А была ли зависимость ссср от экспорта нефти? «На игле»: насколько сильно Россия зависит от нефти и газа Зависимость российской экономики от цен на нефть.

Описывая нефтяную войну, которую Саудовская Аравия ведет с Западом, для сравнения зависмости экономик различных стран от экспорта нефти я написал: "когда говорят, что экономика России полностью зависит продажи углеводородов – это неправда". Тогда я не привел никаких доказательств, хотя по моему мнению, они и лежат на поверхности. По сравнению с Саудовской Аравией, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и прочими странами, Россия далеко не так зависима от продажи сырой нефти. Достаточно посмотреть на цифры.

Что получает Россия от экспорта нефти, газа?

Экспорт сырой нефти
2014 год - 223,415 млн. тонн - $153,878 млрд
2015 год - 244,485 млн. тонн - $89,577 млрд

Экспорт нефтепродуктов
2014 год - 164,837 млн. тонн - $115,649 млрд
2015 год - 171,535 млн. тонн - $67,4 млрд

Бензин (в составе экспорта нефтепродуктов)
2014 год - 4,177 млн. тонн - $3,162 млрд
2015 год - 4,746 млн. тонн - $2,481 млрд

Дизельное топливо (в составе экспорта нефтепродуктов)
2014 год - 47,399 млн. тонн - $40,803 млрд
2015 год – 51 млн. тонн - $25,853 млрд

Экспорт газа
2014 год - 172,6 млрд. кубометров - $54,730 млрд
2015 год – 185,5 млрд. кубометров - $41,8 млрд

Экспорт сжиженного газа
2014 год - 20,5 млн. кубометров - $5,244 млрд
2015 год – 21,4 млн. кубометров - $4,546 млрд

Как видим, потери есть. Но не смертельные. Берем калькулятор, суммируем и получаем экспорт всех углеводородов (сырой нефти, газа и нефтепродуктов) за 2015 год - $203,323 млрд.

По статистике, весь экспорт из России в долларовом эквиваленте снизился на 31,1% (по сравнению с 2014 годом) и составил $345,9 млрд.

Причина проста - падение цен на нефть. Если в январе 2014 года баррель нефти Brent стоил примерно $107, в январе 2015 - $50, а в январе 2016 уже $34. И то Россия сгладила неприятный момент за счет увеличения добычи и производства нефтепродуктов. Иначе потери были бы больше.

Россия стала наращивать производство нефтепродуктов, т.е. экспортировать не только сырье, но и готовую продукцию.

Исходя из этих цифр, получается, что доля нефти и газа - почти 70% от всего экспорта России.

Удивительно, но большинство останавливается и зацикливается на этой цифре, обвиняя Россию исключительно в сырьевой модели экономики. Оппозиция почему-то не любит слушать дальше. Ведь дальнейшие цифры разрушают их "посыл" - в России все плохо.

Постойте, а мы разве всей страной работаем исключительно на экспорт?

По данным Ростата объем ВВП в 2014 году - 77 трлн 893,1 млрд руб., а в 2015 - 80 трлн 412,5 млрд. рублей ($1325 при среднем курсе доллара 60,66).

По данным либералов, ВВП России в 2015 году почему-то в два раза меньше - $650 млрд. Откуда они взяли эту цифру - неизвестно.

ВВП России в 2015 году - $1325 млрд. Полученные $89,5 млрд от экспорта сырой нефти – примерно 6,8% .

Даже если брать весь углеводородный экспорт ($203,323 млрд.), то это все-равно чуть более 15% ВВП Росси.

Согласен, для нашей страны низкие цены на нефть, как минимум, неприятны. Мы на эти деньги расчитываем. Но и говорить о том, что мы полностью зависим от экспорта нефти и ее цены - не приходится. Даже иностранные аналитики подтверждают: Россия, даже не получая никаких доходов от продажи углеводородов, сможет спокойно прожить 3-4 года, за которые экономика России может еще больше увеличить разрыв и максимально утратить зависимость от экспорта углеводородов. По крайней мере, специалисты Bloomberg видят огромный потенциал в экономике России. И тут с ними сложно не согласиться.

В некоторых стратегически важных отраслях. Рыночные реформы периода обретения независимости помогли приватизировать большую часть промышленных и сельскохозяйственных предприятий, за исключением энергетических и военных. ВВП России во многом зависит от доходов от углеводородов, включая нефть и газ. Они составляют около 10 % валового продукта, 50 % федерального бюджета и 70 % объема экспорта. Теневой сектор экономики является вторым по размеру среди других стран. Доля России в ВВП мира составляет около 3 %.

Общая информация

ВВП России в текущих ценах в 2014 году - 70975,8 млрд рублей. Это всего на 0,6 % больше, чем в прошлом 2013-ом. По данным Госкомстата ВВП России на душу населения - 485,8 тыс. рублей. Структура ВВП России по основным секторам выглядит следующим образом: сельское хозяйство - 4 %, промышленность - 36,3 %, услуги - 59,7 %. Госкомстат также изучает проценты первичных доходов в валовом внутреннем продукте. Оплата труда работников по найму составляет 52,0 %, чистые налоги - 15,7 %, общая прибыль экономики - 32,3 %. В 2015 году ожидается отрицательный прирост показателя на уровне -5 %. По данным МВФ на апрель текущего года номинальный ВВП страны - 1,175 трлн долларов США, по паритету покупательной способности - 3,458.

Структура ВВП России

Наибольшая добавленная стоимость создается в категории «Оптовая и розничная торговля", а также "Ремонт» - 17,2 % от общего объема ВВП в 2014 году. Вклад других категорий в порядке убывания выглядит следующим образом:

  • Обрабатывающая промышленность - 15,6 %.
  • Аренда, услуги государственного управления и обеспечение военной безопасности - 12,3 %.
  • Добыча полезных ископаемых - 10,1 %.
  • Транспортные услуги и связь - 8,7 %.
  • Социальное страхование - 6,6 %.
  • Строительные услуги - 6,5 %.
  • Финансовая деятельность - 5,4 %.
  • Здравоохранение и другие социальные услуги - 4,2 %.
  • Сельское и лесное хозяйство, охота - 4,0 %.
  • Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 3,4 %.
  • Образование - 3 %.
  • Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги - 1,8 %.
  • Гостиничный и ресторанный бизнес - 1,0 %.
  • Рыболовство - 0,2 %.

Доля нефти в ВВП России, если рассмотреть структуру добычи полезных ископаемых, составляет менее 10 %.

Мировой и отечественный рынок углеводородов

РФ входит в десятку стран, которые добывают больше всего нефти. Ее доля на мировом рынке составляет около 8 %. За последнее десятилетие добыча увеличилась в четыре раза. Минимальная цена на топливо была зарегистрирована в 1998 году - 9 долларов за баррель, максимальная в 2014-ом - 115. Потенциал отечественного топливно-энергетического комплекса является одним из самых больших в мире. Россия занимает 13 % территории земного шара, на которой проживают 3 % населения. В недрах страны сосредоточено 13 % запасов нефти и 34 % - природного газа. Наличие такого количества природных ресурсов - это в первую очередь преимущество, а не недостаток. Но в неумелых руках развитая нефтегазовая отрасль превращается из «локомотива» экономики, который способствует повышению благосостояния населения, в «иглу», которая выкачивает последние силы из национального хозяйства.

Доля нефти в ВВП России

Многие экономические аналитики спорят о зависимости РФ от «нефтяной иглы». Противники такого заявления приводят в качестве аргумента долю нефти в валовом внутреннем продукте. Всего 9 % позволяют говорить о том, что отечественная экономика практически не зависит от продажи углеводородов. Но почему же в таком случае все антикризисные программы направлены на снижение зависимости от нефти? Все дело в том, что бюджет страны и ВВП - это совсем не равнозначные понятия. Однако текущее падение валового продукта на 4,6 % многие эксперты связывают не с экономическими санкциями в результате геополитического противостояния между Россией и Западом, а как раз с падением цены на нефть. При этом большинство факторов, влияющих на ухудшение конъюнктуры, - внешние, поэтому правительство не может их изменить. Пока углеводороды не подорожают, ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону, а ВВП России вырастет.

РФ и падение цены на нефть

По данным Министерства финансов, с января по июнь 2015 года в бюджет поступили доходы в размере 6,6 трлн рублей. Большую половину этой суммы составляют налоги. Следует отметить, что с 1 января нагрузка на нефтянников сместилась с таможенных пошлин к сбору на добычу полезных ископаемых. Он стал основным налогом. Экспортные пошлины на нефть в течение следующих трех лет будут снижены в 1,7 раза, как и акцизы. Получается, что в первом полугодии большую половину федерального бюджета обеспечил нефтегазовый сектор (3,7 трлн рублей). И все это в ситуации, когда топливо подешевело практически в два раза. В зависимости от методики расчета зависимость федерального бюджета от нефти может доходить до 55 %. Правительство разрабатывает различные программы развития экономики. Одна из целей большинства из них - снижение зависимости от нефтяного сектора. Планируется, что к 2020 году доходы от продажи топлива в федеральном бюджете будут составлять 35 %.

Сопоставление российских и мировых показателей

В 2014 году экономика РФ стала шестой крупнейшей экономикой по паритету покупательной способности и десятой, если брать ВВП в текущих ценах. По прогнозу МВФ, к концу 2015-го она может стать девятнадцатой из-за девальвации рубля. В последние десять лет экспорт энергопродуктов был основным фактором улучшения жизненных стандартов. На сегодняшний день именно падение цен на нефть является причиной почти пятипроцентного падения в первом полугодии ВВП России, а экономические санкции не позволяют переориентировать экономику.

Мнения о степени зависимости российской экономики от экспорта углеводородов сильно расходятся. Это объясняется тем, что подобные суждения часто имеют скрытый политический подтекст. Одни утверждают, что благосостояние страны практически полностью основано на доходах от продажи нефти и газа. Другие настаивают на том, что российская экономика достаточно диверсифицирована, поэтому экспорт углеводородов не играет критической роли в поддержании её стабильности. Разные методики определения структуры бюджета дают противоречивую информацию о том, какую долю в нём составляют доходы, полученные от

Сырьевая экономика

Некоторые страны, богатые полезными ископаемыми, предпочитают идти лёгким путём и сосредотачиваются на развитии добывающей индустрии. Такая экономическая политика вызывает неоднозначное отношение. Стандартные упрёки в адрес государств с так называемой сырьевой экономикой сводятся к тому, что вместо инвестирования в высокотехнологичное производство они делают ставку на природные ресурсы, которые в обозримом будущем могут быть исчерпаны.

Важность инноваций и модернизации промышленности не вызывает никаких сомнений. Однако стоит задаться вопросом, насколько следует доверять предсказаниям об истощении мировых запасов полезных ископаемых. В первую очередь это относится к углеводородам, без которых немыслима современная цивилизация.

Мировые запасы чёрного золота

Около 60 лет назад широкую известность получила теория нефтяного пика. Она утверждала, что в начале 21 века человечество столкнётся с глобальным дефицитом чёрного золота. Это предсказание не сбылось, поскольку исследования, лежавшие в его основе, не учитывали изобретения новых методов добычи.

Неудачный прогноз поставил под сомнение возможность вычисления времени всемирного углеводородного пика. С уверенностью можно сказать только то, что когда-нибудь запасы нефти будут исчерпаны, поскольку она является Доклад, опубликованный Международным агентством по энергетике, содержит следующий вывод: глобальные резервы чёрного золота велики, но не вечны.

Роль экспорта углеводородов

Чтобы понять, действительно ли отечественная экономика находится в безнадёжной зависимости от ежесекундно меняющихся котировок мировых бирж, необходимо объективно оценить долю нефти в бюджете России. Сравнительный анализ структуры доходов стран, числящихся в списке главных на планете поставщиков энергоносителей, поможет создать наиболее приближенную к реальности картину.

Если взять в качестве критерия не долю нефти в бюджете России, а количество экспортированных баррелей на душу населения, то выяснится, что в этом рейтинге первые строчки занимают такие государства, как Катар, Кувейт, и Норвегия. РФ по данному показателю стоит на 22-м месте.

Чтобы сравнить процент нефти в с аналогичным значением в других богатых углеводородами странах, необходимо выбрать наиболее объективную методику подсчёта. Некоторые утверждают, что энергетический сектор даёт около половины доходов страны. Эта цифра основана на официальных данных, но не отражает реального положения дел. Когда речь идёт о доходах от нефти в бюджете России, следует принимать во внимание его сложную структуру. Кроме того, есть определённые тонкости в терминологии, которую использует Министерство финансов в своих отчётах.

Консолидированный доход

Реалистичная оценка степени зависимости бюджета России от нефти должна основываться на исчерпывающей информации. Только с учётом консолидированного дохода государства можно определить, какую роль в экономике играет экспорт энергоносителей. По официальным сообщениям, вклад углеводородной отрасли составляет около 20% налоговых поступлений. Эта цифра сильно расходится с утверждениями о том, что доля нефти в бюджете России достигает 50%. Причина данного противоречия заключается в особенностях финансовой системы страны.

Федеральный бюджет, доля нефти в котором действительно доходит до 50%, не может служить показателем общего объёма доходов государства. Он не включает в себя страховые взносы, а также значительную часть налогов корпораций и физических лиц. В консолидированном доходе РФ, отражающем реальную экономическую ситуацию, доля экспорта углеводородов примерно в два раза ниже, чем в федеральном бюджете.

Обвал цен на энергоносители

Последствия произошедшего в 2014 году катастрофического падения стоимости чёрного золота демонстрируют на практике степень влияния сырьевого сектора на общее благосостояние страны. Они подтверждают, что доля нефти в бюджете России играет важную, но не критическую роль. Наступление периода низких цен на углеводороды привело к обвалу курса национальной валюты, однако основные показатели отечественной экономики выглядят вполне приемлемо.

Компенсировать потери кабмин пытается за счет "косвенных налогов"

К 2020 г. доля нефтегазовых доходов федерального бюджета достигнет исторического минимума - на сырье будет завязана треть госказны, тогда как в "лучшие" для нефти и газа годы бюджет больше чем на половину состоял из НДПИ, прибыли от экспорта сырья и нефтепродуктов. Целью снизить зависимость от углеводородов российские власти задались (по крайней мере, на словах) еще до двукратного обвала нефтяных котировок, но едва ли сверстанный бюджет можно считать достижением. Следом за нефтегазовыми снижаются общие доходы бюджета, поддерживать которые приходится за счет роста налоговой нагрузки.

Нефтегазовые доходы (включают в себя НДПИ на углеводороды, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ), по прогнозу Минфина, в 2017 г. составят 39,4% от общих поступлений в госбюджет. В 2018 г. "сырьевая" доля снизится до 35,9%, в 2019 и 2020 гг. составит 33,7% и 33,4%. В 2018 г. госбюджет получит 5,479 трлн руб. (5,6% от ВВП) нефтегазовых доходов при цене на нефть $40,8 за баррель. В 2019 г. сумма уменьшится до 5,247 трлн руб. (5,1% ВВП), планы на 2020 г. - 5,440 трлн руб., но в процентах ВВП опять же происходит падение доли - до 4,9%.

В прошлом году премьер Дмитрий Медведев на встрече с "Единой Россией" представил сокращение доли нефтегазовых доходов бюджета как заслугу финансовых властей:

"Задача в том, чтобы мы производили продукцию и товары, которые способны конкурировать на международных рынках. Если мы этого добьемся, то у нас будет другая экономика. И мы этого добиваемся. Раньше 70% бюджета составляли доходы от экспорта углеводородов, а сейчас 45%, значит, мы можем без этого себя кормить. Надо меняться и пользоваться этой ситуацией ".

Строго говоря, на 70% из нефти и газа федеральный бюджет не состоял никогда, по крайней мере, по официальной версии статистов. Так, по данным Минфина, наибольший удельный вес сырьевые статьи доходов имели в 2012-2014 гг. - более 50% и три года назад нефтегазовые доходы перевалили за 51%, заняв 10,4% в ВВП страны. Затем - период низких цен на нефть с параллельными валютными скачками. Как итог - потеря нефтяного триллиона в 2016 г. и 10%-ный рост ненефтегазовых доходов (однако во многом это заслуга "приватизации" "Башнефти" государственной "Роснефтью").

В нефтегазовых доходах наибольшую долю занимает НДПИ в виде углеводородного сырья, в 2018 г. это 3,547 трлн руб. Причем, поступления от главного сырьевого налога в следующие два года будут падать: на 332,3 млрд руб. в 2018-м и на 137,2 млрд руб. - в 2019-м. Отчасти снижение будет компенсировано лишь в 2020 г. Минфин объясняет динамику изменением цен (только удешевление барреля "Юралс" в следующем году "отнимет" 576 млрд руб.), падением добычи нефти и газа, а также корректировкой налогового законодательства.

В прогнозном бюджете снижение доли нефтегазовых доходов вызвано тем, что на заниженном уровне фиксируется цена нефти, одновременно завышается экономический рост, считает руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин :"В ситуации, когда мы предполагаем, что будет идти рост за счет ненефтяного сектора, доля доходов от него объективно снижается. При этом в прогнозе нет признаков правдоподобия, потому что он базируется на вещах, которые никак не обоснованы ".

Обратная динамика в ненефтегазовых доходах: увеличиваются поступления по налогу на прибыль, НДС, акцизам. Удельный вес этой части поступлений в ВВП растет с 9,7% в 2017 г. до 9,8% к ВВП в 2020 г. Но рост вызван не только экономической динамикой, Правительство увеличило ряд псевдоналоговых платежей : ставки утилизационного сбора на сельскохозяйственную, дорожную и строительную технику (от индексации на 15% до введения новых видов сборов), и автомобили (с 2018 г. вводится дифференцированная шкала акцизов на легковые автомобили мощностью свыше 200 л.с). Кроме того, с 1 июля 2018 г. планируется понизить порог беспошлинного ввоза товаров для личного пользования физлицами, что отразится на стоимости покупок .

Заметим также, что прогноз по ненефтегазовым доходам сформирован с учетом направления на дивиденды 50% прибыли госкомпаний . Как известно, этот норматив ряд крупных игроков , если же "Газпром", "Роснефть", "Транснефть", "Россети" и другие компании выполнят условия, бюджет в 2018 г. получит 379,8 млрд руб. дивидендов, в 2019 г. - 425,6 млрд руб., в 2020 г. - 456,9 млрд руб.

Увеличение "косвенных" налогов, таких как акцизы, - результат манипуляции фискальными мерами, считает главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев . Однако перевес в сторону несырьевых доходов, по его мнению, - свидетельство того, что экономика становится более диверсифицированной и может развиваться не только за счет нефтегаза.

"Доказательством может быть стабилизация курса рубля по отношению к конвертируемым западным валютам, прежде всего, к доллару. Он колеблется достаточно сильно, но вокруг определенной величины и зачастую в фазе, противоположной движениям цен на нефть. К тому же Росстат указывает на положительные темпы роста экономики за первое полугодие. Все говорит о том, что экономика вышла в позитивную зону, сделала она это как раз за счет ненефтегазовых отраслей. Я считаю, что это тенденция, она становится явной и видимой ", - рассказал Беляев.

Однако в полной мере заместить нефтегазовые рубли не удалось, доказательство тому - снижение доходов относительно ВВП с 16% в 2017 г. до 14,8% в 2020 г. Динамика связана "с сокращением доли нефтегазового сектора на фоне отстающих темпов роста физических объемов добычи и экспорта", признают в Минфине. Свой эффект окажет и завершение сделки ОПЕК: цены на "Юралс" выйдут на траекторию $40 уже к концу 2018 г.

Процент нефтегазовых доходов в госбюджете, как видно на графике ниже, все еще зависит не от усилий, якобы прилагаемых Правительством для диверсификации экономики, а от стоимости нефти. Нефтедоллары формируют запасы, от них зависит налоговая политика, да и политика в целом. Как результат - бюджет-2018 по своей структуре является практически полным отражением казны середины "нулевых" .

Средства Фонда национального благосостояния, который в будущем году поглотит Резервный фонд, значатся в числе источников финансирования дефицита в 2018 г., начиная с 2019 г. "кубышку" запечатают. Решение объясняется тем, что копить сверхприбыли от сырья в период отсутствия таковых не получается. На начало 2016 г. в ФНБ находилось 5,227 трлн руб., к концу 2017 г., по прогнозам кабмина, там останется уже 3,901 трлн руб. В 2018 г. предполагается снижение объема средств ФНБ до 3,756 трлн руб. за счет направления 1,113 трлн руб. на покрытие дефицита и формирование средств Пенсионного фонда. При этом дополнительные нефтегазовые доходы, которые поступят в ФНБ, оцениваются в 716 млрд руб. в 2018 г. и 547,1 млрд руб. - в 2019 г. За эти годы из ФНБ будет потрачено лишь 8,2 млрд руб. на формирование пенсий.

Нефтегазовый дефицит федерального бюджета сократится с 9,1% в 2016 г. до 5,8% ВВП в 2020 г.

"Де-факто бюджетная политика уже с февраля текущего года проводится в соответствии с переходными положениями бюджетных правил. Дополнительные нефтегазовые доходы, поступающие в 2017 г., не могут быть использованы на финансирование расходов бюджета. Результатами такой политики уже стало снижение зависимости курсовой динамики от цен на нефть и укрепление доверия инвесторов к проводимой политике ", - отмечено в документах к проекту бюджета 2018-2020 гг.

Напомним, что в Госдуме находится проект закона о распределении части нефтегазовых доходов между россиянами. Авторы, депутаты фракции КПРФ, предлагают в 2018 г. . Коммунисты уверены, что падение сырьевых доходов не является причиной отказа от инициативы.

"Посмотрите на котировки нефти - цена растет. Мы получим дополнительные доходы, которые власти хотят инвестировать в американскую экономику. Напомню, что "кубышка", куда будут складывать доходы, номинирована в нефтедолларах . Мы считаем такую политику в корне неверной, нефтедоллары должны служить возрождению российской экономики . Сейчас бюджет в целом сокращает расходы, но при этом 38% тратится на оборону и безопасность, а на сельское хозяйство - 1,5% - это продолжение бюджетной политики, направленной на убиение собственной экономики. Как можно говорить о снижении сырьевой зависимости, если сама бюджетная политика формируется, исходя из долларовых цен на нефть и размера бивалютной корзины? Экономика остается зависимой" , - поделился своим мнением с депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев .

"Отнять" доходы у госказны хотят не только коммунисты. Накануне Минфину предложили отдать часть ненефтегазовых доходов от акцизов регионам. В частности, речь шла о зачислении в бюджеты субъектов поступлений от акцизов на крепкий алкоголь и табак, доходов от топливных сборов. Однако в условиях борьбы за сокращение дефицита федерального бюджета просьба сенаторов в ближайшие годы навряд ли будет услышана.

Прошлый год оказался самым малоприносящим от продажи нефти и газа — всего лишь 35,9% от общих доходов. Если за январь-февраль 2016 г. в бюджет страны от сырья поступило 687,7 млрд рублей, то за аналогичный период 2017 г. уже 1 трлн рублей, что на 20% ниже, чем в 2014 г., но на 4% больше 2013 г.

Отрадно то, что ненефтегазовые доходы росли несмотря на мировую конъюнктуру рынка сырья. В прошлом году из 13,5 трлн рублей на них пришлось 8,6 трлн рублей — наилучший показатель за современную историю. Только благодаря им общим доходам бюджета России удалось удержаться выше отметки в 13 трлн рублей.

Однако стоит нефтяным ценам пойти выше, как доля нефтегазовых доходов начнет расти. Так как наша страна существенно увеличила добычу «черного золота», то даже если его котировки доберутся до отметки в 65 долларов за баррель, нефтегазовые поступления в бюджет перекроют ненефтегазовые.

Что касается расходной части бюджета, то существенный рост произошел в затратах на социальную политику и национальную оборону — по 412 и 73 млрд рублей соответственно. А вот расходы на здравоохранение упали аж в 2 раза на 30 млрд рублей.

Резюме

Рост нефтегазовых доходов, на наш взгляд, существенно ограничен в ближайшие годы, и это вызвано не только низкими ценами на нефть, но еще и . Поэтому, скорее всего, их доля со временем будет все меньше и меньше.

Может быть интересно: