В помощь библиотекарю. Глава Сколтеха откровенно рассказал о катастрофе в российском инженерном образовании

Комитет по образованию

Администрации муниципального образования

«Город Майкоп»

МБОУ «СШ № 6»

Педагогические чтения

Секция «Революции в России 1917 года»

Литературная гостиная

«Слово о революции»

Киндсфатер Татьяна Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы высшей категории.

г. Майкоп, 2017

Введение.

До сих пор не утихают споры о значении и роли Февральской революции 1917 года и Великой Октябрьской социалистической революции, произошедшей в России осенью 1917 года. Кто-то считает, что революция стала настоящей трагедией для России, ввергнувшей страну в хаос кровопролитной гражданской войны. Другие, напротив, утверждают, что революция была для нашей страны подлинным рывком вперёд и дала ей возможность не только выжить в тяжелейших условиях, созданных Первой мировой войной, но и превратиться впоследствии в одно из сильнейших государств планеты. Тема революции 1917 года очень многогранна и сложна - смотреть на неё с одной стороны, значит заведомо заблуждаться.

В нашей литературной гостиной мы попытались представить различные взгляды (безусловно, далеко не все) на революции 1917 года поэтов и писателей той эпохи.

Литературные гостиные появились еще в XIX веке и были очень популярны в качестве формы художественно-творческих вечеров.

Современным школьникам тоже нравится посещать такие мероприятия и участвовать в них. Наши литературные гостиные – это не только углубление в школьную программу по истории, литературе и искусству, более близкое знакомство с писателями, поэтами, но и привлечение учащихся к искусству слова, к работе с текстом, расширение их кругозора, возможность каждому ученику проявить себя, показать, развить свой талант и способности. Участие школьников в наших литературных гостиных помогает также решать и еще одну очень важную задачу, ставшую особо актуальной именно в век информационных технологий – развивает речь учащихся.

Наши литературные гостиные в школе – это большие возможности для всестороннего развития детей: мы создаем условия учащимся для их успешного самосовершенствования и мотивируем их на дальнейшее саморазвитие и самопознание. Кроме этого формируется и совершенствуется не менее важный для современного школьника навык чтения художественной литературы, что также способствует формированию общего гуманитарного знания и гуманитарной образованности. Известно, к сожалению, что в XXI веке очень остро стоит проблема негативного отношения детей и подростков к чтению. Современные компьютерные технологии на какое-то время заняли лидирующие места в списке приоритетов современных подростков. Однако, в последнее время мы наблюдаем возрастание интереса к чтению, независимо от формы книги, будь то книга в традиционном печатном издании или электронная книга, которую молодые люди предпочитают читать, используя свои современные «гэджеты». Именно поэтому мы уделяем большое внимание проведению литературных гостиных в нашей школе и привлечению все большего числа наших учащихся в ряды их активных участников.

В ходе литературной гостиной демонстрируются слайды с портретами поэтов и писателей и выдержками из их стихотворений и высказываний.

При подготовке литературной гостиной использованы литературные источники (см. Приложение № 1).

Литературная гостиная «Слово о революции».

Слайд № 1

Цели и задачи:

Познакомить обучающихся с фактами истории, связанными с революциями в России 1917 года;

Раскрыть своеобразие литературного процесса начала 20 века;

Донести до обучающихся атмосферу тревожности времени эпохи начала 20 века;

Формировать культурообразное мышление обучающихся на основе интеграции знаний истории и литературы;

Обогатить духовный мир обучающихся, корректировать их эмоциональную сферу;

Создать творческую среду;

Развить читательский интерес;

Развивать творческих способности обучающихся.

Оформление: плакаты, фотографии эпохи 1917 г.

Презентация.

Целевая аудитория: обучающиеся 9 – 11 классов.

Участники: обучающиеся 9 – 11 классов в роли ведущих и «приглашенных» писателей. В гостиную приглашены поэты и писатели начала 20 века: Михаил Пришвин, Зинаида Гиппиус, Николай Бердяев, Иван Бунин, Валерий Брюсов, Александр Блок, Владимир Маяковский, Максим Горький, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Михаил Булгаков, Александр Фадеев, Максимилиан Волошин.

Звучит в записи гимн дореволюционной России «Боже, царя храни!»

Ведущий 1. (слайд № 2) Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой –

Мать Россия, о Родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

Ведущий 2. Эти строки из стихотворения «Родина» поэта Андрея Белого передают острые переживания всех мыслящих людей России за судьбу своей родины в начале 20 века.

Ведущий 3. «Мне на плечи кидается век-волкодав», - сказал в одном из своих стихотворений поэт Осип Мандельштам и был пророчески прав.

Ведущий 1. 20 век ознаменовался в России тремя революциями: в 1905 году («Кровавое воскресенье») и двумя в 1917 году, столетие которых мы отмечаем сегодня, в 2017 году.

Ведущий 2. Сегодня мы собрались в нашей гостиной, чтобы еще раз обратиться к истории этих событий далекого прошлого.

Ведущий 3. Конец 19 – начало 20 века в России – это период мощного кризиса, охватившего чуть ли не все стороны русской жизни. Вот что написал в своих «Дневниках» Михаил Пришвин 30 марта 1917 года.

Михаил Пришвин: (слайд № 3) «Приближенные царские давно уже, как карамельку, иссосали царя и оставили народу только бумажку. Но все государство шло так, будто царь где-то есть. Та часть народа, которая призывала к верности царю, сама ни во что не верила. Не было времени, и можно было узнать его скорость лишь в быстрой смене министров и росте цен. В тишине безвременья каждый давно уже стал отворачиваться от забот государственных и жил интересом личным: все грабили. Это привело к недостатку продуктов в городах и армии. Недостаток хлеба вызвал бунт…»

Ведущий 1. 1917 год с его двумя революциями – Февральской и Октябрьской – на многие десятилетия определил путь, по которому будет развиваться отечественная история и культура. Через произведения русской литературы можно услышать голоса ушедшей эпохи, стать участником споров, которые велись во всех слоях российского общества.

Ведущий 2. Все началось с хлебного кризиса. В конце февраля 1917 года из-за снежных заносов был сорван график грузовых перевозок хлеба и пошли слухи о скором переходе на карточки на хлеб. У хлебных лавок образовались очереди, потом начались беспорядки. 21 февраля толпа с лозунгом «Хлеба, хлеба!» начала громить булочные лавки.

Ведущий 3. (слайды № 4 и № 5) Почти одновременно с хлебным бунтом возникла забастовка рабочих лафетноштамповочной мастерской Путиловского завода, к которым стихийно присоединились рабочие других заводов и фабрик. К 23 февраля в столице бастовали уже около 100 000 рабочих с 50 предприятий. Демонстранты требовали уже не только хлеба и прекращения войны, но и свержения самодержавия.

Ведущий 1. Вот что написала Зинаида Гиппиус в своем дневнике.

Зинаида Гиппиус: (слайд № 6) 23 февраля 1917года: «Сегодня беспорядки. Никто, конечно, в точности ничего не знает… до сих пор никакой картины организованного выступления не наблюдается, но очень похоже, что это обыкновенный голодный бунтик, какие случаются в Германии. Правда, параллелей нельзя проводить, ибо здесь надо учитывать громадный факт саморазложения правительства… как в воде, да еще мутной, мы глядим и не видим, в каком расстоянии мы от краха. Он неизбежен».

Ведущий 2. Телеграмма М.В. Родзянко Николаю II о положении в Петрограде 26 февраля 1917 г. : « Положение серьезное. В столице - анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца».

Ведущий 2. 24 февраля власть была передана командующему войсками Петроградского военного округа генерал – лейтенанту Хабалову. Он получает телеграмму от императора: «Повелеваю завтра же прекратить в столице беспорядки, недопустимые в тяжелое время войн с Германией и Австрией. НИКОЛАЙ». Но военная диктатура Хабалова не удалась: большинство войск отказалось ему подчиняться.

Ведущий 3. (слайд 7) Вслед за Петроградом забастовала и Москва. Ко 2 марта были захвачены вокзалы, арсеналы и Кремль. В этот же день, около 15.00 часов Николай 11 принял решение отречься от престола в пользу своего наследника, цесаревича Алексея, при регентстве младшего брата Михаила Александровича, но в течение дня принял решение отречься также и за наследника.

Ведущий 1. Великий князь Михаил Романов тоже отказался от престола и издал Манифест, призывая всех подчиниться власти Временного правительства до созыва Учредительного собрания.

Ведущий 2. Экс-император Николай 2 отреагировал на эту новость записью в дневнике: «Бог знает, кто надоумил его подписать такую гадость!» На этом Февральская революция закончилась.

Ведущий 3. В России наступило двоевластие: Временного правительства и Совета рабочих и солдатских депутатов. Между ними возникли споры не только по вопросам правления, но и в вопросе о государственном гимне. Временное правительство утвердило «Рабочую Марсельезу» со словами Петра Лаврова, (звучит в записи музыка «Марсельезы») но Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов провозгласил гимном «Интернационал».

Звучит в записи «Интернационал».

Ведущий 1. Николай Бердяев, русский религиозный и политический философ, автор оригинальной концепции философии свободы говорил…

Николай Бердяев: (слайд № 8) «Кто был никем, тот станет всем» - этот принцип революционного переворота, провозглашенный «Интернационалом», отредактирован жизнью: «Кто был никем, тот стал ничем». Революция отрицает не только личность, но также и связь с прошлым, с отцами, она исповедует религию убийства, а не воскресения». Причину революции я вижу в том, что «власть имеющие не исполнили своего назначения… Сверху не происходило творческого развития, не излучался свет… не было творческих духовных сил для реформирования общества… и потому прорвалась тьма снизу».

Ведущий 2. В книге «Окаянные дни» писатель Иван Алексеевич Бунин пишет.

Иван Бунин: (слайд № 9) «…сатана Каиновой злобы, кровожадности и самого дикого самоуправства дохнул на Россию именно в те дни, когда были провозглашены братство, равенство и свобода… В человеке просыпается обезьяна… Блок слышит Россию и революцию, как ветер… О словоблуды! Реки крови, море слез, а им все нипочем».

Ведущий 3. В этой же книге Бунин попытался объяснить причину революции.

Иван Бунин: «Страшно равнодушны были к народу во время войны, преступно врали об его патриотическом подъеме, даже тогда, когда уже и младенец не мог не видеть, что народу война осточертела. Откуда это равнодушие? Между прочим, и от присущей нам беспечности, легкомысленности, непривычки и нежелания быть серьезными в самые серьезные моменты. Подумать только, до чего беспечно, спустя рукава, даже празднично отнеслась вся Россия к началу революции, к величайшему во всей истории событию, случившемуся во время величайшей в мире войны!»

Ведущий 1. В России изменилась и государственная символика: временно оставили двуглавого орла, но без атрибутов царской власти и без Георгия Победоносца на груди. Символом Февральской революции стал красный бант и красные знамена. В речь вошло слово «товарищ».

Ведущий 2. Писатель Михаил Пришвин в «Дневниках» написал…

Михаил Пришвин: «Сегодня, 26 февраля, все газеты не вышли. Весь город наполнен войсками. «И кого ты тут караулишь!» - говорит женщина своему солдату. И как видно, что он не знает, кого он караулит: враг-то свой». 3 марта: «Время. Редко кто может сказать о событиях с точным определением времени, так много всего пробегает в обыкновенный его час. День чудесный – солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигаются, а в витринах показывается объявление об отречении царя. Процессии рабочих-солдат с: «социалистическая республика» - «вставай, подымайся» («Боже, царя храни» не существует)».

Ведущий 3. Настроения поэта В.Я.Брюсова в первые дни Февральской революции были созвучны настроениям миллионов россиян. Рухнул царизм! Многие считали, что жертвы, пролитая кровь, страдания остались позади. Вся страна бурно митинговала, словно торопясь наверстать упущенное за долгие века вынужденного молчания.

Валерий Брюсов: (слайд № 10)

Воплощены сны вековые

Всех лучших, всех живых сердец.

Преображенная Россия

Свободной стала наконец!

Ведущий 2. Встреченная с энтузиазмом Февральская революция 1917 года хоть и покончила в России с абсолютной монархией, очень скоро разочаровала революционно настроенные «низовые слои» - армию, рабочих и крестьян, которые ожидали от неё завершения войны, передачи земли крестьянам, облегчения условий труда для рабочих и демократического устройства власти.

Ведущий 3. В стране сложилась мощная система Советов рабочих и солдатских депутатов, ставшая альтернативой органам Временного правительства.

Ведущий 1. Временное правительство в июле 1917 года проводит массовые аресты депутатов Петроградского Совета, и в это же время в Петрограде проходят демонстрации под лозунгом «Вся власть - Советам!»

Ведущий 2. Большевики взяли курс на вооружённое восстание в августе 1917 года. События развивались стремительно.

Ведущий 1 . (слайд № 11) В 10 часов утра 25 октября Военно-революционный комитет выпустил воззвание, в котором сообщал, что вся «государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». В 21:00 холостой выстрел орудия крейсера Балтийского флота «Аврора» подал сигнал к началу штурма Зимнего дворца, и в 2 часа ночи 26 октября Временное правительство было арестовано.

Ведущий 2. К революционным событиям 1917 года отношение было неоднозначное и противоречивое: от «Моя революция, пошел в Смольный» В Маяковского до «Окаянных дней» И.Бунина. Вот как к ним отнесся поэт Александр Блок.

Александр Блок: (слайд № 12) Переворот 25 октября … встретил радостно, с новой верой в очистительную силу революции... ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами и прислушивался к той "музыке революции", к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у меня в ушах.

Ведущий 3. Маяковский тоже восторженно отнесся к революции, и это отношение красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не только свободу простому народу, но и разруху, голод, болезни и пьяный разгул. «Ода революции» - знаковое в этом отношении стихотворение.

Владимир Маяковский: (слайд № 13)

Тебе,

Освистанная,

Осмеянная батареями,

Тебе,

Изъязвленная злословием штыков,

Восторженно возношу

Над руганью реемой

Оды торжественное

«О!»

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названьем тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Ведущий 1. «Как обернешься еще, двуликая?», - интересуется поэт, и в этом вопросе нет праздного любопытства, так как за очень короткий период времени Маяковский увидел не только достижения новой власти, но и ее беспардонность, грубость, несостоятельность. Поэтому автор теряется в догадках, что именно сулят его родине эти перемены, пугающие своей беспощадностью.

Ведущий 2. В то же время Маяковский в восторге от перемен, поэтому, обращаясь к революции, с воодушевлением восклицает «О, четырежды славься, благословенная!» . И в этой строчке нет пафоса, так как поэт искренне верит в новое общество, не подозревая, что двойственная суть революции, которую он воспевает, еще не раз проявит себя, обернувшись для народа лишениями и унижениями.

Ведущий 3. Маяковский искренне убежден, что революция и поэзия нужны друг другу, он верит в действенность слова.

Владимир Маяковский. (см. Приложение № 2)

Ведущий 1. А вот писатель Иван Алексеевич Бунин резко отрицательно отнесся как к Февральской, так и к Октябрьской революции.

Иван Бунин: (слайд № 14)

Стой, солнце!

Летят, блестят мелькающие спицы,

Тоскую и дрожу,

А все вперед с летящей колесницы,

А все вперед гляжу.

Что впереди? Обрыв, провал, пучина,

Кровавый след зари?

О, если б власть и властный крик Навина:

«Стой, солнце! Стой, замри!»

Ведущий 2. Бунин до боли в сердце переживал трагедию русского народа. Свою ненависть к большевикам он выразил в дневнике «Окаянные дни». Писателя обвиняли и в ненависти к России. В «Окаянных днях» он пишет.

Иван Бунин. «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, «шаткость», как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева, - и дубина, и икона», - в зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает, Сергий Радонежский или Емельян Пугачев. Если бы я эту «икону», эту Русь не любил, не видал, из-за чего же бы я так сходил с ума все эти годы, из-за чего страдал так беспрерывно, так люто?»

Ведущий 2. Зинаида Гиппиус, воспитанная в старой христианской морали, считала, что Россию посетил Антихрист. Гиппиус и Дмитрий Мережковский, её муж, приняли революцию 1917 года как событие, похоронившее культуру России.

Зинаида Гиппиус : (слайд № 15)

Смеются дьяволы и псы над рабьей схваткой,

Смеются пушки, разевая рты,

И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,

Народ, не уважающий святынь.

Ведущий 3. Глубокой горечью пропитаны слова Зинаиды Гиппиус…

Зинаида Гиппиус:

Напрасно все: душа ослепла,

Мы червю преданы и тле,

Ей не осталось даже пепла

От русской правды на земле.

Ведущий 1 . Писатель Максим Горький Февральскую и Октябрьскую революции воспринял неоднозначно. В своих дореволюционных произведениях он выразительно воспроизводил темные стороны русской жизни: крестьянскую дикость, мещанскую равнодушную сытость, неограниченный произвол власти (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне»). Он пытался (хотя и не очень убедительно) найти силу, способную противостоять этой жизни, сначала среди бунтарей – босяков («Челкаш»), потом в среде революционного пролетариата (роман «Мать»).

Ведущий 2. А потом появились «Несвоевременные мысли». В этой книге Горький предстает как критик Ленина, обличитель революции, советской власти, предсказатель грядущих народных бедствий, т.к. произошло столкновением идеалов, во имя которых Горький призывал к революции, с реалиями революционной действительности.

Максим Горький: (слайд № 16) «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны… главная цель революции нравственная – превратить вчерашнего раба в личность. А в действительности октябрьский переворот спровоцировал выброс самых темных, низменных – зоологических инстинктов. И если первоначально я пытался воспринять революцию как возмездие бывшему господствующему классу, теперь же я считаю, что мы должны пережить мучительное и суровое возмездие за грехи прошлого – за нашу азиатскую, за эту пассивность, с которой мы терпели насилие над нами».

Ведущий 3. Горького беспокоит судьба русской культуры, т.к. революция обернулась анархией, разрушением, разгулом жестокости, ненависти.

Максим Горький. «Грабят и продают церкви, военные музеи… грабят дворцы бывших великих князей, расхищают все, что можно продать, продают все, что можно продать…- ничего подобного не было даже в эпоху Великой Французской революции».

Ведущий 1. Горький сетует по поводу исчезновения с книжного рынка «хорошей, честной книги», а «книга – лучшее орудие просвещения».

Ведущий 2. Он выступает против решения Совета народных депутатов по вопросу отправки на фронт артистов, художников, музыкантов, потому что страшится «с чем мы будем жить, израсходовав свой лучший мозг?»

Ведущий 3. Горький обвинял Ленина в захвате власти и в развязывании в стране террора. Революция для него – бунт, неподготовленный эксперимент большевиков, всеобщая катастрофа.

Максим Горький. «Русский народ заплатит за это озерами крови…».

Ведущий 1. Осип Мандельштам однозначно не принял революцию и с самого начала не имел никаких иллюзий насчет происходящего. Стихотворение «Кассандре» необычно злободневно и прямолинейно для Мандельштама с его метафорическим поэтическим мышлением. В нем картины – «площадь с броневиками» - и призывы – «свобода, равенство, закон» тех дней. Образ Кассандры означает катастрофу и слепоту людей, не ведающих, что творят: согласно мифу, пророчествам Кассандры, дочери Троянского царя Приама, никто не верил, в частности не поверили и пророчествам о гибели Трои.

Ведущий 2 . А в стихотворении «На страшной высоте блуждающий огонь!..» поэт воспринимает революцию как умирание культуры.

Ведущий 3. Стихотворение «Век» - это уже осмысление своей эпохи как времени смертельного надлома, разрыва традиций, краха культуры. Мандельштам создает страшные в своей физиологической обнаженности образы: век-«зверь», хлещущая горлом кровь, сломанный позвоночник столетий, принесенное в жертву «темя жизни».

Осип Мандельштам. (слайд № 17) (см. Приложение № 3)

Ведущий 2. 1917 год – трудный период в жизни Марины Цветаевой. Беззаботные, быстро промчавшиеся времена, когда можно было позволить себе жить тем, что хотелось, отступали все дальше в прошлое. «Из Истории не выскочишь» - эти слова, сказанные ею позднее, сбывались, можно сказать, на каждом шагу. Марина Цветаева хотела жить исключительно личной, частной жизнью, а Время неустанно вторгалось в эту жизнь.

Ведущий 3 . Октябрьскую революцию Марина Цветаева не приняла и не поняла. Казалось бы, именно она со всей своей бунтарской натурой своего человеческого и поэтического характера могла обрести в революции источник творческого вдохновения. Пусть она не сумела бы понять правильно революцию, ее цели и задачи, но она должна была, по меньшей мере, ощутить ее как могучую и безграничную стихию.

Марина Цветаева. (слайд № 18)

Из строгого, стройного храма
Ты вышла на визг площадей…
- Свобода! - Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей.

Свершается страшная спевка, -
Обедня еще впереди!
- Свобода! - Гулящая девка
На шалой солдатской груди!

Ведущий 1. И еще строчки из стихотворения Марины Цветаевой.

Марина Цветаева. (см. Приложение № 4)

Ведущий 2. Революция 1917 года имела огромное влияние на Михаила Афанасьевича Булгакова. Изображение этого события прочно вошло в его творчество. Булгаков, не принявший революцию, находился в напряженных отношениях с советской властью. Его произведения, пропитанные неприязнью к новой действительности, вызывали сильные опасения у высшего руководства страны, поэтому его пьесы, повести и рассказы практически постоянно запрещались.

Звучит в записи песня из кинофильма «Собачье сердце».

Ведущий 3. Да и правда, разве можно было пропустить в печаль повесть «Собачье сердце», в которой Булгаков устами профессора Преображенского говорит:

Михаил Булгаков: (слайд № 19) «Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер , начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах».

Ведущий 1. А в разговоре с доктором Борменталем советует…

Михаил Булгаков: « Никогда не читайте перед обедом советских газет».

Ведущий 1. Но именно Шариков из романа «Собачье сердце» нашел себя в революции. Он обустроился, почувствовал себя как дома, вольготно. Симптом духовной катастрофы в Советской России налицо – делает вывод своим произведением писатель. Шестидесятилетний запрет на публикацию этой повести в России объясняется, например, отзывом Л.Б.Каменева.

Ведущий 2. «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя».

Ведущий 3. Итак, обнаружив в обществе феномен Шарикова, М.А.Булгаков угадал низовую фигуру, которая была необходима сталинской бюрократии для осуществления её власти над всеми без исключения социальными группами, слоями и классами нового государства.

Ведущий 3. Революция, перевернувшая весь уклад жизни, отразилась и на творчестве Сергея Есенина. В автобиографии поэт написал: «Революцию я принял, но с крестьянским уклоном»

Ведущий 1. Иначе и быть не могло. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений.

Ведущий 2. На революцию С.Есенин откликнулся «Маленькими послереволюционными поэмами», в числе которых следует отметить произведения «Товарищ» и «Иорданская голубица». При помощи аллегорических образов Есенин пытается осмыслить революционные события, понять, к чему приведет революция. В поэмах высока доля условностей, что позволяет Есенину передать общую атмосферу революционных лет. Вот что пишет поэт в стихотворении «Товарищ».

Сергей Есенин. (слайд № 20) (см. Приложение № 5)

Ведущий 3. В стихотворении «Иорданская голубица» Есенин признается…

Сергей Есенин. (см. Приложение № 6)

Ведущий 1. Революция разделила поэтов и прозаиков не по степени дарования, а по идейной направленности. Александр Фадеев так характеризовал левое крыло русской литературы…

Александр Фадеев. (слайд № 21) Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему.

Ведущий 2. Наиболее яркими представителями левого крыла были А.Серафимович, К.Тренев, В.Вишневский, Э.Багрицкий, М.Светлов и другие.

Ведущий 3. Среди писателей, запечатлевших образ Октября 1917 г., Джон Рид («Десять дней, которые потрясли мир»), А. Серафимович («Железный поток»), А.Фадеев («Разгром»). В своих произведениях они запечатлели героическое величие эпохи Октябрьской революции. Безусловно, эпоха революционных преобразований породила Павку Корчагина в романе Н.Островского «Как закалялась сталь», Сашу Дванова в «Чевенгуре» А.Платонова и других героев.

Ведущий 2. Максимилиан Волошин не входил в литературу левого фронта. Его стихотворение «Гражданская война» продиктовано христианским взглядом на события и великой любовью к России.

Максимилиан Волошин: (см. Приложение № 7)

Ведущий 3 . По Волошину, виноваты и красные, и белые, считавшие свою правду единственно верной. Эти строки интересны и личным отношением поэта к враждующим сторонам: и те и другие - вероотступники, они впустили бесов в Россию.

Максимилиан Волошин: (слайд № 22)

Расплясались, разгулялись бесы

По России вдоль и поперек…

Ведущий 1. За них, обуянных злобой, нужно молиться, их нужно пожалеть. Совсем по-другому оценивали события в стране поэты-романтики Э. Багрицкий, М. Светлов, М. Голодный, Н. Тихонов, убежденные, что в солнечный край непочатый можно прийти и через братоубийственную вакханалию, террор.

Ведущий 3. С 2015 года в соответствии с новой концепцией изучения отечественной истории и историко-культурному стандарту нет деления на Февральскую и Октябрьскую революции, а есть Великая российская революция, продолжавшаяся с февраля по ноябрь 1917 года. События февраля – марта теперь именуются «Февральским переворотом», а октября – «взятием власти большевиками».

Ведущий 2. (слайд № 23) Сколько людей – столько и мнений. Взгляд на революции 1917 года очень неоднозначен. Независимо от оценок и политических пристрастий, каждый человек, которому небезразлично будущее его страны, должен помнить о тех далёких событиях 1917 года. Их можно оценивать и интерпретировать по - разному, но важно помнить, что эта наша история и её нельзя позволять смешивать с грязью любителям сенсаций и политических разоблачений. Как известно, кто владеет прошлым, тот владеет будущим. Лишь изучив и познав этот период нашей истории, мы внезапно для себя откроем много нового в нашем настоящем, ведь прошлое и настоящее неразрывно связаны, как бы не пытались нас убедить в обратном. Помните свою историю, изучайте её. Спасибо за внимание! (слайд № 24)

Приложение № 1.

Литература:

  1. В мире Есенина: Сборник статей. - М.,1986.
  2. Иванов Н.Н. Мир Михаила Пришвина: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2001.
  3. Королева Н.В. З.Н. Гиппиус и А.А. Ахматова // Зинаида Николаевна Гиппиус: Новые материалы. Исследования. – М.: ИМЛИ РАН, 2002.
  4. Лакшин В.Я. Булгакиада. М: Правда, 1987.
  5. Маяковский В.В. Сочинения в двух томах, М.: Правда, 1987.
  6. Пришвин М.М. Собрание сочинений в восьми томах. Т.8. М., 1986.
  7. Сливицкая О.В. «Повышенное чувство жизни». Мир Ивана Бунина. – М.: Рос. Гос. гуманитарный ун-т, 2004.
  8. Спиридонова Л.А. Постижение русской революции в творчестве Волошина: в сб. Материалы Волошинских чтений 1991 г. – Коктебель, 1997.
  9. Цветаева М. Избранное. М., «Просвещение», 1989.
  10. Цит. по: Спиридонова Л. М. Горький: Диалог с историей. М., 1994. С. 92.
  11. Эткинд Е. Двоемирие Блока: В кн.:Там, внутри. – СПб, 1996.
  12. Эткинд Е. Осип Мандельштам. Трилогия о веке: В кн.: Там, внутри, - СПб,1996.

Приложение № 2.

Владимир Маяковский.

Кто вы?

Мы

Разносчики новой веры,

Красоте задающей железный тон.

Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,

В небеса шарахаем железобетон.

Победители,

Шествуем по свету

Сквозь рев стариков злючий.

И всем,

Следующий вспомнить случай.

Раз

На радугу

Кулаком

Замахнулся городовой:

Чего, мол, меня нарядней и чище! –

А радуга

Вырвалась

И давай

Опять сиять на полицейском кулачище.

Коммунисту ль

Распластываться

Перед тем, кто старей?

Беречь сохранность насиженных мест?

Это революция

И на страстном монастыре

Начертила:

«Не трудящийся не ест».

Революция

Отшвырнула

Тех, кто

Рушащееся

Оплакивал тысячью родов,

Ибо знает:

Новый грядет архитектор –

Это мы,

Иллюминаторы завтрашних городов.

Мы идем

Нерушимо,

Бодро.

Приложение № 3.

Осип Мандельштам.

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки

И своею кровью склеит

Двух столетий позвонки?

Горлом из земных вещей,

Захребетник лишь трепещет

На пороге новых дней…

Кровь - строительница хлещет

Горлом из земных вещей

И горящей рыбой плещет

В берег теплый хрящ морей.

И с высокой сетки птичьей,

От лазурных влажных глыб

Льется, льется безразличье

На смертельный твой ушиб.

Приложение № 4.

Марина Цветаева.

Мракобесие. - Смерч. - Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Долг и Верность спустив с цепи,
Человек молодой - не спи!
В воротах, как Благая Весть,
Белым стражем да встанет - Честь.

Обведите свои дом - межой,
Да не внидет в него - Чужой.
Берегите от злобы волн
Садик сына и дедов холм.
Под ударами злой судьбы -
Выше - прадедовы дубы.

Приложение № 5.

Сергей Есенин.

Он был сыном простого рабочего,
И повесть о нем очень короткая.
Только и было в нем, что волосы как ночь
Да глаза голубые, кроткие.

Жил Мартин, и никто о нем не ведал.
Грустно стучали дни, словно дождь по железу.
И только иногда за скудным обедом
Учил его отец распевать «Марсельезу».

"Вырастешь, - говорил он, - поймешь...
Разгадаешь, отчего мы так нищи!"
И глухо дрожал его щербатый нож
Над черствой горбушкой насущной пищи.

Но вот под тесовым
Окном -
Два ветра взмахнули
Крылом;

То с вешнею полымью
Вод
Взметнулся российский
Народ...

Приложение № 6

Сергей Есенин.

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя родина,
Я - большевик.

Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.

Крепкий и сильный,
На гибель твою
В колокол синий
Я месяцем бью.

Братья-миряне,
Вам моя песнь.
Слышу в тумане я
Светлую весть.

Приложение № 7.

Максимилиан Волошин:

И не смолкает грохот битв

По всем просторам русской степи

Средь золотых великолепий

Конями вытоптанных жнив.

И там и здесь между рядами

Звучит один и тот же глас:

Кто не за нас - тот против нас.

Нет безразличных, правда с нами.

А я стою один меж них

В ревущем пламени и дыме

И всеми силами своими

Молюсь за тех и за других.


Методическая разработка урока по теме:

«Февральская революция 1917 года в России»

Цели:

    Подвести учащихся к пониманию причин падения монархии в России.

    Обеспечить усвоение учащимися идеи о том, что февральская революция – попытка осуществления буржуазно-революционного пути развития страны.

    Продолжить формирование умений устанавливать причинно- следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.

Тип: изучение нового материала.

Форма: урок-диалог.

Ниже даются два типа проведения уроков, один из которых проводится с использованием видеофильма.

Учебное оборудование:

Видеофильм из серии «Россия. ХХ век», производство ТПО «ПИМЕН- ТВ», дистрибьютор видеостудия «КВАРТ» г. Москва. Фильм 11,12 «Февральская революция 1917 года в России», «От февраля к Октябрю 1917 года»; карта «Россия.1917 год. Февраль-Октябрь»; рабочая тетрадь.

Оформление доски:

тема урока, план изучения новой темы, новые понятия (альтернатива, амнистия, коалиционное правительство), вопросы к видеофильму, домашнее задание.

Литература:

Волкогонов Д.А. Ленин- политический портрет. М., 1994

Герасименко Г.А. Народ и власть. М., 1995

Злоказов Г.И. «Меньшевистско- эсеровский ВЦИК советов в 1917г. М., 1997

Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995

История. Пакет – комплект документов / под редакцией Д.И.Полторак М., 1993

Латышев А. Рассекреченный Ленин. М., 1996

Меньшевики в 1917 году. М., 1994-1997

Рабинович А. Кровавые дни: Июльское восстание в 1917г. в Петрограде. М., 1992.

Старцев В.И. Внутренняя политика Временного правительства первого состава. Л., 1980

Суханов Н.Н. Заметки о революции. М., 1997

Шляпников А.Г. Канун семнадцатого года. Семнадцатый год. М., 1992.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Первая мировая война»

    1. Беседа по вопросам.

Как отразилась на внутренней обстановке в стране участие России в Первой мировой войне?

Почему в Москве и Петрограде начались перебои с продовольственными товарами?

III . Изучение новой темы.

План:

Причины Февральской революции в 1917г. в России.

Сущность двоевластия.

Деятельность новой власти.

Позиция власти большевиков. Апрельские тезисы.

Кризис Временного правительства. Выступление Корнилова.

Октябрьские события в Петрограде. Приход к власти большевиков.

Задача для учащихся на урок : Каковы причина и итоги Февральской революции 1917 года в России?

Каковы причины прихода большевиков к власти в октябре 1917 года?

    Рассказ учителя о причинах Февральской революции

(в объеме учебника).

Задание для учащихся : Выписать в тетради причины Февральской революции из рассказа учителя.

    Проверка записей в тетрадях.

Причины революции могут быть сформулированы примерно так:

    • Аграрный вопрос на был решен. Крестьянство страдало от нищеты и малоземелья.

    Отсутствие рабочего законодательства обостряло отношения между рабочими и владельцами предприятий.

    Кризис самодержавия.

    Ожидание народом прекращения первой мировой войны.

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

    Экономическая разруха, вызванная войной, привела население к обнищанию и голоду.

    Русификаторская политика правительства порождала у национальных меньшинств стремление к ненависти.

3. Работа с текстом учебника.

Учебник 1, стр. 96-97

4. Беседа по прочитанному.

Какие события положили начало Февральской революции?

Какие лозунги выдвигали участники демонстраций?

Какие изменения произошли в Петроградском военном округе?

Какие меры принимает император?

5. Рассказ учителя о двоевластии.

(в объеме учебника с использованием схемы)

6. Работа учащихся с историческими документами и беседа по вопросам.

а) Из постановления Временного правительства о создании земельных комитетов .

Важнейший очередной вопрос страны – вопрос земельный - может решить окончательно и правильно только Учредительное собрание, избранное всеобщим, равным, прямым и тайным народным голосованием.

Но для такого решения необходимо предварительно собрать повсеместно сведению новый закон о земельном устройстве. С этой целью Временное правительство образовывает Главный земельный комитет, который исполнит эту работу при содействии местных губернских, уездных и волостных земельных комитетов…

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

(Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945:

Учебное пособие для пед. институтов по спец. «История»

Сост. С.И. Дегтев и др.; под редакцией Э.М. Щагина. М.: Просвежение,1991.С.12)

Решением Какого вопроса Временное правительство считало самым главным?

Когда Временное правительство собиралось решить аграрный вопрос?

Для чего временное правительство создает Главный земельный комитет?

б) Приказ №1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов по гарнизону Петроградского военного округа.

По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения.

Совет рабочих и солдатских депутатов постановил:

    Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах, и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей.

    Во всех воинских частях, которые еще не выбрали своих представителей в Совет рабочих депутатов, избрать по одному представителю от рот, которым и явиться с письменными удостоверениями в здание Государственной думы к 10 часам утра 2 сего марта.

    Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам…

6. В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты

должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину…

7. …Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов и, в

частности, обращение к ним на «ты» воспрещается…

(Хрестоматия по истории СССР, 1900 – конец 1930-х гг.: Пособие для учителя

Сост. С.И. Мартуненков; Под ред. Ю.И. Кораблева.

М.: Просвещение, 1988 с. 128-129)

в)Из соглашения между Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков.

О введении восьмичасового рабочего дня, организации фабрично-заводских комитетов и примирительных камер.

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

Между Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов и Петроградским обществом фабрикантов и заводчиков состоялось соглашение о введении на фабриках и заводах восьмичасового рабочего дня, фабрично-заводских комитетов и примирительных камер.

    8-часорвой рабочий день

    1. Впредь до издания закона о нормировке рабочего дня на всех фабриках и заводах вводится восьмичасовой рабочий день (8 часов действительного труда) во всех сменах.

      Накануне воскресных дней работа производится в течение 7 часов.

      Сокращение часов работы не должно влиять на размер заработной платы.

      Сверхурочные работы допускаются с согласия фабрично-заводских комитетов.

    Фабрично-заводские комитеты

    На всех заводах и фабриках учреждаются фабрично-заводские комитеты (советы старост), избранные из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего, равного и т.д. избирательного права.

    Задачей этих комитетов является:… б) формулировка мнений по вопросам общественно-экономической жизни рабочих данного предприятия; в) разрешение вопросов, касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабочими предприятия…

(Хрестоматия по истории СССР, 1917-1945: учебное пособие для пединститутов по спец. «История»/ сост. С.И. Дегтев и др.; под ред. Э.М. Щагина. М.: Просвещение, 1991 г. с. 9-10).

Какое значение имел Приказ № 1 Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов?

Какие выводы можно сделать на основе этого документа?

Что общего было в первых шагах Временного правительства и Петроградского Совета?

По каким вопросам мнения Временного правительства и Петроградского Совета расходились?

Дополнительно можно проанализировать отрывки из декларации Временного правительства, опубликованное 3 марта 1917 года. См. учебник стр. 97-98.

7. Работа учащихся с историческим документом.

Из статьи В.И. Ленина

«О задачах пролетариата в данной революции».

ТЕЗИСЫ

1. … разъяснять неразрывную связь капитала с империалистической войной, доказывать, что кончить войну истинно демократическим, не насильническим, миром нельзя без свержения капитала.

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

Организация самой широкой пропаганды этого взгляда в действующей армии.

Братанье.

2. Своеобразие текущего момента в России состоит в переходе от первого этапа революции, давшего власть буржуазии в силу недостаточной сознательности и организованности пролетариата, - ко второму ее этапу, который должен дать власть в руки пролетариата и беднейших слоев крестьянства.

Этот переход характеризуется, с одной стороны, максимумом легальности (Россия сейчас самая свободная страна в мире из всех воюющих стран), с другой стороны, отсутствие насилия над массами и, наконец, доверчиво-бессознательным отношениям их к правительству капиталистов, худших врагов мира и социализма.

3. Никакой поддержки временному правительству, разъяснения полной лживости всех его обещаний, особенно относительно отказа от аннексий…

4. Признание фактор, что в большинстве Советов рабочих депутатов наша партия в меньшинстве…

Разъяснение массам, что С.Р.Д. есть единственно возможная форма революционного правительства и что поэтому нашей задачей, пока это правительство поддается влиянию буржуазии, может явиться лишь терпеливое систематическое, настойчивое, приспособляющееся особенно к практическим потребностям масс, разъяснение ошибок их тактики.

Пока мы в меньшинстве, мы ведем работу критики и выяснения ошибок, проповедуя в тоже время необходимость перехода всей государственной власти к Советам рабочих депутатов, чтобы массы опытом избавились от своих ошибок.

5. Не парламентарная республика, - возвращение к ней от С.Р.Д. было бы шагом назад, - а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху…

6. В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депутатов.

Конфискация всех помещичьих земель.

Национализация всех земель в стране, распоряжение землей местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Выделение Советов депутатов от беднейших крестьян. Создание из каждого крупного имения (в размере около 100 дес. до 300 по местным и прочим условиям и по определению местных учреждений) образцового хозяйства под контролем батрацких депутатов и на общественный счет.

7. Слияние немедленное всех банков в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны С.Р.Д.

8. Не «введение социализма, как наша непосредственная задача, а переход тотчас лишь к контролю со стороны С.Р.Д. за общественным производством и распределение продуктов…

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

(Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941 год. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993 год с. 17-18).

8. Беседа по вопросам к документу.

Каково отношение лидеров большевиков к войне?

В чем Ленин видел своеобразие «текущего момента» в России?

Какие главные задачи ставит Ленин в политической сфере?

На какие способы достижения этих задач указывает Ленин?

Что предлагает сделать Ленин для решения аграрного вопроса?

Какие шаги еще предлагает предпринять лидер большевиков для изменения ситуации в стране?

9. Рассказ учителя об Октябрьском вооруженном восстании.

(в объеме учебника)

Задание для учащихся: самостоятельно сформулировать и записать в тетрадь причины прихода к власти большевиков.

10. Проверка и корректировка записей в тетрадях учащихся.

Причины прихода к власти большевиков могут быть сформулированы так:

    Экономический, социальный, политический кризис в стране в 1917 году.

    Ошибки временно правительства (оттягивание решения аграрного вопроса, продолжение войны).

    Стремление большей части рабочих, солдат, матросов быстро разрешить главные жизненные вопросы (вопрос о мире, о земле, об изменении положения на заводах).

    Энергичность действий членов партий большевиков (большевизация Советов).

    Политическая воля и организаторский талант лидеров партии большевиков – Ленина и Троцкого (своевременное выдвижение демократических лозунгов).

IV. Закрепление изученного на уроке.

Выполнение заданий из рабочей тетради.

а) рабочий лист 2, стр. 48,

б) рабочий лист 3, стр. 49, рабочий лист 8-9, стр. 53-54.

V. Подведение итогов урока.

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

Домашнее задание:

2. Подготовить устные, развернутые ответы на вопросы:

Каковы причины и итоги Февральской 1917 года революции в России?

Каковы причины прихода партии большевиков к власти в октябре 1917 года?

3. Выполнить задание из рабочей тетради: рабочий лист 4, стр. 50; рабочий лист 6, стр. 51.

Второй вариант проведения урока с использованием видеофильма .

Видеофильм из серии «Россия. ХХ век», производство ТПО «ПИМЕН-ТВ», дистрибьютор видеостудия «КВАРТ» г. Москва. Фильм 11 «Февральская революция 1917 года».

Вопросы к видеофильму:

Какие события стали поводом к массовым беспорядкам в Петрограде в феврале 1917 года?

В чем суть двоевластия?

Кто возглавил Петроградский Совет?

Кто возглавил Временное правительство?

Кому передал власть Николай II?

Что ждали от революции рабочие, крестьяне, солдаты?

Какие мероприятия планировало провести Временное правительство?

Почему Временное правительство не утвердило положение о введении 8-часового рабочего дня?

Видеофильм из серии «Россия. ХХ век», производство ТПО «ПИМЕН-ТВ», дистрибьютор видеостудия «КВАРТ» г. Москва. Фильм 12 «От Февраля к Октябрю 1917 год».

Вопросы к видеофильму:

Что означает понятие «коалиционное правительство»? Когда появилась первое такое правительство?

Какой курс провозгласил Ленин в своих знаменитых «Апрельских тезисах»?

Сформулируйте главные причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства?

В чем причина популярности А. Керенского в период двоевластия в нашей стране?

Фетисов Николай Петрович Краснодарский край

Вариант игрового урока.

Для проведения игрового урока Вам следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их подготовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «представители Временного правительства» и « представители Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов».

Игра.

Урок должен представлял собой диспут двух противоборствующих сторон о том, кто приносит больше пользы делу революции. Выступления должны быть аргументированы, с ссылками на исторические факты. Причем, выступающие должны стараться говорить с позиции своих героев, а не сегодняшнего дня. Ученики должны задавать вопросы выступающим. Выступающие могут задавать вопросы друг другу. Также и учитель может вмешиваться в дискуссию. Наиболее активные и подготовленные ученики получают оценку «пять».

Великая Российская Революция - коренной перелом в отечественной истории. Затронувший все сферы общественной жизни процесс до сих пор в историческом сознании современной России, переживающей период социальной, культурной и политической трансформации, не приобрел однозначной оценки. Многие аспекты данного периода российской истории остаются нераскрытыми или раскрытыми необъективно и политически ангажировано.

2017 год - год столетнего юбилея Революции 1917 года. Столетний рубеж - знаковый для исторической памяти. Именно сейчас необходимо поддержать тенденцию примирения общества с событиями 1917 года и способствовать популяризации качественного исторического знания для извлечения из них уроков.

Российское историческое общество принимает активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Российской Революции, руководствуясь ценностями научности, верифицируемости и гражданской солидарности, выраженной в деликатном и объективном подходе к историческим событиям.

«Мы подошли к теме Революции 1917 года подготовленными. Ее широкое обсуждение проходило на различных площадках, в рамках разработки концепции преподавания отечественной истории в школе. Уже тогда было предложено рассмотреть Великую Российскую Революцию как сложный и драматичный процесс, включающий в себя взаимосвязанные этапы. События февраля и октября 1917 года, падение монархии и установление республики, выборы в Учредительное собрание и Корниловский мятеж, установление власти Советов и кровопролитную гражданскую войну»,

— председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Новости проекта:

Изучение причин и последствий Великой российской революции будет продолжено - такое заявление на итоговом заседании оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года в России, сделал Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Фарфоровая Революция. Мечта о Новом Мире. Советский фарфор» . В экспозиции представлены сотни декоративных тарелок, чашек, блюдец, скульптур, выпущенных в первое двадцатилетие советского государства, которые традиционно принято называть агитационным фарфором.

В концертном зале Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова прошёл Международный историко-музыкальный фестиваль детского и юношеского творчества «Российская революция 1917 года: музыкальная память поколений».

На Никольской улице открылась модульная выставка «Революция 1917 года на улицах Москвы в архивных документах и фотографиях». Экспозиция подготовлена Российским обществом историков-архивистов и Историко-архивным институтом РГГУ при поддержке Российского исторического общества и фонда "История Отечества".

Концерт в Мариинском театре, демонстрация уникальных документов из архива Военно-морского флота и закладка на «Адмиралтейских верфях» камня в память о судостроителях эпохи революции и Гражданской войны: в Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные столетию революционного переворота в России.

В канун столетия Великой российской революции Cергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману, в котором рассказал о значении этого исторического события для граждан России, его оценке в современном российском обществе, а также о мероприятиях, проводившихся по всей стране в преддверии этой даты.

В России в скором времени может появиться мемориал всем погибшим в ходе революции и Гражданской войны. С таким предложением выступили депутаты Государственной Думы на парламентских слушаниях «Столетие революции 1917 года в России: международные аспекты» .

В Государственном историческом музее готовится к открытию выставка «Энергия мечты». Она станет заключительным и самым масштабным событием в календаре мероприятий, посвящённых 100-летию Великой российской революции.

В Доме Российского исторического общества прошла Международная научная конференция «Российская Революция и Конституция». Она собрала несколько десятков экспертов из разных стран - историков, юристов, политологов, экономистов, культурологов.

В Париже стартовала «неделя русской революции»: в ближайшие дни в столице Франции пройдут сразу несколько крупных научных форумов и других мероприятий, посвящённых событиям 1917 года и их влиянию на мир.

К завершению 2017-го - года осмысления трагических событий 100-летней давности: «100-летие революций 1917 года: мифы и факты» - выступление доктора исторических наук В.М. Лаврова в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах

Что же за «революция» произошла в 1917 году и сколько же их было - с этих вопросов Владимир Михайлович начал свое выступление. С его точки зрения, Февральская и Октябрьская революции были двумя разными революциями, причем настолько, что Октябрьскую по отношению к Февральской первое время даже называли «контрреволюцией». Но в то же время, обе революции являлись частью единого исторического процесса: «красное колесо» покатилось именно в Феврале, а закончился этот процесс летом 1918 года, когда началась широкомасштабная Гражданская война. Что касается «формы», Владимир Михайлович отметил, что Октябрьская революция была государственным переворотом: «революция» происходила так, что всё в столице работало как обычно, но одновременно «брали Зимний». Более сложный вопрос, что представляла собой революция Февральская: большевики называли ее буржуазно-демократической, тогда как именно она привела в конечном счете к прекращению существования и буржуазного строя, и демократии. По форме, как считает докладчик, она представляла собой смуту, бунт, только не подавленный, а победивший.

По мнению Владимира Михайловича, очень важно помнить, что с 1861 года в стране происходила «революция» сверху - преобразования и реформы, осуществляемые государством несколько десятилетий подряд, вплоть до начала XX века. И, судя по всем основным показателям развития, это была успешная модернизация - начиная с того, что в этот период страна десятилетиями удерживала второе место по темпам экономического развития, а при Николае Втором вышла на первое. Буквально во всех отраслях наблюдался небывалый научно-технический прогресс, и если бы естественный ход развития не был прерван - наша страна очень быстро достигла бы потрясающих результатов. Здесь уместно вспомнить о строительстве имперской Россией своей главной железной дороги - Транссибирской магистрали, причем без рабского труда заключенных и тех невероятных жертв, которые имели место на менее масштабных железнодорожных стройках советской власти. Во время Первой мировой войны ситуация в Петрограде была значительно лучше, нежели в столицах других государств-участников войны: у нас не были введены продовольственные карточки и даже не было очередей за продуктами, тогда как в той же Германии были и карточки, и тяжелый голод, унесший сотни тысяч жизней. Наконец, что касается самой войны: показательным является то, что царские войска сражались с немцами не в Поволжье или вблизи столиц, а на очень дальних рубежах. Ни Минск, ни Рига, ни Киев сданы не были, в отличие от следующей германской войны. Россия в 1916 году действительно была на пороге великой победы, по договорам с Великобританией и Францией должна была получить Константинополь, Босфор и Дарданеллы и стала бы мощнейшей военно-политической державой мира, если бы не революции 1917 года.

События 1917 года не являлись результатом объективного и неизбежного «революционного процесса». По убеждению В.М. Лаврова, революцию откровенно провоцировали: и внутренние силы, и внешние силы, и нагнетавшая неадекватную негативистскую атмосферу пресса. Чем, как не провокацией, были такие странные события, как внезапное увольнение 36 тысяч рабочих Путиловского завода именно в день отъезда императора в Ставку в Могилев, а этому предшествовала встреча заговорщика октябриста Гучкова с руководством завода; сам отъезд императора в Могилев состоялся по странному вызову из Ставки, без объяснения причины настоятельного вызова; одновременно распространялись ложные слухи о дефиците хлеба, с подвозом которого просто случилась задержка из-за снежных заносов на железнодорожных путях. Результатом же стало то, что стоявшие в очередях за хлебом женщины и уволенные рабочие вышли на первую революционную демонстрацию 23 февраля (8 марта) - и это поучительный пример того, как крупные волнения можно спровоцировать и что для таких провокаций все необходимые технологии давно есть.

Огромную роль в сползании страны в революцию сыграл, по убеждению В.М. Лаврова, критицизм, десятилетиями подогреваемый интеллигенцией и прессой - единственным СМИ того времени. Русские журналы конца XIX - начала XX века постоянно всё критиковали, обращая внимание преимущественно на недостатки, проблемы и совершенно недооценивая позитивные процессы, крупные достижения. Цензура была такой, что всё критическое свободно издавалось, от атеистических и марксистских до феминистских произведений. Как отметил В.М. Лавров, главная беда Февраля заключалась в том, что конца всевозможным претензиям не было. Однако после Октября очень многие интеллигенты кардинально изменили свое отношение и к революции, и к дореволюционной России. В этом смысле, революция действительно началась в умах и сердцах, а не на улицах.

Конечно, одним из факторов, позволившим революции произойти и победить, было непосредственное влияние внешних сил. Важно знать, что Великобритания и Франция признали произошедший государственный переворот еще 1 марта 1917 года, до отречения законного главы государства Николая Второго. Но главным внешним фактором была, безусловно, Германия, которая, предчувствуя свое военное поражение от России, была больше всех заинтересована в том, чтобы взорвать ее изнутри. Немцы действительно выделяли большие деньги революционерам на так называемую «пропаганду мира в России» - и большевистская пресса стала выходить огромными тиражами. Ленин получал финансирование от немецких спецслужб через их агента Парвуса, организовавшего подставную фирму по торговле медицинскими товарами в Копенгагене; именно Ленин был единственным политиком, который выступал за немедленный выход России из войны и пронемецкие условия Брестского мира. Так что, как отметил В.М. Лаврова, Ленина в полной мере можно считать иностранным агентом.

Говоря об уроках, которые нужно вынести из трагического опыта революции, Владимир Михайлович отметил, что прежде всего нельзя свергать законную власть: разрушение законной власти приводит к всё более сильному сползанию в беззаконие. Это В.М. Лавров напрямую сопоставил с событиями, произошедшими в Киеве уже в феврале 2014 года: много претензий к президенту Януковичу, но как только совершился государственный переворот и законная власть свергнута - началось сползание в смуту, в гражданскую войну. Только путь реформ является цивилизованным вариантом преобразований: законным, постепенным, без жертв и крови.

Но самая глубокая причина, приводящая к подобным потрясениям, по убеждению В.М. Лаврова, - это духовный кризис. Царская власть проводила выдающиеся социально- экономические реформы, но не уследила за проблемами в духовно-нравственной сфере, за произошедшей формализацией и ослаблением православной веры - за тем стержнем, на котором всё и держится. Формализация и ослабление веры, с точки зрения докладчика, были связаны с очень быстрым развитием капитализма, массовым возникновением потребительских ценностей и идеологии потребления. Показательным проявлением духовного кризиса явился кризис традиционной семьи: в предреволюционном Петрограде большинство населения жило не в семьях; скажем, рабочие оставляли свои семьи в деревнях и жили сами по себе в столице, что очень способствовало потере нравственных ориентиров, росту проституции. Большевики дали происходящему разложению идеологическое обоснование: ведь, как прямо заявлял Ленин, никакой общечеловеческой и христианской нравственности не существует, а нравственно то, что служит социалистической революции, делу коммунизма. Но все же, по словам Владимира Михайловича, при всех духовно-нравственных проблемах предреволюционной России, Православная Церковь сохраняла большой духовный потенциал, и он в полной мере явлен в появившемся в результате большевистских гонений огромном сонме новомучеников; и именно благодаря им, с точки зрения докладчика, Россия и выжила в страшном XX веке.

Выступление Владимира Михайловича Лаврова вызвало огромный интерес и продолжительную дискуссию. В.М. Лавров подчеркнул, что для разоблачения мифов о революции 1917 года очень важно знать правду о Николая Втором, дореволюционной России и всю правду о Ленине. А для современной России самое важное - наконец-то осознать, что мы являемся наследниками не советской, а тысячелетней России. И тогда, когда произойдет это осознание, произойдет и духовное возрождение!
Из современных книг, разоблачающих мифы о революции, В.М. Лавров обратил внимание аудитории на книгу А.Н. Боханова «Николай II» в серии «ЖЗЛ» и на книги П.В. Мультатули о политике Николая Второго и его роли в Первой мировой войне.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Среднее общее образование

История России

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Пояснительная записка

Классный час разработан для учащихся 11 класса.

Главная задача педагога заключается в создании «живого» неформального диалога, приобщении старшеклассников к осмыслению фактов новейшей российской истории. Выполнение данной задачи является возможным только после глубокого проникновения в суть проблемы. Поэтому ведущими принципами организации классного часа являются проблемное исследование и понимание того, что гражданская позиция должна формироваться только на основе прочных достоверных исторических знаний и гуманистических ценностей.

Перед классным часом проводится предварительная работа. Учащиеся получают задание подготовить краткие исторические справки «Октябрьская революция 1917 года. Хроника событий», «Предпосылки Октябрьской революции», «Расстановка социально-политических сил во время Гражданской войны», «Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии», « Белое движение. Монархисты. Октябристы. Кадеты. Эсеры», «Повстанческое партизанское движение и национальные движения». С целью активного включения учащихся в обсуждение, им даётся опережающее задание найти материал по теме классного часа; «Оценка Великой Октябрьской революции, её последствий. Мнения учёных, экспертов».

Цель проведения классного часа: воспитание чувства патриотизма и гражданственности.

Задачи:

  • Развитие исторического мышления;
  • Формирование гуманистических ценностей, нравственное воспитание;
  • Расширение кругозора и знаний по данной теме.

Основной метод: интегрированный подход к раскрытию темы (история и художественная литература).

Оборудование: компьютер , проектор, фрагменты художественных фильмов «Сорок первый» (1956 год, режиссёр Г.Чухрай), «Служили два товарища» (1968 год, режиссёр Е.Карелов), «Адмирал»(2008 год, режиссёр А.Кравчук).

План проведения классного часа

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя

Октябрьская революция 1917 года произошла 25 октября по старому или 7 ноября по новому стилю. Инициатором, идеологом и главным действующим лицом революции была партия большевиков - Российская социал-демократическая партия большевиков, руководимая Владимиром Ильичом Ульяновым (партийный псевдоним Ленин) и Львом Давидовичем Бронштейном (Троцкий). В результате в России сменилась власть. Вместо буржуазного правительства страну возглавило пролетарское правительство. Большевики выдвинули лозунги «Власть - Советам», «Мир - народам», «Земля - крестьянам», «Фабрики - рабочим».

Целями Октябрьской революции 1917 года были:

  • Построение более справедливого общества, чем капиталистическое;
  • Искоренение эксплуатации человека человеком;
  • Равенство людей в правах и обязанностях;
  • Борьба против войн;
  • Мировая социалистическая революция.

Следует отметить, что цели были достигнуты. Большевики одержали победу, установилась диктатура пролетариата. Итоги революции осмысливались и переосмысливались в течение столетия после её свершения. Но все историки единодушны в одном: Великая Октябрьская Социалистическая революция – главное событие XX века, она повлияла на последующий ход событий мировой истории.

2. Сообщения учащихся

  • «Октябрьская революция 1917 года. Хроника событий»;
  • «Предпосылки Октябрьской революции»;
  • «Расстановка социально-политических сил во время Гражданской войны»;
  • «Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии».

3. Просмотр фрагментов художественных фильмов по теме с последующим обсуждением

Существуют различные подходы в оценке революционных событий. Если рассматривать в нравственном аспекте, то революция (как изменение политической системы, насильственная смена власти) и последовавшая за ней Гражданская война (борьба между гражданами одного государства) – проявление жестокости и ненависти. Наглядной иллюстрацией такой позиции является русская литература, которая всегда рассматривала трагические события нашей истории с гуманистической точки зрения. Русская литература в целом восприняла революцию и гражданскую войну как великую трагедию народа. Вспомните А.М. Горького «Несвоевременные мысли», И.А. Бунина «Окаянные дни», М.А. Шолохова «Тихий Дон».

И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи,
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
«Кто не за нас - тот против нас.
Нет безразличных: правда с нами».
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме,
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

(М. Волошин «Гражданская война»)

Просмотр фрагмента кинофильма «Сорок первый»

по одноимённому рассказу Б. А.Лавренёва (финальной сцены, когда Марютка стреляет в поручика Говорух-Отрока).

Просмотр фрагмента кинофильма «Служили два товарища»

(фрагмент знакомства Корякина и Некрасова, рассуждения Ивана Трофимовича о важности пролетарской сущности и дворянском происхождении Ленина).

Просмотр фрагмента фильма «Адмирал»

(расстрел матросами офицеров).

Вопросы к классу:

  • Как вы считаете, когда вершится история, важна жизнь одного человека?
  • Любая ли цель может оправдать средства?
  • Близка ли Вам позиция М.Волошина или Вы не согласны с такой постановкой вопроса?
  • Как Вы оцениваете поступок красноармейца Марютки?
  • Кто такие, по вашему мнению, революционные романтики?
  • Почему попович Некрасов добровольцем пошёл служить в Красную армию?
  • Проявление революционной жестокости и классовой ненависти – вынужденная необходимость или закономерность? Можно ли это оправдать?

Выводы после обсуждения: Конечно, история «мыслит» определёнными категориями, изучая судьбы народов, миллионов людей. Литература исследует судьбу одного человека на фоне событий конкретного времени. Историческая наука анализирует сложные противоречивые процессы в обществе, которые носят как субъективный, так и объективный характер, а литература, как и любой другой вид искусства, изучает в первую очередь «жизнь духа и души», внутреннюю жизнь человека. Эту принципиальную разницу необходимо понимать.

Для возникновения революционной ситуации в России сложились определённые предпосылки. Революция свершилась и в результате победила. Это историческая объективная реальность, которую мы должны принять. Но нельзя и забывать о тех трагических явлениях, которыми сопровождался этот процесс: например, расстрел Царской семьи, политика военного коммунизма. Культ личности Сталина, коллективизация, репрессии, которые позже были осуждены в 1956 году в докладе Н.С. Хрущёва на 20 съезде КПСС.

Попробуем разобраться в этих непростых исторических реалиях.

4. Аналитическая беседа

Знакомство с позициями обеих военно-политических сил:

«Большевики. Красная армия»

Масштабную Гражданскую войну считали логическим продолжением революции. Боевые действия, целью которых было продвижение идей революции, должны были закрепить власть большевиков и способствовать распространению идей социализма во всем мире. В ходе войны большевики планировали уничтожение буржуазии как класса. Таким образом, исходя из этого, конечная цель «красных» - мировая революция.

«Антибольшевистские силы: Белое движение и демократическая контрреволюция»

В документах Добровольческой армии была сформулирована следующая программа: «Уничтожение большевистской анархии, установление правового порядка. Восстановление единой и неделимой России. Созыв Народного собрания на основе всеобщего избирательного права. Децентрализация власти через областную автономию и широкое местное самоуправление. Гражданские свободы, в том числе свобода вероисповедания. Немедленная земельная реформа “для устранения земельной нужды трудящегося населения”. Немедленное рабочее законодательство».

На протяжении нескольких месяцев своего существования все эсеровские правительства проводили преобразования, чтобы возвратить завоевания Февральской революции: «Отмена большевистских декретов; денационализация собственности и возвращение ее прежним владельцам; восстановление земств и городских дум; провозглашение демократических свобод; попытки создания рабочего законодательства; попытки создания собственных вооруженных сил; репрессивные меры в отношении большевиков и участников установления Советской власти».

– На следующем этапе учащиеся показывают положительные достижения революции, также её отрицательные стороны. Возможно, доказательство тезисов конкретными примерами и аргументами из жизненного опыта или художественной литературы. Например, «Котлован», «Потомки солнца» А. Платонова, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, «Донские рассказы» М. Шолохова, «Собачье сердце», «Белая гвардия» М. Булгакова, стихотворения А.Блока, А. Ахматовой, В. Маяковского и другие произведения русской литературы XX века.

Достижения революции

Достижения революции– ликвидация сословного общества и классового неравенства, помещичьи земля стала принадлежать крестьянам, произошла национализация промышленности, капиталистические отношения перестали существовать, улучшились условия труда на предприятиях, претворялся в жизнь принцип; «От каждого по способностям, каждому – по труду», появились равные возможности во всех сферах жизнедеятельности для граждан, широким слоям населения стало доступно образование, укреплялась идея интернационализма, общество строилось на принципах социальной справедливости. Построено сильное государство, освободившее впоследствии мир от фашизма.

Отрицательные стороны

Отрицательные стороны – искажение идей социализма в реальной жизни, нивелирование личности в условиях тоталитарности государственной власти, эмиграция, уничтожение интеллигенции, отрицание религии, появление новой правящей элиты, гибель миллионов людей в Гражданской войне и после, культ личности Сталина, «условность» идей КПСС, их оторванность от реальной жизни в годы позднего социализма, утрата веры в идеалы революции, распад СССР в 1991 году.

Даны примерные перечни; учащиеся, возможно, их расширят.

5. Подведение итогов. Выводы

Существуют принципиально противоположные оценки Октябрьской революции: от восприятия её как национальной трагедии до осознания её как величайшего прогрессивного события в истории человечества, оказавшего огромное влияние на весь мир, а для России позволившего выбрать некапиталистический путь развития.

6. Заключительное слово классного руководителя

Нельзя к оценке прошлого подходить с категоричных однозначных позиций. Историю надо принимать, уважать и знать. Знания помогают лучше понять исторические процессы, избежать повторения ошибок в будущем. История и литература с разных позиций и разными способами обращают нас к прошлому. А.С. Пушкин считал, что «уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Стараясь следовать художественной правде, поэт серьёзно интересовался историей, изучал документы, беседовал с очевидцами событий. Главное в знании истории – это память о предках, их славных делах, верность традициям родины:

Два чувства дивно бли́зки нам.
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века,
По воле Бога Самого́,
Самостоянье человека,
Залог величия его.
Животворящая святыня!
Без них душа была б пуста.
Без них наш тесный мир - пустыня,
Душа - алтарь без божества.