Афоризмы георгия гурджиева - "с" стандарт - все о духовном. Высказывания о гурджиеве

Точный год рождения неизвестен - мыслитель скрывал его намеренно. Делал он это по причине, известной каждому мистику - с помощью астрологии по дате можно узнать многое из того, что человек хотел бы утаить. По одной из версий, он появился на свет 14 января 1866 года, по другим – того же числа, но в 1874 или в 1877 году.

Гурджиев был и остаётся одной из самых загадочных фигур XX века. Его сравнивают то с , то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской; приписывают тайную власть над вождями политических диктатур; окружают его имя самыми неожиданными легендами, в которых возникают Гитлер, Сталин и Берия.

В силу противоречивости личности Гурджиева, у него множество последователей и не меньшее количество противников, однако невозможно не признать масштаб его всесторонне развитого интеллекта: философ разговаривал на 18 языках, владел своим телом как профессиональный акробат, обладал даром гипноза и исцелял людей тогда, когда доктора были бессильны. Умнейшие, образованные люди, слушая Гурджиева, с первой встречи проникались к нему необъяснимым доверием. С музыкантами он говорил о законах октавы и политональных наложениях, с художниками - об объективном искусстве и импрессионизме, с докторами - о восточной медицине и психиатрии, с деловыми людьми - о коммерции. он представал человеком более осведомлённым, чем его собеседник. Таким знали его и ученики и малознакомые случайные люди.

Его отцом был грек Иван Иванович Гурджиев, мать - армянка из рода Тавризовых-Багратуни. Георгий рано начал путешествовать по странам Азии и Африки. Он побывал в Египте, Турции, Афганистане, Туркестане, Ближнем Востоке, посетил Мекку… Во время путешествий изучал различные духовные традиции, суфизм, буддизм, восточное христианство, собирал отрывки древних знаний, иногда прибегая к археологическим раскопкам. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами, созданного им общества "Искатели истины" .

В 1912 году он появился в Москве, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников, а три года спустя встретился с философом и журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму Петром Успенским . Вместе они создали группу в Санкт-Петербурге. Успенский и его круг столичных интеллектуалов заинтересовались исследованиями и идеями Гурджиева. Кроме того, Успенский, имевший многолетний опыт взаимодействия с эзотерическими школами, осмыслил эти новые идеи восточных учений и адаптировал их к европейскому менталитету. Это сотрудничество привело к формированию своеобразных концепций и практик и получило название "Учение Гурджиева" или "Четвёртый путь" .

В 1921 году Гурджиев перебрался в Берлин, где жил под именем греческого подданного Георгиадиса. Его деятельностью быстро заинтересовался Имперский комиссариат по охране общественного порядка Германии. После конфликта с властями, он попытался вслед за Успенским перебраться в Великобританию, однако власти не разрешили ему въезд в страну. В 1922 году Гурджиев купил на собранные Успенским средства замок в поместье Приэре, около Фонтенбло (пригород Парижа). Там он основал "Институт", в котором преподавались уже не сложные идеи и принципы "Четвёртого пути", а куда более урезанный, упрощённый вариант – "Путь хитреца" или "Айда-йога". Тогда же Гурджиев прославился как хореограф публичных танцевально-балетных представлений с особой музыкой, сценариями и костюмами. Выступления эти несли в себе необычайную грацию и очарование, представляя собой симбиоз ритуальных танцев дервишей, тантрических элементов и изобретённой самим учителем системы. В этот период совместно с композитором Томасом де Гартманом им было создано более сотни музыкальных композиций, в том числе и музыка для "Священных Движений" . Есть даже предположение, что именно эти танцы были взяты за основу Айседорой Дункан , достигшей невероятной популярности, благодаря разработанным дионисийским пляскам. Ту же гипотезу высказывают в отношении мистериальных балетов Рудольфа Штайнера .

В 1924 году Гурджиев окончательно "разошёлся" с Успенским и вскоре после этого попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. С этого времени поместье Приерэ стало более закрытым, хотя многие его ученики оставались там и продолжали его регулярно посещать. Окончательно оно закрылось в 1932 году. Гурджиев оставался жить в Париже, изредка посещая США, где ему организовывали встречи с учениками. После окончания войны он собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения. В свой последний год он дал им указания о публикации последних двух книг: "Всё и вся" (или "Рассказы Вельзевула своему внуку" ) и "Встречи с замечательными людьми". Всего им было написано более десятка сочинений.

В истории Гурджиев остался как психолог, философ, учёный, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о "Четвёртом пути" внутренней реализации человека. 29 октября 1949 года он умер в госпитале в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. В день смерти он несколько часов безмятежно беседовал со своими учениками, сказав напоследок: "В хорошей же неразберихе я вас оставляю!".

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку мудрых цитат из произведений философа.

Человек – это многосложное существо (1922)

"Душа - это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой".

"Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь".

"Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно".

"Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого".

"Для одних религия - это закон, гид, направление. Для других - это жандарм".

"Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм - это первый этап на пути к альтруизму, христианству".

"В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе".

"В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает".

"Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни".

Взгляды из реального мира (1924-1930)

"…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…"

"Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и "волю".

"Мы всегда используем больше энергии, чем это необходимо; мы напрягаем ненужные для работы мускулы; мы позволяем мыслям вертеться; мы реагируем с чрезмерной силой чувств. Расслабьте мускулы, пользуйтесь только теми. которые необходимы; сдерживайте мысли и не выражайте чувства, когда не хотите этого. Пусть вас не затрагивают внешние воздействия, ибо они сами по себе безвредны; это мы позволяем себе чувствовать себя оскорбленными".

Рассказы Вельзевула своему внуку (1950)

"Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности".

"Всякая причина порождает соответствующий ей результат".

"Любите всякое дыхание".

- G. I. Gurdjieff
Context: When we speak of prayer or of the results of prayer we always imply only one kind of prayer - petition, or we think that petition can be united with all other kinds of prayers.… Most prayers have nothing in common with petitions. I speak of ancient prayers; many of them are much older than Christianity. These prayers are, so to speak, recapitulations; by repeating them aloud or to himself a man endeavors to experience what is in them, their whole content, with his mind and his feeling.

- G. I. Gurdjieff
Context: There do exist enquiring minds, which long for the truth of the heart, seek it, strive to solve the problems set by life, try to penetrate to the essence of things and phenomena and to penetrate into themselves. If a man reasons and thinks soundly, no matter which path he follows in solving these problems, he must inevitably arrive back at himself, and begin with the solution of the problem of what he is himself and what his place is in the world around him. For without this knowledge, he will have no focal point in his search. Socrates’ words, “Know thyself” remain for all those who seek true knowledge and being.

- G. I. Gurdjieff

- G. I. Gurdjieff
Context: Man has no individual I. But there are, instead, hundreds and thousands of separate small "I"s, very often entirely unknown to one another, never coming into contact, or, on the contrary, hostile to each other, mutually exclusive and incompatible. Each minute, each moment, man is saying or thinking, "I". And each time his I is different. Just now it was a thought, now it is a desire, now a sensation, now another thought, and so on, endlessly. Man is a plurality. Man"s name is legion.

- G. I. Gurdjieff
Context: Objective knowledge, the idea of unity included, belongs to objective consciousness. The forms which express this knowledge when perceived by subjective consciousness are inevitably distorted and, instead of truth, they create more and more delusions. With objective consciousness it is possible to see and feel the unity of everything. But for subjective consciousness the world is split up into millions of separate and unconnected phenomena. Attempts to connect these phenomena into some sort of system in a scientific or philosophical way lead to nothing because man cannot reconstruct the idea of the whole starting from separate facts and they cannot divine the principles of the division of the whole without knowing the laws upon which this division is based.

- G. I. Gurdjieff
Context: Faith of consciousness is freedom Faith of feeling is weakness Faith of body is stupidity.

- G. I. Gurdjieff
Context: LIBERATION LEADS TO LIBERATION. These are the first words of truth - not truth in quotation marks but truth in the real meaning of the word; truth which is not merely theoretical, not simply a word, but truth that can be realized in practice. The meaning behind these words may be explained as follows: By liberation is meant the liberation which is the aim of all schools, all religions, at all times. This liberation can indeed be very great. All men desire it and strive after it. But it cannot be attained without the first liberation, a lesser liberation. The great liberation is liberation from influences outside us. The lesser liberation is liberation from influences within us. At first, for beginners, this lesser liberation appears to be very great, for a beginner depends very little on external influences. Only a man who has already become free of inner influences falls under external influences. Inner influences prevent a man from falling under external influences. Maybe it is for the best. Inner influences and inner slavery come from many varied sources and many independent factors - independent in that sometimes it is one thing and sometimes another, for we have many enemies. There are so many of these enemies that life would not be long enough to struggle with each of them and free ourselves from each one separately. So we must find a method, a line of work, which will enable us simultaneously to destroy the greatest possible number of enemies within us from which these influences come. I said that we have many independent enemies, but the chief and most active are vanity and self-love. One teaching even calls them representatives and messengers of the devil himself. For some reason they are also called Mrs. Vanity and Mr. Self-Love. As I have said, there are many enemies. I have mentioned only these two as the most fundamental. At the moment it is hard to enumerate them all. It would be difficult to work on each of them directly and specifically, and it would take too much time since there are so many. So we have to deal with them indirectly in order to free ourselves from several at once. These representatives of the devil stand unceasingly at the threshold which separates us from the outside, and prevent not only good but also bad external influences from entering. Thus they have a good side as well as a bad side. For a man who wishes to discriminate among the influences he receives, it is an advantage to have these watchmen. But if a man wishes all influences to enter, no matter what they may be - for it is impossible to select only the good ones - he must liberate himself as much as possible, and finally altogether, from these watchmen, whom some considerable undesirable. For this there are many methods, and a great number of means. Personally I would advise you to try freeing yourselves and to do so without unnecessary theorizing, by simple reasoning, active reasoning, within yourselves.

Будда сказал, что «Когда взлетит железная птица, Дхарма придет с Востока на Запад». И человеком, через которого в начале 20 века состоялась передача эзотерического знания Четвертого Пути из Школ востока в Россию, Европу и Америку стал Георгий Иванович Гурджиев .

Гурджиев учение свое оформил в расчете на особенности восприятия людей, которые окружали его в то время – интеллигенты дореволюционной России, творческая интеллигенция Европы, Америки. Чтобы вывести мышление людей из привычных терминов и пониманий Христианства с внешней точки зрения, он преподнес систему как науку пробуждения через усилия по концентрации внимания, используя так называемые движения Гурджиева , творчество в создании спектаклей, совместное проживание в группе и тяжелый труд.

Он использовал метод «отрицания», в котором создавал для учеников шоки и трудности, позволяющие им глубже увидеть свой сон. Георгий Гурджиев во многом говорил загадками, приводящими логику в тупик. Система Гурджиевских танцев, эннеаграмма Гурджиева , его музыка по сей день выглядят мистически и многозначно.

Книги Гурджиева

Книги Гурджиева:

«Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку»
«Встречи с замечательными людьми»
«Жизнь реальна только тогда, когда «есть Я»»

Когда Гурджиев Рассказы Вельзевула своему внуку написал, в его группах стало практикой читать эту книгу вместе вслух, с целью практики концентрации внимания на долгой сложной мысли и для пребывания в настоящем продленное время с помощью слушания читающего. В «Рассказах» у Г.И. Гурджиева Вельзевул представляет собой Реальное Я человека – то, что является свидетелем нашей жизни, как в книге пришелец Вельзевул является свидетелем жизни Землян.
В начале 20 века знание, которое через Гурджиева пришло к европейцам, было доступно только избранным, теперь же книги Гурджиева скачать можно на многих сайтах или купить их в магазине.

Как говорил Георгий Иванович Гурджиев: «жизнь реальна, когда я есть». И основная практика, системы Четвертого Пути, это осознание себя в настоящем – только тогда человек действительно «есть». Для этого каждый сознательный учитель находит свои приемы, будь это танцы, медитации, упражнения на внимание, или что-то еще. Разнообразие внешних форм является кажущейся, так как цель каждой реальной Школы одна – пробуждение сознания.

Цитаты Гурджиева

Некоторые высказывания и цитаты Гурджиева :

«Без познания себя, человек, не может стать свободным, не может управлять собой. Он всегда остается рабом, игрушкой внешних сил, поэтому первым требованием всех древних учений о пути к освобождению было «познай себя»».

«Помни себя всегда и везде».

«Люби то, что позволяет жить осознанно».

«Я люблю того, кто любит работу».

«Лучшим средством, возбуждающим желание работать над собой, является осознание того, что Вы можете умереть в любой момент. Но сначала Вы должны научиться помнить об этом всегда».

«Для начала принесите жертву, без сознательной жертвы невозможна какая либо дальнейшая работа. И в первую очередь, принесите в жертву свои фантазии. Фантазии о прошлом, о будущем, о себе сейчас, мечтания. Это одна из главных причин сна. И еще принесите в жертву свое страдание. Хватит страдать и жалеть себя».

«Знание и понимание – это разные вещи. Нужно стремиться к пониманию, только оно ведет к Господу. Понимание, проявляется как результат всего личного опыта, переосмысленного самим человеком. Знание является всего лишь механическим запоминанием слов в определенной последовательности».

«Здесь нет ни русских, ни англичан, ни евреев, ни христиан, а только есть те, кто преследует одну цель — быть способным быть».

Биография Гурджиева

Биография Гурджиева , так же как и учение Гурджиева — неоднозначна и полна тайн. Гурджиев Георгий Иванович, греко-армянинского происхождения, родился в конце 19 века на юге России. Первыми учителями Гурджиева были его собственный отец, и его духовник — Григорий, священник греческой церкви. Г.И. Гурджиев в молодости много путешествовал по востоку, и предположительно учился у нескольких учителей в нескольких эзотерических Школах.

Первые группы учеников, интересующихся учением Гурджиева, стали собираться вокруг него, когда он приехал в предреволюционную Россию в начале 20 века. После революции он вместе с ближайшими учениками эмигрировал в Европу.

Георгий Гурджиев жил, собирал учеников, руководил группами, проводил лекции и представления своих танцев и спектаклей во Франции, Англии, Америке.

Фото и видео Гурджиева

Фильмы о Гурджиеве

Существует немного документальных съемок и видео Гурджиева, онлайн просмотр которых легко доступен пользователям интернета. На сегодняшний день можно найти и посмотреть следующие фильмы про Гурджиева:

П. Брук «Встречи с замечательными людьми»
Мартирос Фаносян «Я — Гурджиев. Я — не умру.»

Точный год рождения неизвестен - мыслитель скрывал его намеренно. Делал он это по причине, известной каждому мистику - с помощью астрологии по дате можно узнать многое из того, что человек хотел бы утаить. По одной из версий, он появился на свет 14 января 1866 года, по другим – того же числа, но в 1874 или в 1877 году.

Гурджиев был и остаётся одной из самых загадочных фигур XX века. Его сравнивают то с , то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской; приписывают тайную власть над вождями политических диктатур; окружают его имя самыми неожиданными легендами, в которых возникают Гитлер, Сталин и Берия.

В силу противоречивости личности Гурджиева, у него множество последователей и не меньшее количество противников, однако невозможно не признать масштаб его всесторонне развитого интеллекта: философ разговаривал на 18 языках, владел своим телом как профессиональный акробат, обладал даром гипноза и исцелял людей тогда, когда доктора были бессильны. Умнейшие, образованные люди, слушая Гурджиева, с первой встречи проникались к нему необъяснимым доверием. С музыкантами он говорил о законах октавы и политональных наложениях, с художниками - об объективном искусстве и импрессионизме, с докторами - о восточной медицине и психиатрии, с деловыми людьми - о коммерции. он представал человеком более осведомлённым, чем его собеседник. Таким знали его и ученики и малознакомые случайные люди.

Его отцом был грек Иван Иванович Гурджиев, мать - армянка из рода Тавризовых-Багратуни. Георгий рано начал путешествовать по странам Азии и Африки. Он побывал в Египте, Турции, Афганистане, Туркестане, Ближнем Востоке, посетил Мекку… Во время путешествий изучал различные духовные традиции, суфизм, буддизм, восточное христианство, собирал отрывки древних знаний, иногда прибегая к археологическим раскопкам. Эти путешествия часто принимали форму экспедиций, которые Гурджиев организовывал с другими членами, созданного им общества "Искатели истины" .

В 1912 году он появился в Москве, где сумел собрать вокруг себя небольшую группу учеников, а три года спустя встретился с философом и журналистом, известным автором ряда работ по мистицизму Петром Успенским . Вместе они создали группу в Санкт-Петербурге. Успенский и его круг столичных интеллектуалов заинтересовались исследованиями и идеями Гурджиева. Кроме того, Успенский, имевший многолетний опыт взаимодействия с эзотерическими школами, осмыслил эти новые идеи восточных учений и адаптировал их к европейскому менталитету. Это сотрудничество привело к формированию своеобразных концепций и практик и получило название "Учение Гурджиева" или "Четвёртый путь" .

В 1921 году Гурджиев перебрался в Берлин, где жил под именем греческого подданного Георгиадиса. Его деятельностью быстро заинтересовался Имперский комиссариат по охране общественного порядка Германии. После конфликта с властями, он попытался вслед за Успенским перебраться в Великобританию, однако власти не разрешили ему въезд в страну. В 1922 году Гурджиев купил на собранные Успенским средства замок в поместье Приэре, около Фонтенбло (пригород Парижа). Там он основал "Институт", в котором преподавались уже не сложные идеи и принципы "Четвёртого пути", а куда более урезанный, упрощённый вариант – "Путь хитреца" или "Айда-йога". Тогда же Гурджиев прославился как хореограф публичных танцевально-балетных представлений с особой музыкой, сценариями и костюмами. Выступления эти несли в себе необычайную грацию и очарование, представляя собой симбиоз ритуальных танцев дервишей, тантрических элементов и изобретённой самим учителем системы. В этот период совместно с композитором Томасом де Гартманом им было создано более сотни музыкальных композиций, в том числе и музыка для "Священных Движений" . Есть даже предположение, что именно эти танцы были взяты за основу Айседорой Дункан , достигшей невероятной популярности, благодаря разработанным дионисийским пляскам. Ту же гипотезу высказывают в отношении мистериальных балетов Рудольфа Штайнера .

В 1924 году Гурджиев окончательно "разошёлся" с Успенским и вскоре после этого попал в автомобильную аварию, в которой чуть не лишился жизни. С этого времени поместье Приерэ стало более закрытым, хотя многие его ученики оставались там и продолжали его регулярно посещать. Окончательно оно закрылось в 1932 году. Гурджиев оставался жить в Париже, изредка посещая США, где ему организовывали встречи с учениками. После окончания войны он собрал в Париже учеников различных групп, образовавшихся на основе его учения. В свой последний год он дал им указания о публикации последних двух книг: "Всё и вся" (или "Рассказы Вельзевула своему внуку" ) и "Встречи с замечательными людьми". Всего им было написано более десятка сочинений.

В истории Гурджиев остался как психолог, философ, учёный, путешественник, хореограф учитель и мистик, основоположник учения о "Четвёртом пути" внутренней реализации человека. 29 октября 1949 года он умер в госпитале в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. В день смерти он несколько часов безмятежно беседовал со своими учениками, сказав напоследок: "В хорошей же неразберихе я вас оставляю!".

"Вечерняя Москва" предлагает вашему вниманию подборку мудрых цитат из произведений философа.

Человек – это многосложное существо (1922)

"Душа - это роскошь. Никто ещё не родился с полностью развитой душой".

"Для космоса не существует времени. Страдание может быть произвольным: можно страдать за вчерашний день и можно за завтрашний. Или можно просто страдать потому, что плохо себя чувствуешь".

"Существует два вида страдания: сознательное и несознательное. Только глупец страдает несознательно".

"Если мы освобождаемся от одного влияния, мы становимся рабами другого".

"Для одних религия - это закон, гид, направление. Для других - это жандарм".

"Прежде всего, вы должны думать о самом себе, вы должны стараться изо всех сил возвысить себя. Вы должны быть эгоистом. Эгоизм - это первый этап на пути к альтруизму, христианству".

"В действительности, человек не может помочь другому, не может поддержать его, потому что он даже не может помочь себе".

"В течение жизни одного человека личность создаётся исключительно из того, что он слышит, и того, что он читает".

"Стараясь наблюдать за собой, мы учимся концентрировать в себе то, что может быть даже очень полезным в обычной жизни".

Взгляды из реального мира (1924-1930)

"…Когда я нахожусь в связи с внешним миром, я живу. Когда я живу только внутри себя, это не жизнь; но каждый живет именно таким образом. Наблюдая за собой, я связываю себя с внешним миром…"

"Если человек обладает здравым смыслом и логикой, любое действие может изменить его мнение и "волю".

"Мы всегда используем больше энергии, чем это необходимо; мы напрягаем ненужные для работы мускулы; мы позволяем мыслям вертеться; мы реагируем с чрезмерной силой чувств. Расслабьте мускулы, пользуйтесь только теми. которые необходимы; сдерживайте мысли и не выражайте чувства, когда не хотите этого. Пусть вас не затрагивают внешние воздействия, ибо они сами по себе безвредны; это мы позволяем себе чувствовать себя оскорбленными".

Рассказы Вельзевула своему внуку (1950)

"Если существо по разумности выше тебя, следует всегда поклоняться перед ним и стараться во всем подражать ему; если же оно ниже тебя, надо быть с ним справедливым, потому что и ты когда-то занимал такое же место по градации разумности".

"Всякая причина порождает соответствующий ей результат".

"Любите всякое дыхание".