Актерские вузы в америке. Какие артистические специальности есть

ГИТИС, ВГИК, Театральный институт имени Щукина, ВТУ им. Щепкина и школу-студию МХАТ называют «золотой пятеркой» театральных вузов, куда стремится попасть каждый, кто мечтает стать актером. Но поступить туда для большинства так и останется мечтой. Для поступления абитуриент должен пройти как минимум три тура прослушивания и конкурс. Сначала поступающие читают наизусть так называемую программу: прозаические отрывки, стихотворения и басни, затем проходят коллоквиум на знание истории и теории литературы, театра и кино. К концу отбора из нескольких сотен претендентов остаются 30-40 человек.

Мы пообщались с теми, кто уже пытался - успешно или не очень - попасть к именитым мастерам. Они рассказали, почему парням поступить проще, чем девушкам, какую программу лучше не читать и как на прослушивании могут развернуть за несоответствие личным предпочтениям преподавателя, монголоидное лицо или некрасивые зубы. А сами преподаватели поделились тем, какие ошибки чаще всего совершают абитуриенты и что все-таки самое главное для будущего актера.

Юля , абитуриентка, поступала первый раз, не поступила

Я ходила на прослушивания в четыре вуза из «золотой пятерки»: ГИТИС, МХАТ, «Щепка», «Щука», в РГИСИ в Питере и еще в ИТИ и в ИСИ.

У меня программа от двух учителей, хотя так нельзя делать, потому что у каждого свой подход. Из прозы у меня «Письмо к Рильке» Цветаевой, отрывок из воспоминаний Тэффи, очень смешной, про то, как кого-то расстреляли, «День делового человека» Аверченко и «Чужая жена и муж под кроватью» Достоевского. Несколько стихотворений и три басни.

По программе у преподавателей бывают предпочтения. В «Щепке», например, Велихова слушает только классику. Велихову все поступающие знают, у нее прозвище «Зубная фея», потому что она любит смотреть на зубы. Она меня отчитала за то, что у меня в анкете сначала стоят Тэффи и Цветаева, а потом только Достоевский: «Ну нельзя же так, у тебя Достоевский третьим стоит! Где Тэффи, а где Достоевский!»

Только в «Щепке» пускают в сам университет. В ГИТИСе, например, тебя вообще держат около ворот перед прослушиванием, забирают на прослушивание как скотину на убой, не пускают даже во внутренний дворик. Из всех мастеров ГИТИСа самый жесткий отбор у Кудряшова , у него есть предварительный тур. При этом у Кудряшова хотя бы слушают - иногда ты сталкиваешься с тем, что люди тебя не слушают. Мне на первом туре в «Щуке» преподаватель сказала, что я какая-то зазнавшаяся, дала мне прочитать две строчки и отправила на выход.

В «Щепке» отсеивают по типу лица и форме зубов: тебя просят открыть рот, если слышат какой-то дефект, видят неправильный прикус - «спасибо, до свидания». Это логично, но довольно жестоко. Отсеивают, и если человек хорошо читает, но читает материал, не подходящий ему по психофизике. На первом туре в «Щуке» была довольно полная девочка, читала отрывок из «Белых ночей» Достоевского. Ей сказали, что она хорошо читает, но отказали в очень жесткой форме, потому что она читает программу для маленьких и худых. Она даже расплакалась. Вообще абитуриенты часто плачут. Те, кто уже не первый год поступают, по-философски к этому относятся, а вот те, кто в первый год пролетают, плачут.

Идешь к университету, а тебе навстречу кто-то в слезах, понимаешь сразу - не прошел

Это, конечно, дискриминация, но понятно, откуда она берется. Мастер набирает приятных людей или для их будущего продвижения, или для будущего продвижения курса. В спектаклях же важен не только талант, но и то, как ты выглядишь.

Нестандартная внешность - хорошо везде, кроме «Щепки», там очень консервативные взгляды. Например, очень маленький шанс пройти ребятам другой национальности, девочку с монголоидным типом лица отправили на выход сразу же.

Еще может быть такое, что у тебя интересный типаж, но курс набирают при театре. Меня слушал мужчина очень симпатичный, на кролика похож. Я видела, что ему понравилось, как я читала, но меня не взяли. Я зашла, спросила, что не так. Он ответил, что все так, но курс при театре и нужны типажи, которых еще нет.

Я в итоге никуда не прошла, пойду подавать документы в МГУ и во ВГИК на сценарный. Там этой фигни с типажами нет. Но актерской деятельностью заниматься продолжу. Я хожу в театральную студию, у меня там очень хороший режиссер, учился у Фоменко и у него в театре бы работал, если бы не забухал. Буду поступать и на следующий год, а если не получится, то и еще через год. Сейчас перебешусь со своей обидой на весь мир и снова в бой. Я же поступаю на актерский, чтобы в будущем поступить на режиссерский, но на режиссерский берут обычно людей с уже готовым одним образованием. А если так и не получится на актерский поступить, доучусь на сценарном и пойду на режиссерский.

Варвара Шмыкова, актриса театра и кино, поступила в МХАТ с пятого раза

Никто никогда не аргументировал, почему меня не брали. Нет и нет. В этом смысле поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус.

Я для себя сформулировала причину, по которой меня не брали. Вот у меня такая внешность яркая: веснушки, длинные волосы, фигура, голос, темперамент. Моя душа была не готова поддерживать такую внешность. Во ВГИКе Михайлов сказал мне, что я в принципе выбрала не ту профессию, Любимцев сказал, что ему не нравится впадинка на подбородке. Кому-то рост мой не нравился. В ГИТИСе однажды женщина на прослушивании попросила юбку задрать аж до середины бедра, на ноги посмотреть.

В годы моего поступления не было ни дня, чтобы я не видела какую-то плачущую девушку. Я сама была этой плачущей девушкой. Я прекрасно помню самые тяжелые мои не-поступления, это были как раз не-прохождения во МХАТе. Там каждый год я доходила до третьего тура и на нем слетала. Это была почти традиция. Поэтому, когда я прошла третий тур у Рыжакова , у меня началась паника. Я не знаю, что будет дальше, что делать, как поступать, я не знаю, что такое конкурс. Я училась в ГИТИСе на эстраде, но там другой конкурс, а тут учебный театр - Табаков , Золотовицкий , Брусникин , студенты и артисты МХАТа. Это было очень важное событие в моей жизни.

Наш мастер однажды сказал, что у всех есть свой типаж, и нам придется ему следовать. Но очень уж хочется делать что-то новое, рушить стереотипы, расширять горизонты. Я хара́ктерная актриса, героиней я быть могу, но для этого нужно приложить очень много усилий, встретить своего режиссера, найти свою команду людей, которые будут готовы сделать что-то экстраординарное. Почему я не могу быть Джульеттой? Или Офелией? Тем более в театре, не в кино! Мне кажется, это такая глупость. Но я борюсь с этим, потому что мне не нравятся стереотипы, которые заложены в театре.

Поступление в театральные - безжалостное зрелище, потому что ты можешь быть сколько угодно красивым и харизматичным, но у всех мастеров разный вкус

Когда я поступала все эти разы, у меня уже были друзья, которые учились в институте. Я думаю, из-за того, что они хорошие друзья, они что-то говорили своим педагогам про меня. Связи ли это, блат ли это? Не думаю. А на чьих-то дочек и внучек просто обращают больше внимания. Я лично не знаю ни одного примера, когда кто-то не талантливый поступил из-за родственников. Гены обычно берут свое, и все ребята из театральных семей - прекрасные артисты.

Я немного слежу за тем, как проходит поступление, мне безумно интересно присутствовать на прослушиваниях. Мне кажется, что я закрываю какой-то гештальт, помогаю людям, расслабляю их. Я знаю, как им сложно. В последние годы стало больше современной драматургии и поэзии, какого-то высказывания личного. Хаски и Оксимирона читают как стихотворения, что, я считаю, очень круто, потому что это голос времени. Если раньше пытались чем-то удивить и брали малоизвестного автора, то сейчас люди в большинстве своем стали осознанными, они говорят о том, что волнует их.

Тем, кто поступает в театральное, хочу посоветовать: ребята, поймите, зачем вам это нужно. Театральный - это школа выживания. Надо двести раз подумать, готов ли ты отказаться от своей личной жизни, от своих друзей и заняться полностью этим делом.

Антон Петров, поступал первый раз, прошел в РГИСИ

Я поступаю первый год, ходил ко всем мастерам Москвы в «пятерке», пытался поступить в Ярославле и в Петербурге в РГИСИ, в итоге туда и прошел.

Мне высказывали претензии из-за того, что мне двадцать один год и это достаточно поздно для поступления в театральные вузы. А до поступления я полтора года учился на программиста, пока не понял, что это не мое и надо поступать в актерское. Многие мне говорили: «Что ты делаешь вообще на программировании, почему ты не поступаешь в театральные вузы?». И когда мне это сказали раз пятый или шестой, я подумал - а действительно! И в следующем году поехал поступать.

Когда я поступал, у меня были длинные волосы. Мне никто открыто никто ничего не говорил, но, думаю, много где это могло помешать поступлению, особенно в «Щепке» и «Щуке». Это была одна из причин, по которым я слетел в первый раз. Типажи и внешность в любом случае решают, особенно в вузах, закрепленных за театрами.

«Щепка» и «Щука» очень консервативны. В каждом вузе и у каждого мастера школа различается. Эти вузы подбирают людей под свой театр, а Малый и Вахтангова довольно старомодны. То, что можно в МХТ и в школе-студии МХАТ, считается слишком современным в «Щепке», «Щуке» и их театрах, но, чем больше различных театров и школ, тем лучше, чтобы каждый мог найти что-то для себя.

Чисто статистически для парней поступление легче. Как правило, на мальчиков больше мест на курсе и их меньше поступает. Но это не значит, что если ты совсем ничего из себя не представляешь и выучил полторы басни и одно стихотворение, у тебя все получится.

В РГИСИ давали много странных заданий: показать животных, показать миксер, показать грузинский миксер, японский миксер. После чтения программы все должны были встать, по очереди представиться и сделать что-то коротенькое, чтобы запомниться.

Одна девочка сказала: «Я королева бала, всех в рот ебала», - из-за чего ее не взяли, хотя до этого говорили, что возьмут

В ГИТИСе или во МХАТе это могло бы зайти, но в Петербурге вряд ли. Вузы вообще сильно отличаются друг от друга. В ГИТИСе все живые, все двигаются, что-то вечно происходит, а в «Щепке» все размеренно. МХАТ похож на ГИТИС, но более спокойный. Там маленькие помещения и ходит много студентов, а реквизит выставлен прямо в коридорах - все это создает впечатление того, что вот-вот начнется спектакль. Абитуриенты сразу выходят на сцену, это задает тон прослушиванию. Мне больше всего понравились МХАТ и ГИТИС, они очень живые, там все время что-то происходит, а мне нужно постоянно заряжаться энергией, потому что сам я достаточно мертвый внутри человек.


Мария , абитуриентка, поступала третий раз, не поступила

Мне 25 лет, в этом году была уже третья попытка поступления в вузы «золотой пятерки». До этого я отучилась на другой специальности и зарабатываю рерайтом и копирайтом, но я всегда хотела быть актрисой. Не хочу прожить только свою жизнь, хочу примерить на себя другие образы и ситуации, которые со мной в жизни не случатся.

За практику поступления я поняла, что есть только один критерий: ты либо нравишься, либо нет. Талант, умения - это уже вторично. В какой-то момент мне начало казаться, что решают, возьмут или нет, сразу как группа заходит в аудиторию.

Я могу не нравиться, потому что я комедийная актриса, драматических любят больше, всем нравится, когда девушки страдают. Андреев сказал, что я старая. Мы все потом очень смеялись над этим, потому что о том, что я старая в 22 года, мне сказал мужик, которому 88 лет. Потом выяснилось, что Андреев берет к себе только 17-летних высоких блондинок. Часто врут про свой возраст, документы ведь приносят уже после прослушиваний, а победителей не судят.

В прошлом году во ВГИКе набирали по росту: на втором туре мастер еще до того, как ты начнешь читать программу, смотрел на рост и выбирал только высоких. В «Щуке» и «Щепке» любят традиционные славянские лица, трагичных девушек, но такая традиционность не идет на пользу. В «Щепке» учится мой знакомый, рассказывал, что там до сих пор учат как в XX веке, но сейчас уже 2018 год, проснитесь! И то же самое в «Щуке», они учат по системе Вахтангова и не отходят от нее ни на шаг. Может, из-за этого у нас и нет хороших актеров, откуда их взять?

Сейчас ввели электронную очередь. Ты приходишь к своему времени, тебя прослушивают и ты уходишь, а не стоишь там с четырех утра, не зная, прослушают тебя или нет. Даже отойти никуда нельзя, потому что, стоит отойти, а тебя вызовут. Хорошо что хоть разрешают переодеться перед прослушиванием, юбки для девушек обязательны, а стоять в них бывает холодно. Теперь электронные очереди везде кроме МХАТа, там по-прежнему живая и приходить туда надо к семи утра. Там не приветствуются ночные стояния, они категорически против списков, которые абитуриенты сами составляют, вплоть до того, что всех, кто в таком списке, могут вообще не допустить до прослушивания. Но даже электронная очередь не гарантирует того, что тебя прослушают: в этом году Меньшиков послушал три десятки, сказал, что он устал и прослушивание закончено, а перезаписаться нельзя.

Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать

Я доходила до конкурса в четырех мастерских, и на конкурсах подбирались одинаковые люди. Не просто внешне похожие, они даже программу читали одинаковую. Подбирают все равно под определенный типаж и определенные роли. Роль - это внутреннее состояние, твой внутренний типаж должен сочетаться с внешностью.

Наиболее проблематичным было поступление у Карбаускиса , потому что его прослушивание было похоже на издевательство. Неприятно, когда мастер тебя не слушает и сидит в телефоне. Потом он еще просил петь по десять песен. Ты поешь строчку, а тебе говорят: «Другую. Другую». Я дошла у него до конкурса и слетела после коллоквиума, два дня была истерика. Слететь с первого тура не так обидно, как с конкурса.

Коллоквиум - это беседа с мастером один на один или с преподавателями. Вопросы могут быть любыми, от «привет, как дела?» до «кто был фараоном Египта в какой-нибудь семнадцатой династии?», то есть, вообще любые, но меня чаще всего спрашивали про любимого актера и какие спектакли я видела. На коллоквиуме самое главное - не молчать и не говорить, что чего-то не знаешь, это даже не на знания, а на то, растеряешься ли ты.

Самое важное для поступающего - не бояться, что бы тебя ни просили сделать, а попросить могут рассказать программу, смеясь или крича из окна. Многие люди в такие моменты теряются. Помню, у Плотникова в ГИТИСе девочке дали задание рассказать программу на каком-то выдуманном языке, а меня просили читать басню и рыдать.

Игорь Ясулович, народный артист России, заведующий кафедрой актерского мастерства во ВГИКе


Однозначно нельзя сказать, какие критерии важны для поступления. Все абитуриенты - разные люди, обращаем внимание на все, в том числе на внешность. Не обязательно красавцев ищем, должны быть интересные ребята, живые, открытые, ненаученные. Они приходят учиться, а не показывать то, что они уже наработали.

Главное - угадать, распознать, есть дарование у человека или нет, не случайно ли он пришел к нам. Бывает, приходят люди, которые так готовятся, что невозможно понять, [что за этой подготовкой стоит], приходится разминать. Если они заинтересовали, то важно понять, насколько они закрылись подготовкой. Еще раз повторяю, насколько абитуриенты живые и открытые, как они общаются, - самое главное. На все обращаешь внимание, это процесс, объяснить что и как до конца невозможно. Очень важно, чтобы личностное начало было в человеке. Бывает, увидишь человека и тебе кажется, что в нем что-то есть, что-то он из себя представляет.

Валентина Николаенко, актриса, педагог театрального института имени Щукина


В первую очередь обращаем внимание на внешность. Это публичная профессия, человек должен быть обаятельным, привлекательным, он должен быть чем-то озарен, талантлив. Это все входит в понятие внешности, внешность - не просто хорошенькая мордочка. Типажами при приеме мы не руководствуемся, они нас не волнуют. Для человека, поступающего в Щукинский институт, важно иметь душу. Не просто в интернете взял рассказик, выучил наизусть и шпарит, это не интересно. А когда он этот текст сделал своим и ему хочется рассказать про что-то - про войну или про любовь, не важно - вот тогда это другое дело.

Такого, например, чтобы абитуриентке сразу отказывали из-за лишнего веса, быть не может, это ерунда. Только если девушка весит под сто пятьдесят - двести килограмм, а это явно нездоровая полнота. Я училась на одном курсе с Гундаревой Натальей Георгиевной , да, у нее была большая фигура и много веса, но это не значит, что каждая толстая отъевшаяся девочка - Гундарева.

Легенды абитуриентов - это полный бред. Речь идет о лучшей театральной школе мира, Европы точно. Легенды абитуриентов есть две: я пришел, пукнул и меня сразу взяли, а вторая - я вошел и мне сразу сказали «спасибо, не надо».

Приходит очень много психически нездоровых людей. Таких слушаешь долго, чтобы не обидеть, не расстроить. Есть особенные дети, им кажется, что они могут быть актерами. Человека, допустим, с тиком тоже нельзя обидеть, но их нет времени слушать, потому что в день приходит по сто человек и больше. На первом прослушивании слушаем быстро, потому что проверяем материал, есть ли внешность, обаяние, выговаривает ли буквы. На следующем туре слушаем поподробнее, конкурс - очень подробно.

Если говорить об опыте набора, то я могу посмотреть в стоящую толпу и понять, что вот это не наш человек, я такого не хочу, я хочу высокого, красивого. Я хочу, чтобы у него была фактура, чтобы он потом снимался в кино, чтобы он этой профессией мог зарабатывать деньги. Я хочу набрать курс, который будет создавать славу училищу и себе, работать в профессии.

Олег Кудряшов, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель мастерской в ГИТИСе


Нужны, в первую очередь, способные талантливые люди, хорошо бы еще музыкальные, с хорошим певческим голосом. Я уделяю большое внимание музыкальной стороне обучения, поскольку считаю, что музыка должна являться главным предметом в обучении актера не только музыкального театра, но и драматического.

Лицо и глаза - зеркало души, я меньше всего обращаю внимание на то, что можно назвать смазливостью, на красивенькие кукольные лица. Мне очень важно живое, разнообразное, подвижное лицо, подвижные глаза, подвижные мышцы, которые очень хорошо реагируют на любое внутреннее движение. А такого критерия, что надо набирать только красивых молодых парней и девушек, у нас нет.

Первая главная ошибка абитуриентов на прослушиваниях - они излишне стараются. Они слишком волнуются и выдают лишнее. Во-вторых, они чрезвычайно настаивают на своем решении в отношении материала. Программа становится невероятно агрессивной, очень активной, и из-за этого зачастую теряется суть.

Русская театральная школа уникальная и известна на весь мир. О многом говорит хотя бы тот факт, что молодые актеры и режиссеры по всему свету до сих пор признают и изучают знаменитую систему Станиславского.

Именно поэтому многие иностранцы предпочитают постигать драматическое искусство в России – на родине великих режиссеров, драматургов и писателей. Однако если вы все же решили учиться актерскому мастерству за рубежом, вам стоит с особым вниманием подойти к выбору достойного учебного заведения.

Представляем вашему вниманию 5 лучших театральных школ мира, обучение в которых даст великолепный старт вашей актерской или режиссерской карьере!

1. Yale School of Drama, США

Школа находится в Коннектикуте, США, и является отделением Йельского университета, предлагающим обучение всем возможным театральным дисциплинам, включая: актерское искусство, сценический дизайн, режиссерство, драматургию, театральную критику, сценаристику и театральный менеджмент.

По утрам студенты школы изучают теорию в классных комнатах, а с середины дня до вечера здесь продолжаются практические занятия и репетиции. Большинство репетиций проводится на базе местного учебного театра Yale Repertory Theatre, а вечерами студенты работают над собственными проектами и реализуют свои творческие замыслы на базе Yale Cabaret.

Кроме того, несколько раз в неделю все учащиеся посещают театральные постановки своих сокурсников и преподавателей, а также регулярно наведываются в театры Нью-Йорка, находящегося всего в 2 часах езды от школы. В свободное время студенты школы активно занимаются спортом и организуют различные мероприятия совместно с учащимися Школы искусств и Школы архитектуры.

Школа славится практическим подходом к процессу обучения, широкими возможностями для творческой самореализации и такими выпускниками, как Мерил Стрип, Пол Ньюман, Сигурни Уивер и другими.

2. Royal Academy of Dramatic Art (RADA), Великобритания

Академия была основана в Лондоне в 1904 году и является старейшим и наиболее престижным театральным вузом Великобритании. Студенты академии изучают все базовые театральные дисциплины, а преподают здесь профессиональные актеры, режиссеры и драматурги, имеющие лицензию на преподавательскую деятельность.

Академия активно сотрудничает с другими престижными учебными заведениями, включая Центральную балетную школу, Лондонскую академию музыки и драматического искусства и Северную школу современного танца. Обучение здесь строится на индивидуальном подходе к студентам, а также на совмещении современных тенденций и старейших театральных традиций.

В частности, здесь ставят Шекспира, Гоголя и Чехова. В состав RADA входят пять театров и один кинотеатр, обширная библиотека, классы для теоретических и студии для практических занятий, мастерские, комнаты отдыха, студенческие бары и т.д.

Список выпускников академии по-настоящему впечатляет. Например, здесь получали образование Тимоти Далтон, Энтони Хопкинс, Вивьен Ли и другие.

3. The Juilliard School, США

Расположенная в Нью-Йорке, школа является одним из крупнейших учебных заведений страны в области музыки и искусств. Драматическое отделение вуза было основано в 1968 году, и сегодня здесь можно получить диплом, степень бакалавра или магистра. Поступить в академию очень сложно, ежегодно на учебу зачисляется менее 10% от всех абитуриентов, но огромный конкурс того стоит, Джульярдская школа – это настоящая Мекка для молодых актеров.

Учебные программы здесь рассчитаны на 4 года. В свое время выпускниками драматического отделения школы стали такие актеры, как Робин Уильямс, Кевин Спейси, Марсия Кросс, Вэл Килмер и другие.

4. National Institute of Dramatic Art (NIDA), Австралия

Университет находится в Кенсингтоне, пригороде Сиднея, и входит в Топ-10 драматических школ мира по версии The Hollywood Reporter.

Вуз был основан в 1958 году, и сегодня здесь предлагаются учебные программы в области актерского мастерства, режиссуры, дизайна и т.д. Конкурс на зачисление в учебное заведение огромен, сюда поступает только 1 из 100 абитуриентов, таким образом, например, на программы актерского мастерства ежегодно принимаются только 20-25 новых студентов.

Помимо программ бакалавриата и магистратуры, здесь также предлагаются краткосрочные курсы и образовательные программы.

Кампус университета включает в себя 4 театра, различные студии и самую крупную в Австралии тематическую библиотеку, включающую 45,000 книг по искусству и истории, а также 26,500 пьес.

Ежегодно университет ставит порядка 20 спектаклей, а обучение здесь построено на балансе теоретических и практических занятий. Выпускниками драматического факультета вуза в свое время стали Кейт Бланшетт, Мел Гибсон и другие.

5. American Conservatory Theater, США

Театр расположен в Сан-Франциско, Калифорния, здесь регулярно ставятся классические и современные спектакли. При этом театр не является учебным заведением, но в нем предлагается популярная учебная программа в области актерского мастерства, рассчитанная на 3 года. Студенты, уже имеющие степень бакалавра, по окончанию программы могут получить диплом магистра, всем остальным выдаются профессиональные сертификаты.

Популярность программы обусловлена тем, что обучение происходит в условиях реально действующего крупного театра, а в рамках практики студенты играют на одной сцене с именитыми актерами.

Институты актерского мастерства США хорошо известны за пределами Штатов. В рейтинге университетов, специализирующихся на обучении исполнительским видам искусств от QS World University Rankings 2016, первое место занимает именно американское учебное заведение - The Juilliard School. А выпускники театральных вузов США блистают на лучших подмостках мира и покоряют ковровые дорожки международных кинофестивалей, прославляя имена своих альма-матер.

Программы актерского образования в США

Студенты, выбравшие в качестве основного направления своей учебы театр, изучают самые разные аспекты драматического искусства - начиная от дизайна костюма, заканчивая актуальными тенденциями в современном театре. Не остаются в стороне и другие медиа: студенты могут целенаправленно готовиться к актерской или режиссерской карьере в кино и на телевидении.

Степень, которую получают будущие актеры, режиссеры и сценаристы по завершению обучения в университете называется Bachelor of Arts (BA) или Bachelor of Fine Arts (BFA). Некоторые вузы предлагают также магистерские программы - Master of Fine Arts.

Надо сказать, что изучать актерское мастерство или историю театра можно не только в институтах актерского мастерства. Подобные программы предлагают многие гуманитарные колледжи. Однако на рынке труда во всех странах мира выше всего ценятся именно дипломы специализированных школ.

Лучшие университеты актерского мастерства в США

The Juilliard School, Нью-Йорк

The Juilliard School много лет удерживает звание лучшего учебного заведения мира, обучающего будущих актеров, музыкантов, танцоров. В 2016 году школа в очередной раз возглавила глобальный рейтинг университетов, специализирующихся на обучении исполнительским видам искусств , от QS World University Rankings.

Yale School of Drama, Нью-Хейвен

Yale School of Drama занимает в указанном выше рейтинге 25-ю позицию. В школе есть программы по всем театральным специальностям: актерское мастерство, дизайн костюма, дизайн освещения, дизайн звука, режиссура, драматургия и драматическая критика, театральный менеджмент и др. В копилке учебного заведения больше бродвейских постановок и номинаций на Tony Award, чем у любой другой театральной школы Америки.

Tisch School of the Arts, Нью-Йорк

Tisch School of the Arts готовит не только театральных актеров. В списке программ школы фигурируют также такие курсы как игра в кино и на телевидении. Среди персон, связанных с Tisch, множество знаменитых кино- и театральных актеров, режиссеров, драматургов и продюсеров: Энн Хэтуэй, Вуди Аллен, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун, Дебра Мессинг и др.

UCLA, Лос-Анджелес

В отличие от многих других учебных заведений в рейтинге, UCLA не является театральным вузом. Однако университетские программы подготовки актеров, танцоров, режиссеров уверенно конкурируют с аналогичными курсами в специализированных вузах. Многие выпускники UCLA сегодня работают на Бродвее и в Голливуде.

Также в Топ-25 попали такие американские учебные заведения как 25 UC San Diego, The Old Globe & University of San Diego Shiley Graduate Theatre Program, Columbia, A.R.T. at Harvard, CalArts, Rutgers, Carnegie Mellon, American Conservatory Theater, DePaul, University of Washington, UC Irvine, USC School of Dramatic Arts, Brown, Boston University, University of North Carolina, University of Wisconsin, Actors Studio Drama School at Pace University.

Стоимость обучения в университетах актерского мастерства в США

Обучение в престижном театральном вузе в Америке стоит немалых денег. Например, год учебы в Yale School of Drama обойдется в сумму порядка 30 000 долларов. На учебные материалы, проживание и питание придется потратить еще около 20 000 долларов в год.

При этом многие американские вузы не прочь оплатить (полностью или частично) учебу талантливым студентам. В том же Yale School of Drama максимальный размер стипендии достигает 35 500 долларов.

Как правило, стипендии присуждают на основании академических успехов студента, портфолио работ, включающего фото-, видео- и другого формата материалы и/или прослушивания.

Pace University , занявший в рейтинге The Hollywood Reporter 25-ю позицию, тесно сотрудничает с Фондом Кевина Спейси, который выделяет стипендии для студентов театрального отделения.

Размер финансовой помощи составляет 10 000 долларов в год - четверть от общей стоимости обучения в Actors Studio Drama School. Ежегодно стипендию присуждают 7 выдающимся студентам, выбравшим специализацию в следующих областях: актерское мастерство, театр, музыкальный театр, режиссура, театральное/кинопроизводство.

Если вы планируете стать актером Голливуда и уже купили билет в Лос-Анджелес, поздравляем - вы очень самонадеянный человек. Специально для таких, как вы, продюсер кино и ТВ Алина Тригубенко изучила Голливуд изнутри и выяснила, в каких американских школах учат актерскому мастерству и стоит ли тратить на них свои кровные сбережения

Л ос-Анджелес — идеальный сад для взращивания и правильного ухода за актерским талантом. В городе, как грибы, растут и открываются новые школы, мастерские, студии, университеты. Способствуют тому идеальный климат, географическое положение для съемок и покровительствующая Венера — планета красоты, творчества, гармонии, тщеславия и артистизма.

Я четко осознала, что хочу отдать зародыш своего актёрского таланта в любящие, заботливые руки мастера, который не сделает из меня икебану, а аккуратно, направляя к источнику творческого канала, даст взрасти тому, что уже решило взойти.

Полтора месяца своей жизни я посвятила тому, что ходила по Лос-Анджелесу в поисках интересных школ и изучала атмосферу, методику коучей и их возможности. Ниже — 10 самых толковых и полезных учебных заведений, которые мне удалось обнаружить.

Школа Иваны Чаббак


Ивана Чаббак очень раскручена во всем мире и последние годы особенно популярна в России и Европе. Школа имеет три уровня обучения: новичкам нужно пройти определенное количество занятий, месяцев или лет с разными преподавателями introductory class, затем (или же сразу, при наличии какого-то опыта в профессии) перейти в advanced class. Только после этого, а также если Ивана выберет именно ваше резюме из сотен или вы оплатите ее частный курс, вы попадаете лично к ней.

Правда, все классы Иваны переполнены и никто не гарантирует, что вы сможете еженедельно получать заветные комментарии мастера в адрес своей игры. Но и здесь есть плюс: побыть наблюдателем, увидеть работу преподавателя с другими тоже довольно полезно. Особенностью техники Иваны стал приоритет интеллектуального труда над работой тела, к тому же принцип актерской игры у нее построен на использовании сексуальной энергии. Все преподаватели школы обучают студентов по авторской технике Чаббак, прекрасно изложенной в книге "Мастерство актера".

Вероятность попасть к самой Иване не так высока, но есть. Каждый сам решает, стоит ли заниматься у малоизвестного преподавателя под прикрытием ее бренда, который, кстати, прославили звездные ученики Чаббак — Бейонсе, Шарлиз Терон, Джессика Бил и другие. В этой школе, как и в некоторых других, есть прекрасная возможность познакомиться с кастинг-директорами, агентами и продюсерами.

Margie Haber Studios


Это студия имени известного коуча Марджи Хэйбер. Прежде чем попасть на занятия к Марджи, здесь тоже сперва необходимо отучиться какое-то время у других преподавателей. Если вы уже достаточно много снимались, то шансы увеличиваются.

Особенность этой школы в том, что все уроки записываются на камеру. Полезный опыт: запись безжалостно обнажает ошибки, нервозность и недоработки. Говорят, Холли Берри осталась очень довольна системой Марджи под названием "Три Пи", которая, согласно обещаниям, убирает: Panic (панику), Pain (боль), Performance anxiety (страх неудачи) и привносит в роль "большое Пи" — Power (силу). Брэд Питт, Винс Вон, Кристин Дэвис, Молли Симс и другие тоже брали уроки у Марджи, но отзывов, правда, не оставили.

Школа Ларри Мосса


Один из самых именитых преподавателей актерского мастерства всея Америки — Ларри Мосс. Он признается, что ненавидит актеров Лос-Анджелеса за позерство, поверхностность и отсутствие усердия, с которым работают их нью-йоркские коллеги.

Ларри воспринимает каждого студента прежде всего как человека, а потом уже как актера. Будто под лупой рассматривает он его внутренний мир, сострадательно отправляет каждого к психотерапевту, причем прописывает доктора в обязательном порядке несколько раз в неделю. Ларри не терпит лентяев и халтурщиков — разнесет в пух и прах, но, правда, с любовью, по-отечески. Все его ученики обязаны работать голосом и телом, владеть техникой Александра (западная альтернатива методу Станиславского) и навыками сценической речи, быть очень образованными и умными. Именно поэтому актеры на его занятиях совершенно иного уровня, чем на большинстве других воркшопов.

Возможность попасть к Ларри есть только четыре раза в году — два раза в Нью-Йорке и два в Лос-Анджелесе. Но всегда можно прийти на аудирование, то есть понаблюдать за работой мэтра и заодно насладиться трудом профессионалов, известных и не очень актеров. Не факт, конечно, что вы увидите там Леонардо ДиКаприо, Хилари Суонк и Хелен Хант, которых Ларри готовил к их звездным ролям, но вдруг вам повезет? Судя по списку наград своих учеников, Ларри приносит удачу.

Школа под названием Larry Moss Studio не имеет никакого отношения к Ларри Моссу. Она принадлежит Мишель Дэннер, бывшему партнеру по бизнесу Ларри, с которой тот однажды прекратил работать, но изменить название школы или забрать бренд с собой не смог.

Sharon Chatten Studio


Шэрон Чаттен держит маленькую студию, преподает сама и принципиально не хочет ставить школу на поток. Это женщина с характером, у которой занимаются в основном уже состоявшиеся актеры и знаменитости вроде Ванессы Уильямс, Уилла Смита, Джима Керри или Кэмерон Диаз. Шэрон берет далеко не всех и предъявляет к кандидатам жесткие требования. Ее подход к обучению — и телесный, и интеллектуальный. Актер обязан изучить каждый нюанс произведения, понять каждый оттенок смысла и, что еще более важно, очистить свои тело и речь от зажимов и прочей шелухи, мешающей свободной игре. Многих учеников Шэрон действительно раскрывает, но большинству она зачастую кажется слишком деспотичной и критически настроенной.

Anthony Meindl Actor Workshop


Отличающаяся от других школ философия Anthony Meindl Actor Workshop очень близка русским, с нашим вечным поиском смысла жизни и фатализмом. Энтони Мейндл делает большой акцент на духовный аспект актерского мастерства. В Лос-Анджелесе духовность и эзотерика сейчас в моде — каждый пятый гуру и просветленный. Под статистику попадают и преподаватели.

В этой школе вы обучаетесь актерскому ремеслу и заодно проходите тренинг личностного роста. Как говорят ученики, Энтони заглядывает в потаенные уголки вашей души, меняет жизнь, помогает раскрыть любовь к себе и развить самооценку. Кармен Электра, к примеру, считает, что именно Мейндл подарил ей тотальную уверенность в себе и раскрепощенность, а значит, и восхищение зрителей.

Ruskin School & Theatre


Джон Раскин — ученик знаменитого Сэнфорда Мейзнера (американского актера и преподавателя) и носитель его техники. В Голливуде любят ссылаться на знакомство с Мейзнером и называть его своим учителем, но чаще всего это оказывается чистым блефом. Джон в этом смысле — приятное исключение. В кабинете на видном месте он держит неоспоримое доказательство — фотографию с мэтром.

В Ruskin School & Theatre есть дневные и вечерние группы, для новичков и профи. Люди без опыта, уже состоявшиеся актеры или просто те, кому нужно раскрыть себя, проходят классы начального уровня. Занятия больше напоминают сеансы психотерапии: в мягкой, доверительной атмосфере каждый вытаскивает из своего сознания то, что мешает ему найти гармонию с самим собой и раскрыться, чтобы пойти навстречу миру и успеху. Уроки проводятся два раза в неделю. Сначала студенты работают над личностью и учатся чувствовать настроение и состояние партнера, а уже спустя месяц принимаются собственно за актерское мастерство. По выходным для особо продвинутых, то есть уже действующих актеров, преподают известные люди индустрии — Энтони Хопкинс, например. Принцип тот же, что и в других студиях: сценка и разбор на 20—30 минут.

У этой школы есть три плюса. Во-первых, она дает возможность рассмотреть себя и свой талант под разными углами. Во-вторых, дарит роскошный шанс подружиться с профессионалами и быть замеченным. В-третьих, если вы хорошо себя покажете, вам могут предложить стать актером театра при школе. С точки зрения связей и перспектив — прекрасный опыт.

Сам Джон Раскин — интересная, вовлеченная личность, каждый урок он пропускает через себя и создает атмосферу радости, спокойствия и уверенности. Все его ученики обычно становятся друзьями.

Berg Studios


Не слишком раскрученная школа, чистая жемчужина в океане активно промотирующих себя студий, агрессивно зарабатывающих деньги.

В этой студии, в отличие от большинства других, важнее имени, славы и денег — настоящее искусство, обучение, передача знаний и мастерства, постижение невыразимого, волшебство. Все три преподавателя школы очень профессиональны, заинтересованы в прогрессе и успехе каждого ученика; они прекрасно дополняют друг друга, у каждого очень глубокий подход и уникальная методика расслабления, познания себя и высшего смысла искусства актерской игры. Помимо сценического мастерства есть много приятных бонусов: занятия по разбору сценария с проникновением в историю, культуру, дух времени, семинары приглашенных профессионалов индустрии и многое другое. Здесь хорошие возможности для налаживания полезных связей: актеры у Берга снимаются в топовых фильмах ("Доктор Хаус", "Человек-паук", "Хэнкок", "Звездные войны", "Подмена").

Грегори Берг, основатель студии, на мой взгляд, настоящий гений. Он необъяснимо тонко чувствует, что и как нужно сказать своему ученику, моментально находит необходимый рычаг для того, чтобы выключить фальшь и заставить вас прожить жизнь героя. Простые слова, простые советы — но в этой простоте кроется вся суть.

Школа Эрика Морриса


Известный в Голливуде преподаватель и автор потрясающих книг. У Морриса маленькая школа с особой атмосферой. Трогательный, обаятельный, добрый, он тоже сосредоточен на искусстве, а не зарабатывании денег, излучает любовь с уверенностью и проявляет высокий профессионализм. Преподает исключительно сам — в его студии легко раскрыться и вылезти из скорлупы, которая мешает настоящему мастерству. Своя, очень интересная методика, основанная на телесности и чувствовании.

Актерские школы в Лос-Анджелесе — весьма прибыльная индустрия. Помимо действительно талантливых преподавателей попадается много тех, кто пока добился немногого и снялся в кино от силы раза три. У Эрика же цифры весьма внушительные: преподает уже больше 53 лет, снялся в 25 фильмах, 85 шоу, 50 пьесах. В отличие от многих других коучей, он не станет заполнять дыру непрофессионализма упоминанием громких имен актеров, якобы своих учеников. Кстати, предисловие к его книге No Acting Please написал Джек Николсон.

Howard Fine Acting Studio


Говард Файн, основатель этой школы, был назван лучшим преподавателем актерского мастерства в Лос-Анджелесе в 2006 году по версии журнала Backstage West. В его студии улучшают свои навыки в основном уже профессиональные актеры. Все занятия построены вокруг личности самого Говарда, на его весьма субъективном вкусе. Очень специфическая техника, которая подойдет не всем. Но если вы сойдетесь в интересах, студия предложит вам качественные занятия по вокалу, речи, импровизации и технике Александра. Благодарности в адрес Говарда пишут известные режиссеры и актеры, например Мартин Кэмпбелл ("Казино "Рояль", "Маска Зорро"), Крис Пайн ("Звездные войны") и Виктория Берроуз ("Хоббит").

Студия Лизы Робертсон


Здесь очень мягкий, женский, уважительный, аккуратный подход к ученикам. Лиза помогает каждому бутону раскрыться в свое время, в своем режиме и стиле. В отличие от многих других школ, здесь нет навязывания определенной техники и специальных инструментов. Главное — раскрыть свое видение, чувствование. После занятий из студии Лизы не хочется уходить. Она работала со многими актерами из саги "Сумерки", а также из популярных сейчас в Америке сериалов Walking Dead и The Riches.

В Лос-Анджелесе очень много соблазнов, но если у вас есть четкая цель и понимание пути, то все эти прекрасные пафосные тусовки со знаменитостями и без, не дадут свернуть в сторону и увести от понимания первостепенной важности труда, работы, усердной, ежедневной, даже в каком-то смысле бесстрашной. Изучать себя — самое неожиданное, захватывающее и рисковое путешествие. Никогда не знаешь, где и кем вынернешь. Успехов!

© В. Богданов / РИА Новости

Желающие учиться на актера пробуются нередко во все театральные вузы - Щепкинское училище, Щукинское училище, Школу-студию МХАТ и РАТИ/ГИТИС (и даже в один нетеатральный ВГИК). Большинству неважно куда - лишь бы взяли. Среднестатистический абитуриент понятия не имеет о том, куда он поступает и чем одна школа отличается от другой. Поэтому, уже стоя под заветной дверью, делятся слухами, более или менее фантастическими. Больше всего мифов на тему того, в каком вузе на что смотрят. В цене любые подробности: «все зависит от типажа»; «во ВГИК могут взять даже 25-летних, а в театральные вузы берут молоденьких»; «во МХАТе нужны мальчики»; «ГИТИС и Щука - школы более игровые»; «Щука похожа на цирк: здесь нужно выкинуть какой-нибудь номер»; «а ГИТИС как большая психбольница»; «во МХАТ в этом году набирает Рыжаков: ходят слухи, что на прослушивании мальчишек просят читать рэп».

В Щепке, как утверждают, приветствуется определенный типаж: статные русские парни богатырского телосложения и благовоспитанные девицы с косой и высоким голосом. Студентка актерско-режиссерского курса ГИТИСа рассказывает, что в период учебы в Щепке играла одних только бабушек с Урала, потому что щепкинская школа ориентирована на амплуа и внешность решает все. Студенты Школы-студии МХАТ полагают, что в ГИТИСе легче получить скидку на фактуру: «Во МХАТе меня никогда, ни разу не просили предъявить характерность, а в ГИТИСе мне сразу сказали: “Почитай как пьяная”». А сами гитисовцы говорят обратное: «У нас педагоги не подгоняют тебя под готовую схему, а пытаются разглядеть твою индивидуальность и идти от нее. В ГИТИСе смотрят на твой внутренний мир, а в Щуке - на внешность». Про то, какую именно внешность ценят в Щуке, показания расходятся с точностью до наоборот. Кто говорит, что сюда берут однотипных красавцев и красавиц, из года в год одних и тех же: высоких, темноволосых и «героичных». А кто - что в Щуке любят смешных, чудных, этаких дурачков, и чем моложе, тем лучше. Ректор Щукинского училища Евгений Князев уверяет: «Бывает, к нам поступают те, которые не проходят никуда: роста маленького и голос не такой - а мы находим в них какую-то индивидуальность».

Школа-студия МХАТ - вуз, наиболее открытый новым веяниям. Студенты тут чувствуют себя на хорошем счету, уверенно говорят о своих перспективах и легко идут на сравнение с другими театральными школами: «В Щуке больше внимания уделяют движению, но там у студентов слишком много свободного времени: актеры учатся полтора часа в день - это на третьем-то курсе! А у нас свободной минуты нет. Занятия по мастерству проходят два раза в день, утром и вечером, иногда приходится готовить по два этюда сразу. А в ГИТИСе занятия мастерством три раза в неделю - ну как это может быть?»

© Сергей Пятаков / РИА Новости

Щепкинское училище лидирует в первую очередь в обеспечении безопасности. На вахте ГИТИСа я набрала номер деканата актерского факультета, представилась, и меня сразу пропустили. В Щуке охранник сам вызвался вылавливать мне актеров в толпе абитуриентов. А охрану Школы-студии МХАТ я и вовсе миновала незамеченной. Щепкинское училище было первой (и, признаться, единственной) школой, в которой с меня потребовали официальное письмо на имя ректора и служебный пропуск, удостоверяющий право задавать вопросы студентам и абитуриентам Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России. Это была первая традиция, с которой я столкнулась, едва переступив порог старейшей театральной школы.

От новых веяний студентов тут охраняют примерно так же рьяно. Воспитывают в духе патриотизма. Щепкинцы в разговоре со мной не стеснялись пафоса и возвышенных слов: Щепка хранит классические традиции, а традиции - это хорошо; классику уловить сложнее, чем современность; театр всегда был отражением социальной жизни; ставить пьесы нужно как написано; театр должен отсеивать пошлость; любое действие должно быть психологически оправданно; все должно быть по-настоящему, как в жизни. Спрашиваю: «Какой спектакль из последних понравился, запомнился? В каком театре?» - «В Малом. Последний потрясающий спектакль - “Пиковая дама”… Не помню, чья постановка».