4 введение опричнины. Причины введения опричнины

Опричнина Ивана Грозного – общая характеристика

Опричниной историки называют государственную политику террора, которая царила на Руси в конце шестнадцатого века при правлении Ивана Грозного.

Суть опричнины

Суть опричнины состояла в отбирании имущества у населения в пользу государства. По одному пожеланию царя могли выделяться особые земельные уделы, которые использовались только для царского двора или государственных нужд. На данных территориях была собственная управленческая власть, и они были недоступны для простого населения. Все подобные земельные области отбирались у помещиков путём физической силы или же угроз.

Происхождение слова «опричнина»

Само слово «опричника» имеет древнерусские корни и обозначает «особый». Кроме того, опричниной иногда называли часть государства, отошедшую в единоличное царское (а также его придворных) пользование. Опричники – это члены тайной полиции государя.

Численность царской свиты (опричнины) составляла в то время около тысячи человек.

Царь Иван Грозный прославился в истории военными подходами и своим суровым нравом. Опричнина возникла в связи с Ливонской войной. В 1558 Грозный начал Ливонскую войну, чтобы овладеть Прибалтийскими землями (побережьем), но ход военных действий шёл не так, как задумывал сам царь. Он неоднократно упрекал бояр и воевод за то, что они вовсе не почитают своего царя за авторитет, поэтому действуют мягко и не решительно. Усугубляет ещё больше сложившуюся ситуацию предательство царя одним из его воевод, окончательно подрывая доверие Грозного к собственной свите. Вот почему и были создана опричнина.

Опричники должны были всюду следовать за своим царём, оберегая его от опасностей. Однако не раз происходили от них казни и моральные издевательства. Обычно царь предпочитал смотреть на это сквозь пальцы, оправдывая подобную жестокость своих подчинённых в любых спорах. Результатом подобного бесчинства опричников, стала ненависть в их сторону не только от простого населения, но и от бояр.

Всего за два года (1570-1571) от руки Ивана Грозного и его опричников погибло множество людей. При этом царь не щадил даже собственных подчинённых, которых как утверждают исследователи полегло не менее двухсот человек. Эти московские казни были апогеем террора опричнины.

Опричнинская система начала разваливаться в конце 1571 года из-за нападения крымского хана Девлет-Гирея. Опричники, которые привыкли жить за счёт грабежей собственных граждан и не явились на поле боя, после чего царь отменил опричнину и ввести земщину, мало отличавшуюся от первой.

Введение

Цель данной контрольной работы заключается в исследовании опричнины Грозного (Ивана IV).

Задачи контрольной работы:

1. Краткое описание российского государства XVI века.

2. Рассказать, что такое опричнина, её характеристика и деятельность.

В 1560 году началось одно из самых мрачных событий в нашей истории - опричнина.

Слово опричнина произошло от слова «опричь» - кроме «остальной земли» . В XVI в. в случае гибели дворянина на войне его семье (вдове и детям) оставляли только часть земли, кроме всей остальной, которая возвращалась в казну. На языке XVI века, применительно к эпохе Грозного, под опричниной понимался удел (удельное княжество), взятый Грозным в его личное владение.

Опричнина вылилась:

1. В перераспределение земельных владений среди господствующего сословия.

2. В массовый террор.

3. Опричнина была орудием разгрома реакционной феодальной знати, но в то же время введение опричнины сопровождалось усиленным захватом крестьянских «черных» земель. Опричный порядок был новым шагом на пути к укреплению феодальной собственности на землю и закрепощению крестьянства.

За первые семь лет существования опричнины правительство Ивана Грозного добилось выполнения основных стоявших перед ним задач по укреплению централизованного аппарата власти: было сломлено открытое сопротивление боярской аристократии, создано опричное войско, началась организация новых центральных учреждений.

Опричнина Ивана IV Грозного

Общая характеристика Русского государства XVI в.

грозный опричнина историк

В XVI в. процесс централизации набирает силу. Нужен был переход к структурным реформам, затрагивающим всю систему государственного управления, права, социального статуса и положения сословий. После смерти Ивана III (1505) правил его сын Василий III (1505-1533), который продолжал дело отца.

Василий III был женат на боярской дочери Соломонии Сабуровой, но у них долгое время не было наследников. В связи с этим Василий III даже запрещал своим братьям жениться, чтобы их взрослые сыновья не стали соперниками его прямому наследнику. В 1526 г. он пошел на смелый по тем временам шаг. Под предлогом бездетности он развелся со своей женой Соломонией и заточил в монастырь. Вторым браком он женился на 17-летней Елене из литовского княжеского рода Глинских, перешедших на службу московскому князю. В 1530 г. родился долгожданный наследник, сын Иван, будущий Иван IV Грозный.

В 1533 году Василий III умирает. Перед смертью Великий князь передал власть опекунскому совету, который должен был править до совершеннолетия Ивана VI. Однако мать Ивана VI, Великая княгиня Елена Глинская (годы правления 1533-1538), опираясь на отстранённых от власти бояр, совершила переворот и ликвидировала опекунский совет. С помощью своего фаворита И.Ф. Овчины Телепнева-Оболенского, она арестовала родных братьев Василия III Юрия и Андрея Ивановичей и тем самым ликвидировала потенциальную угрозу власти своего сына Ивана VI. Расправилась она и со своим собственным Михаилом Глинским. Все они умерли в тюрьме.

Елена Глинская продолжала политику Ивана III и своего мужа Василия III, вела курс на централизацию. Она начала денежную реформу (1535). Эта реформа способствовала созданию единой монетной системы, основой которой станет копейка (деньга, на которой, в отличие от других денег, был изображен всадник с копьем). Однако завершить реформы она не смогла. В 1538 г. она скончалась. Многие исследователи высказывают предположение, что она была отравлена боярами, ибо ее правление противоречило патриархально-религиозным взглядам московского боярства, не допускавшего участия женщин в общественно-политической жизни.

После смерти Елены Глинской правили бояре. Период боярского правления - это время острой борьбы за власть боярских группировок. Вначале власть захватили Шуйские. Для этого периода характерны: политическая нестабильность, беспринципность, корыстолюбие новоявленных правителей, усиление местнических споров, бесконтрольная раздача земель.

Всё это привело к: ослаблению центральной власти, падению ее авторитета, произволу наместников. А в итоге к: росту противоречий между боярами и служилым сословием, обострению противоречий между простым людом и всей правящей элитой.

Всё это происходило на глазах малолетнего государя и оказало негативное влияние на формирование его характера.

Иван IV был свидетелем неправого суда и казней, видел алчность и интриги бояр, их глумление над памятью его родителей. Наделённый от природы блестящими способностями, любознательный и начитанный, молодой царь отличался большой впечатлительностью, неуравновешенностью, легко переходил от радости к гневу, от буйного веселья к глубокой депрессии.

Постоянно наблюдая сцены дикого произвола, предательства, он исподволь привыкал к ним, в его характере формировались робость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жесткость. Безобразные сцены боярского своеволия и насилия были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с годами развилась наклонность преувеличивать опасность. Вечно тревожный и подозрительный, Иван IV рано привык думать, что окружен только врагами. Читая письма царя к Андрею Курбскому, поражаешься быстрой сменой в авторе самых разнообразных чувств: порывы великодушия и раскаяния, проблески глубокой задушевности чередуются с грубой шуткой, жестким озлоблением, холодным презрением к людям. Минуты усиленной работы ума и чувства сменяются полным упадком утомленных душевных сил. В эти минуты умственного изнеможения и нравственной опустошенности он способен был на поступки, лишенные всякого смысла. Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями была и государственная деятельность Ивана IV. Его ум, образованность, по оценкам многих исследователей, были выше его морально-нравственных качеств (его души). В.О. Ключевский пишет, что царь совершил и задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его примером ужаса и отвращения современников и последующих поколений.

Реальная деятельность Ивана Грозного длится на два периода:

I период (1547-1565) - период реформ.

II период (1565-1584) - период опричнины и ее последствий.

Началу периода реформ предшествовали два важных события: 1) венчание Ивана IV на царство и 2) пожар в Москве.

16 Января 1547 года Великий князь московский Иван IV венчался на царство в Успенском соборе Московского Кремля. С благословением митрополита Макария Иван IV принимал царский титул, равный императорскому. Молодой помазанник Божий стоял в византийских бармах, в шапке Мономаха, со скипетром в левой руке и державой - в правой. Начиналось его самостоятельное правление.

Следует отметить, что до этого царями на Руси называли императоров Византии и ханов Золотой орды. Изменения в титуле - отныне Иван IV становился царем и Великим князем всея Руси - не были формальностью. Сама церемония венчания и, главное, новый пышный титул отражали те изменения, которые произошли в русском обществе и в государстве и имели большое историческое значение.

24 июня 1547 года, в засуху, заполыхала вся Москва. Пожар унес 1700 жителей. Выгорела большая часть столицы. Виновными объявили Глинских, родственников царя, бывших в этот период у власти. Начался великий мятеж. Дядю царя забили камнями, остальным Глинским удалось бежать. Их дворы были разгромлены. Толпа двинулась в дворцовое село Воробьево, где спасался от пожара Иван IV. Вид разгневанных москвичей, которых царь привык лицезреть покорными и согбенными, привел царя в ужас. Восстание 1547 г. показало всю силу социального недовольства, которое накопилось в обществе в период боярского правления. Восстание не просто испугало царя и его окружение, но заставило серьезно задуматься об укреплении власти, феодального правопорядка, прекращения боярских усобиц.

Необходимы были реформы по централизации государства, поэтому к началу 1549 года вокруг молодого царя образовался круг советников, получивший название Избранная рада. В ее состав вошли различные по своему социальному положению люди. Избранная рада, не являясь официальным государственным органом, она фактически в течение 13 лет являлась негласным правительством и управляла Российским государством, сумев осуществить комплексную программу реформ: созыв Земского собора (1549); судебная реформа (июнь 1550); формирование приказной системы (50-е годы XVI в.); оформление государева двора (1552); церковная реформа (1551); финансовая реформа (1551); военная реформа (1550); земельное законодательство (11 мая 1551); завершение и проведение Губной и Земской реформ (1555-1556).

Эпоха реформ завершилась. В 1560 году правительство Избранной рады пало. Её падение послужило прологом к одному из самых мрачных событий в нашей истории - опричнине.

Стремясь укрепить свою власть, Иван Грозный в 1569 года выделил некоторые области своего царства в особые, опричные, районы. Управление ими было поручено специально сформированным для этого войскам опричников. Опричнина нанесла сокрушительный удар по власти земств, традиционно имевших наибольшую власть на местах и находившихся в определённого рода оппозиции к центральному правительству.

Многие исследователи характеризуют действия опричников как террор. Им оказывали сопротивление и чиновники на местах, и простой народ, и церковь. Но благодаря безоговорочной поддержке царя Ивана опричнина продолжалась семь лет. Затем она была отменена, а сами участники опричнины были жестоко наказаны царём.

В памяти народа опричнина отпечаталась как мрачная страница истории. Однако многие историки считают, что это был закономерный процесс, необходимый для становления централизованного самодержавного государства. При этом в краткосрочной перспективе опричнина и вызванные ею бунты ослабили государство Ивана Грозного.

Путь к опричнине

Личная трагедия Неудачи Ливонской войны Недовольство Избранной Радой

Смерть Анастасии Захарьиной (жена). Была единственным существом, которое он любил в зрелые годы

С одной стороны, страна нуждалась в выходе в Балтику

Сначала удалось добиться серьезных успехов, но…

С другой стороны, в стране чувствовалось нарастание истощение сил и средств.

Жизненные интересы дворянства требовали требовали расширения их землевладения

После неудач царь перешел к политике репрессий. Он стремился любой ценой сломить сопротивление боярства, сделать его послушным безгласным орудием.

Страх Ивана IV перед влиянием энергичных, самостоятельно мыслящих людей.

недостаточная эффективность реформ

1563г. – смерть духовного наставника митрополита Макария

О самой опричнине

Закономерность Регресс

Часть процесса становления государственно-крепостнического строя и самодержавной монархии.

Термин «опричнина» существовал ранее – личный удел князей, переживших их вдов. Попытка царя найти опору своей политике (особые права и привилегии опричников).

Законное основание для террора, полная аморальность, не способность опричников к ведению нормальной службы и защите государства.

Продолжение политики Ивана III по перераспределению земельной собственности (при этом вотчинники потеряли половину своих владений).

Попытка истребить с помощью террора последних противников самодержавия.

Огромные масштабы террора, доведение до абсурда.

Карая «изменников», царь добывал средства для Ливонской войны.

Опричники полностью освобождались от ответственности за свои действия.

Рост злоупотребления и произвола

Царь был вынужден провести расследование. Репрессии против самих опричников. 1572 год – ликвидация опричнины.

Полный разгром родового землевладения.

Разорение страны и массовое уклонение от военной службы.

Разрешения противоречий наметившихся в годы реформ Избранной Рады.

Церковь оказалась подчинена жесткому контролю государства.

Пик террора:

1569 г. – Новгородский погром.

1570 г. – массовые публичные казни в Москве.

Огромный ущерб централизации, в жертву одному элементу системы (самодержавию) были принесены не менее важные: государственный аппарат, единство законодательства, моральное единство.

Система опричнины деление страны на:

Факты борьбы с опричниной :

    Земский собор отстаивал на омене опричнины

    568г. – открытое восстание Московского посада

    1565г. – бунт Митрополита Филлипа

Причины прекращения опричнины:

    предельное истощение страны

    1571г. – взятие Москвы крымским ханом

    1572г. – отмена опричнины. Это слово запрещалось к произношению

    Итоги царствования

    военная катастрофа

    разорние страны

    рост преступности

    упадок целых областей

    всеобщая нищета и голод

  1. Олеся

    Спасибо за отличный материал. В школьных учебниках довольно скудно освещается вопрос опричнины, а уж про причины появления данного явления вообще практически не говорится. Я считаю, что именно из-за личностных особенностей характера Ивана IV династия Рюриковичей и прервалась. Возможно, если бы на престоле был другой человек, история страны пошла бы по совершенно иному пути.

  2. Марина

    Сколько не читаю находящиеся в широком доступе материалы о царствовании Ивана Грозно, столько не устаю удивляться — неужели бояре и князья не нашли бы способов прекратить эту массовую травлю и террор против них, какой показана опричнина? Это же естественный инстинкт — самозащита! Желание защитить жизнь собственную и жизни своих родных и близких во все времена двигало человеком. Так почему опричнина просуществовала так долго и нанесла такой ущерб? Или все-таки в этом вопросе не все столь однозначно, как нам пытаются показать? Ведь, насколько мне известно, ни одного некорректированного документа времен царствования Ивана не сохранилось, и даже имена жертв опричнины восстанавливали по его покаянным письмам в монастыри с наказом молится за загубленные души.

Опричниной (от слова «опричь» – кроме) начали называть специально выделенный государю земельный удел, и штат царских приближенных, и особое войско. В опричные владения входили ряд городов и уездов в центре страны (Суздаль, Можайск, Вязьму), богатые земли русского Севера, некоторые уезды на южных рубежах державы. Остальная ее территория была названа «земщина».

Весь государственный аппарат делился на две части – опричный и земский. Вошедшие в опричнину феодалы (вначале их было 1000, а к 1572 г. – 6000) ходили в специальной униформе: в черном кафтане и черной же островерхой шапке. Преданность своему царю, готовность «вымести и выгрызть» изменников символизировали привязанные к шеям коней и колчанам для стрел метлы и собачьи головы.

Само слово «опричь» («опричнина») начало употребляться задолго до правления . Уже в XIV столетии опричниной называли часть наследства, которая достается вдове князя после его смерти. У нее было право получать доходы с определенной части земельных угодий, но после ее смерти все это возвращалось к старшему сыну. Вот что такое опричнина - специально выделенный в пожизненное владение удел.


У слова «опричнина» со временем появился синоним, восходящий к корню «опричь», что значит «кроме». Отсюда «опричнина» - «тьма кромешная», как ее еще временами называли, «опричник» - «кромешник». Но этот синоним употреблялся только с XVI столетия.

Причины Опричнины

В общем, все разногласия историков по поводу причин возникновения опричнины, можно свести к двум взаимоисключающим утверждениям:
Опричнина была обусловлена личными качествами Ивана Грозного и у нее не было никакого политического смысла (В.Ключевский, С.Веселовский, И.Фроянов);
Она была хорошо взвешенным политическим шагом Ивана IV и направлялась против социальных сил, противостоящих его «самовластию». Такое утверждение, в свою очередь, также «раздваивается». Одни исследователи считают, что целью опричнины было сокрушить боярско-княжеское экономическое и политическое могущество (С.Соловьев, С.Платонов, Р.Скрынников). Другие (А.Зимин и В.Кобрин) полагают, что опричнина «направлялась» в остатки удельно-княжеской старины (Старицкий князь Владимир), и еще была направлена против сепаратистских устремлений Новгорода и сопротивления церкви как мощной, противостоящей державе организации. И любое из этих положений не бесспорно, потому спор об опричнине продолжается.

1560 год — им была упразднена Избранная рада, хотя именно она смогла создать ту базу, на которой впоследствии и расцвело пышным цветом государево величие.

1558 год — началась Ливонская война. Многие представители боярской знати были против нее. Они в открытую высказывали свое недовольство. Все это способствовало накалу страстей в высших эшелонах власти. Государь усиливал давление на бояр, но те не желали покорно склонять головы перед царской волей. Некоторые князья начали уезжать за границу. К примеру, предательство в 1563 году военачальника князя Андрея Курбского, входившего в состав Избранной рады и бежавшего в враждебную Литву (после чего и без того мнительный государь стал везде видеть заговор, убедился в неверности ему бояр).

Картина Н. В. Неврева. Изображено убийство боярина И. Федорова (1568), которого Грозный, обвинив в желании захватить власть, заставил надеть царские одежды и сесть на трон, после чего зарезал.

Введение опричнины

Действия свои против бояр-княжат государь открыл невиданным поступком. В самом конце 1564 года он уехал из Москвы, не сказав куда, и остановился за Троице-Сергиевым монастырем в Александровской слободе (сейчас город Александров). Оттуда в январе 1565 года он прислал в Москву грамоту, в которой говорилось, что он оставляет свое царство из-за боярской измены. Москвичи, отправив к государю посольство с духовенством во главе, уговаривали его не покидать царства. Иван Грозный согласился остаться на царстве, только с условием, что ему не станут мешать «класть свою опалу» на изменников, а иных и казнить, а ему самому учинить себе «опричнину»: «двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной». Так была введена знаменитая опричнина.

Цель опричнины

Когда опричнина устроилась, она стала действовать. Цель опричнины заключалась в том, чтобы забрать всякую силу и значение у той княжеской аристократии, которая образовалась в столице из потомства удельных князей и считала себя как бы соправительницей царя. Испытав на себе властолюбие своих бояр, Иван IV счел их «изменниками» и, не удовлетворившись опалами на отдельных лиц, надумал обезвредить все боярство.

Формирование опричнины

В своем новом «дворе», куда он не пускал «изменников-бояр», он получил силы и средства для действий против них. Он брал к себе в опричнину один за другим те города и уезды, в которых имелись старые удельные вотчины бояр-княжат, и применял к ним тот порядок, какой применялся Москвой в захваченных областях (Новгороде, Пскове, Рязани). Именно из взятых в опричнину уездов выводились вон все опасные и подозрительные для царя Ивана люди, как правило потомки удельных князей. Их переселяли на окраину государства, на новые земли, где не было никаких удельных воспоминаний и где эти люди не представляли из себя опасность.

Старые же их земли отбирали «на государя» и они шли «в раздачу». Вместо удаленной знати государь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и которые зависели только от него. Совершая это дело разорения и изгнания старой знати, государь, по его выражению, «перебирал людишек». Он делал это до конца своей жизни, на протяжении почти 20 лет, и постепенно забрал в опричнину половину всего государства. Оставшаяся половина находилась в старом положении, управлялась боярской думой и называлась «земщиною», или «земскими» (людьми). 1575 год — над земщиною Иван Грозный поставил было особого «великого князя» в лице подчиненного ему крещеного татарского (Касимовского) царя Симеона Бекбулатовича, но вскоре свел его в Тверь.

Ход событий

Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только княжат, но и множество других людей, - всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого забирали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была возбудить ненависть гонимых. Однако действия опричнины сопровождались еще жуткими зверствами. Иван Грозный не только изгонял знать из ее вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По приказу царя рубили головы «изменникам» не только десятками, но целыми сотнями. 1570 год — государь разорил целый город, именно Великий Новгород.

Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он пошел на них войной как на настоящих врагов и губил их без всякого суда на протяжении нескольких недель.

Поход на Новгород

Иван собрал всех опричников, которые были способны носить оружие, вперед были отправлены разъезды, которые заняли все почтовые станции и городки по дороге, под предлогом борьбы с чумой въезд и выезд из Новгорода запретили – чтобы никто не мог предупредить северян о движении опричного войска.

Грабежи и убийства начались еще по дороге – в Твери и Торжке, а 2 января 1570 года передовые отряды опричников подошли к Новгороду и сразу окружили его, «дабы ни един человек из града не убежал». В Новгороде опричниками был устроена кровавая резня: «Царь и великий князь сед на судище и повеле приводити из Великаго Новагорода владычних бояр, и служилых детей боярских, и гостей, и всяких городцких и приказных людей, и жены, и дети, и повеле перед собою люте мучити».

Московский застенок времен опричнины. А. Васнецов

Несчастных жгли огнем, после привязывали к саням длинной веревкой и тащили две версты до Новгорода, где связывали (детей привязывали к матерям) и бросали с моста в реку, где другие «каты» заталкивали их под лед огромной полыньи палками. «Главу заговора», новгородского архиепископа Пимена, отправили в Москву – старика, больше 30-ти лет окормлявшего Новгород, посадили на кобылу задом наперед и приказали всю дорогу дуть в волынку – атрибут скоморохов. В столице церковный суд лишил Пимена сана, его заточили в Никольском монастыре в Веневе, где через год тот скончался.

Город полностью разграбили, на оставшихся в живых новгородцев наложили огромные штрафы, которые выбивались – в прямом смысле – кнутом на «правеже» еще много месяцев. Годы спустя царь впишет в составленный им «Синодик опальных», список убитых его волею людей, страшную в своей лаконичности фразу: «По Малютине скаске новгородцев отделал тысящу четыреста девяносто человек». И историки по сей день спорят, является ли эта цифра общим количеством погубленных в Новгороде людей или это «достижение» только отряда под началом Малюты Скуратова.

Из Новгорода опричное войско двинулось в Псков, который ожидала та же участь. Однако «пскопских» спас местный юродивый Никола, который протянул государю кусок мяса. На недоумение царя – зачем ему мясо в пост, юродивый, согласно легенде, отвечал: «Да разве Ивашка думает, что съесть постом кусок мяса какого-нибудь животного грешно, а нет греха есть столько людского мяса, сколько он уже съел?». По другой версии, юродивый потребовал: «Хватит мучить людей, уезжай в Москву, иначе лошадь, на которой ты приехал, не повезет тебя обратно». На другой же день лучший государев конь пал, и испуганный царь приказал возвращаться в столицу. Как бы там ни было, но Псков смог отделаться малой кровью – царь поверил знамению и покорился, как он считал, Божьей воле.

Псы государевы

По всему государству, много лет кряду, вламываясь в частные дома, опричники проливали кровь, насильничали, грабили и оставались безнаказанными, так как считалось, что они «выводили измену» из царства. Царь Иван, получивший имя «Грозного» за свои казни и зверства, сам доходил до неистовства и необыкновенной распущенности. Кровавые казни сменялись у него пирами, на которых тоже лилась кровь; пиры переходили в богомолья, в которых бывало и кощунство. В Александровской слободе Иваном Грозным было устроено что-то вроде монастыря, где его развратные опричники были «братиею» и носили черные рясы поверх цветного платья.

От смиренного богомолья братия переходила к вину и крови, глумясь над истинным благочестием. Московский митрополит Филипп (из рода бояр Колычевых) не смог смириться с распущенностью нового царского двора, обличал государя и опричников за что и был низложен Иваном с митрополии и сослан в Тверь (в Отрочь монастырь), где в 1570 году его задушил один из самых жестоких опричников - . Царь не постеснялся расправиться и со своим двоюродным братом князем Владимиром Андреевичем, которого подозревал в умыслах против себя еще со своей болезни 1553 года. Князя Владимира Андреевича убили без суда, так же, как мать и жену его. Не умеряя своей жестокости, государь не ограничивал никаких своих вожделений. Он предавался всяческим излишествам и порокам.

Последствия опричнины

Цель, которую поставил себе Иван IV, устраивая опричнину, была достигнута. Княжеская аристократия была разгромлена и унижена; старые удельные вотчины княжат перешли к царю и были обменены на другие земли. Опричнина, несомненно, повела к разорению державы, потому что разрушила хозяйственный порядок в центральных московских областях, где сосредоточены были княжата с их удельными вотчинами.

Когда Грозный выселял крупных вотчинников с их старых земель, оттуда уходили с ними их холопы, а потом начали уходить и крестьяне, которым невыгодно было оставаться за новыми владельцами, мелкими помещиками, не имевшими никаких земельных льгот. Народ охотно шел на окраины государства, где не было ужасов опричнины, отчего центральные области все пустели и пустели. К концу царствования Грозного они запустели до такой степени, что с них государь не получал уже ни ратных людей, ни податей. Таковы были в конце концов последствия опричнины.

Еще опричнина имела далеко идущие политические последствия. Она привела к ликвидации пережитков удельного времени и укреплению режима личной власти государя. Ее социально-экономические порядки оказались пагубными. Опричнина и затянувшаяся разорили государство. Глубокий экономический кризис, охвативший Россию в 1570–1580-е гг., современники называли «порухой». Одним из пагубных последствий внутренней политики царя Ивана стало закрепощение русского крестьянства. 1581 год — были установлены «Заповедные лета», впредь до отмены которых крестьянам было запрещено покидать своих владельцев. На деле это значило, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину.

Совершенно очевидно только одно, что опричнина не была ступенью к прогрессивной форме правления и не способствовала развитию государства. Эта была кровавая разрушавшая его реформа, о чем могут свидетельствовать ее последствия, в том числе наступление « » в начале XVII века. Мечты народа и прежде всего дворянства о сильном государе, «стоящем за великую правду» воплотились в разнузданный деспотизм.

1. Годы боярского правления. После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского -- выходца из Литвы. Не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. Избранная рада. Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложился совет близких к нему людей, получивший название «Избранная рада». Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса: князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, московский митрополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских царей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Висковатый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просуществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в.

Государственный строй

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем. В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IV почти втрое был расширен состав Боярской думы, с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии. Возник новый орган власти -- Земский собор. Земские соборы собирались нерегулярно и занимались решением важнейших государственных дел, прежде всего вопросами внешней политики и финансов. В период междуцарствий на Земских соборах избирались новые цари. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Он принял решение составить новый Судебник (утвержден в 1550 г.) и наметил программу реформ. Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государственного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы -- учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов.

Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны вызвала необходимость издания нового свода законов -- Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Судебника внесли в него изменения, связанные с усилением центральной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество государственных служащих. Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по которой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Население страны было обязано нести тягло -- комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена единая для всего государства единица взимания налогов -- большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального положения владельца земли соха составляла 400--600 десятин земли.

Военная реформа. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» -- 1 0 70 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. Впервые было составлено Уложение о службе. Вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры. В 1550 г. было создано постоянное стрелецкое войско. На первых порах стрельцов набрали 3 тыс. человек. Кроме того, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена артиллерия. Для несения пограничной службы привлекалось казачество. Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» -- ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей. На время военных походов ограничивалось местничество. В середине XVI в. был составлен официальный справочник -- «Государев родословец», упорядочивший местнические споры.

2. Опричнина -- период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть территории государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричник -- человек, состоящий в рядах опричного войска, то есть гвардии, созданной Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году. Опричник более поздний термин. Во времена Ивана Грозного опричников называли «государевыми людьми».

Поход против Новгорода. В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно совершившего самоубийство по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода.

2 января 1570 г. войска вступили в Новгород, и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в реку Волхов, ставили на правёж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Новгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число избитых достигало полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500 ? 600 человек, считались счастливыми. Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот. Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. Первоначально ему он готовил ту же участь, но царь ограничился только казнью нескольких псковичей и конфискацией их имущества. В то время, как гласит популярная легенда, Грозный гостил у одного псковского юродивого (некоего Николы Салоса). Когда пришло время обеда, Никола протянул Грозному кусок сырого мяса со словами: «На, съешь, ты же питаешься мясом человеческим», а после -- грозил Ивану многими бедами, если тот не пощадит жителей. Грозный, ослушавшись, приказал снять колокола с одного псковского монастыря. В тот же час пал под царем его лучший конь, что произвело впечатление на Иоанна. Царь поспешно покинул Псков и вернулся в Москву, где снова начались розыски и казни: искали сообщников новгородской измены. В 1571 году на Москву вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В.Б. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились, так что их набралось только на один полк (против пяти земских полков). Опричнина существовала до смерти Грозного (1584), но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник -- словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили -- «города и воеводы дворовые и земские».Последствия опричнины. Главная цель опричнины -- уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости - была достигнута, но, ликвидировав политическую раздробленность, опричнина обескровила страну, деморализовала народ, привела к обострению противоречий внутри страны, ослабила ее военную мощь. В результате этого: На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских. Ливонская война была окончена с незначительными достижениями русских; Шведские войска захватили Нарву, Копорье и др. уезды, и отказывались их возвращать;В 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары сожгли Москву; Во всех слоях общества формировалась рабская психология; Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причем в самых жестких формах (барщина).