А к толстой царь федор иоаннович. Шуйский признается в мятеже


ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ.

Дом князя Ивана Петровича Шуйского.

КНЯЗЬ ИВАН ПЕТРОВИЧ и КНЯЖНА МСТИСЛАВСКАЯ. - В стороне стол с кубками, за которым стоит СТАРКОВ.

кн . иван петрович .


Не плачь, Наташа, я ведь не серчаю;
Тебе простил я; баба та тебя
Попутала, а Бог и наказал.

княжна .


Князь-дядюшка, а с ним-то что же будет?

кн . иван петрович .


С Григорьем-то? Да в гору, чай, пойдет,
Когда захочет выдать нас. Два раза
Я посылал за ним, чтобы его
Усовестить, да не могли найти.
Вот голова! Когда б меня дождался,
Так не дошло б до этого.

княжна .


Так не дошло б до этого. Ты, дядя,
Его простил бы? Ты бы за царя
Меня не стал неволить?

кн . иван петрович .


Меня не стал неволить? За таким
Тебя мне жаль бы видеть было мужем!

Я пожурил бы вас обоих, сло́ва ж
Назад не взял бы. Ошалели братья.

княжна .


Он не пойдет к царице! Не захочет
Он выдать вас!

кн . иван петрович .


Он выдать вас! И самому мне что-то
Не верится; но выдаст, иль не выдаст,
Мы ждать не будем; прежде, чем вернулся
Я от царя, все было решено.

княжна .


Не мучь меня - скажи мне, Бога ради,
Что ты решил?

кн . иван петрович .


Что ты решил? Не девичье то дело,
Наташенька; узнаешь после.

княжна .


Наташенька; узнаешь после. Дядя,
Твой мрачен вид - ты смотришь так сурово
Со мной одной, по прежнему, ты ласков,
Ты добр со мной; не страшно мне смотреть
Тебе в глаза - хотелось бы по ним
Мне отгадать, что ты задумал?

кн . иван петрович .


Мне отгадать, что ты задумал? Тотчас
Князья прийдут; мне дело с ними есть;
Поди к себе, Наташа.

княжна .


Поди к себе, Наташа. Дай остаться
С тобою мне! Дай подчивать гостей!

кн . иван петрович .


Нельзя, Наташа.

княжна - про себя.


Нельзя, Наташа. Господи, ужели
Не даром сердцу чуется беда!

Уходит. - Входят братья кн. Ивана Петровича; купцы ГОЛУБЬ и КРАСИЛЬНИКОВ , с другими сторонниками Шуйских. - Все останавливаются перед ним в почтительном молчании. - КН. ИВАН ПЕТРОВИЧ смотрит на них, некоторое время, не говоря ни слова.


кн . иван петрович - сидя.


Вам ведомо, как дело повернулось:
Схватить нас могут каждый миг. Хотите ль
Погибнуть все, или со мной идти?

все .


Князь-государь, приказывай что хочешь -
Мы все с тобой!

кн . иван петрович .


Мы все с тобой! Так слушайте ж меня!
Князь Дмитрий - ты сейчас поедешь в Шую,
Сберешь народ, дворян и духовенство,
И с лобного объявишь места им,
Что Федор царь во скудоумье впал
И государить долее не может;
Царем же нам законным учинился
Его наследник Дмитрий Иоанныч.
Пусть крест ему целуют. - Князь Андрей!
Тебя я шлю в Рязань. Сбери войска
И на Москву веди их. - Князь Феодор!
Ты едешь в Нижний! - Князь Иван - ты в Суздаль!
- Боярин Головин! Тебя избрал
Я в Углич ехать. Там с Нагими вы
Димитрия объявите царем,
И двинетесь, при звоне колокольном,
С ним на Москву, хоругви распустя.
Я со Мстиславским и со князь Васильем

Останусь здесь, чтоб Годунова взять
Под караул.
‎ К дворецкому.
Под караул. Федюк, подай братину!
Во здравье каждому и в добрый путь -
И да живет царь Дмитрий Иоанныч!

все - кроме Василия Шуйского.


Да здравствует царь Дмитрий Иоанныч!

кн . василий шуйский .


Князь-дядюшка - не в гнев тебе сказать -
Не скоро ль ты решился? Вспомни только -
Сего утра еще ты не хотел
Дойти до этого!

кн . иван петрович .


Дойти до этого! Я был дурак!
Пред кем хотел я уличить Бориса?
Перед царем? Нет на Руси царя!

кн . василий шуйский .


Обдумай, князь -

кн . иван петрович .


Обдумай, князь - Я все обдумал. Голубь!
Я виноват перед тобой - ты прав!
Как малого мальчишку тот татарин
Меня провел - он лучше знал царя!
Как удалось тебе уйти?

голубь .


Как удалось тебе уйти? Доро́гой,
Князь-батюшка, веревки перетёр,
А на плоту, на Красной переправе,
Сшиб двух стрельцов, с повозки прыгнул в воду
И вплавь утек!

кн . иван петрович .


И вплавь утек! Ты вовремя вернулся!
Сегодня же с Красильниковым ты,
И с этими другими молодцами,
Торговых вы подымете людей!

красильников .


Уж положись на нас, князь-государь!
Все поголовно встанем на Бориса!

кн . иван петрович .


Лишь смеркнется, готовы будьте все;
Когда ж раздастся выстрел из царь-пушки -
Входите в Кремль!
‎ К дворецкому.
Входите в Кремль! Федюк, подай стопу!
Во здравье всем!
Отпивает, и передает купцам.

купцы .


Во здравье всем! Князь-батюшка! Ты нам
Родной отец! Тобою лишь стоим!
Дай Господи тебе сломить Бориса -
И да живет Димитрий царь!

кн . иван петрович .


И да живет Димитрий царь! Аминь!
КУПЦЫ уходят.

кн . иван петрович - ко Мстиславскому.


Ты, князь, сейчас же выбери надежных
Пять сот жильцов. Пусть крест они целуют
Царю Димитрию; когда ж стемнеет,
Веди их в Кремль. Я с князь Васильем вместе
Меж тем схвачу Бориса на дому.

кн . василий шуйский .


Эй, дядюшка! Ты знаешь, я не трус,

Опасного я не боюся дела -
Но все ж подумай лучше!

кн . иван петрович .


Но все ж подумай лучше! Много думать -
От дела отказаться. Нам теперь
Уж нечего раскидывать умами -
И ясен путь открылся перед нами!

Дом Годунова.

ГОДУНОВ , в волнении, ходит взад и вперед. - КЛЕШНИН стоит, прислонясь к печи.

годунов .


Я отрешен! Сам Федор словно нудит
Меня свершить чего б я не хотел!
Нагие ждут давно моей опалы,
И весть о ней им дерзости придаст.
Они теперь на все решатся. Дмитрий
Им словно стяг, вкруг коего сбирают
Они врагов и царских и моих.
Того и жди: из Углича пожаром
Мятеж и смуты вспыхнут. Битяговский -
Мне на него рассчитывать нельзя -
Меня продаст он, если не приставлю
За ним смотреть еще кого нибудь.
Я принужден - я не могу иначе -
Меня теснят -
‎ К Клешнину.
Меня теснят - Ты хорошо ли знаешь
Ту женщину?

клешнин .


Ту женщину? На все пригодна руки!
Гадальщица, лекарка, сваха, сводня,
Усердна к Богу, с чертом не в разладе -

Единым словом: баба хоть куда!
Она уж здесь. Звать, что ль, к тебе?

годунов .


Она уж здесь. Звать, что ль, к тебе? Не нужно.
Ты скажешь ей, чтобы она блюла
Царевича, а паче примечала б
Что говорят Нагие. - Как царя
Оставил ты?

клешнин .


Оставил ты? Над кипой тех бумаг,
Которые отнесть ему велел ты;
То лоб потрет, то за́ ухом почешет,
И ничего, сердечный, не поймет!

годунов .


Не выдержит.
‎ Задумывается.
Не выдержит. Мне все на ум приходит
Что в оный день, когда царя Ивана
Постигла смерть, предсказано мне было.
Оно теперь свершается: помеха
Моя во всем, вредитель мой и враг -
Он в Угличе -
‎ Опомнившись.
Он в Угличе - Скажи ей, чтоб она
Блюла царевича!

клешнин .


Блюла царевича! А посмотреть
Ее не хочешь, батюшка?

годунов .


Ее не хочешь, батюшка? Не нужно!
‎ Про себя.
«Слаб, но могуч - безвинен, но виновен -
«Сам и не сам - потом - убит!»К Клешнину.
«Сам и не сам - потом - убит!» Скажи ей,
Чтобы она царевича блюла!
‎ Уходит.

клешнин - один.


Чтобы блюла! Гм! Нешто я не знаю,
Чего б хотелось милости твоей?
Пожалуй-что ж! Грех на душу возьму!
Я не брюзглив - не белоручка я!
Пока он жив, от Шуйских и Нагих
Не будет нам покоя. Вишь, как крылья
Подрезали! Не ждал я этой рыси
От Федора Иваныча! Конечно,
Не выдержит - а если, между тем,
Случится что?
‎ Отворяет дверь.
Случится что? Сударыня, войди!

волохова -входит с просвирой в руках.


Благослови, Владычица святая!
Поклон тебе, боярин, принесла
От Трех Святителей, просвирку вот
Там вынула во здравие твое!

клешнин - ласково.


Садись сюда, голубушка, спасибо!
Тебе сказали, для чего послал
Я за тобой?

волохова - садясь.


Я за тобой? Сказали, государь,
Сказали, свет: боярин Годунов
Сменяет, мол, царевичеву мамку,
Меня ж к нему приставить указал.
Уж будь спокоен! Пуще ока стану
Его беречь; и ночи не досплю,
И куса не доем, а уж дитятю
Я соблюду!

клешнин .


Я соблюду! Бывала в мамках ты?

волохова .


Лгать не хочу, боярин, не бывала,

А уж куда охоча до детей!
Ребеночек ведь тот же ангел Божий!
Сама сынка вскормила своего,
Двадцатый вот пошел ему годок,
Все при себе, под крылышком, держала
До морового года; лишь в тот год
Поопаса́лась вместе жить.

клешнин .


Что так,
Голубушка!

волохова .


Голубушка! А в этакую пору
Не долго до греха: как раз подсыплет
Чего нибудь, отпел, похоронил,
Наследство взял - и поминай как звали!
Кому в такое время разбирать!

клешнин .


Ты свахою, голубушка, теперь?

волохова .


Бываю в свахах, батюшка-боярин,
Хвалиться грех, а без меня не много
Играется и свадеб на Москве!

клешнин .


Какую же последнюю ты свадьбу
Устроила?

волохова .


Устроила? А Шаховского князя
С Мстиславскою княжною, государь.

клешнин .


Не с тою ли, которую вчера

Ты, при живой царице, за царя
Хотела сватать?

волохова .


Хотела сватать? Боже упаси!
Какой тебе разбойник то сказал?
Какой собака, вор и клеветник?
Чтоб у него язык распух! Чтоб очи
Полопались!

клешнин - грозно.


Полопались! Молчи, старуха! Цыц!
Мы знаем все! Покойный государь,
Блаженной памяти Иван Васильич,
На медленном огне тебя бы, ведьму,
Изволил сжечь! Но жалостлив боярин
Борис Феодорович Годунов:
Он вместо казни, даст тебе награду,
Когда свою исполнить службу ты
Сумеешь при царевиче.

волохова .


Сумеешь при царевиче. Сумею!
Сумею, батюшка! Сумею, свет!
Уж положися на меня! И мухе
Я на дитятю сесть не дам! Уж будет
И здрав, и сыт, и цел и невредим!

клешнин .


Но если б что не по твоей вине
Случилось с ним -

волохова .


Случилось с ним - Помилуй, уж чему
При мне случиться!

клешнин - значительно.


При мне случиться! Он тебе того

В вину бы не поставил!Волохова смотрит в удивлении.
В вину бы не поставил! Слушай, баба:
Никто не властен в животе и смерти -
А у него падучая болезнь!

волохова .


Так как же это, батюшка? - Так - что же?
В толк не возьму?

клешнин .


В толк не возьму? Бери, старуха, в толк!

волохова .


Да, да, да, да! Так, так, боярин, так!
Все в Божьей воле! Без моей вины
Случиться может всякое, конечно!
Мы все под Богом ходим, государь!

клешнин .


Ступай, карга́! С тобой перед отъездом
Увижусь я - но помни: денег вдоволь -
Или тюрьма!

волохова .


Или тюрьма! Помилуй, государь,
Зачем тюрьма! Уж ты не поскупись,
Ведь наше дело вдовье. Да дозволь уж
Сынка забрать!

клешнин .


Сынка забрать! Ты в том вольна; ступай!

волохова .


Прости же, государь; уж будешь нами
Доволен! Так! Конечно так, конечно!
Час не ровен, случиться может всяко!
Один лишь Бог силён и всемогущ,
Один Господь, а наше дело вдовье!
‎ Уходит.

слуга - докладывает.


Федюк Старков!

клешнин .


Федюк Старков! Зови его сюда!

СТАРКОВ входит, занавес опускается.

Царский терем. Половина Царицы.

ФЕДОР сидит за кипою бумаг и обтирает пот с лица. - Перед ним стоят государственные печати, большая и малая. - ИРИНА подходит и кладет ему руку па плечо.

ирина .


Ты отдохнул бы, Федор.

федор .


Ты отдохнул бы, Федор. Ничего
Понять нельая! Борис нарочно мне
Дела такие подобрал! Один лишь
Толковый лист попался: наш гонец
Из Вены пишет: цесарь-де готовит
Подарок мне: шесть обезьян мне шлет.
Аринушка, я их отправлю к Мите!

ирина .


Так ты его не выпишешь?

федор .


Вот видишь,
Аринушка, когда бы согласился
Борис остаться -

ирина .


Борис остаться - На его ты место
Еще не выбрал никого?

федор .


Еще не выбрал никого? Ведь ты же,
Ты ж говорила: лучше подождать.
Ты думала, он сам придет мириться,
А он прислал мне этот ворох дел!
Уж я над ним измучился, и вот
Еще беда: за Шуйским я послал,
За князь Иваном, чтоб помог он мне
Все разобрать, а он велел ответить,
Что нездоров; упрямится должно быть.
Л вновь послал: челом-де бью ему,
Такое-де есть дело, о котором
Не знает он!
Входит КЛЕШНИН .
Не знает он! А, это ты, Петрович!
Откуда ты?

клешнин .


Откуда ты? От хворого.

федор .


Откуда ты?От хворого. Откуда?

клешнин .


От хворого от твоего слуги,
От Годунова.

федор .


От Годунова. Разве он хворает?

клешнин .


А как же не хворать ему, когда
Его, за все заслуги, словно пса,
Ты выгнал вон! Здорово, мол, живешь!

федор .


Помилуй, я…

клешнин .


Помилуй, я… Да что тут говорить!
Ты, батюшка, был от младых ногтей
Суров и крут, и сердцем непреклонен.
Когда себе что положил на мысль,
Так уж поставишь на своем, хоть там
Весь свет трещи!

федор .


Весь свет трещи! Я знаю сам, Петрович,
Что я суров…

клешнин .


Что я суров… Весь в батюшку пошел!

федор .


Я знаю сам - но неужель Борис
Не помирится, если я скажу,
Что виноват?

клешнин .


Что виноват? Он столького не просит.
Лишь прикажи мне приложить печать
Вот к этому листу о взятьи Шуйских
Немедленно под стражу - и он снова
Тебе слуга!

федор .


Тебе слуга! Как? Он не перестал
Подозревать?

клешнин .


Подозревать? Царь! Тут не подозренье,
Тут полная улика на лицо!
Старков, дворецкий князь Ивана нам
Сейчас донес, что князь Иван сегодня
Решил признать царенка государем,
Тебя ж решил с престола до утра
Согнать долой. Ты, батюшка, Старкова
Хоть сам спроси!

федор .


Хоть сам спроси! Уж эти мне доносы!
Я в первый раз Старкова имя слышу,
А Шуйского звучит повсюду имя,
Как колокол. Ужели хочешь ты,
Чтоб я какому-то Старкову боле,
Чем Шуйскому поверил?

клешнин .


Чем Шуйскому поверил? Верь, не верь,
Я говорю тебе: когда их всех
Ты не велишь сейчас же…

стольник - докладывает.


Ты не велишь сейчас же… Князь Иван
Петрович Шуйский!

клешнин .


Петрович Шуйский! Как? Он сам?

федор - радостно.


Петрович Шуйский!Как? Он сам? Пришел!
Пришел, Аринушка!

клешнин .


Пришел, Аринушка! Вели его
Под стражу взять!

федор .


Под стражу взять! Стыдись, стыдись, Петрович!
‎ К стольнику.
Пускай войдет!
‎ К Клешнину.
Пускай войдет! Я при тебе его
Сейчас спрошу.
Входит КН. ИВАН ПЕТРОВИЧ .
Сейчас спрошу. Здорово, князь Иван!
Вообрази: есть на тебя донос -
КН. ИВАН ПЕТРОВИЧ смущается.

Но я ему не верю. Я хочу,
Чтоб ты мне сам сказал, что предо мною
Ты чист теперь, как ты пред целым светом
Всегда был чист, и слова твоего
С меня довольно.

кн . иван петрович .


С меня довольно. Государь -

федор .


С меня довольно.Государь - Ты, князь,
Меня пойми: ведь я не сомневаюсь,
Я лишь хочу -

клешнин .


Я лишь хочу - Нет, батюшка, позволь!
Уж коль на то пошло, дай лучше мне
Его спросить: Князь-государь! Ты можешь
Поцеловать царю вон ту икону,
Что изменить не думал ты ему?

кн . иван петрович .


Допрашивать меня не признаю
Я права за тобой.

федор .


Я права за тобой. Князь, то не он, -
То я прошу тебя!

клешнин .


То я прошу тебя! Вот я икону
Сейчас сыму -

федор .


Сейчас сыму - Не нужно тут иконы.
Скажи по чести мне, по чести только!
Ну, князь!

кн . иван петрович .


Ну, князь! Уволь меня!

ирина -которая не спускала глаз с Шуйского.


Ну, князь!Уволь меня! Свет-государь,
Зачем таким вопросом оскорблять
Того, чья доблесть всем давно известна?
Не спрашивай его - потребуй только,
Чтоб он тебе святое слово дал,
И впредь остаться верным, как он верен
Доселе был!

федор .


Доселе был! Нет, я хочу, Арина,
Вот этого порядком пристыдить.
Скажи мне, князь, по чести мне скажи:
Задумал ты что-либо надо мною?
Да говори ж!

клешнин .


Да говори ж! По чести! Слышишь, князь?
‎ Про себя.
А по иконе было бы вернее!

ирина - к Федору.


Свет-государь -

федор .


Свет-государь - Ну, князь?

кн . иван петрович .


Свет-государь -Ну, князь? Уволь меня!

федор .


Нет, не уволю!

клешнин .


Нет, не уволю! Ты, чай, трусишь, князь?

федор .


Какое трусит? Он упрям и крут,
Да я его и круче и упрямей!
Нашла коса на камень, и пока
Он мне не даст ответа, я его
Не выпущу отсель!

кн . иван петрович .


Не выпущу отсель! Так знай же все!

федор - с испугом.


Что? Что ты хочешь?...

кн . иван петрович .


Что? Что ты хочешь?... Да! Ты слышал правду -
Я на тебя встал мятежом!

федор .


Я на тебя встал мятежом! Помилуй -

кн . иван петрович .


Ты слабостью своею истощил
Терпенье наше! Царство отдал ты
В чужие руки - ты давно не царь -
И вырвать Русь из рук у Годунова
Решился я!

федор - вполголоса.


Тс! Тише!Указывая на Клешнина.
Тс! Тише! Не при нем!
Не говори при нем - Борису он
Расскажет все!

клешнин .


Расскажет все! Да продолжай же, князь!

федор .


Молчи, молчи! Глаз на глаз скажешь мне!

клешнин .


Царь ждет ответа!

кн . иван петрович .


Царь ждет ответа! Не тебя, но брата
Я твоего призна́л царем!

федор .


Я твоего признал царем! Петрович -
Не верь ему! Не верь ему, Арина!

кн . иван петрович .


Теперь тебя о милости единой
За прежние заслуги я прошу:
Один лишь я виновен! Не вели
Сторонников моих казнить - не будут
Они тебе опасны без меня!

федор .


Что ты несешь? Что ты городишь? Ты
Не знаешь сам, какую небылицу
Ты путаешь!

кн . иван петрович .


Ты путаешь! Не вздумай, государь,
Меня простить. Я на тебя бы снова
Тогда пошел. Царить не можешь ты -
А под рукою Годунова быть
Я не могу!

клешнин - про себя.


Я не могу! Вишь, княжеская честь!
И подгонять не надо!

федор - берет Шуйского в сторону.


И подгонять не надо! Князь, послушай:
Лишь потерпи немного - Мите только
Дай подрости - и я с престола сам
Тогда сойду, с охотою сойду,
Вот те Христос!

клешнин - подходит к столу и берет печать.


Прихлопнуть, что ль, приказ?

федор .


Какой приказ? Ты ничего не понял!
Я Митю сам велел царем поставить!
Я так велел - я царь! Но я раздумал;
Не надо боле; я раздумал, князь!

клешнин .


Да ты в уме ль?

федор - на ухо Шуйскому.


Да ты в уме ль? Ступай! Да ну, ступай же!
Все на себя беру я, на себя!
Да ну, иди ж, иди!

кн . иван петрович - в сильном волнении.


Да ну, иди ж, иди! Нет, он святой!
Бог не велит подняться на него -
Бог не велит! Я вижу, простота
Твоя от Бога, Федор Иоанныч -
Я не могу подняться на тебя!

федор .


Иди, иди! Разделай что ты сделал!
Вытесняет его из комнаты.

клешнин - подымая печать над приказом.


Царь-батюшка, вели скрепить приказ!

Не дай ему собрать войска! Царица -
Скажи ему, что участь государства
В приказе сем!

ирина .


В приказе сем! В нем нет уже нужды!
Гроза прошла, не враг нам боле Шуйский!

федор .


Петрович, слышишь? Слышал ты, Петрович?
Аринушка, ты ангел! От тебя
Ничто не скроется, ты все заметишь
И все поймешь! Да, Шуйский нам не враг!

Шум за дверью. - СЕННАЯ ДЕВУШКА вбегает в испуге.


сенная девушка .


Царица, спрячься! Схоронись! Какой-то
Вломился в терем сумасшедший!


Вломился в терем сумасшедший! Прочь!
Прочь! Не держите! Я хочу к царице!

В дверях показывается ШАХОВСКОЙ , удерживаемый несколькими слугами. Он их отталкивает и бросается ИРИНЕ в ноги.


шаховской .


Прости меня, прости меня, царица!
Напрасно я от самого утра
К тебе прошусь!

федор .


К тебе прошусь! Да это Шаховской!

слуги - вбегают со стрельцами.


Хватайте вора!

федор .


Хватайте вора! Тише, тише, люди!
Здесь вора нет!
‎ К Шаховскому.
Скажи мне, растолкуй,
Чего ты хочешь?

шаховской .


Царь! Казни меня -
Казни меня, но выслушай! Тебя
Хотят с твоей царицей развести!

федор .


Ты бредишь, князь!

клешнин - про себя.


Ты бредишь, князь! Так вот оно в чем дело!
‎ К Федору.
Царь, выслушай его!

шаховской .


Царь, выслушай его! Мою невесту
Они хотят посватать за тебя!

федор .


Кто? Кто они?

шаховской .


Кто? Кто они? Дядья моей невесты,
Княжны Мстиславской, Шуйские князья!

федор .


Да ты и впрямь помешан, князь!

шаховской - встает и подает бумагу.


Да ты и впрямь помешан, князь! Вот, вот
Их челобитня! Матушка-царица!

Вели невесту мне отдать! Вели,
Царь-государь, сегодня же - сейчас же
Нас обвенчать!

клешнин .


Нас обвенчать! Об этой челобитне
Слыхали мы. Позволь-ка поглядеть!

Берет бумагу в руки, и просмотрев, обращается к Федору.

Вот, батюшка, ты говорил сейчас,

Твоя царица знает князь Ивана -
А на поверку вышло, что не знает!
Ее, сердечную, ее, голубку,
Ее, которая сейчас, как ангел,
Стояла за него - ее он хочет,
Как грешную, преступную жену,
Как блудницу, с тобою развести,
Тебе ж свою племянницу посватать!
Не веришь, батюшка? Смотри, читай!
Подает Федору бумагу.

федор - читает.


«Ты новый брак прийми, великий царь,
«Мстиславскую возьми себе в царицы....
«Ирину ж Годунову отпусти
«Во иноческий чин....

клешнин .


«Во иноческий чин.... Ты руку знаешь
Иван Петровича? Читай же подпись!

федор - читает.


«И в том тебе соборне бьем челом
«И руки прилагаем: Дионисий
«Митрополит всея Руси.... Крутицкий
«Архиепископ Варлаам.... Князь....» Что?
Дрожащим голосом.
«Князь.... Князь Иван.... Иван Петрович Шуйский!»
Его рука! Он также подписался!
Аринушка - он подписался!
Падает в кресла и закрывает лицо руками.

ирина .


Аринушка - он подписался! Федор -

федор .


Он! Он! Пускай бы кто другой, но он!
Нас разлучить с тобой!
‎ Плачет.

ирина .


Нас разлучить с тобой! Опомнись, Федор!

федор .


Тебя сослать!

ирина .


Тебя сослать! Мой царь и господин!
Не ведаю сама, что это значит -
Но ты подумай: если князь Иван
Сейчас хотел свести тебя с престола,
Он мог ли мыслить выдать за тебя
Мстиславскую?

федор .


Тебя - мою Ирину -
Тебя постричь!

ирина .


Тебя постричь! Ведь этого не будет!

федор - вскакивая.


Не будет! Нет! Не дам тебя в обиду!
Пускай прийдут! Пусть с пушками прийдут!
Пусть попытаются!

ирина .


Пусть попытаются! Свет-государь,
Напрасно ты тревожишься. Кто может
Нас разлучить? Ты царь ведь!

федор .


Да, я царь!
Они забыли, что я царь! Петрович -
Где тот приказ?
Бежит к столу и прикладывает печать к приказу.
Где тот приказ? На! На! Отдай Борису!

ирина .


Что сделал ты -

федор .


Что сделал ты - Под стражу их! В тюрьму!

ирина .


Мой господин! Мой царь! Не торопись!

федор .


В тюрьму! В тюрьму!

шаховской - выходя из оцепенения.


В тюрьму! В тюрьму! Царь-государь, помилуй!
Я не того просил! Я о невесте
Тебя просил!

федор .


Тебя просил! Борис вас разберет!

шаховской .


Он изведет их! Он погубит Шуйских!

федор .


Всех разберет он!

шаховской .


Всех разберет он! Я палач им буду!
Царь, смилуйся!

федор .


Царь, смилуйся! В тюрьму! В тюрьму их!

шаховской .


Боже!
Что сделал я!
Убегает.

ирина .


Что сделал я! Свет-государь, послушай -
Верни его! Верни ты Клешнина!
Не торопись! Не посылай ты Шуйских
Теперь в тюрьму, теперь , когда они
Обвинены в измене!

федор .


Обвинены в измене! Ни, ни, ни,
Аринушка! И не проси меня!
Ты этого не разумеешь! Если
Я подожду, я их прощу, пожалуй -
Я их прощу - а им нужна наука!
Пусть посидят! Пусть ведают, что значит
Нас разлучать! Пусть посидят в тюрьме!
Уходит.

Берег Яузы.

Через реку живой мост. - За рекой угол укрепления с воротами. - В стороне рощи, мельницы и монастыри. - По мосту проходят люди разных сословий. - КУРЮКОВ идет с бердышом в руках. - За ним ГУСЛЯР .

курюков .

Стой здесь, парень, налаживай гусли, а как соберется народ, зачинай песню про князь Иван Петровича! Господи, благослови! Господи, помоги! Вот до чего дожить довелось!

ГУСЛЯР строит гусли; КУРЮКОВ осматривает бердыш.

Ишь, старый приятель! От самого от блаженной памяти от Василь Иваныча не сымал тебя со стены, аж всего ржавчина съела. А вот сегодня еще послужишь. Ну, перебирай лады, парень, вона народ подходит!

посадский - подходить к Курюкову.

Доброго здоровья дедушке Богдану Семенычу! Что это у тебя за бердыш?

курюков .

Внучий бердыш, батюшка, внучий бердыш! Татары, слышно, оказались. Внуку-то, вишь, некогда, так я-то вот и взялся его бердыш на справку снести, да вот парня послушать остановился.

посадский .

А близко, нешто, татары?

курюков .

Близко, слышно.

другой посадский .

А кого на встречу пошлют?

третий посадский .

Чай, опять князь Иван Петровича?

курюков .

Годунова пошлют!

первый .

Что ты, помилуй, Богдан Семеныч!

В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой сестрой, благодаря коей, по общему мнению, и держится Борис. Составляют бумагу, где, поминая неплодность царицы и малолетство Димитрия, просят царя вступить в новый брак. Головин намекает Шуйскому на возможность поставить Димитрия вместо Федора, но получает суровый отпор. Княжна Мстиславская обносит гостей, пьют здоровье Федора. Шаховскому, жениху Мстиславской, сваха Волохова называет место тайной встречи. Иван Петрович отправляет челобитную митрополиту, сокрушаясь необходимостью губить царицу. Федюк Старков, его дворецкий, доносит о виденном Годунову. Тот, получив из Углича сведения о сношении Головина с Нагими и видя угрозу своей власти, объявляет сторонникам своим, Луп-Клешнину и князю Туренину, о решении примириться с Шуйским. Приходит Федор, сетуя на взбрыкнувшего коня. Появляется царица Ирина, которой Федор лукаво сообщает о красавице Мстиславской, виденной им в церкви, и тут же уверяет царицу, что она для него краше всех. Годунов говорит о желании примириться с Шуйским, и царь с радостью берётся устроить дело.

Федор объявляет о намерении примирить Годунова с Шуйским и просит помощи у митрополита Дионисия и других духовных лиц. Дионисий упрекает Годунова в притеснениях церкви, снисхождении к еретикам и возобновлении сбора податей, от коих была освобождена церковь. Годунов вручает ему защитные грамоты и сообщает о предпринятых гонениях на ересь. Царь просит поддержки у Ирины и бояр. Сопровождаемый народными восторгами, приходит Иван Петрович Шуйский. Федор корит его непосещением Думы, Шуйский отговаривается невозможностью поддакивать Годунову. Федор, поминая Писание и призывая в свидетели духовных лиц, говорит о благе примирения, и покорный ему Годунов предлагает Шуйскому согласье. Шуйский упрекает его в нежелании делиться управлением государства, что Иоанн завещал пятерым боярам: Захарьину (умершему), Мстиславскому (насильно постриженному), Бельскому (сосланному), Годунову и Шуйскому. Годунов, оправдываясь, говорит о спеси Шуйского, о том, что воспользовался единоличной властью на пользу Руси, чему приводит и доказательства; он добавляет, что трудное дело введения в порядок расстроенного государства немило только Шуйским. И когда Иван Петрович называет сторонником своим митрополита, тот сообщает о действиях Годунова в пользу церкви и склоняет Шуйского к миру. Ирина, показывая вышиваемый ею покров для псковской святыни, признается, что это её молитвенный обет за спасение Шуйского, осаждённого некогда литовцами в Пскове. Взволнованный Шуйский готов забыть былую вражду, но требует от Годунова гарантий безопасности своим соратникам. Годунов клянётся и целует крест. Приглашают выборных от приведённой Шуйским толпы. Федор заговаривает со стариком и не умеет его остановить, в его племяннике узнает купца Красильникова, тешившего его недавно медвежьим боем, вспоминает его брата Голубя, одолевшего в кулачном бою Шаховского, - не сразу Годунову и Шуйскому удаётся вернуть царя к тому, чего ради позваны выборные. Шуйский объявляет о примирении с Годуновым, купцы волнуются («Вы нашими миритесь головами»), Шуйского раздражает недоверие к человеку, только что клявшемуся на кресте. Купцы просят о защите от Годунова царя, но тот отсылает их к Борису. Борис тишком велит записать имена купцов.

Ночью в саду Шуйского княжна Мстиславская с Василисой Волоховой дожидаются Шаховского. Он приходит, говорит о любви, о нетерпении, с каким дожидается свадьбы, смешит её и шутит с нею. Прибегает Красильников, впустив коего, Шаховской скрывается, зовёт Ивана Петровича и сообщает, что все, бывшие у царя, схвачены по приказанью Годунова. Потрясённый Шуйский велит поднять Москву на Годунова. Заикнувшегося было о Димитрии Головина он резко обрывает и, заявив, что Борис обманом погубил себя, идёт к царю. Оставшиеся бояре меж тем обсуждают челобитную, приискивая новую царицу. Василий Шуйский называет княжну Мстиславскую. Брат её решается не сразу, желая найти хоть повод для ссоры с Шаховским. Пока он колеблется, Головин вписывает имя княжны в челобитную. Появляется Шаховской, заявляющий, что невесты не отдаст. Обнаруживается и княжна с Волоховой. При общем крике, взаимных угрозах и упрёках Шаховской выхватывает грамоту и убегает. Годунов представляет царю государственные бумаги, в содержание коих тот не вдаётся, а соглашается с решеньями Бориса. Царица Ирина говорит о письме из Углича от вдовствующей царицы с просьбою вернуться с Димитрием в Москву. Федор было препоручает дело Борису, но Ирина требует решения «семейного дела» от него; Федор спорит с Борисом и раздражается его упорством. Приходит Шуйский, жалуется на Годунова. Тот не отпирается, объясняя, что купцы взяты не за прошлое, а за попытку расстроить мир меж ним и Шуйским. Царь готов простить Годунова, полагая, что они просто не поняли друг друга, но непреклонное требование того оставить царевича в Угличе наконец сердит царя. Годунов говорит, что уступает место Шуйскому, Федор умоляет его остаться, Шуйский, уязвлённый поведением царя, уходит. Клешнин приносит пересланное из Углича письмо Головина Нагим, Годунов показывает его царю, требуя взятия Шуйского под стражу и, может быть, казни его. В случае отказа он грозит удалиться. Потрясённый Федор после долгих колебаний отказывается от услуг Годунова.

Иван Петрович Шуйский утешает княжну Мстиславскую: он не допустит её брака с царём и надеется, что Шаховской не донесёт на них. Отослав княжну, он принимает бояр и бежавших Красильникова и Голубя и, предполагая смещение скудоумного Федора и возведение на престол Димитрия, определяет каждому задачи. Отрешённый Годунов, сидя дома, расспрашивает Клешнина о Волоховой и многажды повторяет, «чтобы она царевича блюла». Клешнин отправляет Волохову в УГЛИЧ новой мамкою, велит его беречь и намекает, что, если страдающий падучею царевич погубит себя сам, с неё не спросят. Меж тем Федор не может разобраться в представленных ему бумагах. Приходит Клешнин и сообщает, что Борис захворал от расстройства, а Шуйского немедленно надо заключить в тюрьму за намерение возвести на престол Димитрия. Федор не верит. Входит Шуйский, которому Федор говорит о доносе и просит его оправдаться. Князь отказывается, царь настаивает, Клешнин подначивает. Шуйский признается в мятеже. Федор, испугавшись, что Годунов накажет Шуйского за измену, заявляет, что сам велел поставить царевича на престол, и вытесняет потрясённого Шуйского из комнаты. В царские покои врывается Шаховской и просит вернуть ему невесту. Федор, углядев подпись Ивана Петровича Шуйского, плачет и не слушает доводов Ирины о нелепости бумаги. Ограждая Ирину от обид, он подписывает Борисов приказ, повергая в ужас и её, и Шаховского. На мосту через реку старик бунтует народ за Шуйского, гусляр поёт о доблестях его. Проезжает гонец с вестью о наступлении татар. Князь Туренин со стрельцами ведёт Шуйского в тюрьму. Подбиваемый стариком народ хочет освободить Шуйского, но тот говорит о своей вине перед «святым» царём и о том, что наказание им заслужено.

Клешнин докладывает Годунову, что Шуйские и их сторонники посажены в тюрьму, и вводит Василия Ивановича Шуйского. Тот поворачивает дело так, будто затеял челобитную для блага Годунова. Понимая, что Шуйский в его руках, Годунов его отпускает. Царица Ирина приходит заступиться за Ивана Петровича. Годунов, сознавая, что Шуйский не прекратит ему перечить, непреклонен. На площади перед собором нищие говорят о смене митрополита, неугодного Годунову, о казни купцов, стоявших за Шуйского. Царица Ирина приводит Мстиславскую просить за Шуйского. Из собора выходит Федор, отслужив панихиду по царю Ивану. Княжна бросается ему в ноги. Федор шлёт князя Туренина за Шуйским. Но Туренин сообщает, что Шуйский ночью удавился, винится, что недосмотрел (потому что отбивал толпу, приведённую к тюрьме Шаховским, и отбил, лишь застрелив Шаховского). Федор бросается на Туренина, обвиняя его в убийстве Шуйского, и грозит ему казнью. Гонец приносит грамоту из Углича о гибели царевича. Потрясённый царь хочет сам дознаться правды. Приходит сообщение о приближении хана и скорой осаде Москвы. Годунов предлагает послать Клешнина и Василия Шуйского, и Федор уверяется в невиновности Годунова. Княжна Мстиславская говорит о намерении постричься. Федор, по совету жены, собирается всю тяжесть правления передать Борису и, поминая своё намерение «всех согласить, все сгладить», оплакивает свою участь и свой царский долг.

Трагедия «Царь Федор Иоаннович» по праву относится к числу самых значительных произведений русской классической драматургии. Автор пьесы поэт, прозаик и драматург Алексей Константинович Толстой (1817-1875) стал широко известен прежде всего как талантливый мастер, посвятивший свое творчество проблемам национальной истории, создавший яркие картины жизни России в давние времена. С особой силой приверженность писателя к прошлому страны воплотилась в единой по замыслу и художественному языку трилогии, состоящей из трагедий «Смерть Иоанна Грозного» (1864), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1876).
Пьеса «Царь Федор Иоаннович» несколько десятилетий находилась под запретом царской цензуры и лишь в 1898 году была впервые показана в Петербурге на сцене театра Литературно-художественного общества. Примечательно, что именно спектаклем «Царь Федор Иоаннович» открылся в 1898 году Московский Художественный театр.
С исполнением заглавной роли в трагедии А. К. Толстого связаны выдающиеся творческие достижения крупнейших русских артистов разных поколений - Павла Орленева, Ивана Москвина, Николая Хмелева, Бориса Добронравова. Эта роль справедливо считается одной из самых сложных в классическом отечественном репертуаре. Каждый исполнитель открывает в ней новые глубины философского и нравственного содержания.
Действие трагедии, основанной на реальных исторических фактах, происходит в XVI веке, вскоре после смерти Ивана IV Грозного, когда на престоле был его сын Федор. Годы правления Федора Иоанновича (1584-1598) стали кануном трудного и долгого периода, получившего название «Смутное время». Вокруг трона Федора между боярами, которым Иван Грозный, умирая, поручил заботы о государстве, развернулась ожесточенная борьба за влияние на царя и, по существу, за реальную власть. Князья Шуйские ратовали за сохранение прежних патриархальных устоев, боярин Борис Годунов - фактический правитель царства - стремился к переменам в существующих и уже устаревших порядках. Перипетии борьбы за трон составляют важную часть сюжета трагедии. Другая важнейшая сторона пьесы - конфликт светлой и гармоничной личности царя Федора с окружающим миром бесчеловечности и низменных страстей. «Если представить себе всю трагедию в форме треугольника,- писал автор о композиции пьесы,- то основанием его будет состязание двух партий, вершиною... «микрокосм» Федора. «Микрокосм» царя Федора - это сложный мир чувств, мыслей, желаний».

Постановка - народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР Б.И. Равенских
Художник - народный художник России Е.И. Куманьков
Композитор - народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР Г.В. Свиридов
Режиссеры - заслуженный деятель искусств России В.М. Бейлис, А.И. Шуйский

Государственная ордена Трудового Красного Знамени Республиканская академическая Русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова

100-й спектакль - 7 апреля 1975 года (И.Смоктуновский, Е.Самойлов, Е.Шатрова и др.)
200-й спектакль - 17 октября 1979 года (Г.Кирюшина, В.Коршунов, В.Коняев, П.Садовский, Филиппов, Я.Барышев, А.Эйбоженко)
300-й спектакль - 20 декабря 1980 года (В.Коршунов, А.Эйбоженко, П.Садовский)
400-й спектакль - 19 марта 1984 года (В.Коршунов)
500-й спектакль - 14 декабря 1987 года (В.Коршунов)
600-й спектакль - 1 июля 1990 года (В.Коршунов)
700-й спектакль - 19 февраля 1994 года (В.Коршунов)
800-й спектакль - 24 ноября 1999 года (В.Коршунов)

Продолжительность спектакля 3 часа 25 минут.

В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решаютразвести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой сестрой, благодаря коей, по общему мнению, идержится Борис. Составляют бумагу, где, поминая неплодность царицы и малолетство Димитрия, просятцаря вступить в новый брак. Головин намекает Шуйскому на возможность поставить Димитрия вместоФедора, но получает суровый отпор. Княжна Мстиславская обносит гостей, пьют здоровье Федора.
Шаховскому, жениху Мстиславской, сваха Волохова называет место тайной встречи. Иван Петровичотправляет челобитную митрополиту, сокрушаясь необходимостью губить царицу. Федюк Старков, егодворецкий, доносит о виденном Годунову. Тот, получив из Углича сведения о сношении Головина сНагими и видя угрозу своей власти, объявляет сторонникам своим, Луп-Клешнину и князю Туренину, орешении примириться с Шуйским. Приходит Федор, сетуя на взбрыкнувшего коня. Появляется царицаИрина, которой Федор лукаво сообщает о красавице Мстиславской, виденной им в церкви, и тут жеуверяет царицу, что она для него краше всех. Годунов говорит о желании примириться с Шуйским, ицарь с радостью берется устроить дело.Федор объявляет о намерении примирить Годунова с Шуйским и просит помощи у митрополита Дионисияи других духовных лиц. Дионисий упрекает Годунова в притеснениях церкви, снисхождении к еретиками возобновлении сбора податей, от коих была освобождена церковь. Годунов вручает ему защитныеграмоты и сообщает о предпринятых гонениях на ересь. Царь просит поддержки у Ирины и бояр.
Сопровождаемый народными восторгами, приходит Иван Петрович Шуйский. Федор корит егонепосещением Думы, Шуйский отговаривается невозможностью поддакивать Годунову. Федор, поминаяПисание и призывая в свидетели духовных лиц, говорит о благе примирения, и покорный ему Годуновпредлагает Шуйскому согласье. Шуйский упрекает его в нежелании делиться управлением государства, что Иоанн завещал пятерым боярам: Захарьину (умершему), Мстиславскому (насильно постриженному), Бельскому (сосланному), Годунову и Шуйскому. Годунов, оправдываясь, говорит о спеси Шуйского, о том, что воспользовался единоличной властью на пользу Руси, чему приводит и доказательства; ондобавляет, что трудное дело введения в порядок расстроенного государства немило только Шуйским. Икогда Иван Петрович называет сторонником своим митрополита, тот сообщает о действиях Годунова впользу церкви и склоняет Шуйского к миру. Ирина, показывая вышиваемый ею покров для псковскойсвятыни, признается, что это её молитвенный обет за спасение Шуйского, осажденного некогдалитовцами в Пскове. Взволнованный Шуйский готов забыть былую вражду, но требует от Годуновагарантий безопасности своим соратникам. Годунов клянется и целует крест. Приглашают выборных отприведенной Шуйским толпы. Федор заговаривает со стариком и не умеет его остановить, в егоплемяннике узнает купца Красильникова, тешившего его недавно медвежьим боем, вспоминает егобрата Голубя, одолевшего в кулачном бою Шаховского, - не сразу Годунову и Шуйскому удаетсявернуть царя к тому, чего ради позваны выборные. Шуйский объявляет о примирении с Годуновым, купцыволнуются («Вы нашими миритесь головами»), Шуйского раздражает недоверие к человеку, только чтоклявшемуся на кресте. Купцы просят о защите от Годунова царя, но тот отсылает их к Борису. Бористишком велит записать имена купцов.Ночью в саду Шуйского княжна Мстиславская с Василисой Волоховой дожидаются Шаховского. Онприходит, говорит о любви, о нетерпении, с каким дожидается свадьбы, смешит её и шутит с нею.
Прибегает Красильников, впустив коего, Шаховской скрывается, зовет Ивана Петровича и сообщает, что все, бывшие у царя, схвачены по приказанью Годунова. Потрясенный Шуйский велит поднять Москвуна Годунова. Заикнувшегося было о Димитрии Головина он резко обрывает и, заявив, что Борис обманомпогубил себя, идет к царю. Оставшиеся бояре меж тем обсуждают челобитную, приискивая новую царицу.
Василий Шуйский называет княжну Мстиславскую. Брат её решается не сразу, желая найти хоть поводдля ссоры с Шаховским. Пока он колеблется, Головин вписывает имя княжны в челобитную. ПоявляетсяШаховской, заявляющий, что невесты не отдаст. Обнаруживается и княжна с Волоховой. При общем крике, взаимных угрозах и упреках Шаховской выхватывает грамоту и убегает. Годунов представляет царюгосударственные бумаги, в содержание коих тот не вдается, а соглашается с решеньями Бориса. ЦарицаИрина говорит о письме из Углича от вдовствующей царицы с просьбою вернуться с Димитрием в Москву.
Федор было препоручает дело Борису, но Ирина требует решения «семейного дела» от него; Федорспорит с Борисом и раздражается его упорством. Приходит Шуйский, жалуется на Годунова. Тот неотпирается, объясняя, что купцы взяты не за прошлое, а за попытку расстроить мир меж ним и Шуйским.
Царь готов простить Годунова, полагая, что они просто не поняли друг друга, но непреклонноетребование того оставить царевича в Угличе наконец сердит царя. Годунов говорит, что уступаетместо Шуйскому, Федор умоляет его остаться, Шуйский, уязвленный поведением царя, уходит. Клешнинприносит пересланное из Углича письмо Головина Нагим, Годунов показывает его царю, требуя взятияШуйского под стражу и, может быть, казни его. В случае отказа он грозит удалиться. ПотрясенныйФедор после долгих колебаний отказывается от услуг Годунова.Иван Петрович Шуйский утешает княжну Мстиславскую: он не допустит её брака с царем и надеется, что Шаховской не донесет на них. Отослав княжну, он принимает бояр и бежавших Красильникова иГолубя и, предполагая смещение скудоумного Федора и возведение на престол Димитрия, определяеткаждому задачи. Отрешенный Годунов, сидя дома, расспрашивает Клешнина о Волоховой и многаждыповторяет, «чтобы она царевича блюла». Клешнин отправляет Волохову в УГЛИЧ новой мамкою, велит егоберечь и намекает, что, если страдающий падучею царевич погубит себя сам, с нее не спросят. Меж темФедор не может разобраться в представленных ему бумагах. Приходит Клешнин и сообщает, что Борисзахворал от расстройства, а Шуйского немедленно надо заключить в тюрьму за намерение возвести напрестол Димитрия. Федор не верит. Входит Шуйский, которому Федор говорит о доносе и просит егооправдаться. Князь отказывается, царь настаивает, Клешнин подначивает. Шуйский признается вмятеже. Федор, испугавшись, что Годунов накажет Шуйского за измену, заявляет, что сам велелпоставить царевича на престол, и вытесняет потрясенного Шуйского из комнаты. В царские покоиврывается Шаховской и просит вернуть ему невесту. Федор, углядев подпись Ивана ПетровичаШуйского, плачет и не слушает доводов Ирины о нелепости бумаги. Ограждая Ирину от обид, онподписывает Борисов приказ, повергая в ужас и её, и Шаховского. На мосту через реку старик бунтуетнарод за Шуйского, гусляр поет о доблестях его. Проезжает гонец с вестью о наступлении татар. КнязьТуренин со стрельцами ведет Шуйского в тюрьму. Подбиваемый стариком народ хочет освободитьШуйского, но тот говорит о своей вине перед «святым» царем и о том, что наказание им заслужено.Клешнин докладывает Годунову, что Шуйские и их сторонники посажены в тюрьму, и вводит ВасилияИвановича Шуйского. Тот поворачивает дело так, будто затеял челобитную для блага Годунова.
Понимая, что Шуйский в его руках, Годунов его отпускает. Царица Ирина приходит заступиться заИвана Петровича. Годунов, сознавая, что Шуйский не прекратит ему перечить, непреклонен. На площадиперед собором нищие говорят о смене митрополита, неугодного Годунову, о казни купцов, стоявших заШуйского. Царица Ирина приводит Мстиславскую просить за Шуйского. Из собора выходит Федор, отслужив панихиду по царю Ивану. Княжна бросается ему в ноги. Федор шлет князя Туренина за Шуйским.
Но Туренин сообщает, что Шуйский ночью удавился, винится, что недосмотрел (потому что отбивалтолпу, приведенную к тюрьме Шаховским, и отбил, лишь застрелив Шаховского). Федор бросается наТуренина, обвиняя его в убийстве Шуйского, и грозит ему казнью. Гонец приносит грамоту из Углича огибели царевича. Потрясенный царь хочет сам дознаться правды. Приходит сообщение о приближениихана и скорой осаде Москвы. Годунов предлагает послать Клешнина и Василия Шуйского, и Федоруверяется в невиновности Годунова. Княжна Мстиславская говорит о намерении постричься. Федор, посовету жены, собирается всю тяжесть правления передать Борису и, поминая свое намерение «всехсогласить, все сгладить», оплакивает свою участь и свой царский долг.

«Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис» - драматическая трилогия А.К. Толстого. Жанровое обозначение пьес, данное автором — трагедии. «Смерть Иоанна Грозного» написана в 1862— 1864 гг., впервые опубликована в «Отечественных записках» (1866 г., № 1). «Царь Федор Иоаннович» сочинялся в 1864—1868 гг., первая публикация в «Вестнике Европы» (1868 г., №5). «Царь Борис» был написан в 1868-1869 гг. и опубликован в «Вестнике Европы» (1870 г., №1).

Драматическая трилогия А.К. Толстого создавалась в эпоху либеральных реформ, когда возник всеобщий интерес к проблемам русской истории. В пору исторических сдвигов и изменений всех форм русской жизни историософская проблематика приобрела особую актуальность. В творчестве самого А.К. Толстого появление драматической трилогии во многом подготовлено его историческими балладами, работой над романом из эпохи Иоанна Грозного «Князь Серебряный», историческими штудиями. Источниками, вдохновившими А.К. Толстого на создание исторических драм, послужили древнерусские повести о Смутном времени, сочинения князя Курбского, мемуары голландского купца И. Массы, IX—XI тома «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, «История в лицах о царе Борисе Феодоровиче Годунове» М.П. Погодина, «Смутное время Московского государства в начале XVI I века» Н.И. Костомарова, а также пушкинский «Борис Годунов».

Драматическую трилогию А.К. Толстого отличает строгое единство художественной композиции, в основе которой — гегелевская триада: тезис—антитезис—синтез. В историософском плане она освещает трагедию власти, в религиозно-философском — строится на несовпадении земной правды-справедливости и небесной правды-истины, в нравственно-философском — разрабатывает тему «прямого» и «окольного» пути к устроению царства справедливости на земле. Место действия пьес — Московская Русь, символическим центром которой является царский трон. Время действия — Смута. Сквозное действие строится центростремительно по отношению к фигуре заглавного героя. В центре каждой из трех пьес — образ самодержавного властителя, личность которого во многом обусловливает содержание исторического процесса, подготовлявшего Смуту: объясняет его причинность, смыслы и итоги. Образы главных героев складываются в триптих, изображающий особенности национального характера, различные его типы.

Содержанием первой части трилогии - «Смерть Иоанна Грозного » - драматург делает «начало конца» Иоаннова царствования. Действие трагедии развивается в преддверии смерти главного героя. Образ хвостатой кометы как предвестника бед отсылает к сходным образам шекспировских трагедий, а предсказанный волхвами «Кириллин день» — к «мартовским идам» Юлия Цезаря. Личный крах самого Иоанна отзывается крахом его царства: «Все кончено! Так вот куда приводит меня величья длинная стезя!» — к «невзгоде», «горестному шатанью всей Руси». Перед лицом вечности «распаденье» Иоаннова дела воспринимается как Божья кара за его неисчислимые преступления. К своему закату царь идет, обуреваемый раскаянием и великим страхом Господнего суда.

Иоанн Грозный представлен в трагедии как человек, «сгоревший в страстях» (А.К. Толстой). Все его действия по устроению Руси — постоянные «пароксизмы произвола», придающие общему колориту трагедии чувство безотрадности и придавленности. В окружении Иоанна намечаются два типа персонажей, не окончательно раздавленных страхом, не смирившихся с кровавым произволом. Выступивший со справедливыми обличениями князь Сицкий и умудренный опытом боярин Захарин-Юрьев — герой «прямого пути» в достижении цели. Честолюбивый прагматик Борис Годунов, душа которого «борьбы и дела просит», выбирает для своих целей «скользкий», «окольный» путь, «опасный для души». Он наиболее активное лицо в трагедии. Мечта о верховной власти заставляет Бориса разоблачать заговоры придворных, перекупать изменников, призывать волхвов в надежде выведать свое будущее, торопить и приуготовлять смерть венценосца. Трагедия заканчивается смертью Иоанна Грозного и первыми распоряжениями Бориса Годунова в качестве ближайшего советника нового царя. Словами «Вот самовластья кара! Вот распаденья нашего исход!» подведен моральный итог. Предсказание грядущих бедствий — в заключительных словах Захарьина-Юрьева: «Злое семя посеял ты, боярин Годунов! Не доброй жатвы от него я чаю!»

Центральная часть трилогии - «Царь Федор Иоаннович » - выступает в качестве антитезиса по отношению к ее первой части: грозного царя сменяет «святой на троне», царящий «с любовию, и с благочестьем, и с кротостью». Душевный микрокосм Федора Иоанновича — вершина треугольника власти, основанием которого стала смертельная схватка двух партий в борьбе за влияние на царя. Каждый из участников этой трагедии — и сторонник «прямого» пути, герой обороны Пскова Иван Петрович Шуйский и хитрый Борис Годунов — знает, каким в итоге должно быть справедливое устроение русской жизни. У каждого из них своя правда и своя правота, которую они защищают с остервенелой ненавистью к противнику. Длящийся спор о судьбе Руси, в котором все правы и никто не прав окончательно, определяет развитие конфликта. Эта правда-справедливость мирского устроения власти диктует логику борьбы, необходимость которой каждому из действующих лиц русской истории понятна, ими осознана и, в принципе, приемлема для них.

Но абсолютно недоступна «эвклидовым умам» окружающих, неприемлема и странна евангельская «мудрость безумия» царя Федора. Он тоже знает, но его знание — «не от мира сего». (Неслучайно отмеченное критикой сходство этого образа с образом «положительно прекрасного» героя Достоевского — князя Мышкина. Оба они — «последние в роде» и оба отмечены чертами «неотмирности».) Духовная высота личности Федора не в мудрости правителя, а в жизни «по совести», в его призвании «быть человеком». Образ царя Федора Иоанновича построен драматургом на тончайшей грани между святостью и благостностью, смирением и слабостью натуры; между юродством как определенным типом русской святости и психическим недугом. «Чистым источником» называет драматург любящую душу Федора. Но из этого источника истекает страшное событие, разразившееся над Россией долгим рядом бедствий и зол, — инспирированное Годуновым убийство царевича Димитрия. Лучшие побуждения Федора Иоанновича, его стремление «всех согласить, все сгладить», попытка выступить не в свойственной ему роли царя (знаменитое «Я царь или не царь?») приводят к финальной катастрофе: «Моей виной случилось все...». Отныне, по словам автора, «он умер для мира, он весь принадлежит Богу».

Заключительная часть трилогии - «Царь Борис » - посвящена царствованию Бориса Годунова. Начало трагедии — момент высочайшего торжества Бориса: цель достигнута, он венчается на царство. Отныне ничто не препятствует ему синтезировать лучшие черты двух предыдущих правлений и достичь гармонии целого: царить «праведно и мудро, на тишину Руси, как царь Феодор, на страх врагам, как грозный Иоанн».

Но Борис не в силах разорвать «с прошедшим связь»: тень убитого царевича Димитрия преследует его. Борис «с именем, со звуком спорить должен». Сбывается двусмысленное предсказание волхвов: «Он слаб, но он могуч... Сам и не сам... Безвинен перед всеми... Убит, но жив» (явная отсылка к предсказаниям шекспировских ведьм Макбету).

С темой невинной жертвы за грешный мир связывается тема исторического возмездия. Череда несчастий (появление Самозванца, отравление жениха дочери Христиана, недовольство бояр отменой Юрьева дня, брожение в народе и оживление разбойничества) — это расплата Бориса за прошлое, которое он не в силах ни отменить, ни искупить. По мнению А.К. Толстого, оправдание преступления высотой цели невозможно в силу абсолютности высшей правды.

Все намеченные драматургом в начале трилогии темы находят завершение в ее последней части. Показ мирского содержания правды-справедливости в свете небесной правды-истины — можно определить как сверхзадачу автора этой драматической трилогии.

Первую постановку «Смерти Иоанна...» осуществил в 1867 г. Александринский театр (Петербург). В Малом театре (Москва) премьера состоялась в 1868 г. В 1896 г. заглавную роль в трагедии сыграл выдающийся итальянский артист Э. Росси. Позднее трагедию ставили режиссеры: К.С. Станиславский и А.А. Санин (МХТ, 1899 г.; в заглавной роли — К.С. Станиславский и В.Э. Мейерхольд); Л.Е. Хейфец (Центральный театр Советской Армии, Москва. 1966 г.); Р.С. Агамирзян (Ленинградский драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской. 1976 г.).

Первую постановку «Царя Федора...» осуществил 12 октября 1898 г. Петербургский театр Литературно художественного общества (Суворинский). 14 октября того же года премьерой «Царя Федора...» открылся Московский Художественно-общедоступный театр: режиссеры — К.С. Станиславский и А.А. Санин; роль Федора гениально исполин И.М. Москвин. Позднее трагедию ставили режиссеры: Р.С. Агамирзян (1972 г., Ленинградский драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской); М.Г. Шепенко (1997 г., Камерная сцена; Москва).

Первая постановка «Царя Бориса» была осуществлена в 1881 г. в Москве. На сцене Александринского театра трагедия была поставлена в 1898 г. и возобновлена в 1900 г. На сцене Малого театра трагедия шла в 1899 и 1902 гг. В 1978 г. трагедию поставил Р.С. Агамирзян на сцене Ленинградского драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской, завершив тем самым свой сценический триптих по драматической трилогии А.К. Толстого.