Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна.

Родился в Бойтичах в семье сельского священника Ивана Авраамиевича Булгакова (1830-1894) и Олимпиады Ферапонтовны Ивановой (1830(?)-1908). Вскоре семья переехала в Орёл, где его отец стал священником Сергиевской кладбищенской церкви. В 1876 году окончил Орловское духовное училище, а в 1881 году Орловскую духовную семинарию. В 1881-1885 годы обучался в Киевской духовной академии на церковно-историческом отделении, окончил её со степенью кандидата богословия. После окончания академии с сентября 1885 по сентябрь 1887 года преподавал греческий язык в Новочеркасском духовном училище.

В 1887 году в Киевской академии защитил диссертацию по теме «Очерки истории методизма» и 27 мая 1887 ему была присуждена степень магистра богословия. В августе 1887 стал доцентом Киевской духовной академии. В январе 1889 года был назначен заведующим кафедрой истории и разбора западных вероисповеданий. В 1902 году стал экстраординарным, а с февраля 1907 года - ординарным профессором. В 1906 году за сочинения «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению» и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви» получил степень доктора богословия.

Одновременно со службой в академии с 1890 по 1892 год состоял преподавателем истории в Киевском институте благородных девиц, а с 1893 года и до самой своей смерти исполнял обязанности киевского отдельного цензора по иностранной литературе. Перевел с латинского языка на русский многие произведения Отцов Церкви - блаженного Августина, Иеронима и других, принимал активное участие в работе Киевского религиозно-просветительного общества, читал лекции в различных собраниях, исполнял обязанности присяжного заседателя в окружном суде. По гражданской службе имел чин статского советника. В 1907 году награждён ежегодной юбилейной премией имени митрополита Макария.

1 июля 1890 женился на Варваре Михайловне Покровской (1869-1922), дочери карачевского соборного протоиерея Михаила Васильевича Покровского (1830–1894) и Анфисы Ивановны Турбиной (1835–1910).

В семье было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

Незадолго до смерти Афанасия Ивановича (в 1906, по другим данным - в 1907 году) семья переехала в знаменитый дом № 13 по Андреевскому спуску, ставший местом жительства булгаковской семьи на долгие годы.

Весной 1906 года Афанасий Иванович тяжело заболел нефритом. К сентябрю он практически ослеп. В феврале 1907 ушёл на пенсию по состоянию здоровья.

Скончался в 1907 году, похоронен на Байковом кладбище Киева.

Сочинения

  • Очерки истории методизма. - К., 1886-1887.
  • Безбрачие духовенства: Историко-полемический очерк. - К., 1891.
  • О молоканстве. - К., 1891.
  • Когда нужно креститься (против перекрещенцев). - К., 1893.
  • Четырехсотлетие Новой истории. - К., 1893.
  • Стремления англикан к восстановлению древневселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет. - К., 1894.
  • Новые религиозные преобразования в Англии в XIX в. - К., 1897.
  • К вопросу об англиканской иерархии. - К., 1898.
  • О религиозном образовании в Северо-Американских Соединенных Штатах. - К., 1900.
  • Старокатолическое и христианско-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению. - К., 1901.
  • Церковь и ее отношение к прогрессу. - К., 1903.
  • Предположение о принятии еще одного догмата в римско-католическую догматику. - К., 1903.
  • Современное франкмасонство в его отношении к церкви и государству. - К., 1903.
  • О просвещении народов. - К., 1904.
  • О свободе человека христианина. - К., 1905.
  • Французское духовенство в конце XVIII в. - К., 1905.
  • О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения православной церкви. - К., 1906.

Афана́сий Ива́нович Булга́ков (17 , село , — 14 , ) — русский и историк церкви. Отец писателя .

Биография

Родился 17 апреля 1859 года в селе Бойтичи Брянского уезда Орловской губернии (ныне ) в семье сельского священника Ивана Авраамиевича Булгакова (1830—1894) и Олимпиады Ферапонтовны, урождённой Ивановой (1830(?) — 1908).

В дальнейшем семья переехала в , где в 1891 г. его отец стал священником Сергиевской кладбищенской церкви. В 1876 году окончил Орловское духовное училище, а в 1881 году — . В 1881 году поступил в на церковно-историческое отделение. В 1885 году окончил курс академии со степенью кандидата богословия. По окончании академии с сентября 1885 по сентябрь 1887 года преподавал в духовном училище.

В 1887 году защитил магистерскую диссертацию под названием «Очерки истории методизма » в Киевской духовной академии. «Очерки » были опубликованы в « » в 1886—1887 годах и вышли отдельным томом в 1887 г. Биограф семьи Булгаковых литературовед отмечала несомненный литературный дар автора «Очерков », живой язык, искреннюю увлеченность предметом исследования, а также свободу изложения своих собственных взглядов на образование, воспитание, брак, семью, театр и пр. . Осенью того же года был утвержден в звании доцента по кафедре древней гражданской истории, однако уже в январе 1889 года был перемещен, согласно прошению, на кафедру истории и разбора западных вероисповеданий. В 1902 году был избран экстраординарным профессором по занимаемой кафедре. В 1906 году был удостоен степени доктора богословия за сочинения «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению » и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви ». В феврале 1907 года был утвержден ординарным профессором. По свидетельствам современников, обладал обширными знаниями и был очень терпим к другому мнению. Кроме древних языков, владел английским (выученным, видимо, самостоятельно), французским и немецким языками .

Одновременно со службой в академии в 1890—1892 годах был преподавателем истории в . Перевел с латинского языка на русский многие произведения — , и других, принимал активное участие в работе Киевского религиозно-просветительного общества, читал лекции в различных собраниях, исполнял обязанности присяжного заседателя в окружном суде. В 1905 году был удостоен .

С 1893 года и до конца жизни исполнял обязанности цензора по иностранной цензуре в Канцелярии киевского отдельного цензора. В этом качестве резюмировал сочинения западных авторов, в том числе революционного характера (например, « » на французском языке) , а также книги на украинском (тогда — малороссийском) и польском языках. Весной 1906 года Афанасий Иванович тяжело заболел , к сентябрю он практически ослеп. Утверждение его в звании ординарного профессора за месяц до смерти было данью уважения со стороны Академии и реальной помощью семье умирающего . 9 марта 1907 года подал прошение об увольнении по болезни от службы. Скончался 14 марта 1907 года в Киеве. Похоронен на .

Семья

С 1 июля 1890 года был женат на Варваре Михайловне Покровской (1869—1922), дочери соборного протоиерея Михаила Васильевича Покровского (1830—1894) и Анфисы Ивановны Турбиной (1835—1910). В семье было семеро детей: (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), (1895—1956), (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954).

Живя на съемных квартирах, семья Булгаковых сменила немало адресов в Киеве (адреса восстановлены в работах по архивным материалам ), а незадолго до смерти Афанасия Ивановича в 1906 году семья переехала в знаменитый по Андреевскому спуску, ставший местом жительства булгаковской семьи на долгие годы.

Сочинения

  • Очерки истории методизма. — К. , 1886—1887.
  • Безбрачие духовенства: Историко-полемический очерк. — К. , 1891.
  • О молоканстве. — К. , 1891.
  • Когда нужно креститься (против перекрещенцев). — К. , 1893.
  • Четырехсотлетие Новой истории. — К. , 1893.
  • Стремления англикан к восстановлению древневселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет. — К. , 1894.
  • Новые религиозные преобразования в Англии в XIX веке. — К. , 1897.
  • К вопросу об англиканской иерархии. — К. , 1898.
  • О религиозном образовании в Северо-Американских Соединенных Штатах. — К. , 1900.
  • Старокатолическое и христианско-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению. — К. , 1901.
  • Церковь и её отношение к прогрессу. — К. , 1903.
  • Предположение о принятии ещё одного догмата в римско-католическую догматику. — К. , 1903.
  • Современное франкмасонство в его отношении к церкви и государству. — К. , 1903.
  • О просвещении народов. — К. , 1904.
  • О свободе человека христианина. — К. , 1905.
  • Французское духовенство в конце XVIII в. (в период революции). — К. , 1905.
  • .
  • «Я читаю о человеке всё…»: Письма А. И. Булгакова к В. М. Позднееву / Публикация и комментарии Е. А. Яблокова // Октябрь. — М. , 2002. — № 11 .
  • Земская Е. А. Михаил Булгаков и его родные. — М. , 2004. — С. 41—46 .

(1859-1907), отец Булгакова, статский советник, профессор Киевской Духовной Академии по кафедре истории западных вероисповеданий. Б. родился 17/29 апреля 1859 г. в семье православного священника Ивана Авраамьевича Булгакова (1830-1894) и Олимпиады Ферапонтовны Булгаковой (урожденной Ивановой) (1830-1910). Фамилия «Булгаков» происходит от тюркского существительного «булгак» - производного от глагола «булга». Глагол имеет значения «махать», «перемешивать», «взбалтывать», «мутить», «махать», «качаться», «биться». «Булгак» же означает «смятение», «гордо ходящий человек, поворачивающий голову в разные стороны», или просто «гордый», «гордец».

В 1876-1881 гг. Б. обучался в Орловской духовной семинарии, в 1881-1885 гг. - в Киевской Духовной Академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. В 1885-1887 гг. преподавал древнегреческий язык в Новочеркасском духовном училище. В 1887 г. за книгу «Очерки истории методизма» (1886) Советом Академии был удостоен степени магистра богословия и в том же году определен на службу в КДА в должности доцента общей древней гражданской истории с чином надворного советника. В 1889 г. Б. перешел на кафедру истории и разбора западных исповеданий. Одновременно в 1890-1892 гг. преподавал историю в Киевском Институте благородных девиц. С 1892 г. параллельно с преподаванием Б. исполнял обязанности Киевского отдельного цензора по внутренней цензуре. В 1896 г. за выслугу лет Б. был произведен в статские советники, что давало право на потомственное дворянство. В 1902 г. Б. был избран экстраординарным профессором. 11 декабря 1906 г. удостоен степени доктора богословия, а 8 февраля 1907 г. Святейший синод утвердил Б. в звании ординарного профессора. 1 июля 1890 г. Б. женился на Варваре Михайловне Покровской (Булгаковой), дочери православного священника. У них было семеро детей: Михаил (1891), Вера (1892), Надежда (1893), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900) и Елена(1902). 14 марта 1907 г. Б. скончался от наследственного нефросклероза.

В некрологе, написанном профессором КДА В. П. Рыбинским (1867-1944) и опубликованном в «Трудах КДА», отмечалось, что «почивший профессор был очень далек от того поверхностного либерализма, который с легкостью все критикует и отрицает; но в то же время он был противником и того неумеренного консерватизма, который не умеет различать между вечным и временным, между буквой и духом и ведет к косности церковной жизни и церковных форм». Подобный умеренный либерализм Б. отчетливо отразился в его работах, особенно написанных после начала революционных событий 1905 г. Например, в статье «Французское духовенство в конце XVIII в. (в период революции)», опубликованной в №5 «Трудов КДА» за 1905 г., Б. писал: «В то время среди французского народа началась проповедь о равенстве, братстве и свободе всех людей с точки зрения формально-правовых воззрений на отношение людей между собою. Что же стали делать высшие представители церкви? Как они отнеслись к этому? Вместо того чтобы заняться выяснением истинно христианского смысла этих понятий (Мф. V, 44 - 48), они, как бы закрывая глаза на то, что эти понятия заимствованы из учения Господа нашего Иисуса Христа, стали проповедать о том, что безусловного равенства, братства и свободы никогда не было и быть не может. Но ведь дело шло совсем не об этом. Дело шло о равенстве всех пред законом, в основе которого (по идее) должен быть закон нравственный. Они начали также проповедать о необходимости безусловного повиновения законам, происходящим от Богом поставленной власти. Но на качество этих законов внимания не обращалось; не обращалось внимания на их отношение к духу христианства. Такою постановкою дела высшее духовенство скомпрометировало себя, и в таком отношении его к начавшемуся народному движению нужно искать происхождения того поистине грустного факта, который известен в истории Франции под именем объявления «культа разума»«. Б. отмечал при этом, что низшее приходское духовенство во Франции накануне революции «было придавлено и вместе с простым народом делило его радости и горе. Оно страдало от бедности, несмотря на то, что не было обременено и связано тягостями семейной жизни; оно было под гнетом и духовной и светской власти, оно страдало и от провинциальной аристократии, которая своими связями с высшим клиром всегда имела возможность угнетать приходских священников (cures). Одним словом, конец XVIII века дает нам целый ряд картин, знакомых нам, близких нашему сердцу, напоминающих до мельчайших подробностей жизнь наших деревенских священников по их положению между простым народом и деревенской «знатью», начиная с господ и кончая их «дворецкими». Слово «cure» (приходской священник) сделалось таким же унизительным и обидным, почти позорным, как и теперь у нас слово «поп». А между тем этому-то именно духовенству и предстояла необходимость выступить со своим религиозно-нравственным влиянием в деле начинавшегося народного разрушительного движения. Что оно могло сделать? Как могло оно предотвратить братоубийственную народную резню? Оно не могло с открытою душою и с полным убеждением выступить на защиту старого порядка вещей; потому что это значило бы защищать полное попрание законов божеских и человеческих, и потому, - естественно, оно должно было или оставаться молчаливым зрителем ужасных событий или, сознавая справедливость народных требований, становиться в ряды недовольных и вместе с ними переживать все ужасы революции». Автор «Французского духовенства в конце XVIII в.» считал, что «когда теперь во Франции говорят об отделении Церкви от государства, то, в сущности, говорят о том, чтобы юридически констатировать уже совершившееся дело; а совершилось оно тогда, когда французское духовенство бросило своих пасомых на произвол судьбы, впуталось в государственные дела и не хотело признать той истины, что совершение государственных переворотов не дело Церкви, что царство Божие не есть брашно или питие, но правда, и мир, и радость о Духе Святе».

Б., судя по тексту «Французского духовенства» и других статей, был привержен христианским идеалам братства, равенства и свободы, мечтал об устроении общества согласно нравственному закону. Воззрения Б. близки идеям христианского социализма, высказывавшимся философом, публицистом и общественным деятелем С. Н. Булгаковым, с которым Б. был знаком по созданному в марте 1905 г. Религиозно-философскому обществу памяти В. С. Соловьева. В деятельности этого общества, основанного С. Н. Булгаковым, Б. принимал активное участие вплоть до своей смертельной болезни, обострившейся осенью 1906 г. Мысль Б. о том, что Царство Божие не может носить земного, материального характера, представляла собой критику марксизма с его земным коммунистическим раем и была близка идеям С. Н. Булгакова и Н. А. Бердяева. Булгаков в «Мастере и Маргарите» идеальное царство истины и справедливости, о котором говорит Иешуа Га-Ноцри и которое достижимо лишь в надмирности, сравнивает с карикатурным осуществлением коммунистического идеала в современной ему Москве на примере обитателей Нехорошей квартиры, Дома Грибоедова и Театра Варьете. Свою приверженность свободе и неприятие разрушительной революционной народной стихии автор «Мастера и Маргариты» выразил в письме правительству 28 марта 1930 г., где утверждал: «Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, мой писательский долг, так же как и призывы к свободе печати. Я - горячий поклонник этой свободы и полагаю, что, если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что она ему не нужна, он уподобился бы рыбе, публично уверяющей, что ей не нужна вода». Здесь же Булгаков указал на свой «глубокий скептицизм в отношений революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции...». Б. писал «Французское духовенство» еще только в самом начале революции, под явным впечатлением от расстрела демонстрации 9 января 1905 г., но как будто предвидел действительно широкомасштабную гражданскую войну с многочисленными жертвами. Булгакову пришлось воочию наблюдать «братоубийственную народную резню» и не удалось остаться «молчаливым зрителем ужасных событий». Будучи мобилизован в армии всех сторон, участвовавших в гражданской войне, он позднее запечатлел эти события в «Белой гвардии» и «Днях Турбиных». Б., сам сын бедного приходского священника, не понаслышке знал положение низшего русского духовенства, которое, в отличие от французского, было еще и обременено семьей, и предрекал столь же печальные последствия для дела веры, как во время Великой Французской революции. Булгаков писал «Мастера и Маргариту» в эпоху государственного атеизма и упадка религии, демонстрируя весь глубокий идиотизм официального отрицания Христа и христианства. Под «истинно-христианским смыслом» равенства, братства и свободы Б. подразумевал следующее место из Евангелия от Матфея: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари (сборщики податей)? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф. V, 44-48). Эти слова, возможно, не без влияния статьи отца, явились для Булгакова источником проповеди Иешуа Га-Ноцри о том, что злых людей нет на свете и что все люди добрые, включая избивающего его Марка Крысобоя и предателя Иуду из Кириафа. Евангелист стал персонажем «Мастера и Маргариты» под именем Левия Матвея. Этот герой, однако,уподоблен мытарю из проповеди Христа (его прежняя профессия сборщика податей в романе подчеркивается). Матвей сохраняет ненависть к Иуде и лишь смягчается по отношению к Понтию Пилату, когда узнает, что прокуратор организовал убийство корыстолюбивого юноши из Кириафа. Булгаковский евангелист питает любовь только к любящему его Иешуа. В «Мастере и Маргарите» показано, что учение Иисуса Христа неизбежно будет толковаться мытарями и может стать источником не любви, а ненависти.

Б. написал также статью «Современное франкмасонство в его отношении к церкви и государству», опубликованную в №12 «Трудов КДА» за 1903 г. Эта статья нашла отражение в «Мастере и Маргарите» (см.: Масонство). Б. подчеркивал, что в масонстве «есть такая сторона, знание о которой доступно только самому ограниченному числу посвященных членов», в связи с чем среди масонов выделяются две группы: «те, которые не знают последнего слова, или, по крайней мере, последней цели союза» и «настоящие франкмасоны, которые хорошо знают, что говорят и что делают». Автор «Современного франкмасонства» отметил, что «в настоящее время ряды франкмасонских лож наполняются евреями... понятное дело, что от таких лож нельзя ожидать ничего доброго для христианства. Но чего именно можно ожидать, это сказать трудно, потому что для этого самому нужно стоять в центре франкмасонства. А для этого необходимо достигнуть высших ступеней франкмасонства, к которому три низшие ступени (ученика, подмастерья и мастера) служат только преддверием; члены этих степеней знают только немногих представителей своих лож; они находятся под руководством членов высших разрядов: «Масонов шотландского обряда», «Розенкрейцеров»... и «Невидимых» или «Задних лож»; ... чтобы достигнуть этого нужно иметь 33-ю степень франкмасонства. Собственно, имеющие эту степень и стоят во главе франкмасонского союза». Б. подробно описывает обряд посвящения «мастера», отразившийся в сцене Великого бала у сатаны и последовавшего за этим извлечения Мастера из лечебницы. Слова Б. насчет евреев показывают, что к ним он относился с предубеждением. Возможно, что именно от отца Булгаков унаследовал бытовой антисемитизм, проявившийся в дневнике «Под пятой».

В целом же влияние Б. на будущего писателя было благотворным. Как вспоминала Н. А. Булгакова, в 1900 г. родители купили дачный участок в две десятины леса в поселке Буча под Киевом: «И на этом участке под наблюдением отца была выстроена дача в пять комнат и две большие веранды... Дача дала нам простор, прежде всего простор, зелень, природу. Отец (он был хорошим семьянином) старался дать жене и детям полноценный летний отдых... В первый же год жизни в Буче отец сказал матери: «Знаешь, Варечка, а если ребята будут бегать босиком?» Мать дала свое полное согласие, а мы с восторгом разулись и начали бегать по дорожкам, по улице и даже по лесу... И это вызвало большое удивление у соседей. Особенно поджимали губы соседки: «Ах! Профессорские дети, а босиком бегают!»«. Как видно, Б., сам выросший в бедной семье, где было десять человек детей, достигнув известного положения, ничего не имел против того, чтобы его дети играли с детьми простонародья.

Н. А. Булгакова отмечала, что родители «как-то умело нас воспитывали, нас не смущали: «Ах, что ты читаешь? Ах, что ты взял?» У нас были разные книги. И классики русской литературы, которых мы жадно читали. Были детские книги... И была иностранная литература. И вот эта свобода, которую нам давали родители... способствовала нашему развитию, она не повлияла на нас плохо. Мы со вкусом выбирали книги». Любовь к хорошим книгам сохранилась у Булгакова на всю жизнь, и по числу литературных источников, использованных в своих произведениях, автор «Мастера и Маргариты» стоит на одном из первых мест среди русских писателей.

Н. А. Булгакова оставила нам развернутую характеристику Б.: «Когда отец умер, мне было 13 лет. Мне казалось, что мы, дети, плохо его знали. Ну что же, он был профессором, он очень много писал, он очень много работал. Много времени проводил в своем кабинете. И тем не менее, вот теперь (в 1967 г. - Б. С.), оглядываясь на прошлое, я должна сказать: только сейчас я поняла, что такое был наш отец. Это был очень интересный человек, интересный и высоких нравственных качеств. ... Над его гробом один из студентов, его учеников, сказал: «Ваш симпатичный, честный и высоконравственный облик». Действительно - честный, и чистый, и нравственный, как сказал его студент. Это повторяли и его сослуживцы. Отец проработал в академии 20 лет и за эти 20 лет у него ни разу не было не только ссоры или каких-нибудь столкновений с сослуживцами, но даже размолвки. Это было в его характере. У него была довольно строгая наружность. Но он был добр к людям, добр по-настоящему, без всякой излишней сентиментальности. И эту ласку к людям, строгую ласку, требовательную, передал отец и нам. В доме была требовательность, была серьезность, но мне кажется, я могу с полным правом сказать, что основным методом воспитания детей у Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны Булгаковых были шутка, ласка и доброжелательность. Мы очень дружили детьми и дружили потом, когда у нас выросла семья до десяти человек. Ну, конечно, мы ссорились, было все что хотите, мальчишки и дрались, но доброжелательность, шутка и ласка - это то, что выковало наши характеры.

Еще одно качество нам передал отец. Отец обладал огромной трудоспособностью. Вот я помню. Он уезжал в Киев с дачи на экзамены, с экзамена он приезжал, снимал сюртук, надевал простую русскую рубашку-косоворотку и шел расчищать участок под сад или огород. Вместе с дворником они корчевали деревья, и уже один, без дворника, отец прокладывал на участке (большой участок - две десятины) дорожки, а братья помогали убирать снятый дерн, песок... Отец с большой любовью устраивал домашнее гнездо, но, к сожалению, это продолжалось недолго».

Не исключено, что какие-то черты Б. наряду с другими прототипами отразились в образах профессора Персикова в «Роковых яйцах» и профессора Преображенского в «Собачьем сердце». В надгробной речи, опубликованной в «Трудах КДА», товарищ Б. Д. И. Богдашевский так говорил о его последних днях: «Беседовали мы с тобою о разных явлениях современной жизни. Взор твой был такой ясный, спокойный и в то же время такой глубокий, как бы испытующий. «Как хорошо было бы, - говорил ты, - если бы все было мирно! Как хорошо было бы!... Нужно всячески содействовать миру». И ныне Господь послал тебе полный мир... «Отпусти», - вот последнее твое предсмертное слово своей горячо любящей тебя и горячо любимой тобой супруге. «Отпусти!...» И ты отошел с миром! Ты мог сказать: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром» (Лук. II, 29)». В «Мастере и Маргарите» в финале главная героиня просит Воланда отпустить наказанного бессмертием Понтия Пилата, а сатана отвечает, что за него уже попросил Иешуа.

  • - ...

    Словарь русского языка XVIII века

  • - русский дипломат. С 1764 Б. был назначен в посольство в Варшаву. В 1775 был переведён в состав русского посольства в Турции. В 1781-89 Б. был посланником в Константинополе...

    Дипломатический словарь

  • - воевода пустозерский до 1664...
  • - воевода в Пустозерске 1629 г., † 1632...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писатель...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - архитектор, восп. И. А. X.; р. 1768, выпущ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - водевилист и поэт; род. в 1815 г., ум. осенью 1836 г. в Петербурге. Уроженец Малороссии, Булгаков первоначальное образование получил на родине, а затем был привезен в Петербург и отдан в горный корпус...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - духовный писатель, воспитанник Киевской духовной академии, в которой состоит профессором по кафедре истории и разбора западных исповеданий. Главные труды Б.: "Очерки истории методизма" ; "...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - полковник Генштаба. Окончил Тифлисский кадетский корпус, Константиновское артиллерийское училище и Николаевскую военную академию...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - действительный статский советник, дипломат...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - революционный деятель. Род. 1889 в крестьянской семье. Будучи слесарем на заводе Дюмон в Луганске, вступает в 1909 в организацию с.-д. большевиков...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - боярин и воевода Василия и Иоанна Грозного; † 1558 г. в монаш. наречен...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - писатель, родился в 1815 году, † в 1836 г. Учился в Горном корпусе, из которого, по слабости здоровья, в 1831 году вышел и поступил в С.-Петербургский университет, где на развитие его большое влияние имели лекции А. В....
  • - духовный писатель, воспитанник Киевской духовной академии, в которой состоит профессором по кафедре истории и разбора западных исповеданий. Главные труды Б.: "Очерки истории методизма" ; "Безбрачие духовенства" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - сын секретаря Преображенского приказа, род. 15 октября 1743 г.; образование получил в Университетской гимназии Московского университета. Товарищами его были Ипполит Богданович, Д. Фонвизин и Григорий Потемкин...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - российский дипломат, писатель, переводчик; почетный член Петербургской АН. В 1781-89 чрезвычайный посланник и полномочный министр в Константинополе...

    Большой энциклопедический словарь

"БУЛГАКОВ Афанасий Иванович" в книгах

Афанасий Фет Бал

Из книги Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика автора Захарова Оксана Юрьевна

Афанасий Фет Бал Когда трепещут эти звуки И дразнит ноющий смычок, Слагая на коленях руки, Сажусь в забытый уголок. И, как зари румянец дальный Иль дней былых немая речь, Меня пленяет вихорь бальный И шевелит мерцанье свеч. О, как, ничем неукротимо, Уносит к юности

Афанасий

Из книги Тайна имени автора Зима Дмитрий

Афанасий Значение и происхождение имени: бессмертный (греч.) Энергетика и Карма имени: по своей энергетике имя Афанасий способно наделить своего владельца такими чертами, как уравновешенность, стремление быть последовательным, а также живым воображением и

Афанасий

Из книги Хиромантия и нумерология. Секретные знания автора Надеждина Вера

Афанасий Значение имени - бессмертный (греч.).По своей энергетике имя Афанасий способно наделить своего владельца такими чертами, как уравновешенность, стремление быть последовательным, а также живым воображением и любознательностью. И дело здесь не только в

Фёдор Иванович ― Иван Иванович Молодой

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Фёдор Иванович? Иван Иванович Молодой 1557 Рождение у Ивана IV сына Федора 1458 Рождение у Ивана III сына Ивана 99 1584 Федор становится великим князем Московским 1485 Иван становится великим князем Тверским 99 1598 Смерть Фёдора 1490 Смерть Ивана 108 Иван Иванович умер 7 марта, а Федор

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна Персонажи повести «Старосветские помещики» (1835) И. В. Гоголя (1809-1852), пожилые супруги, добрые и наивные обыватели, ведущие спокойную, размеренную, безмятежную жизнь, ограниченную сугубо хозяйственными заботами.Шутливо о супружеской

Булгаков и пустота Булгаков и пустота Владимир Бондаренко 14.03.2012

Из книги Газета Завтра 957 (11 2012) автора Завтра Газета

I. Афанасий

Из книги История патристической философии автора Морескини Клаудио

I. Афанасий Интересы Афанасия были направлены, как известно, в первую очередь на управление Церковью Египта, на монашескую духовность и на защиту «единосушия» Никейского Символа веры; для этих целей, можно сказать, он никогда не обращался к философским учениям. В его

Афанасий

Из книги Жизнь и учение св. Григория Богослова автора Алфеев Иларион

Афанасий Если Слово, посвященное Киприану, вряд ли можно считать особой удачей Григория как ритора и проповедника, то Похвальное Слово Афанасию Александрийскому, несомненно, является одним из лучших произведений этого жанра, написанных в Византии. Жанр похвального

АФАНАСИЙ

Из книги София-Логос. Словарь автора Аверинцев Сергей Сергеевич

АФАНАСИЙ

автора Коллектив авторов

АФАНАСИЙ преподобный, основатель Череповского монастыря (см. Феодосий и

АФАНАСИЙ

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

АФАНАСИЙ преподобный мученик, пострадавший за православие. Он был игуменом Брестского Симоновского монастыря, что в городе Брест-Литовском; претерпел мучения 1648 г. июля 20. Мощи его почивают в соборной церкви сего заштатного монастыря (51) Ист. Росс. Иер. III, 456 и

Преподобномученики Валаамской обители 34 прпмчч. Валаамских: Тит, Тихон, Геласий, Сергий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн, Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам, Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий, Василий, Пахомий, В

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Преподобномученики Валаамской обители 34 прпмчч. Валаамских: Тит, Тихон, Геласий, Сергий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн, Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам, Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий,

улгаков Афанасий Иванович (1859-1907) - отец Булгакова, статский советник, профессор Киевской Духовной Академии по кафедре истории западных вероисповеданий.

Б. родился 17/29 апреля 1859 г. в семье православного священника Ивана Авраамьевича Булгакова (1830-1894) и Олимпиады Ферапонтовны Булгаковой (урожденной Ивановой) (1830-1910). В 1876-1881 гг. Б. обучался в Орловской духовной семинарии, в 1881-1885 гг. - в Киевской Духовной Академии, которую окончил со степенью кандидата богословия.

В 1885-1887 гг. преподавал древнегреческий язык в Новочеркасском духовном училище. В 1887 г. за книгу "Очерки истории методизма" (1886) Советом Академии был удостоен степени магистра богословия и в том же году определен на службу в КДА в должности доцента общей древней гражданской истории с чином надворного советника. В 1889 г. Б. перешел на кафедру истории и разбора западных исповеданий. Одновременно в 1890-1892 гг. преподавал историю в Киевском Институте благородных девиц. С 1892 г. параллельно с преподаванием Б. исполнил обязанности Киевского отдельного цензора по внутренней цензуре.

В 1902 г. Б. был избран экстраординарным профессором. 11 декабря 1906 г. удостоен степени доктора богословия, а 8 февраля 1907 г. Святейший синод утвердил Б. в звании ординарного профессора.

1 июля 1890 г. Б. женился на Варваре Михайловне Покровской (Булгаковой), дочери православного священника. У них было семеро детей: Михаил (1891), Вера (1892), Надежда (1893), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900) и Елена (1902). 14 марта 1907 г. Б. скончался от наследственного нефросклероза.

В некрологе, написанном профессором КДА В. П. Рыбинским (1867-1944) и опубликованном в "Трудах КДА", отмечалось, что "почивший профессор был очень далек от того поверхностного либерализма, который с легкостью все критикует и отрицает; но в то же время он был противником и того неумеренного консерватизма, который не умеет различать между вечным и временным, между буквой и духом и ведет к косности церковной жизни и церковных форм".

Подобный умеренный либерализм Б. отчетливо отразился в его работах, особенно написанных после начала революционных событий 1905 г. Например, в статье "Французское духовенство в конце XVIII в. (в период революции)" Б. писал: "В то время среди французского народа началась проповедь о равенстве, братстве и свободе всех людей с точки зрения формально-правовых воззрений на отношение людей между собою. Что же стали делать высшие представители церкви? Как они отнеслись к этому? Вместо того, чтобы заняться выяснением истинно христианского смысла этих понятий (Мф. V, 44 - 48), они, как бы закрывая глаза на то, что эти понятия заимствованы из учения Господа нашего Иисуса Христа, стали проповедать о том, что безусловного равенства, братства и свободы никогда не было и быть не может. Но ведь дело шло совсем не об этом. Дело шло о равенстве всех пред законом, в основе которого (по идее) должен быть закон нравственный. Они начали также проповедать о необходимости безусловного повиновения законам, происходящим от Богом поставленной власти. Но на качество этих законов внимания не обращалось; не обращалось внимания на их отношение к духу христианства. Такою постановкою дела высшее духовенство скомпрометировало себя, и в таком отношении его к начавшемуся народному движению нужно искать происхождения того поистине грустного факта, который известен в истории Франции под именем объявления "культа разума".

Б. отмечал при этом, что низшее приходское духовенство во Франции накануне революции "было придавлено и вместе с простым народом делило его радости и горе. Оно страдало от бедности, несмотря на то, что не было обременено и связано тягостями семейной жизни; оно было под гнетом и духовной и светской власти, оно страдало и от провинциальной аристократии, которая своими связями с высшим клиром всегда имела возможность угнетать приходских священников (cures). Одним словом, конец XVIII века дает нам целый ряд картин, знакомых нам, близких нашему сердцу, напоминающих до мельчайших подробностей жизнь наших деревенских священников по их положению между простым народом и деревенской "знатью", начиная с господ и кончая их "дворецкими". Слово "cure" (приходской священник) сделалось таким же унизительным и обидным, почти позорным, как и теперь у нас слово "поп". А между тем этому-то именно духовенству и предстояла необходимость выступить со своим религиозно-нравственным влиянием в деле начинавшегося народного разрушительного движения. Что оно могло сделать? Как могло оно предотвратить братоубийственную народную резню? Оно не могло с открытою душою и с полным убеждением выступить на защиту старого порядка вещей; потому что это значило бы защищать полное попрание законов божеских и человеческих, и потому, - естественно, оно должно было или оставаться молчаливым зрителем ужасных событий или, сознавая справедливость народных требований, становиться в ряды недовольных и вместе с ними переживать все ужасы революции".

Автор "Французского духовенства в конце XVIII в." считал, что "когда теперь во Франции говорят об отделении Церкви от государства, то, в сущности, говорят о том, чтобы юридически констатировать уже совершившееся дело; а совершилось оно тогда, когда французское духовенство бросило своих пасомых на произвол судьбы, впуталось в государственные дела, и не хотело признать той истины, что совершение государственных переворотов не дело Церкви, что царство Божие не есть брашно или питие, но правда и мир, и радость о Духе Святе".

Б., судя по тексту "Французского духовенства" и других статей, был привержен христианским идеалам братства, равенства и свободы, мечтал об устроении общества согласно нравственному закону. Воззрения Б. близки идеям христианского социализма, высказывавшимся философом, публицистом и общественным деятелем

И церковная история

Учёная степень: Учёное звание: Альма-матер :

Афана́сий Ива́нович Булга́ков (17 апреля (29 апреля) , с. Бойтичи , Брянский уезд , Орловская губерния - 14 (27) марта , Киев) - русский богослов и историк церкви. Отец писателя Михаила Булгакова .

Биография

Родился 17 апреля 1859 года в селе Бойтичи в семье сельского священника Ивана Авраамиевича Булгакова (1830-1894) и Олимпиады Ферапонтовны Ивановой (1830(?) - 1908). В дальнейшем семья переехала в Орёл , где в 1891 г. его отец стал священником Сергиевской кладбищенской церкви. В 1876 году окончил Орловское духовное училище, а в 1881 году - Орловскую духовную семинарию . В 1881 году поступил в Киевскую духовную академию на церковно-историческое отделение. В 1885 году окончил курс академии со степенью кандидата богословия. По окончании академии с сентября 1885 по сентябрь 1887 года преподавал греческий язык в Новочеркасском духовном училище.

В 1887 году защитил магистерскую диссертацию под названием «Очерки истории методизма » в Киевской духовной академии. «Очерки » были опубликованы в «Трудах Киевской духовной академии» в 1886-1887 годах и вышли отдельным томом в 1887 г. Биограф семьи Булгаковых литературовед Лидия Яновская отмечала несомненный литературный дар автора «Очерков », живой язык, искреннюю увлеченность предметом исследования, а также свободу изложения своих собственных взглядов на образование, воспитание, брак, семью, театр и пр. . Осенью того же года был утвержден в звании доцента по кафедре древней гражданской истории, однако уже в январе 1889 года был перемещен, согласно прошению, на кафедру истории и разбора западных вероисповеданий. В 1902 году был избран экстраординарным профессором по занимаемой кафедре. В 1906 году был удостоен степени доктора богословия за сочинения «Старокатолическое и христиано-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению » и «О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения Православной Церкви ». В феврале 1907 года был утвержден ординарным профессором. По свидетельствам современников, обладал обширными знаниями и был очень терпим к другому мнению. Кроме древних языков, владел английским (выученным, видимо, самостоятельно), французским и немецким языками .

Одновременно со службой в академии в 1890-1892 годах был преподавателем истории в . Перевел с латинского языка на русский многие произведения Отцов Церкви - блаженного Августина , Иеронима и других, принимал активное участие в работе Киевского религиозно-просветительного общества, читал лекции в различных собраниях, исполнял обязанности присяжного заседателя в окружном суде. В 1905 году был удостоен Макарьевской премии .

С 1893 года и до конца жизни исполнял обязанности цензора по иностранной цензуре в Канцелярии киевского отдельного цензора. В этом качестве резюмировал сочинения западных авторов, в том числе революционного характера (например, «Манифест коммунистической партии» на французском языке) , а также книги на украинском (тогда - малороссийском) и польском языках. Весной 1906 года Афанасий Иванович тяжело заболел нефритом , к сентябрю он практически ослеп. Утверждение его в звании ординарного профессора за месяц до смерти было данью уважения со стороны Академии и реальной помощью семье умирающего . 9 марта 1907 года подал прошение об увольнении по болезни от службы. Скончался 14 марта 1907 года в Киеве. Похоронен на Байковом кладбище .

Семья

С 1 июля 1890 года был женат на Варваре Михайловне Покровской (1869-1922), дочери карачевского соборного протоиерея Михаила Васильевича Покровского (1830-1894) и Анфисы Ивановны Турбиной (1835-1910). В семье было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1956), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

Живя на съемных квартирах, семья Булгаковых сменила немало адресов в Киеве (адреса восстановлены в работах Л.Яновской по архивным материалам ), а незадолго до смерти Афанасия Ивановича в 1906 году семья переехала в знаменитый дом № 13 по Андреевскому спуску, ставший местом жительства булгаковской семьи на долгие годы.

Сочинения

  • Очерки истории методизма. - К. , 1886-1887.
  • Безбрачие духовенства: Историко-полемический очерк. - К. , 1891.
  • О молоканстве. - К. , 1891.
  • Когда нужно креститься (против перекрещенцев). - К. , 1893.
  • Четырехсотлетие Новой истории. - К. , 1893.
  • Стремления англикан к восстановлению древневселенской церковности в Англии в последние шестьдесят лет. - К. , 1894.
  • Новые религиозные преобразования в Англии в XIX веке. - К. , 1897.
  • К вопросу об англиканской иерархии. - К. , 1898.
  • О религиозном образовании в Северо-Американских Соединенных Штатах. - К. , 1900.
  • Старокатолическое и христианско-католическое богослужение и его отношение к римско-католическому богослужению и вероучению. - К. , 1901.
  • Церковь и её отношение к прогрессу. - К. , 1903.
  • Предположение о принятии еще одного догмата в римско-католическую догматику. - К. , 1903.
  • Современное франкмасонство в его отношении к церкви и государству. - К. , 1903.
  • О просвещении народов. - К. , 1904.
  • О свободе человека христианина. - К. , 1905.
  • Французское духовенство в конце XVIII в. (в период революции). - К. , 1905.
  • О законности и действительности англиканской иерархии с точки зрения православной церкви. - К. , 1906.

Напишите отзыв о статье "Булгаков, Афанасий Иванович"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Ермишин О. Т. // Православная энциклопедия . - М ., 2003. - Т. 6 . - С. 337-338 . - ISBN 5-89572-010-2 .
  • Лазебник И. С. Отец Мастера // Альманах библиофила . - М .: Книголюб, 1993. - Вып. 28 . - С. 108-113 . - ISBN 5-7025-0017-2 .
  • «Я читаю о человеке всё...». Письма А. И. Булгакова к В. М. Позднееву. Публикация и комментарии Е.А.Яблокова. // «Октябрь». - М ., 11/2002.
  • Земская Е. А. Михаил Булгаков и его родные. - М ., 2004. - С. 41-46 .

Отрывок, характеризующий Булгаков, Афанасий Иванович

Каратаев смотрел на Пьера своими добрыми, круглыми глазами, подернутыми теперь слезою, и, видимо, подзывал его к себе, хотел сказать что то. Но Пьеру слишком страшно было за себя. Он сделал так, как будто не видал его взгляда, и поспешно отошел.
Когда пленные опять тронулись, Пьер оглянулся назад. Каратаев сидел на краю дороги, у березы; и два француза что то говорили над ним. Пьер не оглядывался больше. Он шел, прихрамывая, в гору.
Сзади, с того места, где сидел Каратаев, послышался выстрел. Пьер слышал явственно этот выстрел, но в то же мгновение, как он услыхал его, Пьер вспомнил, что он не кончил еще начатое перед проездом маршала вычисление о том, сколько переходов оставалось до Смоленска. И он стал считать. Два французские солдата, из которых один держал в руке снятое, дымящееся ружье, пробежали мимо Пьера. Они оба были бледны, и в выражении их лиц – один из них робко взглянул на Пьера – было что то похожее на то, что он видел в молодом солдате на казни. Пьер посмотрел на солдата и вспомнил о том, как этот солдат третьего дня сжег, высушивая на костре, свою рубаху и как смеялись над ним.
Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев. «Экая дура, о чем она воет?» – подумал Пьер.
Солдаты товарищи, шедшие рядом с Пьером, не оглядывались, так же как и он, на то место, с которого послышался выстрел и потом вой собаки; но строгое выражение лежало на всех лицах.

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Все сбилось в кучу у костров. Пьер подошел к костру, поел жареного лошадиного мяса, лег спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина.
Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли, и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске.
«Жизнь есть всё. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».
«Каратаев» – вспомнилось Пьеру.
И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. «Постой», – сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали ее, иногда уничтожали, иногда сливались с нею.
– Вот жизнь, – сказал старичок учитель.
«Как это просто и ясно, – подумал Пьер. – Как я мог не знать этого прежде».
– В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он, Каратаев, вот разлился и исчез. – Vous avez compris, mon enfant, [Понимаешь ты.] – сказал учитель.
– Vous avez compris, sacre nom, [Понимаешь ты, черт тебя дери.] – закричал голос, и Пьер проснулся.
Он приподнялся и сел. У костра, присев на корточках, сидел француз, только что оттолкнувший русского солдата, и жарил надетое на шомпол мясо. Жилистые, засученные, обросшие волосами, красные руки с короткими пальцами ловко поворачивали шомпол. Коричневое мрачное лицо с насупленными бровями ясно виднелось в свете угольев.
– Ca lui est bien egal, – проворчал он, быстро обращаясь к солдату, стоявшему за ним. – …brigand. Va! [Ему все равно… разбойник, право!]
И солдат, вертя шомпол, мрачно взглянул на Пьера. Пьер отвернулся, вглядываясь в тени. Один русский солдат пленный, тот, которого оттолкнул француз, сидел у костра и трепал по чем то рукой. Вглядевшись ближе, Пьер узнал лиловую собачонку, которая, виляя хвостом, сидела подле солдата.
– А, пришла? – сказал Пьер. – А, Пла… – начал он и не договорил. В его воображении вдруг, одновременно, связываясь между собой, возникло воспоминание о взгляде, которым смотрел на него Платон, сидя под деревом, о выстреле, слышанном на том месте, о вое собаки, о преступных лицах двух французов, пробежавших мимо его, о снятом дымящемся ружье, об отсутствии Каратаева на этом привале, и он готов уже был понять, что Каратаев убит, но в то же самое мгновенье в его душе, взявшись бог знает откуда, возникло воспоминание о вечере, проведенном им с красавицей полькой, летом, на балконе своего киевского дома. И все таки не связав воспоминаний нынешнего дня и не сделав о них вывода, Пьер закрыл глаза, и картина летней природы смешалась с воспоминанием о купанье, о жидком колеблющемся шаре, и он опустился куда то в воду, так что вода сошлась над его головой.
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы.
– Les cosaques! [Казаки!] – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера.
Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей.
– Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его.
Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах.
– Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных.
– На вторую сотню, – отвечал казак.
– Filez, filez, [Проходи, проходи.] – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском.
Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова.

С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился.
От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие.
Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал:
«Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l"etat de ses troupes dans les differents corps d"annee que j"ai ete a meme d"observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l"esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l"interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu"on rallie l"armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l"artillerie qui n"est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l"on n"y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».