Айсберги в атлантическом океане чаще всего встречаются. Ледяные горы в океане

Предварительный просмотр:

Географический брейн-ринг

для 8-9 классов

«Наш дом – планета Земля»

Правила игры:

  1. Команда выбирает капитана
  2. Капитан отвечает за порядок в команде, за дачу ответов: или отвечает сам, или даёт эту возможность другому.
  3. Команды должны быть вежливы по отношению к членам своей команды и по отношению к другой команде.
  4. Команде запрещается спорить и перечить жюри и ведущему.
  5. Право первого хода разыгрывается, последующее право хода получает команда, выигравшая предыдущий конкурс.
  6. Ответы оценивает жюри.
  7. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  8. Во время игры будут два типа заданий: на время и на скорость. Время – 2-3 минуты. Если задание на скорость, то выигрывает команда, ответившая быстрее и правильно. Если ответ неверный, право ответа получает другая команда, если же и они ответили неверно, то вопрос передаётся зрителям. Два раза на один и тот же вопрос отвечать нельзя.
  9. Жюри, за плохое поведение команды, может снять у неё 1 балл

Ход игры:

Вступительная часть.

1. Жеребьёвка команд.

2. Выбор капитанов.

3. Представление команд.

4. Клятва жюри:

Мы, члены жюри, именем великих географов, положив руку на символ географии – модель Земли, торжественно клянёмся:

*Быть честными и справедливыми

*Быть объективными

*Судить знатоков, невзирая на лица, но взирая на знания.

Клянёмся, клянёмся, клянёмся!!!

5. Ведущий:

Пусть кипит борьба,

Сильнейший пусть победит в нашем соревновании.

Судьбу решит пусть и судьба,

А также ваши знания!

6. Разыгрываем право первого хода:

В каком районе Земли дуют лишь южные ветры? (на Северном полюсе)

1 конкурс «Аукцион имён знаменитых географов»

В течение 3 минут команды должны написать как можно больше фамилий людей, внёсших вклад в развитие географической науки.

*Сколько имён – столько и баллов

2 конкурс «Этот удивительный мир географии»

Команды выбирают себе по два раздела географии, ведущий задаёт им вопросы.

* За каждый правильный ответ по три балла.

а) «Ориентирование»

На этом небольшом, необитаемом островке, затерявшемся среди Тихого океана, в результате кораблекрушения оказались представители разных народов. Они соорудили плот, на котором рассчитывали доплыть до ближайшей, населённой людьми суши. Но в какую сторону плыть на нём? У товарищей по несчастью по этому вопросу завязался спор. Ночью мы можем ориентироваться по созвездию, которое называется Арктос, - предложил грек. Мои предки – римляне, - возразил итальянец, выбирали для этого только созвездие Урса. А мои – созвездие под названием Утыган, - молвил монгол. Я знаю точно, что ни одному из перечисленных созвездий не уступит в правильности определения направления на север созвездие «Бээр», - сказал англосакс. Наши моряки повели бы нас, ориентируясь исключительно на колесницу, - вздохнув, промолвил араб. Да, так мы скоро не договоримся, - прервал друзей русский. Затем он предложил каждому нарисовать то, что они предложили. После чего не песке каждый изобразил предложенные ими созвездия. При этом все они оказались точной копией одного и того же созвездия из 7 звёзд. Какое это созвездие?

Ответ: Это созвездие Большая Медведица . Оно было известно как важный небесный ориентир с древних веков. Среди находок археологов, среди рисунков, на каменных плитах и металлических пластинах можно встретить изображения 7 звёзд созвездия Большая Медведица. Уже в глубокой древности оно служило людям, и они полагали нужным хранить его изображение. Жители Древней Индии так же ещё 6 или 7 тысяч лет тому назад знали о полярных странах, в которых зимой долгие чёрные ночи, знали о белом «застывшем» море и о белых медведях, которые водятся в тех краях. Они также знали, что дорогу в эту холодную страну указывают 7 ярких северных звёзд. Во многих произведениях древних авторов эти северные страны называли «страной медведей». Наверное, именно по этой причине созвездие, показывающее путь на север, и назвали Большой Медведицей.

Команда «Виктория»

б) «Гидросфера»

Что именно описал географ М.Ф.Мори в своей книге: «Есть река в океане: она не высыхает во время сильных засух и не разливается во время самого большого половодья. Берегами её и руслом служат холодные воды, между которыми быстро струятся её тёплые синие воды. Нигде на земном шаре нет столь величественного потока. Он быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса обеих рек, взятых вместе, не составит тысячной доли объёма воды, который несёт он»?

Ответ: Это тёплое океанское течение Гольфстрим.

в) «Природное явление»

«…Здесь всё пропитано запахом серы. Склоны покрыты диковинными цветами из кристаллической серы, белесые узоры из нашатыря, розы тончайшей работы. Везде видны кремнистые отложения солей минерализированной воды. Это отложения то жемчужного, то коричневого, то ярко-оранжевого оттенков. Вокруг множество озерков и просто лужиц самого разного цвета от небесно-голубого и бирюзового до кирпично-красного. В зарослях шеломайника фыркают и плюются грязевые котлы, а на склонах каждый сантиметр попыхивает, булькает…»

Ответ: Это гейзеры.

г) «… Страшная, убийственная вещь это. В ней гибель всего живого. Она – роковая ошибка небес, дефект сложного механизма солнечной системы. Она ужасна, но в то же время и великолепна. Она убийственна, но едва ли на земле можно найти зрелище более прекрасное, чем она. Пока она длится, людям и животным грозит смерть и безумие. Её приход возвещается ранними сумерками. А потом приходит страшный час, и на страну обрушиваются злые духи. Далеко на юге в лесных хижинах потомки первых переселенцев рассказывают своим детям чудесные сказки о небесном Летучем Голландце, а на Севере жители шепчут друг другу: «Злые духи разыгрались, и бесы затмили своими чарами солнечный лик». И многие томительные месяцы длится борьба за существование, в которой побеждает сильнейший….» (Джеймс Оливер Кервуд. «Молниеносный»)

Ответ: Это полярная ночь.

д) «Минеральные ресурсы»

Его можно встретить и в горах в виде кристаллов. По-другому его называют галит, и происходит это название от греческого слова «галлос». Это единственный минерал, который можно употреблять в пищу. По цвету он преимущественно белый, можно встретить бесцветным. Иногда из-за примесей других минералов приобретает интенсивно синий или красный цвет. Что это за минерал?

Ответ: Соль

3 конкурс «География и поэзия»

Вам нужно определить, какие географические названия пропущены.

* за каждый правильный ответ – 3 балла

Моет жёлтый ….

Раскалённые ступени

Царственных могил.

/М.Ю.Лермонтов/

№2. Чтоб лежать мне на кургане,

Над рекой могучей,

Чтобы слышать, как бушует

Старый …. под кручей.

/Т.Шевченко/

№4. Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить,

Там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я ….

/М.Ю.Лермонтов/

№3. …., …..,

Весной многоводной

Ты не так заливаешь поля.

Как великою скорбью народной

Переполнилась наша земля.

/Н.А.Некрасов/

№5. Тешу сердце игрою

Слов, что сам отыскал.

Это кто за горою?

За горою ….

/А.Прокофьев/

№6. Что Ока полноводная вскоре

Станет Волгой, великой рекой,

И увидит …. Море,

Волго-Дон, а за ним Гидрострой.

/А.Николаев/

Ответы:

№1 – Нил; №2 – Днепр; №3 – Волга;

№4 – Кавказ; №5 – Байкал; №6 – Каспийское.

Команда «Юные географы»

4 конкурс «Художник»

Играют парами. Ведущий завязывает игрокам глаза, они с закрытыми глазами рисуют глобус с тремя параллелями и тремя меридианами.

5 конкурс «Обгонялки»

* по 1 баллу за каждый правильный ответ

  1. Самое мелкое море России (Азовское)
  2. Самое глубокое озеро России и мира (Байкал)
  3. Самое большое по площади озеро России и мира (Каспийское)
  4. Самый большой полуостров России (Таймыр)
  5. Самый большой остров России (Сахалин)
  6. Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
  7. Самая Высокая гора России (Эльбрус)
  8. Самая многоводная река России (Енисей)
  9. Самый большой по площади речной бассейн в России (Обь с Иртышом)
  10. Город России с самыми северными в мире плантациями чая (Сочи)
  11. Город России с самыми высокими зимними температурами (Сочи)
  12. Город России с самыми низкими зимними температурами (Оймякон)

6 конкурс «Конкурс капитанов»

Кто больше составит слов из слова АНТАРКТИДА и кто самое большое.

*по одному баллу за каждое слово + 3 балла за самое большое слово

7 конкурс «Географические ассоциации»

По предложенному логическому ряду надо угадать географический термин

*по два балла за правильно угаданный термин

№1:

Волна , землетрясение, скорость, опасность, бедствия (цунами)

№2:

Река, море, испарение, облако, осадки (круговорот воды)

№3:

Ветер, океан, бутылка, письмо, Куросио (течение)

№4:

Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот (водопад )

№5:

океан, лёд, гора, опасность, Титаник (айсберг)

№6:

Землетрясение, предупреждение, баллы, Рихтер, пишет (сейсмограф)

№7:

Рай, ад, 5000 видов, колибри, жук-геркулес (Сельва, Амазонский лес)

№8:

Жара, сухо, амплитуда, мираж, дюна (пустыня)

8 конкурс «Ребусы»

Нужно написать как можно больше угадать ребусов

9 конкурс «Пять подсказок»

№1

1.Здесь собирается вода примерно с половины континента

2. Его площадь равна 7 млн.км. 2

3. Он расположен в Южной Америке

4. на нём находится река Амазонка и её притоки

5. Это территория, с которой в р.Амазонка собирается вода

(Бассейн реки Амазонка)

№2

  1. Температура выше, чем вокруг.
  2. Не замерзает вода.
  3. На скалах гнездятся птицы
  4. Он находится в Антарктиде
  5. Такой есть в пустыне

(Оазис в Антарктиде)

№3

  1. Он находится на Восточно-Европейской равнине
  2. Он находится в стране «Озёр и гранита»
  3. Он расположен на реке Сунна
  4. Там сейчас заповедник с одноимённым названием
  5. Его высота 11 метров.

(водопад Кивач в Карелии)

10 конкурс «Географическая дуэль»

За 4 минуты команды должны как можно больше назвать географических приборов. За каждый правильный прибор – 1 балл.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Выступление жюри.

Первое место заняла команда «Юные географы»

2 место – команда «Виктория»


11. Льды в океане.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила".

Лёд – это твёрдая фаза воды, одно из её агрегатных состояний. Чистая пресная вода замерзает при температуре, почти равной нулю (ниже нуля всего на 0,01-0,02°C). В то же время вода, очищенная в лабораторных условиях до максимально возможной степени и находящаяся в спокойном состоянии, может быть охлаждена без образования льда до температуры минус 33°C. Но мельчайший кусочек льда или иной крошечный предмет, помещенный в такую переохлаждённую воду, мгновенно вызовет бурное образование льда.

Нормальная океанская вода, солёность которой равна 35 ‰ , замерзает при температуре минус 1,91°C. При солёности 25 ‰ (Белое море) вода замерзает при температуре минус 1,42°C, при солёности 20 ‰ (Чёрное море) – при минус 1,07°C, а в Азовском море (солёность 10 ‰) поверхностная вода замерзает при температуре минус 0,53°C.

Замерзание пресной воды не изменяет её состава. По-другому обстоит дело при замерзании морской воды. Замерзание начинается с образования тонких, вытянутых ледяных кристалликов, в которых совершенно нет соли. Постепенно, когда начинают смерзаться комочки этих кристалликов, в лёд попадает соль.

Солёность морского льда, т.е. солёность воды, образующейся при его таянии, составляет в среднем около 10% солености океанской воды. С течением времени и этот показатель снижается, и многолетний лёд может быть почти пресным.

Объём льда на 9 процентов больше объёма воды, из которой он образовался, т.к. в кристаллической решетке льда упаковка молекул воды упорядочивается и становится менее плотной. Поэтому плотность морского льда меньше плотности морской воды и колеблется в пределах 0,85-0,94 г/см 3 . Вот почему плавучие льды возвышаются над поверхностью воды на 1/7 – 1/10 своей толщины.

Прочность морских льдов заметно ниже, чем пресноводных, но она возрастает с понижением температуры и солёности льда. Наибольшую прочность имеют многолетние льды.

Лёд толщиной 60 см, образующийся на пресноводных водоёмах в разгар зимы, может выдерживать нагрузку до 15-18 тонн, если, конечно, эта нагрузка приложена не сосредоточенно, а в виде, скажем, грузовой платформы на гусеничном ходу, опорная поверхность которой равна примерно 2,5 м 2 .

На этом месте мы сделаем небольшое отступление, но совсем не лирическое. Ладожское озеро, как известно, имеет лишь слабое отношение к океанам и океанским льдам. Но мы хотим напомнить, что в 1941-1942 годах по этому озеру была проложена ледовая «Дорога жизни», которая спасла жизнь многих десятков тысяч людей. С героической и драматической историей строительства и эксплуатации этой легендарной дороги жизни обязательно должны ознакомиться наши молодые читатели.

В океанах лёд образуется в высоких и умеренных широтах. В приполярных районах льды сохраняются по нескольку лет. Эти многолетние, так называемые паковые льды наибольшей толщины достигают в центральных районах Северного Ледовитого океана – до 5 метров. Таяние морских льдов начинается тогда, когда их температура превысит минус 23°C. В Арктике летом толщина льда за счёт таяния его верхних слоёв может уменьшиться на 0,5-1,0 метр, но за зиму снизу может намёрзнуть до 3-х метров льда. Эти многолетние льды постепенно выносятся течениями в умеренные широты, где относительно быстро тают. Считается, что продолжительность жизни арктического льда, образующегося у берегов России, составляет от 2 до 9 лет, а антарктические льды существуют ещё дольше. Наибольших размеров ледовый покров в океанах достигает в конце зимы: в Арктике он к апрелю занимает площадь около 11 млн.км 2 , а к сентябрю в Антарктике – около 20 млн.км 2 . Если говорить о постоянном ледовом покрове , то он составляет 3-4 процента всей площади Мирового океана.

Ледовый покров может состоять не только из припая , т.е. неподвижного, примёрзшего к берегу льда, но и подвижных дрейфующих льдов. При сильном ветре, совпадающем по направлению с морским течением, дрейфующие льды могут проходить расстояние до 100 км в сутки.

Падающий снег часто создаёт на льду большие сугробы. Снег постепенно смерзается, увеличивая толщину ледового покрова. Иногда ураганные ветры ломают лёд, создавая высокие торосы. По такому льду, если говорить об Арктике, может передвигаться разве что белый медведь, да и то с большим трудом.

Но в океане также находится лёд, образовавшийся на суше. Это так называемые айсберги – огромные глыбы пресного льда (нем. Eisberg – ледяная гора). Айсберги поставляются в океан материковыми ледниками полярных широт. Самый большой на Земле ледниковый покров находится в Антарктике. Его площадь составляет 13,98 млн.км 2 , т.е. в 1,5 раза больше площади Австралии. При этом площадь самого материка Антарктиды оценивается в 12,09 млн.км 2 . остальное приходится на льды, покрывающие чуть ли не весь шельф Антарктиды. Средняя толщина антарктического льда составляет 2,2 км, а наибольшая – 4,7 км. Объём льда оценивается в 26 млн. кубокилометров. Огромная тяжесть льда вдавила этот материк в земную кору. В результате значительная часть поверхности Антарктиды лежит ниже уровня моря. Ледник Антарктиды ежегодно получает из снега 2000-2200 км 3 льда и примерно столько же теряет на айсберги. Конечно, этот баланс точно подсчитать невозможно. Поэтому в научном мире нет пока однозначного ответа на вопрос о том, увеличивается или уменьшается Антарктический ледник.


Айсберги в виде огромных глыб, похожие на горы, медленно сползают с материка в море, а затем с грохотом обрушиваются в воду. В Антарктиде наибольший объём льда в виде айсбергов дают два гигантских шельфовых ледника, надвигающихся на моря Росса и Уэдделла. Например, шельфовый ледник Росса имеет площадь, превышающую 500 тысяч км 2 , а толщина льда здесь достигает 700 метров. В море Росса этот ледник подходит в виде огромного ледяного барьера длиной почти в 900 км и высотой до 50 метров.

Вокруг Антарктиды постоянно плавает около 100 тысяч айсбергов. Комплексное , в том числе наблюдение за айсбергами, ведут работающие здесь 35 научных станций из разных стран. Россия имеет здесь 8 научных станций, США – 3, Великобритания – 2. Антарктические научные станции имеют также Украина, Польша, Аргентина и другие государства.

Международно-правовой режим Антарктиды и других территорий, расположенных южнее 60° ю.ш., регулируется Договором об Антарктиде от 1 декабря 1959 г.

В Северном полушарии основным поставщиком айсбергов в океан является Гренландия. Считается, что ежегодно от ледников этого острова откалывается до 15 тысяч огромных обломков льда. Отсюда они выплывают в один из самых оживлённых районов Атлантического океана.

Айсберги откалываются также от ледников островов Северного Ледовитого океана – Земли Франца-Иосифа, Новой Земли, Северной Земли, Шпицбергена и Канадского арктического архипелага.

В целом ледники занимают 16,1 млн. км 2 суши, из них 14,4 млн. км 2 приходится на ледниковые покровы (85,3% - на Антарктиду, 12,1% - на Гренландию). По площади и объёму воды ледники занимают второе место на Земле после Мирового океана, а по содержанию пресной воды они превосходят все реки, озёра и подземные воды, вместе взятые.

По форме айсберги бывают столообразными и пирамидальными. Столообразная форма характерна для антарктических айсбергов, которые образуются при их отделении от огромной массы льда однородной структуры. Когда ледники движутся сравнительно быстро, форма отколовшихся кусков чаще напоминает пирамиду. По мере неравномерного таяния подводной и надводной частей айсберги принимают различные, самые причудливые формы, а с потерей остойчивости они могут опрокидываться.

Айсберги могут достигать огромных размеров. Особенно крупные айсберги образуются из шельфовых ледников Антарктиды. В 1987 году с помощью спутников Земли в районе моря Росса был обнаружен айсберг длиною 153 и шириною 36 км.

От этого же ледника в 2000 году откололся айсберг, получивший название B-15. Этот гигант имел площадь более 11000 км 2 . Если бы льдина такой площади оказалась на Ладожском озере, то она закрыла бы 63% поверхности этого большого (17,7 тыс.км 2) озера.

Масса подобных гигантов может исчисляться сотнями миллионов и даже миллиардами тонн. А ведь это чистая пресная вода, нехватку которой уже давно ощущают многие страны.

Теплоёмкость таяния льда очень велика. Чтобы растопить 1 грамм льда, требуется 80 калорий, не считая тепла, которое необходимо, чтобы согреть лёд до нуля градусов. Не случайно уже давно возникли проекты буксировки айсбергов к берегам таких приморских государств, как Япония, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ. Расчеты показывают, что айсберг «средних» размеров: длиной в 1 км, шириной 600 м и общей высотой 300 м за время пути буксировки, например, из Антарктиды в Саудовскую Аравию потеряет не более 20% своего объёма. Начальный вес такого айсберга составил бы около 180 млн. тонн (в воде он значительно меньше). Если буксировка айсберга таких размеров остаётся пока технически непростой задачей, то доставка сравнительно небольших обломков льда объёмом в 200-300 тысяч кубометров вполне выполнима и уже время от времени осуществляется указанными выше странами.

Отколовшись от ледников, айсберги, подхваченные течениями и подгоняемые ветрами, иногда уплывают далеко за пределы полярных областей. Антарктические айсберги достигают южных берегов Австралии, Южной Америки и даже Африки. Айсберги Гренландии проникают в Северную Атлантику до сорокового градуса северной широты, т.е. широты Нью-Йорка, а иногда и южнее, достигая Азорских и даже Бермудских островов.

Дальность плавания айсбергов и время их существования в океане зависят не только от направления и скорости морских течений, но и от физических свойств самих айсбергов. Очень большие и глубоко промороженные (до минус 60 градусов) антарктические айсберги существуют по нескольку лет, а в отдельных случаях даже десятилетий.

Гренландские айсберги тают значительно быстрее, всего за 2-3 года, т.к. они не столь велики по размерам и температура их промерзания не больше минус 30 градусов.

Какую опасность представляют плавающие ледяные горы для судоходства, объяснять излишне. Не раз столкновения с айсбергами приводили к катастрофам на море. Но ни одна из таких катастроф не может сравниться с трагедией, разыгравшейся в начале XX века в Северной Атлантике.

В наши дни опасность столкновения с айсбергами существенно уменьшилась по сравнению с временами «Титаника». На морских судах, в портах, на искусственных спутниках Земли установлена достаточно надёжная радиолокационная и другая аппаратура для слежения, оповещения и предупреждения об опасности встречи с айсбергами. В северной части Атлантики, где пролегают оживленные морские пути, постоянно находится на вахте специальный ледовый патруль . Он предупреждает капитанов судов о местах нахождения крупных айсбергов. В Международный ледовый патруль входят 16 стран. Его корабли обнаруживают айсберги, предупреждают о местонахождении айсбергов и направлении их движения. В функции ледового патруля входит также борьба с айсбергами, которая ведётся при помощи взрывов, использования зажигательных бомб, тёмной окраски ледяных глыб, например, путём нанесения слоя сажи на поверхность айсберга для ускорения процесса таяния и т.д.

Однако принимаемые меры не могут быть исчерпывающими. Айсберги появляются в океане по законам природы. Никто не может полностью гарантировать морские суда от ледовой опасности. Океан велик и часто таит в себе опасности, к которым всегда необходимо готовиться заранее.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

В декабре прошлого года фотографу Алекс Корнелл (Alex Cornell) во время своей экспедиции в Антарктиду, посчастливилось сфотографировать удивительный айсберг необычного голубого цвета. Оказалось, что айсберг перевернулся и стала видимой та часть айсберга, которая обычно находится под водой. Очень красивый цвет, я ничего подобного раньше не видела.




Видео того, как айсберги могут поворачиваться:

Просто красиво

После этих фотографий мы с Осей много говорили об айсбергах, и вот разные интересные факты, которые можно рассказать детям:

1. Как образуются айберги

Они откалываются от больших шельфовых (т.е. плавучих или опирающихся на дно) ледников.

Можно в цветной воде с пеной запустить маленький кораблик и несколько замороженных льдин. И устроить исследование - что именно плывет перед кораблем - просто гигантская льдина или настоящий айсберг?

- В пластиковых формах (например, от мороженого) можно заморозить плоские льдины, если не наливать туда много воды.
- Неровный лед получится, если заморозить воду в помятых пластиковых стаканчиках. Только сильно лучше не мять, а то они трескаются.
- Отдельно можно заморозить воду в специальных формах для льда, и потом эти ледовые кусочки легко друг к другу прилипнут и можно будет сделать разные "айсберги".

Мы проверяли, действительно ли айсберг не тонет, и на сколько он погружается в воду.

2. Виды айсбергов. Айсберги бывают столообразными, куполообразными и пирамидальными. Айсберг с ровной поверхностью легко принять за остров. И на нем удобно жить, если ты пингвин.

А еще бывают айсберги "сухой док" - середина такого айсберга лежит ниже поверхности воды.

Мы пытались делать айсберги разной формы, получается очень смешно. Лучший айсберг - изо льда в миске для салата.
Заодно мы обсуждали нижнюю часть айсберга. Ученым известны случаи, когда айсберги дрейфовали против течения. И Ося долго отгадывал, как это может быть? А все дело в том, что над поверхностью возвышается лишь третья или четвертая часть всего айсберга, остальная же погружена в воду, и ее настолько много, что она "управляется" активными подводными течениями.

3. Самый большой айсберг :
В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся самый большой известный айсберг (B-15) в истории, достигающий 295 км в длине и 37 км. Представить это очень трудно, как мне кажется.

4. Интересно, что эти ледяные гиганты могут преодолевать огромные расстояния . Например, айсберги из Арктики доплывают почти до Бермудских островов, расположенных на расстоянии 4 000 км от места их образования. А вот антарктические айсберги можно увидеть в районе бразильского города Рио-де- Жанейро. А это более 5 000 км от побережья Антарктиды!

5. Уплывающие так далеко айсберги могут быть очень опасны для судоходства . Всем известна трагическая судьба английского пассажирского лайнера «Титаник», который столкнулся 14 апреля 1912 года с огромным айсбергом, и в результате затонул. Вскоре после этого был создан Международный ледовый патруль, который следит за движением айсбергов и предупреждает суда о возможной опасности. И с начала работы ледового патруля в северной Атлантике от столкновения с айсбергами не погиб не один человек.

Очень интересно, что оказывается, существует буксир айсбергов. В океане с крупными айсбергами борется судно «Atlantic Eagle».

Его единственной задачей является сдвинуть айсберг на несколько градусов от нежелательного курса. Когда буксир приближается к айсбергу, то его команда с помощью радара получает изображение подводной части айсберга. Затем буксир обходит вокруг него, огибая льдину и разматывая сотни метров мощного троса. Сделав петлю, оба конца закрепляются на судне огромными скобами. Затем наращивая мощность судна, сдвигают айсберг с места. Все это может быть очень опасно, потому что если айсберг вдруг решит перевернуться, то он вызовет огромную волну или расколется, и это может привести к затоплению корабля.

6. Цвет айберга

Молодые айсберги белого цвета, они состоят из льда и пузырьков воздуха. Эти воздушные пузырьки образуются в леднике, от которого откалывается айсберг. Когда снег спрессовывается и превращается в ледяные крупинки, часть воздуха тоже «запрессовывается» в лед и может занимать до 15% объема айсберга. При движении ледника в нем образуются трещины. Их заполняет вода, которая, в отличие от снега, замерзает без пузырьков. Тогда в айсберге появляются голубые прожилки: это лед, свободный от воздуха.
Так появляются айсберги в полосочку.

Пишут, что вот в этом айсберге при дрейфе в трещины попала и замерзла морская вода с водорослями:

А еще встречаются «черные» айсберги: они образуются, когда ледник начинает двигатья и «снимает» с поверхности слои горной породы или грунта, которые позже в его толще образуют черный цвет. А еще черный цвет в айсбергах может быть остатком вулканической пыли, которой покрыты их материнские ледники.


Полосатые айсберги :

Стивен Казловски (Steven Kazlowski) снял эти величественные природные ледяные скульптуры, которые выточены морской водой и полярными ветрами на западной оконечности Антарктики. Отколовшиеся айсберги плавают в антарктических водах годами, и годами мать-природа, как искусный скульптор, творит замысловатые фигуры.

Колоннада в айсберге - не фотошоп!

Айсберг (нем. Eisberg, «ледяная гора») — крупный, свободно плавающий кусок льда в океане или море.

Как правило, айсберги откалываются от шельфовых ледников.

Природа айсбергов была впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Ломоносовым.

Поскольку плотность льда составляет 920 кг/м³, а плотность морской воды — около 1025 кг/м³, около 90 % объёма айсберга находится под водой.

В 2000 году от шельфового ледника Росса откололся в результате механической абляции наибольший известный на данный момент айсберг B-15 площадью свыше 10000 км².

Весной 2005 г. его осколок — айсберг B-15A — имел длину более 115 километров и площадь более 2500 км² и всё ещё являлся крупнейшим наблюдаемым айсбергом.
Айсберг, отколовшийся от шельфового ледника Росса, названный B7B, размером 19 на 8 километров (площадь льда больше площади Гонконга) был замечен в начале 2010 года, при помощи спутниковой съемки NASA и ESA, на расстоянии примерно 1700 километров к югу от Австралии.

Первоначальный размер этого айсберга составлял около 400 квадратных километров.

Айсбергов такого размера, так далеко от источника своего происхождения за последние сто лет наблюдений отмечено не было.

На то, чтобы уплыть так далеко на север у айсберга B7B ушло около 10 лет. Координаты айсберга B7B на начало 2010 года — -48.8, 107.548° ю. ш. 107° в. д. / 48.8° ю. ш. 107.5° в. д..

Если айсберг синего цвета, скорее всего ему более 1000 лет.

Тёмно-синий цвет имеют т. н. «чёрные» айсберги, недавно перевернувшиеся в воде.

Айсберги представляют очень большую опасность для судоходства. Один из наиболее известных примеров столкновения айсберга с судном — гибель «Титаника» в 1912 году.

Их далеко уносят морские течения. И удивительное дело — иногда ледяные горы плывут как будто бы против течения.

Происходит так потому, что над поверхностью воды возвышается только восьмая или девятая часть всего айсберга, остальная погружена глубоко в воду, где течение порой противоположно тому, что на поверхности.

Над поверхностью моря айсберги могут достигать высоты 100м.

Плывущая в теплых водах ледяная гора обычно бывает окутана плотным туманом — это водяной пар более теплого воздуха сгущается над ее холодной поверхностью.

Самые крупные айсберги рождаются гигантскими ледниками Антарктиды.

Время от времени в леднике образуются глубокие трещины, и он раскалывается на отдельные блоки.

Рождение айсберга — эффектное зрелище. Огромная масса льда с грохотом, напоминающим чудовищной силы взрыв, обрушивается в воду.

Даже относительно небольшая ледяная гора, толщиной 150 м, длиной 2 км и шириной полкилометра, содержит в себе почти 150 млн. тонн пресной воды, причем очень высокого качества.

Этого количества воды хватило бы на целый месяц такому гигантскому городу, как Москва, с многомиллионным населением.

В США разрабатываются проекты транспортировки айсбергов к многомиллионному городу Лос-Анджелес, к портовым городам Южной Америки, Африки, Австралии.

Оказавшись в воде, айсберг отправляется в плавание.

Течения рано или поздно выносят его в более теплые широты, где его омывают теплые воды и он медленно тает под лучами солнца.

Но особенно крупные айсберги успевают продвинуться далеко на юг, если это арктические айсберги, или далеко на север, если — антарктические.

Всего за год от ледяного покрова Арктики отрывается около 26 тыс. айсбергов.

В течение года примерно 370 айсбергов создают угрозу для навигации. Поэтому в открытом океане за ними ведется неусыпное наблюдение специальной службы.

На айсбергах практикуется строительство обитаемых исследовательских баз.
Уже сейчас иногда практикуется отбуксировка айсбергов в засушливые районы.

Источники информации и некоторых фотоматериалов.

Урок – игра для 6 класса
Цели: развить внимание, мышление, помочь легче усвоить учебный материал, научить находить взаимосвязи между различными географическими объектами и процессами, увлечь предметом
Оборудование : контурные карты, конверты с шарадами, ребусы, письма «капельки-путешественницы»
Ход игры
Урок – игра состоит из 6 конкурсов.
1 конкурс « Немая карта»
Каждой команде учитель раздает контурные карты, на которых цифрами обозначены 20 объектов. Участникам игры за 2 минуты нужно подписать как можно больше названий отмеченных географических объектов. При выполнении задания не разрешается пользоваться атласом. Правильный ответ оценивается в 3 балла.
^ 2 конкурс «Географические ассоциации»
Учитель читает по очереди задания, ассоциации каждой команде. Командам при этом необходимо угадать слово, используя предложенный логический ряд и объяснить ход своих рассуждений. Правильный ответ оценивается в 2 балла.
Задания:

  1. Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)

  2. Река, море, испарение, облака, осадки. (Мировой круговорот воды)

  3. Ветер, вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (Течения)

  4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (Водопад)

  5. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)

  6. Мел, раковина, море, осадок, дно. (Горные породы органического происхождения)

3 конкурс «Путешествие капельки-невидимки»
Каждой команде выдается письмо «капельки-путешественницы». Почитав его, необходимо обозначить на контурной карте все описанные капелькой географические объекты. Правильное задание оценивается в 5 баллов.

Я маленькая капелька-невидимка. Однажды я пролилась с дождем на поверхность самого глубокого озера мира . Из этого озера я выбралась по единственной вытекающей из него реке и попала в крупнейшую из рек России, впадающих в Северный Ледовитый океан . С поверхности океана я испарилась и вместе с моими сестрами-капельками образовала облако. Это облако перенес ветер, и я пролилась с дождем на Русскую равнину. Дождевая вода просочилась в грунтовые воды. Грунтовые воды попали в большую реку, впадающую в море-озеро . Из этого моря-озера я снова испарилась, попала в облако, и ветер перенес это облако далеко к берегам большой реки, начинающейся от слияния рек Бия и Катунь.

Долго рассказывать обо всех моих путешествиях, но после я еще успела побывать в водах самого соленого в мире моря , проплыть по самой длинной реке Африки , упасть с высоты самого высокого в мире водопада и искупаться в самой полноводной реке на планете.
На контурной карте должны быть отмечены: озеро Байкал, река Ангара, река Енисей, река Волга, река Обь, Мертвое море, река Нил, водопад Анхель, река Амазонка.

^ Конкурс 4 «Географические шарады»
На столе лежат 4 конверта, в которых написаны шарады. Представителям от команд необходимо выбрать по 2 конверта и правильно отгадать географическую шараду. Правильный ответ оценивается в 1 балл.

Вот вам легкая шарада:

К ноте «Н» прибавить надо.

Нота больше не поет,

А рекой она течет. (Дон)
Первое – летучая вода,

В бане русской встретите всегда.

А второе – есть машины марка

Из российского, ребята автопарка.

Все же вместе – Франции столица,

Этот город модницам всем снится. (Пар + «Иж» = Париж)
Первое можно из снега слепить,

Грязи кусок может тоже им быть.

Ну, а второе – мяча передача,

Важная это в футболе задача.

Целое люди в походы берут,

Ведь без него они путь не найдут. (Ком + Пас = Компас)
С «Ч» - по небу я гуляю

И грозу вам предвещаю.

С «Л» - я город на реке

От Москвы невдалеке.

Пряник мой и самовар

Знают все: и стар и мал (Туча – Тула)
^ Конкурс 5 « СТО»
Необходимо отгадать слова, являющиеся географическими понятиями, названиями и именами, в которых есть числительное 100.

СТО __ - сторона света (Восток)
__ СТО __ - начало реки (Исток)
СТО __ __ __ __ - главный город страны (Столица)
__ __ __ __ __ __ __ СТО __ - город России, порт на Тихом океане (Владивосток)
__ __ __ СТО __ __ __ - имя мореплавателя, открывшего Америку (Христофор Колумб)

^ Конкурс 6 «Географические ребусы»

Необходимо разгадать как можно больше ребусов за 5 минут. Правильный ответ оценивается в 2 балла.




После проведения всех конкурсов подсчитывается количество заработанных баллов и объявляется победитель.