С рыбацким приветом, друзья!

Сталкивался ли кто-нибудь из Вас с санкцией за въезд в водоохранную полосу? Последнее время в мой адрес с рыбацких форумом поступает масса просьб о помощи по обжалованию подобных штрафных санкций.

Дело в следующем:
п.4 части 15 статьи 65 Водного Кодекса устанавливает (много лет как) следующий запрет, включая автотранспорт, в водоохранной полосе водоёма:
"15. В границах водоохранных зон запрещаются:
4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;"

Далее, в декабре 2009г в КоАП была добавлена ч.42 статьи 8, установившая штраф за :
" Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
1. Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей."

Поясню: водоохранная полоса – это как минимум 50м от берега, чаще 200м, а у морского побережья - 500м. ПОВСЕМЕСТНО.

О массовых случаях её применения не было слышно до 2011г. Но с 2011 мы (Союз рыболовов) наблюдаем распространение этой практики в регионах. Полномочия составлять соответствующие протоколы есть у рыбоохраны, полиции, прокуратуры.

У меня вопрос абсолютно практический. Сейчас – может кто слышал? - в ГосДуме лежит ко второму чтению законопроект "О любительском рыболовстве". Мы, рыбаки, в процессе и плотно участвуем в его обсуждении. Входим в различные рабочие группы, войдём и в рабочую группу в Думе.
Сегодня это подходящий случай озадачить законодателей этим вопросом и постараться включить в закон изменения к Водному кодексу и КоАП.

Идея изменения у нас такая: штрафные санкции должны действовать не за простой въезд в водоохранную полосу, а только в случае конкретного и доказанного причинения ущерба природе. Причём, в этом случае, доказанного причинения ущерба, кроме штрафа можно определить взыскание за причинённый ущерб: за взрытый дёрн, за загрязнение техническими жидкостями и зимой - за грязную наледь с арок колёс (как известно, правильно её сбивать при съезде в лес с дороги).

К сожалению, далеко не все рыбаки имеют привычку выезжать на берег - не у всех есть подходящие машины. Соответственно за этот пункт требований рыбацкие активисты борются лениво. Только на этом сайте мне удалось найти единственную тему посвящённую этой проблеме в форуме «Охота и рыбалка» со сбором подписей под петицией -

Если где то ещё обсуждалась данная проблематика, прошу извинить и дать ссылку.

И ещё, не секрет, что экологи вообще поддерживают любые, сколь угодно жёсткие запреты, посему они нам не в помощь… Ну и, не повышает активности в среде автолюбителей нераспространённость ПОКА этой практики массового штрафования у инспекторов и надзорных органов. Долго это продлиться? Поверьте не долго. Так что действовать надо именно сейчас - чтобы воспользоваться текущей кампанией. И кроме автомобилистов заняться этим по-среьёзному некому.
Неужели кроме рыбаков и охотников, остальные автомобилисты не выезжают хотя бы раз в году на природу к водоёмам?

А надо-то всего - развернуть бомбёжку обращениями граждан депутатов. Чтоб те почувствовали наличие общественного интереса к проблеме. Текст напишем - рука набита. Но хотелось бы сначала с вами это всё обсудить. Не затягивая.

Отдых на берегу водоема – популярное развлечение. Однако далеко не везде можно просто подъехать на машине и встать на берегу: в том случае, если место стоянки окажется водоохранной зоной, виновного ждет наказание. Разберемся, что представляет собой эта зона, почему остановка запрещена в этой природоохранной зоне, где можно парковаться у реки, а также кто и какой штраф может выписать за неправильную стоянку в запретной зоне.

Что такое водоохранная зона?

Определение водоохранной зоны дает ст. 65 ВК РФ . Согласно ее нормам, под этим термином понимается территория, которая примыкает к границам водоема , и на которой действует особый режим деятельности. Цель этого режима – предотвращение:

  • загрязнения водоема;
  • истощения источников вод;
  • нарушения среды обитания для водяных растений и животных.

Знак устанавливается на столбе белого цвета вблизи водоема.

Ширина водоохранной зоны различается в зависимости от статуса водоема и колеблется от 30 до 500 м . Точный минимальный размер, установленный для рек, водохранилищ, озер и морей можно узнать в ВК РФ, однако есть одно исключение – Байкал. Для него установлен особый статус, и ширина охранной зоны регламентируется ст. 3 ФЗ «Об охране озера Байкал».

Есть водоемы, для которых охранная зона не устанавливается. Это реки и ручьи, забранные в коллекторы. Если бы в этих объектах действовал обычный режим, жизнь во многих городах крайне бы осложнилась.

Водоохранная зона включает в себя дополнительно и защитную полосу водных объектов. Это – та часть зоны, которая непосредственно примыкает к береговой линии водоема. Иногда оба этих понятия совпадают: например, для ручьев и рек длиной от истока до устья менее 10 км водоохранная зона и защитная полоса – одно и то же.

Главное отличие между водоохранной зоной и защитной полосой – в большей строгости режима. Если в водоохранной зоне все-таки можно вести хоть какую-то хозяйственную деятельность, то на защитной полосе нельзя практически ничего – ни пахать, ни сваливать грунт, ни пасти скот.

Можно ли подъезжать к реке на машине и разрешена ли стоянка?

Кто может привлечь к ответственности за нарушение водоохранной зоны?

Правом привлекать к административной ответственности за парковку у берега водоема наделены сотрудники следующих организаций:

  • Росприроднадзор , а конкретно – инспекторы водной охраны.
  • МВД РФ (обычно – инспектора ГИБДД).

В водоохранной зоне за пределами дорог и стоянок разрешается парковка только спецтранспорта и только в соответствии с действующими для него правилами. Поэтому, если инспектор прибудет на обычной машине – он сам нарушит закон.

Места, где разрешена парковка возле водоемов

У берега реки, озера или моря подъезд машины к воде возможен только в следующих местах:

  • На обочине дороги, если она проходит у берега.
  • На особых оборудованных стоянках с твердым покрытием. Даже если она размещена с нарушением, проблемы будут у того, кто построил, а не у водителя.
  • За чертой, ограничивающей водоохранную зону.

При использовании последнего способа следует ориентироваться в первую очередь на запрещающие таблички.

Отсутствие табличек не означает, что парковаться можно.

Как проверить нахождение ЗУ в водоохранной зоне?

В итоге то, относится ли конкретный участок к водоохранной зоне, решают органы власти в порядке, который установлен Постановлением Правительства РФ №17 от 2009 года . Согласно этому постановлению, границы зоны считаются установленными только с момента, когда соответствующая запись внесена ЕГРН – реестр недвижимости. Поэтому, планируя отдых на берегу реки или озера, можно заранее проверить конкретный участок по кадастровой карте.

Делается это так:

  1. Вначале нужно открыть сайт Публичной кадастровой карты .
  2. Затем выбрать интересующий вас регион. Проще всего это сделать, просто перетаскивая курсором интерактивную карту и увеличивая ее с помощью колесика мыши или двойным кликом по интересующей области.
  3. Если известен кадастровый номер участка (что бывает редко), его сразу можно ввести в форме поиска – она расположена в левой части экрана под значком в виде лупы.
  4. Если номер участка неизвестен, придется ориентироваться по карте. Для этого нужно найти на ней интересующий вас водоем, а на его берегу – конкретную точку. Для привязки можно использовать обозначенные на карте особенности: извивы речного русла, автодороги, ближайшие населенные пункты. При необходимости можно переключить карту в режим отражения аэрокосмических снимков (это делается с помощью панели управления, найти ее можно слева). Однако нужно помнить: топографические обозначения и снимки в некоторых регионах накладываются друг на друга крайне своеобразно, и люфт может достигать метров 20-50.
  5. Затем надо переключить карту в режим отображения зон с особыми правилами использования. Сделать это можно, щелкнув по значку «Управление картой» на панели (выглядит как пиктограмма в виде стопки бумажных листов). В открывшемся окне нужно галочкой отметить в меню пункт «Зоны с особыми условиями использования территории».
  6. Если все сделано правильно, часть местности вокруг водоема будет сразу же залита светло- и темно-зеленым. Темная зелень – это прибрежная защитная полоса, светлая – это водоохранная зона.
  7. Ориентируясь по карте, можно узнать, попадает ли выбранный вами участок в пределы этой зоны.

Этот метод работает почти везде, однако нужно учитывать: заполнение кадастровой карты и уточнение границ участков – процесс длительный, он не везде завершен. Желая отдохнуть и порыбачить на реке, расположенной в глубинке, можно наткнуться на регион, где кадастровая информация еще не уточнялась. При сомнениях следует обратиться с запросом в местное отделение Росприроднадзора или Росрыболовства и уточнить статус участка.