Время чтения: 2 мин.
Штраф ГИБДД за стоянку у водоема. Правила парковки у рек и озер в 2020 году.
Штраф ГИБДД за стоянку у водоема в 2020 году составляет
3000-4500 руб.Статья 8.42.1 КоАП РФ
За оставленный автомобиль на прибрежной защитной полосе вокруг реки, озера или другого водоема на водителя могут составить административный протокол, ведь он нарушил часть 1 статьи 8.42 КоАП РФ :
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей ; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Где можно поставить автомобиль на парковку на берегу водоема?
Ширина водоохраной зоны для рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, которые расположены вне городов, сел и других населенных пунктов, зависит от границы водного объекта. Она зависит от истока рек или ручьев, например:
- если река или ручей имеют длину в 10 километров – то ширина водоохраной зоны пятидесят метров;
- от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
- от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.
Получается, что парковать свой автомобиль на берегу Волги или Камы можно только на расстоянии 200 метров.
Есть и исключения. Например, если водоем имеет особое ценное рыбохозяйственное значение – это места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологичских ресурсов, то в любом случае, независимо от уклона прилегающих земель ширина прибрежной зоны будет 200 метров!
Если вы ищете парковку автомобиля в черте города, села или деревни, то необходимо учесть, что при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных, границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Если набережной нет, то ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения берега реки или озера.
Признаки прибрежной зоны
Что такое водоохранные зоны? Их понятия раскрыты в стать 65 Водного Кодекса РФ. Это территории, которые примыкают к береговой линии - границам водного объекта: морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ. Под понятия «водные объекты» попадают также и те, на которые устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Сделана это для предотвращения загрязнения, засорения, заиления этих водных объектов и истощения их вод. В этом случае сохраняется среда обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Что запрещается водителям любых транспортных стредств в водоохраной зоне?
- Движение и стоянка транспортных средств (кроме спецавтомобилей), если только автомобили и прочий транспорт не движется или не паркуется в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие – асфальт, например;
- Размещать автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и Водного Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств.
Штраф 3000-4500р за стоянку у моря не на дороге или "твёрдом покрытии". Разбираем почему. Что говорит закон. Уловки. Судебная практика.
Что произошло
Новости с берега моря: министерство экологии и природных ресурсов установило, что за стоянку у моря (ближе 500 метров) и не на "твёрдом покрытии" грозит административная ответственность.
Конечно, это сделано во благо природе в целях чистоты и красоты, а люди могут и претерпеть "некоторые неудобства". Однако в некоторых местах проехать в морю очень сложно, мало места для парковки и покрытие вообще отсутствует, или парковаться на положенном расстоянии негде. Например, когда пару километров едешь вдоль моря чтобы занять красивый пустующий пляж.
Очевидно, что за последние годы отдых в Крыму стал намного дороже. Поэтому все большее количество людей, у которых есть автомобиль, выбирают дикий отдых. "Дикий" отдых прекрасен не только финансовой экономией, но и близостью к природе. Жители и гости Крыма в сезон занимают практически все прибрежные зоны — пляжи, бухты и даже скалы - там не так тесно, как в городе, где нет никакого удовольствия ни купаться, ни загорать. Природу не должны портить ни громкая музыка, ни яркие фонари, ни мусор, ни прочие блага цивилизации, лучший отдых — собственная стоянка в девственно красивом месте, чтобы полностью отдохнуть от всего, что нас окружает в обычной жизни.
К слову, штрафы парковку у моря в Крыму стали налагать и в 2016, и в 2015 годах. Но не так массово, как в 2017.
Нестыковки?
Замминистра экологии Ольга Славгородская разъясняет ситуацию следующим образом: «Разъяснение Минприроды Крыма было трактовано как некий запрет. На самом деле, запрета нет, и мы приглашаем всех в гости в Крым. Приезжайте, отдыхайте, размещайтесь и паркуйтесь там, где это будет наименее негативно влиять на окружающую среду »
Песчаная коса Беляус между Саками и Евпаторией представляет собой длинный шикарный пляж белоснежного песка, где в сезон располагается множество кемперов. Однако расстояние от соленых озер до моря не превышает трёхсот метров, где и проходит автомобильная дорога. Туристы паркуют свои трейлеры или автомобили на обочине и расплагаются на побережье, устраивая свои жилища, создавая тень из палаток и невесов. Красота! Море, небо, песок, количество отдыхающих на квадратный метр в сотни раз меньше, чем на городских пляжах.
Отдыхающих в сезон очень много — полного уединения с природой не получится, и ширина косы никак не позволит оставить автомобиль на расстоянии более 500 метров от моря. Такая же ситуация встречается на всем южном берегу Крыма, где и застройки расположены гораздо ближе к морю, чем это разрешено нормативно. Как совместить комфорт и любовь к природе? Лучше бы ввели штрафы за мусор и обязывали вывозить по паре десятков килограмм мусора вместо штрафа.
Почему это важно и чем грозит на практике
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, штраф за парковку у моря составляет от 3000 до 4500 рублей. И скидка за быструю оплату здесь не работает. Это ощутимо для автопутешественников, которые порой экономят на горячей воде, еде, тени, комфорте и развлечениях ради созерцания природы. Ситуация стала скандальной на диких пляжах между Саками и Евпаторией, когда инспекторы минприроды начали активно патрулировать эту территорию.
Чего же хочет от нас министерство? Чтобы многокилометровые песчаные пляжи Крыма оставались пустыми и ими любовались только чайки и проезжающие мимо автомобилисты, а люди теснились в городах? Или ехали отдыхать в Турцию?...
Что говорит закон (распечатать и взять с собой на отдых)
- Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 метров. Водный кодес, ст.65 п.8
- В границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие . Водный кодекс ст.15 п.4
- Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей. ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ - Очень важное замечание - термин «твердое покрытие» относится к «
специально оборудованным местам»
. Ограничений на движение и стоянку на дорогах (независимо от вида дорожного покрытия) нет. Многие инспекторы минприроды трактуют этот пункт по своему, считая разрешённой парковку в водоохранной зоне лишь на дорогах с твёрдым покрытием.
В интернетах даже ведутся споры по толкованию этого пункта ( , ). - «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. ПДД п.1.2
- «Обочина» — элемент дороги , примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки, используемый для движения, остановки и стоянки. ПДД п.1.2
- "Специальное транспортное средство" — транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и т.д.), п. 6 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств "
- "Отсутствие специальных информационных знаков о наличии водоохранах зон не является обстоятельством, исключающим ответственность, предусмотренную ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ" (Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта)
В итоге простыми словами. Нарушаем или нет?
В водоохранной зоне движение разрешено только по дорогам. По любым — твёрдым или грунтовым.
Стоянка разрешена:
- В специально оборудованных местах, имеющих твёрдое покрытие.
- На дорогах. Любых. И обочинах, которые являются часть дорог.
Нарушением является парковка автомобиля в водоохранной зоне (500м от моря) вне дорог (обочин), а также парковок на твёрдом покрытии.
Что делать
Как происходят рейды
Говорит инспектор минприроды:
— Территорию между Евпаторией и Саками мы постоянно патрулируем. Каждый из нас понимает, что для составления протокола нужны паспортные данные, но водители отказываются предоставлять документы. В случае, если мы не можем выявить лицо и просто видим автомобиль, припаркованный в неположенном месте, мы фиксируем госномера, предаем информацию ГИБДД, затем вызываем к себе.
Крымский журналист Олег Крючков опубликовал видео, где сотрудники министерства выписывают штраф 3000 рублей дайверам на Тарханкуте, чья машина стоит на грунтовке (!), ведущей к берегу этой особо охраняемой природной территории. При этом личное авто самих сборщиков дани с их родственниками внутри стоит вообще на траве — и они это нарушением не считают... А на должностных лиц штраф от 8 до 12 тысяч рублей.
Если попались
Определите — нарушаете ли вы закон.
Если нарушаете
- Получите протокол-постановление и заплатите штраф
Если не нарушаете, но инспектор минприроды или кто-то другой собирается писать протокол,
или нарушаете и по каким-то причинам не хотите платить штраф:
- можете попробовать вредничать и не показывать документ на автомобиль (инспектор без полиции его может лишь попросить, никак не потребовать).
- можете попробовать вредничать и утверждать, что автомобиль поставили на парковку не вы, кто (на чьё имя составлять протокол) - неизвестно.
- сфотографируйте свой автомобиль с разных ракурсов, лучше в том числе вместе с инспектором и их автомобилем. укажите в протоколе, что вы провели фотосъёмку, марку фотоаппарата.
- выразите несогласие с протоколом.
- запишите в протокол доводы в свою пользу, однако, не уповайте на отсутствие табличек, практика показывает, что это бесполезно как с инспектором, так и с судом. лучше впишите в протокол ФИО и контактные данные свидетелей, которые, к примеру, специально обустраивали твёрдое покрытие для стоянки автомобиля из камней или сендтраков, сфотографируйте это покрытие и максимально подробно опишите его в протоколе, указав, что сделаны фотографии на фотоаппарат такой-то марки.
- будьте готовы отстаивать свою правоту в суде. возможно, Крымотека сможет вам помочь? пишите в нашу группу!
"Я тут в Подмосковье на Истринском водохранилище на этих выходных по 8.42 коап на 3000 залетел, блин. :) Понятия не имел об этой статье, и о том, что вообще нельзя было там вставать. Машина никому не мешала, вода внизу, берег высокий, приехал рыбнадзор и написал протокол. Было немножко обидно, хотя понимаю, что косяк мой есть."
Судебная практика
Постановление отменить - 1
[...]
ФИО1 .
Постановление отменить - 2
Постановлением инспектора Республики Крым в области охраны окружающей среды ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 3000 рублей.
ФИО1 не согласившись с постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, обратился с жалобой в Евпаторийский городской суд Республики Крым. В жалобе указал, что постановление считает незаконным и просит суд отменить последнее и прекратить производство по делу по следующим основаниям.
В протоколе об административном правонарушении указано, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов, являясь собственником автомобиля Ауди А6 допустил движения и стоянку вне дороги и вне специального оборудованного места имеющего твердое покрытие в водоохраной зоне Черного моря в 60 метрах от уреза воды.
Материалы дела не содержат доказательств о том, что принадлежащий ФИО1 автомобиль находится именно в 60 метрах от моря, а также управление автомобилем именно ФИО1, и нахождения автомобиля ФИО1 именно ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов в близи <адрес> Республики Крым.
[...]
Из фототаблицы видно, что в лесополосе с открытой дверью стоит автомобиль Ауди, гос. номер №, рядом с автомобилем людей нет. Согласно данным ГИБДД указанный автомобиль принадлежит ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
[...]
Материалы дела не содержат сведений, на каком расстоянии от моря находился автомобиль (60м. или 70 м. от уреза воды), управлял автомобилем именно ФИО1 или иное лицо.
Суд не может принять в качестве неоспоримого доказательства фототаблицу, т.к. из неё невозможно установить на каком расстоянии от моря стоит автомобиль, и ФИО1 ли оставил автомобиль в данном месте.
[...]
Постановление от 13.10.2016г. № государственного инспектора Республики Крым в области окружающей среды ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении ФИО1 - отменить. Прекратить производство по делу об административном правонарушении
, предусмотренном ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ в отношении ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление отменить - 3
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения рейдового осмотра, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут на территории Белогорского водохранилища выявлена стоянка автотранспортного средства марки LADA 217150 LADA PRIORA, в которой находился ФИО2, собственник указанного транспортного средства согласно предоставленному свидетельству о регистрации транспортного средства № №(регистрационный номер В988ОС82). Осуществив движение и стоянку в водоохраной зоне указанного водного объекта, ФИО2 нарушил специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе указанного водного объекта, санитарного состояния указанного водного объекта. ДД.ММ.ГГГГ постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Крым ФИО1, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Заявитель обратился в суд жалобой на указанное постановление, мотивируя тем, что оно принято с грубыми нарушениями действующего законодательства
, поскольку в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным инспектором ФИО5 отсутствует указание на то, что при его составлении ФИО2 были разъяснены его права на юридическую защиту
, право на переводчика, не указано в действиях какого именного лица содержаться признаки противоправного действия, также в протоколе не указывается на какие-либо дополнительные материалы, которые являются приложениями к нему и были составлены вместе с ним. В протоколе отсутствует указание на личности свидетелей
, в чьем присутствии был составлен указанный протокол, и которые своими подписями подтверждают факт совершения административного правонарушения. Таким образом, заявитель считает, что при принятии обжалуемого постановления инспектором были нарушены нормы п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, которая обязывала его принять совершенно иное постановление, а именно - о прекращении начатого административного производства по причине отсутствия события административного правонарушения. Также инспектор ФИО1 не дал какой-либо оценке доказательствам, в постановлении не указывается на то, что именно написано в протоколе и соответствует ли он предъявляемым к нему требованиям, а также чем и кем подтверждается все в нем написанное. В связи с чем, просит отменить вышеуказанное постановление и прекратить административное производство в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
[...]
В указанном постановлении дана лишь общая ссылка на ст.65 Водного кодекса РФ, нет конкретных ссылок на другие нормы, которыми установлены границы водоохранных зон на территории Белогорского водохранилища. Представленные должностным лицом материалы дела об административном правонарушении, также не содержат сведений об установлении границ водоохраной зоны и границ прибрежных защитных полос.
Каких либо картографических материалов о расположении самого водохранилища, его наименовании, и сведений о внесении этого объекта в государственный реестр в соответствии с Положениями утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, которые позволили бы судить о противоправном характере действий ФИО2, материалы дела об административном правонарушении не содержат.
В полном объеме доводы ФИО2, связанные с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, не были проверены при рассмотрении дела и вынесении оспариваемого постановления. Таким образом, выводы должностного лица старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Крым ФИО1 о совершении ФИО2административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, постановлены на неполно исследованных и не доказанных обстоятельствах дела. Из имеющихся в деле материалов не представляется возможным сделать вывод о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ.
[...]
Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Крым ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ - отменить, производство по делу прекратить
в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление оставить в силе, без изменений
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО обратился в Евпаторийский городской суд с жалобой. В обоснование которой указал, что Постановление № от 21.12.2015г. о назначении административного наказания подлежит отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает на то, что в месте нахождения его автомобиля на пустынном берегу Черного моря не было предупреждающих знаков, о запрете въезда прибрежную зону моря. Кроме того является пенсионером, иных доходов кроме пенсии не имеет, сумма штрафа в размере 3000 рублей для него является значительной. Просит отменить постановление в связи с отсутствием в его действия состава административного правонарушения.
[...]
Постановление старшего государственного инспектора Крымского отдела государственного контроля, надзора водных биологических ресурсов Азово - Черноморского территориального управления Рыболовства Кус Л. А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ, - отменить.
ФИО1 освободить от административной ответственности
за совершённое административное правонарушение на основании ст.2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершённого правонарушения, ограничившись устным замечанием
.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить.
Теперь на рыбалку разве что на инвалидной коляске ехать! Любой транспорт нельзя ставить ближе чем на 200 метров от реки.
А если мне нужно спустить лодку весом в 100 кило на воду? Что, тоже штраф?
И на каком расстоянии от реки, озера, водоёма теперь можно рыбакам и отдыхающим оставлять свой транспорт?
Какой штраф за неправильную парковку автомобиля в водоохранной зоне рядом с речкой?
Этими и другим около вопросами я озадачился (да и не только я, многие знакомые рыбаки) при сегодняшнем раскладе нововведений в закон о рыбалке.
На каком расстоянии от водоема можно оставить машину во время рыбалки по закону?
Оказывается, ещё с 2010 года в правилах и законе о рыбалке есть особая статья — 65-ая что ли, в которой сказано где и на каком расстоянии можно двигаться и стоять на транспорте около водоёма.
Расстояние парковки транспорта, в частности автомобиля, регламентируется протяженностью реки.
Так ширина и границы водоохранной зоны определяются протяженностью:
- до 10 км — 50 метров,
- от 10 до 50 км — 100 метров,
- от 50 и более — 200 метров.
Тем, кто решил искупаться в море, следует оставлять свою машину аж на полкилометра от границы прилива.
Еще в этой статье закона говорится, что вроде бы разрешено движение — приведу цитату:
«В границах водоохранных зон запрещаются:
движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;»
То есть по просёлочным дорогам вдоль речки ваще нельзя ездить?! И не только на машине, но и на любом другом транспорте — даже на велосипеде!
Рыбак на велосипеде — это тоже водитель, а велик — это его транспорт, согласно правилам ПДД.
Теперь разве что на инвалидной коляске можно подъехать близко к речке — она же исключение из правил ГИБДД.
А теперь о самом больном — нарушил выше приведенный закон — получи штраф — это статья 8.42 Кодекса об административных правонарушениях.
А на сегодня это — 3-4,5 тысячи рублей для обычных рыбаков!
И опять выписка-цитата из закона:
«Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности…
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.»
Да уж, летом на рыбалке можно не плохо мускулы подкачать! С лодкой, да с мотором, если авто оставлять на 200 метров, — до реки раза 2-3 придётся сходить.
А потом ещё и обратно — омрачает это всё полноценный отдых и общение с природой!
Мыть машину кстати также запрещено! И прежде, чем помыть самому у речки автомобиль, подумайте. А то штраф такой же…
И ещё, о запрете и допуске к берегам водоохранной зоны
А как же замки, дворцы и коттеджи, построенные прямо на берегу реки? Как же земли водоёмов, выкупленные и взятые в долгосрочную аренду у государства?
К речке с их стороны ваще не подойти! Всё перекрыто высокими заборами с колючей проволокой и перекрыто шлагбаумами.
Опять же повторюсь, сегодня в России рулят деньги! Закон как дышло!
И при чём тут экология?
А чем мотивируют запрещения подъезда на транспорте к речке? Типа нарушаем экологию биоресурсов страны? Так что ли?
Якобы с автомобиля химии всякой как из ведра. А разве лодочный двухтактный мотор не больше приносит вреда (бензин и выхлопы в воду попадают)?
Настоящие рыбаки никогда не будут вредить природе!
А мусор, который тут и там оставляют после себя отдыхающие?
А теперь еще за 200 метров не каждый захочет захватить с собой мусорный мешок и потом еще искать куда его приспособить.
А ухари, которые моют машины – они уж точно приносят вред природе! Их, я согласен, наказывать и рублём, и порками!
Нужно менять (дорабатывать) не только сырые законы, но и тех галстуков, которые их создали и утвердили. Ведь, честно, ничего они не смыслят в рыбалке — да и не только в ней!
Закон идиотский, любой лодочный бензомотор с выхлопом в воду, в сотни раз вреднее машины стоящей у среза воды.
И ещё, некоторые говорили, что если знака нет, то и штрафануть не могут. А вот и могут. Есть судебная практика, где таких вот не верующих наказали штрафом. Они вроде бы говорят, знак не видим. А суд им ответил — закон-то важнее будет!
И незнание закона не освобождает от ответственности! Так то…
У меня на сегодня всё — прокомментируйте, что вы думаете по этому поводу.
А вот таких рыбинспекторов нужно самих наказывать и не рублём, а плёткой по пятой точке!
Всем НХНЧ (Ни хвоста, ни чешуи)!
С рыбацким приветом, друзья!Сталкивался ли кто-нибудь из Вас с санкцией за въезд в водоохранную полосу? Последнее время в мой адрес с рыбацких форумом поступает масса просьб о помощи по обжалованию подобных штрафных санкций.
Дело в следующем:
п.4 части 15 статьи 65 Водного Кодекса устанавливает (много лет как) следующий запрет, включая автотранспорт, в водоохранной полосе водоёма:
"15. В границах водоохранных зон запрещаются:
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;"Далее, в декабре 2009г в КоАП была добавлена ч.42 статьи 8, установившая штраф за :
" Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей."
Поясню: водоохранная полоса – это как минимум 50м от берега, чаще 200м, а у морского побережья - 500м. ПОВСЕМЕСТНО.О массовых случаях её применения не было слышно до 2011г. Но с 2011 мы (Союз рыболовов) наблюдаем распространение этой практики в регионах. Полномочия составлять соответствующие протоколы есть у рыбоохраны, полиции, прокуратуры.
У меня вопрос абсолютно практический. Сейчас – может кто слышал? - в ГосДуме лежит ко второму чтению законопроект "О любительском рыболовстве". Мы, рыбаки, в процессе и плотно участвуем в его обсуждении. Входим в различные рабочие группы, войдём и в рабочую группу в Думе.
Сегодня это подходящий случай озадачить законодателей этим вопросом и постараться включить в закон изменения к Водному кодексу и КоАП.Идея изменения у нас такая: штрафные санкции должны действовать не за простой въезд в водоохранную полосу, а только в случае конкретного и доказанного причинения ущерба природе. Причём, в этом случае, доказанного причинения ущерба, кроме штрафа можно определить взыскание за причинённый ущерб: за взрытый дёрн, за загрязнение техническими жидкостями и зимой - за грязную наледь с арок колёс (как известно, правильно её сбивать при съезде в лес с дороги).
К сожалению, далеко не все рыбаки имеют привычку выезжать на берег - не у всех есть подходящие машины. Соответственно за этот пункт требований рыбацкие активисты борются лениво. Только на этом сайте мне удалось найти единственную тему посвящённую этой проблеме в форуме «Охота и рыбалка» со сбором подписей под петицией -
Если где то ещё обсуждалась данная проблематика, прошу извинить и дать ссылку.
И ещё, не секрет, что экологи вообще поддерживают любые, сколь угодно жёсткие запреты, посему они нам не в помощь… Ну и, не повышает активности в среде автолюбителей нераспространённость ПОКА этой практики массового штрафования у инспекторов и надзорных органов. Долго это продлиться? Поверьте не долго. Так что действовать надо именно сейчас - чтобы воспользоваться текущей кампанией. И кроме автомобилистов заняться этим по-среьёзному некому.
Неужели кроме рыбаков и охотников, остальные автомобилисты не выезжают хотя бы раз в году на природу к водоёмам?А надо-то всего - развернуть бомбёжку обращениями граждан депутатов. Чтоб те почувствовали наличие общественного интереса к проблеме. Текст напишем - рука набита. Но хотелось бы сначала с вами это всё обсудить. Не затягивая.
Отдых на берегу водоема – популярное развлечение. Однако далеко не везде можно просто подъехать на машине и встать на берегу: в том случае, если место стоянки окажется водоохранной зоной, виновного ждет наказание. Разберемся, что представляет собой эта зона, почему остановка запрещена в этой природоохранной зоне, где можно парковаться у реки, а также кто и какой штраф может выписать за неправильную стоянку в запретной зоне.
Что такое водоохранная зона?
Определение водоохранной зоны дает ст. 65 ВК РФ . Согласно ее нормам, под этим термином понимается территория, которая примыкает к границам водоема , и на которой действует особый режим деятельности. Цель этого режима – предотвращение:
- загрязнения водоема;
- истощения источников вод;
- нарушения среды обитания для водяных растений и животных.
Знак устанавливается на столбе белого цвета вблизи водоема.
Ширина водоохранной зоны различается в зависимости от статуса водоема и колеблется от 30 до 500 м . Точный минимальный размер, установленный для рек, водохранилищ, озер и морей можно узнать в ВК РФ, однако есть одно исключение – Байкал. Для него установлен особый статус, и ширина охранной зоны регламентируется ст. 3 ФЗ «Об охране озера Байкал».
Есть водоемы, для которых охранная зона не устанавливается. Это реки и ручьи, забранные в коллекторы. Если бы в этих объектах действовал обычный режим, жизнь во многих городах крайне бы осложнилась.
Водоохранная зона включает в себя дополнительно и защитную полосу водных объектов. Это – та часть зоны, которая непосредственно примыкает к береговой линии водоема. Иногда оба этих понятия совпадают: например, для ручьев и рек длиной от истока до устья менее 10 км водоохранная зона и защитная полоса – одно и то же.
Главное отличие между водоохранной зоной и защитной полосой – в большей строгости режима. Если в водоохранной зоне все-таки можно вести хоть какую-то хозяйственную деятельность, то на защитной полосе нельзя практически ничего – ни пахать, ни сваливать грунт, ни пасти скот.
Можно ли подъезжать к реке на машине и разрешена ли стоянка?
Кто может привлечь к ответственности за нарушение водоохранной зоны?
Правом привлекать к административной ответственности за парковку у берега водоема наделены сотрудники следующих организаций:
- Росприроднадзор , а конкретно – инспекторы водной охраны.
- МВД РФ (обычно – инспектора ГИБДД).
В водоохранной зоне за пределами дорог и стоянок разрешается парковка только спецтранспорта и только в соответствии с действующими для него правилами. Поэтому, если инспектор прибудет на обычной машине – он сам нарушит закон.
Места, где разрешена парковка возле водоемов
У берега реки, озера или моря подъезд машины к воде возможен только в следующих местах:
- На обочине дороги, если она проходит у берега.
- На особых оборудованных стоянках с твердым покрытием. Даже если она размещена с нарушением, проблемы будут у того, кто построил, а не у водителя.
- За чертой, ограничивающей водоохранную зону.
При использовании последнего способа следует ориентироваться в первую очередь на запрещающие таблички.
Отсутствие табличек не означает, что парковаться можно.
Как проверить нахождение ЗУ в водоохранной зоне?
В итоге то, относится ли конкретный участок к водоохранной зоне, решают органы власти в порядке, который установлен Постановлением Правительства РФ №17 от 2009 года . Согласно этому постановлению, границы зоны считаются установленными только с момента, когда соответствующая запись внесена ЕГРН – реестр недвижимости. Поэтому, планируя отдых на берегу реки или озера, можно заранее проверить конкретный участок по кадастровой карте.
Делается это так:
- Вначале нужно открыть сайт Публичной кадастровой карты .
- Затем выбрать интересующий вас регион. Проще всего это сделать, просто перетаскивая курсором интерактивную карту и увеличивая ее с помощью колесика мыши или двойным кликом по интересующей области.
- Если известен кадастровый номер участка (что бывает редко), его сразу можно ввести в форме поиска – она расположена в левой части экрана под значком в виде лупы.
- Если номер участка неизвестен, придется ориентироваться по карте. Для этого нужно найти на ней интересующий вас водоем, а на его берегу – конкретную точку. Для привязки можно использовать обозначенные на карте особенности: извивы речного русла, автодороги, ближайшие населенные пункты. При необходимости можно переключить карту в режим отражения аэрокосмических снимков (это делается с помощью панели управления, найти ее можно слева). Однако нужно помнить: топографические обозначения и снимки в некоторых регионах накладываются друг на друга крайне своеобразно, и люфт может достигать метров 20-50.
- Затем надо переключить карту в режим отображения зон с особыми правилами использования. Сделать это можно, щелкнув по значку «Управление картой» на панели (выглядит как пиктограмма в виде стопки бумажных листов). В открывшемся окне нужно галочкой отметить в меню пункт «Зоны с особыми условиями использования территории».
- Если все сделано правильно, часть местности вокруг водоема будет сразу же залита светло- и темно-зеленым. Темная зелень – это прибрежная защитная полоса, светлая – это водоохранная зона.
- Ориентируясь по карте, можно узнать, попадает ли выбранный вами участок в пределы этой зоны.
Этот метод работает почти везде, однако нужно учитывать: заполнение кадастровой карты и уточнение границ участков – процесс длительный, он не везде завершен. Желая отдохнуть и порыбачить на реке, расположенной в глубинке, можно наткнуться на регион, где кадастровая информация еще не уточнялась. При сомнениях следует обратиться с запросом в местное отделение Росприроднадзора или Росрыболовства и уточнить статус участка.