Деепричастие совершенного вида в предложении. Деепричастия совершенного вида

Как трудно бывает школьникам, изучающим курс русской морфологии. Наш язык настолько разнообразен и порой сложен, что не каждому под силу его одолеть.

Например, деепричастие совершенного вида часто путают с причастием. Как запомнить раз и навсегда их особенности и отличия, рассмотрим далее.

Определение деепричастия

Для того чтобы верно определить, какая часть речи перед нами, необходимо знать о каждой самую основную информацию. Для начала нужно выяснить, на какие они отвечают вопросы. Деепричастия, например, с одной стороны очень похожи на глаголы (от них они и образуются), а потому имеют подобные с ними вопросы: «что делая», «что сделав». А с другой стороны, их нередко путают с наречиями. Как и они, деепричастия могут отвечать на вопрос «как».

Например: Спортсмен бежал, не оглядываясь . К этому слову можно задать одновременно два вопроса: бежал «как» и «что делая». Это объясняется происхождением деепричастий: они одновременно взяли признаки у наречия и глагола.

Если говорить о грамматическом значении, то здесь все несложно. Будучи похожими на глаголы, они тоже обозначают действие какого-либо предмета, но только не основное, а добавочное.

Например: Мама поливала цветы, напевая песню .

Главное, что делала мама - занималась поливом цветов. Но при этом она еще и пела. Однако это не главное, а второстепенное действие, которое она делала.

Виды


Все деепричастия во многом схожи со своим собратом - причастием. Оба они имеют сходные с глаголом Первые принято делить на Вспомним, что вид - это тоже глагольный признак.

Совершенный вид отвечает на вопросы, начинающиеся с буквы «С»: что Сделать? «уйти» (глагол), Что Сделавший? «прилетевший» (причастие), что Сделав? «покушав» (деепричастие).

Все они имеют значение уже законченного действия.

Несовершенный вид имеет противоположное значение - действие еще продолжается, отражается процессуальность. У глаголов - что делает? «гуляет», что делал? «рисовал», у причастий - что делающий? «решающий», деепричастие - что делая? «играя».

Как видим, у всех этих трех частей речи очень сходные вопросы.

Виды деепричастий отличаются по значению. Но их легко запомнить, достаточно задать вопрос и определить в нем наличие начальной буквы «С». Если перед нами деепричастие совершенного вида, вы без труда его отличите.

Суффиксы

Как известно, каждая часть речи имеет свои особенности в словообразовании. Деепричастие, как и наречие, никогда не будет изменяться, не имеет окончаний, зато активно образует новые слова с помощью суффиксов.


Они, в свою очередь, будут зависеть от вида.

Деепричастие совершенного вида будут образовываться от:

  • Глаголов, которые стоят в прошедшем времени. К ним прибавляются суффиксы «в», «ши», «вши». Например: Собравшись в стаю, птицы полетели на юг. Написав письмо, я отнес его на почту. Принесши мне палку, пес ждал продолжения игры.
  • Глаголов, находящихся в будущем времени. К таким формам присоединяются суффиксы «а» или «я». Например: Прочтя газету, отец вышел из комнаты.

Несовершенный вид причастий имеет немного иное формообразование:

  • Глаголы, находящиеся в настоящем времени плюс суффиксы «а», «я». Например: Гуляя в парке, мы любовались красотой природы. Я прогуливался по городу не спеша.

Стоит запомнить, что деепричастие совершенного вида не могут образовываться от таких глаголов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь; «-нуть»: прыгнуть, прибегнуть, пахнуть, а также если основа глагола будет заканчиваться на шипящий: пишу, ношу, вяжу.

Разбор деепричастия


Зная все признаки каждой из частей речи, можно приступать к их анализу.

Разберем его в следующем предложении: Выполняя домашнюю работу, будь внимателен.

Выполняя - деепричастие.

1. Значение - добавочное действие, поскольку отвечает на вопрос «что делая?»

2. Нач.форма: что делать? Выполнять (глагол, который его образует)

3. Постоянные признаки:

  • Неизменяемость (у него нет окончаний)
  • Вид (определяем по образовавшему его глаголу) - несовершенный

4. Синтаксическая функция - обстоятельство. Входит в состав причастного оборота.

Воспользовавшись нашими советами, а также примером разбора, вы легко сможете отличать деепричастия от других частей речи. Главное, тщательно разобраться в в правилах и неукоснительно следовать им.

Тема . .

Цели : ознакомить учеников со способами образования деепричастий совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать уважение к русскому языку и культуре речи.

Методические приемы : беседа по вопросам, объяснения учителя, тренировочные упражнения, работа над речевыми ошибками;

Задачи урока:

Образовательные: формировать комплекс умений учащихся, необходимых для распознавания и преодоления типичных затруднений в образовании деепричастий и определении их видов; знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием; формировать умение образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид;

развивающие: способствовать развитию у учащихся поиска и отбора исследовательского материала, отражающего типичные затруднения в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида, расстановке знаков препинания и возможных пунктуационных ошибок в предложениях с деепричастием (познавательные УУД); способствовать развитию у учащихся навыков публичного представления учебного продукта;

воспитательные: способствовать развитию у учащихся нравственно-этического оценивания ситуаций межличностного взаимодействия с учителем и при работе в малых группах; способствовать развитию у учащихся ценностного отношения к осваиваемому на уроке приёму самоконтроля в учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения : частично-поисковый

Формы организации учебной деятельности : парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения : Учебник для 7 класса общеобразов. учреждений.

Ход урока.

I. Организационный момент . Этап “включения” в урок.

II. Систематизация известной информации о деепричастии. Откроем тетради, запишем число

1. Орфографическая работа. Вставьте пропущенные буквы.

Праз..ник, в…ршины, веч…рами, ап…етит, тер…итория, пр…открыть, на ре…ке, леч…щий, бе…полезный, месс…ность, ж…знь, зам…реть от восторга. Слайд 1

Проверка ПразДник, вЕршины, вечЕрами, апПетит, терРитория, прИоткрыть, на реЧке, лечАщий, беСполезный, месТность, жИзнь, замЕреть от восторга

Прочитайте слово получившееся из вставленных букв (деепричастие). Итак, ребята, мы продолжаем путешествие по стране Деепричастие.

2 задание «Игра на внимание»

Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то не хлопаете, а поднимаете руку, чтобы называть правильный ответ.

1. Деепричастие - неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и поясняет глагол-сказуемое;

2. Деепричастие имеет признаки прилагательного и существительн; (а признаки, каких частей речи?)

3. Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом;

4. Деепричастный оборот выделяется на письме запятыми.

5. Деепричастия бывают действительными и страдательными? (несовершенного и совершенного вида)

6.Деепричастия в предложении являются определением;(а чем?- обстоятельством)

7. образуются от основ глаголов настоящего времени при помощи суффикса -а (-я)

8. Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?»

9. Деепричастие не изменяется

Оценивание разминки

Как вы думаете, ребята, какая задача стоит перед нами сегодня на уроке?

(уметь образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид)

III . Изучение нового материала. Слайд Итак, тема нашего урока - «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».

Перед вами таблица по теме урока.

Деепричастие.

Несовершенный вид

Совершенный вид

Что делая?

Что сделав?

А (я), -учи

В. -вши, -ши, -а (я)

гляд - ят - глядя

выскочи - ть - выскочив

крич - ат - крича

услыша - ть - услышав

улыба - ются - улыбаясь

расцвес - ти - расцветши

быть - буд - ут - будучи

прочт - ут - прочтя

(Объясняю новую тему по таблице с помощью учеников.)

Анализ материала, помещенного в таблице

От глаголов какого вида образуются деепричастия совершенного вида?

В какой форме стоят исходные глаголы?

При помощи каких суффиксов образуются деепричастия совершенного вида? Делаем выводы.

Обратимся к учебнику и прочитаем материал параграфа. Работа с учебником страница 156, параграф 48

Наши выводы совпадают с материалом учебника?

Молодцы!

Однако в образовании деепричастий встречаются трудности. Обратимся к записи на доске: Слайд

Увидеть - увидев

Где деепричастие?

Как вы его нашли?

Какого оно вида?

Почему в деепричастии пишется гласная Е?

Услышать - услыш…в
Подклеить - подкле…в
Засеять - засе…в

Сделаем вывод: - От чего зависит выбор гласной в деепричастии? (Пишем ту же гласную, что и в основе глагола неопределённой формы перед ТЬ)

3. Записать под диктовку. Графически объяснить написание гласной перед суффиксами причастий и деепричастий. Определить вид деепричастий.

Затопав ногами, не растаяв на солнце, неоттаявшая земля, услышанный шорох, не рассеяв сомнений.

Физминутка (звучит музыка) У читель: Мой голос будет сопровождать вас.

· Утром вы проснулись, потянулись, улыбнулись.

· Покажите, как вы это делали?

· Приложите руки туда, где стучит сердце. Успокойте его, чтобы оно билось не так сильно.

· Протяните руки друг к другу. Успокойте друг друга.

· Шепните друг другу ласковое слово.

IV. Закрепление изученного.

1. Выполнить упражнения 342 Образуйте от данных глаголов деепричастия совершенного вида

2. Найти предложения с деепричастиями 1 группа - совершенного и 2 группа - несовершенного вида

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

Выборочно-распределительный диктант - Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия..

Подняв головы, хлопая крыльями, отражаясь в воде, сдержав шаг, прижимаясь к земле, устремив взгляд, извиваясь, услышав.

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

Проверка Слайд

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

подняв головы

хлопая крыльями

сдержав шаг

отражаясь в воде

устремив взгляд

прижимаясь к земле

извиваясь

V. Домашнее задание

Параграф 48 Упражнение 344 (составить связный текст, употребляя дееприч и дееприч обороты на тему «На лыжах в лес»)

V.Подведение итогов урока - Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

Справились ли мы с поставленной задачей?

Оценки. Анализ работы

VI. Рефлексия (1)

Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши.

Я усвоил материал

Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

Я доволен своей работой на уроке

Я благодарен ребятам, которые работали со мной в группе

Спасибо за работу. До свидания