В пяти пронумерованных стаканах выданы порошки. §5

Неразделенные порошки выписываются общей массой от 5 до 100 г. Количество порошка на один прием указывается в сигнатуре. Выписываются в неразделенных порошках лекар­ственные вещества не сильнодействующие и не требующие точной дозировки. Используются чаще наружно, реже -внутрь. Для наружного применения предпочтительнее мель­чайшие порошки, так как они не оказывают местного раздра­жающего действия и обладают большей адсорбирующей по­верхностью по сравнению с обычными порошками.

А. Простые неразделенные порошки Простые неразделенные порошки состоят из одного лекар­ственного вещества.

Правила выписывания

При выписывании таких порошков после обозначения Rp.: указывают название лекарственного вещества в роди­тельном падеже с большой буквы и его общее количество в граммах. Вторая строчка начинается обозначением D. S., и далее следует сигнатура. Название лекарственной формы в рецепте не указывается.

Rp.: Kalii permanganatis 5,0

D. S. Для приготовления растворов.

ВЫПИСАТЬ:

1.30,0 магния сульфата (Magnesii sulfas). Принимать по 1 сто­ловой ложке на прием, растворив в 2/3 стакана воды.

    20,0 порошка анестезина (Anaesthesinum). Назначить для нанесения на рану.

    25,0 порошка стрептоцида (Streptocidum). Назначить для нанесения на пораженные участки.

4.50,0 магния окиси (Magnesii oxidum). Назначить по 1/4 чай­ной ложки 2 раза в день.

5. 5,0 борной кислоты (Acidum boricum). Принимать для промывания, предварительно растворив в 250 мл воды.

Б. Сложные неразделенные порошки Сложные неразделенные порошки состоят из двух и более лекарственных веществ.

Правила выписывания

При выписывании таких порошков после обозначения Rp.: указывают название одного лекарственного вещества в родительном падеже с большой буквы и его общее коли­чество в граммах или единицах действия. На второй строчке - название следующего лекарственного вещества в родительном падеже с большой буквы и его общее количество в граммах или единицах действия и т. д. Затем указывается М. f. pulvis (Смешай, чтобы получился порошок). Далее следует обозна­чение D. S. и сигнатура.

Rp.: Benzylpenicillinum-natrii 125 000 ED Aethazoli 5,0 M. f. pulvis

D. S. По 1/4 порошка через каждые 4 часа для вдувания внос.

ВЫПИСАТЬ:

Разделенные порошки

Разделенные порошки разделены на отдельные дозы в апте­ках или на фармацевтическом заводе. Средняя масса разделен­ного порошка обычно колеблется от 0,3 до 0,5, но не должна быть менее 0,1.

А. Простые разделенные порошки

Простые разделенные порошки состоят из одного лекар­ственного вещества.

Правила выписывания

При выписывании таких порошков после обозначения Rp.: указывают название лекарственного вещества в родитель­ном падеже с большой буквы и его количество в граммах. На второй строчке дается указание о количестве порошков: D. t. d N.... (Дай таких доз числом...). Третья строчка - сигна­тура (S.).

Rp.: Pancreatini 0,6 D. t. d N. 24 S. По 1 порошку З раза в день до еды.

ВЫПИСАТЬ:

1.10 порошков бромизовала (Bromisovalum) по 0,5. Назна­чить по 1 порошку за полчаса до сна.

2.12 порошков хинина гидрохлорида (Chinini hydrochlo-ridum) по 100 мг. Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

3.6 порошков панкреатина (Pancreatinum) по 600 мг. Назна­чить по 1 порошку 3 раза в день после еды.

4.12 порошков бромкамфоры (Bromcamphora) по 250 мг. Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

5.12 порошков сульгина (Sulginum) по 500 мг. Назначить по 1 порошку 4 раза в день.

Б. Сложные разделенные порошки

Сложные разделенные порошки состоят из нескольких лекарственных веществ.

Правила выписывания

При выписывании таких порошков после обозначения Rp.i указывают название одного лекарственного вещества в родительном падеже с большой буквы и его количество в граммах. На второй строчке - название следующего лекар­ственного вещества в родительном падеже с большой буквы и его количество в граммах и т. д. Далее указывается М. f. pulvis (Смешай, чтобы получился порошок). Затем дается указание о количестве порошков: D. t. d. N.... (Дай таких доз числом...). Последняя строчка - сигнатура (S.).

Rp.: Codeini phosphatis 0,015 Natrii hydrocarbonatis 0,3 M. f. pulvis D.tdN. 10 S. По 1 порошку 3 раза в день

ВЫПИСАТЬ:

1.30 порошков, содержащих по 0,2 кислоты аскорбиновой (Acidum ascorbinicum) и 0,01 тиамина бромида (Tiamini bromi-dum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

2.12 порошков, содержащих по 20 мг этилморфина гидро­хлорида (Aethylmorphini hydrochloridum) и 400 мг натрия гидрокарбоната (Natrii hydrocarbonas). Назначить по 1 по­рошку 2 раза в день.

3.20 порошков, содержащих по 300 мг танальбина (Tannal-binum) и висмута субнитрата (Bismuthi subnitras). Назначить по 1 порошку 4 раза в день.

4.15 порошков, содержащих по 0,1 акрихина (Acrichinum) и бигумаля (Bigumalum). Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

5.14 порошков, содержащих по 0,015 кодеина фосфата ifodeini phosphas) и 0,25 терпингидрата (Terpini hydratum). Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

В. При выписывании порошков детям или при выписывании сильнодействующих лекарственных веществ, доза кото­рых меньше 0,1, для увеличения массы порошка добавляют индифферентные вещества (например, сахар - Saccharum) в количестве 0,2-0,3 для получения средней массы порошка.

Rp.: Dibazoli 0,02 Sacchari 0,3 М. f. pulvis D.tdN. 10 S. По 1 порошку З раза в день.

ВЫПИСАТЬ:

1.6 порошков хинина гидрохлорида (Chinini hydrochlo-ridum) no 30 мг. Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

    30 порошков, содержащих по 0,01 рибофлавина (Riboflavinum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

    20 порошков, содержащих по 30 мг рутина (Rutinum) и 50 мг кислоты аскорбиновой (Acidum ascorbinicum). Назна­чить по 1 порошку 3 раза в день.

4.10 порошков, содержащих по 20 мг папаверина гидрохлорида (Papaverini hydrochloridum) и 3 мг платифиллина гидротартрата (Platyphyllini hydrotartras). Назначить по 1 порошку 2 раза в день.

5.15 порошков, содержащих по 5 мг димедрола (Dimedrolum). Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

Г. Порошки растительного происхождения

Правила выписывания

Пропись порошков растительного происхождения начи­нают с названия лекарственной формы в родительном падеже единственного числа с большой буквы (Pulveris), далее указы­вают часть растения в родительном падеже с маленькой буквы и его название также в родительном падеже с большой буквы.

К порошкам растительного происхождения (из листьев, корней и пр.) индифферентные вещества добавляют в том случае, если масса порошка менее 0,05.

Rp.-. Pulveris radicis Rhei 0,6 D. t. d. N. 24 S. По 1 порошку на ночь.

ВЫПИСАТЬ:

    10 порошков из листьев наперстянки (folia Digitalis) по 40 мг. Назначить по 1 порошку 3 раза в день.

    20 порошков из травы термопсиса (herba Thermopsidis) по 100 мг. Назначить по 1 порошку 5 раз в день.

    25 порошков из морского лука (bulbum Scillae) no 50 мг. Назначить по 1 порошку 4 раза в день.

4.6 порошков из травы сушеницы тогашой (herba Gnaphalii uliginosi) по 0,2. Принимать по 1 порошку 3 раза в день до еды, растворив в 1/4 стакана теплой воды.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания В итоговую оценку из 6-ти задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие баллы, то есть одна из задач с наименьшим баллом не учитывается. 1. Десять порошков В десяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(ii), древесный уголь, красный фосфор, сера, железо, хлорид натрия, сахар, мел, малахит (оснóвный карбонат меди(ii)). Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице. Номер стакана Цвет исследуемого вещества 1 белый 2 белый 3 белый 4 жёлтый 5 красный 6 тёмнокрасный 7 зелёный 8 тёмно-серый 9 чёрный 10 чёрный «Поведение» порошка при помещении его в стакан с водой постепенно растворяется постепенно растворяется частички плавают на поверхности воды, не растворяются частички плавают на поверхности воды, не растворяются Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошка в ложечке с помощью спиртовки практически не изменяется плавится, темнеет, постепенно обугливается практически не изменяется плавится, горит голубоватым пламенем постепенно чернеет горит ярким белым пламенем постепенно чернеет темнеет, частички в пламени раскаляются начинает тлеть практически не изменяется 1

2 1. Определите, в каком по номеру стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте. 2. Какие из выданных веществ реагируют с соляной кислотой с выделением газа? Составьте соответствующие уравнения реакций. 3. Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах 4 и 9, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому факту. 4. Известно, что три выданных вещества проводят электрический ток. Какие это вещества? Раствор какого вещества проводит электрический ток? 1. В стакане 1 находится хлорид натрия. Белый цвет, растворяется в воде, практически не изменяется на воздухе при нагревании. 2 сахар; белый цвет, растворяется в воде, плавится и постепенно обугливается при нагревании. 3 мел; белый цвет, в воде. 4 сера; жёлтый цвет, характерное горение. 5 медь; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании на воздухе за счёт образования оксида меди(ii). 6 красный фосфор; тёмно-красный цвет; характерное горение. 7 малахит; зелёный цвет; появление чёрной окраски при термическом разложении за счёт образования оксида меди(ii). 8 железо; тёмно-серый цвет; потемнение при нагревании. 9 древесный уголь; чёрный цвет; тлеет при нагревании на воздухе. 10 оксид меди(ii); чёрный цвет; отсутствие изменений при нагревании. По 0,5 балла за каждое верное определение и разумное обоснование. Максимум 5 баллов. 2. Газообразные вещества выделяются при взаимодействии соляной кислоты с мелом, малахитом и железом: CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 + H 2 O (CuOH) 2 CO 3 + 4HCl = 2CuCl 2 + CO 2 + 3H 2 O Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2 По у за каждое уравнение 3. В стаканах 4 и 9 находятся соответственно порошки серы и древесного угля. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл. К тому же, поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения. 4. Электрический ток проводят медь, железо и уголь. Раствор хлорида натрия проводит электрический ток, т. к. NaCl электролит. 2

3 2. Вывод формулы органического вещества Органическое соединение А содержит 39,73 % углерода и 7,28 % водорода по массе. Определите молекулярную формулу вещества А и установите его структурную формулу, если известно, что в его состав входит четвертичный атом углерода, а плотность паров по воздуху равна 5,2. Назовите органическое соединение А по систематической номенклатуре. Предложите способ получения А. 1) Т.к. сумма массовых долей не равна 100 %, следовательно, в молекуле ещё есть какой-то остаток, содержание которого равно: ,73 7,28 = 52,99 %. Молярная масса вещества: M(A) = D возд M возд = 5,2 29 = 151 г/моль. Число атомов водорода в молекуле A: 151 0,0728/1 = 11. Число атомов углерода в молекуле A: 151 0,3973/12 = 5. Молярная масса остатка равна 151 0,5299 = 80 г/моль, что соответствует одному атому брома, следовательно, молекулярная формула вещества А C 5 H 11 Br. 2) В состав А входит четвертичный атом углерода, поэтому А имеет следующую структуру: H 3 C C CH 2 Br 1-бром-2,2-диметилпропан 3) Способ получения А: H 3 C C + Br2 hv H 3 C C CH 2 Br + HBr Система оценивания: 1) Определение количества атомов углерода Определение количества атомов водорода Определение брома 2 балла Молекулярная формула 2) Структура 2 балла Название 3) Уравнение реакции получения 2 балла 3

4 3. Три углеводорода Массовая доля углерода в трёх углеводородах составляет 85,7 %. Установите молекулярные формулы этих углеводородов, если плотность их по воздуху составляет 0,97; 1,43; 1,93. Приведите структурные формулы изомеров этих углеводородов и назовите их в соответствии с правилами международной номенклатуры. а) Определение молярных масс углеводородов: М=D (С H) 29; возд. x y М1 0, г; М г г 2 1, ; М3 1, моль моль моль б) Определение простейшей формулы искомых углеводородов: 100 г вещества С x Н y содержат 85,7 г углерода и 14,3 г водорода. Соотношение количества вещества углерода и водорода для искомых углеводородов 85,7 14,3 составляет: x: y C: H: 7,14:14,30 1:2. Следовательно, простейшая формула искомых углеводородов СН 2 ; М(СН 2)= 14 г/моль в) Определение молекулярных формул искомых углеводородов и приведение структурных формул их изомеров: 1-й углеводород 28: 14 = 2; n = 2 С 2 Н 4 этилен. Изомеров не имеет. 2-й углеводород 42: 14 = 3; n = 3 С 3 Н 6 Изомеры С 3 Н 6: CH 2 =СН СН 3 пропен циклопропан 3-й углеводород 56: 14 = 4; n = 4 С 4 Н 8 Изомеры: СН 3 СН 2 СН = СН 2 бутен-1 H H C C H 3 C цис-бутен-2 транс-бутен-2 4

5 СН 3 С(CН 3) = СН 2 метилпропен циклобутан метилциклопропан Определение простейшей формулы углеводородов. Определение молекулярных формул углеводородов и приведение структурных формул их изомеров: 1-й углеводород 2 балла (за молекулярную формулу и за структуру этилена) 2-й углеводород 2 балла (за молекулярную формулу и по 0,5 балла за каждую структуру) 3-й углеводород 5 баллов (за молекулярную формулу, по 0,5 балла за каждую структуру и дополнительно, если учтена цис-трансизомерия). (Если молекулярные формулы правильно определены без использования простейшей формулы, то за простейшую формулу добавляется к результату.) 4. Превращения неметалла Выберите подходящий неметалл и осуществите для него превращения: простое вещество X водородное соединение высший оксид простое вещество соль Напишите уравнения соответствующих реакций. Подходят кремний и фосфор. Цепочка для кремния. Si Mg 2 Si SiH 4 SiO 2 Si Na 2 SiO 3 Уравнения реакций: Si + 2Mg = Mg 2 Si Mg 2 Si + 4HCl = SiH 4 + 2MgCl 2 SiH 4 + 2O 2 = SiO 2 + 2H 2 O SiO 2 + C = Si + CO 2 Si + 2NaOH + H 2 O = Na 2 SiO 3 + 2H 2 Каждое уравнение реакции 2 балла. 5

6 5. Правые части с коэффициентами Восстановите левую часть уравнений: = Na 2 SO 4 + 2Ag + 2HNO 3. = Na 2 S + 3Na 2 SO = 3Na 2 SO 4 + 2MnO 2 + 2KOH. +. = POCl 3 + SOCl 2 o t H 2 SO 4 Na 2 SO 3 + H 2 O + 2AgNO 3 = Na 2 SO 4 + 2Ag + 2HNO 3 4Na 2 SO 3 = Na 2 S + 3Na 2 SO 4 3Na 2 SO 3 + H 2 O + 2KMnO 4 = 3Na 2 SO 4 + 2MnO 2 + 2KOH SO 2 + PCl 5 = POCl 3 + SOCl 2 o t 2SO 2 + 2H 2 O + O 2 2H 2 SO 4 По 2 балла за уравнение. 6. Волшебный порошок Разбирая реактивы в лаборатории, юный химик нашёл неподписанную банку с белым порошком без запаха. Для исследования его свойств, юный химик аккуратно взвесил 10,00 граммов и разделил их ровно на 5 частей, с каждой из частей он провёл следующие опыты: Номер опыта Ход эксперимента Добавил в воду, а затем прилил несколько капель раствора лакмуса Растворил в воде. Затем добавил избыток карбоната калия Аккуратно внёс часть навески в пламя горелки Растворил в воде. Затем добавил избыток хлорида бария Растворил в воде. После этого добавил избыток гидроксида калия Наблюдения Хорошо растворим в воде. Раствор окрасился в красный цвет Бурное выделение газа Пламя горелки окрасилось в фиолетовый цвет Выпало 3,43 г белого осадка, нерастворимого в кислотах и щелочах Пробирка нагрелась. Видимых признаков реакции не наблюдалось 1. Определите состав белого порошка. Ответ подтвердите расчётом. 2. Для опытов 2, 4, 5 приведите соответствующее уравнение реакции. 3. Что произойдёт при нагревании белого порошка? Приведите уравнение реакции. 6

7 1. Окрашивание пламени горелки в фиолетовый цвет говорит о том, что искомый порошок соль калия. Выпадение белого осадка с избытком хлорида бария качественная реакция на сульфат-ион. Но сульфат калия (K 2 SO 4) имеет нейтральную среду (соль образована сильным основанием и сильной кислотой), а согласно опыту 1 лакмус окрашивает раствор соли в красный цвет, что говорит о кислой реакции. Следовательно, искомая соль гидросульфат калия, KHSO 4. Проверим это расчётом: KHSO 4 + BaCl 2 BaSO 4 + HCl + KCl т. к. исходную навеску в 10,00 г юный химик разделил на пять равных частей, значит в реакцию вступило 2,00 г соли: 2 г (KHSO 4) (BaSO 4) 0,0147 моль; 136 г / моль m(baso 4) 0,0147 моль 233 г/моль 3,43 г. Полученная масса сульфата бария совпадает с результатами эксперимента, следовательно белый порошок действительно KHSO Уравнения реакций: 2KHSO 4 + K 2 CO 3 2K 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O KHSO 4 + BaCl 2 BaSO 4 + HCl + KCl KHSO 4 + KOH K 2 SO 4 + H 2 O 3. Уравнение реакции разложения: t 2KHSO 4 K 2 S 2 O 7 + H 2 O Система оценивания: 1) Вывод о присутствии ионов калия Вывод о присутствии сульфат-ионов Расчёт 2 балла Формула соли 2) 3 уравнения по у 3 балла 3) Уравнение реакции разложения 2 балла 7


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания В итоговую оценку из 6-и задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2014 Методические рекомендации по решению и оцениванию олимпиадных заданий 9 класс Задание 1. Итого 10 баллов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 3 2 1

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пять решений, за которые участник набрал

Всероссийская олимпиада школьников по химии, 2013/14 год I этап 11 класс Задача 1. Восстановите левую или правую часть уравнений следующих химических реакций 1) t 2Fe 2 O 3 + 2FeCl 3 2) 2Cu 2 CO 3 (OH)

ЗАДАНИЕ 3 Примеры решения задач Пример 1. В четырех пробирках без надписей находятся растворы следующих веществ: сульфата натрия, карбоната натрия, нитрата натрия и йодида натрия. Покажите, с помощью каких

Часть 1 Ответом к заданиям 1 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы. 1 Число занятых электронных слоёв равно 1) номеру

Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева 1. Заряд ядра атома химического элемента, расположенного в 3-м периоде, IIA группе равен 1) +12 2) +2 3) +10 4) +8 2. Чему равен заряд ядра атома (+Z),

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 8-9 классах на 2012-2013 учебный год Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8 класс», «Химия 9 класс» Москва 2009 1. Периодический закон и периодическая

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Решения и критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из шести предложенных задач засчитываются пять

LXIV МОСКОВСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2007/08 уч. год 10 класс ЗАДАНИЯ 1. Приведите уравнения реакций, позволяющие осуществить следующие цепочки превращений (каждая стрелка соответствует одной

Вопросы к промежуточной аттестации по химии в 8-9 классах Учебник Г.Е, Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 8 класс», «Химия 9 класс» Москва 2014 1. Периодический закон и периодическая система химических элементов

Химия 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ по ХИМИИ по темам «Неметаллы IVA VIIA групп Периодической системы химических элементов Д.И.

Тема ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. РЕАКЦИИ ИОННОГО ОБМЕНА Проверяемый элемент содержания Форма задания Макс. балл 1. Электролиты и неэлектролиты ВО 1 2. Электролитическая диссоциация ВО 1 3. Условия необратимого

1. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ При решении задач такого типа особо отметим: 1. Большинство реакций в предлагаемой цепочке превращений окислительно-восстановительные реакции. Поэтому

Район Город (населенный пункт) Школа Класс Фамилия Имя Отчество Диагностическая работа 1 по ХИМИИ 21 ноября 2011 года 9 класс Вариант 1 Химия. 9 класс. Вариант 1 2 Инструкция по выполнению работы На выполнение

Проект Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ХИМИИ Экзаменационная работа для проведения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие

Вопросы по «Химии» для вступительных испытаний, проводимых ВУЗом самостоятельно, для иностранных граждан Структура билета: 20 вопросов по 2 балла (по одному из каждого раздела)=40 баллов 10 вопросов по

Ответы на задания заключительного этапа Межрегиональной химической олимпиады школьников имени академика П.Д. Саркисова за 2014/15 учебный год 9 класс Вариант 9-3 1. Напишите пять уравнений различных химических

Химия 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ по ХИМИИ по темам «Неметаллы IVA VIIA групп Периодической системы химических элементов Д.И.

Количество вещества. Число Авогадро. n = m M n количество вещества (моль); m масса вещества (г); М молярная масса вещества (г/моль) n = N N A N число молекул; N A = 6,02. 10 23 молекул/моль 1 моль любого

1. Какая реакция соответствует краткому ионному уравнению Н + + ОН - = Н 2 О? 1) ZnCl 2 + 2NaOH = Zn(OH) 2 + 2NaCl, 2) H 2 SO 4 + CuSO 4 = CuSO 4 + 2H 2 O, 3) NaOH + HNO 3 = NaNO 3 + H 2 O 4) H 2 SO 4

Олимпиада по химии для школьников. II тур. Учащимся 11 классов предлагается два варианта заданий, каждый из которых содержит по 10 задач и заданий на следующие темы: - строение атома; - качественное и

18. Ионные реакции в растворах Электролитическая диссоциация. Электролитическая диссоциация это распад молекул в растворе с образованием положительно и отрицательно заряженных ионов. Полнота распада зависит

Химические свойства солей (средних) ВОПРОС 12 Соли это сложные вещества состоящие из атомов металлов и кислотных остатков Примеры: Na 2 CO 3 карбонат натрия; FeCl 3 хлорид железа (III); Al 2 (SO 4) 3

Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного

Задания очного этапа олимпиады Южного федерального университета Химия-2015 11 класс 11-1. Метан нагрели без доступа воздуха до температуры 1500 о С, при этом образовались газообразные вещества А и Б. Вещество

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 11 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пять решений, за которые участник набрал наибольшие

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ХИМИИ Демонстрационный вариант экзаменационной работы подготовлен Федеральным государственным

ХИМИЯ Контрольный срез по химии для 8 класса (итоговое тестирование) 1 вариант 1. Сколько электронов находится на внешнем уровне элемента с порядковым номером 11? 1) 1 2) 3 3) 8 4) 11 2. На данном рисунке

9 класс. Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме: "Основные классы неорганических соединений". I вариант. Цель работы: выполняя экспериментальные задачи, повторить свойства оксидов,

Химия 8 класс. Демонстрационный вариант 2 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 2 по подготовке к ОГЭ по ХИМИИ по темам «Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КЕЛЬЧИЮРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» «КЕЛЬЧИЮРСА ШÖР ШКОЛА» МУНИЦИПАЛЬНÖЙ СЬÖМКУД ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель

9 класс 1. При диссоциации 1 моль каких веществ образуется наибольшее количество (в молях) ионов? 1. Сульфат натрия 2. Хлорид железа (III) 3. Фосфат натрия 4. Нитрат кобальта (II) 2. Укажите соединения,

РЕШЕНИЯ 9 класс Задание 1 На 17,6 г смеси двух металлов, которые могут проявлять в соединениях степень окисления +2, подействовали раствором серной кислоты. При этом выделился водород объемом 4,48 л (н.у.).

Химия. 9 класс. Демонстрационный вариант 1 Проект Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2010 года (в новой форме)

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания В итоговую оценку из 6-ти задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

Всероссийская олимпиада школьников по химии, 2013/14 год I этап 10 класс Задача 1. Восстановите левую или правую часть уравнений следующих химических реакций 1) MnBr 2 + Br 2 + 2H 2 O 2) 2CaCO 3 + 2H 2

Задания на лето по химии: 1. Какое химическое количество вещества СО 2 содержит столько же атомов кислорода, сколько их содержится в 160г вещества SO 3? 2. Какое химическое количество вещества СН 4 содержит

Тест (решение) Дополнить 1. Химический элемент это вид атомов с одинаковым зарядом ядра. 2. Моль это количество вещества, содержащее столько частиц, сколько атомов содержится в 12 граммах углерода (12

Банк заданий 11 класс химия 1. Электронная конфигурация соответствует иону: 2. Одинаковую кофигурацию имеют частицы и и и и 3. Сходную конфигурацию внешнего энергетического уровня имеют атомы магния и

C1 Химия. 11 класс. Вариант ХИ1060 1 Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакции: Cu 2 O + = SO 2 + + H 2 O Определите окислитель

1 Теория. Ионно-молекулярные уравнения реакций ионного обмена Реакциями ионного обмена называют реакции между растворами электролитов, в результате которых они обмениваются своими ионами. Реакции ионного

Тренировочная работа по подготовке к ОГЭ по ХИМИИ 13 марта 2015 года 9 класс Вариант ХИ90403 Выполнена: ФИО класс Инструкция по выполнению работы Данная диагностическая работа представлена по типу первой

18 Ключ к варианту 1 Написать уравнения реакций, соответствующих следующим последовательностям химических превращений: 1. Si SiH 4 SiО 2 H 2 SiО 3 ; 2. Cu. Cu(OH) 2 Cu(NO 3) 2 Cu 2 (OH) 2 CO 3 ; 3. Метан

1 Ю.И. Юнг, В.Ю. Юнг УЧИСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ХИМИЯ ПОСОБИЕ ПО ХИМИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (7-8 классы) Часть 1 Ангарск 2 ХИМИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ. Необходимо знать: - химические уравнения; Вам необходимо

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания Задача 1. Два газа Два газа X и Y способны взаимно превращаться друг в друга.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 014 015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС 1 Критерии оценивания олимпиадных заданий В итоговую оценку из задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал

Железо 1. 7. Верны ли следующие суждения о свойствах оксидов железа и алюминия? А. И алюминий, и железо образуют устойчивые оксиды в степени окисления +3. Б. Оксид железа (III) является амфотерным. 2.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2017-2018г. по предмету химия. Решения заданий для проведения школьного тура олимпиады по химии (8-11 класс). 8 класс 1. Аналитики получили три баллона:

Банк заданий к промежуточной аттестации учащихся 9 класса А1. Строение атома. 1. Заряд ядра атома углерода 1) 3 2) 10 3) 12 4) 6 2. Заряд ядра атома натрия 1) 23 2) 11 3) 12 4) 4 3. Число протонов в ядре

ВАРИАНТ-1 Часть 1 Демоверсии контрольных работ по химии. 8 класс. При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру

Задача 1. Школьный тур Всероссийской олимпиады по химии 2015-2016 учебный год Задачи для 5-8 классов (120 минут) Максимально количество 50 баллов Три элемента А, Б, В находятся в одном периоде таблице

Очный этап. 11 класс. Решения. Задание 1. Смесь трёх газов А,В,С имеет плотность по водороду равную 14. Порция этой смеси массой 168 г была пропущена через избыток раствора брома в инертном растворителе

Краткая информация о проведении проверочной работы по химии 9-го класса Проверочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 22 задания. Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит

Химия 9 класс 1. Для получения сернистого газа иногда используют смесь серы и нитрата калия. Эта смесь горит без доступа воздуха с образованием сернистого газа, азота и сульфида калия. Напишите уравнение

ШИФР Часть 1 Часть 2 С1 С2 С3 С4 С5 С6 Итоговый балл (из 100 баллов) Вступительная работа для поступающих в 10 ФХ и ХБ классы Часть 1 Обведите номер одного правильного ответа кружком. При правильном ответе

Часть 1 Ответом к заданиям 1 15 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы. 1 Число электронов во внешнем электронном слое атома,

Вариант 1 1. Укажите символ элемента Водород (поставьте знак): О Н N 2. Вещество это (поставьте знак): железо стакан стекло 3. Заполните таблицу, используйте такие слова: вода, кислород, соль, железо.

Химия. 9 класс 2 Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЧЕСКИЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ Вопросы входного контроля в форме тестов предназначены для оценки базовых знаний

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ. 2017 2018 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания Общие указания: если в задаче требуются расчёты, они обязательно должны быть

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из шести задач засчитываются пяти решений, за которые участник набрал

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ХИМИИ 2015 2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 10 класс Решения и критерии оценивания В итоговую оценку из 6 задач засчитываются 5 решений, за которые участник набрал наибольшие

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы по химии отводится 90 минут. Работа состоит из 22 заданий. В части 1 в заданиях 1-15 нужно выбрать

Контрольный тест для поступающих в 10 физико-химический класс (химическая специализация), 2013 г. ОТВЕТЫ (выделены жирным шрифтом) Часть 1 А1. Какую формулу имеет высший оксид элемента, электронная конфигурация

Инструкция по выполнению работы Район. Город (населённый пункт) Школа. Класс Фамилия. Имя. Отчество Тренировочная работа 1 по ХИМИИ 9 октября 2013 года 9 класс Вариант ХИ9101 На выполнение работы отводится

ЗАДАНИЯ для 2 этапа Олимпиады «Первые шаги в медицину» по химии ФИО КЛАСС ШКОЛА АДРЕС, ТЕЛЕФОН Вариант 3 (60 баллов) Часть 1 (12 баллов) При выполнении заданий этой части в бланке ответов 1 под номером

Химия. 11 класс. Вариант ХИ10501 Ответы к заданиям задания Ответ 27 3412 28 3241 29 6222 30 3144 31 1343 32 3243 33 356 34 346 35 234 Химия. 11 класс. Вариант ХИ10502 Ответы к заданиям задания Ответ 27

8 класс 1. Мы видим пары воды только в кондесированном состоянии, в состоянии неоднородной смеси. (1 балл) 2.Ртуть(1 балл) 3. Действие магнитом,отстаивание,фильтрование,выпаривание (2 балла) 4. В XVIII

Тестовые задания

1. Сколько элементов, простые вещества которых неметаллы, представлены сегодня в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева?
А) 12
Б) 22
В) 44
Г) 89

2. Какой элемент назван в честь небесного тела - спутника Земли:
А) Со - кобальт
Б) Те - теллур
В) Sе - селен (Луна)
Г) U - уран

3. Какой элемент назван в честь мифического героя, укравшего огонь у богов:
А) Та - тантал
Б) Тh - торий
В) Nb - ниобий
Г) Pm - прометий (Прометей)

К чистым веществам относится

А) уксус
Б) дистиллированная вода
В) воздух
Г) молоко

5. Является веществом:
А) капля росы
Б) медная монета
В) кусочек мела
Г) ртуть (остальные тела)

6. Одинаковую относительную массу имеют вещества, формулы которых:

А) CuSO 4 и CuS
Б) CuS и CuO
Б) CuO и Cu 2 S(Массы практически одинаковы: 159,6 и 159,2)
Г) CuSO 4 и Cu 2 S

7. Массовая доля серы в серной кислоте H 2 SО 4 равна:

А) 2,04%
Б) 65,31%
В) 32,65%
Г) 3,2%

8. Какое из перечисленных веществ самое соленое?
А) N 2
Б) NaCl
В) H 2 O
Г) С 2 Н 5 ОН

9.Сложными являются вещества пары:
А) сера и алюминий
Б) вода и метан
В) озон и хлороводород
Г) аммиак и азот

10. К химическим явлениям относится:
А) плавление парафина
Б) растворение спирта в воде
В) выпаривание раствора соли
Г) изменение окраски индикатора

11. Мельчайшая частица вещества, являющаяся носителем его химических свойств, называется:

1) крупинка; 2) кристаллик; 3) атом; 4) молекула; 5) ион.

12. Укажите простое вещество, которое не является металлом:

1) олово; 2)фосфор ; 3) ртуть; 4) магний; 5) медь.

13 . Какие частицы входят в состав ядра атома?

1) электроны

Протоны

Среди перечисленных металлических материалов, используемых для изготовления призовых медалей, жетонов и монетных знаков, сплавом является

1) золото; 2) серебро; 3) бронза; 4) никель; 5) алюминий.

Некоторым химическим элементам их первооткрыватели дали имена в честь названий своих государств (на родном или латинском языке). Все перечисленные элементы названы в честь европейских стран, кроме

1) полония; 2) германия; 3) рутения; 4) палладия; 5) франция.

16. Имеется список газов: 1) углекислый газ; 2) кислород; 3)азот; 4) водород; 5)аргон

Наличие какого из них в выдыхаемом воздухе устанавливают, когда дуют через трубочку в известковую воду?

Какие вещества могут растворяться в воде?

1) только газообразные 2) только жидкие и твёрдые

3) жидкие, газообразные, твёрдые 4) только твёрдые

18. Что означает запись 5N2:

А)Пять атомов азота Б)Пять молекул азота

В)Два атома азота Г)Десять атомов азота

19. Укажите единицу измерения количества вещества:

А)Моль Б)г\моль В)а.е.м. Г)дм3

20. Слово «атом» в переводе с греческого обозначает:

1) «неделимый»; 2) «одинаковая доля»; 3) «мельчайший»; 4) «единый»

21. Из перечисленных веществ сложным веществом является:

1) воздух;2) поваренная соль ; 3) алюминий; 4) кислород

22. Отделить бензин от воды можно с помощью:

1) фильтрования; 2) отстаивания ; 3) магнита 4) кристаллизации

23. Конденсация газа происходит:

1) при его охлаждении; 2) при его нагревании; 3) при его испарении; 4) в электрическом конденсаторе

24. В качестве отбеливающего и дезинфицирующего средства используется:

1) гашеная известь; 2) негашеная известь;3) хлорная известь; 4) алебастр

25. Укажите верную запись для химического вещества:

А)Ar (Ca)= 40 г\ мольБ)Mr (O2) = 32

В)Ar (He) = 4 гГ)М (Н2) = 2 моль

26. Массовая доля серы в серной кислоте H2SО4 равна:

1. 2,04% 2. 65,31%3. 32,65% 4.3,2%

27. Юный химик составил список химических явлений, которые можно наблюдать на кухне:

а) гашение соды уксусом при приготовлении теста; б) растворение сахара в воде;

в) прокисание молока; г) брожение сока; д) плавание сливочного масла на горячей сковородке; е) заваривание чая; ж) горение газовой горелки; з) кипение воды в чайнике.

Однако он ошибся и включил в список физические явления. Укажите их. Чем они отличаются от химических явлений?

28. Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если расположите элементы в определённом порядке, взяв за основу принцип построения периодической системы Д.И. Менделеева, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.

А) Укажите названия данных элементов.

Б) Запишите порядок расположения элементов в таблицу.

Ответ: Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

Li – хо N – рош F – ий Ne – др Na – уг Mg – э Si – тон Cl –аст Ar – оящ Sc – ий Cr – кл

Fe – ад

29. Какой элемент является самым распространенным на Земле?

А. алюминий Б. железо В.кислород Г. водород

30. Самый распространенный элемент Вселенной.

А. гелий Б. железо В.азот Г. водород

31 . Какой элемент назван по имени прекрасной богини утренней зари Авроры - дочери Солнца?

А. медь Б. золото В. серебро Г. платина

32 . Химический элемент, входящий в состав гемоглобина?

А. натрий Б. йод В. кальций Г. железо

33. Элемент -"светоносец"

А. фосфор Б. неон В.кислород Г. радий

34. Самый распространённый на Земле металл

А. алюминий Б. железо В. медь Г. золото

35. Какой металл первым начали добывать и обрабатывать люди?

А. алюминий Б. железо В. медь Г. золото

36. Какой элемент входит в состав зубных паст, т.к. укрепляет зубную эмаль и предотвращает кариес.

А. кальций Б. титан В. фтор Г. фосфор

· В каком элементе мы найдем название полуострова? (скандий)

· Древнеримский бог моря в названии элемента (нептуний)

· Элемент, названный в честь мифического героя, подарившего людям огонь. (прометий)

· Из названий двух животных слагается название элемента (мышьяк)

· Какие элементы названы в честь ученых? (менделевий, эйнштейний, фермий, нобелий, резерфордий, лоуренсий, бор, курчатовий, кюрий)

Переведите на понятный язык: Не все то аурум, что блестит. Куй феррум, пока горячо. Слово – аргентум, молчание – аурум. Купрумного гроша не стоит.

· В IV веке до нашей эры войска Александра Македонского вторглись в Индию. На берегах реки Инд в войсках разразилась эпидемия желудочно-кишечных заболеваний, которая, как ни странно, не затронула ни одного военачальника. Оказалось, что простые воины пользовались оловянной посудой, а их командиры именно этой. Тогда и вспомнили, что персидский Царь Кир II Великий во время военных походов приказывал хранить питьевую воду в сосудах из этого металла. Много позже римские легионеры стали носить панцири, наколенники и поножи из этого металла. Он обладает бактерицидными свойствами, обеззараживая воду, а также способствовало быстрому заживлению ран без нагноений. Назовите этот металл.

· С греческого переводится как жёлто-зелёный. Именно такой цвет имеет этот газ, обладает удушающим действием. Этот газ был первым боевым отравляющим веществом, применённым немцами во время Первой мировой войны. О каком газе идет речь?

Открытые вопросы

Вопрос 1
Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах.

Ответ: Рутений (Ru) – назван в честь России; 101Ru (44 протона, 57 нейтронов, 44 электрона)

Полоний (Po) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 125, 84 электрона

Франций (Fr) – в честь Франции;.223Fr (87протонов,136 нейтронов, 87 электронов)

Германий (Ge) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 41.

Вопрос 2
Вы - пилот самолета, летящего из Талдыкоргана в Алматы. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. - 1 рубль?

Ответ: 14 лет. Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен. Свойства его легкий, блестящий металл.

Вопрос 3
Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин?

Ответ: Спичку. В газовой лампе - природный газ (применяется как топливо), керосин (растворитель, дизельное и авиационное топливо, удаление ржавчины).

Вопрос 4
Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро справиться с заданием мачехи.

Ответ: Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде,профильтровать, выпарить воду.

Вопрос 5
Юный Химик смешал вместе пять жидкостей: бензин, воду, ртуть, спирт, растительное масло. Поместив смесь в делительную воронку, он увидел, что смесь разделилась на три слоя. Опишите состав каждого из слоев сверху вниз. Ответ аргументируйте.

Ответ: Верхний слой образуют нерастворимые в воде жидкости с плотность меньше, чем у воды:

бензин и растительное масло

Средний слой образует вода и растворенный в ней спирт

Нижний слой слой образует тяжелая и нерастворимая в воде металлическая ртуть

Вопрос 6

Налейте в чашку только что закипевшей воды и всыпьте в неё чайную ложку питьевой соды. Что наблюдаете, объясните наблюдаемое явление. Назовите, какое это явление, обоснуйте.

Ответ: А) Наблюдается шипение– сода разлагается с выделением углекислого газа в горячей воде. Б)Явление – химическое

Вопрос 7

Внесите в пламя пробирку с частичками парафина. Что наблюдаете, объясните наблюдаемое явление. Назовите, какое это явление, обоснуйте.

Ответ: Плавление –изменение агрегатного состояния Явление – физическое.

Вопрос 8

Перед вами зашифрованное имя ученого

Кислород Магний Свинец Азот Водород Железо Медь Цинк

В У Е А Л А ЗЬ

Чтобы его расшифровать сделайте следующие действия: определите относительную атомную массу каждого элемента, затем расположите их в порядке возрастания относительных атомных масс. (Лавуазье)

Вопрос 9

«Белое золото» 583-й пробы содержит 58,3% золота, 23,5 % меди, 12, 2% никеля, 6, 0 % цинка. Какая масса золота содержится в изделии массой 20 г? (11,66г)

Вопрос 10

Иодид калия (формула: КI) применяют в качестве средства профилактики болезней щитовидной железы (железа вырабатывает йодсодержащий гормон-тироксин), а также во время техногенных аварий с выбросом радиоактивных веществ (с целью недопущения накопления радиоактивного йода в щитовидной железе). Вопрос 1. Какое число химических элементов содержится в водном растворе иодида калия? Ответ: 4 химических элемента H, O, K, I

Водный раствор иодида калия можно использовать для обнаружения хлора (в водный раствор надо добавить крахмал в качестве реагента на йод).

Схема реакции: 6КI + 4Cl2 = 4KCl + 4I2 (иод + крахмал → синее окрашивание)

Как Вы заметили, в уравнении реакции между иодидом калия и хлором коэффициенты поставлены не правильно. Исправьте! Какова правильная сумма коэффициентов в этом уравнении? Ответ: 2KI+Cl 2 =2KCl+I 2 сумма коэффициентов =6

Вопрос 11

«Это сложное вещество широко распространено в природе. Встречается по

всему земному шару. Не имеет запаха. При атмосферном давлении вещество

может находиться только в газообразном и твёрдом состояниях. Многие учёные

считают, что это вещество оказывает влияние на повышение температуры

нашей планеты. Применяется в различных производствах, в том числе и

пищевой промышленности. Используется при тушении пожаров. Однако

в химической лаборатории им нельзя тушить горящие металлы, например

магний. Напитки, приготовленные с этим веществом, очень любят дети. Но

постоянное потребление таких напитков может вызвать раздражение стенок

желудка».

1)Определите вещество на основе его описания.

2)Какие названия этого вещества Вам известны?

3)Приведите известные Вам примеры применения и назовите источники

образования этого вещества.

1 Названо вещество – углекислый газ (оксид углерода(IV))

2 Сухой лёд, углекислота, угольный ангидрид

3 Углекислый газ применяется в производстве газированных напитков,

сахарном производстве, при тушении пожаров как хладагент и пр. Образуется

при дыхании животных организмов, брожении, гниении органических остатков,

в производстве негашёной извести, сжигании органических веществ (торфа,

древесины, природного газа, керосина, бензина и т. д.).

Вопрос 12

Состав химических соединений часто характеризуют с помощью атомных

долей. Так, молекула углекислого газа CO2 состоит из одного атома C и двух

атомов O, всего в молекуле три атома. Тогда атомная доля C равна 1/3, атомная

доля O – 2/3.

Приведите по одному примеру веществ, в которых атомные доли

составляющих их элементов равны:

в) 1/3, 1/3 и 1/3;

г) 1/6, 1/6 и 2/3;

а) Два элемента, число атомов в молекуле (формульной единице) одинаково:

б) Два элемента, атомов одного из них в молекуле (формульной единице) – 2,

другого – 3: Al2O3, Fe2O3.

в) Три элемента, всех атомов поровну: KOH, NaOH.

г) Три элемента: атомов двух из них в молекуле (формульной единице) поровну,

а третьего элемента в 4 раза больше: KMnO4, CuSO4.

д) Любое простое вещество.

Вопрос 13

Где больше урана – в 1,2 г хлорида урана(IV) или 1,0 г оксида урана(VI)?

1) Запишите формулы этих соединений.

2) Ответ обоснуйте и подтвердите расчётом.

3) Запишите уравнения реакций получения этих веществ из урана.

Ответ: 1) UCl4, UO3.

2) UCl4 w(U) = 62,6 %, значит в 1,2 г этого вещества содержится 0,75 г урана

UO3 w(U) = 83,2 %, значит в 1,0 г этого вещества содержится 0,83 г урана.

Больше урана содержится в 1,0 г оксида урана(VI).

3) U+ 2Cl2 = UCl4; 2U + 3O2 = 2UO3

Задача 14. «Пять порошков»

В пяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор и сера. Цвет веществ, находящихся в стаканах, указан на рисунке

Рисунок

Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

  1. Определите, в каком стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.
  2. Напишите уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе.
  3. Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 1 и № 3, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому факту.

Решение

1) В стакане № 1 находится порошок угля . Чёрный цвет, тлеет на воздухе при нагревании.

№ 2 – оксид меди (II) ; имеет чёрный цвет, при нагревании не изменяется.

№ 3 – сера ; жёлтый цвет, характерное горение с образованием сернистого газа.

№ 4 – красный фосфор ; тёмно-красный цвет, характерное горение с образованием оксида фосфора(V).

№ 5 – медь ; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании за счёт образования оксида меди(II).

2) Уравнения реакций, которые протекают с участием выданных веществ при их нагревании на воздухе:

  • C + O 2 = CO 2
  • S + O 2 = SO 2
  • 4P + 5O 2 = 2P 2 O 5
  • 2Cu + O 2 = 2CuO

3) В стаканах № 1 и № 3 находятся соответственно порошки древесного угля и серы. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл.

К тому же поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения.

Задача 15.

Три сосуда одинакового объема при нормальных условиях заполнены тремя различными веществами: азотом, хлороводородом и водой. Расположите сосуды в порядке возрастания числа молекул в них. Ответ обоснуйте

Ответ: HCl,N2,H2Ol.Вода имеет самую маленькую молярную массу (18г/моль), поэтому количество молекул в сосуде с водой будет наибольшим. Молярная масса молекулы азота равна 28г/м, поэтому она посередине, а мол. масса хлороводорода (соляной кислоты) равна 36,5г/м, поэтому в сосуде с этим веществом будет меньше всего молекул.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19

Задание 1 «Десять порошков»

В десяти пронумерованных стаканах выданы порошки следующих веществ: медь, оксид меди(II), древесный уголь, красный фосфор, сера, железо, хлорид натрия, сахар, мел, малахит (оснóвный карбонат меди(II)). Ученики исследовали свойства выданных порошкообразных веществ, результаты своих наблюдений представили в таблице.

Номер стакана Цвет исследуемого вещества «Поведение» порошка при помещении его в стакан с водой Изменения, наблюдаемые при нагревании исследуемого порошкав ложечке с помощью спиртовки
белый практически не изменяется
белый тонет в воде, постепенно растворяется плавится, темнеет, постепенно обугливается
белый практически не изменяется
жёлтый плавится, горит голубоватым пламенем
красный тонет в воде, не растворяется постепенно чернеет
тёмно-красный тонет в воде, не растворяется горит ярким белым пламенем
зелёный тонет в воде, не растворяется постепенно чернеет
тёмно-серый тонет в воде, не растворяется темнеет, частички в пламени раскаляются
чёрный частички плавают на поверхности воды, не растворяются начинает тлеть
чёрный тонет в воде, не растворяется практически не изменяется
  1. Определите, в каком по номеру стакане находится каждое из веществ, выданных для исследования. Ответ обоснуйте.
  2. Какие из выданных веществ реагируют с соляной кислотой с выделением газа? Составьте соответствующие уравнения реакций.
  3. Известно, что плотность веществ, находящихся в стаканах № 4 и № 9, больше плотности воды, т. е. эти вещества должны тонуть в воде. Однако порошки этих веществ плавают на поверхности воды. Предложите возможное объяснение этому факту.
  4. Известно, что три выданных вещества проводят электрический ток. Какие это вещества? Раствор какого вещества проводит электрический ток?

Решение

1. В стакане № 1 находится хлорид натрия . Белый цвет, растворяется в воде,практически не изменяется на воздухе при нагревании.

№ 2 – сахар ; белый цвет, растворяется в воде, плавится и постепенно

обугливается при нагревании.

№ 3 – мел ; белый цвет, не растворяется в воде.

№ 4 – сера ; жёлтый цвет, характерное горение.

№ 5 – медь ; красный цвет; появление чёрной окраски при нагревании на воздухе за счёт образования оксида меди(II).

№ 6 – красный фосфор ; тёмно-красный цвет; характерное горение.

№ 7 – малахит ; зелёный цвет; появление чёрной окраски при термическом разложении за счёт образования оксида меди(II).

№ 8 – железо ; тёмно-серый цвет; потемнение при нагревании.

№ 9 – древесный уголь ; чёрный цвет; тлеет при нагревании на воздухе.

№ 10 – оксид меди(II) ; чёрный цвет; отсутствие изменений при нагревании.

По 0,5 балла за каждое верное определение и разумное обоснование.

Максимум – 5 баллов .

2. Газообразные вещества выделяются при взаимодействии соляной кислоты с мелом, малахитом и железом:

  • CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + CO 2 + H 2 O
  • (CuOH) 2 CO 3 + 4HCl = 2CuCl 2 + CO 2 + 3H 2 O
  • Fe + 2HCl = FeCl 2 + H 2

По 1 баллу за каждое уравнение

3. В стаканах № 4 и № 9 находятся соответственно порошки серы и древесного угля. Частички древесного угля пронизаны капиллярами, заполненными воздухом, таким образом, их средняя плотность оказывается меньше 1 г/мл. К тому же, поверхность угля, как и поверхность серы, не смачивается водой, т. е. является гидрофобной. Мелкие частички этих веществ удерживаются на поверхности воды силой поверхностного натяжения.

1 балл

4. Электрический ток проводят медь, железо и уголь.

Раствор хлорида натрия проводит электрический ток, т. к. NaCl – электролит.

1 балл

Всего 10 баллов .

Задание 2 «Вывод формулы органического вещества»

Органическое соединение А содержит 39,73 % углерода и 7,28 % водорода по массе. Определите молекулярную формулу вещества А и установите его структурную формулу, если известно, что в его состав входит четвертичный атом углерода, а плотность паров по воздуху равна 5,2. Назовите органическое соединение А по систематической номенклатуре. Предложите способ получения А.

Решение

1) Т.к. сумма массовых долей не равна 100 %, следовательно, в молекуле ещё есть какой-то остаток, содержание которого равно: 100 – 39,73 – 7,28 = 52,99 %.

Молярная масса вещества: M(A) = D возд ∙M возд = 5,2 ∙ 29 = 151 г/моль.

Число атомов водорода в молекуле A : 151 ∙ 0,0728/1 = 11.

Число атомов углерода в молекуле A : 151 ∙ 0,3973/12 = 5.

Молярная масса остатка равна 151 × 0,5299 = 80 г/моль, что соответствует одному атому брома, следовательно, молекулярная формула вещества А – C 5 H 11 Br.

2) В состав А входит четвертичный атом углерода, поэтому А имеет следующую структуру:

3) Способ получения А :

Система оценивания:

Задание 3 «Три углеводорода»

Массовая доля углерода в трёх углеводородах составляет 85,7 %. Установите молекулярные формулы этих углеводородов, если плотность их по воздуху составляет 0,97; 1,43; 1,93. Приведите структурные формулы изомеров этих углеводородов и назовите их в соответствии с правилами международной номенклатуры.

Решение

а) Определение молярных масс углеводородов: М = D возд. (С x H y)∙29;

  1. M 1 = 0,97∙29 = 28 г/моль;
  2. M 2 =1,45∙29 = 42 г/моль;
  3. M 3 = 1,93∙29 = 56 г/моль.

б) Определение простейшей формулы искомых углеводородов: 100 г вещества С x Н y содержат 85,7 г углерода и 14,3 г водорода. Соотношение количества вещества углерода и водорода для искомых углеводородов составляет:

Следовательно, простейшая формула искомых углеводородов СН 2 ;

М(СН 2)= 14 г/моль.

в) Определение молекулярных формул искомых углеводородов и приведение структурных формул их изомеров:

1-й углеводород

28: 14 = 2; n = 2 ⇒ С 2 Н 4 - этилен . Изомеров не имеет.

2-й углеводород

42: 14 = 3; n = 3 ⇒ С 3 Н 6

Изомеры С 3 Н 6:

CH 2 =СН–СН 3 - пропен

- циклопропан

3-й углеводород

56: 14 = 4; n = 4 ⇒ С 4 Н 8

Изомеры : СН 3 – СН 2 – СН = СН 2 - бутен-1

- цис -бутен-2

- транс -бутен-2

СН 3 – С(CН 3) = СН 2 - метилпропен

Критерии оценивания

Определение простейшей формулы углеводородов. 1 балл

Определение молекулярных формул углеводородов и приведение структурных формул их изомеров:

  • 1-й углеводород 2 балла (1 балл за молекулярную формулу и 1 балл за структуру этилена)
  • 2-й углеводород 2 балла (1 балл за молекулярную формулу и по 0,5 балла за каждую структуру)
  • 3-й углеводород 5 баллов (1 балл за молекулярную формулу, по 0,5 балла за каждую структуру и 1 балл дополнительно, если учтена цис-трансизомерия).

(Если молекулярные формулы правильно определены без использования простейшей формулы, то 1 балл за простейшую формулу добавляется к результату.)

Всего 10 баллов .

Задание 4 «Превращения неметалла»

1) Выберите подходящий неметалл и осуществите для него превращения:

простое вещество → X → водородное соединение → высший оксид → простое вещество → соль

2) Напишите уравнения соответствующих реакций.

Решение

1) Подходят кремний и фосфор .

Цепочка для кремния .

Si → Mg 2 Si → SiH 4 → SiO 2 → Si → Na 2 SiO 3

2) Уравнения реакций:

  • Si + 2Mg = Mg 2 Si
  • Mg 2 Si + 4HCl = SiH 4 + 2MgCl 2
  • SiH 4 + 2O 2 = SiO 2 + 2H 2 O
  • SiO 2 + C = Si + CO 2
  • Si + 2NaOH + H 2 O = Na 2 SiO 3 + 2H 2

Каждое уравнение реакции – 2 балла .

Всего 10 баллов .

Задание 5 «Правые части с коэффициентами»

Восстановите левую часть уравнений:

Решение

По 2 балла за уравнение.

Всего 10 баллов .

Задание 6 «Волшебный порошок»

Разбирая реактивы в лаборатории, юный химик нашёл неподписанную банку с белым порошком без запаха. Для исследования его свойств, юный химик аккуратно взвесил 10,00 граммов и разделил их ровно на 5 частей, с каждой из частей он провёл следующие опыты:

Номер опыта

Ход эксперимента

Наблюдения

Добавил в воду, а затем прилил несколько капель раствора лакмуса Хорошо растворим в воде. Раствор окрасился в красный цвет
Растворил в воде. Затем добавил избыток карбоната калия Бурное выделение газа
Аккуратно внёс часть навески в пламя горелки Пламя горелки окрасилось в фиолетовый цвет
Растворил в воде. Затем добавил избыток хлорида бария Выпало 3,43 г белого осадка, нерастворимого в кислотах и щелочах
Растворил в воде. После этого добавил избыток гидроксида калия Пробирка нагрелась. Видимых признаков реакции не наблюдалось
  1. Определите состав белого порошка. Ответ подтвердите расчётом.
  2. Для опытов 2, 4, 5 приведите соответствующее уравнение реакции.
  3. Что произойдёт при нагревании белого порошка? Приведите уравнение реакции.

Решение

1. Окрашивание пламени горелки в фиолетовый цвет говорит о том, что искомый порошок – соль калия. Выпадение белого осадка с избытком хлорида бария – качественная реакция на сульфат-ион. Но сульфат калия (K2SO 4) имеет нейтральную среду (соль образована сильным основанием и сильной кислотой), а согласно опыту № 1 лакмус окрашивает раствор соли в красный цвет, что говорит о кислой реакции.

Следовательно, искомая соль – гидросульфат калия, KHSO 4 . Проверим это расчётом:

т. к. исходную навеску в 10,00 г юный химик разделил на пять равных частей, значит в реакцию вступило 2,00 г соли:

m (BaSO 4) = 0,0147 моль ∙ 233 г/моль = 3, 43 г.

Полученная масса сульфата бария совпадает с результатами эксперимента, следовательно белый порошок – действительно KHSO 4 .

Уравнения реакций :

  1. 2KHSO 4 + K 2 CO 3 → 2K 2 SO 4 + CO 2 + H 2 O
  2. KHSO 4 + BaCl 2 → BaSO 4 ↓ + HCl + KCl
  3. KHSO 4 + KOH → K 2 SO 4 + H 2 O

Уравнение реакции разложения .

Уроки 1-2. Правила безопасности при работе в химическом кабинете.

1. Почему категорически запрещается пробовать вещества на вкус, нюхать вещества из горлышка склянки, при перемешивании веществ в пробирке зажимать отверстие пальцем?
Потому, что могут быть ядовитые вещества или кислоты.

2. Почему наливать и насыпать вещества можно только над столом или специальным поддоном, а пролитые или просыпанные вещества убирать только с помощью специальной тряпочки (тампона)?
Т.к. это могут быть вещества, которые взаимодействуют друг с другом, или ядовитые вещества.

3. Почему опыты следует проводить только с таким количеством веществ, которые указаны в методическом руководстве?
Большие количества веществ могут повести реакцию в другом направлении.

4. Почему горелку зажигать только спичкой или лучиной, а не зажигалкой или горящей бумагой?
Чтобы не случился пожар.

5. Почему нельзя низко наклоняться над пламенем?
Можно обжечься.

6. Зачем при нагревании пробирки с раствором ее сначала необходимо прогреть?
Чтобы пробирка не треснула.

7. Почему отверстие пробирки во время нагревания должно быть направлено от себя и соседа?
Чтобы при случайном закипании жидкости она не брызнула на людей.

8. При выполнении работы ученик нарушил правила техники безопасности и оставил склянку с реактивом (например, раствором кислоты) открытой. Что может произойти в данной ситуации?
Все кислоты опасны, может улетучиться кислота – возможно отравление парами кислоты.

9. Закрепляя пробирку или колбу в лапке штатива, ученик нарушил правила монтажа и пробирка (колба) лопнула. Как ученик должен поступить в этой ситуации?
Аккуратно, в перчатках убрать осколки, специальными тампонами собрать разлитую жидкость.

10. В процессе нагревания пробирка с реакционной смесью лопнула. Почему это могло произойти? Что ученик должен предпринять?
Возможно, пробирка была нагрета неравномерно. Осторожно, в перчатках собрать осколки.

Химия как часть естествознания. Понятие о веществе.

Дополните схему:

1. Вспомните и выпишите известные вам продукты химического производства (не менее пяти). Где они используются?

2. Какие вещества, известные вам, применяются в сельском хозяйстве. Для чего?
Удобрения – для повышения плодородности почвы.
В медицине - консерванты сохранения лекарств.
В строительстве - известняк (CaCO3).

3. Перечислите известные вам вещества, входящие в состав живого организма. Какова их биологическая роль?

4. Вместо пропусков вставьте термины «вещество» или «тело»:
1) При обычных условиях тело имеет форму и объем.
2) Вещество может быть твердым, жидким или газообразным.
3) Вещество обладает теплопроводностью.

5. Подчеркните названия веществ одной чертой, а физических тел – двумя.
Вещества: вода, железо, алюминий, сахар, лед, гранитная глыба, крахмал, белок.
Физические тела: капля, гвоздь, ложка, снежинка, таблетка, аспирин, зерно.

6. Свойства вещества - это: признаки, по которым одно вещество отличается от другого.

7. Вставьте слова - прозрачный, бесцветный, белый, окрашенный, мутный - в предложения по смыслу:
1) Раствор сахара бесцветный.
2) Стекло для солнцезащитных очков окрашенное и прозрачное.
3) Раствор иода окрашенный и прозрачный.
4) Если мел измельчить и размешать в воде, то получится взвесь мутная и белая.

8. Используя справочные материалы и личный опыт, заполните таблицу 1 и 2.

9. В двух пронумерованных стаканчиках белые порошки - сахарная пудра и мел. Как различить эти вещества? Опишите эксперимент.
Если в оба стакана добавить воду, то вещество сахар растворится, а мел – нет. В стакане с сахаром будет бесцветная прозрачная жидкость.