1 понятие анатомо физиологических механизмов речи. Презентация на тему "анатомо-физиологические механизмы речи"

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и, в-третьих, правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

В настоящее время благодаря исследованиям П. К- Анохина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Строение речевого аппарата:

Центральный речевой аппарат (регулирующий):

Кора головного мозга:

* подкорковые узлы

* проводящие пути

* ядра ствола

Периферический речевой аппарат (исполнительный):

Дыхательный отдел:

* грудная клетка

Артикуляционный отдел (звукопроводящий):

* носовая полость

* ротовая полость * глотка

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1).

Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

1-головной мозг; 2-носовая полость, 3-твердое небо; 4-мягкое нёбо, 5-губы; 6-резцы, 7 - кончик языка, 8-спинка языка; 9 - корень языка, 10-глотка, 11-надгортанник, 12-гортань, 13-трахея, 14-правый бронх; 15-правое легкое, 16-диафрагма, 17-пищевод, 18 - позвоночник, 19 - спинной мозг

Через систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи - от периферии к центру.

Теперь обратимся к строению периферического речевого аппарата (исполнительного).

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной - газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.

Рис. 3. Профиль органов артикуляции: 1 - губы. 2 - резцы, 3 - альвеолы, 4 - твердое нёбо, 5 - мягкое нёбо, 6 - голосовые складки, 7 - корень языка. 8 - спинка языка, 9 - кончик языка

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными (рис. 3).

Главным органом артикуляции является язык. Язык - массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксированна и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе. глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй - для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора - в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Речевой аппарат человека состоит из центрального отдела и периферического.

Центральный (регулирующий)

периферический (исполнительный)

Речевой аппарат Строение речевого аппарата: 1- головной мозг; 2 - носовая полость; 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник; 11 - глотка; 12 - гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое; 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 – мягкое нёбо.

Строение и функции центрального отдела речевого аппарата

Левое полушарие Правое полушарие 1.Понимание смысла слов. 2.Понимание смысла музыкальных произведений. 3. Понимание общего содержания картин. 4. Классификация видимых объектов, объединение их в категории. 5. Произвольное запоминание. 6. Формирование понятий о времени, пространстве, причинности. 1. Восприятие голоса, интонаций, мелодии речи. 2. Восприятие мелодии. 3. Восприятие деталей картин без понимания общего содержания. 4. Изолированное восприятие объектов. 5. Непроизвольное запоминание. 6. Восприятие пространственных отношений предметов.

Строение и функции периферического отдела речевого аппарата Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного; голосового (фонаторного); артикуляционного (звукопроизносительного).

В речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции: образование воздушной струи; голосообразование (фонация); образование звуков речи (артикуляция).

Дыхательный отдел составляет энергетическую основу речи, обеспечивая речевое дыхание, и включает в себя: грудную клетку с легкими, межрёберные мышцы, мышцы диафрагмы.

Виды дыхания

Физиологическое дыхание

Речевое дыхание выдох намного длиннее вдоха (вне речи они примерно одинаковы); в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании; 3) в момент речи значительно увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза); 4) вдох при речи становится более коротким и более глубоким.

Голосообразующий аппарат Голосообразующий аппарат: 1-гортань, 2 – глотка, 3 – носоглотка, 4 – полость рта, 5 – полость носа и придаточные пазухи. I, II, III -- позиции голосовых складок при нормальном голосе, при молчании, при шепоте.

Артикуляционный отдел

Артикуляция согласных Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения.

Классификация согласных В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) отсутствие или наличие палатализации, иначе говоря - твердость или мягкость

Артикуляция гласных Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспри­нимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: участия или неучастия губ; степени подъема языка и места подъема языка. признаками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

Урок 27.Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте. (7 класс)

Презентация иллюстрируют материал из учебника «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Стресс, его влияние на человека). Согласно календарн...

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"...

Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложного взаимодействия разных мозговых структур. Реализация устной речи происходит благодаря координированной работе периферического двигательного аппарата, которая обеспечивается центральной нервной системой.

В речепроизводстве участвуют дыхательный, фонаторный и артикуляционный отделы периферического речевого аппарата.

Дыхательный отдел периферического речевого аппарата составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и изменений его тональности.

При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох - относительно пассивно за счет опускания стенок грудной клетки, эластичности легких. Фазы вдоха и выдоха в покое мало отличаются по длительности. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: 1) реберное (грудное); 2) брюшное; 3) смешанное (грудо-брюшное). В свою очередь, реберное дыхание бывает трех разновидностей: а) ключичное; б) верхнереберное; в) нижнереберное. Ключичное и верхнереберное дыхание относится к нерациональным способам дыхания, так как расширение грудной клетки ограничено вследствие малой подвижности реберных стенок. При брюшном дыхании дыхательный объем существенно не отличается от такового при нижнереберном дыхании, однако дыхательные движения при этом пластичнее. Более рациональным является грудо-брюшное дыхание, которое нередко в практике называют диафрагмальным. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений. Этот тип дыхания наиболее адекватен и для фонации.

В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. “Речевой” вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

Фонаторный отдел периферического речевого аппарата анатомически представлен гортанью и ее голосовыми складками. Вне речи складки раздвинуты. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения. Именно колебательные движения голосовых складок и порождают звуковые волны.

Частотная и силовая характеристики человеческого голоса являются отражением амплитуды и частоты колебания голосовых складок.

Основной и дополнительный тоны голоса модулируются системой резонаторов. Основными резонаторами человеческого голоса являются глотка, ротовая полость и полость носа с его придаточными пазухами, а также лобная полость. Кроме того, определенный тембр голосу придают полости трахеи и бронхов, грудной клетки в целом, полости гортани. Резонаторы отличаются у отдельных людей по форме, объемам, особенностям их использования во время речи, что придает голосу индивидуальную тембровую окраску.

В эффекте резонанса принимает особое участие мягкое небо и те мышцы, которые перекрывают пространство между носоглоткой и ротоглоткой.

Резонаторы, которые образуются костями черепа, а именно: носовая полость, лобная полость, не меняют своего объема, поэтому генерируют звуки на очень узкий диапазон.

Частотный диапазон голоса человека измеряется в герцах. Частотный диапазон разговорного голоса составляет лишь 1/10 от общего диапазона голоса. У мужчин частотный диапазон голоса составляет 80-150 Гц, у женщин - 120-400 Гц, у детей он значительно выше. Так как человеческий слух неодинаково чувствителен к звукам разной частоты, то воспринимаемая громкость голоса зависит не только от абсолютной силы, но и от его частотных характеристик. Высокие голоса ощущаются, как более громкие.

В голосовом диапазоне существуют тембровые различия, которые по аналогии с музыкальными инструментами носят название голосовых регистров. В человеческом голосе различают три регистра: грудной, головной и средний (смешанный).

Речь – это сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, предназначенная для общения между людьми. Она является орудием интеллектуальной деятельности, конкретного и абстрактного мышления. Речь возникла как средство общения или коммуникации и поэтому для реализации этой функции необходимо наличие минимум двух субъектов – говорящего и слушащего.

Речь говорящего или экспрессивная речь начинается с мотива высказывания, общей мысли, которая с помощью внутренней речи кодируется в речевые схемы, превращающиеся в развернутую речь по определенным законам грамматики.

Речь слушащего или импрессивная речь – восприятие чужой речи, декодирование ее, выделение существенных элементов, сокращение их до некоторой речевой схемы, превращение затем при помощи внутренней речи в общую мысль, высказывание с соответствующим смыслом. По последнему определяется мотив, стоящий за этим высказыванием.

Прежде чем рассматривать некоторые, пусть даже общие вопросы, касающиеся речевого развития, как сознательной формы деятельности человека, посмотрим как же происходит формирование и развитие тех субстратов коры головного мозга, которые в дальнейшем получили название корковых речевых зон или речевых центров.

У новорожденного речевые области начинают развиваться в правом и в левом полушариях. Однако, затем по мере развития ребенка, речевые функциональные центры концентрируются и хорошо развиваются в левом полушарии. Левое полушарие становится доминантным. Места бывших речевых центров в правом полушарии приобретают другое функциональное значение. В результате этого левое полушарие обеспечивает функцию речи и специализируется на логическом мышлении, а правое – на пространственных и геометрических связях.

Речь и логическое мышление из-за скорости процессов их осуществления потребовали кратчайших связей между ансамблями нейронов, что послужило причиной их локализации в одном полушарии головного мозга. В то же время, наличие больших площадей речевых центров в обеих полушариях препятствовало осуществлению других видов деятельности мозга. В истории развития человека шел отбор мутаций, которые упрочивали локализацию речевых функций в одном полушарии, и именно таким, доминантным полушарием оказалось левое полушарие. Однако, даже при такой генетически детерминированной ассиметрии мозга, проявляются его компенсаторные возможности.

Например: если у ребенка в раннем детстве поражается левое полушарие, то центры речи развиваются в правом. Кроме того, у 15% людей речевые функции развиваются и в правом и в левом полушарии.

Как показали исследования больных при нейрохирургических вмешательствах, коды словесных импульсов не воспринимаются правым полушарием. Вместе с тем оба полушария вполне понимают друг друга. Восприятие через правое полушарие обеспечивает получение информации, которая способна реализовываться в левом в виде символической логики. Восприятие через левое полушарие передает информацию, которая способна формировать невербальное сознание.

Речь каждого отдельного человека возникает, формируется и развивается на основе языка окружающей его среды. Из этого языка личность черпает слова, характерные для языка звуки речи, грамматические правила речи. Тембр речи, некоторые особенности интонаций, темп, ритм и плавность речи определяются индивидуальными свойствами человека и придают речи каждого человека своеобразие. Не может быть понята речь вне ее связи с языком, вне ее зависимости от языка. Язык обобщает речевой опыт всех поколений и обеспечивает возможность использования в речи отдельного человека этого опыта как продукта общественно-исторического развития отдельного народа и человечества в целом.

Речь возникает в процессе общения человека с окружающими людьми на основе унаследованных им анатомической структуры и физиологических функций некоторых органов. У человека нет специфических, специально созданных для речи органов. Для продуцирования звуков речи человеком в основном используются органы дыхания, жевания, глотания, которые у него несколько отличаются по строению и физиологическим свойствам от соответствующих органов его предшественников в филогенетическом ряду. Благодаря этому только у человека эти органы вполне пригодны для того, чтобы стать периферическими органами речи в соответствии с исторически возникшими потребностями социального общения.

В продуцировании громкой речи участвуют дыхательные, фонационные то есть связанные с голосовым аппаратом и артикуляционные мышцы. Как инструмент голоса большое значение имеют гортань и система резонаторов. К последней относятся: гортань, ротовая полость, носовые ходы, придаточные пазухи носа и др., которые приходят в состояние колебания под влиянием источника звука.

К периферическим органам формирования звуков речи и процесса артикуляции относятся: язык, губы, зубы, ротовая и носовая полости. Различные звуки речи возникают в результате того, что периферическим органам формирования звуков речи придается специальное для каждого звука состояние и положение, определяющее форму и объем этих органов.

Например: при произношении звука «а», рот широко раскрыт, а глотка узка. При произношении звука «и» соотношение между раскрытостью полостей рта и глотки противоположно тому, которое имеет место при произношении звука «а».

Среди согласных имеются такие, для произношения которых необходимо смыкание губ – «п», «б». для произношения других согласных важное значение имеет правильное строение зубного ряда. У многих лиц, неправильно произносящих отдельные звуки, особенно звук «с», отмечается деформация зубов.

При произношении тех или иных звуков необходимо, чтобы разные участки языка поднимались, касаясь при этом твердого или мягкого неба. Артикуляция при произношении разных звуков и их комплексов характеризуется разной степенью сложности. Наиболее сложно артикулируемые звуки, например «р» и «л», позднее формируются у ребенка, и в то же время их произношение намного легче нарушается при некоторых формах патологии.

Речевой процесс осуществляется в сложной системе единства разных уровней нервной системы, а именно коры головного мозга, подкорковых образований, проводящих путей, ядер черепно-мозговых нервов. Все вместе они составляют центральную часть речевого аппарата. Речь развивается как самостоятельная функциональная система на базе условно-рефлекторной деятельности. Для развития речи ребенка необходим определенный уровень созревания корковых структур и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые и тактильные раздражения. Очень важно, чтобы раздражения, приходящие в кору головного мозга, совпадали по времени. Благодаря сочетаниям раздражений, приходящих в кору головного мозга одновременно, формируются закономерные связи между отдельными долями мозга. На основе этих связей в последующем развивается восприятие и воспроизведение речи.

Поэтому для маленького ребенка очень важное значение имеет речевая среда, в которой он развивается. Все движения артикуляционных органов, верхних и нижних конечностей фиксируются в теменной доле головного мозга и определяются как произвольные, заученные движения.

Между слуховым и зрительным отделом головного мозга образуются внутренние связи, являющиеся базой для формирования пассивного словаря.

Наиболее сложную речевую и психическую функции выполняет лобный отдел коры. Они надстраивается над всеми отделами коры, объединяет их, получая информацию из всех ее областей. Значение данного образования состоит в том, что, соединяясь с речевыми отделами коры, он делает речь осмысленной, а мышление речевым, абстрагированным. В этой области коры создается программа речевого высказывания или внутренняя речь, программы волевой деятельности, планирования поведения.

Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер, в котором участвуют многие уровни нервной системы. Высшим отделом, обуславливающим формирование речи, является кора головного мозга, каждый из отделов которой выполняет свою функцию.

Так, в слуховую область коры головного мозга поступают звуковые раздражения. Наибольшее значение имеет левая височная доля. Здесь звуки анализируются, благодаря чему осуществляется сложный процесс понимания чужой речи. Двигательная область коры, а именно нижние лобные извилины участвует в формировании продуктивной речи то есть лексики и лексико-грамматической структуры. Теменная доля мозга анализирует и фиксирует все кинестезии от артикулярных органов и обеспечивает автоматизацию двигательного речевого акта. Зрительная область затылочной доли обеспечивает восприятие графических изображений звуковых сигналов. Особое значение в продуцировании и регулировании речи играет кинестетический анализатор. Этот анализатор обеспечивает обратную сигнализацию от периферических органов речи в кору головного мозга и участвует таким образом в контроле и регулировании выполнения речевых заданий из центра.

Импульс к речи подается из коры головного мозга, а реализуется на периферии. В его реализации принимают участие органы дыхания, голосообразования и артикуляции, тесно связанные между собой.

Первой точкой приложения импульса, являющегося сигналом к началу говорения, является дыхательная система. В выдохе участвуют диафрагма и межреберные мышцы, которые регулируются импульсом, обеспечивающим плавный и протяжный выдох, необходимый для произнесения слова, словосочетания или целой фразы. Эту область называют энергетической, так как сила выдыхаемой струи воздуха обеспечивает голосообразование.

Вторая точка приложения нервного импульса – голосовые связки, от которых зависит закрытие голосовой щели, модуляция голоса, повышение давления ниже голосовых связок, которое в свою очередь приводит к вибрации голосовых связок и обеспечивает образование голоса.

Третьей точкой приложения нервного импульса на периферии является ротовая полость. В ротовой полости благодаря движению языка, губ и мягкого неба образуются щели и зазоры, дифференцируются звуки речи, что необходимо для четкого их произношения. В резонаторной системе, к которой относятся полости рта и носа, придаточные пазухи, гортань и глотка голос усиливается и ему придается индивидуальная окраска.

К органам артикуляции подходят также волокна экстрапирамидного пути, несущие импульсы от подкорковых образований и мозжечка. Они обеспечивают темп, ритм, плавность и эмоциональную окраску речи.

Под влиянием двух потоков обратной связи – слуховой и кинестетической – в коре головного мозга происходит запоминание правильного произношения определенных слогов конкретного языка, происходит образование речедвигательного словаря.

Требования общественного бытия человека и возможности, заложенные в его организме, привели к тому, что в норме основной формой речевого общения стала громкая речь. В патологических условиях врожденного отсутствия слуха или потери слуха в доречевом периоде развития ребенка возникает глухонемота с компенсацией дефекта жестовой речью. Жесты и мимика включаются и в звуковую речь здорового человека в качестве ее подкрепления: они усиливают эмоциональную выразительность речи, иногда могут заменить слово, подчеркнуть его значение, взять на себя функцию указания. Мимика и жесты унаследованы человеком от животных с их выразительными движениями, входящими в систему инстинктивного поведения. Как и всякая другая форма инстинкта, унаследованная человеком от животных, мимика и жесты приобретают у человека свои, собственно человеческие черты, образуя с речью теснейшую связь. Жесты и мимика могут у человека включаться в речь как сознательно, намеренно, так и в той или иной мере бессознательно, ненамеренно.

Следует отметить, что животные также могут издавать звуки, побуждающие животных того же вида к той или другой форме поведения, определенным образом на них воздействующие. Эта возможность воздействия на других животных сближает такие звуки со звуками речи, но между ними имеется коренное различие. Выразительные звуки животных передаются по наследству, по биологическим законам и являются инстинктивными. Звуки же речи, слова и их значение, их сигнальная роль определяются средой, в которой находится человек и в которой он овладевает речью и развивает ее.

Ребенок в раннем, доречевом, периоде развития также издает звуки, однако они, как и сходные звуки у животных, являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов с их различными языками, с их различной культурой. По этим звукам, предшественникам речи, мать может понять, что ребенок голоден, что у него что-то болит. Но этим звукам его никто не обучал; он их издает не потому, что хочет ими нечто сообщить, ребенок ими лишь непроизвольно выражает свое состояние.

Для возникновения звуковой, моторной или экспрессивной речи необходимо наличие достаточно высокого уровня слухового восприятия. Даже неполная потеря слуха, разные степени тугоухости могут отрицательно влиять на развитие речи у детей. Систему восприятия речи называют сенсорной или импрессивной речью. Экспрессивная и импрессивная речь в совокупности составляют коммуникативную речь, а на их основе у человека возникает внутренняя речь или речь для себя. Эта форма неозвученной речи имеет важнейшее значение для развития сознания и мышления, для регуляции действий и поступков человека. Внутренняя речь существенно отличается от коммуникативной. Она не является средством общения, однако и во внутренней речи, как показывают результаты электромиографии, участвуют двигательные компоненты речи.

На стадии относительно значительного развития экспрессивной, импрессивной и внутренней речи ребенок приобретает возможность обучаться письменной речи то есть овладевать чтением и письмом. Письменная речь теснейшим образом связана со всеми иными формами речи, но вместе с тем отличается и некоторыми особенностями анатомо-физиологической и психологической основы.

Развитие речи у ребенка совершается в двух направлениях:

Артикуляция звуков речи, моторная или экспрессивная речь,

Восприятие смыслового содержания словесных сигналов, сенсорная или импрессивная речь.

Произношение звуков речи обеспечивается координацией движений губ, языка, ротовой полости, глотки, гортани, легких. Эта так называемая система периферических нервно-мышечных механизмов находится под контролем так называемых моторных зон речи.

Развитие восприятия смыслового содержания словесных сигналов является функцией всей коры головного мозга. Так называемая речевая сенсорная зона играет преимущественную, но не исключительную роль в развитии восприятия речи.

В период формирования высшей нервной деятельности ребенка моторная речь начинает развиваться ранее сенсорной. Новорожденный младенец может издавать лишь некоторые непроизвольны звуки.

Первые попытки артикуляции звуков речи отмечаются у ребенка уже на 2-3 – м месяце жизни, понимание же речевых сигналов, то есть выработка правильных реакций на них, начинается не ранее 8-го месяца.

Двигательная функция речевых органов совершенствуется путем длительных тренировок: бесконечного повторения одних и тех же звуков, слогов, слов. В этом процессе чрезвычайно большое значение имеет степень и характер речевого общения с окружающими взрослыми людьми.

Если ухаживающие за ребенком лица не будут поддерживать появляющиеся у ребенка попытки гуления и лепета, то такие попытки скоро угаснут, а существенные фазы в развитии функции речевых органов выпадают. Поэтому при отсутствии достаточного общения ребенка со взрослыми у детей не только задерживается развитие артикуляционных механизмов, но и сама артикуляция впоследствии оказывается менее совершенной. Следовательно, развитие функции речевых органов начинается с выработки условных связей между кинестетическими и слуховыми раздражениями.

В ранний период развития речи происходит объединение звукового и двигательного компонентов слова в единое целое с превалирующим значением двигательного компонента. По мере роста и развития ребенка роль речевых кинестезий несколько уменьшается, а у подростка и взрослого человека звуковой компонент слова является более сильным.

И.П.Павлов придавал особое значение в развитии второй сигнальной системы речевым кинестезиям. Развитие восприятия смыслового содержания речевых сигналов очень тесно связано с двигательной функцией речевых органов. В конце 1-го начале 2-го года жизни ребенок обозначает словами ряд предметов, лиц и действий. Комплекс получаемых при этом раздражений от соответствующего объекта – тактильных, зрительных и слуховых связывается с определенным словом: его звуковым и кинестетическим компонентом. Постепенно слово начинает замещать собой весь этот комплекс раздражений. Слухо-кинестетические связи, получаемые в процессе артикуляции слова, связываются с комплексом раздражений, получаемых от соответствующего предмета.

Физиологической основой слова как сигнала сигналов является развитие условно-рефлекторных связей на данное слово. Эти факты показывают, что слово как сигнал сигналов не есть нечто неизменное. Оно находится в постоянном развитии. В этом заложены безграничные возможности развития высшей нервной деятельности.

Таким образом, речь в общем, и язык в узком смысле этого слова, являются системой для кодирования общения, а следовательно развитие речи происходит в социальном контексте. Речевая деятельность означает, прежде всего, вокально-моторный способ общения. И пусть первые слова, сказанные ребенком, необязательно являются первой попыткой речи, но они обязательно представляют собой, пусть и не первые, но акты общения.

Следовательно, в развитии речи можно выделить как бы два основных периода:

Доречевые вокализации и жестикуляции.

Появление первых слов и развитие фразовой речи.

Мышечно-эластическая.

Нейромышечная.

Согласно мышечно-эластической теории голосообразования началу любого звукопроизношения предшествует смыкание голосовых связок в результате чего повышается внутритрахеальное и внутрибронхиальное давление. Как только повышенное давление превысит силу напряжения голосовых связок при разговоре или пении, происходит периодический прорыв внутритрахеального воздуха через голосовую щель. Голосовые связки начинают вибрировать, приводя в колебательное движение воздух, находящийся выше них. Возникают звуковые волны. Различная частота колебания голосовых связок, а следовательно, и разная частота возникающих при этом звуковых волн в единицу времени обусловлена неодинаковым напряжением и различной длиной голосовых связок, вовлеченных в вибрационное колебание. Все это в свою очередь зависит от степени вовлечения в функциональное состояние разных мышц гортани, которые могут влиять на характер вибрации голосовых связок.

Нейромышечная теория голосообразования утверждает, что число колебаний истинных голосовых связок в единицу времени полностью совпадает с числом поступающих в мышцы, участвующие в продуцировании голоса, импульсов по соответствующим нервам из центральной нервной системы. При этом передача импульсов по нерву может осуществляться по всем его волокнам одновременно. Это так называемая однофазная передача импульсов. Передача нервных импульсов может идти раздельно. При этом одна часть нервных волокон функционирует, а другая отдыхает – двухфазная передача нервного импульса. И наконец, в передаче нервного импульса участвует только одна треть нервных волокон, а две трети отдыхают. Это трехфазная передача.

Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга. При поражении различных отделов коры головного мозга могут возникнуть разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации патологического процесса и от времени поражения.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи (строения и функциональной организации речевой деятельности) позволяет, во-первых, представить сложный механизм речи в норме, во-вторых, дифференцированно подойти к анализу речевой патологии, в-третьих, определить оптимальные направления коррекционного воздействия.

К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы - в первую очередь, двигательный, слуховой и зрительный.

Каждый анализатор состоит из рецепторного аппарата, воспринимающего раздражения, проводящих путей и центрального отдела в коре головного мозга, где происходит высший анализ и синтез получаемых раздражений.

Корковый анализатор представлен первичными, вторичными и третичными полями. «Центры» речи, как ограниченные участки мозга, где «заложена» конкретная функция, выделяются достаточно условно. Они расположены в третичных зонах. В осуществлении речевой деятельности главенствующее значение имеют лобная, височная, теменная и затылочная доли доминантного полушария (левого у правшей).

Непосредственная реализация устной речи происходит с участием нижних отделов лобных извилин, где локализован центр Брока (задняя треть нижней лобной извилины). Его функция - линейная организация речевого потока, переключение с одной языковой единицы на другую. За центральной Роландовой бороздой находится дополнительная моторная область, отвечающая за формирование и воспроизведение артикуляционных укладов. Решающую роль в восприятии слышимой речи играют височные извилины, где локализован центр Вернике (средняя треть верхней височной извилины). Различие фонем, «узнавание» слов, понимание их точного значения. Область под зоной Брока отвечает за речеслуховую память. Значение слова осознается благодаря зрительному образу. Зрительные образы явлений и предметов, известных человеку, «хранятся» в зонах теменной области. Так же в теменных долях находятся семантические поля. В процессе речевой деятельности все «центры» задействованы.

Результатом деятельности речевых областей мозга являются импульсы - команды, которые по проводящим путям поступают в периферический отдел речевого аппарата. Центробежные нервные пути идут от центра к периферии. Центростремительные - несут информацию от рецепторов в зоны коры головного мозга.

Подкорково-мозжечковые ядра обеспечивают основные просодические компоненты звучной речи, регулируют дыхание. Мозжечок обеспечивает точность и целенаправленность речевых движений.

Ретикулярная формация ствола мозга и некоторые подкорковые образования (красное ядро, чёрная субстанция мозгового ствола) составляют так называемую экстрапирамидную систему. В то время как роль пирамидной системы сводится к проведению основного двигательного импульса, задача экстрапирамидной системы - подготовка двигательного акта.

Проводящие пути от коры головного мозга несут импульсы к ядрам черепно-мозговых нервов , которые расположены в стволе мозга. Непосредственно 6 пар нервов иннервируют мышцы речевого аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, мышцы губ, надувание и втягивание щёк; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв иннервирует мускулатуру языка, в частности обеспечивает движение вперёд - назад.

Периферический речевой аппарат состоит из 3 отделов: дыхательного, голосового (фонаторного), артикуляционного.

1. Дыхательный отдел обеспечивает речевое дыхание. Анатомически он представлен грудной клеткой, лёгкими, бронхами, трахеей, межрёберными мышцами и мышцами диафрагмы.

Речевое дыхание включено в процесс речи, обслуживает его, является основой голосообразования. В момент речи число дыхательных движений вдвое меньше. Дыхание в речи связано с её разнообразным течением и чередованием речевых звеньев. Главным звеном процесса является выдох, он значительно длиннее вдоха. Вдох происходит через рот и нос, выдох - через рот. Объём вдыхаемого воздуха увеличивается в 3 раза. Для этого подключается максимальное количество мышц (в том числе, мышцы брюшного пресса). Более рациональным и адекватным для фонации является или диафрагмальное (грудно-брюшное) дыхание. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объём воздуха, но и оптимальная пластичность движений.

2. Фонаторный (голосовой) или фонационный отдел представлен гортанью и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань вверху граничит с глоткой, внизу с трахеей и представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из хрящей и мягких тканей. На границе гортани и глотки находится надгортанник.

Внутри гортани располагаются голосовые складки. При обычном дыхании голосовая щель широко раскрыта и имеет форму равнобедренного треугольника. Вдыхаемый и выдыхаемый воздух при этом беззвучно проходит через широкую голосовую щель. При фонации голосовые связки сомкнуты. Мощная воздушная струя раздвигает их. Они в силу упругости смыкаются. В результате смыкания и размыкания, т.е. колебания голосовых складок, возникают колебания воздуха, которые передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса. Голос обладает силой, высотой и тембром.

3. Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти, твёрдое и мягкое нёбо. Активными органами являются язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть. Языку принадлежит ведущая роль в артикуляции звуков всех языков мира, а в русском он осуществляет 81% артикуляционных движений. Язык - это сложное мышечное образование, без сухожилий, включающее группу внешних мышц. Каждый речевой звук - результат сложных мышечных синергий, т.е. одновременных сокращений разных мышечных волокон, относящихся к разным функциональным группам.