«Звезда (Светись, светись, далекая звезда…)» М. Лермонтов

«Звезда» Михаил Лермонтов

Светись, светись, далекая звезда,
Чтоб я в ночи встречал тебя всегда;
Твой слабый луч, сражаясь с темнотой,
Несет мечты душе моей больной;
Она к тебе летает высоко;
И груди сей свободно и легко…

Я видел взгляд, исполненный огня
(Уж он давно закрылся для меня),
Но, как к тебе, к нему еще лечу,
И хоть нельзя — смотреть его хочу…

Анализ стихотворения Лермонтова «Звезда»

В 1830 г. поэт создал несколько произведений, в тексте которых возникает романтический образ звезды. Кроме анализируемого материала, вариации на эту тему присутствуют в стихотворениях «Вверху одна горит звезда…» и «Еврейская мелодия». Образ, изначально порожденный байроновскими мотивами призрачности любви, в творчестве Лермонтова получил самостоятельное развитие. Лирического героя влечет сияние одинокого небесного светила. Его мерцание сравнивается с «нежным взором» женщины, которую герой любил наперекор судьбе. Былое счастье кажется столь же далеким, недоступным и безнадежным, как неверный ночной свет. С этим образом также связывается мотив обмана, который вытекает из аналогии с пейзажной зарисовкой ночного залива. Счастье и «светлая радость» коварны, как отражение звездного блеска в воде: они манят к себе возвышенную душу, но остаются для нее недосягаемыми.

«Звезда» начинается с лексической анафоры, состоящей из глагола в повелительном наклонении. «Светись» - в двойном призыве лирического героя чувствуются настойчивость и упорство. Не просто рассеивая, а «сражаясь» с темнотой, тусклые лучи порождают надежду в романтической «душе больной». Короткая природная зарисовка помогает точнее передать психологический портрет лирического «я». Характеризуя внутреннее состояние героя, автор прибегает к безличной конструкции: сердцу становится «свободно и легко».

Сияние ночного светила сравнивается с огнем прошедшей любви, с пламенным женским взором. Этот же прием использован в произведении «Вверху одна горит звезда». Счастье теперь недоступно и даже под запретом, однако герой стремится к нему, как к свету слабых ночных лучей.

Противоречие между реальностью и мечтами лирического героя подчеркивается при помощи антитетичной основы центрального образа. Мерцание лучей выглядит неверным и слабым, но в силах вступить в борьбу с темнотой. Блеск звезды далек, но помогает исцелить душу, сохранить романтические мечты и светлую веру в их исполнение.

В медитативно-лирических интонациях «Звезды» возникают мотивы надежды на взаимность и упорного желания вернуть утраченное. Насыщенный противоречиями, но вполне уловимый позитивный контекст, отголоски положительной эмоциональной заряженности отличают стихотворение от безнадежно-печального тона двух произведений, упомянутых выше.

"Звезда" («Светись, светись, далекая звезда») «ЗВЕЗДА» («Светись, светись, далекая звезда»), раннее стих. Л. (1830); первая из вариаций на тему «далекой звезды». Ср. «Еврейская мелодия» («Я видал иногда, как ночная звезда») и «Звезда» («Вверху одна / Горит звезда»). Стих. написано в жанрово-стилевой манере ранней медитативно-пейзажной лирики Л. (ср. «Гроза»). Центр. образ далекой «ночной звезды» и вызванные им поэтич. ассоциации - мотив призрачности былой любви - перекликаются со стих. Дж. Байрона «Солнце тех, кто не спит» («Sun of the sleepless», 1815) из цикла «Еврейские мелодии». Однако Л. в данном случае не переводит и даже не подражает Байрону, а создает на его тему своеобразную и самостоят. вариацию. В стих. Л. возникает, в частности, отсутствующий у Байрона мотив «слабой» надежды и радости: «Твой слабый луч, сражаясь с темнотой, / Несет мечты душе моей больной». Автограф - ИРЛИ, тетр. VI. Впервые - Соч. под ред. Висковатого, т. 1, с. 91. Датируется по положению в тетради.

Лит.: Пейсахович (1), с. 423.

Л. М. Аринштейн Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Звезда" («Светись, светись, далекая звезда»)" в других словарях:

    - «ЗВЕЗДА» («Вверху одна»), стих. раннего Л. (1830 или 1831). По видимому, наиболее поздняя из трех вариаций на тему «далекой звезды»; ср. «Звезда» («Светись, светись, далекая звезда») и «Еврейская мелодия» («Я видал иногда, как ночная звезда»), в… … Лермонтовская энциклопедия

    - «ЕВРЕЙСКАЯ МЕЛОДИЯ» («Я видал иногда, как ночная звезда»), одно из ранних стих. Л. (1830), аллегорически выражающих мысль о неуловимости, «обманчивости» и недостижимости счастья. Это вторая из трех вариаций на тему «далекой звезды», навеянных… … Лермонтовская энциклопедия

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

    ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Лермонтова, воплощенное в его творчестве представление о совершенной личности, неразрывно связанное в сознании поэта с представлением о совершенном мироустройстве в целом. Для понимания лермонт. творчества Э. и. особенно важен:… … Лермонтовская энциклопедия

    ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

    СВЕТИТЬСЯ, свечусь, светишься, несовер. 1. Излучать ровный, несильный свет. «Тускло светится луна в сумраке тумана.» Жуковский. «Светись, светись, далекая звезда!» Лермонтов. «В окнах везде светились огни, мелькали тени.» Гончаров. «На небе, хотя … Толковый словарь Ушакова

    луч - а/, м. 1) Узкая полоса света, исходящая от какого л. источника света, светящегося предмета. Солнечный луч. Яркий луч. Светись, светись, далекая звезда, чтоб я в ночи встречал тебя всегда; твой слабый луч, сражаясь с темнотой, несет мечты душе… … Популярный словарь русского языка

Лето 1930 года Михаил Юрьевич Лермонтов провел в Середниково, в подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. Соседкой по имению была Екатерина Сушкова, с которой юного поэта познакомила его родственница Александра Верещагина. К Е.Сушковой у поэта возникли сильные чувства, завязался настоящий «роман». Молодая женщина делала записи о своих отношениях с Лермонтовым. В 1870 году свет увидела ее книга, в которой содержалось много информации о поэте. В ней Е.Сушкова призналась об автобиографичной основе стихотворения Лермонтова «Звезда», написанном поэтом в том же 1930 году.

Лермонтов уже в столь юном возрасте в своих произведениях описывал такие тонкие душевные состояния как любовь и надежда. В своем стихотворении «Светись, светись далекая звезда» поэт дает понять читателю, насколько это важно для человека в жизни – луч надежды. Пусть он слабый, и сражается с темнотой, но он «несет мечты душе моей больной». Страдая, автор просит звезду светиться всегда. Конечно, эта надежда связана с любовью, которая, скорее всего, уходит в прошлое, но поэт не может ее отпустить, не хочет забыть, продолжает надеяться: «и хоть нельзя – смотреть его хочу…». Былое счастье кажется таким же безнадежным, недоступным и далеким, как слабый луч в темноте.

Стихотворение написано пятистопным ямбом , и композиционно оно состоит из двух катренов, каждый из них имеет завершенный смысл. В первом катрене описан разговор автора в настоящем времени со звездой, в лирических интонациях возникает мотив надежды на взаимность. Во втором катрене - воспоминания из прошлого, упорное желание вернуть утраченное. Насыщенный противоречиями контекст стихотворения передает печальный тон, который не исключает веры в хорошее. Мир романтической мечты постепенно уступает изображению реальной действительности.

Литературное направление, в котором исполнено произведение – романтизм . Герой у романтиков одинок, внутренне он ни от кого не зависим, он бежит от окружающей его среды, как герой «Кавказского пленника» Пушкина , или как Чайльд Гарольд Байрона . В самом начале творческого пути юного Лермонтова в его сердце проникла поэзия Байрона. Вначале поэт воспринимал творения Байрона через переводы, а затем сам выучил английский язык. Впоследствии это воздействие на стихи Лермонтова стало более прямым и явным.

Природа наделила Лермонтова страстями. Добрый характер, любящее сердце и способность увлекаться делали его уязвимым перед клеветой друзей, в которых он ошибался. Тема лирики пронизывает все творчество поэта и формирует образ его лирического героя. Лермонтов сообщил ему собственные черты, наделил своими мыслями, своим характером, своей волей. Природная зарисовка, пластический образ и живой разговор со звездой в стихотворении дают надежду на то, что блеск звезды поможет сохранить романтические мечты, веру в их исполнение. Автор смог передать читателю внутренне состояние романтичного героя благодаря музыкальности каждого слова и поэтической интонации.

В своем стихотворении Лермонтов использует скрытое образное сравнение по принципу олицетворения : «Твой слабый луч, сражаясь с темнотой», луч «несет мечты», взгляд «исполненный огня». Эти метафоры придали исключительную выразительность произведению. Действительно, поэту удалось вложить в такое короткое стихотворение столько точных сравнений, что читатель с первых строк понимает степень душевных переживаний автора. Михаил Юрьевича Лермонтов так умел одухотворять и оживлять природу в своих произведениях, что современники называли его русским Гете : немецкий поэт в свое время считался непревзойденным в изображении природы.

Стихотворение «Звезда» содержит достоверный лермонтовский портрет, верную лермонтовскую характеристику. В этом сочинении он отразился таким, каким был в действительности. Лермонтов в своей поэзии исповедался читателю, открыл свою душу и позволил понять его как человека и поэта, гениального и бессмертного.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова