1 дм в квадрате сколько см квадратных. Единица площади - квадратный дециметр

Цель: способствовать развитию умения находить площадь геометрических фигур, используя квадратный дециметр

Задачи:

Образовательные:

определить наглядный образ новой единицы площади – квадратный дециметр;

Развивающие:

установить соотношение между квадратным санитиметром и квадратным дециметром как единицами площади

Воспитательные:

научиться вычислять площадь прямоугольных фигур с помощью квадратного дециметра

Планируемые результаты:

Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Евгеньевна, сегодня у нас с вами будет проходить урок математики.

И для начала давайте с Вами ответим на вопросы:

· Каким образом можно сравнить фигуры по площади?

(на «глаз» и наложив одну фигуру на другую)

· Что значит измерить площадь фигуры?

(измерить, сколько квадратов в ней помещается)

· Какую общепринятую единицу площади вы знаете?

· Площади, каких фигур вы умеете находить по значению длин?

(Квадрат, прямоугольник)

Вы очень хорошо ответили на все вопросы, - Мы не случайно вспомнили с вами про именованные числа, единицы измерения длины и площади, эти знания нам пригодятся на уроке.

а сейчас расскажу историю. Но сначала скажите, ребята, какой праздник у нас будет уже на этой неделе? А вы уже готовите подарки своим мама?

В школе все ученики готовились к предстоящему празднику, Дню Матери. Ученики 3 А класса решили изготовить для мам пригласительные билеты. Для этого им понадобился цветной картон со сторонами 6 и 9 сантиметров. Какова площадь пригласительного билета? (54 см)

А ученики 3 Б класса решили приготовить объявление прямоугольной формы со сторонами равными ширине и высоте парты, 30 сантиметров и 4 дециметра. Чему будет равна ее площадь? и какого размера им понадобится лист цветного картона?

Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается? В чём затруднение? (не знаем, как сосчитать, долго).

Получается? В чём проблема?

Возникает проблемная ситуация – как умножить 30 см на 4 дм – дети не знают приемы внетабличного умножения (только выучили таблицу до 9).

Можем мы узнать площадь фигуры в см 2 ?

Что делать?

Нужна другая единица измерения площади.

Какая? Дети догадаются, что это будет дм 2 .

Ребята, также подготовили вам фигуру, достаньте под №1

Измерьте стороны этой фигуры (10 см)

Что можно сказать о ней? (это квадрат, со стороной 10 см)

10 см – это линейная единица, единица измерения длины.

Заменим ее наибольшей линейной единицей.

10 см = 1 дм запись в тетради

Значит у вас квадрат со стороной 1 дм.

Итак, на ваших столах квадрат со стороной 1 дм. Это новая единица измерения площади. Кто догадался, как она называется? (кв. дм)

Как найти площадь этого квадрата? (Длину умножить на ширину)

S =1 дм * 1 дм = 1 дм 2 запись в тетради

Чему равна его площадь?

Какое открытие мы сейчас сделали? (Мы нашли площадь квадрата в дециметрах)

Сформулируйте тему и задачи урока.

Вернёмся к искомой задаче, и решим ее. Сделаем вывод согласно поставленной задачи.

Для этого они могут предложить выразить 30 см как 3 дм. И найти площадь фигуры.

Возьмите второй квадрат №2. Что увидели? (разделен на см 2)

Сколько можно уложить квадратиков в 1 дм 2

А как найти площадь этого квадрата?

Как это записать?

S = 10 см · 10см = 100 см 2 запись в тетради

Какой путь короче?

В каких единицах измеряется площадь? (В дм 2)

Сколько в 1 дм 2 квадратных сантиметров? (щелчок)

В 1 дм 2 = 100 см 2

Закрасьте один квадратный сантиметр зеленым цветом.


- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см?

Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы (поверхность парты, стола, книги, тетради и др.)

Мы с вами сделали еще одно открытие.

А теперь откроем учебник на стр.144 и выполним задания № 351

У какого отрезка длину можно указать по-другому? Докажи свой ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: способствовать развитию умения находить площадь геометрических фигур, используя квадратный дециметр

Задачи:

Образовательные:

определить наглядный образ новой единицы площади – квадратный дециметр;

Развивающие:

установить соотношение между квадратным санитиметром и квадратным дециметром как единицами площади

Воспитательные:

научиться вычислять площадь прямоугольных фигур с помощью квадратного дециметра

Планируемые результаты:

Здравствуйте ребята, меня зовут Кристина Евгеньевна, сегодня у нас с вами будет проходить урок математики.

Актуализация знаний учащихся. Мотивация к деятельности.

И для начала давайте с Вами ответим на вопросы:

  • Каким образом можно сравнить фигуры по площади?

(на «глаз» и наложив одну фигуру на другую)

  • Что значит измерить площадь фигуры?

(измерить, сколько квадратов в ней помещается)

  • Какую общепринятую единицу площади вы знаете?

(см 2 )

  • Площади, каких фигур вы умеете находить по значению длин?

(Квадрат, прямоугольник)

Вы очень хорошо ответили на все вопросы, - Мы не случайно вспомнили с вами про именованные числа, единицы измерения длины и площади, эти знания нам пригодятся на уроке.

а сейчас расскажу историю. Но сначала скажите, ребята, какой праздник у нас будет уже на этой неделе? А вы уже готовите подарки своим мама?

В школе все ученики готовились к предстоящему празднику, Дню Матери. Ученики 3 А класса решили изготовить для мам пригласительные билеты. Для этого им понадобился цветной картон со сторонами 6 и 9 сантиметров. Какова площадь пригласительного билета? (54 см)

А ученики 3 Б класса решили приготовить объявление прямоугольной формы со сторонами равными ширине и высоте парты, 30 сантиметров и 4 дециметра . Чему будет равна ее площадь? и какого размера им понадобится лист цветного картона?

Вы смогли выполнить задание?

Почему не получается? В чём затруднение? (не знаем, как сосчитать, долго).

Вы хотели бы узнать, как выполнить это задание?

Получается? В чём проблема?

Возникает проблемная ситуация – как умножить 30 см на 4 дм – дети не знают приемы внетабличного умножения (только выучили таблицу до 9).

Можем мы узнать площадь фигуры в см 2 ?

Нет?

Что делать?

Нужна другая единица измерения площади.

Какая? Дети догадаются, что это будет дм 2 .

Ребята, также подготовили вам фигуру, достаньте под №1

Измерьте стороны этой фигуры (10 см)

Что можно сказать о ней? (это квадрат, со стороной 10 см)

10 см – это линейная единица, единица измерения длины.

Заменим ее наибольшей линейной единицей.

10 см = 1 дм запись в тетради

Значит у вас квадрат со стороной 1 дм.

Итак, на ваших столах квадрат со стороной 1 дм. Это новая единица измерения площади. Кто догадался, как она называется? (кв. дм)

Как найти площадь этого квадрата? (Длину умножить на ширину)

S=1 дм * 1 дм = 1 дм 2 запись в тетради

Чему равна его площадь?

Какое открытие мы сейчас сделали? (Мы нашли площадь квадрата в дециметрах)

Сформулируйте тему и задачи урока.

Вернёмся к искомой задаче, и решим ее. Сделаем вывод согласно поставленной задачи.

Для этого они могут предложить выразить 30 см как 3 дм. И найти площадь фигуры.

Возьмите второй квадрат №2. Что увидели? (разделен на см 2 )

Сколько можно уложить квадратиков в 1 дм 2

А как найти площадь этого квадрата?

Как это записать?

S = 10 см · 10см = 100 см 2 запись в тетради

Какой путь короче?

В каких единицах измеряется площадь? (В дм 2 )

Сколько в 1 дм 2 квадратных сантиметров? (щелчок)

В 1 дм 2 = 100 см 2

Закрасьте один квадратный сантиметр зеленым цветом.

Сравните мерки между собой. Что можете сказать?
- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см?

Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы (поверхность парты, стола, книги, тетради и др.)

Мы с вами сделали еще одно открытие.

А теперь откроем учебник на стр.144 и выполним задания № 351

У какого отрезка длину можно указать по-другому? Докажи свой ответ.



Цели урока: познакомить учащихся с новой единицей измерения площади – квадратным дециметром.

Задачи:

  • Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность; Вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
  • Воспитывать умение работать в паре, усидчивость, аккуратность.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока

– Чтобы узнать, чем мы сегодня будем работать выполнить задания разминки. Найти лишнее в каждой группе и выбрать соответствующую букву.

П ) 3, 5, 7
Р) 16, 20, 24
С) 28, 32, 36

К) 5 + 5 + 5
Л ) 5 + 23 + 8
М) 23 + 23 + 8

3) Выберите решение задачи: «К кормушке прилетело 36 синичек, поползней в 9 раз меньше. Сколько прилетело поползней?»

О ) 36: 9
П) 36 – 9
Р) 36 + 9

Ч) ПРЯМОУГОЛЬНИК
Ш) КВАДРАТ
Щ ) ТРЕУГОЛЬНИК

А ) КГ
Б) ММ
В) СМ

Г) (5 + 3) 2
Д ) (5 – 3) 2
Е) 5 2 + 3 2

Ь ) ВО? РАЗ БОЛЬШЕ (х)
Э) ВО? РАЗ БОЛЬШЕ (:)
Я) ВО? РАЗ МЕНЬШЕ (:)

– Прочитайте, какое слово у вас получилось. (Площадь)
– Как вы думаете, почему? (На предыдущих уроках мы учились вычислять площадь фигур)
– Продолжим эту работу и познакомимся с новой единице измерения площади.
– Площадь какой фигуры мы уже умеем вычислять?
– Назовите единицу измерения площади.

II. Актуализация знаний

1) Математический диктант

  1. Вычислите произведение чисел 4 и 8
  2. Увеличьте число 8 в 6 раз
  3. Уменьшите число 40 в 4 раза
  4. Из 14 м ткани портной сшил 7 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани уходило на каждый костюм?
  5. Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 15.
  6. Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 2 см?
  7. Сколько см в 1 дм?
  8. Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг каждая. Сколько кг краски всего купили?

Ответы : 32, 48, 10, , 5, 8 см , 10см, 12 кг.

– На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы? (Простые числа и именованные; четные и нечетные; однозначные и двузначные)
– Подчеркните именованные числа. Среди именованных назовите лишнее. (12 кг)

2) Преобразование величин

(Индивидуальную работу у доски выполняют 2 ученика)

– А сейчас проверим, как ученики выполнили преобразование именованных величин

1 см = … мм
1 дм = … см
1 м = … дм
65 см = … дм … см
27 мм = … см … мм
8 м 9 дм = … дм

– Что измеряют в этих единицах? (Длину)
– А какие еще единицы измерений вы знаете? (Единицы измерения площади)

3) Решение задач на нахождение площади прямоугольника и квадрата.

На доске фигуры (прямоугольники и квадраты).

– Давайте вспомним формулы нахождения площадей этих фигур.

(Один из учеников выходит и из множества формул нахождения периметра и площади для прямоугольников и квадратов выбирает необходимые).

S прямоугольника = а х в

S квадрата = а х а

P квадрата = а х 4

P прямоугольника = (а + в) х 2

– Какая единица измерения площади вам известна? (см 2)

– Что из себя представляет квадратный сантиметр? (Это квадрат, сторона которого равна 1 см.)

– Какая у него площадь? (1 см 2)

III. Актуализация .

1) – Сегодня мы продолжим говорить о площади прямоугольника и познакомимся с новой единицей измерения площади, новой меркой.

Разделите числа на 2 группы:

3 см
2 дм
46
4 мм
100
18 см 2
2 дм 2
18

(Числа можно разделить на именованные числа и обычные числа, числа обозначающие длину, площадь)

– Прочитайте единицы площади? (18 квадратных сантиметров, 2 квадратных дециметра)
– Какие могут быть стороны прямоугольника с площадью 18 кв.см? (2 см и 9 см, 6 см и 3 см, 18 см и 1 см)
– С какой единицей площади мы уже знакомы? (Квадратный сантиметр).
– А о какой единице площади из названных мы еще подробно не говорили? (дм2)
– Попробуйте сформулировать тему урока? (Познакомимся с квадратным дециметром)
– Мы познакомимся с квадратным дециметром, узнаем, как он связан с квадратным сантиметром, будем учиться решать задачи с использованием новой единицы площади
– Но давайте вспомним, какими способами можно измерить площадь прямоугольника? (Разделить на квадратные сантиметры с помощью палетки; наложением фигур; приложением мерки; измерить длину и ширину и перемножить данные).

2) Работа в парах

– Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столе конверт с фигурами. Достаньте из конверта зеленый прямоугольник и самостоятельно найдите его площадь.
– Давайте вспомним, что нужно для этого сделать? (Измерить длину и ширину, умножить длину на ширину)

3 х 4 =12 кв. см.

– Мы узнали площадь прямоугольника. Она равна 12 кв.см. В каких единицах мы измерили площадь данного прямоугольника? (В кв.см).

IV. Новая тема

1) Знакомство с квадратным дециметром

– Положите перед собой желтый прямоугольник и достаньте из конверта маленький квадратик. Что вы можете сказать об этом квадратике? (Это мерка – 1 квадратный сантиметр)
– Попробуйте с помощью этой мерки измерить площадь прямоугольника. Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик)
– Какова площадь этого прямоугольника? (Не успели узнать)
– Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать)
– В конверте есть еще одна мерка, большая, попробуйте измерить с помощью этой мерки. (Мерка поместилась 2 раза)
– А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять)
– А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки (10 см)
– Как по другому записать 10 см? (1 дм)

– Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм. Посмотрите в тетрадь на начерченный вами маленький квадрат. Сравните с большой меркой. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр).

2) Работа с учебником

– Чтение объяснения на странице 14.
– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы)
– Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм 2 ? (Площадь учебника, тетради, стола, доски).

3) Связь квадратного дм и квадратного см.

– А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм. Как это можно сделать? (Разделить большой квадрат на кв. см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 10).
– Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать.
– Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее? (Перемножить 10 на 10)
– Посчитайте. (100 кв. см)

1 кв. дм = 100 кв.см

– Итак, что мы сейчас узнали? (Как кв. дм связан с кв. см)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

– Сейчас мы будем учиться решать задачи, используя новую единицу площади.

1) Задача С. 14, № 3

– Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала?
– В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? (В дм)
– Почему? (Зеркало большое)

Ученик у доски решает с объяснением.

2) Задача с.14, № 4 (Два ученика у доски)

3) Решение примеров (Устно по цепочке)

Л – 9 х (38 – 30) = М – 8 х 7 + 5 х 2 =
О – 65 – (49 – 19) = Ц – 9 х 9 + 28: 7 =
Д – 28 + 45: 5 = Ы – 7 х (100 – 91) =

VII. Итог урока

– Наш урок подошел к концу.
– Над какой темой работали?
– В каких единицах измеряется площадь?
– Сколько в 1 квадратном ДМ квадратных СМ?
– Что нового вы для себя узнали?
– Что вам понравилось делать больше всего?
– А в чем были трудности?

VIII. Домашнее задание

– Повторите новый материал, и закрепить умение находить площадь прямоугольников – с.14, № 2.

На данном уроке учащимся предоставляется возможность познакомиться с еще одной единицей измерения площади, квадратным дециметром, научиться переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры, а также потренироваться в выполнении различных заданий на сравнение величин и решении задач по теме урока.

Прочитайте тему урока: «Единица площади - квадратный дециметр». На уроке мы познакомимся ещё с одной единицей площади, квадратным дециметром, научимся переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры и сравнивать величины.

Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см и обозначьте буквами его вершины (рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к задаче

Найдём площадь прямоугольника. Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину прямоугольника.

Запишем решение.

5*3 = 15 (см 2)

Ответ: площадь прямоугольника - 15 см 2 .

Мы вычислили площадь данного прямоугольника в квадратных сантиметрах, но, иногда, в зависимости от решаемой задачи, единицы измерения площади могут быть другими: больше или меньше.

Площадь квадрата, сторона которого 1 дм, - это единица площади, квадратный дециметр (рис. 2).

Рис. 2. Квадратный дециметр

Слова «квадратный дециметр» при числах записывают так:

5 дм 2 , 17 дм 2

Установим соотношение между квадратным дециметром и квадратным сантиметром.

Поскольку квадрат со стороной 1 дм можно разбить на 10 полосок, в каждой из которых по 10 см 2 , то всего в квадратном дециметре десять десятков, или сто квадратных сантиметров (рис. 3).

Рис. 3. Сто квадратных сантиметров

Запомним.

1 дм 2 = 100 см 2

Выразите данные величины в квадратных сантиметрах.

5 дм 2 = … см 2

8 дм 2 = … см 2

3 дм 2 = … см 2

Рассуждаем так. Мы знаем, что в одном квадратном дециметре сто квадратных сантиметров, значит, в пяти квадратных дециметрах пятьсот квадратных сантиметров.

Проверьте себя.

5 дм 2 = 500 см 2

8 дм 2 = 800 см 2

3 дм 2 = 300 см 2

Выразите данные величины в квадратных дециметрах.

400 см 2 = … дм 2

200 см 2 = … дм 2

600 см 2 = … дм 2

Объясняем решение. В сто квадратных сантиметра составляют один квадратный дециметр, значит, в числе 400 см 2 четыре квадратных дециметра.

Проверьте себя.

400 см 2 = 4дм 2

200 см 2 = 2 дм 2

600 см 2 = 6 дм 2

Выполните действия.

23 см 2 + 14 см 2 = … см 2

84 дм 2 - 30 дм 2 =… дм 2

8 дм 2 + 42 дм 2 = … дм 2

36 см 2 - 6 см 2 = …см 2

Рассмотрим первое выражение.

23 см 2 + 14 см 2 = … см 2

Складываем числовые значения: 23 + 14 = 37 и приписываем наименование: см 2 . Продолжаем рассуждать аналогично.

Проверьте себя.

23 см 2 + 14 см 2 = 37 см 2

84дм 2 - 30 дм 2 = 54 дм 2

8дм 2 + 42 дм 2 = 50 дм 2

36 см 2 - 6 см 2 = 30 см 2

Прочитайте и решите задачу.

Высота зеркала прямоугольной формы - 10 дм, а ширина - 5 дм. Чему равна площадь зеркала (рис. 4)?

Рис. 4. Иллюстрация к задаче

Чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину. Обратим внимание на то, что обе величины выражены в дециметрах, значит, наименование площади будет дм 2 .

Запишем решение.

5 * 10 = 50 (дм 2)

Ответ: площадь зеркала - 50 дм 2 .

Сравните величины.

20 см 2 … 1 дм 2

6 см 2 … 6 дм 2

95 см 2 …9 дм

Важно помнить: чтобы величины можно было сравнивать, у них должны быть одинаковые наименования.

Рассмотрим первую строку.

20 см 2 … 1 дм 2

Переведем квадратный дециметр в квадратный сантиметр. Помним, что в одном квадратном дециметре сто квадратных сантиметров.

20 см 2 … 1 дм 2

20 см 2 … 100 см 2

20 см 2 < 100 см 2

Рассмотрим вторую строку.

6 см 2 … 6 дм 2

Нам известно, что квадратные дециметры больше, чем квадратные сантиметры, а числа при данных наименованиях одинаковые, значит, ставим знак «<».

6 см 2 < 6 дм 2

Рассмотрим третью строку.

95см 2 …9 дм

Обратим внимание, что слева записаны единицы площади, а справа - линейные единицы. Такие величины сравнивать нельзя (рис. 5).

Рис. 5. Разные величины

Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной единицей площади, квадратным дециметром, научились переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры и сравнивать величины.

На этом урок наш закончен.

Список литературы

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
  2. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
  3. М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
  5. «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
  6. С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  7. В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Prosv.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().

Домашнее задание

1. Длина прямоугольника - 7 дм, ширина - 3 дм. Чему равна площадь прямоугольника?

2. Выразите данные величины в квадратных сантиметрах.

2 дм 2 = … см 2

4 дм 2 = … см 2

6 дм 2 = … см 2

8 дм 2 = … см 2

9 дм 2 = … см 2

3. Выразите данные величины в квадратных дециметрах.

100 см 2 = …дм 2

300 см 2 = … дм 2

500 см 2 = … дм 2

700 см 2 = … дм 2

900 см 2 = … дм 2

4. Сравните величины.

30 см 2 … 1 дм 2

7 см 2 … 7 дм 2

81 см 2 …81 дм

5. Составьте задание для своих товарищей по теме урока.

На данном уроке учащимся предоставляется возможность познакомиться с еще одной единицей измерения площади, квадратным дециметром, научиться переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры, а также потренироваться в выполнении различных заданий на сравнение величин и решении задач по теме урока.

Прочитайте тему урока: «Единица площади - квадратный дециметр». На уроке мы познакомимся ещё с одной единицей площади, квадратным дециметром, научимся переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры и сравнивать величины.

Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см и обозначьте буквами его вершины (рис. 1).

Рис. 1. Иллюстрация к задаче

Найдём площадь прямоугольника. Чтобы найти площадь, надо длину умножить на ширину прямоугольника.

Запишем решение.

5*3 = 15 (см 2)

Ответ: площадь прямоугольника - 15 см 2 .

Мы вычислили площадь данного прямоугольника в квадратных сантиметрах, но, иногда, в зависимости от решаемой задачи, единицы измерения площади могут быть другими: больше или меньше.

Площадь квадрата, сторона которого 1 дм, - это единица площади, квадратный дециметр (рис. 2).

Рис. 2. Квадратный дециметр

Слова «квадратный дециметр» при числах записывают так:

5 дм 2 , 17 дм 2

Установим соотношение между квадратным дециметром и квадратным сантиметром.

Поскольку квадрат со стороной 1 дм можно разбить на 10 полосок, в каждой из которых по 10 см 2 , то всего в квадратном дециметре десять десятков, или сто квадратных сантиметров (рис. 3).

Рис. 3. Сто квадратных сантиметров

Запомним.

1 дм 2 = 100 см 2

Выразите данные величины в квадратных сантиметрах.

5 дм 2 = … см 2

8 дм 2 = … см 2

3 дм 2 = … см 2

Рассуждаем так. Мы знаем, что в одном квадратном дециметре сто квадратных сантиметров, значит, в пяти квадратных дециметрах пятьсот квадратных сантиметров.

Проверьте себя.

5 дм 2 = 500 см 2

8 дм 2 = 800 см 2

3 дм 2 = 300 см 2

Выразите данные величины в квадратных дециметрах.

400 см 2 = … дм 2

200 см 2 = … дм 2

600 см 2 = … дм 2

Объясняем решение. В сто квадратных сантиметра составляют один квадратный дециметр, значит, в числе 400 см 2 четыре квадратных дециметра.

Проверьте себя.

400 см 2 = 4дм 2

200 см 2 = 2 дм 2

600 см 2 = 6 дм 2

Выполните действия.

23 см 2 + 14 см 2 = … см 2

84 дм 2 - 30 дм 2 =… дм 2

8 дм 2 + 42 дм 2 = … дм 2

36 см 2 - 6 см 2 = …см 2

Рассмотрим первое выражение.

23 см 2 + 14 см 2 = … см 2

Складываем числовые значения: 23 + 14 = 37 и приписываем наименование: см 2 . Продолжаем рассуждать аналогично.

Проверьте себя.

23 см 2 + 14 см 2 = 37 см 2

84дм 2 - 30 дм 2 = 54 дм 2

8дм 2 + 42 дм 2 = 50 дм 2

36 см 2 - 6 см 2 = 30 см 2

Прочитайте и решите задачу.

Высота зеркала прямоугольной формы - 10 дм, а ширина - 5 дм. Чему равна площадь зеркала (рис. 4)?

Рис. 4. Иллюстрация к задаче

Чтобы узнать площадь прямоугольника, нужно длину умножить на ширину. Обратим внимание на то, что обе величины выражены в дециметрах, значит, наименование площади будет дм 2 .

Запишем решение.

5 * 10 = 50 (дм 2)

Ответ: площадь зеркала - 50 дм 2 .

Сравните величины.

20 см 2 … 1 дм 2

6 см 2 … 6 дм 2

95 см 2 …9 дм

Важно помнить: чтобы величины можно было сравнивать, у них должны быть одинаковые наименования.

Рассмотрим первую строку.

20 см 2 … 1 дм 2

Переведем квадратный дециметр в квадратный сантиметр. Помним, что в одном квадратном дециметре сто квадратных сантиметров.

20 см 2 … 1 дм 2

20 см 2 … 100 см 2

20 см 2 < 100 см 2

Рассмотрим вторую строку.

6 см 2 … 6 дм 2

Нам известно, что квадратные дециметры больше, чем квадратные сантиметры, а числа при данных наименованиях одинаковые, значит, ставим знак «<».

6 см 2 < 6 дм 2

Рассмотрим третью строку.

95см 2 …9 дм

Обратим внимание, что слева записаны единицы площади, а справа - линейные единицы. Такие величины сравнивать нельзя (рис. 5).

Рис. 5. Разные величины

Сегодня на уроке мы познакомились ещё с одной единицей площади, квадратным дециметром, научились переводить квадратные дециметры в квадратные сантиметры и сравнивать величины.

На этом урок наш закончен.

Список литературы

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 1. - М.: «Просвещение», 2012.
  2. М.И. Моро, М.А. Бантова и др. Математика: Учебник. 3 класс: в 2-х частях, часть 2. - М.: «Просвещение», 2012.
  3. М.И. Моро. Уроки математики: Методические рекомендации для учителя. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  4. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. - М.: «Просвещение», 2011.
  5. «Школа России»: Программы для начальной школы. - М.: «Просвещение», 2011.
  6. С.И. Волкова. Математика: Проверочные работы. 3 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  7. В.Н. Рудницкая. Тесты. - М.: «Экзамен», 2012.
  1. Nsportal.ru ().
  2. Prosv.ru ().
  3. Do.gendocs.ru ().

Домашнее задание

1. Длина прямоугольника - 7 дм, ширина - 3 дм. Чему равна площадь прямоугольника?

2. Выразите данные величины в квадратных сантиметрах.

2 дм 2 = … см 2

4 дм 2 = … см 2

6 дм 2 = … см 2

8 дм 2 = … см 2

9 дм 2 = … см 2

3. Выразите данные величины в квадратных дециметрах.

100 см 2 = …дм 2

300 см 2 = … дм 2

500 см 2 = … дм 2

700 см 2 = … дм 2

900 см 2 = … дм 2

4. Сравните величины.

30 см 2 … 1 дм 2

7 см 2 … 7 дм 2

81 см 2 …81 дм

5. Составьте задание для своих товарищей по теме урока.