери - Полина (р. 1971) и Ксения (р. 1990).

Нам нужна мечта, надежда, утопия. Утопия – это великое открытие. Если люди не изобретут новую, на первый взгляд никому не нужную утопию, то они не выживут в качестве людей. Нам нужна сказка: людям важно, в какой они верят туман и какая им верится сказка.
- Одни из самых последних слов Зиновьева, по свидетельству вдовы Ольги

Александр Александрович Зиновьев29 октября 1922 - 10 мая 2006. Родился в Костромской области в многодетной крестьянской семье. По окончании школы он в 1939 году поступил в московский ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории - основной гуманитарный вуз университетского типа в те годы), из которого он был исключен без права поступления в другие вузы страны за выступления против культа Сталина. Вскоре он был арестован, бежал, скрывался от органов госбезопасности. От дальнейших неприятностей его спасла служба в армии, куда он ушел в 1940 году и прослужил до 1946 года. А. А. Зиновьев участвовал в Великой Отечественной войне в качестве боевого летчика и закончил ее в 1945 году в Берлине. 1946 - 1954 годы он - студент, а затем аспирант философского факультета Московского Государственного университета имени М. В. Ломоносова. Став в 1955 году научным сотрудником Института философии Академии наук СССР, он проработал в нем до 1976 года. Академическая карьера А. А. Зиновьева складывается удачно. Уже его кандидатская диссертация, посвященная логике «Капитала» К. Маркса (1954), получила широкий резонанс. На основании личных воспоминаний могу сказать, что во второй половине пятидесятых годов для нас, студентов философского факультета МГУ имени Ломоносова, имя А. А. Зиновьева наряду с именами Э. В. Ильенкова и некоторыми другими было символом новых идей, борьбы против догматизма. В 1960 году А. А. Зиновьев защитил докторскую диссертацию, вскоре после этого он получил звание профессора и стал заведовать кафедрой логики в Московском университете. В рамках философии А. А. Зиновьев занимался самой трудной и строгой ее частью - логикой. Он применяет средства логики к анализу языка науки, разрабатывает собственную логическую теорию. Результаты его логических исследований опубликованы в следующих книгах: «Философские проблемы многозначной логики» (1960); «Логика высказываний и теория вывода» (1962); «Основы научной теории научных знаний» (1967); «Комплексная логика» (1970); «Логика науки» (1972), «Логическая физика» (1972); Логика - строго профессионализированная область знания, и о ней могут компетентно судить только узкие специалисты. Поскольку я к таковым не принадлежу, то ограничусь констатацией того, что А. А. Зиновьев в логике и методологии науки достиг успехов, высоко оцененных в профессиональной среде и получивших международное признание. Из шести его монографий тех лет пять тут же (с перерывом в один-два года) были переведены на английский или немецкий, а «Комплексная логика» сразу на оба языка, и изданы на Западе - явление исключительное как в те годы, так и в наши дни. Я лично знаю многих активно работающих, имеющих имя отечественных и зарубежных профессоров в области логики, которые считают себя учениками Зиновьева и гордятся этим.

В 1976 году произошло событие, обозначившее новое направление интеллектуальных усилий А. А. Зиновьева и круто изменившее его жизнь. Он неожиданно для всех выступил с книгой «Зияющие высоты», представлявшей собой выполненное в художественной форме критическое исследование некоторых сторон советского социального строя; все понимали, что за жизнью и нравами вымышленного Ибанска подразумевалось совсем невымышленное общество. Она была опубликована «там», на Западе. Этот факт решающим образом предопределил восприятие книги. На нее стали смотреть сквозь призму эпохального противостояния коммунистической и антикоммунистической идеологий. А. А. Зиновьеву отвели роль антикоммуниста, со всеми вытекающими в те годы последствиями: он был исключен (причем единогласно) из партии, выгнан с работы, выслан из страны, лишен гражданства, всех научных степеней, званий, наград, в том числе военных. Вокруг него была создана атмосфера замалчивания. Все было организовано так, как будто вообще не существовало такого человека. Можно ли было придумать более наглядное доказательство правдивости «Зияющих высот»? И тем не менее есть ли достаточно оснований автора этой книги считать антикоммунистом, имея в виду, что под коммунизмом понимается реально существовавший в Советском Союзе социальный строй? Я думаю, что это так же неверно, как неверно было бы, например. Гоголя как автора «Мертвых душ» считать русофобом. В данном случае, на мой взгляд, более прав близко знавший в те годы А. А. Зиновьева и изображенную им среду социолог Б. А. Грушин, когда он в одной из злых (по отношению к Зиновьеву) газетных публикаций сказал, что действительными борцами с коммунизмом и советской властью были такие люди, как профессор Ю. А. Замошкин и его друзья, а не Зиновьев, который в их кругу был человеком случайным и чужеродным. Именно об этом, по сути дела, и все «Зияющие высоты», где являющаяся предметом сатиры «передовая» интеллигенция Ибанска духовно вся устремлена на Запад и в среде которой поднимается тост за то, «чтобы Ибанск последовал этому примеру», в то время как противостоящий ей Болтун (одна из многих авторских ипостасей) говорит, что не мыслит себе жизни вне Ибанска. Грех или лавры (кому как нравится) антикоммуниста присуждены А. А. Зиновьеву по ошибке. Справедливость требует признать, что сам он никогда, ни раньше, ни теперь не соглашался и не соглашается с такой оценкой своей личности и позиции. Но тем не менее репрессиям как антикоммуниста и антисоветчика подвергли именно его и, если это случилось за чужие грехи, то их следует признать вдвойне несправедливыми.

С 1978 года начинается эмигрантская жизнь А. А. Зиновьева, которая продлилась 21 год. Все эти годы он жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом, не имея постоянного места работы и источника существования. В 1980 году выходит его научный труд «Коммунизм как реальность», излагавший основы разработанной им теории реального коммунизма и охарактеризованный известным социологом и советологом Раймоном Ароном как единственная действительно научная работа о советском обществе. Одновременно с этим появляется огромное количество научных и публицистических статей, докладов, интервью, излагающих, уточняющих и развивающих его теоретические и социальные позиции; они лишь отчасти опубликованы в сборниках «Без иллюзий» (1979); «Мы и Запад» (1981); «Ни свободы, ни равенства, ни братства» (1983). Особо следует отметить его научно-литературные произведения, замечательную серию социологических романов и повестей того периода: «Светлое будущее» (1978), «В преддверии рая» (1979); «Желтый дом» в 2-х томах (1980); «Гомо советикус» (1982); «Пара беллум» (1982); «Нашей юности полет» (1983); «Иди на Голгофу» (1985); «Живи» (1989). В них он продолжает то, что начал в «Зияющих высотах», - в свойственной ему художественно-сатирической манере исследует советский социальный и человеческий опыт.

А. А. Зиновьев своим творчеством создал новый жанр {социологического романа} (социологической повести), в котором научно-социологические результаты излагаются в художественной форме. Понятия, утверждения, отчасти даже методы социологии используются как средства художественной литературы, а последние, в свою очередь, применяются как средства науки. Следует заметить, что глубокие писатели всегда тяготели к серьезной социальной теории. И тогда, когда ее не находили в готовом виде, они пытались сами восполнить этот пробел, чтобы создать полноценные произведения. Типичные примеры этого: философско-историческая концепция Л. Н. Толстого в IV томе «Войны и мира», концепция свободы («Легенда о великом инквизиторе») в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского, эссе о творчестве Н. Г. Чернышевского в «Даре» В. Д. Набокова. Во всех этих случаях теоретические части искусственно вкраплены, по сути дела, просто приложены к художественным текстам и могут быть изъяты без особого ущерба для последних. А. А. Зиновьев органически соединяет одно с другим, его социологические романы принадлежат одновременно и к области науки, и к области художественной литературы. В результате этого ему удается, с одной стороны, интегрировать в социологическую теорию человеческий, индивидуально-личностный аспект жизнедеятельности, а с другой - изобразить индивидуальные человеческие типы, отношения между ними с учетом их глубокой социальной обусловленности. Социологический роман - знаменательное явление культуры, требующее специального изучения.

После 1985 года начинается новый период в творчестве А. А. Зиновьева. На горбачевскую перестройку он откликнулся тем, что расширил исследовательскую тематику, обратившись к изучению современного Запада, и одновременно с этим изменил акценты и тональность в описании и оценке советского коммунизма. Свой талант социального сатирика он теперь направил в сторону Запада, а при анализе советского опыта в его трудах стало доминировать заинтересованное понимание. Все началось с того, что А. А. Зиновьев с самого начала обозначил свое резко отрицательное отношение к перестройке, которую он тут же окрестил катастройкой. Следует обратить внимание: он сделал это тогда, когда и в Советском Союзе, и во всем мире перестройка воспринималась как эпоха гуманистического обновления социализма, когда многие ученые, писатели, философы, деятели культуры, журналисты, прочие известные люди через бесчисленные средства массовой информации в состоянии всеобщей эйфории приветствовали перестройку, когда миллионы людей пришли в состояние радостного возбуждения - ходили на митинги, спорили, строили планы, лихорадочно что-то делали. Чтобы пойти против такого потока, недостаточно одного мужества. Надо еще иметь знание истины. И, как показал опыт, к сожалению подтвердивший все печальные прогнозы Зиновьева, он имел такое знание. Его позиция, если ее выразить предельно кратко, состояла в следующем. Кризис, в котором оказался к середине восьмидесятых годов Советский Союз, есть специфический кризис коммунистической системы, кризис управления. Он требует своих особых средств разрешения. Рыночная реформа и либерализация для этих целей не подходят, они являются сугубо западными методами и могут привести лишь к краху советского социального строя, а вместе с ним и к краху страны. Чтобы обосновать эту свою позицию, он, с одной стороны, провел исследование эволюции социальной системы современного Запада. Его результаты опубликованы в изданных теперь уже в Москве работах «Запад» (1995) и «Глобальный человейник» (1997). Первая из них написана в форме научного эссе, а вторая представляет собой социологический роман и удачно автором предисловия и редактором Л. И. Грековым была названа «зияющими высотами» капитализма (западнизма). И для существа дела, и для биографии А. А. Зиновьева показательно, что его работы, критически анализирующие советский коммунизм, впервые появились на Западе, а работы, посвященные исследованию Запада, - в России. С другой стороны, А. А. Зиновьев стал показывать скрытые угрозы и неадекватность методов перестройки, выявляя одновременно с этим огромный для истории России, по его мнению ничем не заменимый потенциал коммунистической системы. Об этом - его многочисленные работы этих лет: «Горбачевизм» (1988), «Катастройка» (1988), «Смута» (1994), «Русский эксперимент» (1994). А. А. Зиновьев свою позицию также активно заявлял в многочисленных научных и публицистических статьях, интервью, выступлениях на радио и телевидении, которые лишь отчасти собраны в сборнике «Посткоммунистическая Россия» (М., 1996).

Перестройка, как бы ее ни ругал А. А. Зиновьев, имела, по крайней мере, одну положительную сторону, которую не может отрицать даже он. Она дала возможность ему вернуться на родину, в Россию, хотя, правда, уже и в другую Россию, чем та, которую он покинул. Если выдворение А. А. Зиновьева из страны государство взяло целиком на себя, то его возвращение оно интерпретировало как его личное дело, ограничившись официальным актом восстановления в гражданстве (1990). Как показывает опыт, А. Зиновьев - человек, который умеет писать книги, но не умеет устраиваться в жизни И ему понадобилось много лет, чтобы создать практические предпосылки для возвращения. В июне 1999 года А. А. Зиновьев вернулся на постоянное жительство в Россию, в Москву. Начинается новый этап его жизни и творчества.

Такова биография А. А. Зиновьева в ее самом общем, событийном аспекте (хочу обратить внимание, что речь идет именно об общих контурах его биографии, так как многие факты, аспекты жизни, труды остались за скобкой, плохо изучены, и об общих контурах его деятельности как ученого и отчасти писателя, в своих заметках я не касаюсь его поэзии, драматургии, изобразительного искусства). Что касается ее внутреннего, психологического, личностного аспекта, то он отражен в литературных произведениях автора, в которых под тем или иным именем, часто под многими, он выводит самого себя, а также в очень выразительных художественных автопортретах. Иногда об этом он высказывается в интервью, побуждаемый вопросами собеседника. Отмечу только некоторые его суждения о самом себе.

Самое броское и часто повторяемое из них; «Я сам есть суверенное государство из одного человека». Все видят эпатирующую дерзость этого утверждения, но не замечают его полемической заостренности против упрощенного толкования суждения, согласно которому нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Можно, говорит А. А. Зиновьев. А в своей социологии он даже доказывает, что только обретя такую независимость человек становится Человеком. Речь идет не о независимости пренебрегающего общественными условностями циника, или все себе подчиняющего хозяина жизни, или спрятавшегося в свой уютный изолированный мирок мещанина, или увлеченного собиранием бабочек чудика и т.п. Его независимость есть независимость бунтаря, который не хочет признавать над собой ничьей власти и меньше всего власть общественного мнения, и независимость идеалиста, который заново, по своим образцам перепроектировал мир и живет по его канонам, по которым, собственно, никто другой и не может жить, так как это - его мир, его выдумка; поэтому, между прочим, утверждение А. А. Зиновьева можно обернуть и сказать, что в его государстве есть только один гражданин - он сам.

Зиновьев называет себя человеком из Утопии, имея в виду и советскую реальность с ее жестокостями, и советскую идеологию с ее высокими гуманистическими ценностями. Он умеет их соединить таким образом, что второе не является лицемерным прикрытием первого. Зиновьев лучше, чем кто-либо другой, понимает, что утопия коммунистической идеологии имела мало общего с реализовавшейся утопией советской действительности. Но если общество нельзя переделать в духе утопии, то это вовсе не означает, что и отдельный индивид не может сделать этого в отношении своей жизни.

Еще Зиновьев называет себя искусственным созданием, результатом эксперимента, который он всю жизнь совершает над самим собой. Такой человек, как он, считает Зиновьев, не может сложиться естественным образом. А в одном из романов («Глобальном человейнике») он появляется в образе инопланетянина. В «Зияющих высотах» он, помимо Болтуна, является еще Крикуном, Шизофреником, Неврастеником, Уклонистом, Учителем. Зиновьев - парадоксалист и большой острослов. Все эти самоаттестации можно было бы считать шуткой, если бы мы не узнали вдруг от него (в «Русском эксперименте»), что он вообще не умеет шутить. И я ему склонен верить. Дело в том, что банальность жизни, на которую натыкаются высокие стремления, что и составляет основу комикса, шутки, он рассматривает как ее самую серьезную и существенную характеристику. Он не умеет шутить в том смысле, что для него нет ничего более серьезного, чем шутка. В его шутках нет ничего шутливого. Например, все мы думали, а многие до настоящего времени думают, что в «Зияющих высотах» он шутил, высмеивал, сатирически изобличал. А сам Зиновьев считает, что это - самое серьезное, более того - научное, хотя и выполненное в художественной форме, исследование советского общества. Здесь, может быть, уместна аналогия с С. Паркинсоном, «Законы Паркинсона» которого почему-то все воспринимают как английский юмор, а не точный и глубокий анализ бюрократического механизма.

Чаще всего, и прямо и косвенно, через литературные образы, А. А. Зиновьев характеризует себя как исследователя. Логик по изначальной профессии, он остается им и по жизни, стараясь руководствоваться аристотелевским принципом «Платон мне - друг, но истина дороже». Если бы Зиновьев не был столь чуток к нарушениям логических правил, я бы сказал, что он верит в истину.

(р. 1922) - логик, социолог и писатель. Доктор филос. наук (1960), проф. (1964). Участник Великой Отечественной войны, военный летчик, награжден боевыми орденами и медалями. Окончил филос. факультет МГУ (1951), аспирантуру (1954). В 1955-1976 работал в Ин-те философии АН СССР, преподавал логику на филос. факультете МГУ (1963-1976), был зав. кафедрой логики (1965-1967), членом редколлегии жур. «Вопросы философии» (1965-1975). Иностранный член Финской, Итальянской и Баварской академий наук.
Впервые у нас в стране З. систематически занялся проблемами многозначной логики, предложил оригинальную теорию логического следования, исключающую парадоксы. Разрабатывал принципы и средства логического анализа языка науки, выдвинул идею т.н. комплексной логики, соединяющей , гносеологический и онтологический . Результаты логических исследований З. изложены в кн.: «Философские проблемы многозначной логики» (1960), «Логика высказываний и вывода» (1962), «Основы логической теории научных знаний» (1967), «Комплексная » (1970), «Логика науки» (1972), «Логическая » (1972), «Очерки комплексной логики» (2000). В логике и методологии науки З. достиг успехов, высоко оцененных в профессиональной среде. Из шести его монографий тех лет пять сразу же были переведены на англ. или нем. языки, что было тогда явлением исключительным. З. создал сильную научную школу, занимавшуюся проблемами современной логики (теория логического следования, логика оценок, деонтическая логика , силлогистика, приложения идей и аппарата логики в физике и др.).
В 1976 З. опубликовал в Швейцарии большой роман «Зияющие высоты», рассказывающий о жителях г. Ибанска, с энтузиазмом и вместе с тем не без насмешки над собой строящих «прекрасный новый » под универсальным названием «изм». Книга, являющаяся талантливым сатирико-социологическим описанием медленно, но неуклонно разлагавшегося коммунистического общества, получила мировую известность. Данный З. анализ стиля мышления, строя чувств и образа действий индивидов позднего коммунизма до сих пор остается непревзойденным по своей глубине и конкретности.
После выхода книги З. был лишен всех наград, степеней и званий, уволен с работы и оказался вынужденным уехать с семьей за рубеж. С 1978 проживал в Мюнхене, занимался литературной и научной деятельностью. Удостоен премии А. Токвиля за лучшую книгу по социологии (1982, кн. «Коммунизм как », рус. пер. 1994), национальной литературной премии Италии (1992, кн. «Живи») и ряда др. престижных международных премий. Научный «Коммунизм как реальность», излагавший основы разработанной З. теории реального коммунизма, был охарактеризован известным социологом и советологом Р. Ароном как единственная действительно научная книга о советском обществе. З. опубликовано большое научных и публицистических статей, докладов, интервью, излагающих, уточняющих и развивающих его теоретические и социальные позиции (частично переизданы в сб. «Без иллюзий», 1979; «Мы и Запад», 1981; «Ни свободы, ни равенства, ни братства», 1983). В этот же период им написана серия социологических романов и повестей: «Светлое будущее», 1978, «В преддверии рая», 1979, «Желтый дом» в 2 т., 1980; «Гомо советикус», 1982; «Пара беллум», 1982; «Нашей юности полет», 1983; «Иди на Голгофу», 1985 и др. З. создает своим творчеством новый жанр - социологический роман (социологическую повесть), в котором научно-социологические понятия излагаются в художественной форме.
Кризис, в который вступил Советский Союз к сер. 1980-х гг., З. истолковывает как кризис коммунистической системы, кризис управления, для преодоления которого не подходят такие сугубо зап. методы, как рыночная и либерализация (кн. «Горбачевизм», 1988; «Катастройка», 1988; «Смута», 1994; «Посткоммунистическая Россия», 1996 и др.). С началом горбачевской перестройки З. расширил исследовательскую тематику, обратившись к изучению зап. пути развития, или западнизма (кн. «Запад», 1995; «Глобальный человейник», 1997).
В начале 1990-х гг. З. восстановлен в гражданстве и в званиях. В 1999 вернулся в Россию. Преподает на филос. факультете МГУ.
Роман «Зияющие высоты» рассматривался коммунистическим режимом сквозь призму противостояния коммунистической и антикоммунистической (буржуазной) идеологий. З. отводилась роль антикоммуниста, с которой он , однако, никогда не соглашался; он никогда не считал себя и диссидентом. Согласно З., коммунистическое не является каким-то «вывихом» или тупиком истории, а представляет собой, как и , естественное состояние общества. Коммунизм универсален, хотя и приобретает в разных странах разную форму. Традиционное марксистское (полного) коммунизма и социализма является надуманным, хотя и удобно с идеологической т.зр. То, что осуществилось в Советском Союзе, и есть , и др. коммунизма нет. Коммунизм вырастает из обычных коммунальных отношений людей, подчиняющихся таким правилам, как: меньше дать, больше взять; меньше риска, больше выгоды; меньше ответственности и больше почета, и т.п. Коммунистическое общество, не являющееся (в отличие от национал-социалистического) тоталитарным, способно устойчиво существовать только в форме, напоминающей советский коммунизм 1930-1950-х гг. Коммунизм имеет неоспоримых преимуществ перед капитализмом. Коммунистическое общество построено на началах коллективизма, что придает отношениям людей особую теплоту, оно гордится собой, уверенно смотрит в будущее, обеспечивает своим гражданам приемлемую социальную защищенность, освобождает их от необходимости постоянно беспокоиться о проблемах экономики, политики, идеологии и т.д. Несомненные успехи, достигнутые коммунистической Россией, остаются высшей точкой во всей ее истории.
В фундаментальной монографии З. «На пути к сверхобществу» (2000) подробно рассмотрены методологические и логические основы его социологической концепции, сформулирован категориальный аппарат, позволяющий охватить ход истории в целом, обобщенно суммируются, уточняются и развиваются теория реального коммунизма, теория западнизма, современные тенденции развития человечества. Центральной в концепции З. является законов социальности, которые он называет законами экзистенциального эгоизма. Они выработаны людьми как средства защиты от самих себя и отличаются от норм морали и права. «Его предшественниками в этом вопросе... можно было бы считать Макиавелли с его трезвым анализом искусства государственного правления, Гоббса с гипотезой о естественном состоянии войны всех против всех как исходном пункте и постоянной основе государственно организованного социума, Мандевиля с его «Басней о пчелах» и выраженной в ней мыслью о том, что благо складывается из частных зол» (А.А. Гусейнов). Человечество в процессе эволюции проходит три стадии: предобщество, общество и сверхобщество. Переход от общества к сверхобществу, представляющему собой постцивилизационную стадию, является основной тенденцией развития человечества в 20 в. Этот переход протекает в двух эволюционных линиях, ожесточенно борющихся между собой: линии коммунистического типа, опирающейся по преимуществу на коммунальный жизнедеятельности, и западнистской линии, в наиболее чистом виде воплотившейся в США и странах Зап. Европы и реализующей преимущественно деловой аспект жизнедеятельности человека. В борьбе этих линий к . 20 в. победил Запад, хотя об окончательности его победы остается открытым. Россия идет теперь по зап. пути, потеряв многое из своего былого могущества и величия. На стадии сверхобщества складывается единый, глобальный «человейник», истории переходит из естественно-исторической в планово-управляемую. Сверхобщество устанавливается как Запада; незападные народы и страны будут занимать подчиненное и периферийное положение.
«У меня нет никакой позитивной программы социальных преобразований, - пишет З., - но не потому, что я не способен что-то выдумать на этот счет, а в принципе. Любые положительные программы социальных преобразований имеют целью и отчасти даже результатом построение некоего земного рая. Но построения земных раев всякого рода показывает, что они не устраняют жизненных проблем, драм и трагедий» (Русский . М., 1995).

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .


Смотреть что такое "ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович" в других словарях:

    - (р. 29.10.1922) спец. в обл. логики и методологии науки, социолог, публицист, писатель. Род. в Костромской обл. Окончил филос. ф т МГУ (1951), асп. (1954). В 1955 1976 в ИФ АН СССР. В 1963 1975 работал по совм. на кафедре логики филос. ф та МГУ,… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1922) русский философ и писатель. С 1978 живет в ФРГ. Автор работ по логике и методологии науки. В сатирических социологических романах Зиновьева, являющихся как бы главами единого незамкнутого повествования (Зияющие высоты, 1976; Желтый… … Большой Энциклопедический словарь

    Зиновьев, Александр Александрович - ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович (родился в 1922), русский философ и писатель. С 1978 живет в ФРГ. Автор работ по логике и методологии науки. В сатирических социологических романах, являющихся как бы главами единого незамкнутого повествования (… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Зиновьев. Александр Александрович Зиновьев Александр Зиновьев Дата рождения: 29 октября 1922(1922 10 29) … Википедия

    - (р. 1922), философ и писатель. В 1978 выслан из СССР, лишён советского гражданства. Жил в ФРГ. В 1999 вернулся в Россию. Автор работ по логике и методологии науки. В сатирических «социологических романах» Зиновьева, являющихся как бы главами… … Энциклопедический словарь

    Александр Александрович Зиновьев Александр Зиновьев Дата рождения: 29 октября 1922 Место рождения: деревня Пахтино Чухломского района Костромской области, РСФСР Дата смерти … Википедия

    ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович - (29.10.1922,1 д. Пахтино Чухломского р на Костромской обл. 10.05.2006, Москва) логик, философ, социолог, писатель и публицист. Участник Великой Отечественной войны. В 1939 г. поступил в Московский ин т истории, философии и литературы (МИФЛИ),… … Русская Философия. Энциклопедия

    ЗИНОВЬЕВ Александр Александрович - (р. 1922) российский мыслитель социолог, логик, социальный философ, писатель. Знаковая и одна из наиболее противоречивых фигур как в российской, так и западной социальной мысли. В творчестве З. выделяются три разных периода: 1) до публикации… … Социология: Энциклопедия

1922

Александр Александрович Зиновьев родился 29 октября 1922 года в деревне Пахтино Чухломского района Костромской области

1939

Окончание школы с отличием и поступление в Московский институт философии, литературы и истории

1939

Арест и заключение под стражу за попытку покушения на Сталина. Побег с Лубянки.

1940 – 1946

Служба в Красной Армии, участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 в качестве танкиста и летчика штурмовой авиации

1946

Студент (1946 – 1951) и аспирант (1951 – 1954) философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

1952

Сооснователь (вместе с Г.П. Щедровицким) Московского логического кружка (МЛК), ставшего знаковым событием в интеллектуальной жизни СССР

1953

Вступление в Коммунистическую партию Советского Союза (после смерти И.Сталина)

1954

Защита кандидатской диссертации на тему «Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале»Капитала» К. Маркса)»

1955 – 1975

Научный сотрудник Института философии Академии наук СССР, преподавательская работа в вузах Москвы

С именем Александра Зиновьева связывают яркую страницу в истории Института философии, которую открыл период политической «оттепели», когда в «Дом на Волхонке» пришло поколение молодых философов, объединенных замыслом нового, научно-гуманистического прочтения наследия К.Маркса и переосмысления на этой основе ряда принципов социальной философии. Лидером этого интеллектуального движения стал А.А. Зиновьев, опиравшийся в своей работе на методы логики и диалектики

1960

Защита докторской диссертации «Философские проблемы многозначной логики» и вскоре получение звания профессора философского факультета МГУ

1962 – 1975

Публикует серию книг по логике и методологии науки, которые переводятся на иностранные языки

Среди важнейших результатов А.Зиновьева – решение основных проблем логики, связанных с многозначной логикой, проблемы логического следования; разработка оригинальной концепции комплексной логики. Он заложил основы общей теории знаков, теории определений, расширил теорию индукции, теорию доказательства, построил эмпирическую геометрию. Для большинства исчислений системы комплексной логики решены проблемы непротиворечивости, полноты, разрешимости. Зиновьев на несколько десятков лет опередил западную логику, которая лишь в конце XX века стала заниматься данными проблемами. Признан одним из трех крупнейших логиков мира

1965 – 1968

Заведование кафедрой логики философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

1968

Снят с должности заведующего кафедрой за отказ увольнять преподавателей (Виктора Финна и Юрия Гастева), выступивших с протестом против ввода советских войск в Чехословакию

1969

Женитьба на Ольге Мироновне Сорокиной (Зиновьевой), ставшей до конца его дней верным спутником и соратником

1974 – 1975

Создание в условиях конспирации сатирического романа «Зияющие высоты»

1974

Избрание действительным членом Финской академии наук одновременно с физиком П.Л. Капицей, признание Зиновьева в качестве основателя ведущей советской логической школы

1976

Выход первого в истории литературы социологического романа «Зияющие высоты» в швейцарском издательстве « L ‘ Age d ‘ Homme », ставшего мировым бестселлером, переведенным более чем на 20 языков

1976

Начало опалы и предательства со стороны друзей, коллег, учеников. Уволен с работы, исключен из рядов КПСС, лишён профессуры

Изъятие книг А.А. Зиновьева из всех библиотек СССР, исключение его имени из энциклопедий и вузовских программ, плагиат его идей в профессиональном сообществе

1977

Лауреат Европейской премии Шарля Вейонна за эссеистику (фр. Le Prix Européen de l’Essai Charles Veillon), за роман « Зияющие высоты »

Вручается за произведение или совокупность творчества, которое имеет ценность свидетельства и предлагает образец плодотворной критики современных обществ, их идеологий и образа жизни

1978

Публикация на Западе социологического романа «Светлое будущее», ставшего последней каплей терпения советских властей

1978

Лишение А.А. Зиновьева советского гражданства, высылка с семьей СССР под угрозой ареста

1978 – 1999

Вынужденная эмиграция в ФРГ

Александр Зиновьев с семьёй жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом, публицистикой и социологическими исследованиями, работа в качестве профессора кафедры логики Мюнхенского университета. А.А. Зиновьев пережил четыре покушения на жизнь со стороны неустановленных спецслужб

1978

Лауреат французской литературной премии Медичи в номинации «Для иностранных писателей» ( fr : Prix M é dicis é tranger ) за роман «Зияющие высоты»

1978

Избрание действительным членом Итальянской академии наук

1979 – 1983

Публикация серии социологических романов и повестей, развивающих сюжет и идеи «Зияющих высот»: «В преддверии рая» (1979), «Желтый дом» в 2-х томах (1980), «Гомо советикус» (1982), «Пара беллум» (1982), «Нашей юности полет» (1983)

1982

Единственный русский лауреат премии Алексиса де Токвиля (« Alexis de Tocqueville Prize »). Премия в области социологических исследований вручена за исследование «Коммунизм как реальность»

В сфере социологических исследований впервые построил научную теорию реального коммунизма, предсказал неизбежность кризиса коммунизма и тип его, дал научное описание современного западного общества (по предложенной им терминологии – западнизма), установил факт эволюционного переворота во второй половине двадцатого века и описал его сущность, дал описание социальной организации сверхобществ; описал сущность причины и последствия антикоммунистического переворота в России, описал постсоветскую социальную организацию

1984

Избрание действительным членом Баварской академии изящных искусств

1984 – 1986

Избрание Почетным гражданином ряда европейских городов: 1984 – Равенна (Италия), 1986 – Оранж (Франция), 1986 – Авиньон (Франция)

А.А. Зиновьев приобретает всемирное признание. Он становится постоянным гостем самых популярных в мире телевизионных передач, многочасового прямого эфира. В европейских городах проводятся литературные фестивали в честь Александра Зиновьева. Книги издаются на 26 языках, выходят общим тиражом более трех миллионов экземпляров. Академик Зиновьев становится visiting professor крупнейших университетов мира, проводит многочисленные публичные лекции и встречи с читателями. А.А. Зиновьев приобретает высокий авторитет независимого международного эксперта экстра-класса, консультирует глав правительств и президентов ряда государств по их просьбе

1988

Почетный профессор Университета Сантьяго де Чили

1990

Решением Президиума Верховного Совета СССР восстановлен в советском гражданстве

1990

Состоялся исторический теледиспут в прямом эфире французского телеканала «Антенна – 2», который запомнился многомиллионной аудитории Европы как дуэль русского мыслителя Александра Зиновьева и советского политика Бориса Ельцина

По словам членов окружения первого президента России, именно после этой дуэли Б.Н. Ельцин больше никогда не участвовал в публичных политических теледебатах. Этой линии стали также придерживаться и все последующие президенты Российской Федерации

1991

Назвал крушение Советского Союза крупнейшей социальной катастрофой XX века, эпохой великого исторического предательства. Характеризовал СССР в качестве вершинного периода тысячелетней российской истории

1992

Лауреат Литературной премии «Тевере», присужденной Итальянским центром распространения искусства и культуры ( Centro italiano diffusione arte e cultura (Cidac ) в 1992 г. (Corriere della Sera от 19.09.1992)

1994 – 2006

Анализ общественного строя западных стран, критика глобального капитализма, прогноз мирового кризиса. Публикация научного исследования «Запад» (1994), социологического романа – антиутопии «Глобальный человейник» (1997), исследования «На пути к сверхобществу (2000) и «Фактор понимания» (2006)

1997

Бременский государственный архив сформировал архивный фонд А.А. Зиновьева

Работы А.А.Зиновьева и все проявления его творческой активности (аудио-, видео-, фотоматериалы, рукописи, статьи, письма, рисунки, книги, журналы и т.п.) стали рассматриваться как часть национального достояния Германии, немецкой жизни, культуры, науки

1999

Возвращение с семьей в Россию на постоянное место жительство в Москве

Причиной его возвращения в Москву стало нападение войск НАТО на суверенную Югославию. В этом варварском акте Александр Зиновьев увидел возможный сценарий будущего России. Возвращение после изгнания не было встречено с энтузиазмом ни руководством страны, ни главой государства. Не было принесено официального извинения властей семье Зиновьева, не было восстановления во всех правах, не была возвращена насильственно отобранная квартира в Москве

1999

Из-за бескомпромиссной позиции А.А. Зиновьева по агрессии НАТО в Югославии Нобелевский комитет снимает кандидатуру А.А. Зиновьева с рассмотрения о присуждении ему Нобелевской премии по литературе

1999

Выдвинут на выборы в Государственную Думу РФ по списку Российского Общенародного Союза, но не был зарегистрирован по надуманному предлогу ЦИК РФ по указанию из Кремля

1999

Создание Исследовательского центра Александра Александровича Зиновьева

Центр создается по инициативе помощника генерального директора ЮНЕСКО Владимира Ломейко и ректора Института молодежи (сейчас МосГУ) с согласия и при непосредственном участии русского мыслителя Александра Зиновьева. При Центре появляются Школа социальных исследований А.А.Зиновьева и Школа дистанционного обучения. За 6 лет работы школы, ее выпускниками стали более 200 человек, приняло в ее работе около 300 человек

1999 – 2006

Работа профессором кафедры этики философского факультета МГУ, по совместительству – в Институте философии РАН. Профессор Литературного института им. М. Горького и различных учебных заведениях

За время с 1999 по 2006 год им были прочитаны следующие курсы: «Введение в методологию социологии», «Идеология будущего», «Основы методологии социальных исследований», «Общество и сверхобщество», «Логическая социология», «Логический интеллект»

2000 – 2006

Председатель Российского общественного комитета при Государственной Думе РФ по освобождению Президента Югославии Слободана Милошевича

2000 – 2006

Президент Русского интеллектуального клуба

Почетный профессор Московского гуманитарного университета

Член Российской академии социальных наук

Вице-президент Академии российской словесности

Член Международной академии наук Евразии

2001

«Человек года – 2001» («За выдающуюся просветительскую деятельность» в номинации «Культура», Русский биографический институт)

2005

Вручена «Звезда Московского Университета» («За служение Истине»)

2005

Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) сформировал архивный фонд А.А. Зиновьева. На вечное хранение передаются подлинные документы, рукописи А.А. Зиновьева

2005

Книга А.А. Зиновьева «Распутье» возглавила Топ-100 Рейтинга текстов российских социогуманитарных мыслителей (проект Группы «ИНТЕЛРОС»)

2006

Завершение работы над итоговой, суммирующей научные идеи книгой, – научным завещанием новым поколениям российских интеллектуалов – «Фактором понимания» (вышла посмертно)

2006

Александр Александрович Зиновьев скончался 10 мая. В признание заслуг перед Россией, по решению Президента Российской Федерации В.В. Путина, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве

2007

Издание общественно-политического журнала «ЗИНОВЬЕВ. Исключительный журнал»

Выставка «ИДИ!», посвященная Александру Зиновьеву, в Государственном Литературном музее (г. Москва)

2008

Учрежден Международный редакционный совет Полного собрания сочинений А.А. Зиновьева. Председатель Совета – ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН В.А. Садовничий

2007

I Международная конференция «Зиновьевские чтения в МосГУ»

2007 – 2010

Зиновьевские чтения проходят в Париже (Франция), Донецке, Днепропетровске (Украина), Стокгольме (Швеция), Санкт-Петербурге, Глазове, Костроме, Омске, Пятигорске, Саратове (Россия), Софии (Болгарии), Оксфорде, Глазго (Великобритания), Маниле (Филиппины)

2008

Посмертное награждение государственным званием и медалью «Почётный гражданин Костромской области». В Костроме учреждена ежегодная Премия имени Александра Зиновьева

2008

II Международная конференция «Зиновьевские чтения в Московском университете»

2009

По решению губернатора Костромской области Игоря Слюняева установлен памятник Александру Зиновьеву в Костроме на территории Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Скульптор – Народный художник России, председатель Союза художников России Андрей Ковальчук. Открыта мемориальная аудитории имени А.А. Зиновьева в Костромском госуниверситете им. Некрасова

2009

Создан Российско-Баварский исследовательский Центр им. А.А. Зиновьева на базе Российского государственного торгово-экономического университета и Аугсбургского университета (Бавария, ФРГ)

2010

III Международная конференция «Зиновьевские чтения в Российской академии наук»

2012

Подготовка к празднованию 90-летия со дня рождения великого русского мыслителя Александра Александровича Зиновьева. Организация Международного конгресса «Зиновьевские чтения в Костроме»

Информация предоставлена Биографическим институтом Александра Зиновьева