Адмирал ямамото и хиромантия в императорском японском флоте.

Передо мной выцветшая от времени групповая фотография. На ней Ямамото Исороку, в те времена капитан 1-го ранга, вместе с более чем двадцатью другими офицерами, окончившими в один год с ним Военно-морскую академию. Снимок сделан в середине или в конце 1920 года, у входа в клуб морских офицеров.

Кроме Ямамото, можно узнать и других - тогда в расцвете сил; позднее все они стали адмиралами, занимали ключевые посты в императорском флоте Японии и влияли на судьбу целой нации. У одного улыбка сорвиголовы; лицо другого, высокого, торчит над остальной группой как водосточная труба; большинство - типичные морские волки, половина с усами по моде того времени. Однако верхняя губа Ямамото чисто выбрита; он поменьше ростом, и, судя по выражению, пойманному камерой, это человек мягкий, почти жалкий. Фотографии адмирала Ямамото Исороку, главнокомандующего Объединенного флота, столь популярные в печати военного времени, оставляют несколько другое впечатление - отчасти, несомненно, благодаря усилиям тех, кто фотографировал и публиковал снимки. А на том, о котором речь, этакий коротышка: чуть наклонился, чем-то удручен.

Соберите нескольких, не знающих, как выглядел Ямамото, и спросите, о ком из этих двадцати с небольшим скажешь, что он разработал впоследствии план атаки на Пёрл-Харбор и командовал флотом, осуществившим этот план, - вряд ли кто-нибудь выберет нужное лицо.

Ямамото Исороку и в самом деле невысокого роста. 18 апреля 1943 года, когда он отправился в свой последний полет с восточной взлетной полосы на Рабаул, младший офицер Хайяси Хироси, командир истребителя, сопровождавшего его, впервые увидел Ямамото. Хайяси, сам по себе крупной комплекции, признался, что ему пришла мысль: «Почему это главнокомандующий раза в два меньше меня?»

Рост его 5 футов 3 дюйма (около 160 см), весил он примерно 125–130 фунтов (56–58 кг); сложения чуть не по-женски хрупкого; с пальцами пианиста (как утверждает, одна хорошо его знавшая хозяйка ресторана). Правда, в отличие от пианиста он имел лишь восемь пальцев. Общеизвестно, что во время Цусимского сражения в результате прямого попадания русского снаряда в корабль «Ниссин», на котором Ямамото служил кадетом, ему оторвало у самого основания средний и указательный пальцы левой руки. Сам Ямамото вспоминал:

«С оглушительным грохотом снаряд врезался в еще остававшуюся носовую 8-дюймовую пушку. Ядовитый дым окутал носовую часть корабля, а меня чуть не снесло силой жестокого взрыва. Я проковылял несколько шагов - и тут обнаружил, что таблицы, что висели у меня на шее, исчезли, а два пальца левой руки отхвачены и висят на одной коже».

Отсюда можно предположить, что он сам верил в это многие годы. Но кажется, истина состоит в том, что разорвало одну из собственных пушек «Ниссина», - это случается, когда ослабленная сталь ствола - после перегрева из-за непрерывной стрельбы на нее обрушиваются холодные волны - уже не способна сдерживать газы при выстреле. Вражеский ли снаряд тому причиной или несчастный случай на борту собственного корабля, только Ямамото знали в квартале гейш Симбаси как Восемьдесят Сен - такое он получил прозвище (обычная плата за маникюр гейши, всех десяти пальцев, - одна иена). Помимо потерянных пальцев, на теле его остались от того инцидента и другие примечательные шрамы…

Для Ямамото его физические данные не играли роли. На упомянутом фото мы видим гладко выбритого интеллигента, без особых внешних отличий. Ничего от облика жестокого военного лидера, - однако отсюда ни в коей мере не следует, что он не соответствовал посту главнокомандующего Объединенного флота.

Кроме того, разглядывание фотографии вызывает разнообразные чувства у тех, кто знает этот период истории. Известный своей прямотой адмирал Инуе Сигейоси, возглавлявший бюро по морским делам в то время, когда Ямамото был заместителем министра, делил адмиралов на первоклассных и второсортных. Из четырех (редкое число), произведенных в это конкретное звание, - Сиозава, Йосида, Ямамото и Симада - только Ямамото достиг первого класса.

Йосида Зенго, предшественник Ямамото на посту главнокомандующего Объединенного флота, вернулся министром в морское министерство, когда Ямамото оставил этот пост. Видимо, Ямамото чувствовал, что Иосиде можно доверить ту работу, которой он занимался вместе с министром Йонаи; но Йосида вскоре оставил этот пост.

В сформированном Тодзио правительстве Симада Сигетаро стал морским министром и оставался на этой должности с начала войны (Ямамото погиб в бою) до того момента, пока Тодзио неохотно расстался с властью - в июле 1944 года, после падения Сайпана. Он столь рабски исполнял распоряжения Тодзио, что за спиной его именовали «лакеем Тодзио».

Невозможно избавиться от ощущения - лучше бы Ямамото в какое-то подходящее время сам вернулся в правительство. Покинь он флот и стань морским министром, - Японию, возможно, ожидала бы другая судьба (хотя в этом случае какой-нибудь японский убийца избавил бы от хлопот того американского пилота, который покончил с Ямамото несколько позже). Действительно, чтобы изучить карьеру Ямамото и ее связь с последней войной, надо знать и это время, и, опять же, что случилось бы, если бы… И вот с одного маленького из этих «если бы», представленных жизнью Ямамото, хотелось бы начать всю историю.

Это случилось (или, более точно, не случилось) в тот самый день, когда император назначил Ямамото главнокомандующим Объединенного флота.

В Японии сегодня имя Соримачи Эйичи знакомо многим. Ходил в ту же среднюю школу в Нагаоке, что и Ямамото, и, хотя младше на пять лет, стал одним из его закадычных друзей в родном округе. Двухтомный труд Соримачи под названием «Ямамото Исороку. Мужчина» описывает до мельчайших деталей атмосферу семьи Ямамото, его рождение и воспитание; пусть вся история преподносится тенденциозно и оспины выдаются за милые ямочки, а многие касающиеся героя неблаговидные вещи опускаются - все равно в ней содержится материал, который нельзя найти в других источниках.

Утром 30 августа 1939 года Соримачи сел на станции Сибата главной магистрали Уетсу в экспресс, отбывающий в Токио. В вагоне второго класса заметил своего старого знакомого Исивару Кандзи, в форме генерал-майора. Приветствовал Исивару и поинтересовался, куда тот направляется. Исивара ответил, что его назначили командующим 16-м дивизионом и он едет в Токио. Ему назначена аудиенция императора, и он намерен дать совет в том плане, что нынешнюю войну («китайский инцидент») следует остановить; хотел бы заявить то же самое и принцам Чичибу и Такамацу.

Знаю, что в этом вагоне полным-полно переодетых полицейских и агентов политической полиции, - сказал он, - но это мне не помешает заявить, что подобное занятие погубит Японию, если мы вовремя не остановимся. В самом деле, - продолжал он, - я также надеюсь увидеться с заместителем министра Ямамото. Он единственный человек на флоте, который может остановить войну… Я хотел бы встретиться с ним 3 сентября, - может быть, ты ему попозже позвонишь и скажешь, что я собираюсь увидеться с ним?

Исивара, который какое-то время был на короткой ноге с Ямамото, воспринимался в армейских кругах как что-то вроде еретика. Ярый сторонник учения «Ничирен», он верил, где-то через 2500 лет после смерти Будды (примерно в 2000 году) создадут что-то вроде «всемирного правительства», но на пути к нему разгорится война в беспрецедентных масштабах. Именно он планировал «маньчжурский инцидент», имея идею создания в Маньчжурии некоего идеального государства, в котором «будут жить в гармонии пять рас». В этих аспектах могло быть некоторое несовпадение его и Ямамото точек зрения, но, как только был развязан «китайский инцидент», он немедленно выступил с призывом к его локализации. Считал, что войска не следует использовать до начала «последней войны» человечества и инцидент необходимо быстро урегулировать, с тем чтобы избежать немедленной конфронтации с Америкой и Британией. По крайней мере в этом он, вероятно, нашел бы в Ямамото симпатизирующего ему слушателя.

«Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, то в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».

Из обращения И. Ямамото к премьер-министру Японии Коноэ. Лето 1941 года

Родился Исороку Такано (Ямамото) 4 апреля 1884 года в городе Нагаока префектуры Ниигата. Исороку был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано княжества Нагаока. Потом он был усыновлен и взял фамилию своего приемного отца — Ямамото. В 1904 году окончил военно-морскую академию. Участник русско-японской войны (1904-1905). Служил на крейсере «Ниссин». В Цусимском сражении получил несколько ранений и лишился двух пальцев на руке.

ОТ ЛЕЙТЕНАНТА ДО КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ

В 1915 году Ямамото пришел к мысли о необходимости создания авианосных кораблей (этаких плавучих аэродромов). В 1916 году получил звание лейтенант-командора (после окончания Военно-морского колледжа высшего командного состава). В 1919-1921 годах прошел обучение в Гарвардском университете, затем продолжил службу в Японии, был наблюдателем на нескольких европейских кораблях. В 1923-м стал командиром крейсера «Исудзу», а в 1924 году — командиром авианосца «Акаги». В 1925-1929 годах — военный атташе Японии в США (в Вашингтоне). Принял участие во второй Лондонской морской конференции (1930) в звании контр-адмирала и в Лондонской Мореходной Конференции (1934) в звании вице-адмирала. В 1936-1939 годах — заместитель морского министра. С 1939 года Ямамото командует Объединенным флотом империи. Благодаря инициативе, наличию связей в правительстве и близости к императору Японии Исороку Ямамото удалось получить значительные средства на развитие флота, который к концу 1930-х годов стал одним из сильнейших на Тихом океане.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

В 1940 году Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в Первый воздушный флот — кулак, который собрал в себя шесть самых больших авианосцев Японии. И именно Исороку Ямамото подготовил операцию (при использовании этих шести авианосцев) по уничтожению американского флота в главной тихоокеанской базе США Перл-Харборе.

Нападение на Перл-Харбор состоялось 7 декабря 1941 года. 341 палубный японский самолет Первого воздушного флота в течение двух налетов (используя эффект внезапности) разбомбил американскую морскую базу. В итоге нападения восемь линейных кораблей ВМФ США были потоплены или тяжело повреждены. Кроме того, японские самолеты потопили и/или повредили: три крейсера, три эсминца и минный заградитель; уничтожили 188 американских самолетов. Правда, человеческие потери США оказались невелики: 2403 убитыми и 1178 ранеными. Успех стоил японцам потери 29 самолетов и 5 сверхмалых подводных лодок (всего погибло 64 японца: 55 летчиков и 9 подводников, еще один попал в плен). Несмотря на кажущийся грандиозным успех нападения на Перл-Харбор, абсолютной победы японцам достичь все-таки не удалось. И в этом опять-таки «заслуга» адмирала Ямамото. На руку американцам сыграло честолюбие адмирала. Узнав о первом успехе, он отменил вылет следующей волны самолетов на Перл-Харбор, понимая, что теперь эффект внезапности прошел и потери будут значительно выше (то есть его победа будет не такой явной).

Удивительно, но только во время (почти годичных) тренировок нападения на Перл-Харбор японцы потеряли несколько сот своих самолетов.

Решение адмирала отменить последующие вылеты привело далее к фатальным последствиям для Японии. Инфраструктура Перл-Харбора, электростанция, ремонтные мастерские и доки, пирсы, огромные запасы нефти, различные склады, корабли обеспечения (в том числе гигантские танкеры), 11 подводных лодок остались не тронутыми. К тому же акватория Перл-Харбор мелководна, и большинство подтопленных кораблей американцам удалось поднять, отремонтировать и ввести в строй. А авианосцы США во время нападения вообще не пострадали — их просто в Перл-Харборе в этот день не было.

Война на Тихом океане складывалась для Ямамото вначале очень удачно. Днем 8 декабря японская базовая авиация буквально истребила большинство американских самолетов на Филиппинах, а 10 декабря 1941 года самолеты берегового базирования (переброшенные по приказу Ямамото с острова Формозы в Индокитай) потопили британский линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс», Это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки японских войск в Малайю. Отрезвление от успехов начало приходить потом.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

18 апреля 1942 года первые 16 американских бомбардировщиков, поднявшихся с авианосца «Хорнет», пробомбили территорию собственно японских островов. А в ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею авианосцы Японии впервые вступили в бой с американскими авианосными кораблями в Коралловом море. Три японских авианосца противостояли двум американским. Японцы (7-8 мая 1942 года) потопили авианосец США «Лексингтон» и повредили «Йорктаун», а сами потеряли всего лишь один легкий авианосец «Сехо». Они посчитали сражение в Коралловом море своей победой, но потери среди опытных пилотов палубной авиации Японии оказались столь велики, что от высадки на Новой Гвинее японцам пришлось отказаться. К тому же военно-морские силы Японии не добили поврежденный «Йорктаун», что впоследствии им вышло боком в сражении у атолла Мидуэй.

В июне 1942 года Ямамото лично руководил атакой острова Мидуэй, которая вылилась в сражение между американскими и японскими авианосными группами. Фортуна здесь оказалась уже на стороне американцев. Японский флот потерял четыре тяжелых авианосца, американцы лишились только многострадального «Йорктауна». Для японцев это было настоящей катастрофой.

В апреле 1943 года Исороку Ямамото лично руководил «Операцией I-GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического наступления на остров Гуадалканал и юго-восточную часть Новой Гвинеи. В распоряжении Ямамото имелось 190 базовых самолетов и 160 палубных… Однако одолеть противника у него уже не хватило сил.

ГИБЕЛЬ АДМИРАЛА

18 апреля 1943 года самолет, в котором адмирал Ямамото летел на Соломоновы острова, был перехвачен в воздухе американскими истребителями недалеко от острова Бугенвиль. Это была не случайная встреча в воздухе, это была настоящая засада (точнее специально подготовленная операция американцев), в результате которой самолет Ямамото был сбит американским истребителем Локхид Р-38 «Лайтинг», а сам он погиб. Так американцы рассчитались с талантливым японским адмиралом за нападение на Перл-Харбор. В тот же день правительство Японии произвело И. Ямамото в адмиралы флота (посмертно).

Тело флотоводца было кремировано, прах возвращен в Японию и 3 июня 1943 года с почестями захоронен. Часть праха Ямамото покоится на кладбище в Таме, а часть — в семейном захоронении у храма Тюко-дзи в Нагаоке.

6283

Родным городом Исороку Ямамото, появившегося на свет 4 апреля 1884 года, была Нагаока, расположенная в префектуре Ниигата. Будущий адмирал происходил из семьи бедного самурая. С детства мальчик мечтал о службе на корабле и, повзрослев, поступил в Академию Исороку Ямамото получил образование в 1904 году, когда началась Русско-японская война.

Начало службы

В начале вооруженного противостояния моряк попал на броненосный крейсер «Ниссин», который принял участие в Цусимском сражении. В той битве, 28 мая 1905 года, японцы разгромили 2-ю эскадру тихоокеанского флота, которой командовал вице-адмирал Зиновий Рожественский. Значительное число русских кораблей было потоплено. Именно то сражение стало кульминацией войны. Для Исороку Ямамото победа далась дорогой ценой. Он получил увечье, лишившись среднего и указательного пальцев руки.

Продолжение военной карьеры

Несмотря на травму, служба Ямамото не просто продолжилась, а пошла в гору. Он поступил в Военно-морской колледж, в котором формировались кадры высшего командования флота. Офицер окончил его в 30 лет, а в 32 года (в 1916 году) стал лейтенант-командором. Но и на этом Исороку Ямамото не остановился. В 1919-1921 гг. он получал образование за границей, числясь в американском Гарвардском университете.

Дважды Ямамото как военно-морской атташе служил в Вашингтоне. Жизнь в Новом Свете сказалась на его политических взглядах. В то время военный зарекомендовал себя в качестве сторонника мирного урегулирования любых мировых конфликтов и резкого противника войны против США. В 1923 году его повысили до капитана.

Новые вызовы

В 40-летнем возрасте будущий адмирал Исороку Ямамото увлекся морской авиацией, предпочтя ее своей прежней специализации на морской артиллерии. Сначала он попробовал себя в командовании крейсером «Исудзу», а затем - авианосцем «Акаги». Видя будущее армии и флота в также начальствовал в отделе аэронавтики.

В перерыве между двумя мировыми войнами Япония вместе с другими влиятельными державами пыталась следовать курсу на разоружение. С целью выработки общих мер на этом направлении в Лондоне дважды (в 1930 и 1934 гг.) созывались морские конференции. Ставший вице-адмиралом Ямамото участвовал в них в качестве кадрового военного, сопровождавшего японских дипломатов.

Несмотря на эти пацифистские жесты правительство в Токио постепенно усугубляло обстановку на Дальнем Востоке. В 1931 году произошло вторжение в Маньчжурию, в 1937 году началась война с Китаем, а в 1940 году Япония подписала союзный пакт с Германией и Италией. Исороку Ямамото, фотографии которого тогда стали часто попадать в западную прессу, последовательно выступал против милитаристских решений своих властей. Сторонники войны (которых было значительно больше) жестко критиковали вице-адмирала.

Назначение главнокомандующим флота

В 1940 году Исороку Ямамото, цитаты выступлений которого на флоте переносились из уст в уста, получил чин адмирала и стал главнокомандующим Объединенного флота. В то же время военный продолжал получать угрозы от японских националистов, считавших его предателем интересов родины. В 1941 году премьер-министром стал милитарист Казалось, что карьера Ямамото была на волоске. Адмирал являлся едва ли не главным аппаратным оппонентом Тодзио.

Однако несмотря ни на что Ямамото удалось сохранить свои чины и положение. Сказалась его повсеместная популярность среди подчиненных (и офицеры, и моряки относились к нему с безграничным уважением). Кроме того, адмирала связывала личная дружба с императором Хирохито. Наконец, Исороку Ямамото, цитаты из теоретических трудов которого стали библией для всего флота, был одним из самых компетентных людей во всех вооруженных силах. Имея западное образование и уникальный опыт работы, только он мог последовательно провести продолжавшуюся реформу морской армады Японии.

Конфликт с милитаристами

Пришедшее к власти правительство Тодзио принялось к подготовке войны против Соединенных Штатов Америки. Ямамото скептически относился к возможному конфликту с США. Он считал, что Японии будет недостаточно разбить противника на Тихом океане, захватив Филиппины, Гуам, Гавайи и другие острова. Война с Америкой должна была закончиться только после капитуляции Вашингтона. Адмирал не верил, что у Японии достаточно ресурсов для подобного марш-броска и, как показало дальнейшее развитие событий, оказался прав.

Тем не менее, оставаясь на своей должности главнокомандующего флотом, Ямамото принял участие в подготовке скорой кампании. При его непосредственном участии шла подготовка к атаке на Перл-Харбор. Адмирал выступал против «Кантай Кэссэн» - стратегической доктрины, согласно которой Япония должна была вести войну с США, занимая оборонительные позиции. Ямамото, напротив, считал, что у его страны есть только одна возможность победить Штаты - шокировать американскую общественность молниеносным наступлением и заставить политиков сразу же подписать мир.

Подготовка к войне

Так как нападение на Перл-Харбор осуществлялась с помощью самолетов, особое внимание следовало уделить развитию авиации. Этим и занимался Исороку Ямамото. Фильм «Атака на Перл-Харбор» наглядно демонстрирует его вклад в успех той операции. Также адмирал заботился об авиации, действовавшей в прибрежных операциях. При его патронаже велась разработка бомбардировщика G3M и торпедоносца G4M. Эти модели отличались увеличенной дальностью перелета, что дало японскому командованию дополнительное весомое преимущество. Американцы называли G4M «летающей зажигалкой».

Ямамото Исороку, биография которого была в значительной мере связана с самолетами, поднял задачу создания нового дальнобойного истребителя. Им стала модель A6M Zero, получившая значительно облегченную конструкцию. Адмирал стал инициатором реорганизации авиации и формирования нового Первого Воздушного Флота. Именно это формирование участвовало в налете на Перл-Харбор. Готовя операцию, Ямамото надеялся на фактор неожиданности. Внезапная атака дала бы японцам еще несколько месяцев свободы на Тихом океане, пока туда не прибудет американский флот.

Перл-Харбор

7 декабря 1941 года 6 японских авианосцев, на борту которых находились порядка 400 самолетов, приблизились к Перл-Харбору. Последовала атака, в результате которой были потоплены 4 линкора и еще 11 крупных кораблей другого типа. Также уничтожению подверглись многие вспомогательные и второстепенные суда. Японцы потеряли всего 29 экипажей.

Хотя успешную атаку планировал главнокомандующий Объединенным флотом Исороку Ямамото, осуществил ее Тюити Нагумо. Именно этот вице-адмирал, испугавшись слишком больших потерь, приказал самолетам отступать. Ямамото раскритиковал подобное решение. Он обвинил Нагумо в невыполнении важных задач: бомбардировки военной инфраструктуры американцев на острове Оаху и уничтожении отсутствовавших в гавани авианосцев противника. Вице-адмирала, тем не менее, никак не наказали. Власти страны были довольны результатом неожиданного налета.

Продолжение кампании

После событий на Гавайях японские вооруженные силы продолжили осуществлять стратегический план империи. Дальнейшими боями руководили Дзисабуро Одзава, Ибо Такахаси и Нобутакэ Кондо. Все они были подчиненными Исороку Ямамото. Краткая биография этого военачальника представляет собой пример флотоводца, которому пришлось выполнять невероятную по масштабам задачу.

Японцы поставили своей целью подчинить все тихоокеанские острова. Ямамото разработал план, по которому флот и авиация должны были уничтожить многочисленные базы британцев и голландцев. Основные бои развернулись за принадлежавшую Нидерландам Ост-Индию (современную Индонезию).

Первым делом японцы заняли север Малайского архипелага. Затем в феврале 1942 года произошло сражение в Яванском море. Японский флот победил объединенный флот США, Нидерландов, Австралии и Англии. Этот успех позволил полностью оккупировать Голландскую Ост-Индию. Чуть позже было локализовано сопротивление американцев на Филиппинах.

Споры о будущем

Успехи японского оружия не смущали союзников. Ни Великобритания, ни США не собирались соглашаться на мир. В Токио взяли паузу для того, чтобы определиться в каком направлении двигаться дальше. Большинство военачальников выступало за наступление в Бирме и выход через нее в Индию, где с помощью местных националистов планировалось свергнуть британскую метрополию. Адмирал Ямамото, однако, имел прямо противоположное мнение. Он предлагал атаковать оставшиеся американские позиции на тихоокеанских островах.

Фильм «Исороку Ямамото» 2011 года (другое название - «Атака на Перл-Харбор») наглядно показывает, каким неуступчивым характером обладал адмирал. Вот и на этот раз он не отказался от своей точки зрения. Во время одного из обсуждений штаба Токио подвергся бомбежке, устроенной американской авиацией. Этот случай заставил японское командование пересмотреть свои планы. Вскоре идея Ямамото с атакой острова Мидуэй легла в основу стратегии нового этапа войны. Адмирал был назначен главнокомандующим в предстоящей операции.

Мидуэйская операция

Согласно плану Ямамото японский флот должен был разделиться на две части. Одну группу он собирался отправить к берегам Аляски, чтобы отвлечь американцев, а второй атаковать атолл Мидуэй. Операция была тщательно подготовлена. Казалось, что адмирал предусмотрел все детали. Если бы все шло по его плану, японцы в решающий момент получили бы значительный перевес в силах и разгромили американцев по частям.

Однако события накануне начала битвы за Мидуэй перечеркнули все надежды Ямамото. Американская разведка смогла расшифровать тайный японский шифр, с помощью которого передавались секретные данные. Успех криптографов дал противнику колоссальное преимущество.

Когда 4 июня 1942 года началось сражение у Мидуэя, американские корабли неожиданно увильнули от всех японских атак и организовали собственную засаду. В решающем бою были уничтожены 248 самолетов и 4 авианосца Ямамото. Японские летчики хоть и поднялись в воздух, но смогли затопить только одно вражеское судно («Йорктаун»). Адмирал, поняв, что сражение проиграно, приказал оставшимся силам отступать.

Уроки поражения

Неудача Мидуэйской операции стала поворотным моментом всей войны на Тихом океане. Японцы потеряли свою лучшую технику и человеческие кадры. Объединенный флот потерял инициативу и с тех пор вел только оборонительные бои. На родине адмирал подвергся повсеместной критике.

Была ли в поражении вина Исороку Ямамото? Книга за книгой на эту тему сегодня выходят как в Японии, так и в других странах. Сторонники и защитники военного считают, что его план был не хуже, чем планы аналогичных операций у противников стран Оси. Главной причиной разгрома японцев стала удача американцев, прочитавших секретный шифр и узнавших планы Объединенного флота.

Сражения на Соломоновых островах

Во второй половине 1942 года война на Тихом океане переместилась в Новую Гвинею и на Хотя у Японии было еще не мало ресурсов, они тлели день за днем. Ямамото, растерявший значительную часть своей репутации, взялся за руководство незначительными операциями. В августе он лично возглавил бой у восточных Соломоновых островов, а в ноябре - сражение за остров Гуадалканал.

В обоих случаях американцы и их союзники одержали победу. Японцы терпели поражения в первую очередь из-за неспособности армии эффективно действовать на берегу островов. Большие потери косили ряды эсминцев, торпедных и пикирующих бомбардировщиков. В феврале 1943 года Япония потеряла контроль над Гуадалканалом. Серия сражений на Соломоновых островах осталась за американцами.

Гибель

Несмотря на поражение за поражением адмирал не опускал рук. Он продолжал инспектировать войска и поднимать боевой дух флота. Накануне одной из таких поездок американцы вновь перехватили секретное сообщение, в котором содержались подробные данные о маршруте Ямамото. О находке сообщили в Белый дом. Президент Рузвельт потребовал ликвидировать японского военачальника.

Утром 18 апреля Ямамото вылетел из Рабаула - порта на острове Новая Британия. Его самолет должен был проделать путь почти в 500 километров. В пути бомбардировщик адмирала атаковали устроившие хорошо спланированную засаду американцы. Самолет Ямамото рухнул над одним Соломоновых островов.

Через некоторое время туда прибыл спасательный отряд японцев. Тело адмирала нашли в джунглях - во время падения его выбросило из фюзеляжа. Флотоводца кремировали и похоронили в Токио. Посмертно он получил чин Маршала, орден Хризантемы, а также немецкий За время войны фигура Ямамото стала поистине легендарной. Вся Япония была шокирована его гибелью, а руководство страны признало смерть национального героя только через месяц после американской операции.

Историческое кино снимают разное. Одни режиссеры стремятся втиснуть в отведенное экранное время как можно больше событий — тогда кино превращается в полудокументальную хронику, а актерские работы отходят на второй план. Другие стремятся взглянуть на события глазами с позиции исторических личностей, и в таком случае актеры уже выдвигаются вперед, начиная играть более существенную роль. Третьи хотят раскрыть образ конкретного исторического деятеля, тут как главный, так и актеры второго плана получают шанс показать себя во всей красе, а за основу сюжета, как правило, берется лишь несколько, а то и одно событие. Бывает, эти три варианта удается совместить, уделив внимание и событиям, и людям, тогда получается по-настоящему качественная и зрелищная историческая картина, но подобных в сокровищнице мирового кинематографа сравнительно немного. Существуют еще и костюмные исторические фильмы, где основной упор делается на картинку: костюмы, интерьеры, архитектура… Исторической достоверности создатели таких лент обычно придерживаются очень условно, хорошие актерские работы здесь случаются, но нечасто. Такой себе исторический гламур крепкой средней зрелищности при хорошем режиссере, ну а при не очень хорошем — соответственно.

Кроме того, важную роль играет конкретная страна, где исторический фильм снимают, ну и само собой — конкретная историческая эпоха, о которой собираются поведать авторы.

С японским историческим кино я на сегодня пока знаком слабее, чем хотел бы, поэтому, вероятно, каких-то важных деталей и нюансов, которые оценили или, наоборот, покритиковали зрители Страны Восходящего Солнца и те, что просто в теме, я не заметил. Но даже при этих условиях фильм Сейджи Маруямы заслужил у меня высокой оценки. В его фильме хорошо передана сама атмосфера того во многом определяющего для страны момента и последствий, которые имели решения правителей. Гамлетовский вопрос в глобально-политическом в масштабе «Вступать или не вступать во Вторую мировую?» оборачивается для страны острыми спорами и полярными мнениями.

Противоречивыми чувствами мучается и главный герой фильма — легендарный адмирал Ямамомто, которого замечательно играет Тосиро Мифуно. Это человек, преданный своей стране, который, тем не менее, как человек опытный, мудрый и дальновидный, умеет видеть не только ближайшую, но дальнюю перспективу, соотносить нынешние возможности и потенциал Империи с вероятными последствиями от тех или иных решений. Но ура-патриотизм зачастую отмахивается от таких предупреждений, для него имеет значение только здесь и сейчас. Адмирал скуп на внешнее проявление эмоций, но Мифуно потрясающе убедительно передает переживания Ямамомто: любовь к своей стране и готовность отдать жизнь за нее, разочарование и боль от недальновидности и безрассудства некоторых руководителей страны и ряда окружающих его высоких и низших военных чинов. Но самое большое впечатлении оставляет в этом неординарном человеке удачно переданное чувство безысходности от того, что, скорее всего, случится, и что он не в силах это предотвратить. Никто не будет заламывать руки и рвать на себе волосы, но столько всего удается прочитать во взгляде, неторопливых движениях и словах адмирала! Мифуно сыграл хорошую роль и от души хочется сказать ему за не спасибо. Очень хорошими вышли в фильме и моменты, адмиралу приходится в считанные часы, а порой и минуты принимать судьбоносные для тысяч и даже миллионов решения. Груз ответственности, который в этот момент висит на человеке, и напряженную, работу его мысли можно, кажется, буквально пощупать, настолько удачно играет здесь актер.

Не испортили фильм своим участием и остальные. Несмотря на то, что все они держались в тени Мифуно, которому авторы дали полный карт-бланш, несколько действующих лиц запали в память. Среди них персонажи Юдзо Каямы, Тошио Куросавы, Дайскэ Като и особенно Масао Симидзу. В их исполнении получились самобытные выразительные персонажи.

Неплохо передана в «Адмирале Ямамото» сама атмосфера, настроения тех лет, о которой, посмотрев картину, можно составить целостное впечатление.

Спецэффекты почти 50-летней давности, в частности сцены боев, с сегодняшних позиций вызывают лишь улыбку, но тогда, думаю, смотрелись очень прилично, да и совсем не это главное у Маруямы, главное, ему удалось показать очень известную историческую фигуру — адмирала Ямамомто, при этом не только продемонстрировав его авторитет и любовь, которой он пользовался среди подчиненных, но и не обойдя острых углов его драматичной истории.

Высокий балл заслужил за свою работу и композитор Масару Сато, удачно попавший со своей музыкой как в целом в настроение фильма, так и в отдельные его моменты.

Яркая, правдивая картинка эпохи с рассказом о легендарном японском адмирале и прекрасными актерскими работами.

«Жизнь и смерть одного человека ничего не значит», – отвечал Ямамото Исороку на предупреждения о готовящихся на него покушениях. До войны оставалось несколько лет, поток угроз в адрес вице-адмирала Ямамото исходил не из далекой Америки, а от японских националистов, имевших большой вес в принятии решений и требовавших новых завоеваний.

Последнее фото адмирала Ямамото

Ямамото Исороку, сын обнищавшего самурая, родился 4 апреля 1884 г. В Академии военно-морского флота Японии он был седьмым по успеваемости в своём классе. Поступив на службу во флот, Ямамото принял участие в Русско-японской войне. Во время Цусимского сражения будущему адмиралу оторвало взрывом два пальца.

В 1914 г. Ямамото получает звание лейтенанта и поступает в Морской штабной колледж в Токио. Спустя два года он отправляется на обучение в США, где изучает экономику в стенах Гарвардского университета. Во время пребывания в Америке у него появляется живой интерес к военной авиации.

После возвращения в Японию Ямамото Исороку становится заместителем командира нового авиакорпуса Касумигаура (1923–25 гг.), но вскоре отправляется в Вашингтон. Там он получает пост военно-морского атташе при посольстве Японии (1925–27 гг.). В 1930 г. Ямамото в звании контр-адмирала принимает участие в Лондонской конференции по морскому разоружению.

Милитаризм японского общества в то время неуклонно нарастал. Ямамото был одним из немногих офицеров, публично высказывавших своё неодобрение внешней политики Японии. Он осуждал вторжение в Маньчжурию в 1931 г. и последовавшую войну с Китаем. В декабре 1937 г. Ямамото принёс извинения послу США после нападения японской армии на американской боевой корабль «Панэй», стоявший на якоре близ Нанкина. Официальная позиция гласила, что солдаты не заметили развивавшийся над канонеркой американский флаг, однако по сути это был очередной опрометчивый шаг японцев навстречу катастрофе, которой для них стала Вторая мировая война.

Ямамото был также против подписания Тройственного пакта 1940 г., ибо опасался, что союз с нацистской Германией может привести к войне с США. Он осознавал, что американская экономика многократно превосходит японскую. Япония не была готова к длительному, истощающему и без того скудные внутренние ресурсы вооружённому конфликту. Америка же, наоборот, могла наращивать со временем военную мощь.

Опасения адмирала сбылись. В первые месяцы 1941 г. Ямамото поручили планирование нападения на Соединенные Штаты. Будучи безраздельно преданным императору, как и всё военное руководство Японии того времени, он разработал план стремительной атаки, за которую поплатился полтора года спустя. Уже тогда адмирал понимал: японский флот может вести наступление в течение шести месяцев, но проиграет, если война затянется.

Ямамото незадолго до Русско-японской войны, 1905 г.

Авторству Ямамото принадлежит план атаки на Пёрл-Харбор, развязавшей войну между Японией и США. Главным преимуществом нападавшей стороны была внезапность. Утром 7 декабря с шести японских авианосцев в сторону Гавайев вылетели 414 самолётов. Они атаковали американские аэродромы на острове Оаху и корабли, находившиеся на тот момент в гавани Пёрл-Харбор. В результате операции японцы потопили 4 американских линкора и 2 эсминца, уничтожили 188 самолётов, нанесли тяжёлые повреждения ещё четырём линкорам, убили более двух тысяч американских солдат. Тихоокеанский флот США на время был нейтрализован, что позволило Японии стремительно захватить большую часть Юго-Восточной Азии.

Затем Ямамото организовал вторжение на Соломоновы острова и в Новую Гвинею. Он также совершал рейды на британские колонии, такие как Цейлон. Летом 1942 г. Ямамото решил попробовать захватить военную базу США на острове Мидуэй. Он верил, что вооружённые силы Японии смогут повторить успех Пёрл-Харбора. Однако этим планам не суждено было сбыться: американская разведка взломала шифр японских радиопередач и проинформировала адмирала Честера Нимица о готовящейся атаке. В результате Японии было нанесено сокрушительное поражение: флот потерял 4 авианосца с 248 самолётами, один крейсер и 2500 человек убитыми. В августе 1942 г. американский десант высадился на Гуадалканале. Попытки японцев отбить остров не увенчались успехом, поражение в морском сражении 12–14 ноября дало понять это окончательно.

К началу 1943 г. японский флот был существенно истощён боями, боевой дух стремительно падал. Чтобы подбодрить солдат, адмирал Ямамото решил провести личную инспекцию воинских частей Японии, расположенных на островах Шортленд и Бугенвиль в южной части Тихого океана.

Американское командование желало отомстить адмиралу Ямамото за атаку на Пёрл-Харбор, вынудившую США вступить во Вторую мировую войну раньше намеченного плана. Тихоокеанская инспекция Ямамото была для этого хорошим шансом. 14 апреля 1943 г. в рамках операции «Мэджик» американская разведка перехватила и расшифровала радиограмму, в которой был подробно расписан план его путешествия.

Ямамото собирался выдвинуться из Рабаула в 6:00 и приземлиться на острове Бугенвиль в 8:00. В 8:40 он прибывал на корабле в Шортленд, потом в 9:45 на том же корабле возвращался к Балале в 10:30. Оттуда в 11:00 он вылетал на бомбардировщике Мицубиси G4M «Бетти» и прибывал на аэродром Буин (Кахили) в 11:10. В 14:00 он вылетал с Буина обратно и прибывал в Рабаул в 15:40.

Секретный план американской операции «Месть» предусматривал атаку на бомбардировщик Ямамото. Для её проведения были выделены 18 истребителей Локхид P-38G «Лайтнинг» из 339-й истребительной эскадрильи 13-й воздушной армии США. Они должны были пролететь 700 километров над морем, добравшись до цели с ближайшей американской базы. Это самая длинная миссия перехвата Второй мировой войны, осуществлённая береговой авиацией.

Роковой день настал. 18 апреля в 6:00 утра два японских бомбардировщика G4M «Бетти» взлетели с аэродрома Вунаканау рядом с Рабаулом и преодолели короткую дистанцию до аэродрома Лакунаи, чтобы подобрать пассажиров, в числе которых был адмирал Ямамото и его персонал. В 6:10 утра, согласно намеченному плану, они вылетели в сопровождении шести истребителей A6M «Зеро» из 204-й авиационной группы. Формация отправилась в сторону Бугенвиля строго по расписанию.

Тем временем американские P-38G «Лайтнинги» поднялись с аэропорта Кукум на Гуадалканале. Для преодоления столь длительного пути на них были установлены дополнительные топливные баки. Они засекли японскую формацию на юге залива Императрицы Августы на Бугенвиле. P-38G разделились, чтобы заняться эскортными «Зеро», пока атакующая группа нападает на главную цель миссии – два бомбардировщика, в одном из которых сидел Ямамото.

На расстоянии примерно полутора километров истребители P-38G были замечены японской формацией. Бомбардировщик Ямамото совершил защитный манёвр, нырнув на низкую высоту. За ним последовал второй G4M. «Бетти», в котором находился адмирал Ямамото, был подбит в районе 8:00 утра и упал в джунгли рядом с деревней Аку в южной части Бугенвиля. Атаку осуществили два истребителя P-38G, которыми управляли капитан Томас Ланфье и лейтенант Рекс Барбер. Последующие исследования атрибутировали роковой выстрел Барберу. Второй бомбардировщик G4M был атакован сзади тремя истребителями и упал в море у Мойла-Пойнт.

Картина "Смерть японского адмирала Исороку Ямамото" сержанта Вона А. Басса (Vaughn A. Bass)

Ближайший японский пост находился в Аку. Оттуда лейтенант Хамасуна увидел дым от крушения. Сперва он подумал, что это разбился американский аэроплан. Позже, с целью опознать тело погибшего адмирала, на место крушения был отправлен патруль японского флота. Тело Ямамото было доставлено на бывшую австралийскую заставу Буин, 20 апреля произвели вскрытие. Большинство опубликованных отчётов свидетельствуют, что он умер на своём сиденье, получив два пулевых ранения в спину. Однако было и другое врачебное заключение, согласно которому Ямамото не имел видимых ран кроме пореза над глазом. Это породило массу спекуляций о том, что адмирал мог выжить при крушении, а умер только спустя несколько часов. Причиной, согласно этой версии, могли послужить повреждения внутренних органов или шок.


Место крушения самолёта Ямамото, апрель 1943 г.

После вскрытия тело Ямамото было кремировано вместе с униформой и захоронено на Буине. Часть его пепла была отправлена в Японию. Сперва его доставили на борту G4M1 «Бетти» на остров Трук, там погрузили на линкор «Мусаси» , отбывавший в Токио 3 мая 1943 г. К этому моменту весть о кончине Ямамото Исороку была официально доведена до японской прессы в смягчённой формулировке «умер в бою на борту самолёта». 5 июня в Токио состоялись почётные государственные похороны адмирала. Ему посмертно присвоили звание Адмирала флота и наградили орденом Хризантемы первой степени. Останки Ямамото захоронены на кладбище Тама, небольшая их часть была передана его жене и покоится в их семейном святилище в городе Нагаока.


Прах Ямамото спускают с линкора "Мусаси", 23 мая 1943 г.

На протяжении войны Соединённые Штаты не сообщали новостей об атаке на самолёт Ямамото, чтобы не раскрыть таким образом факт взлома японских шифров. Сперва убийство Ямамото приписали пилоту Томасу Ланфье. Приземлившись первым, он немедленно заявил, что в одиночку сбил самолёт Ямамото. Не дожидаясь брифинга после миссии или опроса других пилотов, победу записали на его счёт. Официально ВВС США никогда это не опровергали.


Государственные похороны Ямамото, 5 июня 1943 г.

В ходе послевоенного расследования выяснилось, что Рекс Барбер на своём P-38G «Мисс Вирджиния» был единственным пилотом, сбившим G4M «Бетти» Ямамото. Это было результатом длительной полемики, породившей несколько наблюдательных советов ВВС США и «Ассоциации миссии Ямамото», посвящённой изучению миссии «Месть». Данная версия имеет ряд веских доказательств, среди которых показания единственного выжившего пилота «Зеро» и исследование обломков бомбардировщика. Сам Ланфье утверждал в письме, написанном генералу Кондону, что сбитый бомбардировщик Ямамото упал в море.


Лейтенант Рекс Барбер

Место крушения расположено в джунглях рядом с Мойла-Пойнт, в нескольких километрах от дороги Пангуна – Буин, рядом с деревней Аку. Сегодня обломки строго охраняются от воровства и растаскивания на сувениры. С 1960-х гг. японские делегации посещали место крушения и установили мемориальную табличку на сиденье адмирала. В 1970-х гг. дверь фюзеляжа, часть крыла, сиденье Ямамото и один из штурвалов самолёта были перемещены с места крушения в мемориальный музей.

Могила Ямамото