100 бальники егэ. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Среднее общее образование

Линия УМК М. М. Разумовской. Русский язык (5-9)

Русский язык

Литература

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: опыт педагога

Опыт подготовки к ЕГЭ по русскому языку, разбор сложных вопросов.

Людмила Кожурина, к.п.н., журналист, преподаватель: «Спроси коллегу, как вы готовите по 2 или по 4 критерию задания 25, тебе скажут: а что там особенного, у меня все хорошо сдают. Первая ловушка - самоуспокоение . Нет, все переживают, но бередить тревогу не хотят. А бесконечные сайты по подготовке и авторы пособий, коим уже нет числа, её множат. А дети приносят откуда-то самые невероятные «новые тексты», а разработчики КИМов каждый год вносят в задания корректировки, а... Ничего не поделаешь, состояние неопределенности должно стать для нас нормальным. И первое, что противопоказано в этом состоянии, - замыкаться на старом опыте, мол, «у меня все хорошо сдают». Второе - слепо верить в учебник, который обещал приготовить на 100% в случае неуклонного следования. Учебник - только инструмент.

Следовать надо за реальной обученностью детей. Мои ученики 2016 года выпуска прошли отбор в 10 класс, следовательно, хорошо владели орфографическим и пунктуационным минимумом. Им постоянно хотелось выполнять задания 8-19, ибо тут их всегда ждал успех. И они не любили уроки по речеведению, поскольку любое мало-мальски свободное письмо давало шквал речевых и грамматических ошибок, чего их самолюбие не выдерживало: не-е-е-т! Им все время хотелось повторять НЕ и НИ, Н и НН - «а то мы русский совсем забудем». С таким представлением о предмете «русский язык» можно спорить, только держа в руках разбалловку по заданиям: «дорогие» - это по культуре речи и стилистке, а 8-19 - самые «дешевые».

Таким образом, основная цель подготовки к экзамену этих детей была - «поставить ухо» на речь, научить слышать отклонения от нормального состояния языка, давать упражнения на лексическую и грамматическую сочетаемость - в том числе, через разбор наличных ошибок. А значит, надо все время что-то писать. Что? Мы брали эти бесконечные тексты к 25-му заданию (что поприличней) и писали каждый урок (минут 7-10) по какому-то одному критерию. Только авторская позиция. Или только мое мнение по проблеме. Именно часть. Брала и короткие рассказы - один вопрос! Так я получала реальное письмо с реальными ошибками. Вскоре образовался некий кодекс: не громоздить однородные сказуемые, не создавать заторов из союзов и союзных слов, местоимения заменять именами, где только можно, и прочее, выведенное из наличных недочетов письма.

Ожидаемо, что средства художественной выразительности, от которых детей почему-то воротит, пришли нам на службу: ведь чтобы ощутить «нормальное состояние языка», надо видеть, что и как от него отклонилось. Может, это ошибка, а может - прием создания образа. Что-то лишнее добавлено (как звукопись, или повтор, или гипербола); или убавлено, сокращено (например, «казаки вооружились своими пиками, пищалями и татарами») - или заменено (вроде «проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа» - замещен субъект действия, но это и метафоры, метонимии, синекдохи..), наконец, что-то переставлено местами, и это не только инверсия, но и их типичная логическая ошибка, когда об одном говорится не раз и в разных местах текста. В общем, кодификатор вам в руки плюс материалы заданий 23 и 24.

Именно это и хочу посоветовать: внимательно изучайте документы, материалы ФИПИ и слушайте разработчиков КИМов..

Думать надо самому - как учителю, так и ученику. Бывает, мы с учениками по-разному понимаем проблему текста в задании №25. И, бывает, не вписываемся в приведенные варианты, особенно если текст художественный, а уж если юмористический (не дай бог)... Между тем это критерий с очень высокой ставкой. Чтобы добавить уверенности, я объяснила ученикам феномен золотого сечения: главное место в любом тексте можно высчитать по формуле «количество строк, деленное на 1,618». Класс был математический, поэтому я, чтобы быть доказательной, выводила это число из ряда чисел Фибоначчи. В наши дни это никого не затруднит, зато эффект поразительный: примерно в конце второй трети текста обязательно обнаруживается суть, остается только оформить ее, сформулировать. Вот мы что-то предположили о проблеме текста, а теперь проверим. О психотерапевтическом значении этой процедуры я даже не говорю, что-то расцепляется внутри. А надо, потому что дальше требуется обоснование выбора текстом - и что взять? Опять выбор, опять нужно быть личностью, а не попугаем. И все остальное - на осознанность и самоактуализацию.

Когда мы готовим к ЕГЭ, курсируем между строгими рамками критериев и свободой речевого самовыражения ученика. Но только тех критериев, которые прописаны в документе, ничего не добавляем своего или еще чьего-то. То есть брать зарубежную литературу - можно, непрограммные тексты - можно, а фольклор нельзя. Точка. И давать только ту свободу, которая этически и эстетически приемлема. Штампы - нельзя. Образная речь - можно. Относиться как к отписке - не надо. Включиться и отнестись серьезно, получить удовольствие от письма - надо.

«Человеку - а эксперт тоже человек - должно быть интересно вас читать» , - твердила я и неустанно «относилась» к работам учеников в личной переписке. Индивидуальный «террор» показал, что некоторые грамматические и лексические ошибки человека невозможно вывести и с пятого раза, так что мало ли что мы сказали и показали на уроке, кого поправили, сколько раз тренировали… ученику - писать и писать, а учителю - читать - не перечитать. Зато сколько радости у всех, когда половина учеников сдала за 90, а есть и «соточка».

Делюсь сочинением из 100-балльной работы - вот оно, простое, внятное, осознанное письмо».

Стали известны результаты ЕГЭ по русскому языку. Из 13 413 человек, которые заявлялись на сдачу в этом году, высший бал получили 89 человек. Для сравнения, в прошлом году 100-бальников по русскому языку в регионе было 38. Традиционно до минимальных 34 баллов, необходимых для получения аттестата по русскому языку, не дотягивает 2% сдающих. В этом году «двойки» получили всего 39 человек.

Другая сенсация – впервые за историю сдачи ЕГЭ в Новосибирской области появился трехкратный 100-балльник. Ученик гимназии №11 Дмитрий Ромский получил высший балл по математике, физике, информатике и ИКТ. Русский язык он сдал на 93 балла. Кроме этого, сдал новосибирец Батжаргал Ульзутуев.

Дима Ромский – это уникальная личность, очень одаренный ребенок. Много раз его звали перейти учиться в СУНЦ, но он как патриот нашей гимназии всегда отказывался, - рассказывает директор гимназии №11 Сергей Бегунов. – У нас есть специальный «губернаторский» физико-математический класс. Там преподают не только наши учителя, но и преподаватели вузов. Дима очень много учился и в школе, и самообразованием занимался. Насколько я знаю, он планирует поступать в МГУ.

Ранее стали известны результаты по . По информатике в этом году десять 100-балльников против трех в прошлом году. Также семь 100-балльников по математике профильного уровня. Всего доля выпускников, которые получили высокий балл по математике профильного уровня - 28,1%.

Среди школ и лицеев по 100-балльникам лидируют следующие образовательные учреждения. Информатика и ИКТ: СУНЦ НГУ – 3 человека получили 100 баллов, образовательный центр «Горностай» - 2 человека, лицей №9 – 2 человека, гимназия №3 Академгородка – 1 человек, школа №34 – 1 человек, гимназия №11 «Гармония» - 1. По математике профильного уровня: СУНЦ НГУ – 3 человека, лицей №130 – 2 человека, гимназия №11 «Гармония» - 1 человек, Экономический лицей – 1 человек.

Школы, в которых есть 100-бальники по русскому языку: восемь человек - СУНЦ НГУ, шесть человек - гимназия №1, гимназия №11 «Гармония», три человека - гимназия №7 «Сибирская», гимназия №12, ОЦ «Горностай», лицей №9, два человека – школа №85 «Журавушка», Инженерный лицей НГТУ, школа №199, гимназия №133 в Академгородке, лицей №12, школа №3, лицей №113, МБОУ ЛИТ, по одному человеку – школа №99, школа №9, Кудряшовская СШ №85, гимназия №4, лицей №159, школа №188, Новосибирская классическая гимназия №17, школа №54, лицей №22, школа №189, школа №1, ГБОУ НСО «САКК им. А.И. Покрышкина (школа-интернат)», школа №10, школа №11, (три человека), гимназия №13, лицей №2, Краснообская СОШ №2, технический лицей при СГУГиТ, Ужанихинская СОШ Чулымского района, школа №48, школа №27, школа №178, МБОУ ТЛИ № 128, Шипуновская СОШ имени В.С. Гаврилова, школа №112, Чистоозерная СОШ № 1, лицей №130, гимназия №9, гимназия №2, МБОУ ЭКЛ, ВКИ НГУ, ЧОУ «Православная гимназия Сергия Радонежского», школа №119, лицей №136, Кыштовская СОШ № 2, СОШ № 168 с УИП ХЭЦ, Краснозерская СОШ №1, Кольцовская школа № 5, СОШ № 61 им. Н.М.Иванова.

Справка

Региональный проект «Специализированные классы для одаренных детей инженерного, естественнонаучного и математического направлений» развивается в регионе с 2010 – 2011 учебного года. Неофициально в образовательных учреждениях эти классы называют «губернаторскими». За время реализации проекта количество классов увеличилось с 23 до 246, количество общеобразовательных организаций – с 19 до 71. Кроме того, расширилась география проекта - количество муниципальных образований увеличилось с 4 до 15, в том числе в сельской местности. Общее количество обучающихся достигло почти 6000 человек. С 2014 года появились специализированные классы инженерно-технологического, с 2015 -2016 учебного года добавились биотехнологическое, агротехнологическое, IT направления.

«В этом году ЕГЭ не претерпел серьезных содержательных изменений, экзамен стабилен. Отклонение средних баллов почти по всем предметам, по сравнению с прошлогодними результатами, в пределах одного тестового балла», - сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Число высокобалльников сохранилось примерно на уровне прошлого года. На 100 баллов смогли сдать ЕГЭ в 2018 году более 6 тысяч участников. Один участник из Москвы сдал на 100 баллов сразу четыре предмета. По большинству предметов несколько сократилось число участников, которые не смогли набрать установленные минимальные баллы.

ЕГЭ в основной период сдавали более 670 тысяч человек, в том числе почти 645 тысяч выпускников текущего года. Явка в среднем составила 92%, среди выпускников текущего года – 99%

В 2018 сохранился высокий интерес участников ЕГЭ к естественно-научным предметам. Самый популярный предмет по выбору, традиционно, обществознание (выбрали 53%), второй по популярности – физика (выбрала четверть участников). 61% сдавали профильную математику. Традиционно высок интерес к биологии (21%), истории (20%), химии (14%).

Практически все ППЭ в этом году перешли на технологию печати полного комплекта экзаменационных материалов для участников в аудиториях. Массово применялось сканирование работ в ППЭ. Использование этих технологий хорошо зарекомендовало себя в ходе экзаменационной кампании ЕГЭ 2018 года. Они позволили минимизировать влияние человеческого фактора на результаты ЕГЭ, снизить нагрузку на организаторов, сократить сроки обработки работ.