Территориальные претензии натовских стран. Какие страны имеют территориальные претензии к России: список

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ - притязание какого-либо государства на какую-либо территорию с целью установления своего суверенитета над ней. Т.п. может быть двусторонней и многосторонней, когда на одну и ту же территорию, точная которой не установлена, претендуют два или несколько государств. В этих случаях возникает . При односторонней Т.п. государство-претендент не сомневается в юридическом статусе или принадлежности данной территории определенному государству, но по каким-то причинам считает, что эта принадлежность должна быть изменена. Такие претензии не образуют территориального спора, поскольку в их основе нет спора о юридических правах сторон (у кого они реальные, а у кого - мнимые), а есть просто желание одной стороны изменить территориальный статус-кво. Односторонняя Т.п. может выражаться в стремлении государства изменить в свою пользу сложившуюся в соответствии с международным правам границу без точного определения пределов той территории, на которую оно претендует. Односторонние Т.п. могут рассматриваться как противоречащие современному международному праву, поскольку, согласно его нормам, все изменения принадлежности государственной территории решаются либо на основе принципа самоопределения народов и наций, либо по соглашению соответствующих государств. Односторонняя Т.п. представляет собой угрозу территориальной целостности и неприкосновенности, суверенитету государства, границы которого оспариваются, значительно ухудшает отношения между соответствующими государствами, чревата возможностью возникновения серьезных вооруженных конфликтов. Односторонние претензии выдвинуты рядом государств в отношении Антарктики или ее частей. Они не признаются другими государствами, однако не отвергнуты, а заморожены по Договору об Антарктике 1959 г.

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ" в других словарях:

    Юридический словарь

    ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРЕТЕНЗИЯ - притязание какого либо государства на какую либо территорию с целью установления своего суверенитета над ней. Т.п. может быть двусторонней и многосторонней, когда на одну и ту же территорию, точная принадлежность которой не установлена,… … Юридическая энциклопедия

    территориальная претензия - при тязание какого либо государства на какую либо территорию с целью установления своего суверенитета над ней. Т.п. может быть двусторонней (многосторонней), когда на одну и ту же территорию претендуют два (или более) государства. В этих случаях… … Большой юридический словарь

    См. Территориальная претензия … Юридический словарь

На протяжении всего послевоенного периода отношения между Японией и Россией были осложнены проблемой северных территорий. Более детально данную проблему необходимо изучать в контексте полного размежевания Японии и России. Начало данного процесса было положено еще в первой половине ХІХ века. Именно тогда возле Курильских островов встретились японцы и русские. Русских промышленников больше всего интересовал тут промысел морских животных, японцы же, в основном, были заинтересованы в рыболовстве. Открытие Курильских островов было осуществлено русскими еще в XVIII веке, после чего они сразу же начали осваивать эти острова. Населяли эту местность айны, которые были приведены в подданство русскому царю.

Заключение первого договора о границах произошло в 1855 году. Согласно данному документу, за Россией была закреплена северная часть островов, Япония же владела их южной частью. Размежевание проходило по острову Итуруп. Остров Сахалин был объявлен нераздельным.

Заключение нового договора между Японией и Россией произошло уже в 1875 году. Там было указано, что северные Курилы передаются Японии, а вместо этого, территория всего Сахалина переходит к России. Сахалин был оккупирован во время русско-японской войны в 1904-1905 годах. Позднее, согласно мирному Портсмутскому договору Японии была отдана его южная часть. Во время Второй мировой войны Советскому Союзу удалось избежать участия в военных действиях на территории Дальнего Востока лишь благодаря подписанию Пакта о соблюдении нейтралитета, который был заключен в 1941 году.

Перед тем как СССР вступил в войну с Японией, Сталиным, во время переговоров с руководством стран, входящих в антигитлеровскою коалицию, был обусловлен целый перечень требований.

Они касались:

  • Возврата Китайско-Восточной железнодорожной инфраструктуры, которая была продана японцам в 1935 году.
  • Возвращение СССР южной части острова Сахалин.
  • Возвращения СССР Курил как компенсации.
  • Возобновление арендного права на Ляодунский полуостров вместе с городами Дальний и Порт-Артур, которые были утрачены во время русско-японской войны.

В 1945 году СССР расторг пакт о нейтралитете с Японией. Во время военных операций Курильские острова и Южный Сахалин были освобождены. Уже спустя год, эти территории были включены в состав РСФСР. В 1951 году Японией были сняты претензии на Курильские острова и Южный Сахалин.

В 1956 году между Японией и Советским Союзом произошло восстание консульских и дипломатических отношений, после чего Советский Союз был готов передать Японии основную гряду Хабомаи и остров Шикотан.

Ситуация, которая сложилась вокруг договора о мире с Японией в период 1960-1990 годов, являлась полностью замороженной. Одна из сторон постоянно отрицала наличие каких-либо территориальных проблем, а вторая хотела возвратить свои северные территории.

После того как Советский Союз завершил свое существование, российское руководство хотело наладить диалог с руководством Японии, однако, все попытки были безрезультатными.

После того как на пост президента был выбран Владимир Путин, в двухсторонних отношениях стран был начат новый этап и был подписан российско-японский план действий. Согласно данному плану, сторонами были определены определенные задачи:

  • Ведение совместной хозяйственной деятельности на территории островов;
  • Для разрешения любых проблем максимально активизировать переговорные процессы;
  • Ведение совместного сотрудничества в сфере морских биоресурсов;
  • Важность договора о мире должна быть разъяснена населению обеих государств;
  • Введение безвизового режима между японскими гражданами и островитянами.

По утверждению первого вице-президента Академии по геополитическим проблемам К. Сивкова, Япония полностью уверена в том, что Россия ослабла и на нее необходимо оказывать давление по таким направлениям как:

  • Непосредственное силовое одностороннее давление.
  • Давление в экономическом плане через использование «большой семерки».
  • Массированное информационное давление - «Россия - это агрессор».

Чтобы положительно решить свои территориальные вопросы, Япония ввела санкции против определенных российских организаций и некоторых частных лиц, которые имеют отношение к военным действиям на территории Луганской и Донецкой областей Украины.

Территория Южных Курильских островов имеет очень выгодное стратегическое расположение, так как они находятся в незамерзающих проливах на пути из Охотского моря к Тихому океану. Помимо этого, тут были найдены шельфовые месторождения углеводородов.

Претензии Японии к Китаю

Основным разногласием в японско-китайских отношениях являются территориальные споры за остров Окинотори. Используя искусственные коралловые рифы, японцы значительно увеличивают территорию острова, о чем даже на официальном уровне сообщают в представительстве японского Управления рыболовства. Уже в ближайшем будущем количество коралловых колоний может увеличиться вдвое, и возникнет очень много насаждений такого рода, что может помочь урегулировать спор с Китаем.

Власти КНР считают данный остров «скалами», а совсем не островом, и они не согласны признавать международное право Японии на учреждение вокруг этой суши экономическую зону в радиусе 200 миль.

Еще одно территориальное противостояние между Японией и Китаем происходит из-за архипелага, который находится в водах Восточно-Китайского моря. Спор состоит в том, что начиная с 1885 года правительство Японии утверждало, что данные острова являются необитаемыми и над ними нет никаких следов китайского контроля. Основываясь на данных фактах, в 1895 году, Япония на официальном уровне ввела в свой состав территории острова Сенкаку. По завершению Второй мировой войны Японией были потеряны все ее территории, в том числе и этот остров, который перешел под юрисдикцию Америки. В 1970 году США передали остров Японии, а через 20 лет, КНР решила заявить о своем категорическом несогласии с этим и было обнародовано заявление, что это «исконно китайская» территория. Данный спор продолжается между странами до сегодняшнего дня.

Претензии Японии к Антарктике

В начале ХХ века Японией были заявлены претензии на частичный суверенитет над Антарктикой. Это произошло из-за того, что во время 1910-1912 годов, японцами была совершена первая в мире экспедиция в те края. Члены этой экспедиции достигли тогда 80 параллели, там где она пересекается с 156 меридианом. Дальше продвигаться экспедиция не имела возможности, потому что ее члены не были готовы к этому. Место, в котором они останавливались, было названо Снежная долина Ямато, а земли, которые были открыты таким образом, были объявлены японскими владениями. В 1939 году Япония на официальном уровне заявила о том, что открытые ею земли в Антарктике принадлежат ей.

Согласно мирному договору, который был заключен в 1951 году в Сан-Франциско, Япония отказалась от территориальной претензии на земли в Антарктике. В данный момент ни одно мировое государство кроме Норвегии не имеет территориальных претензий на Антарктику, после того как был заключен Договор об Антарктике. Однако, неофициально, Япония все же имеет такие претензии и для этого есть даже своеобразное обоснование. В этом регионе находятся большие месторождения углеводородов, но они находятся очень глубоко. А Япония утверждает что только она сможет их добывать, так как лишь у нее есть для этого нужные технологии.

Российско-японские отношения в последнее десятилетие осложнены проблемой, получившей название проблемы так называемых северных территорий. Ее следует рассматривать в контексте всего процесса территориального размежевания России и Японии.

Начался этот процесс в 1-й половине XIX в., когда русские и японцы встретились друг с другом в районе Курильских островов. Эти острова представляли интерес как зона промысла морских животных для русских промышленников. А для японцев, живших на острове Хоккайдо, они были зоной рыболовства.

Курильские о-ва были в XVII в. открыты и осваивались русскими. Коренное население островов (айны) было приведено в подданство русского царя.

1855 г. - заключен первый договор о границах. Северная часть Курил закреплялась за Россией, южная - за Японией. Точка размежевания – о.Итуруп. Сахалин объявлялся неразделенной территорией.

1875 г. был заключен новый русско-японский пограничный договор. Весь Сахалин отошел к России, а северная часть Курильских островов - к Японии.

В ходе Русско-японской войны 1904-1905 гг. Япония вначале оккупировала весь Сахалин, а затем по Портсмутскому мирному договору получила его южную часть.

1941 г. - подписан Пакт о нейтралитете. Данный документ позволил избежать втягивания Советского Союза в военные действия на Дальнем Востоке в самый разгар Великой Отечественной войны.

В ходе переговоров с западными партнерами по антигитлеровской коалиции Сталин на Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференциях обусловил вступление СССР в войну с Японией рядом требований. Он потребовал возвращения СССР южной части Сахалина и восстановления утраченного после поражения в Русско-японской войне права аренды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним. Кроме того, в качестве компенсации были затребованы Курильские острова и Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), проданная Японии в 1935 г.

5 апреля 1945 г. советское правительство заявило о денонсации Пакта о нейтралитете с Японией. В ходе военных операций среди прочих территорий были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.

1946 г. эти территории были включены в состав Сахалинской области РСФСР. Города Порт-Артур, Дальний и КВЖД СССР получил по договору с Китаем, а затем возвратил их последнему после победы китайских коммунистов в гражданской войне.

1951 г. Сан-Франциско - мирный договор с Японией, СССР не было. Япония отказалась от Южного Сахалина и Курильских островов.

1956 г. - Совместная декларация СССР и Японии (восстановление дипломатических и консульских отношений между двумя государствами). СССР был готов передать Японии часть южнокурильских островов, а именно остров Шикотан и островную гряду Хабомаи. Советское руководство а заявило об отказе от положений Московской декларации 1956 г.

С 1960 г. и до начала 1990-х гг. ситуация вокруг мирного договора была заморожена. Советский Союз отрицал наличие территориальных проблем, а в Японии большинство политических сил выступали за возвращение «северных территорий» (ИТУРУП, КУНАШИР, ШИКОТАН, ХАБОМАИ), увязывая этот вопрос со всеми остальными вопросами развития отношений с СССР.

1990-е гг., уже после распада Советского Союза, российское руководство предпринимало усилия активизировать диалог с Японией, но они так и не дали ощутимого результата.

Новый этап в отношениях с Японией начался после того, как президентом РФ стал В. Путин. Во время визита японского премьер-министра Дз. Коидзуми в Россию им и В. Путиным был подписан Российско-японский план действий с целью придания нового качества двусторонним отношениям, которые должны соответствовать потенциальным возможностям обоих государств.

По поводу заключения мирного договора и связанных с этим территориальных проблем стороны в рамках принятого плана определили для себя следующие задачи:

1) активизировать переговоры в целях скорейшего решения еще остающихся проблем;

2) разъяснение общественности двух стран важности заключения мирного договор»;

3) дальнейшее развитие безвизовых обменов между жителями островов и японскими гражданами;

4) сотрудничество в области промысла морских биоресурсов;

5) поиск форм совместной хоз.деятельности в районе островов

Еще по теме Территориальные претензии Японии к России: истоки, пути решения:

  1. Японо-российские отношения на современном этапе. Территориальная проблема как геополитический фактор взаимоотношений России и Японии: этапы и пути решения
  2. Причины, истоки напряженности на Ближнем Востоке и пути достижения мира и безопасности
  3. 1. Пути, подходы и методы решений в конфликтной ситуации

Территориальные претензии к России

Весь послевоенный период российско-японские отношения осложняет проблема, получившая название проблема северных территорий. Рассматривать эту проблему важно в контексте всего процесса размежевания России и Японии. Его начало уходит в первую половину $XIX$ века. В это время в районе Курильских островов произошла встреча русских и японцев. Русские промышленники интересовались здесь промыслом морских животных, а японцев острова Хоккайдо интересовало рыболовство. Открыты были Курильские острова русскими в $XVII$ веке, они же начали их осваивать. Острова населяли коренные жители – айны, которых привели в подданство русского царя.

Первый договор о границах был заключен в $1855$ г. По договору за Россией закреплялась северная часть Курил, а их южная часть закрепилась за Японией. Точкой размежевания стал остров Итуруп. Территория Сахалина объявлялась неразделенной.

Новый пограничный договор между Россией и Японией был заключен в $1875$ г. В договоре прописывалось, что северная часть Курил отходит Японии, а весь Сахалин принадлежит России. Оккупация всего Сахалина произошла в ходе русско-японской войны $1904$-$1905$ гг. Позже по Портсмутскому мирному договору Япония получила его южную часть. В разгар Великой Отечественной войны СССР сумел избежать втягивания в военные действия на Дальнем Востоке благодаря Пакту о нейтралитете, подписанном в $1941$ г.

Вступление СССР в войну с Японией Сталин, в ходе переговоров со странами антигитлеровской коалиции, обусловил целым рядом требований.

Они заключались в следующем:

  1. Возвращения южной части Сахалина Советскому Союзу;
  2. Восстановление права аренды Ляодунского полуострова с городами Порт-Артуром и Дальним, утраченные в период русско-японской войны;
  3. Возвращение Курил в качестве компенсации;
  4. Возвращение Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), проданной Японии в 1935 г.

В апреле $1945$ г. Пакт о нейтралитете с Японией СССР расторг. В ходе военных действий Южный Сахалин и Курильские острова были освобождены. В следующем году освобожденные территории вошли в состав Сахалинской области РСФСР. По договору с Китаем СССР получил Порт-Артур, Дальний и КВЖД, а в результате победы китайских коммунистов в гражданской войне возвратил их. В $1951$ г. Япония отказалась от Южного Сахалина и Курил.

В $1956$ г. между СССР и Японией произошло восстановление дипломатических и консульских отношений и СССР, остров Шикотан и островную гряду Хабомаи, готов был передать Японии.

Ситуация вокруг мирного договора с Японией с $1960$ по $1990$ гг. была заморожена . Одна сторона отрицала существование территориальных проблем, а другая выступала за возвращение северных территорий.

С распадом СССР руководство России пыталось активизировать диалог с Японией, но, безрезультатно.

С приходом В.В. Путина в отношениях с Японией начался новый этап – подписание российско-японского плана действий, чтобы придать новое качество двусторонним отношениям.

В рамках принятого плана стороны определили для себя задачи:

  1. Для решения имеющихся проблем активизировать переговоры;
  2. Важность заключения мирного договора должна разъясняться общественности обеих стран;
  3. Безвизовый обмен между островитянами и японскими гражданами;
  4. Сотрудничество в области морских биоресурсов;
  5. Совместная хозяйственная деятельность в районе островов.

По мнению К. Сивкова, первого вице-президента Академии геополитических проблем, японцы уверены в том, что Россия слабеет и воздействовать на неё можно по следующим направлениям:

  1. Экономическое давление через «большую семерку»;
  2. Информационное давление – Россия является агрессором;
  3. Прямое силовое одностороннее давление.

С целью решения территориального вопроса Япония использует дополнительные санкции на ряд российских организаций и частных лиц, якобы напрямую вовлеченных в конфликт на востоке Украины.

Территориальные претензии к Китаю

Камнем преткновения японско-китайских отношений является самый южный и стратегически важный остров Окинотори . С помощью искусственных коралловых рифов японцы увеличивают его территорию, о чем официально сообщают представители японского Управления рыболовства. В дальнейшем число коралловых колоний увеличится в $2$ раза, и появятся «десятки тысяч» таких насаждений, а это поможет разрешить спор с КНР.

Китай считает Окинотори «скалами », а не «островом» и не признает международного права Токио, чтобы учредить вокруг этого клочка суши $200$-мильную исключительную экономическую зону.

Ещё один территориальный спор между странами касается архипелага в Восточно-Китайском море. Суть спора заключается в том, что с $1885$ г. японское правительство утверждало, что острова необитаемы и следы китайского контроля над ними отсутствуют. На этом основании в $1895$ г. Япония официально включила острова Сенкаку в свой состав. После Второй мировой войны она потеряла все свои территории, приобретенные в $XIX$ веке, включая Сенкаку, которые оказались под юрисдикцией США. В $1970$ г. американцы вернули острова Японии. Китай в $1992$ г. спустя $20$ лет, заявил о своём несогласии и объявил территорию «исконно китайской». Территориальный спор между странами продолжается.

Территориальные претензии в Антарктике

В первой половине $XX$ века Япония заявила свои претензии на территориальный суверенитет над частью Антарктики. Подобные претензии связаны с тем, что ещё в $1910$-$1912$ гг. японцы совершили первую экспедицию в Антарктику. Экспедицией руководил лейтенант Сирасэ Нобу. В январе $1912$ г. он достиг $80$ параллели в точке пересечения её со $156$ меридианом. Дальнейшее продвижение к Южному полюсу экспедиция не смогла, и Нобу сделал вывод о том, что команда не готова. Место, где они остановились получило название Снежная долина Ямато и открытые земли объявили владениями Японии. О своих правах на открытые земли в Антарктике Япония официально заявила в $1939$ г. Территориальные претензии касались пространства, находящегося между сектором Росса и Фолклендским сектором.

По Сан-Францисскому мирному договору, заключенному в $1951$ г. Япония отказывается от всех территориальных претензий на права или интересы любой части Антарктического района. Ни одно государство мира сегодня официально не претендует на сектор Земля Мэри Бэрд и Земля Элсуорта, которые выдвигались до вступления в силу Договора об Антарктике. Только Норвегия выдвигает претензии на остров Петра Первого и Чили претендует на восточную часть до $90$ меридиана на западе. Согласно Договору об Антарктике Япония не может выдвигать территориальные претензии в этой зоне – это официально, а неофициально такие претензии выдвигаются. Более того, они имеют своеобразное обоснование, связанное с тем, что разведанные здесь месторождения углеводородов находятся на такой большой глубине, что никто кроме Японии не сможет заняться их добычей, потому что только Япония имеет необходимые технологии.

Замечание 2

Палатой представителей японского парламента в июле $2015$ г. был принят закон о расширении полномочий Сил самообороны. Аналитики считают, что данный закон даст возможность стране в вопросах территориальных претензий применять Силы самообороны.

Территориальные претензии

Арктика привлекает многие страны богатыми запасами газа и нефти. Таяние льдов и общее потепление, по прогнозам учёных, могут сделать Северный Ледовитый океан оживлённой транспортной магистралью между Европой, Азией и Америкой. Составлена карта возможного территориального раздела региона.

арктика борьба северный природный ресурс

Борьба за Северный полюс

В конце 50-х права на Северный полюс предъявила Канада. Тогда международный суд постановил, что территория может отойти к этой стране, если в течение 100 лет никто аргументировано не докажет, что дно Северного ледовитого океана принадлежит ему.

В 2004 году Дания объявила, что имеет права на Северный полюс Земли, поскольку полюс связан с Гренландия двухтысячекилометровым подводным хребтом Ломоносова, а сама Гренландия является полуавтономной территорией датского королевства.

«Кремль вызвал на западе „учащенное сердцебиение“, установив в 2007 году свой государственный флаг на дне Северного Ледовитого океана под Северным полюсом, Россия таким образом хотела продемонстрировать свои территориальные претензии на полярный регион».

Арктика поделена на сектора. Границы данных секторов устанавливаются по краям территорий стран, примыкающих к Арктике соединённых с центром арктического полюса. Что закреплено странами имеющих северные границы в соответствующем документе под эгидой ООН.

В настоящее время США и Канада, организуют арктические экспедиции, для того чтобы доказать свои права на большую часть арктического шельфа, чем та которой они могут распоряжаться сегодня. На лето 2010 г. запланированы очередные такие экспедиции, ранее успешно завершились две американо-канадских предпринятые с этой целью. В 2001 г. Россия стала первой из пяти арктических стран, обратившейся с заявкой о расширении границ своего континентального шельфа свыше стандартного 322-х километрового лимита. ООН отвергла эту заявку, сославшись на недостаток доказательств. Россия, в свою очередь, заявила, что планирует потратить в 2010 г. около 1,5 млрд рублей (50 млн долл.) на определение протяженности своего континентального шельфа в Арктике.