Списывая подчеркивайте названные выше сочетания. Написание сложных прилагательных слитно и через дефис

А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н? Со всех сторон неприступные скалы, обвеша(1)ые

зелёным плющом, жёлтые обрывы, исчерче(2)ые промоинами, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымя (3)ой речкой, тянется серебря(4)ою нитью и сверкает.

1)1 2)1,2 3)3,4 4)4

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) вбл...зи, просл...влять, м...лькать

2) кроп...тливый, раск...лить, б...чёвка

3) оп...здать, кв…танция, к...пошиться

4) эп...демия, д…ректива, зап..сной

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) в...кормить, ра...чертить, бе...размерный

2) пр...фронтовой, пр…влекательный, пр...глупый

4) с...знова, сверх...нтересная, без...дейность

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) украша...шь дом, слыш...мый издалека

2) не расстан...мся с друзьями, покупа...мый в магазине

3) любу...шься восходом, взвешива...мый товар

4) встрет...мся завтра, независ...мая экспертиза

А17. В каком варианте ответа правильно указаны все слова, где про­
пущена буква Ё?
А. Смущ...нный В. Ноч...вка

Б. Мальч...нка Г. Снеж...к

1)А,В 2) Б, В, Г 3) Б, В 4) А, Г

AI8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Тарас Бульба был (не)вероятно упрям.

2) Изредка попадают молодые дубки с еще (не)опавшей листвой.

3) Могущество дороги (не)преодолимо, успокоительно, и целительно.

4) В (не)закрытое окно в зале тянуло сладкой свежестью зелени.

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) КОЕ(ГДЕ) ИЗ(ПОД) снега выглядывали кустарники.

2) В воздухе уже не так сильно пахло, в нём (С)НОВА как БУД(ТО) разливалась сырость.

3) Всякий раз, когда я спускался на луг, я КАК(БЫ) (В)НОВЬ по­падал в своё далёкое детство.

Снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что, кажет­ся,

1) ТУТ(БЫ) и остался жить (НА)ВЕКИ.

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её от­сутствия в предложении: Лес глушил берега () и только река, одинокая и свободная, плескала и плескала своими холодными волнами под его навесом.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте

которых в предложении должны стоять запятые?

Столетние красноватые стволы мачтовых сосен (1) гордо выделяясь среди разнообразной лесной заросли (2) плавно подымались всё выше и выше (3) возносясь зелёными кронами (4) к голубому небу.

1)1,2 2)2,4 3)1.2,3 4)1,3,4

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В эпоху Киевской Руси проза и поэзия не были ещё так (1) очевидно (2) разделены, как в новое время. Художнику (3) очевидно (4) пришлось потра­ тить много времени и труда, чтобы нарисовать такую картину.

1)1,2 2)3,4 3)1,2,3,4 4)1,2,4

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч и чуть заметно возится в кустах.

2) Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пя­тен.

3) Древнерусский писатель стремился не только развлечь читателя но и принести «пользу душе» его.

4) Шумно и дружно запевшие ручьи смывали зимнюю серую на­кипь с земли и обнажали прошлогодние травы.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли - от их отражения в воде.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопо­ставляется первой.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами пред­ложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, рас­крывает содержание того, о чём говорится в первой части.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 80-е годы девятнадцатого века Шишкин (1) создает много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он по-прежнему обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.

1)1,2 2)2 3)1,3 4)1,2,3,4

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспоминать все было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело.

1)1,2,4 2)1,2,3,4 3)1,4 4)2,3,4

А1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

□ 1) с ушедш..м трамва..м
□ 2) с разросш..йся яблон..
□ 3) спор..вший с пр..ятелем
□ 4) об исчезнувш..х плем..нах

А2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
□ 1) поставля..мый, выкат..в
□ 2) заправля..мый, заверш..на
□ 3) независ..мый, выгор..в
□ 4) вид..мый, смещ..на

А3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?
□ 1) вид..щий, разве..на
□ 2) прощ..ны, неча..нный
□ 3) затрач..нный, усе..ны
□ 4) кле..щий, ка..щийся

А4. В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?
□ 1) Она хорошо держится, умна, увере..а.
□ 2) К площади вела мощё..ая камнем улица.
□ 3) Дело это довольно рискова..ое.
□ 4) С вертолёта видна была лома..ая линия берега.

А5. В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?
□ 1) Среди (не)отвеченных звонков я обнаружил (не)знакомый номер.
□ 2) (Не)разбив яйца, яичницу (не)приготовишь.
□ 3) Если (не)даёшь списывать, поступаешь (не)по-товарищески?
□ 4) Никогда (не)делай работу (не)брежно.

А6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
Сам я (1)куда (2) пишу, писем (3)откуда (4) жду, да и думаю, что и взяться им (5)откуда.
□ 1)1, 5
□ 2) 1, 3, 5
□ 3) 1, 3
□ 4) 2, 3, 4

А7. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
□ 1) (ЧТО)БЫ мне сделать, (ЧТО)БЫ мы помирились?
□ 2) (В)ТЕЧЕНИЕ дня ожидается дождь, а (ТАК)ЖЕ повышение температуры воздуха.
□ 3) (ТОЧЬ)В(ТОЧЬ) как в прошлый раз мы попали в пробку и двигались (ЕЛЕ)ЕЛЕ.
□ 4) Переходя дорогу, (С)НАЧАЛА посмотри (НА)ЛЕВО.

А8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
□ 1) искос..
□ 2) к..мбинат
□ 3) с..тира
□ 4) справ..

А9. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
□ 1) ржавЕя
□ 2) черпАя
□ 3) дОсуха
□ 4) средствА

А10. В каком примере не нарушена речевая норма?
□ 1) улыбающие лица
□ 2) по истечении срока
□ 3) более дороже
□ 4) показывает об умении

А11. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
□ 1) На стенах висели под стеклом высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета.
□ 2) «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют», - писал М. В. Ломоносов.
□ 3) Машина, въехав с размаху на неутрамбованный участок дороги, забуксовала в рыхлом сугробе.
□ 4) Дверь сама собой отворилась и из хаты повеяло сыростью.

Прочитайте текст и выполните задания В1-В6 и С1.
(1)Бунин признавался, что никогда не чувствовал себя так прекрасно, как в те минуты, когда ему предстояла большая дорога. (2)Глядя из окна вагона на тень от паровозного дыма, таявшую в прозрачном воздухе, Бунин сказал: (3)«Какая радость - существовать! (4)Только видеть, хотя бы видеть лишь один этот дым и этот свет. (5) Если бы у меня не было рук и ног и я бы только мог сидеть на лавочке и смотреть на заходящее солнце, то я был бы счастлив этим. (6)Одно нужно - только видеть и дышать…»

В1. Из предложения (1) выпишите отрицательное наречие.

В2. В предложении (2) найдите деепричастие, укажите его вид.

В3. Из предложения (2) выпишите причастие, укажите его время.

В4. Укажите часть речи, к которой относится слово «какая» из предложения (3).

В5. Из предложения (4) выпишите частицу (частицы).

В6. Из предложения (5) выпишите союз (союзы).

А) вкаком варианте ответа правильно указаны все цифры,на месте которых пишется две буквы Н?

Это единстве(1)ый в европе город,в котором до сих пор существует земля(2)ой вал,по которому когда-то шли деревя(3)ые укрепления с каме(4)ыми башнями.
1)1,2,3,4 ; 2) 1,3 ;3)1,3,4; 4)2,3.

Б)В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1)ж..смин,аб..туриент,сг..ореть
2)т..олкуют,упр..кают,осв..щаться.
3)акс..ома,в..кторина,инд..вид.
4)ор..гинал,бюлл..тень,заст..лать.

В)в каом ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)пр..вликателен,пр..страстный,пр..ломление.
2)во..питание,во..хвалить,и..следовать.
3)и..портить,бе..земельный,во..вышенный.
4)без..нтересный,меж..институтский,пред..нфарктный.

Г)в каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Я?
1)приход..т,управля..щий
2)кос..т,угрожа..щий
3)включ..т,открыва..щий
4)черт..т.пил..щий.

Д)в каком варианте ответа правильно указаны все слова,в которых пропущена буква Е?
1)вытяг..вать 3)ехидн...чать
2)дн..вать 4)претерп..вать
А)1,4
Б)2,4
В)1,2
Г)1,3,4

1. В каком слове на месте пропуска пишется буква З? а) сделать и...подтишка б) не...держанный в) чере...чур строгий г) бе...характерный

2. В каком случае на месте пропуска пишется буква С? а) бе...жалостный б) ра...венчать в) бе...церемонный г) бе...вкусный

3. В каком слове пишется буква И? а) пр...сыщение б) пр...небрежение в) пр...вращаться г) непр...хотливый

4. В каком слове пишется буква Е? а) непр...метный б) пр...крытие в) пр...рекаться г) пр...творяться больным

5. В каком слове пишется Ь? а) пред...явить б) неот...емлемый в) с...экономленный г) п...едестал

6. В каком слове нет Ъ? а) меж...ярусный б) транс...европейский в) трех...язычный г) с...экономить

7. В каком слове после приставки пишется И? а) под...тожить б) раз...скать в) небез...нтересный г) сверх...зобретательный

8. В каком слове после приставки пишется Ы? а) дез...нфекция б) транс...ранский в) без...звестный г) обл...нспекция

1. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?

1) ране...ый молодой солдат 3) овся...ое печенье

2) ядро раздробле...о 4) подкова...ая лошадь

2. В каком слове на месте пропуска пишется две буквы НН?

1) тка...ая шёлком салфетка 3) смышле...ый мальчик

2) полотня...ая салфетка 4) окна отворе...ы

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте ко торых пишутся две буквы НН?

В кафе широкий ассортимент: разнообразные сорта кофе, слоё(1)ые масля(2)ым кремом пирожные, глазирова(3)ые фрук ты, коктейли.

1) 3 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2

4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна буква Н?

1) неожида...о, реше...а

2) калё...ый, петуши...ый

3)да...ый, немощё...ый

237. Вспомните правило написания сложных слов слитно и через дефис (стр.29) Пользуясь данным правилом, объясните написание данных прилагательных.

Журнально – газетный, жёлто – синий, железнодорожный, юго- западный, десятиэтажный, Алма – атинский, горько – солёный, машиностроительный.

238. Запишите сложные прилагательные в два столбика: в первый запишите те, которые образованы из сочетания слов, подчинённых одно другому; во второй – те, которые образованы из двух независимых друг от друга слов. Подчеркните соединительные гласные.

Фабрично - заводской, общественно – политический, целлюлозно – бумажный, шахматно – шашечный, древн..ру..кий, русско – французский, нефт..наливной, лев..бережный, сельс..охозяй-

ственный, научно- фантастический, западн..европейский, ж..лто – красный.

239 .Образуйте сложные прилагательные из данных сочетаний слов.

Ремонт вагонов – вагоноремонтный; белый и розовый; устойчивый к засухе; юг и восток;

уборка хлопка, Западная Украина; торговля и промышленность; сады и огороды, строить станки.

240. Спишите,обозначая орфограмму «слитное и раздельное написание сложных прилагательных»

1.Из Москвы мне пр..везли (не)большой (перо)чинный ножич..к с костяной ручкой. 2.Листья ракиты ра..крыли солнышку свои (ярко)зелёные листочки. 3.В горах вам попадутся, может быть, (не)большие стада (легко)ногих серн и (крово)жадные орлы. 4.Строители сп..шат подарить молодёжи (тренажёрно)гимнастический городок. 5.До самого горизонта степь была усеяна (тёмно) красными, (бледно)голубыми и (золотисто)оранжевыми головками пол..вых цветов.

47. Не с именами существительными (повторение) и прилагательными

241 .І. Вспомните правило о правописании не с существительными (стр. 42) Приведите примеры. ІІ. Спишите

предложения. Сопоставьте написание не с существительными и прилагательными: одному или разным

правилам подчиняются эти части речи?

Опасен не сильный, а мстительный. Неверный друг – опасный враг. Небрежная работа хуже безделья. Добрая слава злому ненавистна.

242. Запишите сначала словосочетания, в которых прилагательные с не пишутся раздельно. Оставшиеся словосочетания запишите во 2-ю группу, подбирая к прилагательным синонимы без не .

(Не)радостное происшествие; (не)радостное, а печальное событие; (не)личные, а производственные интересы; (не)культурный человек; (не)высокая ограда; (не)высокий, а низкий берег; (не) богатая коллекция; (не)серьёзное отношение; (не)серьёзное, а весёлое лицо: (не)древнее, а современное искусство.

243 .К данным прилагательным подберите синонимы с не по образцу: тяжёлый - нелёгкий.

Грустный, легкомысленный, боязливый, правдивый, прохладный, грубый, маленький, тусклый

244 .Составьте предложения, в которых были бы слова: недорогой, не дорогой, незлой, не злой.

48. Буквы о, ё после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

существительных и прилагательных (повторение)

245. Прочитайте словосочетания и вспомните условия выбора изучаемой орфограммы (стр.24)

полотнце м мячо м

гороше к зайчо нок

плюше в ый парчо в ый

246. Спишите, заменяя данные словосочетания словосочетаниями «прилагательное + существительное». Обозначьте изучаемую орфограмму.

Платочек из ситца, клыки моржа, будка для сторожа, воротник из песца, сумка из холста, обувь из замши, навыки речи, качества бойца, залежи сланца, бумага с глянцем.

247 .Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте изучаемую орфограмму. Составьте схему последнего предложения, объясните знаки препинания.

Сад залит ослепительным солнц..м. Под его лучами (не)обыкновенно ярки наряды всех цветов: и кумач..вых маков, и оранж..вых тюльпанов, и ж..лтых ромаш..к. На ш..лковых листьях травы трепещут крупные капли р..сы.

Ещё рано, а садовник со сторож..м уже на ногах.Они обходят один из участков большого колхозн..го сада, любуются тяж..лыми сочными яблоками и крупными ягодами крыж..вника.

Тихо в саду.Слышны малейшие ш..рохи: и шелест листьев, и журчанье воды в ж..лобе, и жужжание пч..л в кустах.

49. Одна и две буквы н в именах прилагательных

248 .Образуйте от данных имён существительных прилагательные с помощью указанных в таблице суффиксов.

Весна, сон, солома, торжество, железо, отечество, экскурсия, камень, кожа, серебро, алмаз, государство.

249 .Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Обозначьте суффиксы прилагательных и объясните их правописание.

Матрёшка - это деревя(н,нн)ая кукла. Изображает она ру(с,сс)кую крестьянскую

девушку. Внутрь матрёшки вкладывают несколько меньших матрёшек.

Матрёшка в шали алого цвета стояла на письме(н,нн)ом столе. Она была густо

покрыта лаком и бл..стела, как стекля(н,нн)ая. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разн..цветных шалях. Деревенский мастер нагр..дил матрёшек ру(с,сс)кой кр..сотой, соболи(н,нн)ыми бровями и ярким румянц..м. Синие глаза он прикрыл дли(н,нн)ыми р..сницами.
(По К. Паустовскому)

250 .Вставьте вместо пропусков уместное по смыслу слово ветряной или ветреный .

1.Стояла... погода. 2.Осенью... дни часты. 3.Сегодня... утро. 4.Это был... юноша. 5.На краю села стояла... мельница.

Д л я с п р а в о к : ветряной - приводимый в действие силой ветра; ветреный - с ветром, переносное значение - легкомысленный, пустой человек.

251 .Вставьте вместо пропусков н или нн. Объясните значение выделенных пословиц.

1.Исти..ый друг познаётся в беде . 2.Стари..ая пословица не мимо молвится. 3.Согласие лучше каме..ых стен. 4.Голосок соловьи..ый, да коготок ястреби..ый. 5.Отольются кошке мышки..ы слёзы 6.Овся..ая каша сама себя хвалит, а гречневую - люди. 7.Друг - це..ый клад, недругу никто не рад. 8.Ветре..ого человека и в тихую погоду узнать можно.

252 .Отгадайте загадки. Выпишите сначала имена прилагательные с одной, а затем с двумя буквами н . Обозначьте суффиксы и объясните их правописание.

1.Два коня у меня, два коня. По воде они возят меня. А вода тверда, словно каме(н,нн)ая. 2. В полотня(н,нн)ой стране по реке-простыне плывёт пароход то назад, то вперёд. А за ним такая гладь - ни морщинки не видать.3.Висит за окошком кулёк ледя(н,нн)ой. Он полон капели и пахнет весной. 4.Деревя(н,нн)ая дорога, вверх идёт она отлого.Что ни шаг, то овраг. 5.Межи деревя (н, нн)ые, поля стекля(н,нн)ые.

253. Прочитайте слова, приведённые в таблице. Правильно ли они внесены в неё? Спишите, раскрывая скобки и делая необходимые исправления. Обозначьте орфограмму «Н и нн в прилагательных»

254 .Запишите словосочетания парами. Объясните разницу в их написании.Правильно обозначьте изучаемую орфограмму. С одной парой словосочетаний составьте предложения.

Глуби..ый путь – голуби..ый полёт; карти..ый зал – ути..ый нос; маши..ый грохот – мыши..ый писк; перочи..ый нож – грачи..ый свист; неви..ый человек – сови..ое гнездо.

50. Различение на письме суффиксов прилагательных –к- и –ск-

255. Прочитайте вслух пары слов, сопоставляя их произношение: можно ли по звучанию слова определить, какой в нём суффикс - или –ск ? Какое фонетическое явление здесь наблюдается? Помогает ли произношение прилагательных различать на письме суффиксы –к и –ск?

Близк ий – киргизск ий, дерзк ий – матросск ий, низк ий – кавказск ий, немецк ий – тибетск ий.

256. От данных существительных образуйте прилагательные. Обозначьте орфограму.

Черкес, белорус, француз, калмык, казах, эскимос, совет, депутат, сосед, кузнец, батрак, Канада, Шотландия, Словакия, Чехия, Камчатка, Тибет, Египет.

257. От даннях существительных образуйте с помощью суффикса –ск- однокоренные прилагательные.

· Помните, что при присоединении суффикса –ск - к существительным на –нь и –рь буква ь не пишется.Исключение составляют прилагательные, образованные от названий месяцев на –нь, -рь, кроме январск ий.

Богатырь, ноябрь, Казань, монастырь, Рязань, январь, секретарь, рыцарь, апрель, село, июль.

258 .Переведите слова на русский язык и запишите их.

Полтавський, львівський, волинський, білоруський, литовський, естонський, польський, румунський, американський, бразильський, мексиканський.

259 .Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте изучаемую орфограмму.

1.Близ..ими стали далёкие дали. 2.Лермонтов жить в народе будет дольше Кавказ..их гор! 3.Высоко поднялся к небу флот..ий флаг. 4.В долине, за озером, с той стороны пылает рыбац..ий костёр. 5.Шумна под вечер волж..ая сторонка. 6.Шли солдаты чередою улиц город..их.

Контрольные вопросы и задания

1.Расскажите о значении, морфологических признаках и синтаксической роли прилагательных

2.В тексте каких типов и стилей речи чаще всего употребляются прилагательные и для чего они используются?

3.Какие прилагательные называются качественными, относительными, притяжательными. Приведите примеры.

4.Расскажите о степенях сравнения прилагательных и их образовании.

5. Как образуются имена прилагательные? Приведите примеры прилагательных, образованных

а) с помощью приставок; б) с помощью суффиксов; в) сложением.

6.Расскажите о правописании НЕ с именами прилагательными и существительными.

7.Расскажите о правописании суффиксов прилагательных.

260 .Прочитайте текст и озаглавьте его. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Произведите морфологический разбор выделенных слов.

Вчера у нас была экскурсия в один из залов краеве..ческого музея.

Сначала мы осм..трели стари..ую посуду глиня..ые кувшины горшки корчаги деревя..ые чаши ковши бокалы.

Потом экскурсовод очень подробно р..ссказала нам об огн..стрельном оружии стрелецком бердыше охотнич..м ружье турецк..м штуцере и русск..й винтовке.

С интересом ра..глядывали мы холодн..е оружие морск..й кортик кавалерийский и матро..кий палаши солдат..ую и офицерскую сабли, серебр..ую шпагу.

Буквосочетания чк, чн, нч, рщ, чт, щн, нщ

Пишутся без мягкого знака

1.Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

Ёлочка, дочка, бочка, щучка, белочка, стрелочка, спичка, ручка, почка, птичка, штучка, шуточка, минуточка, посылочка, прибауточка, печка, строчной, личный, чулочный, вечный, свечка, скучный, шуточный, овечка, сердечный, встречный, привычный, брошечка, тучка, носочки, крошечный, строчка, розочка, речной, звучный, булочка, ночка, мелочный, молочный, вазочка, ночной, булочная, удачный, лисичка, цветочки, огуречный, дачный, грибочки, лодочка, дачка, сливочки, горчичка, пачка, молочко, яичный, тряпичный, сказочка, ниточка, уточка, ночник, платочки, бабочка, мучной, внучка, яичко, бутылочка, лодочный, песочный, сливочный, печной, сказочный, горчичный, сочный, замочная, вечный, тряпочка, лавочка, солнечный, сестричка, синичка, косичка, кузнечный, загадочный, записочка, месячник, конечный, привычка, больничный, игрушечный, пушечный, сковородочка, скамеечка, очки, столичный, башмачный, черничный, пограничник, ежевичный, желчный, крылечко, кирпичный, колючка, отлично, стеночка, посылочный, резиночка, пуговичка, облачный, шайбочка, щёчка, аптечный, тепличный, земляничный, артистичный, праздничный, шнурочки, брусничка, крошечка, электричка, пряничный, кулачный, жвачка, гречка, ласточка, уличный, цветочница, салфеточка, тачка, фазанчик, стаканчик, бизончик, мороженщик, почта, кочанчик, чемоданчик, птенчик, фонарщик, кафтанчик, мощный, овощной, каштанчик, мандаринчик, чтец, сарафанчик, хищник, мечтатель, лимончик, сборщик, мебельщик, зеленщик, мечтание, тараканчик, жестянщик, мачта, загончик, пончик, надсмотрщик, мачтовый, сварщик, почтальон, чудовищный, апельсинчик, оценщик. Чтение, хищный, барабанщик, гонщик, прочти, жилищный, хищница, мощность, шарманщик, вулканчик, бакенщик, банщик, бетонщик, батончик, зачинщик, гарпунщик.

2. Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, ЩН, НЧ.

Ру…ной, пе…а, бре…ать, вну…а. хи…ик, но…а, пте…ик, бабо…а, то…ый, каме…ик.

3. Выделенные слова измените так, чтобы в них появилось сочетание ЧК.

Кормить белку . Выпить молоко . Доброе сердце . Красивая свеча . Нарисовать собаку . Поймать щуку .

4. Измените, слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК, ЧН,

Молоко, яйцо, удача, синица, звук, цветы, лисица, носки, замок.

Безударные гласные

Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

1. Грамматическая сказка.

Заколдованные буквы.

Как – то в прекрасную страну Азбуковедения прилетел злой волшебник. Навстречу ему вышли гласные буквы. Их-то он и заколдовал. Да так, что стали они друг на друга похожими.

Буква О стала походить на А, Е и на И, А на О, И на Е. колдун исчез, а в стране началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь буквам. Достаточно было ему ударить над гласной буквой в ладоши, как тут же слетала с неё обманчивая волшебная маска, и буква становилась сама собой. Буква под Ударением ясна и понятна. Называется она Ударная Гласная. А вот те гласные, которых Ударение ещё не коснулось, называются Безударными Гласными. Они ещё заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы им помочь. Запомните волшебные слова: Ударение над гласной может сделать букву ясной.

2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы на эту гласную падало ударение.

Варенье, волчата, качели, давно, скворцы, глазной, гора, дрозды, гостинец, граница, горняк, далеко, нога, дождливый, должник, домашний, дочурка, жарища, золотистый, катушка, козлёнок, часы, дарить, опадают, наводнение, испаряют, конюшня, парное, пастух, робеть, кошачий, сорняк, крольчиха, новинка, носишко, плодородный, сказать, ночник, скворечник, заострить, управлять, почтальон, родители, садовник, смотреть, парник, каменистая, родник, старик, тайник, солонка, столовая, комок, тропа, бобры, строение, танцевать, сосновый, запах, травинка, похвала, хорёк, тростинка, хоровой,

плотина, храбрец, хлопушка, очарование, частокол, прошагать, сторожка, сплошная, выход, спросил, валить, скалистый, наколол, хвоинки, тонул, охраняют, доска, волосок, поправляют, лошадь, затаился, озёра, страна, муравьи, хлопотливые, повар, наполняет, катать, звонок, пахучие, коньки, площадка, кассир, вожак, кора, значок, пожалей, спасает, красавица, мастерят, завалил, колючки, стоит, больной, таскали, высохли, жара, утопают, мохнатый, краснеют, полевая, пахали, горбы, спасение, молчат, догадались, окуньки, горевать, волчата, тростники, сломался, тащил, качать, кроты, злодей, далёкий, боевик, сажают, накопают, лошадка, каток, ласкают, кладовая, доброта, спадает, посади, домишко, косилка, болезнь, холода, засорять, макушка, мошкара, часовщик, хлопочут, кормушка, справедливый, чародейка, хвосты, ковёр. Большой, усадил, врачи, пора, поют, коза, лошадки, ухватились, волнушки, колючие, комочки, смола, малы, голова, казались, малыши, подарить, шарфы, поляна, грачи, столбы, скользить, уползал, роса, дворы, журавлиный, косяк, часовой, заварил, голодный, бродить, замолчала, моря, угостил, родная, пароход, слова, половить, поласкать, полоскать, разносить, драчливый, совиный, трава, показалось, счастливый, невод, хотеть, ходули, травяной, устареть, холмы, поясок, овчина, ночевать, покрошить, распашонка, звонить.

Е, И, Я

Грибной, весна, озеро, ледок, сестра, лесной, бельчата, дела, зверьки, число, гнездо, стрижи, стрела, цветной, свеча, мясной, широкий, детвора, ушивать, читать, почерк, чистота, цепочка, оценить, земля, зеркальный, циркач, трещит, тепло, прицепил, центральный, цветник, натянул, тяжёлый, сидит, потрясение, синева, трескотня, тишина, течение, питьё, теснота, рядовой, терпеть, стекло, снегирь, следить, вертеть, ядовитый, ледник, листопад, сердечко, кричать, клевать, зимовать, зелень, свистун, чинить, лежачий, силач, свинина, светлеть, сверло, передвигают, пояс, обижать, пятак, освещать, линейка, земной, жена, облетела, речистый, резвиться, вырезать, пятнистый, задремал, пчелиный, выпрямить, взглянул, зверинец, лепили, речушка, плясать, плечистый, писатель, певец, созревает, низина, спешат, листопад, нарядились, доверять, припевать, опериться, одиночество, корень, мировая, обязательно, змея, вязание, раздевалка, медовый, лекарство, улетают, проиграть, лесник, извинять, обижать, пятёрка, десяток, выдержка, разглядеть, гнездиться, вредитель, времена, чижи, вертеть, денёк, повстречали, повизжали, висеть, гряда, вещица, вечерний, извещать, трескучий, ленивая, ветвистая, вершина, доверять, насекомое, веселить, веснушки, вязание, звездопад, осветил, забивать, белить, свинья, написал, держал, смельчак, связать, лежит, вишнёвый, ленивый, кленовый, заскрипели, поредел, ледяной, вывела, реветь, грязнуля, защищать, объяснил, прочитал, листочки, желток, прожевать, проживать, замерзает, приезжает, стена, червяк, скрипучий, рябит, отяжелели, скрипач, полились, выглянет, река, выпил, снега, шмели, листва, приближение, срезать, синяк, тенистый, жилой, удивительно, появилось, изменилась, светает, переливалась, подгребают, замечания, прямая, длина, распевали, метель, бегут, птенец, перина, очищают, небеса, висят, заливала, прилепила, пернатые, темнота, освежает, видны, леса, лиса, передвигают, детишки, речная, пищат, местечко, лисичка, сестричка, широкая, лизала, зарядила, грибок, согревал, шиповник, закрепили, черника, клесты, зацветает, белить, бедняга, приближался, читатель, бедняк, белобровый, снежинка, следопыт, выпечка, ледокол, проверять, светлячок, облегчить, привидение, весенний, подтянули, посидел, поседел, взъерошенный, просека, пригревает, подземелье, плескался, запивал, запевал.

3. Напиши слова в три столбика.

П…так, б…да, дл…на, м…сной, л…ства, т…мнота, с…стра, зм…я, кр…чать, стр…жи.

4. Спиши, перед каждым словом напиши проверочное слово.

Образец: глаз – глазок.

К…тёнок, л…сок, зв…рёк, ст…ловая, вр…чи, тр…ва, ск…ла, …вца, сп…на, дв…ры, м…чи, сл…ды, м…рячка, л…щи, р…ды, в…лна, хв…сты, д…лил, скр…пит, н…сил, р…гатый, цв…тёт, д…жди.

5. Напиши слова в единственном или во множественном числе.

Гл…за, ч…сы, ст…на, бл…ны, гн…здо, хл…ба, п…ла, гр…бы, с…сна.

6. Напиши к каждому слову по два однокоренных слова.

Даль, сад, соль, лист, стол, лес, боль, свист.

7. Спиши, добавляя близкое по значению слово.

Ребёнок -…, деревня - …, горе - …, молчание - … .

8. Выберите проверочное слово. Запишите.

Уд…вительно (диво, дева), м…нять (мина, замена), л…пить (липка, лепка), подч…щать (честь, чисто), л…нивый (лень, линька), скр…пучий (скрип, скрепка), м…стерить (мост, мастер).

9. Объясните орфограммы в следующих четверостишиях.

За горами, за лесами, Первый зимний снежок

За широкими морями, Белым пухом летит.

Не на небе – на земле Первый лёгкий мороз

Жил старик в одном селе. Веселит и бодрит.

10. Подберите к каждому слову недостающие родственные и запишите их в три столбика (в каждой строке тогда будут родственные существительное, прилагательное и глагол).

существительное прилагательное глагол

… … чистить

… подарочный …

боль … …

… белый …

11. Измените, словосочетания по образцу, вставляя пропущенные буквы, подчеркните проверочные слова.

Образец: Меховая шапка – шапка из меха.

Ш…рстяное платье - …

Д…ревянная постройка - …

М…сные котлеты - …

З…лотое кольцо - …

12. Спишите, вставляя пропущенные буквы, проверьте безударные гласные с помощью слов с уменьшительно – ласкательным значением.

К…зёл - … Лош…дь -…

К…за - … С…ва - …

Скв…рец - … …сёл - …

13. Данные словосочетания замените одним словом, которое отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?». Под безударной гласной ставьте точки.

Образец: Испытывать жалость – жалеть.

Сделать подарок - …

Говорить дерзости - …

Издавать крик - …

Произвести посадку - …

Излучать свет - …

14. Прочитайте и определите, какую безударную гласную в корне надо проверять. Подберите проверочное слово. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Образец: лепечет – лепет.

Трепещет - … Сторожка - …

Вечерний - … Зелень - …

Весело - … Хлопочет - …

15. К данным словам подберите слова, противоположные по значению. Поставьте знак ударения, точкой обозначьте проверяемые безударные гласные в корне.

Дешёвый - … Сытый - … Старый - …

Горячий - … Удлинить - … Заболеть - …

Печалиться - … Больной - … Молчать - …

16. Из пословиц выпишите слова с безударной гласной в корне, напишите к ним проверочные слова.

Большой говорун – плохой работник.

Дела, как сажа бела.

Сядем рядком, да поговорим ладком.

Тогда пляши, когда играют.