Скачать презентацию герои антифашисты. Сценарий «Юные герои-антифашисты» (8 февраля — День юного героя-антифашиста)

Цель:

Ход урока

I . Викторина - проверка знания текста.

  • Для чего автору нужен эпизод с Венсаном Боссом?

3. Т. Щербатый — самый необходимый человек в отряде;

Просмотр содержимого документа
«Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и ее воздействие на героев»

Уроки 16–17 .

Партизанская война.

Бегство французов из России.

Последний период войны и ее воздействие на героев

Цель: проследить изображение партизанской войны и изменений, происшедших с героями.

Ход урока

I . Викторина – проверка знания текста.

    Какую роль сыграли партизанские отряды в общей победе русских: как создавались эти отряды, их деятельность?

    Почему не распались отряды с таким разнородным составом?

    Почему партизанская война названа Толстым «дубиной народной войны»?

    Помогала ли партизанам русская природа?

    Почему так необходимы в описании партизанского отряда страницы о Пете Ростове?

    Как Щербатый оказался самым нужным человеком в отряде?

II. Выступления обучающихся (анализ).

1. Дела и люди партизанских отрядов;

2. Петя Ростов в партизанском отряде;

3. Т. Щербатый - самый необходимый человек в отряде;

4. Общая оценка Толстым партизанской войны;

5. Представитель народной войны Кутузов;

6. «Непобедимая» французская армия Наполеона;

7. Патриотизм и героизм народа в отечественной войне 1812 года;

Пояснения для преподавателя:

В т. IV, III-IV ч. тему войны несут Тихон Щербатый и Долохов, тему мира - Петя Ростов и французский барабанщик Венсан Босс. Денисов же соединяет в себе обе темы.

Идеология войны народной сформулирована была Толстым еще в словах Болконского: «...французы разорили мой дом... Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Идея защиты от мародеров путем их казни воплощена Толстым в образе Тихона Щербатого, «самого нужного человека в отряде». История его самостоятельной борьбы с французами, которую он вел еще до прихода в отряд Денисова, какую работу и почему он выполнял в отряде, как к нему относятся.

Толстой видит в Щербатом тип народной жизни. Показывая в нем силу и ловкость, приспособленность к любым условиям жизни и смекалку, юмор и трудолюбие, автор в то же время подчеркивает в нем стихийность и интуитивность. Своим поведением Тихон вступает даже в противоречие с тактическими планами Денисова, которому был нужен «язык», а Тихон не довел его до своих и «казнил». Однако даже сердящийся на него Денисов должен признать справедливость главной мысли, чувства Тихона и действовать именно так, как тот хочет: «Ахните, говорит, хорошенько, всех заберете».

Этот жестокий закон войны получает еще раз свою оправданность в сценах после гибели Пети Ростова. «Готов, - повторил Долохов... и быстро пошел к пленным... - брать не будем!» - крикнул он Денисову». И Денисов, который до этого под расписку отсылал пленных, даже зная, что они умрут по дороге, «не отвечал» Долохову; «он подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью уже побледневшее лицо Пети» (т. IV, ч. III, гл. 11).

Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова и других - это возмездие за разорение и гибель, это дубина, которая «со всею своею грозною и величественной силой... поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие», это воплощение «чувства оскорбления и мести» (там же, гл. 1)

Но Толстой показывает, что идеология партизанской войны не прямолинейна. Тот же Тихон, который «пленных не брал», говорит: «мы французам худого не делаем... Мародеров только десятка два побили, а то мы худого не делали...» (гл. 5). Особенно ярко эти мысли выражены в истории с французским мальчиком Венсаном Боссом, которого кормят и Петя Ростов, и солдаты. На него чувство мести не распространяется. Оно «сменилось... жалостью». Эти мысли подтверждает и судьба Пети Ростова, мальчика с удивительной непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, любить их и находить в них отклик, поэтичностью в восприятии мира (сон Пети под волшебным «черным, чистым» небом, когда он слышит волшебную музыку).

I II . Последний эпизод войны.

    Почему Толстой не изображает фактический конец войны на территории Западной Европы, не описывает вступление русских в Париж?

(То, что Толстой заканчивает описание войны изгнанием французов с русской земли, закономерно. Такое композиционное решение ярче оттеняет идею книги: справедлива и нужна только освободительная война, а все то, что по воле Александра происходило в Западной Европе, делалось для славы.)

    Что стало с армиями?

(Сама французская армия почти перестала существовать. Тол стой показывает ее разложение. Он пишет, что французская армия не могла нигде поправиться. Она с Бородинского сражения и грабежа Москвы несла в себе уже как бы химические условия разложения. Люди этой бывшей армии бежали со своими предводителями сами не зная куда, желая только одного: выпутаться... из безвыходного положения... (т. IV , ч. II, гл. 18). Более того, они еще думали каждый о своей добыче. У императора, королей, герцогов было особенно много награбленного добра показывает Толстой.

Поэтому русская армия изменила тактику. «Русская армия должна была действовать, как кнут на бегущих животных... (т. IV , ч. III, гл. 19). Это значило, что Кутузов всеми силами удерживал армию от сражений, давая их лишь тогда, когда уйти от них было невозможно. «Ожидая врага сзади, ... - ...кто не мог - сдался или умер. (т. IV , ч. III, гл. 17).)

Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным - милосердие. (т. IV, ч. IV, гл. 6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т. IV, ч. IV, гл. 9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них». (т. IV, ч. IV, гл. 13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл. 6).

Так Толстой передал качества, свойственные русскому народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой стороны - силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

IV . Подготовка к сочинению.

«Изображение Толстым Отечественной войны 1812 года».

План.

1. Название романа и его основная проблематика.

2. Изображение войны 1812 года - основное в романе Толстого «Война и мир».

    Что такое война с точки зрения философии истории Толстого.

    Отношение Толстого к войне, раскрываемое разнообразными приемами:

    через мысли любимых героев;

    путем сопоставления ясной гармоничной жизни природы и безумие убивающих друг друга людей;

    через описание отдельных боевых эпизодов.

    Многообразие форм борьбы с Наполеоном, выдвинутых народом:

    разгорающееся патриотическое воодушевление в войсках и среди мирного населения городов;

    размах и величие партизанской войны.

4. Народ в войне 1812 года:

    истинная любовь к родине, «скрытая теплота» патриотизма;

    стойкость в бою, героизм, мужество, выносливость;

    глубокое убеждение в правоте своего дела.

5. Равнодушие к судьбам страны и народа со стороны светского общества:

    крикливый «патриотизм» растопчинских афишек;

    лжепатриотизм петербургских салонов;

    карьеризм, эгоизм, тщеславие некоторых военных.

    Участие в войне главных героев. Найденное ими место в жизни вследствие войны.

    Роль полководцев в войне.

    Гибель армии Наполеона как следствие общенародного подъема. Торжество мира над войной.

V . Домашнее задание.

Подготовиться к сочинению (тема на выбор): «Изображение Толстым в романе «Война и мир» Отечественной войны 1812 года», или «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого).

Приложение. Карточки по I V тому:

    Пьер в Москве, занятой французами; встреча с Платоном Каратаевым (ч. I, гл.11-13; ч. II, гл.12). Почему встреча с П. Каратаевым вернула Пьеру ощущение красоты мира?

    Тема народной войны (ч. III, гл. 1, 3, 5, 6). Как объясняет автор причины возникновения и значение партизанской войны. Какое значение имеет образ Тихона Щербатого в романе?

    Гибель Пети Ростова (ч. III, гл. 11). Какие слова в тексте помогают ясно представить всю сцену? Какие мысли и чувства рождает у читателя смерть Пети?

    Толстой о войне 1812 года. Личность Кутузова (ч. IV, гл. 11). В чем видит автор основное значение Отечественной войны 1812 г. и какова, по его мнению, роль в ней Кутузова?

    Пьер после плена (ч. IV, гл.12, 13). Как Пьер стал относиться к окружающим после возвращения из плена?

    Встреча Пьера и Наташи (ч. IV, гл. 15-20). Определите идейно-композиционное значение этих глав в романе.


Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той войны

Нам нужно,

Чтобы наши дети.

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылось та Война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она, Как сила нам нужна….


  • 8 февраля в Российской Федерации и ряде зарубежных
  • стран отметят День юного героя-антифашиста.
  • Этот день отмечается ежегодно с 1964 года .
  • Почему?
  • Пятнадцатилетнего Даниэля Фери убили 8 февраля 1962 г.
  • во время антифашистской демонстрации трудящихся в г. Париже
  • А Фадыл Джамаль погиб ровно через год от пыток в иракской тюрьме
  • 8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами
  • молодогвардейцы:
  • Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов,
  • Виктор Субботин. Семен Остапенко.
  • Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне,
  • были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма
  • на территории Франции....
  • Видите, казалось бы, совпадения,
  • и может быть, случайные, но они существуют,
  • дополняя этот день исторической ответственностью
  • День 8 февраля стал Днем памяти юных героев-антифашистов

- Как вы понимаете слово «фашист»?

  • Как вы понимаете слово «антифашист»?


Пионеры- герои Великой Отечественной войны

Когда началась война, на защиту России поднялись тысячи мальчиков и девочек, твоих ровесников.

Они порой делали то, что не под силу было сильным мужчинам.

Что руководило ими в ту грозную пору?

Тяга к приключениям?

Ответственность за судьбу своей страны?

Ненависть к оккупантам?

Наверное, всё вместе.

Они совершили истинный подвиг.



  • Ленинградская школьница летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.

Посмертно присвоено звание

Героя Советского Союза.



На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.

Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения.

Посмертно присвоено звание

Героя Советского Союза.




  • Леня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, которая находилась в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат и передал их партизанам. Сам остался в партизанском отряде.
  • Воевал наравне со взрослыми. Ему было всего десять лет, но он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Леня участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.
  • Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание

Героя Советского Союза



Лара

Михеенко


Была партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст - после бесплодного допроса девочку расстреляли.

Это случилось 4 ноября 1943 года. Посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.


Марат Казей


Посмертно стал

Героем Советского Союза.


Витя

Хоменко


Свой героический путь борьбы с фашистами пионер Витя Хоменко прошел в подпольной организации "Николаевский центр". ...В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроится в офицерскую столовую. Он мыл посуду, случалось, обслуживал офицеров в зале и прислушивался к их разговорам. В пьяных спорах фашисты

выбалтывали сведения, которые очень

интересовали "Николаевский центр". Быстрого, смышленого мальчишку

офицеры стали посылать с поручениями,

а вскоре и вовсе сделали посыльным при

штабе. Им и в голову не могло прийти,

что самые секретные пакеты первыми

читали подпольщики на явке... .


Витя

Коробков


Витю война застала в пионерском лагере.

Родной город занял враг, но в городе

действовало подполье, и

Витя стал его участником. Раз

Витя подобрал на улице немецкий

пропуск, принёс отцу в типографию.

По этому образцу были напечатаны

пропуска для разведчиков.

Витя гонял по улице обруч: вроде

бы играл, а сам замечал танки в

укрытиях, пулемёты, где и сколько

разместилось немецких солдат. И

всё, что узнавал, передавал

партизанам.


Юта

Бондаровская


Летом 1941 года Юта приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом. Здесь настигла Юту война. Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметовЮта поддерживала усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде... И как же радовались все, как поздравляли партизаны Юту, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.



Черниговщина. Фронт подошел вплотную к селу Погорельцы. На окраине, прикрывая отход наших частей, оборону держала рота. Патроны бойцам подносил мальчик. Звали его Вася Коробко. Ночь. К зданию школы, занятому фашистами, подкрадывается Вася. Он пробирается в пионерскую комнату, выносит пионерское знамя и надежно прячет его. Окраина села. Под мостом - Вася. Он вытаскивает железные скобы, подпиливает сваи, а на рассвете и укрытия наблюдает, как рушится мост под тяжестью фашистского БТРа.

Партизаны убедились, что Васе можно доверять, и

поручили ему серьезное дело: стать раз

ведчиком в логове врага. В штабе фашистов

он топит печи, колет дрова, а сам присматривается,

запоминает, передает партизанам сведения.



Он был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей.

Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания .

Командующий Крымским фронтом, узнав о его гибели, отдал приказ

наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени .


Девочка из блокадного Ленинграда

  • Она жила в блокадном Ленинграде. Умирая от голода, отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. Последняя страничка дневника осталась недописанной.

Таня

Савичева



Зоя

Космодемьянская


Миша

Куприн


Надя

Богданова


Галя

Комлева


Саша

Бородулин


Маркс

Кротов


Саша

Ковалёв


Нина

Куковерова


Шура

Кобер



Мария Мухина

Ваня Гриценко

Миша Гаврилов

Вася Шишковский

Витя Коваленко

Нина Сагайдак

Витя Черевичкин

Павлуша Андреев

Володя Казначеев

Пётр Зайченко

Володя Колядов

Петр Клыпа

Володя Саморуха

Муся Пинкензон

Володя Щербацевич

Саша Чекалин

Дима Потапенко

Саша Колесников

Женя Попов

Тихон Баран

Камилия Шага

Толя Шумов

Шура Ефремов

Киря Баев

Аксён Тимонин

Коля Мяготин

Алёша Кузнецов

Коля Рыжов

Альберт Купша

Костя Кравчук

Аркадий Каманин

Костя Янин

Валерий Волков

Лёня Анкинович

Валя Зенкина

Лида Вашкевич

Лида Матвеева



Почему

Днём юного героя-антифашиста?


Вечная память!

В городе Курске работает единственный в своем роде музей, где собраны уникальные сведения о судьбах детей войны. За сорок лет сотрудникам музея удалось установить более 10 тысяч имен сынов и дочерей полков и юных партизан.

Есть совершенно потрясающие человеческие истории.


Ребята,

почтим минутой молчания память юных героев,

погибших за счастье и свободу Родины,

за счастливое детство на нашей планете.

Как горько нам стоять у обелисков

И видеть там стоящих матерей.

Мы головы свои склоняем низко,

Земной поклон за ваших сыновей


кому ещё нет 16.

кто пока не знает,

что такое война…

Посвящается

Чтобы помнили…

Чтобы поняли…



Герои никогда не умирают,

Герои в нашей памяти живут!

Материал содержит презентацию по заявленной теме и включает в себя информацию об истории возникновения праздника и о подвигах пионеров - героев Великой Отечественной Войны. Предназначен для организации внеклассного мероприятия, посвященного данному празднику, и способствует развитию патриотизма у детей младшего школьного возраста.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери и иракского мальчика Фадыла Джамаля. В этот же день были расстреляны герои- молодогвар-дейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко, в захваченном фашистами Краснодоне.

В этот день особое внимание безусловно заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями.

Вспомним всех поимённо Горем вспомним своим. Это нужно не мёртвым, Это надо - живым

Лёня Голиков Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушёл к партизанам. Не раз ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. В этой схватке с врагом юный разведчик захватил портфель с важными документами и доставил в штаб бригады. Всего им уничтожено: 78 немцев, 12 мостов, 10 машин с боеприпасами. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны, медалью «За отвагу». Награждён посмертно званием героя Советского Союза.

Валя Котик Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Пионер, которому только-только исполнилось четырнад-цать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, осво-бождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Зина Портнова Юная партизанка - член подпольной комсомсомольско-молодёжной организации "Юные мстители"; разведчица партизанского отряда имени К.Е. Ворошилова на временно оккупированной территории Белорусской ССР. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1958 года Портновой Зинаиде Мартыновне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Юные безусые герои, Юными остались вы навек. Перед вашим вдруг ожившим строем Мы стоим, не поднимая век. Боль и гнев сейчас тому причиной, Благодарность вечная вам всем, Маленькие стойкие мужчины, Девочки, достойные поэм. Сколько вас? Попробуй перечислить, Не сочтёшь, а, впрочем, всё равно, Вы сегодня с нами, в наших мыслях, В каждой песне, лёгком шуме листьев, Тихо постучавшихся в окно.

Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности. И каждый из нас понимает, что такого быть не должно. Каждое утро над Землёй должно вставать мирное солнце, каждый вечер заходить. Каждый день на Земле должны рождаться тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.


Юные герои-антифашисты

Презентация под песню «Растёт в Волгограде берёзка»

(Муз. Г. Пономаренко, сл. М.Агашиной).

Ты тоже родился в России,

В краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне – берёза,

Берёза под каждым окном.

На каждой весенней полянке –

Их белый живой хоровод…

Ведущая:

Я слышу иногда:

«Не надо.

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И что о ней мы пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той войны.

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Как сила нам нужна… (Ю. Воронов).

Ведущая 1:

22 июня 1941 года без объявления войны фаши­стская Германия вместе со своими союзниками напала на СССР.

Ведущая 2:

По плану «Бар­баросса», утвержденному вермах­том в декабре 1940 года, гитлеров­цы рассчитывали выиграть войну в течение двух-трех месяцев. Следуя этому плану, немецкое командова­ние предполагало молниеносно разгромить Крас­ную Армию. Для этой цели фашистский блок бросил на СССР 5 с половиной миллионов солдат и офицеров, 5 тысяч самолетов, 3 с половиной тысячи тан­ков, 47 тысяч орудий и минометов.

Ведущая 1:

Так началась Великая Оте­чественная война, ставшая поис­тине всенародной. Благодаря героической борьбе народов СССР осуществле­ние плана «Барбаросса» было сор­вано.

Ведущая 2:

Хотя Красная Армия за пер­вые месяцы войны потеряла около 5 миллионов человек убитыми, ра­неными и пленными, а также большую часть танков и самоле­тов, но все-таки гитлеровское ко­мандование не добилось своей главной цели.

…… На защиту Ро­дины поднялись все - от мала до велика. Юноши и девушки, не достигшие призывного возраста, приписывали себе лишний год, чтобы скорее оказаться на фронте. На оккупированной территории создавались партизанские отря­ды, куда вступал каждый, кто мог держать в руках оружие. Даже дети становились грозной силой для врага.

Ведущая 1:

1418 дней будет длиться Великая Отечественная война. Она вместит в себя горечь отступлений, боль потерь, тысячи километров дорог, кровь и пот, зной и холод. Тяжёлые военные будни.

Презентация песни «Священная война».

Чтец.

Симонов К.

«Родина»

(Муз. А.В.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача, включая слова Левитана о нападении гитлеровских захватчиков на СССР).

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною.

С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

Ведущая.

Дети и война — понятия несовместимые, а ведь в годы военного лихолетья и на хрупкие детские плечи легла тяжесть жизненных невзгод и бедствий.

Чтец.

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чём не спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

А. Барто. «Глаза девчонки семилетней…»

Презентация «Медсёстры».

Чтец.

К. Симонов.

«Майор привёз мальчишку на лафете».


Военная хроника «Дети и война».

Ведущая.

В годы войны дети быстро взрослели: в свои десять — четырнадцать лет они уже чувствовали себя ответственными за судьбу своей Родины и старались ни в чём не уступать взрослым, которые пытались оградить их от опасностей. Одни из них присоединялись к воинским частям и становились сыновьями и дочерьми полков и были подчас незаменимы как разведчики, связные, медицинские сёстры, подрывники. Многие мальчики и девочки по зову юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруганную честь матерей и сестёр, за сожжённые жилища – за все злодеяния, совершённые фашистами в оккупированных районах.

В тылу многие дети дежурили на крышах домов во время вражеских налётов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестёр. Днём и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай.

Даже маленькие дети не оставались в стороне. Из Сибири в одну из газет пришло письмо следующего содержания: «Я – Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевска Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я. А знаю, что надо разбить Гитлера. И тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям. Чтобы они тоже все свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».

Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Буквально по копейкам удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого стала танкист-орденоносец Екатерина Алексеевна Петлюк.

Детей, оставшихся на оккупированной врагом территории, отправляли в концлагеря, вывозили в Германию, делали донорами немецких солдат. Зверства, творимые фашистами на родной земле, вызывали и у детей огромную ненависть к захватчикам и желание мстить врагу.

Многие из ребят удостоены высоких правительственных наград. Четверо из них стали Героями Советского Союза. Около 20 тысяч пионеров, участников обороны столицы нашей Родины, награждены медалью «За оборону Москвы». 15 249 ленинградских пионеров, активных участников обороны города на Неве, получили медаль «За оборону Ленинграда».

Свыше 20 тысяч подростков за успехи в труде, за храбрость и героизм в защите родины награждены орденами и медалями.

Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних сверстников, должен знать каждый из вас.

Их было много, детей-героев, и все они были разные, каждый со своим характером, со своими привычками, наклонностями. И каждый по-своему проявлял себя в критических ситуациях. Но есть у них немало объединяющего. Это преданность Родине, готовность к подвигу.

Вспомним всех

поимённо,

вспомним

Это нужно –

не мёртвым!

Это надо –

Презентация «Пионеры-герои».

Марат Казей.

— Герой Советского Союза Марат Казей погиб 11 мая 1944 года. Марат Казей был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу».

— Лёня Голиков.

— Герой Советского Союза Лёня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука. Награждён также медалью «За боевые заслуги».

— Зина Портнова.

— Герой Советского Союза Зина Портнова – Девочка с косичками казнена фашистами 13 января 1944 года.

— Валя Котик.

— Герой Советского Союза Валя Котик погиб, защищая Родину. Валя Котик награждён также орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени.

— Лида Матвеева, Витя Коробков, Саша Кондратьев, Люся Герасименко, Боря Цариков и многие другие юные герои Великой Отечественной погибли в борьбе за освобождение нашей Родины.

— Многие из них награждены боевыми орденами и медалями.

— Нина Куковерова награждена медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени и посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени.

— Толя Шумов награждён орденом Ленина посмертно.

— Саша Бородулин

— Лара Михеенко награждена орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно.

— Володя Дубинин награждён орденом Красного Знамени.

— Валя Зенкина награждена орденом Красной Звезды.

— Валерий Волков награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

— Галя Комлева награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

— Вася Коробко награждён орденами Красного Знамении и Отечественной войны 1-й степени, а также медалью «Партизану отечественной войны» 1-й степени.

— Юта Бондаровская награждена медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени и орденом Отечественной войны 1-й степени.

Фильм «У Вечного огня».

Ведущая:

В военные дни

Вы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Вам в дни войны

Награды выдавали

И только в сорок пятом

Паспорта.

И в этом нет беды,

Но взрослым людям.

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого.

Что вы не будете

Ни старше, ни взрослее, чем тогда.

Юрий Воронов.

Покуда сердца

стучатся,–

Завоёвано счастье, —

пожалуйста,

Песню свою

отправляя в полёт, —

кто уже никогда

не споёт, —

Детям своим

расскажите о них,

запомнили!

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли,

прокляните

войну, люди Земли!

Мечту пронесите

через года

наполните!

Но о тех, кто уже не придёт

никогда, —

заклинаю. –

помните! (Роберт Рождественский. Реквием).

У могилы святой

встань на колени.

Здесь лежит человек

твоего поколенья.

Ни крестов, ни цветов,

не полощутся флаги.

Серебрится кусок

алюминьевой фляги,

и подсумок пустой,

и осколок гранаты -

неразлучны они

даже с мертвым солдатом.

Ты подумай о нем,

молодом и веселом.

В сорок первом

окончил он среднюю школу.

У него на груди

под рубахой хранится

фотокарточка той,

что жила за Царицей.

…У могилы святой

встань на колени.

Здесь лежит человек

твоего поколенья.

Он живым завещал

город выстроить снова

здесь, где он защищал

наше дело и слово.

Пусть гранит сохранит

прямоту человека,

а стекло - чистоту

сына трудного века.

С. Гудзенко

Ведущая:

«Пусть жизнь этих героев послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны».(С А. Ковпак. Дважды Герой Советского Союза).

Цели и задачи устного журнала :

воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы

познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

Оборудование: мультимедийный проектор, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

    Постановка учебной задачи.

Учитель: Ежегодно 8 февраля школьники нашей страны и их зарубежные ровесники отмечают День юного героя - антифашиста. Это начинание родилось по предложению членов клуба интернациональной дружбы имени Ю.А. Гагарина Московского городского Дворца пионеров и школьников.

8 февраля 1962 года в Париже во время антифашистской демонстрации трудящихся за прекращение войны в Алжире был убит комсомолец Даниэль Ферри, которого во Франции называют Гаврошем XX века.

А год спустя в этот же день в тюрьме скончался молодой иракский подпольщик Фадыл Джамаль.

Снова зима, и снова февраль,

Стал героем Фадыл Джамаль!

Люди помнят, никто не забыл,

вместе с другими боролся Фадыл.

И вот решётка, пытки, сталь –

Погиб героем Фадыл Джамаль!

Их много погибло в борьбе. Имена у них разные, но старшие дали им общее имя - орлята. Это значит - отважные и смелые.

Отдельной страницей в историю Великой Отечественной войны вписан подвиг советских детей – героев антифашистов.

За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные с немецко-фашистскими захватчиками, многие советские дети заслужили самую высокую награду – звание Героя Советского Союза. А были они ведь детьми, не достигнувшими совершеннолетия.

Они были разведчиками, подрывниками, связистами, адъютантами армейских и партизанских командиров. Только в партизанских отрядах Белоруссии сражалось 25 тысяч юных бойцов, не достигших допризывного возраста.

Ученик 1: Поверьте, это совсем не просто,

Жить так, чтоб гордилась тобою страна,

Когда тебе вовсе еще не по росту

Шинель, оружие и война.

Но шли, ребята, назло ветрам

И умирали, не встретив зрелость.

А было им столько, сколько нам,

И жить им, конечно, до слез хотелось.

Юные безусые герои,

Юными остались вы вовек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим не поднимая век

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стройные мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ученик 2: С началом Великой Отечественной войны летом 1941 года родные места Лёни Голикова были оккупированы фашистами. На территории Новгородской и Псковской областей был создан партизанский край. В 15 лет Леня принял решение уйти в партизаны. Разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады с марта 1942 года. В отряде вступил в члены Всесоюзного коммунистического союза молодежи (комсомол). Участвовал в 27 боевых операциях, лично уничтожил 78 вражеских солдат и офицеров. Принимал участие в подрыве 14 мостов, 9 автомашин противника.

Леня Голиков погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука, Дедовичского района Псковской области, не дожив до 17 лет. Похоронен там же, в деревне Острая Лука.

Ученик 3: Когда война обрушилась на белорусскую землю, Марат вместе с мамой уходит в партизанский отряд. Враг лютовал. Вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Он стал разведчиком, проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их..и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в городе Минске поставлен памятник юному герою.

Ученик 4: Пионер Шепетовского района Хмельницкой области.

Когда в деревню ворвались фашисты, Валя вместе с друзьями боролся с врагом. Они подбирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд.

Вале было доверено быть связным и разведчиком. Когда фашисты наметили карательную операцию против партизан, Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с братом и матерью уходит к партизанам. В свои 14 лет он сражался наравне со взрослыми. На его счету- 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён медалью "Партизану отечественной войны" 2 степени и орденом отечественной войны 1 степени.

Ученик 5: Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда она приехала на каникулы. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.

В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой.

Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.

Ученик 6: 23 февраля 2012 года исполняется 35 лет со дня открытия (в 1977 году) музея «Юные защитники Родины». Сейчас он называется военно-исторический музей «Юные защитники Родины» – филиал Курского областного краеведческого музея.

С пожелтевших от времени фотографий смотрят на нас мальчишки и девчонки - в гимнастерках и лихо заломленных пилотках. У иных награды на груди - как у взрослых, прошедших пекло Второй мировой войны. Эти дети – юные защитники Родины, сыны полков, партизаны и участники Великой Отечественной войны.

Музей "Юные защитники Родины" – единственный в России государственный музей, рассказывающий о детях войны. В экспозиции музея представлено около 100 тысяч экспонатов и материалов о юных участниках Великой Отечественной войны – документы, фотографии, личные вещи, боевые награды, фронтовая печать, листовки, предметы вооружения, красноармейские и краснофлотские книжки.

Здесь находится кусочек колючей проволоки и оплавленные кирпичи Брестской крепости, которые навечно «запечатали» в себе боль несломленных людей, их крики и призывы держаться до последнего вздоха. Бережно хранят сотрудники музея книгу «Опаленные войной», написанную юным героем войны Николаем Печененко.

У истоков создания уникального «хранилища судеб» стояла Клара Александровна Рябова, которую все ласково называли «мама Клара». Эта удивительная женщина была бессменным директором музея до 1990 года. Сейчас музеем заведует ее внучка Лариса Семеновна Холтобина.

Ученик 7: Самому маленькому герою, которому посвящена часть музейной экспозиции, было 7 лет. Отец Сережи Алешкова погиб на фронте, мать расстреляли полицаи, старшего брата повесили. Мальчишка спрятался в огороде, видел, как убивали родных. Он долго блуждал по лесу, где его полуживого обнаружили красноармейцы. Так Сережа стал сыном полка. Во время Сталинградской битвы он спас нескольких человек, включая командира. Когда на блиндаж во время массированной бомбежки упал снаряд, бойцы оказались под завалами. Мальчишка не растерялся и бросился звать на помощь. Лишь благодаря ему людей достали из-под руин. Командир полка, которого тоже вытащили из-под завалов, позже усыновил мальчишку.

Ученик 8: Аркадий Каманин, сын легендарного лётчика Николая Каманина, спасавшего челюскинцев, пятнадцатилетним в 1943 году сбежал на фронт, попав в авиакорпус под командованием отца - генерал- майора авиации. В 1944м он уже совершил более 400 вылетов на задания, в том числе через линию фронта, в сложных метеоусловиях, и был представлен к первой из своих многочисленных наград - ордену Красного Знамени.

Ученик 9 : Зимой, в начале 1942 года, жителей поселка Коренево согнали на площадь смотреть казнь партизана, схваченного при подготовке взрыва нефтебазы. Этим партизаном был коммунист Иван Дмитриевич Крохин - комиссар Кореневского партизанского отряда. Стоявший в толпе четырнадцатилетний паренек во время казни негромко крикнул: «Я отомщу за тебя, папа!» Эти слова произнес сын партизана Валя, до войны учившийся в железнодорожной школе станции Коренево. После казни отца он исчез из поселка и пробрался в партизанский отряд. Вместе с партизанами участвовал в боевых операциях. Весной 1942 года Валя Крохин пришел в родной поселок, чтобы взорвать полицейскую комендатуру. Однако свой план он осуществить не успел: мальчика схватили фашисты и бросили в холодный подвал. Два дня истязали его. Враги хотели узнать, где прячутся партизаны. Но в ответ слышали: «Не знаю, не скажу». После нечеловеческих пыток Валю повесили.

В поселке Коренево помнят героя-пионера Валентина Крохина. Его именем названы улица и переулок, пионерский лагерь. У школы, расположенной в центре поселка, установлен памятник.

Ученик 10 : В 1943 г. в 14 лет Ваня Суржиков впервые примерил солдатскую гимнастерку, познакомился с Уставом армейской службы, став воспитанником 105-го стрелкового полка 65 Армии, а снял ее лишь в сорок девятом году. Не детское это дело – война. Однако юный солдат с полной ответственностью и ясным пониманием шел в бой наравне со взрослыми. В той жесточайшей войне на детский возраст скидок не было. Иван Суржиков выполнял различные задания во время войны, но самыми любимыми и радостными были выступления перед солдатами в минуты отдыха и в тяжелые дни перед боем. Во время подготовки к сражению на Курской дуге «Курского соловья» любили слушать генерал 65 Армии, дважды Герой Советского Союза, П.И. Батов; командующий войсками 2-го Белорусского фронта К.К. Рокоссовский, который в творчестве для Ивана Суржикова был «крестным отцом». Еще на фронте Ваня решил: «Если не убьют – буду артистом».

Ученик11: Родился Леня Голеньков в деревне Черняково Михайловского (ныне - Железногорского района). Рос без родителей, воспитывался дедушкой с бабушкой по линии матери. Мальчик был шустрый, веселый, задиристый и очень смелый. Когда началась война, он ушел в Дмитриевский партизанский отряд, который действовал на территории Курской и Орловской областей. Командиром отряда был А.Д. Федосюткин. Здесь Леня помогал на кухне, ухаживал за ранеными, ему доверяли лошадей, которыми он умело управлял. Умного парнишку не раз посылали в разведку в ближайшие села, и он всегда приносил очень ценные сведения. Страха Леня не знал. Смелый и находчивый, он с честью выполнял задания командования отряда. Мальчишке было только 14 лет, но он лично переправил в лес 40 бойцов и командиров Красной Армии.

В апреле 1942 партизаны на санях отправились в разведку в деревню Трубичино, где в это время оставались каратели. Подъезжая к поселку Ермолаевский, партизаны нарвались на вражескую засаду. Началась перестрелка. Леня встал во весь рост, чтобы развернуть лошадей, но пулеметная очередь «прошила» паренька. Тяжело раненого, его пытались спасти в доме его дедушки, пытались отправить в партизанский госпиталь, но по дороге в лес Леня скончался.

Похоронен был в Кривченковском лесу на окраине села Веретенино. После войны перезахоронен в братскую могилу в городе Дмитровске Орловской области по настоянию А.Д. Федосюткина, который Леню очень любил, как сына, и уважал за храбрость и находчивость. Посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени.

А чтобы имя отважного партизана помнили и грядущие поколения наших земляков, улицу, примыкающую к месту, где раньше находилась родная деревенька Лени, назвали его именем.

Ученик 12: В Дмитриевских лесах партизанил 14-летний Виталий Чижиков. С детства он был необычным мальчиком. Перенеся тяжелое заболевание, Виталий в три года лишился слуха и речи. В 1942 году приехал в гости к брату в село Черневка, а тут нагрянули немцы. Когда в деревню вошли каратели, его чуть было не пристрелил немецкий солдат: подросток проигнорировал приказ повернуться к нему лицом. Благо, рядом оказалась сестра Наташа, которая и объяснила фашисту, что Виталик глухонемой, и приказа просто не слышал. Немцы оставили мальчика в покое, посчитав, что он ничем не сможет им навредить. А Виталий активно помогал партизанам: он умел писать, хорошо рисовал, поэтому без труда докладывал нашим о том, что происходит в лагере оккупантов. Как-то немцы поймали Виталика, избили, а переводчик написал на бумажке: «Если еще раз пойдешь в лес, будешь расстрелян как партизан. Но Дмитриевский отряд 17 месяцев вел успешную борьбу с немцами, и партизанам активно помогал глухонемой связной Виталий Чижиков.

Ученик 13 : 11 летний Коля Печененко попал в плен во время карательной операции, и палачи решили поразвлечься. Убив всех других пленников, они выводили его на казнь трижды. На мальчика набрасывали петлю, выбивали опору из-под ног, и он… падал на землю. Под хохот и улюлюканье врагов, которые, шутки ради, подрезали веревку. Они с блаженством садистов наблюдали за страхом ребенка, уготованного ими к смерти. Дабы привести лежащего без сознания мальчишку в чувство, «шутники» обливали его ледяной водой и бросали в подвал, чтобы он «ожил». В перерывах между забавами ребенка избивали, загоняли под ногти спички. После третьей «казни» тельце несчастного не выдержало - Колю парализовало. Немцы попинали жертву, но так и не смогли привести его в чувство - решили, что мальчик мертв. Спасли его партизаны: обнаружили лежащим в землянке без движения, синего от побоев, с выбитыми зубами. Впоследствии к Коле вернулась способность двигаться, но… Пытки и издевательства сказались спустя 14 лет после войны - Николая Печененко полностью парализовало. Однако он не сдавался - решил написать книгу. Писал, зажав ручку зубами. Чтобы передать весь ужас войны и все пережитое, понадобилось 600 школьных тетрадей! Книгу «Опаленная судьба» издали в 1984 году. Спустя три года автора не стало.

Ученик 14 : В конце октября 1941 года фашисты вплотную подошли к Курску. С 31 октября по 2 ноября продолжалась оборона города.

В рядах защитников города - народных ополченцев были политрук, командир пулеметного взвода 2-го истребительного батальона Филипп Меркулов и его 11-летний сын Стасик Меркулов. Последний бой Меркуловых проходил 2 ноября у кирпичного завода на северной окраине Курска, где сейчас проходит улица Хуторская. Немцы стремились по шоссе войти в Курск и перерезать железную дорогу. Для этого надо было форсировать Тускарь. Ленинское ополчение и истребительные батальоны закрывали шоссе и реку. Враг сдавливал ополченцев в тиски. Когда погиб командир батальона, Филипп Григорьевич взял командование на себя. Стасик подносил патроны, выполнял все поручения отца, был связным. Маленький, юркий, он ползал, как ящерица, по холмистому берегу Тускари. Немцы отрезали ополченцев от реки. Филипп Меркулов послал Стасика в штаб батальона с сообщением, чтобы бойцы отходили за реку. Оставшиеся в живых ополченцы стали отступать к берегу. Их отход прикрывал Меркулов- старший, который сдерживал наступавших немцев. Вдруг пулемет замолчал. Стасик бросился к отцу и пулеметной очередью был ранен в ногу. Когда он подполз к отцу, увидел, что Филипп Григорьевич убит. Холодную ноябрьскую ночь мальчик провел в земляной норе. Когда утром местные жители, дедушка и бабушка, пошли по воду, они обнаружили раненого Стасика. Он попросил их сходить на улицу Садовую, 26, где жила его тетя, и сообщить, что отец погиб, а он ранен. Дедушка и бабушка перетащили его в бытовку завода. Нести Стасика к себе они побоялись, так как в городе уже хозяйничали немцы, но выполнили просьбу мальчика. Когда мама и тетя утром следующего дня пришли на берег реки, первым они обнаружили убитого, лежащего у пулемета, Филиппа Григорьевича, а в бытовке завода - Стасика. Кроме пулевого ранения, у мальчика были штыковые раны. Значит, немцы нашли парнишку и закололи штыками. Меркуловы и дедушка похоронили Филиппа Григорьевича и Стасика в той же земляной норе, в которой они сражались.

А в 1950 году Меркуловых перезахоронили на воинском кладбище, недалеко от места их последнего боя.

Итог урока.

Учитель. Мы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми.

Почтим всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию минутой молчания.

А может, нам о них забыть?

Опять война, опять блокада…

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая, правда –

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она

Как сила нам нужна…