Святой благоверный князь смоленский ростислав мстиславович. Благоверный великий князь ростислав

Свя-той Ро-сти-слав, ве-ли-кий князь Ки-ев-ский, сын ве-ли-ко-го кня-зя Ки-ев-ско-го свя-то-го Мсти-сла-ва Ве-ли-ко-го († 1132, па-мять 14 июня), брат свя-то-го кня-зя Все-во-ло-да-Гав-ри-и-ла († 1138, па-мять 11 фев-ра-ля, 22 ап-ре-ля и 27 но-яб-ря), яв-ля-ет-ся од-ним из вы-да-ю-щих-ся го-судар-ствен-ных и цер-ков-ных де-я-те-лей Ру-си се-ре-ди-ны XII ве-ка.

С его име-нем свя-за-но укреп-ле-ние и воз-вы-ше-ние Смо-лен-ска, Смо-лен-ско-го кня-же-ства и Смо-лен-ской епар-хии.

До XII ве-ка Смо-лен-ская зем-ля бы-ла со-став-ной ча-стью еди-но-го Ки-ев-ско-го го-су-дар-ства. На-ча-ло ее по-ли-ти-че-ско-му обособ-ле-нию бы-ло по-ло-же-но в 1125 го-ду, ко-гда свя-той князь Мсти-слав Ве-ли-кий, уна-сле-до-вав от сво-е-го от-ца, Вла-ди-ми-ра Мо-но-ма-ха, ки-ев-ский ве-ли-ко-кня-же-ский стол, от-дал Смо-ленск в дер-жа-ние сво-е-му сы-ну Ро-сти-сла-ву (в Кре-ще-нии Ми-ха-и-лу). Бла-го-да-ря тру-дам и по-дви-гам свя-то-го Ро-сти-сла-ва Смо-лен-ское кня-же-ство, ко-то-рым он пра-вил бо-лее 40 лет, рас-ши-ря-ет-ся, за-стра-и-ва-ет-ся го-ро-да-ми и се-ла-ми, укра-ша-ет-ся хра-ма-ми и мо-на-сты-ря-ми, при-об-ре-та-ет вли-я-ние на об-ще-рус-ские де-ла.

Свя-тым Ро-сти-сла-вом ос-но-ва-ны в Смо-лен-ской зем-ле го-ро-да Ро-сти-славль, Мсти-славль, Кри-чев, Про-пойск, Ва-си-льев и дру-гие. Он стал ро-до-на-чаль-ни-ком смо-лен-ской кня-же-ской ди-на-стии.

В 1136 го-ду свя-той Ро-сти-слав до-бил-ся ос-но-ва-ния от-дель-ной Смо-лен-ской епар-хии. Пер-вым ее епи-ско-пом стал Ма-ну-ил, по-став-лен-ный в мар-те-мае 1136 го-да мит-ро-по-ли-том Ки-ев-ским Ми-ха-и-лом, а иму-ще-ствен-ное ее по-ло-же-ние бы-ло обес-пе-че-но Уста-вом кня-зя Ро-сти-сла-ва, из-дан-ным в том же го-ду. Кро-ме то-го, 30 сен-тяб-ря 1150 го-да спе-ци-аль-ной гра-мо-той свя-той Ро-сти-слав под-твер-дил пе-ре-да-чу Смо-лен-ской ка-фед-ре Со-бор-ной го-ры в Смо-лен-ске, на ко-то-рой сто-ял ка-фед-раль-ный Успен-ский со-бор и дру-гие епар-хи-аль-ные зда-ния.

Совре-мен-ни-ки вы-со-ко це-ни-ли цер-ков-ное стро-и-тель-ство кня-зя Ро-сти-сла-ва. Да-же ис-точ-ни-ки, ни-че-го бо-лее не со-об-ща-ю-щие о нем, от-ме-ча-ют, что "сей князь Свя-тую Бо-го-ро-ди-цу стро-ил в Смо-лен-ске". Эти сло-ва сле-ду-ет по-ни-мать не толь-ко в смыс-ле пе-ре-строй-ки и рас-ши-ре-ния при кня-зе Ро-сти-сла-ве Успен-ско-го со-бо-ра, воз-двиг-ну-то-го его де-дом, Вла-ди-ми-ром Мо-но-ма-хом, в 1101 го-ду (пе-ре-стро-ен-ный со-бор был освя-щен епи-ско-пом Ма-ну-и-лом на празд-ник Успе-ния 15 ав-гу-ста 1150 г.). Князь Ро-сти-слав был "стро-и-те-лем Церк-ви" в бо-лее ши-ро-ком смыс-ле: он обес-пе-чил Смо-лен-ский храм Успе-ния Бо-го-ро-ди-цы ма-те-ри-аль-но, пре-вра-тил из го-род-ско-го со-бо-ра в цер-ков-ный центр огром-ной Смо-лен-ской епар-хии.

Свя-той князь Ро-сти-слав был стро-и-те-лем Смо-лен-ско-го Крем-ля и Спас-ско-го со-бо-ра Смя-дын-ско-го Бо-ри-со-глеб-ско-го мо-на-сты-ря, ос-но-ван-но-го на ме-сте убий-ства свя-то-го кня-зя Гле-ба († 1015, па-мять 5 сен-тяб-ря). Поз-же его сын Да-вид, вы-пол-няя, воз-мож-но, же-ла-ние сво-е-го от-ца, пе-ре-нес на Смя-дынь из Ки-ев-ско-го Вы-ш-го-ро-да вет-хие де-ре-вян-ные ра-ки свя-тых Бо-ри-са и Гле-ба, в ко-то-рых их мо-щи по-ко-и-лись до пе-ре-ло-же-ния в ка-мен-ные ра-ки в 1115 го-ду.

В пя-ти-де-ся-тые го-ды XII ве-ка свя-той Ро-сти-слав был втя-нут в дли-тель-ную борь-бу за Ки-ев, ко-то-рую ве-ли пред-ста-ви-те-ли двух силь-ней-ших кня-же-ских груп-пи-ро-вок - Оль-го-ви-чей и Мо-но-ма-хо-ви-чей.

Хо-тя ос-нов-ным пре-тен-ден-том на ве-ли-кое кня-же-ние со сто-ро-ны Мо-но-ма-хо-ви-чей был дя-дя Ро-сти-сла-ва Юрий Дол-го-ру-кий, Смо-лен-ско-му кня-зю, од-но-му из са-мых мо-гу-ще-ствен-ных вла-сти-те-лей Рус-ской зем-ли, неред-ко при-над-ле-жал ре-ша-ю-щий го-лос в во-ен-ном и ди-пло-ма-ти-че-ском со-пер-ни-че-стве. Для каж-до-го из участ-ни-ков схват-ки он - од-новре-мен-но опас-ный про-тив-ник и же-лан-ный со-юз-ник, по-ми-мо сво-ей во-ли он ока-зы-ва-ет-ся в цен-тре со-бы-тий. Это име-ло про-мыс-ли-тель-ное зна-че-ние, по-то-му что свя-той Ро-сти-слав вы-де-лял-ся сре-ди совре-мен-ни-ков го-судар-ствен-ной муд-ро-стью, стро-гой спра-вед-ли-во-стью и без-услов-ным по-слу-ша-ни-ем стар-шим, глу-бо-ким по-чте-ни-ем к Церк-ви и ее иерар-хии. Для несколь-ких по-ко-ле-ний он стал оли-це-тво-рен-ным но-си-те-лем Рус-ской Прав-ды и рус-ской пра-вед-но-сти.

По-сле смер-ти бра-та Изя-с-ла-ва († 13 но-яб-ря 1154 г.) свя-той Ро-сти-слав на ко-рот-кое вре-мя стал ве-ли-ким кня-зем Ки-ев-ским, но вла-дел Ки-е-вом сов-мест-но со сво-им дя-дей Вя-че-сла-вом Вла-ди-ми-ро-ви-чем. По-сле смер-ти по-след-не-го (в кон-це то-го же го-да) он вер-нул-ся в Смо-ленск, усту-пив Ки-ев-ское кня-же-ние дру-го-му сво-е-му дя-де - Юрию Дол-го-ру-ко-му, и устра-нил-ся от ак-тив-но-го уча-стия в кро-во-про-лит-ных меж-ду-кня-же-ских усо-би-цах. Вто-рич-но он за-нял Ки-ев 12 ап-ре-ля 1159 го-да и оста-вал-ся ве-ли-ким кня-зем до са-мой смер-ти († 1167), хо-тя еще не раз при-шлось ему от-ста-и-вать от-чее на-сле-дие с ме-чом в ру-ках.

Го-ды прав-ле-ния свя-то-го Ро-сти-сла-ва при-хо-дят-ся на один из са-мых слож-ных пе-ри-о-дов в ис-то-рии Рус-ской Церк-ви. Стар-ший брат Ро-сти-сла-ва, князь Изя-с-лав Мсти-сла-вич, сто-рон-ник ав-то-ке-фа-лии Рус-ской Церк-ви, из-брал в мит-ро-по-ли-ты рус-ско-го уче-но-го ино-ка Кли-мен-та Смо-ля-ти-ча и по-ве-лел по-ста-вить его в мит-ро-по-ли-ты со-бо-ром рус-ских епи-ско-пов, без об-ра-ще-ния к Кон-стан-ти-но-поль-ско-му Пат-ри-ар-ху. Это про-изо-шло в 1147 го-ду. Рус-ская иерар-хия в ос-нов-ном под-дер-жа-ла мит-ро-по-ли-та Кли-мен-та и кня-зя Изя-с-ла-ва в их борь-бе за цер-ков-ную неза-ви-си-мость от Ви-зан-тии, но неко-то-рые епи-ско-пы во гла-ве с Ни-фон-том, свя-ти-те-лем Нов-го-род-ским (па-мять 8 ап-ре-ля), не при-зна-ли ав-то-ке-фаль-но-го рус-ско-го мит-ро-по-ли-та и укло-ни-лись от об-ще-ния с ним, пре-вра-тив свои епар-хии, впредь до вы-яс-не-ния об-ста-нов-ки, в свое-об-раз-ные "ав-то-ке-фаль-ные" цер-ков-ные окру-га. Так по-сту-пил и епи-скоп Ма-ну-ил Смо-лен-ский.

Свя-той Ро-сти-слав по-ни-мал опас-ность, ко-то-рую та-и-ла в се-бе идея рус-ской ав-то-ке-фа-лии в то вре-мя, в усло-ви-ях раз-дро-бен-но-сти Ру-си. По-сто-ян-ная бит-ва за Ки-ев, ко-то-рую ве-ли кня-зья, услож-ни-лась бы та-кой же "бит-вой" за ки-ев-скую мит-ро-по-ли-чью ка-фед-ру меж-ду мно-го-чис-лен-ны-ми пре-тен-ден-та-ми, ко-то-рых вы-дви-га-ла та или иная кня-же-ская груп-пи-ров-ка.

Пред-ви-де-ние свя-то-го Ро-сти-сла-ва пол-но-стью оправ-да-лось. Юрий Дол-го-ру-кий, при-дер-жи-вав-ший-ся ви-зан-тий-ской ори-ен-та-ции, за-няв в 1154 го-ду Ки-ев, немед-лен-но из-гнал мит-ро-по-ли-та Кли-мен-та и по-слал в Ца-рь-град за но-вым мит-ро-по-ли-том. Им стал свя-той Кон-стан-тин (па-мять 5 июня), но он при-был на Русь лишь в 1156 го-ду, за пол-го-да до смер-ти Юрия Дол-го-ру-ко-го († 15 мая 1157). А еще пол-го-да спу-стя, ко-гда 22 де-каб-ря 1157 го-да в го-род всту-пил пле-мян-ник свя-то-го Ро-сти-сла-ва, Мсти-слав Изя-с-ла-вич, свя-ти-тель Кон-стан-тин дол-жен был бе-жать из Ки-е-ва, и на мит-ро-по-ли-чью ка-фед-ру вер-нул-ся низ-ло-жен-ный Кли-мент Смо-ля-тич. На-ча-лась цер-ков-ная сму-та - на Ру-си ста-ло два мит-ро-по-ли-та. Вся иерар-хия и ду-хо-вен-ство ока-за-лись под за-пре-ще-ни-ем: мит-ро-по-лит-грек за-пре-тил рус-ских, под-дер-жи-вав-ших Кли-мен-та, Кли-мент за-пре-тил всех став-лен-ни-ков и сто-рон-ни-ков гре-ка. Для пре-кра-ще-ния со-блаз-на свя-той Ро-сти-слав и Мсти-слав по-ста-но-ви-ли уда-лить обо-их мит-ро-по-ли-тов и про-сить у Пат-ри-ар-ха по-став-ле-ния на рус-скую ка-фед-ру но-во-го пер-во-свя-ти-те-ля.

Но слож-но-сти на этом не кон-чи-лись. При-быв-ший в Ки-ев осе-нью 1161 го-да мит-ро-по-лит Фе-о-дор умер вес-ной сле-ду-ю-ще-го го-да. По при-ме-ру свя-то-го Ан-дрея Бо-го-люб-ско-го (па-мять 4 июля), пы-тав-ше-го-ся в это вре-мя про-ве-сти в мит-ро-по-ли-ты сво-е-го спо-движ-ни-ка епи-ско-па Фе-о-до-ра, свя-той Ро-сти-слав вы-дви-нул сво-е-го кан-ди-да-та, ко-то-рым вновь ока-зал-ся мно-го-стра-даль-ный Кли-мент Смо-ля-тич.

Тот факт, что ве-ли-кий князь из-ме-нил свое от-но-ше-ние к мит-ро-по-ли-ту Кли-мен-ту, про-ник-ну-то-му иде-ей рус-ской ав-то-ке-фа-лии, объ-яс-ня-ет-ся вли-я-ни-ем Ки-е-во-Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря и осо-бен-но ар-хи-манд-ри-та По-ли-кар-па. Ар-хи-манд-рит По-ли-карп, блю-сти-тель пе-чер-ских пре-да-ний (в 1165 го-ду он стал на-сто-я-те-лем оби-те-ли), был са-мым близ-ким к свя-то-му Ро-сти-сла-ву че-ло-ве-ком.

Свя-той Ро-сти-слав имел бла-го-че-сти-вый обы-чай при-гла-шать по суб-бо-там и вос-кре-се-ньям Ве-ли-ко-го по-ста к сво-е-му сто-лу Пе-чер-ско-го игу-ме-на с две-на-дца-тью ино-ка-ми и сам им при-слу-жи-вал. Князь не раз изъ-яв-лял же-ла-ние по-стричь-ся в мо-на-хи в оби-те-ли пре-по-доб-ных Ан-то-ния и Фе-о-до-сия и да-же при-ка-зал по-стро-ить се-бе там кел-лию. Пе-чер-ские ино-ки, поль-зо-вав-ши-е-ся огром-ным ду-хов-ным вли-я-ни-ем в Древ-ней Ру-си, под-дер-жи-ва-ли в кня-зе мысль о неза-ви-си-мо-сти Рус-ской Церк-ви. Тем бо-лее, что епи-ско-пы из гре-ков бы-ли в эти го-ды на Ру-си да-же под по-до-зре-ни-ем от-но-си-тель-но их пра-во-слав-но-сти в свя-зи с из-вест-ным "спо-ром о по-стах" ("леон-ти-ан-ская ересь"). Но бла-го-че-сти-вое же-ла-ние свя-то-го Ро-сти-сла-ва до-бить-ся у Пат-ри-ар-ха бла-го-сло-ве-ния рус-ско-го мит-ро-по-ли-та Кли-мен-та не осу-ще-стви-лось. Гре-ки счи-та-ли пра-во на-зна-че-ния мит-ро-по-ли-та на Ки-ев-скую ка-фед-ру сво-ей важ-ней-шей при-ви-ле-ги-ей, что объ-яс-ня-лось не столь-ко цер-ков-ны-ми, сколь-ко по-ли-ти-че-ски-ми ин-те-ре-са-ми им-пе-рии. В 1165 го-ду в Ки-ев при-был но-вый мит-ро-по-лит - грек Иоанн IV, и свя-той Ро-сти-слав из сми-ре-ния и цер-ков-но-го по-слу-ша-ния при-нял его. Но-вый мит-ро-по-лит, по-доб-но сво-е-му пред-ше-ствен-ни-ку, управ-лял Рус-ской Цер-ко-вью ме-нее го-да († 1166). Ки-ев-ская ка-фед-ра вновь оста-лась вдов-ству-ю-щей, а ве-ли-кий князь был ли-шен оте-че-ско-го со-ве-та и ду-хов-но-го окорм-ле-ния со сто-ро-ны мит-ро-по-ли-та. Един-ствен-ным ду-хов-ным уте-ше-ни-ем его бы-ло об-ще-ние с игу-ме-ном По-ли-кар-пом и свя-ты-ми стар-ца-ми Ки-е-во-Пе-чер-ско-го мо-на-сты-ря и Фе-о-до-ров-ско-го мо-на-сты-ря в Ки-е-ве, ос-но-ван-но-го его от-цом.

Воз-вра-ща-ясь из по-хо-да на Нов-го-род вес-ной 1167 го-да, свя-той Ро-сти-слав за-не-мог. Ко-гда он до-е-хал до Смо-лен-ска, где кня-жил его сын Ро-ман, род-ные уго-ва-ри-ва-ли его остать-ся в Смо-лен-ске, но ве-ли-кий князь при-ка-зал вез-ти его в Ки-ев. "Ес-ли умру по до-ро-ге, - за-ве-щал он, - по-ло-жи-те ме-ня в от-чем мо-на-сты-ре у свя-то-го Фе-о-до-ра. Ес-ли Бог ис-це-лит ме-ня, мо-лит-ва-ми Пре-чи-стой Сво-ей Ма-те-ри и пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия, по-стри-гусь в Пе-чер-ском мо-на-сты-ре".

Бог не су-дил ис-пол-нить-ся дав-не-му же-ла-нию Ро-сти-сла-ва - окон-чить жизнь ино-ком свя-той оби-те-ли. Свя-той князь скон-чал-ся на пу-ти в Ки-ев 14 мар-та 1167 го-да. (В дру-гих ис-точ-ни-ках ука-зан 1168 год.) Те-ло его, со-глас-но за-ве-ща-нию, бы-ло по-ло-же-но в Ки-ев-ском Фе-о-до-ров-ском мо-на-сты-ре.

Святой Ростислав, великий князь Киевский , сын великого князя Киевского святого Мстислава Великого († 1132, память 14 июня), брат († 1138, память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября), является одним из выдающихся государственных и церковных деятелей Руси середины ХII века.

С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, Смоленского княжества и Смоленской епархии.

До ХII века Смоленская земля была составной частью единого Киевского государства. Начало ее политическому обособлению было положено в 1125 году, когда святой князь Мстислав Великий, унаследовав от своего отца, Владимира Мономаха, киевский великокняжеский стол, отдал Смоленск в держание своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу). Благодаря трудам и подвигам святого Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более 40 лет, расширяется, застраивается городами и селами, украшается храмами и монастырями, приобретает влияние на общерусские дела.

Святым Ростиславом основаны в Смоленской земле города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие. Он стал родоначальником смоленской княжеской династии.

В 1136 году святой Ростислав добился основания отдельной Смоленской епархии. Первым ее епископом стал Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом, а имущественное ее положение было обеспечено Уставом князя Ростислава, изданным в том же году. Кроме того, 30 сентября 1150 года специальной грамотой святой Ростислав подтвердил передачу Смоленской кафедре Соборной горы в Смоленске, на которой стоял кафедральный Успенский собор и другие епархиальные здания.

Современники высоко ценили церковное строительство князя Ростислава. Даже источники, ничего более не сообщающие о нем, отмечают, что «сей князь Святую Богородицу строил в Смоленске». Эти слова следует понимать не только в смысле перестройки и расширения при князе Ростиславе Успенского собора, воздвигнутого его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году (перестроенный собор был освящен епископом Мануилом на праздник Успения 15 августа 1150 г.). Князь Ростислав был «строителем Церкви» в более широком смысле: он обеспечил Смоленский храм Успения Богородицы материально, превратил из городского собора в церковный центр огромной Смоленской епархии.

Святой князь Ростислав был строителем Смоленского Кремля и Спасского собора Смядынского Борисоглебского монастыря, основанного на месте убийства († 1015, память 5 сентября). Позже его сын Давид, выполняя, возможно, желание своего отца, перенес на Смядынь из Киевского Вышгорода ветхие деревянные раки святых Бориса и Глеба, в которых их мощи покоились до переложения в каменные раки в 1115 году.

В пятидесятые годы ХII века святой Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, которую вели представители двух сильнейших княжеских группировок – Ольговичей и Мономаховичей.

Хотя основным претендентом на великое княжение со стороны Мономаховичей был дядя Ростислава Юрий Долгорукий, Смоленскому князю, одному из самых могущественных властителей Русской земли, нередко принадлежал решающий голос в военном и дипломатическом соперничестве. Для каждого из участников схватки он – одновременно опасный противник и желанный союзник, помимо своей воли он оказывается в центре событий. Это имело промыслительное значение, потому что святой Ростислав выделялся среди современников государственной мудростью, строгой справедливостью и безусловным послушанием старшим, глубоким почтением к Церкви и ее иерархии. Для нескольких поколений он стал олицетворенным носителем Русской Правды и русской праведности.

После смерти брата Изяслава († 13 ноября 1154 г.) святой Ростислав на короткое время стал великим князем Киевским, но владел Киевом совместно со своим дядей Вячеславом Владимировичем. После смерти последнего (в конце того же года) он вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжение другому своему дяде – Юрию Долгорукому, и устранился от активного участия в кровопролитных междукняжеских усобицах. Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 года и оставался великим князем до самой смерти († 1167), хотя еще не раз пришлось ему отстаивать отчее наследие с мечом в руках.

Годы правления святого Ростислава приходятся на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви. Старший брат Ростислава, князь Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, избрал в митрополиты русского ученого инока Климента Смолятича и повелел поставить его в митрополиты собором русских епископов, без обращения к Константинопольскому Патриарху. Это произошло в 1147 году. Русская иерархия в основном поддержала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Византии, но некоторые епископы во главе с Нифонтом, святителем Новгородским (память 8 апреля), не признали автокефального русского митрополита и уклонились от общения с ним, превратив свои епархии, впредь до выяснения обстановки, в своеобразные «автокефальные» церковные округа. Так поступил и епископ Мануил Смоленский. Святой Ростислав понимал опасность, которую таила в себе идея русской автокефалии в то время, в условиях раздробенности Руси. Постоянная битва за Киев, которую вели князья, усложнилась бы такой же «битвой» за киевскую митрополичью кафедру между многочисленными претендентами, которых выдвигала та или иная княжеская группировка.

Предвидение святого Ростислава полностью оправдалось. Юрий Долгорукий, придерживавшийся византийской ориентации, заняв в 1154 году Киев, немедленно изгнал митрополита Климента и послал в Царьград за новым митрополитом. Им стал святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь лишь в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого († 15 мая 1157). А еще полгода спустя, когда 22 декабря 1157 года в город вступил племянник святого Ростислава, Мстислав Изяславич, святитель Константин должен был бежать из Киева, и на митрополичью кафедру вернулся низложенный Климент Смолятич. Началась церковная смута – на Руси стало два митрополита. Вся иерархия и духовенство оказались под запрещением: митрополит-грек запретил русских, поддерживавших Климента, Климент запретил всех ставленников и сторонников грека. Для прекращения соблазна святой Ростислав и Мстислав постановили удалить обоих митрополитов и просить у Патриарха поставления на русскую кафедру нового первосвятителя.

Но сложности на этом не кончились. Прибывший в Киев осенью 1161 года митрополит Феодор умер весной следующего года. По примеру (память 4 июля), пытавшегося в это время провести в митрополиты своего сподвижника епископа Феодора, святой Ростислав выдвинул своего кандидата, которым вновь оказался многострадальный Климент Смолятич.

Тот факт, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, проникнутому идеей русской автокефалии, объясняется влиянием Киево-Печерского монастыря и особенно архимандрита Поликарпа. Архимандрит Поликарп, блюститель печерских преданий (в 1165 году он стал настоятелем обители), был самым близким к святому Ростиславу человеком.

Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать по субботам и воскресеньям Великого поста к своему столу Печерского игумена с двенадцатью иноками и сам им прислуживал. Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в обители преподобных Антония и Феодосия и даже приказал построить себе там келлию. Печерские иноки, пользовавшиеся огромным духовным влиянием в Древней Руси, поддерживали в князе мысль о независимости Русской Церкви. Тем более, что епископы из греков были в эти годы на Руси даже под подозрением относительно их православности, в связи с известным «спором о постах» («леонтианская ересь»). Но благочестивое желание святого Ростислава добиться у Патриарха благословения русского митрополита Климента не осуществилось. Греки считали право назначения митрополита на Киевскую кафедру своей важнейшей привилегией, что объяснялось не столько церковными, сколько политическими интересами империи. В 1165 году в Киев прибыл новый митрополит – грек Иоанн IV, и святой Ростислав из смирения и церковного послушания принял его. Новый митрополит, подобно своему предшественнику, управлял Русской Церковью менее года († 1166). Киевская кафедра вновь осталась вдовствующей, а великий князь был лишен отеческого совета и духовного окормления со стороны митрополита. Единственным духовным утешением его было общение с игуменом Поликарпом и святыми старцами Киевого монастыря и Феодоровского монастыря в Киеве, основанного его отцом.

Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав занемог. Когда он доехал до Смоленска, где княжил его сын Роман, родные уговаривали его остаться в Смоленске, но великий князь приказал везти его в Киев. «Если умру по дороге, – завещал он, – положите меня в отчем монастыре у святого Феодора. Если Бог исцелит меня, молитвами Пречистой Своей Матери и преподобного Феодосия, постригусь в Печерском монастыре».

Бог не судил исполниться давнему желанию Ростислава – окончить жизнь иноком святой обители. Святой князь скончался на пути в Киев 14 марта 1167 года. (В других источниках указан 1168 год.) Тело его, согласно завещанию, было положено в Киевском Феодоровском монастыре.

*Новейшие публикации Уставной грамоты святого князя Ростислава Смоленской епископской кафедре содержатся в книгах:

1. Смоленские грамоты ХIII-ХIV вв. / Подг. к печати Т. А. Сумникова и В. В. Лопатин. М., 1963. С. 75–79.

2. Древнерусские княжеские уставы ХI-ХV вв. / Издание подг. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 141–146.

3. Похвала святому князю Ростиславу // Издана в работах Сумниковой Т. А.

4. «Повесть о великом князе Ростиславе Мстиславиче Смоленском и о церкви» в кругу других смоленских источников ХII в. // Восточнославянские языки. Источники для их изучения. М., 1973. С. 128–146.

5. Щапов Я. Н. Похвала князю Ростиславу Мстиславичу как памятник литературы Смоленска ХII в. // ТОДРЛ. ХХVIII. Л., 1974. С. 47–59.*

Так, куда ни посмотри, всюду, где у славян

сияет свет и творится добро, мы видим труды

святых Мефодия и Кирилла.

Святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович).

Каждый раз, вспоминая о великоморавской миссии святых Кирилла и Мефодия, нельзя не вспомнить и Духом Святым водимого верного слуги Божьего святого князя Ростислава, который вместе со святыми братьями стоит у истоков духовной, культурной и политической жизни славянских народов.

В начале второй половины IX столетия Великоморавское государство было одним из крупнейших славянских государственных образований. С 846 года правил Великой Моравией князь Ростислав, пользовавшийся особой славой и мужественно охранявший свободу своего народа. Тяготясь своей зависимостью от немцев и осознавая, что собственными силами славяне не могут избавиться от влияния опасных соседей, он решился вместе с племянником своим Святополком искать помощи у тех, кто и нуждам их, как духовным, так и гражданским, вернее мог помочь и в то же время не был бы опасен.

В тот период в Моравии уже действовали христианские проповедники из Греции, Валахии и Германии, и от кого-то из них принял святое крещение князь Ростислав. Будучи просвещенным светом Христовой веры, благоверный князь заботился о духовном пробуждении своего народа.

При этом он прекрасно понимал, что проповедь христианства не может быть успешной, если миссионеры будут подменять ее возвышенные цели политическими интересами и, кроме того, учить народ на чужом, непонятном языке.

Вначале князь Ростислав обратился со своими нуждами к находившемуся тогда на Римском престоле папе Николаю I, но тот, будучи союзником немецкого короля Людовика, не откликнулся на просьбу князя. Тогда Ростислав в 862 году отправляет посольство к византийскому императору Михаилу III. В своем письме князь писал: «Наш народ отвергся язычества и принял закон христианский; но мы не имеем такого учителя, который бы на родном нашем языке открыл нам истинную веру христианскую, чтобы и другие страны последовали нашему примеру. Поэтому просим тебя, державный Государь, пришли нам такого епископа и учителя. От вас всегда во все страны исходит добрый закон».

Император Михаил не замедлил с ответом: в великоморавскую миссию были отправлены лучшие из лучших - солунские братья Кирилл и Мефодий. Это были необычайно образованные для своего времени люди, аскеты, молитвенники, мужи с богатым опытом миссионерской работы. Во время одной из миссий святых Кирилла и Мефодия произошло знаменательное событие: по пути к хазарам, в Херсонесе, они обрели мощи священномученика Климента, папы римского. Этот святой был обращен ко Христу святым апостолом Петром; за проповедание веры Христовой в Риме он был сослан в Херсонес. Здесь проповедью и чудесами он обратил в веру много язычников, за что и был утоплен в море. В самом чуде

обретения мощей святые братья видели покровительство святого и благословение своей миссионерской, просветительской деятельности: им предстояли тяжелые испытания и Промысел Божий указывал прекрасный пример самоотвержения и терпения в святом мученике.

Кирилл и Мефодий пришли в Великоморавскую державу через Болгарию в 863 году и передали князю Ростиславу

грамоту от святителя Фотия. В ней патриарх писал, обращаясь к князю: «Бог, Который повелевает каждому народу прийти к познанию правды и достигнуть почести высшего звания, воззрел на твою веру и усилия. Устроив это ныне в наших летах, Он явил и письмена на вашем языке, которых ранее не было, но теперь с недавних пор существуют, дабы и вы были причтены к народам великим, которые Бога хвалят на своем родном языке. А посему мы послали к тебе того, которому они и были явлены, мужа драгоценного и прославленного, весьма ученого, философа. Вот, прими этот дар лучший и достойнейший, нежели всякое золото, серебро и драгоценные камни и все преходящее богатство. Постарайся вместе с ним смело утвердить дело и всем сердцем взыскать Бога и не закрывать спасение для всего народа, но всячески побуждай, дабы не ленились, а вступили на путь правды, чтобы и ты, если приведешь их своим старанием к познанию Бога, при-нял награду и в этой, и в грядущей жизни за все души, которые верят во Христа Бога нашего от ныне и до века, и оставил по себе светлую память будущим поколениям, подобно как и великий царь Константин».

Встреченные с великой честью святые братья начали проповедь христианской веры на славянском языке, который они изучили на своей родине - в Солуни. Еще на родине Кирилл разработал славянскую азбуку и начал переводить на славянский язык основные богослужебные книги. Здесь, в Великой Моравии, братья вместе с учениками продолжили перевод Библии, Литургий святого Иоанна Златоустого и святого Василия Великого и наиболее важных богослужений. Князь Ростислав оказывал братьям всяческое содействие. Прежде всего он собрал много отроков и повелел им учиться славянской азбуке по переведенным книгам, затем под руководством святых братьев стал строить церкви. Через год была уже окончена первая церковь в городе Оломоуце, потом было построено еще несколько церквей. Святые Кирилл и Мефодий освящали эти церкви и служили там по-славянски. Так прожили они в Моравии сорок месяцев, переходя с одного места на другое. Их миссионерский труд и пример святой жизни нашли не только поддержку правителя Моравии, но и отклик в сердцах простого народа, который наконец смог услышать благую весть о Христе на родном языке и сознательно отвергнуть языческие суеверия. «Сидящим в стране и сени смертной» язычества солунские братья принесли свет истинной веры Христовой.

Успешная миссионерская деятельность святых Кирилла и Мефодия, поддерживаемая святым князем Ростиславом, закладывала основы независимости Великоморавской державы, поэтому вызывала резкое противодействие со стороны немецких князей и клириков, преследовавших свои интересы в славянских государствах. Латинские миссионеры обвинили братьев в том, что они употребляют в богослужении «неосвященный язык», а также распространяют ложное учение о Святом Духе. Святой Кирилл вступил в полемику со своими обвинителями, доказывая им пагубность «трехъязычной ереси». Суть этой ереси заключалась в признании сакральными, достойными выразить Священное Писание, только трех языков в мире: еврейского, греческого и латинского. В качестве обоснования еретики приводили тот факт, что надпись на кресте, на котором был распят Иисус Христос, начертана на этих трех языках.

Кирилл и Мефодий имели намерение отправить своих учеников в Константинополь для рукоположения их во пресвитеров и диаконов, но в это время там совершился дворцовый переворот. Тогда святые братья решили ехать в Рим. В тот период, при только начинающемся разладе между Церквями Константинопольской и Римской, одна Церковь еще могла посвящать служителей для другой.

В Риме апостолы славян отстаивали право служить литургию на славянском языке. В то же время они отдали дань уважения Римскому епископу, папе Адриану II, передав ему святые мощи Климента, папы римского. Благоговейно встретив честные мощи священномученика, папа с уважением принял от просветителей и славянские книги. Освятив книги, положил их в одной из церквей, где по ним была отслужена литургия. Папа рукоположил учеников святых братьев и составил послание святому князю Ростиславу: «Если же кто осмелится порицать указанных учителей и совращать от истины к басням или, развращая вас, будет хулить книги вашего языка, тот пусть будет отлучен и представлен на суд церкви и до тех пор не получит прощения, пока не исправится. Ибо это волки, а не овцы, и должно узнавать их по плодам и остерегаться их…».

После успешного диалога с папой Адрианом II просветители намеревались уже вернуться в Моравию. Но удалось вернуться только одному из них. Святой Кирилл умер в Риме 14 февраля 869 года, на сорок втором году жизни, приняв перед смертью Великую схиму (в малой схиме его имя было Константин). Брату же своему он оставил завещание: «Мы были с тобою, брат, как пара волов, одну ниву возделывающих. И вот я падаю на бразде, окончив день свой. А ты очень любишь гору (Олимп), но не оставляй ради нее учения своего…». Папа Адриан распорядился похоронить святого Кирилла в храме святого Климента, с мощами которого святые братья подвизались в проповедании Евангелия и в Рим пришли. В скором времени папа Адриан рукополагает Мефодия в сан архиепископа Моравии и Паннонии.

Между тем политическая ситуация в Моравии не отличалась стабильностью. Князь Ростислав продолжал борьбу за независимость своей державы: к концу 869 года был заключен мирный договор с немцами. Однако мир оказался недолгим. Племянник князя Ростислава Святополк, бывший удельным князем одной из моравских областей, предал своего дядю и стал союзником немецкого князя Карломана, сына короля Людовика. Ростислав был захвачен в плен, а его держава оказалась в полной власти Карломана. Святополку дали маленькое княжество, однако потом княжество отобрали, а Святополка заключили в темницу.

Святой князь Ростислав испил предназначенную ему Господом чашу страданий: за любовь к своему народу и верность апостольскому учению его ослепили и заточили в темницу В 870 году, претерпев страшные мучения, верный слуга Божий умер в одной из баварских тюрем.

Святого Мефодия, лишенного политической поддержки, немецкие власти арестовали. Так и не найдя предлога для осуждения, заточили его в монастыре. Сохранилась монастырская поминальная книга, где наряду с именами насельников упоминается и имя Мефодия. Заключение святого в монастыре скрывалось от римского папы. Узнав об этом от бродячего монаха Лазаря, папа Иоанн VIII, преемник Адриана II, запретил немецким епископам совершать литургию до тех пор, пока они не освободят святого Мефодия. Только тогда епископы были вынуждены выпустить святого из заточения.

Подорвавший свое здоровье, святой Мефодий на время уезжает в Византию. В 884 году он возвращается в Моравию и вместе со своими учениками заканчивает перевод всего Ветхого Завета, кроме книг Маккавейских, а также Номоканона и отеческих книг (Патерика). В 885 году от тяжких трудов святой Мефодий слег в постель и на Вербное воскресенье попросил отнести его в храм, где обратился с проповедью к моравскому народу, предупреждая о скорых испытаниях. В тот же день, 6 апреля, святой Мефодий скончался. Отпевание совершали в соборной церкви Велеграда на латинском, греческом и славянском языках.

В 870 году под руководством священника Славомира в Моравии вспыхнуло восстание. Славомир нанес поражение немцам и занял Велеград. Немцы выпустили Святополка из заключения для подавления восстания. Однако Святополк перешел на сторону восставших, провозгласивших его великим князем. Вновь придя к власти, Святополк стал покровительствовать славянскому богослужению.

* * *

Благоверный князь Ростислав трудился вместе со святым Кириллом, страдал вместе со святым Мефодием и умер за свой народ и правое учение Христово. Те, кто позднее захватил великоморавские земли, очень старались, чтобы святая жизнь Ростислава и апостольский труд приглашенных им солунских братьев были навсегда забыты. Ученики и последователи святого Мефодия после смерти своего учителя были подвергнуты пыткам и гонениям. Но Божиим Промыслом их жизни были сохранены для будущей благословенной апостольской миссии среди южных и восточных славян.

Православная церковь в Чешских землях и в Словакии канонизировала великоморавского князя Ростислава в 1994 году, возвратив тем самым тысячелетний долг памяти тому, кто стоял у истоков христианской духовной культуры и национальной независимости славян.

Святым равноапостольным Кириллу и Мефодию

Тропарь, глас 4

Яко апостолом единонравнии и Словенских стран учителие, Кирилле и Мефодие богомудрии, Владыку всех молите, вся языки Словенския утвердити в Православии и единомыслии, умирити мир и спасти души наша.

Кондак, глас 3

Священную двоицу просветителей наших почтим, Божественных писаний преложением источник богопознания нам источивших, из негоже даже до днесь неоскудно почерпающе, ублажаем вас, Кирилле и Мефодие, Престолу Вышняго предстоящих и тепле молящихся о душах наших.

Молитва

О преславнии язык Словенских учителие и просветителие, святии расноапостольнии Мефодие и Кирилле! К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставлении, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом, и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже Словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом. Обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращасте тщи, но благими за злая воздавасте. Тако и ныне грешных и недостойных чад ваших молитвы не отвратите, но яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасение, распри же и раздоры, посреде единоверных братий возникающыя, умирит, отпадщыя паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, святей, соборней и апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведнича ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсееваемы от волков мысленных восхищаются. Дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим, и, тако в житии Богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех в Троице Единаго Бога прославим во веки веров. Аминь.

Святому Ростиславу Моравскому

Тропарь, глас 7

Первый в князех народа твоего, Богом вдохновенный, возжелал еси уклонитися от идолослужения, в правой вере познати Бога живаго, Промышляюща о людех Своих. На торжество веры призвах мудрыя учители, иже открыша многоценную жемчужину вечныя жизни, Моравский княже Ростиславе, благословен был еси святыми Кириллом и Мефодием, иже великую любовь к народу явиша, научивше его истинному богопочитанию. На сем камени веры благочестным житием украсился еси. И ныне в обителех Отца Небеснаго молитися о нас, да спасет Господь души наша.

Кондак, глас 4

Всем своим сердцем и душею Бога возлюбив, трудился еси со своим народом послужити ему в преподобии и правде во всем житии своем, проводя духовный подвиг. И призвал еси мудрыя учители из Богоспасаемаго Константинова Града, иже люди твоя закону Божию и святым писанием научиша, Богу содействующу. Из эллинских словес на словенския совершенно преложиша, писмены их научиша. В них же и мы утвердившеся Богу благодарение возносим, яко не быти нас в невежествии, но разумети, яже Богу угодна суть, и како спасати души наша, жизнь бесконечную, яже на небесех, получити молитвами твоими, княже Ростиславе, и в Церкви православно светлую память твою восхвалим.

По материалам издания: Святые Чешских земель и Словакии. - М. Издательство свв. Кирилла и Мефодия, «Ковчег», 2003. - 64 с.

Иконы святых Кирилла и Мефодия и святого благоверного Князя Великоморавского Ростислава хранятся в нашем храме святителя Николая в Котельниках.