1 позиционные чередования звуков на не отражаются. Позиционные чередования гласных звуков в зависимости от положения по отношению к ударному слогу


Что называется позиционным чередованием звуковых единиц? Когда можно утверждать, что звуковые единицы позиционно чередуются?
Будем исходить из понятия чередования. Чередование всегда обнаруживается в составе определенной морфемы. Если одна и та же морфема в разных словах (или в разных формах одного слова) имеет частично неодинаковый звуковой состав, то налицо чередование. Крутить - кручу. Формы одного глагола, у них один корень; значение его в этих двух формах одинаково; звуковой состав тоже частично одинаков: есть общая часть кру-, но последний звук этого корня в одной форме [т’], в другой [ч’]. Это и есть чередование.
Чередование в корне крут-/кручотражено на письме. Но есть чередования, в написаниях слов не запечатленные. Например, орфография не отражает чередование в формах слов моро[с] -моро[з]ы; но все равно это - чередование.
Позиция - условие произношения звуков. Есть, например, такие позиции: гласные - под ударением, в безударном слоге после мягкого согласного, перед [л], перед паузой, согласные - на конце слова, перед [э], перед мягким зубным, после сонорного согласного. Каждый звук в слове находится в какой-либо позиции.
Некоторые чередования обусловлены позицией, и они называются позиционными. Например, мена
[з] на [с] происходит на конце слова перед паузой. Действительно: моро [з] ы - моро [с], расска [з] ы -
расска[ с], ро[з]а - ро[с1, ва[з]а - ва[с]; черногла [з] а - черногла [с], чума [з] ый - чума [с], си [з] ый - си [с]; погря [з] ла - погря [с], замер [з] ла - замер[ с], обле [з\ли - обле [с], заведующий хо [з’] яйством - завхо [с], Камский авто [з] авод - КамА [с], высшее учебное [з]аведение - ву\с]. Нет слова, нет формы слова, в которых [з], попав на конец слова, не заменялся бы глухим [с].
Сама по себе, с чисто акустической или артикуляционной стороны, пауза вовсе не требует, чтобы шумный согласный перед нею был глухим. Есть много языков (украинский, сербскохорватский, французский, английский), где конечный шумный остается звонким. Чередование обусловлено не акустической или артикуляционной природой звука, а законами данного языка.
На основании чего мы заключаем, что чередование позиционно? Может быть, мы принимаем во внимание артикуляционную и акустическую наглядность взаимодействия звуков? Например, зубной перед мягким зубным сам должен быть мягким (в русском литературном языке), ср.: хвост - хво [с’] тище, куст - ку [с’] тистый, отпускать - отпу [с’] тить и т. д.
Но мнение о необходимости наглядно-очевидного уподобления звуков друг другу - неверно. Для того, чтобы признать закономерность позиционного чередования, звуковое сходство необязательно. Как частный случай оно возможно, но именно как частный. Есть случаи, когда фонетическое чередование является живым, действующим, позиционным, но сходства между звуками, вступившими во взаимодействие, нет.
Пример. В русском литературном языке [о] (ударный гласный) в первом предударном слоге после твердого согласного заменяется гласным [а]: новый - новее, дом - дома, стой - стоять и т. д. Чередование позиционно. Однако никакой акустической необходимости в таком чередовании нет. Нельзя даже сказать, что [о] заменяется в безударном слоге звуком [а], потому что [а] артикуляционно слабее, чем [о] (это объяснило бы, почему в слабых безударных слогах уместно иметь [а]). Напротив, [а] требует большего раствора ротовой полости, т. е. более энергичной артикуляции.
Вообще представлять (в качестве общего закона) причину звукового чередования в том, что один звук требует акустического или артикуляционного приспособления к себе другого звука,- большое заблуждение. Итак, о том, что позиция требует определенного чередования, догадаться по акустическо-артикуляционной сущности звуков нельзя.
По какому же надежному признаку можно отделить позиционные чередования от непозиционных? Только по одному: позиционные чередования не знают исключений. Если появляется позиция N2 вместо N1, то всегда происходит мена звука а на звук Р; естественно причиной мены считать позицию N2.
Напротив, если позиция N2 в одних словах сопровождается появлением р (вместо а), а в других не сопровождается (а остается без замены), то позицию N2 нельзя рассматривать как причину чередования ее|| р. Не она его обусловливает. Поэтому чередование, которое знает исключение, не является позиционным.
Следовательно, позиционное чередование может быть объяснено двояко: это чередование, которое осуществляется в данной языковой системе без исключения; это чередование, обусловленное позицией. Оба определения тождественны по своей сути.
Находиться в позиционном чередовании могут разные звуки, имеющие совершенно непохожие характеристики. Например, чередуются [о] (гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный) и [а] (гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный). Значительные качественные различия не мешают им быть чередующимися звуками (табл. 4):
Таблица 4

Примеры
Позиция
Члены
чередования

Дома, новее, стоять
Ударный слог
Первый предударный слог после твердого согласного

Исключений нет, т. е. нет случаев (среди общеупотребительных полнозначных слов русского литературного языка), когда во второй позиции сохранялся бы гласный [о], следовательно, чередование позиционно.
Звук может чередоваться с нулем (табл. 5):
Таблица 5

Позиция Члены
чередования
Примеры
Перед паузой 1и] стой, строй, герой, свой
После гласного перед глас нуль стоит, строит
ным [и] герои, свои

На одном и том же месте в одной и той же морфеме могут произноситься разные звуки. В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл, козерог корень один и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козёл, козерог), то [с] (коз), то [з], огубленный согласный, при произнесении которого губы напряжены и вытянуты в трубочку (козу). Гласные произносятся тоже не одинаково: к [ъ] злы, к [о] з - к [а] за, к [а] зёл. Не одинаков и первый согласный: перед [а] это [к]: [ка] за, перед [о] это [к]: [к] озлы, [к°] оз. Такая мена звуков называется чередованием.

Чередование бывает только в одних и тех же морфемах. Заменив [з] на [с] или наоборот в словах ко [з] а, ко [с] а, мы не получим чередования - корни здесь разные.

Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Так, в русском языке звук [г], попав на конец слова, заменяется звуком [к].

Чередование [г // к] в русском языке - позиционное чередование. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой - либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе. Чередование [г // к] - фонетическое. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.

Но вот еще пример - чередование [г // ж]: подру [г] а - дру [ж] ный, бума [г] а - бума [ж] ный, тай [г] а - таё [ж] ный, дви [т] ать - подви [ж] ный, мо [г] у - возмо [ж] ный. Чередование это осуществляется во многих словах, и можно подумать, что оно обусловлено позицией перед [н]. Это значило бы, что оно тоже фонетическое.

Но это не так: [г] перед [н] не обязательно заменяется на [ж]: [г] ом - [гн] агь, ми [т] ать - ми [г] нуть, шагать - ша [г] нуть. Фонетической

позиционной обусловленности здесь нет. Но есть другая позиционная обусловленность: чередование [г // ж] ие знает исключений в позиции перед суффиксом прилагательных - м-. Позиция здесь морфологическая, чередование - морфологическое позиционное. Кроме позиционных чередований бывают и такие, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: друг - друзья, невежа - невежда, смерть - мор - вымаривать. Такие чередования связаны только с конкретными словами.

По правилам русской орфографии фонетические чередования на письме обычно не отражаются. Мы пишем одинаково корень слова нога - ног, хотя все три звука в первой форме и во второй разные. Нефонетические чередования обычно на письме передаются разными буквами: нога - подножка. Фонетическое чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Нефонетическое чередование - это чередование фонем.

Позиция - это место положения звука в слове. Это условие для произнесения того или иного звука.

В русской речи в разных позициях один звук заменяется другим.

Закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы, вызванная позиционными условиями, называется позиционным чередованием : [м /рос ], [м /роз ы].

Мы будем рассматривать позиционные чередования согласных звуков по основным 2 признакам: звонкости-глухости, твердости-мягкости.

1. Мена согласных по признаку звонкости-глухости.

Звонкий согласный меняется на глухой в следующих случаях :

а) в абсолютном конце слова: друг[к], дуб[п];

б) перед глухими согласными: низ кий [с]

Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким: просьба [про/з"бъ], с горы [зг /ры].

2. Мена согласных по признаку твердости-мягкости.

Эта мена в первую очередь происходит по признаку мягкости.

Мена твердого звука на мягкий наблюдается прежде всего внутри слов и обычно встречается в положении зубной согласной перед мягким зубным:

сделать [з"д"э/лът"], гость [го/с"т"], кузня [ку/з"н"ь]

Звук [л] не подлежит этой закономерности: полнеть [п /лн"эт"]

3. Мена свистящих звуков [з][с] перед шипящим на шипящий сжать [ ат "], сшить [ ыт "].

Уподобление одного звука другому в отношении условий его образования называется ассимиляцией .

4. Для системы согласных звуков русского языка характерно и явление упрощения групп согласных.

Такое явление наблюдается в сочетаниях стн, здн, лнц, рдц, нтск, стл, вств: местный [ м"э/сны ], позно, солнце, сердце, гигантский, завистливый, чувство, то непроизносимые согласные.

Они зависят от следующих факторов:

1. от места ударения слов;

2. От положения согласного по отношению к ударному слогу;

3. От твердости-мягкости соседних согласных.

1. Позиционная мена гласных звуков под ударением.

Твердый согласный перед гласными никак на него не влияет: гласный произносится, так же как и после паузы (начало слова).

Сравним: сон - он; шум - ум.

Твердый согласный после гласного тоже не влияет: дар - да.

Таким образом, у гласных фонем <а, о, э, у> под ударением в начале слова и после твердых согласных сильная позиция. Твердые согласные не влияют на реализацию этих фонем. Исключение составляет <и>.

Сильная позиция:

а) после паузы (начало слова);

б) после мягких согласных: ил - пил.

А после твердых согласных <и> реализуется в <ы>: игра - [сы]грать.

Мягкие согласные наоборот, влияют на реализацию фонем <а, о, э, у>.

В сходстве с мягкими согласными каждая из этих фонем реализуется более закрытым и более передним гласным звуком. Язык приподнимается к верху. В этом случае артикуляция (от лат. articulatio - членораздельно выговаривать, работа органов речи, направленная на производство звуков) меняется.


Например :

[спат"] - артикуляция в конце звучания [а] сдвинута вперед и вверх;

[сп"ат] - артикуляция в начале звучания. Мягкий согласный сильнее всего воздействует на начальную часть гласного;

[с"п" а/ "и ] - спящий. Так воздействуют мягкие согласные на [ . а. ] охватываемый весь процесс артикуляции.

[п /са/ткъ] - [с"а/ду]

[па/са/д"им] - [с" а/д"ьм]

[а]:[а], [ "а], [а"], [ "а"]

Параллельный тип фонемного ряда, его члены - вариации. Члены этого ряда никогда не могут совпасть с членами другого фонемного ряда.

Такой процесс называется аккомодацией (от лат. accomdatio - приспособление). Т.е. - это приспособление органов речи для произнесения гласного звука в соседстве с мягким согласным. Так гласные [а, о, у, э] после мягких согласных становятся более передними, а на слух выше .

В транскрипции явление аккомодации обозначаем У [и] - аккомодацию можно не обозначать, так как он всегда в верхнем подъеме.

2. Позиционная мена гласных звуков в безударном положении.

В безударном положении гласные подвергаются редукции (от лат. reductio - приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Редукция - это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (сокращение звука по силе и длительности).

Редукция касается в основном гласных звуков в безударном положении.

Позиция под ударением всегда сильная и гласные звуки не подвергаются изменениям.

В слабых позициях гласные верхнего подъема [и][ы][у] подвергаются только количественной редукции , т.е. несколько сокращается время их произнесения, но качеством не меняется: сравним дым - дымок - дымовой [ды/мок].

Гласные [а][о][э] подвергаются не только количественной, но и качественной редукции.

Основные позиционные изменения безударных гласных могут быть представлены в таблице:

В абсолютном начале слова позиция гласного звука приравнивается к позиции I предударного слога.

травы трава травяной

[тра/вы] [тр /ва] [тръ/в"и э /но]

<а>: [а] - - [ъ]

воды вода водяной

[во/ды] [в да/] [въ/д"и/но]

<о>: [о] - - [ъ]

Это перекрещивающиеся типы фонемного ряда, так как некоторые их звуки совпадают. Члены этих рядов являются вариантами.

шесть шестой на шесть

[шэс"т "] [шы э /сто ] [на/шъс"т"]

<э>: [э] [ы э ] [ъ]

мел мелок меловый

[мэл] [м"и э /лок] [м"ь/л /во ]

<э>: [э] [и э ] [ь]

Исторические чередования звуков.

Кроме позиционного чередования в русском языке наблюдаются чередования исторические (непозиционные, морфологические).

Главное отличие от позиционных чередований состоит в том, что они не обусловлены позицией в слове: но га - нож ной

но сит - вына шивает

позиция гласного одинакова: под ударением

Исторические чередования возникли в процессе развития языка.

1. Сон - сна О// в XI - XII веках падение редуцирования

день - дня Э// сънъ - съна дьнь - дьна?

2. о//а просит - выпрашивает

бер//бир беру - выбираю

стер//стир стерет - стираю

3. б//бл (любить - люблю)

в//вл (ловить - ловлю)

ф//фл (графить - графлю)

4. г//ж нога - ножка

к//ч рука - ручка

5. ст//д вести - веду

ст//т мести - мету

6. д//ж ходить - хожу

Позиционно чередуются только звуки О, А, Э , т.е. те, которые подвергаются качественной редукции. Позиционные чередования гласных вызваны сменой позиций звуков – с сильной на слабую или наоборот (сильная позиция для гласных – положение под ударением):

Дом – дома – домовой

[дом] [дΛма] [дъмΛвой]

[о] II [Λ] II [ъ]

Подпись подписывал подписал

[о] II [Λ] II [ъ]

Дубовый липовый

Ряд ряды рядовой

[а] II [и э ] II [ь]

Бег бегом беговой

[а] II [и э ] II [ь]

Приведенные примеры позиционных чередований отражают результаты качественной редукции.

Аккомодация тоже может быть причиной позиционных чередований (для звука и): игла – с иглой

[игла] [сыглой]

Позиционные чередования отражаются в транскрипции, на письме нет!!! Мена звуков, мены букв нет!

Позиционные чередования согласных звуков

Позиционно чередуются только те согласные звуки, которые имеют пары по твердости/мягкости, звонкости/глухости. Мена звуков вызвана сменой позиции с сильной на слабую или на оборот (в рамках данных оппозиций).

Позиционные чередования согласных по зв./глух.:

Робкий – робок пирогом - пирог

[ропк, ий] II [робък] [п, ирΛ гом] II [п, ирок]

[п] II [б] [г] II [к]

Сказал – сказка сломал - сбил

[сказъл] II [скаскъ] [слΛмал] II [зб, ил]

[з] II [с] [з] II [с]

Позиционные чередования согласных по тв./мякг.:

Роза – розе конь - конский

[розъ] II [роз, ь] [кон, ] II [конск, ий]

[з] II [з, ] [н] II [н, ]

Можно одновременно наблюдать чередования по зв./глух., тв./мягк.:

Рубка – рубит – лесорубы- прорубь

[рупкъ] [руб, ит] [л, ьсΛрубы] [проруп, ]

[п] II [б, ] II [б] II [п, ]

Сломать – сшить – понятие позиционных чередований неприменимо, т.к. звуки не яв-ся парными.

Исторические чередования звуков

Историческим чередованием называется закономерная мена звуков в пределах одной морфемы, не обусловленная действием живого фонетического закона (изменением фонетической позиции):

Носит – вынашивать – в корне отчетливо различаются разные звуки о и а, оба находятся в сильной позиции, под ударением; с и ш не яв-ся парой зв/глух, находятся в сильной позиции. Это исторические чередования. Они наблюдаются без транскрипции, есть мена звуков и мена букв.

Исторические чередования гласных звуков и гласных с сочетанием звуков

е//ё//о//а – несу-нёс-носит-вынашивать

е,о // Ø – д5нь –дня, сон-сна

а, я // Øн // ин – начать – начну- начинать

а, я // Øм // им – сжать – сожму- сжимать

а, я // йм // им – занять – займу- занимать

е//и//о//а// Ø – умер- умирать-мор-вымаривать- умрет

е/\а – лезть –лазать

ы//у//о – дышать-дух-вздох

ы// Ø – порываться – порваться

и// Øй//ей – пить-пью-пей

ы// ой – выть – вой

ы// ы(в) // о(в)//а(в)– плыть- плыву -пловец-плавать

ю,у //ов // ев кую-ковать клюв-клевать

Исторические чередования согласных звуков

к // ч// ц (ц //ч) – лик – лицо-личина

г //ж // з - друг – друзья – дружно

х // ш - ухо – уши

з //ж; с//ш – вожу-воз, носит – ношу

х // с – тряхнуть – тряска

т //ч //щ – свет – свеча – освещение

д // ж// жд – ход – хожу- хождение

ск//щ – плекс плещет

ст // щ – свист – свищет

д,т // с – веду – вести, мету – мести

б//бл – любит – люблю

п//пл – лепит – леплю

в//вл – ловит – ловля

ф//фл – графить – графлю

м//мл – корм- кормление

Лекция № 3. СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ. УДАРЕНИЕ

СЛОГ. СЛОГОДЕЛЕНИЕ

Минимальной звуковой единицей речевого потока является слог, он создается одним дыхательным толчком.

Слог – это минимальная звуковая единица, которую можно вычленить дикционно при произнесении слова. Он яв-ся структурным компонентом фонетического слова.

Слог, как и любую фонетическую единицу, можно рассматривать с разных точек зрения. Слог можно рассматривать с точки зрения работы органов речи - артикуляции. Слог можно рассматривать с акустической точки зрения. Слог –это такая фонет.единица, которая не связана со значением, не имеет значения (как и звук). Отсюда трудности в слогоделении. Вопрос о слоге – один из сложнейших в фонетике. Он носит дискуссионный характер.

Традиционно считается, что мельчайшей единицей фонетического членения речи является звук. С артикуляционной точки зрения минимальные единицы речевого потока – слоги, а не звуки. Мы не произносим отдельные звуки, а произносим слоги.Звуки выделяются не при непосредственном произношении а в ходе лингвистического анализа. Наше бытовое представление о делении слов на слоги не совпадает с научным: о-кно.

Существует большое количество теорий слога. Эти многочисленные теории можно объединить в три группы:

1 группа теорий связывает слогоделение с работой речевого аппарата – с артикуляцией. Эти теории называют артикуляционными. Разновидности внутри этой группы:

А) выдыхательная теория связывает деление слов на слоги с работой органов дыхания. Согласно этой теории, слог – это отрезок речи, произносимый одним выдыхательным толчком. В слове столько слогов, сколько делается выдыхов при произнесении слова. Опыты показывают, что выдыхательная теория охватывает отнюдь не все случаи слогоделения. Иногда количество выдыхов не соответствует количеству слогов.

Б) теория мускульного напряжения связывает деление слов на слоги с учетом того, как изменяется напряженность речевого аппарата при произнесении отрезков речи, называемых слогами. При произнесении одних звуков мускульное напряжение ослабляется, при произнесении других – усиливается. Когда произносится гласный звук, особенно ударный, все части речевого аппарата напряжены равномерно. Поэтому говорят о разлитом напряжении. Когда произносится согласный звук, напряжение концентрируется в той его части, где имеется препятствие для воздушной струи. По теории мускульного напряжения, слог – это такой отрезок, в котором идет нарастание, а затем падение мускульного напряжения. Это приводит к тому, что слово делится на слоги. Лев Влад.Щерба, кроме мускульного напряжения, уделял большое внимание ударению как средству выделения ударного слога. Ударный слог характеризуется большей напряженностью речевого аппарата.

2-я группа теорий – акустические. Эти теории связывают слогоделение с восприятием речевого потока. Иначе они называются теориями сонорности.

Сонорность – это звучность звуков. Исследователи давно установили, что разные звуки обладают разной степенью звучности. Одним из первых теорию сонорности развивал датский ученый Отто Есперсен. Он построил шкалу относительной звучности звуков. Его шкала 10-ти ступенчатая (10 групп звуков по степени звучности).

В совр. русской лингвистике теорию сонорности развивал Рубен Иванович Аванесов. Он установил 3-х ступенчатую шкалу звучности (интерпретаторы берут 4-хступенчатую). Теория сонорности учитывает не абсолютную звучность звуков, а только относительную. Самыми звучными яв-ся гласные звуки. Их оценили 4-мя единицами звучность. Следующие по звучности сонорные согласные звуки – 3 единицы. Звучность шумных согласных – 1 единица (интерпретаторы этой теории делят шумные на звонкие – 2 ед. и глухие -1 ед). Но удобнее пользоваться 3-хступенчатой шкалой (4-3-1).

Теория сонорности исходит из закона открытости слога. Действие этого закона обеспечивается принципом восходящей звучности, сформулированным Р.И.Аванесовым.

Аванесов утверждал, что начало непервого слога строится по принципу восходящей звучности, т.е. в начале непервого слга звучность нарастает, слог начинается с менее звучного звука и продолжается более звучным.

По теории сонорности слогораздел в слове происходит перед звуком наименьшей звучности.

Если в слове мы имеем сочетание звуков С +Г+С+Г, то не возникает трудностей при слогоделении, т.к. согласный звук менее звучный, чем гласный, поэтому граница слога проходит перед согласным:

Бо – ти – нок бе - ре – за

14 14 341 14 34 14

Падение звучности

Труднее, если в слове есть сочетание нескольких согласных между гласными (интервокальные сочетания). Необходим анализ звуков по степени звучности.

ГССГ ГСССГ ГССССГ

Рассмотрим примеры:

А) … глас. + шумн.согл. + шумн.сгл. + глас…

по-кра- ска се – стра

б) …глас. + сонор.согл. + сонор.согл. + глас. …

ко – рма ва – нна

в) …глас. + шум.согл. + сонорн. согл. + глас. …

о- кно ко- шмар

г) …глас. + сонорн.согл. + шумн.согл. + глас. ….

шкур – ка ком- пас

Если в слове несколько падений звучности, то граница проходит там, где падение звучности больше.

Особого внимания требует согласный звук j, он самый звучный из согласных – 3,5 ед. При сочетании с другими согласными, он будет относиться к предыдущему слогу, т.е. слогораздел будет проходить после него перед любым другим согласным звуком:

…глас. + j + шумн.согл. + глас. …

….глас. + j + сонор.согл. + глас. …

По теории сонорности в 2-х случаях внутри слова могут быть закрытые слоги:

1. после j перед любым другим согласным: вой-ско, мой-ва, лей-ка, лай-ка

2. после сонорного согласного перед следующим шумным согласным: пол-ка, борь-ба, бом-ба

Если рядом два сонорных согласных, то они отходят оба к след.слогу: ко-рма, па-льма, га-мма

Т.О., внутри интервокальных сочетаний сгласных граница слога проходит в том случае, если первый согласный звучнее последующего: кор-ка

Внутри интервокальных сочетаний согласных не проходит граница слога, если согласные равны по звучности, или второй звучнее первого: ма-ска, бу-ква, те-мно, бу-гры.

З группа теорий – экспериментальные

Это теории, которые опираются на эксперименты, проведенные с помощью точных приборов. Достоинство этих теорий в том, что они объединяют два подхода к слогу – артикуляционный и акустический. Исследуется работа органов речи, акустические характеристики звуков.

Сторонники эксп.теорий доказали, что слог – минимальная произносимая единица, характеризующаяся максимальной слитностью своих компонентов. Один из авторов – Лия Васильевна Бондарко.

Эксп.теории изучают степень слитности звуков в слогах. Установлено, что сочетание согл. + глас. более тесное, чем гл. + согл. Если внутри слова есть интервокальные сочетания согл., то слогораздел происходит иначе, чем по теории сонорности. По экс.теории все слоги в слове открытые, за исключением тех, которые закрыты j (в этом теория сонорности и эксп.теория сходятся) .

По теории сонорности по экспер.теории

чай-ка чай-ка

пол-ка по-лка

по-шла по-шла

се-стра се-стра

ва-нна ва-нна

есть мнения, что вообще все слоги в слове открытые, т.е. ни один согласный не может закрывать слог.

ТИПЫ СЛОГОВ

Слоги могут быть: открытые и закрытые (по наличию согласного звука справа) – ка-ран-даш; бе-се-дка; со-ло-ма; пор-вал; Бай-кал

Логии могут быть прикрытые и неприкрытые (по наличию согласного слева) – ар-буз, о-кно, вой-на, ёл-ка (первый слог прикрыт j).

Чередования звуков речи

    Фонетические и исторические чередования.

    Чередования гласных звуков:

    позиционные чередования гласных (редукция);

    комбинаторные чередования гласных (аккомодация).

    Чередования согласных звуков:

    оглушение согласных;

    комбинаторные изменения согласных (ассимиляция).

    Исторические чередования гласных и согласных звуков.

    Фонетические и исторические чередования

Чередование – это регулярная мена звуков речи в пределах одной морфемы: трава – травка, ухо – уши.

Чередования в русском языке могут быть фонетическими и историческими. Фонетические чередования обусловлены действующими в современном языке фонетическими законами, например, законом оглушения звонких согласных на конце слова: сады – сад. В зависимости от причин, вызвавших мену звуков, фонетические чередования делятся на позиционные и комбинаторные. Позиционные чередования объясняются фонетической позицией – местоположением звука в слове (для гласных – ударная или безударная позиция, для согласных – позиция конца слова). Комбинаторные чередования объясняются влиянием одного звука на другой (снес, сшил, сбил ).

Исторические чередования возникали как фонетические, но фонетические законы, которые их обусловили, перестали действовать в языке, а мена звуков сохранилась: друг –дружный – друзья.

    Чередования гласных звуков

Чередования гласных звуков в СРЛЯ могут зависеть от позиции звука по отношению к ударению и от соседства ударного гласного звука с твердым / мягким согласным.

Гласные звуки, находящиеся под ударением, в сильной позиции, т.е. в позиции наибольшего различения дифференциальных признаков, называются гласными полного образования. Они произносятся четко, отчетливо: сад, дом, час, мел. В безударной позиции, которую принято называть слабой, гласные звуки подвергаются изменениям – редуцируются. Редукция (лат. reducire сокращать) – это ослабление гласного звука в безударной позиции, качественное или количественное изменение гласного. Редуцированные (безударные) гласные отличаются от ударных меньшей силой произношения, большей краткостью, менее энергичной артикуляцией.

Качественной редукциии в СРЛЯ подвергаются гласные неверхнего подъема [е, о, а]. Они изменяют свое качество, свои дифференциальные признаки, совпадают в своем звучании с другими звуками в этой же позиции. По отношению к ударению выделяют 2 типа слабых позиций гласных: I позиция – это первый предударный слог или абсолютное начало слова; II позиция – все остальные предударное и заударные слоги. Во II позиции, по сравнению с I, происходит более сильное изменение звука. В результате качественной редукции происходит позиционная мена звуков, образуются пересекающиеся ряды звуков:

[а] [о] (после твердых согласных)

[а] [е] (после мягких согласных)

Сад – сады – садовод

Дом – дома – домовой

Пять – пятак – пятачок

Зелень- зеленый - зеленеть

Количественной редукции в СРЛЯ подвергаются гласные верхнего подъема [и, ы, у]. Они не меняют своих дифференциальных качеств, а становятся более краткими по силе и длительности, менее напряженными. Например, дым – дымок – дымовой, риск – рискнуть – рисковать, пуст – пустой – пустота.

Комбинаторные изменения гласных звуков под воздействием соседних согласных в СРЯ называются аккомодацией (от лат. accommodatio - приспособление). Аккомодация объясняется тем, что органы речи не успевают завершить произнесение одного звука, не успевают возвратиться в исходное положение, как начинают артикуляцию следующего звука. Гласные ударные звуки, оказываясь в соседстве с мягкими согласными, изменяют свою артикуляцию, причем по-разному себя ведут звуки переднего и непереднего ряда.

Гласные непереднего ряда [а,о,у,ы,э] в соседстве с мягкими согласными становятся более передними (продвигаются вперед) в начале, конце или на всем протяжении своего звучания: мат – смят – мать – мять, лук – люк – луки – люки.

Гласные переднего ряда [е,и] подвергаются аккомодации в позиции между двумя мягкими согласными и становятся более узкими, напряженными, закрытыми: спит – пить, пел – пели.

    Чередования согласных звуков

Чередования согласных звуков в СРЛЯ могут зависеть от позиции звука в слове и от соседства согласного звука с твердым / мягким согласным или звонким / глухим согласным.

В позиции конца слова в русском языке возможно произнесение только глухих согласных. Если в конце слова оказывается парный звонкий согласный, происходит его оглушение: дуб, сад, плов, воз.

Чередование согласных звуков под влиянием соседних согласных принято называть ассимиляцией (лат. assimilatio - уподобление). В СРЛЯ действует только регрессивная ассимиляция, когда последующий согласный влияет на предшествующий: лодка, гости. Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука): сшить, разжать, счет. Чаще всего в русском языке наблюдается неполная ассимиляция по одному признаку: глухости / звонкости или (реже, в некоторых случаях) тверрдости / мягкости: лавка, сдать, стихи, здесь. Причем ассимиляция может наблюдаться как внутри одной морфемы, так и на стыке морфем и даже на стыке слов: резчик, к дому, с жаром.

    Исторические чередования гласных и согласных звуков

Исторические чередования в СРЛЯ не зависят от фонетических условий (позиции в слове, соседдства с другими звуками), чем и отличаются от фонетических чередований. Например: сброс – сбрасывать, пек – печь.

К историческим чередованиям гласных относятся:

е//о: везу – воз, несу – ноша;

е//ё: крест – перекрёсток;

о//а: поздно – опаздывать;

о,а//нуль звука (беглые гласные): сон – сна, день – дня;

а, я//им, ин, ем, ен, м, н: снять – сниму, сжать – сжимать, сожму;

у,ю//ов,ев: плевать – плюю.

К историческим чередованиям согласных относятся:

к//ч//ц: лик- личико- лицо;

г//ж//з: друг- дружный – друзья;

х//ш: ухо – уши;

ц//ч: отец – отечество;

з//ш, с//ш: возить – вожу, носить – ношу;

т//ч///щ: свет – свеча – освещение;

д//ж//жд: водить – вожу – вождение;

ск//щ: плеск – плещет;

ст//щ: свист – свищет;

д,т//с: веду – вести, мету – мести;

б//бл, п//пл, в//вл, ф//фл,м//мл: любить – люблю, лепить – леплю, ловить – ловлю, ломить – ломлю.

Исторические чередования возникали в разные периоды развития языка, по разным причинам. Знание этих чередований помогает нам установить историческое родство многих слов, котрые в СРЛЯ не являются однокоренными: коса - чесать, плоский – площадь, течет – ток.