Актерское чтение зима пастернак июль. «Июль», анализ стихотворения Пастернака

Б. Пастернак

"Июль"

По дому бродит привиденье.

Весь день шаги над головой.

На чердаке мелькают тени

По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,

Мешается во все дела,

В халате крадется к кровати,

Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,

Вбегает в вихри сквозняка

И с зановеской как с танцоршей,

Взвивается до потолка.

Кто этот баловник невежа

И этот призрак и двойник?

Да это наш жилец приезжий,

Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых

Мы целый дом ему сдаем.

Июль с грозой, июльский воздух

Снял комнату у нас в наем.

Июль, таскающий в одежде

Пух одуванчиков, лопух.

Все громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,

Пропахший липой и травой,

Ботвой и запахом укропа,

Июльский воздух луговой."

Невероятный, персонифицированный, анимированный, одаренный ароматом полевых цветов и огородных овощей, энигматичный ИЮЛЬ....Вот это ОБРАЗ!

Вообще-то можно было бы и ограничится одной фразой, но соблазн рассмотреть и проследить восприятие ИЮЛЯ Великим Борисом Пастернаком слишком велико!

Так что же здесь просходит...А ничего! Поэт предлагает свое восприятие ИЮЛЯ, которое интегрируятся исключительно на базе трансмодальной связязанности, т.е. чувственных и перцептивных идей - идей АНИМИРОВАННЬІХ действием, переданых как неотъемлимая часть характеристики ИЮЛЯ....А кто сказал, что речь идет об ИЮЛЕ. НЕТ! Более того схема построения персонифицированного ОБРАЗА напоминает с первых строф знаменитых "ДЖИНОВ" Виктора Гюго. "ДЖИНЬІ" Гюго относятся к школе романтизма:

" Plus exactement, la forme doit correspondre au contenu concret: elle doit exprimer. Et comme le contenu, dans chaque cas concret, est différent, il ne peut pas y avoir la forme fixe, donnée une fois pour toutes: à la limite,il y aurait autant de formes que de poèmes; l"invention formelle doit être illimitée. Nous illustrerons ce principe de l" esthétique de la poésie romantique par le poème Les Djinns(V. Hugot; les Orientales):

V . Hugo, LES DJINNS

La voix plus haute

Semble un grelot.

D"un nain qui saute

Il fuit, s"élance

Sur un pied danse

Au bord d"un flot

La rumeur approche;

L"écho la redit.

C"est comme la cloche

D"un couvent maudit,

Comme un bruit de foule

Qui tourne et qui roule

Et tantôt s"écrole

Et tantôt grandit.

Dieu! la voix sépulcrale

Des Djins!... ---Quel bruit il font!

(перевод на русский находится в комментарии, сразу после публикации)

Предложенное тут начало "ДЖИНОВ" В.Гюго и поэтическй текст Б.Пастернака"ИЮЛЬ" близки и по своей постепенно расширяющейся структуре строфы и пространства, и смены означающего.

Христо Тодоров объясняет, что для поэтов эпохи романтизма содержание стихотворения и его форма не должны подчиняться каким-либо строгим правилам. Почему я начала с В. Гюго, - В. Гюго являестя поэтом эталоном поэзии романтизма. И то что сближает эти два текста Б. Пастернака и В. Гюго, это прием "инсайдаут", т.е. расширения пространства аудитивно т.е. на слух или перцептивно и даже чувственно.Если Пастернак слышит шаги на чердаке, то постепенно со сменай означающих все редуцируется к единому означаемому, - "ИЮЛЬ"

У В. Гюго тесное маленькое пространстово с морским бризом, ночью и сном людей вдруг оглашается шумом! звоном! грохотом! - ДЖИНЬІ заполняют расширенное их присутствиуем пространство.

Однако начало сонета Б. Пастернака " перекликается" с началом еще одного произведения французского писателя ХVІІв - XVIII в.. Лесажем, с началом его знаменитого рамана "ХРОМОЙ БЕС". - Alain-René Lesage, Le Diable boiteux.

Здесь общим оказывается локативная идея: и у Пастернака, и у Лесажа действие= появление кого-то или чего-то связано с ЧЕРДАКОМ.

Лесаж: У Лесажа на базе вертикальной функциональности оформляется целая система ошибочного восприятия, так, например, в первой главе дон Клеофас оказывается на незнакомом чердаке и слышит странный шум:

первое заключение -> сон -> ошибка;

второе заключение-> кто-то прячется - > ошибка;

третье заключение -> бутылка с Дьяволом Асмодеем и с этого момента Рассказчиком становится Асмодей.

Однако перед нами поэтический текст Б. Пастернака, где "действие"на чердаке, воспринятое перцептивно, интерпретируется самим Поэтом.

"По дому броди ПРИВИДЕНЬЕ - первое означающее.

На ЧЕРДАКЕ мелькают ТЕНИ -

локативная идея "ЧЕРДАК" та же, что и у Лесажа! И Второе означающее.

Однако организируется целая "цепочка" ОЗНАЧАЮЩИХ, которые по своей идеогенетическая сущности абсолютно ТРАНСМОДАЛЬНЫЕ.

"По дому ходит домовой" -

Третье означающее!

Интересно обратить внимание на глаголы: бродит - мелькают - ходит,!

"бродит" - действие без цели; "мелькают" - действие хаотичное; "ходит" - действие вводит идею расширения пространства и трансфера действия с чердака на весь дом...- так имплицитно инсинуируется идея " ОБЛАДАНИЯ" - Т.е. ЧТО-ТО завладевает и домом, и вниманием, и сознанием ПОЭТА!

Это эгоистическое ЧТО-ТО.как бы " одевается" во все новые и новые положительные характеристики-движения, достигающие своего апогея в персонифицированных глаголах действия, свойственных только человеку, человеку молодому, полному сил и желания "повеселиться", переходящее в какой-то вихрь танца!... но речь не идет о ЧЕЛОВЕКЕ, а о ЧЕМ - ТО, чье поведение ПЕРСОНИФЦИРУЕТСЯ!

Однако в поэтическом тексте есть одна особенность: текст не разделяется на части, Т.е. на четверостишия, что позволяет Поэту создать иллюзию ОБЪЕМА! СКОРОСТИ! и даже ЦЕЛОСТНОСТИ "движения" -- быстрой смены означающих..Вот как построен текст с момента перемещения ЧЕГО-ТО в интерьер дома, начиная со второго четверостишия (оно начинается словами:"Везде...": здесь ОЗНАЧАЮЩИЕ представлены: глаголами, выражающими быстрое "движение":

"Болтается -- мешается -- крадется -- срывает".

В третьем четверостишии образуется быстрый подвижный кадр типа "кажется":

"Ног у порога НЕ ОБТЕРШИ// ВБЕГАЕТ в ВИХРИ СКВОЗНЯКА// ...ВЗВИВАЕТСЯ до потолка"

Красивый метафоризированный язык, достигает гиперболической формы исполненной субъективного, чувственного представления ИЮЛЯ - " жильца"! "дачника"! дома Поэта, несущего с собой аромат липы! запаха укропа! -"ИЮЛЬСКИЙ ВОЗДУХ ЛУГОВОЙ" ! Так эксплицируется само ОЗНАЧАЕМОЕ!

Г Е Н И А Л Ь Н О!

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике , было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.

Композиционно состоящее из семи строф-четверостиший стихотворение имеет две части. Первая часть, включающая четыре катрена, по своей структуре и содержанию близка к такому роду фольклорного творчества, как загадка . Введение не называющих прямо объект существительных – привиденье, домовой, призрак, двойник – создает атмосферу таинственности, заставляющую гадать: кто же этот загадочный персонаж? Насыщенность глаголами действия при отсутствии прилагательных и местоимений подчеркивает динамичность образа этого пришельца: болтается, крадется, срывает, вбегает, взвивается.

Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши ) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа ).

У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати» , громко разговаривает, «мешается во все дела» . Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Стихотворение отличают выразительные и яркие зрительные образы («вбегает в вихре сквозняка» , «взвивается до потолка» ), подкрепляемые слуховыми («все громко говорящий вслух» ) образами.

«Июль» написан классическим размером – четырехстопным ямбом , придающим мелодичность стихотворению. Поэт использовал для написания перекрестную рифмовку . Неточные рифмы (одёже - вхожий, невежа - приезжий, привиденье – тени ) соседствуют с необычными (растрепа - укропа, роздых – воздух, некстати – кровати ), создавая удивительно легкое и озорное настроение.

Среди изобразительных средств, создающих яркий и точный образ июля, главную роль играют олицетворения (домовой, дачник-отпускник ). Поэт также вводит в стихотворение точные эпитеты (июльский воздух луговой, недолгий роздых, целый дом, степной нечесаный растрепа ) и сравнение («и с занавеской, как с танцоршей» ).

Щедро награжденный «вечным детством», Пастернак мастерски «видит» и чувствует поэзию в привычных природных явлениях, виртуозно «оживляя» июль.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле...), анализ стихотворения Пастернака
  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака

Борис Пастернак
Июль

По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.

Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.

Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.

Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.

На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.

Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.

Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.

Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января 1890, Москва - 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) - русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

И́горь Влади́мирович Кваша́ (4 февраля 1933, Москва - 30 августа 2012, Москва) - советский и российский актёр и режиссёр театра и кино, телеведущий. Народный артист РСФСР (1978).