«А Васька слушает, да ест»: значение фразеологизма, его происхождение.

Фразеологизмы - универсальные выражения. С их помощью можно передать свои мысли, чувства, показать собственное отношение и отношение других. Например, сказать: «А Васька слушает, да ест». Значение и происхождение фразеологизма мы рассмотрим в этой статье. И отметим, какое отношение выражает это

«А Васька слушает, да ест»: значение фразеологизма

Для точного определения этого выражения обратимся к словарю устойчивых оборотов под редакцией Розе Т. В. В нем имеется толкование фразы: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма в этом словаре - «один человек упрекает, а другой не обращает на упреки внимания».

Как же образовался такой оборот? Об этом вы узнаете далее.

Происхождение выражения

Фразеологизмы образовываются по-разному. Некоторые из них являются чьими-то высказываниями, другие - народными изречениями. Есть выражения, которые являются цитатами из произведений художественной литературы. Среди них можно отметить фразу: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма, как мы уже отметили, - игнорировать то, что говорят, и продолжать делать свои дела, не замечая чьего-то недовольства.

Пришло выражение в нашу речь из произведения И. А. Крылова - басни «Кот и повар».

Что представляет собой это стихотворение, в связи с чем рассматриваемая нами фраза приобрела такое значение? Об этом вы узнаете, ознакомившись с содержанием этой истории и ее анализом.

Басня И. А. Крылова «Кот и повар»

В этом кратком иносказательном и нравоучительном стихотворении автор рассказывает следующую историю. Один повар, грамотей, отошел с поварни в кабак. В тот день он отмечал тризну по куме, так как был набожным человеком. Стеречь еду от мышей он оставил своего кота.

А когда повар вернулся в свой дом, что же он увидел? На полу лежат остатки пирога, а его кот Васька в углу за бочонком, ворча и мурлыча, ест курицу. Повар начинает ругать животное, называет его обжорой и злодеем. Он пытается воззвать к его совести, мол, тебе должно быть стыдно не только перед стенами, но и перед людьми. В то же время кот продолжает доедать курицу.

Повар и далее высказывает свое недоумение, обиду и злость на животное. Он говорит, что тот был до этого честным и смиренным, был примером, а сейчас он позорит самого себя. Теперь все будут называть кота плутом и вором и не пустят не то что в поварню, но даже во двор, - продолжает высказываться повар. Сравнивает Ваську с волком в овчарне, порчей, чумой, язвой и никак не может закончить свое возмущение и нравоучение. А кот тем временем слушал и ел, пока не съел все жаркое.

Свою басню Крылов заканчивает основными мыслями. Он пишет, что вместо длинных пустых речей в таких ситуациях нужно употребить власть.

Своим произведением автор показал, что в некоторых случаях нужны действия, а не слова. Нельзя быть мягкотелым с теми, кто ведет себя грубо. Не нужно быть наглым но не надо быть и наивным, доверчивым и бесхребетным поваром, - вот что хотел сказать нам автор своим произведением.

Благодаря этой басне в копилку богатств русского языка вошло выражение: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма связано с поведением главного персонажа произведения. Он не обращает внимания на своего хозяина и продолжает свое дело - доедает курицу. Так и появился этот фразеологизм.

Употребление

Мы узнали толкование и этимологию выражения: «А Васька слушает, да ест». Фразеологизм появился еще в 1812 году. Несмотря на это, он все еще актуален. Его можно встретить в литературе, СМИ, услышать в обыденной речи. Это выражение направлено к людям, которым нет дела до других, наглым, невоспитанным. Ведь оно означает игнорирование чужих слов, продолжение действий, наносящих кому-то вред.

Известная своим иносказательным смыслом басня Крылова Кот и повар - написана в период Отечественной войны 1812 г. Ее герои – слишком мягкий повар и самоуверенный кот, который в отсутствие хозяина съедает все его припасы. Пока повар читает провинившемуся животному нравоучения, тот, не обращая на него внимания, спокойно оканчивает трапезу.

Басня Кот и повар читать

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.

Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.

"Ах ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет,-
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! Быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут,-
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.

А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Мораль басни Кот и повар

Речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Басня Кот и повар - анализ

Самый простой анализ басни Крылова Кот и повар сводится к такой морали – в тех обстоятельствах, когда можно и нужно применить силу, не стоит растрачивать время на пустую болтовню. Недальновидный повар оставляет животное, славящееся своей вороватостью, сторожить еду. Тогда же, когда его надо наказать за провинность – он начинает втолковывать ему моральные устои, и, естественно, не добивается никакого результата.

Но существует другая, глубинная мораль басни Крылова Кот и повар. Она является не просто поучительной историей, но и произведением, которое показывает политические взгляды автора, его отношение к характерам «сильных мира сего». С этой позиции в басне ясно просматривается критика Александра I, который в то время, когда французские войска перешли русские границы, все еще надеялся на мирное решение конфликта и отослал Наполеону письмо, в котором убеждал его прекратить войну и избежать кровопролития. Кот и повар – это образы двух императоров, поведение которых вызывает недовольство у баснописца.

Кот и повар. (Иллюстрация басни И.А. Крылова). 1854

Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком».

Повар, увидев это, приступил к обличению Кота:

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Ну что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
"Ах, ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет, -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:

В басне отражены события, происшедшие за несколько месяцев до нападения Наполеона на Россию. Попирая заключенные договоры, французский император захватил герцогство Вюртембергское, увеличил численность своих войск в Пруссии и Польше, вступил в невыгодные для России сделки с Австрией и Пруссией. Русское правительство посылало многочисленные протесты, которые не имели на Наполеона никакого влияния. Соль басни - в бессмысленных и пустых нравоучениях, обращенных Поваром-ритором, под которым подразумевался Александр I, к зарвавшемуся Коту (Наполеон). Дополнительную ироническую окраску придает басне характеристика Повара - красноречивого, жеманного и щеголяющего благородством. Другое толкование басни принадлежит литературоведу Марку Альтшуллеру (статья "Крылов и вольтерьянство"), который увидел в басне критику идеи просвещенной монархии и руссоистской идеи "общественного договора" ("равноправность и взаимные обязательства власти и народа"). По его мнению, в басне выражена мысль: "Правитель должен сам решать, что и когда он должен делать, чтобы добиться порядка".

«Ритор» (с архаичного русского языка) - оратор. Мораль басни:

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

Иносказательно о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить» (сарк.).