566 вопросов. Средненормативные данные по основным шкалам смил

Как пройти тест, который разложит вас и ваш характер по полочкам для работодателя и , и не облажаться? Правильных ответов нет, неправильных тоже, но каждое ваше действие информативно для исследователей.

Все длинные опросники основаны на том, что характер человека - это устойчивая категория, и что состоит он из определенных склонностей и черт, которые можно определить, исходя из реакции на определенные обстоятельства.

Для того чтобы ответы были наиболее честными и точными, каждое обстоятельство упоминается в нескольких вопросах теста в разных формулировках.

Самые популярные длинные опросники

    16-факторный опросник Кеттелла

    Миннесотский многоаспектный личностный психологический тест mmpi, по-русски - многофакторный анализ личности СМИЛ.

Этот тип тестов, в отличие от проективных тестов, никто не оценивает, найдя результаты в Интернете. Результаты этих тестов заказываются в специальных психологических компаниях и стоят больших денег. Чаще всего такие тестрования используются при поступлении на работу в крупные компании, главный офис которых находится за рубежом.

Оценка результатов

Для оценки результатов этих тестов используются специальные шкалы. Для СМИЛ, например, существует шкала лжи, по которой оценивается ваша честность в ответах; шкала вопросов, анализирующая количество «не уверен» в вопросах; шкала достоверности, оценивающая ошибки и неточности из-за небрежности или попытки симуляции, а также шкала коррекции, которая должна сгладить недоступность и замкнутость того, кого обследуют.

Как пройти тестирование успешно?

БУДЬТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ. Обычно у вас нет возможности подумать над ответами, вернуться на предыдущую страницу или ответить по-другому. Потому будьте последовательны, читая вопрос в середине и в конце теста, вспоминайте, как вы отвечали на вопросы на эту же тему, так же или по-другому.

БУДЬТЕ ЧЕСТНЫ. Не приукрашайте правду, старайтесь быть объективным, и не бойтесь отвечать, что склонны к сплетням, лжи, опозданиям, равнодушию или еще каким-то качествам, не считающимся положительными. Этот тест призван узнать, что вы за человек (а у каждого из нас есть недостатки), а не показать вас паинькой.

ОТВЕЧАЙТЕ БЫСТРО. Медленные, вдумчивые ответы могут вызвать подозрение, что вы не честны.

ОТВЕЧАЙТЕ ТОЧНО. Если вы не соответствуете стереотипу характера, сложившемуся вокруг вашей профессии, это еще не значит, что вы не подходите для нее.

НЕ ПЕРЕЖИВАЙТЕ. Часто подобные тесты не влияют на решение о . Возможно, работодатель уже готов сделать вам предложение, и просто хочет понять, с кем ему придется иметь дело. К счастью, в психологических тестах не бывает неправильных ответов, так что не стоит нервничать, просто соберитесь и будьте внимательны.

В Интернете есть несколько примитивных многофакторных опросников. Они бесплатны, анонимны, и позволят вам пройти такой тест в комфортной обстановке дома. Вы вряд ли сможете корректно трактовать результаты, но сам процесс сформирует правильные ожидания, и вы без труда справитесь с этим тестом в реальных условиях.

В классическом виде MMPI используется 13 шкал: 3 контрольных и 10 клинических.

Контрольные шкалы предназначены для выявления установок испыту­емых по отношению к обследованию. В MMPI имеются следующие шкалы:

♦ шкала лжи (L);

♦ шкала достоверности (F);

♦ шкала коррекции (К).

Шкала лжи (L). Предназначена для оценки искренности испытуемо­го. Высокие значения по этой шкале получают люди, стремящиеся про­извести благоприятное впечатление и потому склоняющиеся в своих от­ветах в сторону социальной желательности.

Шкала достоверности (F). Составлена для выявления недостовер­ных результатов, связанных со стремлением подчеркнуть тяжесть свое­го состояния, многочисленность конфликтов, а также для выявления тех­нических ошибок, совершаемых испытуемым или экспериментатором.

Шкала коррекции (К). Введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью при обследова­нии. Лица, имеющие высокие оценки по этой шкале, плохо понимают внут­ренние мотивы своего поведения, не осознают негативные и тревожные сигналы и поэтому отрицают, что они испытывают какие-либо трудности, что жизнь не устроена, что они озабочены своим состоянием и т. п.

Если шкала L измеряет сознательную или неосознанную установку испытуемого на сокрытие своих недостатков, то шкала К является пока­зателем неосознанного контроля своего поведения, неосознанной иден­тификации себя с социально желательным образом вследствие высо­кой конформности. Шкала К используется для коррекции базисных шкал, которые зависят от ее величины.

К базисным шкалам MMPI относятся следующие: ипохондрии, депрес­сии, истерии, психопатии, женственности-мужественности, паранойяльности, психастении, шизоидности, гипомании, социальной интроверсии. Кроме названий, шкалам присвоены числовые номера и буквенные ин­дексы.

1 . Шкала ипохондрии (Hs). Измеряет «близость» испытуемого к астено-невротическому типу личности. Для лиц этого типа забота о здо­ровье приобретает сверхценный характер, доминирует в системе лич­ностных ценностей, снижает уровень активности, обедняет интересы, отрывает от общественной жизни.



2. Шкала депрессии (D). Предназначена для измерения степени «близости» к гипотимическому типу личности. Высокие оценки по этой шкале свойственны чувствительным, сензитивным лицам, склонным к тревогам, робким, застенчивым, неудовлетворенным собой и своими возможностями.

3. Шкала истерии (Ну). Создана для выявления лиц, склонных к не­вротическим защитным реакциям конверсионного типа. Они используют симптомы физического заболевания как средство разрешения затруд­нительных ситуаций или как способ избежать полной ответственности. Главной особенностью лиц истероидного (или демонстративного) типа является стремление казаться интереснее, значительнее, чем это есть на самом деле, стремление обратить на себя внимание во что бы то ни стало («жажда признания»).

4. Шкала психопатии (Pd). Выявляет сходство испытуемого с социопатическим вариантом развития личности. Высокие оценки по этой шка­ле свидетельствуют о социальной дезадаптации в широком смысле это­го слова.

Стабильно высокие показатели по данной шкале - признак хрониче­ской дезадаптации, которая стала свойством личности. Высокие оценки характерны для лиц несдержанных, агрессивных, конфликтных, пренеб­регающих социальными нормами, этическими ценностями и обычаями окружающих людей. Настроение у них обычно неустойчивое, они обид­чивы, возбудимы и чувствительны, при малейшей обиде легко теряют контроль над своим поведением и эмоциями, легко раздражаются, злят­ся, становятся саркастичными, циничными. Во всем их поведении доми­нируют агрессивные реакции, направленные против кого-либо или чего-либо в окружении.

5. Шкала мужественности-женственности (Mf). Это единственная шкала, где оценка мужчин и женщин производится в противоположных направлениях. Связано это с тем, что данная шкала измеряет степень идентификации испытуемого с ролью мужчины или женщины, предпи­сываемой культурой и обществом. Причем для мужчин оценивается «близость» к женскому типу личности, а для женщин - к мужскому.

Мужчины с высокими оценками по шкале чувствительны, мягки, склон­ны к волнениям, уделяют много внимания самоанализу и внутренним переживаниям. Их интересы широки, разнообразны и утонченны, у них богатое воображение, тяга к фантазированию и эстетическим занятиям. Мужчины этой группы хорошо ладят с людьми, способны тонко чувство­вать оттенки межличностных отношений, правильно учитывают их в сво­ем поведении, умеют эффективно излагать свои мысли, поэтому легко склоняют людей к своей точке зрения.

Женщины с высокими оценками по шкале решительны, смелы, склон­ны к риску и приключениям, обладают трезвым складом ума, несенти­ментальны, с некоторой резкостью, недостаточной женственностью в манерах и позах. В решении проблем прибегают к силе, а тонкостями и оттенками пренебрегают.

6. Шкала паранойяльности (Ра). Измеряет степень «близости» ис­пытуемого к паранойяльному типу личности. Самой характерной чертой лиц этого типа является склонность к формированию так называемых сверхценных идей. Эти идеи постепенно овладевают их сознанием и ока­зывают определяющее влияние на все их поведение. Основными черта­ми психики людей с паранойяльным характером является большой эго­изм, самодовольство и чрезмерное самомнение. Это люди крайне узкие, односторонние во всех своих проявлениях: вся окружающая действи­тельность имеет для них интерес, лишь поскольку она касается их лич­ности, а что не касается их лично, не затрагивает их «Я», кажется им ма­лоинтересным, не заслуживающим внимания.

7. Шкала психастении (Pt). Предназначена для диагностики лиц с тревожно-мнительным типом личности. Характерными чертами лиц тревожно-мнительного типа являются: хроническое чувство тревоги, бо­язливость, крайняя нерешительность и склонность к сомнениям. Эти лица чрезвычайно чувствительны и ранимы, притом не только тем, что происходит сейчас и здесь, но еще больше тем, что только может слу­читься. Возможные неудачи и опасности, существующие подчас толь­ко в их воображении, пугают больше, чем происходящие в действи­тельности. Повышенная тревожность обычно сочетается с полным неверием в свои силы и возможности, с боязнью, что в нужный мо­мент не хватит сил для того, чтобы справиться с жизненными трудно­стями.

8. Шкала шизоидности (Sc). Предназначена для диагностики ши­зоидного (или аутистического) типа личности. Наиболее характерными особенностями лиц этого типа являются: отсутствие единства и согласо­ванности психической деятельности, причудливость и парадоксальность мышления, эмоций и поведения. Они способны тонко чувствовать и эмо­ционально реагировать на воображаемые, абстрактные образы. Ради идеи, ради торжества отвлеченных общечеловеческих концепций они готовы пожертвовать всем, даже жизнью, но обычные повседневные ра­дости и горести не вызывают у них эмоционального отклика. Внимание их избирательно направлено только на интересующие их проблемы, по отношению же ко всем остальным проблемам они проявляют полней­шее безразличие и неосведомленность.

9. Шкала гипомании (Ма). Предназначена для измерения степени «близости» испытуемого к гипертимному типу личности. Для лиц с высо­кими оценками по шкале гипомании характерно приподнятое настрое­ние независимо от обстоятельств. Они активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Они любят работу с частыми переменами, тяготятся однообразием и своими обязанностями, охотно контактируют с людь­ми, у них потребность в «слиянии с миром». Их тянет ко всему яркому, броскому. Они кокетливы, любят яркие наряды, обычно хорошие танцо­ры, спортсмены, хотя здесь их интересует не результат, а сам процесс. У них широкие жесты, богатая мимика, хорошая координация.

10. Шкала социальной интроверсии (Si). Измеряет степень бли­зости испытуемого к интровертированному типу личности. Высокие оценки по этой шкале бывают у лиц, которым не хватает равновесия и уверенности в человеческих отношениях. В обществе они легко сму­щаются, испытывают скованность, нервничают, быстро теряют душев­ное равновесие. Возможно, по этой причине они держатся холодно и отчужденно. Однако они не акцентируют своей отчужденности, просто стараются соблюдать дистанцию, держатся в стороне, ничему не про­тивясь, уважают права других и не навязывают другим своих собствен­ных взглядов.

При обследовании MMPI первичные («сырые») баллы по каждой шка­ле, переведенные в стандартные Т-оценки, сопоставляются с нормами со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. Диапазон раз­броса в границах нормы - от 30 до 70.

Кроме основных шкал и шкал достоверности, имеется целый ряд дополнительных шкал (всего их около 400), созданных на базе тех же 550 утверждений. Они позволяют судить о некоторых факторах, имеющих самое различное значение при оценке характерологических особенностей. Например:

11. «Отношение к другим». При повышении показателей по этой шкале мнение окружающих становится все более значимым по сравнению с собственной пози­цией. В базовом профиле эти качества отражаются повышением 2-й и 7-й шкал.

77. «Враждебность» . Повышение по этой шкале встречается у лиц со склонно­стью. К агрессивным поступкам и высказываниям, а также при отклонениях от психической нормы (психопатии возбудимого и эксплозивного круга, органичес­кие поражения ЦНС, алкоголизм, шизоаффективные расстройства, гневливая мания). Сопутствует профилю с высокой 6-й шкалой в сочетании с 8-й или 4-й.

Интерпретация результатов проводится с учетом следующих правил.

Профиль должен оцениваться как единое целое, а не как совокупность отдельных шкал; высокий или низкий балл по любой шкале имеет разное толкование в зависимости от оценок по другим шкалам.

Наибольшее значение имеет отношение уровня профиля на каждой шкале к среднему уровню профиля, а также к уровню соседних шкал.

Поскольку профиль характеризует как особенности личности, так и ак­туальное психическое состояние испытуемого, результаты не могут рас­сматриваться как стабильные - они динамичны.

Чем выше отклонение от нормы, тем вероятнее проявление свойств личности, а не психических состояний.

Следует избегать буквальной интерпретации шкал, так как опросник измеряет не проявление психического заболевания, а степень сходства личностных особенностей испытуемого с типом личности, носителем которого является группа, по которой валидизировалась соответству­ющая шкала. Так, повышение по шкале 6 свидетельствует не о проявле­ниях паранойи, а о таких личностных чертах, как крайняя обидчивость и подозрительность.

Типичные профили: 1. линейный - рез-ты расположены 40 – 60Т; 2. утопленный – большинство шкал на уровне 30-40Т, чаще этот рез-т установочной реакции → д.б. высокие L и K; 3. пограничный – наивысшая точка доходит до 70 – 73Т, а остальные ниже 54; 4. широкоразбросанный – подъем заметно выражен по 1-2 шкалам; 5. пикообразный – на ряду с большинством школ (примерно одинаковых) 1-3 заметно отличаются. В зависимости от количества пиков профиль получает название однофазный, двуфазный; 6. высокообразный – тот же пикообразный, только пик выше нормы; 7. плавающий – многие шкалы значительно повышены, F для него между 60 -92 Т, каждая из 1, 2, 3 шкал 80Т и выше, 78-85Т и выше – такой профиль отражает значительно тяжелые состояния.

При рассмотрении профиля очень важен наклон профиля : * невротический (подъем на 1-3 шкалах (невротическая триада) преобладает над правим краем профиля); * психотический (позитивный) – сочетание 4, 6, 8 и 9 шкал называется психотической тетрадой; при таком наклоне подъем по этим шкалам; * зубчатый пик – много пиков; * выпуклый – повышен в центре и пологий спуск по краям; * углубленный – наоборот поднят на крайних шкалах с понижением в центральных.

Одним из часто задаваемых мне вопросов является следующий: «А что может показать СМИЛ, и где можно ознакомиться с примером разбора профиля?». Эта статья - попытка ответить на него.

Напоминаю о том, что вы можете у меня.

Если же вам интересен вопрос "взлома" / "обмана" теста, то на эту тему есть .

О тесте СМИЛ

Тест СМИЛ (стандартизированный метод исследования личности) - это адаптированный к постсоветским реалиям известный западный тест MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, Миннесотский многоаспектный личностный опросник).

Изначально он разрабатывался в целях профессионального отбора лётчиков во время Второй мировой войны. Он был построен таким образом, чтобы сравнить ответы испытуемого с теми, которые давали люди, имеющие те или иные симптомы.

Т.е., условно говоря, взяли 100500 шизофреников, депрессивных, истероидов и других психов, посмотрели, как они отвечают на вопросы, создали на основе распределения ответов специальные шкалы и теперь сравнивают распределением ответов испытуемого с этими эталонными значениями. Если ответы «совпали» по одной из шкал - считалось, что и испытуемый имеет соответствующие симптомы. В те времена шкалы СМИЛ (о том, что это такое - ниже) имели другие названия и другое значение, привязанное к клинической классификации Крепеллина.

Так, например, то, что сейчас называется «шкалой пессимистичности», называлось «шкалой депрессии», а «шкала индивидуалистичности» была раньше «шкалой шизофрении».

Затем методика была усовершенствована таким образом, чтобы исследовать именно личностные особенности, даже не доходящие до клинических проявлений. Шкалы получили новые наименования, а мы - прекрасный инструмент для определения свойств личности.

Затем, начиная с 60-х годов велась его адаптация к отечественным реалиям (так, собственно, и получился СМИЛ из MMPI). Работа была проведена довольно большая - вопросы и ответы не просто перевели, а фактически перекалибровали заново, взяв оригинал за основу. Последнее крупное обновление было проведено в 70-х Л.Н. Собчик.

Что представляет из себя этот тест? Это - опросник, состоящий из 566-и вопросов. Ответы там бывают всего трёх видов: «Верно», «Неверно» и «Не знаю». Но несмотря на это прохождение теста занимает достаточно продолжительное время, от часа до двух с половиной.

Пройти этот тест можно в Сети, лично мне нравится вот этот скрипт:
http://www.psychol-ok.ru/statistics/mmpi/

Пройдя тест, испытуемый получает набор численных значений, распределённый по десяти основным и трём дополнительным шкалам. Для удобства интерпретации строится график. Выглядит всё это примерно так:

Никакой дополнительной информации сама по себе методика подсчёта данных ответов не предоставляет, полученный график необходимо интерпретировать.

Достоверность профиля

Одной из главных особенностей теста СМИЛ является встроенная проверка валидности результатов - в его структуру входят три специальные шкалы, по которым можно оценить, насколько искренним был испытуемый, не пытался ли он каким-то образом приукрасить свой образ (или, наоборот, выставить себя в худшем свете). Эти шкалы называются шкалами достоверности. Рассмотрим их.

Шкала L («Лжи»)

Величина баллов по этой шкале составляет 42 балла, что свидетельствует об отсутствии тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав очень строгое соблюдение социальных норм. Испытуемый признаёт наличие у него определённых слабостей и способен откровенно заявить об их наличии. По этой шкале - профиль достоверен.

Шкала F («Достоверности»)

Данная шкала в некотором роде противоположна предыдущей, она показывает, насколько «честными» были ответы испытуемого. В данном случае значение по этой шкале равно 66 баллам. Это значение находится в пределах нормативного разброса и показывает, что профиль достоверен.

В то же время, судя по этой шкале, можно сделать вывод о том, что испытуемая - личность в определённой степени дисгармоничная, находящаяся в состоянии дискомфорта, что может отражать эмоциональную неустойчивость.

Шкала K («Коррекции»)

Данная шкала показывает желание испытуемого скорректировать свои ответы в соответствие с неким воображаемым «правильным», социально приемлемым образом. В данном случае значение по этой шкале составляет 55 баллов, что является умеренно повышенным значением и отражает естественную защитную реакцию испытуемой на попытку вторжения в мир её сокровенных переживаний.

Это также косвенно свидетельствует о хорошей способности испытуемый к контролю над проявлением собственных эмоций (что согласуется с повышением по шкале 1). По данной шкале профиль достоверен.

Разница F – K

Разность между значениями по шкалам F и К составляет +11 баллов, что при обследовании существовала нерезко выраженная установка к подчеркиванию имеющихся проблем, к драматизации своих трудностей, к аггравации состояния.

--
Общий вывод : профиль достоверен и будет проинтерпретирован.  

Общее описание профиля

Данный профиль показывает нам, что испытуемая - человек с довольно оригинальным (отличающимся от культуральной нормы) внутренним миром, при этом эмоционально незрелый, склонный к чрезмерному контролю над своими эмоциями.

Этот контроль, вероятнее всего, представляет собой способ справиться с тревожностью, которая является характерологической чертой испытуемой. Испытуемая склонна к интроверсии, что, возможно, является следствием оригинальности её мышления, но, скорее всего, имеет и характерологические предпосылки. При этом испытуемая сохраняет довольно высокий уровень оптимизма, доходящий порой до экзальтации.

В двух словах: инфантильный шизоид.
Основные (личностные) шкалы

Данный профиль имеет существенное повышение по шкале 8 («Индивидуалистичности») до уровня дезадаптации. Это означает, что параметры, определяемые данной шкалой настолько гипертрофированы, что в той или иной степени представляют проблему для испытуемой, мешает её адаптации к условиям жизни. Более подробно этот механизм будет рассмотрен далее.
Кроме того, наблюдаются повышение по шкале 9 («Оптимистичности») до уровня личностной акцентуации. Это означает, что показатели и характеристики, определяемые данной шкалой в обычной жизни испытуемой не мешают, но могут представлять сложности в некоторых, субъективно эмоционально сложных, ситуациях.

Данный профиль имеет повышения по шкалам 0 («Интроверсии»), 7 («Тревожности»), 6 («Ригидности»), 3 («Эмоциональной лабильности»), 5(«Мужественности-Женственности») и 2 («Пессимистичности»). Эти шкалы повышены до уровня характерологических особенностей, что означает, что они не мешают адаптации испытуемой, не представляют для неё проблемы, но именно они наиболее ярко выражены в её характере, они его определяют.

Рассмотрим показатели всех этих шкал более подробно.

Шкала 8 («Индивидуалистичности») в данном профиле выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад мышления; склонность к раздумьям превалирует над чувствами и действенной активностью.

Преобладает целостный стиль восприятия, способность на основании минимальной информации воссоздавать целостный образ. При хорошем интеллекте личности данного типа отличаются творческой ориентированностью, оригинальностью высказываний и суждении, своеобразием интересов и увлечений.

Отмечается определенная избирательность в контактах, ещё более усиливаемая повышением по шкале 0 («Интроверсии»), известный субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов, склонность к абстракции, т.е. к обобщениям и к информации, отвлеченной от конкретики и повседневности.

Выявляется выраженная потребность в актуализации своей индивидуалистичности. Личностям этого круга труднее адаптироваться к обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта.
Индивидуальность у них настолько выражена, что прогнозировать их высказывания и поступки, сравнивая с привычными стереотипами, фактически бесполезно.

У них недостаточно сформирована рациональная платформа, базирующаяся на житейском опыте, они больше ориентируются на свой субъективизм и интуицию. При этом данная индивидуальность, определяемая шкалой 8 причудливо сочетается с неуверенностью, определяемой шкалой 7 и отчасти носит компенсаторный характер - испытуемая стремится утвердить себя в мире, заостряя и гипертрофируя личностные особенности. Этот паттерн показывает её эмоциональную незрелость.

Шкала 0, в свою очередь, указывает на наличие у испытуемой существенного интереса к своему внутреннему миру. Возможно, иногда он бывает для неё интереснее и привлекательнее, чем мир внешний.

Для испытуемой характерна острая потребность в принятии и самоактуализации, но она сама мешает её удовлетворению, скрывая свой внутренний мир, как бы опасаясь, что его разрушат или повредят. Для постороннего человека - она закрыта.

Это ещё больше затрудняет образование и поддержание социальных контактов (частично компенсируется шкалой 9, но эта шкала даёт некоторое увеличение количества, но не качества, глубины этих контактов). В таких условиях удовлетворить потребность в принятии чрезвычайно сложно.

То, что для большинства является критической ситуацией, лицами с высокой 8-й шкалой часто расценивается иначе в силу своеобразия их иерархии ценностей. Ситуация, субъективно воспринимаемая ими как стресс, вызывает состояние растерянности.

Защитный механизм, проявляющийся при трансформации тревоги, - интеллектуальная переработка и уход в мир мечты и фантазий. Кроме этого механизма, определяемого восьмой шкалой, для испытуемой характерен и другой, определяемый сочетанием шкал 1 и 7 и выражающийся в виде подъема по шкале 9 - компенсаторный оптимизм: настроение приподнятое, но в ответ на противодействие легко вспыхивает и так же легко угасает гневливая реакция; успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости. Это состояние может доходить до экзальтации и психологически является ответом на тревогу, способом её преодоления.

Этот второй механизм можно определить как гиперкомпенсаторную реакцию псевдоманиакального типа с тенденцией к отрицанию проблем в ситуации объективно сложной, угрожающей тяжелыми последствиями. Тут необходимо учитывать, что подъем по шкале 8 указывает на то, что ситуации, которые другим могут казаться сложными, испытуемая таковыми не воспринимает (и наоборот), что добавляет непредсказуемости и оригинальности её реакциям.

Но есть ещё и третий (менее заметный) механизм, определяемый шкалами 7 и 1 - склонность к перепроверке сделанного, потребность в тотальном контроле, абсолютном понимании ситуации (шкалы 8, 7 и 1 указывают на то, что для испытуемой «полностью понять» = «овладеть, взять под контроль и, соответственно, снизить тервожность»). Что интересно, сама по себе, тревога, благодаря работе второго механизма может не ощущаться и проявляться на уровне поведения (перепроверки, многочисленные уточняющие вопросы) или на уровне соматических симптомов, определяемых шкалой 1.

Помимо этого испытуемая может применять иррациональный тип реакции с уходом в ирреальный мир фантазий и мечты. Или же просто иррационально отрицать проблему / тревогу

И, если ни один из указанных механизмов не срабатывает, испытуемая может демонстрировать эскапизм - пассивный уход от проблемы, бегство от проблем, отхода от социальной активности.

Наконец, в качестве последнего средства, может быть использована соматизация тревоги или конфликта, когда психологические сложные для проживания феномены вытесняются на телесный уровень и проявляют себя разного рода сложно объяснимыми болями, недомоганиями и т.д. Возможны панические атаки. Это не самый характерный паттерн для данной испытуемой, но иногда он, определённо, проявляется.

При избыточной эмоциональной напряженности затрудненная дезадаптация проявляется повышенной сосредоточенностью на отклонениях от нормы как в плане межличностных отношений, так и в сфере самочувствия.

Повышенная шкала 9 придаёт тревоге, определяемой шкалой 7, оттенок ажитации (т.н. ажитированная тревога). А вообще, избавление от тревоги - одна из ведущих глубинных потребностей испытуемой.

Мышление персеверативное (с тенденцией к повторам, к застреванию); неустойчивое, аутохтонно колеблющееся внимание компенсируется склонностью к перепроверке сделанного, повышенным чувством долга. Недостаточная четкость стиля восприятия корригируется привычкой к повторным (уточняющим) действиям. Отмечается выраженная чуткость, склонность к сомнениям, рефлексивность, избыточная самокритичность, которая отчасти компенсируется оптимистичным взглядом на вещи, определяемым шкалой 9.

Лицам данного типа свойственна императивная потребность в свободе субъективного выбора в принятии решений, в отсутствии временных ограничений, что может затруднить их трудовую адаптацию при недостатке терпимости у окружающих и отсутствии у руководителей дифференцированного индивидуально-личностного подхода.

В отличие от личностей другого типа, у этих их индивидуалистичность лишь усугубляется при противодействии окружения, что проявляется усилением признаков дезадаптации и, следовательно, повышением пика по 8-й шкале.

Такой профиль характерен для личностей мягких, впечатлительных, обидчивых, ранимых, но при этом с выраженным индивидуализмом в выборе друзей и сферы интересов, быстро отходящих от негативных эмоций.

Сочетание повышений по шкалам 8, 5 и 1 указывает на наличие проблем затрудненной сексуальной / полоролевовй адаптации.

Сочетание одновременного повышения по шкалам 2 и 9 указывает, с учётом возраста испытуемой, на проблему эмоциональной незрелости: такая конфигурация гораздо более характерна для подростков.

Высокое значение по шкале 5 отражает наличие отклонение от типичного для женского пола ролевого поведения и усложнение сексуальной межличностной адаптации: для испытуемой, в определённой степени, характерно поведение «по мужскому типу», она проявляет черты мужественности, независимости, стремление к эмансипации, к самостоятельности в принятии решений.

Сочетание повышения по шкалам 5 и 8 может свидетельствовать о некоторой экстравагантности и необычности сексуального поведения испытуемой, но точный вывод о склонности к перверсиям по данным СМИЛ сделать невозможно.

В сочетании с общей незрелостью, повышение по шкале 5 должно интерпретироваться по подростковому типу: в данном случае оно показывает недифференцированность полоролевого поведения и мягкость, несформированность характера.

Некоторое повышение по шкале 3 в сочетании с высоким значением по шкале 9 и существенным повышением по шкале 8 указывает на демонстративность, как способ самоутверждения, что тоже является поведением, характерным, скорее для подростка, а не для взрослого человека.
При этом третья шкала частично компенсирует замкнутость и интровертированность, формируемую шкалами 8 и 0, позволяя испытуемой в определённых ситуациях вживаться в требуемые роли и «временно не быть собой».

Повышение по шкале 2 указывает на то, что у испытуемой сильна аффилиативная потребность, т.е. потребность в понимании, любви, доброжелательном к себе отношении, а также на высокий уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и пессимистической оценки своих перспектив. Но это осознание вытесняется и компенсируется 9-й шкалой.
Общий вывод и рекомендации

Основная характеристика испытуемой - эмоциональная и психическая незрелость. И коррекция должна быть направлена, в первую очередь, на её устранение. Показана проработка детско-родительских отношений с психологом или психотерапевтом, направленная на устранение инфантильных черт и приведение психологического возраста в соответствие с паспортным.

Второе направление, по которому имеет смысл проводить работу, - коррекция тревожности. Здесь, вероятно, потребуется замена компенсационного механизма на такой, который позволит осознать проблему, мероприятия по реальному повышению самооценки через внутреннее самопринятие, а не через внешние демонстративные проявления.

В сухом остатке же характеристики профиля определяются восьмой шкалой. Для лиц с повышенной 8-й шкалой при наличии хорошего интеллекта способ коррекции недостаточно адаптивных форм поведения непрост.

Одаренным, творчески ориентированным, но трудным по характеру, неконформным личностям необходимо создание такой социальной ниши, в которой была бы возможна реализация дифференцированного подхода и отсутствовала "заформализованность". Для других, с делинквентными тенденциями, т.е. склонных к противоправным поступкам, необходима своевременная переориентация интересов с сохранением позитивного личностного статуса, что представляет собой весьма сложную социальную задачу: личности данного типа "оседают" лишь в той среде, где их индивидуальность учитывается.

Это важно для каждого человека, но для данного типа личности этот фактор приобретает особую значимость.

Судьба личности типа "8", скорее всего, просто - непредсказуема и меньше всего зависит от того, как человек сам предполагает ее планировать. Индивидуальность человека данного типа особенно своеобычна. Если другие индивидуально-личностные паттерны имеют общие черты в рамках своего типа реагирования, предполагающие в чем-то сходные судьбы, то этот тип личности каждый раз по своему самобытен, и поэтому все они не только отличаются от других, но и между собой мало чем похожи.

Разве только тем, что труднее всех адаптируются к жизни, отличаются своеобразием мотивации и сферы интересов, которая в значительной степени находится в стороне от повседневных проблем. Их иной раз ошибочно оценивают как стрессоустойчивых, и это серьезное заблуждение. Просто, то что тревожит большинство других людей, в их иерархии ценностей занимает ничтожно малое место.

Если же задетыми оказываются их истинные ценности, то выявляется чрезвычайно низкая стрессоустойчивость и дезадаптация протекает по наиболее иррациональному варианту. Поэтому личности типа "8", лишенные возможности вписаться в предлагаемую им обстоятельствами социальную нишу, могут оказаться непонятыми, изгоями, чудаками, которых, не принимая всерьез, опасаются и избегают.

Те из них, кто обладает незаурядными способностями, вызывают уважение и восхищение, граничащие с мистическим поклонением, так как для обыденного человека они все равно остаются загадкой. Зато их верность своей индивидуальности и особому жизненному предназначению служит почвой для формирования мессианских установок. В личной жизни они могут быть терпеливо обожаемы, несмотря на то, что к семейной жизни (в традиционном её понимании) совершенно не приспособлены.

Описание методики

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - личностный опросник, созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности.

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: "верно", "неверно", "не могу сказать". Ответ, совпадающий с "ключом", оценивается в один балл.

Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением "профиля личности", который вычерчивается на специальных бланках (отдельно для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10.

Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания "профиля" используется система его числового кодирования. Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем - остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы "профиля", напр., расположенные на уровне 120 Т - "!!", 110-119 Т - "!", 100-109 Т - "**". Существует несколько способов кодирования "профиля".

Ниже представлены основные клинические шкалы MMPI:

    Шкала ипохондрии (HS) - определяет "близость" обследуемого к астено-невротическому типу личности;

    Шкала депрессии (D) - предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности);

    Шкала истерии (Hy) - разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций);

    Шкала психопатии (Pd) - направлена на диагностику социопатического типа личности;

    Шкала маскулинности - феминности (Mf) - предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом;

    Шкала паранойи (Pa) - позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности (паранойяльный тип личности);

    Шкала психастении (Pt) - устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности);

    Шкала шизофрении (Sc) - направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности;

    Шкала гипомании (Ma) - определяется степень "близости" обследуемого гипертимному типу личности;

    Шкала социальной интроверсии (Si) - диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки;

Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал :

    Шкала "?" - шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к "верным", ни к "неверным";

    Шкала "лжи" (L) - предназначена для оценки искренности обследуемого;

    Шкала достоверности (F) - создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции;

    Шкала коррекции (K) - введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого.

Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования.

Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации "профиля личности" играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие дополнительные шкалы: D1 - субъективной депрессии; D2 - психомоторной заторможенности; D3 - физические слабости; D4 - психологической скованности; D5 - мрачной угрюмости.

При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал опросника; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал MMPI «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результатов, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого.

Теоретические основы

Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована.

Адаптации и модификации

В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15).

MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Первая шкала состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья – шкалы несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет.

В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным ММРI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в ММРI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клинических шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2).

Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет – MMPI-A.

Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях валидности конструктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной – только в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В.П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики.

Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант ММИЛ состоящий из 384 утверждений. (Ф.Б. Березин и М.П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация.

Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, московскими психологами (тест СМИЛ Л.Н. Собчик, 1971).