Адмирал Колчак: биография, личная жизнь, военная карьера. Колчак Александр Васильевич

Из письма Колчака сыну Ростиславу: «Дорогой милый мой Славушок … Я хотел, чтоб и ты пошел бы, когда вырастешь, по тому пути служения Родине, которым я шел всю свою жизнь. Читай военную историю и дела великих людей и учись по ним, как надо поступать – это единственный путь, чтобы стать полезным слугой Родины. Нет ничего выше Родины и служения Ей»

И лёд, и флот, и эшафот. Кем для России был, есть и будет адмирал Колчак?

Имя адмирала Колчака сегодня вновь в центре политического и культурного внимания. Почему спустя почти столетие о нём заговорили снова?С одной стороны, особую актуальность приобретают его арктические исследования в связи с тем, что на международной арене сейчас ведётся активная борьба за передел территорий Северного Ледовитого океана. С другой — 9 октября российского зрителя ждёт масштабная премьера фильма « Адмиралъ » (картина выходит рекордным количеством копий — 1250), посвящённого жизни, карьере, любви и гибели Колчака.О том, насколько велика роль Колчака в российской истории, и о том, насколько его судьба может быть сегодня интересна широкому зрителю, « АиФ » попросил рассказать редактора и одного из авторов книги « Адмиралъ . Энциклопедия фильма» доктора исторических наук Юлию КАНТОР.

Арктика Колчака

— На мой взгляд, в российской истории начала ХХ века трудно найти фигуру более яркую и неоднозначную, чем Колчак. Если историческая и политическая миссия Колчака по-прежнему может трактоваться по-разному и нуждается во всестороннем свободном от идеологии изучении, то его роль как учёного, исследователя Арктики вряд ли способна вызывать противоречивые оценки. Но, увы, до сего времени она по-прежнему недооценена и малоизвестна.

Роль Колчака как выдающегося военачальника и флотоводца времён Первой мировой войны также заслуживает внимания. Он много сделал, во-первых, для создания Российского военного флота как такового. Во-вторых, Колчак внёс большой вклад в защиту берегов Балтийского моря. А изобретённые им знаменитые «минные сети», расставленные от неприятеля в Первую мировую, пригодились и во времена Великой Отечественной.

Путь на Голгофу

Немалые споры фигура Колчака вызывала и вызывает в первую очередь в связи с его деятельностью как политика. Да, адмирал абсолютно не был политиком. Однако он принял на себя должность Верховного правителя с диктаторскими полномочиями. У него не было политической программы как таковой, Колчак совершенно не умел быть дипломатом, был внушаемым и доверчивым человеком, а это губительно и в более простые исторические периоды. Кроме того, адмирал был человеком долга и чести — для политика «неудобные» качества. Но наивно предполагать в нём демократа — в его устремлениях видна отчётливая авторитарность. При этом адмирал был очень ранимым, рефлексирующим и неуверенным в себе.

Это становится совершенно очевидно, когда читаешь его личную переписку. А вместе с тем понимаешь, каких усилий ему стоило, как он сам говорил, «принять крест этой власти». Колчак прекрасно осознавал, на какую Голгофу восходит, и предчувствовал, чем для него всё может закончиться.

Сегодня выходит достаточное количество фильмов об исторических персонажах, обращаться к которым в советское время кинематографистам было запрещено. Но интерес к Колчаку особый. И кино и литература вспомнят о нём ещё не раз. Он сложная, многогранная личность, в его жизни интересно разбираться. А потом, что немаловажно для художественных произведений, через биографию Колчака проходит поразительно красивая, незамутнённая история любви — к Анне Тимирёвой . Это потрясающий по глубине и трагизму роман, разворачивающийся на фоне драматических исторических событий и имеющий документальную основу. А любовь — тема на все времена.

http://amnesia.pavelbers.com

За несколько дней до 16 ноября, дня 142-летия Александра Колчака, на одном из домов улицы Большая Зеленина в Санкт-Петербурге была открыта мемориальная доска в его честь. Доску установили на здании, в котором известный полярный исследователь и флотоводец жил в 1906-1912 годах. Буквально через день после открытия неизвестные закрасили надпись черной краской. Во вторник доску отмыли. На четверг 17 ноября намечено предварительное заседание Смольнинского районного суда против установки мемориальной доски.

До сих пор вокруг этой непростой исторической фигуры кипят страсти. Это неудивительно, учитывая, что в советское время личность Колчака была окружена рядом вымыслов, а многие факты из его биографии остались неизвестными широкой публике.

Почти неизвестный ученый

Труды Колчака в качестве ученого и полярного исследователя в советское время всячески принижались и замалчивались.


Между тем, Александр Васильевич был выдающимся океанографом, гидрологом и географом. Наблюдение за состоянием океанов и морей он начал вести, служа на боевых кораблях еще молодым офицером.

Главным научным интересом Колчака стало исследование Северного морского пути, который для России представлял стратегический интерес - это был кратчайший путь из европейской части страны на Дальний Восток.

Колчак принимал участие в нескольких экспедициях, в том числе и вместе с известным полярным исследователем Эдуардом Толлем. Тот отозвался о своем молодом коллеге так: "научная работа выполнялась им с большой энергией, несмотря на трудности соединить обязанности морского офицера с деятельностью учёного". Он назвал в честь Колчака один из открытых островов и мыс в Таймырском заливе.

© Фото: Public domain Члены экспедиции Толля лейтенанты А. В. Колчак, Н. Н. Коломейцев, Ф. А. Матисен у борта шхуны "Заря"


Когда Толль пропал в 1902 году, Колчак снарядил экспедицию, и в сложнейших условиях крайнего Севера предпринял многомесячные поиски своего товарища, к сожалению, безрезультатные. При этом он описал неизвестные земли, уточнил очертания берегов и внес уточнения в природу льдообразования.

С научной точки зрения рейд был оценен как географический подвиг. В 1906 году Русское географическое общество вручило Колчаку Константиновскую медаль. Он стал первым из россиян, кто удостоился этой почетной награды. Материалы его полярных экспедиций были столь обширны, что специальная комиссия Академии наук работала над ними вплоть до 1919 года. Своими работами, в частности, книгой "Лед Карского и Сибирского морей", Колчак заложил основы учения о морских льдах.

© Фото: Public domain Титульный лист монографии А. В. Колчака "Лёд Карского и Сибирского морей"

Плодами его трудов воспользовались уже в советское время, при освоении Северного морского пути, не упоминая, естественно, автора научных разработок.

Русско-японская война

Немного массовый читатель знает и о боевом пути Колчака в начале XX века. О нем не принято было говорить.
О начале Русско-японской войны 1904-1905 годов морской офицер узнал в ходе полярной экспедиции. Он попросил перевести его из ведения Академии наук на флот, выразив горячее желание отправиться в Порт-Артур, где разворачивались основные военно-морские события начала войны.

Колчак командовал миноносцем "Сердитый", обстреливал неприятеля, ставил мины. В ночь на 13 декабря 1904 года на минах, поставленных им, подорвался и затонул японский крейсер "Такасаго", вместе с которым погибли 280 неприятельских моряков. Это была серьезная победа русского флота.

После того, как события вокруг Порт-Артура переместились на сухопутный фронт, Колчак списался на берег, где принял командование батарей разнокалиберных орудий и вплоть до сдачи крепости в январе 1905 года (по новому стилю), находился в боях, отбивая атаки японской пехоты. Его заслуги были отмечены многочисленными наградами, в том числе — Георгиевским оружием с надписью "За храбрость".


Громя немцев на море и на суше

Перед Первой мировой Колчак стал инициатором создания Морского генерального штаба, возглавляя в нем комиссию по изучению причин, приведших русский флот к поражению в Цусимском бою 1905 года, был экспертом думской комиссии по обороне, выступил с рядом научных работ, которые стали теоретическим обоснованием модернизации военного судостроения.

1914 год он встретил капитаном 1-го ранга в должности начальника оперативного отдела штаба командующего Балтийским флота. Под его руководством была разработана и осуществлена операция по блокированию германского побережья. Это стоило немецкому Флоту открытого моря крейсеров "Фридриха Карла", "Аугсбург" и "Газелле".

Летом 1915 года Германия предприняла активное наступление на русском фронте. Действия армии поддержал и германский флот, который попытался прорваться в Рижский залив. Потеряв несколько эсминцев на минных заграждениях, выставленных ранее миноносцами Колчака, немцы вынуждены были отказаться от агрессивных планов. Это привело к срыву наступления германских пехотных дивизий на Ригу.

Став начальником Минной дивизии, Колчак стал прибегать к более активным действиям. Осенью 1915 года под его личным руководством был осуществлен десант на пяти боевых кораблях в немецком тылу. Немцы вынуждены были серьезно усилить береговую линию с помощью войск с фронта, опасаясь непрошенных гостей с востока.

Корабли Колчака оказывали и серьезную помощь своим сухопутным частям. Осенью того же года миноносцы во главе с Колчаком по просьбе армейского командования спасли русские части, отрезанные немцами от своих войск на мысе Рагоцем в Рижском заливе. Огонь русских кораблей был столь убийственен, что течение часа немецкие позиции были разбиты и нашими солдатами взят город Кеммерн (ныне Кемери).

Потери немцев на Балтике к концу 1915 года многократно превышали российские, что было немалой заслугой Колчака.

Гроза турецкого флота

В апреле 1916 года он был произведен в контр-адмиралы, в июне стал вице-адмиралом и получил назначение командующим Черноморским флотом. Там энергичный Колчак в короткие сроки загнал турецкий флот в порты. Командующий применил тот же метод, что и на Балтике, заминировав побережье Турции, и тем самым почти прекратил активные действия врага до 1917 года.

Был разработан дерзкий план Босфорской операции, в ходе которого в сентябре 1916 года стремительными ударами с моря и с суши флот и армия должны были захватить Константинополь. Скорее всего, город бы пал, но начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев активно отстаивал свой вариант, который требовал 10 пехотных дивизий и трех месяцев подготовки. В итоге операцию отложили на весну 1917 года, а затем всем стало не до нее.

Когда грянула Февральская революция, Колчак стал одним из немногих генералов и адмиралов, кто до конца остался верен присяге и не поддержал отречение Николая II. Телеграмму Временному правительству он послал с такой ремаркой: "команда и население просили меня послать от лица Черноморского флота приветствие новому правительству, что мною и исполнено".

Друг или враг Антанты?

Колчака часто обвиняют в том, что он участвовал в гражданской войне в качестве марионетки Антанты. В те годы в Красной Армии была популярна язвительная песня "Мундир английский,//Погон французский,//Табак японский,//Правитель омский".

Но так ли это?

Брусиловский прорыв: как Россия спасала союзников по Антанте Член Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Олег Назаров напоминает об истории знаменитой битвы - Брусиловского прорыва Русской армии, - которая во многом определила результаты Первой мировой войны.

Ноябрьский переворот 1918 года в Омске, в результате которого "Всероссийский" Совет министров распустил лево-социалистическую Директорию и тайным голосованием выбрал в качестве Верховного правителя России Александра Колчака, присвоив ему чин полного адмирала, застал английский истеблишмент врасплох. Там расценили произошедшее как настоящую катастрофу, могущую помешать планам Великобритании в России.

Французский генерал Морис Жанен, назначенный командующим войсками Антанты в России (то есть, чехословаками), сделал все, чтобы помешать Колчаку и его войскам. В декабре 1919 года он поддержал восстание против белого правительства в Иркутске, а затем отдал распоряжение о выдаче адмирала Иркутскому военно-революционному комитету, который расстрелял Колчака.Судьба Франции тогда висела на волоске, однако с помощью русских войск французам удалось остановить германское наступление. О подробностях битвы при Вердене напоминает Сергей Варшавчик.

Особое раздражение Антанты вызывало то, что Колчак не собирался отдавать им захваченную у большевиков большую часть золотого запаса царской империи. Золото расходовалось им бережно и рачительно, а доходы от вкладов в зарубежных банках возвращались в Россию.

Впоследствии чехословаки отняли у Колчака золото, передав большевикам свыше 400 миллионов золотых рублей в обмен на гарантии своего беспрепятственного выезда из страны.

Взгляд на террор

Основное обвинение, которое предъявляется Колчаку его противниками, состоит в том, что на подконтрольной ему территории действовал террор в отношении гражданского населения. На основании этого 26 января 1999 года военный суд Забайкальского военного округа признал адмирала не подлежащим реабилитации.

Однако в 2000 году Конституционный суд России постановил, что суд Забайкальского округа не имел права выносить свой вердикт в отсутствие защитников Колчака, а, следовательно, дело должно быть рассмотрено заново.

Любопытно, что сами большевики, при которых массовый террор стал системой государственного управления, с пониманием относились к действиям администрации Верховного правителя. В частности, Владимир Ленин писал: "Довольно неумно порицать Колчака за то, что он насильничал против рабочих. Это вульгарная защита демократии, это глупые обвинения Колчака. Колчак действует теми способами, которые он находит".

Когда в стране есть памятные знаки не только красным, но и белым, это означает, что гражданская война закончилась.

Колчак Александр Васильевич – видный военачальник и государственный деятель России, полярный исследователь. В период гражданской войны вошел в исторические хроники как предводитель Белого движения. Оценка личности Колчака - одна из наиболее спорных и трагических страниц российской истории 20 века.

Obzorfoto

Александр Колчак появился на свет 16 ноября 1874 года в селе Александровское в пригороде Петербурга, в семье потомственных дворян. Род Колчаков стяжал славу на военном поприще, служа Российской империи на протяжении многих столетий. Его отец был героем обороны Севастополя в ходе Крымской кампании.

Образование

До 11 лет получал домашнее образование. В 1885-88 гг. Александр обучался в 6-й гимназии Петербурга, в которой окончил три класса. Затем поступил в Морской кадетский корпус, где показал отличные успехи по всем предметам. Как лучший ученик по научным знаниям и поведению был зачислен в класс гардемаринов и назначен фельдфебелем. Окончил Кадетский Корпус в 1894 году в звании мичмана.

Начало карьеры

С 1895 по 1899 годы Колчак служил в военном Балтийском и Тихоокеанском флотах, трижды совершил кругосветное путешествие. Занимался самостоятельным исследованием Тихого океана, более всего интересуясь его северными территориями. В 1900 году способный юный лейтенант переведен в Академию Наук. В это время начинают появляться первые научные труды, в частности, выходит статья о его наблюдениях за морскими течениями. Но целью молодого офицера становятся не только теоретические, но и практические изыскания – он мечтает отправиться в одну из полярных экспедиций.


Blogger

Заинтересовавшись его публикациями, известный исследователь Арктики барон Э. В. Толль предлагает Колчаку принять участие в поисках легендарной «Земли Санникова». Отправившись на поиски пропавшего Толля, он на вельботе со шхуны "Заря", а затем на собачьих упряжках совершает рискованный переход и находит остатки погибшей экспедиции. Во время этого опасного похода Колчак сильно простудился и чудом выжил после тяжелого воспаления легких.

Русско-японская война

В марте 1904 года, сразу после начала войны, не поправившись окончательно от болезни, Колчак добился направления в осажденный Порт-Артур. Миноносец "Сердитый" под его командованием принимал участие в установке заградительных мин в опасной близости от японского рейда. Благодаря этим боевым действиям были подорваны несколько вражеских кораблей.


Letanovosti

В последние месяцы осады он командовал береговой артиллерией, которая нанесла ощутимый урон противнику. В ходе боев был ранен, после взятия крепости попал в плен. В знак признания его боевого духа, командование японской армии оставило Колчаку оружие и освободило из плена. За проявленный героизм он награжден:

  • Георгиевским оружием;
  • Орденами Св. Анны и Св. Станислава.

Борьба за воссоздание флота

После лечения в госпитале Колчак получает шестимесячный отпуск. Искренне переживая фактически полную потерю родного флота в войне с Японией, он активно включается в работу по его возрождению.


Сплетник

В июне 1906 года Колчак возглавил комиссию при морском генштабе по выяснению причин, приведших к поражению под Цусимой. В качестве военного эксперта часто выступал на слушаниях Государственной думы с обоснованием выделить необходимое финансирование.

Его проект, посвященный реалиям русского флота, стал теоретической базой всего русского военного судостроения в предвоенный период. В рамках его осуществления Колчак в 1906-1908 гг. лично руководит строительством четырёх броненосцев и двух ледоколов.


За неоценимый вклад в исследовании русского Севера лейтенант Колчак был избран членом Русского географического общества. За ним закрепилось прозвище "Колчак-полярный".

Одновременно Колчак продолжает деятельность по систематизации материалов прошлых экспедиций. Изданная им в 1909 году работа о ледяном покрове Карского и Сибирского морей признана новой ступенью в становлении полярной океанографии по изучению ледяного покрова.

Первая мировая война

Кайзеровское командование готовилось к блицкригу Санкт-Петербурга. Генрих Прусский, командующий немецким флотом, рассчитывал уже в первые дни войны пройти по Финскому заливу к столице и подвергнуть ее ураганному огню мощных орудий.

Разрушив важные объекты, он предполагал высадить десант, захватить Петербург и покончить с военными притязаниями России. Осуществлению наполеоновских прожектов помешал стратегический опыт и блестящие действия русских морских офицеров.


Сплетник

Учитывая значительный перевес численности кораблей Германии, начальной стратегией борьбы с неприятелем была признана тактика минной войны. Колчаковский дивизион уже в течение первых военных дней поставил 6 тысяч мин в акватории Финского залива. Искусно расставленные мины стали надежным щитом для обороны столицы и сорвали планы германского флота захватить Россию.

В дальнейшем Колчак настойчиво отстаивал планы по переходу к более агрессивным действиям. Уже в конце 1914 года была предпринята отважная операция по минированию Данцигской бухты непосредственно у берегов неприятеля. Вследствие этой операции были подорваны 35 военных кораблей противника. Успешные действия флотоводца обусловили его последующее продвижение по службе.


Sanmati

В сентябре 1915 года он назначен командующим Минной дивизией. В начале октября им был предпринят смелый маневр по высадке десанта на берег Рижского залива для помощи армиям Северного фронта. Операция проведена настолько успешно, что неприятель даже не догадался о присутствии русских.

В июне 1916 года А. В. Колчак произведен Государем в чин главнокомандующего Черноморским флотом. На фото талантливый флотоводец запечатлен в парадной форме со всеми боевыми регалиями.

Революционное время

После Февральской революции Колчак до конца был верен императору. Услышав предложение революционных матросов сдать оружие, он выбросил наградную саблю за борт, аргументируя свой поступок словами: «Даже японцы не отняли у меня оружия, не отдам я его и вам!»

Приехав в Петроград, Колчак возложил вину на министров Временного правительства за развал собственной армии и страны. После чего опасный адмирал был фактически удален в политическую ссылку во главе союзнической военной миссии в Америку.

В декабре 1917 года он просит правительство Великобритании о зачислении на военную службу. Однако, определенные круги уже делают ставку на Колчака как на авторитетного лидера, способного сплотить освободительную борьбу против большевизма.

На Юге России действовала Добровольческая армия, в Сибири и на Востоке существовало множество разрозненных правительств. Объединившись в сентябре 1918 года, они создали Директорию, непоследовательность которой внушала недоверие широким офицерским и деловым кругам. Они нуждались в «сильной руке» и, совершив белый переворот, предложили Колчаку принять титул Верховного правителя России.

Цели колчаковского правительства

Политикой Колчака было восстановление устоев Российской Империи. Его указами были запрещены все экстремистские партии. Правительство Сибири хотело добиться примирения всех групп населения и партий, без участия левых и правых радикалов. Была подготовлена экономическая реформа, предполагающая создание промышленной базы в Сибири.

Наивысших побед армии Колчака удалось добиться весной 1919 года, когда она заняла территорию Урала. Однако, вслед за успехами началась череда неудач, вызванная рядом просчетов:

  • некомпетентностью Колчака в проблемах госуправления;
  • отказом урегулировать аграрный вопрос;
  • партизанским и эсеровским сопротивлением;
  • политическими несогласиями с союзниками.

В ноябре 1919 года Колчак был вынужден оставить Омск; в январе 1920 года отдал свои полномочия Деникину. В результате предательства союзнического Чешского корпуса он был передан в руки ревкома большевиков, захватившего власть в Иркутске.

Гибель адмирала Колчака

Судьба легендарной личности закончилась трагически. Причиной смерти некоторые историки называют личное секретное указание , опасавшегося его освобождения спешащими на подмогу войсками Каппеля. А. В. Колчак был расстрелян 7 февраля 1920 года в Иркутске.

В 21 веке негативная оценка личности Колчака пересмотрена. Его имя увековечено на мемориальных досках, памятниках, в художественных фильмах.

Личная жизнь

Жена Колчака, Софья Омирова, потомственная дворянка. Из-за затянувшейся экспедиции несколько лет ждала своего жениха. Их венчание состоялось в марте 1904 года в иркутском храме.

В браке родились трое детей:

  • Первая дочка, родившаяся в 1905 году, умерла в младенчестве.
  • Сын Ростислав, 9.03.1910 г.р.
  • Дочь Маргарита, родившаяся в 1912 году, умерла в возрасте двух лет.

Софья Омирова в 1919 году при помощи британских союзников вместе с сыном эмигрировала в Констанцу, а впоследствии в Париж. Скончалась в 1956 году, похоронена на кладбище русских парижан.

Сын Ростислав – служащий Алжирского банка, участвовал в боях с немцами на стороне французской армии. Умер в 1965 году. Внук Колчака - Александр, 1933 года рождения, проживает в Париже.

Последние годы жизни фактической женой Колчака стала его последняя любовь . Знакомство с адмиралом произошло в 1915 году в Гельсингфорсе, куда она приехала вместе с мужем, морским офицером. После развода в 1918 году последовала за адмиралом. Была арестована вместе с Колчаком, и после его расстрела провела почти 30 лет в различных ссылках и тюрьмах. Была реабилитирована, скончалась в 1975 году в Москве.

  1. Александр Колчак был крещен в Троицкой церкви, которая известна сегодня под названием Кулич и Пасха.
  2. Во время одного из полярных походов Колчак назвал остров в честь имени своей невесты, которая дожидалась его в столице. Данное им название мыс Софьи сохраняет до нашего времени.
  3. А. В. Колчак стал четвёртым в истории полярным мореплавателем, получившим высшую награду географического общества - Константиновскую медаль. До него этой чести удостоились великие Ф. Нансен, Н. Норденшельд, Н. Юргенс.
  4. Карты, которые составил Колчак, использовали советские моряки вплоть до конца 1950-х гг.
  5. Перед смертью Колчак не принял предложение завязать глаза. Свой портсигар он подарил командующему расстрелом сотруднику ВЧК.

7 февраля 2010 года исполняется 90 лет с того дня, как по приговору Иркутского ВРК был расстрелян Александр Васильевич Колчак, русский адмирал, один из организаторов белого движения в России в годы гражданской войны.

Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874 в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии в семье генерал‑майора, военного инженера Василия Ивановича Колчака.

В 1984 году Александр Колчак окончил Морской кадетский корпус и был произведен в мичманы. С 1894 по1900 служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане, параллельно самостоятельно занимался изучением гидрологии и океанографии. Тогда же начал публиковаться в научной печати. В 1900 году его откомандировали в распоряжение Академии наук, и он стал участником Русской полярной экспедиции барона Эдуарда Толля. Один из островов Карского моря был назван в честь Колчака (в настоящее время называется остров Расторгуева).

В 1903 году Колчак возглавил поиски Толля, не вернувшегося с острова Беннета ‑ на собаках, затем на вельботе совершил рискованный переход от бухты Тикси до острова Беннета, нашел следы пребывания и научные материалы Толля, но убедился в его гибели. После по итогам экспедиции он опубликовал ряд специальных работ, главная из которых — "Лед Карского и Сибирского морей".

С началом русско‑японской войны, несмотря на хроническую пневмонию и суставной ревматизм, ставшие следствием полярных экспедиций, Колчак добился возвращения в Морское ведомство и направления в Порт‑Артур и был назначен командовать миноносцем. Под руководством Колчака были расставлены минные заграждения при входе в Порт‑Артурскую бухту. Также Александр Колчак командовал береговой артиллерийской батареей, где был ранен во время боя.

После сдачи крепости он оказался в плену, но в апреле 1905 года вернулся через Америку в Петербург. По возвращении Колчак был награжден Георгиевским оружием, орденами Святой Анны 4‑й степени и Святого Станислава 2‑й степени с мечами.

В 1905‑1906 годах Колчак приводил в порядок материалы Русской полярной экспедиции ‑ работа была настолько содержательна, что публиковалась до конца 1920‑х годов.

В 1906 году Колчак был избран действительным членом Русского Географического общества и награжден большой золотой Константиновской медалью за "выдающийся и сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг".

Колчак стал одним из основателей и председателем полуофициального Военно‑морского офицерского кружка в Петербурге, ставившего своей задачей воссоздание и реорганизацию русского флота на научной основе. С образованием в 1906 году Морского Генштаба Колчак стал одним из первых его сотрудников, занимался разработкой оперативно‑стратегических планов на главном, балтийском театре предполагаемых боевых действий, занимался разработками по реорганизации военно‑морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно‑морским вопросам. В 1908 году он перешел в Морскую академию.

В 1907‑1910 годах Колчак занимался подготовкой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, одной из задач которой было исследование Северного морского пути. В 1909‑1910 годах экспедиция, в составе которой Колчак командовал ледокольным транспортом "Вайгач", совершила переход из Балтийского моря через Индийский океан во Владивосток, а затем — по направлению к мысу Дежнева. Это плавание стало для Колчака последней экспедицией в арктические моря. С 1910 года Колчак возглавил балтийский оперативный отдел Морского Генштаба и занимался также разработкой судостроительной программы России, сочетая это с преподаванием в Морской академии.

С 1912 года Колчак находился в действующем флоте, командовал эсминцем на Балтике, а в декабре 1913 года был произведен в капитаны 1‑го ранга, назначен флаг‑капитаном оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой войны Колчак руководил минированием входа в Финский залив и Данцигской бухты, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу и другими военными операциями. С сентября 1915 года он командовал Минной дивизией и руководил обороной Рижского залива. В том же году Колчак был награжден орденом Святого Георгия 4‑й степени. В апреле 1916 года Колчак был произведен в контр‑адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом и одновременно произведен в вице‑адмиралы — "за отличия по службе".

После Февральской революции Колчак сам сообщил матросам о ходе событий в Петрограде. 5 марта 1917 года он приказал провести парад и молебен по случаю победы и вывел флот в море, чтобы продемонстрировать противнику боеготовность. Однако под влиянием агитации посланцев "Кронштадтской республики" и общего развития событий в стране делегатское собрание севастопольских матросов, солдат и рабочих 6 июня приняло решение обезоружить офицеров, а Колчака отстранить от должности. Колчак демонстративно выбросил свой кортик в море, заявил о своей отставке и 8 июня выехал в Петроград. В Петрограде на заседании Временного правительства Колчак выступил с речью о причинах развала армии и флота. Уже тогда он стал рассматриваться либерально‑консервативными кругами общества как возможный кандидат в диктаторы.

В августе Колчак выехал во главе российской военно‑морской миссии, с остановкой в Англии и в США, где пробыл до середины октября, делясь с американцами своим боевым опытом и знакомясь с их военно‑технической подготовкой. В ноябре прибыл в Йокогаму (Япония), где узнал о намерении большевиков заключить мир с Германией. В декабре он обратился с просьбой принять его на английскую военную службу. В начале 1918 года Колчак отправился на Месопотамский фронт, однако по дороге был возвращен из Сингапура и отправился в Пекин, где был избран в правление Китайско‑Восточной железной дороги (КВЖД). В апреле‑сентябре 1918 года он пытался сформировать объединенные вооруженные силы на КВЖД для борьбы с &"германо‑большевиками", но натолкнулся на сопротивление японцев и их ставленника атамана Георгия Семенова.

Сложив с себя обязанности члена правления КВЖД, Колчак принял решение пробраться на юг и примкнуть к Добровольческой армии. В середине октября он прибыл в Омск и 4 ноября был назначен военным и морским министром правительства Директории. 18 ноября в результате военного переворота Директория, представлявшая собой блок правых эсеров и левых кадетов, была упразднена, и власть перешла в руки Совета министров. На очередной заседании этого Совета Колчак был избран Верховным правителем России с производством в полные адмиралы.

Власть Колчака признали руководители основных формирований белых в других районах России, в том числе Антон Деникин. В руках Колчака оказался золотой запас России, он получил военно‑техническую помощь от США и стран Антанты. К весне 1919 года ему удалось создать армию общей численностью до 400 тысяч человек.

Успехи армий Колчака пришлись на март‑апрель 1919 года, когда они заняли Урал. Однако вслед за этим начались поражения. Колчак не был подготовлен к роли диктатора в условиях гражданской войны: он плохо разбирался в политических вопросах, в проблемах государственного управления и был зависим от добросовестности своих советников. В ноябре 1919 года под натиском Красной армии Колчак оставил Омск, а в декабре его поезд оказался блокированным в Нижнеудинске чехословаками.

4 января 1920 года Колчак передал власть Деникину, а командование вооруженными силами на Востоке — атаману Семенову. Колчаку союзным командованием была гарантирована безопасность, однако по требованию восставших рабочих Иркутска 15 января чехословаки передали Колчака образовавшемуся в Иркутске эсеро‑меньшевистскому Политцентру, который обязался выдать его и передать золотой запас советскому командованию.

7 февраля 1920 Колчак по приговору Ревкома был расстрелян . Остатки колчаковских войск ушли в Забайкалье.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Александр Васильевич Колчак – один из интереснейших личностей в Российской истории начала двадцатого века. Океанограф, адмирал, путешественник и флотоводец. Общественность России знает кто такой Колчак. Верховный Главнокомандующий Русской армией и Верховный правитель России во время Гражданской войны в России.

Лишь узкому кругу людей известно, что будущий руководитель белого движения в Сибири большую часть своей активной жизни занимался научно-исследовательской деятельностью.

Происхождение рода

Александр Васильевич типичный представитель рода служивого дворянства России. Род его очень обширен. В википедии есть почти полное описание генеалогического древа Колчаков. Сейчас доподлинно известно, что прадед Александра Васильевича служил сотником в Бугском казачьем войске. За отличную службу по охране границы по Днестру получил надел земли на Херсонщине. У Лукьяна Колчака было три сына:

В 1843 году Лукьян Колчак указом Сената был утверждён в потомственное дворянство и внесён в родословную книгу Херсонских дворян.

После кончины отца сыновья разделили имение. Старший сын Лукьяна Иван (дедушка адмирала) был отцом многодетного семейства. Все три его сына избрали для себя карьеру военного, все трое стали морскими артиллеристами. Пётр, младший сын, дослужился до капитана первого ранга. Средний сын Александр, выйдя в отставку генерал-майором, обосновался на Тамбовщине. От него пошли помещики Тамбовской губернии, средняя линия Колчаков.

А Василий Колчак (1837 г. р.), старший из братьев, в 1854 году из одесского лицея ушел добровольцем в армию защищать Крым от англо-французских интервентов. Служил в морской артиллерии. Отличился при обороне Малахова кургана и был награждён Георгиевским крестом. Произведён в прапорщики. Окончив в Санкт-Петербурге Горный институт, стал известным артиллерийским специалистом, опубликовал несколько трудов о выплавке стали. В 1889 году закончил военную службу в чине генерал-майора.

Мама Александра Колчака Ольга Ильинична родилась в 1855 году в семье одесского купца. Её отец был почётным гражданином Одессы, членом Одесской городской думы. Обвенчавшись в начале восьмидесятых годов девятнадцатого века, родители адмирала селятся деревне городом, но рядом с Обуховским заводом. В 1874 году, 4 ноября родился сын Александр.

Классическая гимназия и Морской корпус

С 1885 года по 1888 год Александр учился в классической мужской гимназии № 6 Санкт-Петербурга. Вместе с Александром Колчаком в этой гимназии учился Вячеслав Менжинский, будущий главный чекист СССР.

Учёба в гимназии Александру не давалась. Однажды его за неуспеваемость хотели оставить повторно обучаться во втором классе, но ему удалось повторный экзамен сдать на положительную оценку.

По окончании третьего класса в 1888 году отец переводит его из гимназии в Морское училище. И тут у подростка коренным образом изменилось отношение к учёбе. В 1991 году училище переименовали в Морской кадетский корпус. И юный Колчак становится одним из лучших его воспитанников.

Через два года учёбы шестнадцатилетние кадеты впервые вышли в море на практику. На броненосном фрегате «Князь Пожарский» подняли флаг командующего учебной эскадрой адмирала Ф. А. Геркена. Морская практика и учебное плавание продолжалось три месяца. За это время они заходили во многие порты Балтийского моря.

В 1892 году кадеты 1888 года набора производятся в гардемарины. Александру как лучшему в учёбе присваивают звание младшего унтер-офицера и назначают фельдфебелем-наставником в младшую роту.

В 1994 году после сложного месячного плавания гардемарины начали сдавать выпускные экзамены. Колчак все экзамены сдал на «отлично». 15 сентября 1894 года Приказом Военно-Морского министра гардемарины были произведены в мичманы.

Первые шаги в исследовательской деятельности

Выпускник Морского кадетского корпуса Колчак получил распределение в Кронштадт, в морскую обсерваторию. Но вскоре был назначен вахтенным офицером на крейсер «Рюрик», который из Балтийского моря убывал на Дальний Восток. В это время молодой мичман начал углублённо изучать гидрологию и океанографию . Особенно его интересовали полярные области Тихого океана. Его северные и южные моря. Было огромное желание продолжить исследования, начатые Лазаревым М. П. и Беллинсгаузеном Ф. Ф.

На Дальнем Востоке офицер начал изучение морских течений, но служба на флагмане тихоокеанской эскадры не позволяла всецело заняться научными исследованиями. Александр просит перевести его на канонерку «Кореец», направлявшийся к Командорским островам. Там он планировал начать исследовать полярные моря. Но командование флота сочло необходимым использовать офицера в должности вахтенного учителя по подготовке унтер-офицеров и боцманов на клипере «Крейсер».

Клипер «Крейсер» курсировал между Корейским полуостровом и японским Нагасаки. Всё своё свободное время Колчак проводил за гидрологическими исследованиями местных морей.

В декабре 1898 года клипер из Порт-Артура отправляют в Кронштадт в распоряжение командования Балтийского флота. И в это же время Колчаку присваивают звание лейтенанта. В Кронштадте офицер узнаёт, что для изучения арктических морей готовятся две научные экспедиции. Посыльное судно «Баклан» доставит русских и шведских учёных на остров Шпицберген, а адмирал Макаров С. О. на ледоколе «Ермак» готовится отплыть в глубины Арктики. Александр стремится попасть в одну из этих экспедиций, служебные обстоятельства не позволяют ему этого сделать.

В 1899 году Александр Васильевич систематизирует свои исследования течений Японского и Жёлтого морей и публикует свою первую научную статью. После публикации статьи лейтенант на броненосце «Петропавловск» отправляется во Владивосток. На полпути, когда корабль стоял в одном из греческих портов, пришла телеграмма о временном переводе Колчака с военной службы в распоряжение Императорской Академии наук.

Академия наук готовит полярную экспедицию, основной целью которой был маршрут от Кронштадта до Владивостока по Северному морскому пути. По пути нужно было исследовать области севернее Новосибирских островов, а также попытаться найти Землю Санникова. Начальником экспедиции назначили барона Толль, Эдуарда Васильевича.

Полярная экспедиция 1900-1902 годов

В январе 1900 года Колчака назначили руководителем гидрологических работ и параллельно помогать в работе магнитологу. Зима и весна ушли на обучение на специальных курсах. Некоторое время проходил стажировку у Нансена в Норвегии. И участвовал в наборе и обучении команды.

8 июня 1900 года шхуна «Заря» отправилась в путь вокруг Скандинавского полуострова. 22 сентября остановились в бухте на побережье полуострова Таймыр на зимовку. Лейтенант с головой ушёл в изучение севера. Занимался гидрологическими и гидрохимическими исследованиями. Осуществлял работы по барометрическому нивелированию и земному магнетизму. Делал маршрутную съёмку и топографические работы. Ясными ночами определял долготу и широту объектов, имеющих географическое значение. Потом, всю экспедицию Александр Васильевич подробно описывал острова и берега Северного Ледовитого океана, занимался определением состояния и развития льдов.

В октябре 1900 года первой санной поездки по малоисследованным частям полуострова внёс существенные уточнения астрономического характера некоторых точек и внёс исправления в карты, составленные в 1893 году экспедицией Нансена.

В апреле 1901 года Эдуард Толль и Александр Колчак, делая геологические и топографические съёмки, на санях прошли 500 вёрст. Часто им приходилось, помогая собакам, самим впрягаться в упряжки. Барон называл Колчака лучшим офицером экспедиции. И увековечил его имя, назвав именем Колчака мыс на Таймыре и открытый им остров в Таймырском заливе. А сам Александр Васильевич другой остров и мыс назвал именем своей невесты Софьи. Мыс Софьи носит это название до наших дней.

По окончании зимовки экспедиция на своей яхте прошла 1350 морских миль, по пути преодолев долготу мыса Челюскин. Яхта «Заря» стала четвертым морским судном, которая обогнула самую северную материковую точку Евразии. До неё там были:

  • Пароход «Вега».
  • Пароход «Лена».
  • Судно «Фрама».

В середине сентября 1901 года на острове Котельный экспедиция остановилась на вторую зимовку. Колчак, при любом удобном случае в группе с товарищами или же один, ходил и ездил на собачьих упряжках исследовать остров. Весной обследовал и соседний остров Бельковский. Он провёл фундаментальное изучение льдов Восточно-Сибирского и Карского. По итогам написал интересный отчёт, к которому приложил 24 фото видов и форм льдообразований.

Барон Толль не нашёл севернее Новосибирских островов легендарную Землю Санникова. И было решено исследовать острова, которые были неподалёку. 29 апреля 1902 года на остров Новая Сибирь отправляется группа под руководством старшего зоолога экспедиции Бялыницкого-Бируля, Алексея Андреевича. А 23 мая сам Толль с тремя товарищами отправился на остров Беннета.

Было уговорено, что яхта «Заря», освободившись от ледового плена, подберёт обе группы. Оставшимся членам экспедиции удалось высвободить судно из ледового плена лишь в начале августа . Восьмого числа они направились к островам на поиски ушедших групп. Две недели пытались пробиться через ледовые поля. Безуспешно. Судно получило значительные повреждения корпуса, и капитан яхты лейтенант Матисен Ф. А., возглавивший экспедицию, принял решение плыть на юг к бухте Тикси. 25 августа «Заря» с большим трудом дошла до устья реки Лены, где встала на вечный прикол. Оттуда Матисен отправил весть о положении дел в Якутск. Лишь история рассудит, почему команда яхты и члены экспедиции не продолжили поиски товарищей.

Матисен, Фёдор Андреевич, 1872 года рождения. Выпускник Морского кадетского корпуса, где учился с Колчаком. Участник нескольких экспедиций за Полярный круг:

Умер в декабре 1921 года в Иркутске от сыпного тифа.

Весь груз, оборудование экспедиции и коллекции перегрузили на пароход «Лена», который пришёл из Якутска. В Якутске Ф. Матисен распорядился отправить несколько оленьих упряжек к Тикси и ждать остальных членов полярной экспедиции. Если до первого февраля они не выйдут к мысу, то по льду отправиться на остров Новую Сибирь на поиски.

В декабре 1902 года участники экспедиции добрались до Петербурга. За эту экспедицию все участники были награждены. Лейтенанту Колчак вручили орден Святого Владимира четвёртой степени.

Экспедиция по спасению группы Толля

В Санкт-Петербурге Ф. А. Матисен и А. В. Колчак стали набирать команду по спасению групп Толля и Бялыницкого-Бирули. Но Академия наук в спасательную экспедицию направила только Колчака с семнадцатью матросами, так как группа Бирули к этому времени самостоятельно выбралась на материк.

В начале апреля 1903 года спасатели начали шлюпочно-санный поход от селения Казачий на реке Яна. На вельботах достигли ледовых полей, и дальше одна группа пошла пешком. А другая на вельботах плыла по медленно открывающейся ото льда воде. Так как лёд становился рыхлым, люди впрягались в упряжки, помогая собакам. Только 23 мая дошли до острова Котельный. 4 августа достигли острова Беннет и нашли бутылку с запиской и планом острова, которую оставил Толль. На восточном берегу была найдена ещё одна, последняя, записка барона от 26 октября 1902 года. Это был краткий отчёт о проделанной на острове работе.

В это время вельботная группа спасателей проводила поиски на других островах Новосибирских группы. Но никаких следов не обнаружили. На острове Новая Сибирь запасы продовольствия были обнаружены в не тронутом виде. Группа пропала без вести.

Спасатели вернулись в Казачий только в начале декабря .

В истории исследований Арктики этот поход будущего белого адмирала получил название «Спасательная экспедиция 1903 года». До 1990 года кто-то предпочитал не упоминать этот период жизни адмирала, акцентируя внимание на историю Гражданской войны и роль Колчака в белом движении.

Заключение

В богатой биографии одного из руководителей белого движения много интересных фактов . Принимал участие в Русско-японской войне, воевал на Балтийском море с Германией, воевал на Чёрном море с Турцией. В одной маленькой статье невозможно полностью описать жизнь человека с такой богатой биографией.

Колчак Александр Васильевич