A. p

Транскрипт

3 A. P. Лурия ЛЕКЦИИ ПО ОБЩЕЙ психологии Допущено Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Москва Санкт-Петербург Нижний Новгород Воронеж Ростов-на-Дону Екатеринбург Самара Новосибирск Киев Харьков Минск 2006

4 ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) Л86 Рецензент: Хомская Е. Д., доктор психологических наук, заслуженный профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Л86 Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. СПб.: Питер, с: ил. (Серия «Мастера психологии»). ISBN Лекции Лурия А.Р. это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы. ББК 88.3я7 УДК 159.9(075) Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав. ISBN ЗАО Издательский дом «Питер», 2006 Правообладатель Е. Радковская, 2006

5 Оглавление Предисловие 6 РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию Глава 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение 14 К истории психологии как науки 14 Отношение психологии к другим наукам 18 Разделы психологии 21 Методы психологии 26 Практическое значение психологии 30 Глава 2. Эволюция психики 35 Происхождение психики 35 Изменчивость поведения простейших 37 Механизмы поведения простейших 38 Происхождение нервной системы и ее простейшие формы 40 Ганглионарная нервная система и появление простейших программ поведения 41 Появление сложных форм наследственного программирования («инстинктивного») поведения 44 Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных 49 Механизмы индивидуально изменчивого поведения 53 «Интеллектуальное» поведение животных 55 Границы индивидуально изменчивого поведения животных 60 Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни 62 Общие принципы 62 Труд и формирование сознательной деятельности 65 Язык и сознание человека 66 Значение языка для формирования психических процессов 69 Глава 4. Мозг и психические процессы 73 Проблема отношения психических процессов и мозга 73 Принципы функциональной организации человеческого мозга 79 Три основных «блока» головного мозга 79 Блок тонуса коры, или энергетический блок мозга 80 Блок приема, переработки и хранения информации 84 Блок программирования, регуляции и контроля деятельности 89 Принцип латерализации в работе больших полушарий 93 РАЗДЕЛ II. Психология познания ЧАСТЬ 1. Психология познавательных процессов Глава 1. Ощущения 96 Проблема 96 Ощущение как источник познания 96 Рецепторная и рефлекторная теория ощущений 99 Классификация ощущений 101 Систематическая классификация ощущений 101

6 4 Виды экстероцептивных ощущений 104 Взаимодействие ощущений и явление синестезии 105 Уровни организации ощущений 107 Измерение ощущений 109 Исследование абсолютных порогов ощущений 109 Исследование относительной (разностной) чувствительности 114 Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация) 115 Глава 2. Восприятие 121 Воспринимающая деятельность человека. Ее общая характеристика Осязательное восприятие 126 Простые формы осязательного восприятия 126 Сложные формы осязательного восприятия 130 Зрительное восприятие 133 Строение зрительной системы 134 Восприятие структур 138 Восприятие предметов и ситуаций 141 Факторы, определяющие восприятие сложных объектов 143 Методы исследования ложного зрительного восприятия 147 Развитие предметного восприятия 149 Патология предметного восприятия 151 Восприятие пространства 153 Слуховое восприятие 156 Физиологические и морфологические основы слуха 157 Психологическая организация слухового восприятия 159 Патология слухового восприятия 161 Восприятие времени 163 Глава 3. Внимание 165 Факторы, определяющие внимание 166 Физиологические основы внимания 169 Нейрофизиологические механизмы активации. Активирующая ретикулярная система 170 Ориентировочный рефлекс как основа внимания 175 Установка и внимание 177 Виды внимания 180 Методы исследования внимания Развитие внимания 185 Патология внимания 189 Глава 4. Память 192 История исследования памяти 193 Физиологические основы памяти 195 Сохранение следов в нервной системе 195 Процесс «консолидации» следов 197 Физиологические механизмы «кратковременной» и «долговременной» памяти 200 Мозговые системы, обеспечивающие память 203 Основные виды памяти 205 Последовательные образы 205

7 Наглядные (эйдетические) образы 207 Образы представления 208 Словесная память 211 Психология мнестической деятельности 211 Запоминание и воспроизведение 211 Влияние смысловой организации на запоминание 216 Зависимость запоминания от структуры деятельности 218 Индивидуальные особенности памяти 222 Методы исследования памяти 224 Развитие памяти 228 Патология памяти 231 ЧАСТЬ 2. Речь и мышление. Интеллектуальное поведение Глава 1. Интелектуальное поведение 236 Интеллектуальный акт и его строение 236 Наглядная интеллектуальная деятельность 238 Патология наглядного мышления 244 Глава 2. Слово и понятие 247 Значение слова 248 Методы исследования значений слова 252 Развитие значения слов 255 Слово и понятие 259 Методы исследования понятий 262 Патология значения слов и понятий 268 Глава 3. Высказывание и мысль 271 Синтаксические средства высказывания 271 Основные виды высказываний 273 Эволюция логико-грамматических структур высказывания 274 Процесс кодирования речевого высказывания. Путь от мысли к развернутой речи 276 Виды речевого высказывания и их структура 280. Патология речевого высказывания 284 Процесс декодирования речевого высказывания 287 Проблема понимания 287 Проблема декодирования (понимания) сообщения 287 Декодирование (понимание) смысла слов 289 Декодирование (понимание) значений предложения 291 Понимание смысла сообщения 294 Патология понимания речи 298 Глава 4. Продуктивное мышление. Умозаключение и решение задач 302 Проблема 302 Логические структуры как основа мышления 304 Развитие логического вывода у ребенка 308 Процесс решения задач 310 Методы исследования продуктивного мышления 313 Патология продуктивного мышления 316 5

8 Предисловие Перед вами раритет. Эти лекции А. Р. Лурия по общей психологии мало известны читателям не только студентам, но и преподавателям психологии. Раньше они никогда не издавались в виде единого сборника. Они были напечатаны отдельными брошюрами, посвященными разным темам. Идея их объединения в одно издание существовала давно, но только сейчас издательство «Питер» решило осуществить этот проект. Это очень хорошо, тем более что издание этой книги вполне можно рассматривать как юбилейное, приуроченное (правда, с некоторым опозданием) к 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия (). Лекции А. Р. Лурия по общей психологии будут интересны читателям не только как исторический документ. Они интересны и актуальны по существу. Как известно, после капитального труда С. Л. Рубинштейна (е изд.; е изд.) в нашей стране издавались различные учебники и учебные пособия по общей психологии. Среди них наиболее известны работы А. Н. Смирнова, Л. М. Веккера (1974), А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова (1956), Ю. Б. Гипенрейтер (1988, 2000), А. В. Петровского (), Е. Н. Климова (1997, 1999, 2003), А. В. Брушлинского (1997, 2002), Р. С. Немова (1994, 2002), В. В. Петухова (ред.) (2002) и ряда других авторов. Помимо отечественных, на книжном рынке в последнее время появились и переводные иностранные учебники по общей психологии. Однако, несмотря на довольно большое число учебной литературы по общей психологии, потребность в ней по-прежнему велика. Особенно явно не хватает учебной психологической литературы для студентов университетов, для которых психология является профилирующей дисциплиной. Лекции А. Р. Лурия университетский курс по общей психологии, и в этом отношении он интересен и для студентов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину в университетах. Он университетский по своему целостному синтетическому подходу к дисциплине, и конечно по уровню и форме изложения. А. Р. Лурия читал лекции по общей психологии на отделении, а потом на факультете психологии МГУ (созданном в 1966 г.) в течение многих лет (в гг.). Сначала А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев читали общую психологию попеременно, каждый своему потоку студентов. Позже они объединились и оба читали курс одним и тем же студентам, причем Александр Романович читал первую часть курса (Эволюционное введение в психологию. Познавательные процессы), а Александр Николаевич вторую (Мотивы, потребности, эмоции, личность). Предполагалось, что на основе этих лекций будет подготовлен университетский учебник по общей психологии. К сожалению, этого не случилось: Алексей Николаевич передумал. Тогда А. Р. Лурия решил издать свою часть лекций, что он и сделал (в гг.). Это объяснение, почему курс лекций А. Р. Лурия неполный. В нем нет тех разделов, которые читались А. Н. Леонтьевым 1. 1 Сейчас курс лекций А. Н. Леонтьева уже издан (см. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. - М: Смысл, 2000).

9 Лекции А. Р. Лурия были опубликованы в виде отдельных брошюр, которые представляют собой отредактированные стенограммы лекций, а не законченные тексты. Таким образом, А. Р. Лурия сам не рассматривал эти лекции как завершенные, тем более как учебник по обшей психологии. Тем не менее, общее построение лекций, концепция, логика и форма изложения материала, безусловно, могут рассматриваться как некий эскиз учебника, что делает их не только интересными, но и достаточно актуальными для психологов-профессионалов. Как известно, до сих пор у нас. все еще не подготовлен университетский учебник по общей психологии, который отвечал бы всем требованиям, предъявляемым к подобным изданиям (единая общая концепция, современность, полнота и в то же время краткость изложения материала и т. д.). В этом отношении курс лекций А. Р. Лурия может быть безусловно полезен. Мне, к сожалению, не пришлось слушать лекции А. Р. Лурия. В те годы, когда я училась в университете, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьев еще не читали лекций по общей психологии. Нашему выпуску этот курс читал С. Л. Рубинштейн. Это был один из самых сложных предметов, которые нам преподавались. Лекции содержали подробные обзоры литературы (в основном иностранной) по разным темам. Обилие материала, так же как и объем самого учебника С. Л. Рубинштейна (1946), нас, студентов, угнетали. А главное, каждая тема преподносилась как проблемная, где одновременно сосуществовали несколько точек зрения, так что выводы должен был делать сам студент. На I II курсах мы были к этому еще не готовы. Лекции А. Р. Лурия «построены» принципиально иначе. В сжатой форме в них излагается суть проблемы, и главное везде представлена авторская позиция. Иными словами, в них имеется единая концепция общей психологии, которая в разных разделах получает все новое подтверждение. Это концепция школы Выготского, в которую, как известно, входили А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и многие другие советские психологи. Основой ее является теория «культурно-исторического» развития психики, исходящая из положений о социальной, общественно-исторической детерминации психики человека, о системном строении, опосредованности и произвольности внешних психических функций, системном и смысловом «строении» сознания, необходимости (и возможности) экспериментального объективного изучения и, естественно, научного объяснения всех включая и самые сложные психических явлений. В отечественной учебной литературе по общей психологии эта концепция до А. Р. Лурия так открыто и последовательно не заявлялась. Можно сказать, что и до сих пор с позиции школы Л. С. Выготского (теперь ее называют школой Выготского-Лурия-Леонтьева) весь учебный материал по общей психологии полностью никем еще не проанализирован, на что, конечно, имеются свои причины. Не последнюю роль среди них играет современный плюрализм мнений, современная методологическая и теоретическая эклектика, которая господствует сейчас и в научной, и в учебной литературе. Таким образом, лекции А. Р. Лурия весьма актуальны прежде всего с методологической и теоретической точки зрения. И их актуальность за последние годы только возросла. Публикация лекций А. Р. Лурия по общей психологии важна и своевременна также и потому, что до сих пор еще не изжит взгляд на А. Р. Лурия как на осново- 7

10 8 положника нейропсихологии и только. Это мнение отражено, например, во многих психологических словарях, издававшихся у нас за последние годы. Так, в словаре «Психология», изданном в 1990 г. (под редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского), А. Р. Лурия характеризуется как советский психолог, основоположник нейропсихологии, автор сопряженно-моторной методики, «главные теоретические и экспериментальные исследования которого были посвящены проблемам мозговой организации внешних психологических функций и их нарушений при локальных поражениях мозга» («Психология», 1990, с. 198). Правда, указано также, что А. Р. Лурия совместно с Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и другими советскими психологами разрабатывал «культурно-историческую теорию человеческой психики» (там же). Эту недооценку вклада А. Р. Лурия в общую психологию демонстрирует и ряд других изданий. Состоявшиеся в Москве в 1997 и в 2002 г. Международные Юбилейные конференции, посвященные научному наследию А. Р. Лурия, в известной мере исправили это положение. На этих конференциях ученики и последователи А. Р. Лурия (из России и других стран) говорили о важном вкладе А. Р. Лурия в методологические и теоретические основы общей психологии, теоретическую и экспериментальную разработку различных разделов общей психологии: в изучение общественноисторических и биологических детерминант психического развития, изучение проблемы «строения» внешних психических функций (речи, памяти, восприятия, мышления и др.), аффективной сферы и др. 2 Однако, в целом несмотря на международное признание выдающихся заслуг А. Р. Лурия в разработке общепсихологических проблем, прозвучавшее на этих конференциях (и на ряде других, которые состоялись в связи в юбилейными датами за рубежом), недопонимание роли А. Р. Лурия как общего психолога еще не изжито. Потому публикация его лекций по общей психологии может прояснить эту сторону его научной деятельности. А. Р. Лурия прежде всего был Психолог (т. е. представитель общей психологии, которую он разрабатывал на протяжении всей своей жизни сначала вместе с Л. С. Выготским, а затем самостоятельно), а потом уже Нейропсихолог. Именно общепсихологическая платформа, которой придерживался А. Р. Лурия, обеспечивала успех его нейропсихологических исследований. Он смог найти те общепсихологические реалии (высшие психические функции, понимаемые как системные образования), которые оказались принципиально сопоставимы с мозгом. Западная нейропсихология до сих пор пытается сопоставлять с мозгом «психические способности» (читать, писать, считать и др.), которые рассматриваются ею как целостные не разложимые на элементы образования. Иными словами, западная нейропсихология придерживается психоморфологического по существу понимания связи между мозгом и психикой. В соответствии с этой концепцией каждой «психической способности» соответствует свой «мозговой центр». Теория «мозговых центров» прямое следствие непонимания закономерностей формирования и функционирования психики человека. Общепсихологические представления о генезе, 2 См.: I Международная Конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М, 1998; А. Р. Лурия и психология XXI века. Сборник докладов. М., 2003; а также Хомская Е. Д. Александр Романович Лурия. Научная биография. - М., 1992 (1-е изд.), N.Y., 2001 (2-е изд.).

11 строении и распаде высших психических функций, сформулированные А. Р. Лурия как представителем школы Л. С. Выготского, «приложение» к мозгу, позволили ему создать теорию системной динамической локализации (мозговой организации) психических функций, справедливость которой была подтверждена многолетней успешной практикой диагностики локальных поражений головного мозга и восстановления неу психических процессов. Этот союз общей психологии и нейропсихологии оказался для обеих дисциплин, и особенно для нейропсихологии, очень плодотворным, прежде всего благодаря адекватной общепсихологической концепции. И в этом отличие луриевской нейропсихологии от западных нейропсихологических школ. В предлагаемых Вашему вниманию лекциях подробно и в то же время компактно излагается эта концепция, в чем может убедиться сам читатель. В мою задачу не входит подробный анализ содержания курса лекций. Я отказалась также и от намерения давать какие-либо комментарии к тексту лекций. Каждый читатель сам сможет оценить, в какой степени общая психология продвинулась вперед за последние лет время, когда читались эти лекции. Хочется лишь отметить, что если оценивать данный лекционный курс по следующим основным критериям: по общей методологической и теоретической концепции; по общей логике изложения материала (структура курса); по конкретному содержанию разных отделов (фактическому материалу); по стилю, форме и языку изложения; то следует сказать, что лекции А. Р. Лурия по этим критериям отнюдь не устарели. Как уже говорилось выше, общая методологическая и теоретическая концепция курса концепция школы Выготского-Лурия-Леонтьева актуальна и современна. Более того, лекции А. Р. Лурия могут служить примером творческого применения общих положений данной концепции к различному конкретному материалу (чего так не хватает в современной учебной литературе). В теоретическом эволюционном введении он обосновывает несостоятельность идеалистического, дуалистического и бихевиористского подходов к изучению психики человека и раскрывает сущность «культурно-исторической» концепции, являющейся основой «объективной естественнонаучной психологии». Во всех других разделах он строго придерживается «культурно-исторического», естественнонаучного понимания и объяснения всех психических явлений, какой бы сложности они не были (включая мышление и сознание). Общую логику изложения материала можно назвать классической. В современной отечественной учебной литературе по общей психологии можно обнаружить большое разнообразие построения материала (структуры текста). В одних изданиях раздел «Мотивы, потребности, личность» следует сразу же за вводной частью, посвященной предмету психологии, ее задачам, методам и т. д. Затем уже дается материал по познавательным процессам. В других изданиях обратное соотношение: раздел «Познавательные процессы» опережает раздел «Личность...». Материалы по анатомо-физиологическим механизмам психики могут вообще отсутствовать, так же как и разделы, посвященные филогенезу и онтогенезу пси- 9

12 10 хики, что отражает особое отношение авторов учебников и учебных пособий к проблеме естественнонаучных основ психики. Еще более разнообразно построение той части учебников, которая посвящена психологии личности. Здесь может отсутствовать, например, раздел «Воля» (или «Характер», «Темперамент») в качестве самостоятельных глав. Кстати, в западной учебной литературе психология личности часто вообще исключается из курса общей психологии (General Psychology) и рассматривается как самостоятельная дисциплина. Существует и противоположная тенденция включать в курс общей психологии специальные прикладные виды психологии (социальную, детскую, дифференциальную психологию и др.). Весь этот плюрализм в построении учебного материала по общей психологии, который наблюдается в современной отечественной учебной литературе, свидетельствует о недостаточной сформированности общей психологии как фундаментальной дисциплины, которая должна содержать основные сведения о психике человека, определенную систему научного психического знания и быть теоретической базой («стволом») для прикладных психологических дисциплин («ответвлений»). Пока, к сожалению, до этого еще далеко. Именно поэтому логика (система) изложения психологических знаний, использованная А. Р. Лурия в своих лекциях, представляет большой интерес. Сам А. Р. Лурия в настоящем издании определяет общую психологию как дисциплину, «изучающую основные формы психической деятельности и составляющую стержень всей системы психологических дисциплин». К ее основным разделам (помимо введения) он относит: анализ познавательных процессов; анализ аффективных процессов; анализ психологического строения деятельности; анализ психологии личности и индивидуальных различий (см. стр. 21 настоящего издания). Какова же структура курса лекций А. Р. Лурия? А. Р. Лурия (как и А. Н. Леонтьев, который читал тот же курс) избрал «классический» вариант изложения материала. Лекции состоят из двух разделов («Эволюционное введение в психологию» и «Психология познания»). В первый раздел вошли главы, посвященные психологии как науке, эволюции психики, сознательной деятельности, проблеме соотношения мозга и психических процессов. Во второй, состоящей из двух частей, вошли главы, посвященные познавательным процессам (ощущению, восприятию, вниманию, памяти первая часть), и главы, посвященные речи, мышлению, интеллектуальному поведению (строение интеллектуального акта, слово и понятие, высказывание и мысль, продуктивное мышление, умозаключение и решение задач вторая часть). Как видно из этого перечня тем, общая логика изложения материала в основном та же, что и в классических работах по психологии (С. Л. Рубинштейн, 1946; С. А. Смирнов и др., 1956 и мн. др.). Сначала дается общее представление о психике, психологии как науке, ее основных задачах, и т. д. Затем излагаются конкретные сведения по психологии, причем изложение идет от

13 простого к сложному (от ощущений к продуктивному мышлению). Эта логика изложения кажется разумной и адекватной задаче сформировать у студентов строгую систему знаний по психологии. Каждая глава лекций также построена по четкому плану: сначала дается общая характеристика психического процесса, его свойств, особенностей (подтвержденных конкретными экспериментами). Потом излагаются методы исследования данного психического процесса, а также материалы о его развитии в онтогенезе и его патологии. Можно спорить о том, какая структура изложения курса лучше, но использованная А. Р. Лурия отличается четкостью, последовательностью; она логична и хорошо усваивается, что очень важно для учебного курса. Фактический материал, содержащийся в разных главах, в некоторых местах явно несовременен. Это естественно. За лет, прошедших со времени чтения этих лекций, в психологии накоплено большое количество экспериментальных данных (особенно по познавательным процессам). Однако те экспериментальные факты, которые приведены в качестве аргументации в пользу того или иного положения, не вызывают сомнения в своей достоверности. Они логично обосновывают справедливость того или иного положения и тем самым выполняют свою функцию. К экспериментальному материалу, приведенному А. Р. Лурия в своих лекциях, нельзя предъявить претензий в его недостаточности, ошибочности. И это главное. Стиль, форма, язык изложения очень характерны для А. Р. Лурия как преподавателя (напоминаю, это стенограммы устных лекций). Он говорил всегда простым и ясным языком, который мог показаться даже более упрощенным, чем требуется. Однако эта простота кажущаяся. Он умел доводить до простых истин довольно сложные интеллектуальные конструкции, но если слушатель пропустил что-то из его аргументов, текст мог стать непонятным. Лекции А. Р. Лурия надо было слушать очень внимательно, т. к. они были очень информативны и достаточно лапидарны (в них «словам было тесно, а мыслям просторно»). Они требовали от слушателя, несмотря на кажущуюся простоту, активных умственных усилий. Однако если слушатель «включался» в логику изложения лекции становились увлекательными. Эта краткость, четкость и простота изложения в большей степени, по-видимому, уместная для устного сообщения, является характерной особенностью данных «Лекций». И она может быть очень поучительной для тех преподавателей, которые только «вырабатывают» свой стиль чтения лекций. А. Р. Лурия был очень популярен как преподаватель. На его лекциях всегда был «аншлаг». Приходили не только студенты с других курсов, но и студенты из других институтов (и не только студенты). А. Р. Лурия был лектор, сам увлекающийся тем, что он рассказывал, и поэтому увлекающий других. К сожалению, письменный текст не отражает полностью этих особенностей А. Р. Лурия как преподавателя. Слушая его, студенты понимали, что психология это наука, и очень интересная, где есть четкие категории, понятия, проблемы, где несмотря на сложный предмет возможны экспериментальные исследования, возможен объективный научный анализ. А. Р. Лурия пробуждал у студентов желание самим «делать науку», подталкивая их к самостоятельной научной деятельности. Этим даром об- 11

14 12 ладает далеко не каждый из современных преподавателей, и лекции А. Р. Лурия могут быть ценны и в этом отношении. У Александра Романовича можно поучиться не только форме, стилю изложения материала, но и его отношению к своему делу. Он всегда (и в это трудно поверить) тщательно готовился к своим лекциям. У него были толстые тетради с конспектами лекций, которые постоянно обновлялись (сейчас они хранятся в архиве). Эти тетради, исписанные мелким аккуратным почерком, и сейчас мне уже опытному преподавателю с большим стажем кажутся чем-то недостижимым. Они важный человеческий документ, характеризующий Александра Романовича как очень серьезного, трудолюбивого человека, и я надеюсь, что их также когда-нибудь удастся опубликовать. Соединение в Александре Романовиче увлеченности, аккуратности и огромного трудолюбия очень редкое для наших дней также безусловно интересно и поучительно для всех, кто занимается наукой и преподаванием. Итак, лекции А. Р. Лурия по общей психологии не только исторический документ. По большому счету они вполне современны и могут быть полезны для разных читателей и начинающих свой путь в психологии, и уже опытных преподавателей этого предмета. Убеждена, что эти лекции безусловно будут полезны в качестве учебного пособия по общей психологии и займут достойное место среди современной учебной литературы. Профессор Е. Д. Хомская

15 РАЗДЕЛ I Эволюционное введение в психологию

16 ГЛАВА 1 Психология как наука. Ее предмет и практическое значение Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корригирует допускаемые ошибки. Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность, называется психологией. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях. Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, может обеспечить не только познание этой деятельности, но и управление ею на научных основах. Именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов. К истории психологии как науки Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали, что для распознания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков. Этот материалистический подход к поведению человека был на многие века оттеснен идеалистической философией и церковью, которые подходили к сознанию человека как к проявлению его духовной жизни, считая, что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа, и к ее анализу нельзя подходить с причинным объяснением явлений. Вот почему в течение столетий к психическому миру человека и к его сознанию подходили как к явлениям особого рода, обособленным от всех остальных естественных процессов. Философы по-разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Од-

17 нако всех философов-идеалистов объединяло убеждение, что психическую жизнь следует понимать как проявление особого субъективного мира, который раскрыва ется только в самонаблюдении и не доступен ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения. Такой подход к психическим процессам на многие столетия задержал развитие научной психологии, и даже после того, как процессы внешнего мира стали предметом точного научного исследования, явления психической жизни человека продолжали рассматриваться как проявление особого, духовного мира, доступного только для субъективного описания. Разделение всех явлений на две большие категории (физические доступные для причинного объяснения и психические недоступные для объективного научного анализа) было закреплено основными положениями дуалистической философии Р.Декарта, который считал, что все физические процессы, включая поведение животного, подчинены законам механики, в то время как психические явления следует рассматривать как формы духа, источником познания которых может быть только разум или интуиция. Дуалистический подход сохранился в зарубежной философии и психологии до последнего времени. В XIX в. ученые начали рассматривать элементарные физиологические и психофизиологические процессы (включающие ощущения и движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, но высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлением духовного мира, подойти к которому можно только путем субъективного описания происходящих в нем явлений. Это положение привело к тому, что к концу XIX в. психология фактически разделилась на две области: естественно-научную, или физиологическую, психологию, которая пыталась точно изучить и причинно объяснить элементарные психические процессы и установить их объективные законы; описательную, или субъективную, психологию, которая рассматривала высшие формы сознательной жизни человека, подходя к ним, как к проявлениям духа. Дуалистический подход к явлениям психической жизни нашел свое отражение в трудах таких классиков психологии, как немецкие психологи В. Вундт (), Г. Эббингаус (), как американский психолог У.Джемс (), и представителей идеалистической философии, таких как В. Дильтей () и др. Влияние дуалистического подхода к психическим явлениям завело психологическую науку в тупик и вызвало естественные попытки преодолеть возникший в психологии застой, ввести в изучение психических процессов естественнонаучные методы и подходить к этим процессам так же, как и ко всем другим явлениям природы. Эта тенденция, проявившаяся уже у французских материалистов и отчетливо сформулированная в середине XIX в. русскими революционными демократами, нашла свое яркое отражение в трудах выдающегося русского физиолога И. M. Ce- 15

18 16 ченова (). В своей книге «Рефлексы головного мозга» он высказал мысль, что и наиболее сложные процессы психической жизни следует рассматривать материалистически, как сложные рефлексы. По его мнению, мысль является тем же рефлексом, но заторможенным, оставшимся без своего внешнего моторного конца, а явления психической жизни должны изучаться естествоиспытателем теми же путями, которыми изучаются и другие явления природы. Эта материалистическая линия была продолжена другим выдающимся русским физиологом, И. П. Павловым () основоположником объективного изучения высшей нервной (психической) деятельности при помощи условного рефлекса. Попыткам подойти к объективным, физиологическим основам психической деятельности и обосновать возможность объективной, естественнонаучной психологии были посвящены труды выдающихся представителей русской науки В. М. Бехтерева (), А. А. Ухтомского () и др. Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, которое он сам расценивал как физиологическую основу психологической науки, оказало большое влияние на развитие американской психологии. В конце XIX в. американский психолог Э. Торндайк начал исследовать поведение животных, применяя методы, позволявшие проследить, как вырабатываются новые навыки животных в лабиринте. Эти исследования легли в основу нового направления в психологии, названного американским психологом Дж. Уотсоном бихевиоризмом (наукой о поведении). В нем он видел естественно-научную форму психологической науки, которая должна заменить психологию. Исходя из положения, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, представители американского бихевиоризма предложили сделать предметом научного исследования лишь внешнее поведение животного, которое, по их предположениям, является результатом его биологических влечений (потребностей) и надстроенных над ними условных рефлексов. Так создалось новое направление в науке, которое отбрасывало всякое изучение субъективного мира и ограничивалось описанием внешних форм поведения, законы которого трактовались как механически образованная система навыков, полностью подлежащих естественнонаучному рассмотрению. Попытка заменить психологию изучением внешнего поведения и законов выработки сложных навыков была отражением борьбы за психологию как объективную науку и в свое время имела прогрессивное значение. Однако американский бихевиоризм, как пример крайне механистического подход к психической жизни, уже очень скоро проявил свою ограниченность и привел психологию к кризису, не менее выраженному, чем кризис дуалистического подхода к психическим явлениям. С одной стороны, как стало отчетливо видно уже через несколько лет бурного развития бихевиоризма, господствовавшее в нем механистическое объяснение таких процессов, как образование навыков не раскрывало их подлинных физиологических механизмов и заменяло их научное физиологическое исследование внешним описанием и механистическим толкованием этих явлений. С другой стороны, огромная часть сложных форм психической жизни человека, проявляющихся в сознательной деятельности высших, специфических для человека способах и приемах его поведения, активного внимания, произвольного

19 запоминания и логического мышления оставалось вообще вне сферы научного исследования. Вот почему уже в пределах самого бихевиоризма начинала возникать потребность выйти за пределы упрощенных механистических описаний элементарных навыков и перейти к научному анализу наиболее сложных форм психической деятельности человека. Эта потребность в создании подлинно научной психологии, способной подойти с объективными научными методами к наиболее сложным формам психической жизни человека, и стала основной задачей, которая к 30-м гг. XX в. была осознана как условие, которое могло бы вывести психологию из состояния кризиса. Пути выхода из кризиса психологии были впервые сформулированы выдающимся советским психологом Л. С. Выготским () и стали исходными для дальнейшего развития психологической науки, сначала в Советском Союзе, а затем и за его пределами. Как мы уже упоминали выше, исторический смысл кризиса психологии заключался в том, что психология стала развиваться по двум направлениям. 1. Одно, продолжавшее традиции естественнонаучного подхода к явлениям, ставило перед собой задачу объяснить психические процессы, фактически ограничиваясь лишь наиболее элементарными психофизиологическими процессами и отказываясь от рассмотрения сложных, специфических для человека явлений сознательной жизни. 2. Второе делало объектом своего рассмотрения именно эти внешние, специфические для человека явления сознательной жизни, но ограничивалось описанием их субъективных проявлений, рассматривая их как проявление духа и отказываясь от их научного, причинного анализа. Основная задача выхода из этого кризиса, как ее видел Л. С. Выготский, заключалась в том, чтобы сделать предметом исследования высшие, специфические для человека формы сознательной деятельности и подойти к ним с точки зрения научного анализа, причинно объяснить их происхождение и установить объективные законы, которым они подчиняются. Выполнение этой задачи требовало, однако, коренного пересмотра основных исходных положений психологии. Как отметил Л. С. Выготский, попытка подойти к психике как к непосредственной функции мозга и искать ее источники в глубинах мозга так же безнадежна, как и попытка рассматривать психику как форму существования духа. Психическая жизнь животных возникает в процессе их деятельности и является формой отражения действительности, осуществляемой мозгом, но которая может быть объяснена лишь объективными законами этой отражательной деятельности. Подобно этому, те высшие формы сознательной деятельности, активного внимания, произвольного запоминания и логического мышления, которые являются специфическими для человека, не могут рассматриваться как естественный продукт эволюции их мозга, но являются результатом той особой, общественной формы жизни, которая характерна для человека. Чтобы причинно объяснить высшие 17

20 18 психические функции человека, нужно выйти за пределы организма и искать их истоки не в глубинах духа или в особенностях мозга, а в общественной истории человечества, в тех формах общественного труда и языка, которые сложились в истории общества и вызвали к жизни наиболее совершенные виды общения и новые формы сознательной деятельности. Психология, стремящаяся стать подлинной наукой, должна изучить общественно-историческое происхождение высших форм сознательной деятельности и обеспечить научный анализ тех законов, которые лежат в их основе. Такие исходные положения в корне перестраивают традиции дуалистической психологии и ясно очерчивают предмет научной психологии. Психология человека должна заняться анализом сложных форм отражения действительности, которые сформировались в общественной истории и осуществляются человеческим мозгом. Она должна заменить субъективное прежнее описание сложных форм сознательной жизни их объективным научным анализом, не подменяя этой задачи изучением физиологических процессов, лежащих в их основе, и не ограничиваясь их внешним описанием. Это и составляет задачу психологической науки, которая должна установить законы: человеческого ощущения и восприятия; регуляции процессов внимания и памяти; протекания логического мышления; формирования сложных потребностей и личности, рассматривая их как продукт общественной истории и не отрывая этого изучения от анализа тех физиологических механизмов, которые лежат в их основе. Это и будет составлять содержание общей психологии в целом и психологии человека в частности. Отношение психологии к другим наукам Психология может развиваться, сохраняя лишь тесную связь с другими науками, которые не замещают ее, но обеспечивают важной информацией, для того чтобы она могла успешно раскрывать свой собственный предмет. Первой наукой, с которой психология должна сохранять теснейшую связь, является биология. Если психология животных имеет дело с теми формами поведения животных, которые развиваются в процессе их взаимодействия со средой, становится совершенно ясно, что полное понимание законов их поведения не может иметь место без знания основных форм жизни, которые составляют предмет биологии. 1. Нужно достаточно отчетливо представлять те различия, которые имеют место в существовании растений и животных, чтобы выделить то основное, что отличает всякий вид активного поведения, основанного на ориентировке в окружающей среде, от тех форм жизни, которые исчерпываются процессами обмена веществ и могут протекать вне условий активной ориентировки в действительности.

21 2. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной водной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных. Особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизмеримо большие требования к активной ориентировке в окружающей среде, ориентировке, которая только и может обеспечить успешное получение пищи и избегание опасности. 3. Нужно хорошо усвоить различие в принципах существования живых существ: насекомых, у которых прочные врожденные программы, обеспечивающие успешное выживание в устойчивых условиях, и все же способных сохранить вид даже при меняющихся условиях; высших позвоночных с их немногочисленным потомством, которое может выжить только при развитии новых индивидуально-изменчивых форм поведения, обеспечивающих приспособление к меняющейся среде. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления никакое отчетливое понимание особенностей поведения животных не может быть обеспечено, и всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. Вот почему для научной психологии совершенно необходим учет основных законов биологии и таких ее новых разделов, как: экология (учение об условиях среды и ее влияний); этология (учение о врожденных формах поведения). Естественно, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии. Второй наукой, с которой психология должна сохранять самую тесную связь, является физиология и, в частности, тот ее раздел, который посвящен высшей нервной деятельности. Физиология занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности механизмами работы нервной системы, осуществляющими «уравновешение» организма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом последнем процессе играют различные этажи нервной системы, тех законов, по которым протекает регуляция обменных процессов в организме, законов работы нервной ткани, осуществляющей процессы возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, которые осуществляют процессы анализа и синтеза, замыкания нервных связей, обеспечивают процессы иррадиации и концентрации возбуждения, так же, как и знание основных форм работы нервных клеток, находящихся в нормальном или тормозном (фазовом) состоянии все это совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучающий основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают. Игнорировать законы физиологии значило бы лишить психологию одного из важнейших источников научного знания. 19

22 20 Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка. Человек, который был бы лишен общения с окружающими, развивался бы вне условий предметного мира, сложившегося в истории общества, не пользовался бы орудиями и языком, человек, который не усваивал бы опыта всего человечества, передаваемого с помощью языка, этого хранителя информации, не имел бы и небольшой доли тех возможностей, которыми располагает его фактическое поведение. Естественно, что формы деятельности человека осуществляются его мозгом и опираются на законы его высших нервных процессов, но никакая нервная система сама по себе не могла бы обеспечить формирования механизма употребления орудий и языка и объяснить возникновение сложнейших возникших в общественной истории форм человеческой деятельности. Подлинное отношение психологии к физиологии заключается в том, что психология изучает те формы и способы деятельности, которые возникли в процессе общественной истории и которые определяют его поведение, а физиология высшей нервной деятельности те естественные механизмы, которые осуществляют или реализуют это поведение. Попытаться свести психологию человека к физиологии высшей нервной деятельности, как это одно время предлагалось механистически мыслящими учеными, было бы аналогично той ошибке, которую допустил бы архитектор, если бы он попытался свести происхождение и анализ стилей готики и барокко или ампира к законам сопротивления материалов, которые, конечно, должны учитываться архитектором, но которые ни в коей мере не могут объяснить происхождение архитектурных стилей. Успех дальнейшего развития психологии во многом зависит от правильного понимания соотношения этих обеих наук, и как всякое игнорирование физиологии, так и попытки свести психологию к физиологии неизбежно задержат развитие психологической науки. Только что сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Последние создают новые формы сложного, опосредствованного условиями труда отношения к действительности, которые являются источниками новых, специфически человеческих форм психической деятельности. Мы еще подробно остановимся на том, что: первое применение орудия, первая форма общественного труда внесли коренную перестройку в основные биологические законы построения поведения; возникновение, а затем и использование языка, позволяющего хранить и передавать опыт поколений, привело к появлению новой, не существующей

23 у животных формы развития развития путем усвоения общественного опыта. Современная психологическая наука, изучающая прежде всего специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета тех данных, которые она получает от общественных наук исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества, языкознания, изучающего основные формы сложившегося в общественной истории языка. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии получить свою прочную научную основу. Мы встретимся с применением этого принципа на протяжении всех последующих страниц, при рассмотрении всех конкретных фактов психологической науки. Таково отношение научной психологии к тем смежным дисциплинам, в тесном контакте с которыми она развивается. 21 Разделы психологии Психология, которая еще недавно была одной нерасчлененной наукой, представляет сейчас широко разветвленную систему дисциплин, изучающих психическую деятельность человека в различных аспектах. После того что мы уже сказали выше, ясно, что некоторые из разделов психологии изучают естественные основы психических процессов и приближаются к биологии и физиологии, в то время как другие изучают общественные основы психической деятельности и приближаются к общественным наукам. Основное место занимает общая психология, изучающая основные формы психической деятельности и составляющая стержень всей системы психологических дисциплин. В состав общей психологии, кроме теоретического эволюционного введения в науку о психической деятельности, входит рассмотрение ряда специальных разделов. К ним относятся: анализ познавательных процессов (начиная от ощущений и восприятий, кончая наиболее сложными формами мышления; этот раздел включает в свой состав анализ основных условий протекания психических процессов и анализ законов внимания, памяти, воображения и т. д.); анализ процессов аффективной жизни (потребностей человека, сложных форм переживаний); анализ психологического строения деятельности человека и регуляции его активности; и, наконец, анализ психологии личности и индивидуальных различий. Освещению этих разделов и будут посвящены дальнейшие страницы. Разработке общих проблем психологии были посвящены труды многих выдающихся ученых; к числу их относятся такие классики психологии, как В. Вундт в Германии, У. Джемс в США, А. Бинэ, П. Жанэ во Франции и современные ученые Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, А. А. Смирнов, Б. М. Теплое в СССР, А. Вал-

24 22 лон, А. Пьерон, П. Фресс во Франции, Э. Толман, Дж. Миллер, Дж. Брунер в США, Д. Хэбб в Канаде, Д. Бродбентп в Англии и др. К общей психологии примыкает группа биологических разделов психологической науки. Все они рассматривают естественнонаучные основы психической деятельности человека. Первой из этих дисциплин является сравнительная психология или психология животных. Эта дисциплина отличается тем, что: рассматривает особенности поведения животных на последовательных этапах эволюции; изучает те особенности поведения животных, которые зависят от условий их существования и от их анатомического строения; включает в свой состав описание того, как меняются формы поведения животного в зависимости от тех требований, которые предъявляет к ним среда, и от тех основных типов приспособления к условиям существования, которые носят очень различный характер при усложнении форм жизни. Второй из дисциплин, относящихся к биологической группе психологических наук, является физиологическая психология, или психофизиология. Основы этой науки были заложены еще во второй половине XIX в. теми учеными, которые ставили перед собой задачу исследовать психические процессы человека с применением разных физиологических методов и изучить физиологические механизмы психологических процессов. Именно эти ученые организовали первые психологические лаборатории и детально разработали такие разделы психологической науки, как: учение об ощущении, его измерении и основных механизмах; учение об основных законах памяти и внимания; учение о психофизиологических механизмах движения и т. д. Естественно, что физиологическая психология сближается с физиологией, в частности, с физиологией органов чувств и физиологией высшей нервной деятельности. Отличие же состоит в том, что ученые, занимающиеся этой проблемой, делают своим предметом анализ конкретных форм психической деятельности, изучая ощущения и восприятия, внимание и память человека и строение его двигательных процессов, их изменения в процессе упражнения и утомления, и пытаются, пользуясь наиболее точными методиками, установить их физиологические механизмы и те законы, которые лежат в основе их протекания. Психофизиология, оставаясь специальной психологической дисциплиной, относится к физиологии так же, как биохимия к химии или биофизика к физике. Она ни на минуту не отвлекается от того, что изучаемые ею процессы входят в состав сложной психической деятельности человека, не забывает сложных особенностей их структуры и лишь пытается вскрыть лежащие в их основе физиологические механизмы. Значительная часть знаний о законах протекания отдельных психических процессов была накоплена именно этим разделом психологической науки. Имена таких крупных ученых, как Г. Фехнер и Э. Вебер (впервые измерили ощущения), В. Вундт (впервые широко применил психофизиологические методы исследова-


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) http://yanko.lib.ru [email protected] Icq# 75088656 1 of 322 Сканирование и форматирование: Янко Слава (Библиотека Fort/Da) [email protected] [email protected] http://yanko.lib.ru

ЛЕКЦИЯ 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ПЛАН 1. Предмет психологии. 2. История становления психологии как науки. 3. Отношение психологии к другим наукам. 4. Разделы психологии.

Александр Лурия Лекции по общей психологии РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию ГЛАВА 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение Человек живет и действует в окружающей его социальной

Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2010. 583 с: ил. (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 978-5-272-00062-0 Учебник написан в соответствии с программой подготовки психологов и

Æ. È. Ðåçíèêîâà ÇÎÎÏÑÈÕÎËÎÃÈß. ÈÍÒÅËËÅÊÒ È ßÇÛÊ ÆÈÂÎÒÍÛÕ È ÅËÎÂÅÊÀ àñòü 1 УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ìèíèñòåðñòâîì îáðàçîâàíèÿ Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â êà åñòâå

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Что такое учебная деятельность? В. В. ДАВЫДОВ Положительные изменения в системе современного образования во многом будут зависеть от того, сумеют ли педагоги

Лекция 7 Тема: «Общая характеристика кризиса в психологии (10-е - середина 30-х гг. XX в)» Вопросы: 1. Проблема открытого кризиса в психологии. 2. Теория кризиса Карла Бюлера (1879-1963). 3. Теория кризиса

Побережная Анна Леонидовна студентка Шкрябко Ирина Павловна канд. психол. наук, доцент, преподаватель ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край РОЛЬ

Лекция 5. Сознание как высший уровень развития психики. Сознание и бессознательное 5.2 Сознание, его сущность и структура Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными

Лекция 4. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза 4.1 Эволюция психики Цитируя известное определение психики, как свойства высокоорганизованной живой материи, заключающегося в активном отражении

План лекций МФК «Основы психологии» ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ТЕМА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ПРАКТИКА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ 1.1. Что характеризует науку? 1.2. Объекты и предмет психологии:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Н.Д. ЛУКЬЯНЧЕНКО Л.Л. БУНТОВСКАЯ Рекомендовано Министерством образования и науки Украины в качестве учебного пособия для студентов

Тема 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕМИОТИКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗДЕЛЫ ТЕМЫ 1.1. Основы семиотики лекции 1-2. 1.2. Строение знаковых систем лекция 3. 1.3. Семиотическая концепция проектирования АСОИУ

Б А К А Л А В Р И А Т Р. С. Немов ПСИХОЛОГИЯ Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших педагогических учебных заведений

Шойдокова Ольга Садаевна студентка Зайцева Ольга Юрьевна канд. психол. наук, доцент Педагогический институт ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» г. Иркутск, Иркутская область УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ НА 1997-2000 ГОДЫ» Т. В. АЛЕЙНИКОВА ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов

Александр Федорович Лазурский ПСИХОЛОГИЯ ОБЩАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ 2-е издание, стереотипное Книга доступна в электронной библиотечной системе biblo-online.ru Москва Юрайт 2016 УДК 159.9 ББК 88.3 Л17

Мерлин В. С. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕМПЕРАМЕНТА Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 3 18. Несмотря на то, что темперамент один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной

ПСИХОЛОГИЯ Лекция (тезисы) ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ. НАПРАВЛЕННОСТЬ. СПОСОБНОСТИ Цели: - сформировать представление о структуре личности; о направленности и способностях; - способствовать пониманию основных характеристик

Т. В. Шершнёва, кандидат психологических наук, доцент ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ СУБЪЕКТАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Познавательная деятельность является одной из составляющих

2 1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Общая психология 1.2. Трудоёмкость дисциплины 108 часов (3 ЗЕ) из них по учебному плану очной формы обучения: лекций 16 час. лабораторных занятий

Ä. Ê. Îáóõîâ, Í. Ã. Àíäðååâà ÝÂÎËÞÖÈÎÍÍÀß ÌÎÐÔÎËÎÃÈß ÍÅÐÂÍÎÉ ÑÈÑÒÅÌÛ ÏÎÇÂÎÍÎ ÍÛÕ УЧЕБНИК ДЛЯ БАКАЛАВРИАТА И МАГИСТРАТУРЫ 3-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ìèíèñòåðñòâîì îáùåãî è ïðîôåññèîíàëüíîãî

Природа психического. Психические особенности человека. Беркун Екатерина СО1-1 Кляус Вероника СО1-1 План. 1) Соотношение физиологических и психических процессов и явлений. 2) Появление и развитие форм

Учебник содержит полный базовый курс общей психологии, важнейшие сведения из истории психологии и раскрывает ключевые темы социальной психологии. Он опирается на стандарт Министерства образования и науки

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО МОДУЛЮ I 1. Анализ учебной литературы Проанализируйте один из предложенных учебников (учебных пособий) по следующему алгоритму: 1. Выпишите название анализируемого

Программа учебной дисциплины «Физиология» для подготовки аспирантов по специальности научных работников 03.03.01 физиология 1. Целью освоения дисциплины: является формирование у аспирантов углубленных

1. Вопросы программы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.01 Общая психология, психология личности, история психологии (шифр) (наименование) 1. Психология как наука. Место психологии

Вопросы к итоговой аттестации Экзаменационные вопросы к итоговому, междисциплинарному аттестационному экзамену по специальности 030301.65 «Психология» По общему психологическому модулю 1. Психика как категория

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» Утверждаю: Рабочая программа дисциплины (с аннотацией) Клиническая психология детей и подростков Направление

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УТВЕРЖДАЮ Декан гуманитарного факультета_бгу В. Е. Гурский_ (подпись) (И.О.Фамилия) (дата утверждения) Регистрационный УД- /р. Нейропсихология (название дисциплины)

ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ ПО РАЗДЕЛАМ «ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ» 1. Установите соответствие имеют характеристики: А. Память 1. Функция присущая только человеку, является

Введение Единственная настоящая роскошь это роскошь человеческого общения. А. де Сент-Экзюпери Проблема общения традиционно находится в центре внимания отечественных и зарубежных социальных психологов

Лекция 10 Тема: Возникновение и развитие советской психологии в 20-е - 30-е гг. XX в. Вопросы: 1. Психология и марксизм. 2. Развитие объективной психологи в работах В.М. Бехтерева и К.Н. Корнилова. 3.

МБДОУ «Детский сад 40 города Ельца» СООБЩЕНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОНР» Составила: воспитатель Сальникова М.М. 2016 г Значение нормального развития памяти очень велико. Для

Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» УТВЕРЖДАЮ: Ректор УО «МГУ им. А.А. Кулешова» К.М. Бондаренко 20 г. Регистрационный УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Общая

Э.В. ИЛЬЕНКОВ (г. МОСКВА), Т. ДАУТОВ, А. ИСКАКОВ (г. АЛМА-АТА) Исследование диалектики и логики познания. Ж. Абдильдин и др. Проблемы логики и диалектики познания. АН КазССР. Алма-Ата, 1963. 385 с. * Рецензируемая

Вопросы к итоговой аттестации Экзаменационные вопросы к итоговому, междисциплинарному аттестационному экзамену по направлению 030300.62 «Бакалавр психологии» Модуль «Общая психология» 1. Научное и ненаучное

БИП ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ Т.Е.ЧЕРЧЕС ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Учебно-методическое пособие МИНСК «БИП-С Плюс» 2010 1 УДК ББК Рекомендовано к изданию в качестве учебно-методического пособия кафедрой психологии

СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАМЯТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Степанова Н.А, Федяинова А.О. Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова Магнитогорск, Россия ESSENTIAL CHARACTERISTICS

Материал для подготовки к тестированию по предмету Психология 10 класс (профиль). Модуль 1. Педагог-психолог Л.О. Митина. Тема Знать Уметь Определение психологии как науки. Предмет, объект и задачи психологии.

Первые несколько лет жизни ребенка очень важны. Именно в первые 3 года жизни закладывается основа для будущего развития мышления. В возрасте до трех лет ребенок преимущественно мыслит образами, много воображает

Т. В. Шершнёва, доцент кафедры психологии и педагогики Белорусского государственного университета культуры и искусств, кандидат психологических наук ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Нуркова В.В. Общая психология: учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2015. 604 с. Оглавление Введение... 10 Глава 1. Психология как наука... 16 1.1. Круг явлений, изучаемых психологией...

Письменная контрольная работа по теме 1 Задание 1. Выберите один или несколько правильных ответов. 1. Психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НАПРАВЛЕНИЕ 37.04.01 «ПСИХОЛОГИЯ» МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Пояснительная записка Вступительный экзамен при поступлении в магистратуру по направлению 37.04.01 «Психология» включает тестирование,

Лекция 3. Психика и организм 3.1 Сущность, структура и функции психики Психика это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей средой и другими

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ЗООПСИХОЛОГИЯ) Литература Фабри К. Э. Основы зоопсихологии. М., 1976, 2003. Зорина З. А., Полетаева И. И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2002. Сравнительная

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА Л.В. Петрова МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для

2. ПОСТРОЕНИЕ ИНВАРИАНТНОЙ МОДЕЛИ ЭМОЦИИ В данном разделе предпринимается попытка построения инвариантной модели эмоции, модели, которая явится обобщенным фактом, выражающим сущность бытования эмоциональной

1-2006 г. 09.00.00 философские науки УДК 008:122/129 БАЗОВЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В.П. Теплов Новосибирский филиал Российского государственного торгово-экономического университета (г.

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ МГУ имени М. В. ЛОМОНОСОВА Æ. Ì. Ãëîçìàí ÍÅÉÐÎÏÑÈÕÎËÎÃÈß ÄÅÒÑÊÎÃÎ ÂÎÇÐÀÑÒÀ УЧЕБНИК ДЛЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА 2-е издание, исправленное и дополненное Ðåêîìåíäîâàíî Ó åáíî-ìåòîäè

Что такое учебная деятельность Давыдов В.В. Учебная деятельность - деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально

Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корригирует допускаемые ошибки.

Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность, называется психологией .

Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях.

Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, может обеспечить не только познание этой деятельности, но и управление ею на научных основах. Именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов.

К истории психологии как науки

Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали, что для распознания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

Этот материалистический подход к поведению человека был на многие века оттеснен идеалистической философией и церковью, которые подходили к сознанию человека как к проявлению его духовной жизни, считая, что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа, и к ее анализу нельзя подходить с причинным объяснением явлений.

Вот почему в течение столетий к психическому миру человека и к его сознанию подходили как к явлениям особого рода, обособленным от всех остальных естественных процессов. Философы по - разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов - идеалистов объединяло убеждение, что психическую жизнь следует понимать как проявление особого субъективного мира, который раскрывается только в самонаблюдении и не доступен ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.

Такой подход к психическим процессам на многие столетия задержал развитие научной психологии, и даже после того, как процессы внешнего мира стали предметом точного научного исследования, явления психической жизни человека продолжали рассматриваться как проявление особого, духовного мира, доступного только для субъективного описания.

Разделение всех явлений на две большие категории (физические - доступные для причинного объяснения и психические - недоступные для объективного научного анализа) было закреплено основными положениями дуалистической философии Р. Декарта, который считал, что все физические процессы, включая поведение животного, подчинены законам механики, в то время как психические явления следует рассматривать как формы духа, источником познания которых может быть только разум или интуиция.

Дуалистический подход сохранился в зарубежной философии и психологии до последнего времени. В XIX в. ученые начали рассматривать элементарные физиологические и психофизиологические процессы (включающие ощущения и движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, но высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлением духовного мира, подойти к которому можно только путем субъективного описания происходящих в нем явлений. Это положение привело к тому, что к концу XIX в. психология фактически разделилась на две области:

естественно - научную, или физиологическую, психологию, которая пыталась точно изучить и причинно объяснить элементарные психические процессы и установить их объективные законы;

описательную, или субъективную, психологию, которая рассматривала высшие формы сознательной жизни человека, подходя к ним, как к проявлениям духа.

Дуалистический подход к явлениям психической жизни нашел свое отражение в трудах таких классиков психологии, как немецкие психологи В. Вундт (1832–1920), Г. Эббингаус (1856–1909), как американский психолог У. Джемс (1842–1910), и представителей идеалистической философии, таких как В. Дильтей (1833–1911)и др.

Влияние дуалистического подхода к психическим явлениям завело психологическую науку в тупик и вызвало естественные попытки преодолеть возникший в психологии застой, ввести в изучение психических процессов естественнонаучные методы и подходить к этим процессам так же, как и ко всем другим явлениям природы.

Эта тенденция, проявившаяся уже у французских материалистов и отчетливо сформулированная в середине XIX в. русскими революционными демократами, нашла свое яркое отражение в трудах выдающегося русского физиолога И. М. Сеченова (1829–1905). В своей книге «Рефлексы головного мозга» он высказал мысль, что и наиболее сложные процессы психической жизни следует рассматривать материалистически, как сложные рефлексы. По его мнению, мысль является тем же рефлексом, но заторможенным, оставшимся без своего внешнего моторного конца, а явления психической жизни должны изучаться естествоиспытателем теми же путями, которыми изучаются и другие явления природы. Эта материалистическая линия была продолжена другим выдающимся русским физиологом, И. П. Павловым (1849–1936) - основоположником объективного изучения высшей нервной (психической) деятельности при помощи условного рефлекса. Попыткам подойти к объективным, физиологическим основам психической деятельности и обосновать возможность объективной, естественнонаучной психологии были посвящены труды выдающихся представителей русской науки В. М. Бехтерева (1857–1927), А. А. Ухтомского (1875–1942) и др.

Учение И. П. Павлова об условных рефлексах, которое он сам расценивал как физиологическую основу психологической науки, оказало большое влияние на развитие американской психологии. В конце XIX в. американский психолог Э. Торндайк начал исследовать поведение животных, применяя методы, позволявшие проследить, как вырабатываются новые навыки животных в лабиринте. Эти исследования легли в основу нового направления в психологии, названного американским психологом Дж. Уотпсоном бихевиоризмом (наукой о поведении). В нем он видел естественно - научную форму психологической науки, которая должна заменить психологию. Исходя из положения, что «сознание» является не более как субъективным понятием, недоступным для объективного исследования, представители американского бихевиоризма предложили сделать предметом научного исследования лишь внешнее поведение животного, которое, по их предположениям, является результатом его биологических влечений (потребностей) и надстроенных над ними условных рефлексов. Так создалось новое направление в науке, которое отбрасывало всякое изучение субъективного мира и ограничивалось описанием внешних форм поведения, законы которого трактовались как механически образованная система навыков, полностью подлежащих естественнонаучному рассмотрению. Попытка заменить психологию изучением внешнего поведения и законов выработки сложных навыков была отражением борьбы за психологию как объективную науку и в свое время имела прогрессивное значение.

Лекции по общей психологии - Лурия А.Р. - 2006

Лекции Лурия А.Р. - это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией. Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
РАЗДЕЛ I. Эволюционное введение в психологию
Глава 1. Психология как наука. Ее предмет и практическое значение
К истории психологии как науки
Отношение психологии к другим наукам
Разделы психологии
Методы психологии
Практическое значение психологии
Глава 2. Эволюция психики
Происхождение психики
Изменчивость поведения простейших
Механизмы поведения простейших
Происхождение нервной системы и ее простейшие формы
Ганглионарная нервная система и появление простейших программ поведения
Появление сложных форм наследственного программирования («инстинктивного») поведения
Центральная нервная система и индивидуально изменчивое поведение позвоночных
Механизмы индивидуально изменчивого поведения
«Интеллектуальное» поведение животных
Границы индивидуально изменчивого поведения животных
Глава 3. Сознательная деятельность человека и ее общественно-исторические корни
Общие принципы
Труд и формирование сознательной деятельности
Язык и сознание человека
Значение языка для формирования психических процессов
Глава 4. Мозг и психические процессы
Проблема отношения психических процессов и мозга
Принципы функциональной организации человеческого мозга
Три основных «блока» головного мозга
Блок тонуса коры, или энергетический блок мозга
Блок приема, переработки и хранения информации
Блок программирования, регуляции и контроля деятельности
Принцип латерализации в работе больших полушарий
РАЗДЕЛ II. Психология познания
ЧАСТЬ 1. Психология познавательных процессов
Глава 1. Ощущения
Проблема
Ощущение как источник познания
Рецепторная и рефлекторная теория ощущений
Классификация ощущений
Систематическая классификация ощущений
Виды экстероцептивных ощущений
Взаимодействие ощущений и явление синестезии
Уровни организации ощущений
Измерение ощущений
Исследование абсолютных порогов ощущений
Исследование относительной (разностной) чувствительности
Изменчивость чувствительности (адаптация и сенсибилизация)
Глава 2. Восприятие
Воспринимающая деятельность человека. Ее общая характеристика
Осязательное восприятие
Простые формы осязательного восприятия
Сложные формы осязательного восприятия
Зрительное восприятие
Строение зрительной системы
Восприятие структур
Восприятие предметов и ситуаций
Факторы, определяющие восприятие сложных объектов
Методы исследования ложного зрительного восприятия
Развитие предметного восприятия
Патология предметного восприятия
Восприятие пространства
Слуховое восприятие
Физиологические и морфологические основы слуха
Психологическая организация слухового восприятия
Патология слухового восприятия
Восприятие времени
Глава 3. Внимание
Факторы, определяющие внимание
Физиологические основы внимания
Нейрофизиологические механизмы активации. Активирующая
ретикулярная система
Ориентировочный рефлекс как основа внимания
Установка и внимание
Виды внимания
Методы исследования внимания
Развитие внимания
Патология внимания
Глава 4. Память
История исследования памяти
Физиологические основы памяти
Сохранение следов в нервной системе
Процесс «консолидации» следов
Физиологические механизмы «кратковременной» и «долговременной» памяти
Мозговые системы, обеспечивающие память
Основные виды памяти
Последовательные образы
Наглядные (эйдетические) образы
Образы представления
Словесная память
Психология мнестической деятельности
Запоминание и воспроизведение
Влияние смысловой организации на запоминание
Зависимость запоминания от структуры деятельности
Индивидуальные особенности памяти
Методы исследования памяти
Развитие памяти
Патология памяти
ЧАСТЬ 2. Речь и мышление. Интеллектуальное поведение
Глава 1. Интелектуальное поведение
Интеллектуальный акт и его строение
Наглядная интеллектуальная деятельность
Патология наглядного мышления
Глава 2. Слово и понятие
Значение слова
Методы исследования значений слова
Развитие значения слов
Слово и понятие
Методы исследования понятий
Патология значения слов и понятий
Глава 3. Высказывание и мысль
Синтаксические средства высказывания
Основные виды высказываний
Эволюция логико-грамматических структур высказывания
Процесс кодирования речевого высказывания. Путь от мысли к развернутой речи
Виды речевого высказывания и их структура
Патология речевого высказывания
Процесс декодирования речевого высказывания
Проблема понимания
Проблема декодирования (понимания) сообщения
Декодирование (понимание) смысла слов
Декодирование (понимание) значений предложения
Понимание смысла сообщения
Патология понимания речи
Глава 4. Продуктивное мышление. Умозаключение и решение задач
Проблема
Логические структуры как основа мышления
Развитие логического вывода у ребенка
Процесс решения задач
Методы исследования продуктивного мышления
Патология продуктивного мышления

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Лекции по общей психологии - Лурия А.Р. - 2006 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Лекции Лурия А. Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.

ГЛАВА 1. Психология как наука

Человек живет и действует в окружающей его социальной среде. Он испытывает потребности и пытается их удовлетворить, получает информацию от окружающей среды и ориентируется в ней, формирует сознательные образы действительности, создает планы и программы действий, сличает результаты своей деятельности с исходными намерениями, переживает эмоциональные состояния и корригирует допускаемые ошибки.

Все это является психической деятельностью человека, а наука, изучающая психическую деятельность, называется психологией .

Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности в патологических состояниях.

Только та наука, которая способна изучить законы психической деятельности с возможной точностью, может обеспечить не только познание этой деятельности, но и управление ею на научных основах. Именно поэтому научная психология становится одной из самых важных дисциплин, значение которой будет все более возрастать с развитием общества и с дальнейшим совершенствованием ее методов.

К истории психологии как науки

Психология как наука имеет очень короткую историю. Однако первые попытки описать психическую жизнь человека и объяснить причины человеческих поступков коренятся в далеком прошлом. Так, например, еще в древности врачи понимали, что для распознания болезней необходимо уметь описать сознание человека и найти причину его поступков.

Этот материалистический подход к поведению человека был на многие века оттеснен идеалистической философией и церковью, которые подходили к сознанию человека как к проявлению его духовной жизни, считая, что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и вся материальная природа, и к ее анализу нельзя подходить с причинным объяснением явлений.

Вот почему в течение столетий к психическому миру человека и к его сознанию подходили как к явлениям особого рода, обособленным от всех остальных естественных процессов. Философы по — разному трактовали сознательную жизнь, считая ее проявлением божественного разума или результатом субъективных ощущений, где они видели простейшие «элементы», из которых построено сознание. Однако всех философов — идеалистов объединяло убеждение, что психическую жизнь следует понимать как проявление особого субъективного мира, который раскрывается только в самонаблюдении и не доступен ни для объективного научного анализа, ни для причинного объяснения.

Такой подход к психическим процессам на многие столетия задержал развитие научной психологии, и даже после того, как процессы внешнего мира стали предметом точного научного исследования, явления психической жизни человека продолжали рассматриваться как проявление особого, духовного мира, доступного только для субъективного описания.

Разделение всех явлений на две большие категории (физические — доступные для причинного объяснения и психические — недоступные для объективного научного анализа) было закреплено основными положениями дуалистической философии Р. Декарта, который считал, что все физические процессы, включая поведение животного, подчинены законам механики, в то время как психические явления следует рассматривать как формы духа, источником познания которых может быть только разум или интуиция.

Дуалистический подход сохранился в зарубежной философии и психологии до последнего времени. В XIX в. ученые начали рассматривать элементарные физиологические и психофизиологические процессы (включающие ощущения и движения) как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, но высшие явления психической жизни (сознание, мышление) продолжали считаться проявлением духовного мира, подойти к которому можно только путем субъективного описания происходящих в нем явлений. Это положение привело к тому, что к концу XIX в. психология фактически разделилась на две области:

  • естественно — научную, или физиологическую, психологию, которая пыталась точно изучить и причинно объяснить элементарные психические процессы и установить их объективные законы;
  • описательную, или субъективную, психологию, которая рассматривала высшие формы сознательной жизни человека, подходя к ним, как к проявлениям духа.