Валерий яковлевич брюсов кратко. Брюсов валерий яковлевич, краткая биография и творчество

Творчество В.Я. Брюсова начинают изучать школьники еще в школе, ведь его произведения оказывают огромное влияние на становление молодого поколения. Родился он в декабре 1873 года в Москве. Его семья была не очень богата, можно даже сказать, что среднего достатка. Титул рода Брюсовых - купцы. Именно поэтому краткая биография Валерия Брюсова будет полезной школьникам, чтобы осознать все его творчество.
В семье, где родился Валерий Яковлевич, он был первым ребенком. Родители уже готовые воспитывать своего ребенка. Тут же принялись за его воспитание, где считали основной реальную жизнь, а вот фантазия и вообще все художественное отодвигалось на второй план.
Что касается образования, то в семье Брюсовых была хорошая библиотека, но это были книги отца, среди которых не было места художественным книгам или просто сказкам. Эти книги. По выражению Брюсова, были только об умных вещах. От остальных книг, которые не нужны были для жизни, Валерия Яковлевича родители оберегали. Поэтому в детстве он не читал ни Пушкина, никого другого. Единственным поэтому, чьи стихи он знал в детстве наизусть, стал Н.А.Некрасов.
Юность у Валерия Яковлевича прошла спокойно и безбрежно. В 1893 году он уже окончил гимназию, в это же время он увлекается чтением. Поступает затем в Московский университет на историком – филологический факультете. Еще в 15 лет он пытается писать прозаические тексты, даже переводить. Страсть к литературе у нее постоянно возрастала, и когда ему подарили толстую тетрадь, то он стал записывать в нее стихи. Брюсов понял, что желает себя полностью посвятить литературе.
В 1892 году Валерия Яковлевич начинает с французской поэзией, он читает в основном поэтов-символистов: Верлена, Маларме, Рэмбо. Они оказывают огромнейшее влияние на его творчество. В результате этого уже в 1894-1895 годах у него выходят собственные сборники, но в них включены не только его произведения. Сборник получил название «Русские символисты». Уже тогда стало ясно, что Валерий Яковлевич очень талантлив. После этого сборники поэт выпускает и свои книги: «Шедевры», «Это – я».
Валерий Яковлевич в 1899 году оканчивает университет, и теперь все свое свободное время отдает литературе. Два года он работает секретарем в одной из редакций журнала, затем переходит в другое, только что образованное. Третья книга Валерия Яковлевича приносит ему признание поэта.
Первая мировая война приносит изменения в жизнь поэта. Он отправляется на фронт и работает в одной из газет, пишет статьи, которые посвящены военным темам. Но война вскоре не только надоедает поэту, но у него даже появляется отвращение. Его патриотизм угасает. В 1915 году, разочаровавшись, он возвращается домой. После этого он пытается найти темы для своего творчества в мирной жизни. Пишет стихи и баллады, в которых усердно старается показать душу человеческую.
После этого к нему обращаются представители Армении, и Валерий Яковлевич берется за большую работу. Уже в 20 годах выходит его работы – сборник поэтов Армении, в его оформлении и переводе.
В 1924 году, в начале октября, Валерий Яковлевич умирает в кругу семьи. Проживая в Москве. Ему еще на тот момент не исполнилось и 51 года. Его же поэзия пережила годы и века.

Валерий Брюсов – русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Также он является одним из основоположников русского символизма.

Личная жизнь

Достигнув 23-летнего возраста, молодой парень женился на Иоанне Рунт, с которой прожил до самой смерти. Детей в семье не было.

По своей натуре Брюсов был весьма собранным, целеустремленным и волевым человеком. Однако в то же время он проявлял слабость к азартным играм, ночным ресторанам, эротике и т.д.

Его первые три сборника назывались «Русские символисты». В них были размещены переводы некоторых французских символистов, а также стихи начинающих поэтов.

Следующими сборниками стали «Это я», «Романсы без слов» и «Шедевры».

Вскоре из-под его пера выходят сборники стихов «Третья стража», «Венок», и «Все напевы».

Стихотворения Брюсова насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствует любовь, политика, философия и частные проблемы человека.

Интересен факт, что его творчество оказало влияние на таких поэтов, как , Сергей Соловьев и Андрей Белый.

Поэт никогда не останавливался на чем-то одном, и постоянно экспериментировал со стилем.

Например, в более позднем его творчестве прослеживались идеи урбанизма, когда речь заходила о больших и высокоразвитых .

Литературное окружение

В конце 90-х годов Брюсов познакомился с такими известными литераторами, как , Гиппиус, Минский, Сологуб и др.

В 1899 г. он был руководителем книгоиздательства «Скорпион», в котором публиковались произведения деятелей «нового искусства».

Следующим местом работы в биографии Брюсова стал журнал «Весы», в котором он был главным редактором.

Достигнув вершины писательского мастерства, Брюсов стал одной из самых заметных фигур русской литературы. Его называли «императором символизма».

В 1909 г. журнал «Весы» закрыли, вследствие чего Валерий Брюсов начал работать в отделе критики издания «Русская мысль».

Там он публиковал свои и чужие произведения, написанные в стиле символизма, целью которых было разрушение обособленности символической школы в литературе.

Исторические романы и концепции

Всегда занимала одно из центральных мест в биографии Брюсова. Он старался давать объективную оценку любым событиям, происходящим, как в России, так и за рубежом.

Революцию 1905 г. он воспринял как неминуемое уничтожение культуры прошлого. Одновременно с этим он не отрицал возможности собственной гибели, поскольку был частью старого мира (см. стих «Грядущие гунны»).

Со временем Брюсов потерял интерес к политическим событиям. Вместо этого он начал активно изучать закономерности исторических процессов.

В своих сочинениях «Алтарь победы» и «Огненный ангел» он в подробностях описывал различные эпохи, стараясь показать кризисное состояние мира посредством исторических аналогий.

В начале Первой мировой войны, поэт был пропагандистом патриотизма. Однако работая военным корреспондентом и воочию увидев все ужасы войны, он пересмотрел свои взгляды.

Переводческая деятельность

В 1898 г. Брюсов познакомился с Бартеневым, который был главредом журнала «Русский архив».

В результате между ними завязались дружеские отношения, и в скором времени Валерий Яковлевич начал работать в его издании.

Практически все рабочее время он занимался переводами, причем с каждым годом его переводы становились все более качественными и детальными.

После революции

После Октябрьской революции, главным организатором которой был , Брюсов принял власть большевиков.

Тогда же в его биографии произошли серьезные перемены.

Он стал главой Комитета по регистрации печати. В скором времени ему доверили должность председателя президиума Союза поэтов.

В 1919 г. Валерий Яковлевич стал членом РКП, а уже через год основал литературно-художественный университет.

Он читал лекции студентам, а также продолжал публиковать статьи направленные на развитие литературы.

В своем сборнике «Сны человечества» Брюсов опубликовал произведения армянских и латинских поэтов, а также японские танка.

Он серьезно размышлял о проблемах стиховедения, после чего написал труд, в котором подробно рассматривал данную тему.

Последние стихи

В последние годы жизни Брюсов не переставал экспериментировать с различными стилями написания стихов.

Интересен факт, что в его последних работах присутствует научная поэзия, основоположником которой был французский поэт Гилем.

К подобным стихотворениям можно отнести «Явь», «Мир N измерений» и «Мир электрона».

Многие современники Валерия Брюсова не понимали его произведений из-за их чрезмерной сложности. Однако это в очередной раз говорило о его таланте и существовании уникальных приемов стихосложения.

Наследие Брюсова

За свою биографию Брюсов написал не только множество стихов символизма. Также он получил известность как прекрасный переводчик английских, французских, немецких, итальянских и античных поэтов.

Кроме этого, ему удалось написать целый ряд критических статей, помогающих лучше понять качество тех или иных произведений.

Брюсов оставил глубокий след в русском литературоведении, а также стал автором новых форм стиховедения.

Смерть

Валерий Яковлевич Брюсов умер 9 октября 1924 г. в возрасте 50 лет. Причиной его смерти стало воспаление легких. Могила великого поэта-символиста находится на Новодевичьем кладбище.

Если вам понравилась биография Брюсова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – обязательно подписывайтесь на сайт сайт .

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) - известный русский поэт, прозаик и драматург, ярчайший представитель и основоположник символизма. Он запомнился многим как «пророк» и «маг», законодатель вкусов отечественного символизма, нередко представавший на публике в полностью застегнутом черном сюртуке.

Его литературная деятельность отличается огромным размахом. Журналист, критик, издатель, исследователь стиха, организатор и вдохновитель литературной жизни - это далеко не полный перечень его жизненных пристрастий и увлечений. Но главная его стезя - поэзия. Многие стихи Брюсова проникнуты внутренними скитаниями и неутомимым желанием двигаться вперед, наперекор судьбе.

Ранняя биография

Валерий Брюсов родился 1(13) декабря 1873 года в Москве. Его отец был довольно преуспевающим торговцем. Родители будущего поэта Матрена Александровна и Яков Кузьмич были увлечены идеями рационализма, активно пробивавшего себе дорогу в либеральные времена Александра II. С раннего детства Валера был окружен заботой и вниманием, а в его воспитании и становлении как личности большую роль сыграли книги. Причем их направленность носила ярко выраженный материалистический характер, поэтому Брюсов с малых лет был знаком с теорией Дарвина, биографиями Кеплера и Ливингстона, а также стихами Н. Некрасова. Благодаря этому у него были хорошо развиты пытливость и любознательность.

В 11-ти летнем возрасте Валерия отдают учиться сразу во второй класс частной гимназии Ф. Креймана. Но фоне многих сверстников он выглядел настоящей белой вороной, отличаясь широчайшим кругозором, великолепной памятью и мышлением. Интересы Брюсова были довольно разносторонними: любимыми предметами мальчика наряду с литературой были философия и астрономия. Лет с 13 он увлекся литературным творчеством и начал писать книги. Со временем у Валерия появился свой круг общения, и юноша смог порвать с одиночеством.

Студенческие годы и проба пера

В 1892 году Брюсов поступает на историко-филологический факультет Московского университета, где всерьез занимается изучением литературы, искусства, древних языков, истории. В это время он с упоением читает стихи французских символистов Верлена, Маларме, Рэмбо, которые оказали существенное влияние на его творчество.

В 1894-1895 годах Валерий подготовил три поэтических сборника под названием «Русские символисты», изданные в виде трех тонких брошюрок. Они стали своеобразным манифестом отечественных символистов, показавших свое поэтическое лицо. Позднее Брюсов с горестью вспоминал, что «стал героем мелких газет и...бойких фельетонистов». Действительно, только ленивый не прошелся с критикой по опубликованным в сборнике стихам. С самого начала он был окутан ореолом мистификации - формально издателем трудов выступил некто Владимир Маслов, которого на самом деле никогда не существовало. Основу «Русских символистов» составили произведения самого Брюсова, которые он подписывал различными псевдонимами (Даров, Созонтов, Фукс и другие). Автор с напором, достойным уважения, защищал символизм и всегда пытался отстаивать его принципы в горячих спорах.

В 1895 году Брюсов издает новый сборник «Шедевры», в котором представил на суд читателей собственные стихи. Подобное название всерьез смутило многих критиков, ведь назвать свои первые произведения столь громким именем рискнет не каждый. Поэзия Брюсова поразила своей необычностью, граничащей с провокацией. Его непривычные образы в полной мере подчеркнули яркий индивидуализм и субъективизм автора. Спустя два года увидела свет новая книга автора «Это - я». Здесь уже отчетливо просматриваются признаки зрелой поэзии Валерия Яковлевича с его интересом к урбанизму и науке. Кроме того, Брюсов демонстрирует принцип «искусство для искусства», проявившийся в некой возвышенности поэта над реалиями и желанием оторваться от мира. В одном из стихотворений он написал:

Тень несозданных созданий
Колыхается во сне
Словно лопасти летаний
На эмалевой стене

Поэт-символист

В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. Вскоре владелец текстильного предприятия С.А. Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья».

Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». В нем публиковались как многие известные авторы той эпохи, так и представители русской классики. Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Тем не менее со временем стало наблюдаться обособление тематики публикаций в сторону поэзии символизма. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием.

Занимаясь с увлечением редактурой и издательской деятельностью, поэт не забывает о творчестве. Именно в начале XX века он пишет одни из самых сильных сборников «Граду миру» и «Венок». В первом автор, предвосхищая урбанизм В. Маяковского, посылает хвалу и проклятие капиталистическому городу. Привычные резкие формы и острые метафоры Брюсова пророчествовали о скором будущем и находили горячий отклик у читателей.

Ты гнешь рабов угрюмых спины
Чтоб исступлены и легки
Ротационные машины
Ковали острые клинки!

Тема современного города в поэзии Брюсова тесно переплетается с судьбами человечества, с анализом прошлого и предвосхищения будущего. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Основную канву сборника составляют стихи на историко-мифологические темы, в которых автор упоминает имена Данте, Орфея, Клеопатры. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.

В период 1900-1915 годов из-под пера поэта выходят три поэтических сборника: «Семь цветов радуги», «Все напевы» и «Зеркало теней», в которых критики обнаружили повторы самого себя, вместе с этим отмечая более простой и понятный поэтический язык автора.

Поэт в России – больше, чем поэт

В это время появляется первая проза Брюсова. Он пишет серию рассказов «Земная ось», где предлагает читателю через призму характеров своих героев помочь ощутить некую земную ось, пронзающую бытие и являющуюся абстрактной гармонией этого противоречивого мира. В 1908 году Валерий Яковлевич представляет роман «Огненный ангел», признанный одним из самых загадочных произведений своего времени. В нем переплетается автобиография поэта с мистическими мотивами и историей. Брюсов проводит аналогии между существованием грешников-оккультистов, обреченных на мученическую гибель в процессе поисков новых знаний, и судьбой современного ему общества.

В 1909 году Брюсов всерьез обратился к творчеству Н. Гоголя, проведя исследование его произведений на предмет наличия и раскрытия фантастической тематики. Свою работу «Испепеленный: К характеристике Гоголя» он представил в виде доклада, который был прочитан на заседании Общества любителей русской словесности.

Брюсов известен в широких кругах как талантливый переводчик. Специально для театра В. Комиссаржевской он представил русскоязычные версии множества произведений, среди которых «Амфитрион» Мольера, «Лилюли» Р. Роллана, «Елена Спартанская» Э. Верхарна, «Герцогиня Падуанская» О. Уайльда и другие. В его коллекции есть переводы произведений Гете, Метерлинка, Байрона, По. Во время Первой мировой Валерий Яковлевич отправился на фронт, где работал корреспондентом одного из петербургских изданий «Русские ведомости». В 1917 году Брюсов пробует себя на ниве либеральной публицистики. Сразу после отречения Николая II он пишет статью «О новом русском гимне», в которой призывает создать торжественную песнь. «Нужна краткая песнь, которая...магией искусства объединила бы всех собравшихся в одном порыве» , - писал поэт.

В союзе с новой властью

В отличие от многих деятелей искусства Брюсов признал Советскую власть и даже вступил в ряды коммунистической партии. Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Так, в период 1917-1919 годов он стоял во главе Комитета по регистрации печати, заведовал Московским библиотечным отделом, а затем трудился в Государственном издательстве. Он был организатором, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института, позднее получившего его имя. Поэт участвовал в работе над первым изданием Большой советской энциклопедии в качестве редактора литературного отдела.

За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника - «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает совершенно иной Валерий Брюсов. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм». Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года.

Личная жизнь

Как истинно творческий человек, Брюсов нередко искал вдохновение в общении с противоположным полом. Законной супругой поэта стала обычная гувернантка Иоанна Рунт, которую он любил до безумия, что не мешало ей периодически изменять. Она так и не оставила наследников, так как во время беременности у нее случился выкидыш. Позднее у Брюсова случились бурные романы с поэтессой Н. Петровской, бывшей возлюбленной А. Белого и Н. Львовой, трагически ушедшей из жизни после разрыва с поэтом.

Русская литература Серебряного века

Валерий Яковлевич Брюсов

Биография

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873 - 1924), поэт, прозаик, теоретик литературоведения, переводчик.

Родился 1 декабря (13 н.с.) в Москве в зажиточной купеческой семье. Отец будущего поэта воспитывал сына в духе передовых идей шестидесятничества. Брюсов вспоминал: «Над столом отца висели портреты Чернышевского и Писарева. Я был воспитан… в принципах материализма и атеизма». Особо чтимым поэтом в семье был Н.Некрасов.

Учился в московской частной гимназии Ф. Креймана, затем перешел в гимназию известного педагога Л. Поливанова, оказавшего заметное влияние на будущего поэта. Уже в тринадцать лет Брюсов решает стать писателем. Круг интересов гимназиста Брюсова - это литература, история, философия, астрономия. Поступив в 1892 в Московский университет на историческое отделение историко-филологического факультета, он углубленно изучает историю, философию, литературу, искусство, языки (древние и современные).

В конце 1892 молодой Брюсов знакомится с поэзией французского символизма - Верлена, Рэмбо, Маларме, - оказавшей большое влияние на его дальнейшее творчество. В 1894 - 95 он составляет небольшие сборники «Русские символисты», большая часть которых была написана самим Брюсовым. Некоторые из этих стихов говорили о таланте автора.

В 1895 издает книгу «Шедевры», в 1897 - книгу «Это - я» о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899, окончив университет, полностью отдается литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала «Русский архив». После организации издательства «Скорпион», которое стало выпускать «новую литературу» (произведения модернистов), Брюсов принимает активное участие в организации альманахов и журнала «Весы» (1904 - 09), лучшего журнала русского символизма.

В 1900 вышла книга «Третья стража», после которой Брюсов получил признание как большой поэт. В 1903 публикует книгу «Граду и миру», в 1906 - «Венок», свои лучшие поэтические книги.

В последующие годы поэзия Брюсова становится более камерной, появляются новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник «Все напевы», 1909; книга «Зеркало теней», 1912).

В годы первой мировой войны Брюсов находится на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, пишет патриотические стихи, но скоро возвращается с фронта, поняв всю бессмысленность этой войны для России.

Октябрьскую революцию Брюсов принял и поставил ей на служение свой талант организатора новой культуры. Его деятельность в этом направлении была энергичной и разноплановой. Поэтическое творчество тоже было очень напряженным и продуктивным: в начале 20-х годов им было выпущено пять книг новых стихов, среди которых лучшая - «В такие дни» (1921). Известен как выдающийся переводчик, особое место занимают переводы армянской поэзии и стихотворений Верхарна. Брюсов много сделал в изучении русского языка, внес заметный вклад в исследование творчества Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и др. В советское время в Московском университете читал курсы лекций по античной и новейшей русской литературе, по теории стиха и латинскому языку, по истории математики, вел семинары по истории Древнего Востока и др. М. Горький назвал Брюсова «самым культурным писателем на Руси». 9 октября 1924, не дожив до 51 года, Брюсов умер в Москве.

«ИЗ СУМРАКА ВЫШЕДШИ К СВЕТУ…"

(О творческом пути Брюсова-поэта)

В искусстве важен искус строгий.

Прерви души мертвящий плен

И выйди пламенной дорогой

К потоку вечных перемен.

В. Брюсов

Литературная деятельность Валерия Брюсова поражает своей многогранностью. Он известен как автор повестей и романов, драматург, переводчик, теоретик искусства, историк литературы и литературный критик, исследователь стиха, журналист, редактор, педагог, организатор литературной

Жизни… Но в сознании современников и последующих поколений он был и остался прежде всего поэтом. И действительно, самое важное и значительное в

Обширном литературном наследии Брюсова - это его поэтическое творчество.

Читая стихи Брюсова, нельзя не обратить внимания на упорно повторяющийся из сборника в сборник, из года в год мотив - образ пути, путника, скитаний по бездорожью или неустанного движения вперед, трудного восхождения.

Уже в стихах раннего периода, в 90-х годах, постоянно встречаются такого рода признания и автохарактеристики:

Мы путники ночи беззвездной,

Искатели смутного рая. (1895)

Или такие призывы:

А вот строки 900-х годов:

Все каменней ступени,

Все круче, круче всход. (1902)

И в 1910-х годах, накануне больших исторических событий, опять:

Не знаю, но иду; мечу свой факел ввысь;

Ступени бью ногой; мой дух всхожденьем хмелен. (1914)

И наконец, после Октября вновь:

Пойду, громам нежданным рад,

Ловя все миги и не сетуя,

Отцветший час бросать назад. (1921)

Число таких цитат можно увеличить во много раз.

Путь этот, о котором постоянно говорит поэт, был непростым и нелегким, он изобиловал многочисленными изгибами и поворотами, подъемами и срывами.

Откуда же и куда он вел?

Валерий Яковлевич Брюсов родился в 1873 году в Москве в купеческой семье, которая имела свои истоки в крепостном крестьянстве, а среднее

Поколение ее было уже затронуто влиянием передовых демократических и научно-материалистических идей 60-х годов. Но 60-е годы были уже в прошлом.

Отрочество Брюсова приходится на сумрачные 80-е годы, а юность - на начало 90-х. Сам поэт впоследствии так характеризовал эпоху, когда начиналась его

Сознательная жизнь и формировались его взгляды:

Я вырастал в глухое время, Когда весь мир был глух и тих. И людям жить казалось в бремя, А слуху был не нужен стих.

Это было время тяжелой политической реакции, вырождения и измельчания традиций освободительного движения, разочарования в них, исчезновения

Интереса к социальным вопросам у значительной части интеллигенции, распространения теории «малых дел», роста обывательских настроений. Конечно,

В недрах общества уже пробуждались и формировались новые социальные силы, готовился переход к новому, пролетарскому этапу революционного движения,

Однако молодой Брюсов, подобно большинству людей своей среды, был далек от тех общественных слоев, еще не видел этих процессов.

Обратим внимание на то, что в цитированных строках поэта говорится не только о политическом, но и о литературном безвременье. Если обратиться к

Поэзии тех лет, то мы увидим, что она действительно переживала явный упадок, идейное оскудение. В стихах подавляющего большинства поэтов преобладали

Мелкотемье, банальность, тусклое эпигонство, вялая, невыразительная форма, способная только дискредитировать любое общественное содержание.

В такой общественной и литературной обстановке начиналась поэтическая деятельность Брюсова.

Его ранние стихи были во многом порождены этим временем. На них наложила печать душная атмосфера тогдашней буржуазно-интеллигентской среды,

Лишенной настоящих гражданских идеалов и интересов, больших идей и устремлений. Отсюда крайний индивидуализм и эгоцентризм, нашедший отражение

В этих стихах, аполитичность, демонстративное игнорирование социальной тематики.

«Я чужд тревогам вселенной», - откровенно заявлял поэт. А в другом стихотворении признавался: «Я не знаю других обязательств, / Кроме

Девственной веры в себя».

Вместе с тем молодому Брюсову было свойственно стремление как-то оттолкнуться от окружающей его среды с ее тусклым бытом, с ее трафаретной

Моралью, с ее шаблонным искусством, лишенным яркости и смелости. Начинающий поэт хотел найти какие-то новые пути, чувствовал потребность сказать

Какое-то новое слово. Первые шаги в этом направлении подсказала ему

Тогдашняя зарубежная литература.

В то время на Западе, и прежде всего во Франции, складывалось и развивалось новое течение в области поэзии, получившее известность под

Именем символизма или декадентства (от французского слова decadent - упадочный), поскольку его представители выражали преимущественно минорные

Настроения усталой души, утомленной от столкновения с грубой, прозаической действительностью. Стихи этих поэтов (П. Верлена, С. Малларме и других)

Произвели сильное впечатление на молодого Брюсова новизной, необычностью художественных средств, умением тонко передать разные оттенки сложных и

Противоречивых переживаний современного человека.

Увлеченный такими примерами, Брюсов задумывает стать вождем и организатором «новой поэзии» в России. В 1894 - 1895 годах он выпускает три

Небольших сборника под названием «Русские символисты», наполняя их преимущественно своими стихами и под своим именем и под разными

Псевдонимами. За этими сборничками, которые должны были продемонстрировать появление новой поэтической школы и в России, вскоре последовали

Персональные сборники молодого поэта с претенциозными иноязычными названиями: «Chefs d’oeuvre» («Шедевры», 1895) и «Me eum esse» («Это - я»,

Чем же характеризовался этот ранний период брюсовского творчества? Наиболее отчетливо свою поэтическую платформу, свою тогдашнюю эстетическую

Позицию Брюсов формулирует в известном стихотворении «Юному поэту», содержащем три призыва: «никому не сочувствуй», «не живи настоящим»,

«поклоняйся искусству, только ему, безраздумно, бесцельно». Строфы этого произведения приобрели значение манифеста декадентской поэзии с ее

Ультраиндивидуализмом, оторванностью от общественной жизни, с ее откровенным аморализмом и отказом от гуманистических принципов, с ее культом

Самодовлеющего искусства.

Уходя от неприглядной действительности, поэт погружается то в мир неясных видений и бесплодных фантазий, то в душную сферу каких-то изломанных

И болезненных переживаний, то в географическую и историческую экзотику. В его стихах на каждом шагу встречаются необычные, причудливые образы. Так, стихотворение о Москве начинается строкой: «Дремлет Москва, словно самка спящего страуса», а стихотворение о любви словами: «Моя любовь - палящий

Я помню: в ранней тишине Я славил жгучий полдень Явы, Сон пышных лилий

На волне, Стволы, к которым льнут удавы, Глазам неведомые травы, Нам

Неизвестные цветы…

М. Горький еще в 1900 году имел основание сказать о Брюсове, что он «является перед читателем в одеждах странных и эксцентрических, с

Настроениями неуловимыми».

Конечно, далеко не всё из декадентского реквизита первых брюсовских сборников следует воспринимать всерьез и считать выражением подлинных

Переживаний поэта. Здесь было много от стремления бросить вызов привычным эстетическим нормам, заставить обратить на себя внимание, эпатируя публику

Из «приличного» общества, привыкшую к чинной, шаблонной и в подавляющей своей части совершенно тусклой поэзии тех лет. Отсюда и пресловутое

Однострочное стихотворение «О, закрой свои бледные ноги», и «месяц обнаженный» (из стихотворения «Творчество»), который всходит «при лазоревой

Луне», и другие экстравагантные образы и мотивы.

Сам Брюсов признавался, что в своих стихах он подчас демонстрировал «намеренное затемнение смысла», «мальчишескую развязность», «щегольство

Редкими словами» и т. п. на манер некоторых западных поэтов. А в своем дневнике 1896 года он обещал, что его очередная книга «будет гигантской

Насмешкой над человеческим родом».

Неудивительно, что его тогдашние выступления вызывали недоумение читателей, возмущение рецензентов, многочисленные пародии. Брюсову удалось

Настолько «раздразнить гусей», что ему на ряд лет был прегражден доступ в большую печать.

Если бы Брюсов остановился на этом этапе своего поэтического развития,

То в книгах по истории литературы он упоминался бы лишь мелким шрифтом как один из оригинальничающих представителей декадентской поэзии и, конечно, не

Представлял бы для нас сегодня существенного интереса.

Но самого поэта отнюдь не удовлетворяли его стихотворные опыты того времени. «Мы были дерзки, мы были дети», - скажет он вскоре о выпусках

«Русских символистов». Своему соратнику по символизму Константину Бальмонту он напишет об этих сборничках: «Вы хорошо знаете их значение, то есть

Отсутствие их значения». А «Шедевры» получат такую беспощадную оценку автора в следующем же сборнике: «Верь мне: давно я считаю ошибкой бедную книгу

Мою». И впоследствии зрелый Брюсов назовет свои ранние стихи «не вполне

Удачными пробами несколько заносчивого юноши».

Уже с третьего сборника, вышедшего на рубеже XIX и XX веков, - «Tertia Vigilia» («Третья стража») - у Брюсова начинается процесс активного

Преодоления декадентства. И в этом ему помогает обращение к примеру, опыту, завету великих писателей прошлого, и прежде всего Пушкина, исследованием

Творчества которого он уже тогда стал заниматься и преклонение перед которым он пронес через всю жизнь.

У Пушкина Брюсов ищет и находит ответ на вопрос, каким должен быть поэт. В его дневнике за 1897 год мы читаем такую запись: «Поэт должен

Переродиться, он должен на перепутье встретить ангела, который рассек бы ему грудь мечом и вложил бы, вместо сердца, пылающий огнем уголь. Пока этого не

Было, безмолвно влачись «в пустыне дикой»…"

Влачась в течение нескольких лет в пустыне декадентского искусства, Брюсов уже томился и жаждал обновления. На путях преодоления эгоцентрической

Ограниченности декадентства с его узкокамерной лирикой поэт обращается к тому, что он сам называл «лирической эпикой». И материал для нее он находит

Сначала лишь в прошлых веках.

Историк по образованию и по своим научным интересам, Брюсов в высокой степени обладал, по определению Горького, «тонким и редким даром

Проникновения в прошлое». Для него история была не «страной могил», а «знакомым миром», с которым он «одной душой когда-то жил».

В сборнике «Третья стража» главное место занимает большой отдел «Любимцы веков». В нем даны выразительные образы именованных и безымянных исторических и легендарных героев разных стран и эпох. Здесь и суровый воин, не представляющий себе жизни вне битв («Старый викинг»), и поэт, идеалы

Которого вступают в острый конфликт с действительностью («Данте»), и древний наблюдатель природы, стремящийся постичь «таинства миров» («Халдейский

Пастух»).

Правда, Брюсов подходит к изображаемым явлениям прошлого еще с чисто эстетическими критериями, он любуется сильными характерами и яркими

Личностями независимо от их социального и морального облика. И в числе «любимцев веков», которые привлекают поэта, оказывается, например, и

Жестокий восточный деспот Ассаргадон, который «воздвиг свой мощный трон» «на

Костях врагов».

Но уход в прошлое и поэтизация его «властительных теней» свидетельствуют, несомненно, о том, что Брюсов не находил настоящего героя в

Современности, что в окружающем его буржуазно-мещанском обществе он видел преимущественно тусклое прозябание, вызывавшее его осуждение и отвращение:

Мы к ярким краскам не привыкли, Одежда наша - цвет земли; И робким взором мы поникли, Влачимся медленно в пыли А мне что снится? - дикие

Крики. А мне что близко? - кровь и война. Мои братья - северные владыки, Мое время - викингов времена.

Наметившееся в «Третьей страже» устремление из камерного, узколичного мирка в большой мир с его делами и интересами находит воплощение и в

Следующем сборнике - «Urbi et Orbi» («Граду и миру»), самим заглавием которого поэт показывает, что он обращается теперь не к узкому кружку своих

Единомышленников, а к более широкому кругу читателей.

В таких стихотворениях, как «Побег», «Работа», Брюсов в значительной степени предвосхищает тему блоковской поэмы «Соловьиный сад». Лирический герой первого стихотворения, заслышав трубный зов, бежит из пышного алькова, в котором он спал сладким сном, в жизнь с ее шумом, тревогами и заботами. В

Повседневную жизнь, наполненную тяжелой работой, уходит и герой второго стихотворения. Сбрасывая «порфиру с плеч», он берется за плуг, лопату и

Для Брюсова, великого труженика, работа всегда была главным смыслом жизни. Теперь он прославляет труд и в стихах. И поэтическое, литературное

Творчество он - как бы в полемике с поэтами романтико-идеалистического склада - представляет в виде напряженного труда, в образе вспашки поля, а поэтическую мечту - в образе вола, тянущего тяжелый плуг.

Недавно заявлявший в своих стихах: «Я действительности нашей не вижу, / Я не знаю нашего века», Брюсов теперь поворачивается лицом к современной

Действительности, жадно впитывает в себя ее впечатления. В его поэзию входит тема большого города, появляются и занимают значительное место картины

Городской жизни с ее шумами, грохотом, движением людских толп и быстро мчащихся экипажей, с ее соблазнами и противоречиями. Он прославляет

Современный город, поет ему дифирамбы и в то же время он видит его язвы и уродства. Брюсов становится первым поэтом-урбанистом в русской поэзии XX

Века. Влияние Верлена сменяется воздействием певца города Верхарна, с чьими произведениями Брюсов знакомит тогда же русских читателей в своих

Великолепных переводах. Прежде для Брюсова было характерно признание: «Бреду в молчанья одиноком». Теперь он записывает в дневнике: «Иду к людям,

Сливаюсь с людьми, братаюсь с ними». В его стихах о городе все сильнее звучат социальные мотивы, все больше внимания уделяется судьбе обездоленных

Городских низов. В это время Брюсов создает свое знаменитое стихотворение «Каменщик» - о рабочем, который вынужден воздвигать тюрьму, где будет

Томиться в заключении, может быть, его же сын. А вскоре поэт выразит горькую жалобу другого каменщика:

Камни бьем, чтоб жить на свете,

И живем, - чтоб бить…

Горе тем, кто ныне дети,

Тем, кто должен быть!

После выхода «Третьей стражи» М. Горький писал Брю-сову: «Вы, мне

Кажется, могли бы хорошо заступиться за угнетенного человека». Горький не

Ошибся. Тема угнетенного человека появляется у Брюсова и там, где он

Обращается к историческому прошлому. Например, в стихотворении «Гребцы

Триремы» он говорит от имени пленных рабов, прикованных к веслам и своими

Усилиями двигающих корабль, на палубе которого наслаждаются жизнью баловни

Усиливающийся демократизм поэзии Брюсова проявляется и в его попытках

Имитировать формы современного фольклора, и прежде всего городского. Так

Появляется цикл его «Песен», среди которых две носят название «Фабричная».

Обострению внимания поэта к социальной проблематике мощно

Способствовала вся общественно-политическая обстановка тех лет,

Предшествовавшая революционному взрыву 1905 года, и особенно сама революция.

Еще не так давно Брюсов призывал не жить настоящим и проповедовал

Бесстрастие. Теперь его глубоко волнуют развертывающиеся большие

Политические события. Брюсов становится продолжателем традиций русской

Классической поэзии. Подхватывая лермонтовское сравнение поэта с кинжалом,

Он называет себя «песенником борьбы» и утверждает:

Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры.

Как яркий гражданский поэт большой силы, Брюсов выступает в сборнике

«Stephanos» («Венок»), вышедшем как раз в дни вооруженного Декабрьского

Восстания 1905 года. Важнейший раздел этого сборника называется

«Современность».

Брюсов клеймит презрением буржуазных либералов, половинчатых

Постепеновцев, «довольных малым», удовлетворяющихся жалкими уступками со

Стороны царского режима. Со всею искренностью он готов прославлять «океан

Народной страсти, в щепы дробящий утлый трон».

Правда, надвигающаяся революция привлекает его, главным образом, своей

Разрушительной стороной. Революционеров он называет."близкими», но заявляет:

Ломать - я буду с вами, строить - нет!

Это дало В. И. Ленину основание определить тогдашнюю общественную

Позицию Брюсова как позицию «поэта-анархиста».

Изменение содержания поэзии Брюсова и всего его мировосприятия привело

И к изменению его поэтического стиля. Уже в своем раннем стихотворении

«Сонет к форме» Брюсов выразил свое тяготение к «отточенной и завершенной

Фразе», к «стройности сонета». Но в его ранних сборниках в стиле, в языке,

Во всей поэтической манере было много импрессионистически неясного,

Расплывчатого, смутного, неопределенного. У зрелого Брюсова стих становится

Мужественным, чеканным, кованым, образы - выпуклыми, четкими, скульптурными,

Фраза приобретает завершенный, афористический характер. Эти качества

Подчеркивают почти все, характеризовавшие его поэзию зрелых лет. Так, Андрей

Белый назвал Брюсова «поэтом мрамора и бронзы», он писал о его «звенящих,

Металлических строках», о «словах сильных, как удары молота». А. В.

Луначарский отмечал у Брюсова «граненую точность образов», «весомость каждой

Строки и строфы и прекрасную архитектур-ность целого». И сам Брюсов считал

Достоинством своих стихов именно «сжатость и силу», «предоставляя нежность и

Певучесть - Бальмонту».

Конечно, творчество Брюсова 1900-х и 1910-х годов очень противоречиво.

Не раз он имел основание повторить слова

Одного из Своих стихотворений: «Опять душа моя расколота». В сборниках

И поры его расцвета можно найти немало рецидивов неизжитого декадентства.

Здесь и гипертрофированная эротика, восприятие любви как темной,

Разрушительной страсти, и утверждение рокового одиночества человека, и

Чувство пресыщения жизнью (одно из стихотворений так и называется - «Скука

Жизни»), и прославление «блаженства смерти». Да, Брюсов мог сказать о себе,

То поклонялся тем, что ярче, что телесней,

То трепетал в предчувствии теней.

Любимые герои Брюсова и в его «лиро-эпических» произведениях - те, чей,

По мнению поэта, «прекрасен ясный жребий - / просиять и умереть», - очень

Различны. Наряду с Энеем, который устремился навстречу высокому подвигу,

Покинув ложе нег, «исторгнув помыслы любви», поэт прославляет триумвира

Антония, из-за любви к египетской царице Клеопатре нарушившего свой долг

Государственного деятеля и полководца. «О, дай мне жребий тот же вынуть!» -

Восклицает Брюсов, заканчивая это стихотворение.

И все же в сознании и поэзии Брюсова над декадентским,

Пессимистическим, индивидуалистическим все больше торжествовало иное,

Героическое, жизнеутверждающее, гуманистическое начало. Поэт все чаще

Прославляет человека-творца, неутомимого труженика, созидателя,

Человека-победителя, преобразующего землю, покоряющего природу, познающего

Вселенную. В этом отношении особенно показательно ставшее знаменитым

Стихотворение «Хвала Человеку».

Камни, ветер, воду, пламя

Ты смирил своей уздой,

Взвил ликующее знамя

Прямо в купол голубой.

Раньше других поэтов Брюсов воспел первых авиаторов. С твердой верой в

Силу человеческого разума, в силу науки и техники он заглядывает в будущее,

Мечтает о том, что человек одержит победы и в космосе, сможет даже изменять

И траекторию своей планеты:

Верю, дерзкий!

Ты поставишь

По Земле ряды ветрил.

Ты своей рукой направишь

Бег планеты меж светил.

Символистского журнала «Весы». Но можно утверждать, что он никогда не был

Правоверным символистом. Ему был чужд, например, мистицизм большинства его

Младших коллег, их вера в потусторонний мир и в возможность какого-то

Общения с мим. Он давно чувствовал себя чужим «среди своих». Еще в 1907 году

Он писал одному литературоведу: «Хотя я извне и кажусь главарем тех, кого по

Старой памяти называют нашими декадентами, но в действительности среди них я

Как заложник в неприятельском лагере. Давно уже все, что я пишу, и все, что

Я говорю, решительно не по душе литературным моим сотоварищам, а мне,

Признаться, не очень нравится то, что пишут и говорят они». Впоследствии он

Вспоминал бурные споры с символистами, которые жестоко упрекали его за

Реализм в символизме, за материализм в идеализме.

Символистов, вело к разрыву с ними. Когда-то он настойчиво превозносил мечту

И грезу над действительностью. Теперь в своих критических статьях он со всей

Действительности», что «как только искусство отрывается от действительности,

Его создания лишаются плоти и крови, блекнут и умирают».

К всемерному усилению связи с окружающей действительностью, с реальной

Жизнью, в том числе самой обыденной, самой простой, стремится Брюсов в своих

Стихах 1910-х годов.

На заре своего творчества Брюсов выражал демонстративное пренебрежение

К реальной природе:

Создал я в тайных мечтах Мир идеальной природы, - Что перед ним этот

Прах: Степи, и скалы, и воды.

Вскоре, однако, это высокомерно-презрительное отношение к природе, по

Выражению поэта, «соскочило» с него. С каждым новым сборником 1900 - 1910-х

Годов тема природы занимает у Брюсова все большее место. Поля, леса, горы,

Море, «блеск дня, чернь ночи, вёсны, зимы» находят в нем своего влюбленного

В своих стихах второго десятилетия XX века Брюсов сознательно

Полемизирует с декадентскими умонастроениями. Он хочет противопоставить

Характерному для его бывших соратников утомлению жизнью «неукротимый,

Непобедимый призыв к жизни, к жизни во что бы то ни стало, ко всем ранам и к

Радостям ее». Недаром его сборник «Зеркало теней» открывается эпиграфом из

Покуда на груди земной Хотя с трудом дышать я буду, Весь трепет жизни

Молодой Мне будет внятен отовсюду.

А сборник «Семь цветов радуги» начинается буйными строчками:

Что же мне делать, когда не пресыщен Я - этой жизнью хмельной!

В этом же десятилетии в творчество Брюсова входит и большая тема дружбы

Народов, населяющих Россию, и поэт своей деятельностью вносит большой вклад

В развитие и укрепление этой дружбы.

Еще перед революцией он сближается с М. Горьким, активно участвует в

Его издательских начинаниях. Горький высоко ценил сотрудничество Брюсова и

Называл его «товарищем по работе на пользу русской культуры». Очень

Плодотворно было их сотрудничество в подготовке сборников, способствовавших

Ознакомлению русских читателей с поэзией некоторых других народов России.

Особое значение приобрела составленная Брюсовым книга «Поэзия Армении», над

Которой он трудился и как переводчик многих поэтических текстов, и как

Русским читателям богатый мир армянской поэтической культуры, и

Неудивительно, что в дни празднования его пятидесятилетия он был удостоен

Почетного звания народного поэта Армении.

За четверть века своего дореволюционного творчества Брюсов, как мы

Видим, исходил разные «пути и перепутья» (так назвал он трехтомное собрание

Своих произведений), он перепробовал, можно сказать, «все напевы» (это также

Название одного из его сборников).

В 900-е годы Брюсов уже пользовался большой популярностью и признанием.

Но он никогда не останавливался на достигнутом и часто испытывал чувство

Неудовлетворенности своей позицией в жизни и литературе, своим творчеством.

В его письме к писательнице Н. И. Петровской, связанной с символистскими

Кругами, мы находим, например, следующие признания: «Я не могу более жить

Изжитыми верованиями, теми идеалами, через которые я перешагнул в

Поэзии не могу жить «новым искусством», самое имя которого мне нестерпимо

Более». А в своем дневнике он записывает в 1907 году: «Временами я вполне

Искренно готов был бросить все прежние пути моей жизни и перейти на новые,

Начать всю жизнь сызнова».

Однако только величайшее событие XX века, вызвавшее мощное потрясение

Всей общественной жизни сверху донизу, - Октябрьская социалистическая

Революция заставила Брюсова «в самой основе, в самом корне пересмотреть все

Свое мировоззрение». Она оказалась глубочайшим переворотом и для него лично.

«Я сам вижу себя, - отмечал Брюсов, - совершенно иным до этой грани и после

Может показаться удивительным, что метр символистского течения, в

Прошлом воинствующий защитник индивидуалистического и самодовлеющего

Искусства решительно и бесповоротно перешел на сторону Октябрьской

Революции, стал активным строителем социалистической культуры и даже членом

Коммунистической партии.

Для того чтобы найти этому объяснение, надо вспомнить, что Брюсов

Никогда не был верным сыном своего класса, он давно «выламывался» из него.

Пропитанный знанием истории, восторгавшийся героикой выдающихся людей и

Великих событий прошлого, Брюсов и к своей современности предъявлял высокие

Этические и эстетические требования, которым буржуазная действительность

Далеко не соответствовала. Отсюда его давний конфликт с этой

Действительностью. Брюсов был вполне искренен, когда писал еще в самом

Начале века:

Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно мелочный, неправый,

Некрасивый.

Разных общественно-исторических формаций, Брюсов понимал и предчувствовал

Неизбежность падения и существующего капиталистического строя. Он не раз в

Своих произведениях говорил о надвигающемся социальном катаклизме, он

Заглядывал вперед в будущее, когда

Твердо станет вольный человек Пред ликом неба на своей планете.

Естественно, что поэт гораздо больше множества своих сотоварищей по

Классу и по профессии был подготовлен к тому, чтобы принять и приветствовать

Великий Октябрь, чтобы «повернуть своего коня на новый путь».

Еще в 1906 году он писал: «Есть какие-то истины… впереди современного

Человечества. Кто мне укажет путь к ним, с тем буду я». Этот путь в решающий

Момент Брюсову указали Октябрьская революция, Ленин и его соратники.

Ранней весной 1918 года, когда значительная часть интеллигенции

Занимала еще враждебные или выжидательные позиции по отношению к Советской

Власти, Брюсов вместе с профессором П. Н. Сакулиным явился к наркому

Просвещения А. В. Луначарскому и предложил свое сотрудничество.

Мы видели, что в 1905 году поэт заявлял, обращаясь к революционерам:

«Ломать - я буду с вами, строить - нет!» Теперь он пошел строить вместе с

Коммунистами новое общество, новую культуру.

Человек необычайной активности по своей натуре, Брюсов всегда был не

Только литератором. Он и до революции отдавал много сил и времени

Организаторской работе в области литературы и культуры. Октябрь открыл для

Его общественно-организаторской деятельности широкий простор.

Он ведет ответственную работу в Наркомпросе, возглавляя научные

Библиотеки, литературный отдел, художественное образование. Он член

Государственного ученого совета, депутат Московского Совета, профессор

Московского университета, редактор журнала «Художественное слово»,

Председатель Всероссийского союза поэтов. Он работает в Госиздате. Он

Создает и возглавляет первое в мире высшее учебное заведение для подготовки

Молодых литераторов - Высший литературно-художественный институт, которому

Было присвоено его имя.

И эту большую, напряженную повседневную работу он соединяет с

Продолжением главного дела своей жизни - поэтического творчества. За семь

Лет, прожитых им после Октября, он выпускает шесть сборников новых стихов и

Становится одним из зачинателей советской поэзии. Стихи, входящие в эти

Сборники, не равноценны, но среди них есть такие, которые принадлежат к

Поэтической классике послеоктябрьских лет.

Особенно значительным явился сборник с выразительным

Родился выдающийся поэт 1 декабря в зажиточной семье, имевшей свое происхождение в крепостном крестьянстве. Отец воспитывал сына в духе шестидесятничества. Особенно в семье Валерия Яковлевича любили перечитывать произведения Некрасова. Образование Валерий Яковлевич получил в приватной московской гимназии Ф. Креймана, после которой пришел в гимназию Л.Поливанова – известного педагога, который оказал значительное влияние на поэта. Брюсов интересовался литературой, историей, философией, астрономией.

В стихах подавляющего большинства того времени преобладали банальность, не выразительная форма. Его ранние стихи порождены тем временем. В 1894-1895 Брюсов составляет небольшие сборники стихов «Русские символисты», большинство которых написаны им самим и говорят о чрезвычайном таланте поэта. В 1895 издает книгу «Шедевры», В 1897 – «Это я». В 1899 окончив университет полностью посвящает себя литературной деятельности. Работает секретарем в редакции журнала «Русский архив», принимает участие в создании и развитии альманахов и журнала «Весы». Получил свое признание Брюсов после выхода книги «Третья стража» в1900 году. В 1903 публикует книгу «Граду и миру». А в 1906 – «Венок» - это лучшие его поэтические книги. В последующие годы в поэзии автора появляются новые черты: интимность, задушевность простота мыслей и чувств.

Читая произведения Брюсова, не возможно не обратить внимания на упорно повторяющийся мотив – образ пути, скитаний, неустанного движения вперед и трудного восхождения. Во время первой мировой войны Валерий Яковлевич был на фронте, где выполнял обязанности корреспондента одной из газет. Октябрьская революция открыла в поэте талант организатора новой культуры. Изучая творчество Пушкина А.С. творчеством которого восхищался и всю жизнь перед ним преклонялся, Валерий Яковлевич нашел ответ на вопрос «Каким же должен быть настоящий поэт?». Настоящий поэт должен переродиться, а вместо сердца должен быть пылающий уголь, вложенный ему ангелом. Им было выпущено пять книг новых стихов, лучшая из которых «В такие дни». Много внес в изучении русского языка и исследование творчества знаменитых русских поэтов: Пушкина, Фета, Гоголя, Блока и многих других. Так же Брюсов читал лекции по античной и новейшей русской литературе, латинскому языку, истории.

Валерий Брюсов – личность настолько многогранная, что трудно найти область литературной деятельности, в которой бы не остался его яркий и уникальный след. Брюсов испробовал свои силы в поэзии, прозе, драматургии, критике, издательском деле, занимался историей литературы, выступал как переводчик и военный корреспондент, был директором литературного кружка, профессором и ректором института. И все это он успел за свою не столь длинную жизнь в пятьдесят лет.

В московской купеческой семье, где Валерий появился на свет 1(13) декабря 1873 года, царила своеобразная атмосфера. Брюсовы симпатизировали идеям народничества, поэтому в доме были категорически запрещены религиозная литература и даже сказки. Будущий литератор впоследствии вспоминал, что вместо детских книжек познавал теорию Дарвина и хорошо разбирался в других естественных науках. Из поэзии отец позволял читать мальчику только стихи Некрасова .

Валерий получил классическое образование. С 1885 года он обучался в гимназии Креймана, а через пять лет из-за атеистических взглядов перевелся в гимназию Поливанова. После окончания этого учебного заведения Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

Валерий с раннего детства с упоением читал все книги в доме, а с восьми лет начал писать сам. Первыми литературными опытами были стихи, позже появились и прозаические произведения. Брюсов исписывал кипы бумаги, пробуя себя в разных поэтических формах и прозаических жанрах. Уже в тринадцать лет он решил, что посвятит себя писательской деятельности.

Юный Брюсов страстно увлекся французскими символистами. Еще в студенческие годы он издал три стихотворных сборника «Русские символисты», а затем собственные книги «Шедевры» и «Это – я». Безжалостные критики и представители литературной общественности ополчились на молодого поэта. Им не понравились эгоцентризм и повышенное самомнение Брюсова на фоне явного подражания Полю Верлену и Артюру Рембо . Но несколько скандальных стихотворений, среди которых особенно стоит выделить эпатирующий моностих без знаков пунктуации «О закрой свои бледные ноги», сыграли свою положительную роль – о Брюсове заговорили. Сегодня такой успех назвали бы удачной пиар акцией.

После окончания университета Валерий Брюсов приступил к издательской деятельности. Он принимал участие в организации издательства «Скорпион», создавал альманах «Северные цветы», редактировал журнал «Весы», который стал центральным печатным органом символистов.

Литературное творчество также продолжало занимать важное место в жизни Брюсова. В первый год нового века поэт выпустил сборник «Третья стража», который принес ему широкую известность. А появившиеся в течение последующих десяти лет сборники «Граду и миру», «Венок» и «Все напевы» стали вершиной поэтического мастерства Валерия Брюсова. Наиболее значительные произведения в прозе – исторические романы «Огненный ангел» и «Алтарь победы».

В лирике Валерия Брюсова преобладают образы мифологии, мировой истории и культуры, а также городские мотивы – символ современной цивилизации. Критики считают его родоначальником урбанистических мотивов в литературе, а также основоположником русского символизма.

Брюсов-интеллектуал ясно чувствовал и смело отражал в своих произведениях веяния непростого времени, в котором ему выпало жить. К революционным настроениям 1905 и 1917 годов поэт относился противоречиво. С одной стороны он приветствовал свободу каждого человека и его освобождение от оков самодержавия, но понимал, что революционная стихия – это разрушительная сила, в огне которой «грядущие гунны» уничтожат многие духовные ценности.

К 1913 году в жизни и творчестве Брюсова наметился кризис, но начало Первой мировой войны дало новый толчок его воображению. На волне патриотизма поэт ушел военным корреспондентом на фронт. Быстро и энергично влился Валерий Брюсов в реалии нового послереволюционного строя, а в 1919 году вступил в партию большевиков. Много внимания уделял литератор организационной работе на различных постах в Наркомпросе, союзе поэтов, читал лекции в МГУ, организовал и возглавил литературно-художественный институт.

К сожалению, жизненный путь поэта внезапно оборвала болезнь. Это случилось в первый год после пятидесятилетия Брюсова, которое торжественно отмечалось в Большом театре.

Брюсов был настоящим экспериментатором и достиг невероятной технической изощренности. Он искал необычные образы, рифмы, создавал стихи всех форм и размеров, стилизовал их под старину и разные поэтические манеры, подбирал строки, в которых каждое слово начиналось на одну и ту же букву. В поэте всегда кипел «избыток новых рифм и новых слов», дерзких, экзотичных, выразительных.

В своем творчестве Валерий Яковлевич Брюсов воспевал великое предназначение человека-творца, всегда стремился «идти к совершенству», «озарять все новые дали нашего духа, увеличивать область души».