Виды этикета для детей: за столом, в гостях, поведения на улице, в общественных местах, в школе, в семье, в театре. Этикет вежливости, общения, речевой, телефонный

Сказка «Лисёнок Рыж и ярмарка»

Описание работы: Вашему вниманию представлена творческая работа ученицы 5 класса Сорокожердевой Ксении: Сказка «Лисёнок Рыж и ярмарка». Материал может быть интересен и полезен учителям начальной школы, учителям русского языка и литературы, школьникам при изучении темы "Этикетные слова", как в начальной школе, так и в 5-6 классах.
Цель: привлечение внимания к изучению русского языка.
Задачи:
- формировать практические знания, умения, навыки по "Этикету";
- развивать монологическую речь,умение использовать в речи этикетные слова, грамотно излагать свои мысли;
- воспитывать культуру речи, интерес учащихся к этикету.

Сказка

Жил-был на свете лисёнок по имени Рыж, не любил он учиться, почти всегда школу прогуливал, двойки получал, а самый нелюбимый урок у него был русский язык! Мама лисёнка ругала, наказывала проказника, но Рыж не слушал её.
Как- то раз, лисица собралась на ярмарку и взяла с собой сынишку. Когда они прибыли туда, лисёнок с любопытством рассматривал все вокруг и удивлялся, ведь это его первая ярмарка.
Рыж побежал кататься на разных горках и качелях, а когда замаялся, подошёл к небольшому шатру, на котором была вывеска «Лавка волшебника». Внутри сидел старенький мужичок, как он себя называл Старик–Мухтарыч. У этого мужичка была длинная седая борода, и совсем не было волос на макушке. Он рассказал лисенку, что он волшебник, а Рыж грубо ответил:
– Ну, показывай свои фокусы, старик!
– Какой вы невежа! – ответил Мухтарыч.
– А вы что, вежа? Фокусник вроде, а фокусы не показываешь! – прикрикнул Рыж.
– Я покажу тебе волшебство, когда ты скажешь волшебное слово!- тихо ответил старичок.
– Ладно, какое же это слово, – подумал про себя лисёнок. – Сезам откройся, Абракадабра или Сим – салабим?! – произнес вслух.
– Ни одни из твоих «волшебных слов» не были правильными, – сказал старый мудрец. – Да, они все имеют некую волшебную силу, но ты, лисёнок, не знаешь волшебные слова «Красной речи», такие как: пожалуйста, спасибо, всего доброго и другие.
– Хорошо, покажите, пожалуйста, мне фокус! – попросил Рыж.
– А я уже показал тебе волшебство! – с улыбкой сказал мудрец.
– В чём же суть, вашего волшебства!? – спросил лисёнок.
– А в том, внучок, что вежливость или, как многие называют, «Красная речь» сама по себе волшебна, немногие ею владеют!
– А, кажется, понял суть, а можно у вас учиться вежливости? – спросил маленький лис.
– Да конечно! – ответил добрый волшебник.
И через пару недель Рыж, стал самым красноречивым лисёнком в школе, конечно же, он стал круглым отличником!
Все люди на планете, пользуйтесь красной речью!!!

Евгения Косогорова
Комплекс сказок для освоения норм и правил столового этикета

1. Сказка «Вот так сон»

Цель : Познакомить с нормой употребления пищи , напомнить ранее изученный материал. Развивать память, умение размышлять, устанавливать взаимосвязи, речевую активность. Воспитывать уважение, заботу, интерес к волшебству, желание помогать и заботится о младших, оптимизм.

Ребятки, вы еще не спите? – заглянула мама в детскую комнату. – Пора спать.

Хорошо, сейчас только уберем игрушки и почистим зубы, - отозвались Джим и Элла.

Конечно, им очень хотелось спать, они давно зевали,но играть с Эльфом в шашки было так интересно : они играли и в уголки, и в поддавашки, и в перестрелку.

Но вот уже вечер, глаза сами закрываются, говоря, мы устали и хотим отдохнуть.

Когда мама в следующий раз зашла в комнату, дети уже лежали в кровати, мама их поцеловала и пожелала спокойной ночи и приятных сновидений. Папа рассказывал детям , что во сне можно побывать где угодно, встретить самых необычных людей.

Как только Элла закрыла глаза, она понеслась по туннелю со скоростью света и очутилась на поляне.Вокруг было так красиво : все зелено, яркие цветы, щебечут птицы. Элла гуляла, наслаждалась окружающей природой, познакомилась с белкой и бельчатами, которые засушивали грибы и ягоды,девочка спела им свою песенку :

«Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда будет папа,

Пусть всегда буду я!»

Элла долго гуляла, поэтому она устала и проголодалась. Она шла по тропинке, которая привела ее к небольшому домику. Она решила зайти в гости, постучала и спросила разрешения войти, получив утвердительный ответ, она отворила дверь.И вот что она увидела : за столом сидели дети – мальчик выплевывал косточки из-под компота на пол , на стол , т. е. туда, куда попадет. Девочка так громко стучала ложкой, набирая в нее суп и ела его так громко, другой ребенок чуть ли не уткнулся носом в тарелку, оглядевшись, Элла увидела на полу не только косточки из-под компота , но и корки от арбуза, лапшу, вся скатерть была в пятнах. О, ужас! Куда она попала? В это время из кухни вышла старушка, такая чистенькая, опрятненькая, она несла на подносе пирожное. Элла с удивлением посмотрела на нее и узнала,что попала она в королевство кривых зеркал : в нем происходит все наоборот, т. к. заколдовала его злая волшебница, ей не нравилось, что все в этом королевстве были опрятными, вежливыми. Элла попыталась успокоить старушку, такая была она милая, что, конечно же, ей было очень жаль ее, ведь это были ее внуки, пообещала, что сделает все возможное и невозможное, чтобы расколдовать их царство.

Элла стала действовать без промедления. Вечером, когда внуки легли спать, Элла выстирала скатерть, салфетки. Когда она постелила ее на стол , от нее веяло свежестью и чистотой. Небольшая вазочка с живыми цветами и салфетками необыкновенно дополнили красоту и в то же время простоту стола , покрытого белоснежной скатертью. На утро, увидев изменения в столовой , внуки очень удивились.

Доброе утро! С сегодняшнего дня вы будете садиться за стол только тогда , когда вымоете руки! – заявила твердо Элла.

Детям ничего не оставалось делать, как подчиниться настойчивой Элле.

Посмотрите, как стало красиво! Неужели вам не нравится сидеть за красиво оформленным столом ? – поинтересовалась Элла.

Нам нравится! – заявили дети. Но куда девать косточки из-под компота ? Есть горячий суп, не запачкав скатерть? Есть, чтобы не было на ней хлебных крошек, крошек от печенья?

Все очень просто : попробуйте сесть прямо, слегка наклонив голову, ноги – на полу, а на столе не локти лежали , а только кисти рук. Попробуйте так сесть. Вы спрашивали, как есть горячий суп? Нужно подождать, пока он остынет, а если вы будете дуть, то непременно обрызгаете скатерть или рядом сидящих, а если наберете в рот ложку горячего супа, то обожжете язык.

На столе специально для хлеба, печенья ставится пирожковая тарелка слева от основной. На нее-то и положите хлеб, взяв его руками из хлебницы, а затем по небольшим кусочкам отламывайте и отправляйте в рот , то же самое и с печеньем.

Ух ты! А я люблю вытирать тарелку хлебом, какой хлеб становится вкусным, - отозвался мальчик.

А как ты думаешь, твоим соседям по столу приятно смотреть на тебя, - поинтересовалась Элла.

Нет, нет, - закричали дети.

Поэтому, лучше оставить жидочку из-под салата, например в тарелке. А если у вас остался суп в тарелке, можно ее наклонять в какую-либо сторону? – вопросительно посмотрела на детей Элла.

Зачем же наклонять? Нужно взять тарелку и допить суп, - сообщила девочка. Увидев суровый взгляд Эллы, поняла, что не этого ответа она ждала от нее.

Ты можешь замараться, поэтому следует наклонить в этом случае тарелку от себя, чтобы в случае оплошности не замарать одежду.

Тут вдруг девочка засмеялась, рот ее брата был похож на большой арбуз, в нем было столько пищи , что он не мог даже пошевелить челюстями.

Пищу едят небольшими порциями, тщательно ее пережевывая. Давай же попробуй, а то подавишься еще. В больницу придется везти.

А я люблю пить компот из сухофруктов ? – начал шалун-мальчуган.

Помню, помню. В таком случае, когда подают компот , в котором ягоды, да еще с косточками, при сервировке стола кладут десертную ложку и тарелку - начала Элла.

Нужно плевать на тарелку? А она не разобьется? – не унимался он.

Конечно же, нет. Косточку выплевывают на ложку, а уж с ложки кладут ее на тарелку. Помните, что вежливо и аккуратно ведя себя за столом , вы дарите удовольствие от общения с вами окружающим, и вам будет радостно от этого, - гордо заключила «профессор» Элла.

Все : милая бабушка, ее внуки и Элла сели обедать. Внуки бабушки намотали на ус все советы Эллы. А бабушка смотрела на них и не могла нарадоваться. Она поблагодарила Эллу, ведь она расколдовала их королевство, подарила ей медальон.

Элла, просыпайся, пора в детский сад! – Услышала нежный голос мамы Элла. Неужели все это ей приснилось? Когда она разжала кулачок, увидела медальон старушки…

2. Сказка «Как Эльф помог гномику»

Цель : Продолжать знакомить с нормой употребления пищи . Развивать внимание,расширять словарный запас : розетка. Воспитывать сочувствие, чувство товарищества, культуру поведения за столом .

Был солнечный день. Эльф, Джим, Элла и Кузя гуляли в саду. Наступил вечер, пора, когда Эльф рассказывал разные истории . В этот раз он рассказал им случай с гномиком Есейкой.

Однажды Есейку пригласили в гости на день рождения, он нарвал необыкновенно красивый букет цветов, взял конфеты и отправился в гости . Все было замечательно, все веселились, играли, ели сладости. Вот только Есейка ничего не ел. Увидев его я подумал, может быть ему плохо. Я испугался, но зря, все было намного проще.Увидев много сладостей : варенье, мороженное, конфеты, торт, пирог, он растерялся, - начал Эльф.

И ты ему помог? – спросили дети.

Эльф утвердительно кивнул.

Мы съели по конфете «Косолапый Мишка» , на столе стояла специальная вазочка для фантиков, туда их мы и положили. Когда мы сели пить чай, то на столе оказался вкуснейший торт с пятью свечами. Задув их, именинница разрезала торт на кусочки и специальной лопаточкой каждому положила кусочек торта на десертную тарелку, а уж мы орудовали десертными ложками, отламывая от торта по небольшому кусочку.

Конечно, просто – на просто им понадобились нож и вилка, - пояснил Эльф.

А мороженное и ягоды, посыпанные сахаром,вы наверняка ели из креманки десертными ложечками и говорили : Как вкусно!» Верно Эльф? – спросил Джим.

Ты угадал. Варенье мы тоже ели десертными ложечками, положив его в маленькую вазочку – розетку, -объяснил чудной человек.

А гном прибодрился? – спросила Элла.

Да. Он понял, что волноваться нечего, и мы все вместе сели играть в лото. Вот так.

После рассказа Эльф , дети и Кузя стали рассказывать истории о том , кому им пришлось помочь, протянуть руку помощи. А Эльф радовался, ведь здорово, когда все помогают друг другу, не остаются равнодушными к беде другого.

3. Сказка «Как Кузя поехал в Африку»

Цель : Продолжать знакомить с нормой употребления пищи (фруктов, ягод) . Развивать умение активно воспринимать материал, устанавливать связи, обобщать, активность речи. Воспитывать чувство товарищества, умение сопереживать и помогать другим людям.

Любимой передачей детей и их друзей была – «В мире животных» , вот настало 16 часов, время, когда все сидели перед телевизором, ждали начала передачи. Сегодня будут рассказывать об обезьянах , чем они питаются, где живут, как растят детенышей. Кузя смотрел передачу с таким удовольствием, что решил съездить в гости к бабуле Клавдии в Африку, ведь он ее давно не видел, и может быть, ему удастся увидеть обезьян. Ребята были удивлены, они не знали, что его бабушка жила в Африке.

А что вы удивляетесь, разве домовых нет в Африке? Кто же тогда будет следить за порядком в доме?

Было решено, Кузя едет в Африку, привезет оттуда много-много фотографий.

Нужно собрать гостинцев! – напомнила мама, - ведь с пустыми руками в гости не ездят!

Кузе наложили целую сумку сладостей : яблок, апельсинов, персиков, арбуз, дыню и посадили на поезд, наказали передать горячее приветствие бабушке Клавдии и обязательно сфотографироваться с ней.

Кузя благополучно доехал до Африки, на вокзале его встретила бабушка с обезьянами.Сколько радости было у всех : Кузя с бабушкой обнялись и поцеловались.

Обезьянки, увидев много вкусностей у Кузи, попросили яблочко.

А что это такое? – спросила самая маленькая обезьянка Чита.

Ха-ха-ха. Ты что, это же яблоко – фрукт, очень вкусный и полезный, богатый витаминами, - объяснил Кузя.

В это время мартышка попыталась положить в рот яблоко, но оно было таким большим, что ничего не вышло. Кузя опять рассмеялся. Бабушка, заметив, что Чита обиделась,отчитала внука :

Кузя, как тебе не стыдно, ведь то, что ты привез, они никогда не видели и не знают, как это есть. Нужно помочь, а не смеяться.

Кузя усмерел, поняв,что поступил не красиво :

Ничего! Дело поправимое .

Домовой достал все, что было у него в сумке, положил ее содержимое на стол перед обезьянками .

Это яблоко. Чтобы его съесть, вам понадобится нож и тарелка. Яблоко разрезают на 4 части на тарелке, а потом, вырезав серединку, т. к. она не съедобна, едят. А это персик, очень вкусная и сочная ягода, чтобы его съесть, также понадобится нож и тарелка, на которую кладут косточку. Персик ножом надрезают по кругу, затем разламывают, при помощи ножа убирают косточку.Вот апельсин : ножом до мякоти надрезают кожицу на 6-8 долек, затем их отделяют так, чтобы получилась звезда, как цветок на листке. А потом ножом разрезают его на дольки. А вот эту ягоду самую большую – арбуз, разрезают ломтиками, а уж потом подают на стол . Вот так. Ломтик кладут на тарелку и едят при помощи ножа и вилки. Точно также едят и дыню.

Чита и другие обезьянки были рады угощению, а бабушка Кузи смотрела на них и радовалась, такие они были способные.Обезьянки не остались перед Кузей в долгу : они принесли целую охапку бананов.

Молодец, Чита, - похвалила бабушка. – А сейчас идите погуляйте.

Кузя рассказал новым своим знакомым о своих друзьях и о том, что он пообещал привести фотографии с обезьянками. Обезьянки показали Кузе свои владения, как они лазают по пальмам, Чите так понравилось позировать, что до самого заката солнца, Кузя снимал и снимал ее. То возле пальмы, то на поляне, то с ее братьями и сестрами. Все были счастливы, довольны.

    Учителя нельзя было назвать ярым поборником этикета и хороших манер, но в отношениях с людьми он всегда проявлял природную вежливость и учтивость. Однажды вечером молодой ученик отвозил учителя домой и нагрубил в пути полицейскому. Оправдываясь, он...

    Перед купанием Карна (герой Махабхараты, брат Пандавов) умастил себе волосы маслом из драгоценной чаши. Когда правой рукой он стал втирать масло в волосы, перед ним неожиданно появился Кришна. Карна встал и выразил ему почтение. Кришна сказал, что пришёл...

    Однажды к Насреддину пришли несколько будущих учеников и попросили его почитать им лекцию. - Хорошо, - сказал он, - следуйте за мной в лекционный зал. Повинуясь приказу, все выстроились в цепочку и пошли за Насреддином, сидевшим задом наперёд на своём...

    Мудрую Свинью спросили: - Почему во время еды ты становишься в пищу ногами? - Я люблю ощущать еду не только ртом, но и телом, - отвечала мудрая Свинья. - Когда я, насыщаясь, ощущаю прикосновение пищи к ногам, то получаю от этого двойное удовольствие. - А...

    Один любознательный человек спросил саййида Кхидра Руми: - Есть ли что-нибудь, что можно назвать лучшим и одновременно худшим из человеческих установлений? Тот ответил: - Да, конечно. Такая вещь существует, и её название - «этикет». Польза правил этикета...

    Рассказывают, что один человек пришёл к Гилани и сказал: - О, великий шейх! Почему бы вам не навестить такого-то человека? Он прочёл всё написанное вами, обсудил ваши высказывания с вашими сподвижниками и теперь больше всего на свете хочет задать вам ряд...

    После победы над Люй Бу в союзе с Лю Бэем войска Цао Цао возвратились в новую столицу Сюйчан (находилась юго-западней нынешнего одноимённого города, провинция Хэ-нань). Лю Бэя поместили на отдых в доме, расположенном рядом с дворцом Цао Цао. На другой...

Ольга Третьякова
Занятие по этикету «Вежливая сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Обучающая задача:

Совершенствовать себя как личность через общение с людьми; закрепить зна-ния об основных правилах, по которым живут люди, дать понятие что главное - правила не знать, а выполнять; способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги – точное копирование рисунка.

Умственная задача:

Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; раз-вивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависи-мости; подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желае-мого результата; стимулировать активность детей для решения проблемной ситуа-ции; расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Воспитательная задача:

Формировать коммуникативные навыки; учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других; учить согласовы-вать свои действия с действиями партнера при выполнении работы вдвоем; воспи-тывать чувство взаимопомощи; учить быть честными, мужественными; формиро-вать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стой-кость перед искушениями, критическое отношение к своему «я»; умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Демонстрационный материал:

Символы: тучка, тучка из-за солнца, тучка с дождем. Открытки с изображени-ем некоторых государственных праздников. Рисунки волшебных предметов: шап-ки-невидимки, ковра-самолета, туфлей скороходов, меча кладенца, пера жар-птицы, волшебного клубка. Книга со сказкой О. Уайльда «Мальчик - звезда». Ри-сунки к сказке «Мальчик-звезда»: нищенка, мальчик, королева, принц. Иллюстра-ция русской избы, изображения пахаря, гончара, дружинника, ткачихи, кузнеца, охотника.

Раздаточный материал:

Пиктограммы: радость, спокойствие, грусть, удивление. Розовые сердечки; Листья для дуба мудрости. Цифры для игры «Найди пару». Листы белой и копиро-вальной бумаги, ручка. Цветы для обводки. Кольца для пирамидки. Принадлежно-сти для сервировки стола (скатерти, тарелки, столовые приборы, стаканы, чайные пары, бокалы на выбор; элементы праздничного убранства: свеча в подсвечнике, цветочки, пайетки, конфеты, корабль с пиратами, ваза с цветами.) Вазы с конфета-ми и кусочками хлеба.

Музыкальное сопровождение:

Отрывки из сказок: «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсена, «Сказка о попе и о работ-нике его Балде» А. С. Пушкина, «Кошкин дом» С. Я, Маршака, «Оловянный солда-тик» Г. -Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского. Русская народная музыка для танца Фоновая музыка на начало, конец занятия и во время работы с копироваль-ной бумагой и сервировки столов.

Ход занятия:

Ребята, когда вы шли в детский сад, вы заметили, какое сегодня утро? Какой воздух? Воздух прозрачный, свежий и чистый. Какое солнце? Солнце яркое и лу-чистое. Какое небо? Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудес-ное утро?

Настроение это то, на какое эмоциональное состояние вы настроены. Оно может быть радостное, солнечное, когда хочется смеяться, улыбаться всем вокруг. И когда настроение похоже на (солнце) – показ воспитателя. Пиктограмма «весе-лый человек».

А может настроение быть очень грустное, хмурое, на глаза сами собой, слов-но капельки дождя, набегают слезы. И похоже такое настроение на «тучку с до-ждем». Пиктограмма «грустный человечек»

А иногда настроение бывает не очень радостное и не очень грустное, а так с серединки на половинку. Спокойное. Смеяться не хочется и слезы лить тоже. А хочется посидеть спокойно, подумать о чем-то о своем, тихо поиграть, почитать или порисовать. И настроение похоже на «солнце из-за тучки» Пиктограмма «спокойный человек».

Ребята, каждый из вас может почувствовать свое настроение. Давайте поиг-раем в игру «Угадай, какое настроение». Воспитатель читает ситуацию, а дети по-казывают настроение пиктограммой

С каким настроением ты:…

Встречаешь маму;

Идешь по парку

Гладишь кошку

Упал в лужу

Рисуешь в альбоме

Идешь к зубному врачу

Разговариваешь с другом

Смотришь на испачканную одежду

Читаешь книгу

Танцуешь на празднике

Любуешься природой

Мажешь зеленкой разбитую коленку

Покупаешь мороженой?

Ребята, наше настроение постоянно меняется от радостных или грустных событий. А вы хотели бы попасть в сказку? В этом нам могут помочь волшебные предметы. Какие волшебные предметы вы знаете? (Ковер-самолет, меч - кладенец, шапка невидимка, лампа Алладина, волшебный клубок, туфли скороходы). С по-мощью волшебного клубка мы отправимся в сказку.

Сейчас я пущу клубок, а вы будете отгадывать какое настроение было у героев сказки. Если будет веселое настроение, то вы будете хлопать в ладоши, а если грустное, то топать ногами.

Звучат музыкальные отрывки сказок «Дюймовочка» Г. -Х. Андерсена, «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина, «Кошкин дом» С. Я, Маршака, «Оловянный солдатик» Г. -Х. Андерсена, «Айболит» К. И. Чуковского.

Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Многие русские народные сказки начинаются так: «Жили-были старик со старухой. И было у них три сына». Крестьянские семьи на Руси были большими, вся семья жила в одной избе, но у каждого человека было свое занятие.

Ткачиха – ткала на ткацком станке холсты.

Гончар - изготавливал глиняную посуду.

Пахарь – пахал сохой землю

Охотник – занимался добычей зверей

Кузнец – ковал железо

Дружинник – защищал свою семью и деревню.

Русский народ был очень мудрым. Недаром говорят: «В сказке ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Давайте вспомним пословицы и поговорки, которые сочинил русский народ и составим пирамиду из них.

Бояться ненастья – и счастья не будет

Сердце веселиться и лицо цветет

Весело поется – весело прядется

Всякая ссора красна мировою

Гнев – плохой советчик

Кончил дело – гуляй смело

С людьми браниться – никуда не годится

Горе, не горе – лишь бы не было боле

За хлебом, солью – всякая минутка хороша

Молодцы! Не только пословицы и поговорки передают настроение человека но и музыка. Послушайте заиграла музыка. Что хочется делать? (танцевать) Давайте потанцуем.

Хорошо танцевали, а теперь давайте вспомним названия цифр от одного до десяти. А теперь поиграем в игру «Найди пару» каждый ищет себе пару и они вместе идут за стол, на котором стоит такая же цифра.

А когда у нас ещё бывает отличное настроение? На праздники. Какие праздники вы знаете? (дети перечисляют знакомые праздники). Трое из ответивших детей выбирают себе пару и идут сервировать столы к праздникам: 8-е марта, день рожденья, новый год.

Вы все любите праздники. А с чем нужно ходить на праздники? (с подарками). Лучший подарок – цветы.

У вас много друзей, с помощью чего можно быстро сделать много подарков? (с помощью копировальной бумаги)

А для чего она нужна? (чтобы получить копию, повторить рисунок)

Берем два листа белой бумаги. Между ними кладем лист копировальной бу-маги. Какой стороной вниз? (жирной, на ней краска). Ваша задача обвести цветок ручкой, а кто хочет дорисуйте ему стебелек и листочки. Старайтесь, чтобы рисунки были одинаковыми нельзя сдвигать листы с копиркой в другое место. Молодцы, вы справились с заданием, а теперь обменяйтесь друг с другом копиями. Теперь наши подарки готовы и мы идем в гости, посмотрим как ребята справились с заданием. Подарим им подарки.

Продолжим наше путешествие. Садитесь на свои места.

Вы через год расстанетесь с детским садом и будете ходить в школу, но надол-го в вашей памяти останутся игрушки, друзья, вы будете помнить как мы вас вос-питывали, учили правилам, по которым нужно жить.

Какие же правила вы запомнили?

Чтобы их лучше запомнить, давайте повесим чудесные листья на дерево. Это у нас необыкновенное дерево. Это дуб мудрости.

Будь щедрым

Будь бережливым

Будь трудолюбивым

Будь аккуратным

Люби животных и растения

Будь любознательным и наблюдательным

Помогай маленьким и слабым

Уважай взрослых

Не обижай людей

Будь вежливым и гостеприимным

Будь честным

Слушай старших

Посмотрите внимательно на дуб мудрости и запомните эти правила на всю жизнь.

Кто запомнит, тот будет умным, а кто запомнит и будет выполнять, тот будет мудрым. Правила нужны нам не только в детском саду, они пригодятся вам в школе, институте, когда вы будете взрослыми, станете папами и мамами, вы научите этим правилам своих детей.

Продолжим наше путешествие. Сейчас вы услышите отрывок из сказки Оска-ра Уайльда «Мальчик - звезда»

1 отрывок

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод принес его в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селе-ние пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить что женщина – нищенка его мать.

Кому понравился мальчик – звезда? Почему?

Кому понравилась нищенка?

Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравиться (Дети дарят ро-зовые сердечки)

Воспитатель молча анализирует ситуацию, какие дети, какому герою подарили сердечки. Затем выставляет две вазочки с конфетами и кусочками хлеба.

Ребята, герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Возьмите себе тот гос-тинец, который сами захотите, но только у того героя, который вам очень понра-вился. Мальчик – звезда угощает вас конфетами. А у бедной женщины нет денег, но она хочет угостить вас хлебом. (Дети самостоятельно берут гостинец. Они подарили сердечки тому, кто нравится и гостинец взяли у понравившегося героя).

1 вариант

Ребята, ведь вы же подарили свои сердечки женщине нищенке, а почему же решили взять сердечки у жестокого мальчика-звезды? Понятно, вы еще дети и вам очень хочется конфет, трудно не поддаться соблазну. Но все равно надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.

2 вариант

Какие вы ребята молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все же выбра-ли хлеб нищенки и поступили честно, не покривили душой, у вас есть сила воли.

2 отрывок.

Но после того, как нищенка – мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо и три года искал по свету свою мать. Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедли-вым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Ребята, вам теперь нравиться мальчик-звезда?

У нас было условие, что гостинцы можно брать у того, кто тебе очень нравиться. Теперь, если хотите, возьмите конфеты у мальчика-звезды.

Запомните ребята:

Для всех на планете живущих существ

Я верю в закон сохраненья веществ:

Ничто не проходит бесследно…

И, значит, добро – это то вещество –

Уж если ты ближнему отдал его –

К тебе возвратится ответно.

ВОЛШЕБНАЯ КНИГА КОРОЛЯ ЭТИКЕТА.

Культура каждой семьи складывается из традиций народа. Она бережно передается из поколения в поколение. Вежливость – это отражение нашей внутренней культуры и нашей духовности. Иван Александрович Ильин писал: «На свете есть только одна возможность выйти из жизненной пыли и противостоять ее вихрю: это есть духовная жизнь. Жизнь- это искусство, а как всякое искусство призвано создавать гармонию». Рассказывая, объясняя нашим детям зачем, для чего, как человек обязан вести себя в соответствующей обстановке, мы стараемся побудить и развить в детях нравственные чувства, их духовность, научить жить в гармонии с окружающим. Мы открываем нашим детям двери в мир знаний, науки, но и должны заложить в сердца и умы доброту, вежливость, умение правильно взаимодействовать друг с другом. Вежливому человеку некогда скучать. Он всегда заботиться о друзьях и близких. Все добрые люди на свете стараются друг другу помогать. Строители строят детские сады, школы, магазины. Врачи лечат от болезней. Учителя учат детей. Портные шьют одежду. Почему бы нам не быть вежливыми друг к другу? Это ведь совсем не трудно. Надо просто выполнять правила этикета. Очень важно соблюдать их и дома тоже. Вежливые слова «Здравствуйте», «Спасибо», «Доброй ночи» приятно услышать каждому. Утреннее приветствие «С добрым утром»- это знак внимания и уважения к человеку. Добрые пожелания с утра заряжают бодростью и приносят удачу.

И детям и взрослым хочется, чтобы у них было много друзей. Но не только друзей, а просто знакомых и незнакомых, которые бы относились к нему по-доброму. «Жизнь человеческая покоится на управлении собою и на самовоспитании, искусство жить есть искусство воспитывать себя самого»- сказал один из русских мыслителей. Взрослые могут и должны помочь запустить этот механизм «искусство жить» нашим детям. Ведь нетрудно уступить место старому человеку, малышу, инвалиду. Нетрудно помочь маме вымыть посуду. Нетрудно убрать свою комнату. Вежливый человек всегда выполняет все эти правила. И не только эти.

Откровенные наставления и назидания трудно воспринимаются детьми, поэтому книга построена на обучении правилам этикета через сказки. Сказки периодически прерываются правилами вежливости из волшебной книги короля Этикета.

Расскажите ребятам о Всемирном Дне приветствий и проведите праздник «Здравствуй, друг!». Этот день 21 ноября. Придумали его два брата-американца Майкл и Брайан Маккомак.

«Этикету учиться - в жизни пригодиться», «В детстве не научишься - в жизни намаешься» говориться в народных пословицах. А пословицы - это народная мудрость.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ.

В одной далекой стране жил султан. И был у него звездочет, который исполнял любые его желания. Много лет служил он своему господину и много чудес сделал для него. Был во дворце фонтан, в воде которого отражались все города мира. Сад, в котором пели райские птицы, зеркало, которое могло любого рассмешить. Но никто этого не видел. Жадный султан никому ничего не показывал, а прятал все за семью замками. У звездочета была книга. Он записывал в нее сказки, которые сочинял, мудрые советы, как сделать людей счастливыми и многое другое. Но это была непростая книга. Каждый раз в ней удивительным образом вдруг появлялись новые страницы со сказками и советами, которых звездочет не писал. Одним словом самая настоящая волшебная книга.

Однажды утром проснулся звездочет и понял, что он зря потратил свои годы на султана. Нет людям пользы и радости от его работы, никому в жизни он по-настоящему не помог. И решил он уйти из дворца, забрав свою волшебную книгу.

Шел он, шел и пришел к маленькому домику у дроги. В этом домике жили дети бедняков, брат и сестра. Родители у них умерли, и они остались одни. Мальчик и девочка приютили у себя путника.

Дети вставали каждый день рано утром и начинали трудиться. Мальчик лепил из глины птиц, а девочка ему помогала. Потом они вместе их раскрашивали и продавали на базаре. Тем и кормились. Стал им помогать и звездочет. Игрушки получались красивые и их хорошо покупали. Случилась в тот год сильная жара. Погибло много птиц. Но беда не пришла одна. Напала на поля прожорливая саранча и стала губить посевы. Наступил голод. Никто больше не покупал игрушечных птиц. Но дети каждое утро продолжали работать. Вскоре птиц стало так много, что они заполнили всю комнату. Как-то раз проходили мимо дома два старика, и звездочет услышал их разговор: «Да, плохи наши дела. Совсем не стало птиц. Некому прогнать саранчу и спасти нас от этой напасти». В это время у него в руке была готовая птичка. Он произнес волшебные слова, и птица ожила. Потом он оживил следующую птицу, потом еще и еще. И так всех птиц, которых они сделали. Птицы собрались в большую стаю и, налетев на саранчу, быстро ее склевали. Снова расцвели сады и зазеленели поля. Дела у детей пошли лучше. Люди радовались спасению, и каждый старался купить у них игрушки. Но больше всех радовался звездочет. Наконец- то исполнилась его мечта помочь людям. Он открыл волшебную книгу и написал на ее страницах:

Любовь и трудолюбие делают чудеса.

Мир держится на взаимопонимании, любви, дружбе и уважении друг к другу

СКАЗКА «ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК В ТРУДЕ ПОЗНАЕТСЯ».

Посадил старик возле дома просо. Выросло оно густое, высокое. Зерна он собрал, а из стеблей связал веник.

Хорош!-подумал старик, разглядывая свою работу. Потом взял свою балалайку и заиграл веселую музыку. Веник вдруг подпрыгнул один раз, другой и пустился в пляс по избе. И чем быстрее старик играл, тем лучше подметал комнату веник. Весь мусор убрал и на место встал.

Хорош!-еще раз повторил старик и понес его продавать.

Купил веник рябой мужик. Принес домой и бросил под лавку. День лежит веник без дела, другой, третий, а про него и не вспоминают. И задумал веник убежать от ленивого хозяина.

В доме развелось много мышей. Однажды они залезли к мужику в кладовку и съели все его запасы. Мужик рассердился не на шутку и решил их поймать. Ловил, ловил, не поймал ни одной. Устал от погони и с досады швырнул в мышей веником так, что тот улетел в окно. Вернулся веник к старику.

Удивился дед его возвращению. А на следующий день опять понес на базар.

Купила веник купчиха. Но и у ней было ему плохо. Где подметет, там его и бросит. Однажды остался он под дождем на улице. Весь промок, простудился, совсем разучился плясать. Убежал он и от купчихи.

В третий раз понес старик его продавать. Понравился веник девушке Марьяше. Она веточки на венике поправила, аккуратно подвязала веревочкой, да возле печки поставила. Каждый день брала его, избу пометала, в доме прибирала. А уж как он плясал для нее! Как старался! Ни пылинки, ни мусоринки не оставлял. Везде чистота и порядок. Девушку соседи звали «Марьянушка- хозяюшка» за трудолюбие и за доброту.Остался веник у нее навсегда. Люди не зря говорят: « Где хотенье, там и уменье».

Труд кормит, а лень портит.

Вот прошло немного времени, и звездочет снова собирался в дорогу. Он поблагодарил детей за приют и отправился путешествовать. Долго он бродил по лесам и полям, наконец, привела его дорога к красивому городу. Все домики там были разноцветные, окошки расписные, а на крышах флюгерные петушки. Видно было, что живут здесь трудолюбивые люди. Вот только жители странно себя вели. Они проходили мимо друг друга сердитые, неприветливые. Нигде не было слышно смеха и дружеской беседы. Дети ссорились между собой и бросались камнями. А всему виной была злая колдунья, которая поселилась в их городе. Это она всех заколдовала. Странник сразу понял, что без его помощи жителям не обойтись. Вышел он на площадь, присел на скамеечку и открыл свою волшебную книгу. Люди стали останавливаться и подходить ближе. Волшебная книга манила к себе все больше и больше людей. Вскоре вся площадь была заполнена людьми. Старик стал читать страницу за страницей об удивительных правилах, способных изменить жизнь к лучшему в их красивом городе:

Доброе утро тебе сказали.

Доброе утро ответил ты.

Вас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Выражения приветствия: Здравствуйте, Добрый вечер, Добрый день, Доброе утро, Приветствую вас.

Во всем мире принято приветствовать друг друга при встрече. Жители Италии, например, говорят при встрече «Чяо!». Японцы низко кланяются. Жители Латинской Америки при встрече обнимаются. В Израиле говорят « Шалом».

Придумали его два брата- американца. Майкл и Брайан Маккомак. Они отправили множество писем- приветствий в разные концы света и получили ответы. Эта идея была поддержана руководителями государств и простыми людьми.

КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНИМАТЬ ГОСТЕЙ.

*Гостей приглашают за несколько дней.

*В доме должно быть все чисто и красиво.

*Праздничный стол отличается особенной торжественностью.

*Стол нужно накрыть чистой выглаженной скатертью.

*По количеству гостей ставятся приборы.

*Для гостей готовятся вкусные угощения.

*Каждому гостю нужно уделить внимание.

*Гостям можно приготовить небольшие сувениры.

* Придумай заранее, в какие игры вы можете поиграть,и какие сюрпризы порадуют твоих гостей.

Нарядные хозяева встречают гостей. Каждого гостя встречай с улыбкой. Гостю приятно видеть, что ему рады.

*Провожая гостей их обязательно надо поблагодарить, что они пришли и радовались вместе с хозяевами.

*Если на празднике некоторые из гостей встречаются впервые, их надо познакомить.

*Мальчика представляют девочке. Девочка при знакомстве первой подает руку.

*За подарки обязательно говорят « Спасибо».

*Подарок – необходимая вещь на дне рождения. Его дарят тому, кого хотят порадовать.

*Подарок можно сделать своими руками. Он хранит любовь и тепло того, кто его сделал. Но надо быть уверенным, что он понравиться.

*Подарок не обязательно должен быть дорогим, но обязательно аккуратно и красиво упакован.

*Девочкам всегда приятно, если им дарят цветы. Их сразу надо поставит в вазу с водой.

*Подарок принимают стоя, а не сидя.

*Улыбаются дарителю и благодарят.

*Подарок желательно рассмотреть.

*Подарки должны быть новыми.

Людям так понравилось все то, что было написано в книге, что они решили соблюдать эти правила, а звездочета сделали своим королем и назвали Этикетом. Жизнь в городе сильно изменилась. Люди стали говорить друг другу слова приветствия, ходить друг другу в гости, желать при встрече здоровья. Слух о необыкновенном короле и его книге разнеслась далеко по стране. Злая колдунья пробовала опять всех поссорить между собой, но у нее не хватило сил справиться с мудрым королем и вежливыми жителями города. Тогда она решила пойти туда, где не знают про короля Этикета, волшебную книгу, или забыли про них.

На опушке леса, рядом с городом рос могучий дуб. Жил на одной из его веток паучок по – имени Фросик.

Паучок дружил со старым дубом и уважал его, ведь он знал и хранил многие тайны леса.

Фросик был отличным мастером. Он умел плести прочные серебристые паутинки, с помощью которых спускался вниз.

Доброе утро, дедушка дуб! - кричал паучок просыпаясь

Он не забывал здороваться со своим старым другом и с лягушатами из соседнего пруда. Вот и сегодня, как обычно отправился к ним, но не услышал своих веселых друзей. На берегу сидела лохматая старуха в рваной одежде и ссорила между собой его жителей:

Эй, ты, пучеглазый, не разрешай никому сидеть на твоем листе! А ты, зеленый, дай ему как следует!

Лягушата сидели на блестящем листе лилии и, забыв обо всем на свете, ругались между собой. Спряталось солнце. Красивый, чистый пруд вдруг стал покрываться болотной тиной.

Что-то здесь не так - подумал Фросик и быстро поднялся на дерево.

Дедушка, дуб! Какая-то старуха всех лягушат между собой поссорила и пруд в болото превратила - закричал он.

Листья на ветках беспокойно зашумели и старый дуб произнес:

Давно в наших краях не появлялась злая колдунья. Видно где-то жители леса стали забывать правила короля Этикета. Ведь колдунья становится сильнее, когда кто-то ведет себя неправильно, обижает других. Не сумеем ее прогнать – погибнет лес, превратиться в гнилое болото. Надо лететь к королю. Только он может нам помочь. Дорога предстоит нелегкая. Справишься ли ты, мой юный друг?

Справлюсь! Я должен спасти своих друзей и наш лес – уверенно ответил паучок.

Ну, что ж, в добрый путь!- прошелестел дуб.

Фросик оттолкнулся от ветки, и ветер понес его на паутинке к королю во дворец.

На пеньке возле орешника сидели два грязных волчонка.

Я старший, поэтому возьму себе самый большой орех - казал один.

Нет. Я его нашел, он мой – сердито крикнул другой.

Спор перешел в ссору. Потом братья даже накинулись друг на друга с кулаками. Фросик понял, что волчата забыли правила короля Этикета. Как быть? Надо спешить, ведь колдунья с каждой минутой становится все сильнее и сильнее. Но не помочь волчатам он не мог. Он спустился вниз и стал с ними играть в игры из волшебной книги и вспоминать правила Этикета.

ИГРЫ ВОЛШЕБНОЙ КНИГИ.

Игры для обучения и закрепления правил этикета и вежливого общения.

Игра «ЧТО СЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ…»

…Словесная игра на развитие воображения и закрепление ориентации на правильное поведение.

1 Что случится, если все перестанут умываться, мыть грязные руки.

2Что случиться, если перестанут здороваться друг с другом

3Что случиться, если все дети будут говорить неправду.

4Что случиться, если люди перестанут беречь природу..

5Что случиться, если дети будут есть только сладости..

6Что случиться, если люди не будут соблюдать правила дорожного движения.

7Что случится, если все будут ссориться

8Что случиться, если не закрывать воду в кране.

Игра «РОМАШКА»

Отгадать загадку, значит совершить мыслительную операцию, найти решение. Дети закрепляют знания о предметах гигиены. Чистоплотность, аккуратность, опрятный внешний вид необходим для здоровья.

Игроки получают карточку с нарисованной серединкой цветка. Они отгадывают загадки и получают лепестки за правильный ответ. Кто быстрее собрал цветок, тот и выиграл.

*Костяная спинка, Ускользает, как живое

Жесткая щетинка, Но не выпущу его я.

С мятной пастой дружит, Белой пеной пенится,

Нам усердно служит. Руки мыть не ленится.

(зубная щетка) (мыло)

*Дождик теплый и густой, Зубов много, а ничего не ест

Этот дождик непростой. (расческа)

Он без туч и облаков

Целый день идти готов.

(душ)

Говорит дорожка

Два вышитых конца:

Помылься хоть немножко Вроде ежика на вид

Чернила смой с лица! Но не просит пищи

Иначе ты в подня испачкаешь меня. По одежде пробежит

(полотенце) И одежда чище.

(одежная щетка)

*В Полотняной стране Хожу, брожу не по лесам

По реке Простыне плывет пароход

То взад, то вперед А по усам, по волосам,

А за ним такая гладь- И зубы у меня длинней

Ни морщинки не видать. Чем у волков и медведей.

(утюг) (расческа).

*Башмаки твои намажу На пальце одном

И начищу им бока Ведерко вверх дном.

Так, что не узнаешь даже (наперсток).

Два чумазых башмака.

Их беречь мне обещай!

Чем намажу? Угадай!

(крем для обуви)

*Он чудак или невежа? Держится подружка

На любого посмотри: За мое за ушко,

Сверху носится одежда. Стежкою одною

У него ж она внутри. Век бежит за мною.

(шкаф) (игла с ниткой).

*Плещет теплая волна Железная рыбка ныряет,

В берега из чугуна. А хвост на волне оставляет

Отгадайте, вспомните: (игла с ниткой).

Что за море в комнате?

(ванна)

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу.

(вешалка)

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем-

Как мы это назовем?

(водопровод)

*Мойдодыру я родня,

Отверни, открой меня.

И холодною водою

Живо я тебя умою.

(водопровод)

*Утка в море, хвост на заборе.

(ковш)

*Не мотылек, не птичка-

Держит две косички.

(бант)

*Резинка Акулинка

Пошла гулять по спинке.

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала.

(губка)

На самой бедняжке

Даже нет рубашки.

(игла)

*Инструмент бывалый-

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет и стрижет.

(ножницы)

*Капризные сандалии

Однажды мне сказали:

Боимся мы щекотки

Сапожной строгой…

(щетки)

*И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет-

Все, как есть ему покажет.

(зеркало)

*Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою-

Что это такое?

(полотенце)

*Тонконогая Ненила

Всех одела-нарядила.

Сапожной строгой…

(щетка)

Игра «Отгадай, кто это?».

Много загадок указывает на то, что животные тоже ухаживают за собой. Эту игру можно провести с фантами (бусинки, карточки, открытки и т.д.), которые игроки получают за правильный ответ. Победил тот, у кого больше фантов.

**Моет спину он и уши. Использует хобот словно душ. Угадайте, кто же он. Ну, конечно, это…(слон).

Живет на Севере, в море купается. Громко может он реветь, рыбой питается, а называется…(белый медведь).

*Лижет дочку языком. Кормит так же молоком, кто же мама? (корова)

*Молоко пьет. Песенки поет. Часто умывается, а с водой не знается (кошка).

*В клетке пестрая головка чистит перышки так ловко, что за птичка? Угадай? Ну конечно…(попугай).

*Я умею чисто мыться не водой, а языком. Как мне часто снится блюдце с теплым молоком (кошка)

*Глазищи, усищи, хвостище, а умывается всех чище (кот).

*В воде искупался, а сухим остался (гусь).

*Без рук, без ног, а умывается (рыба).

*Плещется в речке чистой спинкой серебристой (рыбка).

*Я в любую погоду уважаю воду. Я от грязи берегусь чистоплотный серый…(гусь).

*Без команды в строй встают, отправляются на пруд, кто идет цепочкой длинной, кто так любит дисциплину? (утята).

*Удивительный ребенок: только вышел из пеленок, может плавать и нырять, кто его родная мать? (утка)

*В цирке выступаю, лучше всех белье стираю. Кто это? (енот)

Игра «Скажи наоборот».

Игра со словами антонимами. Обогащение словарного запаса. Видение альтернативного поведения.

Приготовьте фишки или фанты (камешки, фасоль, мелкие кубики) За правильный ответ игрок получает фант. Кто больше собрал, тот и выиграл .

Доброе утро- Спокойной ночи. Веселиться---грустить.

Аккуратный----неряшливый. Любить---ненавидеть.

Здравствуй---До свидания. Смеяться---- плакать.

Щедрый---жадный. Верный--- предатель.

Привет – прощай. Говорить--- молчать.

Дружить---враждовать. Добрый--- злой.

Здоровый--- больной. Свет---- тьма.

Разрешать-запрещать. Доброта-жестокость.

Радость--- горе. Улыбаться--- хмуриться.

День-ночь. Давать--- отбирать.

Горький--- сладкий. Миролюбивый--воинственный.

Кричать--- молчать. Чистый--- грязный.

Игра « Почему так говорят».

Развиваем логическое мышление. Учим детей понимать пословицы.

Этикету учиться - всегда пригодиться.

В детстве не научишься – всю жизнь намаешься.

Ешь калачи, да поменьше лепечи.

Ешь пироги с грибами, да держи язык за зубами.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Доброму гостю хозяин рад.

Умение вести себя украшает, а ничего не стоит.

В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив.

Не по цене подарок дорог, а по дарящему.

Умел в гости звать, умей и встречать.

Гость не долго гостит, да много видит.

В гости ходить, надо и к себе водить.

Чистота здоровье сохраняет, а воздержанность разум укрепляет.

Чистым все свято.

Кто сеет мир, пожнет счастье.

Не будь тороплив, а будь терпелив.

Сам себя губит, кто других не любит.

Игра «Волшебное дерево».

Учимся вежливому общению. Обогащаем словарный запас. Учим алфавит.

Ход игры: рассмотри дерево. Оно не простое. На нем растут необычные листья. Это добрые слова, которые помогают в общении друг с другом. Найди каждому листочку свое место по буквам алфавита. Запомни эти слова, и они помогут тебе найти друзей.

А-аккуратный, активный

Б-благородный, бесподобный, благодарный

В-великодушный,внимательный, верный, восхитительный

Г-гениальный, героический, грамотный

Д-добрый, достойный

Ж- жизнерадостный, желанный

З –заботливый, замечательный

И- идеальный, интерестный

К –красивый, культурный

Л- любимый, ласковый, любезный

М- милый, мягкий, миролюбивый

Н –нежный, неповторимый

О- оригинальный. отличный

П-прекрасный, послушный

Р- решительный, ранимый

С- скромный, смелый

Т- трудолюбивый, талантливый

У – умный, улыбчивый

Ф- фантастический

Х- храбрый, хороший

Ч- честный, чуткий

Ш- шутливый

Э- энергичный

Ю- юркий

Я-яркий, ясный.

Игра «Отгадай и назови».

Развивает логическое мышление, обогащает словарный запас, закрепление знаний о «помощниках человека»- частях тела и органах.

1 Какой орган помогает человеку увидеть красоту окружающего мира? (Глаза).

2 Вид спорта, где игроки забрасывают мяч в корзину. (Баскетбол).

3 Место, куда ходят люди смотреть спортивные соревнования. (Стадион).

4 Кого из животных называют «друг человека»? (Собаку).

5 Какой орган, часть тела больше других необходим для работы художнику, повару, музыканту, футболисту?

ПРАВИЛА ВОЛШЕБНОЙ КНИГИ.

* Сильный помоги слабому.

*Уступи младшему. Уступчивость – признак силы, чувства собственного достоинства, воспитанности.

*Всегда делись игрушкой с другом.

*Проходя в двери, мальчик должен пропустить вперед девочку, уступить ей дорогу.

* Этикетные выражения: пожалуйста, будь добр, разреши мне, позволь мне, очень прошу, если можно.

*Доброе слово всегда действует безотказно. Тон вежливый, не льстивый, ровный, не грубый.

*Чистоплотность, аккуратность, опрятный внешний вид-признак воспитанности.

*Одежда должна быть чистой, выглаженной, пуговицы и вешалки аккуратно пришиты, обувь начищена. В кармане всегда должен лежать носовой платок.

Спасибо тебе Фросик за то, что ты нас помирил - сказали волчата.- Мы больше никогда не будем забывать правила Этикета. Счастливого тебе пути!

До свидания, друзья!- ответил паучок и полетел дальше на своей серебристой паутинке.

А пока он летел, король Этикет написал в волшебную книгу новые сказки и правила.

СКАЗКА «ЗАЙКИН КАМЕНЬ».

Бежал по дороге заяц. Вдруг видит, лежит большой камень.

Какой замечательный камень - сказал заяц останавливаясь. – Чей же он? Похоже ничей. Значит будет мой. У лисы есть нора, у медведя - берлога, у волка - логово, только у меня ничего нет.

Стал заяц вокруг камня ходить и охранять его. Летит мимо дятел. Хотел сесть на камень отдохнуть, а заяц как закричит:

А ну не смей садиться на мой камень. Кыш!

Испуганный дятел улетел.

Эх, заяц, заяц. Не дело ты затеял- сказал паучок, опускаясь рядом на своей паутинке.

Зайцу стало стыдно. И чего это он жадничает? Вдруг раздался хруст веток и на опушку вышел медведь с большой вязанкой дров. Идет, кряхтит. Тяжело косолапому.

Михаил Потапович, присядь, отдохни - предложил ему заяц.

Медведь сел на камень, отдохнул. Поблагодарил зайца за доброту и дальше пошел.

А потом заяц предложил белочке с корзинкой грибов отдохнуть и до дому корзинку донес.

Ежику помог яблоки собрать и ежатам отнести.

До самого вечера помогал он лесным жителям. Устал, и сам присел отдохнуть на камень.

Тут прилетела сорока и принесла ему приглашение в гости от его новых друзей. Заяц умылся, причесался. Потом набрал орехов, ягод и побежал к друзьям. Он знал, как правильно ходить в гости.

ПРАВИЛА ВОЛШЕБНОЙ КНИГИ.*

*Гости приходят с цветами и подарками.

* Гости всегда нарядно одеты, приносят сменную обувь. В гостях не принято ходить босиком и в домашних тапочках.

*Гости приходят с хорошим настроением, подготавливают поздравления, шутки, загадки, если гость отказывается выступать, не надо его заставлять.

*Гость через какое- то время приглашает к себе того, у кого он побывал.

*Нельзя капризничать, кричать, ссориться, обзываться.

*Гость не должен без разрешения трогать руками те вещи, которые его заинтересовали.

*Гости благодарят хозяев за праздник в конце его и на следующий день.

Одной из важных черт культурного человека является умение вести себя за столом.

*За столом не только едят, но и общаются: разговаривают, слушают, улыбаются. Но разговаривают негромко, немного и со свободным от пищи ртом.

*За столом сидят с чистыми лицом и руками.

*Есть и пить надо не оставляя на скатерти следов пищи.

*Не склоняться низко, а лишь слегка наклонить голову.

*На столе лежат только кисти рук.

*За столом нельзя говорить громко или с полным ртом.

*Если вилка или ложка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола поднимем ее.

*Не спешим в еде, но и не сидим долго за одним блюдом.

*Бумажные салфетки меняем по мере надобности и при новом блюде.

*В правой руке держим нож, лезвием вниз, а в левой вилку, зубчиками вниз, если пищу (мясо, колбасу, сыр) надо прокалывать, или зубчиками вверх, если кладем на вилку гарнир.

*Вилку держим крепко, когда отрезаем кусочек, а нож под небольшим наклоном.

*Ко рту подносим только вилку, а не нож.

*Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами.

СКАЗКА «РОЗА И ОДУВАНЧИК».

В некотором царстве, в некотором государстве. Многие сказки начинаются с этих слов. Есть на белом свете много разных царств. Есть среди них и царство цветов. Так вот росли в этом царстве необыкновенно красивые цветы. Каждый цветок был неповторим своей красотой, своим ароматом. И росла среди них роза. Была она ужасной гордячкой и хвастунишкой. Она считала, что нет цветов равных ей.

Фи,- говорила она, глядя на скромные незабудки,– какие вы некрасивые. Самая красивая здесь я. Зачем вы нужны? Все равно садовник любит только меня.

Садовник любил все цветы и бережно относился к каждому растению. Однажды в саду появился незнакомый цветок. Никто не знал, откуда он взялся? Садовник его не сажал.

Кто ты такой?-спрашивала сердито роза.

Меня зовут одуванчик. Я прилетел сюда и вырос- ответил желтый цветок.

Только тебя здесь не хватало. Мне и так мало места- говорила она

Не сердитесь, уважаемая роза, я надолго не задержусь здесь. Я скоро улечу- оправдывался одуванчик.

Роза ему не поверила. Ведь цветы летать не умеют.

Шли дни за днями. И вот однажды роза заболела. Ее роскошные цветы стали вянуть. С каждым днем ей становилось хуже и хуже.

Одуванчик очень переживал. Несмотря на ее трудный характер, он ее любил. От переживаний он побелел.

Я готов жизнь за нее отдать, только бы ей помочь!- говорил он, горестно вздыхая.

Садовник, осматривая свои цветы, увидел, что с розой случилась беда.

Ну что, друг одуванчик, помоги розе-сказал он и стал выкапывать его из земли.

Белая головка одуванчика вдруг рассыпалась, и семена разлетелись по всему саду. Садовник из одуванчика сделал лекарство и полил им розу. Она сразу ожила.

И зачем я его обижала? Он отдал мне свою жизнь. Он был самым верным и преданным другом-плакала горькими слезами выздоровевшая роза.

Но наступила весна и все цветы вдруг увидели, что в саду выросло несколько новых одуванчиков. Их желтые головки ярко выделялись на клумбе. Все были так этому рады, что было решено устроить в их честь праздник.

В небе вспыхнули тысячи огней. Это был праздничный салют. Ромашки, астры, незабудки дарили одуванчикам самые наилучшие пожелания. Колокольчики для них сочинили музыку и играли ее на своих инструментах.

Одуванчики улыбались и кивали всем цветам желтыми головками в знак благодарности. Как же прекрасен мир, когда в нем много друзей!

ПРАВИЛА ВОЛШЕБНОЙ КНИГИ,

*НЕ старайся всегда быть первым.

*НЕ злись и не завидуй, когда проигрываешь.

*Не зазнавайся, если умеешь делать что-то лучше других.

*Умей уступать, не спорь по пустякам.

*Умей принять помощь, совет и замечание друга.

*Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

Время шло, а Фросик все еще был в пути. Но, что такое? Он стал быстро терять высоту и падать на землю. Его серебряная паутинка от долгого путешествия порвалась. Он опускался все ниже и ниже и, наконец, очутился около красивых маленьких домиков. Там недавно поселились искусные мастерицы. Цветочки лазоревые, травинки изумрудные в их вышивках будто оживали. Вот какую сказку написал про них король в волшебной книге.

СКАЗКА «БЕРЕЗОВАЯ СТОРОНА».

Много лет назад стояла у реки деревня. Славилась она искусными ремесленниками, а особенно вышивальщицами. Все девушки этой деревни были замечательными мастерицами. Дивились все в округе мастерству необыкновенному. Узнал о девушках и хан из соседнего царства. Задумал он их похитить, чтобы работали они только для него от зори и до зори. Позвал он своих верных слуг и приказал деревню, где жили девушки сжечь, а их привести к нему.

Пошли как-то раз девушки в лес по грибы и ягоды. Была среди них девочка. Голоса зверей и птиц она понимала, с ветром и облаками разговаривала. Как это у нее получалось? Видно родную природу она сердцем чувствовала.

А между тем воины хана неслись на быстрых конях к деревне, чтобы исполнить приказ своего господина. Гуляют девушки и не знают, что беда близко. Только слышит вдруг девочка, как две маленькие птички между собой разговаривают: «Улетай скорей отсюда, сестрица. Скоро будут здесь злые воины!».

Стала девочка подруг звать, да поздно. Конский топот слышен совсем уже рядом. Тогда она сорвала травку неведомую, произнесла слова тихие и взмахнула в сторону девушек. В тот же миг превратились они в белые березки. Налетели ханские слуги, а никого найти не могут. Так и вернулись они ни с чем к своему хану. А на месте деревни березовая роща разрослась.

С той поры березки с девушками сравнивают. Называют их стройными красавицами, на праздник ленточками украшают и вокруг хороводы водят. С той поры девушки мастерицы появились в вежливом городе, украшая своими работами дома его жителей.

Чувствовать природу сердцем - это любить ее и беречь.

ЛЕСНЫЕ ПРАВИЛА ВОЛШЕБНОЙ КНИГИ.

*Не разоряй птичьи гнезда.

* Не оставляй после себя в лесу мусор.

*Не ломай деревья.

*Не разоряй муравейники.

*Не бросай мусор в водоемы.

*Не лови бабочек.

*Не рви паутинки, ведь это чей-то дом.

*Не забирай домой лесных жителей.

*Не разжигай в лесу костер.

*НЕ рви полевые и лесные цветы.

* Не топчи траву, ходи по тропинкам. Травяной покров сохраняет влагу и дает приют огромному количеству полезных насекомых и мелких зверьков.

*Не сбивай незнакомые или известные ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных обитателей.

СКАЗКА «ЗОЛОТАЯ РЫБКА».

В одном славном городе жил мальчик. Он очень любил читать книги о морских путешествиях и мечтал, что однажды отправится в дальние страны к неизведанным берегам. В его комнате на столе стоял аквариум с рыбками. Мальчик заботился них и с удовольствием смотрел, как они резвятся. Особенно ему нравилась золотая рыбка, только в последнее время она почему-то не плавала с остальными, а пряталась среди растений.

Однажды мальчик проходил мимо комнаты мамы и вдруг услышал, что из нее доносится шум морского прибоя и чье-то пение. На комоде в комнате стояла большая морская раковина. Казалось, что из нее доносятся звуки. Мальчик взял ее и прислонил к уху. Неожиданно все вокруг потемнело. По стенам побежали разноцветные огни, и комната вдруг пропала. Мальчик очутился в синем зале великолепного дворца.На полу сидела девочка и играла цветными камешками. Она обернулась и сказала:

Я давно тебя жду.

А разве мы знакомы?

Я думала, что ты меня узнал.

На голове ее блеснула золотая корона. Это была принцесса. Мальчик вдруг узнал в ней свою любимую золотую рыбку.

Как я сюда попал? И почему ты такая грустная?

Это я тебя позвала.Мне нужна твоя помощь. Мои любимые сестрички золотые рыбки попали в беду. Я знаю, что у тебя доброе сердце, и ты не откажешься мне помочь.

Конечно, я готов.

В вашем городе есть один человек. У него в аквариуме живут рыбки. Он их не любит, не замечает, и они медленно умирают. Человек этот работает в музее

Возьми вот старинную монету. Она много лет пролежала на морском дне и у людей имеет большую ценность. Но я знаю, что самая большая ценность- это любовь и жизнь. Нужно торопиться. Приложи ухо к раковине и очутишься дома.

Мальчик так и сделал.

Он быстро нашел старика из музея, у которого стоял аквариум.

Меняю на золотых рыбок,-- сказал мальчик и разжал ладонь.

Старик схватил монету и внимательно ее рассмотрел.

Это редкая вещь! Я согласен меняться, но где ты ее взял? Украл?

Его рука дрожала от жадности, а глаза пристально глядели на мальчика.

Отдайте рыбок--- спокойно сказал мальчик.- Я не могу сказать вам, где я ее взял, но я ее не украл.

Уже через полчаса рыбки плавали у него в аквариуме.

Мальчик еще больше подружился со своей рыбкой. С помощью раковины он попадал во дворец всякий раз, когда хотел поиграть с принцессой. Он и не подозревал, что старик следил за ним. Он прятался у окна и видел, как мальчик сначала исчезал, а через некоторое время снова появлялся. Выждав удобный момент, когда мальчик вышел, жадный старик схватил раковину и помчался домой. Он закрылся в комнате, прислонил ухо к раковине и тут же очутился в синем зале великолепного дворца. На высоком троне сидел морской царь, а рядом с ним девочки в золотых коронах. Это были его дочери принцессы- рыбки.

Ты кто такой? Зачем явился сюда незваным?- прогремел сердитый голос царя. Старик от страха не смог вымолвить ни слова.

Отец, мы знаем его. Это жадный и жестокий человек. Из-за него мы чуть не погибли, если бы нас не спас мальчик.

Ах, вот оно что. Ну, так быть тебе толстым крабом и охранять мои сундуки с сокровищами ровно три года и три дня.

В тот же миг старик превратился в огромного краба и лег у царских кладовых.

Прошли годы. Старик вернулся в музей. Он никогда больше никого не обманывал и не обижал.

Мальчик вырос и стал капитаном прекрасного корабля. Он подарил аквариум с рыбками и раковину своему сыну. Пройдет немного времени, и в ней зашумит море, и нежное пение позовет отважное сердце в дорогу. Но это будет уже другая сказка.

СТРАНИЧКИ ВОЛШЕБНОЙ КНИГИ.

*Мы ответственны за тех, кого приручили.

*Ухаживай за своим маленьким другом, люби его и береги.

*Не обижай бездомных животных.

*Взаимопомощь, доброта, благородство- черты воспитанного человека.

*Придти на помощь к тому, кто слаб и беззащитен-поступок достойный уважения.

А нашему путешественнику, конечно, помогли девушки мастерицы. Они подарили ему цветную ниточку, на которой он полетел во дворец.

Наступило утро в городе вежливых жителей. Флюгерные петушки раскрыли крылышки и хотели прокричать утреннее приветствие, но солнце на небе не появилось, и они замерли. Фросик влетел в окно спальни короля Этикета.

Ваше величество, доброе утро! Скорее просыпайтесь! Очень вас прошу! Беда!– стал будить короля паучок.

Доброе утро! Кто это меня разбудил? Почему петушки молчат?– удивленно спросил проснувшийся король.

Это я, паучок Фросик. В нашем лесу появилась злая колдунья. Она заколдовала моих друзей лягушат, а пруд в болото превратила. Солнце на небе не взошло, поэтому петушки молчат.

Ты храбрый паучок. Спасибо тебе за то, что ты прилетел ко мне. Надо нам быстрее прогнать эту незваную гостью. Ты можешь спасти не только своих друзей, но и всех жителей города, ведь без утреннего приветствия петушков они не смогут проснуться. Есть волшебные слова, которых она боится. Слушай внимательно.

Король наклонился к Фросику и прошептал ему волшебные слова.

Потом он взмахнул рукой, и наш герой вмиг оказался у старого дуба и пруда, возле которого сидела колдунья.

Паучок смело опустился рядом с ней и громко произнес:

Уходи старуха вон!

Поле, лес наш дружный дом!

Будем жить, не тужить!

Будем дружбой дорожить!

Колдунья вдруг задрожала, упала на траву и превратилась в грязную лужу, которая сразу высохла. В небе появилось солнце. Вода в пруду посветлела и стала прозрачной. А лягушата весело заквакали.

Ура! Получилось! Никогда больше не возвращайся сюда!

Старый дуб и деревья зашумели, с благодарностью приветствуя Фросика. Он взобрался наверх дуба и услышал, как вдали пропели петушки. Начался новый день у вежливых жителей города.

А в волшебной книге появились новые страницы.

Сказка «РОЗОВЫЙ АНГЕЛ».

Маруся была счастлива. Наконец-то ее похвалил учитель за успехи в учебе, и ей удалось помириться с другом Ваней, с которым она накануне поссорилась. Родители отметили ее старания. Таких замечательных подарков она еще никогда не получала на Рождество. Новые игрушки заняли все ее время, даже на улицу выходить не хотелось. Мама заглянула в комнату и сказала:

Маруся, пора тебе погулять. Нельзя целый день сидеть дома. Будь умницей.

Маруся вышла на улицу. Уже вечерело. Во дворе никого не было видно. Она немного покаталась на горке и села на лавочку.

Девочка обернулась и от удивления замерла. Рядом стояли два снеговика. Черные глаза весело смотрели на нее, а рот улыбался.

Не бойся нас, девочка,- сказал один из них.- Мы тебя не обидим. Помоги нам. Нас недавно слепили из снега, и мы еще плохо знаем город. Мы должны сделать подарок ребенку, который в рождественскую ночь его не получил. Очень грустно, но такое порой случается и это не справедливо.

Снеговик достал из мешочка подарок и показал Марусе. Это был розовый ангел. Он смотрел на девочку и улыбался. У Маруси забилось сердце. Вот это игрушка! Ей вдруг так захотелось взять ее себе, что она забыла про обещание маме быть умницей. Она сказала:

Этот я.

Снеговики обрадовались и отдали ей ангела. Пока она рассматривала его, снеговики исчезли.

Неожиданно ангел перестал улыбаться. Лицо его сделалось грустным.

Ну и ладно, все равно ты мой, -сказала она и побежала домой.

Ночью ей приснился сон, что гуляет она по городу, а навстречу ей идут одни игрушки. Все они очень грустные.

Куда подевались люди? Почему по городу ходят одни игрушки?- спросила девочка у проходившего мимо кота в сапогах.

Ты, наверно, не знаешь, что попала в страну игрушек. Мы не простые игрушки. Мы -рождественские подарки. Наша главная игрушка, розовый ангел заболела. И теперь все дети не получат подарков. Но есть одна девочка, которая может все исправить.

Маруся, будь умницей!

Маруся тут же проснулась. Она вскочила с кровати и побежала к елке. Под ней было пусто! Ее рождественские подарки исчезли. Значит, это был не сон? Значит, из-за нее все дети останутся без подарков? Надо вернуть розового ангела снеговикам. Только где их искать?

Маруся быстро оделась и выбежала на улицу. Во дворе тихо падал снег. Она подошла к скамейке, возле которой встретила снеговиков и увидела девочку.

Привет, меня зовут Маруся. Ты здесь никого не видела?-спрсила она.

Девочка отрицательно покачала головой.

Я тебя не знаю. Ты из какого дома?-снова спросила Маруся.

Незнакомка тихо ответила:

Я Тая. Мы приехали с мамой недавно из деревни. Здесь в городе доктора обещали меня вылечить. Говорят у меня больное сердце.

Она отвернулась и опустила голову. Маруся быстро достала из кармана розового ангела и сказала:

Ну, конечно, обязательно вылечат. Посмотри, что у меня есть. Эта игрушка для тебя. Она принесет тебе счастье.

Розовый ангел снова заулыбался.

Два веселых снеговика выглянули из-за дома и, довольно кивнув друг другу головой, отправились за новой игрушкой.

Тихо шел снег. В город пришло Рождество.

ПРАВИЛА ВОЛШЕБНОЙ КНИГИ.

*Никогда не обманывай. Правда сильнее лжи.

* Никогда не бери чужого.

*Береги свои игрушки, не ломай их, не разбрасывай.

* Если игрушка сломалась, умей вежливо попросить взрослых ее починить.

*Делись игрушками с другими детьми.

Паучок- Фросик, по- совету старого мудрого дуба, открыл Лесную школу, в которой все желающие могли изучать правила короля Этикета. И, конечно, учеников оказалось предостаточно. Никто не хотел, чтобы злая колдунья вдруг появилась снова, а такое может произойти, если не знать или забыть правила Этикета.

Вот какие сказочные истории произошли с нашими героями. И ты, дорогой читатель, побывал в сказках тоже, ведь мы попадаем туда, когда их читаем, когда слушаем, когда рисуем. Наши сказки очень полезные и ты вернись к ним в беседах, в рисунках, в играх.