Вспомогательные исторические дисциплины таблица. II

История в переводе с греческого языка означает рассказ о прошедшем, об узнанном. История – это процесс развития природы и общества. Также историей называют комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Всемирная (всеобщая) история – это история, изучающая период человечества от появления первого Homo sapiens до настоящего времени.

История Отечества – это история, изучающая историю отдельных стран и народов (история России, история Германии).

История подразделяется на следующие разделы по хронологическому принципу:

    история первобытного общества – история, изучающая период в истории человечества до изобретения письменности, после чего появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников.

    древняя история – история, изучающая период истории человечеств, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.

    средневековая история – история, изучающая период истории человечества, следующий после Античности и предшествующий Новому времени.

    новая история – история, изучающая период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.

    новейшая история – история, изучающая период человечества с 1918 года

Отрасли истории:

    экономическая история – отрасль истории, изучающая явления и процессы, связанные с эволюционным развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с хозяйством.

    военная история – отрасль истории, изучающая войны, которые происходили в какую-нибудь определённую историческую эпоху; также история какой-либо одной войны или даже отдельной кампании.

    историческая география – отрасль истории, изучающая историю через «призму» географии, также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

    историография – отрасль исторической науки, изучающая ее историю (накопление исторических знаний, истолкование исторических явлений, смена методологических направлений в исторической науке и др.).

Органические части истории как комплекса наук:

    археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности людей – вещественным (археологическим) памятникам.

    этнография (этнология) – наука об этносах (народах), изучающая их происхождение и расселение, быт и культуру.

История входит в группу гуманитарных наук, изучающих тот или иной регион (африканистика, балканистика), народ (синология и т. п.) или группу народов (славяноведение).

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

Исторические источники условно делят на несколько групп:

    по типу фиксации информации:

    письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.

    вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства - все, что является результатом трудовой деятельности человека.

В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.

    кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.

    изобразительные – иконы, парсуны, картины, плакаты и др.

    с точки зрения изучения какой-либо наукой:

    этнографические - сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.

    фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.

    лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.

Отдельные исторические источники лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, некоторые этнографические источники изучают и археология и этнография; антропологические источники стоят на грани естествознания и истории. Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов исторических источников. Например, изобретение и использование звукозаписывающих фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов.

Вспомогательные исторические дисциплины – это предметы, изучающие определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.

К вспомогательным историческим дисциплинам мы можем отнести следующие науки:

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография).

Дипломатика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы). Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеалогия – вспомогательная историческая дисциплина, которая занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родственных связей, составлением поколенных росписей и генеалогических древ. Генеалогия связана с геральдикой, дипломатикой и многими другими историческими дисциплинами. С начала XXI века, в связи с научным прогрессом, набирает популярность генетическая генеалогия, использующая анализ ДНК человека.

Геральдика – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Сфрагистика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах. Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов.

Историческая метрология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы, их относят к традиционным системам измерения. Историческая метрология изучает историю генезиса и развития различных систем измерений, названий отдельных мер, их количественных соотношений, устанавливает их реальные величины, то есть соответствия современным метрическим системам. Метрология находится в тесной связи с нумизматикой, так как у многих народов в прошлом меры веса совпадали с денежными единицами и имели одинаковое название.

Нумизматика – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. Общественные функции нумизматики: выявление нумизматических памятников культуры; изучение характерных фактов, связей и процессов, способствующих более углублённому пониманию истории и восполнению пробелов в исторической науке.

Хронология – вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов; последовательность исторически событий во времени; перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития.

Архивоведение – научная дисциплина, изучающая и разрабатывающая теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю.

Археология – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Этнография – часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Историография – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историческая информатика – вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает методику использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

    ХРОНОЛОГИЯ. СЧЕТ ВРЕМЕНИ. ЮЛИАНСКИЙ И ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРИ.

Хронология (от греч. χρόνος - время; λόγος - учение):

    вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;

    последовательность исторических событий во времени;

    перечень каких-либо событий в их временной последовательности.

«Календарь» - от латинского ‘Calendarium’ – «долговая книжка», а ‘Calendae’ – это первый день каждого месяца в древнем Риме, в который полагалось платить регулярно проценты по долгам; - отсюда переносное значение этого слова как системы счёта времени.

При счёте времени в истории нужны два параметра:

    меры времени в соотношении между собой – это «календарь» в узком смысле;

    расстояние от условно избранной точки отсчёта – это «летосчисление» или «эра».

Вместе эти два параметра составляют систему счёта времени или «календарь в широком смысле».

Календари в узком смысле бывают трёх типов:

    солнечные – меры времени в них от соотношения Солнце – Земля: СУТКИ, ГОД и его производные – ВЕК (СТОЛЕТИЕ) и ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ.

    лунные - меры времени в них от соотношения Луна – Земля – Солнце – НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ

    лунно-солнечные, - сочетают меры времени 1-го и 2-го типа.

    Более широко применяются календари 3-го типа, а первых двух - обычно в сфере религии. Календарями 3-го типа являются ЮЛИАНСКИЙ и ГРИГОРИАНСКИЙ, применение которых характерно для европейской и российской истории.

Юлианский календарь - календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. Календарь введён Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э. Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 года до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность.

Юлианский календарь заменил старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Киевской Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга», индикта и «Великого индиктиона». Юлианский календарь в современной России обычно называют старым стилем.

Григорианский календарь - система исчисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность года принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет.

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен прежнего юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября.

    ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА. ПАРАДИГМЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОБЩЕИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ.

Историзм - научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.

Название

теории

Критерии

деления

исторического процесса

Основные понятия

и определения

Религиозная

Основателем христианской концепции считается римский церковный писатель Евсевий Памфил, епископ Кесарии с 311г. Законченное оформление она получила в богословской концепции отца церкви епископаАвгустина (354-430 гг.), разработанной в его произведении «О граде божьем».

Божье провиденье

Провиденциализм (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана "спасения" человека.

Формационная

Разработана в 40-60- х гг. XIX в.

К. Марксом,

Получила развитие в трудах В.И. Ленина

и в трудах советских историков и философов с 1930-х до конца 1980-х гг.

Социально-экономические

Общественно-экономическая формация - исторический тип общества, являющийся определенной ступенью поступательного развития человечества, основывающийся на определенном способе производства со своим базисом и надстройкой.) Базис.Надстройка.Классы.

Цивилизационная

Была разработана в конце XIX – начале XX вв.

Н. Я.Данилевским,

О. Шпенглером,

А. Тойнби.

Социально-культурные

Цивилизация – нет универсального определения цивилизации каждый автор, в зависимости от критериев дает свое определение. Выделяют признаки состоявшихся цивилизаций: продолжительность их существования, охват обширных территорий, распространение на огромное число людей, и их уникальность (самобытность).

Пассионарная

Л.Н. Гумилев, сформулирована в 1939 г., но увидела свет в 70-х гг. XX в.

Динамика развития этноса

Этнос – это группа имеющая внутреннюю структуру, противопоставляющая себя другим таким же коллективам и обладающая едиными стереотипами поведения.

Пассионарность (от passion – страсть) – это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом.

Парадигмы исторической науки:

Периодизация истории - особого рода систематизация, которая заключается в условном делении исторического процесса на определённые хронологические периоды. Эти периоды имеют те или иные отличительные особенности, которые определяются в зависимости от избранного основания (критерия) периодизации.

Европа

Россия

Первобытнообщинный строй

Первобытное общество появилось порядка 40 тыс. лет назад с появлением человека разумного и образованием родовых общин и существовало до образования первых городов-государств в конце VI тысячелетия до н.э. в Междуречье (Азия). Дописьменный тип культуры.

Первобытнообщинный строй

(40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до н. э.)

Нет сведений о существовании славянских племен в этот период.

Древний мир

(Конец IV тыс. до н.э. – конец V в. н.э)

От возникновения первых городов-государств в Месопотамии до падения Западной Римской империи (476 г).

Рабовладельческийстрой. Форма правления: восточная деспотия, империя, республика.

Появление письменного типа культуры.

Древний мир

II тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и к V в. н.э. начинается расселение восточных славян по Днепру.

Первобытнообщинный строй.

Средние века

V в. н.э. – сер. XVII в.

Феодальный строй. Преобладающая форма правления в Европе – монархия (все типы).

.

Средние века

V в. н.э. – IX в. н.э. – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия., складывание предпосылок образования государства у восточных славян.

IX н.э. – XVII в. Феодальный строй. Формы правления: монархия (все типы), боярскаяреспублика.

Религиозный характер культуры.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Распространение капиталистическихотношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ.

Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия,республика).

Светская культура.

Новое время

(Сер. XVII – нач. XX в.)

Господство феодально-крепостническихотношений до сер. XIX века. Зарождениекапиталистических отношений, их бурное развитие в промышленности после отменыкрепостного права в 1861 г. Промышленный переворот. Сохранение феодальных пережитков.

Формы правления: абсолютная монархия, Думская монархия (1906-1917).

Зарождение и утверждение светских начал в культуре, раскол культуры на дворянскую и народную в первой четверти XVIII века.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в.)

Многообразие путей развития экономики, политики и культуры, формирование информационного общества.

Новейшее время

(Нач. XX в – нач. XXI в)

Попытка построения социалистического общества, оформление советской республики.

Господство «социалистической культуры».

Распад СССР (1991 г.).

Возврат к рыночным отношениям, утверждение многопартийности, оформление президентской республики.

Распространение западных тенденций в культуре.

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА. ПАМЯТНИКИ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ.

Каменный век:

Ка́менный век - древнейший период в истории человечества, когда основные орудия труда и оружие изготавливались, главным образом, из камня, но употреблялось также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глины (посуда, кирпичные постройки, скульптура).

Периодизация каменного века:

    Палеолит:

    Нижний палеолит - период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

    Средний палеолит - период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе в течение всего среднего палеолита господствуют неандертальцы.

    Верхний палеолит - период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

    Мезолит и эпипалеолит; терминология зависит от того, насколько данный регион затронуло исчезновение мегафауны в результате таяния ледника. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

    Неолит - эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие по-прежнему каменные, однако их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика.

Медный век:

Ме́дный век, медно-каменный век, халколит (греч. χαλκός «медь» + греч. λίθος «камень») или энеолит (лат. aeneus «медный» + греч. λίθος «камень»)) - период в истории первобытного общества, переходный период от каменного века к бронзовому веку. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. до н. э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Бронзовый век:

Бро́нзовый век - период в истории первобытного общества, характеризующийся ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений, и последующим получением из них бронзы. Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку. В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 - 13/11 вв. до н. э., но у различных культур они отличаются. В Восточном Средиземноморье конец бронзового века связан с почти синхронным разрушением всех местных цивилизаций на рубеже XIII-XII вв. до н. э., известным как бронзовый коллапс, тогда как на западе Европы переход от бронзового к железному веку затягивается ещё на несколько веков и завершается появлением первых культур античности - античной Греции и Древнего Рима.

Периоды бронзового века:

    Ранний бронзовый век

    Средний бронзовый век

    Поздний бронзовый век

Железный век:

Желе́зный век - период в истории первобытного общества, характеризующийся распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. У цивилизаций бронзового века выходит за рамки истории первобытного общества, у других народов цивилизация складывается в эпоху железного века.

    КРУПНЕЙШИЕ ГРЕЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ. СКИФЫ.

Древнегреческие колонии Северного Причерноморья:

    Борисфен (на острове Березань в устье Днепра) - первая греческая колония в Северном Причерноморье, позднее ее центр переместился севернее в Ольвию; основана ок. 647 г. до н. э.

    Тира (сейчас Белгород-Днестровский, основана ок. 502 г. до н. э.); ЮНЕСКО внесена в список 10-ти старейших городов мира, самый старый город (из существующих) Украины.

    Ольвия (район Очакова, основана в первой четверти VI века до н. э., один из крупнейших полисов региона);

    Керкинитида (сейчас Евпатория, основана около 550 г. до н. э. ионийцами. В IV - ІІ вв. до н. э. находилась под властью Херсонеса, затем захвачена и практически разрушена скифами.);

    Херсонес Таврический (сейчас на его месте Севастополь; основан гераклейцами около 528 г. до н. э.) - важнейший город юго-западной Таврии; ослабленный борьбой со степными кочевниками и Боспором, попал в зависимость от Рима, позднее стал владением Византии. Его преемником стало княжество Феодоро.

    Калос-Лимен (у пгт Черноморское) - основан в IV в до н. э. ионийцами. В конце IV в до.н. э. был захвачен херсонеситами; стал ареной противостояния между греками и степными народами - скифами и сарматами. Уничтожен сарматами в І в н. э.

    Феодосия - основана в середине VI века до н. э., с 355 г. до н. э. - захвачена Боспорским царством. После гуннского нашествия - аланское, затем хазарское поселение, постепенно опустевшее. Возрождение началось с 1267 г., когда это место было выкуплено у татар генуэзцами под торговую факторию и где возродился город под именем Кафа;

    Пантикапей (позднее центр Боспорского царства (ныне Керчь, основан в самом конце VΙΙ в. до н. э. или первой четверти VΙ в. до н. э.) с прилегающими к нему полисами и поселениями, также вошедшими в состав Боспорского царства:

  • Тиритака

    Мирмекий

  • Киммерик

    Зенонов Херсонес

    Гераклий

  • Парфений

На азиатской стороне Боспора Киммерийского:

    Гермонасса - основана милетянами в первой четверти VI века до н. э.

    Кепы - основаны милетянами в 580-е - 570-е годы до н. э.

    Коркондама

    Патрей - основан не позднее третьей четверти VI века до н. э.

    Фанагория - основана вскоре после 543 года до н. э., крупнейший город на азиатской стороне Керченского пролива;

    Подробное решение параграф Введение по истории для учащихся 10 класса, авторов В.И. Уколова, А.В. Ревякин Профильный уровень 2012

    • Гдз контрольно-измерительные материалы по Истории за 10 класс можно найти

    Дайте определение понятиям и приведите примеры их использования в исторической науке:

    цивилизация – устойчивая социокультурная общность, состоящая из объединённой по культурному и языковому признаку группы стран на определённой стадии развития;

    историческая антропология – концепция исторического развития и метод познания исходя из осознания единства материальной и духовной культуры, а также с помощью кросс-культурный исследований, при этом фокус исследований направлен на первобытные общества;

    модернизация – переход от традиционного общества к индустриальному.

    1. В каких смыслах употребляется понятие «история»?

    С одной стороны, история – это совокупность событий прошлого. По умолчанию произошедших с человечеством, но есть также история самой планеты Земля (её изучает геология), история Вселенной (её пытается понять астрономия) и т.д.

    С другой стороны, история – это наше представление об этом самом прошлом, его осознание и анализ. Такая картина как раз и создаётся наукой историей.

    Историк изучает не само прошлое, а свидетельства об этом прошлом. Как правило это письменные источники, которые были кем-то написаны, то есть события и явления пропущены через призму восприятия автором. Материальные свидетельства более объективны, но они несут гораздо меньше информации, обычно для их интерпретации нужны всё те же письменные источники.

    Не все созданные письменные источники и не все материальные свидетельства доходят до нас. Время обычно само делает субъективный отбор, хотя бывают и исключения. Так испанские колонизаторы целенаправленно уничтожали книги ацтеков, рассчитывая, что лишившись наследия своих языческих предков, они легче воспримут христианство. Из античных источников до нас дошли в основном те, которые переписывали в Средние века, а тогда специально отбирали тексты по определённым критериям, потому мы во многом видим картину, созданную в результате этого отбора.

    Полученные данные историк анализирует, исходя из существующих методов. В истории, как и в любой науке, они развиваются: у исследователей прошлого не было тех инструментов, которые есть сегодня. Это касается и помощи естественных наук (радиоуглеродного датирования, методов воссоздания лица по черепу и т. д.), и непосредственно анализа текста, который на протяжении поколений учёных всё больше совершенствуется.

    Кроме того, любой историк анализирует прошлое через призму своего времени. Самый яркий пример – идеологическое воздействие на историю, которое последние столетия пытались оказывать многие политические режимы. Но есть примеры и менее явные. Часто результат зависит от личных пристрастий исследователей, его гендера и других условий.

    4. Перечислите виды исторических источников. В чём состоит их особенность? Проиллюстрируйте ответ примерами.

    Исторические источники.

    1. Материальные. Обычно это находки в ходе археологических раскопок. Они самые объективные, но без помощи письменных источников их порой сложно интерпретировать. Именно поэтому, к примеру, мы так мало знаем о критской (минойской) культуре – от неё осталось много материальных свидетельств, но письменность того народа не расшифрована, язык не понят.

    2. Письменные.

    а) Художественные произведения. Отражают скорее задумку автора, но автор живёт в определённых исторических условиях, которые невольно отражает в произведении. Потому в отсутствии других источников художественные произведения могут оказать большую помощь учёным. К примеру, на поэмах Гомера основаны многочисленные исследования, правда по ним чаще всего изучают эпоху создания поэм, а не Троянскую войну.

    б) Религиозные тексты. Из них сложно извлечь информацию, однако некоторые её содержат. Так Библия – основной источник для изучения прошлого еврейского народа. Однако следует учитывать специфику источника и понимать, что изложение событий в таких текстах не являлось основной целью.

    в) Мемуары. Повествуют непосредственно об исторических событиях. Однако автору ничего не мешает искажать действительность, чтобы обелить себя или в любых иных целях. Также следует учитывать, что мемуары обычно записываются через много лет после описанных событий, а человеческая память – сложная вещь, которую сегодня только начинают понимать. Примером могут служить мемуары Георгия Константиновиче Жукова: с открытием архивных фондов, посвящённых Великой Отечественной войне, всплывает всё больше мест, где маршал, мягко сказать, исказил действительность, изображая из себя великого стратега, заранее всё знавшего и предсказывавшего.

    г) Письма. В отличии от мемуаров, обычно пишутся непосредственно после события. Но вопрос об искренности автора остаётся. Примерами могут служить письма Марка Туллия Цицерона (тексты многих из них сохранились): их не используют для реконструкции события, если для сообщаемых сведений нет подтверждения в параллельных источниках, но зато там содержится много ценной информации о жизни и нравах римлян I века до н.э.

    д) Пресса. Из публикаций в газетах и журналов о событиях узнавали многие их современники, ими же могут пользоваться и историки. Однако «объективность» прессы хорошо известно: её заботит в наибольшей степени либо тираж, либо мнение властей – в зависимости от типа государства, в котором издание выходит. К томе же, публикация часто появляется до того, как все подробности события становятся известны. В качестве примера можно упомянуть различия в освещении событий на площади Тяньаньмэнь в Пекине в 1989 году газетами США и Китая, причём разными были не только оценки, но опубликованных «фатов».

    е) Летописи, хроники и т. п. Вопреки расхожему мнению, у авторов были причины не искажать то, что они знали. Однако возникает вопрос об их осведомлённости. Характерный пример – «История» Геродота. Когда автор описывает близкие к своему времени события, он передаёт их довольно точно, но при описании первых веков греко-персидского конфликта (который он возводит к началу самой истории) использует откровенную мифологию.

    ж) Официальные документы. Обычно отражают реальность объективно, потому что составляются для практической цели, а не для передачи сведений потомкам. Однако обладают своей спецификой и по отдельности обычно содержат мало информации. Так таблички хозяйственных архивов шумерских храмов имеет смысл изучать только в значительном их комплексе. По отдельной записи, где сказано, к примеру, сколько зерна в качестве налога внёс тот или иной человек, мало что можно понять.

    Существует и множество других видов письменных источников.

    3. Фольклор. Следует помнить, что события в фольклоре описываются через призму народной память. Кроме того, эти произведения прошли долгий путь устной передачи прежде, чем были записаны. Например, странно было бы изучать время правления Владимира Святого по описанию Владимира Красное Солнышко в русских былинах. Однако они дают ценные сведения о восприятии людьми тех или иных событий, о мировоззрении народа.

    4. Фотографии.

    а) Художественные фото. Помогают в изучении истории культуры, а также быта и материальных предметов. Например, на довоенных пусть и художественных фотографиях видны здания, погибшие позже в ходе боевых действий, а модные журналы прошедших десятилетий – лучший источник для изучения этой самой моды.

    б) Документальные фото. Обычно, являются объективными, но требуют интерпретации на основе других видов источников. Например, фотографии Владимира Ильича Ленина во время публичных выступлений помогают нам понять, какой экспрессией он обладал, почему он повёл за собой столько людей. Но если бы по другим источникам мы не знали, кто данный оратор и какова его роль в истории, мы не смогли бы понять ценность этих кадров.

    5. Кино и фоно источники.

    а) Художественные. К этому виду относятся художественные фильмы, записи музыкальных композиций и т. д. По ним можно изучать историю культуры, а также быта и даже мировоззрения, также получить другие ценные сведения. Например, вскоре после революции в России большинство конных трюков голливудских фильмов выполняли эмигрировавшие казаки. Потому там можно увидеть примеры джигитовки, которые описаны в письменных источниках, но редко попадали на плёнку.

    б) Архивные записи. К этому виду относятся в основном записи теле и радио программ. Они также полезны для изучения как культуры, так и мировоззрения. Например, в таких записях мы можем увидеть интервью с политиками прошлых лет, разобрать их манеру держаться, стиль речи и т. д.

    в) Документальные фильмы и программы. В таких фильмах мы видим подлинные кадры. Порой, они сохранились только в подобном виде – оригиналы утеряны. Но в данном случае надо понимать, что материал прошёл через призму восприятия автора фильма. Он не редактировал кадры и аудио фрагменты, но отобрал те, которые казались наиболее интересными именно ему, лучше всего отражали именно его идею.

    г) Документальные кадры и аудиозаписи. Это сделанные во время событий, никем не обработанные записи. Они наиболее объективны, но требуют терпения, потому что для поиска одной наиболее информативной минуты, порой нужно просмотреть часы. Примером могут служить многочисленные материалы Великой Отечественные войны, сделанные операторами прямо во время боевых действий, непосредственно в гуще событий.

    5. Может ли историк быть объективным? Своё мнение подтвердите.

    Историк обычно стремиться к этому, но не может быть полностью объективным. Хотя бы потому, что не полностью объективно человеческое восприятие даже того, что он непосредственно видит и слышит. А исторические события учёный понимает с помощью источников, у которых есть автор со своим также необъективным восприятием. Информация проходит через призму восприятия нескольких людей. Причём эти люди отличаются по мировоззрению, потому часто по-разному понимают одни и те же вещи. Кроме того, нельзя забывать про цензуру времени – не всё созданное в определённый период, дошло до нас, многие источники погибли по самым разным причинам. Потому наши знания во многом мозаичны.

    6. Напишите рассуждение на тему «Три причины, по которым люди изучают историю, и что изучение истории даст лично мне».

    Историческая наука в своём примитивном виде возникла ещё в Древней Греции. В виде науки зрелой она существует по крайней мере, с XVIII века. Области знаний, человечеству не нужные, за такой промежуток времени отмеряют. Достаточно вспомнить френологию – науку, которая пыталась понять характер человека, интеллект и психическое состояние по выступам его черепа (которые якобы говорили о большей или меньшей развитости тех или иных отделов мозга). Френология была довольна популярна на рубеже XIX-XX веков, но со временем отмерла. С историей ничего подобного не произошло.

    Историю люди изучают по следующим причинам.

    1) Это интересно. Любая наука начинается с интереса, иначе ей нет смысла заниматься.

    2) Возможность избежать ошибок прошлого. Последнее время всё больше распространяется фраза «История учит только тому, что она ничему не учит», но всё же после ужасов II мировой войну человечество научилось не делить людей на полноценных и неполноценных по каким бы то ни было признакам, после окончания колониализма поняло важность независимой жизни каждого из народов и т.д.

    3) Формирование собственной исторической памяти. Общее прошлое играет большую роль в формировании нации, патриотического чувства и многого другого.

    Лично меня в истории привлекает возможность буквально погрузиться в другие эпохи. Это будто прожить другую жизнь, а потом вернуться в свою. Погружение в историю без знания её – это плохие голливудские фильмы – меняется только оружие, при этом мушкет держат, будто современную винтовку. Но другая эпоха – это не только иной город вокруг и люди в других костюмах, но и другое их поведение, другая картина мира в их головах, другие интересы, ожидания и чаяния. Всё это очень интересно.

    1. Выделите социальные функции истории. Какую роль играет история в политике? Приведите примеры идеологизации истории.

    Социальные функции:

    Познавательная функция;

    Прогностическая функция (хотя неудачи таких прогнозов на протяжении ХХ века поколебали позиции этой функции);

    Самоидентификация наций и цивилизаций;

    Воспитательная функция.

    Историю в искажённом виде использовали многие режимы. Так в советском союзе господствовал формационный подход, согласно которой высшей формой исторического развития был коммунизм, в предыдущей – социализм. На основании этой концепции СССР, как и остальные страны социалистического лагеря, объявлялись более развитыми, чем «загнивающий Запад».

    Гитлеровская Германия акцентировала внимания на цивилизациях, которые бурно развивались, а потом начинали деградировать, после чего исчезали. Нацистские учёные доказывали, что развитие обеспечивал арийский этнический элемент, а деградация начиналась, когда в цивилизации начинали преобладать семиты.

    Использование истории в идеологических целях приводит к неизбежному искажению истории, потому что реальность прошлого слишком сложна для иллюстрации простых политических идей. Смешение идеологии и истории всегда вредит исторической науке.

    2. Назовите современные концепции исторического развития. Составьте в наиболее рациональной форме конспект 3-го пункта параграфа.

    1. Цивилизационные концепции.

    а) Концепции французских просветителей.

    б) Цивилизация как стадия развития общества.

    в) Цивилизация как культурно-историческая общность.

    г) Линейно-стадиальные теории цивилизации.

    д) Концепция А. Тойнби и её развитие.

    2. Историческая (культурная) антропология.

    а) Изучение первобытных обществ.

    б) Школа «Анналов».

    в) Новые разделы: история ментальности, повседневности и т.д.

    г) Компаративность в истории.

    3. Теории модернизации.

    а) Понимание модернизации как ускорения развития.

    б) Понимание модернизации как перехода от Средневековья к эпохе Модерна.

    в) Понимание модернизации как перехода от традиционного общества с индустриальному.

    г) Второй и третий эшелон модернизации.

    3. Подумайте, почему нет единого определения понятия «цивилизация».

    Потому, что это слово с латинским корнем изначально имело весьма широкое и относительно размытое значение, и в быту сохранило его до сих пор. Однако оно было весьма популярно. В науке определение должно недвусмысленно предполагать одно конкретное значение. Каждый автор концепции брал один из аспектов обыденного значения слова «цивилизация» и включал его в свои построения. Цивилизационных концепций много, потому много и определений понятия «цивилизация».

    4. Объясните понятие «модернизация». В каких исторических ситуациях уместно использование этого понятия, а в каких нет? Приведите примеры.

    Проще всего использовать это понятие в самом узком смысле этого слова. Модернизация – это путь от традиционного общества к индустриальному. В этом смысле отмена крепостного права в России в 1861 году – это существенный шаг на пути модернизации.

    Гораздо шире понятие модернизации как перехода от Тёмных веков к нашему времени. В этом смысле модернизация – это и реформирования западной христианской церкви (имеется в виду как Реформация, там перестройка католической церкви в ходе борьбы с протестантской). В этом же смысле переход уже индустриального общества к постиндустриальному (в котором основную часть ВВП составляет сфера услуг и в этой же сфере работает большинство занятых) – это также модернизация.

    Модернизация в качестве ускоренного развития смыкается с понятием прогресса. Это и внедрение паровых двигателей, и изобретение огнестрельного оружия, и многое другое.

    Задание 1. Найдите 3 - 5 высказываний о пользе изучения истории и запишите их в рабочую тетрадь. Выбрав одно из высказываний, определите его главную идею (проблему) и оформите свои размышления в мини-эссе в объеме 8-10 предложений. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 2. Заполните таблицу «Вспомогательные исторические дисциплины».

    Задание 3. Дайте определение следующим понятиям:

    История - ____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Объект исторической науки- ___________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Исторический источник- ______________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Археология - _________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Антропология - _______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Этнография- _________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Фольклористика - _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Источниковедение - ___________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Историография - ______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________

    Задание 4. Соотнесите флаги, гербы (или государственные печати)и страны, которым они принадлежат:

    Китай
    Российская Федерация
    Япония
    США
    Германия
    Англия

    Проведите блазонирование (описание) герба Республики Башкортостан:

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Творческое задание. Составьтегерб (эмблему) Вашей семьи, используя приложение 1 (с.37).

    Опишите составленный Вами герб (эмблему): _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 5. Заполните пробелы схемы «Формационное развитие социальной истории»:


    Задание 6. Прочитайте отрывок из статьи известного российского философа Ю.К.Плетникова «Формационная и цивилизационная триады К.Маркса» и ответьте на вопросы к тексту.

    В отечественном обществознании считается сейчас хорошим тоном критика марксизма. Но есть критики и критика. Критика как примитивно-негативное отношение, ломка, отбрасывание чего-то и критика (в духе традиции классической немецкой философии) как очищение этого чего-то от всего наносного и случайного. Критика “чистого разума” И.Кантом, например, означала не отказ от “чистого разума”, а стремление сделать “чистый разум” еще чище. В таком же ключе надо, по всей видимости, понимать и известный подзаголовок “Капитала” К.Маркса “Критика политической экономии”, о смысле которого споры продолжаются и в наши дни.

    Современная критика марксизма, если она претендует на научность, должна в первую очередь стать очищением марксизма от всех ситуационных выводов и оценок, послемарксовых упрощений и попыток превратить марксистскую теорию в своеобразное вероучение, догматическую схему, под которую подгонялось все многообразие человеческой истории. Но нельзя оставлять без внимания и другое. Развитие марксистской теории требует не только осмысление реалий современного мира, но и критическое усвоение объективных результатов немарксистских исследований, их диалектическое “снятие” и включение в таком преобразованном и подчиненном виде в теоретическую систему марксизма, ее обогащение новыми идеями и новой проблематикой…

    Термин “формация” был воспринят К.Марксом из геологической науки, где им обозначалось напластование геологических отложений определенного периода, которое представляло собой сложившееся во времени образование в земной коре. Применив данный термин в философии истории, К.Маркс вложил в него новое содержание, хотя элемент аналогии при этом сохранился. Сходство между “формацией” в виде категории геологической науки и “формацией” в виде категории философии истории в том, что в обоих случаях речь идет о возникающих и изменяющихся материальных образованиях…

    Базовыми звеньями формационного развития выступает “формационная триада” – три большие общественные формации. В окончательном варианте (1881 г.) формационная триада была представлена К.Марксом в виде первичной общественной формации (общая собственность), вторичной общественной формации (частная собственность) и, вероятно, можно так сказать, хотя у К.Маркса и не было подобного словосочетания, – третичной общественной формации (общественная собственность)…

    …марксистская формационная триада далеко не совпадает с так называемой формационной “пятичленкой”, имевшей до недавнего времени широкое распространение в марксистской литературе. Вопреки предостережениям К.Маркса, эта “пятичленка”, конституированная в основном на западноевропейском историческом материале, была представлена в качестве всеобщих, единственно возможных ступеней исторического процесса. Столкнувшись с историческими фактами, осмысление которых не укладывалось в подобную формационную схему, востоковеды и другие исследователи неевропейских стран и регионов объявили о несостоятельности марксизма. Однако подобная “критика” марксизма фактически означает лишь критику суррогата марксизма. Формационная триада ставит все на свое место. Марксизм дает не готовые догмы, а отправные пункты дальнейших исследований и метод таких исследований.

    Вопросы и задания к тексту.

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. К каким методам исследования учения К. Марксапризывает автор статьи современных исследователей?Почему?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3. Из какой науки К. Маркс заимствовал термин «формация»? Что общего было между первоначальным значением этого слова и смыслом, вложенным в это понятие К. Марксом?

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    4. Отличалось ли деление исторического процесса на формации в учении

    К. Маркса от видения формационного развития социальной истории в исследованиях его последователей? Ваш ответ обоснуйте.

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 7. Заполните таблицу «Сравнительный анализ цивилизационного и формационного подходов»

    Задание 8.

    1. Составьте на отдельном листе родословное дерево своей семьи.

    Историки не черпают знания о прошлом из ниоткуда. Существует большое количество отраслей исторической науки, помогающих продвигаться в исследовании конкретных периодов Что это за отрасли, и как они помогают историкам понять прошлое?

    Классификация исторических дисциплин

    Для большинства из них используют термин «вспомогательные исторические дисциплины». Условно их делят на две группы. К первой относят занимающиеся изучением разных видов источников с какой-либо одной стороны. Это такие вспомогательные исторические дисциплины, как археография, генеалогия, архивоведение, палеография, историческая метрология, эпиграфика, папирология, хронология, текстология. Так, к примеру, хронология занимается изучением систем летоисчисления, для чего используются различные виды письменных источников. Историческая метрология изучает единицы измерения веса, длины и других величин, существовавших в различных странах. Без нее мы бы вряд ли смогли представить себе, что такое пуд, фунт или талант, о которых сообщается во многих известных нам письменных источниках. Специалистов по эпиграфике интересуют короткие по содержанию надписи - на камнях, изделиях ремесленников, стенах зданий и т.п.

    Ко второй группе относят дисциплины, занимающиеся изучением конкретных видов источников, но в то же время рассматривающие их с разных сторон. Для примера можно привести нумизматику, сфрагистику, геральдику, фалеристику. У каждой из них узкий Нумизматика изучает денежные знаки (бумажные и металлические), сфрагистика - печати, геральдика - гербы, фалеристика - виды наград.

    Существует еще один термин - специальные исторические дисциплины. Это отрасли, которые считаются вполне самостоятельными частями исторической науки. Наиболее известная из них - археология. Это наука со своими терминами и периодизацией и широким кругом Сюда же относят историографию, изучающую процесс развития Также к специальным можно отнести такие исторические дисциплины, как этнография, источниковедение, историческая география. В целом этот термин в науке пока не устоялся - его используют и для замены слова «вспомогательные», и для самостоятельных дисциплин. По-разному историки определяют и самостоятельность той или иной дисциплины.

    Роль вспомогательных и специальных дисциплин в исследованиях

    Какую же роль играют специальные и вспомогательные исторические дисциплины в процессе познания истории? Фактически, это кирпичики, из которых складывается историческое знание. Любому профессиональному историку приходится овладевать специальными знаниями, чтобы успешно исследовать конкретный период. Так, специалисту по истории средних веков придется овладевать и узкой письменные рукописные памятники, и более широким источниковедением. Вспомогательные исторические дисциплины дают нам знания, благодаря которым мы постепенно представляем общую картину того или иного периода. Например, наличие надписей на ремесленных изделиях эпохи Киевской Руси свидетельствует о том, что грамотность была распространена не только среди знати, но и среди простых людей. Находки с клеймами в захоронениях кочевников в причерноморских степях позволяют определить направления торговли, которую вели эти кочевые народы. Генеалогия дает нам знания о в среде аристократии, династических контактах правителей. Огромную роль в исторических исследованиях играет хронология, изучающая системы летоисчисления в разных странах. Без нее мы бы просто не смогли определять последовательность и время событий в исторических документах.

    В целом деление исторических дисциплин на вспомогательные и специальные очень условно. Ведь каждая из них является неотъемлемой частью исторической науки, помогающей ученым больше узнать о прошлом.