Социальные революции и реформы социальный прогресс. Социальные революции и реформы


Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция , экономическая реформа , общественный прогресс , социальная динамика , коренные преобразования .

Пояснение.

Социальная революция - качественный переворот во всей социальной структуре общества.

Экономическая реформа - переустройство, затрагивающее экономическую сферу.

Общественный прогресс - развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.

Ответ: социальная динамика.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятии представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Пояснение.

Социальная динамика - это общественное изменение, движение, развитие.

Революционные преобразования - качественный, переворот во всей социальной структуре общества.

Социальная реформа - переустройство, затрагивающее какую-либо из сфер общества.

Прогресс - развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение к более совершенному.

Регресс - упадок, откат назад.

Ответ: социальная динамика.

Ответ: со­ци­аль­наяди­на­ми­ка

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.

Пояснение.

Социальная динамика - движение, изменение и развитие общества. Существуют разные направления (прогресс и регресс), формы и типы социальной динамики (революция и эволюция).

Реформа - изменение, преобразование в какой-либо социальной сфере, исходящее от власти.

Ответ: 26

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2014 по обществознанию.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Социальная революция , политическая реформа , социальная динамика , контрреформа в области образования , общественный прогресс .

Пояснение.

Все представленные понятия - это изменения в обществе, то есть социальная динамика.

Ответ: социальная динамика.

Ответ: со­ци­аль­наяди­на­ми­ка

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

На диаграмме отражена динамика уровней брачности, разводимости и бедности в стране Z в 2005–2007 гг.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

1) В указанный период наблюдается снижение уровня бедности. Да, верно, с 2005 по 2007 годы снизилось число населения, которое находится за чертой бедности.

2) Рост числа браков в указанный период сопровождался ростом числа разводов. Да, верно, положительная динамика наблюдается в столбцах «браки» и «разводы».

3) В указанный период произошло снижение уровня бедности вдвое. Нет, неверно, с 17 до 13.

4) Количество браков с 2005 по 2007 год выросло на треть. Нет, неверно, с 7 до 9, что не составляет треть.

5) В указанный период снижение уровня бедности сопровождалось повышением уровня брачности. Да, верно, мы наблюдаем положительную динамику в столбцах «браки» и отрицательную в столбцах «население за чертой бедности».

Ответ: 125.

Ответ: 125

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

6) стратификация

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Динамика - это изменения. Структура и стратификация не являются таковыми. Эти термины описывают общество, а не его изменения.

Ответ: 26.

Ответ: 26|62

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

Евгений Жарко (Таганрог) 01.02.2013 02:06

почему стратификация не является термином изменения общества,проявление его динамики? ведь, меняться на протяжении жизни доход,удваивается или утраивается образование человека, достижение престижных потребностей-всё это примой показатель динамики,изменения в обществе

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Сама по себе стратификация не характеризует динамику. Её наличие говорит о наличии динамики, но не более того.

Реформа и революция являются

1) проявлениями социальной динамики

2) элементами структуры общества

3) видами социальных связей

4) типами социальных институтов

Пояснение.

Социальная динамика - изменение, развитие, движение общества. Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений, т. е. модификации в социальной организации, социальных институтах, социальной структуре, установленных в обществе образцах поведения. Социальные изменения, приводящее к глубоким качественным сдвигам называются социальным развитием.

Социальная структура - взаимосвязанные элементы, составляющие внутреннее строение общества. Ими являются социальные группы, институты и т. д.

Социальные институты - исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе. Важнейшие институты- собственность, власть, государство, семья, религия, образование, наука и т. д.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

Петр Дмитриевич Садовский

Социальные институты - обобщающее понятие, в том числе включает в себя политические институты.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

К социальной динамике не относятся понятия неравенство и социальная структура.

Ответ: 2, 6.

Ответ: 26|62

Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса

Валентин Иванович Кириченко

Реформа- это преобразование, значит, изменение, поэтому относится.

Ксения Кондылева 17.11.2016 09:55

А мобильность разве как-то относится к соц. динамике?

Валентин Иванович Кириченко

Мобильность - это изменение, значит динамика

Страны с тёплым, влажным климатом, такие как Бразилия и Колумбия, находят выгодным выращивать и поставлять на мировой рынок кофе. Бразилия лидирует по производству кофейных зерен, поэтому любой погодный катаклизм в этой стране всегда резко сказывается на динамике цен на кофе. На фоне сильнейшей засухи в Бразилии 2014 года сорт арабика подорожал самыми быстрыми темпами за последние 10 лет. Какие экономические явления можно проиллюстрировать данной ситуацией? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) инфляция

2) конкуренция

3) специализация

4) монополизация

5) информатизация

6) гуманизация

Пояснение.

1) инфляция - нет, не верно, сорт арабика подорожал самыми быстрыми темпами за последние 10 лет, но ничего не сказано о динамике общего уровня цен в данных государствах.

2) конкуренция - да, верно, две страны.

3) специализация - да, верно.

4) монополизация - нет, неверно, две страны.

5) информатизация - нет, неверно.

6) гуманизация - нет, неверно.

Ответ: 23.

Ответ: 23

Выберите верные суждения об экономическом развитии и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования.

2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей.

3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики.

4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная.

5) Объём ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны.

Пояснение.

Экономическое развитие общества представляет собой многоплановый процесс, охватывающий экономический рост, структурные сдвиги в экономике, повышение уровня и качества жизни населения. Данный процесс не всегда идет по восходящей линии, он включает периоды роста и спада.

1) На экономическое развитие страны оказывают влияние исторические и географические условия её существования - да, верно.

2) Для экономического развития разных стран не существует единых закономерностей - нет, неверно.

3) Одним из показателей экономического развития общества является отраслевая структура экономики - да, верно.

4) Для экономического развития характерны как положительная динамика экономики, так и отрицательная - да, верно.

5) Объём ВВП на душу населения характеризует экономический потенциал страны - нет, неверно.

Ответ: 134.

Ответ: 134

Иван Хеорхе

Существуют универсальные экономические закономерности, которые влияют на развитие различных стран.

Афина Магеррамова 23.01.2019 11:09

Поясните,пожалуйста,почему 5 неверно?Разве не объем ВВП определяет экономическое развитие страны?

Иван Иванович

Реальный ВВП макроэкономический показатель, который определяет экономический рост государства. Но утверждение не про экономический рост или развитие, а про экономический потенциал, то есть совокупную способность экономики страны, ее отраслей, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления.

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс

2) структура

3) эволюция

4) реформа

5) революция

6) система

Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

Система и структура не относятся к динамике.

Ответ: 26.

Ответ: 26

Установите соответствие между объектами изучения экономической науки и её разделами.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Микроэкономика - деятельность отдельных действующих субъектов (предприятие). Макроэкономика -экономическая деятельность в пределах страны. Показатели макроэкономики: ВВП, инфляция, безработица и т. д.

А) динамика валового внутреннего продукта - макроэкономика.

Б) поведение потребителей отдельных товаров и услуг - микроэкономика.

В) условия успешности бизнеса в определённых сферах - микроэкономика.

Г) изменение курсов валют - макроэкономика.

Д) причины экономических кризисов - макроэкономика.

Ответ: 21122.

Ответ: 21122

ВЦИОМ была изучена динамика оценок респондентами степени важности ряда демократических институтов. Исследования проходили с 1997 по 2010 год. Результаты последнего года исследования представлены в таблице. Сделайте три возможных вывода на основе этих данных.

Динамика оценок респондентами степени важности ряда демократических институтов (в %)

Демократические институты 2010 г.
Многопартийность
Важно 41
Не важно 39
Затрудняюсь ответить 20
Наличие представительных органов власти
(Совета Федерации, Государственной Думы, др.)
Важно 47
Не важно 29
Затрудняюсь ответить 24
Свобода предпринимательства
Важно 65
Не важно 15
Затрудняюсь ответить 20
Свобода слова и СМИ
Важно 75
Не важно 11
Затрудняюсь ответить 14
Свобода выезда за границу
Важно 61
Не важно 23
Затрудняюсь ответить 16
Выборность органов власти
Важно 75
Не важно 10
Затрудняюсь ответить 15

Источник: мониторинговые исследования ИС РАН.

Урок по обществознанию, 11 класс.

Тема: «Революция и реформы. Проблема общественного прогресса и его критериев»

План урока:

1. Дать определение понятиям: революция и реформа.

2. Понятие прогресса. Общественный прогресс.

3. Проблема общественного прогресса и его критериев. Противоречивость прогресса

4. Цена прогресса. Проблема смысла и направленности исторического процесса.

Основные понятия : реформа, революция, прогресс, общественный прогресс регресс.

Цели и задачи урока:

1. В результате урока учащиеся должны познакомиться с историческими понятиями и проблемами общественного развития.

Узнать чем реформа отличается от революции;

Вспомнить какие государства прошли через революционные изменения;

Составить представления о цене прогресса;

Анализировать проблему смысла и направленности исторического процесса;

Научится аргументировать свою точку зрения;

Определять круг проблем общественного развития;

Использовать и объяснять основные понятия;

Воспитательная цель: любить и уважать свою Родину и её историю.

1. Процесс общественного развития может носить реформистский или революционный характер, отсюда производные понятия «реформизм», «реформатор», «революционность», «революционер».

Реформа – это изменение (чаще всего усовершенствование) в какой –либо сфере жизни общества, проводимые одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих его фундаментальные основы.

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Социальные реформы , осуществляемые сверху правящими кругами, - это преобразования, изменения в каких-либо направлениях общественной жизни, не уничтожающие основ существующей социальной системы (эти реформы непосредственно связаны с людьми)

Экономические – это преобразования хозяйственного механизма – форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством станы (приватизация, закон о банкротстве, налоговые законы и т.п.)

Политические – изменения в политической сфере (изменения в конституции, расширение гражданских свобод, избирательная система и т.п.)

Степень реформаторских преобразований может быть очень существенной, даже изменять общественный строй или типы хозяйственной деятельности: реформы Петра 1, нынешние реформы в России.

Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными (реакционными).

Последствия реформ проявляются не всегда быстро, следовательно, их объективная оценка может быть дана только по прошествии времени.

Другой вид изменений – это революция (поворот, переворот), то есть коренное качественное изменение в основах каких – либо явлений природы, общества и познания. Социальная революция затрагивает основы общественного строя.

2. Сущность и критерий общественного прогресса

Прогресс - это поступательное движение, развитие, идущее по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному.

Противоположным по значению является понятие регресса. Это движение по нисходящей линии, упадок, деградация.

Процессы поступательного движения имеют место в самых разных областях действительности - в неорганической природе, в природе органической, в жизни общества. Это - процессы большого разнообразия.

Всеобщие диалектические законы бытия по-разному проявляются в различных формах движения материи, в качественно различных областях действительности, процессах. Поступательное движение получает особые, специфические черты в зависимости от качественного своеобразия тех явлений и процессов, в которых это поступательное движение осуществляется.

Прогресс в неорганической природе отличается от прогресса в природе органической, прогресс в человеческом обществе имеет свои особые черты, присущие только ему. В этом - основание для специального изучения социального прогресса, прогресса в жизни общества.

Маркс указывал, что «понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции». Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию. Дав определение прогресса, необходимо в первую очередь выяснить, о чьем прогрессе - индивида, социальной группы, общества или всего человечества - идет речь? Это далеко не

праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству.

Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода "человек", характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса? Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогрессанеправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса.

Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил.

Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма

важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития. Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил; оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос: как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам.

Однако "ахиллесова пята" этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.

Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество – это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека.

Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество, - нелепо. Бесспорно и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о развитии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков.

1. Ю. И. Семенов. Объективный критерий социального прогресса. «вопросы философии», 1962, № 9.

2. Более обстоятельное изложение вопроса о критерии общественного прогресса см. В кн.: а. А. Макаровский. «общественный прогресс». М., политиздат, 1970, и в статье «о критерии общественного прогресса» («философские науки», 1968, № 2). См. Также кн.: в. Мишин. «общественный прогресс». Горький, 1970.

Понятие социальной революции. Революции и реформы

Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни.

По Марксу социальные революции являются выражением сущности естественно- исторического процесса развития общества. Они имеют всеобщий закономерный характер и представляют собой важнейшие принципиальные изменения,свершающиеся в истории человечества. Открытый марксизмом закон социальной революции указывает на объективную необходимость в смене одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной.

Немарксистские и антимарксистские концепции в целом отрицают закономерность социальных революций. Так, Г. Спенсер сравнивал социальные революции с голодом, бедствиями, повальными болезнями, проявлениями неповиновения, и “агитацией, разросшейся до революционных собраний”, открытыми восстаниями, которые он называл “общественными изменениями ненормального характера”.2 К. Поппер отождествлял революцию с насилием. Социальная революция, по его словам, разрушает традиционную структуру общества и его институтов … Но… если они (люди – И.Ш.) разрушают традицию, то вместе с ней исчезает и цивилизация … Они возвращаются к животному состоянию.1

Понятие социальной революции и ее типов имеет в современной литературе неоднозначное толкование. Термин “революция” вошел в обществознание менее трех веков назад, а в его современном значении употребляется сравнительно недавно. В целом, как известно, термин “социальная революция” употребляется, во – первых, для обозначения перехода от одной общественно- экономической формации к другой, т.е. социальная революция понимается как эпоха перехода от одного типа производства к другому в течение длительного периода времени; это эпоха с логической необходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенном этапе развития производства противоречия между производительными силами и производственными отношениями, а конфликт между последними обостряет все общественные противоречия и закономерно приводит к классовой борьбе, в которой угнетенный класс должен лишить эксплуататоров политической власти; во- вторых, для обеспечения аналогичного перехода в рамках отдельного социального организма; в- третьих, для обозначения относительно скоротечного политического переворота; в- четвертых, для обозначения переворота в социальной сфере общественной жизни;2 в-пятых, для обозначения метода исторического действия в противоположность другому методу – реформистскому и т.д.(термин “революция” понимается часто предельно широко- научная революция, техническая, торговая, финансовая, аграрная, экологическая и сексуальная). 1

В рамках национального государства, в котором совершается социальная революция, в ней можно выделить три важнейших структурных элемента: 1) политический переворот(политическая революция);

2) качественные преобразования экономических отношений (экономическая революция); 3) культурно-идеологические преобразования (культурная революция). Подчеркнем, что еще у Маркса сложились две концепции революции: социальная и политическая. Процесс подхода к пониманию сущности социальной революции был сложным и в марксизме. Вначале его основоположники противопоставляли понятия “политическая революция” и “социальная революция”, понимая под первой буржуазные революции, а под второй – пролетарские. Только спустя некоторое время Маркс приходит к выводу: “Каждая революция разрушает старое общество, и постольку она социальна. Каждая революция низвергает старую власть, и постольку она имеет политический характер”.2 В этой связи приемлемой является точка зрения М. А.Селезнева, утверждающего, что, поскольку социально-экономический и политический аспекты в революции взаимосвязаны, то “перевороты, которые совершаются прогрессивным классом в социально- экономической и политической области путем сознательных и насильственных действий и которые неразрывно связаны друг с другом в пространстве и времени, точнее было бы называть социально- политическими революциями”.3

В то время как политическая революция имеет целью поставить на службу новому классу механизм государственной власти, т.е. сделать его политически господствующим, то экономическая революция должна обеспечить господство производственных отношений, соответствующих характеру производительных сил и интересам прогрессивного класса. Революционные экономические преобразования заканчиваются только с победой нового способа производства. Аналогично коренной перелом в формировании нового сознания, в создании новой духовной культуры происходит лишь в ходе культурной революции, по мере создания соответ­ствую­щих экономических, политических, образовательных и культурно- идеологических предпосылок.2

При всей неоднозначности подходов к сущности социальной революции можно согласиться, что существуют ее общие закономерности: 1) наличие причин социальной революции (расширение и обострение противоречий); 2) зрелость объективных условий и субъективного фактора и их взаимодействие как закон социальной революции; 3) социальная революция как прогресс(сочетание эволюционных и скачкообразных изменений); 4) решение коренного вопроса (о власти).

Марксистская теория социальной революции утверждает, что основная причина социальной революции – углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений, который проявляется в обострении социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом, заинтересованным в сохранении существующего строя, и угнетенными классами. Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил социальной революции. Революция никогда не является плодом заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение массовые силы и создающих революционную ситуацию 1. Таким образом, социальные революции – это не просто случайные вспышки недовольства, мятежи или перевороты. Они “не делаются по заказу, не приурочиваются к тому или другому моменту, а созревают в процессе исторического развития и разражаются в момент, обусловленный комплексом целого ряда внутренних и внешних причин”.

Кардинальные изменения в реальной действительности наших дней и в общественном и индивидуальном сознании требуют, несомненно, нового осмысления проблемы общественного переустройства по пути прогресса. Это осмысление, прежде всего, связано с выяснением соотношения эволюции и революции, реформы и революции.

Как уже указывалось, обычно эволюция понимается в целом как количественные изменения, а революция - как качественные изменения. При этом реформа также отождествляется с количественными изменениями и соответственно противопоставляется революции.

Эволюция - это непрерывный ряд следующих друг за другом качественных изменений, в результате которых меняется природа некоренных, несущественных для данного качества сторон. В своей совокупности эти постепенные изменения подготавливают скачок как коренное, качественное изменение. Революция - это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы. Реформа - это часть эволюции, ее разовый момент, акт.

Реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается.

Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса - революции. Недооценивая значение реформ в прогрессивном преобразовании общества, мы приуменьшаем роль формы в развитии содержания, что само по себе не диалектично. Следовательно, революция и реформа являются необходимыми компонентами конкретно-исторического этапа развития человеческого общества, образуя противоречивое единство. Но реформы как таковые все же не меняют фундамент старого общественного строя.

Не вызывает сомнения, что в революционных процессах современной истории непреложно возрастает значение созидательных целей в ущерб разрушительным. Реформы превращаются из подчиненного и вспомогательного момента революции в своеобразную форму ее выражения. Тем самым возникают возможности взаимопроникновения и, очевидно, взаимоперехода, взаимовлияния реформы и революции.

Из вышеизложенного следует, что революционным отныне необходимо считать не то, что выходит за рамки реформы, а то, что позволяет расширить эти рамки до уровня и требований задач кардинального преобразования существующих общественных отношений. Суть - не в противопоставлении "движения" и "конечной цели", а в такой их увязке, чтобы в ходе и результате "движения" могла реализоваться "конечная цель". "Революционный реформизм" отбрасывает, как несостоятельную, альтернативу: революция или реформа. Если мы не верим в эволюционные возможности отечественной цивилизации и опять склонны только к революциям и переворотам, то о реформах не может быть и речи.

Таким образом, исходя из анализа всемирной истории и основных исторических типов социальных революций в целом, можно утверждать, что социальные революции являются необходимыми и закономерными, ибо, в конечном счете, они знаменовали движение человечества по пути прогрессивного общественно-исторического развития. Но революционный процесс (равно как и эволюционный процесс) - это не единовременный акт. В ходе этого процесса происходит уточнение и углубление задач, первоначально поставленных субъектами революции, принципиальное утверждение, материализация идей. Революции, говоря словами Маркса, "постоянно критикуют себя... возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова, с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток" .

Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, к примеру:

в совершенствовании средств производства и рабочей силы;

в развитии общественного разделœения труда и росте его производительности;

в новых достижениях науки;

в улучшении условий жизни людей.

Критериями прогресса объявляются

1. Усложненные социальные организации общества (Г. Спенсер),

2. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Ф. Тённис),

3. Изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу, Д. Белл),

4. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).

Важным признаком социального прогресса ученые считают и растущую тенденцию к освобождению человека – ᴛ.ᴇ. освобождению:

1. от подавления государством;

2. от диктата коллектива;

3. от всякой эксплуатации;

4. от замкнутости жизненного пространства;

5. от страха за свою безопасность и будущее.

Регресс (от лат. – обратное движение), напротив, предполагает развитие с нисходящей тенденцией, движение вспять, переход от высшего к низшему, что ведет к негативным последствиям. Он может проявляться, скажем, в снижении эффективности производства и уравнения благосостояния людей, в распространении в обществе курения, пьянства, наркомании, ухудшении здоровья населœения, увеличения смертности, падении уровня духовности и нравственности людей и т.д.

Прогресс и регресс зачастую сложно переплетаются.

Когда же они в корне меняют всœе общественное устройство в целом, имеет место социальная революция, ᴛ.ᴇ. когда назревает потребность в проведении не одной, двух или трех реформ, а гораздо большего их числа с таким расчетом, чтобы принципиально изменить характер общества, какая-либо партия или объединœение людей, к примеру, военная верхушка, проводят социальную революцию. Революция - ϶ᴛᴏ совокупность большого числа или комплекса реформ, проводимых одновременно с целью изменить основы социального строя.

Кроме эволюции, революции основной формой социального развития общества является реформа – это комплекс мероприятий направленных на преобразование, изменение переустройство тех или иных сторон общественной жизни.

Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Изменение правил пользования междугородным телœефоном, желœезнодорожным транспортом или метро затрагивает интересы горожан. Но вряд ли такие реформы называются социальными. Напротив, введение всœеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населœения не просто затрагивает наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населœения, ограничивают или расширяют доступ миллионам к социальным благам – образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

Наряду с социальными выделяют экономические, политические реформы. Переход экономики на рыночные цены, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система – примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике – примеры политических реформ. Употребляется также выражение «законодательные реформы», но неправильно говорить о технических реформах. В этом случае пишут о технических нововведениях или изобретениях.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, реформы – частичные изменения, затрагивающие не всœе общество, а отдельные его сферы или институты. Реформы бывают и прогрессивными, и регрессивными. То же самое можно сказать и о революциях. Введение практики цензуры в печати прогрессивным мероприятием никак не назовешь. Реформы, как правило, затрагивают не всœе страны, а каждую в отдельности, поскольку это внутреннее дело государства. Реформы всœегда происходят «сверху», проводятся правительством, хотя и под давлением широких масс населœения.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний студента:

1) Чем отличаются эволюционные и революционные процессы в обществе?

2) . Почему марксистскую теорию развития общества относят как к эволюционным, так и революционным теориям?

3) Какие фазы в развитии культурно-исторических типов выделяет Н.Я.Данилевский?

4) Какой пример из современной российской теории Т.Парсонс отнес бы к социальному изменению типа «изменению равновесия»?

5) Какие области социально жизни не могут оцениваться с точки зрения прогрессивного развития?

6) Каковы формы кооперации и почему эти социальные процессы считаются одними из самых значимых в человеческой деятельности?

7) Почему конкуренцию часто называют антиподом кооперации? В чем состоит сущность процесса конкуренции?

8) На чем основаны процессы ассимиляции и амальгамизации? Что может помешать течению этих процессов?


  • - Социальные революции и реформы

    Тема 18 Социальные изменения. Социальные изменения - одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из од­ного состояния в другое, смена... [читать подробенее]


  • - Социальные изменения. Социальные революции и реформы

    Социальные изменения - одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации,... [читать подробенее]


  • - Социальные революции и реформы

    [читать подробенее]


  • - Социальные революции и реформы

    Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например: в совершенствовании средств производства... [читать подробенее]


  • -

    1. 1.Понятие социальных изменений, их формы. 2. Социальные изменения и социальная стабильность. 3. Понятие социального развития. Нелинейный характер социального развития и проблема социального прогресса. 1 Социальные изменения – это изменения способа организации... [читать подробенее]


  • - Тема 17. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепции социального прогресса.

    1. 1.Понятие социальных изменений, их формы. 2. Социальные изменения и социальная стабильность. 3. Понятие социального развития. Нелинейный характер социального развития и проблема социального прогресса. Литература. Социология. Основы общей теории. Под ред. Г.В.Осипова...

  • Социальные изменения – одно из наиболее общих социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы под социальным изменением может пониматься переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление институциональных форм и др.

    Социальные изменения могут осуществляться двумя путями :

    • первый, эволюционный путь, предполагает, что изменения являются результатом естественного, поступательного развития общества;
    • второй, революционный путь подразумевает радикальное переустройство общественного порядка, совершаемое по воле социальных субъектов.

    В классической социологии вплоть до начала XX века эволюционная и революционная концепция развития общества основывались на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII–XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Разница заключалась в том, что мыслители – приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений, наоборот, исходили из необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями.

    Эволюционный подход берет начало в исследованиях Чарлза Дарвина.Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. Огюст Конт считал таким фактором прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

    Герберт Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений в усложнении структуры общества, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

    Эмиль Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

    Карл Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по Марксу, – это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В работах Маркса представлены эволюционный и революционный подходы к анализу социальных изменений.

    Макс Вебер был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам. Он полагал, однако, что можно делать обобщения, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

    Социальная революция – резкий качественный переворот в социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой. Социальные революции подразделяются на антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно-демократические, социалистические и др.

    Характер, масштабы и конкретное содержание всякой революции определяются условиями той общественно-экономической формации, которую она призвана устранить, а также спецификой того социально-экономического строя, для которого она расчищает почву. По мере перехода к более высоким стадиям общественного развития расширяются масштабы, углубляется содержание, усложняются объективные задачи революции. На ранних стадиях истории общества (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, от рабовладельческого к феодальному) революция происходила преимущественно стихийно и складывалась из совокупности спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний. При переходе от феодализма к капитализму революция приобретает черты общенационального процесса, в котором все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций.

    Классы и социальные слои, которые по своему объективному положению в системе производственных отношений заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в борьбе за победу более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил революции.

    Большинство современных концепций революционных социальных изменений, разрабатываемых в рамках модернистского подхода, базируются на оценках и трактовке Марксом событий Великой французской революции 1789 г. Марксистская теория революций акцентирует внимание на радикальных изменениях в экономической и политической организации общества, смене основных форм социальной жизни. Сегодня подавляющее большинство исследователей сходятся в том, что революции ведут к фундаментальным, всеобъемлющим, многомерным изменениям, затрагивающим саму основу социального порядка.

    Подробный анализ концепций, которые можно отнести к «модернистскому» направлению в исследовании революций, дает Петер Штомпка. Он выделяет четыре теории революции :

    1. бихевиористская, или поведенческая, – теория, предложенная в 1925 г. Питиримом Сорокиным, согласно которой причины революций кроются в подавлении базовых инстинктов большинства населения и неспособности властей воздействовать на изменяющееся поведение масс;
    2. психологическая – представлена концепциями Джеймса Дэвиса и Теда Гурра, усматривающих причину революций в том, что массы болезненно осознают свою нищету и социальную несправедливость и поднимаются в результате этого на бунт;
    3. структурная – при анализе революций сосредотачивается на макроструктурном уровне и отрицает психологические факторы; современным представителем этого направления является Тэд Скокпол.
    4. политическая – рассматривает революции как результат нарушения баланса власти и борьбы соперничающих группировок за управление государством (Чарлз Тили).

    В некоторых современных исследованиях революционные изменения в обществе рассматриваются как «момент социальной эволюции». Таким образом восстанавливается исходный смысл термина «революция» в естественных и социальных науках (revolvo – лат. «возвращение», «круговорот»), забытый со времен Маркса.

    С точки зрения общественного прогресса более предпочтительным является осуществление разумных экономических, социальных и политических реформ в государстве в соответствии с присущими ему закономерностями развития. Если же предпринимаемые реформы противоречат природе общества, если не происходит их коррекции в результате «обратных связей», то возрастает вероятность революции. Хотя революция и является более болезненным средством в сравнении с социальными реформами, в некоторых случаях ее следует рассматривать как положительное явление; в конечном счете она позволяет предотвратить процесс распада общества и его уничтожение.

    Социальная реформа – это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа.

    Сегодня великие реформы (т. е. революции, осуществляемые «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Вводится новое понятие реформы-инновации. Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.