Ахтырка где. Ахтырка

Небольшой украинский город Ахтырка, входящий в состав Сумской области, расположен на берегу одноименной реки, через полтора километра впадающей в реку Ворскла. Ахтырка выступает административным центром Ахтырского района, однако в состав его не входит, и Ахтырского городского совета, к которому, кроме нее, также относится ряд сел.

Через город протекают реки Гусинка и Криничная, а сам населенный пункт окружают лесные массивы. Ахтырка находится в крайней южной части Сумской области и имеет умеренный климат. Благодаря живописной природе, окрестности города изобилуют множеством домов отдыха и уютными курортными местечками.

По состоянию на 2001-й год население Ахтырки насчитывало около 50 тыс. человек.

История городка берет начало со времен украинских казаков и крестьян, переселившихся с Правобережной Украины и основавших Ахтырку на месте, где ранее располагалось старославянское городище. В письменном виде Ахтырка впервые упоминалась в 1641-м году, когда входила в состав Речи Посполитой.
Спустя 6 лет город отошел к России.

В период 1655-1658 гг. здесь был образован Ахтырский слободской казачий полк, административно подчиняющийся белгородскому воеводе. В то время полком считалось не только военное подразделение, но и сама административно-территориальная единица, на которой данный полк формировался и содержался.

По прошествии 10-ти лет, царским указом, казацкое самоуправление на Слобожанщине было ликвидировано, и Ахтырка получила статус уездного города Харьковской губернии. В 1923-м году уезд упразднили, и город стал центром округа, а через 2 года – райцентром в пределах столичного на тот момент Харьковского округа. В 1932-м году Ахтырский район вошел в состав Харьковской области, а, по истечении еще 7-ми лет, присоединился ко вновь сформировавшейся Сумской области. Городом областного значения населенный пункт стал в 1975-м году.

Прежде всего, Ахтырка слывет нефтяной столицей Украины и наибольшим центром газодобывающей промышленности страны. Именно нефтедобыча выступает самой главной отраслью экономики города. Тем не менее, карта Ахтырки указывает и на интересные достопримечательности, имеющиеся здесь.

Главным украшением города и его основным православным храмом является , возведенный с 1753-го по 1768-й гг. Ныне он числится в списке историко-архитектурных памятников Украины, имеющих национальное значение.
Выполненное в стиле барокко, здание построено из кирпича и является трехчастным в плане. Интерьер украшают пилястры, лепка и живопись. Подвергшийся разрушениям в ходе Великой Отечественной войны, собор был отреставрирован в 1970-1972 гг. Примечательно, что сооружение представляется уникальным по своему объемно-пространственному решению - в архитектуре украинского барокко аналогов ему нет.

Кроме того, к ансамблю вышеописанного собора относятся и . Так, церковь-колокольня, также как и храм, выполнена в стиле барокко и имеет нотки классицизма. Состоит из трех ярусов, на первом из которых размещается церковь, два же верхних предназначены для колоколов.

Христорождественская церковь, в свою очередь, больше похожа на дворец, нежели на культовое здание. Имеет неповторимое объемно-пространственное и декоративное решение.

Следующим самобытным строением духовного характера выступает величественный , еще называемый Юрьевской церковью. Он имеет давнюю историю – со времен, когда в 1660-х гг. была возведена первая Георгиевская церковь. По истечении лет она обветшала и несколько раз была реконструирована, однако, в 1860-м году на ее месте было решено построить новую. Строительство длилось ни много ни мало 45 лет. Освященный в 1905-м году, храм функционировал не долго, так как в 1920-м году был закрыт и частично разграблен большевиками. Лишь в 1933-м г. церковь была передана общине Украинской православной церкви.

Помимо культовых объектов, есть в Ахтырке и традиционный , занимающий старинное двухэтажное здание в самом центре города – ранее здесь располагался частный особняк. Куда же, как не в музей следует идти любознательным путешественникам, желающим узнать историю конкретного населенного пункта в деталях? Так и здесь, в Ахтырском музее, демонстрируются предметы старины, фотографии и книги на историческую тематику. Кроме того, имеются в нем и личные вещи писателя-земляка И. Багряного. Все желающие могут воспользоваться отдельной услугой – экскурсией, проводимой сотрудниками музея как по самому городу, так и по его окрестностям.

Насладиться красивейшими видами, а, кроме того, увидеть еще одну ахтырскую достопримечательность, можно, направившись к север-западу от города. Именно там, на горе, покрытой зеленью, красуется – один из самых древних во всей Украине!
Месторасположение, занимаемое монастырем, поражает своей красотой, а дополняет восхитительный пейзаж река Ворскла, которая как-будто обвивает подошву этой горы по кругу.

Заключительной частью путешествия по Ахтырке может стать приятная поездка в , располагающийся на территории Великописаривского, Ахтырского и Тростянецкого районов Сумской области. Парк призван сохранять, воссоздавать и рационально использовать типичные и уникальные в своем роде природные комплексы Левобережной лесостепи. В их числе – поймы реки Ворсклы, имеющие важнейшее значение во многих сферах.

Основой заповедника выступают урочище «Литовский Бор» и Бакировский гидрологический заказник. Парк разбит на зоны: есть заповедная, в которой запрещено какое-либо вмешательство в природу, и рекреационную, предназначенную для отдыха людей.

Ахтырка – милый городок, в котором граничат активная нефтепромышленность и восхитительные архитектурные сооружения, проживающие свою неспешную жизнь. Увенчивает общий образ города чудесная природа и здешние реки, дарящие прохладу и бодрость.

Wiki: ru:Ахтырка en:Okhtyrka uk:Охтирка de:Ochtyrka

Ахтырка в Сумской области (Украина), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы - места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 59,5 км на юг от Сумы. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.

Всего 3 редакций, последнее 3 года назад сделано mucha из Пушкино

Ахтырка - город в Сумской области (48 тыс. жителей) на примерно равном удалении от Харькова, Полтавы и Сум через показанный Тростянец. В прошлом - исторический центр Слободской Украины, отвоёванной у Дикого поля земли, отданной царём тем, кто решил ради сохранения православной веры поменять правый берег Днепра на правый берег Дона. Ныне - центр украинской нефтедобычи и просто очень колоритный городок, по духу скорее "восточный", чем "центральный".

Ахтырку основали по недоразумению: в 1640-х годах Россия строила Белгородскую засечную черту по границам Дикого поля, краешком - крепостью Вольнов - выходившую и к перифериям Речи Посполитой. Напротив русской крепости поляки, не растерявшись, начали строить свою на Ахтыр-горе, и тут ВНЕЗАПНО оказалось, что строят-то они её на русских землях - границу определили по Полянскому миру 1635 года, но так и не размежевали, и после долгой тяжбы поляки таки отдали крепость русским за год до восстания Хмельницкого. И хотя сами укрепления были срыты, населённый пункт остался, и стал закономерной "точкой конденсации" для переселенцев. Поток их не ослабевал: сначала на Левобережье были десятилетия Руины, а по её итогам одна половина украинцев оказались в православной России, зато другую половину поляки взялись переформатировать с удвоенной силой - для них и был запущен царским правительством проект "Слободская Украина" в непаханных на степях, где прежде ходили кочевники. В 1658 году Ахтырка стала центром полка слободских казаков, пятого по счёту (после Острогожского, Сумского, Харьковского и Изюмского) и последнего. Впрочем, город (получивший этот статус уже в 1703 году) с самого начала рос скорее торговым, чем военным (так, в 1707 году здесь была основана первая в России табачная фабрика), и к середине 18 века Ахтырка была крупнейшим из городов Слобожанщины. Но центром созданной в 1765 году Слободско-Украинской губернии стал Харьков, какое-то время ещё сохранились 5 провинций в границах казацких полков, но в конце 18 века отменили и их, введя стандартные для России уезды. К началу ХХ века Ахтырочка представляла собой крепкий уездный город с 23 тысячами жителей. Позже она сполна хлебнула и гражданской, и Великой Отечественной войн (в которую её теряли и освобождали дважды), при Советах превратившись в промышленный городок, мне чем-то неуловимо напомнивший Маленький Харьков. На момент поездки даже здешняя топонимика ещё не декоммунизировалась, так что гулял я в Ахтырке по улицам Фрунзе, Октябрьской, Ленина...

Улица Фрунзе ныне называется Сумская, и на ней я покинул маршрутку да пошёл неспеша на юг, в сторону центра. Слева - краснокирпичный Аграрный колледж 1920-х годов, необычного для своей эпохи вида полу-дореволюционного, полу-сталинского:

Справа - больница начала ХХ века, при виде которой я отчётливо представил ужасного в своей благостности доктора Рагина:

Домики по Сумской. Как и в Харькове, о многих зданиях так и не скажешь, до революции они построены или после, только в Харькове чаще встретишь "протоконструктивизм" 1910-х, а в Ахтырке "запоздалый модерн" 1920-х:

Нередкость деревянные дома, как где-нибудь в России (даже с берёзками):

Чудная хата с верандой, при виде которой хочется верить, будто она осталась от казацких полков:

В одном месте ко мне подошёл пожилой мужичок, завязал разговор каким-то неловким вопросом, и не отпускал меня минут 15, рефреном повторяя "Как хорошо, что вы сюда приехали!" (в смысле - что из России приехал).

Домик с кадра выше крупным планом:

Таких осталось мало, четырежды штурмованный город застроен в основном многоэтажками. Зато в Ахтырке чрезвычайно красивые девушки:

По совету одного из встречных заглянул в мебельный магазин в проходной бывшего завода медицинской мебели - дело в том, что промплощадка занимала казары Ахтырского полка... но уже не казацкого - в 1765 году на смену слободским казакам пришли гусары, самыми известными из которых были ахтырские в своих коричневых мундирах из реквизированного у парижских капуцинок сукна. До Парижа Ахтырский полк дошёл под руководством небезызвестного генерал-поэта Дениса Давыдова , а до того успел прославиться в войнах "с туркою" под Очаковом и Измаилом. Самым, впрочем, известным ахтырским гусаром был поручик Ржевский , на самом деле вымышленный персонаж, в фольклор и литературу вышедший из стихов Давыдова, а имя обретший лишь в 1940 году в романе Александра Гладкова "Давным-давно...". От ахтырских казарм, увы, остались лишь невнятные фрагменты, самый хорошо сохранившийся из которых - трубарня, то есть подсобка полкового оркестра.

Следующий дом по Сумской - старая гимназия (1902), изначально мужская, но более всего запоминающаяся самодельным школьным планетарием (!) имени 60-летия Октября (1977) с забавной ракеткой на шпиле:

К нему я подошёл и попытался сфотографировать галерею через окна, но тут же за стеклом появился долговязый интеллигентный мужчина, образцовый школьный астроном, и помахал мне рукой в сторону двери, к которой проследовал сам:
-Вы чего здесь?
-Да я турист, город смотрю. Это ведь у вас планетарий? Читал, что он один такой в СССР был, при школе.
-Да, при школе - единственный. А сами вы откуда?
-Из Москвы.
-О, у нас сейчас москвичи редко бывают. Где ночевать будете?
-Да я проездом тут, только вот полчаса назад из Сум приехал, до автовокзала дойду и поеду в Полтаву.
-А казармы наши видели?
-Что за казармы?
-Ну как же, гусарского полка казармы, где Давыдов служил. Это вы чуть-чуть обратно пройдите, зайдите в мебельный магазин и там попросите вас провести.
-Спасибо! А они не действующие?
-Нет, давно не действующие.
-Хорошо, а то к действующим казармам мне бы ходить не хотелось!
-Согласен, - усмехнулся астроном, - в таких местах вам сейчас ходить не стоит.

Но бывшие казармы я уже показал, поэтому идём дальше. Я немного срезал угол и вышел к площади напрямик сквозь гимназию:

Здание с кадра выше - старейший корпус гимназии, уездное училище 1830-х годов. Его фасад глядит на широкое кольцо с "пеньком Ильича" (ломали его тут, кстати, дважды, и первый раз примерно за год до "всех этих событий") и улицами пяти направлений - бывшую площадь Ленина:

Её одну из всей городской топонимики на момент моей поездки успели декоммунизировать, вернув название Успенская площадь. Вот только сам старейший в Ахтырке Успенский собор (1728-38) снесён при Советах:

Движение на площади чей-то крик души на викимапии описывает так: внешний круг - в одну сторону, внутренний - в другую, да ещё и радиальное движение между ними. По краям площади же глазу зацепиться практически не за что... ну, из зданий, имеется в виду, не за что:

Налево, в сторону Харькова, отсюда уходит бывшая улица Ленина, в 2016-м ставшая, внезапно, улицей Победы. Оба названия представлены объектами сразу за поворотом - справа бывшая женская гимназия, при Советах Ленинская школа №1:

Слева - небольшой Монумент Славы, судя по облику поставленный уже в независимой Украине. На стенде дата второго особождения (28.08.43) и надпись по-украински "О тех, кто уже не придёт никогда - помните!". А вот из тех, кто вернулся, был Алексей Берест , 1 мая 1945 года вместе со смолянином Михаилом Егоровым и грузином Мелитоном Кантария поднявший знамя Победы над Рейхстагом. Ему в Ахтырке тоже есть памятник, который я то ли не нашёл, то ли не приметил:

Улица уходит дальше. На самом деле поверить, что в Ахтырке всего-то 40 тысяч жителей - сложно: мощнейшие микрорайоны, огромный базар, от которого на улицах в избытке людей и машин - "на глаз" я дал бы Ахтырке тысяч 120. И хотя серии многоэтажек тут не харьковские, есть в их облике какой-то истинно харьковский размах:

Так как Успенская площадь - главный ахтырский узел, здесь можно упомянуть и не увиденные мной достопримечательность окраин. В Ахтырке есть тупиковая станция (1895) с маленьким вокзалом, но в первую очередь город окружает натуральное ожерелье храмов. У выезда на Харьков необычная церковь Жён-Мироносиц (1817), почти что-ротонда; у выезда на Сумы (откуда я прибыл) мудрёная краснокирпичная церковь Михаила Архангела (1884), а у дороги на Киев западнее Успенской площади - столь же краснокирпичная, но куда более примитивная Юрьевская церковь (1905) и уже за городом некогда один из самых чтимых на Украине, но при Советах почти полностью разрушенный Ахтырский Троицкий монастырь на той самой горе, где когда-то строилась польская крепость. Все они показаны в постах ахтырчанина don_serhio , да и не только храмы, .
Со стороны Киевской улицы к Успенской площади примыкает сквер, часовня в котором напоминает о потерянном соборе:

Напротив всё, что от него осталось - районная администрации в здании церковно-приходской школы начала ХХ века:

По мостику из сквера я перешёл речку Ахтырку:

Но при всей "харьковости" облика Ахтырка всё ж таки Сумщина, о чём напоминаеют Альтанка и деревянные скульптуры на том бережке:

За речкой начинается "самый центр" вдоль улицы Независимости, которая во время поездки ещё называлась Октябрьской - тут уже прямая аналогия. По сути дела это та же Сумская (Фрунзе), только по другую сторону кольца, словом - часть городской "оси". Явно дореволюционные домики в явно советской плиточной облицовке - одна из "фишек" Ахтырки:

Старая электростанция с похожими на трубы башнями:

Внушительный Народный дом (1914), или просто районный ДК:

Заведение напротив которого мне запомнилось своим окошком:

Но в целом живой ткани в Старой Ахтырке даже не главной улице нет - редкие и ничем особым не запоминающиеся домики среди многоэтажек и так и не застроенных с самой войны пустырей:

В перспективе улицы Независимости и собор с заглавного кадра, но пока что свернём в боковые улицы:

На которых многолюдие, обилие машин и вывесок сходу выдают близость рынка:

Красный бок с остатками изящной лестницы принадлежит бывшему Дому офицеров (он же на кадре выше за ветвями справа) - при Советах на смену казаками и гусарам пришли ракетчики. Здесь и стояло то самое ядерное оружие, об утрате которого многие на Украине так теперь жалеют.... но сохранить его в 1990-х Украина не могла технически - вся система управления РВСН, включая всевозможные "защиты от дурака", была завязана на Москву. Что в бывшем Доме офицеров сейчас - точно не знаю:

Зелный домик старожилам известен как Военторг, а рядом самый внушительный из сохранившихся доходник. Внутри у него сохранились лестница и мозаичный пол , но дверь была крепко закрыта:

До Мирогорода я не доехал, поэтому вот - Ахтырский филиал Миргородской лужи:

Пройдя через прибазарный квартал, я нашёл автостанцию, и в кассе поинтересовался, когда ближайший в Полтаву. Оказалось, что на выбор у меня либо доехать в центр соседней области (увы, на Украине тот же глюк с границами областей, что и у нас!) к вечеру, либо обежать всё, что осталось (а осталось самое главное) за полчаса. Недолго думая, я выбрал второй вариант и рванул сквозь базар по кратчайшей прямой.

Выскочив на Октябрьскую у Преображенской церкви (1905):

Такие вот забеги в режиме спортивного краеведения - вообще не редкость в моих путешествиях, хотя в последнее время их стало меньше, так как я научился активнее практиктовать автостоп и рациональнее строить маршруты. Но это очень странное ощущение - мозг словно переводится в режим "турбо", изображение вокруг делается как будто чётче и контрастнее, высвечивая множество деталей, а время... нет, не замедляется, а как бы сворачивается. Я помню ощущение спешки и физическое напряжение от быстрой ходьбы под рюкзаком, но не более того - вспоминая увиденное, я совершенно не ощущаю, что осматривал это всё, считая секунды.

Улица Независимости идёт от кольца до кольца. Её южное кольцо вроде бы до сих пор зовётся Октябрьской площадью, хотя до революции наверняка было Покровской. На северной стороне - ТЦ "Славна", бывший ДК упразднённого завода "Промсвязь":

На восточной стороне площади - памятник революционерам в этой потрясающей экспрессии 1920-х годов (хотя народное прозвище - "жена ведёт пьяного мужа"):

И более простой памятник на братской могиле. По улице на заднем плане мне предстояло в обход рынка бежать на автовокзал, и забегая вперёд скажу, что опоздал в итоге не я, а автобус.

Ну а южная сторона площади - это сердце Ахтырки, не по-уездному внушительный комплекс трёх храмов, напоминающий о былом Слободской Украины:

Центральный Покровский собор (1753-68), откровенно говоря, не впечатлил меня ни на фотографиях, ни в реале... но тут уже дело вкуса, а объективно это один из важнейших архитектурных памятников Украины, которому небезызвестный av4 посвятил статью аж в 4 постах под общим заголовком "Российско-украинский диалог в церковной архитектуре ". Середина 18 века - это пожалуй что золотой век русско-украинских отношений, в прямом смысле слова роман, в котором Россию представляла императрица Елизавета Петровна, а Украину - царицын фаворит Алексей Разумовский. Ещё раньше сложилась самобытная архитектура "слобожанского барокко", которое я бы назвал отдельным от "украинского" - в какой-то момент традиционные для Украины трёхсрубные деревянные церкви на Слобожанщине начали строиться в камне, и облик их с одной стороны определяли традиции покинутого Правобережья, а с другой - влияние русской архитектуры. Так появились соборы или , в брянском Стародубе или воронежском Острогожске, и как итог сляиния традиций - храм в Ахтырке. В общем, хотя по мне так он довольно неказист, но этот храм - точка схождения нескольких архитектурных линий. В нём же до революции хранилась обретённая в 1739 году Ахтырская икона Божьей матери , которой в иных городах посвящают храмы. Правда, подлинник её теперь в Сан-Франциско:

Рядом приземистая, какая-то даже расплющенная Рождественская церковь (1825):

С другой стороны - Введенская церковь-колокольня (1784):

А последняя примечательная ипостась Ахтырки вплотную примыкает к соборам с юга, и речь не о Павле Грабовском - украинском поэте из Слобожанщины, большую часть жизни проведшего в тюрьмах да ссылках и умершего в Тобольске. Но с Тюменской областью эти места связывает не только он:

Это стадион "Нефтяник", близ которого композиция, куда более привычная в каком-нибудь . Не секрет, что на территории нынешней Украины находится один из истоков нефтяной эпохи - Галицкие нефтепромыслы ( , ). Однако и в Центрально-Восточной Украине нефть искали долго и упорно, и даже стоит, по легенде, на месте пробитой ещё царскими геологами разведочной скважины. Те геологи были, однако, на правильном пути: первую УССРовскую нефть нашли в 1932 году под , следы нефтедобычи я уже показывал в , но в итоге центром нефтяного бассейна оказалась Ахтырка, добыча близ которой началась ещё в 1937 году. Галицкие месторождения с той поры исчерпались, и ныне на Ахтырку приходится половина украинской нефтедобычи, на Прилуки - около 20%, а что-то добывают и Ромны, и Полтава, и от тех же полтавчан доводилось слышать, будто бы власти специально не дают добывать нефть и газ на Украине, чтобы навариваться на схемах поставки, а иначе одной Полтавской области хватило бы обеспечить всю страну и экспорт в Европу отобрать у России. Это, конечно, мифы - и по добыче, и по запасам нефти Украина значится где-то около 50-го места в мире.

Но напротив "Нафтовика" - завод "Нефтепроммаш", занявший видимо часть площадки той самой "Промсвязи":

У завода - часовня в память об "афганцах", а за ней очередная старинная школа на ведущей в сторону Полтавы улице Пушкина, заснятая мной уже из окна автобуса, на который я поспешил от "Нафтовика":

Автобус оказался дрянной маршруткой типа "Мерседеса", что конечно лучше, чем "Газель", но не намного. Хотя заводы "Богданчиков" и "Эталончиков" вроде как принадлежат Порошенко, с прошлых приездов этих гораздо более удобных машин стало на междугородних линиях ощутимо меньше. Бусик ехал по маршруту Сумы-Запорожье, часов 8 или 10 в пути, и забит был людьми и баулами до отказа. Я втиснулся на заднее сидение, и слева от меня сидел красивый бородатый дед как из советского кино, а справа - крепкий до жлобовости щекастый парень примерно моих лет. На коленках у деда сидела очаровательно вертлявая девочка, её родители располагались на соседней паре кресел. Дед ехал в Днепропетровск, и регулярно спрашивал у девочки, как переводится тот или иной указатель или вывеска у дороги - украинским языком он напрочь не владел, да и девочка по-русски говорила не намного лучше. Однако как-то понимали друг друга, может быть потому, что хотели понять. Я спросил у деда, как сейчас в Днепропетровске, не опасно ли, и тут в разговор включился сосед с другой стороны:
-Шо такие вопросы задаете? Вы ж не первый день в Украине! Не съели же вас ещё бендеры?
-Ну это здесь не съели...
-Та ну, не верьте вы тому что вам по ТВ говорят! Про распятых мальчиков там и прочих фашистов.
-Нет, во Львов я бы сейчас абсолютно спокойно поехал, а Днепр, Запорожье - это же туда ближе, к войне, там наверное строже следят...
-Та ну ерунда это всё! Алё, мы здесь нормальные люди!
Дальше пошёл разговор о том, где я собираюсь ночевать в Полтаве, что смотреть и так далее. При упоминании хостела на улице Лидова собеседник слегка развоевался, что нет там хостела, хостел у них в другом месте и в конце концов даже приятелю позвонил уточнить, и таки признал после звонка, что хостел на Лидова теперь тоже есть. Мне он много дельного успел рассказать и про устройство Полтавы (но с утверждением, что там живёт 300 тысяч, а не 500, соглашаться отказался наотрез) да про то, где есть галушки и какое брать пиво, и наконец по прибытии поехал со мной на автобусе до центра (куда и ему самому было надо) и прежде чем уйти по своим делам, показал уже "на местности", как дальше идти мне. Это давно, ещё до всех этих событий, подмеченный мной парадокс - желание показать, что "всё не так, как вам рассказывают" порождает чудеса гостеприимства.
. Монастырь.
. Земля горюнов.
. Центр.
. Севернее центра.
. Южнее центра.
. Город со странной геометрией.
. Последний замок Украины.
Ахтырка.
Полтава. Центр.
Полтава. Восточнее центра.
Полтава. Западнее центра.
Полтава. По следам Полтавской битвы.
Кременчуг. Медианный город.
Чигирин и Субботов. Колыбель незалежности.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Центр.
Кировоград (ныне Кропивницкий). Разное.
Прощание с Украиной.
Киев до и после Майдана - посты будут.

Город Ахтырка находится на территории государства (страны) Украина , которая в свою очередь расположена на территории континента Европа .

В каком регионе (области) находится город Ахтырка?

Город Ахтырка является частью региона (области) Сумская область.

Характеристикой региона (области) или субъекта страны является обладание целостностью и взаимосвязью её составных элементов, в том числе городов и других населённых пунктов, входящих в состав региона (области).

Регион (область) Сумская область является административной единицей государства Украина.

Численность населения города Ахтырка.

Численность населения в городе Ахтырка составляет 49 721 человек.

Год основания г.Ахтырка.

Год основания города Ахтырка: 1641 год.

Телефонный код города Ахтырка

Телефонный код города Ахтырка: +380 5446. Для того, что позвонить в город Ахтырка с мобильного телефона, необходимо набирать код: +380 5446 и затем непосредственно номер абонента.

Геральдика

Желтый крест на голубом фоне, который символизирует перекресток дорог и значительное количество церквей, то есть "богомольный город".
Вверху золотое сияние в виде лучей - Божья благодать над городом. К современному гербу добавлен золотой колос пшеницы, что указывает на аграрное направление развития района.

Герб города Ахтырка

Дата принятия: 21.09.1781. В голубом поле золотой крест с сиянием вверху, изображающий знаменитость сего города по великому числу приезжающих богомольцев.

Флаг города Ахтырка

Городской флаг Ахтырки состоит из двух полос – нижняя, составляющая треть ширины полотнища – зеленая; верхняя, белая, слева вверху белой полосы – герб

Ахтырка, Ахтырский район

Район расположен в умеренном климатическом поясе крайней южной части Сумской области. Граничит с Лебединским , Великописаревским , Тростянецким районами Сумской области, Богодуховским районом Харьковской области, Зиньковским , Котелевским районами Полтавской области

Населенных пунктов 1 поселковый совет и 22 сельских

Общая площадь 1,3 тыс. кв. км (5,4% от территории Сумской области). Население района – 32300 чел.

Районный центр г. Ахтырка

Город Ахтырка

Город областного подчинения, центр района, расположен на расстоянии 83 км от областного центра. Население г. Ахтырка с подчиненными сельсоветами – 53200 чел.

Сегодня Ахтырка известна как наибольший центр нефте- и газодобывающей промышленности Украины. Здесь насчитывается 13 промышленных предприятий: ГВУ "Ахтырканафтогаз" ОАО "Укрнефть", ОАО "Нафтопроммаш", ОАО "Охтырсильмаш", ОАО "Швейная фабрика", ОАО "Хлебокомбинат", ОАО "Завод продтоваров", ОАО "Пивоваренный завод", Охтырский филиал АТСП "Правекс-брок", КП "Завод медмеблей", ОАО "Обувное предприятие", СКСМ "Производство стройматериалов", городская типография.

В городе работает 11 школ, гимназия, техникум механизации и электрификации сельского хозяйства, профессионально-техническое училище, филиал Харьковской инженерно-педагогической академии. Здесь насчитывается 15 заведений культуры: 6 заведений клубного типа – районный Дом культуры, 2 городских центры культуры и досуга, Дом молодежи, Дворец культуры AT "Нафтопроммаш", Дворец культуры AT им. Петровского; 6 библиотек; 2 школы эстетичного воспитания детей – музыкальная и художественная; краеведческий музей.

Город имеет центральную районную больницу, которая объединяет городские больницы и сельские Фапи.

Город Ахтырка – спортивный город. Здесь живут и тренируются мастера самбо Ю.М. Меєрович и О.А. Гапонова Ахтырская футбольная команда "Нефтяник" – победитель первенства Украины из футбола среди коллективов физкультуры.

Прекрасный ахтырский край дал миру много выдающихся людей: ученых, писателей, певцов, художников. Это поэт Я.И. Щоголів (1823-1898), поэт-революционер П.А. Грабовский (1864-1902), юморист Остап Вишня (П.Г. Губенко) (1889-1956), поэт, лауреат Государственной премии им. Т.Г. Шевченка П.М. Воронько (1913-1988), писатель, публицист, общественный деятель И.П. Лозовьягин (Багряный) (1906-1963), этнограф, краевед О.Д. Твердохлебов (1840-1918), гравер Г. Сребреницкий (1741-1773), агроном, профессор А.Г. Терниченко (1882-1927). В Охтырке родились первая женщина-планеристка К.А. Грунауер, действительный член Академии медицинских наук СССР, заслуженный деятель науки, профессор С.Г. Миротворцев, основатель и первый ректор Пермского политехнического института Г.Г. Дерюкин, певец, народный артист СССР П.С Билинник, певица, заслуженный деятель искусств РСФСР. Ф. Петренко, ученый-селекционер Г.Г. Кучмай, выдающийся археолог, доктор исторических наук, заведующий отделом первобытной археологии института археологии Академии наук УССР Г.Я. Рудинский, член-кореспондент АН УССР, экономист О.О. Нестеренко, доктор медицинских наук Б.Я. Задорожний, художник И.К. Мандрика.

В 1863-1869 гг. в Ахтырском поветовом училище работал украинский педагог и писатель В.С. Гнилосиров, который принимал участие в создании воскресных школ. В городе родился композитор А.С. Гуссакивский, один из участников "Могучей кучки", профессор химии. Интересна страница истории города связанная с поэтом и педагогом, основателем и руководителем детской колонии в Троицком монастыре под Охтыркой Г.Л. Довгополюком. В Охтырке бывали писатель А.П. Чехов, фольклорист Г.Ф. Сумцов, художники В.О. Серов, К.О. Трутовский, П.О. Левченко.

В настоящее время в городе существует первичная организация литераторов – объединение "Запев", которое сплачивает местных самодеятельных писателей. Известные в городе и за его границами такие члены объединения, как Александр Галкин, Екатерина Квитчаста, Николай Глива. Несколько сборников выдала местная поэтесса, редактор газеты "Флаг Победы" Нина Багата.

История Ахтырки

Территория города была заселена издавна. Поблизости Ахтырки обнаружено поселение времени неолита, времени бронзы, раннескифских времен, несколько северянских поселков и поселений VIII-X ст. и времен Киевской Руси.

История города берет начало от сторожевого острога, построенного в 1641 году по указанию польского правительства на Ахтырском городище, на правом высоком берегу реки Ворскла, для защиты южных границ Речи Посполитой от набегов крымских татар. До конца 1645 г. здесь насчитывалось 50 дворов. В 1647 г. по акту разграничения границ Ахтырка отошла в Россию.

Учитывая важное стратегическое значение Ахтырки, российское правительство разместило здесь гарнизон и включило ее в Белгородскую оборонную линию. В 1648 г. путивльский воевода направил сюда 20 служивых людей. В конце 1653 г. и в начале 1654 г. сюда прибыло несколько сот переселенцев с Правобережной Украины, которые во главе с атаманом Ивановым на левом южном берегу небольшой реки Ахтырка поставили новое укрепление. В 1677 г. острог был опять отстроен после пожара.

Органом местного самоуправления была ратуша. В 1656 г. российское правительство направило в Ахтырку воеводу. В 1655-1658 гг. сформировался Охтырский слободской казачий полк, военно-административным центром которого стала Ахтырка. В административном отношении город подчинялся белгородскому воеводе. Через годы пронесли ахтырчане память о казацком полке, называя отдельные части города сотнями.

Край быстро заселялся. В 1692 г. в Ахтырском полку было 12 городов и 27 сел, в 1732 г. – 13 городов и местечек, 63 села и слободы, 22 хутора и слободки. Казаки полка принимали участие в крестьянской войне под руководством Степана Разина (1667-1671 гг.), в войне против Турции во время походов (1677-1678 гг.) Чигирина, в Азовских походах (1695-1696 гг.), в Северной войне (1700-1721 гг.), российско-турецкой войне (1735-1739 гг.), Семилетней войне (1756-1763 гг.).

В 1765 г. казачий полк был реорганизован в гусарский, а казаки преобразованы на военных обывателей. Ахтырка стала провинциальной, а затем районным городом, в 20-ые годы XX ст. – окружным и районным центром.

Важную роль играл Ахтырский гусарский полк в Отечественной войне в 1812 г. Он принимал участие в битвах под Смоленском, Вязьмой, Бородином, в 1813 году – в блокаде Глогау, в битве под Баутценом и на реке Кацбах. Тогда же полк был награжден знаками на кивера с надписью "За отличие августа 14 дня 1813 года". 5 октября ахтырчане принимали участие в Лейпцигской битве, а 20 декабря вступили в пределы Франции и под командованием Д.В. Давидова с боями под Бриеном, Монмиралем дошли до Парижа. Третьей боевой наградой Ахтырского полка были Георгиевские штандарты с надписью: "В воздаяние отличного мужества и храбрости, оказанных в благополучно оконченную кампанию 1814 г.".

В апреле 1815 года ахтырчанам опять суждено было побывать во Франции, куда они прибыли в составе армии генерал-фельдмаршала Г.Б. Барклая-де-Толли. В этот раз они были участниками знаменитого обзора 29 августа при Вертю и открывали парад.

Майская поездка на северо-восток (часть 7)

Ахтырка оказалась бесконечно «длинным» городом, лежащим чуть в стороне от основной дороги. Вернее, окраины ее выглядели она скорее не городом, а цветущим зажиточным селом, застроенным ондо-двухэтажными добротными домами; однако это все-таки город и город немаленький – около 50 тысяч жителей, и центр его, в который мы попали позже, оказался вполне городским. Еще издалека мы увидели красную кирпичную церковь с забавными сферическими куполами, возвышающуюся над невысокими строениями долговязой колокольней – это церковь святого Михаила.

А поворота с трассы все нет и нет. Наконец мы свернули в центр, оставили позади промышленную зону и выехали на главную улицу. Обычный современный город, хоть и явно провинциальный, и, что характерно, ни одного гусара!

История Ахтырки началась несколько ранее создания знаменитого гусарского полка, хоть и древним город явно не назовешь. Первое упоминание встречается в 1641 году, когда здешние земли еще принадлежали Речи Посполитой. После Поляновского мира, заключенного между русскими и поляками в 1634 году, был подписан договор о размежевании земель, которое происходило затем в течении 1635-1648 годов, по этому договору Ахтырка отошла России. После этого сюда потянулись переселенцы. В начале 1650-х годов во времена царствования Алексея Федоровича Романова на берега Ворсклы в окрестности горы Ахтыр пришли 456 казачьих семей, бежавших с Правобережной Украины, многие из них, предположительно были выходцами с Волыни. Русские называли всех украинских казаков «черкасами», видимо, по названию города Черкассы, возле которого сосредоточены были основные казачьи войска Богдана Хмельницкого. Бежали они от притеснений польской шляхты. Как писали казаки вольновскому воеводе: «Пришли мы в прошлом году из дальних городов из-за Днепра… от разорения, от безбожных ляхов и от татар…и пришли в Вольновский уезд для городского строения». Российское правительство, которому принадлежала в то время Слобожанщина, вполне благосклонно отнеслось к «гостям», да и почему бы не приютить беженцев – земли то все равно пустуют. Кроме того, ряд поселений, быстро выросших на границе России и Речи Посполитой, вскоре стали надежной оборонительной линией на пути возможных вражеских вторжений. Первый Ахтырский казачий полк был сформирован в 1651-57 гг, первым полковником стал Иван Гладкий. В полк вошли казаки Мурафы, Богодухова, Колонтаева, Красного Кута, Рублевки, Котельвы и Коломака. Казачий полк поначалу состоял из пяти-шести сотен, а к концу 17 века их уже было 9.

Уже в 1654 году поселенцы построили деревянную крепость.

План Ахтырской крепости и окружающей слободы (1787 г)

Как писал в Москву олешнянский воевода, побывавший здесь: «Черкасы сделали в нашем заповедном лесу, на речке Ахтырке новый острог Ахтырский… Тот новый Ахтырский город и башни со всякими крепостями и то приказну избу и потребном коло города ров, надолбы с служивыми людьми и ахтырскими черкасами совсем сделали». В 1677 году, правда, деревянная крепость сгорела дотла, но ее быстро восстановили. Основное каменное строительство в городе началось только в 1787 году.

С момента создания полка, со второй половины 17 века, казаки исправно несли военную службу. Они участвовали во многочисленных походах против ногайских и крымских татар и турок, осуществляли пограничный дозор. В 1700г полк в составе войск фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева участвовал в походе против шведов, а в 1757 году во время Семилетней войны принимал участие в сражении при Гросс-Егерсдорфе против прусской армии Фридриха II. Во время Северной войны в 1707 году Ахтырку посетил царь Петр Первый.



Михайловская церковь

В мирное же время жители Ахтырки занимались охотой, рыбалкой, винокурением, пивоварением, пчеловодством, селитровым промыслом и земледелием. В начале 18 века здесь появилась первая в России табачная мануфактура, потом – несколько конезаводов, стекольный и кирпичный заводы.

Помимо Ахтырского полка на Слобожанщине сформировались еще четыре казачьих полка: Харьковский, Сумский, Острогожский и Изюмский. Подчинялись они в разное время различным российским ведомствам: Разрядному приказу, Посольскому приказу, Азовской губернской канцелярии, Белгородской губернской канцелярии Киевского уезда, Военной коллегии. В 1765 году казачью службу ликвидировали, переформировав Харьковский казачий полк в уланский, а Ахтырский, Сумский, Острогожский и Изюмский – в гусарские. Вскоре сохраненное на некоторое время внутреннее полковое самоуправление тоже отменили.



Ахтырские гусары

На тот момент Ахтырский полк насчитывал уже 13 сотен. Первым командиром Ахтырского гусарского полка был назначен граф Иван Михайлович Подгоричани (173?-1779), серб по происхождению. Гусарский полк продолжил доблестные казацкие традиции. Уже в 1768 году ахтырские гусары с успехом сражались с турками при Ларге, Кагуле и под Измаилом. В 1774 году в составе войск генерал-майора Суворова ахтырцы участвуют в осаде турецких крепостей Шумла, Рущук и Очаков . В 1794 гусары все с тем же Суворовым подавляют польское восстание Тадеуша Костюшко.

Незабвенной славой покрыли себя ахтырские гусары во время Отечественной войны 1812 года, участвуя во всех значительных сражениях. Имя Дениса Давыдова, знаменитого героя войны, поэта, отважного и дерзкого партизана, неразрывно связано с полком. Правда, в те времена он был еще подполковником и командовал батальоном, а командиром всего полка был князь Илларион Васильевич Васильчиков.


И.В.Васильчиков


Д.В.Давыдов

Давыдов сменил его на этом посту только в 1814 г, тем не менее, с 1912 года полк носил его имя. Вернее, он назывался 12-й Гусарский Ахтырский генерала Дениса Давыдова, Ее Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны полк (последняя стала его августейшей покровительницей в 1901 году). С батальоном Давыдова связана одна оригинальная легенда. После взятия Парижа войска русской армии-победительницы готовились к торжественному императорскому смотру. Денис Давыдов нашел состояние мундиров своих гусар крайне плачевным, нужно было как-то выходить из положения. Полк стоял неподалеку от женского монастыря капуцинок, которые носили коричневые рясы. Коричневым же был и традиционный цвет мундиров ахтырских гусар. По приказанию Давыдова с монастырского склада были изъяты все запасы сукна, в кратчайшее время было сшито новое обмундирование.



Форма ахтырского гусара в конце 19 века

На смотре ахтырцы выглядели блестяще. Государь, до которого дошла эта занятная история, был весьма доволен бравым видом гусар Давыдова и приказал им и впредь носить коричневую форму. А гусары с тех пор во время веселого застолья третий тост всегда поднимали «За французских женщин, которые пошили нам мундиры из своих ряс!». История не очень правдоподобная, зато симпатичная.

С полком связано еще несколько известных имен – философа Чаадаева, и автора романсов Алябьева, служивших в полку, а также декабриста Артамона Муравьева, который в 1824 году был его командиром. В полку служили и дальние родственники поэта М.Ю.Лермонтова братья Владимир и Александр Лермонтовы.
Я уже упоминала вскользь Ахтырский полк, когда писала о Меджибоже . Небольшой городок на Волыни стал последним местом мирной стоянки полка в России.



Волынь. Ахтырский гусар демонстрирует мастерство наездника

Полк был переведен сюда в 1898 году, на территории старинной польской крепости разместился штаб и офицерское собрание. Отсюда в 1914 году в начале Первой мировой войны гусары отправились на фронт.
Во время Гражданской войны многие ахтырские гусары выступали на стороне «белых», а после поражения иммигрировали. На чужбине ахтырцы не теряли связь друг с другом, поддерживали они отношения и с княгиней Ольгой. Именно в ее доме в Торонто они отпраздновали в 1951 году 300-летие полка. В 1960 году во время похорон Великой княгини Ольги в Торонто у ее гроба стояли постаревшие ахтырские гусары, в этом печальном мероприятии принимали участие почти все оставшиеся в живых на то время ахтырцы.

Не только подвигами доблестных гусаров знаменита Ахтырка. Почти одновременно с казаками, в 1654 году сюда пришли 40 старцев во главе с игуменом отцом Иоаникием из разоренного Лебединского монастыря на Волыни. Они основали мужской монастырь, поначалу называвшийся Благовещенским. Первое время монахи жили в пещерах, а в 1671-76 годах была построена деревянная Благовещенская церковь, трапезная и кельи, тоже из дерева. В 1720 году, как я уже писала, соседний Тростянец Петр Первый подарил своему духовнику Тимофею Надаржинскому . В 1724 году благочестивый старец построил здесь на свои средства надежную каменную ограду монастыря и первый каменный храм – церковь святой Троицы. Тогда же монастырь был переименован в Свято-Троицкий. Здесь вскоре Надаржинского и похоронили. Сын его после смерти отца построил в монастыре еще одну церковь – Преображения господнего. В 1741 году была построена Петро-Павловская церковь и новые кельи.



Ахтырский Свято-Троицкий монастырь на изображении конца 19 века

Нескончаемый поток богомольцев принимал монастырь, когда сюда перенесена была из Ахтырского Покровского собора чудотворная икона Божьей Матери. Монастырь процветал. Как написал в 1852 году в своей книге Харьковский архиепископ Филарет Гумилевский: "Ахтырский Троицкий монастырь, после Святогорского, первый по красоте своего месторасположения. В 4 верстах от Ахтырки к северу стоит гора круглая, как шатер, покрытая зеленью, как вековой свежий дуб. При подошве ее вьется Ворскла и обтекает ее почти кругом. На этой-то скале недавно восстановлен монастырь, один из древнейших в Украине". Архиепископ упоминает второе рождение монастыря, после его закрытия в 1787 указом Екатерины Второй. Тогда стены, кельи и трапезную разобрали на кирпич, а собор превратили в обычную приходскую церковь для жителей окрестных сел.



Торжественная церемония повторного открытия монастыря в 1842 году (литография того времени)

Повторно монастырь был закрыт большевиками в 20-х годах 20 века; большинство построек были разрушены. До наших дней сохранилась только одна обшарпанная колокольня. Совсем недавно началось третье возрождение монастыря. Построены новые храмы и кельи, возобновились службы, вот только прекрасные старинные строения, построенные некогда на щедрые пожертвования людей, влиявших в свое время на судьбы России, мы сможем теперь увидеть только на картинках.

Интересна Ахтырка и своими архитектурными памятниками. В первую очередь, это прекрасный Покровский собор, стоящий в самом центре города.



Покровский собор



Покровский собор

Прямо за собором раскинулся… городской стадион, уродливо выставивший свои черные осветительные вышки позади изящных колоколен бароккового чуда. Да и ну их – красоту ничем не испортишь! Златоглавый собор окрашен в нежно-салатовый цвет и похож на гордый корабль.

История его весьма создания интересна.
Когда-то неподалеку отсюда стояла деревянная Покровская церковь. 15 июля 1739 года алтарный служитель церкви отец Даниил (Даниил Васильевич Полянский) вышел за ров бывшей крепости с новой косой накосить травы. Взмахнув пару раз косой, он увидел вдруг чудесное сияние, поднимающееся от земли – это была икона, на которой изображена была Богородица. Это довольно редкий лик – Божья Матерь с непокрытой головой. Найденную икону долгие 16 лет исследовали, и, наконец, решением Священного Синода и указом Императрицы Елизаветы Петровны она была признана чудотворной: исцеляла она, якобы, разные хвори – трясавицу (малярию), одержимость, «ломоту в суставах», бесплодие и прочие пренеприятные заболевания. Елизавета, слывшая особой весьма набожной, хоть и не безгрешной, приказала на месте обнаружения иконы (в 80 метрах от маленькой деревянной Покровской церкви) возвести Покровский собор, непривычно огромный для такого небольшого селения.



Копия иконы Ахтарской Богоматери

Старую церковь продали пастве села Дорогоща вместо сгоревшей. Предполагают, что проект собора принадлежит самому Бартоломео Растрелли, любимому архитектору императрицы. По другим данным, замысел собора принадлежит Ухтомскому. Словом, с уверенностью сказать, кто именно создал проект, сложно; однако детище его получилось на славу. Как говорится: «автору респект и уважуха». Строительство собора было долгим и трудным, связанным с множеством промахов и недоразумений. Поначалу воплощение проекта поручили местному подрядчику Григорию Зайцеву, каменщику родом из крепостных. Надсмотр за работами должен был осуществлять петербургский архитектор Степан Дудинский, однако он появлялся в Ахтырке «наездами». Строительство начали 25 апреля 1753 года в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны. По этому случаю в Ахтырку прибыл доверенный императрицы Федор Каченовский - похоже, тот самый бывший певчий, получивший в дар земли в Черниговской области, на которых позже появилась усадьба Качановка . Как известно, Елизавета Петровна питала слабость к мужскому пению; обладатели приятного голоса при ней достигали невиданных высот карьеры.

Каменщиков привлекли местных, а маляров выписали из Москвы. Основной строительный материал – кирпич, изготавливался на местном заводе, а листовое железо для кровли везли из Тулы. К сожалению, местный подрядчик не справился с работой. После нескольких лет строительства стало понятно, что восьмерик сложили не правильно и постройка грозит развалиться при первом же сильном порыве ветра. Срочно вызвали Дудинского, он дал необходимые указания и снова уехал; собор начали перестраивать. Переделки снова были сделаны неудачно, в своде появилась трещина, которую заделывали соломой. Местных строителей разогнали, незадачливого Зайцева упекли в острог, из Москвы прислали 20 мастеров-каменщиков и нового подрядчика, однако и они не справились с работой – купол дал мелкие трещины. Немедленно вызвали Дудинского, который получил строгое указание не покидать Ахтырку, пока основные работы не будут закончены, и только после этого собор удалось достроить. Потребовалось для этого еще 8 лет, строительство длилось в общей сложности 15 лет! На него было потрачено 32 968 рублей, что составляло по тем временам поистине огромную сумму. Иконостас вырезал из дерева местный мастер Сысой Зотович Шалматов; роспись его осуществил художник Саблуков, а гравировальные работы делал ахтырчанин Григорий Федорович Сребреницкий; их творение до наших дней не сохранилось.
До 1844 года в соборе находилась чудотворная икона Ахтырской Богоматери, затем ее передали в Ахтырский Свято-Троицкий монастырь. В 1903 году икона была отправлена в Петербург на реставрацию, однако по дороге бесследно исчезла. За годы ее нахождения в Ахтырке с нее было сделано 20 копий, одна из которых до сих пор находится в соборе. Говорят, оригинал совсем недавно был обнаружен в Канаде в частной коллекции.
Соборная площадь, на которой стоит Покровский собор и его комплекс – место шумное и оживленное. На довольно широкой площадке расположено несколько храмов, являющихся архитектурной доминантой и символом города. Рядом с величественным собором возвышается храм-колокольня – Введенская церковь. Ее строительство начали в 1774 году, проект принадлежит харьковскому архитектору Петру Антоновичу Ярославскому.



Введенская церковь-колокольня

Колокольню строили тоже очень долго – 10 лет. Она представляет собой трехярусную звонницу, каждый «этаж» которой украшен колоннами разного типа: 1й – дорическими, 2й – ионическими, 3й – коринфскими. Купол украшает 4-хметровая фигура Андрея Первозванного, небесного покровителя Ахтырского полка, сделанная из дерева, покрытого тонкими листами позолоты. После революции скульптуру сбросили наземь, но она не разбилась. Верующие тайно припрятали ее, в наше время свято вернули на полагающееся место.
Позади и слева от Покровского собора построена еще одна церковь – Крестовоздвиженская, или, как по старой памяти ее называют местные жители, – Графская церковь.



Крестовоздвиженская (Графская) церковь

Это название очень подходит постройке в стиле классицизма, от которой веет каким-то провинциальным помещичьим очарованием. Построена на средства графини Анны Родионовны (Иродионовны) Чернышевой, женщины удивительной судьбы, неразрывно связанной с Ахтыркой. Родилась она в семье генерал-майора а Иродиона Контдатьевича фон Веделя и Анастасии Богдановны Пасек, старшая из двух дочерей. Прожила она долгую жизнь, занимала весьма высокое положение в обществе, была уважаемой фрейлиной, а затем и статс-дамой при Петре ІІІ, Екатерине II, Павле I, Александре I и Николае I, правда, после смерти мужа, графа Захара Григорьевича Чернышева, отдалилась от двора и жила в своих провинциальных имениях, в основном, в Чечерске. С небывалым возвышением Анны Раодионовны связана легенда. В 1762 году мать ее, Анастасия Богдановна путешествуя с обеими дочерьми, остановилась в Ахтырке. Там ее настигла тяжелая болезнь. Проснувшись рано отром, раз сообщила она своему духовнику, что во сне явилась ей Богородица и сообщила, что больная умрет через пять дней. О дочерях просила не беспокоиться, пообещав опекать их. Предзнаменование сбылось – маменька Анны Родионовны скончалась через пять дней. Осиротевшие девушки были представлены ко двору, где им пожалованы были фрейлинские шифры. Обе позже удачно вышли замуж и прожили долгую жизнь.
Анна Родионовна отличалась крепким телосложением и крутым норовом. Периоды капризов и самодурства у нее сменялись «приступами» исключительного благочестиея и набожности. О ней сохранилось множество легенд и анекдотов, записанных со слов ее близких. Так, узнав о том, что ее камеристка хочет выйти замуж за любимого человека, графиня в гневе запретила это и насильно выдала ее за того, кого сама посчитала нужным. Еще один ужасный поступок заставил саму графиню горестно каяться всю жизнь – она приказала как-то закрыть на чердаке в лютый зимний мороз двух провинившихся дворовых девочек; и бедняжки замерзли насмерть. А во время нашествия Наполеона, когда графиня, пребывающая в то время в уже весьма преклонных годах, проживала в своем Смоленском имении, ее дом хотели ограбить французские солдаты. Рослая и величественная, грозная статс-дама с голубой орденской лентой на груди вышла к ним и устроила такой «разнос», пригрозив добраться до самого Наполеона, что незадачливые ворюги в страхе ретировались, бормоча извинения. Она неоднократно принимала у себя в гостях самих императоров и членов их фамилии, анонимно занималась благотворительностью и много денег жертвовала на монастыри и храмы. (Изображения графини и архивные фото ахтырских храмов можно посмотреть здесь: http://community.livejournal.com/arch_heritage/5827.html ). Крестовоздвиженскую церковь она построила как семейную, пожелала иметь в ней несколько жилых комнат, где проводила много времени в молитвах. После революции в храме были весовая мастерская, автовокзал (?!), пекарня-«лавашня». Сейчас церковь на реставрации.
Через дорогу от старинных церквей построен еще один красивый храм, - Спасо-Преображенская церковь, которой немногим более 100 лет. Автор проекта - уже известный нам Владимир Христианович Немкин, который возвел Вознесенскую церковь в Тростянце . Церковь очень красивая, хоть и изрядно «потрепанная».



Спасо-Преображенская церковь

Симпатичную постройку в русско-византийском стиле сейчас потихоньку реставрируют. В советское время в помещениях церкви располагалась спортивная школа и спортзал ПТУ. Колокольню собора, возведенную по замыслу Немкина, разобрали.
На площади у своей машины мы легко перекусили прихваченной снедью и «полюбовались» сохранившимся памятником Революционерам Ахтырки. Скульптурный «шедевр» изображает двух особ (кажется, разнополых), не отличающихся тонкостью черт.



"Говорила тебе, подонок, - закусывай!"

Одно из суровых существ, по некоторым признакам напоминающее женщину, со злобной физиономией тащит на себе второе, больше смахивающее на мужчину. Очень похоже на семью люмпенов, возвращающихся с пьянки. По всей видимости, уроды должны олицетворять собой смертельно раненного бойца революции, нежно поддерживаемого боевой подругой.
Проехали мы и к еще одной церкви – той, кирпичной, что видели с дороги. Носит она имя Архистратига Михаила и возведена в конце 19 века. Пока мы шастали вокруг с фотоаппаратами, невысокий пожилой толстяк, вылезший из «копейки» и таскающий из багажника какие-то ящики в расположенный рядом магазин, мимоходом наблюдал за нами.



Михайловская церковь



Ахтырка на старом фото

Мы осмотрели основные достопримечательности, которые помечены в путеводителе. А еще в Ахтырке есть симпатичная старая церквушка на кладбище и деревянная церковь где-то на окраине (можете посмотреть здесь: http://community.livejournal.com/arch_heritage/5494.html ). Их я, надеюсь, когда-нибудь увижу, если еще раз буду проезжать через этот приятный город. До свидания, Ахтырка!

Использована информация Википедии, Городского портала Ахтырки,