Символы третьего рейха. Цена победы

В своей автобиографической и идеологической книге Mein Kampf Гитлер заявил, что именно ему принадлежит блестящая идея сделать свастику символом национал-социалистического движения. Вероятно, впервые свастику маленький Адольф увидел на стене католического монастыря близ городка Ламбах.

Знак свастики - крест с загнутыми концами - пользовался популярностью с древнейших времен. Он присутствовал на монетах, бытовых предметах и гербах еще с VIII тысячелетия до Рождества Христова. Свастика олицетворяла жизнь, солнце, благополучие. Гитлер мог увидеть этот архаичный солярный символ в Вене на эмблемах австрийских антисемитских организаций.

Окрестив его хакенкройцем (Hakenkreuz переводится с немецкого как крюковый крест), Гитлер присвоил себе славу первооткрывателя, хотя свастика в качестве политического символа в Германии появилась еще до него. В 1920 году Гитлер, который был пусть непрофессиональным и бездарным, но все же художником, якобы самостоятельно разработал дизайн логотипа партии, представляющего собой красный флаг с белым кругом посередине, в центре которого находилась черная свастика с хищными крючьями.

Красный цвет, по словам лидера национал-социалистов, был выбран в подражание марксистам. Увидев стодвадцатитысячную демонстрацию левых сил под алыми знаменами, Гитлер отметил активное воздействие кровавого цвета на простого человека. В книге Mein Kampf фюрер упомянул «великое психологическое значение» символов и их способность мощно влиять на человека. А ведь именно с помощью управления эмоциями толпы Гитлеру удалось беспрецедентным образом внедрить идеологию своей партии в массы.

Добавив к красному цвету свастику, Адольф придал диаметрально противоположное значение излюбленному колеру социалистов. Привлекая внимание рабочих знакомым цветом плакатов, Гитлер как бы «перевербовывал» их.

Красный цвет в трактовке Гитлера олицетворял идею движения, белый - небо и национализм, мотыгообразная свастика - труд и антисемитскую борьбу арийцев. Созидательный труд загадочным образом трактовался как признак антисемитизма.

В общем, назвать Гитлера автором национал-социалистической символики нельзя, вопреки его утверждениям. Цвет он позаимствовал у марксистов, свастику и даже название партии (слегка переставив буквы) - у венских националистов. Мысль же использовать символику тоже является плагиатом. Она принадлежит старейшему члену партии - дантисту по имени Фридрих Крон, подавшему докладную записку еще в 1919 году партийному руководству. Однако в библии национал-социализма, книге Mein Kampf, имя сообразительного стоматолога не упоминается.

Впрочем, Крон вкладывал иной смысл в данные символы. Красный цвет стяга - любовь к родине, белый круг - невиновность за развязывание Первой мировой войны, черный цвет креста - скорбь по поводу проигрыша в войне.

В расшифровке же Гитлера свастика стала знаком арийской борьбы с «недочеловеками». Когти креста словно нацелены на евреев, славян, представителей других народов, не принадлежащих к расе «белокурых бестий».

К сожалению, древний позитивный знак был дискредитирован национал-социалистами. Нюрнбергский трибунал в 1946 году запретил нацистскую идеологию и символику. Под запрет попала и свастика. В последнее время она несколько реабилитирована. Роскомнадзор, например, в апреле 2015 года признал, что демонстрация этого знака вне пропагандистского контекста не является актом экстремизма. Хотя «предосудительное прошлое» не вычеркнешь, и сегодня свастика используется некоторыми организациями расистского направления.

Что такое свастика? Многие, не задумываясь, ответят - символ свастика использовали фашисты. Кто-то скажет – это древнеславянский оберег, и оба будут правы и не правы одновременно. Сколько же вокруг этого знака легенд и мифов? Говорят, что на том самом щите, который Вещий Олег прибил к дверям Царьграда была изображена свастика.

Что такое свастика?

Свастика – это древнейший символ, появившийся еще до нашей эры и имеющий богатую историю. Многие народы оспаривают друг у друга право на ее изобретение. Изображения свастики находили в Китае, Индии. Это очень значимый символ. Что обозначает свастика - созидание, солнце, благополучие. Перевод слова «свастика» с санскрита означает – пожелание добра и удачи.

Свастика - происхождение символа

Символ свастика - это солнечный, солярный знак. Основной смысл – движение. Земля движется вокруг солнца, четыре времени года постоянно сменяют друг друга – нетрудно заметить, что основной смысл символа – не просто движение, а вечное движение мироздания. Некоторые исследователи объявляют свастику отображением вечного вращения галактики. Свастика – символ солнца, упоминания о ней есть у всех древних народов: на раскопках поселений инков находили ткани с изображением свастики, она есть на древнегреческих монетах, даже на каменных истуканах острова Пасхи есть свастичные знаки.

Изначальный рисунок солнца – кружок. Затем, заметив четырехчастную картину бытия, люди стали пририсовывать к кружку крест с четырьмя лучами. Однако, картинка вышла статичной – а мироздание вечно в динамике, и тогда у лучиков изогнули концы – крест получился движущимся. Эти лучи символизируют еще и четыре значимых для наших предков дня в году – дни летне/зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Эти дни определяют астрономическую смену сезонов и служили знаками, когда заниматься земледелием, когда строительством и другими важными для общества делами.

Свастика левосторонняя и правосторонняя

Мы видим, насколько всеобъемлем этот знак. Очень трудно односложно объяснить – что означает свастика. Она многогранна и многозначна, это знак первоосновы бытия со всеми его проявлениями, и помимо всего прочего, свастика динамична. Она может вращаться и вправо, и влево. Очень многие путают и считают стороной вращения то направление, куда смотрят концы лучей. Это неправильно. Сторона вращения определяется углами изгиба. Сравним с ногой человека – движение направлено туда, куда направлено согнутое колено, а вовсе не пятка.


Левосторонняя свастика

Есть теория, которая говорит, что вращение по часовой стрелке – это правильная свастика, а против – плохая, темная, свастика наоборот. Однако, это было бы слишком банально – правое и левое, черно и белое. В природе все оправданно - день сменяется ночью, лето – зимой, нет разделения на хорошее и плохое – все, что существует, для чего-либо нужно. Так и со свастикой – нет хорошей или плохой, есть левосторонняя и правосторонняя.

Левосторонняя свастика – вращается против часовой стрелки. Это значение очищения, восстановления. Иногда ее называют знаком разрушения – чтобы построить что-то светлое, нужно разрушить старое и темное. Свастику могли носить левым вращением, она называлась «Небесный крест» и была символом родового единства, приношения тому, кто ее носит, помощи всех предков рода и защиту небесных сил. Левосторонняя свастика считалась знаком осеннего солнца – собирательная.

Правосторонняя свастика

Правосторонняя свастика вращается по часовой стрелке и обозначает начало всего сущего – рождение, развитие. Это символ весеннего солнца – созидательная энергия. Его еще называли – Новородник или Солнечный крест. Символизировал он силу солнца и процветание рода. Знак солнца и свастика в этом случае равноправны. Считалось, что наибольшую силу он дает жрецам. Вещий Олег, о котором говорили вначале, имел право носить этот знак на своем щите, поскольку ведал, то есть знал Древнюю Мудрость. От этих верований и пошли теории, доказывающие древнеславянское происхождение свастики.

Славянская свастика

Левостороняя и правосторонняя свастика славян называется – и Посолонь. Свастика коловрат наполняет светом, оберегает от тьмы, Посолонь дает трудолюбие и духовную стойкость, знак служит напоминанием, что человек создан для развития. Эти названия – только два из большой группы славянских свастических знаков. Общим у них были кресты с загнутыми лучами. Лучей могло быть и шесть, и восемь, загнуты они и вправо, и влево, каждый знак имел свое название и отвечал за определенную охранную функцию. Основных свастических символов у славян 144. Помимо вышеназванных у славян были:

  • Солнцеврат;
  • Инглия;
  • Сварожич;
  • Свадебник;
  • Перунов свет;
  • Небесный вепрь и еще многие виды вариаций на основе солярных элементов свастики.

Свастика славян и фашистов - отличия

В отличие от фашистской, у славян не было строгих канонов в изображении этого знака. Лучей могло быть сколько угодно, они могли быть сломаны под разными углами, могли быть и закруглены. Символ свастика у славян - приветствие, пожелание удачи, тогда как на съезде нацистов в 1923 году Гитлер убедил сторонников, что свастика обозначает борьбу с евреями и коммунистами за чистоту крови и превосходство арийской расы. Свастика фашистская имеет свои жесткие требования. Это и только это изображение – немецкая свастика:

  1. Концы креста должны быть заломлены в правую сторону;
  2. Все линии пересекаются строго под углом 90°;
  3. Крест обязательно должен находиться в белом круге на красном фоне.
  4. Правильно говорить не "свастика", а Hakkenkreyz

Свастика в христианстве

В раннем христианстве часто прибегали к изображению свастики. Ее именовали «гаммированный крест» из-за схожести с греческой буквой гамма. Свастикой маскировали крест во времена гонений на христиан - катакомбного христианства. Свастика или Гаммадион была основной эмблемой Христа вплоть до конца Средневековья. Некоторые специалисты проводят прямую параллель между христианским и свастическим крестами, называя последний «кружащийся крест».

Свастика в православии активно использовалась до революции: как часть орнамента священнического облачения, в иконописи, во фресках, которыми расписаны стены церквей. Однако, существует и прямо противоположное мнение – гаммадион – это сломанный крест, языческий символ, к православию не имеющий никакого отношения.

Свастика в буддизме

Со свастикой можно столкнуться везде, где есть следы буддийской культуры, она – след стопы Будды. Буддийская свастика, или «мандзи» обозначает многосторонность миропорядка. Вертикальной черте противопоставлена горизонтальная, как отношение небо/земля к отношению между мужским и женским. Поворот лучей в одну сторону подчеркивает стремление к доброте, мягкости, в противоположную - к твердости, силе. Этим дается понимание невозможности существования силы без сострадания, а сострадания без силы, отрицание всякой односторонности, как нарушения мировой гармонии.


Индийская свастика

Свастика в индии не менее распространена. Существуют лево- и правосторонние свастики. Вращение по часовой стрелке символизирует мужскую энергию «инь», против – женскую «янь». Иногда этот знак обозначает всех богов и богинь в индуизме, тогда, на линии пересечения лучей добавляют знак «ом» - символ того, что все боги имеют общее начало.

  1. Правое вращение: обозначает солнце, его движение с востока к западу - развитие вселенной.
  2. Левое вращение олицетворяет богиню Кали, магию, ночь - сворачивание вселенной.

Запрещена ли свастика?

Знак свастики был запрещен Нюрнбергским трибуналом. Незнание породило массу мифов, например, то, что свастика обозначает четыре соединенные буквы «Г» - Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс. Однако, эта версия оказалась полностью несостоятельна. Hitler, Himmler, Göring, Goebbels – ни одна фамилия не начинается на эту букву. Известны случаи, когда из музеев изымались и уничтожались ценнейшие экземпляры, содержащие изображения свастики в вышивке, на украшениях, древнеславянские и раннехристианские обереги.

Во многих европейских странах существуют законы, которые запрещают фашистскую символику, однако принцип свободы слова практически неоспорим. Каждый случай использования символики нацизма или свастики имеет вид отдельного судебного разбирательства.

  1. В 2015 году Роскомназор разрешил использовать изображения свастики без целей пропаганды.
  2. В Германии жесткое законодательство, регламентирующее изображение свастики. Известны несколько решений судов, запрещающие или разрешающие изображения.
  3. Во Франции принят закон, запрещающий публичную демонстрацию нацистских символов.

Людям, которые смотрят на Адольфа Гитлера, как на воплощение всего самого плохого, что может быть и на нацистскую Германию как на воплощение Мирового Зла и Армию Тьмы (прошу простить мне лишний пафос) советую не читать нижеприведенные размышления. И вообще задуматься о том, чей ЖЖ они читают.
Несмотря на неприветливое вступление размышления будут совсем не о деяниях нацистах, а о сопровождении их, если можно так выразиться.
У каждой страны есть сейчас практически обязательный набор атрибутов: Флаг, Герб, Гимн для государства в целом и множество более мелких атрибутов (чтобы далеко не ходить за примерами - флаг Российского Морского Флота). Сейчас время гораздо спокойнее, чем первая половина прошлого века (по крайней мере на первый взгляд), способы влияния на человеческую массу поменялись на более совершенные и гос.символика напоминает сейчас больше дань традиции, чем что-то еще. Может я не прав, но из Российской символики мне с ходу вспоминается наш трехцветный флаг (1. ненавижу гибрид "триколор". 2. у меня не проходит ощущение, что значение флага упорно забывается) и орел-мутант, который глазеет по сторонам, в место того чтобы хотя бы изредка смотреть прямо перед собой. Да, есть, как я говорил, более "мелкие" атрибуты, но я сейчас веду речь все же об общегосударственной символике и мотивах в ней.
СССР в этом плане будет побогаче, хотя и не на много: серп и молот (рабочий и колхозница), пентаграммка. Куча агит-плакатов, но есть какие-то общие мотивы (красный цвет, пролетариат и т.д). Каюсь: как связанны социализм и красный цвет я не помню. Кажется все несколько глубже, чем "пламя..." не то упомянутого "..социализма", не то "...борьбы" с кем-то там или за что-то там (ну не всплывают сейчас цитаты из речей Ленина).
В плане государственной символики мне нравится Третий Рейх. Да, я понимаю почему так: Гитлеру, который выводил страну из кризиса и укреплял свою власть были нужны рычаги давления на людскую массу, а продуманная символика в этом ой как помогает. Может быть, если покопать, в том же СССР все окажется не менее интересно, но в этом плане у меня есть определенные сомнения.

Флаг Рейха все помнят?

С самым "страшным" символом при виде которого на лицах прохожих обычно отражается неудовольствие и неприязнь. То, что свастика символизирует собой арийскую расу я утверждать не собираюсь. Но с тем, что свастика на редкость древний символ, обозначающий по меньшей мере солнце, встречающийся во множестве (если не в каждой) культур, среди которых и предки-славяне, я надеюсь никто спорить не станет. На редкость положительный символ со множеством производных. И если бы не предубеждение, то, скорее всего, сам бы носил в том или ином виде. Проблема в том, что этот символ под моральным запретом, а там, где этот запрет нарушается обычно напоказ выставляется нацистская составляющая. Ничего особенного против такой составляющей я не имею, просто она отвлекает внимание от сути, что не есть хорошо.

С гербом все не менее любопытно.

Орла и в нашей сегодняшней стране почитают. Правда опять же как дань традиции, поскольку птица эта больше имперская. помимо нее та же свастика, дубовые листья. Если порыться в интернете и книгах этот набор символов разбирают в буквальном смысле по перышку. Дубовые листья - один из мотивов. Который встречается помимо герба на наградах, плакатах и используется столь же широко, сколько и орел со свастикой. К сожалению определенного толкования не вспоминаю и не могу найти.

Ко всему прочему в Рейхе была большая любовь к рунам, как показатель связи с прошлым. За примером далеко ходить не надо - всеми виденная эмблема:

Да, пример уже уходит в область частностей, но мотив рун был, все-таки, общим для Германии тех лет.

В общем-то я буду даже рад, если окажусь не прав на тему символики Рейха и в современном обществе или в том же СССР кто-нибудь найдет что-нибудь не мнение любопытное. Но пока порядок вещей остается таким, что в плане атрибутики Рейх мне более чем просто приятен.
PS. вся информация в посте в основном подчерпнута из памяти. с другой стороны практически то же самое можно без труда найти в гугле на первых страницах.

Символы Германии, которые существуют на сегодняшний день - это не просто изображения, это логотипы, которые представляют собой целое государство. И в каждом из них кроется своя история.

Немецкий триколор

В каждой стране есть Гимн, Герб и Флаг. Это три атрибута, без которых не может обойтись ни одно государство. Германия - не исключение. Каждый символ из перечисленных прошёл немалый путь и может многое о себе рассказать.

Немецкий орёл сильно похож с римским. Точнее, это его модификация, если можно так сказать. В далёком 800 году Карл Великий приказал восстановить фундаментальный символ могучей птицы и после этого провозгласил орла эмблемой своего государства. Однако изображением-талисманом немецкой столицы является, как ни странно, медведь. Это животное - символ Германии. Причем в качестве герба он был принят в Берлине в XIII веке. Медведь является символом силы и предусмотрительности.

Дубовые листья

Многие слышали про орла, однако не всем известен ещё один символ Германии. Дубовый лист - именно о нём идёт речь. В Германии дуб издавна считался “немецким” деревом. На это есть несколько весомых причин. Одна из них кроется в том, что прочная древесина и листья с ярко выраженными линиями ещё с далёких времён существования германцев стали полноправными символами стойкости, мужества и бессмертия.

Спустя некоторое время дуб приобрёл ещё одно значение, став символом верности. После 1871-го года, когда была создана Германская империя, стали довольно популярными. Они очень быстро распространились. Практически везде: на монетах, орденах и даже памятниках можно было видеть этот национальный символ Германии, который благополучно заменил устаревший лавровый лист.

Земли Германии

Все знают, что эта страна поделена на федеральные земли, которых всего 16. Самой крупной является Бавария, а самой маленькой - Саар. Каждая из земель имеет свой флаг и свой герб. И, надо сказать, они отличаются намного более сложными изображениями, чем государственные символы Германии. Хотя некоторые флаги и гербы земель известны каждому.

Например, флаг Баварии - белые и голубые ромбы, идущие в ряд. Ведь именно такая эмблема красуется на автомобилях BMW. Герб федеральной земли Бавария - это два льва, которые держат четырёхчастный щит. Внутри него, кстати, красуется ещё один небольшой щиток.

Хочется отметить, что практически на половине гербов немецких земель изображены животные. Например, на эмблеме земли Баден-Вюртемберг изображено три грифона, Берлин символизирует медведь, Бранденбург - орёл, Эссен - лев, а Нидерзаксен - конь. На остальных гербах красуются здания, архитектура и другие интересные изображения. Бремен можно узнать по красной эмблеме с серебряным ключом, Гамбург - замок с тремя башнями, а Северный-Рейн Вестфалия - это река и конь.

Каждый народ имеет свою собственную символику, которая отражает традиции и характер нации, который долгое время формировался в ходе её богатой истории. Так и изображения, красующиеся на сегодняшний день на гербах земель, берут своё начало в очень глубокой древности, и имеют непосредственное отношение к истории германского народа.

Цветочный символ

Говоря про национальные символы Германии, хотелось бы отдельным вниманием отметить такой малоизвестный, как василёк. Все знают, что у каждой страны есть “своё” растение. В Германии таковым является василёк - нежный и невероятной красивый цветок, растущий в полях. Он считается символом счастливого предзнаменования. Интересно то, что во временя правления Вильгельма Первого этот цветок был символом владычества. Тогда у василька появилось даже второе название - “цветок императора”. Таким образом, “растительными” символами Германии является даже несколько представителей - это василёк и дуб, о котором уже говорилось выше.

Гимн Германии

И, наконец, несколько слов о национальном гимне страны. Ведь, как уже было сказано, символы Германии - это не только флаги и гербы. Это ещё и гимн. Это устный символ страны, который словами способен передать то, что наиболее полно характеризует как государство, так и народ, живущий в нём. Авторство “Песни немцев” принадлежит Йозефу Гайдну, композитору, и поэту Гоффманну фон Фаллерслебена. В дословном переводе название гимна означает “Германия - превыше всего”. В песне чувствуется патриотизм народа, их любовь к своей стране, традициям и всему, что связано с их Родиной. Возможно, именно на этой любви и держится это могучее и сильное государство.

Национал-социализм, как и любое другое движение, основанное на принципах тоталитаризма, придавал символическому языку огромное значение. Тщательно разработанный символический ряд должен был, по мнению Гитлера, воздействовать на сознание масс и, минуя логику и здравый смысл, чисто магически убедить их в судьбоносности национал-социализма, вызвать ностальгию по героическим временам, а желание вернуть героику нордических первоначал превратить в поддержку нацистского движения. Ведущим символом национал-социализма считается свастика. Это один из тех основных символов, которые были весьма широко распространены в самой глубокой древности. Уже в VI тысячелетии до н.э. свастика имела хождение в Иране. Позднее она встречается на Дальнем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии, в Тибете и Японии. Широко использовала свастику и доэллинская Греция. Греческий меандр обязан своим происхождением этому символу. Не обошел этот знак и коренных жителей Американского континента. На Кавказе и в Литве свастика в качестве орнаментального украшения использовалась еще совсем недавно - до середины XX века. Значение этого символа точно не установлено. По мнению Рене Генона, свастика - одна из разновидностей горизонтального креста, символ центра, полюса, основополагающего Принципа. Отрезки, образующие загнутые концы, в данном толковании символизируют окружность, манифестированный мир. Левое и правое вращение символа в этом контексте смысловой нагрузки не несет, поскольку вся разница заключается в том, с какой стороны смотреть на вращение, снизу или сверху. Однако самый распространенный взгляд на свастику заключается в том, что в этом символе видят солярный знак. Геополитик Карл Хаусхофер считал, что свастика - символ грома, огня и плодородия у древних арийских магов. При этом характерно то, что никаких исторических доказательств использования свастики германскими племенами нет. Сам Гитлер видел в свастике прежде всего символ творческого движения и превосходства арийцев над другими народами. Однако не национал-социалисты привнесли этот символ в новейшую историю. На флаг НСДАП свастика сошла с герба общества "Туле". Более органичным и доказательным с точки зрения расовой теории, было использование нацистами рун, легших в основу письменности древнегерманских и скандинавских народов. Однако, подобно еврейскому алфавиту и старшим арканам Таро, рунический строй имел еще магическое и мантическое значения. Каждая руна не только фиксировала определенный звук, но также имела собственное имя и магическую функцию. Из "Старшей Эдды" известно, что открытие чудесных свойств рун принадлежит Одину (Вотану), сделанное им во время обряда посвящения самому себе на мировом древе Иггдрасиль. Именно магическая функция Футарка привлекала нацистов. Гитлер опасался каббалистов, оперирующих сефиротами, и в противовес еврейским козням, использовал охранительные свойства рун, которые, как и все арийское, должны быть могущественнее колдовства низших рас. Две руны (соулу, зиг), символизирующие солнечный диск в движении, а также гром и молнию, составляют знак СС. Руна (тейваз), посвященная Тюру, богу войны, использовалась, наряду с одиночной руной, в эмблеме "Гитлерюгенд" с целью привить молодежи воинственность. В обрядах, связанных с сельским хозяйством, часто применялась руна (альгиз), руна защиты с идеографическим значением корней и ветвей. В символический ряд Третьего рейха также включены орел и дуб (дубовые листья), апеллирующие к имперскому началу. Эти символы государственности хорошо известны со времен Императорского Рима и часто встречаются в роли атрибутов абсолютной власти. "Мертвая голова", служившая эмблемой в эсэсовской дивизии того же названия, была заимствована у розенкрейцеров, но в отличие от молвы, которая приписывала этому символу значение смерти и разрушения, имела первоначально совсем иной смысл, связанный с победой духа над материей. Цвет в нацистской символике был представлен триадой красное-белое-черное. "Как национал-социалисты мы видим нашу программу в нашем флаге. Красное поле символизирует социальную идею движения, белое - идею националистическую. Свастика - борьба за победу арийского движения и в то же время - свастика символизирует творчество", - говорил Гитлер Раушнингу. Хотя присутствие свастики в национал-социалистическом движении и не заслуга Гитлера, разработка нацистского стяга в основном принадлежит ему. Гитлеру также принадлежит идея личного штандарта, который был призван отмечать присутствие вождя. Не исключено, что фюрер использовал свой личный штандарт и в качестве оберега.

  • - закон, "устранявший страдания народа и государства", предоставлявший Гитлеру чрезвычайные полномочия и конституционные основы для режима диктатуры...

    Энциклопедия Третьего рейха

  • - См. Имперская служба труда...

    Энциклопедия Третьего рейха

  • - Созданный в 1935 правительственный орган, занимавшийся вопросами перевооружения и подготовки Германии к войне. В него входили высокопоставленные армейские офицеры и некоторые руководители нацистской партии...

    Энциклопедия Третьего рейха

  • - Единая организация, созданная в сентябре 1933 в результате унификации всех национальных объединений, союзов крестьян и сельскохозяйственных кооперативов Германии...

    Энциклопедия Третьего рейха

  • - Антонин - чеш. композитор, муз. теоретик и педагог. Чл. Ин-та Франции...

    Музыкальная энциклопедия

  • - К восьми символам благоприятного предзнаменования относятся раковина, зонтик, накидка, волшебный узел, рыба, лотос, ваза и Колесо Закона...

    Словарь символов

  • - см. Государственный герб; Государственный гимн...

    Большой юридический словарь

  • - Σύμβολα, 1. δίκαι α̉πò συμβόλων, см. "Έκκλητος πόλις; 2...

    Реальный словарь классических древностей

  • - пластическая операция: замещение дефекта кожи полового члена лоскутом, выкроенным из кожи мошонки...

    Большой медицинский словарь

  • - 1. условные знаки, понятия, явления, идеи 2. условное обозначение какой-либо величины в науке...

    Большой экономический словарь

  • - 1. условные знаки, понятия, явления, идеи; 2. условное обозначение какой-либо величины в науке...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - чешский композитор, был профессором теории композиции в Париже. Большую сенсацию произвели в свое время его "Trente-six fugues pour le piano d"après un nouveau système"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Ре́йха Антонин, чешский композитор, музыкальный теоретик, педагог. Совершенствовался у Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, А. Сальери. С 1808 жил в Париже. Музыка близка стилю венских классиков...
  • - "" - официальное изо-творчество и архитектура фашистской Германии. Эклектически соединило в себе черты классицизма, романтизма, реализма 19 в., а также стиля модерн...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Не хвались замужеством третьего дня, а хвались третьего года! См. ОДИНОЧЕСТВО -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - мед. массаж, использующий сильную вибрацию узловых участков торса, шеи и головы, резкие удары и толчки для стимулирования некоторых рефлексов...

    Словарь иностранных слов русского языка

"символы третьего рейха" в книгах

В столице «третьего рейха»

Из книги Лифт в разведку. «Король нелегалов» Александр Коротков автора Гладков Теодор Кириллович

В столице «третьего рейха» Теплым апрельским вечером Владимир Петрович Коротких высадился на вокзале Фридрихштрассе в Берлине. На перроне его встретил шофер торгпредства и отвез в общежитие для сотрудников на Гейвебергштрассе. Собственно говоря, массивное

ГЛАВАРИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

автора Ильин Вадим

ГЛАВАРИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

«Как правитель Третьего рейха…»

Из книги Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945 автора Баур Ганс

«Как правитель Третьего рейха…» Гитлер выразил мне благодарность после завершения и этой серии полетов во время избирательной кампании. Он мне сказал тогда, что хочет купить Ju-52. Я выяснил, что завод Юнкерса готов продать такой самолет Гитлеру; как оказалось, он стоил 275

6. В СЕРДЦЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Из книги Большая игра автора Треппер Леопольд

6. В СЕРДЦЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА В 1933 году, вскоре после прихода Гитлера к власти, Харро Шульце-Бойзен, 23-летний немецкий аристократ, внучатый племянник знаменитого адмирала Тирпица, и его друг, еврей Анри Эрлангер, были арестованы эсэсовцами. Шульце-Бойзен уже несколько лет

ГЛАВАРИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Из книги Тайны смерти великих людей автора Ильин Вадим

ГЛАВАРИ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Дисколет из Третьего рейха

Из книги 100 великих тайн [с иллюстрациями] автора

Дисколет из Третьего рейха Попалась нам недавно на глаза любопытная рукопись. Ее автор работал долгое время за границей. В Монтевидео, в Парагвае, довелось ему познакомиться с бывшим узником лагеря КП-А4, располагавшегося под Пенемюнде, в северной Германии, где, как ныне

На руинах Третьего рейха

Из книги Кто брал Рейхстаг. Герои по умолчанию... автора Ямской Николай Петрович

На руинах Третьего рейха Днем 2 мая 1945 г., когда прошло всего несколько часов с момента капитуляции гарнизона Рейхстага и бои шли лишь в западных районах Берлина, вокруг здания германского парламента царило подлинное столпотворение. Из воспоминаний В. Чернышева: «Еще

НЛО – ТАЙНА "ТРЕТЬЕГО РЕЙХА"?

Из книги Загадочные явления автора Резько И.

НЛО – ТАЙНА "ТРЕТЬЕГО РЕЙХА"? Как-то так получилось, что отсчет "тарелочной" эпидемии стали вести с июля 1947 года, после случая, происшедшего с американским бизнесменом Кеннетом Арнольдом, который из своего собственного самолета в течение трех минут наблюдал цепочку

Эскизы Третьего рейха

автора Первушин Антон Иванович

Эскизы Третьего рейха Эти трое: Дитрих Эккарт, Эрнст Рём и Герман Эрхардт – были не просто правыми реакционерами, стоявшими у истоков политической карьеры Адольфа Гитлера. Эти люди вольно или невольно создали первую атрибутику Третьего рейха, заложив основы

Религия Третьего рейха

Из книги Оккультный Гитлер автора Первушин Антон Иванович

Религия Третьего рейха Это очень важный момент. Потому я отдельно обращаю на него ваше внимание.Усилиями Гиммлера национал-социалистическая идеология должна была стать официальной религией Третьего рейха, в рамках которой фюрер рассматривался как бог (или как пророк

Солнце Третьего рейха

Из книги Пришельцы государственной важности автора Прокопенко Игорь Станиславович

Солнце Третьего рейха Март 1943 года. Советскому резиденту в Берлине попадают в руки особо секретные документы из фотолаборатории вермахта. Загадочные снимки изображают край черного диска, обрамленный огненной короной. Через сеть связных микрофильм доставляют в Москву. К

РОЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Из книги Взлет и падение третьего рейха. Том I автора Ширер Уильям Лоуренс

РОЖДЕНИЕ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА В канун рождения третьего рейха Берлин лихорадило. Веймарской республике - это было ясно чуть ли не каждому - пришел конец. Агония республики длилась уже более года. Генерала Курта фон Шлейхера, как и его предшественника Франца фон Папена, мало

Сторонники Третьего рейха

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Сторонники Третьего рейха В 1939–1941 годах все просоветские люди в Прибалтике смогли реализовать свои политические убеждения. К осени 1941 года советская оккупация сменяется нацистской. И тут же на политической сцене появляются две политические силы: местные патриоты и

ДИСКОЛЕТ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

Из книги 100 великих загадок XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

ДИСКОЛЕТ ИЗ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА (Материал С. Зигуненко)Попалась мне недавно на глаза любопытная рукопись. Ее автор долгое время работал за границей. В одной из стран Латинской Америки ему довелось познакомиться с бывшим узником лагеря КП-А4, располагавшегося под Пенемюнде,

Символы Третьего рейха

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Символы Третьего рейха Национал-социализм, как и любое другое движение, основанное на принципах тоталитаризма, придавал символическому языку огромное значение. Тщательно разработанный символический ряд должен был, по мнению Гитлера, воздействовать на сознание масс и,