Синтаксис. Общие вопросы

  • Типология ошибок в письменных работах учащихся

Речевые ошибки - ошибки в употреблении, функционировании языковых средств.

Грамматические ошибки - ошибки в структуре, в форме языковой единицы.

Речевые ошибки - это нарушение требований правильности речи, норм литературного языка (=так сказать нельзя).

Речевые недочеты - нарушение требования коммуникативной целесообразности речи, нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей речи (богатой, точной, выразительной) (=так можно выразиться, но есть более удачный вариант).

В отличие от грамматической ошибки, нарушающей структуру языковой единицы, речевой недочет связан с неудачным употреблением правильно образованных слов или предложения. Это ошибка функциональная (в употреблении), а не структкрная (в образовании). Для обнаружения речевого недочета необходим контекст, без него нельзя заметить ошибку в употреблении, так как сама по себе языковая единица составлена, образована правильно.




Логические ошибки

Логические ошибки связаны с погрешностями в логике изложения.

I. Нарушение четкого порядка мыслей и частей работы при внутреннем отсутствии плана:

Неуместное и навязчивое повторение одного и того же положения;

Дублирование трактовок и выводов;

Смещение микротем;

Немотивированное соположение различных частей работы;

Невнимание учащихся к выделению абзаца;

Неумение пользоваться красной строкой дл отражения и оформления логико-композиционного членения конструируемого текста.

II. Логический пропуск:

Отсутствие связи между мыслями; - неумелый переход от одного положения к другому; - необозначенная связь различных подтем.

Трудности синтаксического анализа

Интонация - такой же правомочный способ выражения в языке синтаксических значений, как и порядок слов. Никогда не отказывайтесь прочитать предложение или текст даже про себя, чтобы увидеть его смысловые границы, в целях общего ознакомления с его содержанием и синтаксическим построением. Наиболее приемлемая форма осуществления такого чтения - подача предложения речевыми тактами, или синтагмами.

Синтагмы в языке не фиксируются определенным образом, как например, словосочетания, образующиеся в результате семантико-синтаксического распространения слов. Синтагмы возникают сами собой в процессе речи. Их выделение в тексте обусловлено системой языка, подсказано общественно-индивидуальной речевой практикой и происходит скорее интуитивно, исподволь, чем по строгим языковым правилам. Отсюда вывод о необходимости предварительных раздумий над текстом или предложением с целью выявления наиболее вероятного объема синтагм.

Сам текст (его содержание, синтаксический строй и ритмомелодика) подсказывает границы речевых тактов: У лукоморья / дуб зеленый; // златая цепь / на дубе том: // и днем и ночью / кот ученый / все ходит / по цепи кругом; // идет направо - / песнь заводит, / налево - / сказку говорит //. (А. Пушкин.) Одна косая линия разделяет синтагмы, две линии - фразы как более крупные относительно законченные по смыслу единицы. Иное деление затруднит, мало того, сделает невоспринимаемой, неестественной связь слов.

Можно предположить еще один вариант членения данного отрывка на синтакгы - за счет укрупнения синтагм: У лукоморья дуб зеленый; / златая цепь на дубе том: / и днем и ночью кот ученый / все ходит по цепи кругом / ...

Если взглянуть на синтагмы со стороны синтаксиса, то, пожалуй, можно предугадать более-менее вероятные соединения слов, компонентов словного характера и словосочетания, способные восприниматься в качестве речевых тактов. Синтагматические группы (или ряды) в потоке связной речи могут составить, например, подлежащее со сказуемым, расположенные рядом (встает заря ), определение с определяемым словом (во мгле холодной ), синтаксически неделимое словосочетание (дед с матерью ), глагол-сказуемое с распространающим его обстоятельством (шли впереди всех ), не слишком распространенный обособленный член (другая комната, / почти вдвое больше, / называлась залой ), фразеологический оборот (я чувствую себя / на седьмом небе / ). Сложнее устанавливать синтагмы в тексте с однородными членами, возможно, потому, что синтагматическая пауза в этом случае пересекается интонацией перечисления. Кроме того, ряды слов, связанных по способу сочинения, труднее фиксируются в памяти. Поэтому целесообразно каждый из однородных членов выделять как отдельную синтагму: Он сохранил / и блеск лазурных глаз, / и звонкий детский смех, / и речь живую, / и веру гордую в людей, / и жизнь иную. (М. Лермонтов.)

Как видим, синтагма - это и слово, и словосочетание, и более пространный отрезок речи, объединенный смыслом, синтаксически и интонационно.

(По материалам А.С. Бровко Трудности синтаксического анализа. Киев "Освита", 1991. - с 70-71)

Три главных способа связи слов в словосочетании

Согласованное приложение и составное именное сказуемое

Отличайте именную часть составного именного сказуемого от согласованного приложения (одиночного и распространенного)

Этот утес - великан. Над рекой навис утес-великан.

Чтобы различать подобные случаи, следует помнить:

Односоставные и двусоставные предложения

Подлежащее и сказуемое составляют грамматический центр, грамматическую основу предложения. Предложения, грамматическая основа коорых состоит из обоих главных членов, называются двусоставными.

Бывают, однако, и такие предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена - или сказуемого, или подлежащего. Предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, называются односоставными.

  • Способы выражения подлежащего и основные виды сказуемого

Синонимика сложных и простых предложений

Ниже представлены примеры простых осложненных предложений, синонимичных сложноподчиненным предложениям, помещенным под простыми. Сравните примеры по парам. Во-первых, если вы сопоставите их, то увидите, что между ними возможны синонимичные отношения. Во-вторых, придаточное предложение как часть сложного всегда более самостоятельно, чем осложняющий простое предложение оборот.

Простое предложение

1. Книга , взятая тобой в библиотеке, должна тебе понравиться .

2. Став библиотекарем, Виктор Петрович прежде всего навел порядок в каталоге.

3. Прочитав эту книгу, вы получите большое удовольствие.

4. Я не успел получить абонемент и вынужден был заниматься в читальном зале.

Сложное предложение

1. Книга , которую ты взял в библиотеке, должна тебе понравиться .

2. Когда Виктор Петрович стал библиотекарем, он прежде всего навел порядок в каталоге.

3. Если вы прочтете эту книгу, то получите большое удовольствие.

4. Я не успел получить абонемент, так что вынужден был заниматься в читальном зале.

В результате сопоставления соответствующих примеров образцов вы заметите стилистические различия (простые предложения с частными деепричастными оборотами - более книжные, предложения с однородными сказуемыми - более разговорные, чем соответствующие сложноподчиненные предложения).

Синонимика личных и безличных предложений

Безличные предложения - предложения, в которых нет и не может быть подлежащего, например: Уже совсем рассвело (Л. Т.); Его знобило (Л. Т.); На дворе пустынно (С.-Щ.); Здесь так душно (П.); Вам не видать таких сражений! (Л.).

Как видно из примеров, сказуемое безличных предложений бывает выражено разными частями речи. Чаще всего оно выражается безличными глаголами (рассвело, знобило, светает ) и наречиями на -о, обозначающими состояние (душно, пустынно ).

Задание 1.

Личные предложения замените безличными. Главные члены предложения подчеркните. Обратите внимание на то, как в результате замены изменяется смысл высказывания.

Образец:

Снег замел дорогу. - Снегом замело дорогу.

1. В ноздри ударил густой и горький запах махорочного дыма (Шол.). 2. Шторм сорвал сети, поставленные рыбаками под берегом, и унес их в море (Соб.). 3. Непрестанный ветер сдувал со льда сухой снег (Пауст.).

Задание 2.

Прочитайте предложения. Придумайте к каждому из них противоположное по смыслу: к утвердительному - отрицательное, к отрицательному - утвердительное. Предложения запишите парами, в скобках укажите, двусоставное предложение или односоставное. Главные члены подчеркните.

Образец

В комнате кто-то есть (двусоставное). - В комнате нет никого (односоставное).

1. У меня был отпуск. 2. Утром не было росы. 3. У нас не было грозы. 4. Ночью был мороз. 5. В лесу этим летом не было грибов. 6. В прошлом году был хороший урожай.

Задания по синтаксису в КИМах ЕГЭ

В части А (первой части КИМов) обратим внимание на задание А 5 (в проекте КИМов 2009 года. еще и на задание А4) Задание звучит так: укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Работая над рецензией,

1) главная мысль определяется не сразу.

2) учеником была дана оценка прочитанного.

3) анализируется художественное своеобразие текста.

4) не подменяйте оценку текста пересказом содержания.

Для того чтобы построить правильное предложение, рассуждайте следующим образом: какое действие основное? Кто выполняет основное действие? Какое действие дополнительное?. Ответим на первый вопрос: каково основное действие? Правильный ответ под цифрой 4: не подменяйте - основное действие. Каким субъектом оно выполняется? Предполагается, что есть, может быть подлежащее вы. Это предполагаемое подлежащее вы " выполняет" основное действие - не подменяйте.. А добавочное действие - работая. Соотношение основного и добавочного действий легко определить по фразе: Рубль упал, звеня и подпрыгивая. Каково основное действие подлежащего? Пятак что сделал? Упал. А добавочное действие? Звеня и подпрыгивая.

Для того чтобы не ошибиться в правильном выборе структуры предложения, прочитайте на странице 117 статью "Подъезжая к сией станции...у меня слетела шляпа" [Д.Э.Розенталь. А как сказать лучше?М.,Просвещение.-1988.-С. 176 ]

Эта фраза - пародия (из юмористического рассказа А.П.Чехова) страдает не только орфографической неграмотностью ("сией вместо сей), но и стилистической беспомощностью: в ней нарушено правило, чтобы обозначаемое деепричастием действие относилось к подлежащему. В прведенном примере речь идет о действиях двух предметов в грамматическом значении этого слова: обо мне (я подъезжал к станции) и о шляпе (она слетела). В неправильном построении этого предложения легко убедиться, если переставить деепричастный оборот, обычно свободно располагающийся во фразе: " Шляпа. подъезжая к сей станции, у меня слетела".

Сравните также неправильное употребление деепрачастий в предложениях:" Прощаясь с друзьями, один из них сказал мне..."; "Возвращаясь домой, меня застиг дождь". Примеры из ученических работ:" Живя и вращаясь в аристократическом обществе, у Онегина создались присущие этому обществу навыки, привычки и взгляды";"Читая эти строки из романа "Как закалялась сталь", создается впечатление, что автор выражает наши мысли и чувства" и т.п. В подобных случаях деепричастные обороты следует заменять придаточными предложениями обстоятельственными.

Встречающиеся у писателей - классиков отступления от литературной нормы представляют собой либо галлицизмы (обороты, возникшие под воздействием французского языка, где такие конструкции допустимы), либо результат влияния народной речи). Например:...Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках (А.С.Пушкин); Проезжая на возвратном пути в первый раз весной знакомую березовую рощу, у меня голова закружилась и забилось сердце от смутного сладкого ожидания (И.С.Тургенев).

Не используются деепричастные обороты в безличных предложениях типа "Подходя к лесу, мне стало холодно" (в этом предложении имеется логическое подлежащее мне , но нет грамматического подлежащего, которому можно было бы приписать действие, выраженное деепричастием). Поэтому устарелыми представляются предложения, подобные следующим:...Убедившись, что понять этого он не сможет, ему стало скучно (Л.Н.Толстой); Прочитав внимательно рассказ, мне думается, что редакторских поправок в нем нет (М.Горький).

Возможно употреблениеи деепричастного оборота в безличном предложении при неопределенной форме глагола, например: Выполняя это упражнение, нужно руководствоваться указаниями, приведенными в задании.

Трудный вопрос по синтаксису

Пишите, какие вопросы данного раздела вызвали у Вас затруднения!

Например:

  • Как различать союзы и союзные слова?

Ответ: Союзное слово, в отличие от союза, не только служит средством связи между придаточным предложением и главным, но одновременно является членом придаточного предложения; союз же только связывает предложения, но членом предложения не является, например: Обоз... тронулся с места, когда садилось солнце (Чехов) (союз); Я не знаю, когда отец вернется (союзное слово).

  • Как поставить знаки препинания при прямой речи, сопровождаемой авторскими словами, например: - Ты говоришь: "Прости меня!" - обратился он к брату?

Ответ: Как известно, прямую речь можно (на выбор) выделять при помощи двух знаков - кавычек и тире. Эту возможность следует использовать в данном случае. Целесообразнее первую прямую речь выделить при помощи тире, а вторую - кавычками, и тогда написание примет следующий вид:

- Ты говоришь: "Прости меня!" - обратился он к брату.

Этим устраняется повторение кавычек, при котором закрывающие кавычки (если им не придавать другого внешнего оформления, что при обычном письме не применяется) служат одновременно указанием на окончание первой и второй прямой речи.

Однако некоторое неудобство имеется и при даннм варианте пунктуации: текст можно понимать так, что авторские слова обратился он к брату

  • Приглашаем принять участие в наполнении раздела "Синтаксис" в Википедии!
  • В помощь изучающим язык на профильном уровне: Л.А. Беловольская. "Синтаксис словосочетания и простого предложения" (курс лекций)
  • Вопросы к экзамену по синтаксису
    для студентов 4 курса ФФиЖ

    1. Синтаксис как коммуникативный уровень грамматики. Предмет синтаксиса как раздела
      грамматики. Связь синтаксиса с лексикой и морфологией.

    2. Система синтаксических единиц. Вопрос о синтаксеме как минимальной синтаксической единице.

    3. Словосочетание как синтаксическая единица. Словосочетание и слово. Словосочетание и
    предложение.

    1. Классификации словосочетаний. Грамматическое значение словосочетаний.

    2. Типы грамматической связи в словосочетании.

    3. Предложение как основная синтаксическая единица. Признаки предложения.

    4. Структурно-семантические типы простых предложений.

    5. Основные грамматические категории предложения.

    6. Предложение и высказывание как единицы языка и речи. Типы предложений по цели
      высказывания.

    7. Семантическая структура предложения: диктум и модус.

    8. Формально-грамматическая структура предложения. Предикативная основа. Понятие о
      структурной схеме предложения.

    9. Понятие членов предложения как структур но-семантических компонентов. Разновидности
      второстепенных членов по количеству связей с другими членами предложения. Семантика
      детерминантов.

    10. Структурно-семантическая (традиционная) классификация второстепенных членов. Синкретизм.

    11. Подлежащее, его семантика, способы выражения.

    12. Сказуемое, его роль в структуре предложения. Типы сказуемого.

    13. Типы односоставных глагольных (личных) предложений. Их функции в тексте.

    14. Безличные и инфинитивные предложения. Их структура, семантика и роль в тексте.

    15. Номинативные предложения. Разновидности номинативных предложений.

    16. Полные и неполные предложения. Вопрос об эллиптических предложениях.

    17. Вводные и вставные конструкции. Обращение, его функции в тексте.

    18. Понятие обособления. Условия обособления. Обособленные члены предложения с
      неполупредикативным значением.

    19. Понятие полупредикативности. Разновидности обособленных полупредикативных членов
    предложения.

    1. Понятие однородности, показатели однородности. Разряды сочинительных союзов. Однородные и
      неоднородные определения.

    2. Сложное предложение как синтаксическая единица. Классификация сложных предложений.
    Средства связи в сложном предложении.

    1. Сложносочиненные предложения. Общая характеристика ССП, структура, классификация.

    2. Подчинительная связь в сложном предложении (особенности, разновидности, средства связи).

    3. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной структуры.

    4. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры.

    5. Бессоюзное сложное предложение. Вопрос о БСП в синтаксической науке. Н.С. Поспелов о
      специфике БСП. Средства связи в БСП.

    6. Структурно-семантические типы БСП.
    31. Сложное предложение как синтаксическая. единица. Принципы классификаций сложных

    предложений. Средства связи в сложном предложении.


    1. Организация многочленного сложного предложения. Сложные синтаксические конструкции:
    период, диалогическое единство.

    1. Сложное синтаксическое целое. Структура. Типы ССЦ. ССЦ и абзац.

    2. Типы и средства связи предложений в ССЦ.

    3. Способы передачи чужой речи.

    4. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.

    5. Актуальное членение предложения. Средства актуального членения. Последовательный и
      параллельный строй текста.

    6. Функции порядка слов. Порядок слов в словосочетании и предложении. Инверсия. Парцелляция.

    49.Текст как объект синтаксиса.

    Текст -связное реч. пр-е на к.л. тематику. Т. образуют: 1. слова одной тематической гр., действия последоват-е или одновр. 2. интонация т-ко поддерж. смысл, но не выраж. его, главное сем-ка.

    Типологии Т.:

    1.Информативная: собственно инф. Т.(научн. Лит.); воздействующие Т.(худ.лит); гибридные (возд и инф.) (публицистика)

    2. По форме повеств-я:устные(унт)/ письменные(авторск)

    3.По кол-ву адресатов: мопологичн., диалогичн., полилогичн.

    4.По форме: вербальн.(словесн), невербальн(графика),креализованный(смешанный)

    5.По отн. К действит-ти: реальн(докум-т, научн.), возможн. Д. (худ.)-субъективн.

    Научн Т инф : Худож.Т инф.:

    эксплицитна мплицитна

    (вся названа) (подтекст)

    логичная ассоц(намек)

    сугубологич.послед. строится с перестанк забег-ем вперед

    допуск. образность образная

    Подтекст -пунктирный повтор и ассоц., к-рые он вызывает.

    Худ.Т.: относит. законч. фрагмент; имеет назв.(тема,идея)-всегда метафорично.; эпиграф; текст, имеющий членение.

    1.Связность-1)на ур-не смысла(когерентность)

    2)на ур. формы- когезия.

    2.Членимость: том-глава-параграф-абзац; план-сверн.инф.

    ССЦ-тематич. ед-во; абзац- композиц.-стилист.

    3.Модальность.

    Антиципирующая позиция-теория, а затем док-во (вывод, а затем пояснение.)

    46.Уровни членения в МССП и МБСП

    В П сгруп. струк-ры предик. части, объед-сь по смыслу, образуют структ-сем. блоки, кр-ые соед-ся разл. видами связи и образуют ур.чл-я Групп-ка предик. частей в многочл.СП обусл.выделение в нем ур.чл-я. Это создает опр. иерархичность структуры, проявляющуюся в неравноправии ур.чл-я Первый ур. чл-я (осн. чл-е) только один. Он характерен для всей конструкции в целом и опр-ся доминирующими смысл.отнош-ми м/у ее комп-тами - предик.частями (или их группами) и доминирующей структ.схемой. Другие же уровни членения выделяются в его рамках.

    Палевая трава сохнет1, лес пустеет2, и тогда в далеке видно3, как среди бледно-желтой травы и серого мха горищ среди леса огромные зеленые факелы стланика4 . На I ур-не чл-я выд-ся 2 комп-та, соед-е сочин.связью соед. с-зом И и инт-ей. Отн-я м/у ними соед.-результ-е. На II ур. чл-я рассматр-ся внутр. строение каж д.комп. 1-й комп-т - это двучл.БСП однородн. состава с перечислит. отнош-ми. 2-й - двучл.СПП нерасчл. струк-ры с изъясн.-объектным придаточным.

    Структ. схема м.б. представлена двумя вар-тами: а) вертикальным

    б)горизонтальным: {,}, и {[сл. катег.сост-я видно -к], (с. с. как )}.

    Наибольшая глубина (кол-во выделяемых ур-ней) многочл. СП не превышает 6-7 ур.чл-я, причем наиболее частотны П с двумя. ур.чл-я Кол-во уровней зависит от хар-ра синт. связей в П.

    31.Высказывание.Парцеляция.Сегмент-я.

    Одно П,в завис-ти от св.комуник. зад-я, м.б. воплощено в нес-ких высказ-ях с разн. акт.чл-ем.Вчера он/получил посылку. Он получил посылку/вчера. Вчера посылку получил/он . – эти высказ-я отл.закл. в кажд из нихактуализ.инф.

    4 типа высказ-й:1)общеинформативные-веществ. инф. в целом,сказ. входит в рему.

    2)частноинф.-частн.аспект вещ.инф.,сказ входит в тему(соб-е в целом известно.

    3)общеверификативн.-не новое сообщ-е, а реакция на мнение собесед-ка,коррекция этого мнения.Ремой явл. одно сказуемое.Но она спрашивать /не стала.

    4)частноверифик.-устанавл.реальность не факта в целом,а какого-то одного аспекта. Не одни злые люди/ночью гуляют.

    Парцелляция -членение П,при к-ром содерж-е высказ-я реализ-ся не в одной,а в 2-х или нес-ких инт.-смысловых реч.ед-цах,следующих одна за др. после разд.паузы(точки,вопр.,воскл) Но нельзя же так.Вслух. Криком.При всех. От присоед-я отл.тем,что парцелир.части всегда вне осн.П.,а присоед. м.б. как вне,так и внутри.

    Сегментир. конструкции(с двойн. обозн-ем),сост из 2-х частей:1ч. сегмент(отрезок)в начале П или Т,выр-ся сищ.в и.п.(именит.темы,именит.предсиавления),называет лицо или предмет,к-рые во 2ч.получ.2-е обозн. в форме мм.Высказ-е при этом дел-ся на 2.ч,к-рые разд. паузой. Земля.На ней никто не тронет…Лишь крепче прижимайся к ней.

    30.Коммуник.аспект П проявл.в акт.чл-и,при к-ром в П выд-ся тема(данное, основа высказ-я) и рема(новое)

    Сп-бы выдел-я комуник.центра высказ-я:

    1.Логическое ударение.

    2.Порядок слов.

    3.Лекс.повтор. Анна была прелестна…прелестны были ее глаза, прелестна манера говорить...

    4.Частицы.Осталось только одно – ждать.

    5.Синт.констр.,гл.f к-рых выделение инф.: неполные П, вопр. П монологич.речи, односост. П, присоед-е, вставн.констр.(что касается…,то…)

    Виды тематич. прогрессии:

    1)простая линейная послед-ть

    Т1-Р1(Т2=Р2)-Р2(Т3=Р2)-Р3

    2)послед-ть с константной темой

    3)посл-ть с произв.темой

    Тема-индекаторы-подчерк-е,выдел-е(частицами)

    Рема-индикаторы-финальн. позиция.

    28.Вводные конструкции -слова,сочетания слов,П.Объективн.явл.действит-ти м.б. осложн. суб.оценкой.

    Суб.модаль-ть(отн.говор-го к сообщ-му)выр.:

    Сл.(разумеется,безусловно ),

    Сочет. сущ.+предлог(к счастью ),

    Сл-с.(по предсказаниям синоптиков ),

    П(как говорят старожилы )

    Морф. сп-б (слова)выр.вводности-модальн.сл.Мод.сл.-морфологизир-е. выр. вводн.сл. КЗ мод.сл. -суб.модаль-ть,обобщающая знач-я реаль-ти,достовер-ти,предполож-ти и т.п.(вероятно,безусловно, верно,несомненно,по-видимому,кажется, очевидно и др.) Из др.ч/р исп.:сущ.(к счастью ),прил.(самое главное ),нар.(вернее, короче,кстати ),гл.формы(полагаю,говорят,признаться ).

    Диф.приз-ки:1)общ.знач-е – отношение говорящего к сообщ.

    2)доминир.сп-б выр.-к-рия мод.сл.

    3

    сост.знач-е суб.мод-ти

    )в устн.речи выд-ся интонацией(паузой и быстр.произнош)

    Типы по f: 1.Достовер-ть сообщ.

    факта (конечно,бесспорно,правда )

    2.Предположение(неувер-ть)наверное,возможно,м.б.

    3.Эмоц.оц-ка сообщ.(радость, огорчение,удивление)к стыду,к изумлению,к сожалению.

    4.Степень обычности излаг.фактов:по обыкновению,как водится,как всегда.

    5.Источник сообщения:по слухам,говорят,по мнению.

    6.Отнош-е говорящего к сп-бу мыслей:короче,другими словами,по правде,по совести,говоря образно,честно говоря

    7.Отнош-е м/у частями высказ-я:порядок мыслей,заключение,обобщение,степень значимости сообщ-й,выделение(актуализ-я)частей П(кстати,к примеру,наконец,в частности,главное,во-первых,повторяю, одним словом,следовательно )

    8.С целью привлечь внимание:знаешь(ли), помнишь,представь,послушай.

    28.29.Вставные компоненты вычленены из вводных в работах ВВ.Виноградова, АБ.Шапиро,Д,Э.Розенталя и др.,но в шк.проктике и в др.спец.исслед-ях они рассмотр-ся в сост.вводн.сл. и П.

    Вставки содержат дополн.сообщ-я,попутн.замечания и резко разрывают синт связи в П.Вставки закл.в скобки или выд-ся тире. Если вводн.констр.м.б.вкл.в к.-н.тип по f,то вставки выр.самые разнообр круг дополн свед-й.Вводн.констр.заранее планир-ся для вкл.в высказ-е,а вставки произв. впечатл. незапланир-х,и это созд усл для их актуализ-и.По хар-ру связи с осн сообщ-ем вставки м. разделить:1)не связ.с осн.сообщ-ем,б)связ.

    Вставки,обусловл-е осн.частью высказ-я,м.уточнять ее содерж-е,дополнять указ-ем на обстоят-ва,хар-зовать мимику,жесты,интонацию говорящего(Я вас люблю(к чему лукавить ? )

    В отл. от вводных вставные П м.сущ-но отл.от осн.части высказ-я интонацией. Нередко вставн.П, резко нарушающие связи м/У сл.осн.высказ-я,сопровожд.сильн. чувствами.Поверьте(совесть в том порукой!),Супружество нам будет мукой…

    26.ПП. м.осложн-ся поясн.,уточн. и присоед. чл.,к-рые объед-ся общ. инт. и f добавочн.сообщ-я.Обособл-ть объясн. их f назнач-ем - дополн.хар-зуют чл.ПП.

    Уточн. – сужают понятие,ограничивают его. Прошлым летом я отдыхал в Крыму, в Мисхоре . Чаще всего уточн.обстоят-ва места и времени(там,туда,потом,везде ), образа действия(Он был тщательно, до розового лоска на щеках ,выбрит ).

    Уточняющим м.б:

    Обстоят-во,

    Опр-е.(У него были белые, в известке ,

    руки .)

    Приложения(Обе, мать и дочь ,были в соломенных шляпах )

    Поясн .-второе наименование по отн. к первому,другое обознач-е того же понятия.

    М.иметь спец.с-зы(т.е,а именно,или(=т.е)

    Я добрался до села с церковью в новом вкусе, т.е.с колоннами .

    Поясн.отнош-я часто характериз.определения,но они не обособл.,а лишь отдел-ся от от предыдущ.опр. На тридцатой, последней версте не сулит ничего хорошего.

    При пояснении два понятия выступают как тождество ,но словесно по-разному выраженное;при уточнении наименования 2-х разн.понятий,из к-рых одно более общ .,др.-его конкр .

    Присоед .- присоед.к законч.П в дополнение к тому,что в нем есть,как возникшие попутно,в связи с содерж-ем осн.высказ-я.

    Содерж.добавочн.содерж. Форма присоедчл. мотивир-ся определяемым словом.Эта связь ослабл-ся благодаря наличию синт.показ-лей присоед-я:

    Располож-е сл.(т-ко абсолютн.к-ц П),

    Интонация(заверш-ть осн.части,значит.пауза),

    С-зы(и,да,зато,причем,притом,да и)

    Сравнит.констр.- констр. со знач-ем признака предмета,действия и др. Выр-ся благодаря уподобл-юих(предмета,действия,состояния)др.по кач-ву и кол-ву.Знач-е зависит от слова,с к-рым связ.М.б. связ. с неск. чл.П,с предик.осн. в целом.Черные, как смола ,тени легли на траву.

    Ярк.форм.показ-ль-сравн.с-зы (как,будто,

    словно,точно );предлоги ,имеющие сравн.-уподобит.знач-е(вроде,наподобие,подробно )

    При сравн.степени кач.прил и нар употр оборот с с-зом чем(Изучение людей труднее,чем изучение книг,написанных о людях.)

    Семантика сравн.констр не равна ЛЗ входящих в него слов.Высказ-е опир-ся на осн.ЛЗ,выраженное составом П. Больше недели шли холодные, как в октябре ,дожди.

    (холодные как в октябре,шли-как в октябре,дожди-как в октябре)=> связ со всей основой П=>соеде двух высказ-й – осн. (Больше недели шли холодные дожди.), добавочн.(Такие дожди бывают в октябре)

    25.Однородн.гл.чл.

    Деление П на ПП и СП таит трудности в опр. П с однородн.гл.чл-прост или сложн.

    1.а)Если сочин. ряд <-> связан общ.<=> - это ПП,т.к. перечисл.<-> заним. одно синт.место.

    б)Объед-е гл.чл.в ф-ме номинативн П предс.собой СП(Безлюдье,степь .)Но явл.ПП,если они объед-ся общ.опр-ем(Красивые города и пригороды.)

    2.Глаг.сказуемые всегда имеют свое синт.место,это всегда наименование отд.действий-одновр.,послед.,совместн.Их нельзя объед.обобщ.словом.(Голубые дни подымались с востока и уходили на запад )

    Редко можно подобр гл. более общ.знач.:Он очень волновался:вскакивал с места,кричал.

    Явл-е «однородн.глагольн.<=>» спорное.имеет двойств. природу:1)связ с общ.<->,2)расчл-ть предик. основы. Такие П явл переходными м/у ПП и СП,в частн. случаях тяготеют то к одному,то к др.

    Как-то ночью грозно вздохнула и грохнула Нева .(однородн) С ветвей весело капала,а с крыш бежала вода.Он помял в руке картуз,потом сел.(сложн.)

    К П перех.типа отн и П с разнооформл.<=>

    (Я бродяга и страстно люблю жизнь .)

    П с разн.типами неглаг.<=> - этоПП с однородн.чл.(Ночь была темная,свежая и безветренная.) Объед.эл-т – связка.

    П. с нес-кими инфинитивами при общей личн./безл.ф-ме гл. явл ПП с однородн.чл.

    (Хотелось присесть на землю,опустить руки,закрыть глаза.)

    Гл.чл. безличн.П однородны,если - общ. связка.(Было тихо,сумрачно и скучно) Без связки-СП (Пустынно и темно)

    Опр.-личн.,обощ.-личн с неск.гл.чл.- перех. тип. (Глядишь и не знаешь,идет или не идет его величавая ширь)(Ему верили,его хорошо знали.)

    21 . Сказуемое - главный член двусоставного, выражающий признак предмета речи/мысли, названный подлежащим. Наиболее типичная форма - глагол в личной форме.

    По структуре 3 типа: простое, составное (глагольное, именное), сложное.

    Основанием деления сказуемого на простое и составное служит способ выражение вещественного и грамматического значений.

    Простое гл. выр. гл. в изъяв., повел., сослаг. накл.и инф-вом в особом употреблении.

    Ты не смейся ! Давайте поговорим ! Вы бы меня угостили чем-нибудь, что ли. А ты и плакать сразу .

    Простое гл. бывает осложненным . Такое сказуемое, в частности, представляют:

    1) повтор. спряг. гл. формы: Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг ;

    2) повтор. спряг. гл. ф., соед-е ч-цей так : Вот я его обрадую так обрадую ;

    3) сочет-я спряг. гл. ф. с предш-щим инф-вом того же гл.: Помнить я помню , да только смутно ;

    4) сочет-я спряг. гл. ф. с отглаг. ч-цей знай : А он знай пляшет ;

    5) слитные сочет-я спряга. гл. ф.типа пойду прогуляюсь, лягу отдохну .

    Осложн. эл-ты вносят дополн. оттенки в грам. и лекс. знач-е сказуемого, но не затрагивают его структуры (см.: Н.М. Шанский,).

    В качестве прост. гл. употр. устойч. гл.-именные сочетания типа принимать участие, оказывать помощь, приходить в уныние, впадать в тоску и т.п.(там же).

    Сост. сказ.. 2 типа:

    Сост. гл. сост. из вспом. гл.и инф-ва.

    Вспом.гл.:

    Фазовые, обозн. начало, продолжение, конец действия,: начать, стать, приняться, кончить, перестать,

    С модальн. знач-ем: возм-ть, невозм-ть, желание, стремление, решение, старание: хотеть, желать, мочь, собираться, мечтать, намереваться, осмелиться, пытаться и т.п.

    В качестве сост. гл. - сочетания инфинитива с предик. прил., имеющими модальн. знач. (должен, намерен, готов, обязан, способен, рад ) и глагольно-именными оборотами фразеологич. типа (иметь привычку, иметь намерение, изъявить желание и т.п.): .

    К осложненным формам сост. отн. конст. из мод. и фазового либо двух модальных гл.+инф-в: Шубин хотел начать работать . ; Я могу (должен) решиться уехать .

    Сост. именное. форм-ся из связки (в том числе и нулевой)и именной (присвязочной) части, выр.:сущ., прил., прич., числ., мм различных разрядов.

    А.Н.Гвоздев отн. к числу связок наряду с "чистой" связкой быть гл. стать, делаться, являться, представляться, казаться ,: Он был учителем; Сестра стала взрослой; Ветер делается неприятным. Связочн. функция припис-ся также лексич. полнознач. гл.: Сестра лежала больная; Лето стояло жаркое; - сочетания наз-ся либо как сост. им. со знаменат.связкой (шк. уч.), либо как сложное им. сказуемое (Грамматика - 54, Н.С. Валгина и др.), либо как переходный тип сложного сказуемого, совмещающего черты простого и составного сказуемого (А.Н. Гвоздев). простое глагольное сказуемое+предикативное опр. или предик.дополнение. (Л.Д. Чеснокова и П.А. Лекант.)

    Синт. констр., образуемые сочет-ем модального или фазового гл. со связкой в инф-ве и присвязочн. членом (сущ. или прил. в тв.п.): Она старалась казаться веселой ; Глаза ее продолжали оставаться грустными .

    Такие констр.квалифиц. либо как осложн. сост. им. (П.А. Лекант), либо как трехчл. сложное сказ. (Гр.-54), либо как трехчл. сказ. смешанного (глагольно-именного) типа (Н.С. Валгина).

    17.Неполнота.Элептичность.

    Неполное п – П с лексич.незамещенными синтаксич-ми позициями. Осн. сфера употр. – разг. речь, диалог. Неполнота сним-ся контекстом. Все неполные предложения соотносятся с полными.

    Неполные предложения делятся на:

    Контекстуальные – это неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте (в ближайших предложениях или в том же)Мать сунула отцу морковь, а перчатки дать забыла. Я протянул отцу свои.

    Ситуативные – это неполные предложения с неназв. чл., к-рые ясны из ситуации.Кто-то постучался. Она приоткрыла дверь. – Можно? – спросил он тихо.

    Эллиптические п. были выделены как разновид-ть неполных, но сейчас их рассматривают отдельно. Эллиптические П – это семантич полн. П, где устраненное гл. сказ. не возмещ-ся из контекста или ситуации.

    Роды эллиптических предложений по связи с общим значением:

    П со значением движения, перемещения Татьяна в лес, медведь за ней

    П со зн. речи, мысли Я ему про Фому, а он мне про Ерему

    П со зн. битья, ударов Вот я тебя скалкой

    П со зн. брать, хватать Я за свечку, свечка в печку

    П со зн. наличия, бытия Вокруг месяца бледные круги

    4.Синт.отнош.

    Синт.связи выр.синт(смысловые)отн,в к-рых отр-ся отн-я м/у предметами и явл-ми действит-ти.Синт.отн. дел-ся на:

    Предикативн.(хар-ные для предик.основы)

    Непредик.(сочин. и подчин.отн.)

    Предик.отн .выр-ся синт.связью координация.

    Непредик .:

    Атрибут.(внешн.,внутр. кач-ва,сво-ва,принадл-ти):лесной массив,беличья шуба

    Объектн.(действие,сост.,приз-к и предм.,на к-рый они напр.):любить природу,достойный похвалы.

    Обстоят(дейст.,призк,сост. опр-ся со стороны св.качва,усл.проявл-я)ложиться на рассвете,слишком яркий.

    2)Сочин. соед.(и,да ) и разд.(или,либо );

    противит,(а,но ),градац.(да и,не только…,но и ),поясн.(т.е,а именно )

    5.Синт отнош.в СП

    1.Соед(перечисл;отожд. (тоже,также ),распр.; результ;следств.; несоотв-я-совмещ-е несходного, разл-го. градац-неравноценность двух событий. (не столько…сколько, не то что бы..но)

    2.Разд(взаимоискл(или, не то…не то, либо, то ли…толи); ч/д (то…то…) ;альтернативн. мотивации(а то, а не то, или ).

    3.Противит(сопост.; ограничит.(но,да,однако); уступ.; возмест.(зато, =но, однако).

    4.Поясн. и присоед.-нет подтипов.

    СПП 1.присубст.-атрибут-е (определит-е): Мне удалось поговорить с челове­ком, которого я искал;

    2.изъясн.-объектн.Он рассказал о том, что вчера произошло;

    3.Прикомпаративно-(сравнит-но)-объектные: Он поступил благороднее, чем мы думали;

    4.местоименно-соотноситель- ные: Это был тот, кого все давно ждали;

    Расчл. струк-ра

    1)с придат. времени 2)причины 3)цели: 4) следств. 5)условие 6)уступка;

    7)сравн. 8)подчин.-присоед. 9)сопост. 10)место 11)м-менно-соотн.

    В П сгруп. струк-ры предик. части, объед-сь по смыслу, образуют структ-сем. блоки , кр-ые соед-ся разл. видами связи и образуют ур.чл-я Групп-ка предик. частей в многочл.СП обусл.выделение в нем ур.чл-я. Это создает опр. иерархичность структуры, проявляющуюся в неравноправии ур.чл-я Первый ур. чл-я (осн. чл-е) только один. Он характерен для всей конструкции в целом и опр-ся доминирующими смысл.отнош-ми м/у ее комп-тами - предик.частями (или их группами) и доминирующей структ.схемой. Другие же уровни членения выделяются в его рамках.

    6.Словосочетание- min синт.ед.,сост. из 2-х и белее знаменат.сл.,объед.подчин.гр. связью(согл,упр.,примык)

    1.Фортунатов,Пещковский,Петерсон: поним. сл.с.в шир.смысле как любое грам.соед.пары полнозн.слов.Сл.с и П рассм.в одном ряду(законч. и незаконч.сл.с)

    2.Виноградов:сужает понятие сл.с.,искл. предик.сочет-е из сл.с.,вычл.сл.с исходя изслова,а не П:сл.с обр-ся на основе слова и явл. номинат.ед.

    3.Белошапкова:сл.с призн-ся любые непредик.констр.,осн.на синт.связи как подч.,так и соч.

    Признаки сл.с.:

    1.Грамматич.:непредик.ед.

    2.Функц.:ед-ца номинат.плана,выр.единое,но расчл.понятие.

    3.Структ:сост из 2-х и более знаменат.сл.,связ.подчин. связью.

    4.Семантич.:опр.синт.отнош-я м/у сл.

    5.Парадигм-й:ед-ца представл. сисм-ой форм,опир-ся на формы гл.слова.

    Из сл.с. искл.:

    1)предикат.сочет-я,

    2)сочинит.сочет-я,

    3)полупредик.сочет-я с обособл.чл.П,выр-щими добавочн.сообщ-е,

    4)предложно-падежн. и аналитич. формы(в течение дня,буду решать,самый умный )

    9.Синтаксич.парадигматика.

    Понятие парадигмы – система форм П, с одинак.лекс.наполнением,но с разн. грам.знач-ем предик-ти(модально-вр.план) Система форм предложения – парадигма предложения.

    Полная парадигма 7-мичленна:

    Реальн.модаль-ть:Дождик идет/шел/будет идти

    Ирреальн.мод-ть:

    Возможность Дождик бы шел

    Желательность Пусть бы шел дождь

    Побудит-ть Пусть идет дождик!

    Парадигма м.б. полн. и неполн.,нечл. П не имеют парадигмы.

    Структ.схема -типичн.образцы,по к-рым строятся в речи ед-цы разн.ур-ней синт.сис-мы. 2 т.зр.: структ.схема вкл.

    Предик.min

    Номин. min

    1)Схемы двусост П

    - спрягаемо-гл.:N1-Vf Лес шумел

    Именные:N1-N1 Мой брат-учитель

    N1-Adj Улыбка у него добрая

    N1-Part Комната проветрена

    2) Схемы односост. П

    Vf1S Люблю грозу

    Vf2S Без труда,не вытянешь рыбку

    Praed Морозно

    Praed-N3 Мне холодно

    Vf3S Вечереет

    Inf Молчать!

    N1 Зима.

    3)Схемы нечл. сл.П.: частицы(Да. ), модальн.сл(Конечно ).,меж-мет.(Ах!)

    Схемная сем-ка .Структ.схемы разл.св.сем. потенциалом.:

    1)как обозн.объективн.содерж.-интерпритац.сторона:кажд.схема по-своему интерпр.действие. За стеной поют(V р13)- целенапр.,но отвл.от произв. действие. Его носило по свету(Vs 3/ n )- нецеленапр.,не связ.с дет-ю чел.

    2)какое именно объективн.содерж. способны выр.-ограничение содержания,связ.с ним и завис. Vs 3/ n - м.б.применена т-ко для обозн.дезагенсив-ти,она не возможна при изобр.активн.созн.деят-ти чел.

    Л. А. Беловольская

    1. Предмет синтаксиса.

    2. Система синтаксических единиц.

    3. Синтаксические связи и отношения.

    4. Средства синтаксической связи и построения синтаксических единиц.

    5. Грамматическое значение синтаксических единиц.

    6. Аспекты изучения синтаксических единиц (логический аспект, структурный аспект, коммуникативный аспект, структурно-семантический аспект).

    1. Грамматика русского языка. М., 1954, 1960 - Т. 2, ч. 1 и 2.

    2. Русская грамматика. М., 1980, т. 2.

    3. Современный русский язык / Под. ред.В.А. Белошапковой. М., 1981.

    4. Современный русский язык в трех частях / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. М, 1987.

    5. Современный русский язык / Под ред. Н.М. Шанского. М., 1981.

    6.Чеснокова Л.Д. Связи слов в современном русском языке. М., 1980.

    7. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке.М., 1970.

    8. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978.

    9. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 1974.

    10. Современный русский язык / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров. М., 1978.

    11. Современный русский язык / Под ред. Д.Э. Розенталя. Ч. 2. Синтаксис. М., 1979.

    12. Ковтунова И.И. Современный русский язык. Порядок слов и актуальное членение предложения. М., 1976.

    1. Термин "синтаксис" употребляют для обозначения и объекта изучения и раздела науки о языке.

    Синтаксис языка - это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц.

    Синтаксис как наука - это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц (4, с. 5).

    Деление грамматики на морфологию и синтаксис определено самой сущностью изучаемых объектов.

    Морфология изучает значения и формы слов как элементы внутрисловного противопоставления; значения же словесных форм, возникающие в сочетании с другими словесными формами, значения, определяемые законами сочетаемости слов и построения предложения предложений, являются предметом синтаксиса (8, с. 7).

    Синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет построить и показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы.

    Фундаментальные понятия синтаксиса - понятие о синтаксических единицах, синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике (4, с. 5).

    2. Синтаксические единицы - это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

    В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному.

    Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин).

    В предложении - 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

    Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву (А. Толстой).

    В предложении - 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

    Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами (4, с. 6).

    Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике, однако в большинстве вузовских учебников (см. список литературы) рассматриваются все названные выше синтаксические единицы.

    3. "Синтаксические связи и отношения между элементами (компонентами) синтаксических единиц являются основным признаком синтаксических построений" (Чеснокова Л.Д., с. 6).

    Синтаксическая связь является выражением взаимосвязи элементов в синтаксической единице, то есть служит для выражения синтаксических отношений между словами, во-вторых, создает синтаксическую структуру предложения и словосочетания, в-третьих, создает условия для реализации лексического значения слова.

    Основные виды (типы) синтаксической связи - сочинение и подчинение (4, с. 6).

    Сочинение и подчинение являются структурными, собственно языковыми отношениями, призванными структурно оформлять объективные отношения.

    Подчинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания двух слов, в котором одно выступает как главное, второе - как зависимое.

    Сочинение передает отношения между фактами объективного мира в виде такого сочетания слов, в котором все слова выступают как равноправные по отношению друг к другу.

    На базе основных типов связи в лингвистической литературе выделяется: 1) пояснительная связь; 2)двунаправленная связь; 3) детерминантная связь.

    Рассмотрим их подробнее.

    Пояснительная связь характерна только для словоформ в составе предложения. И.П. Распопов в "Строении простого предложения" (7, с. 40-41) называет эту связь аппликацией, в "Грамматике-80" отмечено, что пояснительная связь характеризуется как разновидность сочинительной связи (§ 2084).

    Пояснительная связь - это связь словоформ, при которой второй компонент как бы "накладывается" на первый и благодаря этому уподобляется ему в синтаксических отношениях с другими компонентами предложения. Пояснительная связь раскрывает собственно пояснительные синтаксические отношения, выражающие разные названия одного и того же явления. Пояснительную связь можно усмотреть в случаях, которые обычно трактуются как обособление приложений (в широком смысле с включением не только приименных, но и приадъективных, принаречных компонентов), она характерна для предложения (И.П. Чиркина, ч. 4, с. 25).

    Ср.: Она выходила на улицу в стареньком, очень потрепанном, платье. Налево, у дороги, стояло одинокое дерево.

    Двунаправленная связь характерна только для предложения, это одновременная связь зависимой словоформы с двумя другими стержневыми для нее словоформами, выражает определительные и обстоятельственные, определительные и объектные синтаксические отношения. (См.: Грамматика-80, § 2003, Чеснокова Л.Д., с. 66-72, Распопов И.П., с. 37-40).

    Пример: Уткнувшись лицом в полотенце, он заплакал навзрыд, как плакал в этой комнате, когда маленького его несправедливо и жестоко наказывал отец (Федин).

    Словоформа маленького выражает одновременно атрибутивное отношение к словоформе его (он какой?) и обстоятельственное временное к словоформе наказывал (когда?).

    Неужели война сделала тебя суеверным? (Симонов).

    Словоформа суеверным выражает одновременно атрибутивные и объектные синтаксические отношения.

    Детерминантная связь - связь свободного присоединения словоформы к предложению в целом, выражает объектные и обстоятельственные синтаксические отношения (см. работы Шведовой Н.Ю., Малащенко В.П. и др.).

    Примеры: В писателе должны действовать одновременно мыслитель, художник и критик. Для большого писателя мало знать родной язык.

    Выделенные единицы являются объектным детерминантом.

    С балкона в комнату пахнуло свежестью. В распахнутые окна дул теплый ветер - пример обстоятельственного детерминанта.

    Поскольку синтаксические связи служат для выражения синтаксических отношений, следует дать определение последним.

    "Синтаксические отношения, - пишет Л.Д. Чеснокова, - есть те смысловые отношения, которые в школьном синтаксисе квалифицируются как грамматические значения словосочетания, это те отношения, которые определяют специфику синтаксической структуры предложения, составляют значение членов предложения, значение придаточных предложений, значение сложносочиненных и бессоюзных предложений и т.д.

    Отношения между предметами и явлениями реального мира конкретизируются и предстают в языке как отношения между предметом и предметом, между признаком и предметом, между признаком и признаком, между действием и предметом, между действием и признаком, между действием и действием" (6, с. 9).

    Структурные, собственно языковые, отношения призваны определенным образом оформлять, представлять в языке объективные отношения (там же).

    Основным следует признать деление синтаксических отношений на предикативные и непредикативные. Предикативные синтаксические отношения характерны для грамматической основы предложения: подлежащего и сказуемого.

    Непредикативные синтаксические отношения делятся на сочинительные и подчинительные (атрибутивные, объектные, обстоятельственные). Они могут возникать между компонентами всех синтаксических единиц.

    (Подробнее см. в указанной литературе).

    4. Для построения синтаксических единиц употребляются словоформы, служебные слова, типизированные лексические элементы, интонация, порядок слов и др. Все эти средства служат также для оформления синтаксических связей и выражения синтаксических отношений.

    Словоформы - минимальные синтаксические построения, обслуживающие смысловую сторону синтаксических построений, а элементами словоформ являются окончания и предлоги.

    Союзы связывают между собой однородные члены предложения, части сложного предложения и компоненты сложного синтаксического целого, выражают их грамматические значения. Менее яркими сигнализаторами грамматических значений являются сочинительные союзы, но и они раскрывают смысловые отношения между сочиняемыми компонентами.

    Частицы и их сочетания могут образовывать нечленимые предложения, оформлять синтаксические значения предложений, членов предложения, выделять смысловой центр высказывания и т.д. Частицы не включаются в состав членов предложения, если оформляют грамматическое значение всего предложения:

    Неужели при тысячеградусных температурах в кабине останутся комнатные условия?

    В остальных случаях частицы, как и предлоги, входят в состав членов предложения.

    1. Предмет синтаксиса. Вопрос о составе синтаксических единиц. Система синтаксических единиц. Синтаксические единицы некоммуникативного уровня и их краткая характеристика.

    2. Синтаксические единицы коммуникативного уровня и их краткая характеристика.

    Вопрос об основных синтаксических единицах. Понятие о грамматическом значении синтаксических единиц. Сущность грамматического значения словосочетания, простого предложения, сложного предложения.

    3. Синтаксическая связь как формально-грамматическое соединение синтаксических единиц. Типы сочетаемости слов: лексическая (референциальная), лексико-семантическая, категориальная (частеречная). Присловные и неприсловные синтаксические связи, их отличительные особенности, виды.

    4. Предикативная связь, её особенности; синтаксические отношения и средства их выражения при данной связи. Специфика предикативной связи и основные её разновидности.

    5. Сочинительная связь в её оппозиции подчинительной связи, её признаки, разновидности. Основные синтаксические отношения при сочинении и их средства выражения.

    6. Подчинительная связь, её сущность, основные дифференциальные признаки; отграничение от других видов синтаксической связи /от неприсловной; от сочинительной/. Словосочетание и другие сочетания слов. Вопрос о предикативных и сочинительных сочетаниях слов.

    7. Типология подчинительной связи. Виды подчинительной связи: по характеру главного слова как лексико-семантической единицы, по степени необходимости зависимого компонента при главном, по характеру формы зависимого компонента.

    8. Типология подчинительной связи. Виды подчинительной связи: по отношению к лексико-семантическому фактору сочетаемости, по обязательности/факультативности сочетаемости, по возможности/невозможности выражения подчинительной связи разными формальными средствами. Соотношение и взаимодействие различных видов подчинительной связи.

    9. Словосочетание как самостоятельная единица синтаксиса. Учение о словосочетании, словосочетание в «узком» смысле слова. Основные признаки словосочетания в сопоставлении со словом, с фразеологизмом, с предложением.

    10. Типы словосочетаний: а/ по морфологической природе главного и зависимого слова; б/ по грамматическому способу связи компонентов; в/ по характеру семантико-синтаксических отношений между компонентами. Средства выражения грамматического способа связи и семантико-синтаксических отношений в различного типа словосочетаниях.

    11. Способы грамматической связи компонентов в словосочетании. Содержание этих понятий в школьной и научной грамматике.

    12. Грамматическое значение словосочетания и семантико-синтаксические отношения компонентов в нём как база для установления статуса второстепенного члена предложения в традиционных синтаксических описаниях. Типы словосочетаний по характеру семантико-синтаксических отношений.

    13. Структурные типы словосочетаний: простые и сложные словосочетания. Два подхода к выделению простых и сложных словосочетаний в научной традиции. Различные виды комбинаций зависимых компонентов в сложных словосочетаниях: словосочетания с последовательным подчинением и с соподчинением – однородным и неоднородным (параллельным).

    14. Цельные словосочетания как особая разновидность словосочетаний. Основное условие синтаксической неделимости словосочетания как факт порождения цельного словосочетания. Характер семантико-синтаксических отношений между компонентами синтаксически неделимых словосочетаний; специфика их функционирования в составе предложения. Отграничение синтаксически несвободных словосочетаний от фразеологически связанных и других смежных сочетаний слов. Частные разновидности синтаксически неделимых словосочетаний (ЦСС).

    15. Простое предложение как основная единица синтаксиса. Признаки простого предложения. Грамматическое значение простого предложения: его сущность, способы и средства выражения.

    16. Предикативность как основное грамматическое значение предложения. Категории, оформляющие предикативность. Модальность, значение объективной и субъективной модальности; синтаксическое время, синтаксическое лицо.

    17. Предикативная основа предложения. Понятие о структурной схеме и парадигме предложения.

    18. Типология предложения. Типы предложения: 1) по количеству предикативных центров, 2) по воспроизведению структурной схемы, 3) по характеру предикативного центра, 4) по наличию-отсутствию второстепенных членов, 5) по наличию-отсутствию необходимых членов предложения.

    19. Типология предложения. Типы предложения: 1) по характеру предикативных отношений, 2) по коммуникативной целеустановке, 3) по эмоциональной окраске. Фразеологизированные и нефразеологизированные структуры предложений.

    20. Аспекты изучения предложения.

    21. Понятие о членах предложения, краткая история их изучения. Главные и второстепенные члены предложения. Обязательные и факультативные, морфологизованные и неморфологизованные члены предложения. Понятие о детерминирующих членах предложения.

    23. Сказуемое, его категориальные признаки. Понятие о вещественном и грамматическом значении сказуемого, классификационные основания для выделения структурных типов сказуемого. Простое и составное сказуемое. Простое глагольное сказуемое, основные способы его выражения, формы проявления и осложнения.

    24. Составное глагольное сказуемое, его структурно-семантические особенности, способы выражения вещественного и грамматического значения в нём, осложнение структуры составного глагольного сказуемого. Отличие составного глагольного сказуемого от глагольных сочетаний с субъектным, объектным и обстоятельственным инфинитивом.

    25. Составное именное сказуемое, его структурно-семантические особенности; виды связок в нём и основные способы выражения его именной части. Осложнение структуры составного именного сказуемого.

    26. Второстепенные члены предложения и история их изучения. Принципы выделения второстепенных членов предложения. Приосновные и присловные второстепенные члены предложения. Типы второстепенных членов предложения: а) по отношению к структуре предложения, б) по характеру синтаксической связи, в) по морфологическому способу выражения, г) по характеру синтаксических отношений, д) по семантике.

    27. Дополнение, его категориальные признаки, виды и способы выражения. Инфинитивное дополнение и его отграничение от инфинитивной части составного глагольного сказуемого, инфинитивного определения и инфинитивного обстоятельства. Синкретизм в области дополнения.

    28. Определение, его категориальные признаки. Виды определений. Отграничение несогласованных определений от родительного присубстантивного в роли дополнения. Синкретизм в области определений. Приложение как особая разновидность определения. Характер связи между определяемым и приложением.

    29. Обстоятельство, его категориальные признаки, виды обстоятельств и способы их выражения. Обстоятельства присловные и детерминирующие. Основные отличительные признаки детерминирующего обстоятельства. Синкретизм в области обстоятельств. Классификация обстоятельств в школьной грамматической традиции. Члены предложения с двойной синтаксической связью (дуплексивы).

    30. Односоставное предложение. А. А. Шахматов об односоставном предложении. Вопрос о природе главного члена односоставного предложения. Классификация односоставных предложений (общая характеристика).

    31. Структурно-семантические особенности и виды глагольных личных односоставных предложений. Вопрос об определённо-личных и обобщённо-личных предложениях в современной русистике.

    32. Структурно-семантические особенности и виды глагольных неличных односоставных предложений. Специфика и разновидности инфинитивных односоставных предложений.

    33. Структурно-семантические особенности и виды односоставных предложений именного класса. Разновидности односоставных предложений именного класса. Вопрос о номинативных предложениях в современной русистике. Изучение односоставных предложений с главным членом – подлежащим в школе.

    34. Генитивные предложения, специфика их семантики и структуры. Способы выражения их главного члена. Генитивные предложения в их соотношении с безличными и номинативными односоставными предложениями, с полными и неполными структурами.

    35. Нечленимые предложения, специфика их строения, семантики и функционирования.

    Критерии их выделения. Вопрос о вокативных предложениях. Отграничение вокативных предложений от смежных структур.

    36. Неполное предложение, критерии его выделения. Основные типы неполного предложения. Вопрос об эллиптических предложениях. Изучение неполных предложений в школе.

    37. Осложненное предложение, его отличительные признаки (в сопоставлении с распространенным и сложным предложением). Предложения, осложненные однородными членами: специфика их семантики, связей и средств выражения. Однородные и неоднородные определения. Вопрос о предложениях с однородными сказуемыми.

    38. Осложнённое предложение с обособленными членами, выраженными субстантивным оборотом, адъективным оборотом, причастным, деепричастным оборотом, приложением. Вопрос о полипропозитивности таких предложений. Специфика полупредикативных отношений. Общие и частные условия обособления.

    39. Осложнённые предложения с уточняющими и пояснительными членами. Собственно пояснение, его виды и способы его выражения. Уточнение, его виды (ограничение, конкретизация, дополняющее уточнение) и способы его выражения.

    40. Предложения с обособленными обстоятельствами. Условия их обособления. Осложнённое предложение с присоединительным оборотом, его отграничение от парцеллированных конструкций.

    41. Осложнение простого предложения сравнительным оборотом. Дифференциальные признаки сравнительного оборота в его сопоставлении с неполным придаточным сравнительным в составе сложноподчинённого предложения.

    42. Осложнённое предложение с вводными компонентами и вставными конструкциями. Типы вводных компонентов по функции (модальные, эмоциональные, союзные и др.). Функции и форма вставок (словоформа, словосочетание, предложение). Пунктуационное оформление предложений, осложненных вводными и вставными конструкциями.

    43. Обращение. Форма и функции обращения. Простое предложение, осложнённое обращением, и его отграничение от омонимичных с ним конструкций.

    44. Сложное предложение как смысловое, интонационное и структурное целое. Место сложного предложения в системе синтаксических единиц. Дифференциальные признаки сложного предложения, его грамматическое значение и средства выражения.

    45. Структура сложного предложения: открытые/закрытые; гибкие/негибкие структуры; однородного/неоднородного состава; свободные и несвободные (фразеологизированные) модели сложного предложения. Переходные конструкции в области синтаксиса сложного предложения.

    46. Типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению. Типы сложного предложения по цели высказывания; моно- и полифункциональные сложные предложения; сложное предложение с точки зрения эмоциональной окраски его структуры; специфика актуального членения сложного предложения.

    47. Сложносочиненное предложение как структурно-семантический тип сложного предложения; его дифференциальные признаки, сущность грамматического значения и средства его выражения (первичные и вторичные). Сложносочиненные предложения открытой структуры: критерии выделения, разновидности (основные и частные), отграничение от сложносочиненных предложений закрытой структуры. Структурно-семантические разновидности сложносочиненных предложений закрытой структуры (основные и частные).

    48. Общая характеристика сложноподчиненного предложения, его дифференциальные признаки. Основные элементы, структурирующие семантико-синтаксическую модель сложноподчиненного предложения. Отграничение подчинительных союзов от союзных слов. Типы структур сложноподчиненного предложения: структуры с фиксированным и нефиксированным порядком следования предикативных частей; с обратимыми/необратимыми частями; структуры с обратноподчиненными и взаимоподчиненными частями; свободные и несвободные модели.

    49. Краткая история изучения сложноподчиненного предложения. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. Изучение сложноподчиненного предложения в школе.

    50. Сложноподчиненные предложения расчлененной и нерасчлененной структуры. Характер взаимодействия опорного компонента с придаточной частью в нерасчлененных структурах сложноподчиненного предложения. Сложноподчиненные предложения присубстантивно-атрибутивного типа: их дифференциальные признаки; их частные разновидности.

    51. Сложноподчиненные предложения изъяснительного типа: их дифференциальные признаки; их частные разновидности. Трудные случаи квалификации сложноподчиненных предложений присубстантивно-атрибутивного и изъяснительного типа.

    52. Местоименный класс сложноподчиненного предложения в его соответствии расчлененным/нерасчлененным структурам сложноподчиненного предложения. Конкретные разновидности сложноподчиненного предложения местоименного класса, их структурно-семантические особенности, трудные случаи квалификации. Несвободные (фразеологизированные) модели сложноподчиненного предложения местоименного класса.

    53. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры: их общие дифференциальные признаки; их частные разновидности; структурно-семантическая характеристика каждой из них. Трудные случаи в квалификации сложноподчиненных предложений расчлененной структуры. Место и объем изучения сложноподчиненных предложений данного типа в школьной грамматике. Несвободные (фразеологизированные) модели сложноподчиненных предложений расчлененной структуры.

    54. Сложноподчиненные предложения расчлененной структуры со значением сравнения: специфика семантики и строения, конкретные разновидности. Отличие неполных сравнительных придаточных от простого предложения, осложненного сравнительным оборотом. Контаминированные структуры сложных предложений со значением сравнения. Фразеологизированные модели сравнительных сложноподчиненных предложений.

    55. Бессоюзное сложное предложение как особая структурно-семантическая единица синтаксиса, его место в системе сложного предложения. История изучения бессоюзного сложного предложения. Грамматическое значение бессоюзного сложного предложения и основные средства его выражения. Типология бессоюзного сложного предложения: бессоюзные сложные предложения однородного и неоднородного состава; открытой и закрытой структуры; с дифференцированными и недифференцированными отношениями. Бессоюзные сложные предложения с дифференцированными отношениями. Знаки препинания в данном типе структур.

    56. Бессоюзные сложные предложения с недифференцированными отношениями: специфика семантико-синтаксических отношений между предикативными частями, лексического наполнения структуры и интонационного рисунка. Частные разновидности бессоюзного сложного предложения с недифференцированными отношениями. Знаки препинания в данном типе структур.

    57. Понятие о чужой речи и способах ее передачи. Прямая речь. Косвенная речь. Перевод прямой речи в косвенную. Несобственно-прямая речь как контаминация форм прямой и косвенной речи. Структурно-формальные особенности и структурно-семантические разновидности несобственно-прямой речи. Цитация и ее формы. Пунктуационное оформление различных способов передачи чужой речи.

    58. Сложные формы монологической и диалогической речи. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица. Понятие микротемы. Структура сложного синтаксического целого. Средства связи частей, виды связи. Абзац как стилистико-композиционная единица. Сложное синтаксическое целое и абзац.

    59. Диалогическое единство как структурно-семантическая единица диалогической речи. Типы диалогических единств по значению и формальным особенностям.

    60. Принципы русской пунктуации. Система знаков препинания в современном русском языке, их основные функции, виды и специфика употребления.

    Базовая литература для электронной версии лекционного курса

    1. Крючков С. Е. и Максимов Л. Ю. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов… – М. : Просвещение, 1977. – 191 с.

    2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология, Синтаксис / Под ред. Е. И. Дибровой. – М. : Издательский центр «Академия», 2001. – 704 с.

    3. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В. А. Белошапковой. – М. : Азбуковник, 1999. – 928 с.

    4. Современный русский язык: Учебник / Под общей редакцией Л. А. Новикова. – СПб. : изд-во «Лань», 2001. – 864 с.