20 тысяч лье под водой сюжет. Жюль верн - двадцать тысяч лье под водой

Немо, капитан (принц Даккар) - исследователь морских глубин, изобретатель и владелец фантастической подводной лодки «Наутилус», которая время от времени показывается на поверхности морей, воспринимается всеми как некий сверхъестественный и опасный представитель китообразных, становясь объектом не только любопытства, но и охоты. Специально отправившееся на поиски неведомого «животного» судно «Авраам Линкольн» терпит поражение в схватке с ним. Чудом уцелевшие ученый-естествоиспытатель Пьер Аронакс, его слуга Консель и китобой Нед Ленд оказываются на борту «Наутилуса», становятся пленниками Н. и совершают вместе с ним кругосветное путешествие, пройдя двадцать тысяч лье под водой; эти события составляют фабулу одноименного романа. Символично имя героя (лат. Nemo - никто). Овеяны тайной прошлое Н., его конфликт с обществом, приведший к окончательному разрыву, подлинное имя. Бегство от мира и непроясненность его мотивировки, духовное одиночество, родство с могучей стихией - все это придает облику Н. черты романтического героя. Повествование ведется от лица Пьера Аронакса, который, понимая всю незаурядность личности Н., пытается быть объективным. Постоянно декларируемая ненависть к человечеству, которое в сознании Н. отождествляется с идеей насилия и несправедливости, и периодически предпринимаемые им поиски контакта с людьми; страстное свободолюбие и обдуманное заточение себя в ограниченном пространстве «Наутилуса»; устрашающая порой суровость, подчеркнутая сдержанность и минуты душевного раскрепощения, отдаваемые игре на органе, - столь явные противоречия не могут ускользнуть от взора пристального наблюдателя, которым является Аронакс. Однако атмосфера загадочности сохранена почти до конца повествования. Лишь в последних главах романа «Таинственный остров» автор проливает свет на тайну Н., который оказывается всеведущим и вездесущим покровителем острова, на котором разворачиваются описываемые события, типичные для робинзонады. Н. спасал жизнь обитателям острова, которые, не догадываясь, кому они обязаны жизнью, уповали на него как на провидение. Его «Наутилус» нашел последнее пристанище в водах Тихого океана. Чувствуя приближение смерти, Н. решает обнаружить себя перед людьми: порывы сострадания, желание помочь им растопили в нем лед человеконенавистничества. Рассказывая историю своей жизни, половина которой прошла в добровольном морском заточении, Н. предстает как духовный собрат романтических героев, участью которых всегда являются несправедливость и гонения. Индиец по происхождению, гениально одаренный и получивший в Европе разностороннее образование, принц Даккар (таково истинное имя Н.) возглавил на родине восстание против английского владычества; восстание закончилось поражением. Смерть не пощадила никого из друзей Даккара и членов его семьи. Исполненный ненависти ко всему, что происходит на свете, не знающем, что такое свобода и независимость, он обрел убежище от творимого в мире зла под водой, в глубинах морей.

Капитан Немо

Разобраться школьникам в книгах Ж. Верна поможет их краткое содержание. «20 тысяч лье под водой» - это произведение, которое является лучшим образцом в жанре научной фантастики. Повествование ведется от имени профессора Аронакса. Вместе со своими тремя друзьями волей случая он оказался на борту подводной лодки.

Однако главным действующим лицом является ее хозяин, капитан Немо. Эта личность во всех отношениях таинственная. Его происхождение автор открыл только в заключительной части трилогии («Таинственный остров»). Однако и без того этот человек вызывает интерес у читателей глубиной своих познаний, незаурядным умом и свободолюбием.

Так, мы узнаем, что он помогает угнетенным народам бороться за независимость. И недаром в его уста Верн вложил следующую фразу, проникнутую гуманистическим пафосом: «Нужны новые люди, а не новые континенты!» Вместе с тем капитан жесток в своем гневе. Мстя за смерть близких и товарищей, он топит английские корабли, наводя ужас на многие морские державы.

Профессор Аронакс

Поклонников произведений Ж. Верна может заинтересовать их краткое содержание. «20 тысяч лье под водой» - это удивительная история о том, как рассказчик вместе со своим помощником Конселем и гарпунером Лендом попал на подводную лодку «Наутилус».

Оказавшись в положении почетных пленников ее капитана, они тем не менее получили возможность совершить захватывающее кругосветное путешествие под океаном и стать свидетелями незабываемых событий. Именно благодаря профессору читатель знакомится с подводной фауной, а также переживает вместе с ним приключения: прогулку по Атлантиде, морскую охоту, проникновение в жерло вулкана и многие другие.

Получить представление о действующих лицах рассматриваемого произведения поможет его краткое содержание. "20 тысяч лье под водой" - роман, герои которого отличаются тщательно прописанными характерами. Личность профессора вызывает глубокую симпатию: он умен, образован, сговорчив. В его уста автор влагает фразу, полную глубокого гуманистического смысла: «Каждый человек только потому, что он человек, достоин того, чтобы о нем подумать».

Консель

Понять особенности характеров героев произведения помогает краткое содержание. «20 тысяч лье под водой» - это книга, действующие лица которой по своей оригинальности не уступают сюжету. Особенно колоритным получился помощник профессора Консель. Это невозмутимый и флегматичный молодой человек, который всецело предан своему хозяину и науке.

Так, во время кораблекрушения он спрыгнул вслед за ним в море, рискуя своей жизнью. Во время путешествия «Наутилуса» он не раз помогал товарищам своими советами. Этот персонаж также несет комедийную нагрузку, так как в течение повествования постоянно щеголяет учеными терминами. Кроме того, его хладнокровие и невозмутимость даже в самые критические минуты не раз вызовут у читателя улыбку.

Нед Ленд

Одним из самых известных писателей-фантастов по праву считается Жюль Верн. «20 тысяч лье под водой» - лучший образец научной фантастики. Кроме того, писатель подарил читателю интересных героев, за которых действительно хочется переживать и им сочувствовать.

Нед Ленд - гарпунер, который также упал в море во время кораблекрушения. Это очень простой, практичный, открытый человек, который за словом в карман не лезет. Его замечания по поводу происходящих с ним приключений не раз вызовут у читателя улыбку: «Я не сожалею, что мне довелось совершить подводное путешествие. Я буду вспоминать о нём с удовольствием, но для этого надо, чтобы оно кончилось». Вместе с тем это очень предприимчивый и энергичный мужчина. Так, именно он организовал и устроил побег с «Наутилуса».


Место в творчестве автора

«20 тысяч лье под водой» - роман, который является частью приключенческой серии, написанной Верном. Это выдающееся произведение, в котором творческие принципы писателя нашли наиболее полное отражение. Пожалуй, именно в этой книге ему удалось в наиболее увлекательной форме погрузить своего читателя в мир науки и техники. Произведение «20 тысяч лье под водой», цитаты которого доказывают гуманистический пафос автора, и в наши дни пользуется любовью читателей.

Год издания книги: 1870

Роман Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» впервые увидел свет в 1869 году в французском журнале, где выходил по главам. Уже через год все рассказы были объединены в одну книгу и стали одной из самых популярных работ автора. Сюжет произведения Жюля Верна «20 тысяч лье под водой» был неоднократно экранизирован и стал основой для многочисленных мультипликационных фильмов. Одним из последних фильмов является одноименная американская картина 2002 года.

Романа «Двадцать тысяч лье под водой» краткое содержание

Книга Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой» начинается с того, что как-то раз в 1866 году мореплаватели стали сталкиваться во время своих путешествий со странным объектом больших размеров. Удивительно также было то, что подобное существо было замечено как в морях Европы, так и недалеко от Америки. Моряков охватила паника – они понимали, что в такой ситуации каждый их выход на воду может стать последним. С помощью бортовых журналов различных экипажей удалось собрать общую характеристику неизвестного предмета. Изучив ее подробно, ученые пришли к выводу, что это не что иное, как огромное чудовище, проживающее на дне и охотящееся за кораблями.

Через год после того, как существо было замечено, произошло ужасное событие – столкнувшись с ним, почтовое судно получило серьезное повреждение в виде треугольного отверстия в прочном корпусе. После этого даже те, кто не верил в существование чудовища, стали опасаться моря. Огромное животное, которое по словам очевидцев было похоже на кита, необходимо было подробно изучить. С этой целью было принято решение направить экспедицию, которая состояла бы из профессоров, способных досконально изучить и описать это существо. К ученым предполагалось отправить одного китобоя, который смог бы разделаться с врагом.

За помощью обратились к одному из биологов, работающих в музее. Это был мужчина сорока лет по имени Пьер Аронакс, который увлекался ботаникой и зоологией. Он сразу же предположил, что большое чудовище на самом деле является нарвалом аномальных размеров, который своим рогом может проткнуть палубу корабля. Чтобы убедиться в этом он вместе со своим слугой Конселем согласился отправиться в опасную экспедицию. Чуть позже к ним в команду пришел гарпунер из Канады по имени Нед Ленд.

Капитаном судна «Авраам Линкольн», которому суждено было отправиться на поиски огромного нарвала, стал Фаррагут. Ранним утром корабль отчалил от берега и направился к Тихому океану – к предположительному месту обитания чудовища. Все члены экипажа круглосуточно следили за водой, пытаясь увидеть хоть малейшие намеки на то, что нарвал находиться здесь. Однако даже спустя три месяца плавания никто так и не смог его заприметить. Команда корабля уже отчаялась и решила прекратить поиски. Пятого ноября судно взяло курс домой, как вдруг Нед Ленд увидел нечто подозрительное. Это был тот самый «нарвал».

Целые сутки «Авраам Линкольн» отчаянно пытался догнать чудища, однако безрезультатно. Когда вечером, экипажу все-таки удалось подобраться поближе, Нед попробовал метнуть гарпун, который со звоном отскочил от тела «нарвала». После этого начало происходить нечто ужасающее: чудище резко подняло большие струи воды, которыми окатила судно экспедиции. Аронакса сбросило в воду, где он потерял сознание. Очнувшись, профессор увидел подле себя своего верного товарища Конселя, который также бросился в воду. Мужчины смотрели на судно, которое, получив столько повреждений, не могло плыть дальше. Через некоторое время они услышали крики Неда Ленда. Он находился на теле огромного чудища, которое, как оказалось, было выполнено из металла. Аронакс и Консель поплыли к нему. Резко существо начало двигаться с большой скоростью. Когда оно полностью погрузилось в воду, трое друзей начали со всей силы стучать по металлическому корпусу конструкции. Неожиданно к ним вышли несколько мужчин, которые занесли их внутрь.

Общаться друзья могли только с капитаном корабля, поскольку вся команда разговаривала на неизвестном, возможно даже придуманном, языке. Немо рассказал гостям, что планирует переплыть всю землю и побывать в каждом океане. Аронакса очень заинтересовала эта затея. Он планировал вести дневник путешествия, который по возвращению домой можно будет издать. С десятого ноября ученый начал подробно описывать каждый свой день на «Наутилусе».

Уже через пять дней стало известно, что команда подводного корабля планирует совершить подводную охоту недалеко от острова Креспо. Нед, испугавшись многочисленных опасностей, решает все же остаться на борту. Тогда как остальные члены экипажа надевают скафандры и выходят. Аронакса впечатлило все, что он там увидел, начиная от растений и заканчивая удивительными рыбами. На протяжении всей охоты капитан Немо чувствовал себя уверенно и спокойно. Ему удалось подстрелить альбатроса, а его команда поймала выдру. Однако в самом конце маленького приключения, друзья чуть не столкнулись лицом к лицу с большой акулой. Увернувшись от опасности, команда вернулась на «Наутилус».

Позже в своей книге Жюль Верн «20000 лье под водой» пишет, что экипаж решил выйти и поохотиться. Наконец-то после стольких дней они могли поесть мяса. Нед радовался этому событию больше всех. Позже выяснилось, что на острове, как в книге , обитают племена, которые были вражески настроены к команде корабля. Немо и его товарищи успели скрыться от них в «Наутилусе», но местные принялись атаковать огромное судно. Их спас неожиданно наступивший прилив, который сдвинул корабль, и экипаж отправился дальше по курсу.

Спустя неделю, Аронакс заметил, что «Наутилус» не погружался на протяжении всего дня – складывалось впечатление, что Немо кого-то ждет. Ученый заметил неподалеку незнакомый корабль, однако капитан потребовал не задавать никаких вопросов и не вмешиваться в его дела. Для того, чтобы его просьба не была нарушена, Немо решил подмешать гостям в еду немного снотворного. Когда Аронакс пришел в себя, капитан попросил его осмотреть раненого члена экипажа. Молодой человек был тяжело ранен и спасти его было уже невозможно. Поэтому было принято решение похоронить его на дне океана.

Далее в своем романе Жюль Верн «20 тысяч лье под водой» пишет, что Аронакс начал задумываться о том, какие именно цели преследует Немо во время путешествия. Ученый чувствовал, что за всем этим стоит желание отомстить, однако выведать что-то у капитана по-прежнему оставалось невозможным. К концу месяца «Наутилус» добрался до берегов Цейлона, где находился залив с огромным количеством жемчуга. Капитан показал Аронаксу и его друзьям жемчужину, которую он выращивает специально для своего музея. Она была величиной с кокосовый орех. Неожиданно прогулку прервало нападение акулы. Немо тут же кинулся в бой, однако акуле удалось его придавить. Тогда вмешался Нед, который атаковал акулу и тем самым спас капитана.

К началу февраля путешественники подошли к Красному морю. Там Немо планировал совершить проход по тоннелю, о существовании которого знал только он. Нед Ленд слабо верил капитану и все еще мечтал о побеге, но Аронакс и Консель хотели завершить путешествие. Во время перехода вдоль по тоннелю ученый увидел, насколько богатым является океан. Он уже тоже загорелся идеей обойти всю землю, потому как хотел зафиксировать весь прекрасный подводный мир.

В это время Нед упорно разрабатывал план побега. Он ждал, когда «Наутилус» окажется в Средиземном море. Это произошло довольно скоро – в середине февраля судно оказалось в этих местах. Тогда неожиданно к экипажу выплыл знакомый капитана Немо, которому капитан отдал сундук, наполненный золотыми слитками. Тогда уже Аронакс стал подозревать причастность Немо к каким-то революционным событиям. После этой встречи корабль настолько молниеносно пересек Средиземное море, что Неду так и не удалось покинуть его. Позже друзьям удалось узнать, откуда у капитана столько золота – оказывается, Немо нашел затопленный испанский корабль, забитый сокровищами.

По дороге назад корабль столкнулся с препятствиями – упавший айсберг не давал «Наутилусу» сдвинуться с места. Было решено пробить ледяную стену. Для этого задействовали всех членов экипажа. Во время работы у команды стал заканчиваться воздух. Однако несмотря на это, все остались живы и благополучно прошли через ледяную глыбу.

В апреле судно прошло под водой уже больше семнадцати тысяч льё. В схватке с гигантскими кальмарами Немо потерял одного члена своей команды. Капитан долго скорбел по товарищу и не выходил из своей каюты. Нед уже не выдерживал заточения. Он предложил Аронаксу спросить у Немо, выберутся ли они когда-нибудь из «Наутилуса». Ученого тоже интересовал этот вопрос. Его дневник уже был на завершающем этапе, и Аронакс хотел бы побыстрее опубликовать его. Но Немо сказал, что любой, кто ступил на корабль, останется в нем навсегда.

Далее в романе «20000 лье под водой» Жюль Верн пишет, что, отчаявшись в идее побега, друзья решили подождать подходящего момента. Он наступил довольно скоро – Неду удалось увидеть землю, и пленники тут же решили бежать. Для этого они воспользовались шлюпкой. Но план их не был так идеален – друзья попали в сильное течение, которое закрутило их. Аронакс потерял сознание после удара головой. Когда ученый пришел в себя, то узнал, что находится на острове возле Норвегии. Его друзья были рядом, живы и здоровы. Оправившись от пережитого шока, товарищи вернулись домой, где Пьер смог опубликовать свой дневник.

Книга «20 тысяч лье под водой» на сайте Топ книг

Книгу Жюль Верна «20 тысяч лье под водой» читать популярно вот уже более 100 лет. Эта книга по праву занимает верхнее место среди , а также среди . И учитывая, что роман «20000 тысяч лье под водой» Жюль Верна вот уже много десятилетий будоражит умы читателей мы еще не раз увидим его в рейтингах нашего сайта .

Книгу Жюль Верна «Двадцать тысяч лье под водой» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ ЛЬЕ ПОД ВОДОЙ Роман (1870) Немо, капитан (принц Даккар) - исследователь морских глубин, изобретатель и владелец фантастической подводной лодки «Наутилус», которая время от времени показывается на поверхности морей, воспринимается всеми как некий сверхъестественный и опасный представитель китообразных, становясь объектом не только любопытства, но и охоты. Специально отправившееся на поиски неведомого «животного» судно «Авраам Линкольн» терпит поражение в схватке с ним. Чудом уцелевшие ученый-естествоиспытатель Пьер Аронакс, его слуга Консель и китобой Нед Ленд оказываются на борту «Наутилуса», становятся пленниками Н. и совершают вместе с ним кругосветное путешествие, пройдя двадцать тысяч лье под водой; эти события составляют фабулу одноименного романа. Символично имя героя (лат. Nemo - никто). Овеяны тайной прошлое Н., его конфликт с обществом, приведший к окончательному разрыву, подлинное имя. Бегство от мира и непроясненность его мотивировки, духовное одиночество, родство с могучей стихией - все это придает облику Н. черты романтического героя. Повествование ведется от лица Пьера Аронакса, который, понимая всю незаурядность личности Н., пытается быть объективным.

Постоянно декларируемая ненависть к человечеству, которое в сознании Н. отождествляется с идеей насилия и несправедливости, и периодически предпринимаемые им поиски контакта с людьми; страстное свободолюбие и обдуманное заточение себя в ограниченном пространстве «Наутилуса»; устрашающая порой суровость, подчеркнутая сдержанность и минуты душевного раскрепощения, отдаваемые игре на органе, - столь явные противоречия не могут ускользнуть от взора пристального наблюдателя, которым является Аронакс. Однако атмосфера загадочности сохранена почти до конца повествования. Лишь в последних главах романа «Таинственный остров» автор проливает свет на тайну Н., который оказывается всеведущим и вездесущим покровителем острова, на котором разворачиваются описываемые события, типичные для робинзонады. Н. спасал жизнь обитателям острова, которые, не догадываясь, кому они обязаны жизнью, уповали на него как на провидение. Его «Наутилус» нашел последнее пристанище в водах Тихого океана. Чувствуя приближение смерти, Н. решает обнаружить себя перед людьми: порывы сострадания, желание помочь им растопили в нем лед человеконенавистничества.

Рассказывая историю своей жизни, половина которой прошла в добровольном морском заточении, Н. предстает как духовный собрат романтических героев, участью которых всегда являются несправедливость и гонения. Индиец по происхождению, гениально одаренный и получивший в Европе разностороннее образование, принц Даккар (таково истинное имя Н.) возглавил на родине восстание против английского владычества; восстание закончилось поражением. Смерть не пощадила никого из друзей Даккара и членов его семьи. Исполненный ненависти ко всему, что происходит на свете, не знающем, что такое свобода и независимость, он обрел убежище от творимого в мире зла под водой, в глубинах морей.

В настоящее время сущест-вует две точки зрения по вопросу о «Наутилусе». Согласно пер-вой из них, писатель не только предугадал появление подвод-ной лодки, но и наделил ее свойствами, недостижимыми для современной техники. Противники этого взгляда утверждают, что развитие современной техники обогнало мечту Жюля Верна. И те и другие не правы, так как он не предугадал подводной лодки, существовавшей до него, и к тому же смелую фантазию писателя, наделившего «Наутилус» способностью опускаться на любую глубину и не быть раздавленным, не в силах воплотить современная техника, использующая для достижения глубинных слоев океана не подводные лодки, а батисферы и батискафы.

Интересно, что Ж. Верн сумел предвидеть применение элект-роэнергии для приведения в движение всех механизмов «Наути-луса», ведь тогда не было еще ни лампочек накаливания, ни электродвигателей. Его «ошибки и неточности» (устарелая в значительной мере классификация, легкость передвижения в скафандрах и др.) — не ошибки, а отражение уровня переднего края тогдашней науки. Его пленительный роман — отнюдь не пособие по ихтиологии, и, как справедливо утверждает в ком-ментариях к роману проф. Зенкевич, развитие науки не может заставить Ж. Верна «устареть», поскольку для читателя в его романах главным остается «утверждение воли, разума и поэзии научного труда, направленного на покорение необъятных сил природы».

Большинству современников писателя идея кругосветного подводного путешествия показалась несбыточной ввиду отсут-ствия практических результатов попыток изобретателей под-водных лодок, но сам он был твердо уверен в том, что «Нау-тилус» не беспочвенная фантазия и рано или поздно станет реальностью. Позднее заново сконструированные воображением Ж. Верна подводные лодки появились во «Властелине мира» и во «Флаге родины». В романе «Двадцать тысяч лье под во-дой» в центре внимания находится образ таинственного капитана Немо, в ко-тором есть нечто роднящее его с героями «Восточных поэм» Байрона. Не случайно, он — индиец, что осовременило байро-нического героя, связав его с освободительной борьбой народов в Индии (восстание сипаев), и придало ему подлинную значи-тельность. Окутанный флером мрачной тайны, Немо, подобно героям Байрона, индивидуалистически решавший проблемы добра и зла, становится мстителем-индивидуалистом, порвав с «цивилизованным» миром. В его портрете романтическая не-определенность сочетается с четко реалистическими особенно-стями: тонкие кисти с удлиненными пальцами характеризуют страстность и благородство натуры, а широко расставленные глаза обличают ум проницательного ученого. Портрет этот говорит, что учителем Ж. Верна был мастер реалистического портрета — Бальзак, но если тот апеллировал к авторитету Гал-ля и Лафатера, то физиогномистические наблюдения рассказчи-ка подкрепляются ссылкой на Грасколе и Энгеля.

Немо считает великодушным свое решение удерживать Аронакса и его спутников как вечных пленников, заверяя как ученый ученого, что профессор не пожалеет об этом, став участ-ником научных исследований. Так завершается развернутая экспозиция и начинается тема фантастического путешествия под водами — основная тема романа, и показ чудес подводного мира постоянно сплетается со все углубляющейся характери-стикой центрального персонажа. О чрезвычайной широте инте-ресов капитана Немо свидетельствует его библиотека, где соб-раны перлы мировой литературы от Гомера до Ж. Санд и ученые труды по различным отраслям естествознания и техни-ки. О тонком понимании живописи и музыки говорят картины и партитуры в той же библиотеке. Жюль Верн мастерски при-меняет реалистический прием тщательного описания интерьера как средства углубленной характеристики героя. В свои иссле-дования он вносит истинную страсть ученого и проявляет уди-вительную изобретательность, хотя и заявляет Аронаксу, что его труды никогда не дойдут до человечества. Немо утверждает, что стремление к подлинной свободе заставило его скрыться под волнами океана: «Море не подвластно деспотам... Тут, един-ственно тут, настоящая независимость! Тут нет тиранов. Тут я свободен!». Декларируя свой разрыв с обществом, он активно помогает угнетенным нациям и народностям, распо-лагая несметным богатством подводных кладов. В отличие от Чайльд-Гарольда, не принимающего участия в борьбе, ка-питан Немо активно мстит и столь же активно помогает борцам за независимость. Он не хочет причинять вреда беднягам-папуа-сам, жертвам колониальной экспансии и, не раздумывая, бро-сается с ножом на тигровую акулу, чтобы спасти жизнь бедня-ку-индийцу. Это сильный и страстно чувствующий человек, страшный в гневе и ненависти, но искреннее оплакивающий погибающих товарищей. О колоссальной силе его ненависти к угнетателям свидетельствует эпизод потопления напавшего на «Наутилус» английского броненосца. Развернув черный флаг (в Индии черный цвет считается цветом восстания), он мрачно наблюдает агонию тонущего корабля, но у себя в каюте раз-ражается рыданиями, и эта противоречивость поведения под-черкивает глубину переживаний этого незаурядного человека, представляющегося Аронаксу титаном, властителем вод. Это мистифицирующий романтический прием, сообразно которому Гобсек вырастал в страшный символ власти золота в глазах потрясенного Дервиля.

Восхищаясь океаном — символом свободы (опять переклич-ка с Байроном), Немо мечтает о некоей подводной утопии, где свободные от власти деспотов города будут подниматься по утрам к поверхности, чтобы пополнить запасы воздуха. Когда же рассказчик начинает говорить о создании континента с по-мощью коралловых полипов, Немо сухо прерывает его: «Нуж-ны новые люди, а не новые континенты!».

Что же касается его окружения, то безликие моряки с «Нау-тилуса», в сообщество которых входят представители различных наций, все безгранично преданы ему.

Перед ярким образом Немо блекнет также и личность рас-сказчика— еще один вариант ученого, не гения, подобного Не-мо, но и не чудака типа Паганеля. Аронакс — корректный, умный человек, но вряд ли выдающийся ученый. Гуманный и мягкосердечный, он движим чувством абстрактной справедли-вости (автор продолжает верить в высокую воспитательную роль науки), и демократичен, что проявляется в его отношении к Конселю, скорее другу, чем слуге. Став пленником «Наутилу-са», Аронакс переживает истинно «фаустовский конфликт» меж-ду жаждой освобождения и стремлением продолжать исследо-вания морских глубин и их обитателей, но первое стремление оказывается сильнее, поскольку он не собирается всю жизнь скитаться вместе с Немо и хочет опубликовать свою книгу о мо-ре, чтобы принести пользу людям.

Его уравновешенный слуга-фламандец, мастер на все руки и чрезвычайно сведущ в теории классификации. Однако на практике рьяный классификатор не может отличить кашалота от беззубого кита, а тунца от макрели, в отличие от гарпунера Неда Ленда, без запинки называющего любую рыбу. Автор не без юмора отмечает, что вдвоем они составили бы замечатель-ного натуралиста. Юмор, вступив в роман вместе с чудакова-тым Конселем, сопровождает подачу научного материала, постоянно вклинивающегося в ткань романа. Даже полупара-лизованный ударом электрического ската неисправимый клас-сификатор дрожащим голосом бормочет: «класс хрящевых, от-ряд хрящеперых и т. д.

Король гарпунеров Нед Ленд признает только вкусовую классификацию рыб на съедобные и несъедобные. Его беседы с Конселем становятся средством юмористического ввода науч-ных материалов, органически входящих в повествование. Лишь изредка эти материалы подаются в серьезном плане, а чаще всего они юмористически окрашиваются для оживления повест-вования.

Основная тема романа — тема фантастического путешест-вия — завершается бегством троих пленников, но тайна капи-тана Немо остается нераскрытой.

С этой темой сплетается едва намеченная тема Атлантиды, неизменно привлекающая современных фантастов, начиная с Конан-Дойля («Маракотова бездна»). Эта тема только постав-лена Жюлем Верном, зато основная тема разработана мастер-ски. Своеобразной экспозицией являются сообщения о плаваю-щем рифе, комический ажиотаж вокруг таинственного морского чудовища и организация экспедиции в поисках загадочного нарвала. Завязкой же является тот момент, когда Аронакс осознает, что это не чудовищное явление природы, а создание человеческих рук — необычайный подводный корабль, а дальней-шее путешествие становится показом чудес, созданных гением человека, неизмеримо превосходящих своей фантастичностью чудеса природы. Причем сам капитан Немо выступает в тради-ционной роли гида, знакомящего потрясенного пришельца с чу-десами техники и подводного мира. Само введение научного материала приобретает фантастический характер, примером чего могут послужить подводные пейзажи, наблюдаемые то сквозь смотровые окна салона, то во время подводных прогулок. Интерьер становится не только средством углубленной харак-теристики капитана Немо — музыканта, художника, ученого и гениального инженера, но также и средством введения науч-но-фантастического материала. Не только столовая, но и пер-вый завтрак Аронакса иллюстрирует фантастический тезис Не-мо: море кормит и одевает экипаж «Наутилуса», а рабочие отсеки подводного корабля демонстрируют фантастическую технику.

Поскольку согласно замыслу рассказ о фантастическом пу-тешествии ведется как бы с протокольной точностью, — тропам не остается места. Крайне редки и сжаты сравнения, иногда юмористически окрашенные. Когда «Наутилус» вырвался нако-нец из ледового плена, грозившего смертью от удушья, Нед Лэнд только молча открывает рот, «но так, что даже акуле сделалось бы страшно». Рисуя ажиотаж вокруг со-общений о вошедшем в моду таинственном чудище, автор саркастически замечает, что «для газетных уток открылась ока-зия нести яйца всех цветов», раскрывая эту сатириче-скую метафору целым набором фантастических побасенок о чудовищных китах, осьминогах и морских змеях.

Когда Аронакс, готовясь к побегу, вспоминает все пережи-тое во время путешествия, оно проходит перед ним «как дви-жущаяся декорация на театральном заднем плане»,— здесь функция сравнения иная, она подчеркивает, что роль рассказчика, — роль постороннего наблюдателя, а не активного участника изображаемых событий.