Тематическое планирование учебного материала………………………………………………………….5
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс VII класса…………7
ВВЕДЕНИЕ
Урок 1.
Русский язык как развивающееся явление………………………………………………………...8
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V-VI КЛАССАХ
Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение…………………………………………………… 10
Урок 3. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор………………………………………………11
Урок 4. Лексика и фразеология…………………………………………………………………………… 13
Уроки 5-6. Фонетика и орфография………………………………………………………………………14
Уроки 7-8 . Словообразование и орфография.
Морфемный и словообразовательный разбор…………………………………………… 17
Уроки 9-10. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова…………………………… 19
Урок 11. Морфология и орфография.
Морфологический разбор слова (практическое занятие )……………………………… 22
Урок 12 . Подготовка к контрольному диктанту………………………………………………………… 23
Уроки 13-14. Контрольный диктант и его анализ……………………………………………………… 24
Урок 15. Развитие речи. Текст…………………………………………………………………………… 25
Урок 16. Развитие речи. Текст (практическое занятие )…………………………………………………27
Урок 17.
Развитие речи. Стили литературного языка…………………………………………………… 28
ПРИЧАСТИЕ
Урок 18. Причастие как часть речи……………………………………………………………………… 29
Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль……………………………………………………… 30
Урок 20. Склонение причастий
и правописание гласных в падежных окончаниях причастий……………………………32
Урок 21 . Склонение причастий и правописание гласных
в падежных окончаниях причастий (практическая работа )…………………………… 33
Урок 22. Понятие о причастном обороте………………………………………………………………… 34
Урок 23. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми…………………………… 35
Уроки 24-25 . Развитие речи. Описание внешности человека………………………………………… 36
Урок 26. Действительные и страдательные причастия………………………………………………… 38
Урок 27. Краткие и полные страдательные причастия………………………………………………… 39
Урок 28. Действительные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени……………… 40
Урок 29 . Действительные причастия прошедшего времени…………………………………………… 41
Урок 30. Практикум «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»…………… 43
Уроки 31-32. Развитие речи. Изложение с использованием причастий……………………………… 44
Урок 33. Страдательные причастия настоящего времени.
Гласные в суффиксах причастий настоящего времени………………………………… 45
Урок 34. Страдательные причастия прошедшего времени………………………………………………46
Урок 35. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях…………………………… 48
Урок 36. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий
прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных………………… 49
Уроки 37-38. Практическая работа «Одна и две буквы н в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени.
Одна буква н в отглагольных прилагательных»…………………………………………..50
Урок 39. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий
и в кратких отглагольных прилагательных……………………………………………......52
Урок 40. Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте… 53
Уроки 41-42. Развитие речи. Выборочное изложение………………………………………………… 54
Урок 43. Морфологический разбор причастия……………………………………………………………55
Уроки 44-45. Контрольный диктант и его анализ……………………………………………………… 57
Урок 46. не с причастиями……………………………………………57
Урок 47. Практическая работа «Слитное и раздельное написание не с причастиями»……………… 59
Урок 48. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени………………………………………… 60
Урок 49. Развитие речи. Подготовка к сочинению -
описанию внешности человека (с использованием причастий)………………………… 62
Уроки 50-51 . Обобщение по теме «Причастие»…………………………………………………………63
Урок 52. Анализ контрольной работы и работа над ошибками………………………………………… 64
Уроки 53-54.
Контрольный диктант и его анализ……………………………………………………… 65
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Урок 55. Деепричастие как часть речи…………………………………………………………………… 66
Урок 56 . Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте………………………………..68
Урок 57. Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме»…………………… 69
Урок 58. Раздельное написание не с деепричастиями……………………………………………………70
Урок 59. Деепричастия несовершенного вида…………………………………………………………… 71
Урок 60 . Деепричастия совершенного вида……………………………………………………………… 72
Уроки 61-62. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»……… 74
Урок 63. Морфологический разбор деепричастия……………………………………………………… 76
Урок 64. Итоговый урок по теме «Деепричастие»……………………………………………………… 77
Уроки 65-66.
Контрольный диктант по теме «Деепричастие» и анализ ошибок…………………… 78
НАРЕЧИЕ
Урок 67. Наречие как часть речи………………………………………………………………………… 79
Урок 68. Смысловые группы наречий……… …………………………………………………………… 80
Урок 69. Степени сравнения наречий…………………………………………………………………… 82
Урок 70. Морфологический разбор наречия………………………………………………………………83
Урок 71. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е ………………………………… 85
Урок 72. Практикум «Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и –е »………………..... 86
Урок 73. Буквы е и и в приставках не - и ни - отрицательных наречий………………………………… 88
Урок 74. Одна и две буквы н в наречиях на -о и –е… …………………………………………………… 89
Уроки 75-76. Диктант и его анализ……………………………………………………………………… 90
Уроки 77-78. Развитие речи. Описание действий……………………………………………………… 91
Урок 79. Буквы о и е после шипящих на конце наречий…………………………………………………92
Урок 80. Буквы о и а на конце наречий……………………………………………………………………93
Урок 81. Развитие речи. Описание картины Е. Н. Широкова «Друзья»……………………………… 94
Уроки 82-83. Дефис между частями слова в наречиях………………………………………………… 95
Уроки 84-85. Практикум «Дефис между частями слова в наречиях»……………………………………97
Уроки 86-87. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,
образованных от существительных и количественных числительных………………… 99
Урок 88. Мягкий знак после шипящих на конце наречий………………………………………………101
Урок 89. Обобщение по теме «Наречие»…………………………………………………………………102
Уроки 90-91. Практическая работа по теме «Наречие»……………………………………………… 103
Уроки 92-93.
Контрольный диктант и его анализ…………………………………………………… 104
^
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ
Урок 96. Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи…………108
Урок 97. Морфологический разбор категории состояния………………………………………………109
Урок 98.
Развитие речи. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему……………………… 109
^
СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ
Урок 99.
Самостоятельные и служебные части речи……………………………………………………111
ПРЕДЛОГ
Урок 100. Предлог как часть речи……………………………………………………………………… 112
Урок 101
Урок 102
Урок 103. Непроизводные и производные предлоги……………………………………………………114
Урок 104. Употребление производных предлогов в речи………………………………………………115
Урок 105. Простые и составные предлоги……………………………………………………………… 116
Урок 106 . Морфологический разбор предлога………………………………………………………… 117
Урок 107. Развитие речи. Подготовка к сочинению
по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа»………………………………118
Уроки 108-109. Слитное и раздельное написание производных предлогов………………………… 120
Уроки 110-111. Практическая работа по теме «Слитное
и раздельное написание производных предлогов»…………………………………… 122
СОЮЗ
Урок 112 . Союз как часть речи……………………………………………………………………………123
Урок 113 . Простые и составные союзы………………………………………………………………… 124
Урок 114. Союзы сочинительные и подчинительные………………………………………………… 125
Уроки 115-116. Развитие речи. Употребление сочинительных
и подчинительных союзов в художественной речи…………………………………… 127
Урок 117. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении……………129
Уроки 118-119. Сочинительные союзы…………………………………………………………………130
Урок 120. Подчинительные союзы……………………………………………………………………… 132
Урок 121. Морфологический разбор союза………………………………………………………………134
Уроки 122-123. Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге…………………………………… 135
Уроки 124-125. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы ………………………………… 136
Урок 126. Обобщающий урок по теме «Союз»………………………………………………………… 138
Уроки 127-128. Контрольные уроки по темам «Предлог» и «Союз»…………………………………139
Уроки 129-130.
Контрольный диктант и его анализ………………………………………………… 139
ЧАСТИЦА
Урок 131. Частица как часть речи……………………………………………………………………… 140
Урок 132. Разряды частиц. Формообразующие частицы……………………………………………… 141
Уроки 133-134. Смысловые частицы……………………………………………………………………142
Урок 135. Раздельное и дефисное написание частиц……………………………………………………144
Уроки 136-137. Развитие речи.
Устное сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»………………… 145
Урок 138. Морфологический разбор частицы………………………………………………………… 146
Уроки 139-140. Отрицательные частицы не и ни ………………………………………………………147
Урок 141. Различение частицы не и приставки не- ……………………………………………………...149
Уроки 142-143. Практическая работа по теме «Различение частицы не и приставки не -»………… 150
Уроки 144-145 . Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету…………………………… 151
Урок 146 . Частица ни , приставка ни -, союз ни - ни …………………………………………………… 152
Уроки 147-148. Обобщение по теме «Частица»……………………………………………………… 153
Уроки 149-150.
Контрольный диктант и его анализ………………………………………………… 154
МЕЖДОМЕТИЕ
Урок 151. Междометие как часть речи………………………………………………………………… 155
Урок 152. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях………………………………156
Урок 153. Производные междометия…………………………………………………………………… 157
Урок 154. Междометия и другие части речи…………………………………………………………… 158
Урок 155. Междометия в художественной речи…………………………………………………………160
Урок 156
. Обобщение по теме «Междометие»………………………………………………………… 161
ПОВТОРЕНИЕ
Урок 157 . Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи…………………………………………162
Уроки 158-159. Развитие речи. Сочинение…………………………………………………………… 163
Вариант уроков 158-159. Интегрированные уроки «О стрекозах, нимфах и адмиралах»………… 163
Урок 160. Фонетика. Графика…………………………………………………………………………… 168
Урок 161. Лексика и фразеология……………………………………………………………………… 169
Урок 162. Морфемика и словообразование………………………………………………………………170
Уроки 163-164. Морфология…………………………………………………………………………… 171
Урок 165. Орфография…………………………………………………………………………………… 173
Урок 166. Синтаксис……………………………………………………………………………………… 174
Урок 167. Пунктуация…………………………………………………………………………………… 175
Уроки 168-169. Контрольный диктант и его анализ………………………………………………… 176
Урок 170.
Итоги учебного года………………………………………………………………………… 177
Литература………………………………………………………………………………………………… 177
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Индивидуальные задания……………………………………………………………… 178
Задания по теме «Причастие»………………………………………………………………………178
Задания по теме «Деепричастие»………………………………………………………………… 179
Задания по теме «Наречие»…………………………………………………………………………180
Задания по теме «Союз»…………………………………………………………………………… 180
Ответы……………………………………………………………………………………………… 181
Приложение 2. Диктанты………………………………………………………………………………… 183
Приложение 3. Изложения……………………………………………………………………………… 187
Приложение 4. Тесты…………………………………………………………………………………… 189
^
От автора
Цель пособия - помочь учителю в организации уроков в 7 классе основной школы. Поурочное планирование составлено в соответствии с изложением материала в учебнике для 7 класса «Русский язык» авторов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой. Пособие может использоваться учителями, работающими и по другим программам.
Пособие включает подробное описание хода уроков с указанием их целей и методических приемов, рекомендации домашних заданий и разбор наиболее сложных вопросов.
Даны различные типы заданий: словарные, творческие, объяснительные, контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, тесты, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания, работы со словарями и т. д. Даются рекомендации по подготовке к изложениям и сочинениям, ответы к заданиям, ключи к тестам.
Примеры по различным разделам языкознания выбраны с учетом их актуальности, а также с учетом программы по литературе в 7 классе. Приводятся также авторские разработки интегрированных уроков.
Кроме того, в пособии даются дополнительные материалы по занимательной лингвистике, истории языка, лингвистические игры с учетом возрастных особенностей детей.
В приложениях приведены тесты, тексты диктантов, изложений, варианты индивидуальных заданий.
При работе с пособием учитель может пользоваться как полными планами проведения уроков, так и отдельными материалами и заданиями.
Желаю успехов!
^ Тематическое планирование
учебного материала
Введение. Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение изученного в V-VI классах (12 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи
Разработка урока русского языка в 7 классе
по теме «Причастие как часть речи»
Тимофеева Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Раздел: преподавание русского языка
Краткая аннотация урока: Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи". Первый в системе уроков по теме "Причастие", реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Кулибабы И.И. Учебник: «Русский язык. 7 класс» под ред. М.Т.Баранова, Л.Т. Григорян, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков синтаксического разбора предложений, развитие орфографической зоркости. Первоначальное закрепление проводится на основе текста.
Цель урока:
Образовательная: а) ознакомить учащихся с грамматическими признаками причастия; б) показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи; в) формировать умение различать причастия и прилагательные
Развивающая: а) развивать внимание, память, речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, умение сравнивать, классифицировать, делать выводы; б) отрабатывать навык употребления правила на практике
Воспитательная: а) воспитывать речевую культуру учащихся; б) вызвать интерес к урокам русского языка.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ход урока
Организационный момент
Цель: создание у учащихся рабочей настроенности, позволяющей мобилизовать имеющиеся знания по теме и применить их на практике.
2 .Языковая разминка
Посеяла муку, затеял ссору, построил небольшой шалаш, увидел неширокую речонку.
Не зависит от непогоды, волны плещутся, не упустишь ни минуты, встречаешь рассвет.
Деревянный балкон, подлинное искусство, юный герой, кожаный портфель, соловьиные трели, стеклянный вестибюль.
Выделить и объяснить орфограммы;
Составить схемы словосочетаний;
3 Объяснение нового материала
Возьмем теннисный мячик. Составим словосочетания «сущ. +прил.». предложения.
Что известно о прилагательных и глаголах частях речи?
Прочитайте отрывок из Н. В. Гоголя:
Если мне случится иногда здесь услышать скрип дверей, тогда мне вдруг так и запахнет деревнею, низенькой комнаткой, озаренной свечкой в старинном подсвечнике, ужином, уже стоящем не столе, майской темной ночью, глядящей из сада сквозь растворенное окно… и боже, какая длинная навевается мне тогда вереница воспоминаний!
Слова: , как и имена прилагательные, обозначают признаки предметов:
Комнатка какая? – Комнатка, озаренная свечкой.
Ужин какой? – Ужин, стоящий на столе.
Ночь какая? – Ночь, глядящая из сада.
Окно какое? – Растворенное окно.
В то же время эти слова обозначают и действия предметов и поэтому могут заменяться глаголами:
Комнатка, озаренная свечкой. - Комнатка, которую озарила свечка
Ужин, стоящий на столе. – Ужин, который стоит на столе.
Ночь, глядящая из сада. – Ночь, которая глядит из сада.
Растворенное окно. – Окно, которое растворили .
Точнее, слова озаренная, стоящий, глядящий, растворенное обозначают признаки предмета по действиям, т.е. такие признаки, которые создаются действием. Такие слова в грамматике называются причастиями.
Причастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. Причастие отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делающий? что сделавший?
Причастие, в отличие от прилагательного, образуется не от существительного, а от глагола. Причастие, как и прилагательное, распространяет в предложении имя существительное.
Причастие, как и прилагательное, изменяется по родам (летящий, летящая, летящее ), числам (летящий, летящие ) и падежам (летящий, летящего, летящему и т. д.), т.е. склоняется.
Если прилагательное обозначает постоянный признак предмета (по цвету, запаху, форме, свойству и т.д.), то причастие - временнóй (настоящее и прошедшее время).
Некоторые причастия, как и прилагательные, могут иметь две формы – полную (какой? прочитанный ) и краткую (каков? прочитан ). Полные причастия обычно выполняют в предложении роль определения, а краткие – сказуемого.
Причастие можно заменить сочетанием «местоимение который + глагол» (темнеющий лес – лес, который темнеет ), от которого образовано данное причастие (в настоящем или прошедшем времени). Подобной замены с прилагательным сделать нельзя, можно лишь в некоторых случаях подобрать синоним (темный лес – мрачный ).
Синтаксическая минутка.
(произвести синтаксический разбор предложений)
Морозы не могут сковать бушующую водную стихию. (повеств., невоскл.. простое, двусоставн., распрастр.)
Эта книга прочитана мной.
Найдите причастие. Каким членом предложения является?
Составим вместе таблицу.
«Сравнительная характеристика прилагательного и причастия»
Прилагательное | Причастие |
|
1. От какой части речи образуются? | От имени существительного | От глагола |
2. На какие вопросы отвечают? | Какой? Каков? | Какой? Каков? |
3. Что обозначают? | Признак предмета по цвету, форме, запаху, свойству и т.д. (постоянный) | Признак предмета по действию (временнóй: настоящее и прошедшее время) |
4. Как изменяются? | По родам, числам, падежам (склоняются) |
|
5. Какие формы могут иметь? | Полная, краткая | Полная, краткая |
6. Чем можем заменить? | Синоним (иногда) | Сочетание «местоимение который +глагол» |
7. Какими членами предложения могут быть? | Определение, сказуемое | Определение, сказуемое |
8. Какую часть речи распространяют в предложении? | Существительное | Существительное |
IV. Обучение школьников применению на практике полученных знаний.
Цель этапа: запоминание новых сведений, воспроизведение усвоенного, усвоение алгоритма применения знаний на практике.
Воспроизведение правила учащимися (по таблице), материал учебника.
Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" (как имени прилагательному, так и глаголу).
V. Формирование умений и навыков.
Цель этапа: закрепление полученных знаний, овладение языковыми и речевыми навыками.
1. Задание № 1(выполняется в тетрадях)
Запишите в первый столбик прилагательные, во второй – причастия; подберите к ним подходящие по смыслу имена существительные. Выделите суффиксы прилагательных и причастий.
Темный, темнеющий; синий, синеющий; горящее, горячее; желтая, желтеющая; колющий, колючий; шумный, шумящий; ползущее, ползучее; горячее, горящее; текущая, текучая; спеющая, спелая; дремучий, дремлющий.
2. Задание № 2 «Тест»
Задание теста представлено на интерактивной доске; ответы учащиеся фиксируют на листочках.
1 вариант
А) висящая лампа Г) зеленеющая рожь
Б) висячая лампа Д) летучая мышь
В) летящая птица Е) зеленый дуб
А) нарастающий шум Г) растаявший снег
Б) пожелтевшие листья Д) низкие облака
В) высохшая трава Е) желтая рожь
2 вариант
1) Найти словосочетание «прил. + сущ.»
А) читающий мальчик Г) скошенная трава
Б) читальный зал Д) каменный дом
В) созревающие зерна Е) поющие птицы
2) Найти словосочетание «прич. + сущ.»
А) пахучее молоко Г) смотревший вперед
Б) пахнувшее белье Д) мелкий брод
В) спеющая ягода Е) орудийные залпы
VI. Обобщение.
Цель этапа: обобщение по теме урока.
Учитель задает вопросы по теме, учитывая все правила, которые были применены в ходе выполнения упражнений.
VII. Подведение итогов урока.
Цель этапа: дать оценку деятельности учащихся.
VIII. Консультация по домашнему заданию.
Цель этапа: проконсультировать учащихся по выполнению домашнего задания.
Параграф учебника, материал таблицы - составить связный рассказ о причастии.
Литература:
1.Русский язык. 7 класс.М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение.- 2008
2.Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.-М.: ВАКО, 2008
- Урок 1. Русский язык как развивающееся явление
Повторение изученного в 5, 6 классах
- Урок 2. Синтаксис. Словосочетание и предложение
- Урок 3. Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор
- Урок 4. Лексика и фразеология
- Уроки 5, 6. Фонетика и орфография
- Уроки 7, 8. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
- Уроки 9, 10. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова
- Урок 11. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова (практическое занятие)
- Урок 12. Развитие речи. Описание
- Урок 13. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5, 6 классах»
- Урок 14. Анализ контрольного диктанта
Тексты и стили
- Урок 15. Развитие речи. Текст
- Урок 16. Развитие речи. Текст (практическое занятие)
- Урок 17. Развитие речи. Диалог как текст
- Урок 18. Развитие речи. Стили литературного языка
- Урок 19. Развитие речи. Публицистический стиль
- Урок 20. Контрольная работа по темам «Повторение изученного в 6 классе», «Тексты и стили»
- Урок 21. Развитие речи. Публичное выступление
Морфология и орфография. Культура речи
Причастие
- Урок 22. Причастие как часть речи
- Уроки 23, 24. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
- Уроки 25, 26. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми
- Уроки 27, 28. Развитие речи. Описание внешности человека
- Урок 29. Действительные и страдательные причастия
- Урок 30. Краткие и полные страдательные причастия
- Урок 31. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
- Урок 32. Действительные причастия прошедшего времени
- Урок 33. Практикум по теме «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени»
- Урок 34. Развитие речи. Изложение с использованием причастий
- Урок 35. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий настоящего времени
- Урок 36. Страдательные причастия прошедшего времени
- Урок 37. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях
- Уроки 38-40. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных
- Урок 41. Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных
- Урок 42. Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в речи
- Уроки 43, 44. Развитие речи. Выборочное изложение
- Урок 45. Морфологический разбор причастия
- Урок 46. Контрольный диктант по теме «Причастие. Причастный оборот»
- Урок 47. Анализ контрольного диктанта
- Уроки 48, 49. Слитное и раздельное написание не с причастиями
- Урок 50. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
- Урок 51. Развитие речи. Подготовка к сочинению-описанию внешности человека (с использованием причастий)
- Уроки 52–54. Обобщение по теме «Причастие»
- Урок 55. Контрольный диктант по теме «Причастие. Правописание причастий»
- Урок 56. Анализ контрольного диктанта
Деепричастие
- Урок 57. Деепричастие как часть речи
- Урок 58. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
- Урок 59. Практикум по теме «Выделение деепричастных оборотов на письме»
- Урок 60. Раздельное написание не с деепричастиями
- Урок 61. Деепричастия несовершенного вида
- Урок 62. Деепричастия совершенного вида
- Урок 63. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь»
- Урок 64. Морфологический разбор деепричастия
- Урок 65. Обобщение по теме «Деепричастие»
- Урок 66. Контрольный диктант по теме «Деепричастие»
- Урок 67. Анализ контрольного диктанта
Наречие
- Урок 68. Наречие как часть речи
- Урок 69. Разряды наречий
- Урок 70. Степени сравнения наречий
- Урок 71. Морфологический разбор наречия
- Уроки 72, 73. Слитное и раздельное написание не с наречиями на - о и - е
- Урок 74. Буквы е и и в приставках не - и ни - отрицательных наречий
- Урок 75. Одна и две буквы н в наречиях на - о и - е
- Урок 76. Контрольный диктант по теме «Наречие»
- Урок 77. Анализ контрольного диктанта
- Уроки 78, 79. Развитие речи. Описание действий
- Урок 80. Буквы о и е после шипящих на конце наречий
- Урок 81. Буквы о и а на конце наречий
- Урок 82. Развитие речи. Описание картины Е. Широкова «Друзья»
- Уроки 83, 84. Дефис между частями слова в наречиях
- Уроки 85, 86. Практикум по теме «Дефис между частями слова в наречиях»
- Уроки 87, 88. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
- Урок 89. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
- Урок 90. Обобщение по теме «Наречие»
- Уроки 91, 92. Практикум по теме «Наречие»
- Урок 93. Контрольный диктант по теме «Наречие. Правописание наречий»
- Урок 94. Анализ контрольного диктанта
Учебно-научная речь
- Урок 95. Развитие речи. Отзыв
- Уроки 96, 97. Развитие речи. Учебный доклад
Категория состояния
- Урок 98. Категория состояния как часть речи
- Урок 99. Категория состояния и другие части речи
- Урок 100. Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи
- Урок 101. Морфологический разбор категории состояния
- Урок 102. Обобщение по теме «Категория состояния»
- Урок 103. Итоговый тест по темам «Деепричастие», «Наречие», «Категория состояния»
Служебные части речи
- Урок 104. Самостоятельные и служебные части речи
Предлог
- Урок 105. Предлог как часть речи
- Урок 106. Употребление предлогов
- Уроки 107, 108. Непроизводные и производные предлоги
- Урок 109. Простые и составные предлоги
- Урок 110. Морфологический разбор предлога
- Урок 111. Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа»
- Уроки 112, 113. Слитное и раздельное написание производных предлогов
- Урок 114. Контрольная работа по теме «Предлог»
Союз
- Урок 115. Союз как часть речи
- Урок 116. Простые и составные союзы
- Урок 117. Союзы сочинительные и подчинительные
- Урок 118. Развитие речи. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи
- Урок 119. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении
- Уроки 120, 121. Сочинительные союзы
- Урок 122. Подчинительные союзы
- Урок 123. Морфологический разбор союза
- Урок 124. Развитие речи. Сочинение-рассуждение о книге
- Уроки 125, 126. Слитное написание союзов также , тоже , чтобы
- Урок 127. Обобщение по теме «Союз»
- Уроки 128, 129. Контрольные уроки по темам «Предлог», «Союз»
- Урок 130. Контрольный диктант по темам «Предлог», «Союз»
- Урок 131. Анализ контрольного диктанта
Частица
- Урок 132. Частица как часть речи
- Урок 133. Разряды частиц. Формообразующие частицы
- Уроки 134, 135. Смыслоразличительные частицы
- Урок 136. Раздельное и дефисное написание частиц
- Уроки 137, 138. Развитие речи. Устное сочинение по картине К. Юона «Конец зимы. Полдень»
- Урок 139. Морфологический разбор частицы
- Уроки 140, 141. Отрицательные частицы не и ни
- Урок 142. Различение частицы не и приставки не -
- Урок 143. Практикум по теме «Различение частицы не и приставки не -»
- Урок 144. Развитие речи. Сочинение-рассказ по данному сюжету
- Урок 145. Частица ни , приставка ни -, союз ни … ни
- Уроки 146, 147. Обобщение по теме «Частица»
- Урок 148. Контрольный диктант по теме «Частица»
- Урок 149. Анализ контрольного диктанта
Междометие
- Урок 150. Междометие как часть речи
- Урок 151. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях
- Урок 152. Производные междометия. Звукоподражательные слова
- Урок 153. Междометия и другие части речи. Междометия в художественной речи
- Урок 154. Обобщение по теме «Междометие»
- Урок 155. Итоговый тест по теме «Служебные части речи»
Повторение и систематизация изученного в 5–7 классах
- Уроки 156, 157. Разделы науки о русском языке. Текст и стили речи. Учебно-научная речь
- Уроки 158, 159. Интегрированные уроки «О стрекозах, нимфах и адмиралах»
- Урок 160. Фонетика. Графика
- Урок 161. Лексика и фразеология
- Урок 162. Морфемика. Словообразование
- Уроки 163, 164. Морфология
- Урок 165. Орфография
- Урок 166. Синтаксис
- Урок 167. Пунктуация
- Урок 168. Итоговый контрольный диктант
- Урок 169. Итоговый тест по программе 7 класса
- Урок 170. Итоги учебного года
Приложения
- Приложение 1. Индивидуальные задания
- Приложение 2. Диктанты
- Приложение 3. Изложения
- Приложение 4. Тесты
- Приложение 5. Тематическое планирование к учебнику М.М. Разумовской и др.