Афоризмы и цитаты про эгоизм. Отпадение - предательство

Под эгоизмом понимается себялюбие, поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих, личных интересов интересам других.

В разделе Мудрецы об эгоизме сайта “Вся мудрость!” собраны изречения, афоризмы, высказывания, выражения мудрецов, мыслителей, философов, ученых, писателей, поэтов, великих, известных людей всех времен и народов от античного мира до наших дней об эгоизме .

Ждем Вас и на других страницах сайта “Вся мудрость!” . Читайте также “Золотой фонд мудрости” , “В двух словах” , “Мудрости семи мудрецов” , “Библейские мудрости” .

—————————————————————————————————————————-

“Эгоизм - это первопричина рака души.”

В. Сухомлинский

“Личный эгоизм - родной отец подлости.”

М. Горький

“Прошедшее для эгоиста бывает пустотою, настоящее - пустынею, а будущее - ничтожеством.”

Сегюр

“Эгоизм - симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя.”

Э. Фромм

“Эгоист - человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной.”

А. Бирс

“Когда эгоистическое счастье является единственной целью жизни, жизнь очень скоро оказывается лишенной цели.”

Р. Роллан

“Самая почетная победа - та, которую одерживают над эгоизмом.”

П. Буаст

“Благотворительность и эгоизм несовместимы.”

Левис

“Эгоист погибает раньше всего: он живет только в себе, и если исковеркано его “я” - то ему нечем жить.”

Н.А. Островский

“Эгоизм - это не значит жить так, как хочешь, это требование к другим жить так, как вы этого хотите.”

О. Уайльд

“Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.”

Аристотель

“С того самого дня, когда человек впервые произносит “я”, он везде, где нужно, выдвигает возлюбленного себя и эгоизм его неудержимо стремится вперед.”

И. Кант

“Удовлетворение тщеславия занимает первое место в благополучии эгоистов.”

Ж. Санд

“В минуту смерти эгоизм претерпевает полное крушение. Отсюда страх смерти. Смерть поэтому есть некое поучение эгоизму, произносимое природою вещей.”

А. Шопенгауэр

“Все для себя и ничего для других - вот кодекс эгоиста.”

Саньяль-Дюбе

“Эгоизм - это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона.”

Г. Сенкевич

“Сердце у эгоиста находится в голове.”

П. Буаст

“Эгоизм - отвратительный порок, которого никто не лишен и которого никто не желает простить другому.”

Г. Бичер

“Искать счастья в эгоизме - ненатурально, и участь эгоиста нимало не завидна: он урод, а быть уродом неудобно и неприятно.”

Н. Чернышевский

“Все, что окружает эгоиста, представляется ему лишь рамкой для его портрета.”

Эгоизм заключается не в любви самого себя, а в большей, чем должно, степени этой любви.
Аристотель

Эгоизм изворотлив, как хамелеон.
В. Белинский

Эгоист - человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной.
А. Бирс

Крайние себялюбцы готовы сжечь дом. лишь бы зажарить себе яичницу.
Фрэнсис Бэкон

Эгоизм не в том. что человек живет как хочет, а в том, что он заставляет других жить по своим принципам.
Оскар Уайльд

Эгоизм счастливых людей - беспечный, поверхностный и безотчетный. Эгоизм несчастных людей - ожесточенный, горький и убежденный в своей правоте.
Мария Эбнер-Эшенбах

Люди делятся на две половины. Одни, войдя в комнату, восклицают: «О, кого я вижу!» - другие: «А вот и я!»
Эбигайл Ван Берен

Но довольно обо мне, давайте поговорим о вас. Как вы меня сегодня находите?
Бетти Мидлер

Он так переполнен собой, что совершенно пуст.
Томас Фуллер

Когда наука наконец найдет центр Вселенной, многие будут удивлены, не найдя там себя.
Американское изречение

Самовлюбленность и самоненавистничество одинаково эгоцентричны.
Мейсон Кули

Эгоизм - отвратительный порок, которого никто не лишен и которого никто не желает простить другому.
Г. Бичер

Поджечь дом, чтобы поджарить себе яичницу, в характере эгоиста.
Ф. Бэкон

Эй вы, задние, делай, как я!
Это значит - не надо за мной,
Колея эта - только моя,
Выбирайтесь своей колеей.
В. Высоцкий

Всего меньше эгоизма у раба.
А. Герцен

Есть эгоизм узкий, животный, грязный, так, как есть любовь грязная, животная, узкая.
А. Герцен

Личный эгоизм - родной отец подлости.
М. Горький

Но что же мне делать, если я наверное знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело - тем более тут эгоизма. Люби самого себя - вот одно правило, которое я признаю. Жизнь - коммерческая сделка.
Ф. Достоевский

Эгоизм умерщвляет великодушие.
Ф. Достоевский

Эгоисты капризны и трусливы перед долгом: в них вечное трусливое отвращение связать себя каким-нибудь долгом.
Ф. Достоевский

Эгоизм - это единственный истинный атеизм; честолюбивое бескорыстие - единственная истинная религия.
И. Зангвилл

Эгоизм является добровольным умерщвлением всего, что есть в человеке живого и хорошего.
Э. Золя

Если мы такие презренные эгоисты, что не можем дать людям хоть немного счастья и хоть в какой-то мере честно признать их достоинства, не пытаясь получить от них что-нибудь взамен, если наши души мелки, как кислые плоды дикой яблони, то мы обречены на неудачу, которую полностью заслуживаем.
Д. Карнеги

Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают.
В. Ключевский

«Зачем, - говорит эгоист, - стану я работать для потомства, когда оно ровно ничего для меня не сделало?» - Несправедлив ты, безумец! Потомство сделало для тебя уже то, что ты, сближая прошедшее с настоящим и будущим, можешь по произволу считать себя: младенцем, юношей и старцем.
Козьма Прутков

Эгоист подобен давно сидящему в колодце.
Козьма Прутков

Эгоизм всегда был бичом общества, и чем его было больше, тем было хуже для общества.
Д. Леопарди

Эгоист живет только в себе и для себя, и если поковеркано его «я», то ему нечем жить.
Н. Островский

Эгоизм ненавистен, и те, которые не подавляют его, а только прикрывают, всегда достойны ненависти.
Б. Паскаль

Все, что окружает эгоиста, представляется ему лишь рамкой для его портрета.
Ж. Пети-Сан

Чем более мы холодны, расчетливы, осмотрительны, тем менее подвергаемся нападениям насмешки. Эгоизм может быть отвратительным, но он не смешон, ибо благоразумен. Однако есть люди, которые любят себя с такой нежностью, удивляются своему гению с таким восторгом, думают о своем благосостоянии с таким умилением, о своих неудовольствиях с таким состраданием, что в них и эгоизм имеет смешную сторону энтузиазма и чувствительности.
А. Пушкин

Истинный эгоист согласен даже, чтобы другие были счастливы, если только он принесет им это счастье.
Ж. Ренар

Эгоизм записывает чернилами сделанное ему зло и карандашом - сделанное ему добро.
С. Сегюр

Эгоизм - это первопричина рака души.
В. Сухомлинский

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, которой устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи.
Л. Толстой

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают.
И. Тургенев

Быть эгоистом - это не значит жить, как тебе хочется. Это значит просить других, чтобы они жили так, как тебе бы хотелось.
О. Уайльд

Имеется не только одиночный или индивидуальный эгоизм, но также и эгоизм социальный, эгоизм семейный, корпоративный, общинный, патриотический.
Л. Фейербах

Наша черствость, наш эгоизм побуждает нас с завистью взирать на природу, но она сама будет завидовать нам, когда мы оправимся от недугов.
Р. Эмерсон

Когда человек слышит об эгоизме, в его голове сразу возникает мысль о том, что это очень плохо. Быть эгоистом ― это аморально, безнравственно, ужасно и просто возмутительно ― пример самой типичной реакции на эгоизм. Откуда берётся такая общественная позиция?

С детства любого ещё маленького человека учат доброте, и, соответственно, доброму отношению к окружающим. «Не обижай котёнка, — говорят нам, «Помоги больной соседке выкинуть мусор», — просят нас, «Пропусти вперёд маму с ребёнком», — руководят нами. Действительно, простые добрые дела, которые под силу любому, воспитывают в ребёнке умение заботиться о ком-то, быть внимательным и добродетельным человеком.

Надо разобраться в том, как добрые намерения человека в итоге оборачиваются против него. Мы выросли, повзрослели, полноценно вошли в социум, у нас есть свои убеждения, которые мы отстаиваем, свои принципы, по которым мы живём. Если мы выходцы из одной страны, то, скорее всего, у нас схожие политические взгляды. Если мы киноманы, то возможно мы видели с вами одни и те же фильмы, которые нам полюбились и близки нашему отношению к жизни. Обратимся сейчас к ним, ведь именно в искусстве отражается общечеловеческое мировоззрение.

Если посмотреть на мировую киноисторию, то, как и мировая литература, она наполнена определённым набором типичных схем-сюжетов, которые только преобразуются художником, но сущность которых остаётся неизменной.

Чтобы прояснить то, о чём я говорю, задам вопрос: часто ли вам встречались фильмы, в которых победу одерживает зло? Не просто фильмы с грустным концом, где, например, человек умер от болезни или фильм, где собака умирает, не дождавшись хозяина, как в известной картине «Хатико».

Я имею в виду, часто ли вам приходилось смотреть фильмы, где убийца с довольной ухмылкой на лице празднует свои бесчинства, и этой его улыбкой завершается фильм? Или где, например, заядлые террористы, похоронившие десятки сотен людей, счастливые после успешно выполненного задания возвращаются на родину и продолжают радоваться жизни.

Думаю, ваш ответ будет отрицательным. В грустных фильмах трагические события преподносятся как результат стечения неблагоприятных обстоятельств, как удар судьбы, неумолимый рок. Вы не встретите фильмов, которые заканчиваются явным торжеством конкретных злоумышленников. Нас всегда учили аксиоме: «Добро ― побеждает зло ». Это был пример сюжета-схемы , который универсален и актуален на все времена.

Но есть и другие типичные сюжеты, например, сценарий, в основе которого отважный герой, который бросает всю, что у него есть, на алтарь человеколюбия. Речь идёт о таких кинокартинах, где возвышается самопожертвование одного человека на благо другому или даже во благо целого общества. Таким образом, культивируется превосходство коллективных интересов над личными по принципу: жить для себя – это низко, нужно стремиться помогать всем вокруг, жить для других – это благородно.

Любой человек желает себе только хорошего. Некоторые из людей желают также всего самого лучшего и другим. Где же находится эта тонкая грань между стремлением добиться успеха для себя и желанием помогать другим? Как соблюсти этот сложный баланс?

Дело в том, что среди большинства людей действительно посеяна такая идея, что жить для себя это зазорно . Когда человек поступает так, как выгодно для него, зачастую на него вешается клеймо «эгоиста» . Что же такое эгоизм? Обратимся к мнениям известных великих людей.

Одни из них признают, что эгоистичность однозначно порочна:

Личный эгоизм - родной отец подлости.
М. Горький

Эгоист живет только в себе и для себя, и если поковеркано его «я», то ему нечем жить.
Н. Островский

Эгоизм - это первопричина рака души.
В. Сухомлинский

Когда эгоистическое счастье является единственной целью жизни, жизнь очень скоро оказывается лишенной цели. Р. Роллан

Самая почётная победа ― та, которую одерживаешь над эгоизмом. П. Буаст

Эта одна сторона медали, которая пытается доказать нам, что быть эгоистом это плохо и недостойно. Одно из мнений, что высоконравственный человек что-то сделает скорее для другого, чем для себя. Есть и русская поговорка, подтверждающая это мнение — «отдаст последнюю рубаху» — которая изображает перед нами человека-альтруиста, которому ничего не жалко для окружающих.

Есть и другие мнения. Известный писатель Амброз Бирс говорит об эгоизме с юмором так: Эгоист - человек дурного тона, больше интересующийся собой, чем мной .

Здесь говорится об эгоизме скорее как об неотъемлемой части человеческой природы, и писатель смеётся над осуждением эгоизма.

Русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский об эгоизме пишет следующее: «Но что же мне делать, если я наверное знаю, что в основании всех человеческих добродетелей лежит глубочайший эгоизм. И чем добродетельнее дело - тем более тут эгоизма. Люби самого себя - вот одно правило, которое я признаю. Жизнь - коммерческая сделка».

Почему же, по мнению Достоевского, в основе добродетели лежит эгоизм? Какую мысль хотел донести великий литератор?

Подойдём к проблеме через следующий пример. Вы неплохо живёте и хорошо устроились в жизни. Квартира, работа, комфорт – всё это у вас есть, вы довольны. Но вы много трудились, чтобы жить сейчас так хорошо, как живёте. К тому же вы отличный друг и соглашаетесь приютить у себя своего друга, на которого навалилось море проблем: уволили с работы, развалилась семья, открытый кредит. Вам жаль своего друга, вы готовы помочь ему, что и делаете. В итоге, через пару недель вы понимаете, что ваш товарищ всё также живёт у вас, питается за ваш счёт, одалживает деньги на личные расходы, но ситуация не меняется и он по-прежнему несчастен.

Сложное положение, как же вам поступать в данной ситуации? Ведь вы, как истинный не эгоист, старательно заботитесь о своём приятеле, в надежде, что вот уже совсем скоро станет на ноги….

Но знакомо ли вам выражение «оказать медвежью услугу»? Если посмотреть на ситуацию с вашим другом с другой стороны, не кажется ли вам, что вы оказываете ему медвежью услугу? Быть может, ваш друг сам виноват в случившихся с ним несчастьях, поскольку где-то пренебрежительно относился к работе, не пожелал наладить отношения с женой, спустил деньги на «мелкие радости» и потому во время не внёс платёж в банке. Разве вы обязаны отвечать за его безалаберность? Да, вы бескорыстно помогаете ему, но тем самым одновременно лишаете его возможности преодолеть трудности и добиться успеха. Может быть, если бы вы решили поговорить с ним, а не слепо оказывать ему безграничную помощь, дела бы вашего товарища пошли в гору быстрее и он бы всерьёз задумался над своей жизнью? Но это лишь один из примеров того, как эгоизм может действительно обернуться добродетелью и благом для другого человека…. Кто-то скажет, что это жестоко, но всё же для начала стоит над этим хорошенько подумать.

Стремление человека к собственному благополучию ― это нормально . Ведь каждый из нас хочет изо дня в день вкусно есть, прилично одеваться, строить карьеру, быть может, иметь свой бизнес, не считать деньги на реализацию своих интересов. Каждый хочет хорошо жить, разве в этом есть что-то дурное? Почему же большинству из нас так стыдно признаться, что мы хотим чего-то в первую очередь для себя, а потом уже для кого-то другого?

У большинства людей поступки, которыми они делают что-то исключительно полезное для себя, вызывают незамедлительное чувство вины . Это порождает комплекс — «я не достоин,/не достойна счастья». Последствия этого комплекса видны повсюду: и в ситуации, когда жена терпит алкоголика мужа, и когда подчинённый терпит дурака-начальника, и даже тогда, когда вы тратите кучу времени на выслушивание чьих-то проблем, забывая про собственные важные для вас дела.

Немецкий философ, социолог и психоаналитик 20 века Эрих Фромм отметил, что в западной культуре сошлись два противоборствующих видения данной проблемы: первое – эгоизм под запретом, это грех, второе – эгоизм стимул для развития человека. По мнению мыслителя то, что человек постоянно разрывается между этими различными по своей сущности взглядами, лишает его полноценного становления как личности и создаёт душевный разлад. После долгих размышлений Эрих Фромм пришёл к такому выводу:

«Если человек способен к плодотворной любви, он любит также и себя, а если он может любить только других, он вообще не способен любить . Словом, несостоятельность современной культуры не в том, что люди слишком себялюбивы, эгоистичны, а в том, что «они не любят себя». В конечном счёте, оказывается, что в действительности эгоист не только игнорирует других людей, но и ненавидит себя, в то время как подлинная любовь предполагает способность любить и себя, и других ».

Психологи утверждают, что в основе мотивации любого человека к каким-либо действиям лежит эгоизм. Они признают, что это естественная природная черта человека, которой нельзя стыдиться. Например, если вы оказываете кому-то поддержку, вы делаете это не из благородства, а из эгоизма. Почему? Потому, что вы сами, помогая человеку, испытываете удовольствие, соответственно, вы оказываете помощь из эгоистического желания получить для себя положительные эмоции.

Ещё Фридрих Ницше говорил о том, что «эгоизм ― это добродетель», не будь его ― не свершались бы благородные поступки. Философ утверждал, что совершая доброе дело, человек думает о себе так ― «какой же я хороший, какой же я молодец, что помогаю другому», поэтому даже в альтруизме организующим началом будет ваше индивидуальное стремление удовлетворить, в первую очередь, своё внутреннее «я».

Психологи разделяют эгоизм на разумный и неразумный . Первый, по их мнению, это когда человек признаёт истинную эгоистическую мотивацию своих поступков, не бежит от неё, не морочит голову окружающим, и, самое главное, себе. К примеру, если индивидуум, которым управляет здоровый, разумный эгоизм дарит своему ближнему подарок, он признаёт тот факт, что ему, во-первых, самому нравится дарить подарки, это его личное удовольствие, а, во-вторых, не скрывает, что в будущем ждёт такого же ответного шага от этого человека. Если же человеком управляет неразумный, или нездоровый, эгоизм, то этот человек отчаянно будет делать вид, что подарил подарок «не ожидая ничего взамен» и «совершенно бескорыстно». В конечном итоге, этот человек позднее будет мучиться чувством неудовлетворения, потому что не получил ничего взамен, хотя позиционировал себя как человека, оказывающего свои знаки внимания безвозмездно. По мнению специалистов, такие неверные психологические установки не приводят ни к чему хорошему, и порождают конфликты, как внутренние (индивидуума с самим собой), так и внешние (индивидуума с «неблагодарными» окружающими).

В общем, выводов может быть несколько:

  • во всём нужна мера, и в эгоизме тоже;
  • помогать другим – это здорово, главное, осознавать, почему ты это делаешь;
  • заботиться о себе – это важно, личные интересы должны быть на первом месте, и это совершенно нормально.

А что вы думаете об эгоизме?

Артур Шопенгауэр

Полезен ли для человека эгоизм? Безусловно полезен и даже необходим, но не во всех проявлениях. Эгоизм бывает разумным или, как еще принято говорить, здоровым, а бывает таким грубым, неотесанным и примитивным, что вызывает у людей отвращение. При этом все люди являются эгоистами. Просто одни из них умело маскируют свой эгоизм, а другие этого делать не умеют, поэтому ведут себя нагло и высокомерно, чем заслуживают к себе соответствующее отношение. Вообще, думать в первую очередь о себе и своих интересах – это абсолютно нормальное желание и стремление для здорового человека. Но чтобы к этому проявлению человеческой природы правильно относиться, нужно хорошо понимать смысл эгоизма. В этой статье мы этим и займемся – изучим эгоизм, чтобы как следует понять его.

Что такое эгоизм?

Эгоизм – это предпочтение своих личных интересов интересам других. Можно еще сказать, что эгоизм – это себялюбие. Лично я понимаю эгоизм, как стремление человека всегда все делать только для себя, не думая о желаниях, интересах, потребностях и чувствах других людей. Ярко выраженный эгоист – это своего рода пылесос, который все в себя засасывает, но ничего не отдает взамен.

Примитивный эгоизм

Эгоизм бывает разумным и таким, каким его представляет себе большинство людей, давайте назовем такой эгоизм – примитивным эгоизмом. Примитивный эгоизм виден сразу – демонстрирующий его человек явным образом игнорирует интересы окружающих, всегда все гребет под себя, ни с кем не считается, ни о ком не думает, часто придерживается нарциссической модели поведения. С такими людьми неприятно находиться рядом, с ними очень сложно сотрудничать, они иногда вызывают сильное раздражение. С ними общаются чаще всего только те, у кого нет чувства собственного достоинства и поэтому они позволяют себя использовать. А уважающие себя люди как правило сторонятся ярко выраженных эгоистов, так как не видят для себя смысла в общении с ними, если только такое общение им чем-то не выгодно.

Примитивный эгоизм – это в моем понимании детский эгоизм, так как он присущ психологически и интеллектуально незрелым личностям. Такие люди часто абсолютно не способны анализировать свое поведение и смотреть на себя со стороны. Они открыто стремятся удовлетворить свои желания и потребности за счет других людей, не думая о том, как это выглядит в глазах окружающих. И иногда они искренне удивляются недовольству людей по поводу своего чрезмерно эгоистичного поведения, которое им самим кажется вполне нормальным. Порой встречаются такие избалованные родителями эгоисты, которые твердо убеждены в том, что окружающие должны делать все для их счастья. А если этого не происходит, то они впадают либо в депрессию, либо в ярость.

Как люди становятся такими эгоистами? Да очень просто – они ими рождаются. Представьте себе младенца, который абсолютно беспомощен и не в состоянии о себе позаботится. Ему нужна помощь взрослых, чтобы выжить. Когда ему что-то нужно – он плачет, привлекая таким образом внимание взрослых. Можно сказать, что он эгоист, думающий только о себе. И он такой, потому что он должен думать о себе, чтобы выжить, а думать о других он не способен. Взрослея, ребенок становится более самостоятельным и если его правильно воспитывают, то он развивает свою самостоятельность, снижая свою зависимость от других людей. Таким образом, до определенного возраста человек вынужден думать преимущественно только о себе, иначе он просто не сможет удовлетворить свои основные потребности. Так что мы думаем о себе, потому что мы недостаточно сильны и умны, чтобы думать о других. И пока мы такие, эгоизм в примитивном виде является для нас единственным интуитивно понятным средством достижения своих целей.

Разумный эгоизм

Развиваясь, человек развивает и свой эгоизм, который становится все менее очевидны и более изощренным. Во взрослой жизни никто не спешит удовлетворять желания и потребности других людей, без особой в том необходимости. Поэтому капризное и наглое поведение в ней часто оказывается неэффективным, а иногда и очень вредным. В итоге эгоизм человека видоизменяется – он становится более изощренным и продуманным, если, конечно, сам человек умнеет, а не застревает в своем развитии на подростковом этапе.

Изощренный эгоизм – это не явный, скрытый эгоизм, когда человек не показывает окружающим, что стремится сделать хорошо себе – он показывает, что хочет сделать хорошо другим, что заботится обо всех, а не только о себе. Это нравится людям, поэтому они охотнее сотрудничают с таким человеком и помогают ему достичь своих целей. А продуманным эгоизм является тогда, когда человек понимает, что для того, чтобы сделать себе хорошо, ему нужно думать о других людях. Ибо без заботы о других, невозможно подобающим образом позаботиться о себе. Мы все друг от друга зависим, поэтому, даже если не хотим, то вынуждены друг другу помогать. В итоге эгоист должен подумать об интересах окружающих его людей, чтобы действовать по формуле: ты мне – я тебе. Тогда он обретает много друзей, союзников, партнеров, с помощью которых улучшает свою жизнь, попутно улучшая и жизнь большинства из них.

А в еще более зрелой форме эгоизм переходит в обдуманный альтруизм, это когда человек созревает для того, чтобы не только брать, но и отдавать. Это делает его еще сильнее, ибо отдавая [грамотно отдавая], мы получаем больше. Формула очень непростая, я о ней как-нибудь напишу отдельно, но смысл в том, что сила человека приумножается, по мере того, как расширяется сфера его ответственности. Умение отдавать и заботиться о других людях – это необходимое качество для хорошего родителя и для лидера, который по определению должен нести ответственность за других людей, которые в свою очередь могут наделить его огромной властью и могуществом. Поэтому поистине сильный человек, просто не может быть мелким эгоистом, для которого чужие интересы не имеют никакого значения. Представьте себе вождя древнего племени, который думает только о себе. При таком вожде племя может погибнуть, так как некому будет о нем позаботиться, а значит и вождь потеряет свою власть. Или представьте себе родителей, которые думают только о себе и совершенно не думают о своем ребенке. Сами понимаете, чем это чревато. Оттого и не всякий человек годен на роль лидера и на роль родителя.

Вот так эгоизм становится разумным. Он развивается вместе с человеком. Чем умнее и сильнее становится человек, тем более разумным становится его эгоизм. А чем разумнее становится эгоизм человека, тем более сильным становится сам человек.

Люди, придерживающиеся разумного эгоизма, либо всегда ищут сотрудничества с другими людьми, либо стараются их перехитрить, чтобы добиться своей цели. Но они никогда не говорят в открытую о своих желаниях, не ведут себя нагло с теми, кто сильнее их, не капризничают и не жалуются, если кто-то не выполняет их желания. Они ищут обходные пути к своим целям, демонстрируя окружающим такое поведение, которое им, окружающим, нравится. Где вы видели политика, который бы всем говорил, что он стремится к власти для того, чтобы улучшить свою жизнь, а не сделать ее лучше для всех людей? Надо быть полным кретином, чтобы так заявлять о своих желаниях. Разумные эгоисты добиваются своих целей намного чаще тех, кто, руководствуясь примитивным эгоизмом прет напролом, стремясь удовлетворить свои потребности и желания. Разумное поведение – это усложненное поведение, смысл которого не всегда очевиден. Поэтому оно эффективнее.

Смысл эгоизма

Человек должен быть эгоистом, хочет он того или нет. Даже несмотря на то, что живя в обществе, важно уметь сотрудничать с другими людьми, для чего необходимо учитывать их интересы, свои интересы должны быть выше общественных в подавляющем большинстве случаев. Своими интересами можно пожертвовать разве что только в тех случаях, когда речь идет о жизни детей – нашем будущем, или о выживании человечества, как вида. А вот в подавляющем большинстве бытовых ситуаций, думать о других, в ущерб своих интересов, нет никакого смысла. Вся наша жизнь чуть менее, чем полностью состоит из постоянного столкновения разных интересов. Мы все чего-то хотим и часто наши желания не совпадают с желаниями других людей. Поэтому нам приходится с ними как-то договариваться или конкурировать, соперничать, враждовать, чтобы выжить и в чем-то преуспеть. Мы ведь прекрасно знаем, что все люди не могут быть богатыми или иметь власть и даже иметь одинаковый уровень жизни не могут. Всегда будет те, кто имеет больше и у кого больше прав. Люди неравны и не могут быть равными, это противоречит принципу природной иерархии, при которой сильный живет за счет слабого и использует его в своих целях. В природе сильный поедает слабого, просто потому что так природа устроена.

Так что живя в таком мире, в таких условиях, рассчитывать на то, что люди будут думать о тебе больше, чем о себе, значит совершенно не разбираться в жизни и в людях.

Я уверен, что к заботе о других человек способен прийти только через заботу о себе. Это помимо тех случаев, когда имеет смысл пожертвовать собой и своими интересами, ради будущего дорогих тебе людей или человечества в целом. А в повседневной жизни, когда перед человеком не стоит столь ответственный выбор, ему нужно думать прежде всего о себе и благодаря преследованию своих интересов учиться учитывать интересы других людей.

Так вот, смысл эгоизма в том, чтобы человек, преследуя свои интересы, на определенном этапе своего развития начал учитывать и интересы других людей. И не просто учитывать, а эффективно им отвечать. Он сможет это сделать тем лучше, чем сильнее он будет. Потому что сильный человек может позаботиться о себе, что в любом случае нужно делать и при этом его возможности позволяют ему распространить свою заботу на других. Сильный человек может дать другим людям многое, чтобы еще больше получить взамен. А что может дать другим людям слабый человек, который даже о себе позаботиться не в состоянии? Может ли он стать сильным лидером или хорошим родителем? Как правило, нет. Однако многие слабые люди пренебрегают своими интересами, ради интересов других, показывая тем самым, что они не эгоисты. Почему они так поступают? Они стремятся помогать [именно стремятся, но не всегда помогают] другим не потому, что они не эгоисты, а потому, что сами нуждаются в помощи других людей, причем в гораздо большей степени. Они жертвуют своими интересами ради собственного блага, а не ради блага других людей. Что-то отдавая другим, они рассчитывают получить взамен больше, чем отдали, интуитивно уповая на правило взаимного обмена. Поэтому их альтруизм – это лишь особая форма эгоизма, как одна из стратегий выживания.

Эгоизм и успех

Существует мнение, согласно которому, эгоизм необходим для достижения успеха, ради которого порой приходится идти по головам, думая только о собственной выгоде и ни с кем не считаясь. Это слишком грубое понимание пользы эгоизма. Действительно, эгоистичные люди [а мы все в меру или без меры эгоистичные] часто добиваются успеха – подставляя, предавая, используя, обманывая других людей, в том числе и тех, кого они хорошо знали, и кто им безоговорочно доверял. Подлость и коварство всегда имели место в человеческом обществе и польза от них несомненно есть. Но не стоит все списывать на эгоизм. Чтобы пройтись по тем же головам, нужно самому иметь голову на плечах, которая подсказывает эгоисту разные пути достижения своих целей, а не призывает его, как примитивного эгоиста – агрессивного наглеца, находясь в самом низу, плевать на всех и ни с кем не считаться. Зачастую о коварстве, подлости, хитрости и эгоистичности человека, использовавшего других для достижения успеха, мы узнаем тогда, когда он этого успеха уже достиг и ему поздно пытаться помешать. До этого момента, такой вот эгоист может вести себя очень даже мило, так, что ни у кого и мысли не возникнет о том, что этот доброй души человек способен кого-то подставить, использовать, обмануть, предать, ради своих корыстных целей.

Некоторые люди, например, бандиты или мошенники, выражают свой эгоизм с помощью агрессии, напористости, смелости [часто это неоправданный риск], наглости, хитрости, манипуляций. Именно эти качества, а не сам по себе эгоистичный настрой может позволить им преуспеть в своих делах. Но этот успех не всегда является стабильным. Бандиты, которыми нередко скрытно восхищается необразованная часть населения, подвергают себя неоправданному риску, чтобы обрести какие-то ресурсы и власть. Они действуют так, как действуют, просто потому, что не знают других, более изощренных и менее опасных для жизни методов достижения успеха. Они не более эгоистичны, чем, скажем, политики, пекущиеся о народном благе, просто их эгоизм выражается в виде ярко выраженного насилия, а не в виде основательно запутанной для понимания хитрости. Бандитом быть опасно, это мы все знаем, так что у такой жизни, какой живут бандиты, есть своя цена. Мошенники, не смотря на имеющуюся у них способность скрывать свои истинные намерения, все же часто выдают себя тем, что правда об их мошенничестве открывается жертвам слишком быстро. Это потому, что большинство мошенников недальновидны, они исходят из краткосрочных интересов, когда удовлетворяют свои эгоистичные потребности за счет других людей – своих жертв. И поэтому они нередко наказываются обществом за свои деяния. Так что эгоизм, выражающийся подобным образом, не особо полезен. Успех, к которому он способен привести человека, может оказаться не долгим.

Чтобы добиться серьезного, стабильного успеха, нужно, даже если не хочется, соблюдать интересы других людей. Один в поле не воин, а чтобы иметь союзников, надо уметь вовлекать других людей в свои дела, что можно сделать лишь в том случае, когда вы их чем-то заинтересовываете. Гребя же только под себя и ни с кем не считаясь, вы скорее врагов себе наживете, которые при любом удобном случае растерзают вас. Эгоист, который всех предал, подставил, обманул, использовал, чтобы в чем-то добиться успеха, подобен Дамоклу, над головой которого весит меч на конском волосе. Как и всякий тиран, он может в любой момент стать жертвой тех, по чьей голове он прошелся и тех, кто его за это ненавидит.

Гораздо выгоднее преследовать свои эгоистические интересы, сотрудничая со многими людьми на разных условиях. Это самый лучший способ достижения своих целей. Самые успешные люди мира – это не эгоистичные одиночки, которым на всех наплевать, а хорошие продавцы, грамотные дипломаты, надежные партнеры и щедрые добродетели, которые знают, что для достижения успеха нужно уметь делиться с другими. Никакое насилие и никакая наглость не позволит вам получать от людей такую же отдачу, какую вы можете получить от сотрудничества с ними. Иногда, правда, это можно делать с помощью обмана и манипуляций, но тогда это должен быть такой обман, который не раскроется в течение долгого времени и от которого выиграют многие, а не только сам обманщик. Так что нужно маскировать свой эгоизм и облачать его в человеческую форму, чтобы не вызывать в людях сопротивления своему стремлению чего-то достичь. Ни один разумный эгоист не действует в одиночку, предавая и подставляя всех подряд. Даже если он не собирается учитывать интересы всех людей, желая чего-то добиться, что по понятным причинам невозможно сделать, то у него хотя бы есть союзники и друзья, с которыми он до определенной степени считается и чьи интересы учитывает не меньше, чем свои, ибо понимает, что без этого он не может рассчитывать на их помощь, поддержку и преданность.

Подрезюмируем. Все люди эгоисты. У всех эгоизм проявляется по-разному, в зависимости от уровня развития конкретного человека. Чем человек проще, тем примитивнее его эгоизм. Умные эгоисты никогда не выпячивают свой эгоизм, показывая всем свое пренебрежение интересами окружающих. Они наоборот, делают акцент на интересах других людей, стремясь продвинуть свои интересы. Это позволяет им заручиться поддержкой окружающих при достижении своих целей.

Эгоизм в зрелой форме переходит в альтруизм. Сильные люди учитывают интересы других потому, что могут себе это позволить. Они это делают небескорыстно. Просто они достаточно сильны и умны, чтобы думать не только о себе, но и других и получать от этого еще больше пользы. Как ответственные, любящие, заботящиеся о своих детях родители, так и настоящие лидеры – это люди, чей эгоизм развился настолько, что теперь они хотят и могут не только брать, но и отдавать. А отдавая, они получают во много раз больше.

Некоторые слабые люди стремятся помогать другим потому, что сами нуждаются в помощи. Они эгоисты, хоть и ведут себя альтруистично, просто их стратегия выживания и достижения своих целей строится на том, чтобы жертвовать своими интересами ради других, в расчете на их ответную помощь, в которой слабые люди очень сильно нуждаются. И если вы не понимаете, в чем заключается интерес другого человека, который якобы бескорыстно что-то для вас делает, то все дело именно в вашем непонимании его истинных намерений, а не отсутствие у него эгоистических побуждений как таковых. Правда иногда некоторые люди, стремясь угодить окружающим, сами не понимают, почему они это делают, ибо не осознают своих мотивов и в некоторых случаях не могут их контролировать. Это уже отдельная тема, которую мы обязательно обсудим. Здесь же важно понять, что эгоизм – это часть нашей натуры. Быть эгоистом нормально. Ненормальным может быть только форма выражения эгоизма, с точки зрения ее результативности.

Есть еще фанатики, которые могут быть альтруистами по каким-то своим убеждениям. Их я в этой статье не касался, так как это тоже отдельная тема. Однако хочу заметить, что вера некоторых людей в определенные вещи может быть настолько сильна, что они могут подавлять свой врожденный эгоизм в ущерб своих интересов, а иногда и во вред своей жизни, просто потому, что считают это правильным. В какой-то степени эти люди тоже эгоисты, так как делают что-то потому, что считают это правильным для себя. Просто их эгоизм может не отвечать их реальным интересам, он лишь будет тешить их самомнение и потакать их ошибочным убеждениям.

И самое важное. Чтобы наилучшим образом добиться своих целей, важно уметь маскировать свой эгоизм под альтруистичные намерения и учитывать в своих планах интересы как можно большего числа людей, особенно сильных людей, чья помощь и поддержка могут быть вам особенно полезны. Так ваши возможности значительно расширятся. Даже если вы не принадлежите к числу сильных людей, которые могут позаботиться не только о себе, но и о других, что позволяет обрести власть, старайтесь хотя бы вести себя так, будто думаете об интересах других, как минимум не меньше, чем о своих собственных. Помните, что вы со своими желаниями, интересами и потребностями никому не интересны. Люди думают преимущественно только о себе, что естественно. Так что вам они пойдут навстречу лишь в том случае, если вы их чем-то заинтересуете, если вы вовлечете их в свои планы, показав им, что помогая вам, они многое получат.

Примитивный эгоист, который ни о ком не думает и которому на всех наплевать – это одиночка, который в лучшем случае добьется кратковременного незначительного успеха с помощью наглости, вероломства, обмана и насилия. И этот успех будет тем короче, чем меньшее число людей будет в него вовлечено. А все потому, что в этом мире нужно уметь делиться, чтобы иметь больше друзей и союзников, а не врагов и завистников. Именно поэтому разумный эгоист – это настоящий лидер и хороший стратег, который добивается успеха с помощью сотрудничества с другими людьми, чьи интересы он учитывает [до определенной степени], чтобы заручиться их поддержкой и преданностью. Разумеется, его собственные интересы для него важнее интересов других людей, иначе бы он не был эгоистом. Однако он это умело скрывает. Такой человек добивается успеха всерьез и надолго.

- Отпадение и предательство

Во все времена люди предавали и малодушничали. Что такое предательство? Всегда ли предательство можно считать таковым? Почему человек решается на ПРЕДАТЕЛЬСТВО? Все эти вопросы мы должны решить как всегда в трех контекстах: с точки зрения философии, психологии и педагогики. Сразу нужно сказать, что предательство имеет смысл только в логике, ведь этот способ мышления не разумен и там нет ни одного разумного умозаключения и ни одного разумного действия. Поэтому мы будем рассматривать предательство как явление общества эгоистов. Ведь эгоисты живут для себя, и они с легкостью могут предать, например, бросить женщину, которой клялись в любви, оставить ребенка, стать врагом своему другу. Если рассуждать логически, то мы можем и не быть столь категоричными и рассмотреть каждый момент ПРЕДАТЕЛЬСТВА на земле и обосновать его как не предательство, найти причины и предпосылки, усмотреть отрицательные черты у тех, кого мы предаем и т. д. Однако ПРЕДАТЕЛЬСТВО не перестанет быть таковым с точки зрения истины. Истина заключается в том, что если бы человек думал о другом человеке, а не о себе, он бы в принципе не смог бы предать, он бы не видел в этом смысла. ПРЕДАТЬ – значит бросить человека на произвол судьбы, оставить его в трудное время, обмануть его надежды и ожидания, то есть совершить подлость, жестокость, а значит перестать быть личностью. Возьмем предателя родины. Мы можем, конечно, только в контексте рассматривать это явление. Ведь война и военный патриотизм не имеют смысла. Все действия в них - основа жестокости и безумия. Поэтому предателя Родины можно осуждать только относительно той Родины, которую он предал. И здесь его ПРЕДАТЕЛЬСТВО – двойное безумие, ведь предав одну Родину, нет гарантии, что он будет верен другой, поэтому предателя будут презирать повсюду. Возьмем лучше ПРЕДАТЕЛЬСТВО любимого человека. Как назвать это действие? Ведь, предавая любимых, мы можем вовсе их не обрекать, ведь они вполне могут счастливо существовать и без нас. Также здесь нет обмана, ведь брак – это договор на взаимовыгодных условиях, поэтому если одну из сторон не устраивают условия, она расторгает договор. Также мы логически можем обосновать свое ПРЕДАТЕЛЬСТВО, сказав, что наш поступок – вина человека, которого мы предали. Человек может также бросить своего ребенка, то есть лишить его отца, а значит воспитания и развития. Причина здесь может быть только одна – эгоизм.
Давайте рассмотрим явление ПРЕДАТЕЛЬСТВО в природе. Мы знаем отлично, как верна человеку собака. Причем она сама никогда не променяет хозяина. Отдайте своего хорошо обученного пса другому человеку, и эта собака может умереть от тоски. Что именно ценит животное в человеке?
Почему оно его не предает? Это можно назвать привязанностью к тому, кто кормит и обучает. То есть можно предположить, что животное видит, что человек живет для него и решает жить для человека. Поэтому с животными у нас большая гармония, чем друг с другом.
Что такое ОТПАДЕНИЕ? Приведем ситуацию. Мы оказались в компании людей, которые замышляют убийство человека. Так как мы уже владеем данной информацией, то есть, зависимы от условий, нам придется решать как раз пару ПРЕДАТЕЛЬСТВО – ОТПАДЕНИЕ. Ведь если мы откажемся участвовать в этом жестоком действии, нас могут объявить предателями, так как нет гарантии, что мы не попытаемся предотвратить преступление, вырвавшись на свободу. Самое главное нужно в мыслях не засомневаться и не потерять уверенность в том, что нужно делать. Ведь если мы сами сочтем, что предательство хуже убийства, то совершим безусловное зло, станем соучастником преступления. Хотя если мы владеем сведениями об убийстве и не предпринимаем никаких мер, для его предотвращения, мы уже становимся соучастниками, хотим мы этого или нет. Равнодушие к другой личности не сделает личностью нас. Однозначно то, в данной ситуации, что нужно отказаться участвовать в преступлении, а значит выбрать ПРЕДАТЕЛЬСТВО тех, кто его совершает. Здесь нужно выйти из логического контекста, исключить условия, то есть не брать во внимание глаза убийц и сделать разумный выбор – ОТПАДЕНИЕ. ОТПАДЕНИЕ – это отказ, во спасение. Если применить разум, мы просто должны отговорить преступников делать зло, однако, скорее всего, нас никто не будет слушать. Поэтому нам нужно во- первых спасти себя от безумия. Если выбирая ОТПАДЕНИЕ мы создаем угрозу своей жизни, то ситуация будет предельно напряженной. Дело в том, что мы ни в коем случае не должны свою жизнь воспринимать выше чужой. Это будет чистый эгоизм. Обычно человек и ПРЕДАЕТ только от страха.
Вспомните пару осторожность и страх, нам нужно быть предусмотрительными, чтобы не попадать в подобные ситуации. Такие моменты в жизни не дают мудрости, они лишь разрушают личность человека.

Вообще человек предает, когда изменяются условия, причем как в худшую сторону, так и в лучшую. Например, когда современный человек начинает зарабатывать больше денег, он чаще всего меняет друзей, потому что зависть со стороны менее успешных друзей делает невозможными дружеские отношения. Но предательство – это понятие обоюдное. Ведь старые друзья, которых мы предаем, не пытаются вернуть дружбу. Они просто тоже отворачиваются, обвиняя нас в высокомерии. Тоже происходит с брошенными супругами. Они тут же заводят новые знакомства. Это потому, что мы не видим друг в друге личности. Мы общаемся на основании взаимной выгоды. Чего же тогда ждать от людей вокруг преданности и уважения?
Найдите вместе со своим ребенком границу, когда ПРЕДАТЕЛЬСТВО переходит в ОТПАДЕНИЕ и наоборот. Это очень важная пара для человека. Ваш сын может счесть себя предателем компании, если, например, откажется начать курить. Он должен не идти на поводу у своих недостойных чувств, таких как страх и сомнение, а наоборот указывать другим как нужно жить, чтобы тебя уважали. ОТПАДЕНИЕМ мы буде называть твердость убеждений, основанных на истинных знаниях, а ПРЕДАТЕЛЬСТВО слабостью духа. Возьмем контекст вражды между двумя компаниями. Друзья могут упрекнуть вас в предательстве, если вы не станете вместе с ними драться за честь всей вашей компании. Отпадение здесь самый лучший выход, его нужно просто умело обосновать. Две различных группировки людей противостоят друг другу из-за искаженного стереотипа выдающего справедливость как жестокость. В ситуациях, когда люди враждуют и причиняют друг другу боль, необходимо отказываться от эгоизма, то есть не рассматривать врагов, как врагов, ведь они такие же люди, которые по каким-то причинам оказались на другой стороне баррикады. Личность думает обо всех людях сразу, поэтому самый разумный выбор – это найти способ примирить обе компании и спасти сразу всех от кровопролития. В военных конфликтах и столкновениях, когда эгоизм обострен до предела и усилен яростью и болью потерь трудно выходить из логического контекста, ведь все замешивается на чувствах пострадавших сторон, жаждущих мести и жестокости. Личность должна быть предельно предусмотрительна, чтобы не доводить раздражение между людьми до момента безумия. Поэтому отпадение, то есть несогласие с эгоистичным мнением друзей должно всюду подчеркиваться тем, кто обладает истинными знаниями о мире. Пары помогут вам при решении всех конфликтов на Земле, ведь в них подчеркнут эгоизм, который является причиной столкновений. Людям настолько тесно жить на этой огромной планете, что они готовы умереть за каждый метр пустующей и непригодной земли. На войне солдат исполняет свой долг и подчиняется приказам командира, которые воспринимаются как истина. Мы придумали законы, по которым можно уверенно лишать жизней других людей, но солдат – это живой человек и мозг человека с оружием всегда выдает сомнение и страх, когда тот нажимает на спусковой крючок автомата. Политики всю историю человечества плели интриги и решали свои эгоистические задачи, используя тупое стремление военных за железные звезды и кресты идти на смерть не известно во имя чего. Почему-то у государственных деятелей никогда не хватало мозгов, чтобы уберечь свой народ от кровопролития. Мировые войны были бы не возможны, если бы сильные мира сего умели договариваться и заботиться о своих народах, а не о могуществе и своем величии. Сегодня человек боится не подчиниться своему командиру, ведь он подавлен воинским уставом и тем, что он в одиночестве. Не согласиться со своим командиром – не значит предать Родину и свой народ. Любить свой народ – это не значит убивать представителей других наций. Наверное, никто на Земле из людей не хочет войн, кроме тех, кто управляет массами, поэтому политику и называют грязным делом. Ведь политик тоже боится, что его упрекнут в предательстве, если он вместе с другими не будет, разделять и властвовать. Солдат, как личность в разумном смысле на должен подавлять, угрожать и убивать, он должен охранять людей и справедливость, и предупреждать. А смысл политика не в том, чтобы использовать солдат, а в том, чтобы наоборот позаботиться о том, чтобы он не стрелял. Для этого политик должен быть находчив в достижении согласия с другими политиками и утверждения разума в мире. ОТПАДЕНИЕ политика в том, что он не должен быть согласен с несправедливостью в мире, и не должен считать это предательством, конечно, если он верен своему сознанию, осознает свои действия и соотносит их с общим смыслом и устремлениями своего народа.