Значение слова «олимпиада. Однозначные и многозначные слова

Разработка урока по русскому языку

Цель: обобщить результаты исследования лексического значения на примере слова "зеленый"; повторить сведения о крылатых словах, пословицах и поговорках; учить составлять текст-описание.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

ІІ. Повторение.

Задание для групповой работы.

1. Некоторые слова в предложениях замените крылатыми словами.

а) Неужели ему суждено пройти все испытания до конца?

б) Дом представлял собой нечто ужасное: окна выбиты, дверь полу-оторвана, крапива и мох стали закрывать стены.

в) Совет отца явился спасением в круговороте моей жизни.

г) После ответа на двадцать пятый билет я чувствовала себя умственно разбитой, но счастливой.

Подсказка:

Ахиллесова пята, нить Ариадны, между Сциллой и Харибдой, принцесса на горошине, последний из могикан, альфа и омега, да минует меня чаша сия, мерзость запустения, выпить чашу до дна.

2. Пословицы и поговорки-синонимы запишите парами.

А кому много дано, с того много и спросится.

Двум смертям не бывать, одной не миновать.

Глаза страшатся, а руки делают.

Большому кораблю - большое плаванье.

Где наше не пропадало.

Пан или пропал.

Попытка не пытка.

Поживем - увидим.

Риск - благородное дело.

III. Чтение образца в §36 и составление плана для лексической характеристики слова.

1. Происхождение и первоначальное значение слова.

2. Значения в современном языке.

3. Омонимичные слова и формы.

4. Смысловые связи с другими словами (синонимы и антонимы).

5. Фразеологизмы, крылатые слова, пословицы и поговорки, в состав которых входит слово.

IV. Самостоятельное составление характеристики слова "зеленый".

Копии словарной статьи из учебного словаря русского языка В.В. Репкина розданы на парту заранее.

Примерная запись лексической характеристики:

Прилагательное зеленый - это знаменательное слово, которое означает признак предмета. По происхождению оно общеславянское, первоначально значило "цвета травы, листвы". Оно встречается и в других славянских языках (например, в украинском). В современном русском языке слово "зеленый" многозначное. У него пять значений:

1) цвета травы;
2) о цвете лица: бледный, землистого оттенка;
3) относящийся к растительности, состоящий, сделанный из зелени;
4) недозрелый;
5) неопытный по молодости.

Омонимов не имеет. Но имеет синонимы к некоторым значениям. К первому - изумрудный, салатный. Ко второму - бледный. К четвертому - незрелый, неспелый. К пятому - неопытный.

Антонимы есть ко второму, четвертому и пятому значениям:

1) зеленое лицо - румяное лицо;
2) зеленое яблоко - спелое яблоко;
3) зеленый матрос - опытный матрос.

Слово "зеленый" входит в такие фразеологизмы:

дать зеленую улицу (открыть свободную дорогу);
тоска зеленая (чрезвычайная скука).

V. Чтение сочинений по желанию. Оценивание удачных работ.

VI. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе.

Исследование словарного слова

Выполнил:

Лобанов Владислав

Ученик 1 «А» класса

« МБОУ школы № 34»

Г.Дзержинска

Руководитель:

Тараканова О.С.

Словарное слово - «портфель»
1. Показ портфеля.

В слове «портфель» 2 слога: по-ртфель. Второй ударный, безударная гласная «о».

Звуковая схема слова: «портфель».

8 букв и 7 звуков.

Букв обозначающих гласны звуки - 2 . Букв, обозначающих согласные звуки, -5. Одна буква «ь» звука не обозначает, но смягчает предшествующий согласный звук л.

3 буквы «П, Т, Ф» обозначают парные глухие согласные звуки.

2 буквы «Р, Л» обозначает непарный звонкий согласный звук.

Только 2 буквы «Ф, Л» обозначают согласные мягкие звуки.

2. Этимологическая справка.

Слово « портфель» (порт – носить,«фель» - лист бумаги) пришло к нам из французского языка. В буквальном смысле «ЛИСТОНОС».

Ранец привыкли считать исключительно принадлежностью школьника. На самом-то деле этот предмет пришёл к детям из армии. Если в России солдаты брали с собой в поход вещевой мешок, то в Европе и, особенно в Германии, Франции ранцы появились уже в 18 веке. И только через 200 лет словом «портфель» начали называть ученическую сумку.

Портфели на картинах известных художников:

Ф.П. Решетников «Опять двойка» 1952 г С.А. Григорьев «Вратарь» 1949 г

3. Синонимы: школьный ранец,рюкзак, сумка.

4. Однокоренные слова : портфельчик, портфелишко.

5. Образование словосочетаний:

Портфель (какой?) новый.

Портфель (какой?) красивый.

Портфель (какой?) рваный.

6.Стихи и загадки про портфель.

Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет,
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.

Берестов В. Д.

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи. Употребление слова в речи всегда определяется особенностями его лексического значения – содержания, в котором отображено наше знание и представление о предмете, явлении, свойстве или процессе.

Употребляя слово в речи, мы должны следить за тем, чтобы, во-первых, его лексическое значение было реализовано уместно и правильно, а во-вторых, чтобы слово выражало наше отношение, то есть было выразительным. В соответствии с этим лексические нормы имеют два аспекта: точность и выразительность. Кроме того, употребление слов в речи определяется сферой их бытования и изменениями, происходящими в языке с течением времени.

I. Лексические нормы в аспекте точности. Речевые нарушения лексических норм в аспекте точности.

Точность – качество речи, которое заключается в соответствии смысловой стороны речи реальной действительности, в умении находить правильные слова для выражения мыслей.

Употребление слова в речи определяется особенностями его лексического значения, а также зависит от контекста. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, создать возможность двоякого толкования либо придать нежелательную стилистическую окраску.

Типичные лексические ошибки в аспекте точности.

1. Нарушение лексической сочетаемости слов . Лексическая сочетаемость – это способность слов соединяться друг с другом. Если не учитываются лексическое значение слов и традиции соединения слов в словосочетании, возникает лексическая несочетаемость . Например, есть слова, сочетаемость которых в русском языке фразеологически связана: черствый хлеб , черствый человек , но не черствый тор т или черствый друг . Мы можем сказать глубокая ночь или глубокая старость , но не глубокий день или глубокая юность . В некоторых других случаях нарушение лексической сочетаемости может быть вызвано невниманием к лексическому значению слов, которые соединены в словосочетание. Например, беседа прочитана (беседа – это устный жанр, она может быть проведена, а прочитана книга или лекция).

С точки зрения современного языка часто бывает трудно объяснить причины различий сочетаемости близких по смыслу слов, например: Уделять внимание / придавать значение развитию спорта.

Многие сочетания слов закреплены языковой традицией, и умение их использовать составляет часть языковой культуры человека.

У лексической сочетаемости есть свои границы. Например, слово крепкий имеет следующие значения (Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. – М.: Русский язык, 1996):

1.Такой, который трудно сломать, разбить (крепкая ткань, веревка ).

2. Сильный духом, непоколебимый (крепкий духом старик ).

3. Здоровый, сильный (крепкий организм ).

4. Надежный (крепкая дружба, любовь ).

5. Достигающий сильной степени (крепкий мороз, ветер ).

6. Насыщенный, сильнодействующий, резкий (крепкий чай, табак ).

7. Разг. Зажиточный (крепкий хозяин).

Рассмотрим, в частности, четвертое и пятое значения слова: дружба, любовь – это «обозначения чувств», так же как и ненависть, зависть . Но выражение крепкая ненависть противоречит требованию лексической сочетаемости. Мороз, ветер – это «погодно-климатические условия», как и жара, влажность . Но невозможно сочетание крепкая жара .

Следует отличать от речевой ошибки намеренное объединение несочетаемых слов, например: обыкновенное чудо . Это один из видов тропов – оксюморон.

2. Смешение паронимов . Паронимы – слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению (останки и остатки; эффектный и эффективный; экономный, экономичный, экономический ). Слова, составляющие паронимический ряд, как правило, соотносятся между собой в логическом и смысловом плане, что может стать причиной их смешения в речи. Но паронимы не могут заменять друг друга (иллюстрированный и иллюстративный . Нельзя: иллюстративная книга или иллюстрированный материал ).

3. Неточности словоупотребления (употребление слова в несвойственном ему значении) . Точность словоупотребления – правильный выбор слова в соответствии с его лексическим значением. Неточность словоупотребления возникает, когда человек не осведомлён о значении слова либо не принимает это значение во внимание. Например: Татьяна противопоказана Онегину (вместо: противопоставлена ). Татьяна любит няню – эту седобородую старушку (вместо: седовласую или седую ).

4. Многословие.

В речи встречаются различные виды многословия.

4.1. Плеоназм (от греч. pleonasmos – излишество) – смысловая избыточность, употребление в близком контексте близких по смыслу и потому излишних слов: У него своеобразная мимика лица. (Мимика - это «выражение лица». У него своеобразное «выражение лица» лица ). Смелый и храбрый человек – явный, открытый плеоназм. Свободная вакансия, главная суть – скрытый, неявный плеоназм).

Некоторые плеоназмы закреплены в языке и не считаются ошибкой. Например, экспонат выставки (экспонат – «выставленный»)

4.2. Тавтология (от греч. tauto – то же самое, logos – слово) – повторение однокоренных слов (обычно): Питательная маска питает кожу. Хоккеисты предприняли ответную контратаку. (Чтобы исправить эту ошибку, нужно заменить тавтологическое слово на синоним или убрать лишнюю морфему: Питательная маска обогащает кожу. Хоккеисты предприняли ответную атаку) .

Тавтологичны некоторые неправильные грамматические формы: самый наилучший – самый лучший, наилучший; более красивее – более красивый, красивее.

В языке немало тавтологичных сочетаний, употребление которых неизбежно, поскольку в них используется терминологическая лексика. Например, словарь иностранных слов, бригадир первой бригады . Тавтологичными могут быть фразеологические обороты: ходить ходуном, набит битком, пропади пропадом .

4.3. Расщепление сказуемого – замена глагольного сказуемого синонимичным сочетанием: Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора . (В официально-деловом стиле такие сочетания уместны, но в данной речевой ситуации лучше сказать: Ученики решили убрать школьный двор ).

5. Речевая недостаточность (лексическая неполнота высказывания) – немотивированный пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (В кабинете висели < портреты>русские писатели ).

Лексическая характеристика слов. Прямое или переносное значение, тип переноса; номинативное или неноминативное– оценочное; свободное или несвободное – фразеологически связанное, синтаксически ограниченное(обусловленное). Происхождение (исконно русское или заимствованное). Сферу употребления (общеупотребительное или необщеупотребительное). Принадлежность к активному или пассивному составу (актуальное, устаревшее, новое). Стилистическая окрашенность (межстилевое или стилистически окрашенное).

Картинка 17 из презентации «Лексика текста» к урокам русского языка на тему «Лексика»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Лексика текста.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 151 КБ.

Скачать презентацию

Лексика

«Особенности лексики» - Лексика. Выполните задания. Синонимы. Омонимы. Прочитайте предложения. Найдите синонимы. Прямое и переносное значение слов. Однозначные и многозначные слова. Лексика и фразеология. Лексика с точки зрения смыслового значения. Синонимы, антонимы и омонимы. Антонимы. Прочитай предложения.

«Лексика текста» - Лексическая характеристика слов. Федор Абрамов. Лингвистические термины. Тема. Диалектизмы в тексте. Уста и губы – суть их не одна, и очи – вовсе не гляделки! Одним доступна глубина, другим – глубокие тарелки. В. Г. Распутин. Ключ. Язык – это история народа. Отрывок из произведения В.Распутина «Прощание с Матерой».

«Лексикология» - Каковы информационные носители. Вместо толкования слова даётся отсылка. Подбор синонимов. Лексикография. Толковые словари. Лексикология. В лингвистических словарях содержится информация о словах. Типы лингвистических словарей. Чем занимается лексикография. Виды толкований слов. Для кого словарь предназначен.

«Русская лексика» - Угадайте героев. Лексика. Найдите лишнее слово. Антонимы в пословицах и поговорках. Раздел «Лексика». Фразеологизмы с антонимами. Найдите омонимы в стихотворениях. Сказочные перевёртыши. Противоположные по смыслу пары. Знания по теме «Лексика». Слова в переносном значении. Омонимы. Устаревшие слова.

«Лексика современного русского языка» - Вопросы кроссворда. Лексическое значение слов. Признаки старославянизмов. Подберите синонимы. Атмосфера. Признаки заимствований из других языков. Совокупность слов. Происхождение фразеологизмов. Признаки фразеологизмов. Лексика с точки зрения происхождения. Подберите антонимы. Русские синонимы. Заимствованные слова.

«Русская словесность» - Русская словесность. Вопросы для самоконтроля. Многозначность слова. Синквейн. Синонимы. Медвежонок. Любопытство. Вопросы для исследования. Омонимы. Занятие элективного курса. Выявление лексических возможностей слова. Исследование. Сотворчество. Асадов. Лексические возможности слова. Антонимы. Птенчик.

Всего в теме 20 презентаций