Вариант 29 в старину русские люди считали. Как жили в старину русские люди

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Прибрежные горы прикрывают долины от холодных морских ветров и деревья здесь высокие и прямые.

2) Художники и скульпторы изображали героев мифов и преданий в заученных положениях.

3) В середине 50-х годов XX века появилась необходимость выращивать не только жемчужины в моллюсках но и самих моллюсков.

4) Ни одно из живых существ наземного мира не может сравниться по красоте и яркости с коралловыми полипами.

5) Поэзия окружающей природы и жизни привлекала молодого писателя гораздо сильнее поэзии памятников старины и древних руин.

Ответ: ___________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры

С трудом я открыл дверь (1) заваленную ночным снегом (2) и (3) пробивая лопатою траншею (4) стал раскидывать белый пух этой ночи и поднимать тяжелые пласты

Ответ: ___________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

Ответ: ___________________________

18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру , на месте которой в предложении должна стоять запятая.

Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.


Ответ: ___________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифры , на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как это ни странно (1) но Фридриху Прусскому (2) который до конца жизни не мог забыть позорного поражения под Кунерсдорфом (3) так и не пришла в голову мысль(4) что решающую роль в этой битве сыграл патриотизм русского народа

Ответ: ___________________________

(1)Позвольте напомнить известное изречение: «Где наша мудрость, потерянная в знаниях? Где наше знание, потерянное в информации?»

(2)Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. (3)Ей бы полагалось стать школьным предметом, мудрости надо учить. (4)Точнее, к мудрости надобно приучать - как к осторожности суждений, воздержанию от недостаточно обоснованных утверждений, умению принимать во внимание множество факторов, опираясь на то, что рождено разнообразием исторического опыта. (5)Это больше, чем знания. (6)Это ещё и интуиция, и отвращение к самообману. (7)Мудрый человек никогда не самонадеян: он не считает конечными полученные им результаты раздумий, он допускает их ошибочность, сопоставляя их с прямо противоположными утверждениями и находя пробелы в том, что казалось бесспорным. (8)Мудрость нуждается в знаниях, но не сводится к ним.

(9)Кто-то может знать, допустим, все разновидности бабочек и ничего не смыслить в проблемах экологии. (10)Даже не интересоваться ими. (11)В таком случае человек упускает из вида связь отдельно взятой бабочки с устройством мира.

(12)3нания отвечают на вопрос «Почему?», а информация - только на вопросы «Что? Где? Когда? Как?». (13)3нание состоит из «пониманий» и является достоянием науки. (14)3нание нуждается в информации, но не сводится к ней - оно выше, поскольку знает, как проверять достоверность информации.

(15)3нание в европейской, а теперь и в общемировой научной традиции всегда противостояло мнению. (16)Мнение - это всего лишь некоторое отношение к чему-либо, а знание - это, повторю, понимание закономерности. (17)Важно не столько отстаивать непременно своё мнение, сколько думать о том, чтобы оно было доказано, хотя бы стремилось стать знанием. (18)Стремление всячески поощрять безосновательные мнения как самоцель очень опасно для растущего человека. (19)Недостаточно мыслить самостоятельно - надо ещё мыслить правильно.

(20)Вкусу к свободе, к полёту мысли надо долго учиться. (21)Вспомните: мысли у Буратино были коротенькие-коротенькие. (22)А совсем молодой Пушкин в послании другу написал такие слова: «Учусь удерживать вниманье долгих дум...»

(23)Оказывается, своя мысль требует долгого и мучительного спора с собой, внутреннего жёсткого требования проверок и перепроверок, выстраивания длинных цепочек рассуждений. (24)Их надо все удержать в круге своего напряжённого внимания - это серьёзная работа. (25)Вот что значит «удерживать вниманье долгих дум».

(26)И для некоторых людей это - удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг.


(28)Людей, очевидно, можно разделить на две категории: способных «удерживать внимание долгих дум» и тех, кто предпочитает короткие, простенькие мысли, что не мешает их самодовольству и самовлюблённости. (29)Когда поощряют необоснованные мнения, то поддерживают в человеке вот эту самовлюблённость и склонность к самообману.

(3О)Потому сегодня так важно уйти от одобрения, от поощрения коротеньких, как у Буратино, мыслей и учиться у Пушкина с его предпочтеньем «долгих дум». (По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

20. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Невнимание человека к проблемам экологии может привести к негативным социальным и экономическим последствиям.

2) Достоверность информации нуждается в проверке.

3) Единственное, чему следует учить подрастающее поколение, - это умение добывать информацию.

4) Людей можно разделить на две категории: кто умеет мыслить, удерживает, как сказал, «внимание долгих дум» и кто имеет мысли, как у Буратино, коротенькие и простенькие.

5) В истории существовало множество различных типов философии.

Ответ: ___________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 15-19 представлено рассуждение.

2) 23 и 24 предложения подтверждают суждение, высказанное в 20 предложении текста.

3) 2 предложение текста содержит описательный фрагмент.

4) В предложении 30 представлено рассуждение.

5) В предложениях 9-11 представлено описание .

Ответ: ___________________________

22. Из предложения 28 выпишите синонимы .

Ответ: ___________________________

23. Среди предложений 2-7 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания 20-23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б,В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов .

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24 . «Автор начинает беседу с читателем, используя такой приём, как (А) ________ (предложение 1). Стремясь раскрыть сложные понятия, Б. Бим-Бад прибегает к использованию такого синтаксического средства, как (Б ) ________(например, в предложениях 4, 6, 8), а также такого приёма, как (В) ________ (в предложении 16). Описывая процесс мышления, автор использует такой троп, как (Г) _________ мучительного спора», «жёсткого требования» в предложении 23)».

Список терминов:

1) литота

4) цитирование

7) парцелляция

2) фразеологизм

5) противопоставление

8) ряд однородных членов

3) эпитет

6) восклицательное предложение

9) вопросно-ответная форма изложения

Ответ:

А

Б

В

Г

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 9

Часть 1

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация , содержащаяся в тексте ?

1) В старину от поведения домового , жившего за печью , зависело благополучие хозяев дома .

2) В старину русские люди считали , что у жилого дома есть свой покровитель - домовой , который мог причинять неприятности .

3) При переезде в новый дом хозяин , стараясь избежать семейных неприятностей , приглашал домового первым войти в избу .

4) Домовой , преданию , считался хранителем дома , поэтому при переезде в новый дом хозяин первым приглашал домового .

5) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей , нужно не сердить домового .

Ответ: ___________________________

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов ).

наоборот

таким образом

во - первых

а также

ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТОВУЮ РАБОТУ.

(1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома - домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассердить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возникали ссоры. (3) (...) при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1) В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.

2) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель - домовой, который мог причинять неприятности.

3) При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, приглашал домового первым войти в избу.

4) Домовой, преданию, считался хранителем дома, поэтому при переезде в новый дом хозяин первым приглашал домового.

5) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.

2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов ).

наоборот

таким образом

во-первых

Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова ДОМ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 3. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

ДОМ , -а; м.

1) Жилое (или для учреждения) здание. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме).

2) Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д.

3) (мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами, . условиями существования. Общеевропейский д. Родина - наш общий д.

4) чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нужды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм). Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д. торговли (названия больших магазинов).

5) Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово .

сведущИй

аргумЕнт

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро ОДЕЛ спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш.

Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе.

Молодой учитель с волнением ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе.

Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения.

Посадка ЖИВОЙ изгороди - одно из лучших решений проблемы ограждения сада, которое предлагает ландшафтное проектирование.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку в образовании формы слова и запишите слово правильно.

пять АПЕЛЬСИНОВ

пара НОСКОВ

ЛЯЖЪТЕ на пол

свыше СТА километров

ИСПЕКИ пирог

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) Молодёжь любит и интересуется музыкой. 1) ошибка в употреблении прямой речи
Б) Мы скоро окончим школу и будем пробовать поступить в институт. Который находится в Воронеже. 2) нарушение границ предложения
В)Несмотря на напряжённый график работы, я давала концерты в домах отдыха, в различных культурных центрах, залах и открытых площадках. 3) ошибки в употреблении собирательных числительных
Г) Оскар Уайльд сожалел, что: «В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми» 4) стилистически неоправданное согласование сказуемого с подлежащим.
Д) Более семидесяти выпускников школы получило дипломы шоферов третьего класса. 5) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
6) ошибка, связанная с неправильным употреблением предлогов
7)) ошибка при употреблении однородных членов

Ответ:

А Б В Г Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово , вставив пропущенную букву.

в...брация

нар...щение

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова , вставив пропущенную букву.

пр...бежать, пр...забавный

ра...местить, ра...ставить

пр...город, пр...таиться

ра...пахнуть, ра…лететься

пр...гореть, пр…вратить

10. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква Е

плать..це

врач...вать

укач...вать

усидч...вый

выкрас...л

11. Выпишите слово , в котором на месте пропуска пишется буква У

пряч...щийся

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово .

Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.

Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

Пришлось объяснить ещё раз (не)понятное для учеников правило.

Но страх (не)сжал души моей.

Земля в его поместье была ещё (не)вспахана.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова .

(В)связи с тем, что этот поезд то(же) опаздывал, я сдал билеты в кассу.

Взлетает птица (в)высь, и я то(же) хочу взлететь.

Мой сосед говорил (в)растяжку и к тому(же) очень громко.

(В)течение нескольких минут они то(же) молчали.

(И)ТАК мне захотелось узнать эту историю до конца, что я сел поближе, ЧТО(БЫ) лучше слышать рассказчика.

14. Укажите цифры , на месте которых пишутся две буквы Н.

По краю поля безразлич(1)о брела лиса, но увидев мыши(2)ую норку, она настороже(3)о подняла голову, остановилась, замерла, а потом увере(4)о прыгнула вперёд.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую

1) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы.

2)Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя.

3) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

4) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

5) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

16. Расставьте знаки препинания: укажите цифры (или цифру), на месте которых в предложении должны стоять запятые (или запятая).

Перифраза - оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.

ПОВТОРЕНИЕ. ОРФОЭПИЯ.

Задание: в одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

1.бухгАлтеров шАрфы полОжил дОсуха аэропОрты 2. поднЯв сверлИт ловкА красивЕе договорЁнность 3. вероисповЕдание оптОвый прИнятый назвАлась рвалА 4. согнУтый позвалА навЕрх довезЁнный экспЕрт 5. аэропОрты ногтЯ одолжИт понЯвший слИвовый 6. сОгнутый доверхУ бралАсь зАсветло занялА 7.бАнты ненадОлго повтОренный щЁлкать давнИшний 8. Эксперт жилОсь крАны звонИшь щавЕль 9. бОроду лилА назвалАсь сверлИшь прозОрлива 10. послАла ждАла вОвремя занятА зАпертый 11. воссоздалА принЯли занялА Отрочество партЕр 12.бантЫ знАчимый поделЁнный щемИт дОнизу 13.рвалА дождАлась ободренА заселЁнный каталОг 14.бралАсь поделЁнный шарфЫ добелА плодоносИть 15. вернА обострИть прожИвший дозвОнятся квартАл 16.лгалА знАчимость красивЕйший прИнял недУг 17.сИроты гналАсь ободренА вОвремя перелилА 18.закупОрить партЕр шофЁр прИбыло досУг 19.пОручни договОренность взялА нажИвший понялА 20. прозорлИва лилАсь Отрочество пОняла жалюзИ 21.черпАть досУг цепОчка донЕльзя прожИвший

Похожая информация.


Вариант № 2450817

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома.

2) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель - домовой, который мог причинять неприятности.

3) При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, приглашал домового первым войти в избу.

4) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.

5) Для того, чтобы в новом доме после переезда не случались семейные неприятности, первым в новый дом приглашали зайти домового.


Ответ:

Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста?

Наоборот

Во-первых

Таким образом


Ответ:

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВОДА. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1. только ед. Прозрачная, бесцветная жидкость, которая в чистом виде представляет собою химическое соединение кислорода и водорода. Дождевая вода. Морская вода. Колодезная вода. Жесткая, мягкая вода. Питьевая вода. Сырая, кипяченая вода. Дайте мне стакан воды. В этой местности нет воды.

2. только ед. Водная поверхность. Путешествие по воде. Ехать водой.

|| Уровень водной поверхности. Высокая вода. Низкая вода. Вода вышла из берегов.

|| Течение (обл., спец.). Плыть против воды.

|| Путь, по которому идет гоночное судно (спорт.). Въехать в воду противника.

3. только мн. (водам и т.д.). Пространство, покрытое водой: реки, озера и болота (книжн., геогр.). Внутренние воды. Леса и воды государственного значения.

4. только мн. Струи, волны моря, реки (поэт.). «Вы же прочь теките, воды.» Пушкин. «Тень олив легла на воды.» Пушкин. «Как в море льются быстро воды, так в вечность льются дни и годы.» Державин.

5. (водам и т.п.). Напиток минеральный, газированный или фруктовый (обычно с определением). Сельтерская вода. Лимонная вода. Ижевская вода. Различные минеральные воды. Пить воды (лечиться минеральной водой).


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кухОнный

исчЕрпать

кулинАрия

Ответ:

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Задача гимнастики - ВОСПОЛНИТЬ дефицит движения, а вместе с ним и дефицит питания костей, хрящей, связок и мышц.

Все без исключения производители различных отраслей стараются оригинально ПРЕДСТАВИТЬ свои новинки.

Русский морской офицер Н. Н. Апостоли, известный конструктор фотокамер конца XIX - начала XX веков, по праву считается ЗАЧИНЩИКОМ корабельной фотографии.

Ответ:

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

о ПОЛУТОРА часах

прийти БОЛЕЕ ПОЗДНЕЕ

ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ студентами

две пары БОТИНОК

несколько ЯБЛОНЬ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение построения предложения с причастным оборотом

Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение в построении сложного предложения

1) У партизан были не только винтовки, но и пулеметы и гранаты.

2) Лекцию слушали не только внимательно, но и записывали.

3) Подрастая, дети участвуют в выполнении родительских функций: это и домашний труд, и забота о младших, и любая помощь родителям.

4) По территории парка, ставшей теперь частью заповедника, гуляло фламинго.

5) Нерки с упорством преодолевают все препятствия, проплывая многие сотни километров, пока не доберутся до места.

6) Мы спросили о том, что можем ли вдвоём выполнить одну проектную работу.

7) Дети сотрудников, имеющих какие-либо заболевания, получают льготные путёвки в санаторий.

8) Воспоминания Ильи Рутецкого посвящены его молодости, которую он провел, работая на крупном машиностроительном заводе - ЗИЛе.

9) В 1992 г. Государственный национальный парк «Беловежской пущи» включен в Список Всемирного наследия человечества.

A Б В Г Д

Ответ:

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

посв..тить (фонариком)

акк..мпанемент

сж..гание

ск…калка

бл..стательность

Ответ:

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе..толковый, во..пользоваться;

пр..лестный, пр..клеивать;

о..делаться (испугом), по..тасовывать;

без..сходность, дез..нфекция;

кар..ерный, из..ясняться.

Ответ:

эмал..вый

преодол..вать

ноздр..ватый

обеспеч..вать

вылет..вший

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

бор..шься

увид..нный

верт..шься

воспева..мый

подкле..нный

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За туманом (не)было видно огней.

(Не)каждый может точно сформулировать свою мысль.

Князя Андрея раздражал холодный, (не)пропускающий в душу взгляд Сперанского.

Глубина идеи в романе (не)разрывно сочетается с художественностью.

Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (не)надо.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет писатель делал всё, ЧТО(БЫ) опубликовать роман на родине.

Мы были (НА)ВИДУ у неприятеля, и (ПО)ЭТОМУ каждый неверный шаг мог стоить нам жизни.

У нас оставалось время до отхода поезда, (ПО)ЭТОМУ мы отправились осматривать окрестности (В)БЛИЗИ вокзала.

(НЕ)СМОТРЯ на усталость, мы отправились (НА)ВСТРЕЧУ со школьными друзьями.

(В)ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, КАК(БУДТО) воздух промыт родниковой водой.

Ответ:

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) А.С. Пушкин прекрасно знал любил и часто обыгрывал в своих произведениях традиции классицизма однако редко им следовал.

2) Идея у Солженицына выражается как посредством художественных образов так и за счёт авторских комментариев.

3) Дорога то проваливалась между горных хребтов то поднималась на округлые холмы и этот извилистый путь казался бесконечным.

4) Митька радовался и смеялся и никто даже не догадывался о его печали.

5) В темноте надо было аккуратно миновать вражеский дозор или чёрный глазок пулемётного гнезда.

Ответ:

Под солнцем (1) соперничая с ним (2) ярко светились необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.

Ответ:

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Трусость (1) несомненно (2) один из самых страшных пороков. Нет (3) философ (4) я тебе возражаю. Это самый страшный порок. (М. Булгаков)

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы слишком рано приехали на пристань (1) и (2) чтобы скоротать время до отправления теплохода (3) отправились в ближайшее кафе (4) где можно было спокойно выпить чашечку кофе и обсудить планы на ближайшие несколько дней.

Ответ:

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Отряд «Центроспас» располагает разнообразной специальной техникой и оборудованием, что позволяет эффективно проводить аварийные работы.

2) Желающие попасть на работу в отряд «Центроспас» должны пройти психологическое тестирование.

3) Конфуций утверждал, что люди абсолютно различны по своей природе.

4) Безнравственные люди, нанося удар исподтишка, часто добиваются долговременного успеха.

5) Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения.


(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад

Ответ:

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) 10-13 предложения подтверждают суждение, высказанное в 9 предложении текста.

2) Предложения 29-30 содержат описательный фрагмент.

3) В 15-16 предложениях текста представлено рассуждение.

4) Предложение 5 содержит иллюстрацию высказанного в предложении 4 суждения.

5) Преобладающий тип текста-описание.


(2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.

(29)Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

Ответ:

Из предложений 1-3 выпишите просторечное слово.


(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.

(29)Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие».


Ответ:

Среди предложений 14-17 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, форм слова и лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).


(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.

(29)Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие».


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Стремясь разобраться в причинах безнравственных поступков, автор прибегает к использованию такого приёма, как (А)_____ (предложения 16-18). Необходимость воспитывать в людях культуру автор подчёркивает с помощью такого синтаксического средства, как (Б)_____ (в предложениях 19, 20), а использование таких приёмов, как (В)_____ (предложения 23-25) и (Г)_____ (предложения 27-28), помогает подвести итог авторским размышлениям».

Список терминов:

1) сравнение

3) парцелляция

4) цитирование

5) риторический вопрос

7) вопросно-ответная форма изложения

8) ряд однородных членов

9) гипербола

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.

(29)Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

(16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».


Ответ:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Житейские, бытовые наблюдения показывают, а научная психология подтверждает, что наиболее опасные, агрессивные, разрушительные люди - люди «комплексующие». (2)Слабаки. (3)Именно они, постоянно нуждаясь в компенсации своей недостаточности, плетут интриги, строят козни, исподтишка наносят удары.

(4)Большая сила, напротив, великодушна. (5)Я знал сверхсилача, который за всю свою долгую богатырскую жизнь никого не тронул пальцем, никому не желая зла. (6)Душевная сила и благородство идут рука об руку, и это объясняет, почему в наше время благородство стало снова востребованным, ценимым и настолько широко практикуемым, что подчас превращается чуть ли не в массовую профессию.

(7)В армиях спасения умный риск и истинное благородство неразделимы. (8)Ремесло спасения естественным образом фильтрует людей по их душевным качествам. (9)В результате долго в спасателях задерживаются только сильные люди, способные защитить слабого, попавшего в беду. (10)Так, желающим попасть на работу в отряд «Центроспас» недостаточно иметь за плечами безукоризненное военное или спортивное прошлое и владеть необходимым набором специальностей. (11)«Добро» медкомиссии ещё не является залогом успеха. (12)Почти тысяча правильно выбранных ответов психологического тестирования тоже не гарантирует кандидату места в штате элитного подразделения. (13)Новичку необходимо доказать будущим коллегам в процессе стажировки, что на него в любой ситуации можно положиться, что он проявляет доброту и терпимость, необходимые в их ежедневных миссиях.

(14)Чтобы справляться со своими обязанностями, человек должен обладать благородной душой, полной лучших качеств. (15)Но почему, даже обладая добродетельными качествами, человек совершает безнравственные поступки? (16)На подобный вопрос Конфуций ответил: «Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания. (17)Человек может утрачивать благородные качества под влиянием дурного общения. (18)Поэтому, чтобы все члены общества выполняли свои гражданские обязанности и человеческие нормы, необходимо воспитывать человека в духе добродетели».

(19)Воспитание культуры, избавление от дурных манер и наклонностей нацелено против надменности, высокомерия, своеволия, злобы, зависти, чувства собственной неполноценности, недисциплинированности, излишней подозрительности, вероломства, лицемерия, двуличия, коварства, подлости и корысти. (20)Только избавившись от дурных манер и наклонностей, очистив собственную душу, изгнав из нее всё плохое, можно рассчитывать на быстрый прогресс и достижение совершенства в мастерстве. (21)Никому из людей недалёких, корыстолюбивых, жестоких, хитрых и скрытных в силу душевной ущербности никогда ещё не удавалось добиться сколь-нибудь значительных успехов, а если и удавалось, то торжество их длилось недолго. (22)В конце концов всё кончалось плачевно как для них самих, так и для окружающих.

(23)Благородный человек погибнет в окружении конкуренции и злобы? (24)Нет! (25)Именно он и победит. (26)Поскольку благородство зиждется на силе духа. (27) Чтобы побеждать в жизни, побеждать красиво и долговечно, прочно, основательно, надобно иметь высокую душу. (28)Хороший характер.

(29)Самое надёжное в нашем мире - это благородство духа. (30)Не по рождению, не по крови, а по уму и чести.

(По Б. Бим-Баду*)

*Борис Михайлович Бим-Бад (род. в 1941 г.) - академик РАО.

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.



(1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассердить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возникали ссоры. (3) (...) при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового. 1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? 1) В старину от поведения домового, жившего за печью, зависело благополучие хозяев дома. 2) В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель домовой, который мог причинять неприятности. 3) При переезде в новый дом хозяин, стараясь избежать семейных неприятностей, приглашал домового первым войти в избу. 4) Домовой, преданию, считался хранителем дома, поэтому при переезде в новый дом хозяин первым приглашал домового. 5) Чтобы не случалось у хозяев дома неприятностей, нужно не сердить домового.


(1)В старину русские люди считали, что у жилого дома есть свой покровитель, хранитель дома домовой, который живёт за печью. (2)Если домового рассердить, у хозяев начинались неприятности: пропадали вещи, дымила печь, возникали ссоры. (3) (...) при переезде в новый дом первым делом хозяин приглашал туда домового. 2. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). наоборот таким образом во-первых а также поэтому


1) Жилое (или для учреждения) здание. Каменный д. Дойти до дома. Вышел из дома. Флаг на доме. Сбежался весь д. (все живущие в доме). 2) Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Дойти до дому. Выйти из дому. Родной д. Принять в д. кого-н. Мы знакомы домами (наши семьи бывают друг у друга). Хлопотать по дому. У матери на руках весь д. 3) (мн. нет). Место, где живут люди, объединённые общими интересами,. условиями существования. Общеевропейский д. Родина наш общий д. 4) чего или какой. Учреждение, заведение, обслуживающее какие-н. общественные нужды. Д. отдыха. Д. творчества. Д. учёных. Д. ветеранов сцены. Торговый д. (название нек-рых торговых фирм). Д. моделей. Д. мебели. Д. обуви. Д. торговли (названия больших магазинов). 5) Династия, род. Царствующий д. Д. Романовых.




5. В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Соскочив с постели одновременно со звонком будильника, Антон быстро ОДЕЛ спортивный костюм и кроссовки и уже через минуту бежал вниз по лестнице, бодро насвистывая какой-то марш. Этот выдающийся учёный-физик считал себя полным НЕВЕЖДОЙ в литературе. Молодой учитель с волнением ловил на себе ПРИЗНАТЕЛЬНЫЕ взгляды ребят и продолжал проникновенно говорить обо всём, что накопилось у него на душе. Между школьниками и учителями уже в первые дни установились добрые и ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения. Посадка ЖИВОЙ изгороди одно из лучших решений проблемы ограждения сада, которое предлагает ландшафтное проектирование.




А) Молодёжь любит и интересуется музыкой. Б) Мы скоро окончим школу и будем пробоврать поступить в институт. Который находится в Воронеже. В)Несмотря на напряжённый график работы, я давала концерты в домах отдыха, в различных культурных центрах, залах и открытых площадках. Г) Оскар Уайльд сожалел, что: «В наш век люди слишком много читают, это мешает им быть мудрыми» Д) Более семидесяти выпускников школы получило дипломы шоферов третьего класса. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью










12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань. Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный. Пришлось объяснить ещё раз (не)понятное для учеников правило. Но страх (не)сжал души моей. Земля в его поместье была ещё (не)вспахана.


13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. (В)связи с тем, что этот поезд то(же) опаздывал, я сдал билеты в кассу. Взлетает птица (в)высь, и я то(же) хочу взлететь. Мой сосед говорил (в)растяжку и к тому(же) очень громко. (В)течение нескольких минут они то(же) молчали. (И)ТАК мне захотелось узнать эту историю до конца, что я сел поближе, ЧТО(БЫ) лучше слышать рассказчика.




15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую 1) Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы. 2)Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи и постепенно растворялись в шуме прибоя. 3) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина. 4) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам. 5) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.


16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые Перифраза оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.


17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Комплиментом (1) как известно (2) называется лестное, любезное замечание или краткая похвала, а умение говорить комплименты это настоящее искусство, требующее такта, остроумия и (3) конечно (4) внимательного, тёплого отношения к собеседнику.




19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань.


20. Какие из перечисленных утверждений не соответствуют содержанию текста? 1) Въезжая в новую пустую квартиру, рассказчик увидел в окне старый тополь. 2) Глядя на тополь, герой вспоминал детство и искал ответы на вопросы: кто ты? В чём смысл жизни? 3) Тополь до сих пор растёт рядом с домом рассказчика. 4) Каждую весну на тополе распускались листочки. И этот процесс рассказчик называет чудом обновления. 5) Герой ничуть не сожалеет о том, что старый тополь спилили, потому что он мог упасть и повредить дом или поранить человека.


21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) Предложения 1-2 содержат элемент повествования. 2) В 17 предложении представлено описание. 3) Предложения содержат повествование. 4) В предложении 12 представлено рассуждение. 5) В предложении 2 содержится рассуждение




23. Среди предложений 14 – 17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения и форм слова. 14)Начались осенние ливни и бури, по ночам тополь скрипел, стонал, бился ветвями о стену, словно просил защиты от непогоды. (15)Постепенно облетали листья с его верхних ветвей, а потом и с нижних. (16)Листья струились ручьями, устилая балкон, и некоторые прилипали к стеклам и с ужасом глядели в комнату, чего-то ожидая. (17)И вот уже на тополе не осталось ни одного листочка, он стоял голый, чёрный, словно обгорелый, и на фоне синего неба видна была каждая чёрная веточка, каждая жилочка, было торжественно тихо и печально в природе, негреющее солнце светило по-летнему.


24. «Вспоминая о когда-то росшем под окном тополе, Б. Ямпольский использует такие тропы, как (А) ___________ («жил тысячами тысяч листьев» в предложении 6), (Б)______________(«тополь им рассказывал обо мне» в предложении 9). Такой приём, как (В)_________________(в предложении 27), передаёт чувства автора. А такой троп, как (Г)_____________________(например, «прекрасных ветвей» в предложении 1), усиливает образность текста». Список терминов 1) ряды однородных членов 4) гипербола 7) диалектизм 2) олицетворение 5) парцелляция 8) риторический вопрос 3) сравнительный оборот 6) противопоставление 9) эпитет










































1. Укажите номера предложений, где следует поставить тире. 1. Самые счастливые люди невежды, а слава удача. 2. Федор знал, что Артем свой парень. 3. Море чудесное, синее, нежное. 4. Ты вся воплощенный испуг, ты вся вековая истома. 5. Твои речи будто острый нож. 6. Преодолеть все препятствия вот наша задача. 7. Славные люди наши соседи. 8. Ложь религия рабов и хозяев. 9. Чувствоврать себя выше людей удовольствие все-таки. 10. Старость не радость. 11. Лень и есть лень, слабость и есть слабость.


2. Укажите номера предложений, в которых неверно расставлены знаки препинания. 1. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. 2. Ты внемлешь грохоту громов, и гласу бури и валов и крику сельских пастухов. 3. Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. 4.Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. 5. Буду ли я пеною в море, или голубою мглой на горах, или вечерней тенью степной – я всегда буду помнить о тебе. 6. Гром уже грохотал и впереди, и справа, и слева. 7. Бушует полая вода, шумит и глухо, и протяжно. 8. Я люблю эти темные ночи, эти звезды, и клены, и пруд. 9. В вашем сердце есть и гордость и прямая честь. 10. Он страшно бледен был, и худ, и слаб.


3. Спишите предложения, расставьте необходимые знаки препинания. 1. Там стены воздух все приятно. 2. И кочки и моховые болота и пни все хорошо под сиянием лунным. 3. Скорбь утрат усталость боль разлуки сердца обжигающую злость все мы испытали. 4. Все и товарищи и дамы стали уверять Беликова что он должен жениться. 5. Стол кресло стулья все было самого тяжелого и бесполезного свойства. 6. Все эти люди матросы разных наций рыбаки кочегары веселые юнги портовые воры машинисты рабочие лодочники грузчики водолазы контрабандисты все они были молоды здоровы. 7. Всякий пустяк поворот шоссе ветка над забором свет фонарей все казалось значительным.



3. Спишите предложения, расставьте необходимые знаки препинания. 1. Там стены, воздух – все приятно. 2. И кочки, и моховые болота, и пни – все хорошо под сиянием лунным. 3. Скорбь утрат, усталость, боль разлуки, сердца обжигающую злость -все мы испытали. 4.Все: и товарищи, и дамы – стали уверять Беликова, что он должен жениться. 5.Стол, кресло, стулья – все было самого тяжелого и бесполезного свойства. 6. Все эти люди: матросы разных наций, рыбаки, кочегары, веселые юнги, портовые воры, машинисты, рабочие, лодочники, грузчики, водолазы, контрабандисты - все они были молоды здоровы. 7. Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей - все казалось значительным.



Заполните таблицу, приведите свои примеры. Условия обособления Какие определения обособляются Примеры Условия обособления Какие определения обособляются Примеры Если имеют значение причины, условия, уступки Согласованные и несогласованные определения, стоящие перед определяемым словом 1. Привлеченные светом, бабочки кружились около фонаря. (Бабочки кружились почему?) 2. Обычно спокойный, лектор на этот раз сильно волновался. (Лектор волновался несмотря на что?)


Условия обособления согласованных определений: После определяемого слова:Перед определяемым словом: Если это причастные обороты Прилагательные с зависимыми словами Однородные определения с союзами или без союзов С добавочным значением причины С добавочным значением уступки


Условия обособления несогласованных определений. Если стоят после определяемого слова и связаны сочинительной связью с согласованными определениями. Новенькая рубашка, белая, в черную полоску, сидела неплохо. Если относятся к личному местоимению. В одной рубахе, она быстро сошла вниз. Не обособляются, если стоят перед согласованными определениями. Бежали школьники в форменных костюмчиках, умытые, краснощекие.


Вставьте пропущенные знаки препинания. Определите, какой частью речи выражены определения. 1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом. 2. Вдруг на яркой полосе пересекающей пол промелькнула тень. 3. Утомленный ходьбой по болоту забрёл я в сарай и заснул. 4. Мать думала о бесчисленных деревнях привалившихся к земле и людях тайно ожидавших прихода правды. 5. Вдруг вся степь всколыхнулась и охваченная ослепительно голубым светом расширилась. 6. Пламя перебежало на хвою и раздуваемое ветром разгорелось со свистом. 7. Весь взъерошенный и выпачканный красками он стоял перед затянутым холстом. 8. Гонимы вешними лучами с окрестных гор уже снега бежали мутными ручьями на потопленные луга.


Запишите предложения, в которых допущены пунктуационные ошибки. Графически объясните постановку знаков препинания. 1. Впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне. 2. Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину. 3. Штабс-капитан указал мне пальцем на поднимавшуюся прямо против нас гору. 4. Уже мы различали почтовую станцию и кровли, окружающих ее саклей. 5. Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой. 6. Из угла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвижные, огненные. 7. Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая покрытую инеем гриву лошадей.



Как жили в старину русские люди. В каждом православном доме богатом и бедном были иконы – это могла быть скромная полочка или целый иконостас. Иконы были семейной реликвией и располагали их в переднем красном углу – его еще называли святой угол или божница. Там же были лампада с маслом и священное писание – жития святых, молитвослов. В домах побогаче был киот – специальный шкаф для икон. И обитатели дома читали молитвы утром и вечером В старину в сёлах текла жизнь, полная трудов. В рубленых избах и полуземлянках наши предки буквально боролись за жизнь. Они бортничали, распахивали новые земли и разводили скот, охотились и оборонялись от лихих людей. Часто в пожаре сгорали дом и имущество – тогда приходилось строить новое жильё. Свой дом русские люди строили, предварительно тщательно выбрав место: нельзя было строить дом на месте бывшей дороги или кладбища – считалось, что счастье уйдёт вскоре из такого дома. Выбрав место для будущего дома – тщательно проверяли его, не засушливое ли оно? Для этого клали на ночь сковороду дном вверх. Если за ночь под сковородой скапливалась роса – то место хорошее. И можно было строить новую избу. Первой в новый дом пускали кошку – считалось, что во время стройки в дом могли проникнуть злые духи. А кошки помогали их изгнать. Поэтому первую ночь обязательно проводили в новом доме кот с кошкой. Кстати, этот обычай дошел и до наших дней. На новоселье принято приносить в дом кошку. Огромное значение в доме имела печь. Печь и печной огонь у русских людей были на втором месте после святого угла. Рядом с печкой нельзя было говорить худые слова. В жилище сохранялась диагональ – печь – красный угол. Избы топились по-чёрному, в них было дымно. Печной угол или «куть» было традиционно женским пространством. Здесь выполнялось главное священнодействие – выпечка хлеба. В кути располагались посуда и кухонная утварь – чугуны, ухваты и пряничные доски – на Руси издавна женщины пекли пряники. Они были любимым лакомством крестьянских ребятишек. В печном углу стояли прялка и ткацкий станок. Прялка особо ценилась в крестьянском доме, потому что пряли и ткали все русские женщины, одевали всю семью, ткали полотенца и скатерти. Прялка была желанным подарком, ее хранили и передавали по наследству. Расписную прялку парень дарил своей невесте, а она хвасталась красивым подарком на посиделках, где девушки пряли. Крестьяне носили длинные домотканые рубахи и конечно лапти – аж до 20 века! Горожане ходили в сапогах и носили туфли. А еще те и другие носили шубы, однорядки и кафтаны. У женщин были сарафан, платок и пояс. Одежда была праздничная и повседневная. Русские девушки носили платья с вышивкой на рукавах и подоле, замужние женщины - юбки и понёвы с орнаментом и оберегами. Дети до 12 лет носили длинную до пят полотняную рубашку - они не разделялись до этого времени по половому признаку. В праздничной одежде преобладали два цвета орнаментов – белый и красный, который подчёркивал свет души и духовную чистоту. Девушки плели одну косу, замужней женщине после свадьбы расплетали её и заплетали две. У мужчин символом мужества считалась борода. И когда вышел указ Петра Первого стричь бороды, возникло даже восстание в Сибири. С древних времён крестьяне считали, что, обрезав волосы, у человека можно отнять и здоровье. Жили крестьяне в небольших домах. На Севере это были высокие избы с несколькими небольшими окошками. На резных наличниках часто была изображена розетка – символ жизни и счастья. На Севере под одной крышей часто находились сарай и кладовая. В Сибири тоже встречаются до сих пор такие постройки. Например, в Сузуне Новосибирской области многие дома построены по такому типу. Закрытые дворы очень удобны в морозы. И живут там потомки старообрядцев с незапамятных времен.