Автодорогами. Территория города - 50 кв. км, население – около 115 тыс. человек.
Город Алчевск носит имя своего основателя – промышленника, предпринимателя, банкира и мецената Алексея Кирилловича Алчевского, который был основателем и главным акционером Донецко - Юрьевского металлургического общества (ДЮМО), которое в 1890- годах построило металлургический завод - ныне это Алчевский металлургический комбинат.
Основанный ДЮМО металлургический завод в то время являлся единственным в Украине металлургическим предприятием, построенным на отечественные капиталы, и был крупнейшим предприятием Донбасса.
Однако во время экономического кризиса начала XX века, завод не выдержал конкуренции с иностранными компаниями, господствующими на Донбассе. Получив отказ от царского правительства на получение кредита, Алексей Алчевский покончил с собой, бросившись под поезд в Петербурге, а обесценившиеся после его гибели акции ДЮМО перешли франко-бельгийским компаниям.
В память об основателе ДЮМО, железнодорожная станция Юрьевка, основанная 26 мая 1895 года, в 1903 году была переименована в станцию Алчевское, от которой свое название получил и заводской поселок, со временем превратившийся в город.
Население города состояло преимущественно из рабочих металлургического завода – местных и приезжих специалистов-иностранцев (немцев, французов, бельгийцев), приглашенных с других заводов квалифицированных рабочих-металлургов, безземельных крестьян из близлежащих губерний.
Однако название города еще несколько раз менялось, так в 1932 году Алчевское снова поменял свой статус и название, превратившись в город Ворошиловск, названый так в честь известного советского государственного деятеля К.Ворошилова, который на заводе ДЮМО начинал свою трудовую деятельность, а с 1961 года по 1991 год город назывался Коммунарск.
После провозглашения Украиной независимости, на референдуме, проведенном 1 декабря 1991 году, население города высказалось за возвращение городу старого исторического названия – Алчевск, но название железнодорожной станции осталось прежнее – Коммунарск.
Сегодня Алчевск – это многонациональный крупный современный город, с развитой инфраструктурой, дорогами, больницами, школами, вузами, новыми микрорайонами, есть троллейбусные маршруты. В Алчевске производится четверть промышленной продукции Луганской области. Основа промышленного потенциала города – ОАО «Алчевский металлургический комбинат» и ОАО «Алчевский коксохимический комбинат», на которых работает свыше 20 тыс. человек.
В начале 2006 года Алчевск стал печально известен вследствие катастрофы городской инфраструктуры, известной как «Алчевская трагедия», ставшая синонимом проявлений катастрофического положения городской инфраструктуры.
22 января 2006 года в Алчевске произошла крупнейшая техногенная катастрофа в Украине - системы отопления в городе практически полностью были разморожены, поскольку, несмотря на 30° морозы и прекращение отопления из-за разрыва главной магистрали, ведущей от ТЭЦ к городу, воду с труб не слили, поэтому замерзшая вода их разорвала.
Оставшись без отопления, жители Алчевска пытались обогреться с помощью электричества и газа , но, не выдержав нагрузки, вначале была остановлена электросеть, а затем и газовая сеть. Спустя несколько дней, из-за отсутствия теплой воды, были заморожены и канализационные системы. Город остался без системы отопления, канализации, электроэнергии и газоснабжения - более 100 тыс. человек оказались в «ледяном плену».
В Алчевске была провозглашена чрезвычайная ситуация государственного масштаба, сотни детей с учителями были эвакуированы на курорты и гостиницы в теплые регионы Украины, а под руководством украинского правительства несколько тысяч спасателей, военных и железнодорожников из разных регионов Украины и даже России помогли Алчевску справиться с катастрофой.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ АЛЧЕВСК (ВОРОШИЛОВСК, КОММУНАРСК) Город носит имя своего основателя - известного украинского промышленника, предпринимателя и банкира, поборника развития промышленности, мецената Алексея Кирилловича Алчевского. Как рабочий посёлок Алчевск возник в середине 90-х годов XIX века в связи со строительством возле железнодорожной станции Юрьевка Екатерининской железной дороги (ныне станция Коммунарск) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО). Основателем Донецко-Юрьевского завода - нынешнего Алчевского металлургического комбината, как и акционерного общества ДЮМО, был украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский. Основанный им завод ДЮМО являлся в то время единственным на Украине металлургическим предприятием, построенным на отечественные капиталы. Во время острого экономического кризиса начала XX века, не выдержав конкуренции с господствовавшими на Донбассе иностранными компаниями, и, получив отказ от царского правительства на просьбу о кредите, А. К. Алчевский 7 мая 1901 года бросился под поезд на Царскосельском вокзале в Петербурге. Обесценившиеся после гибели Алчевского акции ДЮМО сосредоточились в руках франко-бельгийских компаний. В память об основателе завода ДЮМО станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской посёлок, превратившийся постепенно в город. Название города несколько раз менялось. В 1931 году он стал называться Ворошиловском - в честь известного советского государственного деятеля К. Е. Ворошилова, который начал на заводе ДЮМО свою трудовую и революционную деятельность. В 50-е годы город именовался то Алчевском, то Ворошиловском, а с 1961 по 1991 год - Коммунарском. После провозглашения Украиной независимости на городском референдуме, состоявшемся 1 декабря 1991 года, население высказалось за возвращение городу старого исторического названия - Алчевск. Население складывавшегося города состояло преимущественно из рабочих металлургического завода - местных и пришлых. Это были специалисты-иностранцы (немцы, французы, бельгийцы), квалифицированные рабочие-металлурги, приглашенные с Юзовского, Брянского (г. Екатеринослав) и других заводов, и обезземелевшиеся крестьяне из близлежащих губерний. В 1913 году жилой фонд Алчевска составил 38 тысяч квадратных метров. Это были частные дома, в том числе хаты-мазанки и «казенные» (заводские). Из 5135 рабочих завода ДЮМО 3000 человек жили в бараках, 540 - в казармах и примерно 1600 - в 270 каменных «семейных домах». Уровень грамотности населения в Алчевске в начале ХХ века был невысоким. К моменту строительства металлургического завода в этой местности работала только одна небольшая церковно-приходская школа в Васильевке. Вскоре появилась заводская школа на 700 учеников при 19-ти учителях. В 1910 году открылась Васильевская земская школа и частное Алмазно-Юрьевское коммерческое (среднее) училище, в котором обучалось 190 человек. К культурным очагам в заводском поселке относилось: частный цирк, где выступали заезжие цирковые и театральные труппы, кинематограф, так называемый «летний театр», кегельбан и даже казино. Рабочие Алчевска принимали активное участие в революции 1905-1907 годов, но восстание потерпело поражение. В 1917-1920 годов власть в Алчевске менялась неоднократно. 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские войска, в декабре 1918 - белоказаки генерала Краснова, летом 1919 - деникинцы. В промежутках между ними власть брали большевики. 26 декабря 1919 года в городе окончательно установилась Советская власть. После окончания гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление разрушенных крупных предприятий, Донецко-Юрьевский завод, ставший государственным, 3 мая 1923 года был временно законсервирован. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения: к концу 1923 года в Алчевске осталось всего 8000 жителей. В 1925 году было принято решение о снятии металлургического завода с консервации и в начале 1926 года здесь восстанавливается одна из доменных печей (доменный цех стоял ещё с 1918 года - со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых доменных печей и других объектов. Большим событием в жизни города было строительство коксохимического завода, вступившего в строй в 1929 году. Вместе с предприятиями рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16000 человек, то к 1939 году оно выросло до 55000. С 1932 года началось строительство многоэтажных домов, появился водопровод, канализация. Городской жилой фонд превысил в 1940 году 160 тыс. квадратных метров. Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров. С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Предприятия города перестроили работу на военный лад. Оборудование металлургического и коксохимического заводов, в связи с опасностью захвата города фашистами, было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан. 12 июля 1942 года Алчевск оккупировали фашисты почти на 14 месяцев. 2 сентября 1943 года воины Советской армии освободили Алчевск от фашистских захватчиков. Город имеет своих героев: Липовенко, Недбаев Сразу же после освобождения города началось его восстановление с участием специалистов из других частей страны (в частности, восстановительный отряд из Челябинска). При восстановлении промышленных предприятий велась их реконструкция. В 1943 году был создан специализированный строительно-монтажный трест «Алчевскстрой». Восстановительные работы велись ускоренными темпами. За годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Труженики треста «Алчевскстрой» построили новые доменные и мартеновские печи, прокатные станы, коксовые и химические цеха, предприятия строительной индустрии, легкой и пищевой промышленности и т. д. На месте старых выросли, по существу, новые предприятия, а с ними и новый город. Появились крупные предприятия строительной индустрии - заводы строительных конструкций, железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и др. Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозтоваров, запущен (по счастливой случайности) первый в области троллейбус и т. п. Для развития социальной сферы были построены новые здания учебных заведений, дворцы культуры, библиотеки, кинотеатры, стадионы, спортивные залы и другие учреждениями социально-культурного назначения. По данным 2007 года в Алчевске проживает 115 тысяч человек Национальный состав: 50,2 % (63000 человек) - русские, 45,7 % (57400) - украинцы, остальные 4.1 % жителей - белорусы, татары, евреи, армяне, молдаване, поляки, цыгане, грузины и представители других национальностей.
Город Алчевск находится на территории государства (страны) Украина , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .В каком регионе (области) находится город Алчевск?
Город Алчевск является частью региона (области) Луганская область.Характеристикой региона (области) или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона (области).
Регион (область) Луганская область является административной единицей государства Украина.
Численность населения города Алчевск.
Численность населения в городе Алчевск составляет 118 611 человек.Год основания г.Алчевск.
Год основания города Алчевск: 1895 год.Телефонный код города Алчевск
Телефонный код города Алчевск: +380 6442. Для того, что позвонить в город Алчевск с мобильного телефона, необходимо набирать код: +380 6442 и затем непосредственно номер абонента.умеренно-континентальный
алче́вец, алче́вцы
Рабочий посёлок
Как рабочее поселение Алчевск возник в середине 90-х годов XIX века в связи со строительством возле железнодорожной станции Юрьевка Екатерининской железной дороги (ныне станция Коммунарск) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО ).
Основателем Донецко-Юрьевского завода - нынешнего , как и акционерного общества ДЮМО, был украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский . Основанный им завод ДЮМО являлся в то время единственным на Украине металлургическим предприятием, построенным на отечественные капиталы.
Во время острого экономического кризиса начала XX века , не выдержав конкуренции с господствовавшими на Донбассе иностранными компаниями, и получив отказ от царского правительства на просьбу о кредите, А. К. Алчевский 7 мая 1901 года бросился под поезд на Царскосельском вокзале в Петербурге . Обесценившиеся после гибели Алчевского акции ДЮМО сосредоточились в руках франко-бельгийских компаний.
В память об основателе завода ДЮМО станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской посёлок, превратившийся постепенно в город.
Юрьевка - Алчевское - Ворошиловск - Коммунарск - Алчевск
Село Юрьевка, выросшее до посёлка, в 1903 году было переименовано в Алчевское в память основателя ДЮМО.
После революции 1917 г. и установления Советской власти на Украине на месте прежнего рабочего поселка Юрьевка, включавшего в состав пристанционный п. Алчевское, Административную, Старую и Новую колонии, в 1920 году предварительно определилась территория довоенного города, получившего в 1931 году имя Ворошиловск в честь известного советского государственного деятеля К. Е. Ворошилова , который начинал на заводе ДЮМО свою трудовую и революционную деятельность.
В 1932 году в состав города были включены п. Васильевка, п. Жиловка и хутор Должик. В границах этой застройки определилась территория довоенного города с центром на пересечении улиц Заводская, 1-го Мая, Т. Г. Шевченко и К. Маркса.
В первые послевоенные годы началась застройка новых территорий по генеральному плану развития г. Ворошиловска. На улицах Набережная и Горького были построены 3 и 4-х этажные жилые и общественные здания, стадион «Сталь» и к-т «Металлург», проект которого отмечен дипломом на всеукраинском конкурсе.
С 1953 г. началась массовая, а с 1957-го - индустриальная застройка проспектов и микрорайонов. Город полностью изменил свой облик, а вместе с ним менялось его имя. С 1961 по 1991 год город называется Коммунарск.
После провозглашения Украиной независимости, на городском референдуме, состоявшемся 1 декабря 1991 года , население высказалось за возвращение городу старого исторического названия - Алчевск.
Металлургия - основа Алчевска
Монумент «Металлург»
Население складывавшегося города состояло преимущественно из рабочих металлургического завода - местных и пришлых. Это были специалисты-иностранцы (немцы, французы, бельгийцы), квалифицированные рабочие-металлурги , приглашенные с Юзовского, Брянского (г. Екатеринослав) и других заводов, и обезземелевшиеся крестьяне из близлежащих губерний.
Революция, гражданская война, консервация завода
Рабочие Алчевска принимали активное участие в революции 1905-1907 годов , но восстание потерпело поражение. В -1920 годов власть в Алчевске менялась неоднократно. 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские войска, в декабре 1918 - белоказаки генерала Краснова , летом - деникинцы . В промежутках между ними власть брали большевики. 26 декабря 1919 года в городе окончательно установилась Советская власть.
Вместе с предприятиями рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16 000 человек, то к 1939 году оно выросло до 55 000.
Ворошиловск (позднее - Коммунарск) стал районным центром и сохранял этот статус до 1965 года , когда районный центр был перенесён в город Перевальск , а Коммунарск стал городом областного значения.
Великая Отечественная война
Памятник погибшим в Великой Отечественной войне
Памятник металлургам, погибшим в годы ВОВ
Национальный состав: 56,4 % (64046 человек) - украинцы , 40,8 % (46331) - русские , остальные 2,8 % жителей (3179 человек) - белорусы , татары , евреи , армяне , молдаване , поляки , цыгане , грузины и представители других национальностей. (Загальний атлас Луганської області)
Промышленность
Современный Алчевск - крупный промышленный центр Луганщины. Основные отрасли промышленности Алчевска - металлургическая и коксохимическая . Также развиты промышленность стройматериалов, электромеханическая, строительная, лёгкая и пищевая. В настоящий момент в городе работают 17 промышленных предприятий, среди которых:
- Алчевский металлургический комбинат (ПАО «АМК» ) web-сайт ;
- Алчевский коксохимический завод (ОАО «Алчевсккокс» );
- ООО "Металлы и полимеры" - завод по нанесению полимера на оцинкованный прокат
- ООО "Завод стальной дроби" - завод по производству стальной дроби
Кроме того, в городе работают предприятия лёгкой и пищевой промышленности, транспортные, сферы услуг.
Строительные компании города:
- Трест «Алчевскстрой» (бывш. трест «Коммунарскстрой»);
- Частная компания «АлчевскСтройСервис»
Отчет об исполнении бюджета за 2007 год утвержден в сумме 237357.90 тысяч гривен .
Доходы городского бюджета на 2008 год утверждены в объёме 236221.65 тысяч гривен, в том числе подлежат перечислению в государственный бюджет Украины 8741.3 тысяч гривен .
Транспорт
Городской
Пассажирские перевозки по городским маршрутам обеспечиваются:
- автобусами, маршрутными такси.
Исторически сложилось так, что троллейбус является «законодателем мод» в пассажирских перевозках города Алчевска. В конце 90-х годов к троллейбусу прибавились частные автобусы и маршрутки. Маршруты автобусов и маршрутных такси дублируют троллейбусные маршруты и, не всегда, имеют незначительными дополнения и отклонения.
Как и в абсолютном большинстве городов Украины маршрутные такси составляют огромную конкуренцию электротранспорту, в том числе и «нечистую», специально подрезая троллейбусы. Ярким примером в Алчевске стало то, что маршрутки зачастую отстаиваясь отправляются от конечной перед самым троллейбусом и так двигаются по всему маршруту, собирая платежеспособных пассажиров. Всё это - результат неудовлетворительной работы контролирующих органов (с «подачи» городских властей)
Номера маршрутов автобусов и маршрутных такси до недавних пор совпадали с номерами троллейбусных маршрутов. Но, в последнее время, номера маршрутов «законопослушных» маршрутных такси стали двузначными (первая цифра определяет конечную в жилом районе города с многоэтажной застройкой, а вторая - в промышленном районе.), по которым можно только предполагать, к какому маршруту троллейбуса он «привязан». Это создаёт неудобства некоторым жителям и частым гостям города, которые привыкли ориентироваться по троллейбусными маршрутам.
Стоимость проезда в троллейбусах - 1 гривна , в маршрутных такси и автобусах - 2 гривны, на маршруте «Алчевск - Перевальск»(по городу) - 1,25.
Троллейбус
Троллейбус № 376 на ул. Гмыри, маршрут № 6
Троллейбус № 326 на ул. Горького, маршрут № 4
Основу городского транспорта составляет троллейбус. Троллейбусное движение было открыто в 1954 году , Алчевск стал в этом аспекте первым в Луганской области, и по сей день троллейбусная сеть города Алчевска остаётся одной из лучших в области и Украине.
Оплата проезда в троллейбусах производится путём покупки талона у водителя или в киосках и магазинах города и обязательным его компостированием.
Действующие маршруты троллейбусов по состоянию на 2011 год:
- № 1 - Квартал 58 - Химзавод
- № 3 - Ж/д вокзал - Автовокзал
- № 4 - Депо 2 - Прокат
- № 5 - АЗСК - ЖБИ 11
- № 6 - Проспект Металлургов - Химзавод
- № 8 - Квартал 58 - Ж/д вокзал
- № 9 - Улица Волгоградская - Прокат
- № 10 - Ж/д вокзал - посёлок Административный
- № 11 - Улица Волгоградская - Химзавод
Также существуют резервные маршруты № 5а .
Автобусы и маршрутные такси
До ноября 2008 года номера автобусных маршрутов совпадали с номерами троллейбусных, причём наблюдалась парадоксальная ситуация, когда у маршрутных такси номер был один, например № 8, а реальное число маршрутов было около 15-20. Такая нумерация является неэффективной, хотя жители города к ней очень привыкли. С ноября 2008 года маршрутам были даны свои номера, но не все водители добросовестно соблюдают эту нумерацию, а оставляют старую. Помимо маршрутных автобусов, имеются автобусы металлургического комбината, которые развозят работников, до цехов, где нет общественного транспорта, а также спецмаршруты АлчевскПасТранса.
Маршруты автобусов и микроавтобусов
Номер маршрута | Конечные остановки |
---|---|
4 | Спорттовары - Прокат АМК |
7 | Спорттовары - м-он Васильевка |
9 | ул. Волгоградская - Прокат АМК |
11 | ул. Сарматская - пл. К. Маркса |
13 | ул. Сарматская - Рынок - Автовокзал |
15 | ул. Сарматская - ЖД вокзала |
16 | ул. Сарматская (фактически до пр. Металлургов) - Алчевсккокс (Химзавод) |
17 | ул. Сарматская - м-он Васильевка |
19 | ул. Сарматская - Прокат АМК |
21 | ул. Волгоградская - пл. К. Маркса |
26 | ул. Волгоградская - Алчевсккокс (Химзавод) |
27 | ул. Волгоградская (фактически до Спорттоваров) - м-он Васильевка |
28 | ул. Волгоградская - ЖД вокзал |
30 | Спорттовары - пос. Брикетный (фактически до ЖД вокзала) |
31 | Спорттовары - пл. К. Маркса |
31а | Тубдиспансер - Спорттовары - пл. К. Маркса |
33 | Спорттовары - Рынок - Автовокзал (фактически до пл. Маркса) |
33а | ул. Филатова - пл. Маркса |
34 | Спорттовары - ЖД вокзал |
36 | Спорттовары (фактически от пр. Металлургов) - Алчевсккокс (Химзавод) |
38 | Спорттовары - ул. Крупской (фактически до ЖД вокзала) |
41 | ул. Дунауйварошская - пл. К. Маркса |
43 | ул. Дунауйварошская - ЖД вокзал |
47 | ул. Дунауйварошская - м-он Васильевка |
- Водители маршрутных такси не полностью соблюдают маршруты, поэтому в скобках указаны реальные конечные
- Курсивом указаны маршруты, которые юридически существуют, но фактически - нет
Пригородный
Пригородные перевозки в основном производятся автобусами:
- автостанция в районе центрального рынка;
- маршрутные такси до городов Брянка и Стаханов с улицы Горького (район центрального рынка);
- автобусы и маршрутные такси до Исаковского водохранилища от кольца пр. Металлургов, ул. Гмыри.
Автостанцию № 2 в районе центрального рынка, согласно генплану города, в будущем планируют перенести на новое место в 200-300 м от нынешнего.
Междугородный
Междугородные пассажирские перевозки:
- железнодорожный вокзал - станция Коммунарск Донецкой железной дороги ;
- автовокзал
, расположенный возле автодороги М-04
Знаменка -Луганск -Изварино (на Волгоград , через Днепропетровск , Донецк)
- автобусное сообщение с городами Днепропетровск , Донецк , Запорожье , Луганск , Киев , Ростов-на-Дону , Северодонецк , Харьков и др.;
- маршрутные такси до города Луганска от кольца проспекта Металлургов и с улицы Горького (район центрального рынка), до г. Донецка от кольца ул. Гмыри;
- вертодром рядом с заводоуправлением Алчевского металлургического комбината - работает для отдельных персон.
Перспективы
- взамен существующему автовокзалу, находящемуся на территории Перевальска, планируется построить новый в 400-500 метрах от трассы М04 на перекрёстке улиц Сарматская и Волгоградская.
- ЖД вокзал планируется перенести в сторону Луганска (в пос. Карпаты , ок. 5 км).
Образование
Дошкольное образование
- 25 дошкольных учебных заведений.
Среднее образование
Для координации, методологической помощи школам, инспектирования учебного процесса доведения до руководителей школ министерских учебных программ был создан Отдел народного образования.
До революции в городе было 2 школы, это земская школа в поселке Васильевка, здание которой сохранилось (правда,сейчас в здании располагается частный дом) и добротная школа № 1 на берегу Школьного пруда. После революции были построены школа № 2 по улице Заводской, позже в ней размещался завод «Кратон», и школа № 3 по улице Горького. Остальные школы были построены после войны, в 50-х - нач. 90-х гг.
С 2000 года отделом народного образования руководит Колосовская Елена Николаевна.
В настоящее время в городе действуют:
- 8 средних общеобразовательных школ;
- 2 учебно-воспитательных комплекса;
- 1 частная школа;
- 2 средние специализированные школы:
- с углубленным изучением иностранного языка с первого класса;
- с углубленным изучением предметов физико-математического цикла;
- 4 гимназии:
- Алчевская гимназия (АГ ) web-сайт (до 2009 года - многопрофильная МГ );
- Алчевская украинская гуманитарная гимназия (АУГГ );
- Алчевская социально-экономическая гимназия (АСЭГ );
- Алчевская информационно-технологическая гимназия (АИТГ );
- Межшкольный учебно-производственный комбинат (МУПК ).
Внешкольное образование
- 2 музыкальные школы;
- 1 художественная школа;
- 2 спортивные школы;
- Алчевский центр детского и юношеского творчества (АЦДЮТ );
- Алчевский центр научно-технического творчества учащейся молодежи (АЦНТТУМ );
- Алчевский центр эколого-натуралистического творчества учащейся молодежи (АЦЭНТУМ );
- Алчевский детско-юношеский центр туризма, экскурсий и краеведения (АДЮЦТЭК );
- Алчевский яхт-клуб (АЯК ).
Профессионально-техническое образование
- Алчевский профессиональный металлургический лицей (АПМЛ );
- Алчевский профессиональный торгово-кулинарный лицей (АПТКЛ );
- Высшее профессиональное училище № 40 (ВПУ № 40);
- Индустриальный техникум (ИТ ДонГТУ).
Высшее образование
Культура
Фонтан возле ДК Химиков
- Городской исторический музей;
- Геолого-минералогический музей;
- Музей истории металлургического завода;
- Музей истории коксохимического завода;
- Музей истории университета;
- Три дворца культуры:
- ДК Металлургов (ДК им. Ильича),
- ДК Химиков,
- ЦДЮТ (ДК Строителей);
- Три кинотеатра:
- кинотеатр «Мир»,
- кинотеатр «Металлург» (памятник архитектуры , не функционирует);
- кинотеатр в ТРЦ «Столица» 3-этаж (открыт в конце 2009 г.)
- Алчевская централизованная библиотечная система web-сайт ;
- Сеть библиотек.
Достопримечательные места
Спорт
СМИ
Печатные издания
- PartyZone magazine - глянцевый журнал высокого уровня, который знакомит читателя с клубной жизнью всего мира, со звездами шоу-бизнеса, новинками музыки и литературы и многим другим. Уникальность изданию придает рубрика «Paparazzi», в которой посетители различных ночных клубов могут найти свои фото с вечеринок.
- «Алчевск: город и люди» - полноцветный глянцевый журнал, издается с 2007 года, не имеет чёткого графика выхода.
- квазикультурный журнал «ХОХ».
- «Взгляд» - аналитическое издание
- «Неделя» - региональный информационно-рекламный еженедельник
- «Огни» (ранее «Огни коммунизма») - официальная городская общественно-политическая газета
- Официальный вестник Алчевского городского совета (приложение к газете «ОГНИ»)
- «За металл» - газета ОАО «АМК».
- «Импульс» - газета ДонГТУ
- «МАРТ» - еженедельная газета
- «Благовест» - областная просветительская религиозно-нравственная газета. Выходит с благословения настоятеля православного Свято-Николаевского храма города Алчевска иерея Александра Устименко
- «Делу-время» - бесплатное рекламно-информационное издание
- «Пресс-окно»
- «Недвижимость Алчевска и региона» - информационно-рекламный еженедельник
- «Вечерний Алчевск» - еженедельная газета
Радио
- Алчевская городская редакция радиовещания - вещание 1/4 часа в сутки с 6:30 до 6:45. Ведущий:Татьяна Максимова, Инна Леончук
Передачи: Студия юнных репортёров, Депутат у микрофона, Календарь православия и другие...
Телевидение
эфирное
- «АСКЭТ» - редакция городского телевидения - вещание - четыре часа в сутки на 12-ом канале (остальное время на канале транслируется «СТБ»)
- Ранее существовало «АТМ» (алчевское телевидение металлургов).
кабельное
- ООО «Алчевские телекоммуникационные системы», бывшая АТРК «Пирамида» (входит в группу компаний «Воля »)
- ООО «Кабельное телевидение Луганщины» (КТЛ)
Города-побратимы
Примечания
- Учетная карточка г. Алчевска Луганской обл. на сервере Верховной Рады Украины (укр.)
- http://www.lugastat.lg.ua/sinf/demograf/demog1212_1.php
- Отчет за 2008 год (укр.) Департамента по делам государственно-конфессионных отношений и обеспечения свободы совести Государственного комитета Украины по делам национальностей и религий
- Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А - Анкетирование. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. - 766 с.: ил.: карт.
- Железные дороги Донбасса
- Краткая географическая энциклопедия, Том 1/Гл.ред. Григорьев А. А. М.: Советская энциклопедия - 1960, с.564
- Головне управління статистики у Луганській області. Чисельність населення на 1 вересня 2010 року та середня за січень-серпень 2010 року (укр.)
История города Алчевска
Алчевск - город областного подчинения, крупный индустриальный и культурный центр Донбасса. Как рабочий поселок Алчевск возник в середине 90-х годов XIX века в связи со строительством при железнодорожной станции Юрьевка (ныне станция Коммунарок) металлургического завода Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО).
Основателем Донецко-Юрьевского завода, как и акционерного общества ДЮМО, был известный украинский промышленник и банкир, купец первой гильдии Алексей Кириллович Алчевский. Поборник ускоренного развития отечественной промышленности, патриот родной земли, А.К.Алчевский горячо любил Украину и ее народ, был сторонником просвещения народных масс, жертвовал на это благородное дело значительные средства. Не выдержав конкуренции с господствующими в Донбассе иностранными компаниями и разорившись, Алчевский в 1901 году покончил жизнь самоубийством. Обесценившиеся акции Донецко-Юрьевского общества постепенно сосредоточились в руках франко-бельгийских капиталистов.
В память об основателе завода ДЮМО железнодорожная станция Юрьевка по ходатайству российских промышленников была переименована в 1903 году в станцию Алчевское. От станции получил название и заводской поселок, превратившийся впоследствии в город. В сентябре 1996 года Алчевск отмечал свое 100-летие. К этой дате местными властями принято решение открыть в городе памятник А.К.Алчевскому.
Название города несколько раз менялось. В 1931 году он стал называться Ворошиловском - в честь К.Е.Ворошилова, начинавшего здесь свою революционную деятельность; в 50-е годы именовался то Алчевском, то Ворошиловском; с 1961 года по 1991 год- Коммунарском. 1 декабря 1991 года на городском референдуме население высказалось за возвращение городу старого названия - Алчевск. Волю населения подтвердил Президиум Верховного Совета Украины своим постановлением от 26 марта 1992 года. В этом акте нашли отражение и закрепление не только заслуги А.К.Алчевского, но и его семьи, которая отличалась демократизмом и образованностью, играла заметную роль в общественной и культурной жизни нашего края и страны.
Жена Алчевского, Христина Даниловна, была видным педагогом, организатором воскресных школ для взрослых на Украине; открыла в Харькове женскую воскресную школу, которой руководила около 50 лет; построила на свои средства школу в селе Алексеевка близ Алчевска, оказала помощь школе в селе Васильевка (ныне микрорайон Алчевека). Христина Даниловна пользовалась большим авторитетом в педагогических кругах. Когда в 1910 году Юрьевско-Алмазное общество "Просвещение" открыло в Алчевске среднее учебное заведение, его учредители считали своим долгом доложить об этом Христине Даниловне. Алчевская ответила теплым письмом: "Тронутая до глубины души Вашим вниманием и памятью обо мне, спешу поздравить Вас с открытием Коммерческого училища и от всего сердца пожелать Вам успеха и процветания Вашего полезного учреждения". Под руководством Х.Д.Алчевской созданы учебные пособия, с одобрением встреченные прогрессивной общественностью. В 1910 году ее избрали вице-президентом Международной лиги просвещения.
Не одну яркую страницу в истории отечественной культуры вписали дети Алчевских. Григорий известен как украинский и русский педагог-вокалист и композитор, Иван - певец с мировым именем, один из самых выдающихся представителей украинской и русской музыкальной культуры, Николай - театральный критик и педагог, Христина - украинская поэтесса, переводчик и педагог.
И если город металлургов в донецкой степи назван Алчевском, то в этом названии не только имя основателя завода ДЮМО - нынешнего Алчевского металлургического комбината, но и частица всех Алчевских - талантливых представителей украинской интеллигенции.
Алчевск в конце XIX - начале XX века состоял главным образом из бараков и казарм - так называемой Старой колонии. Исключение составляла Административная колония с ее каменными домами для специалистов-иностранцев и администрации завода ДЮМО - тоже, в большинстве, состоявшей из иностранцев. В старой колонии не было ни водопровода (воду привозили в бочках), ни канализации, ни мощеных улиц. Везде копоть, угольная, железорудная и шлаковая пыль, а в ненастье - непроходимая грязь. По свидетельству известного металлурга академика М.А.Павлова "все здесь было убого и мрачно, как и во всех других заводских поселках Донбасса, лишенных, к слову, какой-либо зелени".
Со временем появилась Новая колония, мало чем отличающаяся от Старой.В 1913 году из 5135 рабочих завода ДЮМО более 3000 жили в бараках, 540 - в казармах, остальные - в 270 "семейных домах".
Заводской поселок постепенно разрастался. Накануне первой мировой войны на станции Алчевское и в соседнем селе Васильевке действовало до 20 торговых заведений, частные склады керосина и нефти, лесной склад. Возле Васильевки обосновались мастерские медного и чугунного литья, при заводе - крупная бойня пропускной способностью свыше 17 тысяч голов скота в год.
Условия труда рабочих были чрезвычайно тяжелыми. На металлургическом заводе преобладал тяжелый физический труд, почти все делалось вручную. Рабочий день длился 12 часов. Нестерпимая жара в горячих цехах, сквозняки, антисанитария, отсутствие техники безопасности приводили к массовым заболеваниям, увечьям и гибели металлургов. Обслуживали пять с лишним тысяч рабочих и их семьи три врача, 5 фельдшеров, 3 акушерки и 2 аптекаря. 40-50 процентов рабочих в основных цехах не умели читать и писать, во вспомогательных цехах - и того больше.
Тяжелые условия жизни и труда, полное политическое бесправие не могли не вызвать недовольства и возмущения трудящихся. Сначала это были стихийные выступления, носившие чисто экономический характер, и только постепенно, исподволь они превращались в организованную политическую борьбу с существовавшим самодержавным строем. В 1898 году на заводе ДЮМО возник подпольный социал-демократический кружок, руководителем которого был рабочий-революционер литейщик И.А.Галушка, а после его отъезда в Ростов - молодой крановщик литейного цеха К.Е.Ворошилов. Рабочие Алчевска приняли активное участие в трех российских революциях.
В ходе революции 1905-1907 годов металлурги избрали для руководства борьбой с царскими приспешниками Делегатское собрание (Совет рабочих депутатов), создали боевую дружину, в которую записалось 2000 человек, профсоюз, рабочий кооператив. Делегатское собрание, председателем которого был литейщик Д.К.Паранич, некоторое время руководило всей жизнью в Алчевске.
В декабре 1905 года боевая дружина Донецке-Юрьевского завода и станции Алчевское приняла участие в Горловском вооруженном восстании. Командовали боевой дружиной члены Делегатского собрания литейщик И. А. Кротько и машинист электрического крана И. Мирошниченко. Мирошниченко был убит в бою с царскими войсками, а осужденный на 15 лет каторги Кротько погиб в тюрьме. Паранич получил 8 лет каторги, <милостиво> замененной ему вечным поселением в Восточной Сибири. Жестокие расправы не запугали народ. Борьба продолжалась. Насквозь прогнившее царское самодержавие пало в феврале 1917 года. Народные массы обрели долгожданные политические свободы. На арену политической жизни в Алчевске вышли социал-демократы - большевики и меньшевики, социалисты-революционеры (эсеры), украинские социал-демократы, анархисты, бундовцы - еврейские социал-демократы.
За реальную власть на Украине и в Донбассе после свержения царизма боролись три силы: представители Временного правительства, Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и Украинская Центральная Рада. Такое переплетение трех властей еще больше запутывало и без того сложную обстановку, в которой простому обывателю трудно было разобраться. Алчевск и и совет, в котором преобладали меньшевики и эсеры, высказывался за создание в стране однородной социалистической власти -коалиционного правительства с участием всех социалистических партий. Политические дискуссии были прерваны новой революцией - октябрьским 1917 года переворотом в Петрограде, когда II Всероссийский съезд Советов низложил Временное правительство и провозгласил власть Советов.
Алчевские металлурги приветствовали первые декреты Советской власти и не поддержали Украинскую Центральную Раду. В начале 1918 года большевистская организация насчитывала 450 человек. Ей противостояло около тысячи меньшевиков, эсеров, анархистов, украинских социал-демократов и бундовцев. Обострилась межпартийная борьба, произошло резкое размежевание политических сил. Такое же положение сложилось во всей стране. Свергнутые классы не хотели терять своей собственности и привилегий. Началась гражданская война, усугубившаяся иностранной военной интервенцией.
В годы гражданской войны власть в Алчевске менялась неоднократно: 26 апреля 1918 года в город вступили австро-германские полчища, в декабре 1918 года - белогвардейские войска генерала Краснова, летом 1919 года - деникинцы. 26 декабря 1919 года в городе (в четвертый или в пятый раз и теперь уже надолго) установилась Советская власть.
После гражданской войны, с переходом к новой экономической политике, когда не было средств на восстановление крупных предприятий, Донецке-Юрьевский металлургический завод 3 мая 1923 года стал на консервацию. Закрытие завода привело к значительному уменьшению населения в Алчевске. К концу 1923 года здесь оставалось всего 8 тысяч жителей. В Алчевске открываются мелкие кустарные предприятия, главным образом частные и кооперативные. Наиболее значительным из них являлся государственный завод по ремонту и изготовлению сельскохозяйственных орудий <Земоруд>, располагавший литейным, кузнечным и механическими цехами.
В 1925 году Донецко-Юрьевский металлургический завод сняли с консервации, и в начале 1926 года здесь была восстановлена одна из домен (доменный цех стоял еще с 1918 года - со времени немецкой оккупации), а вскоре началось сооружение новых мощных доменных печей и других объектов.
Большим событием в жизни города было строительство коксохимического завода. Вначале он создавался как коксовый цех металлургического завода, а в 1929 году выделился в самостоятельное предприятие. Возникла легкая и пищевая промышленность.
Вместе с предприятием рос и город. Если в 1926 году его население составляло 16 тысяч человек, то к 1939 году оно выросло до 55 тысяч. С 1932 года началось строительство многоэтажных домов, появились водопровод, канализация. Городской жилой фонд превысил в довоенном 1940 году 160 тысяч квадратных метров (против 38 тысяч квадратных метров в 1913 году). Город благоустраивался, озеленялся, площадь зеленых насаждений достигла 200 гектаров. Быстрыми темпами развивалось народное образование, здравоохранение. В 1937 году было закончено строительство городской больницы - комплекса на 200 коек. Значительно выросла сеть культурно-просветительных учреждений. Но фашистское нашествие помешало осуществлению новых планов.
С началом Великой Отечественной войны тысячи добровольцев-алчевцев заявили о своем желании сражаться с гитлеровскими захватчиками. Около 10 тысяч человек, не подлежащих призыву в армию по возрасту или по состоянию|, вступили в народное ополчение; предприятия города перестроили работу на военный лад. Металлургический завод, несмотря на бомбежки, давал металл для фронта.
В связи с опасностью захвата города фашистами оборудование металлургического и коксохимического заводов было вывезено на Урал, в Кузбасс и Узбекистан. 12 июля 1942 года Алчевск оккупировали немецко-фашистские захватчики. Почти 14 месяцев чинили гитлеровцы чудовищные злодеяния, подвергая население грабежам и издевательствам. Мужественно сражались алчевцы на фронтах Великой Отечественной войны. Звания Героя Советского Союза удостоены: участник героической обороны Севастополя рядовой П.Н.Липовенко (посмертно), офицеры Н.А.Бабанин, В.И.Киселев (посмертно), В.И.Недбаев, В.С.Снесарев.
Отступая под натиском Советской Армии, фашистские палачи в ночь на 1 сентября 1943 года вывели из тюрьмы гестапо 83 человека, бросили их в яму и, облив бензином, заживо сожгли.
2 сентября 1943 года 315 стрелковая дивизия 51 армии Южного фронта под командованием полковника Д.С.Куропатенко и части 91 стрелковой дивизии полковника И.М.Пашкова обходным маневром освободили Алчевск от фашистских захватчиков. Перед освободителями встала картина страшных разрушений. Ущерб, нанесенный городу и его предприятиям, составил огромную по тем временам сумму в 523 миллиона рублей.
Сразу же после освобождения города началось его восстановление. Предстояло не только восстановить промышленные предприятия, но и реконструировать их на базе последних достижений науки и техники. На помощь алчевцам прибыли посланцы многих областей Украины, Челябинский восстановительный отряд, был создан специализированный строительно-монтажный трест "Алчевскстрой".
Восстановительные работы велись ускоренными темпами. Уже в начале 1944 года металлургический завод выдал первые плавки чугуна и стали. К первой годовщине освобождения Алчевска вступила в строй коксовая батарея на коксохимзаводе. За годы первой послевоенной пятилетки (1946-1950 гг.) был достигнут и превзойден довоенный уровень промышленного производства. Это открыло перспективу дальнейшего развития экономики города. На месте старых выросли, по существу, новые предприятия, а с ними и новый город. На карте города появились крупные предприятия строительной индустрии - заводы строительных и железобетонных изделий, крупнопанельного домостроения, строительных материалов, переработки шлаков и другие. Бурное развитие промышленности повело за собой увеличение населения и, соответственно, строительство жилья, школ, больниц и поликлиник, предприятий торговли и общественного питания, бытового обслуживания. Для удовлетворения нужд населения были построены хлебокомбинат, молокозавод, швейная и галантерейная фабрики, завод хозяйственных товаров, различные бытовые мастерские и т.д. Алчевск обогатился дворцами культуры, библиотеками, кинотеатрами, стадионами, спортивными залами, другими учреждениями социально-культурного назначения.