Урок для начальных классов "правописание слов с разделительными ь и ъ знаками". Методическая копилка. Тема: «Правописание слов с ъ и ь

Тип урока: обобщающий.

Цели: Обобщить и систематизировать накопленные знания о правописании разделительных твердого и мягкого знаков.

Задачи:

1. Продолжить работу по формированию умения находить орфограммы-буквы ъ и ь, графически обозначать их, писать слова с данными орфограммами.

2. Создать условия для дальнейшего овладения учащихся русским языком на основе работы со словосочетанием, предложением и текстом, обогащения словарного запаса.

3.Продолжить работу по воспитанию художественного вкуса учащихся.

4.Способствовать здоровьесбережению учащихся на уроке.

Оборудование урока : мультимедийный проектор; компьютер; экран; карточки с заданиями по группам.

Ход урока.

I . Организационный момент

1. -Ребята! Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, улыбка всегда располагает нас к приятному общению.

II . Самоопределение к деятельности

Посмотрите и определите, что случилось со словами? (Слова записаны на доске)

Судя, вюга, семя, друзя, полозя

отехать, обяснить, подём, вехал

Ребята, вы, наверное уже догадались, о чём будем говорить на уроке.

Кто может назвать тему урока?

А кто сможет сформулировать цель нашего урока?

(Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками)

Когда в слове пишется разделительный Ъ знак?, мягкий Ь знак? Слайд 1

(Ученики вставляют нужные буквы в слова)

III .Чистописание

Нам предстоит много писать, давайте немного подготовим руку!

1.Самомассаж рук.
1)Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.
2)При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.
3)Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.
4)Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.

2.- Откройте рабочие тетради, запишите число, классная работа.

- Итак, мы будем сопоставлять Ъ и Ь разделительные знаки.
-Пропишите строку
буквами ъ и ь. Выполняя задания, следите за высотой букв, за расстоянием между буквами. Подчеркните буквы, которые больше всего похожи на образец.

- Посмотрите на буквосочетания, которые записаны на следующей строке:

бъ, ъя, оъ, въ, ъё, ъп, съ, ъе, ъю)

Все ли из них можно встретить в словах русского языка?(оъ, ъп)

Объясните свой выбор.

(Отмеченные буквосочетания стираются)

- Запишите оставшиеся буквосочетания.

IV Работа по теме урока.

1. Игра «Замени одним словом». ( Читает учитель,ученики записывают слова)

Метель, пурга (вьюга)

Сообщить о чём-то (объявить)

Сжался, скорчился (съёжился)

Товарищи, приятели (друзья)

Спуск с горы (съезд)

Приблизится к чему-либо (подъехать)

Проверка. Слайд 2

2-Скоро начнутся зимние каникулы. Чем можно заниматься на каникулах?

-О каких правилах необходимо помнить во время зимних прогулок:

Рассказ учителя.

Прогулки на природе, особенно во время школьных каникул, приносят нам немало положительных эмоций. Зимой мы с удовольствием катаемся на лыжах и коньках, играем в снежки, летом - гуляем в парке или саду, загораем, купаемся на озере или речке.

К сожалению, не всегда такие прогулки могут закончиться благополучно. Если не соблюдать во время прогулок определенных правил безопасности , то можно получить травмы, ушибы, обморожения и другие неприятности.

Напомним несколько простых и всем знакомых правил :

Во время зимних прогулок:

  • Необходимо надевать на прогулку одежду по сезону и застегиваться на все пуговицы еще до выхода на улицу. Поскольку холодный воздух может проникнуть под одежку;
  • Ходить нужно посередине тротуара, подальше от крыш домов. Ведь с крыши дома может упасть большая глыба снега вместе с сосульками;
  • Когда на тротуаре сплошной лед, ходить нужно маленькими шагами, наступая при этом на всю подошву;
  • Нельзя стоя кататься на санках, а на лыжах и коньках кататься нужно только в специально отведенных местах;
  • Если на горке много детей, нельзя толкаться и драться. А если горка расположена рядом с дорогой, или рядом много деревьев или забор, то для игры лучше подыскать другое место.

3.-Отгадайте загадку:

На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)

Сейчас вы прочитаете стихотворение и выпишите слова по теме урока.

Слайд 3

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз потом .

Взаимопроверка тетрадей.

4. Физкультминутка.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас немного отдохнем. Я буду произносить различные слова. Если в слове нужно писать разделительный ъ, то встают мальчики и изображают спуск на лыжах с горы. Если в слове нужно писать разделительный ь, то встают девочки и изображают подъем на лыжах в гору.

Объявление (мальчики)

Воробьи (девочки)

подъезд (мальчики)

съемка (мальчики)

семья (девочки)

колья (девочки)

съехал (мальчики)

5. Закрепление изученного о разделительных ъ и ь знаках на уровне текста.

Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами картина, на которой изображены соревнования по лыжным гонкам. Слайд 4

Давайте попробуем составить текст, используя слова с разделительными ъ и ь знаками. Вы будете работать в группах. Каждая группа получает своё задание на карточке.

1 группа восстанавливает деформированный текст.

Лыжные соревнования.

Учитель ……детям о лыжных соревнованиях. ….. зачитал участникам правила. Впереди их ждал крутой …… Преодолев его, лыжники друг за другом ….. с горы. Вскоре все дети …… к финишу.

Слова для справок: съехали, объявил, подъем, судья, подъехали.

(Возможное дополнительное задание: какое слово лишнее и почему.)

2 группа составляет текст, используя словосочетания:

объявил о соревнованиях

объяснил правила

началась гонка

подъём впереди

подъехали к финишу

3 группа составляет текст самостоятельно, воспользовавшись лишь первым предложением: Учитель объявил детям о лыжных соревнованиях.

(Возможное дополнительное задание: звуко-буквенный разбор одного из слов текста.)

Проверка: один ученик от группы зачитывает получившийся текст, грамотность работы 3 группы оценивает учитель, грамотность работ 2 и 1 группы можно поручить проверить ученикам 3 группы.

6.(Резервное задание)

Подбери и запиши по 5 слов с разделительным Ъ и разделительным Ь. Обозначь эти орфограммы. Если есть затруднения можете выбрать слова, которые вам даны на экране. Слайд 5

Тен_ю, крыл_я, здоров_е, с_ёжился, под_ём, руж_ё, руч_и, раз_единил, сет_ю, об_ятия, об_явление, раз_ярённый, обез_яна, б_ёт, прут_я, хлоп_я. (Взаимопроверка, объяснение написания слов в парах)

V. Итог урока.

Рефлексия

У меня получилось…..

Больше всего мне понравилось….

Я смог правильно….

Для меня самым трудным было…

Для меня самым интересным было…

Выставление оценок

Домашнее задание

Из отрывка вашей любимой книги выбрать и записать слова с разделительным ъ и ь знаками.

Слайд 2

вьюга

объявить

съёжился

друзья

съезд

Подъехать

Слайд 3

Мы с товарищем вдвоём шли на лыжах на подъём,

А потом с горы спускались, разъезжались и съезжались,

Объезжали все пеньки, доезжали до реки.

Снова лезли на подъём, чтобы съехать вниз пот

Слайд 5

Тен_ю, крыл_я, здоров_е, с_ёжился, под_ём, руж_ё, руч_и, раз_единил, сет_ю, об_ятия, об_явление, раз_ярённый, обез_яна, б_ёт, прут_я, хлоп_я.

1 3 5 1 3

1. Работа в учебнике.

1.Упр. 167. Выполняется под руководством учителя:

– чтение слов;

– выяснение лексического значения;

– называние приставки в слове;

– наблюдение: почему не во всех словах с приставками написан разделительный ъ (в словах пояснил , выезд и др. приставка оканчивается на согласный);

– списывание;

– обозначение изученных орфограмм;

– проверка.

2.Ученики читают слова-синонимы в рамке после упр. 167, объясняют их значение, устанавливают близость между ними, устно составляют предложения с этими словами.

– Как называются слова, которые имеют близкое значение, но различаются по звучанию, написанию? (Синонимы.)

– Рассмотрите рисунок на с. 136. Правильно ли понял Афанасий последнее выражение в рамке? (Нет. Это выражение употребляется в переносном, а не в прямом значении, жевать ничего не надо.)

3.Упр. 168 – ознакомительное чтение учениками текста про себя.

Вопросы после чтения:

– О чём этот текст? Как вы поняли, чем отличаются значения слов в рамке?

Слова объяснить и разъяснить обозначают практически одно и то же: «сделать что-либо ясным, понятным». То же значение и у глагола втолковать , который употребляется в разговорной речи, в быту.

Выражение «разжевать и в рот положить» также употребляется в разговорной речи, но имеет дополнительный оттенок значения:

«очень подробно и доступно объяснить».

– Прочитайте предложения, в которых выражена главная мысль текста. (Последний абзац.)

– Выполните самостоятельно письменные задания.

Взаимопроверка .

4.Упр. 169. Два ученика работают у доски. Один выписывает существительные, другой – глаголы. Коллективная проверка. Учитель

обращает внимание на перенос слов с разделительными ь , ъ .

Запись: объ-еде-ние, подъ-езд, за-пью .

Упр. 170. Диктант с подготовкой и самопроверкой.

Методическая рекомендация : обратить внимание на слова в рамке, смысловую общность между ними. Это упражнение используется как подготовительное для следующего упражнения по исправлению (редактированию) текста.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

2. Работа по развитию речи – редактирование текста.

Упр. 171.

Цель работы – редактирование, замена повторяющегося слова подходящими синонимами. Неоправданно повторяется слово простор .

– Какими синонимами можем заменить слово простор ? В каких предложениях? (Во 2-м предложении слово простор можно заменить словом приволье , в 3-м – раздолье .)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

ОТКРЫТЫЙ УРОК во 2 «А» классе 31.10.16 г

Учитель Нечаева Л.В.

Тема: Разделительные ь и ъ знаки.

Тип урока: урок-исследование.

Технология: проблемно-поисковая.

Система обучения: развивающая.

Цел: Познакомить детей с ролью разделительного мягкого и твердого знаков в слове.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком.
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы развивать умение работать в паре
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу
воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям,

Предметные результаты.

Ученик научится:
– Осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.
– Иметь навык чтения, понимания прочитанного.


– подготовиться к знакомству с орфограммой “правописание Ь и Ъ”;
– производить звуковой и звукобуквенный анализ слов с Ь и Ъ.

Личностные результаты.

У ученика будут сформированы:
– знание основных моральных норм поведения в новой школьной жизни.

Ученик получит возможность для формирования:
– умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Регулятивные УУД.

Ученик научится:
– оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

Ученик получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

Познавательные УУД.

Ученик научится:
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;
– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Ученик получит возможность научиться:
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– воспринимать смысл небольшого текста;
– соотносить изучаемый материал с собственным опытом.

Коммуникативные УУД.

Ученик научится:
– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные высказывания;
– задавать вопросы.

Ход урока

I . 1.Организационный момент. Приветствие гостей.

– Настрой на продуктивную работу:

Дети читают на листах

Я умею думать, я умею рассуждать.
Что полезно для работы то и буду выполнять.
У меня получиться и у тебя тоже.

2.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Мы-команда, которая будет добывать знания, а чтобы знания были крепкими мы должны работать сообща.

Девиз урока: СЛАЙД 1

Друзья, ученье нас объединяет.

Какие буквы пропущены.(С этих букв не начинается ни одно слово. Звуки этих букв никто не слышал, а буквы каждый видел.)

Сформулируйте тему урока.

Все ли мы знаем о разделительных знаках?

Как вы думаете, есть ли еще что-то, что вам неизвестно?

Выберите на оценочных листах вариант, который вам больше подходит, обведите букву этого варианта.

А) Мы все знаем!

Б) Мы еще не все знаем!

В) Мы ничего не знаем!

Г) Мы уже кое-что знаем!

Кто выбрал вариант А? Как вы думаете, что должен знать каждый из вас, чтобы выбрать вариант А?

Сформулируем вместе цель урока:

Научиться правописанию ь и ъ знаков, будем выполнять различные задания

II Чистописание.

Запишите число, классная работа.

Как запишите знаки(увеличивая)

В предложении подчеркните орфограммы. Запятая поставлена при обращении.

Ъ Ь ЪЪ ЬЬ ЪЪЪ ЬЬЬ

III Работа по теме

1. - Ребята, а чтобы хорошо учиться, какие качества вам помогут?

(Внимательность, трудолюбие, старательность, аккуратность, умение доводить дело до конца.)

– Как одним словом назвать эти качества? (Прилежание.)

– Вы знаете, что иногда говорят “тюленье прилежанье”. Почему так говорят?

– Что вы знаете о поведении тюленя (дети высказывают свое мнение).
– А вот как об этом пишет Б.Заходер.

Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.

Жаль тюленье прилежанье- не пример для подражанья.

а) – Что же такое тюленье прилежанье?

– Какое ваше отношение к такому прилежанию?

б)Назовите все слова с ь знаком.
– Выдели общие и различные признаки слов:

тюлень – тюленье.

Вывод. Различные признаки: значение слов – предмет – признак,

количество букв, во втором слове при произношении согласный звук не сливается с гласным;

общие признаки: ь знак обозначает мягкость согласного звука.

– Какое значение имеет разделительный ь знак?

-Почему он называется разделительным?

Вывод: разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

– В этом случае принято называть ь знак – разделительным.

2. Сценка. «Раздели согласные»

1) Выходят 2 девочки, 1 мальчик, в руках карточки: ь, согл, гл

СЛАЙД 5 2) Вот два слова «сели» «съели»

Друг на друга посмотрели.

Не поймут те забияки

Их отличие в ТВЁРДОМ ЗНАКЕ.

Выходят 1 мальчик, 4 девочки держат

Сели-съели

Какое значение имеет ъ знак?
Вывод: твердый знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

Работа в парах.

1. Потренируемся в чтении таких слов.

Работаем с партнером по плечу. Потренируйтесь в технике чтения таких случаев.

2 . Команда мальчиков будет «Камень», команда девочек – «Вата».

На столе у вас знаки – ъ и ь. Поднимите знак девочки-хором прочитайте слова с разделительным ь. Мальчики поднимите свой знак, хором прочитайте слова с ним.

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 6

Что помогает работе в парах, в группах, в классе? (дружба, доброта, взаимовыручка)

Отдохнем под музыку и песню «Дорогою добра и дружбы»

IV Закрепление.

1. Работа по учебнику.

Прочитаем в учебнике тему раздела и проблемный вопрос.

Найдите ответ на этот вопрос. Стр. 79-правило читают

Команда ВАТА читаем про ь, команда КАМЕНЬ читаем про ъ.

Схемы правила

Выполним упр 148. Запишите предложение с разделительным ь.

2. Работа по группам.

Кроссворд

Вопросы по горизонтали:

    Одежда для девочки. (Платье)

    Отправление в путь. (Отъезд)

    Мама, папа, дети. (Семья)

    Сообщение о чем-либо. (Объявление)

    Сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренными в сахаре. (Варенье)

    Остатки от еды, недоеденные куски. (Объедки)

По вертикали должно получиться слово из букв, выделенных в клеточках из отгадок по горизонтали.


СЛАЙД 9 Прочитайте получившееся слово по вертикали: ателье . Объясните лексическое значение этого слова.

    То же, что и студия.

    Мастерская по шитью одежды, а также по некоторым другим видам обслуживания.

Творческая домашняя работа .

Предлагаю вам составить рассказ на тему «Ателье» используя словосочетания: подъехали к ателье, объявление по пошиву одежды, шитьё платья, переполнена радостью.

ФИЗМИНУТКА для глаз - Немножко отдохнем. Гимнастика для глаз.
В воздухе написать буквы Ъ и Ь вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.

Отдохнули? Продолжаем работать.

ИТОГИ УРОКА

1. Блиц-опрос

- Давайте повторим все, что мы узнали о знаках.

Какие знаки в русском языке называются разделительными?(ь,ъ)

Что общего?(названия)

Какие общие действия?

Показывают, что согласный звук не сливается с гласным звуком.

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

Выберите уровень сложности выполните задание.

1 уровень

Запишите слова в два столбика

Ь-показатель мягкости разделительный ь

____________________ ___________________

____________________ _____________________

____________________ ____________________

Друзья, пальто, день, пьёт, печенье, коньки

2 уровень

Вставьте в слова пропущенные знаки

Об…явление, от…езд, обез…яна, под…ём, вороб_ и, раз…яснил, в…езд,
счаст_е, здоров…е.

3 уровень

Прочитайте данный рассказ, исправьте найденные ошибки.

Папа коля вбивал коля. Он сел на отдых и сел пирожок. Идёт его сын Сёмка. Он лёт слёзы.

САМОПРОВЕРКА .СЛАЙД 12

Рефлексия

На этом уроке я узнал (а) про разделительные знаки.

Я знаю правописание разделительных Ь и Ъ знаков.Мне понравилось работать на уроке + -

Оцени: Я сегодня работал лучше, чем вчера

Я мог бы работать лучше

Я недоволен своей работой

Урок окончен