«А Васька слушает, да ест»: значение фразеологизма, его происхождение. А васька слушает, да ест

Фразеологизмы - универсальные выражения. С их помощью можно передать свои мысли, чувства, показать собственное отношение и отношение других. Например, сказать: «А Васька слушает, да ест». Значение и происхождение фразеологизма мы рассмотрим в этой статье. И отметим, какое отношение выражает это

«А Васька слушает, да ест»: значение фразеологизма

Для точного определения этого выражения обратимся к словарю устойчивых оборотов под редакцией Розе Т. В. В нем имеется толкование фразы: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма в этом словаре - «один человек упрекает, а другой не обращает на упреки внимания».

Как же образовался такой оборот? Об этом вы узнаете далее.

Происхождение выражения

Фразеологизмы образовываются по-разному. Некоторые из них являются чьими-то высказываниями, другие - народными изречениями. Есть выражения, которые являются цитатами из произведений художественной литературы. Среди них можно отметить фразу: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма, как мы уже отметили, - игнорировать то, что говорят, и продолжать делать свои дела, не замечая чьего-то недовольства.

Пришло выражение в нашу речь из произведения И. А. Крылова - басни «Кот и повар».

Что представляет собой это стихотворение, в связи с чем рассматриваемая нами фраза приобрела такое значение? Об этом вы узнаете, ознакомившись с содержанием этой истории и ее анализом.

Басня И. А. Крылова «Кот и повар»

В этом кратком иносказательном и нравоучительном стихотворении автор рассказывает следующую историю. Один повар, грамотей, отошел с поварни в кабак. В тот день он отмечал тризну по куме, так как был набожным человеком. Стеречь еду от мышей он оставил своего кота.

А когда повар вернулся в свой дом, что же он увидел? На полу лежат остатки пирога, а его кот Васька в углу за бочонком, ворча и мурлыча, ест курицу. Повар начинает ругать животное, называет его обжорой и злодеем. Он пытается воззвать к его совести, мол, тебе должно быть стыдно не только перед стенами, но и перед людьми. В то же время кот продолжает доедать курицу.

Повар и далее высказывает свое недоумение, обиду и злость на животное. Он говорит, что тот был до этого честным и смиренным, был примером, а сейчас он позорит самого себя. Теперь все будут называть кота плутом и вором и не пустят не то что в поварню, но даже во двор, - продолжает высказываться повар. Сравнивает Ваську с волком в овчарне, порчей, чумой, язвой и никак не может закончить свое возмущение и нравоучение. А кот тем временем слушал и ел, пока не съел все жаркое.

Свою басню Крылов заканчивает основными мыслями. Он пишет, что вместо длинных пустых речей в таких ситуациях нужно употребить власть.

Своим произведением автор показал, что в некоторых случаях нужны действия, а не слова. Нельзя быть мягкотелым с теми, кто ведет себя грубо. Не нужно быть наглым но не надо быть и наивным, доверчивым и бесхребетным поваром, - вот что хотел сказать нам автор своим произведением.

Благодаря этой басне в копилку богатств русского языка вошло выражение: «А Васька слушает, да ест». Значение фразеологизма связано с поведением главного персонажа произведения. Он не обращает внимания на своего хозяина и продолжает свое дело - доедает курицу. Так и появился этот фразеологизм.

Употребление

Мы узнали толкование и этимологию выражения: «А Васька слушает, да ест». Фразеологизм появился еще в 1812 году. Несмотря на это, он все еще актуален. Его можно встретить в литературе, СМИ, услышать в обыденной речи. Это выражение направлено к людям, которым нет дела до других, наглым, невоспитанным. Ведь оно означает игнорирование чужих слов, продолжение действий, наносящих кому-то вред.

А Васька слушает, да ест

А Васька слушает, да ест
Из басни «Кот и Повар» (1812) И. А. Крылова (1769- 1844).
Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком».
Повар, увидев это, приступил к обличению Кота:
«Кот Васька плут!
Кот Васька вор!
И Ваську-де, не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка гладного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.

«Ритор» (с архаичного русского языка) - оратор. Мораль басни:
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Иносказательно: о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить» (сарк.).

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "А Васька слушает, да ест" в других словарях:

    Васька слушаетъ, да ѣстъ. Крыловъ. Котъ и Поваръ. Поясн. (Одинъ говоритъ, а другой и ухомъ не ведетъ.) Ср. Ваську поваръ укоряетъ, А Васька всетаки курченка убираетъ. Тамъ же. См. Как к стене горох …

    Крылов. Кот и Повар. (Один говорит, а другой и ухом не ведет.) Ср. Ваську повар укоряет, А Васька все таки курчонка убирает. Там же. См. как к стене горох …

    Цитата из басни И.А. Крылова Кот и повар (1813). Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания. Словарь крылатых слов. Plutex. 2004 … Словарь крылатых слов и выражений

    Нареч, кол во синонимов: 2 делавший все по своему (1) не обращавший внимания (36) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    Разг. Ирон. О ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его, не считается с говорящим, продолжая делать своё (обычно предосудительное) дело. БМС 1998, 68; ШЗФ 2001,13. /i> Цитата из басни И. А. Крылова «Кот и повар». Янин 2003 …

    а Васька слушает да ест - иронически о ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его, не считается с говорящим, и продолжает делать свое (обычно предосудительное) дело. Это выражение – цитата из басни И. А. Крылова “Кот и повар” (1813) … Справочник по фразеологии

    А Васька слушает да ест - крыл. сл. Цитата из басни И. А. Крылова «Кот и повар» (1813). Употребляется в значении: один говорит, а другой не обращает на него никакого внимания … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Васька I. (иноск.) разувайка, дощечка на подставке с вырезом для пятки сапога и снятия его с ноги (намек на мальчика слугу, которого васька заменяет) II. (иноск.) прозвище кота. (Васькой зовут и козла.) Ср. Кот Васька плут, кот Васька вор. Крылов … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Васька (котъ) (иноск.) прозвище кота. (Васькой зовутъ и козла.) Ср. Котъ Васька плутъ, котъ Васька воръ. Крыловъ. Котъ и Поваръ. См. Васька слушает, да ест … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    А Васька слушает да ест. Разг. Ирон. О ситуации, когда один говорит, убеждает, а другой не слушает его, не считается с говорящим, продолжая делать своё (обычно предосудительное) дело. БМС 1998, 68; ШЗФ 2001,13. /i> Цитата из басни И. А. Крылова… … Большой словарь русских поговорок

Книги

  • Фразеологический школьный словарь в картинках. А Васька слушает, да ест! , Владимиров В.В.. Вашему вниманию предлагается книга Фразеологический школьный словарь в картинках "А Васька слушает, да ест!"…
«А Васька слушает, да ест» — равнодушие, пренебрежение чьими-то действиями, мнением; безразличие, неуважение.
Фраза принадлежит русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Имеет
место в его басне «Кот и повар» :
«Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает да ест.)»

Крылатые выражения Крылова

  • Чем кумушек считать трудиться…
  • Вороне как-то бог послал кусочек сыра
  • Слон и Моська
  • Ай, Моська, знать она сильна…
  • Ты всё пела, это дело, так пойди же…
  • Глянь, зима катит в глаза
  • А вы, друзья, как не садитесь…
  • Лебедь, рак и щука
  • Беда, коль сапоги начнет точать…
  • У сильного всегда бессильный виноват
  • А ларчик просто открывался
  • Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать
  • Видит око, да зуб неймёт
  • Уж сколько раз твердили миру
  • Когда в товарищах согласья нет
  • От радости в зобу дыханье сперло
  • Пей, но дело разумей
  • Демьянова уха
  • Медвежья услуга
  • Мартышкин труд
  • Рыльце в пуху
  • Тришкин кафтан
  • Ходить на задних лапах

Басня в аудио-версии

Иван Андреевич Крылов

Родился в 1769 году предположительно в Москве (точно не известно), мать
была неграмотна, отец — армейский офицер. В 1775 году семья поселилась в
Твери. Систематического образования Иван не получил. Обучался наукам
дома, много читал и благодаря настойчивости, любознательности стал в
конце концов одним из самых просвещенных людей своего времени. В девять
лет потерял отца. Семья осталась без средств. В 10 лет Иван начал
трудовую деятельность: поступил в магистрат переписчиком бумаг. В 1782
году заботы о пенсии привели Крыловых в Петербург. Хлопоты не увенчались
успехом, но Ивану нашлось место канцеляриста в Казенной палате.
Сочинительством Крылов увлекся ещё в Твери. В Петербурге писал пьесы для
театра, стихи, сотрудничал в журналах, трудился секретарем и учителем
детей у князя С. Ф. Голицына, служил на Монетном дворе. В 1812 году
получил должность помощника библиотекаря Публичной библиотеки, в которой
пробыл 30 лет. Басни начал сочинять с 1805 года. Всего их создал более
200, объединенных в 9 книг. Гоголь называл басни Крылова «книгами
мудрости самого народа». Умер И. А. Крылов в 1844 году от двустороннего
воспаления легких (по утверждению Википедии). Похороны были пышными.

Кот и повар. (Иллюстрация басни И.А. Крылова). 1854

Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком».

Повар, увидев это, приступил к обличению Кота:

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Ну что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-Кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
"Ах, ты, обжора! ах, злодей! -
Тут Ваську Повар укоряет, -
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным Котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, -
А ты... ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
"Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!"
(А Васька слушает да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:

В басне отражены события, происшедшие за несколько месяцев до нападения Наполеона на Россию. Попирая заключенные договоры, французский император захватил герцогство Вюртембергское, увеличил численность своих войск в Пруссии и Польше, вступил в невыгодные для России сделки с Австрией и Пруссией. Русское правительство посылало многочисленные протесты, которые не имели на Наполеона никакого влияния. Соль басни - в бессмысленных и пустых нравоучениях, обращенных Поваром-ритором, под которым подразумевался Александр I, к зарвавшемуся Коту (Наполеон). Дополнительную ироническую окраску придает басне характеристика Повара - красноречивого, жеманного и щеголяющего благородством. Другое толкование басни принадлежит литературоведу Марку Альтшуллеру (статья "Крылов и вольтерьянство"), который увидел в басне критику идеи просвещенной монархии и руссоистской идеи "общественного договора" ("равноправность и взаимные обязательства власти и народа"). По его мнению, в басне выражена мысль: "Правитель должен сам решать, что и когда он должен делать, чтобы добиться порядка".

«Ритор» (с архаичного русского языка) - оратор. Мораль басни:

А я бы повару иному

Велел на стенке зарубить:

Чтоб там речей не тратить по-пустому,

Где нужно власть употребить.

Иносказательно о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить» (сарк.).