Активность в обучении. Активное обучение

В последнее время очень много говорится об активных и интерактивных методиках, но не всегда учителя понимают, что стоит за этими терминами. Сегодня на эту тему практически нет научной литературы, а отдельные подходы к методике преподавания по крупицам рассыпаны в отдельных статьях без систематизации и обобщения. Под активной методикой в данном случае понимается не только проведение ролевых игр, организация дебатов, дискуссии, работа в группах и т. п., но и интересная лекция, проблемный семинар, работа с понятиями и многое другое, что сейчас зачастую относят к традиционной педагогике. Между тем активность методики состоит не во внешних формах, а во внутренних процессах, в степени заинтересованности учащихся, в их включенности в процесс образования. Обучение - это не работа зрителя, пассивного наблюдателя. Люди не учатся, просто сидя в классах и слушая учителя, вспоминая подготовленные задания и выдавая готовые ответы. Они должны говорить о том, что они изучают и чему научились, рефлективно писать об этом, связывать это с прошлым опытом и применять изученное в повседневной жизни. Активным обучением можно назвать любой процесс, при котором учащиеся что-то делают (вовлечены в деятельность) и обдумывают, анализируют то, что они делают. Однако обучение не происходит во время действия. Обучение происходит в результате рефлексии, осмысления происшедшего во время занятия, в результате интеграции изученного содержания в повседневные мысли и рабочие (жизненные) привычки. Интерактивные формы обучения, включающие обзор и рефлексию, являются хорошим инструментом такой интернализации учебного материала. Активное обучение - это не набор видов деятельности, а скорее особое отношение учащихся и педагогов, которое делает обучение эффективным. Цель активного обучения - развивать потребность учащихся думать, стимулировать обдумывание и анализ того, как они учатся и чему они учатся; развивать ответственность самих учащихся за собственное образование. В активном обучении учащийся всегда что-нибудь ищет: ответ на вопрос, информацию для решения проблемы, способ выполнения задания.Активное обучение пройдет более успешно, если Вы:1. Знаете и уважаете каждого учащегося как индивидуальность.2. Называете учащихся по имени.3. Не используете угрозы и унижение.4. Демонстрируете свой интерес и приверженность тому, что делаете и предлагаете делать ученикам.5. Предлагаете вызывающие, развивающие задания, но при этом предоставляете поддержку.6. Приводите примеры из Вашей личной жизни.7. Во время урока используете контакт «глаза в глаза» и перемещаетесь по классу. Это помогает включить всех учащихся в Ваше личное пространство.Активное обучение предполагает ряд видов деятельности, как со стороны учителя, так и со стороны ученика, например:Что может помочь учащимся учиться активно во время лекции? — Вовлечение учащихся в хорошо структурированную сессию вопросов и ответов во время лекции.— Индивидуальные задания на обдумывание или описание какой-то части лекции, например, техника пауз во время рассказа учителя или техника «Пишем за минуту».— Задания для выполнения в парах, например, такие, как «Подумай, обсуди, сравни»— Интерактивные семинары.— Изучение конкретных примеров (кейсов).Более сложные задания могут включать следующее: — Индивидуальные и групповые задания проектного типа.— Вовлечение учащихся в исследования.— Практический опыт.— Вовлечение учащихся в обучение других людей.— Вовлечение учащихся в группы беспристрастных наставников.Одними из самых эффективных являются стратегии, основанные на работе в малых группах, например: — Обучение через сотрудничество— Обучение в команде— Проблемное обучениеМожно встретить различные названия для этих стратегий активного обучения. Однако, помимо терминов и определений, нам гораздо более важно акцентировать внимание на том, что все эти стратегии создают образовательную среду, которая позволяет вовлечь в обучение таких учеников, которых сложно вовлечь в обучение другими, более традиционными способами.Таким образом, обучение через сотрудничество, используя работу в малых группах, вносит неоценимый вклад в превращение обучения в более глубокий, развивающий, стимулирующий, активный и более эффективный процесс.

Как обеспечить вовлеченность учащихся и стимулировать познавательную активность?

Некоторые подсказки, которые помогут в работе.Когда и как Вы воспользуетесь этими советами, зависит, в основном, от образовательных целей и задач и от особенностей Ваших учащихся!Сделайте содержание занятий и задания соответствующими интересам детей и их реальной жизни. 1. Приносите и просите учащихся приносить интересующие их материалы, опубликованные в СМИ.2. Связывайте обучение на уроке с событиями школьной жизни.3. Связывайте обучение с надеждами учащихся на будущее, с их планами и мыслями по поводу карьеры.4. Используйте для изучения в классе, особенно для проблемного обучения, те темы, которые представляют для учащихся особый интерес.5. Вовлекайте учащихся в исследования, которые им близки.6. Помогайте учащимся находить практическое применение теоретических понятий и концепций.Предоставляйте учащимся выбор и чувство контроля над ситуацией. 1. Предоставляйте учащимся возможность выбирать различные варианты в планировании курсов, заданий, в представлении результатов работы, в оценивании.2. Разрешайте студентам преследовать собственные интересы, искать ответы на собственные вопросы, где только возможно (в дискуссиях, проектах, письменных работах).3. Проводите обучение в рамках какой-то части курса с помощью заключения индивидуальных учебных контрактов4. Предлагайте учащимся самим проводить сессии, посвященные обзору.5. Предложите учащимся самим составлять вопросы для экзаменов, зачетов, контрольных работ. После редактирования используйте некоторые из этих вопросов/заданий.6. Высказывайте свои ожидания ясно и понятно. Учащиеся должны знать, почему их просят сделать то или иное.7. Делайте паузы и говорите с учащимися о том, что идет правильно/неправильно.Осуществляйте оценивание и выставление отметок справедливо. 1. Предоставляйте учащимся своевременную, позитивную обратную связь.2. Избегайте выставления отметок на конкурсной основе.3. Образовательные цели, выбираемые задания и оценивание должны соответствовать друг другу.4. Используйте разнообразные формы для оценки.5. Просите учащихся самих определять уровень сложности заданий.Используйте самих учащихся, сверстников Ваших учеников. 1. Организуйте взаимопомощь и предоставление обратной связи между учащимися.2. Признавайте ценность вклада учащихся в процесс обучения в классе.3. Используйте работу в малых группах.4. Предложите учащимся объединиться в учебные команды/пары и помогите им использовать весь потенциал групповой работы.5. Распределите изучаемый материал между учащимися или группами. Попросите каждую группу обучить остальных в классе тому, что они узнали сами.6. Помогайте учащимся решать возникающие конфликты, но не решайте их вместо участников конфликта.Используйте эмоциональный ответ учащихся в обучении. 1. Выбирайте вопросы и темы, которые близки учащимся.2. Используйте противоречивые темы и вопросы.3. Вовлекайте учащихся в структурированные, интеллектуальные дебаты.4. Предлагайте учащимся находить и высказывать аргументы защиту точки зрения, которая противоположна их собственной точке зрения.Используйте письменные задания. 1. Предлагайте учащимся писать короткие письменные отзывы на изученный материал.2. Предложите учащимся выпускать газету по поводу материала курса.3. Предлагайте учащимся посещать внеклассные мероприятия, связанные с курсом, просите их написать короткий обзор увиденного/услышанного.4. Предлагайте учащимся письменно высказать мнение, противоположное их собственному.Используйте дискуссии и обсуждения. 1. Попросите каждого ученика подготовить один дискуссионный вопрос по поводу изучаемого материала.2. Попросите каждого ученика заполнить и принести в качестве «входного билета» какой-нибудь опросный лист, анкету по поводу изучаемого материала.3. Попросите каждого ученика по очереди побывать в роли ведущего дискуссии (нужна предварительная работа по подготовке учащихся)4. Попросите учащихся подготовить индивидуальные карты памяти по прочитанному материалу.5. Попросите учащихся ответить на два вопроса: «Что было наиболее сложной идей/частью/концепцией в прочитанном вами?» и «Что вам понравилось/заинтересовало больше всего?»6. Разрешите учащимся подготовить несколько вопросов/заданий для контрольной/зачета по изучаемому материалу. Будьте готовы на самом деле использовать эти вопросы!7. Помогите учащимся сформировать учебные пары или группы. Ученики могут читать материал вместе, задавать друг другу вопросы и пр.Помогайте учащимся проводить рефлексию изученного материала. 1. Предложите учащимся вести дневник/журнал обучения.2. Спрашивайте их о том, что мешало им изучить материал/тему, выполнить задание, и что помогало. Это можно сделать с помощью проведения упражнения «Пишем за минуту».3. Посвятите один урок или часть урока обсуждению с учащимися стратегий и путей изучения той или иной темы или всего курса.4. Обсуждайте с учащимися их достижения.

Понятие «активность» находится на стыке нескольких направлений и в научной литературе часто употребляется в различных значениях, однако смысловые нагрузки его различны.

Поэтому мы обратились к энциклопедическим, толковым словарям и к словарям иностранных слов.

В философском словаре дана следующая трактовка понятия активности: «Активность (от франц. activite сила действия) - действенность, деятельное поведение. Противоположность - пассивность. Активный - деятельный, действующий, действенный». Это понятие примерно одинаково часто применяется в психологии и смежных науках для обозначения трех неодинаковых явлений: определенной, конкретной деятельности индивида, состояния, противоположного пассивности и для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности: в этом случае подчеркивается тот факт, что субъект действовал по своему почину, внутренне вовлечено, а не реагировал бездумно, подобно машине.

Этимологически понятие «активность» происходит от латинского слова activus и означает «усиленную деятельность, деятельное состояние». Большой Энциклопедический Словарь также трактует активность как «деятельное участие, энергичную деятельность». Такой подход к определению понятия «активность» соотносится с переводом слова activity с английского языка, что означает «деятельность, активность, энергия».

В Педагогической энциклопедии читаем: «Активность - важнейшая черта, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, играх и т. д.».

В психологии активность рассматривается как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей со средой» и «выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, осуществления и видоизменения, как свойство ее движения». В отечественной психологии активность постоянно связывают с деятельностью, а в структуре деятельности - прежде всего с таким ее звеном, как потребность.

«Активность - это деятельность, готовность к деятельности и инициативность. Необходимо различать активность внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную). В процессе учения имеет место как тот, так и другой вид активности. Некоторые авторы разделяют активность на исполнительную и творческую».

Активность учащихся по их отношению к самой учебной деятельности и средствам учения, по мнению некоторых авторов, выражается во внимательном слушании учителя, молчаливом сосредоточении на своих мыслях, пристальном наблюдении за опытом, несмотря на отсутствие внешних проявлений, в действительности является подлинной активностью. «Внутренняя активность, сосредоточенность мысли учащегося могут не иметь внешних ярких выражений. Внешняя активность учащегося, его суетливость, попытки дополнить ответы учащихся, вмешательство в объяснение преподавателя вовсе не свидетельствует о направленности мысли и воли учащегося». Таким образом, активность связана с сознательным целеустремленным проявлением усилий учащегося и ведет к успешному выполнению всякой задачи, которая возникает в процессе обучения. Активность учащихся необходима во всех звеньях процесса учебной деятельности и непременно предполагает ту или иную степень самостоятельности мысли учащихся.

Л.П. Аристова рассматривает активность как «проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим явлениям и предметам». Г.М. Муртазин сущность познавательной активности связывает с управлением процессом учебного познания путем целенаправленного побуждения, стимулирования и усиления этих процессов.

Ряд исследователей рассматривает активность как свойство личности, обращают внимание на психологическую сторону этого понятия, ставят в прямую зависимость активность учащегося в учебном процессе от напряжения внимания, анализа и синтеза, догадки и предположения, сомнения и проверки, обобщения и суждения, интереса, настойчивости, энтузиазма. В своей работе Л.Н. Габеева рассматривает активность как качество личности, как внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности. Активность необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство её достижения, и как результат. Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств их личности, таких как направленность и устойчивость познавательных интересов, стремление к эффективности в овладении знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Отечественный психолог, воспитанник научной школы дифференциальной психофизиологии Небылицын В.Д., труды которого посвящены проблемам общих свойств нервной системы человека, темпераменту, структуре эмоциональности, напряженности деятельности операторов систем управления и др., в последние годы своей жизни занимался проблематикой целостной характеристики индивидуальности.

Он восстановил в правах понятие «активность», которое значительно шире понятия «деятельность» и более адекватно в контексте проблематики индивидуальности: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализовываться либо в умственном, либо в двигательном (в т. ч., речедвигательном), либо в социальном (общение) плане», «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема на др.

При этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими «содержательными» особенностями личности - ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов». Понятие «learning activity» в переводе с английского языка означает состояние или качество учебной деятельности, а также учебную деятельность или учебную активность. В принципе такое толкование понятия объясняет использование некоторыми авторами словосочетаний «учебная деятельность» и «учебная активность» как синонимов. Некоторыми исследователями активность в целом и учебная активность в частности рассматриваются и «как индивидуально обусловленный процесс становления, осуществления и видоизменения деятельности». В нашей работе мы будем придерживаться определения понятия учебной активности как целенаправленного систематического процесса познания, протекающего при условии интенсивной деятельности учащегося, характеризующейся, прежде всего, преобразующим отношением ученика (субъекта) к учебному материалу (объекту познания) и стремлением к самостоятельности. В ходе этого взаимодействия изменяется не только объект воздействия, но и, что очень важно для цели обучения, воздействующий субъект - ученик. Такой процесс познания направлен не только на углубление знаний учащихся о явлениях, но и на особое их осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу.

В активной познавательной деятельности, следовательно, происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и выработка эмоционально-оценочного отношения к процессу и результатам познания.

Учебная активность обусловливает интенсивность и характер протекания учения, характеризуется отношением обучающегося к процессу учения, проявляется в познавательной деятельности и определяет степень (прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. На наш взгляд, в этом и заключается сущность учебной активности.

Лекция 2.4.Активные, организационные формы обучения на уроках ИЗО в школе.

Термин «активные методы обучения» или «методы активного обучения» (АМО или МАО) появился в литературе в начале 60-х годов ХХ века. Ю.Н. Емельянов использует его для характеристики особой группы методов, используемых в системе социально-психологического обучения и построенных на использовании ряда социально-психологических эффектов и феноменов (эффекта группы, эффекта присутствия и ряда других).

Вместе с тем активными являются не методы, активным является именно обучение. Оно перестает носить репродуктивный характер и превращается в произвольную внутренне детерминированную деятельность учащихся по наработке и преобразованию собственного опыта и компетентности.

Идеи активизации обучения высказывались учёными на протяжении всего периода становления и развития педагогики задолго до оформления её в самостоятельную научную дисциплину.

К родоначальникам идей активизации относят Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, К.Д Ушинского и других . Всю историю педагогики можно рассматривать как борьбу двух взглядов на позицию ученика. Приверженцы первой позиции настаивали на исходной пассивности ученика, рассматривали его как объект педагогического воздействия, а активность, по их мнению, должен был проявлять только преподаватель. Сторонники второй позиции считали ученика, равноправным участником процесса обучения, который работает под началом педагога и активно усваивает социально-культурный опыт, имеющий форму теоретического знания. Из числа отечественных психологов к идее активности в разное время обращались Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и другие.

Эпитет «активные» используется с целью противопоставления АМО традиционным методам обучения, реализующим первую точку зрения, где участники учебного процесса поляризованы в своих ролях учащегося и обучающего. Первые являются потребителями готового знания, накопленного и обобщенного в виде теорий, фактов, законов, закономерностей, понятий и категорий. Активность учащегося сводится к усвоению этих знаний и их последующей репродукции, таким образом, уровень развития и эффективность функционирования их памяти во многом определяют эффективность их учебной работы в целом. Позиция учащегося в классической системе обучения может быть оценена как пассивно-потребительская, поскольку знания усваиваются как бы про запас, их использование на практике отсрочено во времени, сам учащийся не может выбирать, что, когда и в каком объеме он будет осваивать. Преобразование теоретических знаний, конструирование новых, наработка собственного опыта исследовательской работы. Задача обучающего - облегчить работу учащихся, сделать материал более интересным, доступным для понимания, обеспечить его точное и прочное усвоение, проконтролировать конечный результат. Поэтому учения педагога, его непрерывная адаптивно-преобразовательная активность - второе, не редко важнейшее условие эффективности работы учащегося, залог конечного успеха его учебной деятельности.


Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств (В. Н. Кругликов, 1998). Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления учебным процессом в целом.

Применение АМО меняет устоявшееся положение буквально с ног на голову. Учащиеся изначально заинтересованы в получении необходимой им информации, которая используется ими непосредственно и сразу. Поэтому недостаток, неточность или принципиальная неправильность информации создают стимул к ее пополнению, исправлению, корректировке. Усвоение информации является побочным продуктом деятельности учащегося, в которую он вовлекается ведущим.

Выделяют 3 уровня активности:

Активность воспроизведения - характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.

Активность интерпретации - связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

Творческая активность - предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.

Активные формы и методы неразрывно связаны друг с другом. Их совокупность образует определенный вид занятий, на которых осуществляется активное обучение. Методы наполняют формы конкретным содержанием, а формы влияет на качество методов. Если на занятиях определенной формы используются активные методы, можно добиться значительной активизации учебно-воспитательного процесса, роста его эффективности. В этом случае сама форма занятий приобретает активный характер.

Под активными методами обучения понимают такие способы и приемы педагогического воздействия , которые побуждают обучаемых к мыслительной активности, к проявлению творческого, исследовательского подхода и поиску новых идей для решения разнообразных задач по специальности.
Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучаемых стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных вопросах и на основе глубокого системного анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению (усвоению) учебных вопросов (проблем), активному взаимодействию обучаемых и преподавателя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.

Традиционные формы организации деятельности учащихся:

Фронтальная форма - предполагает одновременную деятельность всей учебной группы: преподаватель ставит для всех одинаковые задачи, излагает программный материал, учащиеся работают над одной проблемой, над одинаковыми рисунками или работами. Каждый самостоятельно выполняет только свою работу. Преподаватель спрашивает всех об одном и том же, беседует со всеми, контролирует всех и т.д. Учащимся обеспечивается одновременное продвижение в учении, развитии.

Примеры…………….

Групповая форма - предусматривает разделение группы учащихся на подгруппы для выполнения определенных одинаковых или различных заданий: изготовление составных частей целого панно, объёмно-пространственной конструкции из бумаги, бросового материала; пластилина или глины. Для каждой группы даётся отдельная инструкция. Степень сложности задания для группы и его техника зависят от уровня художественной подготовки учащихся.

Работа в парах полезна при сменном варианте.

Примеры……………

Коллективная форма – предполагает выполнение одного творческого задания большого объёма силами всего класса, группы. Каждый учащийся выполняет один элемент общей конструкции, часто идентичный соседнему, или входящий в общую композицию. Для достижения единства итогового результата необходимо давать чёткую инструкцию действий, техники или технологии.

Примеры…………….

Формы работы, повышающие уровень активности обучения

1. Применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок – деловая игра, урок – соревнование, урок – семинар, урок – экскурсия, интегрированный урок и др.);

2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, объединенные единой темой, проблемой; проектные занятия, творческие мастерские и др.);

3. Использование игровых форм;

4. Диалогическое взаимодействие;

5. Проблемно-задачный подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.)

6. Использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);

7. Интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);

8. Использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);

9. Внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа “Хочу спросить…”, “Для меня сегодняшний урок…”, “Я бы сделал так…” и т.д.; художественное изо с помощью схем, символов, рисунков и др.);

10. Использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);

11. Различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);

К АКТИВНЫМ МЕТОДАМ ОБУЧЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллек­тивной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных пу­тей решения проблем.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирую­щих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

«Круглый стол» - это метод активного обучения, одна из орга­низационных форм познавательной деятельности учащихся, по­зволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недо­стающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конк­ретных ситуаций развивает способность к анализу жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конк­ретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуа­ции.

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколь­ко приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Пример теста по изо

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фак­тор достижения целей обучения, общего развития личности, про­фессиональной ее подготовки требует принципиального осмыс­ления важнейших элементов обучения (содержания, форм, ме­тодов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передавае­мой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических ус­ловий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социаль­ной активности.

Уровень проявления активности личности в обучении обуслов­ливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познава­тельной активности человека, но и своеобразие его личности.

В соответствии с традиционной логикой обучения, включаю­щей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.

Выделяют 3 уровня активности:

Активность воспроизведения - характеризуется стремлени­ем обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овла­деть способами применения по образцу.

Активность интерпретации - связана со стремлением обуча­емого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть спо­собами применения знаний в измененных условиях.

Творческая активность - предполагает устремленность обу­чаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познаватель­ных интересов.

Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педа­гогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным реше­нием является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную лично­стную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следу­ющим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактическо­го процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении.

М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

Достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учеб­ный процесс, поскольку их активность должна быть не кратко­временной и эпизодической, а в значительной степени устойчи­вой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

Самостоятельная творческая выработка решений, повышен­ная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с по­мощью прямых и обратных связей.

Активные методы обучения - это методы, которые побужда­ют учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обуче­ние предполагает использование такой системы методов, кото­рая направлена главным образом не на изложение преподавате­лем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении зна­ниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познаватель­ных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жиз­ни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной ак­тивности и самостоятельности.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоци­ональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, инте­рес к деятельности преподавателя и других учащихся.

Под познавательной самостоятельностью принято понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ори­ентироваться в новой ситуации, находить свой подход к реше­нию задачи, желание не только понять усваиваемую учебную ин­формацию, но и способы добывания знаний; критический под­ход к суждениям других, независимость собственных суждений.

Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащих­ся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.

Важнейшим средством активизации личности в обучении высту­пают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин - «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, вы­деляя неимитационные и имитационные активные группы обучения Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обу­чения осуществляется через установление прямых и обратных свя­зей между преподавателем и обучаемыми.

Отличительной чертой имитационных занятий является наличие модели изучаемого процесса (имитация индивидуальной или кол­лективной профессиональной деятельности). Особенность имита­ционных методов - разделение их на игровые и неигровые. Мето­ды, при реализации которых обучаемые должны играть определен­ные роли, относятся к игровым.

М. Новик указывает на их высокий эффект при усвоении мате­риала, поскольку достигается существенное приближение учебно­го материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения.

1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»

познавательный активность обучение проблемный

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

Познавательный процесс является результатом функционирования всех элементов дидактической системы, и его эффективность определяется качеством этих элементов. Поэтому большое значение придается не только количественной оценки эффективности, но и главным образом общему анализу методов воспитания и познавательной деятельности обучаемых, которая является одним из эффективных путей повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.

Различают познавательную активность двух типов:

Направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность)

Создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность) .

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно- подражательный, поисково- исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификации методов обучения.

Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия.

Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу.

Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях.

Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем .

Организуя и осуществляя последовательность дидактических ситуаций в учебном процессе, нужно в рамках каждой из них реализовывать два этапа познавательной деятельности учащихся.

Первый этап -- восприятие учебной информации, ее переработка на базе известных алгоритмов действий, а также ее преобразование и запоминание.

Второй этап -- применение знаний на практике.

В этой связи отметим, что В.А. Крутецкий сумел выделить и обосновать специфику групп упражнений, способствующих решению этих задач .

Для первого этапа протекания познавательной деятельности такие упражнения должны включать:

Вопросы-задания, приводящие к необходимости воспроизведения отдельных элементов знаний для решения тех или иных конкретных типовых задач;

Задания, приводящие к осознанию необходимости применения приобретаемых знаний для выполнения разных по психологической природе и сложности систем практических действий;

Задания, приводящие к осознанию необходимости выработки тех или иных умений по обобщению и автоматизации усваиваемых знаний и способов деятельности.

Для второго этапа протекания познавательной деятельности необходима система упражнений, в которой способ выполнения очередного задания не всегда совпадает со способом выполнения предыдущего. При этом важно, чтобы с первого момента формирования умений и навыков при изучении любого учебного материала задания чередовались с теми, которые давались при изучении предыдущего учебного материала (реализовывался принцип непрерывного повторения).

В эту систему упражнений целесообразно включать и задания, требующие многократного повторения одной и той же операции. Этим создаются для обучаемых наиболее трудные условия для переключения с одной операции на другую. Реализация принципа непрерывного повторения в этой системе упражнений должна обеспечиваться и заданиями с недостающими или противоречивыми данными.

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, демонстрации, чтения литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких- либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Выделяются следующие критерии познавательной активности обучаемых:

1. Наличие познавательного интереса, о котором можно судить по следующим показателям: степень участия в обсуждаемых на занятиях проблемах; полнота ответов; самостоятельность суждений; вопросы к преподавателю, их характер и направленность; отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т.д.); стремление к участию в научной работе; направленность использования свободного времени и т.д.

2. Сформированность приемов познавательной деятельности (владеют полностью, частично, не владеют).

3. Определенный уровень самостоятельности в изучении наук.

4. Достижение достаточно высокого уровня познавательного общения между обучаемыми и преподавателями.

5. Высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Психологи убеждают...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности при изучении чисел первого десятка

Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К...

Информационно-коммуникационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся при изучении математики в общеобразовательной школе

Понятие «деятельность» является одним из основных, базовых в психологии, поэтому ему трудно дать однозначное определение. Большой вклад в разработку понятия «деятельность» в отечественной психологии внесли С.Л. Рубинштейн и А.Н...

Использование активных методов обучения на уроках математики как средства стимулирования познавательной активности младших школьников с трудностями в обучении

1.1 Психолого-педагогические основы понятия «познавательной активности» Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических...

Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания...

Мультимедийные презентации как средство развития познавательной активности младших школьников

Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику...

Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Проблеме развития познавательной активности детей уделяли внимание многие ученые, педагоги, психологи: В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам, Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая, А.А. Петрикевич, И.В...

Пути и условия развития познавательной сферы обучающихся

Познавательная активность - это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, это отношение обучающегося к процессу приобретения знаний, постоянное стремление к познанию, к новым, более глубоким знаниям...

Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе изучения олимпиадных задач по физике

Практическому психологу постоянно приходится иметь дело с проблемами, связанными с познавательной активностью. Нередко эти проблемы связаны с неадекватными ожиданиями взрослых: от школьников ждут, с одной стороны, того...

Развитие познавательных мотивов у детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности

Все познавательные процессы связаны с общей структурой и функционированием когнитивной (познавательной) сферы ребёнка. Перед психологами и педагогами стоит особая задача: сформировать у детей не только ясные и чёткие знания...

Роль мультимедийной презентации в повышении познавательной активности учащихся на уроках английского языка

Познавательная, умственная активность лежит в основе любой учебной деятельности школьника на всех возрастных этапах его развития...

Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников

Обществу особо необходимы люди, имеющие высокий общеобразовательный и профессиональный уровень подготовки, способные к решению сложных социальных, экономических, политических, научно-технических вопросов...

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре

Проблема развития личности ребенка - одна из центральных в педагогике, о чем свидетельствуют труды ученых педагогов, в числе которых: П. П. Блонский, В. А. Кан-Калик, Я. А. Коменский, Б. Г. Лихачев, А. С. Макаренко, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский и т.д...

Формирование профессионально-познавательной активности студентов