А вот и буква О. На что она похожа? Буква «й»: согласный или гласный

Конспект урока обучения грамоте

Составил учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ №1 г.Черепанова

ЖУРАВЛЁВА НАТАЛЬЯ РОМАНОВНА

Тема: Звук О. Буква О.

Цель:

Образовательная:

    формирование понятия «гласный звук», на примере звука «О»; знакомство с понятием «ударный звук»;

    совершенствование навыков словоизменения (преобразование существительных множественного числа в единственное число) и словообразования (подбор родственных слов по наводящим вопросам);

    уточнение значения предлога «около»; составление предложений с предлогом «около»;

    формирование навыка чтения (открытые слоги с буквой «О»);

Развивающая:

    развитие эмоциональной сферы; совершенствование чувства ритма;

    развитие мелкой моторики;

Воспитательная:

    воспитание усидчивости, интереса к окружающему миру;

Оборудование:

    фишки, для звуко – буквенного анализа и синтеза слова;

    буква «О»; буквы «М, К, П, Х, Т, Л»;

    «облако в виде буквы «О»; капельки с предметными картинками на каждой (слова подобраны с ударным звуком «О»); «волшебное ведёрко»;

    разноцветные шнурки, для выкладывания буквы «О»;

    буквы М, Т, К, Л, П, Х, для составления слогов и последующего чтения;

    цветные карандаши; листок для письменных заданий с буквой «О»;

Ход занятия:

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Что у меня в стакане? (вода)

Попробуйте угадать, какое слово я загадала. Знайте все мои загаданные слова

похожи на слово «ВОДА».

    Егор, как назовём слово «вода» ласково - … (водичка, водица).

    Маша, как называется место где вода падает с высокой скалы или горы - … (водопад).

    …, как называется спорт, связанный с водой - … (водный).

    …, как называется машина, которая перевозит воду - … (водовоз).

    …, как называется отрицательный сказочный герой, который живёт в воде … - (Водяной).

    …, как называются растения, которые растут в воде - … (водоросли).

    …, как называются трубу, которые проведены для воды … - (водопровод).

    …, как называется профессия человека, который чинит эти трубы, для воды - … (водопроводчик);

    …, как называют человека, который надел водолазный костюм и залез в воду … (водолаз).

    …, как называется лилия, которая растёт в воде … - (водяная лилия)

Видите, сколько набралось слов, похожих на слово «вода», прямо семейка «водных» словечек получилась.

2. Введение в тему.

Назовите второй звук в слове «водные» … («О»). Правильно именно этот звук будет у нас сегодня главным.

Уточнение артикуляции. Характеристика звука.

Что губки делают, когда мы говорим этот звук? (округляются)

Давайте проверим, какой это звук (гласный или согласный)?

Какая фишка нам понадобится, чтобы обозначить этот звук. Возьмите её в руку, покажите мне. Спасибо. Положите (красная)

II. Главная часть.

1. Произнесение изолированного звука с эмоциональной окраской.

Поиграем с этим звуком?

Представьте, что мы с вами оказались на острове.

А там так красиво! Давайте скажем этот звук с восхищением. (О! О! О!)

Стали осматриваться по сторонам. Удивляемся, что – то никого не видно. (О – о – о – о!)

Никого не увидели и огорчились. Говорим с грустью. (О – О – О)

И вдруг мы увидели вдалеке корабль! Радостно (Ооооо!)

2. Введение понятия ударный звук.

Давайте будем звать, может кто–нибудь отзовётся: То-о-оля, О-о-оля, По-о-оля,

Ко-о-оля. А вы заметили, что когда мы зовём кого-то, мы как бы громче произносим один звук. Послушайте, какой звук я выделяю, по какому звуку «ударяю» голосом? (Со-о-оня) Такой звук, выделяемый голосом называют «ударным».

3. Преобразование слов. (существительные среднего рода мн. числа. в ед. число)

Закрепление нового понятия «ударный звук». Для 1 п/гр.

Так мы обрадовались, что решили поиграть. А поможет нам в игре звук «О», «ударный звук «О».

Будем изменять слово. Я вам даю много предметов, а вы мне - один.

Постарайтесь чётко и громко произносить звук «О» в своём слове; Выделить его голосом. Послушайте, как это сделаю я.

Игра с мячом «Много - один»:

окна - … (окно) перья - … (перо)

кольца - … (кольцо) стёкла - … (стекло)

брёвна - … (бревно) озёра - … (озеро)

сёла - … (село) вёдра - … (ведро)

гнёзда - … (гнездо) облака - … (облако)

окуни - … (окунь)

острова - … (остров)

(для 1 п/гр.) + шила - … (шило), дела - … (дело), пальто - … (пальто), мыло - … (мыло);

4. Выделение ударного звука в слове (с опорой на картинки). Утрированное произнесение звука «О» в словах.

Закрепление нового понятия «ударный звук». Для 2 п/гр.

«Волшебный дождь».

А теперь посмотрите на столы. Что это за капельки? Не знаете? А я знаю.

Посмотрите, какое облако заплыло к нам в комнату необычное, волшебное!

А ваши капельки - это волшебный дождик, который пролился из него.

У меня есть ведёрко, в которое я хочу собрать волшебные капельки. Но ваша капелька упадёт в ведёрко только тогда, когда вы внимательно послушаете словечко которое принесла вам ваша капелька и найдёте в нём наш главный звук.

Нужно так сказать это слово, чтобы мы тоже услышали в нём звук «О».

5. Звуковой синтез и анализ слова «сом».

Пока мы играли я услышала всплеск, и увидела такую крупную рыбу! Хотите узнать как она называется? Тогда ловите звуки, соедините их, может догадаетесь, какую я видела рыбу. «С» - «О» - «М»

Давайте обозначим каждый звук, который вы поймали фишками.

Индивидуальная работа с раздаточным материалом.

6. Физкультурная минутка:

Не под окном, а около

Катилось «О» и охала

«О» охала, «О» охала

Не под окном, а около.

7. Организация мини – диалога. Уточнение понятия предлога «около» Составление предложения с предлогом «около» по образцу.

Ребята, вы догадались, кто охал около окна? (буква «О») Правильно.

Буква «О» была около окна. А ты Егорка около кого сидишь?

Подразумевается ответ: «- Я сижу около Яны. А ты около кого сидишь?».

Дети задают однотипные вопросы друг другу и отвечают на них по цепочке.

10. Работа с буквой.

А я стою около нашего волшебного облака. Посмотрите, на какую букву оно похоже? (На букву «О».)

    Построение буква с помощью пальцев рук (одной рукой, двумя руками вместе, двумя руками отдельно).

    Демонстрация буквы.

Посмотрите на настоящую букву. Что я в руке держу? (Букву «О»).

Она черная, какая – то грустная, а мы можем сделать весёлые буквы.

У меня в руках простые шнурочки, но если вы постараетесь они превратятся в букву «О».

    Выкладывание из шнурков буквы «О».

    Обведение контура буквы пальцем.

    Составление слогов с буквой «О».

У вас буква «О», а у меня другие буквы … Возьмите по одной.

Положите свою букву около буквы «О» или «рядом» с буквой «О» Кто-то положит спереди, кто-то сзади.

Теперь у вас две буквы. Получился слог. Прочитайте свой слог.

11. Письменное задание. Работа на специальных листках с комбинированными заданиями.

У кого листочек в руках. Начинаем работать с обведения пружинок. Обводить можно любым цветом.

Посмотрите, сегодня у нас в «Звукарике» (серия листов с комбинированными заданиями) целый подводный мир.

Подскажите, мне слова – действия к слову «рыбка». Что делает рыбка? (по наводящим вопросам)

Ныряет, плавает, подплывает, заплывает, выплывает, уплывает.

Поищите глазами, какая рыбка, похожа на букву «О».

Раскрасьте, рыбки, похожие на букву «О», покажите, что вы их нашли.

12. Итог. Какое задание вам больше всего понравилось?

Буква «й»: твердая или мягкая? Этот вопрос очень часто задают ученики, которым необходимо разобрать слово согласно всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть далее.

Общие сведения

Прежде чем рассказать о том, какой является буква «й» (мягкой или твердой), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.

Дело в том, что у каждого слова имеется своя звуковая оболочка, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соотносится с его значением. При этом у разных слов и их форм совершенно разное звуковое оформление. Причем сами звуки не имеют никакого значения. Однако они выполняют важнейшую роль в русском языке. Ведь благодаря им мы может легко различать слова. Приведем пример:

  • [дом] - [дама´] - [до´ма];
  • [м’эл] - [м’эл’], [том] - [там], [дом] - [том].

Транскрипция

Для чего нам необходима информация о том, какой является буква «й» (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отобразить транскрипцию, которая описывает его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:

Данное обозначение называют Их обязательно ставят для обозначения транскрипции.

[ ´] - это ударение. Он ставится, если слово имеет больше, чем один слог.

[б’] - своеобразная запятая ставится рядом с согласной буквой и обозначает его мягкость.

Кстати, во время фонетического разбора слова нередко используют и следующий символ - [j]. Как правило, им обозначают звучание буквы «й» (иногда применяют и такой символ, как [й]).

Буква «й»: согласный или гласный?

Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они совершенно по-разному воспринимаются и произносятся.

  • Гласные звуки - это те звуки, во время произношения которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких преград. Более того, их можно тянуть, при помощи них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голосовых) во время произношения гласных букв можно довольно легко ощутить. В русском языке имеется 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [ы], [о] и [и].
  • Согласные звуки - это те звуки, во время произношения которых воздух на своем пути встречает преграду, а именно смычку или щель. Их вид определяет характер звуков. Как правило, щель образуется при произношении [с], [ш], [з] и [ж]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно тянуть (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается смычки, то такая преграда образуется за счет смыкания органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко ее преодолевает, благодаря чему звуки получаются энергичными и краткими. Именно поэтому их называют взрывными. Кстати, тянуть их невозможно (попробуйте сами: [п], [б], [т], [д]).

Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются и следующие: [м], [й], [в], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ц], [х]. Как видите, их намного больше, нежели гласных.

Глухие и звонкие звуки

Кстати, многие согласные звуки образуют собой между пары по глухости и звонкости: [к] - [г], [б] - [п], [з] - [c], [д] - [т], [ф] - [в] и пр. Всего в русском языке 11 таких пар. Однако существуют звуки, у которых нет пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] - это непарные звонкие, а [ч] и [ц] - это непарные глухие.

Мягкие и твердые согласные буквы

Как известно, согласные буквы различаются не только по звонкости или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Данное свойство представляет собой второй наиважнейший признак звуков.

Так, буква «й»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак по отдельности:

  • Во время произношения мягких согласных весь язык сдвигается немного вперед, а его средняя часть слегка приподнимается.
  • Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.

Следует особо отметить, что многие согласные буквы образуют между собой пары по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] - [ д’], [п] - [п’] и пр. Всего существует 15 таких пар. Однако есть и такие звуки, у которых нет пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных звуков являются непарными? К ним можно отнести следующие - [ш], [ж] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [щ’], [ч’] и [й’].

Обозначение на письме

Теперь вам известна информация о том, буква «й» твердая или мягкая. Но здесь возникает новый вопрос: "Как обозначается мягкость таких звуков на письме?" Для этого используются совершенно разные способы:

  • Буквы «е», «ю», «ё», «я» после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствуют о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: дя´дя - [д’а´д’а], тётя - [т’о´т’а].
  • Буква «и», стоящая после согласных (не считая «ж», «ш», и «ц») свидетельствует о том, что эти согласные являются мягкими. Приведем пример: ми´лый - [м’и´лый’], лист - [л’ист], ни´тки - [н’и´тк’и].
  • Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ш») представляет собой показатель грамматической формы. Он также свидетельствует о том, что согласные буквы являются мягкими. Примеры пример: даль - [дал’], мель - [м’эл’], просьба - [проз’ба].

Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком. Именно поэтому при специалисты рекомендуют обращать свое внимание на соседние символы.

Что касается гласной буквы «й», то она является всегда мягкой. В связи с этим в транскрипции ее принято обозначать следующим образом: [й’]. То есть символ запятой, свидетельствующий о мягкости звука, необходимо ставить всегда. Этому же правилу подчиняются и [щ’], [ч’].

Подведем итоги

Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно сделать какого-либо слова. Для этого лишь следует знать, что такое гласные и согласные буквы, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для большего понимания того, как необходимо оформлять транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.

1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

г - [г’] — звонкий, согласный и мягкий.

е - [и] — безударная гласная.

р - [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.

о - [о] — ударная гласная.

й - [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

Итого: 5 букв и 5 звуков.

2. Слово «деревьев». Состоит из трех слогов, причем 2-ой является ударным. Сделаем разбор:

д - [д’] — звонкий, согласный и мягкий.

е - [и] — безударная гласная.

р - [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.

е - [э´] — ударная гласная.

в - [в’] — звонкий, согласный и мягкий

е - [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] - гласный, безударный;

в - [ф] — глухой, и твердый.

Итого: 8 букв и 8 звуков.

Слова в русском языке могут начинаться с различных гласных и согласных звуков. При этом гласные звуки не всегда находятся под ударением. К примеру, в слове амулет, первый гласный звук является безударным. Однако во многих словах, гласные звуки являются ударными и могут отличаться от букв, с которых начинается слово при его написании.

Слова, начинающиеся с ударных гласных звуков

Подобных примеров можно привести множество. Ударным, гласный звук будет, если слово приобретает свой смысл при упоре именно на указанный звук. К примеру, слово «Европа» таковым не является. Ударным будет вторая гласная буква «о», а первая буква «е» - безударной. Для примера ударных гласных звуков, можно привести следующие слова:

  • арктика. В этом слове ударение падает на первый гласный звук, который и задает смысл всему слову. При этом указанный звук слышится, как «а», то есть совпадает с первой буквой;
  • ёлка. Это также слово с ударным первым звуком. Однако звук пишется, как «йё». Ведь именно так он и слышится, поэтому воспроизвести его буквами, можно только как «йё»;
  • образ. В данном случае звук и буква совпадают. Ударным будет первый звук «о», поскольку при ударении на него слово приобретает смысл. Если же сделать ударение на второй гласный звук, то слово перестанет звучать и приобретет искаженное произношение;
  • еще одним примером станет слово «яма». Оно подходит к данному ряду, поскольку ударение падает на первый гласный звук.э При этом указанный звук произносится, как «йа».

Таким образом, буквы в словах не всегда совпадают со звуками.

Есть ли гласные, с которых слова не начинаются

Среди всех гласных букв в русском языке, только одна подходит под данное определение. Это буква «ы». ни одно слово русского языка не начинается с этой буквы и этого звука. Все остальные буквы и звуки могут находиться впереди слов.

Даже буква "э" является гласным ударным первым звуках в некоторых словах. в качестве примера можно привести слово "эхо". А вот слов с буквой "ы" вначале нет. Как правило, она находится в окончании слова. Но в некоторых заимствованных словах, они может стоять и в середине слова, образовывая его корень.

С какими буквами вы уже познакомились?

Догадайтесь, какую букву вы будете изучать сейчас?

Обруч катится легко, Он похож на букву...

Задание № 1

Напишите букву "О" в тетрадях. Печатание буквы "О".

Упражнение № 1 (на развитие фонематичного слуха).

Определите звук [о] в словах на слух и назовите его местоположение (в начале, середине, конце слова).

бинокль;

ведро;

вода;

картон;

лимон;

посуда;

метро;

окунь;

рисунок;

окно;

коробка;

очки;

молодец.

Задание № 2. Назовите слова со звуком [о]. В начале слова: (обруч; осы; осень...)

В середине слова: (стол; моль; рот; телефон...)

В конце слова: (метро, пальто, молоко, окно...)

Упражнение в сливании звуков.

Причитывайте к согласному, который я назову, звук [о].

[м] - [мо] [к] - [ко] [д] - [до] [Ц] - [ЦО] [п] - [по] и т.д.

Игра "Поле чудес"

Отгадай названия предметов, "записанных" на карточках. Все эти предметы находятся в твоей ком­нате:

- у- --о- - у-а-а

4 звука, 3-й звук [о] (стол) 6 звуков, половина из

3-й звук [у] (стул) них тебе известны. (бумага)

Упражнение в построении звуковых моделей слов.

Загадки

Не моторы, а шумят, Не пилоты, а летят, Не змеи, а жалят. (Осы)

Прошла по лугам, По лесам и полям, Припасы она заготовила нам. Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: "За мною нагрянет зима".(Осень)

Что за дерево стоит - Ветра нет, а лист дрожит? Осина )

Как можно узнать сколько слогов в каждом слове? (По количеству гласных).

(А сколько гласных в слове, столько и слогов).

Можно ли определить количество слогов в слове, не разбивая его на части?

ЗАНЯТИЕ 12 1. Ознакомление с понятием "ударный слог"

Разделите на слоги слово "мама".

Какой слог первый? (Ма)

Какой второй? (Ма)

Какой слог вы произносите с большей си-

лой:первый или второй?

Чтобы легче было определить ударный слог в сло­ве, нужно слово "позвать". Например:

Упражнение в подборе слов к схемам.

Назовите слова к первой схеме. (Карусель, крокодил, бегемот)

Слова ко второй схеме. (Скамейка, газета, билеты, ребята)

К третьей схеме.

(Клоуны, обручи, шарики, дерево, мальчики, девочки)

Индивидуальное задание

Самостоятельно определить количество слогов в слове, ударный слог, и схематически изобразить это под каждой картинкой. Каждый ребенок получает карточку с 3-4 картинками.

Игровое задание

Буратино-шалунишка,

Не любил, проказник, книжки,

Носом длинным так вертел,

Что чернильницу задел.

Посмотрите-ка, ребята,

Что бездельник натворил:

Он, чернила опрокинув,

Половину слов залил.

Как беду теперь исправить?-

Там, где налиты чернила

Надо слово угадать.

Давайте, ребята, слова здесь подставим

И сказку про зайцев скорей прочитаем.

Однажды утром Лука и Лука отправились в лес. Захотелось им по лесу погулять, узнать, кто там живет, да посмотреть, нет ли поблизости речки - рыбу по­ловить. Чтобы принести домой какую-нибудь рыбеш­ку, Лука взял с собой то, в названии чего ударение падает на первый слог (удочку, банку), а Лука взял с собой то, в названии чего ударение падает на второй слог (ведро, червей...).

Ласково пригревало солнышко. Зайчата шли-шли, и вышли на тропинку, видят, из-под кустов кто-то вы­ползает. Название у него короткое, всего из двух звуков, и среди них есть звук [у]. Кто же это? у - (уж).

Поздоровались с ужом, пошли дальше. Вско­ре подошли к речке, стали рыбу ловить. Луке попада­лась рыба, в названии которой ударение падает на первый слог (окунь, ёрш, сом, лещ, щука). Лука же вы­таскивал рыбу, в названии которой ударение падает на второй слог (пескарь, сазан, форель, карась...).

Дома зайчиха-мама и заяц-папа накормили ма­лышей вкусным обедом: название первого блюда в этом обеде начиналось со звука [у] и состояло из трех звуков, последний - [а]: у - А (уха)

А потом малыши взяли свои любимые игрушки: Лука - ту, в названии которой ударение падает на первый слог (мячик, куклу, кубики...). А Лука - игрушку с ударением в названии на втором слоге (игра, машина, лото, конструктор, трансформер...)

Вот и вся история. Спасибо, ребята, за помощь.

Предварительный просмотр:

Конспект урока

  1. Класс: 1

  2. УМК: Школа России
  3. Учебный предмет: обучение грамоте (чтение)
  1. Тема урока: Гласный звук [о]. Буквы О, о

  2. Цели урока: организовать деятельность детей по ознакомлению с буквами, обозначающими звук [ о ] , учить озвучивать буквы, способствовать формированию умения выделять ударный слог, делить слоги на звуки, развитию фонематического слуха, внимания, работать над культурой речи обучающихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли, воспитывать интерес к учебной деятельности.

  3. Тип урока: ознакомление с новым материалом.

  4. Оборудование урока: мультимедийная презентация, иллюстрации, лента букв, касса букв, схемы к словам, дополнительные задания на карточках, цветовые сигналы, таблица звукобуквенного анализа слов.

  5. Структура (план) урока:

1.Организационный момент

2. Повторение изученного

3.Мобилизующий этап

5.Физкультурная минутка

6.Знакомство с новой буквой

7.Работа по развитию речи

8.Работа над пословицами

9.Звуковой анализ слов

10.Физкультурная минутка

11.Работа над стихотворением

12.Закрепление изученного

13.Рефлексия

14.Итог урока

  1. Ход урока:

№ /название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Чтобы время не терять

Я хочу у вас узнать,

Всё ль у вас в порядке?

Книжки и тетрадки?

Все ли постарались

Сочинить загадки?

Девочки садитесь, пожалуйста. Мальчики садитесь, пожалуйста.

Какое нужно настроение, чтобы на уроке мы хорошо потрудились?

Хорошее.

2. Повторение изученного

1.(Открывается выставка творческих работ, в названиях которых присутствует буква А)

Какую роль играет буква А в словах-загадках?

(Слайд 3)

2.Подведение итога

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

3.Чтение слогов и слияний с

буквой А (Слайд 4)

Буква А гласная, потому что звук [ а ] можно спеть, он не встречает во рту преграды, показывает, что согласный звук перед ней будет твёрдым, в начале слова буква А обозначает один слог.

Хоровое чтение детьми.

3.Мобилизующий этап

Назовите изображённые предметы и постарайтесь их запомнить. (Слайд 5)

(Овощи, морковь, дерево, роза, подсолнух, огурец)

Закройте глаза.

(Учитель делает перестановки.)

Скажите, в какой последовательности были изображены предметы первоначально, в каком порядке стоят после перестановки и какие предметы поменяли места.

Назовите ещё раз предметы.

С помощью чего вы называли предметы?

Чем отличаются слова от предметов?

Исключите одно слово из группы предметов.

Называют.

Закрывают глаза.

Дети отвечают что изменилось.

Дети перечисляют предметы.

Называют отличия предмета от слова.

Называют.

Мы называли предметы с помощью слов.

Ответы детей.

Называют слово овощи, так как это несколько предметов сразу.

4.Постановка темы и целей урока

Произнесите первый звук исключённого слова.

Сформулируем тему и цели урока. Будем использовать вспомогательные карточки:

(Слайд 6)

Произносят.

Это звук [ о ] , значит тема урока «Звук [ о ] и буквы, которые он обозначает»

Познакомимся со звуком [ о ] и буквами, которые он обозначает.

Будем учиться правильно разговаривать и отвечать на вопросы.

5.Физкультурная минутка

На физкультминутке мы определим, какие овощи мы возьмём с собой, а какие нам не нужны. Если в слове есть звук [ о ] , мы стоим и хлопаем в ладоши, если нет звука [ о ] ,приседаем – слово нам не нужно.

(Салат, морковь, помидор, свёкла, огурец, лук, капуста, чеснок, перец, кабачок.)

Выполняют указанные действия.

6.Знакомство с новой буквой

Произнесите первый звук в слове овощи. (Слайд 7)

Назовите этот звук.

Произнесите его перед зеркалом. Как располагаются видимые органы речи при его произношении.

Дайте характеристику звука.

(Слайд 8)

Назовите ещё раз, какие предметы были изображены.

(Слайд 9)

Есть ли звук [ о ] в других словах кроме слова овощи?

Произнесём каждое слово отдельно и определим, каким будет звук перед звуком [ о ] .

Сделайте вывод, что обозначает звук [ о ] в слиянии с согласным звуком. (Схема)

Кто самый внимательный? Назовите предметы, выделите звук [ о ] в словах.

(Солнце, машина, торт, осы, облако, лось, зонт, кобра, малина.)

Кто знает, какой буквой обозначается гласный звук [ о ] .

Почему я показала вам две буквы О,о?

Приведите примеры, когда употребляется заглавная буква О.

На что похожа буква о?

(Слайд 10)

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Е.Тарлапан

Посмотри на колесо,

А увидишь букву О.

В старом дереве дупло

Ну совсем как буква О.

А.Шибаев

Чтение слогов с буквой О по таблице. (Слайд 11)

Какие слова получатся из слогов?

Составьте с одним из слов предложение.

Произносят.

Называют.

Произносят. Рот открыт, округлён, звук свободно проходит.

Если звук свободно проходит не встречая преград, его можно спеть, значит, звук гласный.

Овощи, морковь, дерево, роза, подсолнух, огурец.

Да, в каждом слове есть звук [ о ] .

Морковь - [ мо ] - звук [ м ] -согласный, встречает преграду во рту, твёрдый и т.д.

В слиянии с согласным звуком, звук [ о ] делает согласный звук твёрдым.

Называют и определяют положение звука в словах.

Гласный звук [ о ] обозначается гласной буквой о.

Большая буква О употребляется, когда называем имена, фамилии, названия городов, рек, клички животных.

Оля, Олег, Острогожск, Ока, Орлик.

Буква о похожа на колесо, круг, тарелку, солнце, мяч.

Читают.

Придумывают слова.

Составляют предложения.

7.Работа по развитию речи

Откройте учебник на странице 29. Рассмотрите иллюстрацию. Составьте рассказ по иллюстрации.

(Слайд 12)

Как можно озаглавить этот рассказ?

Рассмотрите схему. Что вы можете сказать?

Составьте предложение из четырёх слов.

Озвучивают придуманные рассказы.

«Осень наступила»

«Уборка урожая»

«Крот убирает урожай на зиму»

Это схема предложения, в нем четыре слова.

(Крот копает морковку лопатой. Дома крот пьёт чай. И т.д.)

8.Работа над пословицами

Посмотрите что написано ниже сюжетной иллюстрации.

Сколько предложений написано?

Найдите в первом предложении букву О, посчитай сколько букв О в этом предложении.

Найдите во втором предложении буквы о, посчитай сколько букв О в этом предложении.

Найдите в третьем предложении буквы о, посчитай сколько букв О в этом предложении.

Послушаем, что написано в первом предложении.

Это пословица. Пословица – это выражение, отражающее народную мудрость по какому-нибудь поступку или поведению.

Послушаем, что написано во второй пословице.

Чему учит нас эта пословица?

Послушаем, что написано в третьей пословице.

Чему учит нас эта пословица?

Проговорим пословицы хором с чётким произношением звука [ о ] .

Здесь написаны предложения, потому что каждое начинается с большой буквы, слова написаны отдельно и в конце предложений стоят точки.

Здесь написано три предложения, так как три точки.

В первом предложении 8 букв О.

Во втором предложении 6 букв О.

В третьем предложении 4 буквы О.

Эта пословица учит нас трудолюбию, стремлению прийти на помощь вовремя.

Эта пословица учит нас порядочности, честности, умению держать данное слово.

Эта пословица говорит, что человеку хорошо, когда мама рядом.

Проговаривают.

9.Звуковой анализ слов

Произнесите, что изображено на рисунке.

(Слайд 13)

(Рисунок:окуни)

(Слайд 14)

Составим схему слова ОКУНИ. Кто умеет её делать - сделает самостоятельно.

Сколько слогов в слове ОКУНИ?

Какой первый слог в слове ОКУНИ? Звук?

Звук гласный или согласный? Ударный или безударный?

Какой второй слог в слове ОКУНИ?

Что собой представляет слог «КУ»?

Какой первый звук в слоге «КУ»?

Какой второй звук в слоге «КУ»?

Какой третий слог в слове ОКУНИ?

Что собой представляет слог «НИ»?

Какой первый звук в слоге «НИ»?

Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Какой второй звук в слоге НИ»?

Какой звук – гласный или согласный? Ударный или безударный?

Сколько всего звуков в слове ОКУНИ?

Составьте предложение со словом ОКУНИ.

Найдите в классе глазками красный кружок, зелёный, синий, жёлтый, коричневый.

Произносят слово ОКУНИ.

Выполняют самостоятельно.

В слове ОКУНИ три слога.

В слове ОКУНИ первый слог «О».

Звук гласный, так как свободно проходит не встречая преград во рту, он ударный.

В слове ОКУНИ второй слог «КУ».

Слог «КУ» - слияние.

Первый звук в слоге «КУ» - [ к ] .

Звук [ к ] - согласный, встречает во рту при произношении преграду, звук твёрдый.

Второй звук в слоге «КУ» - [ у ]

В слове ОКУНИ третий слог «НИ».

Слог «НИ» - слияние.

Первый звук в слоге «НИ» - [ н ] .

Звук [ н ] - согласный, встречает во рту при произношении преграду, звук мягкий.

Второй звук в слоге «НИ» - [ и ] , он гласный – на встречает при произношении преграду, безударный.

В слове ОКУНИ 5 звуков.

Составляют.

Смотрят глазами, не поворачивая головы.

10.Физкультурная минутка

(Слайд 15)

Осинку

Окрасила

Осень.

Осинка мне нравится

Очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль –

Облетает.

Выполняют упражнения.

11.Работа над стихотворением

Найдите стихотворение на странице 29.

Простым карандашом подчеркните все встретившие буквы «О».

Послушайте это стихотворение.

О ком это стихотворение?

Чем озабочен окунёк?

Почему слово Окунёк написано с заглавной буквы?

Как ответил ему сом и почему?

Поговорим это стихотворение выразительно. (Слайд 16)

Послушайте пары слов, найдите в них ошибки и сформулируйте задание.

Послушный окунёк,

Полезные шалости,

Добродушный сом.

Какие вы предлагаете слова?

Если окунёк понял, что шалости приводят к беде, попробуем составить для него советы о правилах поведения во время игр. Нам помогут вспомогательные слова: во время игры нужно соблюдать …, играть нужно …, если кто-то упал нужно ему…, во время игр нужно быть …

В каких словах встретился звук [ о ] ?

Я знаю, что окунёк запомнит правила и не попадётся больше на крючок.

Находят.

Подчеркивают.

Это стихотворение про окунька и сома.

Окунёк попался на крючок.

Слово Окунёк написано с заглавной буквы потому, что это имя рыбки.

Сом ответил сердито, потому что Окунёк шалил.

Произносят.

В этих парах даны не верные характеристики героям. Надо первые слова пары заменить другими.

Шаловливый окунёк. Плохие шалости. Сердитый сом.

Во время игры нужно соблюдать правила, играть нужно честно, если кто-то упал нужно ему помочь подняться, во время игр нужно быть внимательным.

Называют слова.

12.Закрепление изученного

Окунёк предлагает вам проверить, хорошо ли вы запомнили звук [ о ] и сможете ли услышать этот звук в словах. (Слайд 17)

Рассмотрите рисунки. (Сом, щука, осы, лось, лиса, сова, коза, крот, ёж)

Назовите предметы.

Назовите предметы при произношении которых встречается звук [ о ] .

Угадайте слово, какой будет первый звук и буква покажите её. (Слайд 18)

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас? … (Огурцы)

Стройный, быстрый,

Рога ветвисты,

Пасётся весь день.

Кто же это? (Олень)

Берега зелёные,

Вода красная,

Рыбки чёрные. (Арбуз)

Рассмотрите ленту букв. Назовите буквы, которые мы изучили. Что вы можете рассказать про эти буквы.

Рассматривают.

Называют.

Называют: Сом, осы, лось, сова, коза, крот.

Называют отгадки и показывают первую букву.

Называют.

Рассказывают: буквы А и О гласные, при их произношении звук свободно проходит и не встречает преград, эти звуки можно спеть. Буквы в слиянии с согласным показывают твёрдость согласного звука.

13.Рефлексия

Все вы старались работать на уроке. Молодцы.

(Слайд 19)

Выдерите человечка для оценки вашего настроения в конце урока:

Выбирают.

14.Итог урока

С каким новым звуком и новыми буквами мы познакомились? (Слайд 20)

Дайте характеристику звуку [ о ] .

Всем спасибо за интересную и дружную работу. (Слайд 21)

Мы познакомились со звуком [ о ] , буквами О, о.

Звук [ о ] гласный, обозначает в слиянии твёрдость согласного звука, бывает ударным или безударным.

  1. Список использованной литературы:

1. Учебник «Русская азбука» В.Г.Горецкий. («Просвещение»).

2. В.Волина. «Занимательное азбуковедение» («Просвещение»).

3. В Волина «Праздник букваря». («АСТ-ПРЕСС»)

4. Г.А.Бакулина. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте». («Владос»).

5. Е.А.Пожиленко. «Волшебный мир звуков и слов» («Владос»)